О справедливости

АНАЛИЗ СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ.

Целью задания является определение средств выразительности, использованных в рецензии путём установления соответствия между пропусками, обозначенными буквами в тексте рецензии, и цифрами с определениями. Записывать соответствия нужно только в том порядке, в каком идут буквы в тексте. Если Вы не знаете, что скрывается под той или иной буквой, необходимо поставить «0» на месте этой цифры. За задание можно получить от 1 до 4 баллов.

При выполнении задания 26 следует помнить, что Вы заполняете места пропусков в рецензии, т.е. восстанавливаете текст, а с ним и смысловую, и грамматическую связь. Поэтому часто дополнительной подсказкой может служить анализ самой рецензии: различные прилагательные в том или ином роде, согласующиеся с пропусками сказуемые и т.д. Облегчит выполнение задания и разделение списка терминов на две группы: первая включает термины на основе значения слова, вторая – строение предложения. Это деление Вы сможете провести, зная, что все средства делят на ДВЕ большие группы: в первую включаются лексические (неспециальные средства) и тропы; во вторую фигуры речи (часть из них называют синтаксическими).

26.1 ТРОП—СЛОВО ИЛИ ВЫРАЖЕНИЕ, УПОТРЕБЛЯЕМОЕ В ПЕРЕНОСНОМ ЗНАЧЕНИИ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА И ДОСТИЖЕНИЯ БОЛЬШЕЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ. К тропам относятся такие приемы, как эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, метонимия, иногда к ним относят гиперболы и литоты.

Примечание: В задании, как правило, указано, что это ТРОПЫ.

В рецензии примеры тропов указываются в скобках, как словосочетание.

1.Эпитет (в пер. с греч. — приложение, прибавление) — это образное определение, отмечающее существенную для данного контекста черту в изображаемом явлении. От простого определения эпитет отличается художественной выразительностью и образностью. В основе эпитета лежит скрытое сравнение.

К эпитетам относятся все «красочные» определения, которые чаще всего выражаются прилагательными:

грустно-сиротеющая земля (Ф.И.Тютчев), седой туман, лимонный свет, немой покой (И. А. Бунин).

Эпитеты могут также выражаться:

—существительными, выступающими в качестве приложений или сказуемых, дающих образную характеристику предмета: волшебница-зима; мать — сыра земля; Поэт — это лира, а не только няня своей души (М. Горький);

—деепричастиями: волны несутся гремя и сверкая;

—местоимениями, выражающими превосходную степень того или иного состояния человеческой души:

Ведь были схватки боевые, Да, говорят, еще какие! (М. Ю. Лермонтов);

—причастиями и причастными оборотами: Соловьи словословьем грохочущим оглашают лесные пределы (Б. Л. Пастернак); Допускаю также появление… борзописцев, которые не могут доказать, где они вчера ночевали, и у которых нет других слов на языке, кроме слов, не помнящих родства (М. Е. Салтыков-Щедрин).

2. Сравнение — это изобразительный прием, основанный на сопоставлении одного явления или понятия с другим. В отличие от метафоры сравнение всегда двучленно: в нем называются оба сопоставляемых предмета (явления, признака, действия).

Горят аулы, нет у них защиты.

Врагом сыны отечества разбиты,

И зарево, как вечный метеор,

Играя в облаках, пугает взор. (М. Ю. Лермонтов)

Сравнения выражаются различными способами:

— формой творительного падежа существительных:

Соловьем залетным Юность пролетела,

Волной в непогоду Радость отшумела (А. В. Кольцов)

— формой сравнительной степени прилагательного или наречия: Эти глаза зеленее моря и кипарисов наших темнее (А. Ахматова);

— сравнительными оборотами с союзами как, словно, будто, как будто и др.:

Как хищный зверь, в смиренную обитель

Врывается штыками победитель… (М. Ю. Лермонтов);

— при помощи слов подобный, похожий, это:

На глаза осторожной кошки

Похожи твои глаза (А. Ахматова);

— при помощи сравнительных придаточных предложений:

Закружилась листва золотая

В розоватой воде на пруду,

Точно бабочек легкая стая

С замираньем летит на звезду.(С. А. Есенин)

3.Метафора (в пер. с греч. — перенос) — это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо признаку. В отличие от сравнения, в котором приводится и то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается, метафора содержит только второе, что создает компактность и образность употребления слова. В основу метафоры может быть положено сходство предметов по форме, цвету, объему, назначению, ощущениям и т. п.: водопад звезд, лавина писем, стена огня, бездна горя, жемчужина поэзии, искра любви и др.

Все метафоры делятся на две группы:

1) общеязыковые («стертые»): золотые руки, буря в стакане воды, горы своротить, струны души, любовь угасла;

2) художественные (индивидуально-авторские, поэтические):

И меркнет звезд алмазный трепет

В безбольном холоде зари (М. Волошин);

Пустых небес прозрачное стекло (A. Ахматова);

И очи синие, бездонные

Цветут на дальнем берегу. (А. А. Блок)

Метафора бывает не только одиночной: она может развиваться в тексте, образуя целые цепочки образных выражений, в во многих случаях — охватывать, как бы пронизывать весь текст. Это развернутая, сложная метафора, цельный художественный образ.

4. Олицетворение — это разновидность метафоры, основанная на переносе признаков живого существа на явления природы, предметы и понятия. Чаще всего олицетворения используются при описании природы:

Катясь чрез сонные долины, Туманы сонные легли, И только топот лошадиный, Звуча, теряется вдали. Погас, бледнея, день осенний, Свернув душистые листы, Вкушают сон без сновидений Полузавядшие цветы. (М. Ю. Лермонтов)

5. Метонимия (в пер. с греч. — переименование) — это перенос названия с одного предмета на другой на основании их смежности. Смежность может быть проявлением связи:

— между содержанием и содержащим: Я три тарелки съел (И. А. Крылов);

— между автором и произведением: Бранил Гомера, Феокрита, Зато читал Адама Смита (А. С. Пушкин);

— между действием и орудием действия: Их села и нивы за буйный набег Обрек он мечам и пожарам (А. С. Пушкин);

— между предметом и материалом, из которого сделан предмет: …не то на серебре, — на золоте едал (А. С. Грибоедов);

6. Синекдоха (в пер. с греч. — соотнесение) — это разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними. Чаще всего перенос происходит:

— с меньшего на большее: К нему и птица не летит, И тигр нейдет… (А. С. Пушкин);

— с части на целое: Борода, что ты все молчишь? (А. П. Чехов)

7. Перифраз, или перифраза (в пер. с греч. — описательное выражение), — это оборот, который употребляется вместо какого-либо слова или словосочетания. Например, Петербург в стихах

А. С.Пушкина — «Петра творенье», «Полнощных стран краса и диво», «град Петров»; А. А. Блок в стихах М. И. Цветаевой — «рыцарь без укоризны», «голубоглазый снеговой певец», «снежный лебедь», «вседержитель моей души».

8.Гипербола (в пер. с греч. — преувеличение) — это образное выражение, содержащее непомерное преувеличение какого-либо признака предмета, явления, действия: Редкая птица долетит до середины Днепра (Н. В. Гоголь)

И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры… можете представить себе, тридцать пять тысяч одних курьеров! (Н.В. Гоголь).

9. Литота (в пер. с греч. — малость, умеренность) — это образное выражение, содержащее непомерное преуменьшение какого-либо признака предмета, явления, действия: Какие крохотные коровки! Есть, право, менее булавочной головки. (И. А. Крылов)

И шествуя важно, в спокойствии чинном, Лошадку ведет под уздцы мужичок В больших сапогах, в полушубке овчинном, В больших рукавицах… а сам с ноготок! (Н.А. Некрасов)

10. Ирония (в пер. с греч. — притворство) — это употребление слова или высказывания в смысле, противоположном прямому. Ирония представляет собой вид иносказания, при котором за внешне положительной оценкой скрывается насмешка: Отколе, умная, бредешь ты, голова? (И. А. Крылов)

26.2 «НЕСПЕЦИАЛЬНЫЕ» ЛЕКСИЧЕСКИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА

Примечание: В заданиях иногда указано, что это лексическое средство. Обычно в рецензии задания 24 пример лексического средства дается в скобках либо одним словом, либо словосочетанием, в котором одно из слов выделено курсивом. Обратите внимание: именно эти средства чаще всего необходимо найти в задании 22!

11. Синонимы, т. е. слова одной части речи, различные по звучанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению и отличающиеся друг от друга или оттенками значения, или стилистической окраской (смелый —отважный, бежать — мчаться, глаза (нейтр.) — очи (поэт.)), обладают большой выразительной силой.

Синонимы могут быть контекстными.

12. Антонимы, т. е. слова одной и той же части речи, противоположные по значению (истина — ложь, добро — зло, отвратительно — замечательно), также обладают большими выразительными возможностями.

