Песня про Пушкина

Серебряная свадьба
Саша, Саша, погоди! Саша, Саша не ходи На речку, на Черную речку, Там конечная.P.S. Чёрная речка

Текст песни «Серебряная свадьба — Саша, Саша, погоди! Саша, Саша не ходи На речку, на Черную речку, Там конечная.P.S. Чёрная речка»

Саша, Саша, погоди!
Саша, Саша не ходи
На речку, на Черную речку,
Там конечная.
Саша, Саша, посмотри
Как красиво снегири
Танцуют на веточках.
Подумай о деточках!
Сядь, покури, Саша,
Сядь покури, подумай!
Черная речка, черный пистолет,
Какая встреча, такой и привет.
Черная речка, черный пистолет,
На снегу два человечка,
Хлоп, — и одного уже нет…
Нет, нет, нет, нет, нет, нет, нет,
Саша не ходи, подумай!
Нет, нет, нет, нет, нет, нет, нет,
Саша, не ходи, не ходи!
Вот шампанского ведро,
Вот «Женитьба Фигаро»,
Но не ходи на речку,
На Черную речку!
Саша, Саша, Саша, Саша!
Ты же солнце наше,
А Дантес — да что с Дантесом,
Иди он лесом!
Там ветер, лед, Саша,
Там пуля в живот…
Черная речка, черный пистолет,
Какая встреча, такой и привет.
Черная речка, черный пистолет,
На снегу два человечка,
Хлоп, — и одного уже нет…
Нет, нет, нет, нет, нет, нет, нет,
Саша не ходи, подумай!
Нет, нет, нет, нет, нет, нет, нет,
Саша, не ходи, не ходи!
(проигрыш)
Черная речка, черный пистолет,
Какая встреча, такой и привет.
Черная речка, черный пистолет,
На снегу два человечка,
Хлоп, — и одного уже нет…
Нет, нет, нет, нет, нет, нет, нет,
Нет, нет, нет, нет, нет, нет,
Нет, нет, нет, нет, нет, нет, нет,
Нет, нет, нет, нет, нет, нет…

Творчество Пушкина в музыке

10 февраля исполнилось 170 лет со дня гибели поэта

В своем драматическом произведении «Каменный гость» Александр Пушкин восклицает: «Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает, но и любовь — мелодия!» Не располагаю данными (информацией) о том, занимался ли Пушкин музыкой, играл ли на каком-либо инструменте, подобно Толстому, Грибоедову, Лермонтову? Но можно предположить, что это был человек с музыкальными способностями, который умел свои переживания, идеи и чувства гениально выражать ритмически организованными звуками. Он был любим выдающимися композиторами. Общался с Глинкой, Верстовским, Яковлевым, братьями Вильгорскими, Алябьевым, Титовым, Варламовым, Булаховым и др.

Отношения Пушкина к опере, в частности, к композитору Россини выражено в следующем отрывке из «Евгения Онегина»:

Уже темнеет вечер синий,
Пора мне в оперу скорей.
Там упоительный Россини,
Европы баловень — Орфей.
Не внемля критике суровой,
Он вечно тот же, вечно новый.
Он звуки льет, они кипят,
Они текут, они горят,
Как поцелуи молодые.
Все в неге, в пламенной любви,
Как закипевшего аи
Струя и брызги золотые.

Русская музыка неразрывно связана с великими традициями русской классической литературы. Русская опера все время ориентируется на Пушкина. Эталонами являются: «Руслан и Людмила» — былинно-эпическая опера Глинки; «Борис Годунов» — историко-трагическая опера Мусоргского, «Евгений Онегин» — лирическая опера Чайковского; «Пиковая дама» — психологическаая опера Чайковского.

Я остановлюсь на перечисленных четырех операх, которые заслужили международное признание и являются мировой классикой — как поэтической, так и музыкальной. Секрет их популярности, их долголетия в том, что каждая из них написана двумя гениями — авторами сюжета и музыки.

