О иоанн

Акафист святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову (иной)

Шрифт

Кондак 1

Избранный от мрежей рыбарских на проповедь Евангелиа, и от ловли рыб на уловление человеков во свет истиннаго боговедения, о великий Апостоле, учениче, друже и наперсниче Христов, моли Единаго Истиннаго Человеколюбца, Егоже ты серафимскою любовию возлюбил еси, да помилует нас, ищущих твоего к Нему предстательства, и зовущих ти:

Радуйся, Иоанне Апостоле, наперсниче Христов и Богослове.

Икос 1

Ангельских сил и всякия твари Творца, Владыку и Господа, восприемшаго плоть нашу, и явльшагося на земли спасения нашего ради, узрев ходящаго при мори Галилейстем, и взывающаго тя с братом твоим, Иоанне блаженне, в звание апостольства, оставль мрежи рыбарския и отца твоего в корабли, неуклонно оттоле последовал еси стопам Спасителевым. Сего ради вопием ти сице:

Радуйся, мрежею Христовою уловленный.

Радуйся, воистину ловец человеков явивыйся.

Радуйся, дом свой и родителей ради Господа оставивый.

Радуйся, мир и вся его прелести презревый.

Радуйся, чистоты и целомудрия дивный хранителю.

Радуйся, Христом Богом возлюбленный.

Радуйся, избранный и верный Христов учениче.

Радуйся, собору апостольскому сопричтенный.

Радуйся, истины Царствия Божия уразумевый.

Радуйся, тайнозрителю судеб Божиих.

Радуйся, небесный Ангеле, во образе земнаго человека явивыйся.

Радуйся, апостолом любве нареченный.

Радуйся, Иоанне Апостоле, наперсниче Христов и Богослове.

Кондак 2

Видя Христос Господь непорочную чистоту твоего сердца, плотскими страстьми не омраченную, суди тебе достойна быти зрения таинственных откровений, имиже проникая во глубину богословия, возможеши проповедати оное во услышание всего мира и сего ради нарече тя сына Громова. Ты же невозвратно последовал еси Христу, непрестанно поя Ему: Аллилуиа.

Икос 2

Разумом истиннаго богопознания озаряя твою душу, шествовал еси по благом Учителе твоем, учася из уст Его исходящей премудрости, и ради совершеннаго твоего незлобия, и девственнаго целомудрия, был еси возлюблен Христом Господем твоим. Услыши убо нас, воспевающих ти сице:

Радуйся, вместилище благодатныя силы Божия.

Радуйся, премудрости Божия проповедниче.

Радуйся, ум божественный стяжавый.

Радуйся, Христово Евангелие нам оставивый.

Радуйся, тобою бо Дух Святый дарова словеса спасения.

Радуйся, яко писании твоими тайны веры нам открываеши.

Радуйся, свет божественнаго учения в сердце своем носивый.

Радуйся, яко и нас тем же светом озаряеши.

Радуйся, семя слова Божия в сердца многих людей всеявый.

Радуйся, к познанию истинныя веры тех наставивый.

Радуйся, всю вселенную богословием твоим просветивый.

Радуйся, яко Церковь Христова Богослова тя нарече.

Радуйся, Иоанне Апостоле, наперсниче Христов и Богослове.

Кондак 3

Силу Божества Христова, сокрытую под облаком немощнаго человеческаго естества, познал еси явно, егда воскрешаяй дщерь Иаирову, и потом преображаяйся на Фаворе, сподоби тя со иными двема токмо ученики свидетели быти таковых преславных чудес. Познав же Христа Бога истиннаго, из глубины сердца твоего воззвал еси Ему: Аллилуиа.

Икос 3

Имея велие дерзновение к возлюбившему тя Христу, Сыну Божию, возлегл еси на персех Его при совершении тайныя вечери, и егда прорече Господь о предатели Своем, тогда един ты дерзнул еси вопросити о имени того. Сего ради вопием ти:

Радуйся, возлюбленным учеником от Господа нареченный.

Радуйся, присный Его друже.

Радуйся, во взаимней братстей любви с иными апостолы поживый.

Радуйся, на непоколебимом камени заповедей Христовых утвердивыйся.

Радуйся, невозбранно на персех Господних почивый.

Радуйся, дерзновенно о тайне предательства вопросивый.

Радуйся, воплотившемуся Богу Слову верно послуживый.

Радуйся, даров великих от Него сподобивыйся.

Радуйся, разум небесный приемый.

Радуйся, светом добродетелей твоих Бога прославивый.

Радуйся, светильниче сущым во тьме и сени смертней.

Радуйся, закон любве Божия на скрижалех сердец наших написавый.

Радуйся, Иоанне Апостоле, наперсниче Христов и Богослове.

Кондак 4

Буря ярости и зверскаго неистовства жестокосердных и неблагодарных иудеев пригвозди ко Кресту Христа Бога, волею пострадати за вся люди изволившаго, тогда вси ученицы Его, страхом объяти бывше, бежаша; но ты, апостоле всехвальный, питая к Нему любовь множайшую паче иных, на вся муки Христовы взирая, у Креста пребыл еси неотступно, сердечно состражда Деве, Матери Божией, плачущей и рыдающей, и удивляяся крайнему милосердию и долготерпению Божию, взывал еси к Пострадавшему за род человеческий: Аллилуиа.

Икос 4

Слышав Апостол Иоанн Божественный глас Господа к Матери Своей, при Кресте с тобою стоящей: «Жено, се сын твой», и тебе паки: «Се Мати твоя», повеление Владыки и Бога своего исполняя, послужил еси тайне всыновления Божией Матери чрез тебе всех верующих во Христа. Мы же, на Великую Заступницу и Матерь Света все упование возлагающе, вопием тебе, Апостоле, таковой тайне послужившему:

Радуйся, усыновления Божия Матере сподобивыйся.

Радуйся, хранити Ю в жизни земней призванный.

Радуйся, пред Крестом Спасителя до конца предстоявый.

Радуйся, верность Господу до смерти сохранивый.

Радуйся, Божиею Материю возлюбленный.

Радуйся, благоговейный Ея служителю.

Радуйся, Пресвятыя Девы Богородицы сомолитвенниче.

Радуйся, воли Ея святыя исполнителю.

