Ночлежка

Деятельность благотворительного фонда по предоставлению приюта бездомным

Существует множество тонкостей и нюансов по открытию приюта для бездобных, которые необходимо учесть перед открытием такого приюта. Он не может распологаться просто в обычном арендованном доме. Необходимо соблюсти немало норм законодательства. Такое помещение должно быть определенной планировки, рассчитано на определенное количество человек, обеспечено в соответсвии с санпиновскими нормами местом для сна, электричеством и водоснабжением. Помещение должно быть свободно от прав третьих лиц, т.е. должно быть предоставлено местной администрацией в безвозмездное пользование либо по льготной арендной ставке.

Для выполнения требований, предъявляемых к помещениям, в которых могут проживать люди, можно опираться на Свод правил по проектированию и строительству «Здания учреждений временного пребывания лиц без определенного места жительства СП 35-107-2003, одобренный постановлением Госстроя России от 06.05.2003 № 55 и Санитарно-эпидемиологические требованиями к устройству, оборудованию и содержанию гостиниц и иных объектов размещения людей, подготовленные Роспотребнадзором.

При создании приюта для бездомных следует обязательно учитывать мнение местных жителей. Во избежание возникновения конфликтных ситуаций следует провести среди населения разъяснительную работу: расклеить листовки, опубликовать материалы в муниципальной прессе, провести встречи с жителями и т.д.

Требования районного подразделения Роспотребнадзора и пожарной инспекции, предъявляемые к приюту, совпадают с требованиями к гостиницам и общежитиям. В нормативной документах, в которых изложены требования указанных ведомств, самостоятельно разобраться достаточно сложно, поэтому необходимо получить всю необходимую информацию через налаженное взаимодействие с должностными лицами соответствующих ведомств.

Например, при определении списка требований пожарной инспекции нужно определить категорию помещения: оно может учитываться как общежитие, гостиница или как административное помещение с комнатами отдыха. Для упрощения выполнения требований местной пожарной инспекции лучше получить рекомендации от ее сотрудников — какая категория помещения наиболее оптимальна.

Несмотря на важность «человеческого фактора» при согласованиях, необходимо понимать, что для устойчивой работы приюта и для прозрачности взаимодействия с контролирующими инстанциями все согласования должны быть сделаны до того, как приют начнет работать.

Санкт-Петербургская благотворительная общественная организация помощи бездомным «Ночлежка»

Санкт-Петербургская благотворительная общественная организация «Ночлежка» появилась в 1990 году в Петербурге.

Мы кормим, обогреваем, помогаем с документами, работой, оформлением инвалидностей, пособий, устройством в интернаты, в поиске родственников и отъезде домой, оспариваем незаконные сделки с недвижимостью и защищаем права людей без дома и регистрации.

Мы благотворительная организация, поэтому самостоятельно ищем спонсоров, гранты, субсидии и собираем пожертвования на работу наших проектов. «Ночлежка» — это 40 сотрудников, сотни волонтёров и тысячи людей, которым мы смогли помочь.

Миссия фонда

Помощь бездомным людям и людям без регистрации, содействие формированию в России эффективной системы профилактики бездомности, помощи бездомным и их социальной реабилитации

География деятельности

Санкт-Петербург

Направления деятельности

Поддержка бездомных

Виды помощи

Материальная, информационная, социальная работа, квалифицированная юридическая помощь, гуманитарная, организация и проведение мероприятий

Способы привлечения пожертвований

Регистрационные данные:

Санкт-Петербургская благотворительная общественная организация помощи бездомным «Ночлежка»
Дата регистрации: 20.07.2011

Чему научилась «Ночлежка»: Григорий Свердлин — о пути самой известной службы помощи бездомным в России

18 сентября издательство фонда «Нужна помощь» представило книгу Кэтлин Келли Дженас «Успех социального стартапа. Как запускаются, растут и меняют мир лучшие социальные проекты» о социальном предпринимательстве и устойчивом развитии некоммерческих организаций. Дженас пять лет общалась с руководителями успешных американских НКО, основателями стартапов Силиконовой долины и их инвесторами. На основании этих интервью она сформулировала пять стратегических принципов, которые приводят к резкому росту социальных стартапов.

Директор благотворительной организации «Ночлежка» Григорий Свердлин рассказал, что если бы прочел эту книгу раньше, то его команда сэкономила бы немало нервов и сил. Путь, который занял у организации восемь лет, можно было пройти за пять, отметил он.

«Такие дела» попросили Григория Свердлина прокомментировать принципы Кэтлин Дженас и объяснить на примерах из своего опыта управления организацией, что можно было улучшить и каких ошибок избежать.

