Отпущение грехов

Содержание

Прощение грехов

Воистину «блажен человек, которому Господь не вменит греха» (Рим. 4:8)
Прощение грехов — исключительно право Божие
Книжники, хотя и были неверующими, правильно спрашивали: «Кто может прощать грехи, кроме одного Бога?» (Мк. 2:7). Поскольку грех — это нарушение святой воли Божией, прощение грехов является Божией прерогативой. Бог дал нам Закон, по которому должно судиться поведение человека. Всякое нарушение этого Закона — грех. Только Бог, чей Закон нарушается, может прощать нарушителя. Когда Бог прощает грех, вопрос исчерпан.
Человеческие дела никак не помогают
Плотский человек стремится своими собственными силами обрести прощение за грехи. Говорить о прощении, полученном от Бога даром, ему кажется глупым и нелепым. Он полагает, что «моральные качества» человека или его «этические достижения» должны быть если не решающим условием, то хотя бы фактором, способствующим прощению. Однако человек ошибается.
Писания учат, что прощение грехов не дается за какие-то прежние человеческие дела, равно как и за дела, которые человек может совершить в будущем. Прощение грехов не зависит ни от каких человеческих достижений или достоинств. Оно вовсе не связано с какими-либо качествами человека или его «совершенствованием». Честность, благотворительность, любовь, доброта, сострадание, дружелюбие или другие человеческие добродетели абсолютно никак не способствуют получению прощения Божия. Писание говорит: «Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати» (Гал. 5:4). Прощение грехов обретается только через полный отказ от надежды на дела Закона. Грешник не может сделать себя праведным в глазах Божиих, а потому не может простить сам себя. Оставаясь плотскими существами, мы также подвержены ложному мнению, будто прощение достигается делами Закона. Но исполнение заповедей не помогает нам. Мы утратили бы уверенность в прощении греха, если бы для его получения было необходимо хоть одно безупречное деяние с нашей стороны.
Прощение — это дар Божий
«Благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф. 2:8-9). Бог прощает наш грех не за наши усилия, но ради Христа и исключительно по Своей милости. Евангелие позволяет нам получить прощение, только приняв его как дар. Бог милостиво и щедро прощает исключительно по благодати Своей. «Получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе» (Рим. 3:24).
Прощение даруется благодаря деяниям Христовым
Бог милостив к грешному человеку благодаря Христу и Его искупительным деяниям. «Не Знавшего греха Он соделал грехом вместо нас, чтобы мы стали праведностью Божией в Нем» (2 Кор. 5:21). Одна жертва Христова обеспечила все прощение, которое было необходимо. Бог сделал Иисуса не грешником, а самим грехом, то есть Бог возложил на Сына Своего все наши беззакония (Ис. 53:6). Иисус стал тем Агнцем Божиим, Который взял на Себя грех мира (Ин. 1:29). Христос, предвечный Сын Божий, воспринял человеческую природу в Свою Божественную сущность и жил под Законом, осуждающим нас как грешников. Находясь на нашем месте, Он исполнил Закон. И на нашем месте Он принес искупление за все наши грехи, приняв на Себя нашу вину и наше наказание. Любовь Божия к нам основывается на Христовых деяниях, произведенных ради нас.
Значение прощения
Прощение грехов означает, что Бог не вменяет нам никаких нарушений Десятословия, произведенных в желаниях, мыслях, словах или делах. «Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их» (2 Кор. 5:19). «Тогда придите — и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну убелю» (Ис. 1:18). Это образное описание Божия прощения грехов. «Покрытие грехов» — еще одно выражение, употребляемое для описания прощения. «Блаженны, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты» (Рим. 4:7). На место наших грехов Бог поставил праведность нашего Спасителя Иисуса Христа.
Прощение приходит через Евангелие
Бог не дарует прощение грехов через какое-то особое «внутреннее озарение» или таинственное откровение. Бог не действует ни через молчание, ни через какой-то внешний шум и грохот. Но у Бога имеются вполне определенные средства, которыми Он действует. Мы называем их «средствами благодати», потому что они предлагают и дают нам благодать и любовь Божию. Божии средства благодати — это Евангельское Слово, Крещение и Господне Причастие. Каждое из этих средств предлагает и дает полное прощение грехов, добытое для нас Христом. Уверенность в прощении различными путями (через слушание Евангелия, Крещение, Причастие) является насущной потребностью христиан. Писания говорят, что мы возрождаемся Словом и Крещением (1 Петр. 1:23; Тит. 3:5). Это означает, что мы обретаем прощение грехов. Евангелие не символизирует прощение грехов, оно его обещает и провозглашает.
Личное принятие верою
Чтобы получить благословение прощения, человек должен верою принять обетование о прощении, содержащееся в Благовестии. Вера — это, образно говоря, та рука, которая протянута для получения прощения грехов. Любой дар предполагает его принятие. Дар прощения и его принятие верою неразрывно связаны между собой и дополняют друг друга. К вере нас ведет Дух Божий. Верою же человек применяет общее, данное в Евангелии всем обетование о прощении, лично к себе. См. 1 Тим. 2:6; Ин. 3:16. Каждый христианин провозглашает вместе с Апостолом Павлом: «Живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал. 2:20) и вместе с Иовом: «А я знаю, Искупитель мой жив (Иов. 19:25). Вера в прощение грехов в кажом отдельно взятом случае является личной. «Верую…в прощение грехов», исповедует христианин. Вера является тем инструментом, которым христианин ухватывается за Божий дар прощения грехов.
Благочестивая жизнь — результат прощения
Христианский образ жизни всегда является результатом и следствием прощения грехов. Обетование о прощении отражается в добрых делах, совершаемых христианами. Добрые дела свидетельствуют и доказывают человеку, что он внутренне принял прощение грехов, предложенное ему по благодати Божией в Евангелии. Добрые дела являются своего рода «благодарственной жертвой» за прощение грехов, принятое верою. Петр сказал об этом так: «Братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание» (2 Петр. 1:10). Он имел в виду, что своей жизнью мы должны доказывать свою веру в прощение грехов. Где присутствуют истинная вера в прощение грехов, там обязательно появляются добрые дела, поскольку добрые дела проистекают из веры. В Рим. 5:1-5 Апостол Павел провозгласил, что радостное упование на жизнь вечную и терпение в скорбях и испытаниях являются плодами прощениях грехов. И прощение Божие порождает в нас прощение к ближним. См. Мф. 6:12; Мф. 18:23-35. И только вера в прощение грехов ради Христа делает нашу молитву молитвою «во имя Христа». И принятие прощения грехов дает нам утешительную надежду, что мы не пребудем в смерти. Писания учат, что все христианские добродетели являются результатом и следствием веры, которою принимается прощение грехов, обретенное только добродетелями Христовыми.

