От избытка сердца говорят

    Ярослав Смеляков 1 ЯРОСЛАВ СМЕЛЯКОВ Вступительная статья 1 АВТОБИОГРАФИЯ 13 СТИХОТВОРЕНИЯ 14 1. БАЛЛАДА О ЧИСЛАХ 14 2. СЛЕПЦЫ ПОЮТ БЫТ 15 3. НАД МОСКВОЙ ЛЕТЯТ ДИРИЖАБЛИ 16 4. ДОЖДЬ 16 5. ПОСЕВНАЯ НОЧЬ В ТИПОГРАФИИ 17 6. СТРАХ 17 7. СМЕРТЬ БРИГАДИРА 18 8. ВОР 18 9. ЛЮБОВЬ 19 10. ВЕСНА В МИЛИЦИИ 19 11. ТОЧКА ЗРЕНИЯ 20 12. РАССКАЗ О ТОМ, КАК ОДНА СТАРУХА УМИРАЛА В ДОМЕ № 31 ПО МОЛЧАНОВКЕ 20 13. ОСЕНЬ 21 14. «Ну, как мне, девочка, о том…» 21 15. «Я не знаю, много или мало…» 21 16. ЛЮБКА 22 17. ПРО ТОВАРИЩА 22 18. ВОЗВРАЩЕНИЕ ДИМИТРОВА ПОСЛЕ ЛЕЙПЦИГСКОГО ПРОЦЕССА 23 19. ПРОЩАНЬЕ 24 20. СЛАВА 25 21. «Гаснут звезды…» 25 22. ГОРОД МОСКВА 25 23. «Вот женщина…» 26 24. Я ВСПОМИНАЮ… 26 25. МАЙСКИЙ ВЕЧЕР 26 26. «Вечерами, листву колыша…» 26 27. МАМА 26 28. УЧЕНИК ДЖАМБУЛА 27 29. ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ 27 30. ДАВНЫМ-ДАВНО 27 31. «Я сам люблю дорожную тревогу…» 27 32. «Я посвятил всего себя искусству…» 28 33. «У мертвых рук, над мертвой кровью друга…» 28 34. ПАВИЛЬОН ГРУЗИИ 28 35. МИЧУРИНСКИЙ САД 28 36. БЫК 29 37. ВОЗВРАЩЕННАЯ РОДИНА 29 38. Я ПОМНЮ ВАС 29 39. НА ВОКЗАЛЕ 30 40. «Луну закрыли горестные тучи…» 30 41. ИЗ ДНЕВНИКА 30 42. «Ты всё молодишься. Всё хочешь…» 31 43. ДОРОГА НА ЯЛТУ 31 44. КРЫМСКИЕ КРАСКИ 31 45. ГЛИЦИНИЯ 31 46. БЕССТЫДНИЦА 32 47. НОЧНОЙ ШТОРМ 32 48. КАТЮША 32 49. СТАРАЯ КВАРТИРА 33 50. ОЩУЩЕНИЕ СЧАСТЬЯ 33 51. «Если я заболею…» 33 52. 1 ЯНВАРЯ 1941 ГОДА 33 53. КЛАССИЧЕСКОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ 34 54. ХОРОШАЯ ДЕВОЧКА ЛИДА 34 55. РЖАВЫЕ ГРАНАТЫ 34 56. ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ПЕЙЗАЖ 34 57. ЗАРИСОВКА 35 58. ДОЧЬ НАЧАЛЬНИКА ШАХТЫ 35 59. СУДЬЯ 35 60. ПАРЕНЕК 35 61. ПИСЬМО ИЗ БЕРЛИНА 35 62. «У насыпи братской могилы…» 36 63. ЗЕМЛЯ 36 64. КРЕМЛЕВСКИЕ ЕЛИ 36 65. ПОРТРЕТ 36 66. «Вот опять ты мне вспомнилась, мама…» 36 67. МИЛЫЕ КРАСАВИЦЫ РОССИИ 37 68. МАНОН ЛЕСКО 37 69. ТРЯСОГУЗКА 37 70. «Трудно называться мне поэтом…» 37 71. ПЕСНЯ 37 72. ПРЯХА 38 73. КЛАДБИЩЕ ПАРОВОЗОВ 38 74. «Там, где звезды светятся в тумане…» 38 75. АЛЕНУШКА 38 76. ПАМЯТНИК 39 77. ДВА ПЕВЦА 39 78. ПЛЕННЫЙ НЕМЕЦ 39 79. ВОСПОМИНАНИЕ. 1941 39 80. «Первый день свободного труда…» 40 81. «Стала от мороза…» 40 82. «В родной земле полковник и солдат…» 40 83. МОЕ ПОКОЛЕНИЕ 40 84. ХЛЕБНОЕ ЗЕРНО 40 85. НАКАНУНЕ ПАРАДА 40 86. РЯБИНА 41 87. ОПЯТЬ НАЧИНАЕТСЯ СКАЗКА 41 88. ПЕСНЯ СТАРОГО ШАХТЕРА 41 89. СЕРДЦЕ БАЙРОНА 41 80. «Из восставшей колонии…» 41 91. РОЖОК 42 92. «Словно солнце в сиянье рассвета…» 42 93. «В небольшой комнатушке…» 42 94. АНГЛИЙСКАЯ БАЛЛАДА 42 95. ИСПАНСКИЕ СТИХИ 42 96. НАШ ГЕРБ 43 97. РАБОЧИЙ 43 98. «Я напишу тебе стихи такие…» 43 99. БОЛЬШЕ НЕТ ПРИРОДЫ РАВНОДУШНОЙ 43 100. ЗДРАВСТВУЙ, ПУШКИН! 44 101. ПАМЯТИ ДИМИТРОВА 44 102. ЛЕНИН 44 103. КНИЖКА УДАРНИКА 44 104. ЖЕНА 45 105. ПОД МОСКВОЙ 45 106. ПРИЗНАНЬЕ 45 107. ПЕРВЫЙ БАЛ 45 108. ПЕРЕУЛОК 46 109. МАГНИТКА 46 110. «Печалью дружеской согретый…» 46 111. ЗЕМЛЯНИКА 46 112. УГОЛЬ 47 113. ШЕСТИДЮЙМОВКА «АВРОРЫ» 47 114. СПУТНИК 47 115. ДАЕШЬ! 