Пенсия будущее

Отменят ли пенсии в России?

Еще при обсуждении в Госдуме законопроекта о повышении пенсионного возраста одним из громких аргументов в пользу необходимости проведения пенсионной реформы с 2019 года по предложенному Правительством «жесткому» варианту неоднократно называлась перспектива полной отмены пенсий в России, если не решить этот вопрос сейчас и отложить его еще хотя бы на 5-10 лет.

Опасения населения страны в связи с этим усилились еще больше после сделанного 11 августа 2018 года заявления председателя Госдумы Вячеслава Володина о возможной отмене государственных пенсий из-за «дыры» в бюджете Пенсионного фонда.

Действительно, многие эксперты и экономисты сходятся во мнении, что если экономическая ситуация в стране не улучшится коренным образом, то из-за непосильных в текущих условиях бюджетных обязательств в обозримом будущем пенсии в России могут отменить, а вся пенсионная система может быть сведена к единому пособию по нуждаемости, получателями которого могут стать малоимущие (малообеспеченные), нетрудоспособные граждане, инвалиды и другие категории лиц, объективно нуждающиеся в дополнительной социальной поддержке со стороны государства. Но пока такой вариант вообще не рассматривается — в Правительстве пока пытаются лишь донастроить действующую пенсионную систему.

Помимо рисков общей отмены пенсии звучали и менее радикальные варианты, предполагающие полную или частичную отмену пенсионных выплат для определенных категорий граждан, например:

  • Еще 2016 году Минфин в целях бюджетной экономии предлагал отменить пенсии работающим пенсионерам, имеющим значительный годовой доход.
  • Похожее предложение в отношении военнослужащих и силовиков предлагал в 2016 году директор подведомственного Минфину Научно-исследовательского финансового института (НИФИ) Владимир Назаров.
    Он указывал на необходимость замены военной пенсии на социальный контракт — единовременную денежную выплату после увольнения и дальнейшее переобучение по гражданской профессии. А пенсии военнослужащим и членам их семей в текущем виде предлагалось сохранить только по таким основаниям, как получение инвалидности или потеря кормильца.
  • Летом 2018 года при обсуждении законопроекта о повышении пенсионного возраста было предложено отменить пенсионные надбавки депутатам и чиновникам, фактически приравняв их пенсионные права к обычным гражданам. Соответствующие поправки предлагается рассмотреть осенью.

Все эти предложения поступают сейчас из-за сложившихся за многие годы проблем в пенсионной системе страны, в том числе из-за больших расходных обязательств бюджета ПФР и невысоких доходов. Одних только страховых взносов для обеспечения выплаты пенсий недостаточно, и имеющийся дефицит ежегодно покрывается из федерального бюджета, который тоже испытывает в последние годы определенные трудности.

Как эта проблема будет решаться властями в долгосрочной перспективе, отменят пенсии или нет как результат всех проводимых Правительством изменений — сейчас судить рано хотя бы потому, что в современных реалиях невозможно на длительный срок прогнозировать эффект от проводимых реформ.

Могут ли отменить пенсию?

Донастройка пенсионной системы в России идет уже несколько лет. Однако все реализованные в последние годы изменения так и не смогли решить главную проблему — дефицит бюджета ПФР, который остается сильно зависим от дополнительных перечислений из федерального бюджета.

В связи с этим многие эксперты, которые занимаются разработкой планов и проектов по экономическому развитию страны по заказу Минфина и Счетной палаты, отмечают, что в ближайшие годы пенсии могут отменить и заменить их на выплаты по нуждаемости. Подобное заявление, в частности, сделал в 2017 году ректор РАНХиГС и эксперт Центра стратегических разработок (ЦСР) Владимир Мау, который занимался созданием комплексного плана экономического развития России до 2025 г. Он же присутствовал на парламентских слушаниях по совершенствованию пенсионного законодательства, прошедших в Госдуме 21 августа 2018 года.