Чего не прощает Бог. Какой грех самый страшный?

Так или иначе, каждый из нас слышал о 7 смертных грехах, которых не должно быть в жизни человека. Но как-то странно сравнивать жадность и, например, обжорство. На взгляд атеиста, это абсолютно разные вещи. Также неверующим людям свойственно спрашивать: “Если Бог всепрощающий, почему грехи считаются смертными, ведь Он может все простить?” Ответы на все вопросы давно получены и найдены, а заодно решен самый важный вопрос – чего Господь не прощает человеку.

Смертные грехи – можно ли раскаяться и быть прощеным

В Милости Своей Господь действительно милосерден, и потому нет такого греха, который бы Он не смог простить человеку. Правда, христианин должен искренне раскаяться.

“Прощено может быть все, не надо доходить до отчаяния и самоубийства, как Иуда из Евангелия. Нужно как апостол Петр, глубоко осознать ошибку и очистить сердце и быть с Богом”.

Архиепископ Василий Златолинский

Господь в милости своей не оставит любого из нас

Какой грех считают самым страшным

При своей жизни на Земле Иисус Христос совершил множество чудес. Чего стоит его повеление об очищении прокаженных, которых Он отправил искупаться в купели и тем самым очиститься от проказы. Пока больные шли к месту будущего омовения, они уже очистились, поскольку верили в Иисуса Христа всей душой и сердцем. После исцеления только один бывший больной вернулся к Христу поклониться с благодарностью за исцеление.

Прокаженные с просьбой об исцелении

Учитывая, что быстро справиться с проказой не в состоянии даже современные доктора, поведение больных кажется абсолютно неприемлемым. Иисус Христос оставил немало подтвержденных чудес – Он исцелял слепоту, хромоту, потерю памяти и беснование. Одним прикосновением Он очищал тело от струпьев и дарил полное избавление от страданий, телесных мук.

И, имея такое количество доказательств, люди до сих пор осмеливаются не верить в Спасителя нашего Иисуса Христа. Неверие – это и есть самый страшный грех. Осуждение (хула), поклеп, неверие – все это пошло от фарисеев, которых было предостаточно и в Древнем Иерусалиме. Жадные до денег и чужой славы, фарисеи ревновали народ к Спасителю, вознесли на Него хулу и оклеветали, мол, изгоняет Господь недуг из людей силою бесовскою.

Конечно, это не могло не остаться незаметным для Иисуса Христа, и Он сказал: «Все грехи, что совершает человек, простятся ему, а хула на Духа Святого – грех единственный непрощаемый».

Раскаяние – не только признание поступка грехом, но и помощь Богу

Чего нельзя просить у Бога

Как существо разумное, человек постоянно пытается улучшить обстановку, сделать ее комфортнее, удобнее. В молитвах христиане просят Господа о выздоровлении, помощи. Но священники предостерегают – не все просьбы могут быть удовлетворены и угодны Богу. О чем нельзя просить Господа в молитвах:

  • помощи в греховных делах, например, пожелать, чтобы любимый мужчина разлучился с женой;
  • о высоких добродетелях, их человек должен достичь сам – быть смиренным, благочестивым;
  • не нужно усердно молить о своих желаниях, поскольку человек не может точно знать вероятность развития событий от получения вожделенного, а Господь знает, что дать нам, и знает все вероятные развития событий;
  • молить о наказаниях, значит, не верить в Его всепрощение, нужно просить не наказания, а прощения и раскаяния;
  • просить о смерти – это проявлять малодушие, а неверие и хула – самый страшный грех;
  • просьбы о славе, богатстве – преступление против Христа, поскольку они не являются основными в жизни.

Настойчивые просьбы тоже не нужны. Священники говорят, что просить надо единожды с Верой в помощь, а Христос сам рассудит, нужно ли удовлетворить просьбу, или нет.

Нет оправдания греху человека тем, что «грешат все»

Что можно просить у Всевышнего

Единственное, что допускает Христианство как просьбы – это прощения. Но в молитвах верующие касаются не только собственных грехов, просят за ближних своих, родных – это тоже не запрещено и не считается грехом. Можно просить:

  • здоровья себе и близким;
  • быть полезным людям;
  • облегчения бытия больным, нищим.

Просьбы и мольбы о здоровье могут быть неугодными Богу, особенно если человек хочет выздоровления для свершения греха. Это бывает, когда человек молит «встать на ноги для отмщения», тут здоровья можно и не дождаться.

Получается, просить можно только о том, что не во зло другим людям, не во грех. И, конечно, нельзя настаивать на своих прошениях, оставляя исполнение пожеланий на усмотрение Иисуса Христа. Ему все равно виднее, что пойдет человеку во благо, а каким желаниям сбываться еще рано – они не приведут ни к чему хорошему, наоборот, введут человека во грех.