Опера «Руслан и Людмила» была написана в 1820 году. Пушкин назвал поэму «Мое игривое творение». Увертюра к опере звучит как музыкальный фейерверк. Опера прозвучала впервые в Петербурге в 1840 году, т.е. через 5 лет после гибели поэта. Искрящаяся светом, юмором пятиактовая опера. Над созданием либретто трудились композитор Глинка, поэт Кукольник и еще три поэта.

Трагедия «Борис Годунов» была написана поэтом в 1825 году. Опера была написана Мусоргским через 44 года, т.е. в 1869 году и поставлена в Петербурге. Опера, к сожалению, была закончена Римским-Корсаковым в связи со смертью композитора Мусоргского. Цензура вначале запретила оперу и предложила ввести любовный сюжет. Пришлось создать роль Марины Мнишек.

И поэт, и композитор уделяют большое внимание трагедии совести, переживаемой царем Борисом. Многогранный образ Бориса Годунова является одним из высших достижений мирового поэтическогго и оперного творчества. Либретто написано Мусоргским.

Опера «Евгений Онегин» (семилетний труд Пушкина — 1823—1830 гг.). Поэма начата в Кишиневе и окончена в Болдино. Появление оперы в 1878 году ознаменовало собой новый этап в русском оперном искусстве. Это уже была опера не на былинный или исторический сюжет, а на современную тематику. Как и у Пушкина, главным действующим лицом оказалась Татьяна Ларина, но храня верность великому поэту, предложение назвать оперу «Татьяна Ларина» отклонили. Не могу не выразить мое личное отношение к этому музыкально-поэтическому чуду. После первого прослушивания оперы меня долго преследовала мелодичная увертюра. И теперь она звучит в моих ушах.

Велика роль либреттистов Петра Ильича Чайковского и Шиловского, которые, прикоснувшись к творению Пушкина, сумели так органично включить в превосходную ткань оперы отдельные стихотворные тексты: арию Гремина, ариозо Ленского и др. Образ Татьяны — собирательный. Изумительный дуэт Татьяны и Ольги — не что иное, как стихотворение «Певец», написанное Пушкиным еще в лицее.

Опера «Пиковая дама». Повесть написана поэтом в 1833 году (в течение одного года). Чайковский трудился над оперой 41 день. Трудно себе представить, что за такой короткий срок Чайковский создал оперу, которая является одним из величайших достижений мирового музыкального искусства.

Либретто написано Модестом Ильичом Чайковским (братом композитора). Из письма Чайковского брату: «Или я сильно ошибаюсь, или «Пиковая дама» в самом деле шедевр».

В России премьера состоялась в 1890 году в Мариинском театре через 57 лет после написания поэтом повести.

Горячо увлеченный сюжетом композитор обращает внимание на раскрытие сложных психологических процессов, руководящих поступками героев. И композитор, и либреттист глубоко вникли в суть пушкинской повести и благодаря этому лаконичный сюжет перерос в гениальную оперу с великолепными ариями, дуэтами, которые так завораживают слушателей.

Прообразом старой графини явилась 90-летняя княгиня Голицына, властная дама, которая умудрилась умереть в один год с Пушкиным.

Графиня исполняет романс из французской оперы композитора Гретри. Завораживающе звучит тема рока. В конце звучит тема любви, побеждающая мрачную тему трех карт.

Следует отметить, что опера была впервые поставлена в Париже в 1850 году, на 40 лет раньше, чем в России. Создателями ее были поэт Скриб (либреттист) и композитор Галеви.

Довелось ли слушать свои творения Пушкину в музыке? Известен следующий факт. Услышав в 1823 году романс на свои стихи, он был так очарован исполнением, что под влиянием этого посвятил стихи исполнительнице. Ею была княгиня Мария Александровна Голицына — внучка Суворова — великосветская дама, музыкант, певица.