Фото: предоставлено Григорием Свердлиным из личного архива

Какой была «Ночлежка»

Я пришел в «Ночлежку» в 2010 году как координатор пункта обогрева, а через полгода стал ее руководителем. Тогда «Ночлежка» была, с одной стороны, организацией с почти двадцатилетней историей. С другой стороны, ее известность была довольно локальна, годовой бюджет составлял в шесть раз меньше, чем сейчас, — порядка 10 миллионов рублей в год, и это совсем немного для благотворительной организации, которая пытается решить проблему такого масштаба.

Атмосфера была, честно говоря, напряженная. На одном из первых собраний, где я оказался, соцработники просили уволить фандрайзера (специалист, который привлекает средства для организации. — Прим. ТД) в его же присутствии, потому что им было непонятно, чем он занимается. Вместо фандрайзера они предлагали нанять еще одного соцработника.

Уровень зарплат тоже не способствовал хорошей атмосфере: людям приходилось висеть на шее у родителей или супругов либо работать одновременно на трех работах. В офисе сыпалась штукатурка, случались протечки, на потолках, в коридорах и комнатах был грибок, запах соответствующий. Я недели две раздумывал, ввязываться ли во все это или проще организовать что-то новое. Все-таки решил остаться. С тех пор мы довольно много прошагали.

Принцип первый: проверка идей

«Откуда нам знать, что это сработает?»

Одной из наших главных ошибок стала реализация гипотез без предварительного общения с профессионалами. Один такой показательный случай вспоминается сразу. В начале 2012 года мы решили, что нужно делать фандрайзинговое событие для VIP-гостей. Мне даже сейчас трудно описать формат мероприятия, потому что получилась какая-то солянка. У нас была идея провести музыкальный фестиваль в ресторане, с дорогими билетами и аукционом. Сейчас я понимаю, что это было провально уже на стадии идеи. Аукцион, музыкальный фестиваль и ресторанная вечеринка — сложные мероприятия сами по себе, а уж объединять их в одном событии тем более трудно. С таких сложных форматов начинать не стоило, нужно было сделать что-то маленькое и простое. Мы тогда чудом не ушли в минус.

Хоть и не потеряли деньги, но потеряли силы и нервы

Сегодня мы пришли к тому, что если мы берем новый формат, то сначала советуемся с людьми, которым доверяем, в том числе с зарубежными коллегами. Например, перед тем как запустить ночной приют в Петербурге — место, куда можно прийти и просто переночевать, мои коллеги ездили в Финляндию, чтобы посмотреть, как это работает у них, потому что в России такого не было. И это очень полезно, потому что о каких-то вещах ты просто не думаешь на стадии идеи.

Сейчас мы планируем открыть в Петербурге кафе, в котором жильцы нашего приюта будут получать новую профессию и стажироваться. Это так называемое транзитное трудоустройство: люди несколько месяцев работают в кафе, а после него устраиваются в другие заведения и уступают свои места следующим жильцам. Сейчас нам удалось найти деньги, чтобы отправить двух наших сотрудников на стажировку в Оксфорд, где они проведут неделю в подобных проектах.

Принцип второй: оценка эффективности

«Не все, что считается важным, можно посчитать»

Перед началом каждого года мы формулируем, каких показателей хотим добиться по привлечению частных и корпоративных пожертвований, средств от государства, — и тут все относительно просто. Раз в месяц наша команда собирается и смотрит, идем ли мы по плану, сколько у нас подписчиков, какой средний размер пожертвований.

С кампаниями по социальной рекламе, с одной стороны, тоже просто измерить результат, потому что можно посмотреть, сколько публикаций в СМИ, денег и подписчиков они принесли. С другой стороны, большинство наших кампаний просветительские — у них нет цели прямо сейчас собрать больше пожертвований. Мы ставим их целью изменить отношение к бездомным и повысить узнаваемость «Ночлежки». У нас, конечно, пока нет ресурсов, чтобы после каждой кампании проводить исследования и проверять, изменилось ли восприятие людей, повысилась ли наша узнаваемость. Хотя страшно хочется понять, насколько наш совокупный информационный вал меняет или не меняет отношение общества.

Другая сложность в части оценки эффективности — это понимать, насколько мы помогли в наши проектах напрямую благополучателям. Мы знаем, сколько еды раздали в рамках «Ночного автобуса», сколько людей постирали вещи в «Культурной прачечной». Но основная цель нашей работы — помочь людям выбраться с улицы. Здесь с оценкой сложнее, потому что, когда человек выходит из нашего приюта и снимает себе жилье, зачастую связь с ним теряется. Понятно, что многие не звонят ежемесячно своему соцработнику, чтобы рассказывать, как дела. Но нам очень нужна информация, что случилось с человеком. Тех, у кого не сменились номера телефонов, мы обзваниваем сами, но продолжаем думать, что можно было бы сделать еще.