Главное, о чем говорят священники – нужно верить в прощение и искупление грехов. Не возносить хулу на Святого Духа, не отрицать его существование клеветническими речами. Если уж человек не верит, то пусть и хулу не возносит.

Научиться прощать людей и себя – это сложно.

Отпущение грехов и мнимая христианская любовь и всепрощение

Одним из главнейших и важнейших последствий великого дела искупления человечества, совершенного Воскресшим тридневно от гроба Христом-Жизнодавцем, было именно прощение, или отпущение грехов.

Вот почему, явившись в первый же день по Своем Воскресении ученикам Своим, собранным вместе, Воскресший Господь, преподав им мир, дунул и сказал: «Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20, 19-23).

А далее, из книги Деяний Апостольских мы видим, что св. Апостолы, проповедуя о Христе Распятом и Воскресшем из мертвых, после сего тотчас же призывали своих слушателей к покаянию и принятию святого крещения во оставление грехов. «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа», — так взывал св. Апостол Петр к многотысячной толпе народа, слушавшей его в день Пятидесятницы (Деян. 2, 38).

«Покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши», взывал он же к народу, собравшемуся вокруг него и св. Апостола Иоанна после чудесного исцеления ими хромого от рождения (Деян. 3, 19). «Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться, ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную» (Деян. 17, 30-31).

Это «прощение» или «отпущение грехов» дается нам не безусловно, а условно — именно под условием покаяния (конечно, искреннего). Потому-то Господь, даровав Своим ученикам власть отпускать грехи Духом Святым, в то же самое время, как мы видим, дал им власть и не прощать грехи — очевидно тем, кто не кается по-настоящему: «на ком оставите, на том останутся», — следовательно, не простятся.

Как это понятно, как это логично, и как совершенно вразрез идет с этим ясным и определенным, чистым евангельским учением столь модная теперь пропаганда какой-то мнимо-христианской любви и безусловного всепрощения, слишком уж всеобъемлющаго — простирающегося якобы даже на врагов Христовой веры, вплоть до активно-борющихся со святой Церковью и самою верою в Бога вообще несомненных слуг грядущего Антихриста!

Такие лже-проповедники модного мнимого «христианства» для подкрепления своих шатких позиций очень любят злоупотреблять известным изречением Господа: «Не судите, да не судимы будете» (Матф. 7, 1) — особенно излюбленным ими изречением, которое, однако, нисколько не мешает им самим судить и жесточайшим образом осуждать всех тех, кто не согласен с их лжеучением, представляющим собою только весьма лукавое искажение евангельского учения — подлог, которым они сбивают с толку и смущают многих.

Дабы правильно понимать это изречение Господа, надо помнить, что ведь Тот же Самый Господь Иисус Христос, сказавший: «не судите, да не судимы будете», тут же, непосредственно вслед за этим, учил: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас». (Мф. 7, 6)

Кто же это такие эти «псы» и эти «свинии»?

Под этими «псами» и «свиниями» Господь разумел нравственно-развращенных людей, неспособных к принятию евангельской Истины, которым все священное и духовное чуждо и даже противно, поскольку цены его они не могут понять. Это — люди морально-падшие, нечестивые и злые, которые часто только глумятся над евангельской Истиной, попирают ее и могут обратиться яростно и на самих проповедников ея, причинив им разные беды и даже смерть.

Не ясно ли из этого, что словами: «Не судите, да не судимы будете» Господь вовсе не воспрещает давать нравственную оценку людям — проводить различие между добрыми и злыми людьми? И не только не воспрещает, а как мы увидим далее, даже предписывает это делать.

Так, Господь прямо повелевает обличать согрешившего брата. «Если согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего» (Матф. 18,15).

Мало того! к такому благоразумному и христианскому суду над согрешившим братом не только разрешается, а даже предписывается привлекать и других братий: «Если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово» (Матф. 18, 16).

Но и это еще не все. Если брат продолжает упорствовать в творимом им зле, то надо «поведать» о том Церкви, то есть церковной власти, получившей от Самого Господа благодатное право «вязать и решить»: «Если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Матф. 18, 17).

Эти последние слова — самые страшные и совершенно-неприемлемые для извращенной мнимо-христианской идеологии современных пропагандистов либерального модного нео-христианства, ибо они идут совсем вразрез с их основными установками.

Нравятся ли они или не нравятся кому-нибудь, их из Евангелия никак не выбросишь: ведь это слова Самого Господа нашего Иисуса Христа. Как же можно с ними не считаться?

Но современные нео-христиане, в составе которых теперь числятся и ученые богословы, и многие высокие иерархи, с настоящим, подлинным Христовым Евангелием вовсе не желают считаться, а самочинно фабрикуют себе свое собственное «евангелие», как это в свое время сделал и их идейный предшественник мрачной памяти Лев Толстой.

Увы! Для многих современных, весьма нетвердых в истинно-христианской вере «христиан» это — большое искушение, соблазн, совершенно сбивающий их с правого пути.

«Не судите, да не судимы будете!» Как это кажется привлекательным в нео-христианском кривотолковании: «Я не буду мешать тебе грешить; а ты мне за это не мешай грешить!» Вот ведь в каком ужасающем, извращенном, преступном преломлении предстает перед нами этот священный текст в наше время!

А на самом деле, мы должны знать и помнить, что осуждение осуждению рознь: что есть разные виды осуждения. Одно осуждение — греховное, а другое, как мы уже видели, не только не греховно, а предписывается самим Евангелием.

И это вполне понятно: ибо, если мы никогда, никого и ни в каких случаях не будем осуждать, то мы скоро потеряем всякую способность различать добро и зло, и легко сможем сами быть увлечены на путь зла.

Величайший из рожденных женами, святость и безупречная нравственная высота которого засвидетельствована Самим Христом Спасителем, святой Предтеча Господень Иоанн, видя идущих к нему фарисеев и саддукеев, говорил им: «Порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева?» (Матф.3, 7). Что это? Греховное осуждение?