Антонимы могут быть контекстными, т. е становится антонимами только в данном контексте.

Ложь бывает доброй или злой,

Сердобольной или беспощадной,

Ложь бывает ловкой и нескладной,

Осмотрительной и безоглядной,

Упоительной и безотрадной.

13. Фразеологизмы как средства языковой выразительности

Фразеологизмы (фразеологические выражения, идиомы), т. е. воспроизводимые в готовом виде словосочетания и предложения, в которых целостное значение доминирует над значениями составляющих их компонентов и не является простой суммой таких значений (попасть впросак, быть на седьмом небе, яблоко раздора), обладают большими выразительными возможностями. Выразительность фразеологизмов определяется:

1) их яркой образностью, в том числе мифологической (кот наплакал, как белка в колесе, нить Ариадны, дамоклов меч, ахиллесова пята);

2) отнесенностью многих из них: а) к разряду высоких (глас вопиющего в пустыне, кануть в Лету) или сниженных (разговорных, просторечных: как рыба в воде, ни сном ни духом, водить за нос, намылить шею, развесить уши); б) к разряду языковых средств с положительной эмоционально-экспрессивной окраской (хранить как зеницу ока — торж.) или с отрицательной эмоционально-экспрессивной окраской (безцаря в голове — неодобр., мелкая сошка — пренебрежит., грош цена — презр.).

14. Стилистически окрашенная лексика

Для усиления выразительности в тексте могут использоваться все разряды стилистически окрашенной лексики:

1) эмоционально-экспрессивная (оценочная) лексика, в том числе:

а) слова с положительной эмоционально-экспрессивной оценкой: торжественные, возвышенные (в том числе старославянизмы): вдохновение, грядущий, отечество, чаяния, сокровенный, незыблемый; возвышенно-поэтические: безмятежный, лучезарный, чары, лазурный; одобрительные: благородный, выдающийся, изумительный, отважный; ласкательные: солнышко, голубчик, доченька

б) слова с отрицательной эмоционально-экспрессивной оценкой: неодобрительные: домысел, препираться, околесица; пренебрежительные: выскочка, деляга; презрительные: балбес, зубрила, писанина; бранные/

2) функционально-стилистически окрашенная лексика, в том числе:

б) разговорная (обиходно-бытовая): папа, мальчонка, хвастунишка, здоровущий

15. Лексика ограниченного употребления

Для усиления выразительности в тексте могут использоваться также все разряды лексики ограниченного употребления, в том числе:

— лексика диалектная (слова, которые употребляются жителями какой-либо местности: кочет — петух, векша — белка);

— лексика просторечная (слова с ярко выраженной сниженной стилистической окраской: фамильярной, грубой, пренебрежительной,бранной, находящиеся на границе или за пределами литературной нормы: голодранец, забулдыга, затрещина, трепач);

— лексика профессиональная (слова, которые употребляются в профессиональной речи и не входят в систему общелитературного языка: камбуз — в речи моряков, утка — в речи журналистов, окно — в речи преподавателей);

— лексика жаргонная (слова, свойственные жаргонам — молодежному: тусовка, навороты, крутой; компьютерному: мозги — память компьютера, клава — клавиатура; солдатскому: дембель, черпак, духи; жаргону преступников: братва, малина);

— лексика устаревшая (историзмы — слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением обозначаемых ими предметов или явлений: боярин, опричнина, конка; архаизмы — устаревшие слова, называющие предметы и понятия, для которых в языке появились новые наименования: чело — лоб, ветрило — парус); — лексика новая (неологизмы — слова, недавно вошедшие в язык и не потерявшие еще своей новизны: блог, слоган, тинейджер).

26.3 ФИГУРАМИ (РИТОРИЧЕСКИМИ ФИГУРАМИ, СТИЛИСТИЧЕСКИМИ ФИГУРАМИ, ФИГУРАМИ РЕЧИ) НАЗЫВАЮТСЯ СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ, основанные на особых сочетаниях слов, выходящих за рамки обычного практического употребления, и имеющие целью усиление выразительности и изобразительности текста. К основным фигурам речи относятся: риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, повтор, синтаксический параллелизм, многосоюзие, бессоюзие, эллипсис, инверсия, парцелляция, антитеза, градация, оксюморон. В отличие от лексических средств— это уровень предложения или нескольких предложений.

Примечание: В заданиях нет чёткого формата определения, указывающего на эти средства: их называют и синтаксическими средствами, и приёмом, и просто средством выразительности, и фигурой. В задании 24 на фигуру речи указывает номер предложения, данный в скобках.

16.Риторический вопрос — это фигура, в которой в форме вопроса содержится утверждение. Риторический вопрос не требует ответа, он используется, чтобы усилить эмоциональность, выразительность речи, привлечь внимание читателя к тому или иному явлению:

17.Риторическое восклицание — это фигура, в которой в форме восклицания содержится утверждение. Риторические восклицания усиливают в сообщении выражение тех или иных чувств; они обычно отличаются не только особой эмоциональностью, но и торжественностью и приподнятостью:

То было в утро наших лет — О счастие! о слезы! О лес! о жизнь! о солнца свет! О свежий дух березы. (А. К. Толстой);

Увы! пред властию чужой Склонилась гордая страна. (М. Ю. Лермонтов)

18.Риторическое обращение — это стилистическая фигура, состоящая в подчеркнутом обращении к кому-нибудь или чему-нибудь для усиления выразительности речи. Оно служит не столько для называния адресата речи, сколько для выражения отношения к тому, о чем говорится в тексте. Риторические обращения могут создавать торжественность и патетичность речи, выражать радость, сожаление и другие оттенки настроения и эмоционального состояния:

Друзья мои! Прекрасен наш союз. Он, как душа, неудержим и вечен (А. С. Пушкин);

О, глубокая ночь! О, холодная осень! Немая! (К. Д. Бальмонт)

19.Повтор (позиционно-лексический повтор, лексический повтор) — это стилистическая фигура, состоящая в повторении какого-либо члена предложения (слова), части предложения или целого предложения, нескольких предложений, строфы с целью привлечь к ним особое внимание.

Разновидностями повтора являются анафора, эпифора и подхват.

Анафора (в пер. с греч. — восхождение, подъем), или единоначатие, — это повторение слова или группы слов в начале строк, строф или предложений:

Лениво дышит полдень мглистый,

Лениво катится река.

И в тверди пламенной и чистой

Лениво тают облака (Ф. И. Тютчев);

Эпифора (в пер. с греч. — добавка, конечное предложение периода) — это повторение слов или группы слов в конце строк, строф или предложений:

Хоть не вечен человек,

То, что вечно, — человечно.

Что такое день иль век

Перед тем, что бесконечно?

Хоть не вечен человек,

То, что вечно, — человечно (А. А. Фет);

Досталась им буханка светлого хлеба — радость!

Сегодня фильм хороший в клубе — радость!

Двухтомник Паустовского в книжный магазин привезли— радость! (А. И. Солженицын)

Подхват — это повтор какого-либо отрезка речи (предложения, стихотворной строки) в начале следующего за ним соответствующего отрезка речи:

Повалился он на холодный снег,

На холодный снег, будто сосенка,

Будто сосенка во сыром бору (М. Ю. Лермонтов);

20. Параллелизм (синтаксический параллелизм) (в пер. с греч. — идущий рядом) — тождественное или сходное построение смежных частей текста: рядом стоящих предложений, стихотворных строк, строф, которые, соотносясь, создают единый образ:

Гляжу на будущность с боязнью,

Гляжу на прошлое с тоской… (М. Ю. Лермонтов);

Я был вам звенящей струной,

Я был вам цветущей весной,

Но вы не хотели цветов,

И вы не расслышали слов? (К. Д. Бальмонт)

Часто с использованием антитезы: Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном? (М. Лермонтов); Не страна – для бизнеса, а бизнес – для страны (из газеты).

21. Инверсия (в пер. с греч. — перестановка, переворачивание) — это изменение обычного порядка слов в предложении с целью подчеркивания смысловой значимости какого-либо элемента текста (слова, предложения), придания фразе особой стилистической окрашенности: торжественного, высокого звучания или, наоборот, разговорной, несколько сниженной характеристики. Инверсированными в русском языке считаются следующие сочетания:

— согласованное определение стоит после определяемого слова: Сижу за решеткой в темнице сырой (М. Ю. Лермонтов); Но не бегало зыби по этому морю; не струился душный воздух: назревала гроза великая (И. С. Тургенев);

— дополнения и обстоятельства, выраженные существительными, стоят перед словом, к которому относятся: Часов однообразный бой (однообразный бой часов);

22.Парцелляция (в пер. с франц. — частица) — стилистический прием, заключающийся в расчленении единой синтаксической структуры предложения на несколько интонационно-смысловых единиц — фраз. На месте расчленения предложения могут использоваться точка, восклицательный и вопросительный знаки, многоточие. Утром, ярким, как лубок. Страшным. Долгим. Ратным. Был разбит стрелковый полк. Наш. В бою неравном (Р. Рождественский); Почему никто не возмущается? Образование и здравоохранение! Важнейшие сферы жизни общества! Не упомянуты в этом документе вообще (Из газет); Нужно, чтобы государство помнило главное: его граждане — не физические лица. А люди. (Из газет)

23.Бессоюзие и многосоюзие — синтаксические фигуры, основанные на намеренном пропуске, или, наоборот, сознательном повторении союзов. В первом случае, при опущении союзов, речь становится сжатой, компактной, динамичной. Изображаемые действия и события здесь быстро, мгновенно развертываются, сменяют друг друга:

Швед, русский — колет, рубит, режет.