Радуйся, во успении ко гробу честное и святое Ея тело проводивый.

Радуйся, с блистающею райскою ветвию, Архангелом Гавриилом принесенною, одру Ея предшедый.

Радуйся, пред Пречистою Девою Мариею верный наш ходатаю.

Радуйся, яко с Нею у престола Христова о нас умоляеши.

Радуйся, Иоанне Апостоле, наперсниче Христов и Богослове.

Кондак 5

Боготечная звезда явился еси во Асии, отшед в ню на проповедание Слова Божия, по жребию тебе падшему, но прежде попусти Господь быти тебе поглощену в мори, благодать же Божия, всегда с тобою пребывающая, сохрани тя во глубинах морских жива и по четыредесятих днех, повеле волне морстей воспенившися извергнути тя на брег, идеже узре тя ученик твой Прохор, уже оплакиваяй твою кончину, и велиим гласом воззва чудодействующему Богу: Аллилуиа.

Икос 5

Видевше ефесстии жителие преславное чудо, тобою сотворенное, воскресением отрока Домна, умерщвленнаго от беса, в бани пребывающаго, воспеша велегласно силу Бога, тобою им проповеданнаго, и избавльшеся от поклонения идолом, взываху тебе сице:

Радуйся, лучами благодати Божия осиянный.

Радуйся, благоухания духовнаго преисполненный.

Радуйся, во благовестии Христове добре потрудивыйся.

Радуйся, многих приведый к познанию Сына Божия.

Радуйся, помраченныя умом к свету истины призываяй.

Радуйся, веры истинныя громогласный проповедниче.

Радуйся, многобожия тму разоривый.

Радуйся, идолом поклонение угасивый.

Радуйся, непобедимую силу и власть на демоны приемый.

Радуйся, яко мертвых силою Божиею воскрешал еси.

Радуйся, молитвами твоими землю озаривый.

Радуйся, чудесы многими прославленный.

Радуйся, Иоанне Апостоле, наперсниче Христов и Богослове.

Кондак 6

Проповедник богоносный слова Божия быв во Ефесе, и усердствуя о благовестии Евангельския истины, подкреплял еси твое учение знаменми страшными и неудобь постигаемыми. Единою бо молитвою разрушил еси капище Артемидино, да зряще сие идолопоклонницы, познают Единаго Истиннаго Бога и воспевают Ему хвалебную песнь: Аллилуиа.

Икос 6

Возсия во Ефесе свет веры Христовы, тобою проповеданныя, егда злочестивый Домитиан воздвиже гонение на христианы, тогда и тя, яко усерднаго исповедника имене Христова, посла епарх в Рим связана, идеже и претерпел еси страшная мучения. Темже мы с любовию память твою чтим и взываем тако:

Радуйся, яко любве ради ко Господу жизни своея не щадил еси.

Радуйся, исповедниче веры во Христа неустрашимый.

Радуйся, идолов и кумиров языческих сокрушивый.

Радуйся, язычников о величии Бога, христианы почитаемаго, уверивый.

Радуйся, правды ради заключение и узы претерпевый.

Радуйся, Христова ради исповедания биенный.

Радуйся, яко чашу смертоноснаго яда невредно испил еси.

Радуйся, в конобе елея кипящаго не сваривыйся.

Радуйся, в лютых мучениих от смерти чудесно спасенный.

Радуйся, кесаря Домитиана и клевретов его сим удививый.

Радуйся, яко свирепство мучителей твоих победил еси.

Радуйся, слуг диавола посрамивый.

Радуйся, Иоанне Апостоле, наперсниче Христов и Богослове.

Кондак 7

Хотя мучитель злочестивый к идолослужению привести тя, Апостоле святый; обаче ты, благодатию Божиею укрепляемь, лютейшия муки претерпел еси и от веры Христовы никакоже отступил еси. Егда же не возмогоша нечестивии умертвити тя, тогда возомнив тя безсмертна, в изгнание на остров Патмос осудиша. Ты же, повинуяся промыслу Божию, тако благоволившему, с благодарностию воспевал еси Богу, вся во благая устрояющему: Аллилуиа.

Икос 7

Новая показал еси чудеса идолопоклонником, ища обратити их к спасительнеи вере Христове, егда пловущу ти во изгнание твое, повелением твоим, отрока утопшаго море на корабль жива изверже, буря укротися, вода сланая в сладкую претворися, воин от чревныя язвы исцелися, и по пришествии твоем в Патмос, бес пытливый из Аполлонида изгнася. Тогда вси зрящии таковая непостижимая события, прихождаху к познанию Триипостаснаго Бога. Темже тя вси, яко Апостола Христова, ублажаем тако:

Радуйся, благодатию Святаго Духа напоенный.

Радуйся, светильниче, миру языческому огнем благодати Божия светивый.

Радуйся, яко Господин жатвы призва тя на ниву Свою.

Радуйся, яко в вертограде Того добре потрудился еси.

Радуйся, остров Патмос молитвами твоими освятивый.

Радуйся, великою святынею христианства остров сей утвердивый.

Радуйся, морю и буре повелеваяй.

Радуйся, духов злобы от человек изгоняяй.

Радуйся, отроча от потопления морскаго избавивый.

Радуйся, болезни единым словом исцеляяй.

Радуйся, яко многая люди из тьмы неверия в чудный свет Христов привел еси.

Радуйся, яко и ныне мудрости Христове верных научаеши.

Радуйся, Иоанне Апостоле, наперсниче Христов и Богослове.

Кондак 8

Странно бе видети жрецем аполлонова храма, яко дом того, егоже они безумнии яко Бога почитаху, ты единым словом на землю низпровергл еси: темже чудящеся купно и ярящеся на таковое твое дерзновение, идоша к волхву Кинопсу, усердному предстателю бесов, да отмстит поругание их бога. Он же, слеп сый душею, не ведая силы, в тебе обитающия, покушашеся мечтании и разными привидении тебе устрашити, и на тя народ подвигнути, но сам окаянный, надеяся на волхвования своя, погрузися в море, и тамо утонул есть, взывая безсильным спасти его бесом, воспрещенным тобою именем Иисуса Христа, Сына Божия, Егоже прослави народ, сего чуда свидетель, воспев: Аллилуиа.

