Отношения между учителем и учеником

Ученик влюбился в учительницу: нормально ли это и что делать

Здравствуйте, уважаемые читатели. Возможно, ранее вы слышали такую фразу: «подросток влюбился в учительницу», а может и сами столкнулись с таким явлением. О подобных случаях мы и поговорим в данной статье. Вы узнаете, по каким причинам это может происходить. Выясните, что в таких ситуациях делать учителю, ученику, а что родителям.

Причины влюбленности ученика

Многие мужчины рассказывают о том, что их первой любовью была учительница в школе.

  1. Специалисты утверждают, что подростки могут влюбляться в учителей по причине нехватки любви в семейном кругу. Таким образом молодой человек ищет замену вне дома. Неудивительно, что его выбор останавливается на учительнице, которую он видит каждый день, которая о нем заботиться. Мальчику начинает казаться, что он влюблен, но это не так.
  2. Гормональная перестройка. Парни взрослеют, в их организме начинается усиленная выработка гормонов. А это приводит, как к психологическим, так и к физиологическим изменениям. Проблема в том, что ровесницы мальчишек еще не достигают полового созревания, они не выглядят привлекательно в глазах юноши. А когда подросток видит учительницу, взрослую женщину, с привлекательными формами, он не может устоять. По факту, это не любовь, а сексуальное влечение.
  3. Мудрость учительницы. Мальчик может восхищаться интеллектом педагога. Ему интересно слушать, что она говорит. Он бы делал это вновь и вновь. Парень старается не пропускать ни одного ее слова, ее предмет становится самым любимым.
  4. Учительница вызывает уважение. Чувство симпатии возникает из-за того, что подростку нравится преподаватель, но не как женщина, а как человек. Но парень не осознает это, и принимает ощущаемые чувства за любовь.
  5. Юмор девушки. Если учительница часто улыбается, смеется, она являет собой проявление позитивных эмоций. Мальчишке кажется, что он влюблен.

Как могут проявляться чувства

Парень может проявлять свои чувства, преподнося подарки, цветы, конфеты

Демонстрация чувств подростком может быть различной:

  • у кого-то любовь живет в мыслях, молодой человек ее тихо переживают, никому о ней не говоря;
  • кто-то может открыто написать признание в любви своей учительнице и вложить его в тетрадку по контрольной;
  • некоторые индивиды способны во всеуслышание заявлять о своих чувствах при всех одноклассниках;
  • парень может одаривать учительницу подаками, при этом не говорить о своих чувствах, а благодарить за хорошую работу;
  • современные ребята могут признаваться в любви в социальных сетях или при помощи SMS. Сообщения могут быть и анонимными.

У нас в школе был такой случай. Мальчик, который учился в десятом классе, влюбился в свою учительницу английского языка. Она была старше его на восемь лет, и у нее уже был ребенок. Любовь парня была настолько сильной, что он не хотел отступать, его не интересовало мнение окружающих, разница в возрасте, и то, что он был учеником, а она учительницей. Целый год он добивался ее внимания, красиво ухаживал. В итоге все закончилось тем, что по окончанию школы у них закрутился роман и буквально через полгода, когда парню исполнилось 18 лет, они поженились. И по сей день живут вместе. Но этот случай скорее исключение из правил, чем привычное дело.

Как быть учительнице

Если учительница проявляла слишком много нежности и заботы по отношению к учащимся, ей необходимо стать строже, но не к одному ученику, а ко всему классу Для учителя данная ситуация может быть запутанной и сложной. Для ребенка она является катастрофической.

Женщина, которая сталкивается с подобным явлением, может растеряться. Проблема в том, что молодые педагоги не всегда понимают, как правильно реагировать на знаки внимания учеников, что делать.