47 116. В ДОРОГЕ 48 117. В АЛМА-АТИНСКОМ САДУ 48 118. ПЕРВАЯ ПОЛУЧКА 48 119. НАСТОЛЬНЫЙ КАЛЕНДАРЬ 49 120. СТОЛОВАЯ НА ОКРАИНЕ 49 121. СПИЧЕЧНЫЙ КОРОБОК 49 122. ТОВАРИЩ КОМСОМОЛ 50 123. ВОСПОМИНАНЬЕ 50 124. «Немало раз уже, сдается…» 50 125. РАЗГОВОР О ГЛАВНОМ 50 126. ПЕРВАЯ СМЕНА 51 127. НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ЦИОЛКОВСКОМ 51 128. ЯГНЕНОК 51 129. НЕГР В МОСКВЕ 51 130. ПРОДОЛЖАТЕЛИ 52 131. КОМСОМОЛЬСКИЙ ВАГОН 52 132. ПЕРЕКРЫТЬЕ (Из очерка) 52 133. КАРМАН 53 134. МАЛЬЧИШЕЧКА 53 135. ЗИМНЯЯ НОЧЬ 53 136. КОСОВОРОТКА 54 137. ПАРОВОЗ 54 138. КЕТМЕНЬ 55 139. БЕЛАЯ ВЕЖА 55 140. ОДА МЛАДШЕМУ ЛЕЙТЕНАНТУ 55 141. ЛАНДЫШИ 56 142. МАШИНИСТЫ 56 143. «Взгляд глубокий и чистый…» 56 144. АЛЕКСАНДРУ РЕШЕТОВУ 57 145. НАТАЛИ 57 146. ПЕТР И АЛЕКСЕЙ 57 147. ВЕТКА ХЛОПКА 57 148. СОБАКА 58 149. РЕЧЬ ФИДЕЛЯ КАСТРО В НЬЮ-ЙОРКЕ 58 150. ПИСЬМО К ДРУГУ-СТИХОТВОРЦУ 58 151. ПОЭТЫ 58 152. БОРИС КОРНИЛОВ 59 153. САПЕРЫ 59 154. РОМАШКА 59 155. КУБИНСКОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ 59 156. ВЫ НЕ ИСЧЕЗЛИ 59 157. ПЕСНЯ 60 158. РЯЗАНСКИЕ МАРАТЫ 60 159. ВЕРНУЛСЯ ТОВАРИЩ 60 160. ПРОПАГАНДА 60 161. ПЕРВЫЙ ПЛУГ 60 162. ПОД ФОНАРЕМ НА ПЕРЕКРЕСТКЕ 61 163. РАЗГОВОР О ПОЭЗИИ 61 164. ПЕРВЫЕ ДНИ 61 165. «По траве той непомерной дали…» 61 166. ДВА СРОКА 62 167. «Иные люди с умным чванством…» 62 168. ОДА РУССКОМУ ЧЕЛОВЕКУ 62 169. СТАРИКИ 63 170. «Приехавшему на Восток…» 63 171. НЕПРОШЕНОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ 63 172. АЛЕКСЕЙ ФАТЬЯНОВ 63 173. ПРОСТОЙ ЧЕЛОВЕК 64 174. МОНОЛОГ РУССКОГО ЧЕЛОВЕКА 64 175. ПЕСЕНКА 64 176. МАЛЬЧИШКИ 64 177. ПОЭТЕССА 64 178. ПОПЫТКА ЗАВЕЩАНИЯ 65 179. КСЕНЯ НЕКРАСОВА 65 180. «Мальчики, пришедшие в апреле…» 65 181. ДАЛЬНЯЯ ПОЕЗДКА 65 182. «Приезжают в столицу…» 65 183. НА ПОВЕРКЕ 65 184. «Ну, а я вот сознаться посмею…» 66 185. ЗЕРКАЛЬЦЕ 66 186. РОЗА ТАДЖИКИСТАНА 66 187. ХАМЗА 66 188. «Мне тоже выпала удача…» 67 189. СТИХИ, НАПИСАННЫЕ 1 МАЯ 67 190. ОДИН ДЕНЬ 67 191. КРЕСЛО 68 192. ИСТОРИЯ 68 193. В ЗАЩИТУ ДОМИНО 68 194. «Не семеня и не вразвалку…» 69 195. ИЗВИНЕНИЕ ПЕРЕД НАТАЛИ 69 196. ЛУМУМБА 69 197. КОМАНДАРМЫ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ 69 198. МЕНШИКОВ 69 199. РУССКИЙ ЯЗЫК 70 200. МАШЕНЬКА 70 201. ИВАН КАЛИТА 71 202. РИХАРД ЗОРГЕ 71 203. ДЕНИС ДАВЫДОВ 71 204. КОММУНИСТ 71 205. НИКО ПИРОСМАНИ 71 206. КОМИССАРЫ 72 307. ДОЛОРЕС 72 208. В ДОМЕ ЧАПЕКА 72 209. СОЛДАТ И БАТРАЧКА 72 210. СОСЕД 73 211. КАМЕРНАЯ ПОЛЕМИКА 73 212. НИКОЛАЙ СОЛДАТЕНКОВ 73 213. «Кто — ресторацией Дмитраки…» 73 214. ВОРОБЫШЕК 74 215. ХАШИ В БАТУМИ 74 216. АННА АХМАТОВА 74 217. ЭЛЕГИЧЕСКОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ 74 218. НАДПИСЬ НА «ИСТОРИИ РОССИИ» СОЛОВЬЕВА 74 219. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОСТ 74 220. ПИОНЕРСКИЙ ГАЛСТУК 75 221. ПОЭТ 75 222. СТИХИ, НАПИСАННЫЕ В ФОТОАТЕЛЬЕ 75 223. СТИХИ, НАПИСАННЫЕ НА ПОЧТЕ 75 224. «Бывать на кладбище столичном…» 75 225. В БОЛГАРСКОМ ГОРОДКЕ 75 226. ПРОЩАЛЬНАЯ ЛЕНТА 76 227. ПОСТОЯНСТВО 76 228. ВОЗВРАЩЕНИЕ 76 229. МОРЕ ПОД ОКНОМ 76 230. ЕНИСЕЙСКИЕ ПОЛЯ 76 231. СТИХИ, НАПИСАННЫЕ В ПСКОВСКОЙ ГОСТИНИЦЕ 77 232. МИХАИЛ СВЕТЛОВ 77 233. ПЕЙЗАЖ 77 234. НА КРАСНОЙ ПЛОЩАДИ 77 235. МАЙОР 77 236. ЮГОСЛАВСКАЯ СВЕЧА 78 237. ЦЫГАНСКАЯ РАПСОДИЯ 78 238. ФОТОГРАФИЧЕСКИЙ СНИМОК 78 239. СЧАСТЛИВЫЙ ЧЕЛОВЕК 79 240. ПО ПОВОДУ ГОЛУБЕЙ 79 241. ПИСЬМО В РАЙОННЫЙ ГОРОД 79 242. ЖАНТИЛ ИЗ БРАЗИЛИИ 79 243. СЛЕПЕЦ 80 244. ДЕКАБРЬСКОЕ ВОССТАНИЕ 80 245. ТИХИЙ, ИЛИ ВЕЛИКИЙ 80 246. СВАДЬБА 80 247. ПАВЕЛ АНТОКОЛЬСКИЙ 80 248. ЭТАЖЕРКА 81 249. БАЛЛАДА ВОЛХОВСТРОЯ 81 250. ВИШНИ ЯПОНИИ 81 251. ПЛАЧУЩАЯ ЛАПША 81 252. ПЕЙЗАЖ У ОКНА 81 253. НОЧНОЙ СОН 82 254. Я ОТСЮДОВА УЙДУ 82 255. ДВЕ СОБАЧЬИ МОРДЫ 82 256. МУЖИЦКИЕ ПИСЬМА 82 257. СЕРДЦЕ 82 258. НОЧЬ В ПЕРЕУЛКЕ 82 259. НА РОДИНЕ НИКОЛАЯ ВАПЦАРОВА 83 260. ВСЕ НЫНЧЕ ПИШУТ О СВЕТЛОВЕ 83 261. РАВЕЛЬ 83 262. «Зима стояла в декабре…» 83 263. ТРУБОЧИСТ 83 264. «В журналах своих и в газетах…» 84 265. ЗАРЯДКА В ГАГРЕ 84 266. СИРЕНЬ 84 267. ВЕЧЕРНЕЕ СТИХОТВОРЕНИЕ 84 268. КОЛОКОЛЬЧИКИ 84 269. «Там, где больные исцелялись…» 85 270. ЛЕНИНГРАД 85 271. НИКОЛАЙ ПОЛЕТАЕВ 85 272. ПАВЕЛ ШУБИН 85 273. ЮРИЙ ОЛЕША 85 274. ВОЛГА 85 275. ЮРИЙ ГАГАРИН 86 276. ВОЗРАСТ 86 277. ЛЕВ ТОЛСТОЙ 86 278. ПИАЛА 86 279. «Еще вчера в степи полынной…» 86 280. ЛЮБЕЗНАЯ КАЛМЫЧКА 87 281. МОЙ УЧИТЕЛЬ 87 282. СТЕПНОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ 87 283. КАЛМЫЦКАЯ КОННИЦА 87 284. ВАСИЛИЙ КАЗИН 87 285. ОБРАЗОВАНИЕ 88 286. ЖЕЛТАЯ КОФТА 88 287. МИХАИЛ ЛЕРМОНТОВ 88 288. БЕЛОРУСАМ 88 289. НАЗЫМ 88 290. ПОЛЕВЫЕ ЦВЕТЫ 89 291. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ 89 292. РАБОЧЕМУ КЛАССУ 89 293. ЧЕТЫРЕМ ДРУЗЬЯМ 89 294. РАЗМЫШЛЕНИЯ У НОВОГОДНЕЙ ЕЛКИ 90 295. АКОП САЛАХЯН 90 296. ЛЕНИНСКИЙ СВЯЗНОЙ 90 297. КРАСНАЯ ГВОЗДИКА 91 298. БЕЗ ФАНФАР И ФЛАГОВ 91 299. ЕЛЬНИК 91 300. «Нелегкое задумав дело…» 91 301. ПРОЩАНИЕ С МОСКВОЙ 92 302. РАБОТА 92 303. ИЗ ПИСЬМА ПОЭТУ-СОБРАТУ 92 304. ПАВЕЛ БЕСПОЩАДНЫЙ 92 305. РАБОЧАЯ ТЕМА 92 306. «Не то чтоб все стихотворенья…» 93 307. ЛАВРОВЫЙ ВЕНОК 93 308. КАЛМЫК 93 309. СТАРУХИ ОСЕТИИ 93 310. ГОРОД НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ 94 311. СОТРУДНИЦЫ ЦСУ 94 312. МЕМУАРЫ 94 313. БАНКЕТ НА УРАЛЕ 95 314. ПОЗДНЯЯ БЛАГОДАРНОСТЬ 95 315. НЕДОПЕСОК 95 316. ПЬЕРО 95 317. НАДПИСЬ НА КНИГЕ ЛИТЕРАТУРНОГО КРИТИКА 96 318. «Чужих талантов не воруя…» 96 319. ЧУВСТВО ЮМОРА 96 320. «Не в парадную дверь музея…» 96 321. «Мне говорят и шепотом и громко…» 96 322. «Что делать? Я не гениален…» 97 323. СТАРУХА 97 324. КОЛЫБЕЛЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА 97 ПОЭМЫ 97 325. ЮНОШЕСКАЯ ПОЭМА 97 326. ВОЛШЕБНАЯ ПАЛОЧКА (Из поэмы) 100 327. ЛАМПА ШАХТЕРА (Из поэмы) 100 ЗОЛОТОЙ ОГОНЕК 100 ОТЦЫ И ДЕДЫ 101 ТРЕТЬЯ СМЕНА 101 ВОЗЛЕ БРАТСКОЙ МОГИЛЫ 101 БРАТЬЯ 102 328. СТРОГАЯ ЛЮБОВЬ (Повесть в стихах) 102 329–335. ФРАГМЕНТЫ ИЗ ВТОРОЙ ЧАСТИ ПОВЕСТИ В СТИХАХ «СТРОГАЯ ЛЮБОВЬ» 107 <1> ПРОХОДНАЯ 107 <2> БУФЕТ 107 <3> ТАТУИРОВКА 107 <4> ПРОГУЛКА 108 <5> 108 <6> ТРАКТОР 108 <7> МАЯКОВСКИЙ 108 336. МОЛОДЫЕ ЛЮДИ (Комсомольская поэма) 109 ЛЕТОПИСЕЦ ПИМЕН 109 СЕРГЕЙ ЕСЕНИН 109 ГУБЕРНСКАЯ РЯЗАНЬ 109 КЛАССИЧЕСКАЯ БОРЬБА 109 ЧУХНОВСКИЙ 110 КОМСОМОЛЬСКАЯ ШКОЛА 110 ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ СРОК 110 НЮРА ЕРШОВА 110 МАСТЕР 111 «ОГОНЕК» 111 БАЛЛАДА 30-ГО ГОДА 111 АСФАЛЬТИТОВЫЙ РУДНИК 112 ЛЕСОПИЛКА 112 ЗИМНЯЯ СКАЗКА 112 ПИРУШКА В ИСПАНИИ 112 АРКАДИЙ ГАЙДАР 113 ЗОЯ 113 СМОЛЕНСК 113 КОМСОМОЛЬЦЫ САМОЙ РОССИИ 113 ДАВНИХ ДНЕЙ ГЕРОИНИ 113 ТИПОГРАФИЯ 114 ПРИЗЫВНИК 114 УТРЕННЯЯ ГЛАВА 114 МОНТАЖНИКИ 114 ШТОРЫ ИЗ ВЬЕТНАМА 115 С НЕБА ПАДАЕТ СНЕГ ЗИМЫ 115 ПЕРЕВОДЫ 115 