Отец фомы

Религия в Германии

Каков статус религий в Германии. Какие религии наиболее массовые. Церковный налог.

Хотя религия с 1919 в Германии конституционно отделена от государства, она до сих пор играет немалую роль в жизни страны. Например, много религиозных праздников являются выходными днями. Кроме того, все магазины и супермаркеты в Германии не работают по воскресеньям из-за большого религиозного лобби в немецком правительстве. С их точки зрения, немцы должны по воскресеньям посещать церковь, уделять время семье и ни о каких покупках не беспокоиться.

Доля религиозных немцев и религии

В восточной части Германии на территории бывшего ГДР из-за антицерковной политики просоветского правительства верующие остались в меньшинстве. 68% восточных немцев — атеисты. В западной Германии — иначе. Здесь лишь 15% бюргеров не имеют религиозной принадлежности. Точнее сказать, они официально не принадлежат ни к какой церкви. Дело в том, что регистрируясь по месту проживания в Германии в анкете можно указывать исповедуемую религию. На основании этих данных и ведётся статистика. Но ведь никто не мешает сохранить такую информацию в тайне.

Большинство немцев являются христианами. Треть верующих жителей Германии — католики, другая треть — евангелисты или, иным словом, протестанты. Остальные бюргеры исповедуют другие религии. Регионально больше католиков проживает на юге, а север скорее протестантский.

Из прочих религий в Германии есть также иудеи, православные, баптисты и свидетели иегова, но их количество невелико. На третьем месте после католиков и протестантов по количеству верующих в Германии находится мусульманство. Но мало кто из этнических немцев принадлежит к этой религии. Дело в том, что в 60-х в Германию приехало очень много гастарбайтеров из Турции, которые так тут и остались, основав огромную диаспору.

Налог на религиозную принадлежность

Немецкие христианские церкви Германии находятся сейчас в большом волнении. Всё больше немцев официально выходят из этих религий. Для церкви этот вопрос является острым не только из духовных соображений. Скорее, из финансовых. Дело в том, что каждый верующий, то есть тот, кто официально указал свою веру в анкете, должен платить церковный налог. На общих доходах бюргера в нетто выражении это сказывается не особено сильно: 7-8% от подоходного налога, сумма получается небольшая, но зато регулярная. На эти деньги финансируются многие социальные направления, например, детские сады и дома для престарелых. А также верующим бесплатно предоставляют место на церковном кладбище. Чем меньше людей указывают свою религию, тем меньше денег получают церкви на эти нужды.

Однако, по воскресеньям около церквей всё ещё много народу. Мало кто посещает храмы каждое воскресенье, но время от времени на службы ходят почти все верующие. Особенно много людей приходят в церковь по большим религиозным праздникам, вроде пасхи или рождества.

Церкви в Германии

Самих церквей в Германии очень много, они повсюду. Их шпили возвышаются как над небольшими городками, так и в центре мегаполисов. В начале каждого часа услышать звон церковных колоколов можно в любом населённом пункте. Конечно, не всем это нравится. Например, я не мало раздражался, когда по воскресеньям находящаяся неподалёку церковь будила меня раньше, чем я обычно просыпался по будням — в семь утра. Но постепенно привык и перестал просыпаться.

А вот в общественных местах терпеть никому не надо. Если какое-то государственное учреждение Германии прикрепило на входную дверь христианский крест, то любой, кому это не понравился, может попросить убрать подобные проявления религиозности. Не так давно в общественных школах Германии мусульманским девушкам запретили носить платки, так как посчитали это излишним проявлением религиозности.

Однако, в немецкой школе урок религии является обязательным. Правда, преподаются таким образом только католическая и евангелическая религии. Те, кто принадлежат к иным конфессиям или являются атеистами, должны вместо этого предмета посещать урок этики.

24-09-2008, Степан Бабкин

Отец Фома Хопко и звездно-полосатый флаг

18 марта 2015 года скончался протопресвитер Фома Хопко, один из самых известных деятелей Американской Православной Церкви XX века. Портал Православие.Ru публикует воспоминания об усопшем Александра Леонидовича Дворкина из его новой книги «Моя Америка».