Икос 8

Весь исполнен любве Божественныя, был еси вместилище даров Святаго Духа: будущая прорицая, отстоящая яко близ сущая открывая, недужныя исцеляя, жене анфипатовой, в болезни рождения страждущей, едва в дом ея вступил еси, облегчение даровавый. Приими убо от нас грешных похвалы сицевыя:

Радуйся, велие дерзновение ко Христу Богу стяжавый.

Радуйся, приемый от Него власть на духи нечистыя.

Радуйся, силою Божиею языческое капище разоривый.

Радуйся, язычников в вере истинней утвердивый.

Радуйся, замыслы противников веры разрушивый.

Радуйся, громе, поражаяй древняго змия и его ангелов.

Радуйся, яко коварство лукаваго сатаны изобличил еси.

Радуйся, яко всех верных от козней его защищаеши.

Радуйся, от тьмы неразумия и страстей нас избавляяй.

Радуйся, помощниче всем ищущим спасения и истиннаго просвещения.

Радуйся, в проповедании истины ревность велию явивый.

Радуйся, словеса жизни вечныя нам оставивый.

Радуйся, Иоанне Апостоле, наперсниче Христов и Богослове.

Кондак 9

Всякое беззаконие истребляя ревностно от среды людей, к нимже послан бысть, низпровергл еси единым словом капище бахусово, Нукиана волхва чудесы препрев, из волка соделал еси кроткаго агнца, и привел еси ко Христовой вере, и мать, неистовным разжжением блуднаго греха к сыну, обличив, обратил еси к покаянию, онии же, от греха обратившеся ко спасению, немолчно взываху Богу: Аллилуиа.

Икос 9

Витийство любомудрия человеческаго не возможет изрещи, ниже ум плотскаго человека постигнути, еже ты возвестил еси нам о безначальном бытии Триипостаснаго Бога: подобно бо Моисею во громех и блистаниих на горе приял еси от Бога тайну Богословия, и возгласил еси миру, еже в начале бе Слово, Отцу искони неразлучное, и всему существующему виновное, имущее свет жизни вечныя, егоже тьма не может объяти. Темже почитаем тя, яко таинника безначальныя Троицы, и воспеваем тя, яко совершеннейшаго богослова:

Радуйся, сосуде избранный Духа Святаго.

Радуйся, Церкве Христовы украшение и славо.

Радуйся, на высоту богословия возшедый.

Радуйся, Троицу Нераздельну миру проповедавый.

Радуйся, богословити Отца, и Сына, и Святаго Духа нас научивый.

Радуйся, Светом Трисолнечным верных озаривый.

Радуйся, истины Воскресения Христова громогласный свидетелю.

Радуйся, яко тебе истинному богословию Сам Бог Слово научил еси.

Радуйся, орле, воспаривый до самого огнеобразнаго престола Божия.

Радуйся, яко учением Божественным всю подсолнечную напоивый.

Радуйся, образ истинныя мудрости показавый.

Радуйся, любви к Богу и ближнему нас научивый.

Радуйся, Иоанне Апостоле, наперсниче Христов и Богослове.

Кондак 10

Спасти хотя душы человеческия, всяко поучал еси люди веровати во Христа, Сына Божия, имети совесть незазорну, и любити друг друга, во еже не токмо зде, но и в селениих праведных воспети радостно Всемогущему Богу: Аллилуиа.

Икос 10

Стены горняго Иерусалима узрев во откровении, преподал еси нам проречение того, еже есть, и имать быти до скончания мира, открывая нам сие иносказательными словесы, и предоставляя разумети имущим ума божественнаго. Удивляющеся таковой премудрости, тебе от Бога дарованней, воспеваем тя сице:

Радуйся, зрителю неизреченных Божиих откровений.

Радуйся, познанием Альфы и Омеги превозшедый естество человеческое.

Радуйся, Божия мудрости сокровенное Слово извещавый.

Радуйся, радость неизглаголанную и жизнь вечную миру проповедавый.

Радуйся, богословствующих умов просвещение.

Радуйся, яко и нас к небесному наследию наставил еси.

Радуйся, свеще, пламенем Божественныя любве возжженная.

Радуйся, яко от восток солнца даже до запад хвально имя твое.

Радуйся, власть вязати и решити грехи наша от Господа приемый.

Радуйся, служителю таин Христовых.

Радуйся, учением твоим Христа всех Творца возвеличивый.

Радуйся, радости святых еще в жизни сей познавый.

Радуйся, Иоанне Апостоле, наперсниче Христов и Богослове.

Кондак 11

Пение, яко жертву благодарну, принесе тебе, святый Апостоле Иоанне, оный христианин, иже в нищету пришед, и не имый чим воздати долги своим заимодавцем, впаде в отчаяние, и искаше себе насильственною смертию умертвити: но ты, человеколюбив сый, желая избавите того и временныя, и вечныя смерти, крестным знамением сено в злато претворив, вручил еси оному убогому, да тем златом и долги отдаст заимодавцем, и дом свой препитает, Богу же, чрез тебе его облагодетельствовавшему, да поет: Аллилуиа.

Икос 11

Светоприемный светильник истиннаго света был еси, Апостоле Иоанне, во тме многобожия седящих путеводяй к Истинному Богу. Егда же познал еси приближение времене отшествия своего к возлюбленному Господу, тогда повелел еси учеником твоим погребсти тебе жива, наутрие же пришедше тии ко гробу твоему, и откопавше, ничтоже в нем обретоша, познавше убо, яко благословением Божиим совершися сие чудо, и воспеша тебе тако:

Радуйся, яко солнце в добродетелех просиявый.

Радуйся, свято жизнь земную скончавый.

Радуйся, во славе от земли на Небо преселивыйся.

Радуйся, от Царя Небеснаго венец безсмертия приемый.

Радуйся, светом вечным на Небеси осиянный.

Радуйся, яко и нас благодатным светом просвещаеши.

Радуйся, звездо пресветлая, всех приводящая к Солнцу Правды Христу.

Радуйся, светильниче, мрак душ наших любовию озаряяй.

Радуйся, по обетованию благаго Учителя твоего возседый на единем от дванадесяти престолов.

Радуйся, творяй на оном суд и правду посреде людей Божиих Израиля.

