О Евгений Соколов

Архангельский священник обвинил Путина в лицемерии и лжи

Руководитель миссионерского отдела Архангельской епархии протоиерей Евгений Соколов обвинил власть страны в двойной морали, а президента – в лицемерии.

В программе «Что скажете, батюшка?» на YouTube-канале иеромонаха Даниила (Плотникова) отец Евгений вспомнил прямую линию с президентом: «Почему мы заставляем нашего лидера заниматься вот такими мелкими хозяйственными делами? И вот это вот форма лицемерия. Ответ может быть один – потому что ему это нравится. А если бы не нравилось, он поставил бы таких губернаторов, которые бы все решали. Потом вот эти «зеленые папочки», этот эпатаж, самодовольство, самовосхваление, которое присутствует при всем этом…Это крайняя форма лицемерия».

Архангельский священник отмечает «запредельную ложь нашего лидера» в связи с работой министров образования Андрея Фурсенко и Дмитрия Ливанова. «Фурсенко, когда занял свой пост, сразу сказал, что советская власть воспитывали личность, а мы будем формировать потребителя. Эту цель он поставил и отлично справился, они воспитали первоклассного потребителя, но при этом уровень образования упал на 52 место… Фурсенко не наказали, не обличили, теперь он советник президента. Как мы будем поднимать образование, если в советниках президента сидят люди, сознательно уронившие уровень образования в пропасть?»

«Это лидер страны, который говорит, что у нас главное не врать и при этом с двойной моралью, лицемерит перед всей страной. Он нас за кого считает, что мы ничего не понимаем и ничего не видим?»- сказал отец Евгений.

Священнослужитель также заявил, что повышение пенсионного возраста тоже сопровождается лицемерием власти. Он напомнил о том, что реформу называют вынужденной мерой. «А почему это стало так необходимо? Где анализ, почему мы дошли до такой жизни, что приходится повышать пенсионный возраст!? Кто виновен в этом? Если есть конкретные виновники, пусть они уйдут из власти! Пусть они тогда не управляют нами. И опять лицемерие!».

Протоиерей Евгений Соколов – родом из шести поколений священников

Скачать эту статью

«В отце Евгении соединились высокий интеллект с житейской мудростью и подвижническим служением» – так отзывается о нем митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил.

Родился батюшка 28 января 1951 года в семье потомственного священника. Родом из Архангельской области поселка Волошка Коношского района.

Отец Евгений – руководитель миссионерского отдела Архангельской и Холмогорской епархии

Отец – Митрофан Петрович Соколов (1916 – 1999гг.) родился в Воронежской губернии Бобровский у., д.Мечетка и был третьим ребенком в семье. Прежде чем родился Митрофан, его родители похоронили двух детей, которые рождались болезненными и сразу умирали.

Варвара Алексеевна Соколова – бабушка о.Евгения – пешком совершила паломничество, будучи беременной, к мощам святителя Митрофана Воронежского. Она дала обет, если родится мальчик, назвать его в честь Святителя.

В 1937 г. Митрофан Петрович арестован по доносу, как сын священника и осужден на 10 лет заключения. После отбывания срока в 1947г. остался на Севере, где встретил свою будущую жену – Таисию Ивановну Соколову (Васильеву).

В семье родилось три сына. Долго работал на Волошском целлюлозном комбинате. В 1969г. переехал с семьей в г.Новодвинск. До 1985г. работал зам. начальника монтажного управления.

В семье отца Евгения (Соколова) трое детей и пять внуков

Важную роль в воспитании детей Соколовых сыграла сестра Митрофана Петровича – Александра Петровна Бакулина. Ее семья погибла во время войны. Свою жизнь она посвятила сохранению веры в роду Соколовых.

Детям она много рассказывала о Боге, о Его пришествии и спасении людей, показываю Библию в картинках. Тетя Шура каждый год ездила на могилу сына в Санк-Петербург, возила с собой братьев Соколовых, чтобы хоты раз в году причаститься Святых Христовых Таин. Так как поблизости не было ни одного действующего храма. В 1997 году она умерла в возрасте 90 лет.

Священник Петр Соколов, дед Евгения, за антисоветскую деятельность был дважды судим: в 1925 году сослан на пять лет в ссылку в Сибирь, в 1937 году на 10 лет был приговорен к тюремному заключению. Обвинен в том, что за богослужениями продолжал поминать убиенную Семью Царских Страстотерпцев. Дальнейшая его судьба неизвестна.