Сам Господь наш Иисус Христос, предлагавший Своим последователям брать пример с Него, говоря: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Матф. 11,29), тем не менее не раз употреблял в отношении к закореневшим во зле грешникам, не желавшим внимать Его Божественному учению, то же самое выражение: «порождения ехиднины!» и нередко обращался к окружавшим Его людям, особенно к книжникам и фарисеям, с весьма резкими словами осуждения: «род лукавый и прелюбодейный!» (Матф. 12, 39), «о род неверный и развращенный! доколе буду с вами, доколе буду терпеть вас?» (Матф. 17, 17). Книжников и фарисеев Он постоянно называл: «лицемерами», «безумными и слепыми», «змеями» (Матф. 15, 7; 16, 3; 16, 6-12; вся 23 глава), царя Ирода назвал однажды «лисицей» (Лук. 13, 32)

Мало того! Мы знаем из Евангелия, что кроткий и смиренный Господь, молившийся впоследствии за Своих распинателей: «Отче, прости им, ибо не знают, что делают» (Лук. 23, 34), не только употреблял резкие слова осуждения, но прибегал иногда и к очень сильным и решительным мерам физического воздействия: так, Он дважды — в самом начале Своего общественного служения — и вторично — в самом конце его, незадолго до Своих крестных страданий, совершил изгнание торгующих из храма. Живо и образно передают нам об этих событиях святые евангелисты. Не будучи в состоянии стерпеть безобразного торгашества, которое завели, под покровительством самих священников и даже при участии первосвященников, имевших большой доход от продажи голубей, иудеи в Иерусалимском храме, Господь Иисус Христос, «сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, и овец, и волов, и деньги уменовщиков рассыпал, а столы их опрокинул», сказав при этом продавцам: «Дома Отца Моего не делайте домом торговли» (Иоанн. 2, 14-17). А после Своего торжественного входа во Иерусалим перед Своими страданиями, Он снова, войдя в храм, «выгнал всех продавающих и покупающих, опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано: «Дом Мой Дом молитвы наречется, а вы сделали его вертепом разбойников» (Матф. 21, 12-13) Марк. 11, 15-17; Лук. 19, 45-46).

Что же это такое?

И как далеко это от той мнимо-христианской «любви» и всеобъемлющего «всепрощения», которые проповедуют современные либералы — «нео-христиане»! И не найдут ли они, более любвеобильные, чем Сам Господь, такие слова и действия Безгрешного Господа греховными и недопустимыми, противоречащими Его учению: не заклеймят ли они их столь излюбленными ими выражениями «мракобесия», «черносотенства», «мрачной средневековщины», «ретроградства», «инквизиции» и т.п.?

Но можем ли мы думать, чтобы Господь наш, Воплотившийся Единородный Сын Божий, пришедший на землю ради спасения нас, людей, ради научения нас Божественной Истине и жизни, согласной с нею, противоречил, в чем бы то ни было, Сам Себе — поступал вопреки Своему собственному учению?

Следуя примеру Самого Господа, и Его Святые Ученики и Апостолы не боялись в нужных случаях «осуждать» людей, упорно противившихся той Евангельской Истине, которую они проповедовали, и прибегать иногда к самым решительным мерам воздействия для обуздания и пресечения зла.

Надо хорошо знать и помнить, что совершенно чуждо истинного христианства зловредное Толстовское учение «о непротивлении злу» (кстати сказать, погубившее нашу несчастную Родину-Россию, и ввергнувшее ее в страшные кровавые ужасы большевизма!): всякий истинный христианин — непримирим ко злу, где бы и в ком бы он его не встречал.

Примеру Самого Господа Иисуса Христа и Его Святых Апостолов следовали затем на протяжении всей истории Церкви и все истинные христиане, всегда осуждавшие зло и боровшиеся с ним, хотя бы это стоило им всевозможных тяжких лишений и даже самой жизни. Так боролись со злом темного язычества и идолопоклонства святые мученики, не только пассивно умиравшие за Имя Христово, но и весьма решительно осуждавшие, иногда в весьма резких словах и выражениях и даже действиях заблуждения и нечестие идолопоклонников.

Решительно и безкомпромиссно боролись с лжеучителями-еретиками св. отцы Церкви, отнюдь не считая еретиков «инакомыслящими» (как это стало модно в наше время выражаться!), к которым надо проявлять «терпимость», к которым надо «подходить с пониманием», а рассматривая их, как «лютых волков, не щадящих стада», по выражению Слова Божия, и сурово осуждая их на Вселенских и Поместных Соборах, всячески предостерегая от общения с ними право-верующих, и предавая их анафеме.

Что это? Греховное осуждение или отсутствие любви? Нет! Это не более, как вполне законное применение в жизни слов святаго Апостола: «Какое может быть общение у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? или какое соучастие верного с неверным?» (2 Кор. 6, 14-15).

И преподобные отцы наши и матери — христианские подвижники и подвижницы осуждали этот мир, во зле лежащий, самым фактом своего ухода из него.

А теперь, в переживаемое наше страшное время циничного и откровенного лютого безбожия, мы, как христиане, верные Христу-Спасителю и Его Истинной Церкви, не можем не осуждать со всею решительностью безбожников и кощунников, лютых богоборцев, стремящихся искоренить во всем мире веру Христову, и разрушить Святую Церковь — осквернивших Отечество наше и надругавшихся над нашими Святынями.

Не можем мы не осуждать и всех тех, кто сотрудничает с ними, кто поддерживает их и содействует укреплению их власти, помогая им, тем самым, в их адских замыслах.

Мы осуждаем слуг грядущего Антихриста и самого Антихриста. Неужели все это есть греховное осуждение, запрещаемое Евангелием, как пытаются убедить нас в этом современные умники — нео-христиане, исполненные какой-то необыкновенной «сверхлюбви» и всеохватывающего «всепрощения»?