  1. Кто-то решается заявить при всех детях о том, что имеет любимого человека и в ближайшем будущем ожидается помолвка. Однако лучше не прибегать ко лжи.
  2. Недопустимо быть резкой, грубо отшивать подростка, ведь можно ранить нежную психику. Но и быть излишне мягкосердечной также не стоит, ведь ребенок может подумать, что у него есть шанс.
  3. Самым правильным поведением является определение границ дозволенности. Нужно показать детям, кто главный в классе. Бесспорно, так учительница не станет для всех другом. Но у строгого педагога количество поклонников уменьшится.
  4. Недопустимо говорить что-то по типу «мне нужно подумать» или «давай вернемся к этому разговору, когда ты повзрослеешь». Так Вы даете надежду.
  5. Отказывайтесь от подарков, преподносимых учеником. Но, если парень дарит цветы по случаю 8 марта или дня учителя, то подобный отказ будет неправильно понят окружающими. Если молодой человек встречает Вас возле дома, не стоит принимать подарки, не нужно давать лишние надежды. Лучше сразу заявить, что Вы не испытываете к нему ответных чувств. Подросток испытает боль, но со временем он успокоится, сможет пережить «трагедию». Если учительница начнет мямлить, запинаться, не будет знать, что говорить, мальчишка решит, что она стеснительная, и с еще большим запалом примется за ухаживания.
  6. Нужно быть осторожной, отталкивая влюбленного парня. Он может быть обладателем неустойчивой психики, и подобный отказ сможет привести к мыслям о суициде и даже его свершению. У парня с крепкой психикой — к нежеланию ходить в школу, как минимум посещать урок некогда любимого педагога.
  7. Учительница, которая ответила на чувства ученика, возлагает на себя непомерную ответственность, ведь она взрослый человек и полностью отдает отчет своим действиям. Тогда как ребенка переполняют чувства, и он не может адекватно оценивать свои поступки.

У взрослого мужчины, который был влюблен в свою учительницу, останутся воспоминания о том, как она отнеслась к его чувствам. Если учительница проявляла к ученику уважение, выстраивала доверительный контакт, но не переступала границы дозволенного, у парня сложится положительный опыт, на который он будет опираться во взрослой жизни, выстраивая отношения с женщинами. Если она была бестактной, относилась к чувствам подростка неуважительно, была грубой, парень будет расти травмированным. Унижение от того, кому он доверился, кем восхищался, ранят его очень глубоко, и отрицательно отразятся на взаимоотношениях с противоположным полом во взрослой жизни.

Учительница может грубо ответить на чувства, проявляемые подростком, и тогда не исключено развитие подавленности, суицидальных мыслей.

Советы ученику

Если Вы видите, что учительница заботливо к Вам относится, не исключено, что подобное поведение является демонстрацией ее материнского инстинкта.

  1. Необходимо понять, что учительница — взрослая женщина, у которой наверняка есть любимый человек, а возможно и муж. Лучше обратить внимание на своих сверстниц.
  2. Не стоит забрасывать педагога сообщениями. Неизвестно, как она отреагирует. Учительница может вызвать родителей в школу.
  3. Нужно осознать, что вспыхнувшие чувства — это гормональный всплеск, а не настоящая любовь, и в жизни еще появится девушка, которая позволит ощутить истинные ощущения.
  4. Вы можете оказывать знаки внимания, при этом не стоит рассчитывать на что-то большее, чем дружеские отношения.
  5. Постарайтесь отвлечься, определитесь с хобби или запишитесь в спортивную секцию. Сейчас важно на что-то переключиться. Энергию, затрачиваемую на страдания, необходимо направить в нужное русло.
  6. Нужно осознать, что страдания по учительнице в большей степени являются надуманными и вымышленными. Подобное поведение — попытка ощутить себя взрослым.
  7. Если Вы влюблены, осознайте, что учительница, скорее всего, не ответит взаимностью. Ученик для нее всего лишь ребенок.
  8. Подобные отношения не могут нормально восприниматься окружающими, они неправильные. Ваши друзья будут насмехаться, если узнают, что Вы влюбились во взрослую тетку.

Любовь с продолжением отношений может иметь место в ситуации с учеником, который незначительно младше своей учительницы. Например, он учится в одиннадцатом классе, а она только пришла преподавать после университета.

Рекомендации родителям подростка

Родителям необходимо быть тактичными. Но и не стоит оставлять ситуацию без своего участия

Важно, чтоб мама с папой вовремя заметили, что их ребенок влюбился во взрослую женщину, ведь в противном случае они не будут понимать, по какой причине в его жизни произошли серьезные изменения.

  1. Родители могут поддержать своего отпрыска при помощи слов и напутствий.
  2. Недопустимо указывать на то, что мальчик занимается ерундой, что не стоит обращать внимание на прелести учительницы, что в школе нужно думать об уроках.
  3. Крайне важной для мальчика-подростка является отцовская поддержка. Необходимо, чтоб папа объяснил, что возникшие чувства — временное явление, этап взросления.
  4. Отец может рассказать о том, что и сам когда-то был влюблен в учительницу, но на его пути появилась мама, и теперь он счастлив.