С УКРАИНСКОГО 115 Максим Рыльский 115 337. ДИАЛОГ, ПОСВЯЩЕННЫЙ ДИСКУССИИ ОБ ИСКУССТВЕ В «КОМСОМОЛЬСКОЙ ПРАВДЕ» 115 338. ДЯДЮШКА ТОДОСЬ 115 339. ОСЕННИЙ КИЕВ 116 Андрей Малышко 116 340. ДЕВИЧЬЯ 116 341–342. ИЗ СТИХОВ О ТАРАСЕ ШЕВЧЕНКО 116 С БЕЛОРУССКОГО Аркадий Кулешов 116 343. БАЛЛАДА О ПРАВДЕ 116 344. НОВОГОДНЯЯ ЕЛКА 117 345. КОММУНИСТЫ 117 С КАЗАХСКОГО 117 Абай Кунанбаев 117 346–349. ИЗ ПЕРЕВОДОВ К РОМАНУ М. АУЭЗОВА «ПУТЬ АБАЯ» 117 Джамбул 118 350. ДУХИ́ 118 351. ДЕВУШКА КАМЧАТ 118 Абдильда Тажибаев 118 352. СЫРДАРЬЯ 118 353. «Дорогой жизни долго я шагал…» 118 Гали Орманов 119 351 НЕЗАБЫВАЕМЫЙ ДЕНЬ 119 355. ПЛАЧУЩАЯ ДЕВУШКА 119 356. ПЯТИДЕСЯТИЛЕТИЕ 119 Халижан Бекхожин 119 357. ГОЛОС РОССИИ 119 Джубан Мулдагалиев 119 358. МАЛЫЙ ТУРКСИБ (Поэма) 119 С ГРУЗИНСКОГО 121 Николоз Бараташвили 121 359. МЕРАНИ 121 С АЗЕРБАЙДЖАНСКОГО 121 Расул Рза 121 360. МОРЕ И ПОЭЗИЯ 121 Осман Сарывелли 122 361. НА БЕРЕГУ ЧЕРНОГО МОРЯ 122 С ЛИТОВСКОГО 122 Юстинас Марцинкявичус 122 362. СОЛНЦЕ 122 С МОЛДАВСКОГО 122 Петру Заднипру 122 363. БОСОЕ ДЕТСТВО 122 364. ШАГИ МАТЕРИ 123 С ЛАТЫШСКОГО 123 Ояр Вациетис 123 365. КАВАЛЕРИЯ 123 С КИРГИЗСКОГО 123 Темиркул Уметалиев 123 366. АРКЫТ 123 Кубанычбек Маликов 123 367. ЛИРИКА 123 С ТАДЖИКСКОГО 123 Мирзо Турсун-заде 123 368. ВЕКОВОЙ ДУБ 123 Абдумалик Бахори 124 369. ВАХШСКАЯ ЗЕМЛЯ 124 Шохмузаффар Едгори 124 370. ПОСОХ СТАРОСТИ 124 С ТАТАРСКОГО 124 Фатих Карим 124 371. «Не повторяй: „Люблю, люблю“…» 124 372. ЗА СЧАСТЬЕ РОДИНЫ МОЕЙ 124 373. МОРОСИТ И МОРОСИТ 124 374. ДИКИЙ ГУСЬ 125 Сибгат Хаким 125 375. ДРУГ ГАРАФИ 125 376. ПИСЬМО ЛЕНИНУ ОТ КРЕСТЬЯН ДЕРЕВНИ КОКУШКИНО 125 С ЧУВАШСКОГО 126 Яков Ухсай 126 377. УФИМСКИЙ БАЗАР 126 С ЛЕЗГИНСКОГО 127 Сулейман Стальский 127 378. ПРИМУС 127 379. НА ЖИВОТНОВОДЧЕСКОЙ ВЫСТАВКЕ 127 С ЯКУТСКОГО 127 Семен Данилов 127 380. ДЕТИ 127 С АБХАЗСКОГО 127 Иван Тарба 127 381. ЗЕМЛЯ 127 382. «Как в незаконченной поэме…» 127 С АЛТАЙСКОГО 128 Бронтой Бедюров 128 383. ПЕРВЫЕ РУССКИЕ СЛОВА 128 384. ВЫПАЛ БЕЛЫЙ СНЕГ 128 С БУРЯТСКОГО 129 Дондок Улзытуев 129 385. ШЕСТНАДЦАТИЛЕТНЯЯ ДЕВОЧКА 129 С ЕВРЕЙСКОГО 129 Матвей Грубиан 129 386. МОЯ ТИПОГРАФИЯ 129 387. В ПАРИЖЕ 129 388. «Я мог бы нести на плече ребенка…» 129 389. В ПРИБАЛТИЙСКОМ ГОРОДЕ 129 390. МОРЕ 129 С БОЛГАРСКОГО 130 Людмил Стоянов 130 391. НЕ МОГУ БЕЗ ЛЮДЕЙ 130 С ВЕНГЕРСКОГО 130 Дьюла Ийеш 130 392. ПАХАРЬ 130 С МОНГОЛЬСКОГО 130 Сормууниргшийн Дашдооров 130 393. ВОЗЛЕ ПАМЯТНИКА ПУШКИНУ В МОСКВЕ 130 С ИСПАНСКОГО 130 Маркос Ана 130 394. ЧТО ТАКОЕ ЖИЗНЬ? 130 С БЕНГАЛЬСКОГО 130 Бишну Де 130 395. НАРОД БЕССМЕРТЕН 130 ДРУГИЕ РЕДАКЦИИ И ВАРИАНТЫ 131 Последовательность вариантов соответствует порядковым номе рам стихов в произведении. После ном… 131 2 131 6 131 7 131 8 131 9 131 11 131 15 131 16 131 17 131 18 132 19 132 22 132 24 132 25 132 27 132 33 132 38 132 41 132 42 132 47 133 50 133 52 133 62 133 65 133 72 133 84 133 97 133 99 133 103 133 120 133 122 133 128 133 129 133 131 133 132 133 160 134 174 134 235 134 244 134 259 134 281 134 290 134 325 134 328 134 329–335 135 336 135 ПРИМЕЧАНИЯ 135 Литературное наследие Ярослава Смелякова широко известно. При жизни поэта было издано более три… 135 СТИХОТВОРЕНИЯ 136 ПОЭМЫ 146 ПЕРЕВОДЫ 148 ИЛЛЮСТРАЦИИ 150

