Новый Иерусалим — что это?

Достопримечательности Истры и монастыря в Новом Иерусалиме

Среди интересных мест в Подмосковье особое занимает Истра в Новом Иерусалиме, а как добраться до этого города и что посмотреть в нем, может подсказать любой путеводитель или справочник для путешественников по Московской области.

Что посмотреть?

Хотя г. Истра ассоциируется с Новым Иерусалимом, когда-то заложенным патриархом Никоном в точном соответствии с библейскими местами, помимо религиозных памятников здесь есть много всего другого, не менее интересного.

Осмотреть этот небольшой город полностью вполне можно за один день, причем до всех его достопримечательностей можно дойти пешком.

Оказавшись здесь, нужно увидеть:

  1. Новоиерусалимский монастырь со всеми его соборами, башнями, внутренними церквями и постройками.
  2. Силоамская купель.
  3. Гефсиманский сад.
  4. Скит патриарха Никона.
  5. Музей деревянного зодчества.
  6. Конюшни и скотник.
  7. Деревянные скульптурки из сказки про курочку Рябу.
  8. Музей (выставочный зал) «Новый Иерусалим».
  9. Мост для пешеходов с одним пилоном.
  10. Места, связанные с А.П. Чеховым.
  11. Площадь Революции.
  12. Городской парк.
  13. Дом культуры и отдыха.
  14. Вознесенская церковь.
  15. Сквер с мемориалом павшим защитникам и освободителям Истры и крестом Никона.
  16. Театр драмы Истры.
  17. Пожарный корпус и его музей.
  18. Рынок «Фермерский дворик».
  19. Церковь Жен Мироносиц.
  20. Скульптуры у школы Искусств.
  21. Площадь Дружбы.

В город Истра нужно ехать в погожий день, с комфортной температурой и в удобной обуви. Если будет лить дождь, будет холодно или же устанут ноги, то вместо обилия позитивных и светлых эмоций останутся только плохие воспоминания.

Монастырский комплекс

Осмотр Новоиерусалимского монастыря в Истре нужно начать с Воскресенского собора, его главной архитектурной и смысловой доминанты.

Воскресенский собор

Внешне собор интересен не только причудливым сочетанием архитектурных стилей, сделавшим его похожим на теремок из народных сказок, но и красивыми фризами, бордюрами и наличниками из керамики, с одной стороны похожими на вологодские кружева, а с другой – очень напоминающие что-то индийское и ближневосточное.

Глядя издали на Воскресенский храм Новоиерусалимского монастыря невозможно пропустить не колокольню или крыльцо, а большую ротонду, сверкающую тяжелым куполом-шатром с диаметром в 18 метров и тремя рядами слуховых окон. Благодаря этим окнам в ясный день внутри создается неповторимое освещение, что тоже является аргументом в пользу экскурсии при хорошей погоде.

Внутри храма, в центральной части ротонды стоит кувуклия, в точности имитирующая оригинальную кувуклию из гробницы в израильском храме Гроба Господня. Здесь же находится икона Божьей Матери, знаменитая «Троеручица» с человеческой кистью из серебра.

С этой иконой связана интересная полуистория-полулегенда. К сожалению, посмотреть на нее вблизи очень сложно, потому что перед «Троеручницей» всегда «насмерть» плотными рядами стоят как на коленях, так и обычно, толпы верующих.

Поэтому намного проще осмотреть не икону, а камень Помазания и гигантский золотой иконостас из 12 ярусов.

Очень интересны переходы в соборе, на голубом фоне стен, с обилием лепнины в духе позднего барокко, можно увидеть иконы-картины, представляющие библейские сюжеты. Религиозные каноны живописи на них сведены к минимуму, причудливо переплетясь с классическим исполнением, напоминающим работы мастеров Возрождения. Очень необычно и действительно красиво.

Подземная церковь

Появление церкви Константина и Елены связано с легендой о найденном, разумеется, не в Истре, а в Израиле, кресте, на котором был распят Иисус. По преданию, исполняя повеление императора Константина, крест обнаружили на глубине 6 метров. Именно настолько и заглублена эта церковь, вниз ведут всего лишь 33 ступени.

Экскурсии именно в этом месте не особо интересные, гиды говорят много, но совершенно ни о чем. Лучше побродить внутри, просто читая таблички. Очень интересно выглядит ров, предназначенный для отвода в сторону грунтовых вод. Он облицован белыми изразцами и создает издали впечатление известняковой прожилки. Многие туристы бросают в него монетки.

Палаты и церковь Рождества Христова

Храм Рождества Христова представляет собой не только церковное здание, это единый комплекс, который объединяет:

  • церковь;
  • трапезные палаты с тремя залами;
  • покои настоятеля;
  • больничные палаты;
  • квасные погреба;
  • мастерские палаты солодежников и кузнецов;
  • караульные.