Радуйся, дивный наставниче всех ищущих спасения.

Радуйся, яко фимиам молитв твоих о всем мире христианстем приносиши Христу Богу.

Радуйся, Иоанне Апостоле, наперсниче Христов и Богослове.

Кондак 12

Благодать дана бысть от Бога месту тому, идеже тело твое земли предано бяше, да испускает в день погребения твоего тонкий прах на исцеление болящым, показующе сим чудом, како прославляет Бог любящия Его, да вси, зряще сие, непрестанно сердцем и душею во дни и в нощи вопием Ему: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще труды твоя во апостольстве и чудеса и исцеления, яже источал еси, и источаеши благодатию Духа Святаго, в тебе обитающаго, восхваляем Бога, даровавшаго нам таковаго путеводителя, наставляющаго нас на путь спасения, и милосердствующаго о нас, грешных. Приими убо от нас, святый Апостоле, похвалы сицевыя:

Радуйся, священнаго лика апостольскаго сопричастниче.

Радуйся, Церкве Христовы неугасимый светильниче.

Радуйся, яко с тобою Ангели ликуют на Небеси.

Радуйся, яко человецы с любовию восхваляют тя на земли.

Радуйся, всех христиан великое утешение.

Радуйся, яко многи храмы и обители имене твоего незримо охраняеши.

Радуйся, православными людьми российскими возлюбленный.

Радуйся, о стране и народе нашем пред Богом и Пресвятою Богородицею ходатаю теплый.

Радуйся, любящым и чтущым тя любовию святою воздаваяй.

Радуйся, всещедрый о нас предстателю.

Радуйся, яко Преблагословенную Матерь Господа ходатайствовати о нас, грешных, преклоняеши.

Радуйся, яко предстательством твоим у Христа Бога вечное спасение нам подаеши.

Радуйся, Иоанне Апостоле, наперсниче Христов и Богослове.

Кондак 13

О преславный и всехвальный Апостоле и Евангелисте, наперсниче Христов, возлюбленный Иоанне, благоприятным твоим и всесильным ходатайством ко всеблагому Твоему Учителю и нашему Владыце и Господу избави нас от всяких бед, скорбей и болезней, испроси нам вся благая временная и вечная, и христианскую кончину живота нашего, да с тобою на Небеси со Ангельскими лики и всеми святыми воспоем Богу: Аллилуиа.

Этот кондак читается трижды, затем 1 -й икос: «Ангел предстатель…» и 1-й кондак: «Ангельских сил…».

Молитва

О великий апостоле, евангелисте громогласный, Богослове изящнейший, тайновидче неизреченных откровений, девственниче и возлюбленный наперсниче Христов Иоанне! Приими нас, грешных, под твое сильное заступление прибегающих. Испроси у Всещедраго Человеколюбца Христа Бога нашего, Иже пред очесы твоими Кровь Свою за ны, непотребныя рабы Своя, излиял есть, да не помянет беззаконий наших, но да помилует нас и сотворит с нами по милости Своей: да дарует нам здравие душевное и телесное, всякое благоденствие и изобилие, наставляя нас обращати оная во славу Его, Творца, Спасителя и Бога нашего, по кончине же временныя жизни нашея от немилосердных истязателей на воздушных мытарствах да избавит нас, и тако да достигнем, тобою водимии и покрываемии, Горняго онаго Иерусалима, егоже славу ты во откровении зрел еси, ныне же нескончаемыя радости наслаждаешися. О великий Иоанне! Сохрани вся грады и страны христианския, храм сей, служащих и молящихся в нем, от глада, губительства, труса и потопа, огня и меча, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани; избави нас от всякия беды и напасти и молитвами твоими отврати от нас праведный гнев Божий, и Его милосердие нам испроси, да вкупе с тобою сподобимся прославляти в невечернем дни пресвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Любимый ученик Христа: Апостол Иоанн Богослов

Человек, малознакомый с церковной традицией, впервые увидев фреску Леонардо да Винчи «Тайная вечеря», может немного смутиться: на знаменитой картине по правую руку от Христа изображена фигура с юным лицом и длинными волосами. У неискушенного зрителя почти всегда возникает мысль, что рядом с Иисусом сидит женщина. Но все гораздо проще. Длинноволосый молодой человек — никто иной, как Иоанн Зеведеев, любимый ученик Христа.

На момент евангельских событий он едва достиг совершеннолетия, поэтому весьма часто художники и изображают этого апостола с женоподобными чертами. Однако за молодой внешностью скрывался очень живой пытливый ум и пламенная вера. Зная это, Господь почти сразу после выхода на проповедь призвал Иоанна следовать за Собою, поскольку видел в нем огромный духовный потенциал. И действительно, именно самому молодому ученику Иисуса впоследствии предстояло стать одним из столпов христианства, выразителем важнейших истин Евангельского учения. Примечательно, что среди святых Восточной Церкви только три человека имеют звание богослова, и первый среди них — Иоанн.

По преданию, матерью Иоанна была Саломия — родная дочь Иосифа Обручника от первого брака. Как складывались отношения Христа с родней до начала Его проповеди, мы достоверно не знаем. Известно лишь, что, когда Господь начал Свое общественное служение, братья и сестры восприняли это по-разному: кто-то с удивлением, кто-то с сочувствием, кто-то с прохладой.

Саломия была одной из тех, кто тепло относился к Брату, и впоследствии пошла за Ним. Но это было чуть позже, а до выхода Спасителя на проповедь она вместе с мужем и детьми жила в Вифсаиде — небольшом рыбацком селении близ Галилейского озера. Иоанн был воспитан родителями верующим и трудолюбивым мальчиком. Семья была довольно обеспеченной, но достаток этот приходил через тяжкий труд: каждую ночь Зеведей с сыновьями ловил рыбу, утром продавая ее на местном рынке купцам — что называется оптом. Во время одного из таких занятий — починки сетей и сортировки улова — и застал Иисус однажды Своего пожилого зятя. Рядом с отцом работали его дети Иоанн и Иаков. Христос сказал им:

— Следуйте за Мною, и Я сделаю вас ловцам душ человеческих…

Молодые люди оставили все — промысел, дом, родителей — и пошли за Христом. Это уже был подвиг с их стороны, ведь зачастую людям бывает очень тяжело увидеть в своем родственнике нечто большее, чем просто родича. Наверняка они привыкли к тому, что их сводный Дядя занимался плотничеством и кормил Свою одинокую Мать. И тут вдруг — такие перемены. Но у братьев были горячие сердца, которые говорили им: «Идите!». И будущие апостолы, доверившись этому зову, пошли вслед за Учителем.