Духовный статус торта

В день рождения дочери мой друг вывалился из окна. Спасли крепкие руки товарищей и вишня, что росла под окном. А ему всего-то хотелось вывесить флаг, чтобы вся улица знала, что сегодня родилась самая красивая девочка на свете.

Отсюда вывод: готовишься стать отцом – посади под окном дерево.

Папы обычно сходят с ума, когда рождается первый ребёнок. Потому что человек переживает настоящее метафизическое перерождение. Был обычный парень, весёлый, крепкий, забавный – просто чудесный цветок на родовом дереве, и вдруг – отец! Всё изменилось, перевернулось, потому что мужчина кожей, нутром почувствовал, что он теперь не сам по себе, лихой бродяга, а находится у самого основания корня, он сам и есть этот корень, от которого разовьётся большой род. Будто в разряде молнии на миг осветилось всё дерево рода, и он почувствовал всех своих детей, внуков, правнуков, кожей ощутил и запомнил тяжесть каждого потомка.

Половина шестого утра. Стою в алтаре. Готовлюсь к литургии. Влетает приятель.

– Вы понимаете… Такое дело… Я ей говорю: дед у меня Алексей. Он на фронте погиб. Так он тоже вот такой был, мордастый. У нас все такие в роду. Казаки! А она: какой же Алексей, если сегодня Пётр. И что, если Пётр? Ведь тут, сам понимаешь, четыре сто, а она

– Пётр. Конечно, Алексей! Я и маме звонил. Взял такси и ходу.

– Ничего не понимаю. Какой Алексей, кто такой Пётр? Чего шумишь? Пять утра!

– Если бы пять! Так ведь четыре сто! Это же только Алексей. Я сейчас опять туда. Надо же что-то делать! Надо что-то везти… Ведь Алексей – так лучше звучит, мужественней? А она: Пётр…

Сразу до меня не дошло, что несколько часов назад у моего тихого и интеллигентного друга родился сынок. А ведь я подумывал звать санитаров. Пришлось дать задание ребятам срочно напоить папу, чтобы сохранить ему психическое здоровье.

Примечательно, что оба «перворождённых» отца рвались что-то делать. Одному срочно понадобилось водрузить на высотах стяг, другой готов был останавливать поезда и автомобили и даже идти крестным ходом. Если произошло нечто естественное и предсказуемое, зачем все эти лишние движения?

Потому что каждый человек понимает или, скорее, чувствует:

значительное должно быть означено.

С нашими папами произошли не рядовые естественные события, а значительные. Всякое значительное событие требует знака. Так устроен человек. Как говорил один покойный философ: «Человек – существо символическое». Мы живём в мире символов, мы их создаём и ниспровергаем, на место старых воздвигая новые, но обойтись без символов люди не могут.

От избытка сердца говорят уста (Мф. 12:34). Не только говорят уста, но и делают руки, танцуют ноги, толпы незнакомых людей собираются вместе и идут в далёкие страны не ради дохода, а чтобы поцеловать старые камни.

Область символа и знака – это точка, где универсальная духовность так близко сходится с религиозной, что их порой невозможно различить. Но вопреки этой невозможности различать их всё же придётся. Если угодно, такое различение – одно из духовных упражнений, которое очень помогает нам, христианам, понять природу нашего религиозного опыта.