В 1968 году Евгений Митрофанович закончил школу и поступил в Рязанский радиотехнический институт. Затем два года служил в армии лейтенантом. В это время женился. В 1969 году после демобилизации приехал в город Новодвинск, где были его родители, и работал в отделе автоматизированных систем управления крупнейшего в Европе Архангельского целлюлозно-бумажного комбината (АЦБК) до 1997 года.

Домовой храм в честь Святого Иоанна Кронштадтского при ПГУ им. М.В. Ломоносова, где настоятель Протоирей Евгений Соколов.

В 1997 году рукоположен в дьяконы, а в 2000 году в иереи. В 1996 году поступил в Свято-Тихоновский богословский институт, который окончил в 2001 году. Поначалу служил в Покровском храме города Новодвинска.

В 2001 году переведен в Коношский район в поселок Ерцево настоятелем храма в честь Казанской иконы Божией Матери. Интересно, что протоиерей Евгений окормлял зону тюремного заключения, где в свое время отбывал свой срок его отец. В 2003 г. переведен настоятелем домового храма в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского при Поморском государственном университете.

На месте храма была Архангельская духовная семинария, где учился св. праведный Иоанн Кронштадтский

Предложение о создании храма принадлежит преподавателю данного учебного заведения – Л.Б. Толкачевой. Изначально, планировалось в одном из корпусов основать университетский музей, и уже началась подготовка строительных работ.

Храм при Поморском государственном университете (ПГУ) был освящен 15 января 2003 епископом Архангельским и Холногорским Тихоном.

В свое время, в данном корпусе находилась Архангельская духовная семинария, которую с золотой медалью закончил св. Иоанн Кронштадтский. Поэтому идею открыть церковь поддержали ректор и два профессора филологии.

На Северо-Западе России, это был первый храм в высшем учебном заведении. Протоиерей Евгений Соколов был назначен его настоятелем. Первая литургия была отслужена 15 февраля 2003 и с тех пор ни разу не прекращалась.

Сайт домового храма святого
праведного Иоанна Кронштадтского

Отец Евгений ведет активную миссионерскую деятельность среди студентов: налажен выпуск «Православной стенгазеты, открыт интернет-сайт, организовано проведение Православного кафе, проводятся конкурсы православной песни и православных чтецов, проводятся студенческие балы. За десять лет существования храма, число прихожан активно выросло, что даже пришлось увеличить площадь храма в два раза.

Постепенно утвердилось расписание служб: по четвергам – акафист св. праведному Иоанну Кронштадтскому, по понедельникам – Водосвятный молебен, по средам – акафист одной из икон Божией матери, по воскресным дням – Литургия.

Канал на YouTub
«Иоанновский храм при САФУ»

Миссионер проповедует смысл жизни во всей полноте

Глава миссионерского отдела Архангельской епархии регулярно встречается со школьниками и студентами, чтобы донести смысл жизни и разобраться в волнующих молодежь вопросах. С учащимися они обсуждают темы о литературе, и ее духовном содержании. Батюшка отмечает, их глубоко волнуют темы о событиях в мире, а также о языческих приметах, НЛО, аномальных явлениях.

Лекции Евгения Соколова вошли в его новую книгу «О жизни и смерти».

Большой интерес вызвали его видеозаписи, выложенные на «YouTub», такие как: «Как найти спутника жизни», по катехизису, а также эсхатологии. Видеозаписи набрали десятки тысяч просмотров, отзывы приходили даже из Канады и Болгарии. Стало понятно, что темы оказались очень актуальными. Люди желают разобраться в простых истинных и нуждаются в живом слове.

Так родилась идея написания книги «О жизни и смерти». В 2017 г. вышло первое издание тиражом 1000 экземпляров и разошлось за считанные месяцы. В книгу вошли выступления с международных семинарах, конференциях, симпозиумах и миссионерских съездах, интервью с региональных и федеральных СМИ, статьи на темы о смысле жизни, греху и добродетели, учения и Таинствам Церкви, вере и неверию, проблемы и недуги современного общества.

Прослеживается главная боль автора – это страдания и скорби русского народа. Величие государства не должно основываться наличием поп-звезд. Божий Промысл о народе – вот что должно быть идеей русского народа – считает о.Евгений. Он отметил, что нынче сбываются пророчества о последних временах. Видимо подходит к концу, оттого, что Божий Промысл человечеством игнорируется.