Свою благодарность Пушкин выразил в стихотворении, отрывок из которого прилагаю.

Давно о ней воспоминанье
Ношу в сердечной глубине.
Ее минутное вниманье
Отрадой долго было мне.
Твердил я стих обвороженный,
Мой стих — унынья звук живой,
Так мило ею повторенный,
Замеченный ее душой.
Вновь лире слез и тонкой муки
Она с участием вняла.
И ныне ей передала
Свои пленительные звуки.
Довольно: в гордости моей
Я мыслить буду с умиленьем.
Я славой был обязан ей,
А, может быть, и вдохновеньем.

Кстати, я назвала двух Голицыных, но у Пушкина была знакомая еще третья Голицына — Евдокия Ивановна. Пушкин посещал ее салон. Это была красивая образованная дама. Он посвятил ей стихи и, по выражению Вяземского, «был маленько приворожен ею». Она была старше Пушкина на 19 лет.

Не останавливаюсь подробно на остальных операх. Я только назову следующие оперы и композиторов: «Мазепа», музыка Чайковского; «Сказка о царе Салтане», «Золотой Петушок», «Моцарт и Сальери» — композитор Римский-Корсаков; «Дубровский» — композитор Направник; «Русалка», «Каменный гость» — Даргомыжский; «Скупой рыцарь», «Бахчисарайский фонтан», «Граф Нулин» написаны Асафьевым; «Пир во время чумы», «Капитанская дочка» — композитор Кюи; «Алеко» — дипломная работа Рахманинова; «Медный всадник» — балет Глиера; «Барышня — крестьянка» — композитор Минкус.

Великий танцовщик, пушкинист и пропагандист творчества поэта Сергей Лифарь поставил в Париже балет «Пиковая дама», пользовавшийся в течение нескольких сезонов бешеным успехом у взыскательной французской публики.

Всего по произведениям Пушкина создано более 20 опер и более 10 балетов.

Музыку к кинофильмам написали наши современники Прокофьев, Шостакович, Асафьев, Шапорин. Блестящие мелодии — вальс и романс — написаны Свиридовым к произведениям Пушкина «Метель» и «Выстрел».

У многих сюжетов числится от 5—10 до 40 авторов музыки. По неточным данным, Пушкиным написано более 450 стихотворений. Более 100 созданы в лицее.

Лицейская лирика представляет для нас исторический интерес, показывая, с чего начинал поэт. Адресатами Пушкина были воспетые им красавицы, каждая из которых становится музой. Увлекался он многими, порой одновременно.

Предметом первого юношеского увлечения А.П.Бакуниной (сестрой лицейского товарища — Бакунина) посвящено стиихотворение «Милой Бакуниной».

В лицее написано стихотворение «Пробуждение»: «Мечты, мечты, где ваша сладость». Музыку написал Алябьев. Там же написано стихотворение «Певец», включенное через много лет в оперу «Евгений Онегин». Оно прозвучало в первом действии в дуэте Татьяны и Ольги: «Слыхали ль вы за рощей глас ночной» — музыка Чайковского. В лицее написаны «Черная шаль», музыка Верстовского, «Вакхическая песня», музыка Глазунова: «Да здравствует солнце, да скроется тьма!» — образец заздравного пения в честь Вакха — бога веселья и вина.

Одно из первых стихотворений, ставших через много лет романсом, посвящено Марии Раевской, дочери генерала, с семьей которого поэт ездил по Крыму в 1820 году.

В том же году было написано посвященное ей стихотворение «Редеет облаков летучая гряда» (композитор Танеев). Ей же посвящена поэма «Полтава».

В 1826 году состоялась прощальная встреча поэта с Марией Волконской у Зинаиды Волконской. Мария уезжала в Сибирь вслед за генералом Волконским — сосланным декабристом. В 1825 году Пушкин пишет посвящение няне, «душе Арине Родионовне» — «Зимний вечер». Можно предположить, что Пушкин слышал эту песню на музыку лицейского товарища Яковлева.

