Описание иуды искариота Андреев

Краткое содержание «Иуда Искариот»

Повесть «Иуда Искариот» Леонида Андреева – впервые опубликованная под названием «Иуда Искариот и другие» в альманахе «Сборник товарищества «Знание» за 1907 год», книга 16. Основной темой произведения стала «психология предательства». Андреев использовал в книге евангельский сюжет о предательстве Иуды своего учителя – Иисуса Христа, но истолковывает мотивы Иуды Искариота по-своему. Автор пытается оправдать действия Иуды, понять его внутренние противоречия и психологию, пытается доказать, что в предательстве Иуды было больше любви к Христу, чем у всех остальных его учеников.

Предлагаем вам читать онлайн краткое содержание «Иуда Искариот» по главам. Пересказ может пригодиться школьникам при подготовке к урокам литературы и для читательского дневника.

Главные герои

Иуда из Кариота – рыжий, уродливый, мерзостный человек, ненавидимый всеми учениками Христа. Вор, лжец и интриган.

Иисус Христос (Назорей) – бродячий философ-проповедник, за которым следуют ученики-апостолы. Сын Божий.

Апостолы – среди апостолов Андреев упоминает Петра, Иоанна, Фому, наделяя их очень человеческими качествами: они гневаются, брезгуют, осуждают, ненавидят, обижают.

Другие персонажи

Анна – первосвященник, к которому идет Иуда с предложением осудить Христа.

Каиафа – первосвященник, зять Анны, член Синедриона.

Глава I

Иисуса Христа множество раз предупреждали, что Иуда из Кариота был человеком дурной славы и потому его следовало остерегаться.

«Он ссорит нас постоянно!», – жаловались Иисусу ученики, недоумевая, отчего ем претит общество Иуды.

Ни Петр, ни Фома, ни Иоанн не могут вспомнить, как и когда появился Иуда рядом с ними, как примкнул к спутникам Христа, как стал называться одним из его учеников.

Глава II

Постепенно к Иуде привыкли. Иисус поручил ему денежный ящик и, одновременно с этим на плечи Иуды легли все остальные хозяйственные заботы. Иуда покупал необходимую одежду и провиант, раздавал деньги нищим.

Дурная слава Иуды следует за ним. Из-за того, что люди видели Иуду вместе с Христом, жители селения обвинили Иисуса и его апостолов в краже козленка. В другом же селении и вовсе люди собрались побить проповедников камнями, но Иуда вступился за Христа и своих товарищей, выбежав вперед к толпе и крича, что Иисус не одержим бесом, как могли подумать люди, слушая его речи, а обыкновенный мошенник, как и сам Иуда, что проповедует Христос ради денег. И толпа отступила, решив, что эти пришельцы недостойны умереть от руки честного.

Да только ни Иисус, ни его ученики не оценили поступка Иуды. Учитель удалился из селения в гневе, а его ученики, следовавшие за Христом на почтительном расстоянии, проклинали Искариота. Ну, разве они не глупцы, раз не оценили стараний Иуды, раз не поблагодарили его за то, что спас их жизни?

Глава III

Однажды ученики решили развлечься и принялись мериться силой. Они поднимали камни и бросали их вниз со скалы, соревнуясь, кто поднимет камней тяжелее. Иуда поднял самый большой и тяжелый валун. Он торжествовал. вот теперь-то все увидят и оценят его силу, теперь-то все точно поймут, что он – лучший из всех учеников. Петр однако не желал Иуде победы, потому решил вознести молитву: «Господи, я не хочу, чтобы сильнейшим был Иуда! помоги мне его одолеть!» Услыхав такую молитву Иисус грустно ответил: «А кто поможет Искариоту?»