Бой барабанный, клики, скрежет.

Гром пушек, топот, ржанье, стон,

И смерть и ад со всех сторон. (А.С. Пушкин)

В случае многосоюзия речь, напротив, замедляется, паузы и повторяющийся союз выделяют слова, экспрессивно подчеркивая их смысловую значимость:

Зато и внук,и правнук, и праправнук

Растут во мне, пока я сам расту… (П.Г. Антокольский)

24.Период – длинное, многочленное предложение или сильно распространённое простое предложение, которое отличается законченностью, единством темы и интонационным распадением на две части. В первой части синтаксический повтор однотипных придаточных (или членов предложения)идёт с нарастающим повышением интонации, затем – разделяющая значительная пауза, и во второй части, где дается вывод, тон голоса заметно понижается. Такое интонационное оформление образует своего рода круг:

Когда бы жизнь домашним кругом я ограничить захотел,/Когда мне быть отцом, супругом приятный жребий повелел,/ Когда б семейственной картиной пленился я хоть миг единый, — то, верно б, кроме вас одной невесты не искал иной. (А.С. Пушкин)

25.Антитеза, или противопоставление (в пер. с греч. — противоположение) — это оборот, в котором резко противопоставляются противоположные понятия, положения, образы. Для создания антитезы обычно используются антонимы — общеязыковые и контекстуальные:

Ты богат, я очень беден, Ты — прозаик, я — поэт (А. С. Пушкин);

Вчера еще в глаза глядел,

А ныне — все косится в сторону,

Вчера еще до птиц сидел,

Все жаворонки нынче — вороны!

Я глупая, а ты умен,

Живой, а я остолбенелая.

О вопль женщин всех времен:

«Мой милый, что тебе я сделала?» (М. И. Цветаева)

26.Градация (в пер. с лат. — постепенное повышение, усиление) — прием, состоящий в последовательном расположении слов, выражений, тропов (эпитетов, метафор, сравнений) в порядке усиления (возрастания) или ослабления (убывания) признака. Возрастающая градация обычно используется для усиления образности, эмоциональной выразительности и воздействующей силы текста:

Я звал тебя, но ты не оглянулась, Я слезы лил, но ты не снизошла (А. А. Блок);

Светились, горели, сияли огромные голубые глаза. (В. А. Солоухин)

Нисходящая градация используется реже и служит обычно для усиления смыслового содержания текста и создания образности:

Принес он смертную смолу

Да ветвь с увядшими листами. (А. С. Пушкин)

27.Оксюморон (в пер. с греч. — остроумно-глупое) — это стилистическая фигура, в которой соединяются обычно несовместимые понятия, как правило, противоречащие друг другу (горькая радость, звонкая тишина и т. п.); при этом получается новый смысл, а речь приобретает особую выразительность: С того часу начались для Ильи сладостные мученья, светло опаляющие душу (И. С. Шмелев);

Есть тоска веселая в алостях зари (С. А. Есенин);

Но красоты их безобразной Я скоро таинство постиг. (М. Ю. Лермонтов)

28.Аллегория – иносказание, передача отвлеченного понятия через конкретный образ: Должны победить лисы и волки (хитрость, злоба, жадность).

29.Умолчание – намеренный обрыв высказывания, передающий взволнованность речи и предполагающий, что читатель догадается о невысказанном: Но я хотел… Быть может, Вы…

Кроме вышеперечисленных синтаксических средств выразительности в тестах встречаются и следующие:

—восклицательные предложения;

— диалог, скрытый диалог;

—вопросно-ответная форма изложения такая форма изложения, при которой чередуются вопросы и ответы на вопросы;

—ряды однородных членов;

—цитирование;

—вводные слова и конструкции

—Неполные предложения – предложения, в которых пропущен какой-либо член, необходимый для полноты строения и значения. Отсутствующие члены предложения могут быть восстановлены и контекста.

В том числе эллипсис, то есть пропуск сказуемого.

Эти понятия рассматриваются в школьном курсе синтаксиса. Именно поэтому, наверное, эти средств выразительности чаще всего в рецензии называют синтаксическими.

Вера в справедливый мир и еще 2 ошибки мозга, которые оставляют вас в дураках

Когнитивные искажения Кристина Чернова | 14 июля 2017, 18:30

У многих в жизни бывало, что знакомый предрек что-то хорошее или плохое – и это произошло на самом деле. Или когда человеку, совершившему подлый поступок, «воздалось по заслугам». Или когда гороскоп удивительно точно описал вашу жизненную ситуацию. Сложно удержаться от мысли, что это работа неких сверхъестественных сил. Но дело не в мистике, а в психологии. Почему ваш мозг себя так ведет и почему это может быть опасно – в материале «Футуриста».

Вера в справедливый мир


Pale Blue Dot («бледно-голубая точка» — фотография Земли на фоне космоса, сделанная зондом «Вояджер-1» с рекордного расстояния

Вы думаете, что за добрые дела вы попадете в рай – или что вашему врагу воздастся по заслугам? На самом деле, мир несправедлив. А если еще точнее, он не может быть справедливым или несправедливым в принципе. Взгляните на знаменитую фотографию «Бледно-голубая точка», оцените масштабы Вселенной и подумайте: способно ли это огромное и хаотичное пространство контролировать и оценивать поступки каждого отдельного человека, вознаграждая его или наказывая? Тем не менее, мы продолжаем верить, что жизнь поставит все на свои места.

Первым, кто предложил изучать веру в справедливость как феномен социальной психологии, был Мелвин Лернер. Он неоднократно становился свидетелем того, как сторонние наблюдатели обвиняли жертв в их страданиях. Ученый пытался расширить работы своего коллеги Стэнли Милгрэма, ответив на вопросы, как кровавые режимы получают народную поддержку и как люди приходят к принятию социальных норм и законов, порождающих насилие. В 1966 году Лернер и его коллеги начали серию экспериментов. В самом первом женщины наблюдали за людьми, которых якобы били током. Сначала участницы протестовали против насилия и эмоционально реагировали на каждый удар. Постепенно их реакция стала сдержаннее – хотя наблюдаемое страдание усилилось. Но другая группа женщин, которой сказали, что жертве воздастся за страдания, поддерживала ее до конца эксперимента.

Чтобы объяснить результаты этих исследований, Лернер предположил, что существует распространенная вера в справедливый мир, которая функционирует как своего рода «договор» с миром или некой сверхъестественной силой относительно последствий поведения. Это позволяет людям планировать будущее и формировать эффективное, целенаправленное поведение. Несмотря на то, что каждый день люди сталкиваются со страданиями без видимой причины, они используют стратегии для устранения угроз своей вере в справедливый мир. Эти стратегии могут быть рациональными или иррациональными.

Рациональные стратегии включают принятие несправедливости, попытку предотвратить несправедливость или компенсировать страдания и принять некоторые собственные ограничения. Иррациональные стратегии включают в себя отрицание, отстранение и переосмысление события. В случае последнего варианта часто происходит инверсия: наблюдатель начинает обвинять жертву – например, изнасилованную девушку в том, что она шла поздно вечером в юбке выше колена. Или маленький ребенок болеет из-за «грехов» своих родителей – какой бы праведный образ жизни они на самом деле ни вели. Или ягненок виноват в том, что волку хочется есть. Множество примеров обвинения жертвы можно найти в Ветхом Завете, где трагедии и катастрофы оправдываются предшествующим поведением и грехами жертв. Исследования, проведенные Зиком Рабином и Летицией Энн Пеплау, показали: люди, верящие в справедливость мира, обычно более религиозны, авторитарны и консервативны. Они одобряют существующий режим, поклоняются политическим вождям и пренебрежительно относятся к слабым, дискриминируемым и обездоленным.

Еще одной стороной веры в справедливость является чувство собственной неуязвимости: люди часто не верят, что они сделали что-либо, чтобы заслужить или вызвать беду, болезнь или отрицательное отношение к себе, и потому ведут себя неосторожно и самоуверенно.

