Ответственность за воспитание детей

Беседа с родителями «Ответственность родителей за воспитание детей Правовые аспекты, связанные с ответственностью родителей за воспитание детей»

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА I-IIIСТУПЕНЕЙ №1

ОТДЕЛА ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г. КИРОВСКОЕ

Беседа с родителями:

«Ответственность родителей за воспитание детей

Правовые аспекты, связанные с ответственностью родителей за воспитание детей»

Подготовила

учитель начальных классов

Воронова Лариса Ивановна

2016 г.

Детские годы – долгие важные годы в жизни ребёнка…

Уважайте труд познания…Уважайте собственность ребёнка..

Уважайте успехи и неудачи ребёнка…Уважайте текущий час

и сегодняшний день…Как ребёнок научится жить завтра ,

если мы не дадим ему «сегодня»?

Януш Корчак

Задачи:

  1. Познакомить родителей с правами и обязанностями ребёнка.

  2. Обозначить наличие проблемы жестокого обращения с детьми в семье и рассмотреть методы и пути предупреждения насилия по отношению к детям.

  3. Объяснить родителям актуальность обсуждаемой проблемы.

  4. Обсудить с родителями возможные пути выхода из трудных жизненных ситуаций.

  5. Воспитывать уважительное отношение к своему ребёнку.

Вопросы для обсуждения:

  • какие права имеет ребенок в школе и дома;

  • причины нарушений прав ребенка;

  • жестокое обращение с детьми;

  • анализ предложенных ситуаций по теме.

Семья — естественная среда обитания ребенка. Именно здесь закладываются предпосылки развития физически и духовно здорового человека. К тому же семья для ребенка — это и своего рода убежище, обеспечивающее его выживание. Вот почему одним из основных прав ребенка является его право жить и воспитываться в семье. Поэтому важнейшим вопросом в развитии личности ребенка является роль родителей в его воспитании.

Конвенцией о правах ребенка провозглашено, что родители несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка, наилучшие интересы которого должны являться предметом основной заботы родителей.

Забота о детях, их воспитании — равное право и обязанность родителей. Родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права).

Под родительскими правами понимается совокупность прав и обязанностей, которыми наделяются родители, как субъекты родительских правоотношений (родительские правоотношения — это правоотношения между родителями и детьми).

К личным неимущественным правам родителей относятся:

  • право на воспитание и образование детей,

  • право на защиту прав и интересов детей,

  • право на защиту родительских прав.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ

Равенство прав и обязанностей родителей

1. Родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права).

Наделение родителей правами в отношении их несовершеннолетних детей означает, что им предоставляется возможность совершать одобряемые, желательные с точки зрения государства действия и поступки, направленные на благо ребенка. Права родителей порождают соответствующие обязанности.

2. Родительские прав, прекращаются по достижении детьми возраста восемнадцати лет (совершеннолетия), а также при вступлении несовершеннолетних детей в брак.

Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей

1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.

Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами.

Право на воспитание ребенка есть личное неотъемлемое право каждого родителя. Утратить это право можно лишь в случаях, предусмотренных законом: при лишении родительских прав и усыновлении ребенка. Право на воспитание заключается в предоставлении родителям возможности лично воспитывать своих детей. При этом родители свободны в выборе способов и методов воспитания, согласующихся с развивающимися способностями ребенка (п. 2 ст. 14 Конвенции ООН о правах ребенка).

Право родителей на воспитание детей обеспечивается исполнением родителями обязанностей по их воспитанию. В круг этих обязанностей входит забота о здоровье, физическом, психическом и нравственном развитии ребенка. Таковы в самом общем виде наиболее важные обязанности родителей, составляющие как бы две группы. Одна имеет прямое отношение к физическому развитию ребенка, которое во многом зависит от его питания, среды обитания и пр. Вторая касается психического, духовного, нравственного развития несовершеннолетнего и предполагает существование более сложных по своей природе средств и методов формирования ребенка как личности. В настоящее время все более очевидной становится роль родителей в исполнении обязанностей подобного рода. Именно от этого во многом зависит духовный мир ребенка, его готовность к межличностному общению, стремление к знаниям, способность властвовать над своим умом и чувствами. Выполнение родительских обязанностей не только способствует реализации родительских прав, но и служит образцом желаемого, одобряемого поведения — его моделью.

Обладающие родительскими правами лица несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Эта ответственность является общей и обязательной для обоих родителей, где бы они ни находились и определяет особое значение ответственности родителей в обеспечении прав и интересов своих детей. Одновременно оказывается воздействие на формирование чувства ответственности за ребенка, его воспитание, от полноты которого в значительной степени зависит качество семейного воспитания.

Предполагается существование ответственности, как нравственного порядка, так и предусмотренной различными отраслями законодательства (административного, гражданского, семейного, уголовного и др.). В первом случае ответственность влечет за собой моральное осуждение, во втором — дополнительное обременение или даже наказание в установленном законом порядке. Под дополнительным обременением понимаются неблагоприятные для нарушителя прав последствия, выходящие за рамки принудительного исполнения обязанностей. Типичной ответственностью за ненадлежащее семейное воспитание детей является лишение родительских прав.

2. Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования.

Родители с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения детей до получения детьми основного общего образования.

Закон «Об образовании» рассматривает образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства. Этот процесс обеспечивает не только государство, но и родители. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования, т.е. образования в объеме 9 классов общеобразовательной школы. В повседневной жизни выполнение этой обязанности родителями заключается в обеспечении того, чтобы их ребенок учился. Он может совмещать свою учебу с работой, творческой, предпринимательской, коммерческой деятельностью, но какой бы ни была семейная ситуация, уровень материальной обеспеченности семьи, состояние здоровья родителей, ребенок должен получить необходимое образование. Уклонение от выполнения этой обязанности служит основанием для лишения родительских прав, отстранения опекуна (попечителя).

От родителей также зависит, какое дополнительное образование и где получат их дети. Свое право выбора родители осуществляют с учетом мнения ребенка. При этом неважно, сколько ему лет. Для детей младшего возраста может иметь значение привязанность к друзьям, с которыми он хотел бы учиться, его способности, склонности. Дети более старшего возраста действуют осознанно и реалистично, сообразуя свой выбор со своей будущей профессиональной ориентацией. На выбор родителем и его ребенком вида образовательного учреждения, формы обучения оказывает воздействие и состояние здоровья ребенка, степень материальной обеспеченности семьи, семейные традиции, профессия родителей и т.п. В любом случае учет мнения ребенка означает уважительное к нему отношение. Однако родители вправе не посчитаться с точкой зрения несовершеннолетнего, если она противоречит его интересам или ее невозможно реализовать по объективным причинам.

Права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей

1. Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей.

Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.