Владимир Мау отмечал, что для обеспечения достойного уровня пенсий могут быть предприняты различные решения — однако, согласно расчетам, все они неэффективны:

  1. Можно повысить пенсионный возраст, сохранив нынешнюю солидарную пенсионную систему (когда пенсии выплачиваются за счет взносов, уплачиваемых работающими гражданами). Но такой вариант, по мнению В. Мау, позволит решить все проблемы только в том случае, если пенсионный возраст существенно выше имеющейся сейчас ожидаемой продолжительности жизни и составляет около 75-80 лет, что в принципе нереализуемо.
  2. Можно увеличить отчисления ПФР с 22% до 40% для достижения необходимого баланса. Но это приведет к значительному росту «серых» схем оплаты труда, росту объемов теневой экономики и сделает невозможным экономический рост в стране, поэтому такой вариант тоже нельзя рассматривать всерьез.

Эксперт отмечал, что только отмена общего права на пенсии и перевод ее на адресные принципы (в виде социальных выплат по бедности и инвалидности, которые будут носить индивидуальный характер), позволят сбалансировать пенсионную систему. К такой модели Россия можете перейти примерно через 20 лет (через одно поколение, когда люди будут меньше полагаться на государственные пенсии).

Это означает, что, по мнению эксперта В. Мау, в обозримом будущем граждане должны будут самостоятельно обеспечить себе жизнь в старости с помощью сбережений, вкладов в недвижимость, за счет близких родственников, а государственные пенсии будут выплачиваться только тем, кому они действительно нужны — в связи с состоянием здоровья и тяжелым материальным положением.

Отмена государственных пенсий

В ходе встречи с жителями Саратова 11 августа 2018 г. спикер Госдумы Вячеслав Володин тоже не исключил отмену государственных пенсий. Он отметил, что пенсионная система имеет значительный дефицит — «дыру», что в свою очередь ставит под сомнение вопрос о возможности дальнейших выплат (притом, если ничего не предпринимать, эта дыра будет ежегодно расти).

Сам председатель Госдумы свое заявление не прокомментировал, но многие российские чиновники и политики считают, что председатель Госдумы не имел в виду каких-либо планов по отмене пенсий, а только указал на существующие проблемы в бюджете ПФР, которые необходимо решать в срочном порядке. В противном случае пенсионная система просто будет неспособна обеспечить всех пенсионеров положенными им сейчас выплатами, не говоря уже о каких-либо индексациях и доплатах к пенсии.

Действительно, доходная часть бюджета ПФР в 2018 году составляет 8,3 трлн руб., из которых 3,3 трлн руб. — это средства, поступающие из федерального бюджета. Уже давно только за счет уплаты страховых взносов за работающих граждан Пенсионный фонд существовать не может, поэтому почти на 40% он финансируется средствами федерального бюджета.

Перечисление в бюджет ПФР в 2018 году в размере 3,3 трлн руб. составляет почти 20% всего госбюджета. В Правительстве и Госдуме отмечают, что эти средства могли бы (и должны) быть направлены на решение других вопросов — на медицину, образование, дорожное строительство и др. И с каждым годом эта «дыра» в бюджете ПФР будет только увеличиваться, что потребует еще большего дополнительного финансирования Пенсионного фонда из госбюджета. А выплата пенсий — это, к сожалению, далеко не единственное обязательство государства перед населением…

Именно поэтому Правительство предложило повышение пенсионного возраста как первый шаг к решению проблемы, но это далеко не единственное предложение. Например, с 2021 года планируется внедрение нового варианта накопительной пенсионной системы — гарантированного пенсионного плана (ГПП), который позволит гражданам самостоятельно откладывать на свою будущую пенсию.

Отмена пенсий работающим пенсионерам

В рамках рассматриваемых в 2018 году изменений пенсионной системы отменять пенсии работающим пенсионерам не планируют — об этом еще раз заявил замминистра труда и соцзащиты РФ Андрей Пудов на заседании президентского совета по правам человека, которое проходило 11 июля 2018 г.

Для граждан, продолжающих свою трудовую деятельность, на ближайшие годы будет сохранен существующий с 2016 года принцип — т.е. сами пенсии за работающими пенсионерами сохранятся, однако их индексация по-прежнему осуществляться не будет до тех пор, пока пенсионер продолжает работать.