Книги Евгения Соколова: интернет-магазин «Патриот Поморья»

Для связи: страница ВКонтакте

Это приближение апокалипсиса… Протоиерей Евгений Соколов о современном состоянии мира …

И никто не пришел в церковь и не сказал: «Господи, прости нас! За наше маловерие, за то, что мы, будучи крещеными, нарушаем данную в Крещении клятву». Любящий отец наказывает своих детей, если они творят что-то непотребное. Эти пожары – следствие неправильного духовного устроения нашей жизни», — такими словами руководитель миссионерского отдела Архангельской епархии протоиерей Евгений Соколов прокомментировал изданию «Пульс недели» лесные пожары, от которых этим летом пострадала Архангельская область.
«Когда Архангельск был накрыт смогом, многие благочестивые люди обратились к правящему архиерею с просьбой благословить совершение молебна о ниспослании дождя. Сколько было иронии, сарказма, издевательств по этому поводу. И что же? Послужили молебны, участвовала в них хорошо если одна тысячная населения области, а то и меньше. И Бог показал, что Он нас не оставил. Оказалось достаточно один раз отслужить молебны, чтобы Бог нас услышал. Дождь, гроза, погода переменилась, и с тех пор дожди идут регулярно», — обратил внимание пастырь.
Отвечая на вопрос издания, как он относится к тому, что в Плесецке коммунисты впервые после распада СССР открыли памятник Ленину, отец Евгений заметил: «Коммунисты поставили в центр бытия человека. Его разум, волю они считали главным средством построения рая на земле. Им нужны были и свои кумиры, свои языческие «боги». Как в Древнем мире язычники ставили статуи своим «богам», так и в прошлом веке коммунистические лидеры ставили памятники своим».
«Сегодня мы смотрим на Владимира Ульянова трезво, нас не заставляют повторять идеалистические восхваления в его адрес, — продолжил священник. – Мы понимаем, что этот человек был порочен, жесток. В Мировой войне желать поражения своему правительству, потом развязать гражданскую войну, русские против русских – как же надо ненавидеть свою страну! Если бы для победы мировой революции потребовалось принести в жертву 90 процентов населения России, большевики пошли бы на это. А скольких жертв стоила неудачная экономическая политика – военный коммунизм, продразверстка, НЭП? А ведь за всем этим стоял именно Ленин. Говорят, что большевики имели благие намерения. Это действительно так. Но благими намерениями мы очень часто мостим дорогу в одно не очень хорошее темное место».
«Однако, разумеется, нельзя заставить не любить. Я думаю, что те, кто сегодня ставит памятник Ленину, искренни. В еще более страшном, бездуховном современном мире они ищут какую-то опору, им нужны какие-то идеалы. Это ностальгия по прошлому, пусть небогатому, но социально стабильному. Люди, молодость которых прошла в советское время, зачастую мечтают вернуться в тот мир – стабильный, спокойный, хотя и совершенно убогий в духовном отношении. И возводят памятник Ленину, не понимая, что его начинания и привели к современной разрухе, ведь это его «воспитанники» делали перестройку», — обратил внимание миссионер.
Отвечая на вопрос издания о последствиях для России нового витка финансового кризиса, вызвавшего панику на биржах, священник заметил: «То, что в финансовом, экономическом плане мир идет к концу, я думаю, было понятно всем. Уже более 30 лет самая большая и сильная экономика мира, американская, живет в долг.

Во второй половине 20 столетия изучение закона Божьего, да и само хранение Библии не приветствовалось властями, на верующих устраивались гонения, в храмах дежурили партийные и комсомольские работники, чтобы не допустить в христианские святыни молодежь и детей. В быстрорастущих после войны городах часто не было самой маленькой церквушки и детей возили тайком крестить в отдаленные села, где еще тлел уголек веры.

Встретить несколько поколений священников в одном семействе после расстрелов и ссылок предвоенных лет было более чем нереально, но Господь явил такое чудо в потомственном роду Соколовых. Протоиерей Евгений Соколов — представитель священства в шестом поколении, высокоинтеллектуал, наделенный мудростью миссионер, богослов и писатель.