К числу важных прав и обязанностей обоих родителей относится защита ими прав и интересов своего ребенка. Предоставляя родителям возможность защищать ребенка, возлагая на них подобного рода обязанность, государство, во-первых, стремится не допустить незащищенности несовершеннолетнего, во-вторых, подчеркивает, что речь идет о гражданском долге прежде всего родителей. В круг объектов защиты входят также жилищные, наследственные и другие права ребенка, в числе которых и его права как члена общества (на охрану жизни и здоровья, социальное обеспечение, защиту чести и достоинства и др.). Способы защиты зависят от специфики принадлежащих ребенку прав, характера правонарушения, возраста несовершеннолетнего и др. Родители в полной мере защищают права и интересы ребенка, которому нет 14 лет. А подросткам старшего возраста они помогают себя защищать. При отсутствии единого мнения, кому из родителей и как защищать своего ребенка, возникшие разногласия могут быть разрешены по желанию родителей органами опеки и попечительства.

Прямое указание на родителей как обладателей прав и обязанностей по защите прав и интересов ребенка означает, что они являются его законными представителями без специального на то полномочия. Им достаточно в необходимых случаях предъявить свидетельство о рождении своего ребенка. Родители, будучи его законными представителями, могут иметь дело с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе с органами местного самоуправления, внутренних дел, судом и прокуратурой. Причем вовсе не обязательно ждать, когда состоится нарушение прав или интересов ребенка. Родители могут совершать действия, направленные на предотвращение возможного правонарушения.

2. Родители не вправе представлять интересы своих детей, если органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия. В случае разногласий между родителями и детьми орган опеки и попечительства обязан назначить представителя для защиты прав и интересов детей.

Противоречия между интересами родителей и детей любого возраста не относятся к исключительным событиям. Они могут возникать по разному поводу и касаться как личной, так и имущественной сферы отношений. В данном случае родители могут руководствоваться только собственными эгоистическими соображениями, либо глубоко заблуждаться относительно правильного понимания потребностей своего ребенка. Но чем бы эти противоречия ни вызывались, в таких случаях возникает ситуация, когда нельзя доверять родителю роль представителя интересов своих детей.

Осуществление родительских прав

1. Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.

При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.

Здесь говорится о невозможности осуществления родительских прав в противоречии с интересами детей. Тем самым определяются допустимые пределы действий, поступков, связанных с семейным воспитанием. Это ориентир, которого надо придерживаться как в повседневной жизни, так и при разрешении разногласий и споров по вопросам воспитания ребенка. Для родителей главное — обеспечивать интересы своего ребенка, а не свои собственные.

Кроме того существуют более конкретные указания относительно того, что родители делать не вправе. Они не могут, во-первых, причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию, во-вторых, допускать в своей семейной педагогике преступное обращение с ребенком, его оскорбление, эксплуатацию. В первом случае внимание сосредоточено на недопустимом конечном результате поведения родителей как воспитателей. Во втором — в категорической форме запрещаются действия родителей разной степени опасности для ребенка — от пренебрежения его разумными запросами и потребностями, грубого с ним обращения до жестоких по своему характеру методов воспитания; от унижения ребенка как личности, оскорбления его словом и действием до эксплуатации ребенка, под которой следует понимать выходящее за рамки семейной педагогики использование помощи и труда ребенка независимо от возраста. Всякое отступление от этих правил чревато лишением родительских прав, отменой усыновления, отстранением опекуна (попечителя), досрочным расторжением договора о передаче ребенка на воспитание в семью.

Родители несут ответственность за осуществление своих прав и обязанностей в ущерб правам и интересам ребенка. При этом имеется в виду не только злоупотребление родительскими правами, но и другие действия, поступки родителей, которые наносят или могут нанести ущерб правам и интересам ребенка как личности. То же самое можно сказать применительно к имущественным правам ребенка. Речь идет об ответственности, предусмотренной законом. Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке.

2. Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. Родители (один из них) при наличии разногласий между ними вправе обратиться за разрешением этих разногласий в орган опеки и попечительства или в суд.

Процесс семейного воспитания детей включает в себя решение множества вопросов преимущественно педагогического свойства. Они решаются либо обоими родителями, либо одним из них с одобрения или молчаливого согласия другого. При этом предполагается, что оба родителя соблюдают интересы своего ребенка с учетом мнения детей. Само собой разумеется, что учет мнения детей должен быть целесообразным с педагогической точки зрения.

3. Место жительства детей при раздельном проживании родителей устанавливается соглашением родителей.

При отсутствии соглашения спор между родителями разрешается судом исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. При этом суд учитывает привязанность ребенка к каждому из родителей, братьям и сестрам, возраст ребенка, нравственные и иные личные качества родителей, отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком, возможность создания ребенку условий для воспитания и развития (род деятельности, режим работы родителей, материальное и семейное положение родителей и другое.)

У родителей может возникнуть вопрос, а как же им поступать, если ребенок не поддается их положительному воздействию, игнорирует их требования. В таком случае хочется обратить внимание на то, что касается обязанностей ребенка в семье, то они определяются только нормами нравственности, поскольку понудить его к их исполнению с помощью закона невозможно, и зависят только от его воспитания.

Несомненно, при проведение бесед, лекций с подростками обращается их внимание на то, чтобы они более осмысленно относились к собственному поведению, так как своими действиями они в первую очередь подводят собственных родителей. Поэтому темы административной и уголовной ответственности несовершеннолетних подаются через призму внутрисемейных и внутришкольных взаимоотношений.

Но основным фактором в воспитании было и остается постоянное влияние родителей на формирование личности ребенка с момента его рождения. Если же в какой-то период жизни ребенка воспитательное воздействие на него было утрачено или ослаблено, то пожинать плоды придется в первую очередь самим родителям. И происходить это будет как в моральном, так и в правовом плане.

Уважаемые родители, будьте друзьями для своих детей, интересуйтесь их проблемами и заботами, и тогда они обязательно будут радовать вас своими хорошими делами и поступками.

Об ответственности родителей за воспитание детей

Об ответственности родителей за воспитание детей

Во все времена ответственность за детей несли родители.

Семья в ответе не только за то, чтобы у ребенка было, где жить и что есть, но также за физическое, духовное, нравственное, психологическое развитие.

Ответственность родителей за воспитание детей определена различными законодательными актами, в частности:

— конвенцией о правах ребенка

— семейным кодексом

— кодексом об административных правонарушениях

— уголовным кодексом

— гражданским кодексом

— законом об образовании.

За что отвечают родители?

— за поведение ребенка

— за развитие ребенка: психологическое, нравственное, духовное, физическое

— за обеспечение его безопасности

— за представление интересов ребенка.

Более того, родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед другими лицами.

Почему не все родители должным образом воспитывают детей?

Причины:

— незнание требований законов, определяющих ответственность родителей за воспитание детей

— заблуждения и ошибки, негативно влияющие на качество воспитания детей

— отсутствие необходимых родительских компетенций.

Очень часто эти причины погрешностей в воспитании родителями детей, приводят их к тяжелым последствиям:

— совершению правонарушений подростками

— постановка их на учет в отдел внутренних дел, в комиссию по делам несовершеннолетних и т.д.

— неуважение по отношению к взрослым, в частности к самим родителям

— употребление алкоголя, наркотиков

— плохая учеба.

И множество других проблем, которые нарастают с течением времени, как снежный ком.

Сегодня на практике все чаще возникает вопрос правовой ответственности несовершеннолетних по причине увеличения количества правонарушений, совершаемых подростками.