Принцип третий: привлечение финансов

«Эксперименты позволяют пополнять бюджет НКО»

По части финансов мы многое делали интуитивно. Первые два года перед нашей командой стояла одна главная задача — задача выживания. В 2011 году у нас несколько раз оставалось денег буквально на неделю-две работы. Главная проблема была в том, что 80% из 10 миллионов рублей были зарубежными деньгами — грантами иностранных благотворительных фондов, и было непонятно, успеем мы получить их и выплатить зарплату или нет. Это была очень опасная ситуация, потому что финансирование из-за рубежа сокращалось, а мы зависели от него целиком и полностью. Сейчас, конечно, ситуация изменилась: 80% пожертвований у нас из России, но тогда нужно было срочно привлекать частные пожертвования и пожертвования от бизнеса.

Мы долго делали сайт, не до конца понимали его важность. Как сделали, то сразу же увидели рост частных пожертвований. Кстати, еще одна наша ошибка — мы слишком долго полагались на СМС-переводы, а зря. Сейчас пользуемся ими только в специальных случаях. Уже много лет сайт для нас основной канал пожертвований.

Принцип четвертый: рассказывать об организации

«То, что вы достойный человек, еще не означает, что вы достойны внимания прессы»

Когда я пришел, у «Ночлежки» было три логотипа, да и в целом вся коммуникация была очень разнородной и не создавала единого впечатления. Мой прошлый опыт работы маркетологом и бренд-менеджером помог мне и команде выстроить общение «Ночлежки» с внешним миром. Потому что весь маркетинг и брендинг — это про умение смотреть на себя глазами аудитории, к которой ты обращаешься.

В 2012 году мы сделали первую большую социальную рекламу, «Мраморные люди против каменных сердец». Всю работу выстраивали по новой: создавали группы в соцсетях, новый сайт, рассылку, контакты со СМИ. Мы перестраивали свое сознание, понимая, что не должны сидеть и ждать, когда издания захотят про нас написать. Мы должны были сами поставлять им интересный контент.

Принцип пятый: лидерство как сотрудничество

«Нанимай не торопясь, увольняй быстро»

Как я уже сказал, когда я только стал директором, ситуация была непростая. Еженедельно все сотрудники обсуждали все вопросы, не было разделения обязанностей и не было соответствия между полномочиями и ответственностью. Этими двумя проблемами я и занялся в первую очередь.

Из моих личных кадровых ошибок: несколько раз я брал на работу людей, которых не стоило на нее брать. Например, тех, кто слишком быстро выгорал и начинал выжигать все вокруг себя. А я, будучи довольно мягким человеком, не сразу набирался сил, чтобы расстаться с ними. Теперь я почти всегда могу сразу распознать людей, которые особенно подвержены выгоранию, и деструктивных людей, которым присущи манипулирование, настраивание одних сотрудников против других, заряженность на конфликт. И не принимаю ни тех, ни других на работу.

Во-вторых, несмотря на то что многие сотрудники работают в «Ночлежке» еще дольше меня, некоторая текучка все-таки была. Часть людей отсеялась на стадии разделения обязанностей и полномочий. Часть — просто потому, что зарплаты были маленькие и они не могли в одночасье подняться.