Правда, один из братьев — Иоанн — еще раньше понял, что Иисус — Мессия. За несколько месяцев до своего призвания он ходил на Иордан слушать другого проповедника — Иоанна Предтечу. Как-то раз сыну Зеведея выпало присутствовать при встрече Крестителя и Христа. Когда Спаситель ушел, Предтеча обратился к своим последователям и сказал: «Вот Он — Агнец Божий, который возьмет на Себя грехи всего мира». После таких слов юный Иоанн стал все чаще смотреть в сторону Христа, и когда Тот, наконец, позвал его, без колебаний сделался учеником Господа.

Очень скоро Спаситель стал доверять Иоанну самые сокровенные мысли о Царстве Небесном. Юноша — почти ребенок — Иоанн на тот момент единственный из апостолов до конца понимал и принимал речи Учителя. Другие ученики обладали не меньшими способностями, но их рассудок все еще был засорен тем опытом, который они приобрели до своего призвания. А душа юного Иоанна, по сути, была чистым листом бумаги, на которой Господь писал самые важные слова. Потом, когда отошли в Вечность почти все, кто видел Господа во плоти, Иоанн — уже глубокий старец — повторит эти слова: «Бог есть Любовь!». Но это — потом, а пока он ходит со Спасителем и жадно впитывает все, что видят его глаза и слышат его уши.

За пылкий нрав Господь прозвал сыновей Зеведея «воанергес», то есть «сыновья грома». Братья вместе с апостолом Петром очень часто становились свидетелями событий, которые не могли видеть прочие апостолы. Например, воскрешение дочери Иаира, Преображение и моление в Гефсиманском саду — очевидцами всего этого Христос позволил быть только Иоанну, Иакову и Петру, как людям, которые были готовы осознать происходящее. А на Тайной вечере один только юный ученик сподобился сидеть к Господу настолько близко, что ощущал биение Его пречистого сердца и слышал, как тот с горечью сказал Иуде: «Иди, заверши начатое…».

Когда настало время страдания и смерти Иисуса, Иоанн неотлучно был рядом с Учителем и остался верен Ему даже в минуту Его предательства всеми остальными. Побоявшись мести законников, Христа покинули практически все ученики кроме Иоанна и нескольких женщин, мужественно следовавших за Спасителем до самой Голгофы. Видя чистоту души и верность Своего племянника, Господь поручает Иоанну заботу о самом дорогом человеке — Пресвятой Богородице — и усыновляет Ей любимого ученика. С тех пор вплоть до момента Успения молодой человек был Ее вторым сыном и неотступным спутником, Она же стала для него второй Матерью, которую он всегда нежно любил всем своим сердцем.

По преданию, Дева Мария и Ее названый сын почти безвыездно жили в Иерусалиме, покидая город лишь несколько раз. Похоронив Пречистую, Иоанн отправился на проповедь, как и прочие апостолы. Местом миссионерского труда молодого евангелиста стала Малая Азия — территория современной Турции.

С его благовестническим служением связано много скорбей и испытаний. Так, однажды, направляясь в Эфес морем, вместе со своим учеником Прохором Иоанн попал в страшную бурю и провел в воде целых две недели, пока волны не выбросили его на берег. Затем он долгое время работал у одной хозяйки, которая хитростью заставила апостола топить принадлежавшую ей баню. Но этот случай послужил к славе Божьей — по молитве Иоанна воскрес один из умерших в парилке юношей, после чего началась целая череда чудес и знамений, обративших многих жителей Эфеса к вере во Христа.

В городе Иоанн проповедовал довольно долгое время, и кто знает, как много людей ему удалось бы крестить, если бы не донос на него императору Домициану. Проповедь христианства подрывала бизнес жрецов Артемиды, которые имели огромные барыши от культа этой богини, считавшейся покровительницей Эфеса. Они, по-видимому, и написали в Рим жалобу. Ответ не заставил себя долго ждать — кесарь приказал умертвить Иоанна, дав ему выпить чашу с ядом. Отрава не подействовала, и тогда апостола попытались сварить в кипящем масле. Однако и эта пытка не причинила апостолу вреда, и его в конечном итоге отправили в ссылку на остров Патмос в Эгейском море. Но заставить арестанта замолчать властям не удалось, и по пути было совершено много чудес, которые почти всех Иоанновых спутников подтолкнули к принятию святого Крещения. Видя, что пленник невиновен, сопровождающие хотели отпустить его, но апостол решил перенести все испытания до конца и попросил не сбиваться в намеченного пути.

На Патмосе Иоанн написал самые известные свои писания — Евангелие и Апокалипсис. Составлены они были Прохором, неотлучным спутником Иоанна, под диктовку последнего. Предание повествует, что апостол почувствовал особую важность момента и приказал своему ученику писать все, что он будет говорить. Всего диктовка заняла два дня и шесть часов — именно столько понадобилось времени на создание четвертого Евангелия. Примерно тогда же Господь сподобил апостола другого видения — после десятидневного поста и молитвы Иоанну открылись судьбы всего мира и знания о конечной участи человечества. Увиденное апостол записал в Откровении — самой загадочной книге Нового завета.

Отбыв ссылку, апостол вернулся в Эфес, где продолжил свои труды. Здесь он привел в порядок свои патмосские записи и завершил Евангелие и Апокалипсис. В городе Иоанн пользовался огромным уважением и снискал прозвище «апостол любви», потому что никогда не переставал призывать всех христиан к взаимному уважению и любви. И сам он неоднократно доказывал делом верность своим словам.

Например, сохранился трогательный рассказ, как апостол, будучи уже глубоким стариком, узнал, что один из его учеников стал главарем шайки разбойников. Рискуя жизнью, Иоанн отправился в горы, встретил там грабителей и отдал себя в их руки, попросив их отвести к своему вожаку. Когда бывший ученик увидел старца, то устыдился и побежал прочь, чтобы избежать разговора с учителем. Но Иоанн, позабыв о своих преклонных летах, бежал вслед и, задыхаясь, кричал:

— Сынок! Остановись! Вернись ко мне и не отчаивайся в падении своем! Я возьму на себя твои грехи, ты только подожди меня!