Протоиерей Евгений Соколов

Библиографические сведения о семье

28 января 1951 года в семье Соколовых родился сын Женя. На то время местом проживания семейства священника был поселок Волошка, в Коношском районе Архангельской области. Отец главы семейства, дед новорожденного мальчика, служил священником в Сретенском храме деревни Мечетки в Воронежской области. Был гоним во время антирелигиозной компании.

Протоиерея Петра Соколова дважды судили, приписывая ему антиреволюционную деятельность, в 1925 году он попал в Сибирь, где провел в ссылке 5 лет. Второй раз отца Петра арестовали в 1937 году за отказ не поминать на богослужениях семью Николая Второго, расстрелянную большевиками. Присудили 10 лет строгого режима, запретив всякого рода переписки и свидания, но только через семьдесят лет семья узнала, что в 1938 году священник был расстрелян.

Матушка Варвара Алексеевна была верной поклонницей Господа, но так случилось, что двое ее сыновей родились болезненными и вскоре умерли. Будучи беременной в третий раз, матушка пешком отправилась в паломнический поход, чтобы помолиться у мощей святого Митрофана Воронежского, дав обет в случае рождения сына назвать его Митрофаном.

В 1916 году на свет появился отец протоиерея Евгения, Митрофан Петрович, который вырос и стал работать плотником, не афишируя свое происхождение. Скрывшего сведения об арестованном отце Митрофана Петровича также арестовали в 1937 году и присудили 10 лет отбывания в северной колонии.

После реабилитации Митрофан остался работать в Коношском районе Архангельской области, где Господь даровал ему встречу с Таисией Ивановной Васильевой. Она была из многодетной семьи, состоящей из 11 детей, работала на стройке в поселке Волошка, где и встретилась с Митрофаном. К Митрофану переехала жить мать Варвара Алексеевна, дожившая до восьмидесяти лет, и старшая сестра Александра Петровна, семья которой погибла во время войны.

Митрофану и Таисии приходилось много работать, воспитанием детей, в том числе Евгением, занимались бабушка и тетя. Александра Петровна дала обет Богу сохранить в семье Соколовых православную веру, каждый вечер она читала мальчикам детскую Библию, ведь в тех краях практически не было церквей. Ежегодно Женя ездил с тетей в Ленинград, чтобы посетить могилу ее сына и зайти в храм для исповеди и принятия причастия.

Учеба и работа

В 1968 году, после окончания средней школы, Евгений — студент Рязанского радиотехнического института, после окончания которого был призван в армию. В 1969 году родители Евгения переехали в Новодвинск. Молодой лейтенант встретил, Наталью Ивановну Кондратьеву, женился и после службы остался в Новодвинске.

В течение почти 30 лет работает в АСУ целлюлозно-бумажного комбината, но в сердце своем хранит православную веру.

Путь священства

1996 год стал переломным в судьбе Евгения Соколова, его рукополагают в диаконы, в том же году он становится студентом Православного Свято-Тихоновского Богословского института. Через два года принимает сан иерея, 11 апреля 1999 года награждается набедренником.

Отец Евгений является настоятелем храма Иоанна Кронштадтского

В этом году умирает отец Митрофан. Семена, посеянные родной тетей, дали богатый урожай. Православная церковь получила верного служителя, жаждущего нести Слово Божье в мир. До окончания богословского института отец Соколов служит в Новодвинской церкви Покрова Богородицы.

6 января 2000 года награждается правом носить камилавку, а 30 апреля получает наперсный крест.

В 2001 году 15 апреля Евгений Соколов рукополагается в протоиереи, после чего был переведен в Ерцево. Поселок Ерцево Коношского района является зоной особого режима, здесь отбывал ссылку отец Митрофан. Новый настоятель Казанского храма еженедельно в течение трех лет общается с осужденными, черпая через них терпение и смирение.

Интересно! В 2003 году домовой храм в государственном университете праведного Иоанна Кронштадтского в Поморске получил нового настоятеля в лице батюшки Евгения Соколова.

Идея основания домовой церкви принадлежит Л. Толкачевой, она преподавала в государственном университете, бывшем ранее Архангельской духовной семинарией, в которой учился преподобный Иоанн Кронштадтский.

Изначально предполагалось основать только музей святителя, но идея создания церкви была поддержана ректором и профессорами филологии. Северо-Запад России получил первый храм в учебном учреждении, протоиереем которого и стал Евгений Соколов, возглавивший первую литургию 15 февраля 2003 года.