Пусть не лгут они на Господа и на Его Святое Евангелие! Пусть не приписывают себе, в своей фарисейской гордыне и самообольщении, любви большей, чем имела ее Сама Воплощенная Любовь — Господь и Спаситель наш!

А как надо правильно понимать изречение Господа: «Не судите, да не судимы будете!» — это прекрасно объясняет великий Отец Церкви св. Иоанн Златоуст:

«Здесь Спаситель не все вообще грехи повелевает не судить, и не всем без исключения запрещает это делать, но тем только, которые сами, будучи исполнены безчисленных грехов, порицают других за маловажные какие-нибудь проступки. Христос указывает здесь и на иудеев, которые, будучи злыми обвинителями своих ближних, в каких-нибудь маловажных и ничтожных поступках, сами безсовестно творили великие грехи».

Следовательно, запрещается не суждение о поступках ближнего и не осуждение злых его поступков само по себе, а злое чувство в душе по отношению к ближнему, со стороны человека, который сам также грешит, или даже еще больше, не думая о своем собственном исправлении.

Запрещается не объективное «суждение» о ближнем, не безпристрастное осуждение его недоброго поведения, а злые пересуды, злоречие, происходящее, как это часто бывает, из каких-либо самолюбивых и нечистых побуждений — из гордости и тщеславия, из зависти или обиды.

Иными словами, запрещается всякая злоба и злорадство в отношении грешащего ближнего, на личной почве, а отнюдь не справедливая, чисто-идейная, принципиальная, безстрастная оценка его поступков и поведения, каковая не только не противна Евангелию и не предосудительна, а наоборот — даже необходима, дабы мы не стали, в конце концов, относиться безразлично к добру и злу, и зло не восторжествовало бы, вследствие этого, в мире.

Великое преступление поэтому совершают те современные пастыри, которых лучше было бы назвать лже-пастырями, кои, под благовидным предлогом мнимой христианской «любви» и «всепрощения», сознательно или безсознательно, учат своих пасомых толстовскому «непротивлению злу».

Какое это страшное, безпросветное лукавство!
Какое это подлинное фарисейское лицемерие!

«Совсем никого и ни за что не осуждать» — такого настроения в современном христианском обществе только и хотят добиться слуги грядущего Антихриста, для того, чтобы им легко и просторно было действовать, подготовляя в мире обстановку, благоприятную для скорейшего воцарения их властелина.

Неужели в наше время каждому честному и сознательному христианину еще может быть не ясно, что безусловное «всепрощение» нужно лишь врагу Христову — Антихристу, дабы люди окончательно потеряли чувство различения добра и зла, помирились бы со злом, охотно приняли его, а затем — и самого Антихриста, не помышляя о борьбе с ним?

Решительно борясь со всякими самомалейшими проявлениями зла и греха в своей собственной душе, не будем бояться вскрывать и изобличать зло повсюду, где оно в современной жизни себя обнаруживает — не по гордости и по самолюбию, а единственно по любви к Истине.

Наша главная задача в это лукавое время лживого безстыдства — сохранить всецелую верность и преданность подлинной Евангельской Истине и Начальнику нашего спасения — Воскресшему тридневно из гроба Христу-Жизнодавцу, Победителю ада и смерти.

Да не подумают однако же, будто бы я утверждаю, что всяким миром надо дорожить. Ибо знаю, что есть прекрасное разногласие и есть самое пагубное единомыслие. Но должно иметь добрый мир, имеющий добрую цель и соединяющий с Богом.

Трудные тексты Библии. Кто прощает грехи? Ин. 20:23

Кто прощает грехи? Ин. 20:23

Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся. (От Иоанна 20:23)

Формулировка вопроса

Вопрос касается древнего, как Церковь, спора: могут ли служители прощать грехи?Что происходит во время благовестия или исповеди: отпущение грехов или свидетельство об отпущении грехов?

Таким образом, ответ на него почти всегда будет чётко конфессионально ориентирован.

Возможные варианты толкования

1. Речь идёт о независимом решении, принимаемом священником. Это его решение заранее одобряет Бог.

Согласно этому толкованию, священник, проводя таинство исповеди, самостоятельно решает, кому простить грехи, а кому не простить. Каким бы ни было это решение, оно безоговорочно утверждается на Небесах.

Таким образом, Дух, Которого дал Иисус ученикам — это Дух Власти над грехами и прощением.

Это толкование традиционно поддерживается экзегетами, признающими сакральную силу «таинства исповеди».

2. Речь идёт о возвещении прощения грехов на Божьих условиях.

С этой точки зрения, служитель лишь провозглашает человеку волю Божью. Служитель связывает и разрешает лишь то, что Господь повелел связать и разрешить. А именно: возвестить прощение грехов кающимся в грехах и верующим в Иисуса, и провозгласить погибель и Божье осуждение непокаявшимся и неверующим.

Таким образом, Дух, Которого дал Иисус ученикам — это Дух свидетельства, проповеди и различения (понимания): кто истинно обратился к Богу и получил прощение грехов, а кто остаётся в погибельном состоянии…

Выбранное решение вопроса

Нам представляется верной вторая точка зрения. Которую мы попытаемся обосновать при помощи следующих герменевтических принципов:

Принцип исторической преемственности

Этот принцип нам мало что даст. Разумеется, что экзегеты 3-8 веков будут видеть тут указание на особую благодать, подаваемую священникам, как апостольским преемникам. Такова была богословская конъюнктура того времени, когда борьба с ересями строилась не на верности Писанию, а на верности «истинным епископам». Разумеется, при таком подходе важно было найти в Библии «обоснование» особому статусу клира. В частности, ортодоксальность истинного епископата, имеющего «апостольское преемство», подтверждалась «правом прощать грехи».