Именно Бог помогает нам во всех жизненных вопросах и трудностях. К Нему обращаются, когда ищут утешение в горестях, болеет близкий человек, нужна защита в путешествиях и при многих других проблемах. Множество Святых тоже помогают людям в решении тех или иных вопросов, если намерения человека чисты и благородны. В статье мы расскажем вам о молитве Иоанну Богослову, с которой можно обратиться к этому Святому.

Молитвенное обращение к Иоанну Богослову

Иоанн Богослов является представителем 12 апостолов – очень почитаем в православной религии. При обращении к апостолу Иоанну Богослову молитву следует произносить осознанно, не отвлекаясь на мирские заботы, полностью положившись на волю Бога и Его Святых. Будет очень хорошо, если в доме находится изображение святого лика Иоанна Богослова. Наиболее часто к апостолу обращаются с просьбами о семейном благополучии и о здоровье близких. Молитва помогает решить недопонимание в семье, разрешить конфликты мужа и жены, помогает обрести силы для взаимного уважения, мудрости и любви, которые являются фундаментом семейной жизни, дарящие спокойствие, мир и согласие всем ее членам.

Текст молитвы

О великий и всехвальный апостоле и евангелисте Иоанне Богослове, наперсниче Христов, теплый наш заступниче и скорый в скорбех помощниче! Умоли Господа Бога даровати нам оставление всех прегрешений наших, елико согрешихом от юности нашея, во всем житии нашем, делом, словом, помышлением и всеми нашими чувствы. Во исходе же душ наших помози нам, грешным, избавитися воздушных мытарств и вечнаго мучения, да твоим милостивным предстательством прославляем Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Просьбы к Святому Иоанну Богослову

Иоанн Богослов помогает людям в решении множества вопросов. Основные молитвенные просьбы связаны с благополучием семейной жизни и со здоровьем близких людей. Чудо исполнения просьб даруется лишь искренне верующим и покорным решению Бога. Ниже приведен список основных вопросов, в которых Иоанн Богослов помогает мирянам:

  • Помощь в любви;
  • Укрепление семьи в непростое время;
  • Защита от порчи и любого зла;
  • Помощь учащимся;
  • Исцеление больных;
  • Об изгнании злых духов из тела и сознания.

Молитва апостолу Иоанну Богослову очень действенна. Считается, что именно Иоанн Богослов был самым верным учеником Иисуса Христа, поэтому единственный, кто воочию лицезрел могущество и волю Всевышнего. Поэтому к апостолу обращаются миряне, считая молитву к нему самой сильной.

Мощь молитвы апостолу объясняется божественно праведной жизнью. Его земное бытие было наполнено духовностью, добротой и благостью.

На протяжении всей жизни вел высокоморальный образ жизни и старался заинтересовать духовной жизнью всех людей.

Почти всю свою жизнь Иоанн Богослов посвятил служению Богу и людям, стараясь изменить их языческий образ жизни. Старался вразумить человечество, устремляя их взор к небу, к Всевышнему. Этим он познавал идеи Иисуса Христа, его деяния на земле во имя всего человечества.

Иоанн Богослов – единственный из двенадцати апостолов Христа, который умер своей смертью, прожив долгую, насыщенную и одухотворенную жизнь. Предчувствуя встречу с Создателем, он решил провести остатки дней в качестве отшельника: полностью воздерживаясь от материальных нужд, наполняя каждый день исключительно молитвами Господу.

Иоанн был бесконечно благодарен Спасителю за то, что Он любил его, несмотря на все его недостатки.

Евангелист Иоанн в своих записях называет себя как ученика, “которого любил Иисус” (Евангелие от Иоанна 13:23). Мы часто думаем об Иоанне как о носителе святого характера, который явлен нам в его посланиях. В действительности у него были огромные недостатки. Сам Иисус дал братьям Зеведеевым Иакову и Иоанну имена “сыны громовы”.(Евангелие от Марка 3:17).

Будущий апостол Иоанн поначалу являлся последователем Иоанна Крестителя. Главным пунктом проповеди Предтечи было покаяние в грехе и приготовление к пришествию Мессии. Все, кто примкнул к Иоанну Крестителю, чувствовали необходимость в исправлении жизни, поскольку глубоко раскаялись в содеянных грехах. Иоанн Зеведеев также испытывал потребность в таком изменении. Когда Иоанн Креститель провозгласил Иисуса Спасителем, Иоанн решил покинуть своего первого учителя. Испытывая глубокое почтение к Крестителю, он готовился к тому, чтобы связать свой жребий с учениками Мессии.

Иоанн показал себя ревностным последователем Мессии. Однажды он сказал Иисусу: “Учитель! мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит за нами; и запретили ему, потому что не ходит за нами» (Евангелие от Марка 9:38). Иоанн, очевидно, решил, что тот, кто “не ходит за нами”, может подорвать репутацию Христа. В данном случае мы наблюдаем в характере Иоанна признаки фанатизма.

Позже, служа Мессии, Иоанн проявил ту же слабость. На последнем пути в Иерусалим Иисус проходил через Самарию. Самаритяне отказались принять Господа и Его учеников. “Видя то, ученики Его Иаков и Иоанн сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал?” (Евангелие от Луки 9:54). Похоже, то же нетерпение и рвение все еще кипели в сердце Иоанна. Иисус тогда сказал им: “не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать.” Иисус старался мягко направить ревностного ученика к более благотворному и терпимому отношению к окружающим его людям.