Глава IV

Не единожды Христос защищал Иуду. Однажды Иуда утаил от всех несколько монет, будучи хранителем денежного ящика, и его деяние открылось. Апостолы негодовали! Они привели вора к Иисусу, обличая его. Христос, выслушав обвинения своих учеников, ответил им, что никто не смеет считать, сколько денег присвоил себе Иуда, потому что он такой же брат вам, как и все остальные, и подобные действия обижают его! После этого Иуда заметно повеселел. Его радовало не столько примирение с апостолами, сколько то, что Иисус выделил его из толпы.

Глава V

Приближается праздник Пасхи, а значит, и приближаются скорбные последние дни жизни Христа. Иуда отправляется к первосвященнику Анне, предлагая ему осудить Иисуса из Назарета. Анна, будучи осведомленным о репутации Иуды прогоняет его прочь. Так повторяется несколько дней подряд, но Иуда проявляет упорство и тогда Анна с презрением предлагает предателю деньги за жизнь Иисуса – тридцать серебренников. Искариота очень возмутила столь низкая цена! «Тридцать серебренников! Ведь это одного обола не выходит за каплю крови! Половины обола не выходит за слезу!» Анна отвечает, что, в таком случае, Иуда не получит вообще ничего и Искариот соглашается с ценой, подумав, что среди учеников или жителей Иерусалима наверняка найдется кто-нибудь, кто оценит жизнь Христа еще меньшей суммой.

Глава VI

В последние часы Иуда окружает Иисуса лаской и вниманием. Он услужлив по отношению к апостолам, ибо никто не смеет помешает его замыслу, никто не должен заподозрить Иуду в предательстве. Теперь имя Иуды навсегда будет связано с именем Христа, теперь люди во веки веков не забудут Иуду и имя его останется в веках.

Глава VII

Не веря своим глазам, Иуда идет за Иисусом, когда его схватили римские воины. Он видит, как бьют Христа, как его осуждают, как ведут к месту казни – на Голгофу.

Глава VIII

Иуда не замечает ни наступившей ночи, ни восходящего солнца. Сбывается его мечта, но одновременно с этим – и его кошмар. Никто из учеников не защищает учителя с оружием, хотя Иуда украл два меча у римских солдат и принес их апостолам, никто из них не кричит «Осанна» учителю. Один Иуда остался с Иисусом до самого конца. Даже Петр и тот отрекался от Христа трижды, говорил, что знать не знает Иисуса. Один Иуда остался верен Христу. Только он один!

Глава IX

После смерти Иисуса, Иуда идет в Синедрион и бросает в лицо первосвященникам обвинение: «Я обманул вас. Он был невинен и чист!». Он говорит Анне и остальному Синедриону, что они убили безгрешного, что Иуда, на самом деле, предал не Иисуса, а их, первосвященников, отныне они обречены на вечный позор. В этот день Иуда и сам становится пророком. Он говорит то, что не смеют сказать все остальные ученики. «Сегодня я видел бледное солнце. Оно смотрело с ужасом на землю и говорило: где же человек?»

Иуда идет на гору один и затягивает петлю на своей шее. Он один последует за Христом до конца как его самый преданный ученик.

А по миру, тем временем, ширится весть о предателе Иуде.

Повесть Леонида Андреева «Иуда Искариот» имеет мало общего с библейской историей Иуды. Критика называла автора и реалистом, и неореалистом, и фантастическим реалистом, и авангардистом, и декадентом, но время все расставило по своим местам: так творчество Андреева оказало огромное влияние на русский символизм и орнаментальную прозу, а также явилось предтечей немецкого экспрессионизма.

Мы рекомендуем после ознакомления с пересказом «Иуды Искариота» прочесть повесть полностью.