Кроме законодательной ответственности, которая наступает тогда, когда проблема уже вошла в кризис, существует еще один фактор, который родителям нужно обязательно брать во внимание.

Родителям самим было бы выгодно, если бы их ребенок, взрослея, становился достойным человеком не только в обществе, но и по отношению к самим родителям.

Чтобы он уважал их, помогал, был внимательным и любящим. Особенно это актуально тогда, когда родители, достигнув пожилого возраста, наиболее сильно нуждаются в этой теплоте и поддержке!

Все погрешности воспитания в перспективе бумерангом возвращаются к самим родителям!

Но само по себе ничего не происходит, поэтому с самого маленького возраста ребенка необходимо правильно воспитывать.

Что делать?

Для того, чтобы процесс воспитания был более структурирован и последователен, родителям необходимо четко понимать, что должно быть результатом воспитания.

Многие над этим даже не задумываются, пустив все на самотек.

Тем не менее, предлагаю обозначить наиболее актуальные для большинства родителей контрольные точки.

Что хочет большинство родителей?

  1. Чтобы их ребенок сделал успешную карьеру, приобрел хорошую специальность.
  2. Чтобы он был счастлив в личной жизни.
  3. Чтобы любил и уважал своих родителей.

Вот в этих направлениях и необходимо выстраивать свою воспитательную работу с ребенком.

Одним из важных моментов во взаимодействии родителей с подростками является контакт, доверительные отношения.

Зачем нужны доверительные отношения?

В трудные минуты ребенок, который доверяет родителям, может с ними посоветоваться. Родители могут оказать своевременную помощь, поддержку, дать нужный совет, направить на нужный путь. Если контакта не будет, то ребенок может пойти в неправильном направлении и допустить грубые ошибки.

Кроме того, доверительные отношения являются ресурсом для самого ребенка, как в детстве, так и во взрослой жизни. Ребенок нуждается в проявлении теплоты, любви, поддержки со стороны родителей. Многие взрослые люди часто вспоминают свою родительскую семью с теплом, и эти воспоминания помогают им преодолевать многие сложные ситуации во взрослой жизни. Или не помогают, если этих ресурсов не было.

Ежедневно необходимо обязательно общаться с ребенком или подростком. Интересоваться, как у него дела, что нового, что его беспокоит или радует? По необходимости – эмоционально поддерживать. Если нужно – вместе проанализировать проблемную ситуацию и вместе найти пути ее решения.

Если этого не делать, то со временем происходит психологическое отчуждение детей и родителей. Они в определенном смысле становятся чужими друг другу. Родители перестают быть авторитетом в глазах ребенка, он становится все более неуправляемым, не прислушивается к словам родителей и их требованиям.

Родителям необходимо обязательно конструктивно сотрудничать с педагогами образовательного учреждения, поскольку они обладают всей полнотой информации по ребенку и, будучи профессиональными педагогами, могут дать квалифицированную консультацию или рекомендацию родителям.

Ошибкой многих родителей является то, что они с негативом воспринимают информацию педагогов критического содержания по отношению к их ребенку.

Для таких родителей, я придумал следующую метафору (обязательно запомните ее, думаю, что вам это пригодится для правильного восприятия информации):

Вы выращиваете цветок (воспитываете своего ребенка). Вокруг него периодически появляются сорняки. Сорняки – это негативные мысли, слова, поступки ребенка. Эти сорняки периодически нужно пропалывать, убирать. То есть работать над ошибками и устранять недостатки, заменяя их достоинствами!

В конце недели обязательно подводить итоги деятельности ребенка. Искать причины и вносить коррективы, если есть замечания или ошибки. Поощрять или наказывать, давать свою родительскую оценку.

Если вышеназванное важно для вас, как родителя, то можно брать данные ориентиры за основу и ежедневно, еженедельно сверять свой воспитательный плановый курс с тем, что вы имеете на самом деле. Анализировать ситуацию. Делать выводы. Вносить коррективы. Снова оценивать и так далее. Делать это нужно всегда. Без выходных и праздников! Но, если вы будете иметь свою родительскую позицию, последовательно ее реализовывать, то через некоторое время, вы поймете, что эта позиция уже сама по себе выполняет воспитательную функцию и дает положительные результаты.

Очень важен личный пример родителей. Требуя что-то от ребенка на словах, родители часто поступают в своих поступках прямо противоположно своим требованиям. Это негативно сказывается на установках ребенка.

То есть позиция родителя и личный пример также являются серьезным инструментом воспитания.

Таким образом, вы испытаете удовлетворение от своего нелегкого родительского труда и это само по себе будет вас мотивировать.

Вы сможете поставить пред собой и ребенком новые, более сложные и амбициозные задачи и приступить (совместно с ребенком) к их реализации.

Помимо всего прочего это сплотив вашу семью, улучшит отношения, сделает вас более счастливыми!

Андрей Марковских, психолог, www.markovskih.ru

Памятка родителям об ответственности за воспитание детей

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ

ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

Самое ценное, что у нас есть – жизнь. Жизнь и здоровье детей – это особая ценность, и никто не имеет право посягать на неё.

Законными представителями ребенка при осуществлении им своих прав являются родители или лица, их заменяющие.

В соответствии с ч. 2 ст. 38 Конституции РФ забота о детях, их воспитании — равное право и обязанность обоих родителей, где бы они ни находились. Временная передача родителями своих детей на воспитание родственникам, посторонним лицам либо в одно из детских учреждений не освобождает родителей от ответственности за воспитание и развитие детей.
Обязанности по воспитанию детей родители и лица, их заменяющие, несут до совершеннолетия ребёнка.

Что же включает в себя понятие «Ответственность родителей за воспитание»:

  1. Воспитание детей. Здесь особо следует отметить ответственность родителей за поведение детей, ведь то, как они воспитывают своего ребенка в дальнейшем отразиться на его поведении.
  2. Забота о физическом, психическом, нравственном и духовном развитии детей. Родители несут ответственность за детей, и они обязаны обеспечить ребенка общим образованием. Каждый ребенок должен посещать учебное заведение.
  3. Защита интересов детей. Так как родители являются законными представителями несовершеннолетних детей, они вправе отстаивать их права и интересы в отношении как юридических, так и физических лиц.
  4. Обеспечение безопасности. Ответственность родителей за безопасность детей никто не отменял, а значит, родители не имеют права причинять вред психическому, физическому и нравственному здоровью своих детей.
  5. Содержание детей до достижения ими совершеннолетия. Родители не имеют права выставлять ребенка за дверь до достижения им совершеннолетнего возраста.

Конвенцией о правах ребенка провозглашено, что родители несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка, наилучшие интересы которого должны являться предметом основной заботы родителей.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ: статья 43. «Обязанности и ответственность обучающихся», статья 44. «Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся».

Статья 43. Обязанности и ответственность обучающихся

1. Обучающиеся обязаны:

1) добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы;

2) выполнять требования устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности;

3) заботиться о сохранении и об укреплении своего здоровья, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию;

4) уважать честь и достоинство других обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, не создавать препятствий для получения образования другими обучающимися;

5) бережно относиться к имуществу организации, осуществляющей образовательную деятельность.