Теперь Вам известно, если ученик влюбился, как необходимо действовать. Если сами являетесь учащимся школы и ощущаете влюбленность по отношению к педагогу, разберитесь в себе, действительно ли это те чувства или просто всплеск гормонов. В любом случае не стоит торопиться и активно действовать. Помните о том, что Вы подросток, а она взрослая женщина и у нее своя жизнь.

Специфика системы взаимоотношений «учитель-ученик», как фактор учебной мотивации младших школьников

«Счастлив тот учитель, которого понимают ученики. И счастливы те ученики, которых понимает их учитель. Взаимопонимание — залог успеха всякого воспитания, всякого Учительства.

Я не случайно пишу слово Учительство с большой буквы. Подлинное учительство свято. Что может быть важнее в социальной жизни, чем передача опыта, — эстафета поколений, эстафета памяти, эстафета культуры…» (Д.С.Лихачев).

Если рассматривать вопрос об отношениях в системе «учитель-ученик», необходимо, в первую очередь, рассмотреть разнообразные подходы к трактованию понятия «отношения».

Отношения — это сознательная связь личности с различными сторонами жизни, которая выражается в действиях, реакциях и переживаниях. Отношения являются движущей силой личности, определяя степень интереса, желаний, силу эмоций и потребностей. В более точном понимании учебное взаимодействие (отношения, возникающие в процессе учебной деятельности) характеризуется активностью, целенаправленностью, осознанностью взаимодействия в системе «учитель-ученик». Также можно говорить о том, что отношения в системе «учитель-ученик» — это система взаимосвязанных действий, которые осуществляются учителем и учащимися в процессе учебной деятельности с учетом использования ими специализированных знаковых форм во взаимном общении, которые приняты в системе образования. К этим формам относятся, например: педагогический этикет, общая культура, учительский и ученический такт, стандартные коммуникативные ситуации, вербальная и невербальная коммуникация, диалогическая компетенция и пр. В связи с этим систему отношений «учитель-ученик» можно рассматривать как систему социально-психологического взаимодействия, и ее необходимо строить с учетом специфики общения по соответствию с определенным моментом на конкретном этапе развития отношении, учитывая индивидуальные и возрастные характеристики учащихся.

Система отношений «учитель-ученик» — непрерывный процесс, в основе которого более эффективным и приемлемым оказывается деятельностный, дружеский, демократический стиль общения — сотрудничество. В ходе формирования и становления учебной деятельности младших школьников формируются не только познавательные действия, но и система взаимодействия отношений учащихся.

Вообще процесс педагогического общения условно можно представить формулой «деятельность» — «взаимодействие» — «общение» — «контакт». Исходя из этого, общение можно разделить на следующие виды: резонансное общение

– появляется тогда, когда партнеры понимают друг друга и обмениваются личностно-смысловой информацией на основании появившихся от восприятия

чувств. Интересы учеников к уроку учителя можно проследить, наблюдая за их реакцией: одобрительные возгласы, утвердительные кивки головой и т.д.

Стегматное общение не подразумевает под собой раскрытия внутреннего мира партнеров, при общении происходит использование особых знаков. Этикетное общение определяется путем наблюдения ряда ритуалов: приветствие педагога стоя, формулировки прощания по окончании занятия и т.д. Раппортное общение: например педагог, делая замечание нерадивому ученику, изначально знает, что ответ не последует. Референтное общение появляется тогда, когда получаемая информация оценивается с собственных позиций индивида. Для улучшения познавательной активности на уроке учитель намеренно создает ситуацию такого общения, предлагая учащимся проблемные вопросы, которые требуют высказывания собственной позиции отвечающего и это находит поощрение со стороны учителя. Стиль общения представляет собой индивидуально-типологические особенности взаимодействия учителя и обучающегося, выражает коммуникативные возможности учителя, а также достигнутый уровень взаимоотношений в системе «учитель-ученик».

Стили педагогического общения (С.А. Шеин):

1. Доверительно-диалогический стиль характеризуется высокой степенью активности, эффективного общения педагогическим оптимизмом учителя, а также его стремлением сотрудничать с обучающимся, профессионализму и личностному росту, индивидуальностью подхода в обучении.

2. Альтруистический стиль выражается в полной самоотдаче учителя в работе с учениками, понимании учащихся, отзывчивости. Но, к сожалению, в этом стиле имеется несколько отрицательных моментов, которые связаны со слабым выражением рефлексии, отсутствием стремления к личностному росту, в замене учителем активности учащихся личной активностью.