Ответ на официальном сайте ПФР об отмене пенсий работающим пенсионерам

Вопрос об отмене пенсионных выплат работающим россиянам обсуждался в Правительстве еще в 2016 году. Тогда Минфин предложил скорректировать выплаты для некоторых категорий работающих:

  • отменить пенсии пенсионерам, имеющим годовой доход более 500 тыс. руб. (в менее жестком варианте предложено повысить эту планку до 1 млн руб.);
  • не выплачивать фиксированную выплату к пенсии тем пенсионерам, доход которых выше 2,5 прожиточных минимума.

Такие меры были предложены Минфином для сбалансированности федерального бюджета на 2017-2019 годы — тогда ожидалось, что такое решение (даже в менее жестком варианте) позволит сэкономить почти 450 млрд руб. за три года.

В итоге инициатива по отмене пенсий работающим пенсионерам так и не была реализована — соответствующий законопроект на рассмотрение в Госдуму не поступал. Но Ольга Голодец (в то время занимавшая должность вице-премьера по социальной политике) отмечала, что вообще такой законопроект существует уже несколько лет, но в Правительстве его пока всерьез не рассматривали.

Пенсия исчезнет

Постиндустриальное общество требует новой модели пенсионной системы: распределительная становится финансово несостоятельной, да и потребность в ней за 100 с лишним лет сократилась. Новая модель будет состоять из добровольных накоплений и инвестиций в человеческий капитал, а также «страховки от бедности» в виде госпособия, говорится в докладе Института Гайдара. Понятие «пенсия» исчезнет.

Переход к такой системе займет одно-два поколения и начинать нужно уже сейчас, проводя изменения постепенно и с учетом интересов каждого поколения, рассказал Владимир Назаров из Института Гайдара. Для нынешних пенсионеров важно сохранять покупательную способность пенсий. Для людей предпенсионного возраста — предложить программу добровольного временного отказа от пенсии в обмен на ее увеличение в будущем за каждый год работы сверх официального пенсионного возраста: предлагаемый механизм расчета (за 5 лет — двойной коэффициент) позволяет до 2030 г. уменьшать пенсионную нагрузку на бюджет, при этом размер пенсии вырастет и останется на уровне 40% от средней зарплаты (в действующей системе к 2030 г. он снижается до 25%). Это можно применить при любой пенсионной формуле, подчеркивает Назаров (новую формулу правительство сейчас разрабатывает).

Для средних и младших возрастов необходимо повысить эффективность накопительной части пенсии с ограничением условий «входа» в распределительную систему (за счет повышения возраста и требований к стажу). А для только выходящих на рынок труда — предложить радикально новую систему: распределение заменяется добровольными накоплениями одновременно с сокращением фискальной нагрузки на оплату труда. Роль государства сводится к страхованию от бедности на случай нетрудоспособности.

Подобные идеи, конечно, сначала вызывают мысль «что за бред?», потом — «что-то в этом есть», а через 50 лет всем будет казаться, что по-другому и не бывает, говорит Назаров.

Все развитые страны к началу XXI в. столкнулись с одним и тем же набором демографических, экономических и финансовых вызовов, которые делают невозможным дальнейшее функционирование традиционной модели социального государства, говорит ректор РАНХиГС Владимир Мау. Она предполагала, что до определенного возраста человек учится, потом работает, потом болеет и уходит на пенсию. Дальнейшие процессы делают эту модель настолько дорогой, что экономика просто останавливается, говорит Мау: «На мой взгляд, европейский кризис — это кризис слишком дорогого при данной производительности труда социального государства». Сейчас услуги здравоохранения и образования становятся «вневозрастными»: развитие медицины позволяет продлить трудоспособность, системы образования — адаптировать пожилых к потребностям рынка труда. Начинается глобальная конкуренция во всех социальных секторах, что уже ощутимо в образовании и отчасти здравоохранении, продолжает Мау: «Мы скоро столкнемся с конкуренцией пенсионных моделей — с желанием людей функционировать в системе, более благоприятной для их жизни». В каждой из социальных сфер, и особенно пенсионной, стали переплетаться социальные, фискальные, инвестиционные компоненты, и это невозможно не учитывать, жертвуя одним ради другого.