Эффект Форера

Вы когда-нибудь замечали, что все гороскопы, предсказания и прогнозы удивительно похожи? Они настолько расплывчаты, что в одной и той же характеристике узнает себя и 40-летний бизнесмен, и пенсионерка, и девушка-подросток. Это не что иное, как когнитивное искажение.

В 1948 году психолог Бертрам Форер раздал 39 студентам психологический тест и сказал, что по его результатам каждый получит личную характеристику. Через неделю каждый студент прочитал о себе следующее:

1. Вам нужно, чтобы другие люди любили вас и восхищались вами.

2. У вас есть склонность критиковать себя.

3. У вас много возможностей, которые вы так и не использовали себе на благо.

4. Хотя у вас есть некоторые личные слабости, вы, как правило, способны их компенсировать.

5. Дисциплинированный и самоуверенный снаружи, вы, как правило, тревожны и не уверены в себе.

6. Время от времени вы испытываете серьезные сомнения относительно того, приняли ли вы правильное решение.

7. Вам нравится изменения и разнообразие, и вы недовольны, когда вы в чем-то ограничены.

8. Вы считаете себя независимо мыслящим человеком и не принимаете на веру чужие заявления без удовлетворительного доказательства.

9. Вы считаете неразумной излишнюю откровенность.

10. Время от времени вы приветливы и общительны, а иногда вы замыкаетесь в себе и ведете себя очень сдержанно.

11. Некоторые из ваших устремлений, как правило, довольно нереалистичны.

12. Безопасность – одна из ваших главных целей в жизни.

Форер попросил студентов оценить точность характеристики по шкале от 0 (очень плохо) до 5 (отлично). В среднем студенты оценили соответствие характеристики реальности на 4,26 балла. И лишь потом они узнали, что Форер взял эту характеристику из астрологического журнала – она оказалась достаточно общей, чтобы подойти каждому из студентов. В другом исследовании, посвященном этому эффекту, студенты должны были выбирать между реальной характеристикой, основанной на психологическом тестировании, и фальшивой, состоящей из таких же обобщенных тезисов. Более 59% испытуемых выбрали фальшивую.

В чем секрет хорошего гороскопа? После череды экспериментов выяснилось, что человек почти всегда будет считать достоверным и правильным описание его личности, если а) оно исходит из авторитетного для него источника б) содержит расплывчатые формулировки в) содержит характеристики, которые подходят большинству людей г) характеризует личность человека позитивно.

Это частный случай такого когнитивного искажения, как субъективная валидизация. Оно проявляется в том, что человек будет считать утверждение или другую часть информации правильной, если она имеет для него какой-либо личный смысл или значение. Другими словами, человек будет воспринимать два несвязанных события (то есть совпадение) как связанные, потому что ему хочется найти между ними связь. Так рождаются теории заговора.

Эффект самоисполняющегося пророчества

Помните греческий миф об Эдипе? Оракул предсказывал Лаю, царю Фив, что, если он женится на Иокасте, то умрет от руки своего сына. Ослушавшись предсказания, Лай женится на Иокасте. Когда сын рождается, Лай, опасаясь за свою жизнь, приказывает проколоть новорожденному ноги и выбросить его у подножия горы. Но ребенок волею судьбы выживает. Повзрослевший Эдип узнает от оракула о своей судьбе и в страхе юноша покидает своих приемных родителей. В пути он встречает Лая, вступает в спор с его возницей и убивает обоих. Таким образом, пророчество сбывается.

Повесть Александра Грина «Алые паруса», миф о Ромуле и Реме – таких историй в литературе – бесчисленное множество. Все они схожи в одном: их сюжет точно описывает эффект самоисполняющегося пророчества, которым часто пользуются прорицатели и игроки на бирже. Человек верит в предсказание, которое на самом деле не соответствует истине. Но он, сознательно или нет, изменяет свое поведение, таким образом приближая фантазию к реальности. Эту ситуацию в 1948 году описал американский социолог Роберт Мертон, который, в свою очередь вывел ее из известной на тот момент «теоремы Томаса»: «Если человек определяет ситуацию как реальную, она — реальна по своим последствиям». То есть, поведение людей определяется не ситуацией, а тем, как они ее воспринимают.