В том же 1825 году, отбывая ссылку в Михайловском, Пушкин часто посещает проживающую в Тригорском Прасковью Осипову. В ту пору там гостила Анна Керн (после развода с мужем). Между поэтом и Анной Керн разгорается страстный роман. Это был месяц романтической влюбленности. Воспоминание об их первой встрече в 1819 году в доме Олениных послужило поводом для стихотворения «Я помню чудное мгновенье». Музыку написал Глинка.

В 1824 году, живя в Одессе, Пушкин увлекся Амалией Резнич. Итальянка, красавица, жена крупного коммерсанта. Она уехала на родину, в Италию, и там вскоре умерла. Узнав о ее смерти, Пушкин посвящает ее памяти стихотворение. Через много лет Бородин написал великолепную музыку.

Для берегов отчизны дальней
Ты покидала край чужой.
В час незабвенный, в час печальный
Я много плакал пред тобой…

В1829 году Пушкин написал стихотворение «Я Вас любил» — одно из лирических признаний в любви. Врядли кто-либо рассказал с такой искренностью о своей ушедшей любви, как это сделал Пушкин в восьми строчках. Этот стихотворный шедевр был посвящен Анне Олениной — дочери президента Академии художеств. В том же 1929 году поэт сделал предложение Анне, но брак не состоялся… Прекрасная мелодия написана молодым Шереметьевым.

Одной из постоянных привязанностей была графиня Воронцова — Елизавета Ксавельевна. Знакомство состоялось в Одессе в 1823 году. Женщина умная, обольстительная, она была старше Пушкина на 7 лет. Отношения Пушкина и Воронцовой выходили за рамки светских ухаживаний, и это перестало быть тайной для мужа-губернатора.

Переписка Пушкина с Воронцовой длилась шесть лет. Он рисует на полях рукописей ее профиль. Дело в том, что по требованию самой Воронцовой Пушкин сжигал письма, полученные из Одессы, боясь разоблачения. Об этом рассказывала сестра Ольга Анненкову, одному из первых биографов Пушкина. Воронцовой посвящены следующие стихотворения: «Ночь», написана в 1923 году. Музыку написал Рубинштейн.

«Сожженное письмо» — 1823 год. Музыку написпал Кюи. «В крови горит огонь желанья». Написано в 1825 году. 27 композиторов написали музыку. Самый популярный романс написал Глинка. «Талисман» — 1827 год. Через два года написал музыку Титов Н.Ф. В этом стихотворении речь идет о перстне с сардолитом. На нем была надпись на древнееврейском языке. С этим подарком Воронцовой поэт не расставался. Умирая, он вручил его Жуковскому.

«Прощание» (отрывок):
В последний раз твой образ милый
Дерзаю мысленно ласкать.
Будить мечту сердечной силой
И с негой робкой и унылой
Твою любовь воспоминать.

Музыку на это стихотворение написал Есаулов.

В 1828 году состоялось знакомство на балу с Натальей Гончаровой. Ей посвящается стихотворение «Не пой, красавица, при мне ты песен Грузии печальной». Романс, исполняемый в наше время, написан композитором Рахманиновым. Музыка чудесная, органично слита с текстом. Всего 20 композиторов сочиняли на это стихотворение музыку.

Уже будучи женихом, Пушкин посвящает своей невесте стихотворение «Мадонна». К жене обращено и одно из последних пушкинских стихотворений — сокровенное и горькое признание «Пора, мой друг, пора». Музыка Есаулова. Последняя глубокая и нежная любовь оказалась самой трагической и гибельной для поэта.

Хочется завершить оценку роли Пушкина в искусстве словами великого Федора Шаляпина: «Эх, если существует загробная жизнь и если встретить там Пушкина А.С да пожать ему руку, так умереть было бы одно удовольствие!». В Мамонтовской частной опере Шаляпиным были созданы великие пушкинские роли-образы Мельника, Сальери, Варлаама, Бориса Годунова, Алеко и др. — всего 18 ролей. После спектакля «Алеко» Рахманинов писал, что он до сих пор слышит рыдания Алеко-Шаляпина.