За десять лет службы батюшкой Евгением сделана огромная работа, по распространению Слова Божьего и укреплению православной веры среди студентов:

  • выпускается православная стенгазета;
  • работает православное кафе;
  • разработан сайт в интернете;
  • регулярно устраиваются конкурсы православной песни и поэзии.

Отец Соколов возглавил миссионерский отдел в Архангельской епархии. 22 апреля 2008 года получил в награду палицу, а 9 апреля 2012 — крест с украшениями.

Поныне в домовой церкви университета каждый четверг читается акафист святителю Иоанну Кронштадтскому, а по понедельникам проводится Водосвятный молебен, в среду прихожане и студенты приходят на чтение акафиста святому образу Богородицы, а каждой воскресенье звучит Литургия.

В 2015 году протоиерей Евгений Соколов переведен настоятелем храма Сретения господня в село Заостровье, находящемуся в Приморском районе Архангельской епархии.

Лекции Евгения Соколова вошли в его книгу «О жизни и смерти»

В семье священника трое детей, сын Владислав — специалист по прикладной математике, Ольга окончила Государственный университет в Поморске, а Мария выбрала профессию доктора. Восемь внуков являются настоящим даром Божьим для протоиерея Евгения и матушки Таисии.

Миссионерская деятельность

Интернет открыл перед главой миссионерского отдела неограниченные возможности. Студенты и верующие всего мира могут вести беседы с батюшкой Евгением, задавая вопросы на любые темы, начиная от происхождения земли и заканчивая появлением НЛО.

В записях, выложенных на ютубе, священник дает основные понятия катехизиса и эсхатологии, актуальной оказалась тема «Как найти спутника жизни», собравшая тысячи просмотров. Жизнь показала, что и в современном мире люди нуждаются в простом слове Истины.

Ответом на отклики в интернете стала книга «О жизни и смерти», в которой автор раскрыл основные проблемы, боли и скорби народа России, говоря о последних часах и Промысле Божьем.

Лекции протоиерея Евгения Соколова

«Даёшь ЗОЖ!» — лозунг современного общества, где здоровье объявлено одной из высших ценностей. Даже когда речь идет о психическом здоровье, то все рекомендации остаются на телесном уровне: нужно лучше спать, правильно питаться, не забывать про витамины и спорт, не подвергаться стрессам — тогда и с психикой все будет хорошо. Но русский народ никогда не понимал душевное здоровье исключительно в таком, сугубо физиологическом, плане. Об этом говорят и выражения, которые сохранились в нашем языке: «душа болит», «на душе тревожно», «душа ноет», «душа тоскует».

О том, что же такое душа в христианском понимании и почему она может болеть, рассказывает руководитель миссионерского отдела Архангельской епархии протоиерей Евгений Соколов.

Однажды я беседовал с одним человеком, очень богатым, который пытался покончить с собой. Его единственная дочь четырнадцати лет умирала от онкологии. Дорогостоящее лечение за рубежом не помогло. Я понимал, в какой страшной ситуации он был — единственный ребенок так мучается, и ничем ему помочь нельзя. Однако если бы отец довел свой эксперимент с суицидом до конца, то на вопрос девочки к маме: «Где папа?» — ответ был бы: «Он из-за тебя повесился». То есть на болящего, умирающего ребенка ложилась еще смерть любимого отца. И человек считал, что он имел на это право. Посмотрите: ни большие деньги, ни высокие связи, ни блестящий ум, ни богатырское здоровье —ничто оказалось не нужно. Человек старался все это уничтожить. Нестерпимо болело самое главное. Я сказал: «Знаешь, почему ты это делал? Потому что у тебя была хилая, изнеженная, капризная, ленивая, тщедушная, тщеславная душа. Ты вообще ею не занимался 50 лет!» Это как в школу ребенок не пошел — букв не знает, читать не умеет, он не развил интеллект. Самым печальным было это состояние консервации. Но стоило оказаться в тяжелой ситуации, когда потребовалась сила души, выяснилось, что она неспособна вынести эту тяжесть. Проще покончить жизнь самоубийством, чем бороться с этим испытанием, чем помогать ребенку. Тонет человек — я могу его спасти, если умею плавать, если я сильный. Если я слабый, могу только вздыхать и ныть, переживать эмоционально, но от этого мало пользы — надо спасать.

