О чем писали советские газеты?

Источник: Известия @ Борис Клин

1 сентября 1939 года советские люди отправляли детей в школы, готовились к Международному дню юношества и слушали концерт джаза лилипутов

1 сентября 1939 года стало одним из самых черных дней мировой истории. Но это сегодня мы знаем, к чему привело вторжение немецких войск в Польшу. А 80 лет назад советские газеты поместили небольшую новость о произошедшем в разделы международной хроники. «Известия» выяснили, чем жила страна накануне Второй мировой и в первые дни после её начала.

«Военные действия»

«Известия» изначально не называли войной вторжение немецких войск. «Военные действия между Германией и Польшей» — под таким заголовком вышла заметка в номере от 2 сентября 1939 года.

«По сообщению Германского информационного бюро, сегодня утром германские войска в соответствии с приказом германского верховного командования перешли германо-польскую границу в различных местах. Соединения германских военно-воздушных сил также отправились бомбить военные объекты в Польше», — говорилось в сообщении ТАСС, датированном 1 сентября. В газетах они появились 2 сентября. «Известия», кроме того, писали об объявлении всеобщей мобилизации в Англии и Франции, обещавшим Польше поддержку в случае нападения Германии.

Первая полоса «Известий» от 2 сентября 1939 года @ Фото: ИЗВЕСТИЯ

Никаких комментариев, собственных репортажей, лишь несколько небольших заметок. В их числе — изложение речи Гитлера, объяснявшего причины войны с Польшей и коснувшегося в выступлении ратифицированного пакта о ненападении между Германией и СССР. Всё это публиковалось на последней полосе, наряду с информацией из других стран — например, из Китая, где тогда шла война с Японией, а также о росте безработицы в США и новых автомобильных рекордах там же.

А первая полоса «Известий» 2 сентября, да и почти весь номер были посвящены итогам внеочередной сессии Верховного Совета, который ратифицировал пакт Риббентропа–Молотова, утвердил прогрессивную шкалу сельскохозяйственного налога вместо твердой ставки и принял новый закон о всеобщей воинской обязанности. К последнему мы ещё вернемся.

Статья в «Известиях» от 2 сентября 1939 года @ Фото: ИЗВЕСТИЯ

4 сентября «Известия» сообщили об объявлении Англией и Францией войны Германии — довольно скупо, как и о ходе военных действий. При этом ещё 2 сентября польское правительство распространило коммюнике, в котором говорилось, что «канцлер Гитлер объявил о начале войны» и «ситуацию нужно считать вполне ясной».

8 сентября заголовок в газете поменялся: «Война в Европе». Но текст тоже располагался не на первой полосе.

В таком же ключе начало Второй мировой освещали и другие центральные газеты — отстраненно, как о войне где-нибудь в далекой Африке.

В первые дни на фронт ушли 52 сотрудника газеты. Всего же в местах боевых действий работали более 300 известинцев. На фото военный корреспондент Евгений Кригер беседует с командиром одной из частей Красной Армии © Фото: архив «ИЗВЕСТИЯ»

Красноармеец Александр Заходский участвовал в боях на советско-финской границе, которые начались 29 июня. 10 июля 1941 года Александр Заходский пал в бою, сраженный осколком вражеской мины. Звание Героя Советского Союза ему было присвоено посмертно © Фото: архив «ИЗВЕСТИЯ»/А. Секретарев

23 июня была создана Ставка Главного Командования. 30 июня — Государственный комитет обороны. Иосиф Сталин 8 августа стал Верховным Главнокомандующим Фото: архив «ИЗВЕСТИЯ»

На рассвете 22 июня 1941 года немецко-фашистская авиация подвергла массированным налетам 66 аэродромов. Советские ВВС в первый день войны потеряли около 1,2 тыс. самолетов, из них 800 — на аэродромах © Фото: архив «ИЗВЕСТИЯ»

В начале войны в приграничных районах СССР на территории Литвы, южной части Латвии, Белоруссии и Западной Украины развернулись боевые действия войск прикрытия и пограничных войск. На исходе первой недели войны вермахт занял часть Прибалтики, большую часть Белоруссии, на Украине гитлеровцы продвинулись восточнее линии Ровно, заняли Острог, Кременец, Львов © Фото: архив «ИЗВЕСТИЯ»