Комплекс часто называют палатами царевны Татьяны Михайловны, это связано с тем, что все здания были выстроены на ее деньги и с учетом ее пожеланий.

В принципе, это единственное место здесь, где иерусалимская ассоциация отсутствует полностью, так же, как и копирование библейских мест. Экскурсии по палатам очень интересные, особенно те, которые рассказывают об устройстве квасного производства и погребов, о статусном разделении трапезных и об обустройстве караульных.

Все здания выстроены строго в привычном национальном варианте барокко, то есть похожи на постройки московского Кремля, теремки и так далее.

Церковь Входа Господня

Расположена прямо над центральными воротами, которые являются ее составляющей частью.

Символизирует вход Иисуса в Иерусалим и составляет единый архитектурный ансамбль со стенами и башнями.

Защитные постройки

У Нового Иерусалима в Истре есть и оборонительные постройки, экскурсионная программа которых позволит отвлечься от обилия информации, связанной с религиозными сооружениями.

Оборона Нового Иерусалима в Истре включает в себя:

  1. 9 башен.
  2. Стены с толщиной 3-4 метра и высотой 9,6 метров.
  3. Бойницы в 3 ряда, позволяющие вести подошвенный, навесной (машикули), ружейный бой.
  4. Внутренний парапет и «боевые» ходы.

Это очень серьезно и даже прогрессивно для военного искусства 17-18 веков и характеризует истринский монастырский комплекс, как практически неприступную крепость.

Каждая из башен увенчана «шатром» со световым барабаном, а названия свои они получили, разумеется, в соответствии с наименованиями ворот Старого Города в Израиле. Рядом с башнями есть постаменты с пушками, бывшими на вооружении монастырского подворья от 17 до 19 веков.

За пределами территории, напротив Иноплеменничьей башни, расположен источник с родниковой и освященной водой – Силоамская купель. Экскурсии по монастырю спускаются к нему, поэтому отдельно обходить стены с целью увидеть родник не нужно.

Выйти из комплекса Нового Иерусалима лучше всего через Елизаветинские ворота, так как они выходят сразу же в Гефсиманский сад, через который можно пройти к скитам, постоять над Истрой и продолжить прогулку уже за пределами стен, окружающих монастырские храмы.

Когда открыт монастырь и какова стоимость посещения?

Храмы и музеи монастырского комплекса открыты для посещений в таком графике:

  • со вторника по пятницу – с 10:00 до 18:00;
  • по субботам – с 10:00 до 21:00;
  • по воскресеньям – с 10:00 до 19:00.

Экскурсии доступны в этом же временном режиме, время работы гидов совпадает с часами работы музеев и храмов комплекса.

Распорядок работы касс несколько иной:

Время до закрытия, когда еще пускают туристов – 30 минут, но нужно понимать, что за полчаса осмотреть монастырь, его музеи и церкви просто не получится, даже поверхностно.

Что же касается ценовой политики, то посещение музеев, территории и церквей монастыря обойдется от 255 до 455 рублей. Сумма будет зависеть от того, какой перечень объектов будет выбран и будут ли требоваться услуги гидов.

На оплате экскурсий вполне можно сэкономить, у входа в комплекс и над его кассами есть подробная схема всего монастырского подворья, а гидов при желании можно послушать, стоя неподалеку от туристических групп, так как рассказывают они достаточно громко.

Видео: новоиерусалимский монастырь.

Как доехать?

Точный адрес этого интересного места – Истра, Новоиерусалимская набережная, строение 1. Из Москвы в Истру можно доехать на личном автомобиле, на автобусе и на электричке.

На автомобиле схема проезда: Волоколамское шоссе – Новорижское шоссе – Волоколамское шоссе. Съезд на Новорижское нужен для объезда пробок неподалеку от Красногорска. Если их нет, то можно на него и не сворачивать, а проехать до Истры напрямую по Волоколамскому.

В том, как добраться на автобусе, тоже нет ничего сложного. Рейсы отходят от остановочного пункта Тушино, это у выхода из метро на станции «Тушинская». Нужен автобус 372, отходит он очень часто, каждые 10-20 минут, начиная с 7:00 и заканчивая в 22:00. Стоимость – 114 рублей, билеты продают и водители, и кондуктора, если они есть. В пути автобус находится около часа, если не становится жертвой пробки.

Отсюда же отправляются маршрутки и тут же ищут попутчиков-пассажиров частные водители.

Вся Московская область пронизана железнодорожным сообщением и путешествовать по ней удобнее всего именно на электричках. До Истры можно доехать с Рижского вокзала. Электрички ходят очень часто, первый поезд отходит в 4:10, а последний состав в Истру отправляется в 00:06.