Тест по повести

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Свияжск 1918 года: Рыжий Иуда в Красном Саду:

По наводке alex_stasenko прочел воспоминания Хеннинга Келера (Henning Kehler, 1891-1979), датского литературоведа, драматурга и издателя, являвшегося с 1917 по 1920 гг. культурным атташе Дании в Петрограде. Эпизод посещения им лагеря австро-венгерских военнопленных в г.Свияжске (ныне пос.Нижние Вязовые, Зеленодольского район Татарстана) показался мне настолько интересным и, я бы даже сказал, поразительным, что не поленился перевести его на русский язык (за качество перевода не взыщите). Судите сами:
Cовет Свияжска размещался в здании городской Думы, что на рыночной площади. Когда наша машина подлетела к торговым рядам, часовой, кликнув подмогу, встретил нас с оружием на вскидку. Уж такие были времена! Все охранники — между прочим, отборные красные части — были венграми.
Председателем Совета и, в одном лице, главой города был Красный Еврей неопределенного возраста, чью «фабричную» фамилию я запамятовал. Иногда он казался молодым человеком с рано увядшими чертами лица, в другой раз смахивал на старика, коему какая-то болезнь придавала отблески ложной молодости. Сквозь его жидкие, недавно стриженные, волосы просвечивали редкие пятна. Особо выделялись глаза. Ничего в действительности не выражая, они, время от времени, вспыхивали, озяряя все вокруг красноватым светом. В целом он производил впечатление человека щедро наделенного талантами, но у которого, без всякого сомнения, не все были дома.
Он удивился, увидев меня. Его удивление стало еще больше, когда я показал ему свои дипломатические документы и сопроводительные бумаги. Он аж затрясся от неудержимой ярости и, скрежеща зубами, словно гневливый деспот, заявил мне, что не признает буржуазных правительств Европы. Для него они ничто, не более чем воздух. Что же касается военнопленных, предмета моего интереса, то таковых для него не существует. Он не надсмоторщик капитализму. В свободной России, каждый желающий имеет возможность быть свободным и нам не нужны подачки лживого буржуазного человеколюбия.
С этими словами он повернулся ко мне спиной, вперив свой похотливый взор в Долли Михайловну . Позже, однако, он все же сменил гнев на милость, поскольку, по его словам, друзья Долли Михайловны и его гости тоже. В тот же день он пригласил меня поужинать, а так же принять в ближайшее воскресение участие в большом коммунистическом празднике, по случаю которого прекрасный общественный парк Krasnij Sad, т.е. The Red Garden, будет возвращен в распоряжение признательного народа. С сатанинской улыбкой на устах он не применул заметить, что почтёт за честь вырвать столь многообещающую молодость в моем лице из рук капиталистической дипломатии.
«Вы уже принадлежите нам. Я читаю в Ваших глазах отсутствие предрассудков, но пока не вижу в них внутреннего понимания истины. Вы еще не исполнены могучей идеей всечеловеческого братства. Вам следует прислушаться к зову своей молодой крови». Он посмотрел на меня странным образом, схватил мою руку и, засунув свои губы прямо мне в ухо, прошептал: «Я доверюсь Вам. Во мне истина. Я воскресший спаситель нового времени. Я…». Неожиданно он вытер свой лоб, улыбнулся и без всякого перехода сказал: «Жарко», — чем и закончил свои поразительные речи.
После безалкогольного и не очень богатого ужина — хотя и приготовленного венским поваром — я прошелся по городу. … Под вечер вернулся на вокзал, сопровождаемый матросом. Долли Михайловна провела ночь в городе, вернувшись лишь утром накануне отъезда в советском автомобиле, дабы сменить платье. Она намеревалась принять участие в военном параде в составе колонны из членов команды бронепоезда. Сопровождаемый матросом, я поехал на обед к советским.
Парад должен был начаться в три часа. Комиссары и ответработники выстроились на балконе пассажа, пестрящего оттенками кумачевого цвета. Все они были в военной форме, обвешанные оружием, командирскими планшетами и биноклями, но всех превосходил красный Еврей, на голове которого красовался серый стальной шлем с красной семиконечной звездой, на ногах высокие из лайковой кожи сапоги со шпорами, на боку висела иностранного производства сверкающая сабля, здесь, в России, выглядящая неким фантастическим оружием. На правом рукаве у него была вышита, известная любому, эмблема частей особого назначения : белый череп с костями в серебряной окантовке на красном поле. Неудивительно, что стоящий рядом в простой блузе и бескозырке с черно-оранжевыми ленточками матрос не производил впечатление великого военного гения.
Я выбрал место в тени пассажа, чтобы быть ближе к военнопленным, но, при этом, не создавать у венгров-красноармейцев превратного мнения по поводу своего статуса. Здесь же располагался и оркестр австрийских заключенных, игравших на параде и в ходе дальнейших празднеств.