3. Дисциплина в организации, осуществляющей образовательную деятельность, поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, педагогических работников. Применение физического и (или) психического насилия по отношению к обучающимся не допускается.

4. За неисполнение или нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности к обучающимся могут быть применены меры дисциплинарного взыскания — замечание, выговор, отчисление из организации, осуществляющей образовательную деятельность.

5. Меры дисциплинарного взыскания не применяются к обучающимся по образовательным программам дошкольного, начального общего образования, а также к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости).

6. Не допускается применение мер дисциплинарного взыскания к обучающимся во время их болезни, каникул, академического отпуска, отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребенком.

7. При выборе меры дисциплинарного взыскания организация, осуществляющая образовательную деятельность, должна учитывать тяжесть дисциплинарного проступка, причины и обстоятельства, при которых он совершен, предыдущее поведение обучающегося, его психофизическое и эмоциональное состояние, а также мнение советов обучающихся, советов родителей.

8. По решению организации, осуществляющей образовательную деятельность, за неоднократное совершение дисциплинарных проступков, предусмотренных частью 4 настоящей статьи, допускается применение отчисления несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет, из организации, осуществляющей образовательную деятельность, как меры дисциплинарного взыскания. Отчисление несовершеннолетнего обучающегося применяется, если иные меры дисциплинарного взыскания и меры педагогического воздействия не дали результата и дальнейшее его пребывание в организации, осуществляющей образовательную деятельность, оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также нормальное функционирование организации, осуществляющей образовательную деятельность.

9. Решение об отчислении несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет и не получившего основного общего образования, как мера дисциплинарного взыскания принимается с учетом мнения его родителей (законных представителей) и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Решение об отчислении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимается с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа опеки и попечительства.

10. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, незамедлительно обязана проинформировать об отчислении несовершеннолетнего обучающегося в качестве меры дисциплинарного взыскания орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования. Орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования, и родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося, отчисленного из организации, осуществляющей образовательную деятельность, не позднее чем в месячный срок принимают меры, обеспечивающие получение несовершеннолетним обучающимся общего образования.

11.Обучающийся, родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося вправе обжаловать в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений меры дисциплинарного взыскания и их применение к обучающемуся.

12. Порядок применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся

1. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

3. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право:

1) выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность;

2) дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить образование в образовательной организации;

3) знакомиться с уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность, лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебно-программной документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности;

4) знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей;

5) защищать права и законные интересы обучающихся;

6) получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся;

7) принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации;

8) присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей.

4. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны:

1) обеспечить получение детьми общего образования;

2) соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность, правила проживания обучающихся в интернатах, требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся, порядок регламентации образовательных отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) и оформления возникновения, приостановления и прекращения этих отношений;

3) уважать честь и достоинство обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.

5. Иные права и обязанности родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся устанавливаются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, договором об образовании (при его наличии).

6. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей родители могут быть привлечены к различным видам юридической ответственности:

Административной (статья 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних»);

Гражданско–правовой (статьи 1073 – 1075 Гражданского кодекса Российской Федерации); согласно ст. ст. 69, 73, 77 Семейного Кодекса РФ – в виде ограничения, лишения родительских прав и отобрания ребенка. Лишение родительских прав и ограничение родительских прав производится только в судебном порядке.

Семейно–правовой (статьи 69 («Лишение родительских прав»),73 («Ограничение родительских прав») Семейного кодекса Российской Федерации);

Уголовной (статья 156 Уголовного кодекса Российской Федерации («Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего»). Согласно ст. ст. 156 Уголовного Кодекса РФ – за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних, 157 Уголовного Кодекса РФ – за злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей. За совершение преступлений, наносящих вред жизни или здоровью, посягание на половую неприкосновенность ребенка родители несут уголовную ответственность на общих основаниях

Правовые аспекты, связанные с ответственностью родителей за воспитание детей

В Российской Федерации п. 2 ст. 38 Конституции установлено, что забота о детях, их воспитании — равное право и обязанность родителей. Данная конституционная норма обеспечивается и конкретизируется семейным законодательством РФ. Ст. 61 СК гласит, что родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права). Родительские права основаны на происхождении детей, удостоверенном в установленном законом порядке. Под родительскими правами понимается совокупность прав и обязанностей, которыми наделяются родители, как субъекты родительских правоотношений (родительские правоотношения — это правоотношения между родителями и детьми).

К личным неимущественным правам родителей относятся:

  • право на воспитание и образование детей,
  • право на защиту прав и интересов детей,
  • право на защиту родительских прав.

Семейный Кодекс.

Глава 12. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ

Статья 61. Равенство прав и обязанностей родителей

1. Родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права).

В соответствии с ч. 2 ст. 38 Конституции РФ — забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей. Наделение родителей правами в отношении их несовершеннолетних детей означает, что им предоставляется возможность совершать одобряемые, желательные с точки зрения государства действия и поступки, направленные на благо ребенка. Права родителей порождают соответствующие обязанности.

2. Родительские права, предусмотренные настоящей главой, прекращаются по достижении детьми возраста восемнадцати лет (совершеннолетия), а также при вступлении несовершеннолетних детей в брак и в других установленных законом случаях приобретения детьми полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия. (вступление в брак и эмансипация (п. 2 ст. 21 ГК и ст. 27 ГК).

Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей

1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами. Право на воспитание ребенка есть личное неотъемлемое право каждого родителя. Утратить это право можно лишь в случаях, предусмотренных законом: при лишении родительских прав и усыновлении ребенка (см. ст. ст. 69, 70 и 140 СК и комментарий к ним). Право на воспитание заключается в предоставлении родителям возможности лично воспитывать своих детей. При этом родители свободны в выборе способов и методов воспитания, согласующихся с развивающимися способностями ребенка (п. 2 ст. 14 Конвенции ООН о правах ребенка).

Типичной ответственностью за ненадлежащее семейное воспитание детей является лишение родительских прав (комментарий к ст. 69 СК).

2. Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования. Родители с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения детей до получения детьми основного общего образования. Закон РФ «Об образовании» рассматривает образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства. Этот процесс обеспечивает не только государство, но и родители. Согласно п. 4 ст. 43 Конституции РФ родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования, т.е. образования в объеме 9 классов общеобразовательной школы. Уклонение от выполнения этой обязанности служит основанием для лишения родительских прав, отстранения опекуна (попечителя).

Статья 65. Осуществление родительских прав

1. Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.

При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.

Родители несут ответственность за осуществление своих прав и обязанностей в ущерб правам и интересам ребенка. При этом имеется в виду не только злоупотребление родительскими правами, но и другие действия, поступки родителей, которые наносят или могут нанести ущерб правам и интересам ребенка как личности.

Администрация ГКОУ ЦИО «Южный», 2019 год

Консультация для родителей «Ответственность родителей за воспитание детей»

ГУ ТО «СРЦН № 2»

«Ответственность родителей за воспитание детей!»