Стоимость проезда на электричке составит:

  • 120 рублей – полный общий билет;
  • 60 рублей – стоимость для «льготников»;
  • 30 рублей – цена для детского билета.

Преимущества поездки в пригородном поезде очевидны:

  1. Доступность туалета, что важно всегда, но особенно актуально при поездке с детьми.
  2. Отсутствие опасности застрять в многокилометровых пробках, где одинаково стоят и автобусы, и маршрутки, и машины.
  3. Прибыв в Истру, по пути к монастырю можно увидеть много всего интересного, то есть, фактически сразу же начать познавательную прогулку.

В пути поезд находится от 1 часа 15 минут до полутора часов, что ничуть не дольше, чем поездка на автобусе, маршрутке или автомобиле.

Планируя съездить в Истру, нужно посетить официальный сайт Нового Иерусалима и уточнить, какие именно места монастыря доступны, нет ли изменений в рабочем графике и, разумеется, время проведения служб, во время которых всегда очень много людей, мешающих и осмотру, и простому передвижению по комплексу.

Также нужно понимать, что в этом месте нет ни одной целой оригинальной постройки, так как монастырь был полностью разрушен в ходе подмосковных боев во время войны. Здания восстановлены, в некоторых частично сохранились оригинальные фрагменты, некоторые выстроены заново «с нуля». На каждом из зданий есть соответствующие информирующие таблички, которые подробно описывают, что именно видит путешественник.

В целом Новый Иерусалим место интересное, устроено в нем все очень современно и удобно, варианты билетов тоже продуманы, единственное, чего не хватает многим обычным туристам, не паломникам, так это возможности подняться на колокольню для панорамного обзора.

Русская Православная Церковь

Храм Воскресения Словущего на Арбате в Москве (подворье Иерусалимской Православной Церкви)

Дата создания: 1688 г. Описание:

Центральное благочиние Московской городской епархии

История

Известно, что на том месте, где сейчас находится храм Воскресения Словущего на Арбате, во второй половине XVI в. стояла деревянная церковь святого апостола Филиппа. Нынешний каменный храм был освящен Патриархом Московским Иоакимом в 1688 г.

Церковь сильно пострадала во время Отечественной войны 1812 года, сильно обветшавший храм предполагалось упразднить, однако в 1817 г. принимается решение об открытии при церкви св. ап. Филиппа представительства Иерусалимской Православной Церкви. Это событие было связано с обращением Патриарха Иерусалимского Поликарпа к императору Александру I с просьбой о даровании Иерусалимскому Патриархату московского подворья, где могли бы останавливаться монахи братства Святого Гроба Господня для сбора пожертвований на восстановление сгоревшего в 1808 г. храма Воскресения Господня.

После открытия подворья главный престол церкви был переосвящен в честь Воскресения Словущего (Обновления храма Воскресения в Иерусалиме), также устроены два придела — в честь св. ап. Филиппа и в честь иконы Божией Матери «Иерусалимская». Капитальный ремонт, реставрация и восстановление иконостаса были закончены к 1851 г. В 1852 г. храм был торжественно освящен святителем Филаретом, митрополитом Московским.

В 1918 г. подворье было упразднено; сам храм в советское время не закрывался. Деятельность подворья была возобновлена в 1989 г.

Престолы

Главный престол освящен в честь Воскресения Словущего (Обновления храма Воскресения в Иерусалиме), приделы — в честь св. ап. Филиппа и иконы Божией Матери «Иерусалимская», приставной престол в честь свт. Николая Чудотворца.

Святыни

Чтимые иконы Божией Матери «Иерусалимская», «Скоропослушница», «Ахтырская».

Богослужение

Божественная литургия совершается ежедневно в 9.00, в дни великих праздников накануне совершается всенощное бдение в 18.00.

По будням Литургию предваряет утреня в 8.00.

***

Настоятель храма — архимандрит Стефан (Диспиракис), представитель Патриарха Иерусалимского при Патриархе Московском и всея Руси. Страна: Россия Город: Москва Адрес: 121019, Москва, Филипповский пер., д. 20 Телефон: +7 (495) 690-57-01 Web-сайт: www.podvorie.orthodoxy.ru Родительская организация: Иерусалимская Православная Церковь Настоятель: Стефан, архимандрит (Диспиракис)

Ново-Иерусалимский монастырь: уголок Святой Земли в городе Истра Московской области

В 50 километрах от Москвы – замечательное место, пейзаж которого на удивление напоминает израильские земли, где стоит храм Гроба Господня. Здесь свой Гефсиманский сад, подобный тому, где Иисус молился перед казнью.