В первый день войны президиум Верховного Совета СССР издал указ «О мобилизации военнообязанных…», она коснулась мужчин 1905–1918 годов рождения. Несмотря на то что первым днем мобилизации названо 23 июня, призывные пункты при военкоматах начинают работать уже к середине дня 22 июня © Фото: архив «ИЗВЕСТИЯ»

Гитлеровское командование отвело на то, чтобы сломить сопротивление пограничников, 20 минут. 257 советских погранзастав держали оборону от нескольких часов до одних суток © Фото: архив «ИЗВЕСТИЯ»

В первый год войны под лозунгом «Победа будет за нами!» на фронт отправились 14 млн человек © Фото: архив «ИЗВЕСТИЯ»

В течение двух месяцев ожесточенные бои под Смоленском продолжались на огромной территории: 600–650 км по фронту и 200–250 км в глубину © Фото: архив «ИЗВЕСТИЯ»

Война застала советскую военную авиацию на стадии перевооружения. И летчикам пришлось быстро учиться управлять новой техникой. На фото летчики на Западном фронте. Июль 1941 года © Фото: архив «ИЗВЕСТИЯ»/Павел Трошкин

В первые дни Великой Отечественной своих домов лишились десятки тысяч человек. За всю войну почти полностью было разрушено больше тысячи городов © Фото: архив «ИЗВЕСТИЯ»

Фашисты разрушили дома миллионов граждан. Первые удары пришлись по жителям Донбасса, Минска, Киева, Харькова, Смоленска, Одессы, Днепропетровска © Фото: архив «ИЗВЕСТИЯ»

Война застала Советский Союз утром после самой короткой ночи в году © Фото: архив «ИЗВЕСТИЯ»

В первые дни войны колхозники помогали строить оборонительные рубежи в прифронтовой полосе © Фото: архив «ИЗВЕСТИЯ»

С первых дней войны Георгий Жуков находился на фронте и лично руководил обороной. На фото командующий армией Г. К. Жуков в 107-й стрелковой дивизии. Западный фронт. Июль 1941 года © Фото: архив «ИЗВЕСТИЯ»

На начальном этапе войны в Красной армии широко использовался гужевой транспорт для снабжения войск. Конный обоз. Западный фронт. Август 1941 года © Фото: архив «ИЗВЕСТИЯ»/Павел Трошкин

Ельнинская операция — часть Смоленского сражения, закончившаяся победой Красной армии. Через 10 дней после её окончания участвовавшие в операции стрелковые дивизии первыми были удостоены звания гвардейских. На фото разрушенная Ельня. Сентябрь 1941 года © Фото: архив «ИЗВЕСТИЯ»/Павел Трошкин

Одними из основных жертв первых дней войны стали беззащитные жители приграничных деревень © Фото: архив «ИЗВЕСТИЯ»

Во время войны нацисты вывезли тысячи детей «нордической внешности» из Советского Союза. Гитлеровцы отвозили их в концентрационный лагерь под названием «Киндер КЦ», где определялась «расовая ценность» малышей. Тех детей, которые проходили отбор, подвергали «начальной германизации». Их называли немецкими именами и учили немецкому языку, давали немецкое гражданство © Фото: архив «ИЗВЕСТИЯ»

Во время обороны Одессы были сбиты одни из первых немецких самолетов. На фото Западный фронт. Июль 1941 года © Фото: архив «ИЗВЕСТИЯ»/Павел Трошкин

Гитлер рассчитывал взять Москву в течение 3–4 месяцев, но советские войска оказали мощное сопротивление, отсрочив битву за столицу до октября 1941-го. Победа же в битве за Москву окончательно разбила план «Барбаросса» и операцию «Тайфун». На фото зенитчики обороняют небо над столицей © Фото: архив «ИЗВЕСТИЯ»