Так вот, он не мог даже достойно проводить свою дочь в горний мир. Человек был действительно умным, по-моему, даже доктором наук. Это поражало: даже при высоком уме может быть абсолютно неразвитая душа. Я спрашивал: «Почему вас это не интересовало?» «Что-то не задумывался», — ответ был. Это можно отнести к 90 процентам человечества.

Любовь не может стать материей

Теперь надо понять, для чего человеку душа. Все было устроено в человеке гармонично и просто. Медики говорят про простую аксиому: любое чувство в человеке определяет орган, который за это чувство отвечает. Зрение — глаза, обоняние — нос, вкус — язык, слух — уши. Эти органы могут болеть, неправильно функционировать. Дальтоник и здоровый человек одну картину видят по-разному. Люди с абсолютным слухом и простым одну и ту же музыку слышат по-разному. Даже если мы вкушаем одну и ту же еду, ощущаем ее по-разному. То есть мы воспринимаем мир по мере здоровья наших органов чувств, почему мы их и бережем, и соблюдаем физиологические законы: на сварку не смотрим — жалко зрение, страшный грохот не слушаем — жалко слух. Есть еще такое чувство в человеке, как любовь. Когда говорят: «Почему на вкус и цвет товарищей нет?», — отвечают: «Все мы разные». Понимаю, что мы разные. Но можно спросить: вот два близнеца — все у них одинаковое: и родители, и методики воспитания, но один любит ромашки, другой — васильки. Ответ на вопрос «почему?» — если я люблю что-то, значит, во мне есть нематериальное. Философский принцип: подобное производит подобное, подобное познается подобным.

Любовь не может быть материей, как и материя не может стать любовью. Это нематериальное не станет песком по смерти. И оно тоже имеет вектор направления. Есть «плюс» и «минус», то есть можно любить конфеты и между ложкой рыбьего жира и конфетой выбрать конфету, потому что она вкусная. Она вредна зубам, печени, поджелудочной. Рыбий жир полезен, но выбирается конфетка. Вот и в духовном плане выбирается то, что вредит душе. Для живого организма есть полезное и вредное. Мы бережем органы чувств, но совершенно безобразно, безалаберно относимся к душе, потому что мы не знаем, зачем она нам нужна. А она нам дана, чтобы мы научились правильно любить.

Вспомним, как Бог оживотворяет человека. Если до этого про животных Он сказал: «Да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так» (Быт. 1:24), — то человек оживотворяется по-другому: «и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2:7). То есть человек это дыхание усвоил. Тут надо обратить внимание: если мы съели кусочек свинца, он нами не усвоен, потому что инороден, он уйдет из нас. А коль мы усвоили дыхание Божие, мы можем его накапливать. Все, что усваивается, может накапливаться. Смысл жизни, как говорит Серафим Саровский, в стяжании Духа Святого. Это та Божественная энергия, благодать Божия (то есть Дух Святой = энергия?), которая растворена в нас, и она может заметно накапливаться. Христос показывает, как можно обожить душу. Мария Египетская ходит по воде, Серафим Вырицкий проходит сквозь стены, поскольку в этих святых действует накопленная благодать. Но как происходит ее взаимодействие с материей, мы понять не можем. Наш ум, чувства, умение любить и страдать — это все свойства нематериальной души.

Душа и тело связаны. Когда человек умирает, говорят о «раздирании» души с телом, то есть это не мгновенный процесс. Что происходит дальше — это отдельная тема. Наука не знает, что такое смерть, определения смерти нет. Медики отвечают, что если мы загоним в словесную формулировку понятие «смерть», то будут случаи, когда все ее условия совпадут, но человек все равно оживет. И совсем непонятно, почему жизнь возвращается в тело.

Сигнал из души

Мы развиваем ум, физические, музыкальные, художественные возможности. Но главное, что мы должны развить, — это наша душа, то есть мы должны научиться правильно любить. Что значит любить правильно? Это очень важный вопрос. Мы знаем, как развивать интеллект — для этого есть масса методик, правил, упражнений. Мы знаем, как развить тело. Тренеры, которые готовят олимпийских чемпионов, умеют выжать физиологический максимум из человека. То же касается и художественного, и музыкального, и танцевального даров. Всюду нужны педагоги высшего класса, без педагога ты не добьешься мастерства. Чтобы развить свою душу, научиться правильно любить — нужно знать духовные законы. Это такие же аксиомы, как «дважды два — четыре» в математике.