Концепция монастыря

Река, названная на картах Истра, здесь переименована в Иордан, где крестился Христос. В Воскресенском соборе все рассказывает о Крестном пути Христа. Внутри храма – кувуклия, часовня, в которой находится Гроб Господень. У входа – камень, подобный тому, с которого Ангел указал на место захоронения Христа.

В начале Скорбного пути – храм-темница, где в оковах Спаситель провел ночь перед казнью. Наверху – Голгофа, гора, на которой позорной казни предавали преступников. Крест для нее привезли по заказу из Иерусалима.

Напротив входа в храм – камень миропомазания. Здесь лежал Иисус, снятый с креста. Справа от входа похоронен патриарх Никон, по замыслу и под руководством которого построен в XVII веке Ново-Иерусалимский Воскресенский ставропигиальный мужской монастырь, об особенностях которого пойдет речь.

Ново-Иерусалимский храм – живая икона

Место для строительства монастыря выбрал Патриарх всея Руси Никон, который задумал построить под Москвой «копию Святой Земли» – икону на местности с глубоким символическим смыслом. По замыслу Никона, монастырь должен стать центром православного мира для славянских народов.

Об основании храма

Молодой царь Алексей Михайлович, будущий отец Петра I, безгранично доверял патриарху и поддержал грандиозный замысел. Свое любимое детище патриарх основал в Подмосковье в 1656 году – резиденция Патриархов должна расположиться недалеко от царской столицы, но чуть в стороне. Это символизировало отношение светской и церковной власти.

Сам никогда не бывавший в Иерусалиме, патриарх Никон все силы употребил для воплощения в жизнь замысла – создать точное подобие Иерусалимского храма Воскресенья Господня, чтобы русский народ созерцал места страстей и Воскресенья Христова. Он заботился о тех, кто не мог побывать на Святой Земле. Модель храма Гроба Господня, сделанную из слоновой кости, Никону прислал в дар иерусалимский патриарх Паисий.

Особенности создания обители

Возводя монастырь в излучине реки Истры на высоком холме, патриарх Никон принялся воссоздавать своеобразный город-храм с точной копией окрестностей Иерусалима, подобие святых мест Палестины. Географические наименования изменили: окружавшие монастырь холмы именовались Елеонским и Фаворским, сёла – Преображенское, Назарет, Капернаум.

Быстрая извилистая река Истра получила название Иордан. Ручей, обтекающий монастырский холм – Кедронский поток. Город Истра до 1930 года именовался Воскресенском. Перепланировали и окрестности будущей обители: лес на берегу Истры вырубили, чтобы достичь сходства с пейзажем на Святой Земле, укрепили и насыпали холм, на котором возвели монастырь.

Пользуясь доверием царя, патриарх Никон фактически управлял страной. Энергичный и властный патриарх проводил церковные реформы по европейскому образцу. Встречая недовольство бояр, противостоял ему решительно, даже жестко. Противников реформ преследовали и казнили. Действия Никона привели к страшному церковному расколу.

В 1658 году патриарх утратил доверие царя и удалился в монастырь, где лично руководил строительством Нового Иерусалима, как он называл свое детище. Патриарх хотел объединить здесь людей, чтобы они вместе молились, ценили жизнь и друг друга.

В 1666 году Никона лишили сана и отправили в отдаленный Ферапонтов монастырь простым монахом, вменив в вину иерусалимское переименование местности. Строящийся монастырь, чье строительство из-за опалы Никона прервалось на 14 лет, стали называть просто Воскресенским.

Архитектурно-ландшафтный ансамбль монастыря

В центре земель, предназначенных для монастыря, на глазах изумленных современников под руководством патриарха Никона, стал возникать Новый Иерусалим.

Что находится на территории

Здесь воспроизведена гора Голгофа, пещера Гроба Господня, место трехдневного погребения и Воскресения Спасителя. Территорию монастыря застроили деревянными сооружениями. Царь Алексей Михайлович жаловал обители новые вотчины в разных уездах, так что монастырь стал крупнейшим землевладельцем.

В центре монастырской территории на холме, названном Сионом, возвели главный собор по подобию храма Гроба Господня в Иерусалиме. Чтобы повторить его архитектуру, собор составили из четырех частей: центральный крестово-купольный храм, ротонда вокруг Гроба Господня, подземная церковь Константина и Елены, колокольня.

Воскресенский собор, являясь копией храма Гроба Господня, лишен суровости прототипа. В его облике отразились чаяния русского народа о райской красоте Горнего мира, о светлой жизни вечной.