ВАРИАНТ ЕГЭ 2019 ( + ответы и пояснения) №1

1
ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ВАРИАН Т ЕГЭ | ОНЛАЙН -ШКОЛА «ЭВРИКА »
ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ВАРИАНТ ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
1. Задание
Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в
тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Немое кино изначально, с момента своего возникновения стремилось к цвету и звуку.
2) Немое кино — это особый вид искусства со свойственными ему законами и стилистикой.
3) Как вид искусства, немое кино вызывает у киноведов неоднозначное понимание особенностей;
тогда как одни отсутствие звука относят к специфическим качеств ам, другие уверены, что немое кино
всегда стремилось к звуку и цвету.
4) У киноведов -специалистов нет единого мнения по поводу особенностей немого кино как вида
искусства: одни относят к его отличительным признакам отсутствие звука, другие — стремление к з вуку
и цвету.
5) Отсутствие слова — отличительный признак немого кино как особого вида искусства.
(1)Одни киноведы -специалисты считают, что у не мо го кино есть свои законы, своя эстетика, а
от сут ствие слова при зна ют достоинством, от ли чи тель ным пр изна ком этого искусства.
(2)Осо бая сти ли сти ка не мо го кино до сти га лась с по мо щью ис кус но го мон та жа сня тых на
плёнку эпизодов, круп но го плана, света, ком по зи ции кадра и дру гих компонентов. (3)
полагают, что с са мо го сво его р ож де ния немое кино стре ми лось к цвету, стереоскопии, а глав —
ное — к звуку, и ссы ла ют ся на то, что ещё в ран ние годы сни ма лись фильмы, рас счи тан ные на
де мон стра цию в со про вож де нии чтецов, на хо дя щих ся за экраном, или на зву ко вое со про вож де —
ние с ис поль зо ва ни ем музыки.
2. Задание
Самостоятельно подберите сочетание слов, которое должно быть на месте пропуска в третьем
предложении текста.
3. Задание
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПЛ АН. Определите
значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру,
соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ПЛАН , ;а, муж.
1. Чертёж, изображающий на плоскости какую -н. местность, со оружение. П. города. П.
здания (изображение его в горизонтальном разрезе).
2. Заранее намеченная система деятельности, предусматривающая порядок, последовательность и
сроки выполнения работ. Производственный п. Работать по плану. Стратегический п. Календарн ый
п.
3. Предположение, предусматривающее ход, осуществление чего -н. П. поездки. П. действий.
4. Взаимное расположение частей, краткая программа какого -н. изложения. П. доклада.
5. Место, расположение какого -н. предмета в перспективе. Передний, задний п. В ыдвинуть что -н.
на первый п. (также перен.: придать чему -н. важное, существенное значение).
6. Масштаб изображения кого -чего -н. Дать лица крупным планом (в кадре кино — или телефильма:
на переднем плане, приблизив к зрителю).
7. Область проявления чего -н. и ли способ рассмотрения чего -н., точка зрения (книжн.). Действие в
спектакле развивается в двух планах. В теоретическом плане.
2
ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ВАРИАН Т ЕГЭ | ОНЛАЙН -ШКОЛА «ЭВРИКА »
4. Задание
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена
буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
шАрфы
слИвовый
опломбИровать
красИвейший
доскА
5. Задание
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте
лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобр анное слово.
Сегодня встречаются молодые люди, которые воспринимают себя не как звено в непрерывной цепи
поколений, а как ВЕНОК творения.
ОБИДНЫЙ промах привёл теннисиста к поражению в матче.
Правила хорошего тона и ТАКТИЧНОСТЬ в отношении деятелей искус ства неукоснительно соблюдаются
на страницах известного издания.
Военные создали новое оружие, в котором электромагнитное излучение используется для создания
ощущения НЕСТЕРПИМОГО жара.
6. Задан ие
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите
это слово.
Стол напоминал сад: на нём было расставлено так много цветущих цветов, что блюда с закусками
терялись в их таинственной чаще.
7. Задание
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слов а. Исправьте
ошибку и запишите слово правильно.
ДЕВЯТЬЮСТАМИ окнами
ЗАЕДЬ завтра
СТРОЖАЙШЕ запрещено
две пары БОТИНОК
несколько ГРАММОВ
8. Задание
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они
допущены: к каждой п озиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго
столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) нарушение в
построении предложения с
причастным оборотом
Б) нарушение
видовременной
1) Дорожки сада, которые недавно посыпали ровным крупным
гравием, мерно хрустели под ног ами Ильи Александровича.
2) Весь день пони катало в зоопарке малышей.
3
ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ВАРИАН Т ЕГЭ | ОНЛАЙН -ШКОЛА «ЭВРИКА »
соотнесённости глагольных
форм
В) нарушение в
построе нии предложениях
несогласованным
приложением
Г) нарушение связи между
подлежащим и сказуемым
Д) неправильное
употребление падежной
формы существительного с
предлогом
3) М. Б. Барклай -де -Толли был одним из военачальников,
удостоенный ордена Святого Георгия за участие в войне против
французов.
4) «Дама в голубом» (портрет художницы Е.М. Мартыновой) как
чистый и нежный цветок, который занесли из каких -то неведомых светлых
садов.
5) Молния ярко сверкает и осветила всё вокруг.
6) Тщеславие и глупость высмеиваются И.А. Крыловым в басне
«Вороне и лисице».
7) По приезде в город мы посетили Псковский кремль.
8) Отважный смотритель, рискуя жизнью, бросился наперерез
понёсшегося вскачь коня.
9) Без умных и добрых книг, которые мы не прочитали в детстве, наш
внутренний мир был бы неполным.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A Б В Г Д
9. Задание
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная
проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
1) р..гламент, м..рской
2) г..рение, пост..лить
3) насл..ждение, л..сник
4) л..гич ный, п..ровать
5) ист..щение, б..тарея
10. Задание
Укажите варианты ответов, в которых во всех одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите
номера ответов.
1) з..подозрить, нед..выполнить, п..молчать
2) пр..морский, пр..выкнуть, без пр..крас
3) и. .быточный, во..хождение, ни..вергнуть
4) по..бросить, о..пилить, о..крыть
5) пр..мудрый, пр..красный, пр..возмочь
11. Задания
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
улыбч..вый
засушл..вый
рул..вой
наде..лся
перекле..вать
12. Задани е
4
ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ВАРИАН Т ЕГЭ | ОНЛАЙН -ШКОЛА «ЭВРИКА »
Укажите варианты ответов, в которых во всех одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите
номера ответов.
1) выдерж..т, сплет..на
2) плач..т, круж..т (метель)
3) леч..щий, подхвач..нное
4) тревож..щийся, сыгр..нный
5) жал..щий, стрел..ный
13. Зад ани е
Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите
это слово.
Комната была (не)освещена, поэтому трудно было различать лица сидящих напротив людей.
Но говорят, вы (не)людим: в глуши, в деревне всё вам скучно.
Они еще (не)успокоены.
(Не)доверие, а беспокойство вызывал этот человек.
(Не)избалованная жизнью, крестьянка стойко перенесла и это горе.
14. Задание
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и
выпишите эти д ва слова.
Проблема синонимии, привлекающая особое внимание исследователей (В)ТЕЧЕНИЕ последних
двух десятилетий, актуальна для лексикографии, а ТАК(ЖЕ) для других областей языкознания.
Главная же беда была в том, что бобры обросли шерстью ещё только (НА) ПОЛОВИНУ и (ПО)ЭТОМУ
неминуемо замёрзли бы в пути.
В сумерках (НА)ВСТРЕЧУ нам шёл какой -то странный, КАК(БУДТО) чем -то испуганный человек.
Художественная правда создаётся писателем ТАК(ЖЕ), как пчелою создаётся мёд: от всех цветов
(ПО)НЕМНОГУ берёт пчела, но берёт самое нужное.
Колдунья взяла в руки ЧТО(ТО) (В)РОДЕ венчика для взбивания белка и стала греть его.
15. Задание
Укажите цифру( -ы), на месте которой( -ых) пишется НН
Когда ;то зелёная крыша, давно не краше(1)ая, краснела от ржавчины, и несколько л истов были
задра(2)ы кверху, вероятно бурей; некоторые окна вместо стекла были задела(3)ы тёсом. Листве(4)ица,
которая была посаже(5)а Софьей Ивановной около дома, была теперь большим деревом. И только на
лугу за рекой всё так же паслось пёстрое смеша(6)ое крестьянское стадо.
16 Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ
запятую
1) Последние волны согретого тумана то скатываются то расстилаются скатертями то исчезают.
2) Листья и зелёные оболочки плод ов содержат аскорбиновую кислоту и дубильные вещества.
3) В.А. Серов искал новый способ передачи на полотне бесконечно разнообразной игры света и
работа над портретом «Девушка, освещенная солнцем» не раз откладывалась.
4) Воинская честь и личная преданност ь не позволили Святославу оставить брата в беде.
5)Графическое мастерство не ценилось и грациозный рисунок Н. Кузьмина раздражал
идеологизированных критиков.
17. Задание
5
ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ВАРИАН Т ЕГЭ | ОНЛАЙН -ШКОЛА «ЭВРИКА »
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру( -ы), на месте которой( -ых) в предложен ии
должна( -ы) стоять запятая( -ые).
Снег (1) выпавший ночью (2) и (3) ещё не изборождённый полозьями (4) лежал ровными синевато —
розовыми пеленами.
18. Задание
Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру( -ы), на месте которой( -ых) в
предлож ении должна( -ы) стоять запятая( -ые).
Что (1) голубка? Что (2) касатка?
И тебе (3) несладко?