Подготовила:

воспитатель

Кузнецова Т. В.

Белёв-2018г.

Воспитание – дело трудное, и улучшение его условий – одна из священных

обязанностей каждого человека, ибо нет ничего более важного как образование

самого себя и своих ближних.

Воспитание – это не только материальное обеспечение, и не только забота о здоровье и питании, — всё гораздо глубже. Родители должны также думать и о том, чтобы у ребёнка было достойное и обеспеченное будущее, и воспитывать его так, чтобы он добился успеха и процветания. Цель большинства родителей состоит в том, чтобы воспитать счастливого, интеллектуального и ответственного ребенка — ребенка, который будет надёжным, верным, уверенным и независимым. Воспитание детей — трудная задача, которая требует много обязательств, чувство ответственности и упорства во время своего процесса. Роль родителей в жизни ребёнка меняется согласно периодам его развития.

Малыши (от года до 2,5 лет): это — возраст, когда дети стремятся изучать всё, что они видят и слышат. Здесь ответственность лежит на родителях, которые должны с самого начала дать ребёнку представление о правильном поведении. Родители должны лелеять, играть, смеяться, любить и учить своих детей.

Десятилетние ребята: это — самый ломкий период жизни. Дети стремятся попасть под влияние окружающей среды, включая друзей, родственников и даже телевидения. Родители должны быть осторожными в направлении своих детей в этом возрасте. В этом возрасте родители должны смеяться и любить, преподавать и дисциплинировать своего ребенка.

Подросток: лучшие результаты воспитания могут быть получены, если родители прекратят вести себя с подростком как родители. Это время, когда приоритеты подростка меняются. Друзья занимают теперь главную важность. Им нужно предоставить пространство, чтобы расти. Их индивидуальность и желание свободы должны уважаться. Родители должны смеяться и любить, преподавать, дисциплинировать и слушать ребенка.

Должны ли родители нести ответственность за неправильное поведение своих детей?

Воспитание в нашу современную эпоху — это сложный процесс, и никто не даст родителю книгу с правилами о том, как вырастить лучшего ребёнка. Любой родитель в период воспитания, проходит через испытания и ошибки. Именно родители — это люди, которые автоматически ответственны за поведение своих детей.

Причины, почему дети плохо ведут себя, многочисленны, но они напрямую связаны с воспитанием, особенно, если их растили следующие типы родителей:

Авторитарные, контролирующие родители. Они всегда ожидают строгого повиновения, дети в таких семьях всегда испытывают ограничения в приемлемом поведении, и поэтому склонны вырваться из ограниченной свободы, как только попадётся такая возможность

Дозволяющие и потакающие родители.. Акцент делается на то, как угодить ребёнку, Эти дети склонны смущаться любить и быть любимыми, часто чувствуют неуверенность и постоянно нуждаются во внимании. Их аномальное поведение обычно направлено на получение внимания и испытание родительской любви и поддержки.

Дозволяющие, невнимательные родители. Существует минимальный родительский контроль ребенку, предоставляют большую самостоятельность. У этих детей будет отклоняющийся от нормы результат.

Эти три стиля воспитания обычно менее эффективны, они приводят к такому результату, что дети/подростки являются враждебными и непослушными (разрешающий стиль) или замкнутыми и с заниженной самооценкой (сторонники авторитарного стиля).

Авторитетный родитель — самый эффективный тип. Они устанавливают ясные правила и последовательны в предписании правил, но более гибки в контроле. они делают акцент на изучение и прививание ответственности за совершаемые поступки. Прежде всего, дети поощрены думать для себя и использовать свою собственную инициативу.

Что такое хорошее воспитание?

Хорошее воспитание – это направление наших детей и оказание им помощи в становлении людьми, которыми они должны стать. Оно не должно быть эмоциональным давлением на то, чтобы ребенок стал идеальным или точной копией одного из своих родителей. И, определенным образом, это не то, чтобы бросить его безо всякого руководства или ограничений.

Все родители хотят, чтобы их дети находились в безопасности и чувствовали себя защищенными. Но они также должны научить их, как нужно делать правильный выбор и предоставить им в этом свободу действий. Для того чтобы сделать это, нам нужно создать атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя любимыми и защищенными. Ребенок должен знать, что вы не перестанете любить его, если он не согласен с вами или имеет собственные убеждения.

Хорошее воспитание не всегда является простым, и все родители совершают ошибки, поэтому не огорчайтесь, когда это случается, вместо этого лучше подготовьтесь к тому, что нужно будет учиться на таких ошибках.

10 советов позитивного воспитания детей

Поощряйте ребенка. Вы придадите ему уверенность в себе.

Учите ребенка собственным примером. Ребенок постоянно следит и изучает за поведением окружающих. Они уделяют особенное внимание тому, что делают и говорят взрослые. Ведете ли вы себя так, как хотели бы, чтобы вел себя ваш ребенок? Уделите время тому, чтобы обратить внимание на собственное поведение.

Ролевые игры. Социальные навыки ребенок обычно изучает в процессе игры – так научите его!

Не сдавайтесь. Забота о ребенке бывает изнурительной, волнующей и иногда кажется, что она является неблагодарным трудом. Не существует “идеальной няньки” или “идеального родителя”. Примите тот факт, что каждый имеет право на ошибку и иногда ошибается, и не бойтесь просить помощи.

Установите границы и придерживайтесь их. Дети чувствуют себя намного уверенней, если имеют определенные ограничения и границы.

Будьте сильным в глазах ребенка. Если ребенок говорит вам о том, что произошло что-то нехорошее – ни в коем случае не реагируйте на это негативно или с гневом. Совместно проработайте решение возникшей проблемы. Таким образом, ребенок продолжит доверять вам собственные страхи и беспокойства, которых будет не мало.

Оставайтесь спокойным. Научитесь не реагировать на негативное или плохое поведение. Если вы злы, постарайтесь повременить с дисциплинарными взысканиями к ребенку. Подождите некоторое время, пока вы успокоитесь, и будете снова контролировать себя. Это поможет вам определиться с необходимой реакцией на произошедшее.

Не подкупайте, а вознаграждайте! Попытки подкупать ребенка могут дать понять ребенку то, что для того чтобы получить желаемое, ему необходимо плохо себя вести. Вознаграждайте хорошее поведение нематериальным поощрением, таким как, например, чтением ему любимой истории на ночь.

Боритесь со скукой. Если детям становится скучно, они начинают искать возможность совершить какое-либо озорство. Займите их чем-либо, и в конце концов они смогут найти себе увлечение. Но при этом не переусердствуйте — детям необходимо собственное пространство, также как и вам.

Не бойтесь дисциплинарной работы с ребенком. Дисциплинарная работа – это не повышение голоса, шлепки по мягкому месту или угрозы наказания. Оно представляет собой спокойный способ обучения, подкрепления и демонстрации ребенку того, в чем заключается приемлемое поведение.

Никогда не относитесь пренебрежительно или негативно к мечтам, которые будут у вашего ребенка. Вера – залог успеха.