Архитектурное устройство Воскресенского собора

Собор напоминает русский терем, украшенный снаружи наличниками и карнизами, фризами и балюстрадами. Многоглавая композиция собора напоминает по форме пирамиду. Строили ее методом объединения независимых друг от друга частей в неделимое сооружение.

Наличники окон, столбы, карнизы и даже иконостас оплетали растительные узоры, покрывали невиданной красоты изразцовые цветы и травы. Самый красивый узор – павлиний глаз в виде цветка граната. Керамические пояса, декорированные растительными узорами, украшают внешнюю и внутреннюю отделку храма.

Узкие высокие окна, украшенные орнаментом, и множество лепнины создают неповторимую архитектуру храма, созданного в стиле барокко. Гигантский шатровый купол диаметром 23 метра покрывала цветная черепица.

Под главным куполом храма – место Гроба Господня, над которым роскошная высокая кувуклия с сенью из нескольких золоченых колонн, а в ней – резное изображение воскресшего Спасителя, сияющего лучами. Наверху кувуклии – золоченый крест.

У стены, на каменной четырехугольной гробнице, распростерта плащаница, заменяющая гроб, в которую вделана небольшая частица от Гроба Господня. Над ней – изображение воскресшего Спасителя с хоругвию в руке, символом победы над смертью.

В семиярусном алтаре – хоры, красные и судные ворота, перед которыми камень повития и помазания. На таком камне в Иерусалиме Иосиф и Никодим обвили плащаницей и помазали снятое с креста Тело Господне.

В соборе – 12-ярусный иконостас высотой 24 метра, украшенный позолотой, на иконах которого изображена Дева Мария с маленьким Иисусом, 12 апостолов и почитаемые святые. Около иконостаса – две сени: зеленая – для Патриарха, красная – для царя.

Воскресенский собор – единственное точное воспроизведение храма Гроба Господня в Иерусалиме. Необычная сложность строения, множество приделов (29 в одном соборе), особенности богослужения и устава – все перешло в Воскресенский собор от иерусалимского образца.

Ротонда – в традициях церковного строительства и храмовой архитектуры таких ротонд не бывает. Но в храме Гроба Господня у нее особая функция – она возведена над местом, где погребен Спаситель. Семиярусная колокольня с часами и верхушкой в виде луковичного купола восстановлена в 2010 году.

Для колокольни отлито 15 колоколов, один из них – стопудовый. Подземный храм Константина и Елены, уходящий на 6 метров под землю, примыкает к храму Воскресенья. В Иерусалиме подобная церковь вырублена в скале. В Подмосковье ее окружили рвом, чтобы уберечь от разрушения сыростью.

Крепостные стены

Строительные работы в монастыре, остановившиеся после ссылки Никона, возобновились во времена правления Федора Алексеевича, ученика Никона. Царь приписал Новому Иерусалиму 20 монастырей и пожаловал новые земли, активно участвовал в благоустройстве обители.

В 1861 году опального тяжело больного патриарха Никона Федор Алексеевич вернул из ссылки. Удрученный годами опалы, Никон скончался в пути. Тело патриарха погребено в Воскресенском соборе в приделе Иоанна Предтечи под Голгофой. В конце XVII века деревянная ограда вокруг монастыря по царскому указу заменена крепостной стеной.

Каменная стена вокруг монастыря высотой 9 м., шириной – 3 и протяженностью 920 метров. Углы и изломы скрасили семь однотипных башен. Западные ворота украшала восьмая, Елизаветинская башня. Башни новоиерусалимского комплекса – обычный художественный элемент русских оград, без защитной функции, имеют палестинские названия: Гефсиманская, Дамасская, Сионская, Давидов дом, Входоиерусалимская.

У одной из башен по периметру стены – осиновая крыша, напоминание о предательстве, ведь Иуда после своего преступления повесился на осине. Трехпролетная арка Святых Ворот увенчана церковью Входа Господня в Иерусалим, вертикальная конструкция которой смотрится торжественно и строго.

Палаты Нового Иерусалима

По пути к реке – скит патриарха Никона. Здесь жил опальный патриарх, уединенно молился, ходил на рыбалку, принимал гостей, омывая им ноги.

Два нижних этажа четырехэтажного здания – служебно-хозяйственные помещения. На третьем этаже – приемная комната патриарха и церковь Богоявления Господня. На плоской крыше скита – восьмигранная церковь апостолов Петра и Павла, миниатюрная звонница и небольшая келья с местом для сидения из камня.

Западная часть ансамбля представлена палатами – Трапезными, Архимандричьими, Больничными, Кузнечными, Караульными, объединенными в целостную постройку, которую украшают белокаменные наличники, освежающие огромные окна полуциркулярной формы.