Протопресвитер Фома Хопко

Протопресвитер Фома Хопко вырос в американской карпаторосской семье, предки которой эмигрировали в США еще в конце XIX века. Он принадлежал к тому поколению, которое поступило в академию уже на новом месте и сформировалось под влиянием Шмемана и Мейендорфа. По окончании академии он женился на старшей дочери отца Александра — Анне — и был рукоположен в священный сан. Его приход находился относительно недалеко от академии, и отец Фома довольно скоро начал преподавать в ней, читая дополнительные курсы догматического богословия (основной курс догматики был областью владычества профессора Сергея Сергеевича Верховского). За время моей учебы здоровье Сергея Сергеевича стало сильно сдавать, и отцу Фоме, который уже преподавал в академии на полной ставке, досталась половина его часов.

Обычно, когда слышишь о курсе догматического богословия, представляешь себе (и небезосновательно) что-то невообразимо скучное, так что даже мухи дохнут на лету: «Отчего сие важно в пятых…» и прочее. Так вот, лекции отца Фомы Хопко по догматике были не просто интересны, но захватывающе увлекательны. Преподаватель наполнял их житейскими примерами, анекдотами,историями, литературными реминисценциями. Все это делало догматы Церкви понятными и актуальными для нас. В этом уникальное достижение отца Фомы, который, кстати сказать, был одним из самых популярных проповедников в православной Америке.

Протопресвитер Фома Хопко

Правда, сам он оценивал себя достаточно скромно. Помню одно его сравнение: «Шмеман подобен шампанскому. Искрометность, творческий полет, веселье, радость. Мейендорф — как бургундское. Глубина, основательность, благородство. Ну, а я, Хопко. С чем меня можно сравнить? Не более чем с кока-колой…»

В своем взгляде на духовную жизнь наш преподаватель был предельно трезв. Помню, как он отзывался о нездоровых увлечениях некоторых людей «мистикой Православия»: «Их мистицизм, — говорил отец Фома,— абсолютно пустой. Все, что в нем есть, это mist (туман) и schism (раскол)».

* * *

Приведу несколько «хопкинских» историй.

Одна из них — про мальчика с его прихода (опыт пастырского служения у отца Фомы, служившего на приходе с 1963 года, был весьма богатый). Как-то священник заметил, что мальчик этот при пении молитвы «Отче наш» в самом конце ее крепко сжимает губы. На вопрос священника, почему он это делает, мальчик ответил, что пока не готов произносить слова «и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим», ибо очень обижен на одного своего сверстника, не хочет его прощать и боится, что Господь по его же просьбе поступит с ним так же.

«Так вот, этот мальчик, единственный из всего прихода, серьезно относился к словам молитвы», — завершил свой рассказ отец Фома.

* * *

Протопресвитер Фома Хопко

Другой мальчик-алтарник никак не мог выучить порядок литургии и в алтаре все делал невпопад. Когда отец Фома упрекнул его в этом и спросил, почему он не видит происходящего, тот ответил словами из тайной молитвы священника на евхаристическом каноне литургии св. Василия Великого, описывающими шестикрылых серафимов, благоговейно предстоящих перед Престолом Божиим: «двумя (крыльями) они закрывают свои лица…»

Отец Фома был в восхищении от этого ответа. Ведь литургия св. Василия Великого служится редко — всего 10 раз в году. Значит, мальчик внимательно слушал слова молитв и запоминал их!

* * *

Две другие истории трудно понять без знания особенностей американского Православия. Дело в том, что во всех протестантских и католических церквах в США на самом видном месте ставились флаги США. Так верующие выражали свой патриотизм. Карпаторосские православные приходы, желая доказать, что они тоже полноправные американцы, еще с 20-х годов ХХ века также внесли флаг в свои храмы и ставили его с левой стороны от алтаря, прямо за диаконскими дверями иконостаса. Выглядело это весьма неуместным, и молодой священник Фома Хопко на самом первом своем приходе попытался было убрать флаг. Однако он натолкнулся на такое мощное сопротивление прихожан (утверждавших, что раз так было при их отцах и дедах, то менять они ничего не собираются), что вынужден был отступить. После этого он стал искать способ, как все-таки очистить храм Божий от ненужного политического реквизита. И придумал. Вызвал отец Фома к себе старосту и сказал ему:

— Знаешь, Джим, что нас из-за флага могут посадить в тюрьму?