Иоанн был готов возглавить собрание апостолов. Он был готов продемонстрировать свои качества и в открытую доказывать свои претензии на высокое положение. Однажды мать сыновей Зеведеевых приступила к Иисусу с просьбой:”скажи, чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоем” (Евангелие от Матфея 20:21). Иоанн, вместе со своим братом Иаковом, был одним из первых учеников, которые последовали за Иисусом, кто первым оставил все ради Его служения. Они вместе ходили и беседовали, бывали с Ним как в семейном кругу, так и на многолюдных собраниях. В пылу любви им очень хотелось бы сидеть ближе всех к Нему в Его Царстве. Иисус отнесся к ним снисходительно. Он не стал обличать их самолюбие и попытку возвыситься над своими же братьями. Он читал в их сердцах, знал глубину их преданности Ему. Их любовь – это не просто человеческая привязанность; хотя она несовершенна, как несовершенно все земное и человеческое, тем не менее она проистекает из Его спасительной любви. Христос хотел не обличить их, а углубить и очистить эту любовь и сказал: “Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь?” (Евангелие от Матфея 20:22).

Отношение Иисуса к Иоанну было удивительно терпеливым. Он даровал Своему юному ученику особенные привилегии. Иисус дал Иоанну увидеть Бога в действии. Когда Иисус пришел воскресить дочь Иаира, Он взял с Собой только Петра, Иоанна и Иакова. Иоанн видел своего Господа во славе с Моисеем и Илией, которые сошли с небес, на горе преображения. Он слышал, как они обсуждали со Спасителем смерть, которую Тот должен был принять в Иерусалиме. Он был свидетелем кризиса в кульминационный момент победы Господа в Гефсимании, когда решалась судьба человечества.

Иоанн развеял все свои заблуждения относительно миссии нашего Господа в этом мире и был поистине способен подняться до очень высокого понимания Божественного. Подобно дереву, которое растет все выше, а его корни проникают все глубже, Иоанн рос и расцветал. Все это стало возможным благодаря тому, что он всегда отвечал взаимностью на то доброе отношение, которым одаривал его Иисус. “Будем любить Его, – писал он в конце своей долгой жизни, – потому что Он прежде возлюбил нас” (1 Иоанна 4:19). Иоанн был бесконечно благодарен Спасителю за то, что Он любил его, несмотря на все его недостатки. И это одна из причин того, что он был чрезвычайно предан Сыну Человеческому.

Иоанн был единственным из учеников, который находился у креста. Господь избрал его в качестве приемного сына и опоры Своей матери.

И в утро воскресения Иоанн был одним из первых Его учеников, кто пришел к открытой могиле.

После дня Пятидесятницы мы вновь видим Иоанна в Самарии. Только теперь он уже не призывает огонь снизойти на эту местность, но он молится о жителях Самарии, чтобы они приняли Святого Духа. Мы можем расценить эту историю как свидетельство полного изменения жизни Иоанна. Его энергия, поначалу направленная на разрушение и порицание, теперь была нацелена на высшее и лучшее.

Иоанн стремился воссесть рядом с Христом. Много лет спустя, когда возлюбленный ученик Иоанн становится Иоанном Богословом, когда Иоанн достиг полного единения со Христом, разделяя Его страдания, Господь открыл преданному ученику, кто наиболее близок Ему в Его царстве. “Побеждающему, – сказал Христос, – дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел со Отцем Моим на престоле Его…”(Откровение 3:21)

В Царствии Божьем положение приобретается не влиянием и личными симпатиями. Его невозможно заработать или получить как произвольный дар. Ближе всех ко Христу будет стоять тот, кто одержал победу над собой с помощью Господа нашего Иисуса Христа, кто постиг всю глубину Его самоотверженной любви. До самых последних дней суть свидетельства Иоанна заключалась в следующем: “Ибо таково благовествование, которое вы слышали от начала, чтобы мы любили друг друга…Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою; и мы должны полагать души свои за братьев” (1 Иоанна 3:11,16).

Подготовила И. Суманова

Ретро статья газеты «Сокрытое Сокровище» февраль 2004 г.

9 октября Православная Церковь чтит Преставление апостола и евангелиста Иоанна Богослова.
Говоря проще, День земной кончины этого святого.
А событие это одно из самых загадочных в Священном Предании.

Святой апостол Иоанн скончался в возрасте ста с лишним лет. Он намного пережил всех остальных очевидцев Господа, долго оставаясь единственным живым свидетелем земных путей Спасителя.

Когда настало время отшествия апостола Иоанна к Богу, он удалился за пределы Ефеса с семью своими учениками и повелел приготовить для себя в земле крестообразную могилу, в которую лег, сказав ученикам, чтобы они засыпали его землей. Ученики с плачем целовали своего любимого наставника, но, не решаясь ослушаться, исполнили его повеление. Они закрыли лицо святого платом и закопали могилу. Узнав об этом, остальные ученики апостола пришли к месту его погребения и раскопали могилу, но ничего в ней не нашли.
Итак, известно, что апостол Иоанн Богослов был погребён (если можем так сказать) в городе Ефесе.
Ефес, это бывший город недалеко от современного города Турции , Измир. Этот город основан за 500 лет до Рождества Христова, но в 15 веке он был разрушен до основания и сегодня это крупнейший центр античной культуры.
Ефес, это крепость и она была построена во времена, когда на ефесян нападали арабы.
На территории крепости располагается храм-усыпальница святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Здесь он скончался в самом начале II века. Храм был построен лишь в VI веке, при императоре Юстиниане.
В городе находится и Дом Богородицы и Пещера Семи отроков Ефеских. И конечно храм Святого апостола Иоанна Богослова.

Святой Иоанн прибыл в Эфес, жил в этом городе и начал писать Евангелие в старой церкви, здесь же он и умер. Археологические находки, обнаруженные здесь, показали, что в этом месте находились его могила и ещё пять других могил, имеющих форму креста, некоторые археологи считают, что такое расположение могил было осуществлено по желанию апостола Иоанна. Однако сделать окончательный вывод достаточно сложно, так как большая часть найденных здесь артефактов была тайно вывезена в Грецию, Австрию и другие страны. Начиная с ранних периодов христианства, эта церковь служила местом поклонения многих паломников. Однако в более поздний период церковь разрушилась из-за неблагоприятных климатических условий. По указу Юлиана церковь была вновь отстроена, и вокруг были построены колонны. Церковь была двухэтажной с 6 большими и 5 малыми куполами, 110 м длиной. Купола были мозаичными и украшены фресковой росписью. Во время раскопок было обнаружено довольно большое количество монет, датируемых I столетием. Из этого следует, что могила апостола Иоанна и церковь его имени были местом постоянного паломничества.