Учитель заходит в класс. Дети встают. Зачем? Какая в этом польза? Дети проявляют уважение к учителю. Обратите внимание на глагол «проявить», он очень важен. Моё поколение ещё помнит процесс проявления плёнки для фотографий. Сделал снимок? Прояви плёнку и зафиксируй. Отдельные граждане запирались в темных ванных, и при свете красного фонаря творилось чудо: на матовых карточках постепенно проявлялись изображения людей, домов, деревьев – настоящее волшебство!

Уважение – категория духовной жизни человека. Почему духовной – потому что это состояние духа, его не видно, пока оно не облечётся в тело знака. Уважение должно быть означено, проявлено, оно должно обрести форму, оформиться в осязаемый символ, жест, духовный опыт должен обрести воплощение в понятном людям образе.

Рядом с уважением стоит почтение, воздаяние чести. Человеку недостаточно просто проинформировать другого, послать уведомление об уважении по почте или на словах. Нужен знак. Знак необходим там, где человек переживает значительное, значимое событие. Значительное должно быть означено.

Глава двенадцатая

Мф.12:1. В то время проходил Иисус в субботу засеянными полями; ученики же Его взалкали и начали срывать колосья и есть.

Желая пояснить постановления закона, Господь ведет учеников засеянным полем, чтобы они ядением нарушили закон о субботе.

Мф.12:2. Фарисеи, увидевши это, сказали ему: вот, ученики Твои делают, чего не должно делать в субботу.

Мф.12:3. Он же сказал им: разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним?

Мф.12:4. как он вошел в дом Божий и ел хлебы предложения, которых не должно было есть ни ему, ни бывшим с ним, а только одним священникам?

Фарисеи снова ставят в вину естественное чувство голода, сами в худшем греша, Господь же стыдит их историей о Давиде. Ибо он, – говорит Господь, – по причине голода пошел на нечто большее. Под хлебами предложения разумеются те хлебы, которые полагались каждый день, ибо на трапезе полагалось двенадцать хлебов: шесть на правой стороне и шесть на левой. Хотя Давид был и пророк, однако он не должен был есть их (это могли сделать только священники), а тем более находящиеся с ними. Однако по причине голода он достоин прощения. Таким же образом и ученики.

Мф.12:5. Или не читали вы в законе, что в субботы священники в храме нарушают субботу, однако невиновны?

Мф.12:6. Но говорю вам, что здесь Тот, Кто больше храма;

Закон возбранял работать в субботу, а священники в субботу и дрова кололи, и огонь разжигали, так что оскверняли субботу, то есть безумствовали, как вы думаете. Но вы говорите Мне, что то были священники, а ученики нет. На это отвечу вам, что здесь Тот, Кто больше храма, то есть, так как Я, Владыка, больше храма и нахожусь с учениками Своими, то они имеют большую власть нарушать субботу, чем священники.

Мф.12:7. если бы вы знали, что значит: «милости хочу, а не жертвы» (Ос.6:6) , то не осудили бы невиновных,

Мф.12:8. ибо Сын Человеческий есть господин и субботы.

Показывает их и невеждами, так как они не знают писаний пророческих. Не должно ли, говорит, быть милостивым к людям голодающим. Кроме того, Я, Сын Человеческий, господин субботы, как и всего, и творец этих дней; поэтому, как Владыка, Я нарушаю субботу. Понимай это и в переносном смысле: апостолы были делатели; жатва же и колосья – верующие; апостолы срывали их и ели, то есть своей пищей они имели спасение людей. Это они делали в субботу, в тот день, когда должно было уклоняться от злых дел. Фарисеи же негодовали. Так бывает и в церкви. В то время как учители часто поучают и приносят пользу, фарисействующие и завистливые досадуют.

Мф.12:9–10. И, отойдя оттуда, вошел Он в синагогу их. И вот, там был человек, имеющий сухую руку. И спросили Иисуса, чтобы обвинить Его: можно ли исцелять в субботы?

Другие евангелисты говорят, что Иисус спросил фарисеев. Итак, можно сказать, что фарисеи, будучи людьми завистливыми, предупредили и спросили Его, как говорит Матфей; затем Христос, со своей стороны, спросил их, как бы насмехаясь и осмеивая их бесчувственность, о чем говорят другие евангелисты. Фарисеи спросили Его с тою целью, чтобы иметь повод к клевете.

Мф.12:11. Он же сказал им: кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит?

Мф.12:12. Сколько же лучше человек овцы! Итак, можно в субботы делать добро.

Показывает, что они для корысти и для того, чтобы не лишиться овцы, нарушают субботу, для уврачевания же человека не допускают этого. Итак, в одном и том же случае показывает их и любостяжательными, и жестокими, и пренебрегающими Богом, ибо они пренебрегают субботой, чтобы не лишиться овцы, и являются немилосердными тогда, когда не желают уврачевания человека.

Мф.12:13. Тогда говорит человеку тому: протяни руку. И он протянул, и стала она здорова, как другая.

Многие и теперь имеют сухие руки, то есть немилостивые и скупые. Но когда слово евангельское громко зазвучит для них, они простирают их для милостыни, хотя фарисеи, гордые демоны, отсеченные от нас, по своей вражде и не хотят того, чтобы наши руки простирались для милостыни.

Мф.12:14. Фарисеи же, выйдя, имели совещание против Него, как бы погубить Его. Но Иисус, узнав, удалился оттуда.

О зависть! когда получают благодеяние, тогда неистовствуют. Иисус же уходит, потому что еще не настало время страдания, а вместе и щадит Своих врагов, чтобы они не впали в грех убийства. Ибо безрассудно подвергаться опасности – небогоугодное дело. Вдумайся в это слово «вышедши». Когда ушли от Бога, тогда стали совещаться о том, чтобы погубить Иисуса, ибо никто из пребывающих в Боге не замышляет подобного.

Мф.12:15. И последовало за Ним множество народа, и Он исцелил их всех

Мф.12:16. и запретил им объявлять о Нем,

Укрощая зависть врагов, не хочет, чтоб объявляли о Нем, но, однако, всеми способами старался уврачевать больных.