И твоя скорлупка
Треснула (4) голубка?
А тверда была как будто
И прочна (5) казалось (6)
И подземная побудка
Не тебя (7) касалась.
(М.Н. Айзенберг)
19. Задание
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру( -ы), на месте которой( -ых) в предложении
должна( -ы) стоять запятая( -ые).
Докучливые жильцы стали писать во все возможные и невозможные инстанции о том (1) как худо им
живётся в родном доме (2) ремонт (3) ко торого (4) ежедневно лишает их сна и покоя.
20 Расставьте все знаки препинания: укажите цифру( -ы), на месте которой( -ых) в предложении
должна( -ы) стоять запятая( -ые).
В родительском доме всё было по ;прежнему (1) и (2) если Володе казалось домаш нее пространство
как будто сузившимся (3) то это только оттого (4) что за годы отсутствия он очень повзрослел и вырос.
21 Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом
пунктуации. Запишите номера этих пр едложений.
1) Сама Софья Васильевна Ковалевская рассказывает в своих воспоминаниях, что большое влияние
на пробуждение у неё интереса к математике оказал дядя своими рассказами о квадратуре круга и
других увлекательных математических вопросах. 2) Эти рас сказы действовали на фантазию девочки и
создавали в ней представление о математике, как о науке с множеством загадок. 3) Софья Васильевна
рассказывает ещё о другом случае, укрепившем в ней интерес к математике. 4) Детская комната за
нехваткою обоев была ок леена листами лекций по высшей математике, которые слушал в молодости
её отец. 5) Таинственные формулы, загадочные слова и фигуры от частого обозрения их врезались в
память девочки. 6) В возрасте пятнадцати лет она стала брать уроки высшей математики – теп ерь
сообщаемые ей учителем новые понятия казались старыми знакомыми и она усваивала их, к
удивлению учителя, очень легко.
22. Задание 22
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
Цифры укажите в порядке возрастания.
6
ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ВАРИАН Т ЕГЭ | ОНЛАЙН -ШКОЛА «ЭВРИКА »
1) Справедливость присуща лишь благородным людям.
2) Справедливость можно обосновать арифметически, так как все люди одинаковы.
3) Главная трудность заключается в том, чтобы каждый человек получал согласно справедливости.
4) Люди склонны понимать справедли вость как выгодное для себя лично действие, считая других
несправедливыми.
5) Прийти к согласию в понятии «справедливость» очень просто.
ТЕКС Т
(1)О несправедливости говорят и пишут с древних времён — возможно, с тех пор, как человечество
вообще научилось говори ть и писать. (2)Что же такое несправедливость — всё ещё не ясно.
(3)Очень непросто прийти к согласию в этом вопросе, поскольку в данном случае спор ведётся с
достаточной долей заинтересованности. (4)Каждый хочет, чтобы с ним обошлись «справедливо», и
жал уется на «несправедливость», однако пытается так истолковать ситуацию, чтобы сразу же стала
очевидной несправедливость по отношению к нему. (5)И каждый обладает достаточным самомнением,
чтобы судить «справедливо» об отношении к другим людям, и совсем не за мечает, что другие
возмущаются его мнимой «справедливостью». (6)Так проблема искажается страстями и окутывается
предрассудками. (7)Целые поколения застревают в этих предрассудках, и замечаешь порой, как само
слово «справедливость» вызывает язвительную улыб ку.
(8)От предыдущих поколений человечеству досталось по наследству убеждение, будто люди от
рождения равны и вследствие этого с ними надо обходиться одинаково. (9)Однако сущность
справедливости состоит как раз в неодинаковом обхождении с неодинаковыми л юдьми.
(10)Если бы люди были действительно равны, жизнь была бы предельно простой и справедливость
было бы чрезвычайно легко найти. (11)Стоило бы только сказать: одинаковым людям — одинаковую
долю или всем всего поровну. (12)Тогда справедливость можно бы ло бы обосновывать арифметически
и создавать механически; и все были бы довольны, потому что люди стали бы не чем иным, как
одинаковыми атомами, своего рода всюду катящимися механическими шариками, которые были бы
похожи внешне и имели бы внутренне одинако вый душевный склад. (13)Как наивно, как просто, как
мелко!
(14)На самом же деле люди не равны ни телом, ни душою, ни духом. (15)Они родятся существами
различного пола, с различным здоровьем и силой, с совершенно различными
предрасположенностями, дарами, инстинктами и желаниями, они принадлежат к различному
духовному уровню, и с ними (в силу справедливости!) надо обходиться различно. (16)В этом
заключается основа и главная трудность справедливости: людей — бесконечное множество; все они
различны; как сдела ть, чтобы каждый получил согласно справедливости? (17)Если люди неодинаковы,
значит, и обходиться с ними надо каждый раз согласно их живому своеобразию. (18)Иначе возникает
несправедливость.
(19)Таким образом, справедливость означает именно неравенство: беречь ребёнка, помогать
слабому, снисходить к уставшему, ухаживать за больным; проявлять больше строгости к безвольному,
больше доверия честному, больше осторожности к болтуну; герою оказывать почести.
(20)Справедливость поэтому — искусство неравенства, и она присуща лишь благородным душам.
(21) У неё обострённое чувство реальности; проистекающая от доброго сердца и живой
наблюдательности, она отвергает механический подход к людям. (22)Она хочет индивидуально
7
ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ВАРИАН Т ЕГЭ | ОНЛАЙН -ШКОЛА «ЭВРИКА »
подойти к каждому случаю, располагая человека к состраданию. (23)Она старается уловить в человеке
его сущность и своеобразие и соответственно этому обходиться с ним.
(По И. Ильину*)
*Иван Александрович Ильин (1882 -1954) — известный русский философ, литературный критик,
публицист.
23. Задание
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) 10, 15 предложения подтверждают суждение, высказанное в 14 предложении текста.
2) Предложения 3 -6 текста содержат рассуждение.
3) Предложение 19 является выводом рассуждения.
4) В предложениях 10 — 12 представлено повествование.
5) Преобладающий тип текста — описание.
24. Задание
Из предложений 16 и 17 выпишите синонимическую пару.
25. Задание
Среди предложений 19 — 23 найдите такое( -ие), которое( -ые) связано( -ы) с предыдущим при
помощи лексических повторов. Напишите номер( -а) этого( -их) предложения( -ий).
26. Задание
Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особен ности текста. Некоторые
термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры,
соответствующие номеру термина из списка.
«И. А. Ильин строит свои размышления о справедливости на основе такого приёма, как
(А)_____ (предложения 8 , 9). Использование таких синтаксических средств, как
(Б)_____ (предложение13) и (В)_____ (например, предложения 14, 15, 23), придаёт этим
размышлениям эмоциональность. Философичность текста удачно подчёркивается таким тропом, как
(Г)_____ («проблема … окутывается предрассудками», «поколения застревают в этих предрассудках» в
предложениях 6 и 7)».
Список терминов:
1) устаревшие слова
2) термины
3) метафора
4) эпитеты
5) риторический вопрос
6) противопоставление
7) ряды однородных членов
8) восклицатель ное предложение
9) парцелляция
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
8
ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ВАРИАН Т ЕГЭ | ОНЛАЙН -ШКОЛА «ЭВРИКА »
A Б В Г
ОТВЕТЫ
1. 43
2. другиеже
3. 6
4. опломбировать
5. венец
6. цветущих
7. заезжай
8. 35628
9. 34
10. 25
11. рулевой
12. 45
13. нелюдим
14. наполовинупоэтому
15. 146
16. 35
17. 14
18. 12456
19. 12
20. 134
21. 14
22. 134
23. 123
24. различнынеодинаковы
25. 20212223
26. 6873
ПОЯСНЕНИЯ
1. Пояснение.
В предложении 1) информация неполная: в предложении не представлена точка зрения о том, что
отсутствие звука в немом кино — это его достоинство.
В предложении 2) информация неполная: нет и нформации о двух точках зрения на немое кино.
В предложении 5) информация неполная: указывается лишь только отличительный признак немого
кино — отсутствие звука.
Верно главная информация текста передана в предложениях 3) и 4).
2. Пояснение.
На месте пропуска в третьем предложении должно быть сочетание «Другие же» или «другие».
О т в е т : другиеже|другие
9
ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ВАРИАН Т ЕГЭ | ОНЛАЙН -ШКОЛА «ЭВРИКА »
3. Пояснение.
Во втором предложении текста слово ПЛАН употреблено в значении 6.
О т в е т : 6.
4. Пояснение.
Ошибка допущена в слове «опломбИровать». В одном ряду с «ф ормировать, сортировать» ударное
АТЬ.
О т в е т : опломбировать.
5. Пояснение.
ВЕНОК — головное украшение из цветов и травы. В данном контексте подразумевается
фразеологизм ВЕНЕЦ ТВОРЕНИЯ.
О т в е т : венец.
6. Пояснение.
Приведём верное написание.
Стол напоминал са д: на нём было расставлено так много цветов, что блюда с закусками терялись в
их таинственной чаще. «Цветущие цветы» — это тавтология.
О т в е т : цветущих.
7. Пояснение.
Неверно: заедь завтра. Корректно: заезжай завтра.
О т в е т : заезжай.
8. Пояснение.
А) нарушен ие в построении предложения с причастным оборотом в предложении 3. Эта ошибка
вызвана тем, что причастие не согласовано со словом, которому оно подчиняется, или в роде, или в
числе, или падеже.
Приведём верное написание: М. Б. Барклай -де -Толли был одним из военачальников (какких?),
удостоеннЫХ ордена Святого Георгия за участие в войне против французов.
Б) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм в предложении 5 вызвана тем, что два
однородных сказуемых имеют разное время или вид. Определим ви д и время каждого сказуемого и
решим, какой нужно применить — одинаковый. ОБа сказуемых нужно поставить в прошедшее время.