Большой знаток музыки, Пушкина и поэзии вообще Рубен Симонов воскликнул: «Для меня в искусстве существуют только Пушкин, Шаляпин и Бог».

Устами Сальери Пушкин произнес: «Ты, Моцарт, Бог, и сам того не знаешь!» Можно сказать, что и сам Пушкин не знал этого о себе…

Как и многие мои сверстники, я была воспитана в духе преклонения перед русской культурой и перед первым поэтом России. И меня беспокоит мысль о том, что русская культура замкнется на нашем поколении. А наши внуки и правнуки ничего не будут знать о Пушкине или будут смотреть и слушать классические оперы в недостойных, извращенных постановках… В назидание моим пра-пра… я посвятила стихотворение поэту к 200-летию со дня его рождения. Привожу последнюю строфу:

Я хочу, чтоб наши внуки
Его имя сберегли
И волшебной лиры звуки
Сквозь столетья пронесли!

За стихотворение «У поэта именины» мне присвоено звание лауреата конкурсов 1999 и 2001 годов.

Анна САГАЛОВСКАЯ, Чикаго

Пушкин (сериал)

Новый и уже второй по счету (первым был ‘Последний из Магикян’) сериал немногообещающего режиссера Акаки Сахелашвили рассказывает историю вора-карманника, скрывающегося под гримом любимого всеми Александра Сергеевича Пушкина среди толпы туристов на Дворцовой площади и умело пользующийся моментом, когда любопытные зеваки желают сделать с ним очередное фото или селфи, чтобы стянуть все, что недалеко спрятано. Однако, справедливость торжествует и злоумышленника заставляют предстать перед законом, но на его счастье во время съемок дорогого и масштабного фильма о жизни упомянутого поэта получает травму исполнитель главной роли, а наш герой оказывается жутко на него похож. Продюсер и режиссер картины под угрозой спонсорского негодования решаются на авантюру и приглашают принять участие в съемках воришку с Дворцовой площади, для которого это могло стать не только спасением, но и личным вызовом, однако… Однако на деле оказывается, что никакой интриги нет, как и развития итак не самого интересного сюжета. Александр Молочников играет сразу двух персонажей: надменного актера-самолюбца Андрея Червонского и того самого карманника-неудачника, но проблема в том, что ни тому, ни другому не хочется сочувствовать. Бывают, конечно, случаи, когда объяснимы причины плохих поступков людей, в том числе и причин для кражи много: от банального ‘нету денег’ до робингудовского ‘беру у богатых — даю бедным’, но тут абсолютно немотивированный отталкивающий персонаж, за которым нет желания наблюдать. С профессиональным актером дела обстоят еще хуже, ибо Молочников мечется из крайности в крайность, преподнося только лишь антиподов хороших людей. Ну а когда не заинтересован в главной фигуре повествования, как-то невольно пропадает запал смотреть и на все остальное. Попытки показать съемки фильма в фильме, якобы раскрывая для нас ту самую занавесу, за которую мы обычно не заглядываем, выступая зрителями и довольствуясь всем готовеньким, остаются попытками и ничего интересного из себя не представляют. Никакой изюминки, чего-то полезного или хотя бы просто способного заинтересовать обыкновенного обывателя нет, а юмор формата ‘Даешь молодежь!’, которым здесь пытаются залатать нескончаемые дыры в сценарии, изжил себя уже лет так пять назад. И понимаете, ведя Я — далеко не какой-нибудь ханжа, и стараюсь уважать чужой труд в любых проявлениях, однако ‘Пушкин’ — это что-то невразумительное, бесполезное и непонятно в каких целях и для кого выращенное полотно на базе ‘СТС’. Бессюжетный формат повествования с отталкивающими одним видом героями, плюющими на все с экрана телевизора, ничего не оставляет, кроме как плюнуть им в ответ. Разве можно осквернять фамилию Александра Сергеевича одним лишь упоминанием в подобном проекте и помещать его в название лишь для пиара? Да на фоне этого проекта ‘Папины дочки’ и ‘Воронины’ будут выглядеть недосягаемыми шедеврами, так что не могу ничего посоветовать, кроме как перестать страдать фигней и завершать сие прелюбодействие прямо сейчас, неважно на какой серии — главное перестать тратить свое и зрительское время на то, что хочется забыть моментально после просмотра. Если КиноПоиск когда-нибудь добавит к оценкам за фильмы ‘ноль’, то Я уже знаю, чему присвою данную цифру, а пока ‘единица’ и большой-большой дизлайк!