Мф.12:17. да сбудется реченное чрез пророка Исаию, который говорит (Ис.42:1–2) :

Мф.12:18. Се, Отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него и возвестит народам суд;

Мф.12:19. не воспрекословит, ни возопиет,

Евангелист приводит и пророка, как свидетеля кротости Иисуса. Ибо чего бы, говорит, ни хотели иудеи, Он сделает. Если они хотят, чтобы Он не являлся, Он и это сделает и не станет противиться, подобно честолюбцу, и не будет спорить, но возвестит толпам следующих за ним, чтобы не объявляли о Нем. Но Он возвестит суд и язычникам, то есть будет учить и язычников, ибо суд – научение, знание и различение добра; или возвестит и о грядущем суде язычникам, которые никогда не слыхали о будущем суде.

и никто не услышит на улицах голоса Его;

Ибо не среди площади, подобно честолюбцам, но в храме и в синагогах, и на горе, и на морском берегу учил Он.

Мф.12:20. трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит,

Он мог, говорит, сокрушить иудеев, как надломленную трость, и угасить их гнев, как курящийся или горящий лен, но не хотел, пока не исполнит домостроительства и не победит их во всем. Это обозначают и последующие слова.

доколе не доставит суду победы;

Мф.12:21. и на имя Его будут уповать народы.

Чтобы не имели чего-либо в качестве оправдания, все переносил, чтобы впоследствии осудить их и победить не имеющих ничего сказать в ответ. Ибо чего Он не сделал, чтобы приобрести их. Но они не пожелали. Поэтому народы будут уповать на Него, в то время как иудеи не захотели.

Мф.12:22. Тогда привели к Нему бесноватого слепого и немого; и исцелил его, так что слепой и немой стал говорить и видеть.

Мф.12:23. И дивился весь народ и говорил: не это ли Христос, Сын Давидов?

Демон заключил пути к вере: глаза, слух и язык, но Иисус исцеляет, и народ называет Его Сыном Давида, ибо Христа ожидали от семени Давида. И теперь, если увидишь, что иной и сам не постигает добра, и другого слов не принимает, то считай его слепым и немым, которого пусть исцелит Бог, коснувшись сердца Его.

Мф.12:24. Фарисеи же, услышав сие, сказали: Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского.

Хотя Господь и удалился, но они, и издали, слушая, клевещут именно тогда, когда Он творит благодеяния людям. Таким образом, они были враги по природе, как дьявол.

Мф.12:25. Но Иисус, зная помышления их, сказал им: всякое царство разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит.

Мф.12:26. И если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его?

Обнаруживая пред ними их мысли, Господь показывает, что Он – Бог. Он защищается против них ссылкой на обыкновенные примеры и показывает их безумие. Ибо как демоны могут изгонять самих себя, когда они более всего стараются сплотиться? Сатаной называется противник.

Мф.12:27. И если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют? Посему они будут вам судьями!

Пусть, говорит, Я таков; но ваши сыны, то есть мои ученики, чьей силой они изгоняют? Неужели и они – силой веельзевула? Если же они Божественной силой, то тем более Я, ибо они творят чудеса Моим именем. Итак, они послужат к осуждению вашему, потому что вы, видя, что они творят чудеса Моим именем, продолжаете клеветать на Меня.

Мф.12:28. Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие.

Говорит: если Я изгоняю бесов Божественною силою, то Я – Сын Божий и пришел ради вас, чтобы благодетельствовать вам, так что «достигло до вас» пришествие Мое, которое есть Царствие Божие. Зачем же вы клевещете на Мое пришествие, которое произошло ради вас?

Мф.12:29. Или, как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного? и тогда расхитит дом его.

Настолько далеко, говорит, отстою от того, чтобы иметь демонов друзьями, что противостою им и связываю их, которые были крепкими до Моего пришествия. Ибо, войдя в дом, то есть в мир, Христос расхитил сосуды демонов, разумею людей.

Мф.12:30. Кто не со мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.

Как, говорит, веельзевул будет содействовать Мне, если он более всех других противостоит Мне? Я учу добродетели, он – злу. Как же он со Мною? Я собираю людей для спасения, а он рассеивает. Указывает и на фарисеев, потому что они, когда Он учил и приносил многим пользу, рассеивали народ, чтобы не приходили к Нему. Итак, Господь показывает, что они действительно подобны демонам.

Мф.12:31. Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам;

Мф.12:32. если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем.

Говорит здесь следующее: всякий другой грех имеет хоть малое оправдание, например, блуд, воровство. Ибо мы в таких случаях ссылаемся на человеческую слабость и являемся заслуживающими извинения. Но когда кто-нибудь видит чудеса, совершаемые Духом, и клевещет на них, будто они бывают силою демона, какое оправдание может иметь он? Ясно, он знает, что они происходят от Святого Духа, но намеренно поступает дурно. Каким же образом таковой может получить извинение? Итак, когда иудеи видели, что Господь ест, пьет, обращается с мытарями и блудницами и делает все остальное, как Сын Человеческий, и затем порицали Его, как ядцу и винопийцу, то в этом они достойны извинения, и не потребуется от них покаяния в этом, так как им казалось, что они соблазняются по достаточной причине. Но если они, видя, что Он совершает чудеса, тем не менее, клеветали и поносили Святого Духа, говоря, что это – бесовское дело, то как можно допустить, что этот грех отпустится им, если они не покаются? Итак, знай, что кто поносит Сына Человеческого, видя, что Он живет, как человек, и, называя Его другом блудников, ядцею и винопийцею за то, что Христос так делал, – такой человек, если и не покается, не даст ответа: он заслуживает извинения, потому что не думал, что в Иисусе Христе скрыт Бог. Но кто хулит Святого Духа или духовные дела Христа и называет их бесовскими, тот, если не покается, не будет прощен, ибо он не имел достаточной причины для клеветы, как тот, кто клеветал на Христа, видя Его среди блудников и мытарей. Итак, не простится ему ни здесь, ни там, но он будет наказан и здесь, и там. Ибо многие наказываются здесь, а там совершенно нет, как бедный Лазарь; другие же и здесь, и там, как содомляне и те, кто хулит Святого Духа; третий же ни здесь, ни там, как апостолы и Предтеча. Они, по-видимому, несли наказания, когда подвергались гонениям, тем не менее это не было наказание за грехи, но испытания и венцы.