Приют для бездомных Ночлежка

Делимся итогами своей работы в апреле. Точно можно сказать, что это был один из самых непростых месяцев, но и один из самых наполненных. Спасибо за то, что поддерживали и помогали нам и вместе с нами. Вот, что получилось в апреле: ⚓ Итоги работы петербургских проектов прямой помощи в апреле: 🚌 Ночной автобус В апреле за помощью на стоянках автобуса обратились 235 человек, которым мы выдали 1936 порций горячего ужина. Медики-волонтеры восемь раз выезжали в рейс с Ночным автобусом Ночлежки и оказали помощь 278 раз. 🌙 Ночной приют В апреле 141 человек 1236 раз останавливался переночевать в приюте Ночлежки в Обухово. Медики-волонтеры 8 раз приходили в приют. Они помогли постояльцам 108 раза. 🔥 Пункты обогрева 17 апреля закончила работу палатка в Гавани Васильевского острова, на это закрылся сезон работы Пунктов обогрева. В апреле в палатке на Васильевском 235 человек переночевали 583 раза. Медики-волонтеры дважды приезжали в Пункт обогрева. Они помогли людям 25 раз. Все медики, которые помогают нам в Ночном автобусе, Ночном приюте и Пунктах обогрева — волонтеры . Сердечно благодарим каждого из медиков и ассистентов за работу. 🧺 Культурная прачечная В прошлом месяце в связи с пандемией прачечная работала всего две недели. За это время 71 человек выстирал и высушил свои вещи 105 раз. Этот проект работает при поддержке сети прачечных самообслуживания Prachka.com. 📞Консультационная служба В апреле специалисты по социальной работе дали бездомным людям 178 очных консультации и 578 телефонных консультаций общей длительностью 25 часов 58 минут. Юристы дали 11 консультаций. Специалисты Консультационной службы помогли — 4 людям устроиться на работу — 1 человеку помогли стать на учет в СПИД-центр — 14 людям получить медицинскую помощь — 1 человеку получить полис ОМС — 2 людям определить гражданство — 4 людям восстановить паспорт гражданина РФ — 1 человеку помогли получить СНИЛС Троим людям оплатили пошлины за государственные и нотариальные услуги. Для 98 человек мы получили корреспонденцию. Для 8 человек специалисты Ночлежки написали необходимые запросы в государственные учреждения. Четверым выдали жетоны и проездные. 🛌 Реабилитационный приют В апреле в Реабилитационном приюте на Боровой, 112Б жили 44 человека, 5 из них покинули приют. Трое устроились на работу с проживанием, двое были выселены за нарушение правил. Психологи Ночлежки провели 151 индивидуальную консультацию для 43 человек, а также 8 групповых занятий, на которых люди учатся справляться со стрессом, работать со своими эмоциями, снимать напряжение. 🏠 Дом на полдороги В апреле в Доме на полдороги, реабилитационном приюте Ночлежки для людей с алкогольной зависимостью, жили 10 человек. Семеро продолжают проходить реабилитацию, а трое съехали на другое жилье, не согласившись оставаться в приюте в режиме карантина. За минувший месяц в приюте прошли 39 консультаций психологов, 4 психотерапевтических группы; 4 занятия по укреплению памяти, внимания и мышления и две лекции. Дом на полдороги работает при поддержке Фонда президентских грантов. ⭐Итоги взаимодействия Ночлежки с государственными органами и чиновниками в апреле Для очередного заседания Совета по вопросам попечительства в социальной сфере под председательством вице-премьера Татьяны Голиковой подготовили ряд предложений, как помочь бездомным людям в крупных городах во время пандемии. В них мы просим развернуть круглосуточные приюты для бездомных. Мы узнали о незаконном вывозе бездомных людей в Сочи и о том, что их оштрафовали за нарушение режима самоизоляции и направили обращения в Генеральную Прокуратуру РФ, аппарат Уполномоченного по правам человека в РФ, Уполномоченного по правам человека в Краснодарском крае, и Прокуратуру Краснодарского края, чтобы разобраться в ситуации. Обратились в Пенсионный Фонд РФ с просьбой наладить процесс автоматического начисления пенсий работающим бездомным пенсионерам. 🚀Опыт, которым мы поделились с коллегами в апреле Сотрудники Ночлежки дали 24 онлайн и телефонных консультации для сотрудников благотворительных организаций и волонтеров из Алушты, Владивостока, Калининграда, Кандалакши, Кирова, Минска, Москвы, Мурманска, Нижнего Тагила, Перми, Петербурга, Самары, Саратова, Тольятти. А еще дали целое интервью для исследователя российской бездомности из Барселоны! Методические материалы о бездомности и работе с бездомными людьми на сайте Ночлежки скачали 90 раз. Сайт «Что делать», где мы собрали инструкции по восстановлению документов в апреле посетили 17536 человек из 83 регионов России. ⚡Акции, которые мы провели в апреле Ночлежка присоединилась к акции «Помоги соседям», организованной проектом . Теперь специалисты нашей Консультационной службы каждый рабочий день принимают звонки от людей, которые заказывают бесплатные сытные обеды. На сегодняшний день курьеры уже отвезли нуждающимся 48 668 обедов. Кроме того мы запустили акцию «Ты не один», благодаря которой каждый человек может помочь тому, кто в беде, и сделать это бесконтактно. Достаточно собрать набор с продуктами и средствами гигиены и оставить его недалеко от своего дома. К акции уже присоединились жители Краснодара, Вологды, Сургута, Твери, Москвы и Петербурга. С 27 апреля сотрудники и волонтеры московского филиала Ночлежки бесконтактно передают людям бесплатные горячие ужины, которые готовят повара бара Стрелка. Так за последнюю неделю прошлого месяца еду получили 1200 человек. 🐨 Как поддержать Ночлежку Спасибо вам, друзья, за каждую из этих цифр. Это с вашей поддержкой и помощью мы можем делать так много. Если вы хотите поддержать Ночлежку — оформите регулярное пожертвование на нашем сайте: http://r.homeless.ru/6lcQx