Родителями быть отнюдь не легко, но и не так сложно, как вам кажется. Все, что от вас требуется это планировать, обдумывать и обсуждать, какие действия вам необходимо предпринять до того, как произойдет та или иная ситуация. Если вы будете планировать наперед, в будущем вы обязательно от этого получите пользу.

Вот пять стратегий, которые необходимо учитывать:

Начните заранее. Не ждите, пока ваш ребенок достигнет подросткового возраста, чтобы определить правила поведения в подростковые годы. Планирование на будущее поможет вам избежать разочарований и головных болей.

Будьте последовательны. Как только вы начнете применять установленные правила, вам необходимо быть последовательными в воспитании и своих ожиданиях. Если родители не будут следовать одинаковым стандартам, стремясь установить определенные правила, ваш ребенок использует это против вас.

Выражайтесь ясно.

Проявляйте желание.

Будьте примером для подражания. В ваши задачи входит подготовить ребенка к жизни. Не оставляйте успех ребенка воле случая. Вы должны подготовиться, спланировать и осуществить необходимые действия для того, чтобы быть хорошими родителями.

Окружите детей любовью

Любовь, как известно, является универсальным средством практически от всего. И взрослея, дети растут и процветают благодаря любви и заботе, так же как цветы после дождя.

Отсюда вывод: старайтесь, как можно чаще обнимать своего ребёнка, обращайтесь к нему ласково, хвалите его за сделанную работу. Если ребёнок провинился, не кричите, не травмируйте его детскую психику, а постарайтесь сначала выяснить, по какой причине ваш ребёнок поступил так; затем наберитесь терпения и спокойно объясните, что он поступил не хорошо и что ему не следует так больше делать. Он обязательно вас поймёт. Бегайте, прыгайте вместе с вашим ребёнком, играйте с ним в футбол, баскетбол и другие интересные игры. Прогуливаясь с ребёнком, держите его за руку, так как это очень сближает нас с детьми. Ему не хватает вас, вашего внимания, постарайтесь, чтобы ребёнок не чувствовал себя одиноким.

Родительское собрание «Ответственность родителей за воспитание детей. Правовые аспекты.»

Беседа с родителями

«Ответственность родителей за воспитание детей.

Правовые аспекты, связанные с ответственностью

родителей за воспитание детей»

Семья — естественная среда обитания ребенка. Именно здесь закладываются предпосылки развития физически и духовно здорового человека. К тому же семья для ребенка — это и своего рода убежище, обеспечивающее его выживание. Вот почему одним из основных прав ребенка является его право жить и воспитываться в семье. Поэтому важнейшим вопросом в развитии личности ребенка является роль родителей в его воспитании.

В Российской Федерации п. 2 ст. 38 Конституции установлено, что забота о детях, их воспитании — равное право и обязанность родителей.

Ст. 61 Семейного Кодекса гласит, что родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права).

Конвенцией о правах ребенка провозглашено, что родители несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка, наилучшие интересы которого должны являться предметом основной заботы родителей.

Понятие «воспитание ребенка» охватывает все сферы его развития: духовную, физическую, нравственную, психическую. Также этот термин подразумевает собой материальное обеспечение жильем, одеждой, продуктами питания, получением образования.

На законодательном уровне воспитание детей происходит до определенного возраста. Согласно общепринятым нормам полное совершеннолетие и становление личности, способной самостоятельно принимать решения, наступает с момента достижения человеком 18 лет. В некоторых случаях возраст снижен до 14 и 16 лет. До этого за ребенка отвечают отец и мать.

Несмотря на то, что ответственность родителей за ненадлежащее обучение детей во всех сферах жизни прописана законодательно, нельзя забывать и о моральной стороне проблемы. Дальнейшая судьба подрастающего поколения напрямую зависит от основы, заложенной в них с младенческих лет.

За невыполнение или недобросовестное выполнение родителями своих обязанностей в законодательстве установлены виды ответственности, каждая из которых наступает в зависимости от тяжести наступивших последствий, касаемых жизни, здоровья, душевного состояния ребенка: административная; гражданская; согласно семейному законодательству; уголовная.

Уголовно-правовая ответственность

  • Статья 156 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает уголовную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, и влечет наказание в виде штрафа до ста тысяч рублей, либо обязательных работ на срок до четырехсот сорока часов, либо исправительных работ на срок до трех лет, либо лишения свободы на тот же срок.
  • Часть 1 статьи 157 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает уголовную ответственность за неуплату родителем без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариального удостоверенного соглашения средств на содержание несовершеннолетних детей. Данное преступление наказывается исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.

Гражданско-правовая ответственность

  • ст. 151, 1064, 1099 ГК РФ — родитель, который допустил факты нарушения своих обязанностей, не исполнил свои обязанности по предоставлению ребёнку питания и одежды, что повлекло причинение вреда здоровью ребёнка, может быть привлечён к гражданско-правовой ответственности в форме компенсации морального вреда и возмещения убытков.

Административно-правовая ответственность

  • Предусмотренное ст.5.35 КоАП РПФ «Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних» правонарушение состоит в бездействии родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, т.е. когда они умышленно не выполняют своих обязанностей по воспитанию и обучению детей: не заботятся о нравственном воспитании, физическом развитии детей и укреплении их здоровья, создании необходимых условий для своевременного получения ими образования, успешного обучения и т.д.
  • Под неисполнением родителями обязанностей по воспитанию и обучению несовершеннолетних детей понимается систематичность противоправных действий (бездействия), осуществляемых в течение продолжительного времени; данный проступок относится к длящемуся административному правонарушению.
  • Отсутствие родительской заботы, нормального микроклимата в семье, непредоставление родителями надлежащего материального обеспечения детям, отсутствие контроля за их поведением может служить основанием совершения подростком антиобщественного поступка.
  • Административная ответственность родителей и лиц, их заменяющих, по данной статье имеет самостоятельное основание и наступает не за совершение подростками правонарушений, а в связи с ними.

Комендантский час в Пермском крае

Закон Пермского края № 844-ПК «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию»

  • Комендантским часом в РФ ограничивается посещение детей до 16 лет следующих мест: улиц; стадионов; парков; вокзалов; остановок общественного транспорта; торговых точек и территорий; кафе, ресторанах, особенно в тех, где можно заказать алкоголь; образовательных и культурных учреждений; развлекательных точек.
  • Ночным временем признается время
  • с 23 часов до 6 часов местного времени в период с 1 мая по 30 сентября включительно
  • с 22 часов до 6 часов местного времени в период с 1 октября по 30 апреля включительно.
  • Нарушение закона влекут для родителей (иных законных представителей) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, — предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей;
  • Те же действия, совершенные повторно лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за правонарушение, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, влекут наложение административного штрафа на родителей (иных законных представителей) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, — в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей;

Ответственность, предусмотренная Семейным кодексом Российской Федерации

  • В соответствии со ст. 69 Семейного кодекса РФ родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они:
  • — уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов;
  • — отказываются без уважительных причин взять своего ребёнка из родильного дома (отделения) либо из иного лечебного учреждения, воспитательного учреждения, учреждения социальной защиты населения или из аналогичных организаций;
  • — злоупотребляют своими родительскими правами;
  • — жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность;
  • — являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией;
  • — совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга.