Приведём верное написание: Молния ярко сверкнула и осветила всё вокруг.
В) нарушение в построении предложения с несогласованным прил ожением в предложении 6.
Название басни, имя собственное, ставится в именительн ом падеже, если оно является при ложением,
то есть вторым названием. Первое название — басня.
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым в предложении 2 состоит в том, что с лово пони,
являющееся подлежащим, имеет мужской род, это слово несклоняемое.Поэтому и сказуемое должно
быть мужского рода.
10
ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ВАРИАН Т ЕГЭ | ОНЛАЙН -ШКОЛА «ЭВРИКА »
Приведём верное написание: Весь день пони катаЛ в зоопарке малышей.
Д) неправильное употребление падежной формы существительного с п редлогом в предложении 8
состоит в том, что после предлога «наперерез» имена существительные употребляются только в форме
дательного падежа ЧЕМУ? и ни в какой другой, например:
Приведём верное написание: Отважный смотритель, рискуя жизнью, бросился наперер ез (чему?)
понёсшеМУСЯ вскачь конЮ.
Правильный ответ: 35628
9. Пояснение.
Приведём верное написание:
1. регламент — НГ, морской (мОре) — ПГ
2. горение — ЧГ, постелить — ЧГ
3. наслАждение (слАдко) — ПГ, лесник (лЕс) — ПГ
4. логичный (лОгика) — ПГ, пИровать ( пИр) — ПГ
5. истощение (тОщий) — ПГ, батарея — НГ
О т в е т : 34.
10. Пояснение.
Приведем верное написание:
1. зАподозрить, недОвыполнить, пОмолчать
2. прИморский, прИвыкнуть, без прИкрас
3. иЗбыточный, воСхождение, ниЗвергнуть
4. поДбросить, оТпилить, оТкрыть
5. прЕмудрый, прЕкрасный, прЕвозмочь
О т в е т : 25.
11. Пояснение.
Приведем верное написание: улыбчивый, засушливый, рулевой, надеялся, переклеивать.
О т в е т : РУЛЕВОЙ.
12. Пояснение.
1. Выдержит (или выдержат) — 2 спр., сплетена — краткое причастие
2. Плачет — 1 сп р., кружит (метель) — 2 спр.
3. Лечащий (от глагола 2 спр.), подхваченное (страдательные причастия, образованные от глагола
на −ить: суффикс −и− отсекается и добавляется суффикс причастия −енн−)
4. Тревожащийся (от глагола 2 спр.), сыгранный (от глагола 2 спр.)
5. Жалящий (от глагола 2 спр.), стреляный (гласная инфинитива сохраняется)
О т в е т : 45.
13. Пояснение.
Приведем верное написание:
Комната была не освещена, поэтому трудно было различать лица сидящих напротив людей.
11
ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ВАРИАН Т ЕГЭ | ОНЛАЙН -ШКОЛА «ЭВРИКА »
Но говорят, вы нелюдим: в глуши, в д еревне всё вам скучно.
Они еще не успокоены.
Не доверие, а беспокойство вызывал этот человек.
Не избалованная жизнью, крестьянка стойко перенесла и это горе. Не с причастием в причастном
обороте пишется раздельно.
О т в е т : НЕЛЮДИМ.
14. Пояснение.
Приведем вер ное написание.
Проблема синонимии, привлекающая особое внимание исследователей В ТЕЧЕНИЕ последних двух
десятилетий, актуальна для лексикографии, а ТАКЖЕ для других областей языкознания.
Главная же беда была в том, что бобры обросли шерстью ещё только НА ПОЛОВИНУ и ПОЭТОМУ
неминуемо замёрзли бы в пути.
В сумерках НАВСТРЕЧУ нам шёл какой -то странный, КАК БУДТО чем -то испуганный человек.
Художественная правда создаётся писателем ТАК ЖЕ, как пчелою создаётся мёд: от всех цветов
ПОНЕМНОГУ берёт пчела, но берёт самое нужное.
Колдунья взяла в руки ЧТО -ТО ВРОДЕ венчика для взбивания белка и стала греть его.
О т в е т : НАПОЛОВИНУ ПОЭТОМУ ИЛИ ПОЭТОМУ НАПОЛОВИНУ.
15. Пояснение.
Расставим знаки препинания.
Когда -то зелёная крыша, давно не краше(1)ННая, краснела от ржавчи ны, и несколько листов были
задра(2)Ны кверху, вероятно бурей; некоторые окна вместо стекла были задела(3)Ны тёсом.
Листве(4)ННица, которая была посаже(5)На Софьей Ивановной около дома, была теперь большим
деревом. И только на лугу за рекой всё так же пасл ось пёстрое смеша(6)ННое крестьянское стадо.
1) -НН — в суффиксе причастия (при причастии есть зависимое слово);
2) -Н- в кратком причастии;
3) -Н- в кратком причастии;
4) -НН — в существительном, образованном от прилагательного «лиственный»: -нн — сохраняетс я;
5) -Н- в кратком причастии;
6) -НН — в полном причастии.
О т в е т : 146
16. Пояснение.
Приведем верное написание.
1)Последние волны согретого тумана то скатываются, то расстилаются скатертями, то исчезают.
2)Листья и зелёные оболочки плодов содержат аскор биновую кислоту и дубильные вещества.
3)В.А. Серов искал новый способ передачи на полотне бесконечно разнообразной игры света, и
работа над портретом «Девушка, освещенная солнцем» не раз откладывалась.
4)Воинская честь и личная преданность не позволили Свя тославу оставить брата в беде.
5)Графическое мастерство не ценилось, и грациозный рисунок Н. Кузьмина раздражал
идеологизированных критиков.
12
ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ВАРИАН Т ЕГЭ | ОНЛАЙН -ШКОЛА «ЭВРИКА »
Правильный ответ указан под номером 3 и 5
17. Пояснение.
Приведем верное написание.
Снег, выпавший ночью и ещё не изборождённый полозьями, лежал ровными синевато -розовыми
пеленами.
Запятые 1 и 4 выделяют однородные причастные обороты «выпавший ночью и ещё не
изборождённый полозьями».
Запятые должны стоять на местах 1, 4.
18. Пояснение.
Расставим знаки препинания.
Что, (1) голубка? Что, (2) касатка?
И тебе (3) несладко?
И твоя скорлупка
Треснула, (4) голубка?
А тверда была как будто
И прочна, (5) казалось, (6)
И подземная побудка
Не тебя (7) касалась.
Запятые под номерами 1, 2, 4 выделяют обращения. Запятые под ном ерами 5, 6 выделяют вводное.
О т в е т : 12456
19. Пояснение.
Расставим знаки препинания.
, (1)
(как худо им живётся в родном доме), (2) (ремонт (3) которого (4) ежедневно лишает их сна и покоя).
Запятая под номером 1 отделяет придаточную часть «как худо им живётся в родном доме» от
главной «Докучливые жильцы стали писать во все возможные и невозможные инстанции о том».
Запятая под номерами 2 отделяет следующее придаточное предложен ие «ремонт которого ежедневно
лишает их сна и покоя». Запятая под номером 2 одновременно закрывает предыдущее придаточное
«как худо им живётся в родном доме».
О т в е т : 12|21
20. Пояснение.
Приведем верное написание.
В родительском доме всё было по -прежнему, и если Володе казалось домашнее пространство как
будто сузившимся, то это только оттого, что за годы отсутствия он очень повзрослел и вырос.
13
ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ВАРИАН Т ЕГЭ | ОНЛАЙН -ШКОЛА «ЭВРИКА »
Запятая 1 разделяет предложения «В родительском доме всё было по -прежнему» и «если Володе
казалось домашнее прос транство как будто сузившимся».
Запятые 3 и 4 ставятся перед придаточными частями «то это только оттого» и «что за годы отсутствия
он очень повзрослел и вырос».
Запятые должны стоять на местах 1, 3 и 4.
21. Пояснение.
В предложениях 1 и 4 запятая между ос новами в сложноподчиненном предложении.
22. Пояснение.
Высказывание 2 «Справедливость можно обосновать арифметически, так как все люди одинаковы»
не оответствует содержанию текста, так как в тексте (12)»Тогда справедливость можно было бы
обосновывать арифмети чески и создавать механически» стоит частица бы, которая указывает на
условность. А в предложении (19)»Таким образом, справедливость означает именно неравенство…»
содержится противоречие данному высказыванию.
Высказывание 5 также неверно: (3)Очень непрос то прийти к согласию в этом вопросе, поскольку в
данном случае спор ведётся с достаточной долей заинтересованности.
Поэтому верны оставшиеся :
О т в е т : 134
23. Пояснение.
Ошибочно «В предложениях 10 — 12 представлено повествование», так как в предложениях
содер жится рассуждение, на что указывает особый порядок мыслей, выраженный типичными для
рассуждения словами: «Если бы..Стоило бы.. Тогда… потому что…
Ошибочно и то, что преобладает описание. Огромная часть текста — это рассуждение.
Поэтому верны оставшиеся:
О т в е т : 123
24. Пояснение.
Различны, неодинаковы — оба эти слова одинаковы по лексическому значению, так как по
контексту
речь идет о качествах людей.
О т в е т : различнынеодинаковы
25. Пояснение.
(19)Таким образом, справедливость означает именно неравенство: беречь ребёнка, помогать
слабому, снисходить к уставшему, ухаживать за больным; проявлять больше строгости к безвольному,
больше доверия честному, больше осторожности к болтуну; герою оказывать почести.
(20) Справедливость поэтому — искусство неравенства, и она присуща лишь благородным душам.
(21) У неё обострённое чувство реальности; проистекающая от доброго сердца и живой
на блюдательности, она отвергает механический подход к людям. (22) Она хочет индивидуально
подойти к каждому случаю, располагая человека к состраданию. (23) Она старается уловить в человеке
его сущность и своеобразие и соответственно этому обходиться с ним.
14
ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ВАРИАН Т ЕГЭ | ОНЛАЙН -ШКОЛА «ЭВРИКА »
20 с 19 связаны повторяющимся словом «справедливость»; 21 с 20, 22 с 21, 23 с 22 при помощи
повтора местоимения «она». Прекрасный пример лексического повтора как средства выразительности.
О т в е т : 20 21 22 23
26. Пояснение.
Заполним пропуски.
«И. А. Ильин стро ит свои размышления о справедливости на основе такого приёма,
как противопоставление (в предложениях 8 и 9 наблюдается противопоставление справедливости
равенству). Использование таких синтаксических средств, как восклицательное
предложение (предложение13) и ряды однородных членов (например, предложения 14, 15, 23),
придаёт этим размышлениям эмоциональность. Философичность текста удачно подчёркивается таким
тропом, как метафора (в предложениях 6 и 7 происходит скрытое сравнение предрассудков с
материальной субстанцией)».
О т в е т : 6873.