Вслед за древними экзегетами и современные православные и католические толкователи, руководствуясь соображениями корпоративно-конфессиональной этики объясняют этот текст, как обетование о праве священников на прощение грехов.

Однако, предтечи Реформации Джон Уиклиф, Ян Гус, а следом и сам Мартин Лютер усомнились в подобном праве, признавая прерогативу на прощение грехов только лишь за Святой Троицей.

Поэтому традиционное протестантское толкование нашего стиха таково:

К истинному значению этих слов мы должны быть особенно внимательны, дабы понять его правильно. Одно ясно: ни один человек не может прощать грехи другого. Но и другое совершенно очевидно – Церковь имеет великую привилегию: передать людям Божию весть прощения. Допустим, кто-то принес нам какую-то весть от другого человека. Наша оценка этого сообщения будет зависеть от степени знакомства его с тем лицом. Если кто-то берется толковать для нас чьи-то мысли, мы знаем, что ценность его интерпретации зависит от его близости к тому, кого он толкует.

Апостолы имели наивысшее право возвещать слово Христа в мир, потому что они лучше знали Его. Если они видели искреннее раскаяние человека, они могли возвестить ему с полной уверенностью о совершенном прощении, дарованном ему Христом. С другой стороны, если они видели, что кто-то не имеет раскаяния в своем сердце и спекулирует на любви и благодати Божией, они говорили тому, что пока его сердце не изменится, нет для него прощения. Эта фраза не означает, что когда-то право прощать грехи было доверено одному человеку, или группе людей, но она означает, что право возвещать прощение было дано апостолам, а потом и всем ученикам Иисуса Христа, равно как и право предупреждать о том, что прощение не дается не раскаявшимся во грехах. Эта фраза говорит об обязанности Церкви возвещать прощение кающимся и предупреждать некающихся о том, что они лишают себя милости Божией.

Баркли

***

Воскреснув для нашего оправдания, Христос посылает вестников Своего Евангелия провозглашать о начале юбилея, о вступившей в силу амнистии; и по этому правилу люди будут судимы, Иоан. 12:48; Рим. 2:16; Иак. 2:12. Бог никогда не переменит этого судебного правила и никогда не отклонится от него; кого Евангелие оправдывает, те и будут оправданы, а кого Евангелие осуждает, те и будут осуждены; это обстоятельство придает служению Евангелия безмерную честь, а служителям его – безмерное мужество. Прощение и отпущение грехов осуществляется апостолами и служителями Христа двумя путями, оба из которых имеют авторитет:

(1) Посредством здравого учения. Им поручено возвещать этому миру о том, что спасение можно получить только на условиях Евангелия и никак иначе, и они убедятся, что Бог скажет на это аминь, и соответственно этому будет их участь.

(2) Посредством строгой дисциплины, применением общего принципа Евангелия к отдельным людям. «Кого вы допустите в общение с собой на основании принципов Евангелия, тех и Бог допустит в общение с Собой; и кого вы отлучите от общения, потому что они не желают раскаяться и упорствуют в позорных и оскверняющих грехах, те будут подлежать праведному суду Божьему».

Мэтью Генри.

***

Ученики проповедуют Евангелие. Некоторые люди раскаиваются в грехах и принимают Господа Иисуса. Ученики уполномочены сообщить им, что их грехи прощены. Другие отказываются покаяться и не верят в Христа. Ученики имеют право сказать таковым, что они все еще во грехах и когда умрут, то погибнут навеки.

Уильям МакДональд.

Принцип грамматики и лексического анализа

Вот как выглядит 23 стих в подстрочнике:

άν если τινων кого αφητε простите ταςαμαρτίας грехи αφέωνται прощаются αυτοις, им, άντινων кого κρατητε будете удерживать κεκράτηνται они удержаны.

Мы видим, что Иоанн употребляет здесь сложноподчинённые предложения с придаточным условия. Причём условный период содержит частицу άν(в русском языке греческой άν во многом соответствует по своему значению частица «бы»). С формой слова αφέωνται связаны текстологические сложности— в разных рукописях, этот глагол стоит в различных временах и наклонениях, хотя большинство специалистов сходится во мнении, что это сослагательное наклонение настоящего времени, пассивного залога. Но из-за этих текстологических сложностей невозможно однозначно определить тип условного периода в этом предложении. Однако мы с достаточной степенью уверенности можем говорить, что тут описано не некое универсальное условие, которое должно «работать» во всех случаях.

Дана и Манти пишут:

…άν указывает на сомнение или неопределенность. Само ее присутствие в предложении означает, что, по крайней мере, в той части своего высказывания, которая сопровождается άν, говорящий уверен не вполне. Эта частица показывает читателю, что он не должен воспринимать сопровождаемую ей фразу как нечто безусловно истинное…

Следовательно, вряд ли Спаситель говорит о некоем универсальном принципе, «работающем» со всей определённостью в постоянном процессе, каковым является регулярное совершение «таинства исповеди» православными и католическими священниками.

Скорее речь идёт о некоей неопредлённости, связанной с индивидуальными особенностями каждого случая проповеди Евангелия.

В связи с этим указанием на неопределённость глаголов сослагательного наклонения в протасисе (придаточном предложении условия), вполне логичным выглядит страдательный залог глаголов в аподосисе. Глаголы αφέωνται (прощаются)κεκράτηνται (удержаны) стоят в страдательном залоге, а это значит, что «последнее слово» в деле прощения грехов не за апостолами и служителями, а за Богом.

Принцип литературного контекста и авторского замысла

Если же мы обратимся к контексту, то увидим, что слова о прощении грехов сопровождают символическое дуновение Христа, знаменующее будущее крещение Духом Святым в день Пятидесятницы, а предложением раньше (в 21 стихе) Христос даёт ясное повеление о благовестии.

Таким образом контекст слов о прощении грехов — это не мирное церковно-пасторское «таинство исповеди», но активное миссионерско-проповедническое посланничество.