Когда-то здесь был огромный религиозный центр. Для строительства храма использовались плиты и колонны храма Артемиды Ефесской. (Храм Артемиды никто специально не разрушал, он сам рухнул в IV веке в результате землетрясения и лежал уже полтора столетия в руинах.)
О масштабах храма в честь Апостола Иоанна Богослова говорит хотя бы тот факт, что эта церковь (вернее, собор) имел в длину 130 метров. (Для сравнения Храм Христа Спасителя в Москве – 85 метров в ширину и в длину.)
Вот как описывает этот древний храм один современный русский поломник побывавший в Ефесе:

Я поднимаюсь на вершину холма по небольшой мощёной улице, обсаженной пальмами. Это здесь, под этим синим безоблачным небом впервые прозвучала фраза «в начале было Слово». Между тем из турецких домов доносится запах жареной пищи. Пожилые турки равнодушно покуривают за столиками кальяны. Черноволосые мальчишки шумно играют в какие-то свои игры. Заметив меня, один из них подбегает, предлагая купить открытки с видом Эфеса. Я подхожу к небольшой крепостной стене из белого камня. Там, за ней, уже могила Апостола Любви. Но перед воротами вижу окошко кассы, и за вход внутрь нужно заплатить 5 турецких лир. Пройдя последнее мытарство, переступаю заветный порог и попадаю на роскошное плато — огромную площадку, украшенную многочисленными колоннами. Это остатки великолепного христианского храма, воздвигнутого в VI веке над могилой апостола византийским императором Юстинианом. Солнце палит нещадно, и в каждом камне — седая древность. Сворачиваю направо и вижу уже знакомую по фотографиям каменную плиту с надписью «Святой Иоанн». Всё. Я достиг желаемого.

Осмотревшись, пока ещё не обращаю на себя никакого внимания. Прямо у моих ног — старая металлическая решётка, прикрывающая небольшое углубление. Приподнять её невозможно, на ней замок. Стараюсь просунуть туда правую руку, чтобы потрогать могилу апостола изнутри. Затем, достав Евангелие, требник и акафист Иоанну Богослову, начинаю облачаться в священнические одежды. И вот здесь-то сразу же появляется турецкий полицейский. Он не подходит ко мне, но, глядя на меня, всё время звонит кому-то по мобильному телефону и что-то говорит на своём языке. Я стараюсь не обращать на него внимания и продолжаю облачаться. Сейчас начнётся служба — молебен с акафистом великому апостолу и чтением первой и последней глав из его Евангелия. От палящего зноя и присутствия полицейского я даже не вполне осознаю окружающую действительность. Кажется, что всё это во сне и не со мной. «Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков!» — звучат первые вступительные слова молитвы.

Вот фотография того самого места, на котором был погребен Апостол Иоанн Богослов.
С этой могилой связано одно совершенно удивительное чудо
Как известно, мы несколько раз в году празднуем память св. Иоанна Богослова. И вот день его памяти 21 мая (по новому стилю) установлен в честь того, что в этот день… из могилы поднималась на воздух и оседала на могиле тонкая пыль («прах»), которую можно было собирать в коробочки для паломников и даже есть ложками (были популярны специальные небольшие ложечки, иногда с надписью «яждь манну») – во здравие души и тела.
В эти дни здесь бывало особенно большое скопление паломников, больных, калек со всего мира. Они приходили, чтобы прикоснуться к святой гробнице и вкусить священного праха. Об этом пишут многие очевидцы тех времен. Встречаем упоминание об этом и у нашего русского паломника игумна Даниила. Он посетил Святую Землю и Ефес в 1104–1107 годах.
Игумен Даниил пишет: «…Тут находится гроб Иоанна Богослова, и исходит в день его памяти земная пыль святая, ее берут люди на исцеление всех болезней…».
Здесь же, на месте раскопанного древнего храма, сохранилась удивительная и трогательная подробность древнего храма – солея.
Сегодня солея – это дорожка, параллельная алтарю. В середине солеи – амвон, место, на котором диакон произносит ектении, читает Евангелие.
В древности храм был устроен несколько иначе. Амвоном называлось возвышение посреди храма. От амвона к алтарю вела огороженная брусьями или лентами дорожка – солея. По ней свободно и проходил на амвон, даже через переполненный храм, диакон, неся в руках Евангелие.
И вот здесь как раз сохранилась эта мощная солея, ведущая от алтаря к амвону.
Давайте мысленно перенесемся в прошлое на полторы тысячи лет и окажемся в византийском храме как раз в тот момент службы, когда все готовятся слушать Евангелие. Что мы увидим?..
На полу и на скамьях сидят люди. Они не встают ни на чтение фрагмента из Ветхого Завета, ни на Апостольское чтение. …Но вот люди заволновались. Апостольское чтение заканчивается, и диакон всех призывает подняться, потому что сейчас будет возглашаться Евангелие, а через него Сам Господь Христос обратится к нам.
И в самом алтаре все приходит в движение… Священнослужители встают, зажигаются свечи, звенят цепочки кадил, с престола берется недавно положенное на него Евангелие. Еще минута-две – и из алтаря показывается процессия: служители с кадилами, свечами, опахалами… за всеми – старший диакон в роскошных одеждах. В его руках богато украшенное золотом и самоцветами Евангелие. Бывает, что Евангелие такое огромное и тяжелое, что его несут несколько человек.
Человеческое море приходит в движение. Все стремятся попасть как можно ближе к солее – помосту, который ведет от алтаря до середины храма. Самые благочестивые – уже у солеи. Они тянут руки за брусья ограждения, пытаясь коснуться Святого Евангелия или хотя бы достать до диакона. Родители поднимают маленьких детей, чтобы и те коснулись святыни. «Толпы народа напирают с обеих сторон, стараясь дотронуться до Священной Книги губами или руками, а кругом бушует людское море», так сообщает автор шестого столетия об этом.
Но вот диакон на амвоне. Евангелие положено на специальный столик и раскрыто. На секунды оно скрывается за ароматными клубами кадильного дыма, которым окаждают Святую Книгу. Устанавливается тишина. Епископ из алтаря призывает мир и благодать на верующих и благословляет диакона на чтение того самого евангелия, который написал апостол и Евангелист Иоанн Богослов , который и погребён в этом самом храме.