…Оркестр сыграл «Над прекрасным голубым Дунаем». Следом выступил Еврей. Он снял и положил перед собой свой шлем. По лицу его катились крупные капли пота, но палящее солнце не могло справиться с присущей ему сильной бледностью. Говорил он хорошо, хотя и не проявляя, при этом, как казалось, большого интереса к сказанному. Сплошной поток большевистско-советских доктрин без всякого затруднения лился из его уст, но без какой-то ведущей идеи. Поймав подходящий момент, он сделал паузу и сорвал апплодисменты коммунистов. Долли Михайловна зевнула без всякого смущения и взяла меня под руку. Когда я услышал имена Карла Маркса и Энгельса, то подумал, что вот и пришел момент торжественно сдернуть полог с устанавливаемого сегодня памятника. Но этого не случилось. Еврей продолжал говорить. Он презентовал Красный Сад городу, выразив надежду, что оный послужит общественному благосостоянию, развитию искусств и свободному распространению любви. Этот широкий жест символизировал заботу Советской республики о пролетарских массах. Красный Сад должен стать, вместо невежественной церкви пап и священиков, новым народным святилищем, Пантеоном героев международного братства. Со временем, здесь, вырастет колонада из статуй таких людей, как Платон и Бабеф, Бланк и Делеклюз, Ленин и Либкнехт. Благодаря помощи австрийских скульпторов, бывших заключенных, а ныне свободных советских граждан, эта работа уже началась и первый монумент готов. Он долго колебался в выборе исторической личности, бюсту которой первой будет оказана честь быть здесь установленным. Подумывал, например, о Люцифере и Каине, ибо оба были притесняемыми, оба являлись мятежниками, революционерами высшей величины. Но первый — теологическая фигура, сверхестественный характер которой не соответствует марксистским взглядам и чей свет загашен упадочным обществом, в глазах которого Люцифер символизирует страх и ненависть. Второй же, Каин, является мифологизированным персонажем, само существование коего весьма сомнительно. Вот почему, его взгляд обращается к беспорной для всех живущих на земле исторической личности, также являющейся жертвой религиозных взглядов хищнического общества… Тому, кто в течение двух тысяч лет был невинно распят на кресте позора капиталистических интерпретаций истории. Великий Прометей пролетариата, предтеча красной мировой революции, искупитель грехов двенадцати христовых апостолов – Иуда Искариот!
Оратор постепенно довел себя до экстаза. Слушатели едва ли понимали, что он говорил, но, чувствуя себя неуютно под его горящим взглядом, отвечали выкриками, большая же часть русских свято крестилось.
Еврей замолчал, не обращая внимание на эффект, производимый его словами. Черты его лица болезненно передернулись и он вновь начал, запинаясь, говорить о часе воздаяния, об угнетенном апостоле, о диктатуре пролетариата, о братстве, об Интернационале… Но говорил он в никуда. Лицо его дергалось в конвульсиях, будто стегаемое хлыстом душераздирающих мыслей. Двумя руками он ухватился за трибуну, ногти и пальцы впились в красную ткань. В следующую минуту лицо его вдруг разгладилось, он наклонился вперед и загадочно произнес: «Я несу вам послание», — и, сложив руки на груди, продолжил – «На мне грехи всех времен. Во мне истина. Знаете ли вы меня? Я спаситель нашего времени», — и закончил шепотом — «Я есть он». Никаких сомнений не оставалось, что он был сумасшедшим. Он считал себя Иудой.
В эту минуту, потревожив горячий воздух, над садом раздался гул летящего аэроплана. Прислушавшись на миг к этому звуку, Еврей омыл лицо рукой и крикнул с внезапным воодушевлением: «Да здравствует всемирная революция!», после чего покинул трибун и, демонстрируя недюженное самообладание, с поклоном попросил Долли Михайловну сдернуть полог со статуи.
Зардев румянцем, Долли Михайловна приняла у него из рук шнур от полога и дернула за него пару раз, обнажая рыжевато красную фигуру со следами свежеположенной штукатурки: совершенно голую, сверхчеловеческого размера, с ликом, весьма напоминающим черты лица комиссара, обращенным к небесам, в то время, как руки страстно рвали обмотанную вокруг шеи натуральную пеньковую веревку.
Как только апостол явил себя зрителям, оркестр грянул «Интернационал» и мы, воодушевляемые музыкой, встали с обнаженными головами. На другом конце сада раздались три, быстро следующих друг за дружкой, ружейных залпа. Они не были холостыми. Зловещий посвист пролетевших над головами пуль заставил меня вздрогнуть. Бог знает, где завершился их путь.
Красный Еврей что-то сказал Долли Михайловне, после чего обнял ее и поцеловал прямо в губы. Прежде, чем я понял что происходит, она повернулась ко мне и я почувствовал ее мягкое, как эластик, льнущее ко мне, тело, дразнящий запах ее пудры в ноздрях и, одновременно, теплую, словно море, влажность кроваво красных губ. На миг показалось, что дневная жара вспыхнула пламенем. Не увидев в моих глазах понимания происходящего, Долли Михайловна хохотнула и повернулась к другому человеку стоящему подле нее, чтобы одарить его поцелуем, который начал передаваться от уст к устам… (H.Kehler «The Red Garden»/NY, MCMXXII, pp.148-158)