Каждая из них может наступить как при полном бездействии и безучастности матери и отца к жизни детей, так и при частичном игнорировании ими своих обязанностей. Для ее наступления противозаконные действия могут быть проявлены разово или систематически.

Разбирательства по данным вопросам начинаются с момента обнаружения правонарушений. Существует определенный перечень служб, имеющих право возбудить дело против недобросовестных родителей: комиссия по делам несовершеннолетних, отдел полиции по месту прописки или проживания ответчиков (отца и матери); органы социальных служб, органы опеки и попечительства. В особо тяжелых случаях жестокого обращения вопросами о недобросовестном выполнении родителями своих обязанностей занимаются суды по месту их жительства.

Виды наказаний за ненадлежащее воспитание

Если воспитание детей препятствует их нормальному росту и развитию, или допустимые условия проживания полностью отсутствуют, отец с матерью несут наказание, которое проявляется в следующих видах:

  • постановка на учет в качестве неблагополучной семьи и регулярный контроль за исполнением родительских обязанностей;
  • ограничение прав на определенный промежуток времени с обязанностью содержания;
  • лишение прав без возможности восстановления с взысканием средств на их содержание.

Такие меры направлены исключительно на защиту интересов детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Осуждение безответственных родителей происходит не только на законодательном, но и на общественном уровне. Средства массовой информации в особо вопиющих случаях игнорирования родительских обязанностей транслируют репортажи для привлечения внимания к неблагополучным семьям и всеобщего порицания их действий. Поведение, которое нарушает установленные законом нормы и может причинить вред здоровью и формированию ребенка как личности должно пресекаться уполномоченными органами. Это делается не только для защиты пострадавших, но с целью предотвращения осознанных нарушений в воспитании детей. Применяемые меры способствуют улучшению и нормализации условий развития в конкретной семье и обществе в целом.

Защита детства – одна из обязанностей государства, которая возникла, сформировалась и укрепилась из-за безответственности родителей и их безразличия к судьбе своих детей.

Первые жизненные уроки ребёнок получает в семье. Его первые учителя и воспитатели — отец и мать. Давно установлено, что для ребёнка общие семейные повседневные радости и огорчения, успехи и неудачи — это источник, рождающий доброту и чуткость, заботливое отношение к людям. Семья даёт ребёнку первые представления о добре и зле, о нормах нравственности, о правилах общежития, первые трудовые навыки. Именно в семье складываются жизненные планы и идеалы человека.
Семья является важнейшим фактором, влияющим на формирование личности. Именно в семье дети просто и естественно приобщаются к жизни.

Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми. Поэтому, дорогие родители, мы всегда должны помнить о великой важности дела воспитания и о большой ответственности перед теми, кого вы решили когда-то иметь, перед детьми.

«Об ответственности родителей за воспитание детей»

(слайд 2) Воспитание – дело совести;

Образование – дело науки. В. Гюго

Воспитание детей – самая важная область нашей жизни. Наши дети будут участниками исторического процесса в разных качествах, они будут отцами и матерями, они будут воспитателями своих детей. Но и это не все: наши дети – это наша старость.

Конституция РФ говорит о том, что родители ответственны за воспитание и обучение детей, не школа, не общественность, не друзья и приятели отвечают за воспитание детей, а родители.

Многие родители, представители общественности заблуждаются, считая, что центром воспитания является школа. Это не так. Социологические исследования показывают, что на воспитание ребенка влияют: семья – 50%, СМИ – 30%, школа – 10%, улица –10%. (слайд 3).

В наше время, когда родителям часто бывает некогда проводить время с детьми, так как приходится много времени проводить на работе, чтобы обеспечить семью, дети предоставлены сами себе. Очень хорошо, когда у родителей есть время на общение с ребёнком: гулять, заниматься спортом, просто беседовать дома со своей дочерью или сыном. Очень часто в подростковом возрасте ребёнку хочется вырваться из дома, больше времени проводить на улице с друзьями.

Знаете ли Вы, как ваш ребёнок проводит свободное время?
Условия проведения детьми своего свободного времени за последнее десятилетие изменилось во всех развитых странах мира. В связи с повышением мобильности населения и бурным развитием средств массовой коммуникации (прежде всего телевидения) и индивидуального досуга (компьютерные игры, аудиомузыкальные устройства и т.д.) существенным образом изменились и отношения между родителями и детьми. Главным «пожирателем» времени и взрослых, и детей стал телевизор и компьютер. И всё реже современные дети проводят время за чтением.

Почему современные дети не любят читать?
У современного ребёнка наблюдается отсутствие желания читать, хотя чтение книг полезно: развивается интеллект, воображение, логическое мышление.
Необходимо заинтересовать ребёнка так, чтобы он уделял время чтению книг. Например, воздействовать собственным примером. Ведь очень часто в семьях, где родители не читают, ребёнок не берёт в руки художественную литературу.
У каждого ребёнка есть заветные желания и мечты, которые должны воплотиться в жизнь. Общение с людьми и реализация своих желаний развивает у человека чувство собственного достоинства и самоуважения (желание нравиться, желание быть кому-то необходимым и нужным, желание быть известным, желание общаться с интересными людьми). Хочу отметить, что удовлетворить чувство общения можно не только в антиобщественных молодёжных группировках, но и в школьном, спортивном, творческом коллективе, в дружбе со своими одноклассниками. Поэтому, уважаемые родители, вам необходимо поощрять желание ваших детей посещать какие-либо кружки, спортивные секции

Знаете ли Вы, какие кружки, факультативы и спортивные секции предлагает наша школа? (график работы кружков и секций)
Если ребенку нечем заняться он «болтается» на улице, что может привести к правонарушениям или вовлечением ребёнка в антиобщественную группировку.
Современная улица, бесконтрольное времяпровождение, незанятость подростков являются факторами, которые могут спровоцировать противоправное поведение наших детей: курение, употребление пива и алкоголя, хулиганские действия и т.д. Статистические данные УВД свидетельствуют о том, что более 60 % преступлений и административных правонарушений совершено после 23-00 часов. Как показывает практика, данные преступления можно было бы предотвратить при соответствующем контроле родителей за воспитанием и поведением детей.

В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с после.

Ответственность родителей за неисполнение или ненадлежащее исполнение родительских обязанностей

Конституцией Российской Федерации установлено, что забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей (ч. 2 ст. 38 Конституции РФ).

В соответствии со ст. 63 Семейного кодекса РФ родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Все эти обязанности закреплены в статьях 64 и 65 Семейного кодекса РФ.

Ответственность за воспитание и развитие детей является общей и обязательной для обоих родителей, где бы они не находились. Временная передача родителями своих детей на воспитание родственникам, посторонним лицам либо в одно из детских учреждений не освобождает родителей от ответственности за воспитание и развитие детей. Обязанности по воспитанию детей родители и лица, их заменяющие, несут до совершеннолетия ребенка.

Какая ответственность родителей предусмотрена федеральным законодательством?

Действующее законодательство Российской Федерации предусматривает различные виды ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей по воспитанию детей.