Если мы чувствуем физическую боль, значит, наш организм сигнализирует нам о какой-то проблеме. Если болит душа — ноет, тревожится, скорбит — это тоже сигнал, что идет некое нарушение, искажение. Это происходит, когда мы выходим за рамки законов Божиих. Меня ударили по руке — рука болит. Бьют по душе — словом, непристойными зрелищами, жестокостью — и она начинает болеть, метаться. Вот здесь самое важное и страшное. Я не могу сказать: пусть зубы у меня болят, а я спать пошел. От этой боли хочется на стены лезть. Если душа у человека не здорова, организм не может быть здоровым. И душу можно лечить только Божественной благодатью. Потому что дыхание Божие в нас, мы Его творение.

Болезни души в церковной аскетике называются страстями. Страсть — это чрезмерная привязанность к чему-либо, что не есть Бог. Попробую объяснить. Я знал одного человека из большой дружной высокообразованной семьи, где сестра и три брата — доктора наук. У них парализовало мать (она была совершенно парализована, но в сознании, говорила), и они решили никого не нанимать, а по очереди брать по отгулу и сидеть с ней. Когда была пора старшего брата, ему должны были на поезде передать марку, этот человек был страстным коллекционером. Он знал, что в седьмом вагоне проводник везет ему эту марку. И он сказал: «Мама, я через час приду, встречу поезд и вернусь». Но на подъезде к перрону поезд сломался, и надо было ждать. Ждал час, два — он понимал, что, если уйдет, марка может вообще потеряться. Проводник уйдет и все. Он ждал три часа. Три часа, вместо того чтобы бросить все и уйти к матери. Марка — простой кусочек бумажки — была выше любви к родному человеку. Вот что такое страсть. А как же парализованная мать? Она же видела время: вместо часа — три часа. Что она переживала, что думала? Вот яркий пример страсти. Это привязанность ко всему, что угодно, что не есть Бог.

Духовная онкология

Страсти настолько поглотили мир, что даже малые дети подвержены их разрушительному действию. Телефоны, планшеты, компьютерные игры… Раньше у нас было трудовое воспитание, всевозможные послушания по дому, а сейчас урбанизация и технологии дали нам множество свободного времени. И мы направили его на развлечения вместо того, чтобы потратить на изучение духовных законов. Ребенок с детства поражен страстями, которые уродуют его душу. Страсти становятся выше Бога, выше любви к Нему. Многие этого просто не понимают.

Святые отцы выделяют восемь категорий страстей: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие и гордость. Есть легкие болезни — насморк, кашель, кариес, а есть онкология, СПИД. Эти восемь страстей губят душу как тяжелые болезни. Вырваться из-под их власти чрезвычайно трудно. Это как паралич, когда ты бы и хотел поднять руку, хотел бы пойти, но не можешь.

От этих страстей устаешь. Когда у тебя чрезмерная любовь к маркам, ты постоянно собираешь— 10, 15, 20 лет, коллекция растет, и ты уже вроде бы рад избавиться от них, а не можешь. Страсть связывает тебя: вспомни, сколько сил потрачено, сколько денег, сколько энергии. И главное, страсти не приносят человеку никакого удовлетворения. Сребролюбец копит деньги: один миллион, другой, десять, сто — а хочется все больше и больше. Блудник меняет женщин и не может остановиться.

Мир по законам любви

Противоположность страсти — добродетель. Любая добродетель, как я уже говорил, дает возможность накопления Святого Духа. Чем больше накапливаете, тем больше в вас проявляется умение любить. И обретается душевный мир, которого так ищет каждый человек. После Воскресения Христос приходит к апостолам и говорит: «Мир вам» (Лк. 24:36). А мир — это что? Это умение прощать и не реагировать на окружающие соблазны. Человек, который умеет созидать мир в душе, всегда в хорошем настроении, во внутреннем покое. И он умеет не грешить. А вот когда у человека нет мира в душе, он реагирует на все, страсти на все болячки откликаются. А раздражение и гнев так ранят душу, что сутками отходишь от них.

Господь говорит: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Ин. 14:15). Надо пытаться жить по заповедям. Можно сказать, что выбор веры — это выбор духовных законов, по которым развивается душа. Если вы ничего не выбираете, это тоже выбор. Но конец один: любовь песком не становится, разделение души и тела происходит, душа входит в новый мир, который живет по законам вот этой самой любви. Если вы этих законов не знаете, вы их не выполняли, то там вам уже ничему не научиться.