Лилипуты и еврейские крестьяне

Главным событием августа стала всесоюзная сельскохозяйственная выставка. 1 августа, в день её открытия, «Известия» опубликовали на первой полосе стихи еврейского поэта-орденоносца Переца Маркиша о колхознице Марфе. А в «Литературной газете» 5 сентября появился репортаж о приезде на выставку колхозников, ударников труда из Биробиджана, переселенных туда 11 лет назад с Украины. Автор сообщал, что «еврейские писатели в долгу перед биробиджанцами и должны дать произведения, равноценные их прекрасному труду». Оказалось, что еврейские колхозники высадили на Дальнем Востоке «зимостойкие яблони и груши, развели сады и огороды и получают обильный сталинский урожай».

Другая ключевая тема — начало нового учебного года. Война пока где-то там, далеко. 4 сентября «Известия» дают редакционную статью, призывая в 1939–1940 годах «полностью ликвидировать второгодничество», и пишут о срыве плана по выпуску школьных учебников: «школы приступили к занятиям, не имея всех учебников по географии, литературе, истории». Другие газеты писали о нехватке школ, а также напоминали о необходимости «всеобуча» — в начале прошлого учебного года 167 тыс. детей не сели за парты, а «десятки тысяч ушли из школ без каких-либо основательных причин».

Статья в «Известиях» от 3 сентября 1939 года © Фото: ИЗВЕСТИЯ

Печатались и фельетоны. В «Известиях» братья Тур рассказывали о безуспешных попытках гражданина обменять свою квартиру со всеми удобствами на меньшую без доплаты, а его принимали за опасного сумасшедшего. А «Правда» вступалась за мужчину, которому суд назначил алименты на ребенка «временно», до розыска настоящего отца.

Разумеется, писали советские СМИ и о праздниках — например, о грандиозной демонстрации на Красной площади, прошедшей в Международный день юношества. В МХАТе репетировали «Тартюфа» и «Школу злословия». На экраны выходил новый фильм «Степан Разин», а в ЦПКиО им. Горького выступал джазовый ансамбль лилипутов и шли соревнования по французской борьбе.

Общая установка

За месяц до начала Второй мировой, 1 августа 1939 года «Известия» опубликовали статью «Уроки истории», приуроченную к 25-летию начала Первой мировой войны. Причины поражения Германии объяснялись нехваткой ресурсов, при этом сообщалось, что в 1914-м они были «неизмеримо богаче, чем сейчас, у любого из фашистских агрессоров». Намек был вполне прозрачный.

«Учительская газета» выразилась ещё прямолинейнее. «Мир незаметно для себя вошел в полосу Второй мировой империалистической войны… Немецкие фашисты, не довольствуясь захватом Австрии, Чехословакии и установлением фашистского режима в Испании, готовят новые войны, стремясь установить свою гегемонию в Европе», — говорилось в её статье. Газета также считала, что Германии не хватит ресурсов, несмотря на то, что «гитлеровская диктатура потратила немало усилий, чтобы ценой небывалой эксплуатации населения страны, путем захвата и ограбления соседних государств создать лучшие условия для своей войны за новый передел мира».

Руководство СССР не хотело, чтобы в начале Второй мировой войны газеты выражали сочувствие одной из сторон, предположил в беседе с «Известиями» историк Сергей Волков.

— Действительно, советские газеты скудно освещали начало той войны, и я думаю, что это была общая установка, связанная с тем, что руководство СССР считало нежелательным высказывание сочувствия или одобрения одной из сторон, и поэтому же внимание читателей на начале войны не акцентировалось, — полагает ученый.

Колонна немецких танков во время вторжения в Польшу. Сентябрь 1939 года Фото: commons.wikimedia.org

Более прямолинейные публикации отдельных СМИ — той же «Учительской газеты» или «Вечерней Москвы» — он рассматривает как обычный прием пропаганды.

— Когда какие-то вещи нельзя было сказать официально, это подавалось как мнение отдельных редакторов и органов печати, — пояснил эксперт.