3. Конформный стиль выражается в поверхностном общении учителя с учениками, малой выраженностью педагогических коммуникативных целей учителя, внешней доброжелательностью, при этом, с внутренним безразличием или тревожностью учителя, ориентацией на репродуктивную деятельность учащихся, лабильностью или полным ее отсутствием, недостаточной самооценкой учителя.

4. Пассивно-индифферентный стиль заключается в замкнутости преподавателя, невысоком уровне чувствительности к состоянию обучающихся, завышенной самооценке, или, наоборот, в низком ее уровне

5. Рефлексивно-манипулятивный стиль это эгоцентрическая направленность педагога, высокая требовательность и потребность в достижениях, хорошее знание сильных и слабых сторон учащихся в сочетании с собственной закрытостью, высокой самооценкой, неискренностью.

6. Авторитарно-монологический стиль определяется ориентированностью преподавателя на принуждении требовательности согласия с ним при игнорировании личной точки зрения отдельного учащегося или же класса в целом, стереотипизацией педагогических действий.

7. Конфликтный стиль определяется педагогическим пессимизмом, раздраженное импульсивное отвержение учащихся, жалобы на их враждебность, «неисправимость».

Взаимоотношения в системе «учитель-ученик» складывается из следующих действий:

· Умение использовать каналы воздействий для снятия напряженности во взаимоотношениях со школьниками;

· Искусство выбора методов и стилей педагогического воздействия;

· Формирование учителем гуманистических отношений на уроке;

· Выбор учителем эффективных средств по осуществлению воспитательного, развивающего и обучающего аспектов цели;

· Создание социально-психологических механизмов общения и взаимопонимания учителя с учащимся;

· Создание учителем благоприятных условий для раскрепощения личности учащегося, возможности выражения его потенциальных способностей, творчества и инициативы;

· Поиск путей к вырабатыванию положительных эмоций в учебном процессе;

· Владение методами контроля;

· Ученики и учитель: взаимопонимание-взаимодействие-сотрудничество;

· Создание комфортной атмосферы на уроке путем вовлечения в учебную деятельность всех учащихся класса;

· Создание нестандартных ситуаций на уроке, демонстрация достижений каждого учащегося на каждом занятии, а также умение создать благоприятную атмосферу для каждого обучающегося;

· Проявлять в себе умение хвалить любого учащегося на каждом уроке, даже за маленькие достижения и успехи.

Кроме стилей выделяют несколько моделей общения учителя и учащихся (И.М.Юсупов) .

Различные стили коммуникативного взаимодействия порождают разнообразные модели общения. Если стиль общения это более устоявшее типологическое образование, то модель общения имеет чаще ситуативный характер. Но при частой повторяемости одной и той же модели происходит ее закрепление в поведении, и она может перейти в соответствующий стиль общения.

Модели общения И.М.Юсупова :

1. Диктаторская модель «Монблан» выражается в отстраненности от учащихся. Функции учителя сводятся лишь только к информационному сообщению. В результате такой модели у учащихся возникает психологический дискомфорт или образуется полное отсутствие контакта с учителем;

2. Модель «Китайская стена» выражается в слабой связи между учителем и учащимися в связи с отсутствием желания к сотрудничеству. В формате данной модели контакт учителем устанавливается таким образом, чтобы подчеркнуть свою статусность, в связи с чем у учащихся не появляется интерес к предмету, что ведет к невозможности формирования учебной мотивации, а также способствует формированию полного равнодушия в отношении личности учителя вообще;

3. Модель дифференцированного внимания «Локатор» проявляется в избирательном отношении к обучающимся. Учитель ориентируется на конкретных детей: талантливых, слабых или аутсайдеров. Эта модель появляется в связи с чем, что учитель не умеет сочетать индивидуальный подход с фронтальным способом обучения. В результате происходит доминирование ситуативного контакта и нарушение взаимодействия в системе «учитель-коллектив-ученик».

4. Монорефлексивная модель «Тетерев» выражается в замкнутости учителя самого на себе, речь его монотонна, полное отсутствие реакции на слушателей. Слышит лишь себя, не дает возможности учащимся вступать в дискуссию. В результате образуется логический вакуум.

5. Модель гиперрефлексивная. Для учителя важно то, как воспринимается преподносимая им информация учащимся. Межличностные отношения возводятся в абсолют, из-за этого учитель всегда сомневается в правильности своего поведения.