От храма Константина и Елены 33 ступени, изготовленные по числу земных лет жизни Христа, ведут вниз к Святому источнику. В годы богоборчества вода в нем мгновенно исчезла, будто в наказание за издевательство над верой и храмами. Источник возродился сам после того, как службы в заброшенном монастыре возобновились.

Храмы и постройки монастыря

  1. Воскресенский собор.
  2. Церковь Рождества Христова.
  3. Надвратная церковь Входа Господня в Иерусалим.
  4. Церковь Константина и Елены.
  5. Палаты царевны Татьяны Михайловны.
  6. Братские корпуса.
  7. Настоятельские покои.
  8. Башни и стены ограды.
  9. Келейный корпус.
  10. Святой источник.
  11. Скит патриарха Никона.
  12. Церковь Богоявления Господня.

Новая церковь Рождества Христова возведена в два этажа в стиле барокко. Внизу – храм для богослужений, вверху – светлое помещение с окнами в 2 яруса.

Надвратная церковь построена в виде восьмерика на четверике и стоит на воротах с тремя пролетами, каждый из которых именуют по-своему: Красные ворота, Вход Иисуса в Иерусалим, Въездные ворота.

Над Красными воротами – изображение Христа. Арки поддерживаются колоннами, украшенными зубчатым орнаментом. В позолоченном резном иконостасе – иконы «Воскрешение Лазаря» и «Иисус с учениками в доме Лазаря».

Церковь Константина и Елены – подземная церковь, уходящая в землю на 6 метров, прообраз того места, где был найден Животворящий Крест Господень. Римский император Константин объявил христианство официальной религией, его мать Елена, распространяла христианство и организовала раскопки в иерусалимской пещере, где был погребен Иисус Христос.

Там нашли крест, на котором распяли Спасителя, на месте пещеры Елена повелела устроить церковь. В церкви Подмосковья – большой иконостас чеканной работы с образами Иисуса Христа и Богородицы. Выше – Голгофский Крест с молящимися по краям Константином и Еленой.

Возрождение и современность

В 1919 году монастырь был закрыт. С 1921 года на территории монастыря работало два музея. В 1941 году Воскресенский собор фашисты взорвали. Крест рухнул на землю, но не сгорел, хотя вокруг полыхал пожар. После взрыва собора кувуклия с Гробом Господним тоже уцелела. В 1959 году пострадавший монастырь восстановили, и музей возобновил работу.

В июле 2008 года монастырь посетили Президент России Дмитрий Медведев и патриарх Алексий II, после чего был создан Фонд по восстановлению монастыря. В 1994 году Воскресенский Новоиерусалимский собор вернули церкви, а музей открыли в новом здании, по соседству. В 2016 году восстановление, на которое потрачено 10 миллиардов рублей, окончательно завершено, обновленный красивый собор радует прихожан.

В монастыре проводятся экскурсии, работает воскресная школа для детей и взрослых, гостиница для паломников. В 44 церквах монастыря поочередно идут службы. У кувуклии с Гробом Господним всегда стоит очередь. Здесь оставлена часть старого настила из булыжника, по которому ходил патриарх Никон и царь Алексей Михайлович.

Патриарх объявил, что обитель должна развиваться как центр духовно-воспитательной работы. С этой целью активизируется работа по сохранению и расширению архитектурно-художественного музея на территории монастыря.

В музее – 180 тысяч единиц разнообразных экспонатов архитектурных, исторических, этнографических и художественных коллекций. Шедевры Айвазовского, Шишкина и Левитана, Пикассо и Кустодиева, Дюрера, Фалька и Фаберже. В музее устроена постоянная экспозиция «Русское искусство. Церковное и светское искусство XVI-начала XX веков.» Здесь собраны предметы живописи, иконостасы, скульптуры, мебели и декоративно-прикладного искусства.

В экспозиции «Особая кладовая» – предметы декоративно-прикладного искусства из драгоценных металлов XVI -XX веков: шитье, предметы церковного обихода, произведения русских мастеров из эмали бытового серебра.

Отдельная экспозиция посвящена предметам из монастырских храмов и ризниц, материалам архитектурных раскопок и экспонатам музея памяти патриарха Никона. В музее представлены богословские книги и рукописи, зарубежные и русские иконы, картины и фрески, коллекция оружия.

Рядом с музеем – Гефсиманский сад и парк, где расположена конная школа, здесь можно прокатиться на лошади. Музей деревянного зодчества сохранил в первозданном виде деревенские подворья, бани и мельницы.