«Лобовой фискальный подход» к реформе пенсионной системы в России вызвал широкое общественное сопротивление потому, что представлял собой попытку технической настройки системы, которая уже стала одним из институциональных якорей, формирующих доверие к власти в целом, говорит президент ЦСР Михаил Дмитриев. Устойчивый, без конфликта с обществом, способ изменить систему — это формирование «пенсионного плюрализма», считает он: создание нескольких пенсионных моделей, устраивающих разные категории населения. Надо учитывать мнение людей и применять позитивные стимулы, а не принуждать, заключает Дмитриев: «Иначе нас ждет виток еще одной конфронтации между властью и обществом».

Пенсионная система в России отличается высокими, в сравнении со странами ОЭСР, расходами на пенсии (8,6% ВВП против 7,1% в среднем), высокими тарифами (22% против 16,8% для работодателя в среднем) и низким размером пенсий. В ближайшие годы ухудшение демографии усугубляет проблему, ставя перед выбором — повышать тариф еще больше или снижать размер пенсии. Система снижает стимулы к труду, к накоплениям, ведет к росту популизма (к 2020-м гг. пенсионеры составят 40% электората — пенсии придется повышать за счет роста либо налогов, либо госдолга); а унифицированный подход снижает ее общественную полезность.

Запад уже ставит вопросы о реформе социальных систем — доклад бюджетного управления конгресса США показывает, что из-за демографических трендов через 30 лет бюджет достигнет дефицита в 30%, говорит глава Комитета гражданских инициатив Алексей Кудрин. Одно из решений — индивидуализация, рассказал он: «Самому накапливать себе на пенсию и другие блага — в будущем более правильный подход, чем государственная унитарная система». России на протяжении 30 лет надо сохранять и распределительную, и накопительную систему, считает Кудрин, иначе придется повышать налоги. В числе альтернатив росту фискальной нагрузки — повышение пенсионного возраста в ближайшие годы, а также передача в пенсионную систему части нефтяных доходов и от приватизации. Предложения Института Гайдара он счел интересными: «Безусловно, мы ограничены политическими решениями, но это — хорошая база для разработки модели на будущее». Предложение повышать роль добровольных накоплений, стимулировать более поздний выход на пенсию прозвучало на коллегии Минфина еще в 2004 г., но показалось «очень смелым», вспомнил Кудрин. На самом деле с 2015 г. законом предусмотрено повышение базовой части пенсии на 6% за каждый год стажа сверх 30 лет, это около 500 млрд руб. допрасходов, указал Дмитриев.

Почему-то пенсия рассматривается как нечто случайно свалившееся на человека, который случайно дожил до этого состояния, не нравится идея Аркадию Соловьеву из ПФР. Главный резерв для долгосрочной стабильности действующей страховой пенсионной системы — расширение охвата, считает он: сейчас из 87 млн трудоспособного населения взносы платит 48 млн. В 2011 г. доля теневых зарплат достигла почти 59% от объема фонда оплаты труда, взносы с этих зарплат составили бы 1,5 трлн руб., сказал Соловьев. Второй резервный путь — постепенное устранение несбалансированности системы из-за заниженного тарифа и необоснованных льгот. Возможность ремонта, а не демонтажа солидарной системы есть, согласен руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич: «Это повышение продолжительности жизни — в том числе здоровой — и встраивание автоматических механизмов повышения пенсионного возраста, что позволит поддерживать постоянное соотношение между работой и отдыхом. Тогда система жизнеспособна». В готовности экономики и граждан к смене пенсионной парадигмы Гурвич не уверен: «В рамках господствующей патерналистской модели никакое собственное накопление не возможно».

«Что-то в этом есть»

У 18% идея временного отказа от пенсии в пользу ее большего размера вызвала интерес, но только 4% готовы к реализации немедленно, выяснил ФОМ: причина — недоверие к государству. Очень оптимистичные данные, учитывая, что люди о такой программе впервые услышали, считает Назаров.

Ольга КУВШИНОВА

Заняв кресло главы российского правительства, бывший глава Федеральной налоговой службы Михаил Мишустин сразу же затеял кадровые перестановки в министерствах и ведомствах. В частности, главой Пенсионного фонда России (ПФР) он сделал Максима Топилина, руководившего до этого Министерством труда и социальной защиты РФ.