6. Модель глубокого реагирования «Робот». Учителем выстраивается жесткий алгоритм общения, имеет место безупречная логика преподнесения материала, одновременно с этим учитель совершенно не учитывает ситуацию и психологическое состояние учащихся.

7. Авторитарная модель «Я сам». Учебный процесс фиксируется полностью на учителе. Основу такого поведения составляет подавление, а как следствие — безынициативность учащихся.

8. Модель активного взаимодействия «Союз» — модель, основанная на дружеском взаимодействии и мажорном настроении.

В младшем школьном возрасте детям нравится обучаться, и отношение к учителю формируется из общей мотивации в учении. Учитель для учащихся в этом периоде является высшим авторитетом, и от его отношения зависят переживания школьника. Разумеется, дети любят и уважают учителя изначально за то, что он учитель, а также, потому что он обучает, но одновременно с этим учащиеся имеют определенные ожидания по отношению к нему, и, если учитель не оправдывает этих ожиданий, дети испытывают неудовлетворенность. Учащиеся относятся к учителю некритически, и любое сказанное слово — закон. Но, при этом, учащиеся хотят, чтобы учитель был требовательным и строгим.

В школьной практике учителю зачастую приходится сталкиваться с отрицательными эмоциональными реакциями учеников на отметки, замечания, требования, трудности, связанные с учебной деятельностью. Зачастую учитель не может определить источник этих реакций, при этом, с одной стороны, этот показатель неблагополучия в воспитании, а с другой — сами влияют на отношение учащегося к мотивации в обучении, школе, учителю, на сформированность взглядов и интересов школьника, а также на становление его как личности. Эти переживания могут привести к тому, что любое педагогическое воздействие на учащегося может стать практически невозможным, и, разумеется, в связи с этим, происходит разрушение мотивационной сферы в обучении. Зачастую это приводит к полному отрицанию желания посещать школу или выполнять домашнее задание, теряется рабочая активность на уроках.

Серьезной, очень существенной помехой в нормативном построении отношений взрослого мира и мира детства может показаться тот факт, что учитель обращает внимание в большей степени на обучение, на поведение ребенка, и абсолютно не придает значение тому, что чувствует обучающийся. А при этом значимость создания благоприятных эмоциональных отношений в процессе формирования эмоциональной сферы личности учащегося является неопровержимый и существенный в направлении формирования мотива учебной мотивации, в связи с чем становится целесообразно глобальное рассмотрение вопроса роли взаимоотношений в формировании эмоциональной сферы учащегося и ее влияния на формирование учебных мотивов.

ЭтикаЧто делать, если знаешь о романе преподавателя и ученика?

Невозможно всё измерять в соответствии со стереотипом о том, что ученик всегда испытывает давление со стороны преподавателя. Но, конечно, учитель не должен нарушать всем понятные этические нормы. При этом рассказывать об отношениях своей одноклассницы с учителем руководству школы точно не стоит, это может оставить неизгладимый след на репутации человека. А вот обсуждать с конкретным человеком его связь с учителем или нет — уже ваш личный выбор.

Юная девушка может влюбиться в своего 40-летнего преподавателя из-за того, что он соответствует придуманному образу её идеального мужчины. Это может быть пример отца, антипример отца. Допустим, все качества, которые противоположны отцу, собираются в учителе, и он сразу привлекает внимание.

Вообще, люди до 25 лет часто приписывают объекту влечения очень много каких-то дополнительных положительных качеств. Человек начинает объективно оценивать партнёров чуть позже, принимая в расчёт возраст, социальное положение и другие факторы. Но наших детей пока не учат думать головой, а учат подчиняться, поэтому и случаются такие ситуации. В стенах школы вообще сложно говорить о любви, обстановка не располагает.

А вот взрослого человека на сексуальные отношения толкают определённые причины, это не просто иллюзии подростка. Сорокалетний мужчина может пойти на отношения с 16-летней девочкой из-за нереализованности в личной жизни. Если у мужчины есть женщина, соответствующая его возрасту и потребностям, есть семейная и интимная жизнь, зачем ему заниматься сексом с девочкой-подростком? Это свидетельствует о проблемах: человек начинает приглядываться, думать, что сможет воспитать себе жену или почувствовать себя молодым через сексуальный контакт с девочкой или мальчиком.

В любом случае такие отношения не имеют будущего, и они вызывают очень много вопросов у окружающих. К тому же тот, кто старше, будет стремиться подавлять младшего. Бывает, что 16-летний подросток находится на психологическом уровне 25-летнего взрослого и отношения складываются удачно, но это случается очень редко.