Святыни и монастырский некрополь

  1. Главная святыня – Гроб Господень находится в кувуклии, небольшой купольной часовне.
  2. Голгофа с крестом, то место, где распяли Иисуса. Внутри – кипарисовый крест, который патриарх Никон заказал в Палестине.
  3. Икона «Господь Вседержитель».
  4. Фрагмент омофора Никона – одеяние для епископа с изображением Иисуса Христа, благословляющего верующих.Сделан из атласа, расшитого золотом. серебром и шелковыми нитями.
  5. Разборная модель иерусалимского храма, сделанная из слоновой кости и кипариса и доставленная в Москву в 1649 году из Иерусалима патриархом иерусалимским Паисием.
  6. Антиминс XVII века – небольшой льняной плат с вшитой в него частицей мощей с изображением погребения Христа. Плат священ Никоном для свершения Божественной Литургии.
  7. Дарохранительница святой Марии Магдалины – святой сосуд из золоченого серебра для хранения Крови и Тела Иисуса.
  8. Чудотворная икона Божьей Матери «Троеручница», присланная патриарху Никону из Афона в 1663 году.
  9. Икона Господа Вседержителя с припавшими к Нему митрополитом Московским Филиппом и патриархом Никоном.

Рядом с церковью Константина и Елены – монастырский некрополь. Здесь погребен прах патриарха Никона, дьякона Н.Никитина, Ивана Шушарина, биографа патриарха Никона. Также здесь погребены члены семей, владевшие окрестными землями возле монастыря, – Бестужевы, Самарины, Нащокины, Оленины, Загряжские, Сухово-Кобылины, жена и сын А.В. Суворова.

Видео: прогулка по монастырю и музейно-выставочному комплексу

Новоиерусалимский монастырь: как добраться и режим работы 2020, адрес и официальный сайт

Фото Новоиерусалимского монастыря

Расписание электричек Тушино — Новоиерусалимская

Расписание электричек Новоиерусалимская — Тушино

Расписание электричек Курский вокзал — Новоиерусалимская

Расписание электричек Новоиерусалимская — Курский вокзал

Расписание электричек Рижский вокзал — Новоиерусалимская

Расписание электричек Новоиерусалимская — Рижский вокзал

Новоиерусалимский монастырь – это одна из самых известных и почитаемых обителей центральной части России, главной особенностью которой является то, что расположенный здесь Воскресенский собор построен по образу и подобию Храма Гроба Господня на Голгофе в Иерусалиме, хотя внешне обители совсем не похожи друг на друга.

Адрес Новоиерусалимского монастыря

Московская область, Истра, ул. Советская, дом №2

Как добраться до Новоирусалимского монастыря

  • На электричке — от Рижского вокзала, Курского вокзала или от станции «Тушино» (рядом находится одноименная станция метро метро). Стоимость проезда от станции «Тушино» меньше, чем от вокзалов, однако в летний сезон поезда могут быть переполнены из-за дачников. Ехать до станции «Истра» или «Новоиерусалимская». Затем идти пешком около 20 минут (2 км), также до обители можно добраться на автобусе, ехать до остановки «Монастырь»
  • На автобусе — от метро «Тушино» до города Истра курсирует автобус № 372, следовать до остановки «Почта», время в пути составит примерно час.

Режим работы Новоиерусалимского монастыря в 2020 г.

Осмотреть обитель можно с 9:00 до 18:00 часов.

Стоимость билетов в Новоиерусалимский монастырь в 2020 г.

  • Вход на территорию бесплатный
  • Имеется экскурсионное бюро, экскурсию можно заказать заранее по телефону +7 (49831) 4-68-38 и +7 (910) 461-18-57 с 9:00 до 18:00.
  • Внимание! Не путайте Новоиерусалимский монастырь и музейный комплекс «Новый Иерусалим», который обладает богатым собранием художественных и исторических ценностей. Вход в музейный комплекс «Новый Иерусалим» платный.

Описание

С высоты птичьего полета Новоиерусалимский мужской монастырь выглядит как возвышающаяся на холме хорошо укрепленная крепость, в центральной части которой расположен златоглавый Воскресенский собор. Его купол в виде шатра с 60 окнами можно назвать визитной карточкой обители.

В Воскресенском соборе, как и в Храме Гроба Господня в Иерусалиме, находятся три главные святыни христиан:

  • Голгофа – небольшая скала, где был распят Христос, (в переводе с греческого слово «голгофа» означает лобное место)
  • Кувуклия – небольшая часовня с Гробом Господень, место погребения Христа
  • Храм Воскресения Спасителя, место живоносного Воскресения Иисуса Христа.

Голгофа, место распятия Христа, расположена на втором ярусе храма, к ней ведет лестница, устроенная справа от главного входа. В небольшой комнате установлен крест, выполненный в Иерусалиме и по размеру совпадающий с Иерусалимским Крестом Господнем. Также здесь установлен камень с трещиной, имитирующий скалу, расколовшуюся в момент смерти Спасителя, когда на нее пролилась кровь Христа.