Бывший руководитель ПФР Антон Дроздов, тот самый, который не смог найти в профицитном бюджете страны несколько сотен миллиардов рублей на индексацию пенсий работающим пенсионерам, без работы долго не сидел и с легкой руки нового премьера перешел в Министерство финансов, взяв под свое крыло работу над новой пенсионной реформой, создание негосударственных пенсионных фондов (НПФ), разработку гарантированного пенсионного плана (ГПП), а также валютный контроль.

По мнению близких к правительству экспертов, появление в Минфине обладающего богатым опытом в пенсионной индустрии чиновника свидетельствует о приоритетности государственных задач по развитию новой накопительной парадигмы. Впрочем, экономист Владислав Жуковский, у которого «СП» поинтересовалась, принесет ли подобная рокировка хоть что-то хорошее российским пенсионерам, имеет иное мнение на этот счет.

— Проблема здесь не в самих фигурах, по крайней мере, не в такого масштаба фигурах. Проблема здесь в самих деньгах Пенсионного фонда, — подчеркнул он. — Дело в том, что в закромах ПФР на самом деле очень много денег. И такой рокировкой власть, с одной стороны, пытается как-то сдавить градус социальной напряжённости, подарив пенсионерам абсолютно призрачную надежду на социальную справедливость, а, с другой стороны, охранять пенсионную кубышку, огромный денежный мешок ёмкостью в 6 триллионов рублей должны, как говорится, свои люди. Но, чтобы группировка Дроздова совсем уж не присосалась, ее просто сменили другой группировкой. Но закончится все это, к сожалению, большой катастрофой.

Кремль и «Единая Россия» однозначно готовятся к очередной порции крайне жёстких антисоциальных, в том числе пенсионной, реформ. И вопрос дальнейшего повышения пенсионного возраста тут абсолютно не закрыт, об этом очень красочно говорит провал фракцией «Единой России» голосования по проекту КПРФ и «Справедливой России» о десятилетнем моратории на дальнейшее повышение возраста выхода на пенсию. Власть поняла — предыдущее повышение народ беспрекословно проглотил и молча утерся от такого плевка в лицо.

«СП»: — Нельзя сказать, чтобы совсем уж молча утерся. В той же Москве проходили многотысячные митинги протеста против пенсионной реформы. В регионах до сих пор отмечают «День людоеда» третьего числа каждого месяца.

— В общей сложности на акции протеста в Москве вышло около 60 тысяч человек. Плюс в некоторых других городах около 40 тысяч на круг. Но что такое 100 тысяч человек против пенсионной реформы для страны с населением более 140 миллионов? Это катастрофически мало. Если бы в нашей столице, как в свое время в чилийском Сантьяго, на улицы вышло полтора миллиона человек, а по всей стране — как в Бразилии, 40 миллионов человек в трёх десятках крупнейших городов, или хотя бы как во Франции 2 миллиона «желтых жилетов», тогда бы мы пенсионную реформу остановили. Так что очередной раунд опустошения карманов населения все же будет.

«СП»: — Когда он начнется? Как только поправки в Конституцию внесут?

— Конечно, это будет сделано не сейчас. Не весной, не летом, и думаю, даже не в 2020—2022 годах вообще. Но после переписывания Конституции, что по факту есть элементарная узурпация власти олигархическими кланами из президентского окружения, долго ждать не станут. Полагаю, в период с 2023 по 2027 годы пенсионный возраст повысят ещё раз.

Хотя не исключаю, что сделать это могут и сразу после переписи населения. Когда точнее подсчитают число «неучтенных» пока ещё россиян, в результате чего электронно-цифровая база налогоплательщиков, созданная при Мишустине, расширится ее больше.

«СП»: — Когда в ходе одной из наших предыдущих бесед вы заявили, что власть рассматривает вариант новой пенсионной реформы и очередного повышения пенсионного возраста ещё на три года, на это живо среагировал пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. Он заявил, что такой вопрос в Кремле не рассматривается, это ваша личная фантазия.

— Я черпаю информацию из многих источников, в число которых входит в том числе Аналитический центр при правительстве РФ, а также Госдума и Минфин. Песков, являясь по факту «говорящей головой» самого президента, действительно, тогда сильно вспылил и даже назвал это провокацией. Но послушайте, о какой провокации идёт речь?