— ???

— А ты посчитай, сколько на нем звезд? Правильно, сорок восемь! Устарел ваш флаг — штатов же уже давно пятьдесят! Или ты хочешь сказать, что наш приход не признает полноправными американскими штатами Гавайи и Аляску? Ну-ка, быстро выноси этот флаг, пока никто его не увидел!

Испуганный староста немедленно вынес флаг. Новый появился далеко не сразу, а когда наконец его приобрели, то отец Фома распорядился отнести его в приходской дом и поставить в трапезной. Так кесарю было отдано кесарево, а Богу — Богово.

* * *

Протопресвитер Фома Хопко В начале 60-х годов в большинстве карпаторосских храмов (основной костяк Православной Церкви в Америке) служили на славянском языке, хотя выросшее после войны поколение его уже совсем не понимало: русский они, в лучшем случае, знали едва-едва, воспринимая английский как родной язык. Еще отец Георгий Флоровский категорически заявил о необходимости перехода на английское богослужение — как в миссионерских целях, так и для того, чтобы удержать в Церкви подрастающее поколение.

Однако во многих приходах этот переход давался с большим трудом по тем же самым причинам: прихожане, хотя часто и не понимали ни слова по-славянски, отказывались что-либо менять, упирая на то, что такова была вера их отцов и дедов. Отец Фома начал в своем приходе служить английскую литургию раз в месяц (каждое четвертое воскресенье — после трех славянских). И вот что случилось. Когда один из давних прихожан оказался на английском богослужении, до него впервые дошел смысл, по крайней мере, некоторых песнопений. Весь горя возмущением, он сразу после службы подкатился к отцу Фоме.

— Это — подлинные слова молитв? — задыхаясь, спросил он.

— Да, ровно то же, что и по-славянски, — ответил священник.

— Так что, вы хотите сказать, что Церковь действительно во все это верит?

— Конечно, а как же иначе?

— Ну, тогда ноги моей больше здесь не будет! — выпалил прихожанин и навсегда исчез.

Ну что же, говорил в заключение отец Фома, такой «момент истины» лучше, чем бессмысленное хождение такого человека в храм собственных фантазий, не имевших ничего общего с реальной Церковью Христовой. И всякий раз, когда я читаю умилительную историю очередного православного журналиста про русский приход в какой-нибудь далекой стране, где прихожане, давно забыв родной язык, бережно хранят славянское богослужение, я думаю, сколько из них ушло бы из Церкви, если бы узнали его реальное содержание…

* * *

А вот еще одна история, рассказанная отцом Фомой. Когда его наградили крестом с украшениями, один очень почтенный в ПЦА протоиерей прислал ему поздравительную открытку такого содержания:

«Дорогой отец Фома! От всей души поздравляю тебя с заслуженной тобою высокой наградой! Сам я человек не речистый, да и кто сможет лучше выразить весь глубокий смысл происшедшего события, чем евангелист Иоанн в своем богодухновенном Евангелии. Итак, посмотри: Ин. 11:35.

Твой искренний доброжелатель, прот. И.».

Отец Фома тут же открыл Писание. Ссылка была на самый короткий стих Нового Завета: «Иисус прослезился».

После кончины отца Иоанна Мейендорфа отец Фома Хопко стал новым ректором академии и пробыл на этом посту десять лет, до 2002 года, когда добровольно ушел в отставку, чтобы заниматься проповеднической и писательской деятельностью. Оказалось, что и он весьма тяготился необходимой для ректора административной деятельностью и исполнял ее лишь как послушание Церкви.

ДИЦ ФОМА

Священник Фома Диц

Фома Диц (Thomas Diez; род. 1963), священник, клирик Берлинской епархии РПЦЗ

Родился 8 ноября 1963 года , вырос в Германии в лютеранской семье. По его словам «отец очень верующий, а мама приняла христианство по примеру отца». Приняв римо-католицизм, он был в течение 18-и лет членом общин римо-католического движения Неокатехумената.