Пушкин и музыка

В истории мировой литературы вряд ли можно найти имя писателя или поэта, творчество которого так же широко отразилось бы в музыке, как творчество Пушкина. Музыкальная пушкиниана насчитывает тысячи названий. Сюда входят оперы и романсы, симфонические произведения и музыкальные драмы, балеты и народные песни.
«Пушкин—неисчерпаемый родник для русской музыки», — писал А. Н. Серов. А замечательный русский композитор А. К. Лядов говорил: «О Пушкин, Пушкин! Вечный, лучезарный, свободный художник… Вот перед кем могу стоять на коленях!»

Любовь и тяготение композиторов к творчеству Пушкина объясняется тем, что мысли и чувства поэта общечеловечны, весь строй его произведений ярок и эмоционально насыщен, фраза богата содержанием. Бесконечное разнообразие тем и образов позволяет каждому находить у Пушкина родное, близкое своей индивидуальности, зажигаться его поэтическим вдохновением. Произведения поэта отличает стройность, их язык звучен и гармоничен. В. Г. Белинский в статье «Разделение поэзии на роды и виды» приводит стихотворение «Ночной зефир струит эфир» как пример лирического произведения, в котором почти стираются границы, отделяющие поэзию от музыки. «Что это такое? Волшебная картина, фантастическое видение или музыкальный аккорд?.. Что это: поэзия, живопись, музыка? Или и то, и другое, и третье, слившееся в одно, где картина говорит звуками, звуки образуют картину, а слова блещут красками, звучат гармонией и выражают разумную речь…»

Если роль творчества Пушкина так велика в развитии русской музыкальной культуры, то не менее интересно проследить, какое же значение имело музыкальное искусство в жизни и творчестве самого поэта.
Сила воздействия музыки на Пушкина была очень велика. Часто, упоенный звуками, поэт произносил: «И замереть и умереть можно…» Пушкин — единственный из русских поэтов — писал стихи на определенную мелодию. Так, под впечатлением услышанной в Бессарабии цыганской песни поэт создает полную страстного огня и драматизма песню Земфиры, а под непосредственным воздействием восточной мелодии рождается стихотворение «Не пой, красавица, при мне».
С детских лет и до конца дней Пушкин сохранил любовь к народной музыке и песне. Вспоминая юношеские годы, поэт писал, обращаясь к няне:

Ты, детскую качая колыбель,
Мой юный слух напевами пленила
И меж пелен оставила свирель,
Которую сама заворожила.
(«Наперсница волшебной старины»)

Русская песня для Пушкина была не только источником эстетического наслаждения, но и своего рода историческим документом. Собирая материалы по истории Пугачевского восстания, поэт внимательно изучает песни того времени. Приезжая в Москву, он часто бывает в доме братьев Киреевских, один из которых — Петр Васильевич—был известным собирателем русской песни.
Во время долгих переездов по России Пушкин знакомится с ямщицкими песнями.