Да и именно в 20 главе своего Евангелия апостол Иоанн сообщает о цели книги — чтобы люди уверовали и спаслись: «Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его». (От Иоанна 20:31)

Никакого посредничества в деле прощения грехов и спасения между Богом человеком евангелист не признаёт. Следовательно и 23 стих не о прощении грехов по самочинному решению «священника». Он об апостольской проповеди Евангелия и спасении через веру во Христа.

Принцип аналогии веры и аналогии Писания

Писание утверждает, что прощение грехов — это дело Бога (Лук. 5:21). И хотя, эти слова произносят фарисеи, Христос с ними не спорит, но косвенно даже подтверждает их.

Кроме того, апостол Павел утверждал, что посредничество между людьми и Богом осуществляется только Христом, но не человеческим «священством»: «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус…» (1 Тимофею 2:5)

На страницах Писания мы видим, что только Христос прощал людям грехи от Своего имени, Своим полновластным решением. Он Бог — Ему это вполне по чину. Однако никто из людей никогда не прощал другим людям грехов по своему усмотрению. Равно как и не оставлял на ком-либо вины.

Иоанн Креститель лишь возвещал прощение грехов:

εγένετο появился ’Ιωάννης Иоанн βαπτίζων крестящий εν в τη̣ ερήμω̣ пустыне και и κηρύσσων возвещающий βάπτισμα крещение μετανοίας покаяния εις в άφεσιν прощение αμαρτιων грехов. (Мар. 1:4)

Христос предупреждал, что апостолы будут лишь возвещать прощение грехов кающимся грешникам.

και и κηρυχθηναι быть возвещённым επι в το ονόματι имени αυτοũ Его μετάνοιαν покаяние εις в άφεσιν прощение αμαρτιων грехов εις во πάντα все τα έθνη. народы. (Лук. 24:47)

Мы не находим в Писании свидетельств, чтобы апостолы говорили что-нибудь вроде: «Я прощаю тебе грехи». Но зато неоднократно они свидетельствовали и возвещали о Господнем прощении на Божьих же условиях:

Его возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя, дабы дать Израилю покаяние и прощение грехов. (Деяния 5:31)

О Нем все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его. (Деяния 10:43)

Итак, да будет известно вам, мужи братия, что ради Него возвещается вам прощение грехов… (Деяния 13:38)

Но встань и стань на ноги твои; ибо Я для того и явился тебе, чтобы поставить тебя служителем и свидетелем того, что ты видел и что Я открою тебе, избавляя тебя от народа Иудейского и от язычников, к которым Я теперь посылаю тебя открыть глаза им, чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу, и верою в Меня получили прощение грехов и жребий с освященными’. (Деяния 26:16-18)

Пожалуй, отдельного упоминания достоин текст: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему». (Иакова 5:14-15) Но и в нём нет идеи о том, что пресвитеры прощают грехи. Пресвитеры лишь молятся и мажут елеем. А исцеляет молитва веры (читай: Господь в ответ на молитву). Восстанавливает больного Господь. Да и грехи простятся ему явно Господом (слово «Господь» является антецедентом к глаголу «простятся»).

Так что общий контекст Писания нигде не поддерживает идею прощении грехов в результате решения священника, производящего «таинство исповеди».

Вывод.

Христос посылает апостолов проповедовать Благую Весть о прощении грехов через покаяние и веру в Его смерть и воскресение. Вслед за апостолами и мы, как Церковь Его наделены этим же прекрасным обетованием: отпускать и удерживать грехи. То есть, если кто-то уверует в Иисуса Христа, то христианин вправе объявить уверовавшему о прощении его грехов. И, напротив, отвергающему жертву Иисуса Христа — заявить, что грехи его на нём останутся.

Тут важно только одно: не пренебречь самой этой почётной обязанностью — проповедовать людям о Христе.

Всепрощение

  • Отпущение грехов и мнимая христианская любовь и всепрощение архиеп. Аверкий (Таушев)

Всепроще́ние — 1) форма проявления Божественного милосердия, ниспосылаемого в мир; 2) дар Божий; освобождение человека от власти греха, оправдание его перед судом Божественной Правды. 3) высшая степень милосердия, проявляемого человеком в отношении недоброжелателей, обидчиков.

Если Бог желает всем людям спасения и готов к всепрощению, то не значит ли это, что все унаследуют Царство Небесное?

Бог, будучи Сам в Себе бесконечной Любовью и всесовершенным Добром, желает спасения каждому человеку.

Сын Божий незадолго до Крестных Страданий и смерти возвестил, что когда вознесен будет от земли, привлечет к Себе всех (Ин.12:32), вне зависимости от гражданства, национальности, пола, возраста, уровня образованности, социального положения.

Но значит ли это, что все вообще люди получат прощение?

Конечно же, нет. На данный счёт Мессия высказался ясно и определенно: нераскаянные беззаконники будут отделены от праведников (Мф.25:32) и пойдут в муку вечную (Мф.25:46).

Но можно ли считать Господа всепрощающим, если известно, что спасутся не все?

И можно, и нужно. Всепрощение Божье нельзя интерпретировать как акт внешнего, безусловного юридического избавления всех грешников от ответственности за грехи. Подобное всепрощение, если бы оно и действительно состоялось, было бы сродни всепопустительству. Ведь при таком положении вещей многие люди, вместо борьбы со своими страстями, напротив, скорее стали бы отваживаться на грех.

Благой и Премудрый Господь готов простить всякого грешника, но не безусловно, а через очищение, освящение, освобождение его от власти греха. Для этого Он основал Свою Церковь, призвал в неё все народы, вручил ей необходимые благодатные средства и непрестанно печётся о ней (Мф.28:19-20).

Итак, Бог хотя и желает всем людям спастись, однако не навязывает спасения силой, вопреки личным намерениям и стремлениям людей. Он ждёт от нас добродетельной жизни. Добродетельность же есть свободное и осознанное, а не принудительное делание добра.