Иуда

Иуда Искариот крадет на базарной площади пожертвования, которые собирают апостолы во время проповеди Христа. Спаситель прощает согрешившего вора и предлагает Иуде присоединиться к своим апостолам, став среди них казначеем. Потрясенный услышанным, Иуда становится учеником Христа и следует за учителем, все больше проникаясь верой. Постепенно между ними возникают разногласия из-за желания Иуды отстоять право на личную трактовку истины.

В основу сценария драмы была положена повесть знаменитого писателя Леонида Андреева Иуда Искариот. Режиссером фильма производства компании АБС выступил Андрей Богатырев, сыгравший также запоминающуюся роль мастера корзинок в своей картине. Слоганом фильма стало утверждение: Есть вещи, в которых нужно разобраться самому.

Самого известного предателя всех времен сыграл заслуженный артист России Алексей Шевченков, награжденный за свое исполнение призом Московского международного кинофестиваля в номинации лучшая мужская роль. В роли Христа снялся актер с удивительно подходящей для образа Спасителя внешностью Андрей Барило. Над подбором костюмов и декораций, достоверно соответствующих эпохе, трудились художники Наталья Дзюбенко и Андрей Билан. Съемки картины происходили на Мальте. Премьера драмы в России состоялась 20 марта 2014 года.

Образ и характеристика Иуды Искариота

Данное произведение написано автором в 1907 году в непривычной для верующих людей трактовке. Слишком много несовпадений было с Евангелие. Образ и характеристика Иуды Искариота из повести Андреева «Иуда Искариот» с цитатами поможет читателю понять, что двигало главным героем, когда он предал того, кого больше жизни любил.

Образ

Семьи у Иуды не было. Несколько лет назад оставил он жену. С тех пор ее судьба его не волновала. Детей в браке не нажили. Видно так угодно богу, не хотел он от него потомства.