Пой — в часы дорожной скуки
На дороге в тьме ночной;
Сладки мне родные звуки
Звонкой песни удалой.
Пой, ямщик!
Я молча, жадно
Буду слушать голос твои.
(«В поле чистом серебрится»)

Не только русские, но и восточные мелодии пленяли слух поэта. Живя на Кавказе, Пушкин слушает песни горцев, в Кишиневе его увлекают турецкие песни в исполнении гречанки Калипсо Полихрони, по словам Пушкина, знакомой с Байроном. Всю жизнь любя «дикие напевы» цыган, Пушкин в Бессарабии даже присоединяется к табору и позднее в поэме «Цыганы» пишет, что

В походах медленных любил
Их песен радостные гулы.

Поэт часто обращается в своем творчестве к фольклору: пение Баяна в «Руслане и Людмиле», черкесская песня в «Кавказском пленнике», татарская песня рабынь в «Бахчисарайском фонтане», песня девушек в «Евгении Онегине», шотландская народная песня в трагедии «Пир во время чумы» и так далее.
Не одна только народная музыка завоевывает симпатии поэта. Пушкину хорошо известно все современное ему музыкальное искусство—будь то русская или зарубежная опера, симфоническая или камерная музыка.
Уже в лицейские годы в домашнем театре графа В. Толстого поэт знакомится с модными в то время операми Е. Фомина и Д. Паизиелло; кроме этого он бывает на музыкальных вечерах учителя музыки Теппера. После окончания лицея круг музыкальных впечатлений значительно расширяется. С музыкой поэт соприкасается в концертных залах музыкальных собраний, в театрах, на вечерах у друзей-музыкантов. Постепенно формируется его музыкальный вкус, выявляются музыкальные привязанности.
Жизнь Пушкина в Петербурге со времени окончания лицея (1817) и до момента ссылки на юг (1820) богата музыкальными впечатлениями. Поэт слушает игру знаменитого пианиста Джона Фильда, восхищается пением известной итальянской певицы Каталани, знакомится с композиторами Верстовским и Алябьевым.
В этот период театр — трагедия, комедия, опера, балет — занимает весьма значительное место в жизни Пушкина.

Часто в письмах Пушкин говорит о Россини. Из Одессы поэт пишет Дельвигу: «Правда ли, что едет к нам Россини и итальянская опера? Боже мой! Это представители рая небесного. Умру с тоски и зависти». А в письме к Вяземскому он замечает: «Твои письма оживляют меня, как умный разговор, как музыка Россини».

Возвратившись из ссылки, Пушкин с жадностью и восторгом окунается в мир искусства. Он завсегдатай на концертах в филармоническом зале. Весьма интересны программы этих концертов: Реквием Моцарта, «Сотворение мира» Гайдна, симфонии Бетховена. Пушкин — частый гость и на музыкальных вечерах у Виельгорских, у Зинаиды Волконской, дом которой был, как писал Вяземский, «волшебный замок музыкальной феи… Там стены пели: там мысли, чувства, разговор, движения— все было пение». Известно, что в первое знакомство с Пушкиным Зинаида Волконская поет ему элегию «Погасло дневное светило», положенную на музыку весьма известным в те годы в Москве пианистом и композитором И. Геништой.
Будучи другом талантливой пианистки М. Шимановской, поэт пишет в ее альбом слова, которые передают его отношение к музыке: «Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает, но и любовь — мелодия». Эти строки потом вошли в маленькую трагедию «Каменный гость».
Приезжая в Москву, Пушкин бывает в Петровском (теперь Большом) театре. В московских и петербургских театрах шли в то время оперы: «Волшебная флейта», «Дон Жуан» Моцарта, «Волшебный стрелок» Вебера, «Фенелла» Обера.
Известно, что Пушкин был на первом представлении оперы Глинки «Иван Сусанин» 27 ноября 1836 года. Многие тогда не поняли оперы, но Пушкин оценил ее сразу и ответил на злобные выпады клеветников стихами:

Слушая сию новинку,
Зависть, злобой омрачась,
Пусть скрежещет, но уж Глинку
Затоптать не может в грязь.