Все те, кто действительно ищут прощения, имеют, по милосердию Божьему, основания и возможности возродиться новым (духовным) рождением в вечную блаженную жизнь, оставить беззаконие и обратиться к Добру.

В этом отношении Христос достаточно чётко провозгласил: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф.16:24).

Стало быть, не спасется тот, кто не хочет слушаться Бога, отказываться от греха, бороться с пороками, преображать свою жизнь. Грозное определение Страшного Суда явится для такого человека не результатом недостаточности высшего Божественного милосердия, а результатом его собственного душевного расположения (см. подробнее: Для чего Бог создал людей, имеющих мучиться в аду?).

Не означает ли призыв к всепрощению (в том числе к прощению врагов) запрет на борьбу с врагом?

Пример милосердия по отношению к враждующим людям не раз являл Сам Господь. Во времена Ветхого Завета Он неоднократно призывал иудеев, отступивших от веры и впавших в злостное идолопоклонство, к покаянию. При этом Бог обещал омыть и очистить их от скверны даже самых страшных, заскорузлых грехов (Ис.1:18).

Во времена Нового Завета Воплотившийся Сын Божий также призывал Своих учеников и последователей к прощению обидчиков. Искупление, совершенное Им через Крестные страдания и смерть, распространялось, в том числе, и на Его врагов (Ин.12:32).

Между тем, как в дохристианские, так и в Новозаветные времена, прощение Богом врагов было связано со стремлением обратить их от беззакония к праведности, от темного, погибельного пути к светлому, спасительному: «Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему» (Лк.17:3).

В случае упорного нежелания грешников обращаться от зла к добру, Бог грозил им суровыми карами.

Подражая Спасителю, Церковь всегда изъявляла готовность проявлять милосердие к врагам: как раньше, так и теперь двери Церкви открыты для всех.

Любой хулитель Христа, враг и гонитель веры имеет возможность быть принятым в её спасительное лоно. В этом проявляется всепрощение по отношению к врагам. Однако, сказанное не означает, будто Церковь должна спокойно взирать на тех своих врагов, которые не желают отбросить грехи и приобщиться к Добру.

Так, на протяжении всей своей истории Церковь боролась с еретиками и раскольниками. Правда, в этой борьбе главным средством служило не воинское облачение и оружие, а проникновенное слово.

Но известны и другие примеры, когда Церковь, в лице своих пастырей, благословляла христиан на кровопролитную воинскую брань. Так было перед Куликовской битвой, так было во время нашествия Наполеона.

Брань с врагом, в том числе не на жизнь, а на смерть, не противоречит Божественному призыву к милосердию и всепрощению: христианское милосердие не должно способствовать торжеству зла.

Сам Господь Саваоф, желая избавить сынов Израиля от напастей, делал это не безусловно, но ставя каждого перед нравственным выбором: «Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли; если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас» (Ис.1:19).

Как согласуется идея всепрощения Божьего с христианским прощением и непротивлением злу силой?

Идея о всепрощении Божьем сопряжена с учением о таких Божественных свойствах как Любовь, Благость, Милосердие. В отношении к людям эти свойства обнаруживаются в том, что Бог всем без исключения желает только добра, готов изливать столько благости, сколько люди способны воспринять по свой сущности и духовно-нравственному состоянию.

Иногда идея о всепрощении интерпретируется и раскрывается в том смысле, что все люди, уверовавшие во Христа как в Бога и Спасителя, будут автоматически спасены. Иногда она рассматривается под более широким углом: все люди вообще рано или поздно наследуют Рай, вне зависимости от праведности или греховности. Согласно этой версии, мучения грешников после Страшного Суда будут носить временный характер; тяжесть и продолжительность мучений будет соответствовать уровню их греховности. На сегодняшний день такая эсхатологическая позиция отстаивается, главным образом, представителями ряда инославных общин, а также отдельными авторами, отождествляющими себя с Православием.

Однако, такая точка зрения не поддерживалась святыми отцами (за крайне редким исключением) и никогда не звучала от лица Вселенской Церкви. Всепрощение Божье нельзя отождествлять с попустительством. Бог Милостив, но это не значит, что Он никого никогда не наказывает. Другое дело, что Его наказание всегда бывает связано с Любовью, Премудростью, Благостью, Милосердием, всегда направлено к пользе наказуемого.

Призывая Своих учеников к прощению обидчиков, Господь, вместе с тем, учил их готовности терпеть и переносить оскорбления и обиды. В этом контексте становятся понятны слова: «кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф.5:39). Именно так поступали Христа ради юродивые, блаженные, гонимые святые, страдальцы, бессребреники, мученики за веру.

Разумеется, озвучивая такую возвышенную заповедь, Бог не имел в виду, что она должна исполняться верующими с безусловностью; что христиане, вне зависимости от текущих обстоятельств, должны равнодушно и сверхтерпеливо взирать на всё, что ни совершают по отношению к ним или их ближним злодеи и нечестивцы, что они совершенно не вправе одергивать их, противодействовать их преступным порывам при помощи личных усилий или же сил общественного правопорядка, вооруженных сил.

Бог учил через апостолов: «Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему» (Лк.17:3). Повторим ещё раз: если покается, прости. Сам Христос показал нам пример благочестивого противления силой, сделав бич из веревок и изгнав нечестивцев из Храма (при этом опрокинув столы меновщиков и рассыпав их деньги) (Мф.2:15).

На протяжении своей длительной истории Церковь не раз призывала, воодушевляла и благословляла христиан на вооруженную борьбу. Множество сберегаемых в народной памяти имен защитников веры и (или) Отечества принадлежит прославленным Богом святым.

Cм. СПАСЕНИЕ, АПОКАТАСТАСИС, АД, РАЙ.