Внешность Иуды производила отталкивающее впечатление. Чтобы его нормально воспринимать, необходимо было привыкнуть к его виду. Высокий, худой. Немного сутулый. Непонятной формы череп, украшенный рыжими волосами. Одна половина лица живая, с черным глазом и активной мимикой была испещрена морщинами. Другая половина лица мертвенно-гладкая, без морщин. Слепой глаз был всегда открыт, днем и ночью. Голос противен, так же как и он сам. Искариот умел менять его от по-женски визгливого до мужественного и сильного.

Рыжий и безобразный иудей… Пришел он, низко кланяясь, выгибая спину, осторожно и пугливо вытягивая вперед свою безобразную бугроватую голову… Он был худощав, хорошего роста, почти такого же, как Иисус… …достаточно крепок силою был он, по-видимому, но зачем-то притворялся хилым и болезненным и голос имел переменчивый: то мужественный и сильный, то крикливый, как у старой женщины, ругающей мужа, досадно жидкий и неприятный для слуха… Короткие рыжие волосы не скрывали странной и необыкновенной формы его черепа: точно разрубленный с затылка двойным ударом меча и вновь составленный, он явственно делился на четыре части и внушал недоверие, даже тревогу… …двоилось также и лицо Иуды: одна сторона его, с черным, остро высматривающим глазом, была живая, подвижная, охотно собиравшаяся в многочисленные кривые морщинки. На другой же не было морщин, и была она мертвенно-гладкая, плоская и застывшая, и хотя по величине она равнялась первой, но казалась огромною от широко открытого слепого глаза. Покрытый белесой мутью, не смыкающийся ни ночью, ни днем, он одинаково встречал и свет и тьму…

Характеристика

Противоречивый. Иуда словно соткан из противоречий. Сильный, крепкий мужчина зачем-то постоянно притворялся хилым и болезненным. Брал на себя обязанности по хозяйству, а между делом воровал из общей казны. Рассказывал апостолам красочные истории из якобы своей жизни, а потом признавался, что все придумал.

Продажный. Меркантильный. Продал Учителя за 30 серебренников.

Умный. Отличался сообразительностью и умом в сравнении с остальными учениками Христа. Он как никто другой глубоко знал людей и понимал мотивы их поступков.

Лживый. Завистливый. Речь изобилует ложью, от которой становилось то весело, то неприятно.

Целеустремленный. Искренне верил в свою правоту и избранность, а главное всеми способами стремился к поставленной перед собой цели. Предательство стало единственным способом приблизиться к духовному лидеру.

Воинственный. Бесстрашный. Иуда не раз проявлял бесстрашие, защищая учителя. Принимал удар на себя, рискуя жизнью и давая понять, что готов идти до конца, если придется.

Яростно и слепо бросался в толпу, грозил, кричал, умолял и лгал

Испытывает настоящие эмоции: ненависть, любовь, страдание, разочарование.

Вор. Зарабатывает на жизнь воровством. Постоянно таскает хлеб, тем и питается.

Хитрый. В то время пока другие апостолы ведут борьбу в попытке занять первое место возле Христа, Иуда старается быть все время с ним рядом, став незаменимым и полезным, лишь бы на него обратили внимание и выделили его старания из толпы.

Ранимый. Искренне обижался на Учителя, когда он перестал ему уделять внимание.

Эмоциональный. До последней минуты Иуда свято верил, что любовь и верность Иисусу одержат победу. Люди и ученики его должны были спасти Учителя, но этого не произошло. Искариот искренне переживал и не понимал, почему апостолы в страхе разбежались, оставив Христа в руках римских солдат. Он обзывал их трусами и убийцами, не способными на поступки. В этот момент им двигала искренняя любовь к Учителю.

Самоотверженный. Пожертвовал жизнью своей, чтобы доказать силу любви, исполнив возложенное на него предназначение.