Справедливость – это своего рода негласный закон, согласно которому каждый должен получить по заслугам. Однако многие современные люди живут по принципу «кто успел, тот и съел». Наглость для них — «второе счастье». И кажется, справедливости как таковой в жизни нет вообще, а есть только хаос, в котором мы отданы на волю случая. Однако в этой статье я попробую доказать обратное. Справедливость существует. Ее проявление доступно нашему пониманию как минимум в 90% происходящих явлений. Остаточные 10% мы, как правило, понимаем спустя время.

Справедливость в отношении к богатым и бедным

Возьмем для примера детей богатых родителей, ведущих разгульный образ жизни. Одни люди трудятся, и получают гроши, иные имеют богатство, не прилагая никаких усилий. В чем же здесь справедливость? Попробуем разобраться.

Когда человек упорным трудом заработал свое благосостояние, завидовать ему нет смысла, потому что его богатство – это заслуженный результат его работы. В этом есть справедливость. Не так ли? Рассмотрим иной случай.

Когда избалованный сынок богатых родителей получает все возможные материальные блага, и прожигает жизнь в усладе своего тела и ума, можно подумать, что ему повезло, и никакой справедливостью тут даже не пахнет. Однако как ни прискорбно, справедливость здесь в том, что этому человеку на самом деле вовсе не повезло, потому что он не сможет ценить блага доставшиеся легкой ценой, а когда столкнется с трудностями, ему, приученному к халявной роскоши и комфорту, придется нелегко. Поэтому и здесь завидовать нечему. Когда человек не имеет жизненного опыта, получает блага «на халяву», и не способен их ценить, тогда даже в комфортных условиях, будучи богатым, он может чувствовать себя униженным и несчастным.

А если же человек рос не в тепличных условиях, не был избалован, а преодолевал трудности и привык проявлять самостоятельность, тогда, при столкновении с новой проблемой он будет справляться относительно легко, потому что имеет заслуженный опыт преодоления трудностей и разрешения проблем. Халявное богатство в иных случаях – даже не благо, а скорей – проклятье. Заслуженное собственными силами богатство ценно даже не столько само по себе, сколько тем опытом, который человек обрел, пока его достигал. В этом – справедливость жизни.

Справедливость – нематериальна

Истинная справедливость – это мера нашего опыта. Чем больше мы пережили, чем больше трудностей и проблем разрешили, тем большей глубины понимания жизни мы по справедливости достигаем. В этом смысле справедливость измеряется обретаемой мудростью.

Если у человека с рождения проблемы со здоровьем, именно благодаря этим проблемам, он учится проявлять волю к жизни, вкус которой большинство здоровых людей не знают. Его награда – сила духа, которой позавидовал бы спортсмен. Эти качества по справедливости человек обретает, когда не сдается даже в тяжелых условиях.

Неважно, как это называть – справедливостью, кармой, или воздаянием, в каких бы условиях инфантильный человек не оказался, он страдает от собственной инфантильности. Его самоощущение, мысли и чувства определяются его жизненным опытом. Мы творим глупости и совершаем ошибки до тех пор, пока в силу определенных событий и переживаний не обретем понимание собственных действий. Глупость сама наказывает себя. Личный опыт – и есть истинное богатство.

Среди материально богатых людей есть немало мудрецов, самооценка которых не зависит от престижности внешних проявлений их личности. Такие люди могут одеваться скромно, водить недорогую машину, и владеть относительно недорогим жильем. Проработка чувства собственной важности экономит уйму энергии, времени и средств. Если пестование ЧСВ и потакание самолюбия не является основной прерогативой, человек может радоваться жизни в любых условиях. Мудрец проявляет учтивость и понимание. Глупец следует сомнительным принципам до тех пор, пока результаты этих тенденций не проявятся во всей красе.

Месть или справедливость?

Месть обожает выступать под флагом справедливости. Если вы жаждете самостоятельно проучить кого-либо, стоит честно вглядеться в собственные мотивы. Чаще всего в таких ситуациях все сводится к удовлетворению раненого самолюбия, и потаканию чувства собственной важности. Если тешить ЧСВ, раскачивая маятник двойственности, то после возвышения над кем-либо создается ровно такой же потенциал для личного унижения. Чем выше заберешься, тем больнее падать.

При встрече с неразумным, или даже агрессивным человеком нет особого смысла реагировать на его поведение ответной агрессией. Жизнь проявляет законы справедливости и без наших потуг. Если человек действительно действует негармонично, реальность так, или иначе находит способ скорректировать его поведение.

Если вас нагло подрезали на дороге, или где-нибудь в метро наступили на ногу, или вы идете по узкой тропе, а человек идущий на встречу, не уступает дорогу, имеет ли смысл переживать и опускаться до мести? Неразумная личность и без наших потуг найдет свои грабли. Жизнь так устроена, что по-настоящему грубые качества неизбежно встречают ответную неприветливую реакцию. Иными словами, глупость и грубость наказывает себя самостоятельно.

Дон Хуан говорил, что «жизнь – это отражение нашего Духа». Встречая на пути наглядные отражения собственных качеств, мы растем над собой. Этой теме на progressman.ru посвящен ряд статей под тегом»проекции». Наглец неизбежно встречает другого наглеца, и когда это происходит, они бессознательно вдвоем начинают работать над своими качествами в непростых условиях. Иногда люди годами мастерски избегают подобной проработки, но чем дольше побег от себя, тем дольше длятся страдания. Злой человек мучается от собственной злости, наглец от наглости, глупец от глупости. И в этом, как ни прискорбно, проявляется справедливость жизни.

Однако нет смысла втихомолку тешить эго торжествующими мыслями о том, что кто-то будет заслуженно страдать. Такие мысли – это все та же болезненная двойственность, лежащая в основе негативных переживаний. Мстительность создает негативный эмоциональный фон, приводит к недоверию и вражде.

Истинная справедливость

Итак, если для человека мерилом всех ценностей являются материальные блага, конечно, жизнь будет казаться несправедливой и случайной. Материальное преходяще, и вовсе не гарантирует ни счастья, ни душевного покоя.

С опытом мы начинаем понимать, что в жизни все по своему уравновешено. Сам опыт – беспристрастный судья, управляющий нашими душевными состояниями. Индивидуальная жизнь в своей сущности – это наша реакция на происходящее. Реакция обусловлена опытом. В этом – истинная справедливость жизни.

справедливость

В Википедии есть страница «справедливость».

Русский

В Викиданных есть лексема справедливость (L165937).

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. справедли́вость справедли́вости
Р. справедли́вости справедли́востей
Д. справедли́вости справедли́востям
В. справедли́вость справедли́вости
Тв. справедли́востью справедли́востями
Пр. справедли́вости справедли́востях

спра-вед-ли́-вость

Существительное, неодушевлённое, женский род, 3-е склонение (тип склонения 8a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -справедлив-; суффикс: -ость .

Произношение

  • МФА: ед. ч. (файл)

    мн. ч.

Семантические свойства

Значение

  1. свойство по значению прилагательного справедливый; правильность, оправданность чего-либо ◆ Надеюсь, что Вы разделите справедливость моей осторожности и поступите согласно этому. И. А. Гончаров, «Письма», 1842—1859 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
  2. беспристрастное, непредвзятое, справедливое отношение к кому-либо, чему-либо ◆ А притом и о здешних учёных можно по справедливости сказать, что весьма мало из них соединили свои знания с поведением. Д. И. Фонвизин, «К П. И. Панину», 1777—1778 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
  3. соответствие человеческих отношений, законов, порядков и т. п. морально-этическим, правовым и т. п. нормам, требованиям, представлениям о долженствовании, правильности ◆ Меньший пенсионный оклад не будет отвечать количеству взноса, а потому справедливость требует, чтобы он никогда не был допускаем. М. В. Остроградский, «Записка об эмеритальной кассе», 1858 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Отец мой уведомил меня, что он, потеряв свой иск, совершенно разорился, ибо в защищение своё имел он одну только справедливость. Д. И. Фонвизин, «Сидней и Силли, или благодеяние и благодарность», 1769 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)

Синонимы

  1. беспристрастие, беспристрастность, непредвзятость
  2. частичн.:

Антонимы

  1. несправедливость, неоправданность
  2. несправедливость

Гиперонимы

  1. отношение
  2. соответствие

Гипонимы

Родственные слова

Ближайшее родство

  • прилагательные: справедливый
  • наречия: справедливо

Этимология

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

    Перевод

    свойство по значению прил. справедливый; правильность, оправданность

    • Английскийen: justice
    • Белорусскийbe: справядлівасць ж.
    • Греческийel: δικαιοσύνη ж.
    • Ивритhe: צדק
    • Испанскийes: justicia ж.
    • Итальянскийit: giustizia ж.
    • Латинскийla: justitia ж.
    • Немецкийde: Gerechtigkeit ж.
    • Польскийpl: sprawiedliwość ж.
    • Португальскийpt: justiça ж.
    • Турецкийtr: adalet
    • Украинскийuk: справедливість ж.
    • Французскийfr: justice ж.

    беспристрастное, непредвзятое, справедливое отношение

    • Английскийen: equity, fairness
    • Испанскийes: ecuanimidad ж.
    • Латинскийla: aequum ср., aequitas ж.
    • Португальскийpt: equidade ж., equanimidade ж.

    Библиография

    Для улучшения этой статьи желательно:

    • Добавить все семантические связи (отсутствие можно указать прочерком, а неизвестность — символом вопроса)
    • Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»