Не Владимир Путин ли в 2006, 2015 и 2017 годах говорил, что о пенсионной реформе и повышении пенсионного возраста не может быть и речи. Что же, рассуждал он, россияне должны всю жизнь горбатиться, а потом сразу ложиться в «деревянный макинтош»? Тогда вопрос тоже «не стоял». А в 2018 году нам сначала пообещали исполнение «майских указов» президента, миллионы рабочих мест и технологические прорывы, а потом вместо этого резко и по-тихому повысили пенсионный возраст, провели мусорную реформу, ввели «ПЛАТОН» и повысили НДС, попутно девальвировать рубль. Вот где провокация.

Так что вопрос этот, кто бы что ни говорил, власти обсуждают. И если россияне думают, что все закончится повышением налоговой базы, введением налога на самозанятых и одной пенсионной реформой, то они сильно ошибаются. Все только начинается.

Обратите внимание, не просто так провластные статистики то и дело рапортуют о том, что у нас повышается средняя продолжительность жизни, хотя большинство учёных утверждает, что это полный бред и такого просто не может быть. Срок здоровой жизни в России колеблется в диапазоне 62−64 года, после этого порога организм в нашей стране становится неспособным к какому-либо труду.

Подписывайтесь на YouTube-канал «Свободной Прессы». Мнения, аналитика, репортажи!

А прекрасная спецоперация по инициации в обществе дискуссии о нарушении прав и свобод мужчин при выходе на пенсию на 5 лет позже женщин! Ее идеологов государству впору награждать всеми мыслимыми и немыслимыми наградами и орденами, аплодируя стоя. Под эгидой такой межгендерной войны —ах, бедные наши мужики, живут в среднем на 10 лет меньше — глядишь, и уравняют их с женщинами. Но только не понизив первым порог выход на пенсию до 60 лет, а подняв другим до 65. А лучше сразу до 70. И параллельно перестав платить пенсию тем, кто моложе. Это очень красивый ход будет.

«СП»: — Может, на этом уже и остановятся наконец? Исчерпают запас пенсионных реформ?

— Меня пугает то, что власть не видит дна. Она уже не различает красной черты, не видит берегов. На 90% вполне обоснованно полагая, что «пипл схавает» уже что угодно. В 2014 году он не сопротивлялся краже пенсионных накоплений, потом «слил» через подкупы и шантаж протест против системы «ПЛАТОН», не сопротивлялся против проведенной в разы выше рынка кадастровой оценке недвижимости. Упадническая идеология россиян «моя хата с краю, мне есть что терять» развязывает власти руки. И она продолжит закатывать катком всех нас и дальше. Да так, что скоро мы будем вспоминать бывшего главу правительства «денег нет, но вы держитесь» Дмитрия Медведева добрым словом как вполне себе приличного либерального премьера и даже большого человеколюба. Потому что на смену ему пришла гораздо более озлобленная и голодная до больших денег, но при этом фанатично преданная президенту технократическая номенклатура. Они готовы на все.

| Пенсионная реформа, пенсия, последние новости:

«И как жить?»: Николай Расторгуев рассказал о своей пенсии

Депутат Госдумы: с народом, проглотившим пенсионную реформу, можно делать все

Пенсионная реформа Мишустина будет гораздо страшнее медведевской

Несмотря на повышение пенсионного возраста, материальное обеспечение российских стариков с каждым годом будет все хуже и хуже. А многие из них вообще не получат денежного содержания в старости.

Согласно прогнозу РАНХиГС, к 2050 году пенсия будет замещать только половину прежнего дохода для россиян, зарабатывающих на уровне МРОТ. Для них нынешний коэффициент замещения в 74% снизится до 53%. У получателей медианной зарплаты этот показатель сократится с 42 до 39%.

В свою очередь, получатели средних зарплат останутся при своих. В выигрыше же окажутся только представители высокодоходных групп работников. Для них коэффициент замещения возрастет с 22% до 31%. Пенсионная реформа проводится в интересах состоятельных россиян? Получается так.

А ведь средняя зарплата в России формируется с учетом крайне завышенных зарплат руководства. По этой причине, по данным Росстата, почти три четверти россиян (71,2%) получают официальную зарплату ниже средней по стране, которая в апреле текущего года составляла 47,6 тысячи рублей.