В день начала Второй мировой войны в СССР приняли новый закон о всеобщей воинской обязанности. В соответствии с ним призывной возраст был снижен с 19 до 18 лет и выпускники школ должны были сразу отправляться на срочную службу. Отсрочки для поступления в вузы отменялись, а те, что давались призывникам, имевшим нетрудоспособных родственников, ограничивались лишь содержанием отца и матери старше 60 и 55 лет (либо без ограничения возраста, если родители были инвалидами первой или второй группы).

Сразу на 10 лет — с 40 до 50 — был увеличен возраст воинского учета находящихся в запасе. Также с двух до трех лет увеличивался срок службы для всего рядового состава ВВС, младших командиров внутренних войск и пограничных войск, а на кораблях пограничных войск — до четырех лет. Депутатам Верховного Совета нарком обороны Климент Ворошилов прямо объяснил смысл нового закона: «Младшие командиры в будущей войне будут иметь первейшую и важнейшую роль».

По словам Сергея Волкова, принятие нового закона о всеобщей воинской обязанности в 1939 году лежало в русле подготовки к войне с капиталистическими странами, которая шла на протяжении всех тридцатых годов. При этом конфигурация возможных союзов всё время менялась. Однако историк подчеркнул: в качестве вероятного противника тогда рассматривалась все-таки Германия, а не Англия и Франция.

Коммунистическая пропаганда Китая

В Шанхае есть музей плаката коммунистической пропаганды. Я уже давно о нём слышал, но неделю назад, возвращаясь домой из Тибета впервые смог в нём побывать. Мне всегда было любопытно, что в Китае, где довольно неоднозначно относятся к своему прошлому, может быть музей пропаганды — ведь это довольно смело.
Но когда я всё таки попал в это место, всё встало на свои места. Оказалось, что Центр Пропагандистского Плаката — это не официальный музей, поддержанный государством, а довольно хорошо спрятанная частная коллекция, о которой можно узнать только из интернета. Он даже находится, в прямом смысле под землёй!
Как вы знаете, я не большой любитель музеев, но люблю героическую эстетику соцреализма, и интересуюсь коммунистической (и непредсказуемой) историей Китая. Поэтому, оказавшись в последний день поездки снова в Шанхае, я вбил в Гуглокарты «Propaganda Poster Art Center», и отправился искать заветную точку на карте.
К моему удивлению, навигатор привёл меня в тихий спальный район, вдали от сверхвысоких небоскрёбов города. Я несколько раз ходил взад-вперёд по улице в поисках какой-нибудь вывески или указателя, но везде были только заезды в частные дворы. Впрочем, и точка на карте рисовалась поверх жилого панельного дома, так что я решил всё же зайти в ближайший двор, и поискать там.
В итоге, оказалось, что музей действительно располагается в подвале жилого дома, а первый указатель с его именем был расположен уже прямо у входа в подъезд. То есть, если ты не знаешь, что тут есть такой музей, то с улицы ты никогда не найдёшь. Возможно это и есть одна из причин, почему власти терпят существование такого каверзного заведения, показывающего подноготную истории китайского коммунизма.
Основатель музея, частный гражданин по имени Ян Пей Минь, начал собирать старые китайские плакаты в середине 1990х, когда они уже стали относительным раритетом — главный пик выпуска таких плакатов пришёлся на 1949 — 1979.