Мф.12:33. Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым; ибо дерево познается по плоду.

Так как иудеи не могли оклеветать чудеса, как злые дела, Христа же, Который совершил их, хулили, как подобного демонам, то Господь говорит: или и Меня признавайте хорошим деревом, и тогда чудеса Мои, которые суть плод, будут прекрасны, или если вы признаете Меня худым деревом, то и плод, или чудеса Мои, очевидно, будут худыми. Но чудеса, то есть плоды, вы называете добрыми; следовательно, и Я – доброе дерево. Ибо дерево узнается по плодам, подобно этому и Я – по Моим чудесам.

Мф.12:34. Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы?

Вы, говорит, будучи худыми деревьями, приносите и плод худой, когда поносите Меня; так и Я, если бы был худой, приносил бы и плод худой, а не столь великие чудеса. Называет их порождениями ехидны, так как они хвалились Авраамом. Господь показывает, что они происходят не от Авраама, а от предков, достойных их злобы.

Ибо от избытка сердца говорят уста.

Мф.12:35. Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе; а злой человек из злого сокровища выносит злое.

Когда видишь, что кто-либо срамословит, то знай, что в сердце своем он имеет не то, что говорит, но много более того. Ибо то, что выходит наружу, это выходит только от избытка, и тот, кто скрывает внутри себя сокровище, открывает только некоторую часть его. Подобно этому и тот, кто говорит доброе, гораздо больше носит в своем сердце.

Мф.12:36. Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда:

Мф.12:37. ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься.

Здесь Господь устрашает нас, что и мы дадим ответ за каждое пустое слово, то есть за ложное, клеветническое или бестактное и насмешливое. Затем приводит свидетельство из Писания, чтобы не подумали, что Он говорит нечто Свое: от слов, говорит, своих получишь оправдание и от слов своих будешь осужден.

Мф.12:38. Тогда некоторые из книжников и фарисеев сказали: Учитель! хотелось бы нам видеть от Тебя знамение.

Евангелист с удивлением прибавил – «тогда», ибо когда должно было подчиниться вследствие бывших чудес, тогда они требуют знамения. Они хотят видеть знамение с неба, как говорит другой евангелист. Им казалось, что земные знамения Он совершает силой дьявольской. Ибо дьявол властитель мира. Что же Спаситель?

Мф.12:39. …Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка;

Мф.12:40. ибо, как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи.

«Лукавым родом» называет их, как льстецов и коварных людей, «прелюбодейным» – как отступивших от Бога и соединившихся с демонами. Знамением называет Свое воскресение, как необыкновенное явление. Ибо Он, сойдя в сердце земли – разумею преисподнее место, ад – в третий день восстал из мертвых. Под тремя днями и ночами разумей части, а не полные дни и ночи. Он умер в пятницу-это один день; субботу лежал в гробу мертвым, вот и другой день; ночь на воскресенье застала Его еще мертвым. Так насчитывается трое неполных дней и ночей. Ибо и мы часто имеем обычай так считать время.

Мф.12:41. Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы.

Когда говорит, Иона после выхода из чрева кита проповедовал, ему поверили, а Я по воскресении Моем не встречу веры с вашей стороны; поэтому и будете осуждены ниневитянами, которые поверили рабу Моему – Ионе помимо знамений, и это они сделали, несмотря на то, что были варвары. Вы воспитались на пророках, видели знамения и не поверили Мне, Владыке. Ибо это означается в словах: «И вот, здесь больше Ионы».

Мф.12:42. Царица южная восстанет на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона.

Эта царица, говорит, пришла издалека, хотя и была слабая женщина, чтобы послушать о деревьях, лесах и о некоторых естественных предметах. Вы же не приняли Меня, когда Я пришел к вам, говоря и неизреченное.

Мф.12:43. Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит;

Мф.12:44. тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным;

Мф.12:45. тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом.

Господь показывает, что они достигли края погибели, не приняв Его. Подобно тому, как освободившиеся от демонов, если не радеют, терпят худшее, так и ваш род находился во власти демона, когда вы поклонялись идолам; но чрез пророков Я изгнал этого демона и Сам пришел, желая очистить вас; но так как вы оттолкнули Меня и более – стремитесь погубить Меня, то, как согрешившие в более худшем, будете и наказаны сильнее, и последний ваш плен будет тяжелее прежних. Ты же пойми и то, что посредством крещения изгоняется нечистый дух и бродит по безводным пустыням и некрещеным душам, но в них не находит отдыха. Ибо отдых для демонов – это смущать крещеных злыми делами, тогда как некрещеных он уже имеет в своей власти. Итак, демон возвращается к крещеному с семью духами. Ибо как семь даров Духа, так в противоположность этому и семь духов злобы. Когда он войдет в крещеного, тогда его несчастье бывает большим, ибо прежде была надежда очиститься крещением, после же нет надежды очиститься, кроме как только крещением покаяния, которое очень трудно.

Мф.12:46. Когда Он еще говорил к народу, Матерь и братья Его стояли вне дома, желая говорить с Ним.

По некоторому человеческому свойству Мать желала показать, что имеет власть над Сыном, так как Она еще ничего великого не мыслила о Нем. Поэтому, любя честь видеть Сына послушным себе, желает привлечь Его к себе в то время, когда Он беседовал. Что же Христос? Так как Он узнал намерение ее, то слушай, что говорит.

Мф.12:47. И некто сказал Ему: вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою.

Мф.12:48. Он же сказал говорившему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои?

Мф.12:49. И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои;

Мф.12:50. ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь.

Не укоряя Мать, говорит это, но исправляя честолюбивую ее и человеческую мысль, ибо не сказал: «это – не Моя Мать», но «если Она не станет исполнять воли Бога, то ничуть не будет полезно для нее то, что Она родила Меня». Господь не отрекается от естественного родства, но присоединяет родство по добродетели, потому что каждый недостойный не получает пользы от родства. Исправив таким образом болезнь тщеславия, Он снова повинуется зову Своей Матери, как евангелист говорит далее.