С западной стороны к храму пристроена ротонда с огромным двухъярусным куполом, в центре которой сооружена кувуклия, то есть часовня с гробом Господня. Здесь расположено ложе, на которое в пещере на склоне горы Голгофы поместили тело Христа.

В храме рядом со входом находится Камень помазания, на который перенесли тело Спасителя, когда сняли с креста, здесь его умащивали миром (благовонным маслом) и подготовили к погребению.

В Новоиерусалимском монастыре, как и в Иерусалиме, вход в храм расположен с южной стороны. В восточной части расположена подземная церковь святых Константина и Елены, находящаяся на глубине в шесть метров. Сохранилось предание, что именно на такой глубине царица Елена обрела Животворящий Крест. Израильский храм Константина и Елены вырублен в скале.

Кроме того, на территории Новоиерусалимского монастыря находятся храмы, построенные в конце XVII века:

  • Трапезная церковь Рождества Христова – в западной части обители
  • Входоиерусалимская надвратная церковь, расположенная над восточными Святыми воротами.

По форме территория монастыря напоминает шестиугольник, огороженный крепостной стеной шириной в три метра. Протяженность ограды – около 1000 метров, а высота – 9 метров. В углах и изломах построено 8 башен, имеющих художественное значение, их названия совпадают с названиями башен старого города Иерусалима.

Некрополь храма расположен около церкви Константина и Елены, а также внутри собора, где похоронены многие уважаемые люди, в том числе и основатель обители Патриарх Никон.

Главки собора возвышаются над приделами, расположенными за главным алтарем. В трех приделах можно увидеть иконостасы, созданные еще при патриархе Никоне.

Из истории

В середине XVII века патриарх Руси Никон и царь Алексей Михайлович решили построить на реке Истре монастырь, подобный находящемуся на Святой земле в Иерусалиме. В те времена на земле Палестины господствовала Османская империя и посещение Иерусалима христианами было связано с опасностью.

Земли на берегу Истры как нельзя лучше подходили для строительства аналога Голгофы: роль реки Иордан играла Истра, возвышенность на востоке территории напоминала гору Елеон, а холм на северо-западе – гору Фавор, парк рядом с обителью мог бы стать аналогом местности Гефсимании — сада у подножия Елеонской горы.

В 1649 году патриарх Иерусалима Пасий привез в Москву модель Храма Гроба Господня, в соответствии с которой и началось возведение Вознесенского монастыря, ставшего аналогом Иерусалимской Голгофы.

Строительство проходило в два этапа: первоначально, в 1658 – 1666 годах храм был построен до кровли, вырыто место для подземной церкви Константина и Елены и была возведена колокольня. Для нее было отлито 15 колоколов, один из них сохранился до наших дней. Для украшения использовались наличники и керамические пояса, установили иконостасы.

После конфликта Никона с царем патриарх попал в опалу, а в конце 1666 года решением Московского собора его лишили духовного сана, он стал простым монахом и был сослан в Ферапонтов монастырь.

Никон так и не увидел основанную им обитель, скончавшись в 1681 году. А достраивал Новоиерусалимский монастырь его настоятель архимандрит Никонор.

Строительство собора возобновилось лишь в 1679 году: была возведена глава над центральной частью храма, над ротондой для гроба Господня установили шатер диаметром 22 метра, была завершена подземная церковь Константина и Елены, освященная в 1690 году.

Несмотря на то, что в плане построенный собор является копией Храма гроба Господня, его отделка и оформление выполнены с использованием элементов древнерусского искусства.

Собор напоминает русский терем, снаружи украшенный наличниками и карнизами, фризами и балюстрадами. Самый красивый узор – павлиний глаз украсил многие используемые изразцы. Этот известный рисунок напоминает цветок граната, на который похожи глазки на павлиньем хвосте.

Внутри храм украшен резьбой и лепниной, выполненными в стиле барокко.

При Советской власти, в 1919 году обитель была закрыта и на ее территории разместился музей.

В декабре 1941 года немецкие войска заняли Истру и оккупировали Новоиерусалим. Перед тем, как уйти, немцы разрушили собор – были взорваны центральная глава, колокольня и купол ротонды.

Восстановление обители началось уже в 1942 году, но только в 1985 была восстановлена центральная глава, а в 1993 году — купол ротонды. И вот совсем недавно, в 2014 году, была воссоздана колокольня. В настоящее время, при поддержке государства, идут работы по восстановлению внутреннего и наружного декора, а также других монастырских построек.

В 1995 году обитель была передана Русской Православной церкви и в настоящее время на ее территории находится Новоиерусалимский монастырь и один из самых больших музеев Подмосковья — Историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим».

Телефон