Таким образом, долгосрочный пенсионный прогноз для большинства сограждан негативен. Получаемая пенсия все в меньшей степени будет возмещать утраченный в связи с нетрудоспособностью заработок. Не говоря уже о том, что претендовать на пенсионные копейки теперь можно будет на пять лет позже.

При этом Россия подписала Конвенцию № 102 Международной организации труда (МОТ), устанавливающую минимальный коэффициент замещения пенсий на уровне в 40% от зарплаты. Обязательства власти на себя взяли, но выполнить их, судя по параметрам пенсионной реформы, не смогут.

Но еще более острая проблема заключается в том, что огромная часть общества вообще останется без средств к существованию. И не через 20−30 лет, а уже совсем скоро. Это те, кому в будущем государство откажет в пенсии по причине недостаточного трудового стажа и суммы выплаченных взносов.

Уже сейчас число отказов в назначении страховой пенсии по старости увеличивается с каждым годом. Если в 2017 году отказ получили 125 тысяч человек, то в 2018 году без пенсии оставили уже более 170 тысяч граждан. Очевидно, что число таких неприкаянных стариков и дальше будет только расти.

В настоящее время пенсионные взносы в ПФР не выплачивают 15 млн. человек. Скорее всего, это те, кто занят в «серой» экономике. По мере того, как они будут стареть, армия пожилых людей без средств к существованию станет многомиллионной. И после это власти и дальше будут утверждать, что Россия — социальное государство?

Интересы столь значительной части общества невозможно игнорировать. Чем дожидаться чрезвычайных социальных последствий, лучше уже сейчас отменить пенсионную реформу. Если Кремль не решится на такой шаг, часть голосов избирателей власти перетечет к левой оппозиции, выступающей против ограбления стариков.

Однако ничто не указывает на готовность власти не только отменить, но и даже скорректировать пенсионную реформу. Так, разумное предложение депутата Госдумы Николая Харитонова о возвращении прежнего пенсионного возраста на Севере и Дальнем Востоке для закрепления там местых жителей правительство отвергло.

Социальный психолог Алексей Рощин считает, что неплатежи россиян в ПФР имеют как объективную — экономическую, так и субъективную — психологическую причину.

— Цифра в 15 млн. россиян, которые не платят пенсионные взносы, коррелирует с тем, что говорила Ольга Голодец о масштабах теневой экономики в России. Там как раз говорилось о 15-ти, а то и 20 млн. неплательщиков. Это люди, занятые в так называемой гаражной экономике, которая никак не отражается в отчетности. Это всякого рода мастерские, лесопилки, шабашки и т. п., где люди работают чисто за «кэш», работают сезонно или вообще не работают, а живут с огородов.

К сожалению, многие плохо представляют себе, как живет реальная Россия. Ориентируются в основном на Москву и Петербург. Официальная экономика — это лишь часть экономики России.

«СП»: — Почему бы людям, раз они знают, что рискуют остаться без пенсии, не уволиться из «серой» компании и не устроиться в «белую»?

— Люди, может, и хотели бы официально зарегистрироваться, работать «в белую», отчислять, как положено в Пенсионный фонд, но для большой части населения просто нет такой возможности. Они могут либо работать неофициально у «серых» работодателей, либо вообще никак не работать. Это, кстати, касается и работодателей тоже. Они тоже порой живут на грани света и тьмы, и поэтому не могут и не хотят оформлять своих наемных работников официально, а значит, выплачивать взносы на них в ПФР. Они и сами часто не подпадают под пенсионное обеспечение.

Однажды, когда люди будут массово достигать пенсионного возраста, а оснований платить им пенсии не будет, эту проблему государству придется как-то решать.

«СП»: — Понятно, что подходящей работы порой нет, но значит, нужно искать, находить и все равно платить государству пенсионные взносы. Иначе, в 60−65 лет зубы на полку…

— Если оценивать эту ситуацию с психологической точки зрения, то тут, конечно, есть и надежда на русский авось. У многих наших людей очень низкий горизонт планирования. На Западе начинают копить на пенсию чуть ли не сразу после окончания университета — человеку еще только 22 года, а он уже прикидывает, какой у него будет пенсионный план и что будет делать на пенсии. И вообще там планируют и на 10, и на 15 лет вперед. А в России максимальный горизонт планирования — полгода. Дальше не загадывают. Причем, это уже у всех — и у тех, кто работает «в белую», и тех, кто работает «в серую».