Музыка Глинки была дорога и понятна Пушкину. Известно, что поэт часто встречался с Глинкой, слушал его у Дельвига, Олениных, Шимановской, Керн, Жуковского. На музыкальных вечерах у Дельвига «он (Глинка.—Е. С.) часто услаждал весь наш кружок своим дивным вдохновением», — вспоминает А. Керн.
Нередко на вечерах исполнялись романсы и песни на слова Пушкина. Еще в юношеские годы его стихи были переложены на музыку лицейскими композиторами Н. Корсаковым и М. Яковлевым; постепенно круг музыкантов, обращающихся к поэзии Пушкина, расширяется. При жизни поэта на его тексты писали романсы Верстовский, Алябьев, Титов, Виельгорский, молодой Глинка и многие другие. Композиторов в этот период интересовали стихотворения Пушкина, имеющие куплетную форму, воспевающие любовь и природу. Многие романсы входят в постоянный светский репертуар («Черная шаль», «Старый муж» А, Верстовского, «Зимний вечер» М. Яковлева, «Погасло дневное светило» И. Геништы).
С 1823 по 1837 год русскими композиторами написана музыка более чем к 70 лирическим произведениям Пушкина. Некоторые стихи Пушкина выходили в свет вместе с нотами. Так, «Слеза» появилась в виде романса композитора М. Яковлева — лицейского друга Пушкина; таким же образом было опубликовано стихотворение «Я здесь, Инезилья» с музыкой Глинки.
Большое число стихотворений поэта в 20-е годы пелось как городская песня: «Черная шаль», «Под вечер осенью ненастной», «Талисман», «Узник», «Буря мглою», «Девицы, красавицы», «Старый муж», «Любви, надежды, тихой славы».

Гениальная опера «Руслан и Людмила» М. Глинки (1842) открыла пути воплощения в музыке не только лирических, но эпических, фантастических и сатирических образов Пушкина.
Среди имен композиторов второй половины XIX века выделяются Даргомыжский, Мусоргский, Римский-Корсаков, Чайковский, которые в своих операх стремились раскрыть разные стороны творчества поэта: социальную, бытовую, историческую, политическую, философскую, лирическую.
Советские композиторы, во многом по-новому оценивая наследие великого Пушкина, также создали целый ряд значительных сочинений. Истинный патриотизм Пушкина, глубокая народность его творений, яркая национальная окраска, сочность и богатство русского языка — вот те черты его поэзии, которые особенно созвучны советскому человеку. Именно этим можно объяснить, что советские композиторы неустанно вносят свой вклад в музыкальную пушкиниану, претворяя лирические, драматические, эпические и сказочные образы его произведений в музыку.

Только за послеоктябрьский период написано 600 романсов и хоров, до двадцати балетов, более десяти опер, музыка к спектаклям и кинофильмам. Эти цифры с годами растут, и мы можем смело сказать, что уже сейчас почти каждое лирическое произведение Пушкина воплощено в музыке. Среди советских композиторов можно назвать такие известные имена, как Глиэр, Прокофьев, Шостакович, Асафьев.
Интерес к сочинениям Пушкина проявляет не только советский народ, но и народы всего мира. Все больше появляется музыкальных произведений на его сюжеты зарубежных композиторов, которые по-своему их понимают и воплощают в звуках. Среди них следует отметить романсы Б. Бриттена (Англия), В. Лютославского (Польша), В. Новака (Чехословакия) и других.
Этот небольшой очерк хочется завершить словами В. Г. Белинского: «Пушкин принадлежит к вечно живущим и движущимся явлениям, не останавливающимся на той точке, на которой застала их смерть, но продолжающим развиваться в сознании общества. Каждая эпоха произносит о них свое суждение, и как бы ни верно поняла она их, но всегда оставит следующей за нею эпохе сказать что-нибудь новое и более верное».