Со временем Минь понял, что плакаты представляют интерес не только для него одного, а обстановка в стране меняется в сторону открытости и свободы. И в 2002 году он открыл свой маленький музей в подвале жилого дома. С тех пор его коллекция росла, и сегодня музейчик занимает аж три подвальные комнаты.
В 2012 году хозяин даже получил на свой музей официальную лицензию от правительства. Как и следует официальному музею, за вход нужно платить: билет стоит где-то 25 юаней (примерно $4).
Экспонаты размещены вдоль стен помещений довольно плотно, видно, что хозяин не избалован музейными просторами. Из-за этого нормально оценить коллекцию не так легко, в глаза (и объектив) всё время лезут краешки соседних работ.
Фотография здесь запрещена, о чём мне сообщил настоятель после того, как я успел поснимать самые интересные из плакатов. Правда, они все хранятся в таких защитных пластиковых чехлах, что нормально сфотографировать их не так то и просто — всё время отсвечивает лампочка с потолка. В этом плане музей конечно не дотягивает до профессионально курируемой экспозиции, с грамотно настроенным светом.
Коллекция захватывает ранние плакаты конца 1940х — начала 1950х, на них эстетический стиль более похож на традиционное китайское искусство — даже товарищ Сталин чем-то похож на китайца.
В более поздних плакатах заметен переход к графическому стилю соцреализма — такие плакаты про дружбу народов я помню со времён своего детства.
Интересно, что много внимания уделено международным событиям. Вот например Фидель Кастро в 1962 году:
Поддержка протестов в США против Вьетнамской войны (1966):
Встреча на высшем уровне с товарищем Хрущёвым. Впрочем, Хрущёва китайские коммунисты не очень чаяли, считали, что он предал светлую память Сталинских идей.
Есть плакаты и на внутри-китайские темы. Вот например призыв к отправлению молодёжи «осваивать село». Такая движуха началась в середине Культурной Революции. Партия была обеспокоена количеством воинственно настроенных студентов в городах, готовых громить всё подряд, и ради разрядки обстановки их решили отправлять в деревни.
А это — мирное освобождение Тибета. Радостный Тибетский народ приветствует своих освободителей. Не совсем, правда, понятно, от кого именно он было освобождён.
Но главный герой всех этих плакатов неизменно сам товарищ Мао Цзэдун. Мао изображён вместе (и в тоже время над) своим народом.
Молодой Мао, в дерзкой графической стилизации, смело смотрит вдаль с очередного плаката.
На многих картинках Мао изображён идеологическим наследником Маркса и Ленина. А иногда ещё добавляли Энгельса и Сталина.
Это, кстати фотография из сувенирной лавки — даже в таком маленьком музее, как этот, выход обязательно сделан через неё, родимую — как в знаменитом фильме Бэнкси. Здесь продаются открытки с изображениями с плакатов, и различные книги.
Можно даже купить журнал Корея — там всё тоже хорошо.
Но я вместо журнала купил книгу с изображениями всех этих плакатов. Хотите, ещё несколько сфотографирую и выложу отдельным постом?
Погуляв часик по музею, и тщательно изучив все плакаты, я вышел обратно в современную китайскую действительность: двор жилого корпуса «В», полностью заасфальтированный, и расчерченный под парковку иномарок. Одна из жительниц верхних этажей этого здания выгуливает собачку. Интересно, она когда-нибудь ходила смотреть на старую пропаганду?..
Со двора тут ничего не намекает на музей внутри. Что и говорить… Шанхай — город контрастов.
Ещё рассказы про особенности Китая? Их есть у меня:

  • За что китайцы гнобят мирных пенсионеров?
  • Необычные меры безопасности для кредитных карт
  • Жители китайской столицы

Урок-путешествие » По страницам газет и журналов»

Урок-путешествие «По страницам газет и журналов»

Внеклассное занятие во втором классе

Цели: создать условия для актуализации знаний учащихся о творчестве Виталия Валентиновича Бианки; развивать речевые умения и творческие способности; способствовать развитию интереса к литературному чтению; побуждать детей бережному отношению к окружающей природе.

Оборудование: выставка книг Виталия Бианки; портрет писателя ; иллюстрации животных и растений; карточки с загадками, телеграммами, отрывками стихотворений.

Ход занятия

1.Введение

-Прочитайте названия произведений и фамилии писателей. Из второго столбика выберите фамилию автора к хорошо знакомым вам произведениям:

«Про Томку» Виталий Бианки

«Передышка» Евгений Чарушин

«Пчёлки на разведках» Георгий Скребицкий

«Первые цветы» Константин Ушинский

-Что объединяет эти произведения?

-Сегодня мы поговорим о творчестве писателя, чьи произведения посвящены природе.

Виталий Валентинович Бианки любовь к природе принёс из своего детства- от родственников-зоологов и путешественников.

Виталий Бианки был активным сотрудником детских журналов. В произведениях писателя содержаться познавательные сведения о природе. Автор показывает, что законы

Природы надо знать, умело их использовать. Читая произведения Виталия Бианки, мы сопереживаем героям в их напряжённых приключениях. О внимательном отношении к природе, заботе о ней писатель рассказал в «Лесной газете». «Лесной год» — «колесо с двенадцатью спицами», «вращается колесо — идут годы».

-О каких спицах идёт речь?

-Сколько номеров в «Лесной газете»?

-Главные герои — лескоры. Кто они?

-Лесные корреспонденты — ребята, охотники, учёные, лесники- все, кто ходит в лес, интересуется жизнью зверей, птиц, насекомых, записывает разные лесные происшествия.

Читателям «Лесной газеты» надо знать жизнь природы, чтобы, став взрослыми, они умели правильно управлять жизнью леса на пользу своей Родине.

-Давайте мы отправимся в это увлекательное путешествие по страницам «Лесной газеты».

II.Путешествие по страницам «Лесной газеты».

Класс разделен на четыре группы. Каждая группа имеет название одного из времен года.

Страница1. «Лесой год».

-С какого времени года начинается первый номер газеты?

-С какого числа?

-Вспомните, как называется каждый месяц в «Лесной газете»

-Соедините название каждого месяца с месяцем по порядку:

Команда «Весна»

Первый месяц-месяц возвращения перелетных птиц(2)

Второй месяц-месяц песен и плясок(3)

Третий месяц-месяц пробуждения от спячки(1)

Команда «Лето»

Первый месяц-месяц стай(3)

Второй месяц-месяц гнезд(1)

Третий месяц-месяц птенцов(2)

Команда «Осень»

Первый месяц-месяц прощания перелетных птиц с Родиной(1)

Второй месяц-месяц зимних гостей(3)

Третий месяц- месяц полных кладовых(2)

Команда «Зима»

Первый месяц-месяц лютого голода(2)

Второй месяц-месяц дотерпи до весны(3)

Третий месяц-месяц первых белых троп(1)

-У нас получился лесной календарь. Он мало похож на обыкновенные календари. Ведь у зверей и птиц календарь свой, особенный: в лесу все живут по солнцу. За год солнце делает широкий круг по небу. Каждый месяц оно проходит одно из созвездий, один из знаков Зодиака, как называют эти двенадцать месяцев.

Новый год в лесном календаре не зимой, а весной,- когда солнце вступает в созвездие Овна. Веселые праздники бывают в лесу, когда там встречают солнце ;грустные дни- когда его провожают.

Месяцев в лесном календаре мы насчитали столько же, сколько в нашем,- двенадцать. И вспомнили «лесные» названия этих месяцев. Отправляемся в наше путешествие дальше.

Страница 2. «Телеграммы из леса»

— Восстановите текст телеграмм.

— Какие знаки препинания нужно проставить?

— В каких предложениях необходимо поставить восклицательный знак?

Команда «Весна»

«Открыли весну грачи на всех проталинах появились их стаи зиму грачи провели на юге нашей страны по дороге они не раз попадали в жестокие метели первыми долетели самые сильные теперь они отдыхают они важно расхаживают по дорогам и ковыряют крепкими носами землю».

Команда «Лето»

«Очень часто ребята разоряют птичьи гнезда какой огромный вред приносят себе и Родине каждая птичка за лето приносит огромную пользу в каждом гнезде от четырех до двадцати четырех яиц или птенчиков никому не давайте разорять гнезда птицы охраняют наши леса, поля, и сады они спасают наш урожай от насекомых»

Команда «Осень»

«Исчезли все птицы в ярких и пестрых нарядах они отлетают ночью в темноте их не трогают птицы – хищники дорогу на юг перелетные птицы найдут и в темную ночь крылатые путники делают остановки на тех местах, что и весной вот и пришел месяц Прощания с Родиной».

Команда «Зима»

«Настал последний месяц лесного года у всех жителей леса к концу подошли запасы в кладовых от долгой жизни впроголодь много поубавилось силы в этот месяц помни о своих маленьких и слабых друзьях – птицах вместе с товарищами сделайте домики – кормушку для птиц надо спасти их от голодной смерти».