В 1985 году начал учёбу на архитектурном факультете в Мюнхене, а также углубился в жизнь Римо-католической церкви, стал катехизатором, участвовал во многих паломничествах в Италию. Участвовал в работе с многодетными семьями из Германии и Австрии.

В 1988 году, участвуя в миссии Неокатехумената в Западном Берлине, впервые познакомился с Православием в его русском «облачении» в связи с широко освещаемым в прессе празднованием тысячелетия Крещения Руси. Начал интенсивнее учить язык, читать богословскую литературу.

Закончив архитектурный факультет, в 1992 году поступил в Международную католическую семинарию города Берлина и окончил её в 1998 году.

Проучился год в римо-католической семинарии в Риме на бакалавра богословия, но решив, что путь римо-католического священника ему не подходит, вернулся в Германию. Работал архитектором.

Стал ходить на службы в храм Русской Зарубежной Церкви, «сначала время от времени, затем чаще и с каждым разом всё регулярнее».

В 2000 году присоединился к Православной Церкви, приняв крещение в Мюнхенском кафедральном храме новомучеников и исповедников Российских и святителя Николая Мирликийского Русской Зарубежной Церкви. Сразу начал нести послушание на клиросе.

Поступил в Московскую духовную семинарию по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II в ответ на ходатайство архиепископа Берлинского и Германского Марка (Арндт).

Во время обучения в семинарии на клиросе познакомился с будущей супругой, Иоанной, из Польши, с которой вскоре обвенчался. По окончании семинарии, поступил в Московскую духовную академию на церковно-практическое отделение.

12 марта 2006 года был рукоположен в сан диакона ректором МДАиС архиепископом Верейским Евгением (Решетниковым) в Покровском академическом храме Троице-Сергиевой лавры . Стал первым клириком Русской Православной Церкви Заграницей, рукоположенным в духовных школах Московского Патриархата, что стало возможным в контексте диалога между Московским Патриархатом и Русской Зарубежной Церковью по преодолению их разделения. Охарактеризовал свою диаконскую хиротонию как «большое событие, послужившее сигналом для непосредственно предстоящего объединения двух Церквей» .

После рукоположения был назначен на временное служение в храм Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря города Москвы .

5 июля 2007 года рукоположен в сан иерея архиепископом Верейским Евгением в академическом храме Московской духовной академии и семинарии .

В июне 2010 года окончил Московскую духовную академию .

На начало 2015 года являлся редактором немецкой страницы проекта «Непридуманные рассказы о войне» () и проводил беседы по Священному Писанию по средам в 19:30 в здании келий храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря.

25 июля 2016 года был освобождён от временного служения в Московском храме Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря согласно поданному прошению . Летом того же года вместе с семьёй уехал из Москвы на родину, в Германию.

У отца Фомы и матушки Иоанны — один сын и четыре дочери (в том числе — Ника).

Видео

«Мой путь к Богу», передача телеканала «Спас» от 16.11.2014

Использованные материалы

  • «Духовенство», официальный сайт храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря:
  • «Отец Фома Диц: путь из немецкого католичества в русское православие», портал Православие и мир, 12 декабря 2006:
  • Публикации на сайте Православие.Ru:

«Священник Фома Диц: А это не я. Это Христос (+Фото)», Интернет-издание «Православие и Мир», 8 ноября 2013, —

Торжество Православия, 12 марта 2006 г. —

«…Вот уже больше года отец Фома служит в Москве, в храме Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря, живет в России… «Диакон Фома Диц: любовь сильнее политических разделений»», интернет-издание Православие и Мир, 21 мая 2007,

Аксиос! Рукоположение отца Фомы Дица во иереи Фотоальбом Денис Матвеев Fri, 6 Jul 2007,

«Выпускной день в МДА», официальный сайт МДА,

«Распоряжение № 02/1834 от 25 июля 2016 года», официальный сайт Московской епархии города Москвы, 25 июля 2016,