«СП»: — Это что, люди сами виноваты?

— Наша история приучила людей, что в стране все порой меняется так внезапно и так быстро, что что-то планировать просто глупо. Есть даже поговорка: «Хочешь насмешить Бога, расскажи о своих планах». Поэтому люди не считают нужным даже когда они близко к пенсии, задумываться о том, на что они будут жить в старости.

Люди помнят историю с обнулением своих сбережений в 1991 году. Они копили-копили, верили, что у них масса денег, а это все превратилось в опилки. Потом, в 1990-е годы, примерно то же самое случилось и с пенсиями. В советский период была все-таки существенная дифференциация — пенсии повышенные, пониженные. А в 1990-е стали платить по минималке, да еще и с очень большой задержкой. Из последнего — заморозка накопительной части пенсий. Эта историческая память показывает людям, что нет смысла планировать надолго.

По мнению заместителя председателя комитета по социальной политике Госсовета Республики Татарстан Артема Прокофьева, отмена пенсионной реформы неизбежна, но для этого должна произойти смена власти в стране.

— У нас в республике я как раз занимаюсь социальным направлением. Когда говоришь с избирателями о пенсионной реформе, понимаешь, что люди чувствуют себя не просто обманутыми, но даже ограбленными государством. Это больше чем недоверие, которое и так было. Теперь все еще хуже. И это теперь долгосрочная история. Мы не знаем, как это в дальнейшем обернется для нашего государства.

«СП»: — К сожалению, теперь в отмену пенсионной реформы верится с трудом…

— Ничего подобного! Возвращение к показателям, которые у нас были — это абсолютно реальная вещь. Не менее реальная, чем смена правительства или другие изменения в стране. А то у нас порой все, что ни делает власть, начинает восприниматься как данность, которую нельзя изменить. Это абсолютно не так. Изменить можно и нужно и я уверен, что мы вернемся к прежним параметрам.

Не случайно появились идея вернуть прежний пенсионный возраст на Дальнем Востоке. Есть еще десятки инициатив, которыми пытаются подлатать последствия пенсионной реформы. Но на самом деле исправлять надо не трагические последствия, а саму причину. Очевидно, что реформа провалилась. Она ударила по самой основе власти — рейтингу Путина и оказалась негодной и с экономической точки зрения.

Однако отменить реформу властям тяжело и политически и морально, потому что это будет признанием собственной вины. Поэтому я думаю, что мы придем к отмене этой реформы, но это будет связано со сменой политического руководства нашей страны.

О подходах к вопросу пенсионного обеспечения в старости «СП» рассказала специалист по социальной защите Бюро Международной организации труда в Москве Ясмина Папа.

— Конвенция МОТ 1952 года устанавливает минимальные стандарты защиты на случай возникновения девяти видов социальных рисков, с которыми сталкивается человек на протяжении жизни. Среди этих рисков — старость. И Конвенция предполагает определенные обязательства стран с целью соблюдения ключевых принципов. Среди них: обеспечение финансовой, бюджетной и экономической устойчивости пенсионной системы, управление с участием всех заинтересованных сторон, предсказуемые и адекватные пособия и надлежащее управление.

«СП»: — Каков вообще международный опыт в определении размера пенсии?

— В качестве пособия по старости может быть минимальная доля прошлого заработка, либо минимальная доля заработной платы неквалифицированного работника (типичного получателя пособия).

Примеры из разных стран показывают, что заработная плата для расчета будущей пенсии определяется по-разному: это может быть средняя заработная плата за весь трудовой стаж работника (Германия) либо его/ее самая высокая заработная плата за определенный период (Бразилия и до последнего времени Австрия). Некоторые страны для расчета минимального размера пенсии в соответствии с Конвенцией № 102 используют заработную плату «стандартного получателя пособия» (неквалифицированного работника).

Другие (Германия, Нидерланды, Словения, Испания, Швеция, Румыния) для расчета пенсии работника берут сумму, равную 125% его/ее средней заработной платы. Такой подход является гендерно нейтральным. Решение о том, какой принцип использовать, принимается в ходе трехсторонних консультаций.