Страница 3. «Отгадайте загадки»

— О ком или о чем эти загадки?

Команда «Весна»

Весной веселит, летом прохлаждает,

Осенью питает, зимой согревает. (Лес)

В новой стене в круглом окне

За день стекло разбито,

За ночь вставлено. (Прорубь)

Не шит, не кроен, весь в рубцах.

Без счету одежек и все без застежек.(Капуста).

Команда «Лето»

Кругла, да не луна.

Зелена, да не дубрава.

С хвостиком, да не мышь. (Репа)

Стоит Ермак, на нем колпак:

Ни шит, ни бран, ни поярковый.

(Пень, на нем снежная «шапка».)

Чист и ясен, как алмаз, дорог не бывает.

От матери рожден и мать рождает.( Лед. )

Команда «Осень»

Росло — повыросло, из куста вылезло.

По рукам покатилось, на зубах очистилось. ( Орех.)

Не княжеской породы, ходит с короной.

Не всадник, а со шпорами.

Сам рано встает и другим спать не дает. ( Петух.)

Маленький воришка в сером армячишке

По полю шныряет, корм подбирает. ( Воробей.)

Команда » Зима»

На бору, на юру стоит старичок-

Бурый колпачок. ( Белый гриб.)

Выпуча глаза сидит, не по-русски говорит.

Родилась в воде, а живет на земле. ( Лягушка.)

Лежит мужичок в золотом кафтане,

Подпоясан поясом.

Встать не может — люди поднимают. ( Сноп.)

Страница 4. «Клуб колумбов»

— Подготовьте выразительное чтение стихотворений о природе, обращая внимание на знаки препинания.

Команде «Весна»

Сколько длинных, острых язычков

У прибрежной любопытной ивы!

А ведь тайн полно у берегов…

Хорошо, что ивы не болтливы.

Команде «Осень»

Чутко дремлют под солнцем кувшинки.

Вдруг тревога — бежит ветерок!

И мгновенно над сонной водою

Поднимаются листья- щиты.

Команде «Осень»

Солнце вернулось!

Ветер — небесный дворник-

Начисто небо подмел

И спать завалился.

Команде «Зима»

Да здравствуют колумбы

И Вечно- Новый Свет!

Привет ему, привет!

Пытливый глаз и ум бы

Сберечь нам до ста лет.

Страница 5. «Лесные соревнования»

-Подумайте, кто из лесных жителей победил в соревнованиях:

Бег на сто метров Заяц, белка, лось, волк, лиса.

Воздушные акробаты Заяц, белка, лось, волк, лиса.

Бег с горы с препятствиями Заяц, белка, лось, волк, лиса.

Прыжки в высоту Заяц, белка, лось, волк, лиса.

-А кто дольше всех проспит?

В соревнованиях участвовали:

  1. –медведь. Залег в своей хорошо устроенной берлоге под двумя друг на друга поваленными елями.

  2. – барсук. В собственной глубокой, сухой и теплой норе, вырытой в песчаном холме среди леса.

  3. – ушан — крупная летучая мышь. В глубокой пещере, зацепившись коготками задних лапок за потолок пещеры.

  4. – мышь – малютка. В своем травяном гнездышке на кустарнике в полутора метрах от земли. Вход в гнездо заткнула пучком сухого моха.

-Кто же первым проснется? Восстановите порядок пробуждения:

Медведь(3.)

Мышка-малютка(1.)

Барсук(2.)

Ушан(4.)

Задание 6. «Лесные пословицы и поговорки»

-Соберите пословицы и поговорки:

Страница 7. «Как сберечь природу»

-Нарисуйте знаки – правила поведения в лесу, которое можно повесить при входе в парк.

Команде «Весна»

Не разоряйте птичьи гнезда!

Команде «Лето»

Не ломайте ветки деревьев!

Команде «Осень»

Не оставляйте мусор»

Команде «Зима»

Не рвите цветы!

III. Итог занятия

— Что нового узнали о природе леса и его жителях?

— К чему призывают рассказы в » Лесной газете»?

— Какое пожелание вы дадите читателям » Лесной газеты»?