Уголовно-правовая ответственность

Статья 156 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним.

Статья 157 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за злостное уклонение родителя от уплаты алиментов: «Злостное уклонение родителя от уплаты по решению суда средств на содержание несовершеннолетних детей, а равно нетрудоспособных детей, достигших восемнадцати¬летнего возраста» наказывается исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на тот же срок, либо арестом на срок до трёх месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.

Гражданско-правовая ответственность

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей родители могут быть привлечены также к гражданско-правовой ответственности.

Возможность взыскать в пользу ребёнка компенсацию за причинение ему морального или имущественного вреда прямо не предусмотрена семейным законодательством, но вытекает из положений ст. 151, 1064, 1099 ГК РФ. Родитель, который допустил факты нарушения своих обязанностей, не исполнил свои обязанности по предоставлению ребёнку питания и одежды, что повлекло причинение вреда здоровью ребёнка, может быть привлечён к гражданско-правовой ответственности в форме компенсации морального вреда и возмещения убытков.

Ответственность, предусмотренная Семейным кодексом Российской Федерации

В соответствии со ст. 69 Семейного кодекса РФ родите¬ли (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они:

— уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов;

— отказываются без уважительных причин взять своего ребёнка из родильного дома (отделения) либо из иного лечебного учреждения, воспитательного учреждения, учреждения социальной защиты населения или из аналогичных организаций;

— злоупотребляют своими родительскими правами;

— жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность;

— являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией;

— совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга.

Административно-правовая ответственность

Предусмотренное ст.5.35 КоАП РПФ «Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних» правонарушение состоит в бездействии родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, т.е. когда они умышленно не выполняют своих обязанностей по воспитанию и обучению детей: не заботятся о нравственном воспитании, физическом развитии детей и укреплении их здоровья, создании необходимых условий для своевременного получения ими образования, успешного обучения и т.д.

Под неисполнением родителями обязанностей по воспитанию и обучению несовершеннолетних детей понимается систематичность противоправных действий (бездействия), осуществляемых в течение продолжительного времени; данный проступок относится к длящемуся административному правонарушению.

Отсутствие родительской заботы, нормального микро¬климата в семье, непредоставление родителями надлежащего материального обеспечения детям, отсутствие контроля за их поведением может служить основанием совершения подростком антиобщественного поступка. Административная ответственность родителей и лиц, их заменяющих, по данной статье имеет самостоятельное основание и наступает не за совершение подростками правонарушений, а в связи с ними.

Федеральный закон от 29.12.2010 г. № 436-03 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»

В присутствии родителей или иных законных представителей детей, достигших возраста шести лет, допускается оборот следующей информационной продукции, содержа¬щей оправданные её жанром и (или) сюжетом:

— эпизодические изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);

— изображение или описание, не побуждающие к со¬вершению антиобщественных действий (в том числе к потреблению алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, участию в азартных играх, занятию бродяжничеством или попрошайничеством), эпизодическое упоминание (без демонстрации) наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табачных изделий при условии, что не обосновывается и не оправдывается допустимость антиобщественных действий, выражается отрицательное, осуждающее отношение к ним и содержится указание на опасность потребления указанных продукции, средств, веществ, изделий;

— не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие возбуждающего или оскорбительного характера эпизодические ненатуралистические изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера (часть 5 статьи 11, статья 9).

Закон Свердловской области от 14.06.2005 г. М 52-03 «Об административных правонарушениях на территории Свердловской области»

Статья 5-2. Неисполнение обязанности по недопущению нахождения детей, не достигших возраста 16 лет, в ночное время в общественных местах без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей.

Неисполнение обязанности по недопущению нахождения детей, не достигших возраста 16 лет, в ночное время в общественных местах без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до со¬рока тысяч рублей.

Статья 5-3. Несоблюдение требований к обеспечению мер по содействию развитию детей и предупреждению причинения им вреда.

Несоблюдение установленных нормативными правовыми актами Свердловской области требований к обеспечению родителями (лицами, их заменяющими) мер по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей и предупреждению причинения им вреда влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей.

Закон Свердловской области от 16.07.2009 г. М 73-03 «Об установлении на территории Свердловской области мер по недопущению нахождения детей в местах, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, и по недопущению нахождения детей в ночное время в общественных местах без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей»

Статьёй 4 установлено, что порядок определения мест, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, и общественных мест, в которых в ночное время не допускается нахождение детей без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), а также лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей определяется Правительством Свердловской области.

Статьёй 5 урегулирован порядок уведомления родите¬лей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, в случае обнаружения детей в местах, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, и в ночное время в общественных местах без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), а также лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей.

Органы внутренних дел в случае обнаружения детей в таких местах уведомляют об этом родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, в порядке, установленном федеральным законодательством.

Перечень мест, нахождение в которых может при¬чинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравствен¬ному развитию, и общественных мест, в которых в ночное время не допускается нахождение детей без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или осуществляющих мероприятия с участием детей

1. В целях предупреждения на территории Свердловской области причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию не допускается нахождение лиц, не достигших возраста 18 лет, на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица:

— которые предназначены для реализации товаров толь¬ко сексуального характера;

— которые предназначены для реализации только алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе;

— которые имеют доступ к сети Интернет, а также для реализации услуг в сфере торговли и общественного питания (организациях или пунктах), для развлечений, досуга, где в установленном законом порядке предусмотрена розничная продажа алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе.

2. В целях предупреждения на территории Свердловской области причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию не допускается нахождение лиц, не достигших возраста 16 лет, в ночное время без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), или лиц, осуществляющих мероприятия по образованию, воспитанию, развитию, охране здоровья, социальной защите и социальному обслуживанию детей, содействию их социальной адаптации, социальной реабилитации и подобные мероприятия с участием детей (далее — лица, осуществляющие мероприятия с участием детей):

— на улицах;

— на стадионах;

— в парках;

— в скверах;

— в местах общего пользования жилых домов;

— в транспортных средствах общего пользования, маршруты следования которых проходят по территории Свердловской области;

— на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для обеспечения доступа к сети Интернет.

Кто, кроме родителей, может быть привлечён к административной ответственности?

Закон приравнивает к родителям иных лиц. Это — усыновители, опекуны и попечители, как из числа физических лиц, так и должностные лица органов опеки и попечительства, учреждений государственного воспитания и образования, выполняющих функции государственного опекуна.

Приёмные родители также обязаны надлежащим образом исполнять возложенные на них обязанности: содержать, воспитывать, обучать, защищать права и интересы своих несовершеннолетних детей.

На родителя, лишённого родительских прав, суд может возложить ответственность за вред, причинённый его несовершеннолетним ребёнком в течение трёх лет после лишения родителя родительских прав, если поведение ребёнка, повлекшее причинение вреда, явилось следствием ненадлежащего осуществления родительских обязанностей.

Кто может составлять и рассматривать протоколы об административной ответственности родителей?

Протоколы об административных правонарушениях по ст.5.35 КоАП РФ составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции), а также члены комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Дела об административных правонарушениях рассматривают комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту жительства лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении.