Почаевский амфилохий

Преподобный Амфилохий Почаевский — «Знаете, что это за человек? Он весь мир спасает»

На Украине имя этого святого значит столько же, сколько в России имена наших великих подвижников. В Почаевской Лавре его почитают наравне с преп. Иовом, и это имеет особое значение, поскольку старец Амфилохий – наш современник. Здесь, на земле, его не стало в 1971 году.

А, между тем, и житие, и известные свидетельства об его молитвенной помощи сравнимы с житиями величайших святых, и кажутся достойными пера Симеона Метафраста(1). Плоды его монашеского подвига – одно из самых ярких и убедительных свидетельств того, что благодать в Церкви Православной не оскудевает, что «Господь вчера и днесь, и во веки Тот же».

Со своей паствой

Прошло двенадцать лет с тех пор, как мощи старца Амфилохия из Успенской Почаевской лавры на Украине были обретены нетленными. Их целостность и состояние примерно такие же, как у святых, почивающих в пещерах Киево-Печерской лавры. Старец как будто уснул, и произошло это не в 1971 г., а совсем недавно. В Церкви он прославлен как «преподобный», т.е. уподобившийся Господу в самых высоких добродетелях, но не будет преувеличением сказать, что жизнь его с момента прихода в монастырь до самого конца была непрекращающимся исповедническим подвигом.

Только люди достигшие духовной зрелости вправе произнести слова, которые однажды просто и сами собой вышли у оптинского иеромонаха о.Василия (Рослякова), – «хорошо было бы пострадать за Христа». Вспомним, даже такой великий святой, как Святитель Филарет Московский в молитве к Господу произносит со смирением: «…Не дерзаю просить ни креста, ни утешения! Только предстою пред Тобою…»

Готовность пострадать за Христа – удел совершенных. И, вот, старец Амфилохий был из тех, кому с полным сознанием пришлось нести мученический крест не однажды.

Вопрос о том, кому «не угодил» монах для верующих людей, в общем-то, не первостепенный. Одни вели его на расстрел, истязали в психиатрической лечебнице, избивали до полусмерти, другие отдавали распоряжения об этом… Важнее другое: поистине, несчастнейшие люди – те, кто становятся исполнителями воли духов зла, независимо от внешних – политических, идеологических или каких-либо иных мотивов. Истинная причина подобной ненависти открывается до конца, опытно, а не чисто умозрительно, в Почаеве, возле его мощей.

К престольному празднику в честь Успения Пресвятой Богородицы в лавру ежегодно приходит многотысячный крестный ход из Каменец-Подольского, и среди этого множества в сопровождении родственников – весьма необычные больные. Недуг этот не укладывается в картину эпилепсии. Как правило, он обостряется при приближении к святыням. Это невозможно отнести и на счет «актерского мастерства»: каждый в состоянии отличить произвольный, даже самый профессионально-исполненный крик, от крика нестерпимой боли, непроизвольного.

«Особые» больные рычат, издают потоки площадной брани по отношению к святым, и при этом особенно оскорбительные эпитеты достаются преподобному Амфилохию.

Впечатление не из легких, особенно когда подобный «набор» несется из уст хрупкой девочки, которую пытаются удержать несколько мужчин. Сила у больных такая, что не во всех случаях помогают и металлические наручники.

Самое сложное для сопровождающих – подвести их к мощам. В тех случаях, когда удается, эти страдальцы обычно успокаиваются. Проходит несколько минут, и пришедшие в сознание не помнят о своем недавнем состоянии.

Поклонение честным мощам – начало исцеления духовного. Впереди – исповедь, причастие, особый церковный чин – отчитки. В монастыре о подобных случаях говорят: «Гнал нечистых батюшка при жизни своей, гонит и сейчас. Не выносят они его присутствия.»

Старцу Амфилохию была дана особая благодать. Он обладал несомненной прозорливостью, даром молитвенного исцеления, освобождения одержимых, и брань его с невидимым миром, где действуют духи, была – «не на жизнь, а на смерть». Ему мстили и неотступно преследовали те, кого он опалял своей молитвой.

«Убивайте мене, а його не зачипайте!»

Шел 1947 год. Позади осталась страшная война, и уцелевшие в ней надеялись на то, что послевоенный мир станет мудрей и лучше. Казалось, и для Церкви наступило время благоприятное. После долгих гонений в храмах зазвучала молитва, открыли двери духовные учебные заведения, понемногу стали возвращаться из мест заключения освобожденные священники. Однако политическое «потепление», обязанное военным условиям, оказалось временным, а изменение стратегии в отношении Церкви относительным.

Ушли в прошлое показательные процессы над духовенством, теперь в них не было и необходимости: основная часть духовного сословия была физически уничтожена в период 20-х – 30-х годов. Но одновременно «достойной преемницей» Соловков стала созданная в к.40-х – нач. 50-х система Сиблага, как и предыдущая поглотившая миллионы жизней(2), а дела «возбуждающих опасения» священников решались уже в порядке «индивидуальном» и часто «внесудебном».

Так было и на этот раз, когда в келью иеромонаха из Почаевской лавры ворвались неизвестные вооруженные люди. Вели себя вызывающе, дерзко, поставили под дуло автомата и повели. В чем состояла «вина» человека, жившего уединенно в маленьком домике при монастырском кладбище и довольствовавшегося только самым необходимым? Для «конвоиров» достаточно было то, что он был одним из тех священников, к которым люди едут издалека.

Отца Иосифа, – таково было монашеское имя преп. Амфилохия до принятия схимы, – знали, благодаря его способности исцелять в тех случаях, когда не оставалось надежды получить помощь от врачей. Лечебная практика батюшки началась еще до его прихода в монастырь. Когда-то у сельского лекаря он выучился искусству костоправа.

А в начале 30-х, когда он был уже в постриге, случай открыл в нем умелого доктора и дерзновенного молитвенника. Лаврский иеромонах буквально «собрал» и поставил на ноги разбившуюся молодую пару: во время сельской свадьбы лошади понесли, и коляска, где сидели новобрачные, опрокинулась, причинив им тяжелые травмы. Усердие о. Иосифа, подкрепленное молитвой, произвело чудеса, и с тех пор к нему вереницей потянулись посетители. Чтобы не доставлять беспокойство монастырской братии, батюшка по благословению отца наместника перешел в отдельный домик. Лечение больных в сочетании с оказанием духовной помощи стало его постоянным «послушанием». В иные дни он принимал до 500 человек.

С началом Великой Отечественной войны поток посетителей увеличился. Было замечено, что иеромонах Иосиф безошибочно предсказывал, к кому вернуться мужья и сыновья, а кого ожидают потери. Этому предшествовали двадцать лет, проведенные в послушании и молитвенном подвиге. Внутренняя сторона монашеской жизни – пост, бдения, молитвенное правило, – была скрыта от посторонних глаз, явными оказались духовные плоды.

Отец Иосиф получил и еще один дар – видеть воочию и изгонять нечистых духов. И вторжение незваных гостей в 1947 г. не стало для него неожиданностью. Батюшка не сопротивлялся, даже тогда, когда у ворот ему объявили о том, что ведут расстреливать. Попросил разрешить ему помолиться. Прочел «Отче наш», «Богородице Дево, радуйся», «Верую», и начал читать по себе самом отходную, как вдруг другой лаврский монах – отец Иринарх бросился под дуло автомата: «Кого ви хочите убити?! Знаете, якiй вин чоловик? Вiн весь свiт спасае. Убивайте мене, а його не зачипайте!»(3) Что произошло с комбригом в этот момент, сказать трудно, только настроение его переменилось, и, высвободив оружие, он отпустил обоих.

«Живая стена»

В следующий раз смерть подступила совсем близко в 1962 году. В стране прогремело разоблачение «культа», начались «оттепель» и одновременно – возобновленная яростная атеистическая кампания. Новая «волна» докатилась и до Почаева, и однажды угроза уничтожения нависла над Троицким собором.

Когда же милицейский отряд во всеоружии стоял у дверей храма, и парализующее действие страха сковало присутствующих, отец Иосиф принял на себя всю ответственность за последующие события. Выхватив ключи от храма из рук начальника, и поспешно передав их наместнику, он призвал братию и прихожан оказать сопротивление погромщикам. В ход пошли колья, в считанные минуты вокруг о. Иосифа образовалась «живая стена», и собор отбили. А батюшку ожидала расправа.

Арестовали его ночью в собственной келье, и на «воронке» доставили в психиатрическую больницу, позаботившись и об «особых условиях» содержания. Место для него определили в палате буйных больных. На этот раз пришлось тяжело: от препаратов, которые ему вводили насильно, распухало все тело и лопалась кожа, и то, что отец Иосиф выдержал все, само по себе, было случаем исключительным. Поддерживала его только молитва: ни Евангелие, ни распятие передать в больницу врачи ему так и не позволили.

И, все-таки, особым промыслом старец был освобожден(4). Однако план вывезти старца за рубеж не осуществился. Отец Иосиф потихоньку ушел из квартиры во Львове, где его скрывали от возможных преследований.

«Без статьи и трибунала»

Возвращаться в Почаев было слишком опасно, и он поселился у племянницы в селе Иловица. Укрыться надолго ему, конечно же, не удалось: народ моментально освоил новое направление маршрута, а отказать просящим батюшка не мог. Ежедневно служил Водосвятные молебны. Случаи исцелений были необыкновенны. По молитвам о. Иосифа вернулся слух к девушке, которую когда-то в детстве сильно побила мачеха. Одна жительница Почаева избежала ампутации, угрожавшей ей из-за начавшейся гангрены. Известен и случай, когда прозрела слепая девочка. Есть свидетельство того, как старец вернул к жизни 13-летнего подростка, находившегося в состоянии клинической смерти.

Бывало, что «открывались глаза» и у стойких атеистов, когда дело касалось их собственных детей.

В отчаянии обратился как-то к о. Иосифу секретарь обкома. Диагноз, поставленный врачами его 18-летнему сыну, звучал как приговор: саркома. Старец предупредил, что лечение будет только духовным: молебны, святая вода, освященная пища. Через несколько недель от болезни не осталось и следа, а отец в благодарность распорядился выделить для удобства паломников маршрутный автобус Кременец – Малая Иловица.

Местные власти, обеспокоенные притоком людей в село, стали настраивать родственников против старца.

В декабре 1965 г. о. Иосифа ожидало новое испытание. Один из родственников завел его на окраину села к болотам, и жестоко избив, оставил умирать в ледяной воде. Восемь часов пролежал старец без помощи, пока его не обнаружили духовные чада. Опасаясь, что он не доживет до утра, его в ту же ночь отвезли в Почаевскую лавру, где постригли с именем Амфилохия, в честь святителя Амфилохия Иппонийского. Схима – это «край», определение – на жизнь или на исход. Старец пошел на поправку, и еще несколько лет служил людям в великом ангельском образе.

В Почаеве рассказывают, что кончина о. Амфилохия была насильственной и вызванной отравлением. Не раз старец говорил, что среди его послушниц есть «Иуда», но когда люди, страдавшие от поведения одной из его «помощниц», просили его удалить ее от себя, батюшка только смиренно призывал их терпеть, поскольку и сам он терпит.

У святых отцов в разных вариантах встречается мысль о том, что превозмочь диавола умом и хитростью невозможно. Зло коварно и могущественно, и победить его в мире можно только, взойдя на крест, через сознательное уподобление Христу. Но «проигравший» по счету лукавому, бесовскому, у Бога восстает в нетлении, венчается великой славою и имеет дерзновение молиться за многих.

1 Симеон Метафраст (Symeon Metaphrastes) (2-я половина 10 в.), византийский писатель. Составитель минология, сводного корпуса греческих житий святых (148 текстов), приспособленного к церковному календарю.

2 Ценнейшие исторические свидетельства об условиях содержания в одной из ее частей — Озерлаге принадлежат протоиерею Алексию Кибардину, состоявшему в духовнических отношениях с преп. Серафимом Вырицким. (См.: Святой преподобный Серафим Вырицкий и Русская Голгофа. С.-Пб., 2008. С. 306-317).

3 С. Вяткина. Благословенный Почаев. Светоч. Православный просветительский журнал (Пермь). 2004. № 2. C. 62

4 Есть сведения о том, что его освободила тогда из больницы дочь Сталина, Светлана Аллилуева, в благодарность за то, что батюшка исцелил ее от душевного недуга. (Жизнеописание Святого угодника Божия последних времен. // Свято-Успенская Почаевская лавра. С. Вяткина. Благословенный Почаев. Светоч. Православный просветительский журнал (Пермь). 2004. № 2. С. 63)

Использованные и рекомендуемые для чтения источники и литература:

Старец Амфилохий (Макрис): «Вся наша жизнь – небо»

Старца Амфилохия я не могла встретить – он окончил свой земной путь, когда я еще не родилась, в 1970-м году. Но то, что я верю и как я верю, – это его присутствие в моей жизни. Я попала в основанный им Благовещенский монастырь в 1997-м году и там впервые ощутила дух подлинного христианства – дух живой веры, смирения, свободы, радости, любви. Встречая духовных чад старца на островах Додеканеса, я их узнавала по этим свойствам.

Патмосский старец говорил о себе: «Я родился, чтобы любить. И мне неважно – это турки, или негры, или люди с белой кожей. В лице каждого я вижу образ Христа и ради Него готов принести в жертву все». Стяжанию любви отец Амфилохий посвятил свою жизнь, избрав с 17 лет путь монашества, а духовными ориентирами – Иоанна Богослова и Серафима Саровского (о котором, видимо, узнал от русских эмигрантов, приезжавших на Патмос).

Главное, чего желал старец приходившим к нему людям, – молиться: «Молитва – основа совершенства. Нет иного способа очищения и освящения, кроме умной молитвы: она наполнила рай святыми. И я прошу Бога даровать вам ее, ибо хочу передать вам то, что считаю драгоценнейшим».

Святой ученик святого учителя, Нектария Эгинского, он тот, о ком можно сказать: если есть старец Амфилохий, значит, есть Бог.

Старец Амфилохий (Макрис)

Воспоминания о старце

Монахиня Христонимфия, игумения Благовещенского монастыря: «Я увидела, как старец приподнялся на метр над полом»

В тишине и молитве он жил, каждодневно вкушая плоды Святого Духа

– Блаженной памяти старец отец Амфилохий был одним из делателей Иисусовой молитвы. Его молитва достигала высоты духовного созерцания, и его ум часто воспарял на молитве, видел такие небесные явления и таинства, которых «ум не видывал» и о которых «ухо не слыхивало». В тишине и молитве он жил, каждодневно вкушая плоды Святого Духа. Эти состояния, переживаемые нашим старцем, отражались на сладости его лица и на внутреннем свете, который он источал вокруг себя. Однако и многие события свидетельствовали нам о его внутреннем делании и святости.

Остров Патмос

Вот один из таких случаев: я была девочкой лет тринадцати, когда однажды после обеда, еще не прозвучало било к молитве, старец позвал меня, чтобы я ему помогла. Я пошла с большой охотой. И когда выполнила порученное мне дело и уже хотела уходить (тем более что пришла сестра, которая собиралась стучать к началу молитвы и должна была взять на это благословение), к моему большому удивлению, геронда не отпустил меня и сказал: «Останься, дитя мое, со мной сегодня вечером, помолимся вместе».

Его лицо сияло так, что я не могла на него смотреть

Я осталась и, чтобы не мешать старцу, отошла и преклонила колени в задней части комнаты. Я наклонила голову в сильном смущении до самого пола. Он же взял свою палку, встал перед иконами и молился. Прошло довольно много времени, когда абсолютная тишина и мир, царившие в комнате, заинтересовали меня. Из любопытства я немного приподняла голову – посмотреть, что делает старец. И увидела нечто удивительное: отец Амфилохий был приподнят примерно на метр над полом, а его лицо сияло так, что я не могла на него смотреть.

Келья старца Амфилохия

Я очень испугалась от этого сверхъестественного зрелища и закричала. Тогда старец пришел в себя, подошел ко мне и говорит: «Что случилось, деточка? Ты испугалась? Не бойся. Это от лукавого, это пройдет». И попытался мня успокоить. «Только об одном я тебя попрошу: обещай, что когда ты спустишься сейчас с башни (там он жил), ты ничего не скажешь сестрам». Это было еще одно свидетельство его великого смирения и подлинной святости.

Он постоянно пребывал в созерцании нетварного света

Старец особо возделывал непрестанную молитву, которую имел в себе от великой любви к Богу. Его душа тосковала по Господу и стремилась к Нему с великим рвением. В церкви он никогда не садился. Часто наставлял нас и говорил: «Человек, который очень любит Бога, приносит себя в жертву ради Него». И еще: «Когда ты любишь человека, то желаешь постоянно думать о нем и с ним разговаривать. Так и душа, любящая Бога, должна непрестанно, и днем и ночью думать о Господе. Молитва – лучшее делание и орудие монаха». Та сестра, которая любила молитву, занимала особое место в душе старца. Молитва никогда не сходила с его уст и не удалялась из его сердца. Он постоянно пребывал в созерцании нетварного света. Его лицо сияло от непрестанной молитвы.

Как-то я спросила его: «Геронда, когда к вам приходит возмущенный человек и поносит вас оскорбительными словами, что вы делаете в этот момент?» Ответ: «Когда я сижу на высокой скале молитвы, какие бы волны ни подступали, они мне не причинят вреда. Но если застигнут меня внизу, то смоют в море. Умная молитва уподобляет, связывает, освящает, дитя мое. Когда в душе возгорается огонь молитвы, все сухое опаляется и исчезает». «Умная молитва, – говорил он нам, – основа совершенства. Первая ступень духовного восхождения есть умная молитва. В начале молитвы ты ощущаешь большую радость, затем приходит сладость, и в конце, как плод, приходят слезы, потому что душа ощущает в себе присутствие Бога».

Я расскажу еще об одном случае из жизни старца и о даре его прозорливости. Когда мне было 23 года, старец решил постричь меня в монахини. Он сказал мне, чтобы я сообщила об этом маме (отец мой скончался незадолго до этого), чтобы она приехала на мой постриг. Я же, зная о сопротивлении моей матери, отказалась сообщать ей, объяснив старцу, что если она приедет, то, очень вероятно, не даст своего согласия на мой постриг. Я предложила рассказать ей обо всем после и взять всю ответственность на себя. Старец уступил моим настойчивым просьбам, и так и произошло. Состоялся постриг, а после приехала мама. Она была очень расстроена и рассержена, по большей части на старца – за то, что он постриг меня в монахини. Старец позвал ее к себе и с большой любовью и кротостью сказал: «Госпожа Ангелики, не печалься и не плачь о своей дочери, так как я вижу, что воля Божия быть ей монахиней». Мама немного воспряла, словно от сна, утихла буря в ее сердце, и она впервые рассказала старцу о случае, который произошел с ней в час молитвы, когда мне было три годика.

В одном из житий святых мама прочла, что монахи встают в три часа ночи и молятся. Это правило она старалась исполнять, когда отца не было дома. Как-то ночью, когда она стояла на коленях и молилась со слезами в комнате, где мы спали, открылось окно, центральное из трех окон, и в нем появилась прекрасная женщина в черном, Ее лицо сияло. Она обратилась к моей матери: «Что случилось, госпожа Ангелики, почему ты плачешь? Тебя что-то беспокоит?» Мама ответила: «Нет, ничего, просто я молюсь и прошу Бога, чтобы Он помог, и мои дети стали хорошим людьми, полезными для общества». Тогда Богородица ей ответила: «Не волнуйся, дитя мое, все будет в порядке со всеми твоими детьми. А одно твое чадо придет в Мой дом и станет невестой Христовой».

Герондисса Христонимфия с паломниками из России

Моя мама спросила: «А кто из детей придет в Твой дом?» И Божия Матерь сказала: «А этого я не могу тебе сказать. Когда дитя подрастет, ты увидишь сама». И действительно, через несколько лет я подросла и ушла в монастырь. Так вот, с этими словами Богородица исчезла. А моя мама стала размышлять, кого из детей имела в виду Матерь Божия. Обо мне она не могла тогда предположить, что я стану монахиней. Мне было три года, и она подумала, что слова Богородицы означают, что я могу умереть и так оказаться в Ее доме. И жила с тревогой.

Когда я приняла постриг, мама вспомнила об этом видении и рассказала о нем старцу, а старец ей ответил: «Так вот твоя дочь, и она вошла в дом Богородицы! Почему же ты расстраиваешься?! Исполнилась воля Божия!» В самом деле, старец, не зная о видении моей матери, постриг меня с именем Христонимфия (что значит в переводе с греческого «Христова невеста» – А.Н.). После отец Амфилохий добавил: «А теперь я скажу тебе и нечто иное о том, что произойдет, не удивляйся! Когда я уйду на небеса, то и ты придешь в этот монастырь и станешь монахиней». Мама пустилась возражать: «Что ты говоришь, отче! У меня семья, дети… я никак не могу уйти в монастырь». «Тише, госпожа Ангелики, – сказал он ей, – что я тебе говорю, то произойдет». И произошло.

Архимандрит Павел (Никитарас): «Пасху ты будешь праздновать на небесах»

Архимандрит Павел (Никитарас) В течение всей своей жизни старец страдал от болезней, был чувствителен к простудам и каждый год болел гриппом… В конце марта 1970 года он страдал от пневмонии. На дворе стояла Великая Четыредесятница, и он с трудом дал согласие принимать немного молока. Всем он успел сказать то, в чем каждый нуждался. На попытку духовных чад задержать его на несколько дней в этом мире он попросил их: «Отпустите меня, милые мои чада, уйти. Пришел мой час». «Почему, геронда, ты не останешься с нами до Пасхи?» – спросил его я. Он сперва робел мне ответить, но когда я спросил его и во второй, и в третий раз о том, откуда он знает, что скоро уйдет, он нехотя поведал: «Благословенный Павел, я видел Пречистую и Богослова недавно и попросил их, чтобы мне остаться с моими чадами до Пасхи, но они мне сказали: ‟Не получится. Решение принято – Пасху вместе с нами ты будешь праздновать на небесах”». Я говорю тебе это, как на исповеди, потому что ты меня понуждаешь, но не передавай этого другим».

Он ушел из этого мира суеты, посвятив всецело свою жизнь другим. Добрый делатель виноградника Господня, он потрудился, сдав на отлично экзамены на ристалище духовных состязаний. Добрый христианин и грек во всех проявлениях своей души, он послужил Церкви и Родине. Он почил о Бозе 16 апреля 1970 года в полной ясности ума и чувств.

Стоит рассказать об одном случае… Как-то раз приснопамятный старец Амфилохий находился в своей келье в монастыре на Патмосе. Вдруг он слышит, что некая Елена с острова Икария зовет его поспешить ей на помощь. Не теряя времени, он спускается в островную гавань – и, невероятно, но факт, видит парусник, отходящий на Икарию. По штормовому морю он достигает Икарии и, едва сойдя на берег, справляется, нет ли здесь вдовы по имени Елена. Ему сообщают, что есть, и как раз на днях она похоронила мужа. Старец интересуется, как пройти к дому этой женщины (он не спрашивает, где ему упокоить свое утомленное дорогой тело, но без промедления поспешает в дом Елены – его беспокоит услышанный зов о помощи). По пути он встречает бегущую женщину, обезумевшую от отчаяния. Старец окликает ее по имени и говорит: «Елена! Куда ты? Я приехал ради тебя!» Убитая горем женщина приходит в себя, смотрит на духовника, задумывается о том, что хотела сделать, и исповедуется, что в этот миг она шла утопиться в море. Так старец спас эту женщину – произошло чудо, о котором сама она мне рассказала.

Последние слова старца на земле

15 апреля 1970 г.

Будьте детьми любви. Тогда вам не страшен диавол.

Господь благословил, чтобы все мои духовные чада вошли в Царствие Небесное. Для меня нет иной радости, чем увидеть вас в раю. Господь сподобит вас Своей славы. Меня очень трогает, когда мои чада рядом со мной. Нет иной радости для отца!

Духовное чадо: – Ты очень, геронда, любишь Иоанна Богослова? – С самого детства я видел его, любил его, молился и просил, чтобы он сделал меня своим учеником и последователем. Так и вышло.

Живите мирно и свято, держитесь пути ваших отцов, живите по-христиански и любите свою Родину.

Кладбище Благовещенского монастыря

Будьте мужественны и отважны, да не внидите в напасть. Не придавайте значения миру. Мир и апостолов, и всех святых считал сумасшедшими: «и Меня гнали и вас будут гнать» (ср. Ин. 15, 20).

Господь вас благословит, да будет с вами рядом в ваших трудах, в ваших мыслях. Не впутывайтесь ни в какие «партийные», ни в личные аферы. Всегда просите, чтобы Бог вас просветил делать то, что есть самое наилучшее для нашей Родины.

Наше жительство на небесех. Здесь мы живем не по-настоящему, поэтому не станем волноваться, что бы с нами ни случилось.

Слава Богу за все. Эти слова нам стоит говорить и в трудные минуты, и в минуты радости.

Где эгоизм, там нет духа Божия.

Не может называться христианином тот, кто не имеет любви. Он притворяется христианином.

«Где эгоизм, там нет духа Божия»

16 апреля, 12 часов дня (патмосскому врачу)

Дух Божий да всегда пребудет с тобой и просветит тебя в диагнозах, которые ты ставишь. Будь благодарен и людям, и Богу. Я молюсь от всего сердца, чтобы ты стал врачом-апостолом. Очень важно, когда к больному приближается врач-христианин. Я люблю тебя, потому что ты любишь свою Родину и имеешь благоговение к вере. Для меня ты не врач, а родной человек.

Вскоре, в 14.15, старец почил о Господе.

Жемчужинки

Еще в 1990-е годы мне в руки попала книга на греческом языке о старце. Я прочла ее моментально, испещрив всю пометами. Слова старца по сей день для меня – надежная опора в унынии, тревогах, страхах, неизвестности, необходимости принимать сложное решение во многих жизненных ситуациях. Когда рядом не на кого опереться, я обращаюсь к старцу Амфилохию.

О повседневной жизни

***

Человеку, который живет без Христа, все кажется трудным и непонятным.

***

Эгоистичный человек не привлекает никого. А если кто-то и приблизится к нему, то скоро отдалится. Духовная связь неразрывна – в ней и детский дух, и непорочность, и освящение.

Благовещенский монастырь на Патмосе

***

Когда ты встретишь человека, духовно утомленного, не взваливай на него другую ношу, потому что его колени не выдержат.

***

Тот, кто беспокоится, не может мыслить рационально, верно. Прояви терпение, и будешь увенчан венцом. Я хочу, чтобы вы хранили душевный мир, и тогда мы встретимся .

***

Если в нашем сердце нет Христа, мы заполняем его деньгами, или вещами, или людьми. Если в человеке нет внутреннего тепла, тогда, хоть и лето будет на дворе, он мерзнет и стынет.

***

Когда я вижу раздраженного человека, то молюсь, чтобы Господь успокоил его, и не слушаю, что он говорит, не принимаю близко к сердцу его слова. Когда же он успокоится и представится удобный момент, я с ним побеседую, потому что тогда он уже будет способен осознать свое неразумие. Человек кричащий бессилен.

***

Того, кто нас ранит и причиняет нам боль, мы должны любить вдвойне.

***

Патмосский образ Иоанна Богослова Искушения одолевают человека до тех пор, пока он не смирится. После исчезают.

***

Когда ты не ищешь себе оправданий, Господь просветит другого человека, чтобы он дал их тебе.

***

Самоотречение нужно возделывать с рассуждением, потому что иначе мы дойдем до самоубийства.

***

Покаяние должно быть не от страха перед воздаянием, но потому что мы согрешили перед Господом.

***

Чем проще человек, тем ближе он к Богу: такой делается незлобивым, смиренным, кротким, свободным.

***

«Одним добрым словом, произнесенным в защиту ближнего, ты приобретаешь рай»

Будем считать всех людей выше нас самих, сколько бы у них ни было недостатков. Не будем ожесточаться, но всегда помнить, что и другой стремится туда же, куда и мы (в Царствие Небесное. – А.Н.). По благодати Божией я всегда видел людей святыми и ставил их выше себя.

***

Одним добрым словом, произнесенным в защиту ближнего, ты приобретаешь рай.

***

Два крыла, которые могут поднять человека над землей, – это чистота и простота сердца. Ты должен быть прост в делах, чист в чувствах и помышлениях. В чистоте сердца ты станешь искать Бога, в простоте обрящешь Его и будешь радоваться. Сердце чистое легко входит во врата неба.

***

Духовная жизнь имеет большие радости. Вы парите, бежите мира, не помышляете ни о чем… становитесь детьми, и Господь обитает в сердцах ваших.

***

Вся наша жизнь – это небо. Каждый брат – это небо. А приближает человека к небу самоотречение.

О христианах

***

Мирские люди выматывают тебя – словно электроволны, они распространяют на тебя накопленное внутри излучение. Мы должны быть благодатными людьми, чтобы те, кто к нам приближаются, отдыхали душой.

***

Христианин – это настоящий человек. Он наделен благородством и деликатностью – не хочет огорчить никого.

О молитве

***

Молитва без любви, как птица, милая и красивая, но без крыльев, не может парить.

***

Послушание, если отнять у него молитвенное делание, бессмысленно. Ведь и коммунизм послушен идеологии, но что это?!

***

Если вы возделываете молитву, вам не страшны ветра искушений. Их сила слабеет, и они ничего с вами не сделают.

***

С помощью молитвы душа утончается и парит. Вы ощущаете живое присутствие Христа в вас и вокруг вас (апрель 1968 г.)

***

Молитва все устрояет. Она делает ничтожными расстояния. Изменяет планы человеческие. Дает дерзновение, веру и терпение в нашей жизни. Ты можешь ходить по волнам.

***

Старец Амфилохий (Макрис) Возделывай молитву – и придет время, когда твое сердце взыграет от радости, как при встрече с любимым человеком.

***

Когда вы возделываете молитву, ветра искушения не собьют вас с пути. Ослабеет его сила, оно не сможет вам сделать ничего дурного (февраль 1965 г.).

***

Когда вы возделываете молитву, то не устаете, не испытываете тревоги, вас не клонит в сон на службах, потому что ваше тело уже – это скорее ваша одежда. А платье не печалится, не мерзнет, не утомляется. Сколько бы часов подряд я ни стоял на ногах, я не ощущаю усталости (9 октября 1967 г.)

***

Через молитву человек делается, словно ребенок. Молитва возвращает его к простоте и непорочности, которые имел Адам в раю до падения. Человек приобретает непостижимое для мирских людей, святое и благословенное смирение.

***

Через молитву ты освящаешь место, где живешь, и дело, которое делаешь.

***

Благодать Бога, духовное единение с Ним преображают человека. Проходят страх, подозрительность, человек больше не боится смерти и смотрит на эту жизнь, сколь прекрасной она бы ни была, как на рабство.

Мощи старца Амфилохия

***

С помощью молитвы ты получишь все. Очищается человек, просветляется, освящается. Старайся каждую секунду вдыхать чистый воздух Иисусовой молитвы.

О любви

***

Чем сильнее человек любит Бога, тем сильнее он любит людей. Он любит в них образ Божий, относится с почтением, деликатностью и освящением.

***

Нужно любить людей. И тех, кто делает нам самое большое зло. Только любовию мы войдем в рай.

О Христе

***

Часто приходит Христос. Он стучится к тебе. Ты приглашаешь Его пройти в гостиную твоей души, но, поглощенная своими заботами, забываешь о великом Посетителе. Он ждет твоего появления, ждет, но, когда ты уже очень запаздываешь, поднимается и уходит. В другой раз ты снова настолько занята, что отвечаешь Ему через окно. У тебя нет времени даже для того, чтобы отворить Ему дверь.

Возлюби, мое чадо, гостеприимство, потому что оно отворяет врата рая. Будучи гостеприимным, ты можешь удостоиться принять у себя и ангелов. Гостеприимство – величайшая из добродетелей. Она привлекает благодать Святого Духа. В лице каждого гостя, чадо мое, я вижу Самого Христа.

***

Вопрос: Как, геронда, нужно думать о Христе?

Ответ: Всегда с любовью мы должны помнить о Христе. Мы можем держать в руках фотографию человека, но поскольку мы его не любим, не знаем достаточно хорошо, она нас не трогает. Когда же мы возьмем фотографию нашей матери, тотчас наша душа ликует и плачет от любви.

***

В лице каждого приходящего, дитя мое, я вижу Самого Христа.

О богословах

***

К сожалению, мы исказили богословие, мы не живем его изнутри, поэтому оно скатилось до мертвого знания, профессионального. Богословие, можно сказать, – это таинство, которое совершается в душах, посвятивших себя всецело Богу. Это священный опыт. Только тогда оно имеет силу и отражается на человеке снаружи. Настоящий богослов – тот, кто стяжал мистическое единение с Господом. И это единение приобретается прежде всего с помощью божественной благодати, и затем – когда человек оставит все ради юродства креста (ср. 1 Кор. 1,18) . Через отречение и подчинение он сможет научиться «науке наук», исключительному жительству, которое «некие неотмирные и неизреченные блага нам возвещает, их же око не видывало, ухо не слыхивало, и в сердце человеческое они прежде не восходили» (Никифор Каллист).

О монахах

***

Простой и смиренный монах радуется своей жизни, а эгоистичный мучается.

***

***

Молитва – это спасательный круг для нашей души и для нашего тела. И даже если кто-то на лодочке окажется в океане и будет молиться, ему не страшно плавание! Непрестанное повторение слов «Господи, Иисусе Христе…» не утомляет, как не утомляет и повторение имен любимых людей. Разве существует для монаха имя более дорогое, чем имя Иисуса?!

О духовных чадах

***

Рай без вас, мои чада, мне не рай.

Вопрос: Как вы сумели стяжать такое терпение и стойкость во многих вещах?

Ответ: Помогает милость Божия. Я всегда верю, дитя мое, в силу Божию, которая все претворяет и устраивает на пользу моей души.

***

Человек, который любит духовно, через молитву ощущает, что пребывает в Боге и в своем брате. Он огорчается, когда его брат не живет добро, и молится о его преуспеянии. Никогда не переменится (в своем добром отношении. – А.Н.) тот, кто имеет христианскую любовь.

Вопрос: Почему, геронда, видя так ясно наши немощи, наши ошибки, вы нам на них не указываете?

Ответ: Я печалюсь обо всем том, что я вижу как отец, но надеюсь на улучшение. Я указываю на необходимое, но больше проку, если пролить две или три слезы перед Христом за этих людей, нежели произносить много слов. Христос – наш целитель и педагог. Христос вчера и сегодня тот же, мы же закрыли глаза и весьма смутно видим дорогу. А поскольку в таком состоянии мы идем вперед, то одни погрязают в трясине, другие расшибаются вдребезги.

***

Когда я вижу человека, очень жаждущего причаститься, я не придаю большого значения посту. Некоторые имеют покаяние такой силы, что нужно им сделать шаг навстречу.

***

«Дай, Господи, моим духовным чадам очищение и святость. Огонь Твоей любви, чтобы они согрелись, свет, чтобы просветились, дар молитвы, чтобы всегда ощущали Твое присутствие в своем сердце… а мне – ощущение моего недостоинства. Я недостоин, Господи, того, что я делаю, но, ибо это есть воля Твоя, укрепи меня. Дай мне, прошу Тебя, любовь, чтобы согревать моих духовных чад, ясность ума, чтобы вести их по воле Твоей святой, рассудительность во всем. Аминь».

О спасении

***

Не надо говорить: я не знаю, спасусь ли я. Почему я не спасусь?! Спасусь! Тебе Единому согрешаем и на Тебя Единого надеемся.

Завет старца

***

Не придавайте ни малейшего значения ничему земному и неустойчивому. Имейте попечение о единении вашей души с Богом.

***

Пусть ваш взор будет прикован к небу, и ничто вас не смутит.

***

Часто причащайтесь, тепло молитесь, терпите – и увидите сильную Руку, Которая вас поддерживает.

Биография: Старец Амфилохий (Макрис) родился 1889-м году на острове Патмос в благочестивой семье. В марте 1906 года он поступил в монастырь Иоанна Богослова и 20 августа того же года принял в нем иноческий постриг с именем Амфилохий. Добротолюбие, подвижнические слова Василия Великого и преподобного Ефрема Сирина были его пищей. Он мало ел, много молился, спал на доске, посещал все богослужения первым, жил в послушании у старцев, был благороден манерами и прост нравом. В 1911-м году он посетил Афон, где 23 марта 1913 года был пострижен в монахи (принял великую схиму) в келье Аполлоса строгим духовником, иеромонахом Макарием (Антониадисом). В мае 1913 года он совершил паломничество по Святой земле. Решением совета старцев монастыря Иоанна Богослова в 1913-м году он был рукоположен во диакона и вскоре во иерея и служил в Богословском монастыре, был настоятелем храма Панагии Диасозусы и пещеры Апокалипсиса. В 1935-м году патмосская братия избрала его игуменом и патриаршим экзархом. С силой он противостоял планам итальянских захватчиков поработить Додеканес и переподчинить его острова Папе Римскому. За эту борьбу старца выслали с Патмоса. В тот же самый период он начал организовывать женский монастырь Благовещения с помощью своей духовной дочери, учительницы с Калимноса Каллиопи (Гуннарис), впоследствии ставшей первой игуменией монастыря Благовещения, монахиней Евстохией. Старец Амфилохий основывал новые и возрождал старые монастыри, заботился о сиротах, воспитал в Церкви плеяду своих духовных чад – клириков, монахов, мирян. До конца своей жизни посещал любимые им острова Додеканеса и, как любящий отец, исповедовал, утешал, укреплял, воодушевлял, благословлял. 16 апреля 1970 года его всесветлая душа отошла ко Господу. Его святость была очевидна при жизни и продолжает действовать после его блаженной кончины.

Автор благодарит сестер Благовещенского монастыря Агни и Лидию за помощь в подготовке этого материала. Использованы аудиозаписи из архивов Благовещенского монастыря на Патмосе и радио «Пираики экклисиа», книги Ευλαβικόαφιέρωμα, ειςτονΟσιονΓέροντατηςΠάτμουΑρχιμ. Αμφιλόχιον Μακρήν, με πατρικές νουθεσίες του. Θεσ.: Εκδόσεις “Ορθόδοξος κυψέλη,” 2016;Γέροντος Αμφιλοχίου Μακρή (1889-1970), Περί προσευχής και Αποφθέγματα.Θεσ.: Εκδόσεις “Ορθόδοξος κυψέλη,”2017.

АМФИЛОХИЙ (СЕРГИЕВСКИЙ-КАЗАНЦЕВ)

Амфилохий (Сергиевский-Казанцев ), еп. Угличский. Кон. 1880-х — 1890-е гг. (ГИМ)

Амфилохий (Сергиевский-Казанцев) (1818 — 1893), епископ Угличский, викарий Ярославской епархии

В миру Сергиевский-Казанцев Павел Иванович, родился 20 июня 1818 года в с. Любицы Малоярославецкого уезда Калужской губернии в семье причетника.

С 1829 по 1835 год учился в Боровском духовном училище, затем — в Калужской духовной семинарии, после окончания которой в 1840 году поступил в Московскую духовную академию.

14 ноября 1842 года принял монашество, 1 августа 1844 года рукоположен во иеромонаха.

В 1844 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия и назначен смотрителем Суздальского духовного училища.

С 1852 года — архимандрит, смотритель ростовских духовных училищ, настоятель Борисоглебского монастыря на р. Устье.

С 1858 года — настоятель Новоиерусалимского монастыря.

В 1860-х годах — в числе братии Угрешского Никольского, затем — московского Покровского миссионерского монастырей, вел научную работу.

С 1874 года — настоятель Данилова московского монастыря.

1 мая 1888 года хиротонисан во епископа Угличского, викария Ярославской епархии, жил в Ростове.

Основные научные интересы Амфилохия (Сергиевского-Казанцева) лежали в области славянской и греческой палеографии. Он исследовал и издал такие важные памятники славянской письменности, как Галицкое Евангелие 1144 г., болгарские Струмицкий Октоих XIII в. и Карпинский Апостол нач. XIV в., Румянцевский Апокалипсис нач. XIV в., опубликовал слова и поучения свт. Димитрия Ростовского. Его важнейший труд по греческой палеографии — «Палеографическое описание греческих рукописей с IX по XVII в. определенных лет».

Как исследователь он отличался редким трудолюбием (напр., в изобилии калькировал образцы почерков для палеографических занятий), работоспособностью и продуктивностью. Однако из-за отсутствия серьезной филологической подготовки в его трудах встречаются неточности.

В связи со своими учеными занятиями он собирал древние рукописи (отчасти через духовную консисторию из числа конфискованных у старообрядцев), по окончании работы над определенной темой соответствующие рукописи он передавал в публичные библиотеки. Собрания рукописных книг из коллекции Амфилохия (Сергиевского-Казанцева) имеются в РГБ (Ф. 7), РНБ (в составе Основного собрания), Дмитровском краеведческом музее, отдельные материалы в РГАДА (Ф. 1605, 1626). Архив Амфилохия (Сергиевского-Казанцева) находится в ОПИ ГИМ.

Являлся почетным членом СПбДА и МДА, действительным членом Московского Археологического общества (с 1866), членом-корреспондентом имп. СПб АН (с 1868), Одесского общества истории и древностей, московского Общества любителей духовного просвещения и др.

Скончался 20 июля 1893 года в г. Ростове Ярославской губ.

Сочинения

Награды

  • Демидовская премия (за исследование о Пандекте Антиоха)
  • Ломоносовская премия имп. СПб АН (1883, за труды по греческой палеографии и издание текстов и вариантов Псалтири и Галицкого Евангелия)
  • высочайшая благодарность (за труд «Житие, страдания и чудеса св. Димитрия царевича»)

Литература

Использованные материалы

  • О. Э. Петруня, А. А. Турилов. «Амфилохий (Сергиевский-Казанцев)» // Православная энциклопедия, т. 2, с. 199-200

Покаянный канон архим.Амфилохия

Покаянный канон архим.Амфилохия

Page 1 of 2

Из рукописи архимандрита Амфилохия (Тумского), бывшего на покаянии в Переяславском Даниловом монастыре в 1857 году.

Многомилостиве Господи! Сподоби нас Божественного дарования святой молитвы, изливающейся из глубины сердца, собери расточенный наш ум, чтобы всегда стремился он к Тебе, Создателю и Спасителю нашему.

Сокруши разжженные стрелы лукавого, отревающие нас от Тебя. Угаси пламень помыслов, сильнее огня пожирающих нас во время молитвы. Осени нас благодатию Пресвятаго Твоего Духа, чтобы до скончания нашей грешной жизни Тебя единого любить всем сердцем, всей душой и мыслию, и всей крепостию, а ближних — как самих себя.

И в час разлучения души нашей от бренного сего тела, о Иисусе Сладчайший, приими в руце Твои дух наш, когда приидеши во Царствии Твоем. Аминь.

ПЕСНЬ 1-я.
Будто по суше провел Ты, Всехвальный Господи, избранный Тобою народ посреди морской пучины; изведи и меня из бездны греховной, да не погрязну в преисподней.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя!
О, если бы растаяло сердце мое, как вода, излилась в горьких слезах! Если бы очи мои сделались неиссякаемым источником слез, чтобы я день и ночь плакал о том, что грехами моими преогорчил отеческую Твою благость, Спаситель, и погубил душу мою!

Помилуй мя, Боже, помилуй мя!
Но не отвергай еще меня в гневе Твоем, Господи, даруй мне время для покаяния, укрепи волю мою, в покаянии сокруши окаменение моего сердца, исторгни слезы из глубины души моей и помилуй мя по Твоему благоутробию.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя!
Сжалься надо мною, неистощимый в благости Своей, Боже, воззри на страдания души моей, не предавай еще меня на волю врагов моего спасения, да не восторжествуют они надо мною и не порадуются вечной погибели моей.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя!
Не отвращай, Господи, Лица Твоего от меня, воспомяни, что я хотя и безответный грешник пред Тобою, но я Твой, Твои руки сотворили меня; дай душе моей отраду, очисти ее от греховной проказы, сними с меня вины мои, не воспоминай грехов и проступков моих!
ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦЕ, СПАСИ МЯ!
К Тебе прибегаю, Заступница усердная безнадежных! Поспеши на помощь, попроси мне благодать покаяния, подкрепи Твоим предстательством у Сына Твоего и Бога покаянные мои воздыхания.
ПЕСНЬ 3-я.
Утверди меня в покаянии на камени веры в Тебя, пришедший призвать грешников в покаяние. Да я, помилованный Тобою, вечно превозношу Твое милосердие.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя!
Услышь меня, Спасителю, вопиющего, услыши меня, оживотвори Твоим милосердием, поставь меня на стезю заповедей Твоих, поддержи и утверди на пути Твоем, да будет благодать Твоя врачевством души моей!

Помилуй мя, Боже, помилуй мя!
Не затвори человеколюбную утробу Твою от меня, хотя я был неверен Тебе; от того сердце мое теперь удручено и терзается, объятое смертными ужасами. Но сжалься надо мной, Искупителю, не отчуждай меня от Твоего милосердия!

Помилуй мя, Боже, помилуй мя!
Прими мое покаяние, не хотящий смерти грешника, не отринь моих воздыханий о помиловании меня. Вместо дел угодных Тебе прими мое болезненное сокрушение о том, что я преогорчил Тебя лукавым моим поведением, и крайнюю нищету души моей восполни Твоим милосердием!
ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦЕ, СПАСИ МЯ!
Подавляемый безмерною тяжестию грехов моих, пред Тобою повергаюсь, Пренепорочная Матерь Христа Бога, с воплем сердца моего: Помоги мне освободиться от бремени, гнетущего душу мою! Не допускай меня до вечной пагубы, но оживотвори надеждою на спасение!
ПЕСНЬ 4-я.
Слыша о нисшествии Твоем, Господи, для спасения мира, пророк вострепетал от страха. Как же мне не страшиться палящего гнева Твоего, Боже, испытающий сердца и утробы, и грядущий судить живых и мертвых?

Помилуй мя, Боже, помилуй мя!
За невнимание Закону Твоему Ты оставил меня, Господи, на произвол сердца моего. И я неудержимо устремился за безрассудными мыслями и желаниями моими. Сознавая мое безумие, вопию к Тебе, Боже: Яви мне милость Твою, не оставь меня в стыде вечном!

Помилуй мя, Боже, помилуй мя!
Ты знаешь, Господи, бренный состав мой, что я не более, как пыль земная. Не продолжай же вечно гнева Твоего, отврати ярость Твою от меня, даруй мне благодать исправить пути мои и помилуй мя!

Помилуй мя, Боже, помилуй мя!
Не ищи, Господи, нет у меня ничего доброго, ибо нечист я сердцем. Душа и тело осквернены греховными мерзостями, все существо мое проникнуто греховным ядом. Но Ты все можешь, Спасителю, очисти и спаси меня по Твоей милости!
ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦЕ, СПАСИ МЯ!
Все упование мое на Тебя возлагаю, Пресвяая Мати Дево! Не постыди меня в надежде моей на Тебя! Вступись в мое дело, заступи меня Твоим предстательством от гнева правды вечной!
ПЕСНЬ 5-я.
Нераскаянные грешники не будут наслаждаться созерцанием Божественной Славы Твоей, Господи. Сокруши же сердце мое искренним покаянием, да от самого утра вовсечасно взываю к Тебе из глубины души: помилуй меня!

Помилуй мя, Боже, помилуй мя!
Не погнушайся молитвою моею, Господи,не отвергай воплей души моей,не воспоминай моих грехопадений, забудь безумное мое поведение,не воздавай мне по делам моим.Не суди меня по правде Твоей,но сжалься надо мною, Милосердный, и помилуй меня!

Помилуй мя, Боже, помилуй мя!
Не обличай меня во гневе Твоем, не карай меня в ярости Твоей, прости неправды мои, исцели болезни души моей, заживи язвы ее, помилуй еще меня и оживотвори Твоею благодатию по слову Твоему!

Помилуй мя, Боже, помилуй мя!
Ты знаешь, Господи, все тайны сердца моего, но и сам я знаю, открываю их пред Тобою, исповедую грехи мои, стенаю в горести души моей, воздыхаю к Тебе: Утиши гнев Твой и остави ярость, сотвори со мною чудо милосердия Твоего!

Помилуй мя, Боже, помилуй мя!
Чувствую, что будто стеною стоят грехи мои между мною и Тобою, Господи, разруши сию преграду словом Твоим, приближися к душе моей Твоим милосердием; удержи гнев Твой, предай вечному забвению грехи мои!
ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦЕ, СПАСИ МЯ!
О Ты, величие которой сотворил Сильный! Сотвори и мне по милости Твоей. Буди ходатаицею спасения души моей пред Сыном Твоим и Богом, да помилует и меня Проливший Кровь Свою за спасение мира.
ПЕСНЬ 6-я.
Подражая пророку Ионе, в горести души моей взываю к Тебе, богатый милостию Боже: Изведи из греховной бездны жизнь мою, освободи из челюстей адовых, да превозношу милосердие Твое во всю вечность!

Помилуй мя, Боже, помилуй мя!
Терние грехов подавило во мне и заглушило спасительное желание. Зло не отходит от сердца моего, безумие сроднилось с душею моею. Так что я по-видимому раскаиваюсь в беззакониях моих, но снова увлекаюсь на распутия порока. Удержи меня силою Твоею, Господи!

Помилуй мя, Боже, помилуй мя!
Горе мне безответному грешнику! Смятение объяло меня, грехи как огонь жгут меня нераскаянием. Но возношу душу мою к Тебе, Искупителю мира: Приклони слух Твой к воплю моему и оживотвори меня надеждою на милосердие Твое!

Помилуй мя, Боже, помилуй мя!
Стенаю от терзания сердца моего, утомленный болезненными воздыханиями моими. Но не престану взывать к Тебе, Господи: Услыши молитвенный вопль мой, воспомяни милосердие и милости Твои, утешь меня радостию спасения Твоего!

Помилуй мя, Боже, помилуй мя!
Изнемог во мне дух мой, но возведи очи мои к Тебе, из глубины души взываю: Окропи меня росою благодати Твоей, простри мне руку помощи, увлекаемому в преисподнюю, и спаси меня ради милости Твоей!
ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦЕ, СПАСИ МЯ!
Нет у меня другого прибежища кроме Тебя, Владычице мира. К Тебе прибегаю окаянный, у Тебя ищу спасения: Не допусти погрязнуть мне в преисподней, готовой на веки поглотить меня!

КОНДАК:
Душе моя, душе моя, восстани, что спиши? Конец приближается, и имаши смутитися. Воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог, везде сый и вся исполняяй.
ПЕСНЬ 7-я.
Отроки древле в Вавилоне, орошаемые благодатию посреди пламени, превозносили праведный суд Твой, Боже, исповедуя грехи свои и отцев своих. Мне ли не исповедать, что я преогорчил благость Твою безрассудным моим поведением.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя!
Не внимал я Твоему учению, Спасителю, пренебрегал Твоими заповедями, ни во что вменял уставы Церкви Твоей, подавлял в сердце моем внушения благодати Твоей. Но помилуй меня, удержи громы правосудия Твоего, готовые поразить меня.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя!
Лукавым поведением моим я бесславил Имя Твое, порочил Церковь Твою, осквернял святые места и землю, рассеивал повсюду соблазны. Теперь мучаюсь терзаниями совести, грехи мои свидетельствуют против меня, жгучий яд их палит душу мою.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя!
Буря страстей, как пылью метала мною. И, увлекаясь похотями, ежечасно поступал я по произволу сердца моего. Теперь, став отвратителен для самого себя, в горести сердца моего молю Тебя, Благость Вечная: Ради имени Твоего прости мне прегрешения мои!

Помилуй мя, Боже, помилуй мя!
Кружась в вихре страстей, я не вразумился ни горькими последствиями грехов моих, ни милостями Твоими, Господи. Теперь, озаренный Твоею благодатию, сознаю вину мою, и, сокрушаясь всем сердцем, вопию к Тебе: помилуй меня, прости и изгладь из книги деяний моих все худые поступки мои!
ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦЕ, СПАСИ МЯ!
Купина неопалимая, Матерь Спасителя и Бога! Надеющиеся на Тебя безопасны под щитом Твоего заступления. Прими и меня под Твой покров, и спаси Твоим ходатайством от вечной погибели!
ПЕСНЬ 8-я.
Херувимы и Серафимы, Архангелы и Ангелы, небеса и солнце, все звезды и земля, и все что в ней, свет и мрак, воздушные явления и все твари, исполняя Твои законы, превозносят Твое величие, всехвальный Боже.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя!
А я совратился с пути Твоего, Вседержителю, совратился с пути вечной жизни, всегда блуждал по распутиям порока, раздражал правду Твою моими грехами. Но помилуй меня, да превозношу милость Твою во веки.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя!
Погряз я в бездне греховной, беззакония мои подавляют меня. Мысль о суде Твоем, Господи, приводит меня в трепет, потрясает всеми ужасами. Но обрати меня на путь покаяния, да славлю и превозношу милосердие Твое во веки!

Помилуй мя, Боже, помилуй мя!
Познавая себя, раскаиваюсь, ударяю себя в грудь, чувствую стыд и срам, мучаюсь в совести моей, что поступал по произволу сердца моего, как потерявший рассудок. И в горести сердца моего вопию к Тебе, Господи: Даруй мне благодать превозносить благость Твою во веки!

Помилуй мя, Боже, помилуй мя!
Жжет меня совесть, как огонь геенский, разболелись язвы души моей, и во всем мире нет врачевства, чтобы заживить их. Ты, Господи, един врач душ и тел человеческих. Исцели душу мою, угаси пламень страстей моих, да превозношу милость Твою во веки!
ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦЕ, СПАСИ МЯ!
Избави меня от адских ужасов, Мати Христа Бога! Испроси для меня благодать покаяния, вымоли прощение безчисленных грехов моих, воодушеви надеждою спасения и введи в пристанище вечной жизни!
ПЕСНЬ 9-я.
Тебя, благословенную в женах, Богородицу, благословил Отец Небесный всяким благословением. И на земле превозносят все роды, искренне взыскающие душевное спасение.
Помилуй мя, Боже, помилуй мя!
Не устоять мне на страшном судилище Твоем, Спасителю, когда как огонь возгорится ярость Твоя на нераскаянных грешников. Но уповая на милость Твою и крестные страдания Твои, не перестану взывать к Тебе, Господи: Очисти меня от всех беззаконий моих!

Помилуй мя, Боже, помилуй мя!
Обрати меня, Спасителю, на путь заповедей Твоих и утверди в них сердце мое, удержи ноги мои от распутий греховных, испосли благодать слезами смыть с души моей греховные скверны и приведи в забвение грехи мои!

Помилуй мя, Боже, помилуй мя!
Даруй мне благодать отныне уклоняться от зла, обуздать страсти, отвергнуть греховные навыки, делать добро, быть всегда осторожным в жизни, осмотрительным во всех делах моих и словах, плакать и сетовать о моем окаянстве до конца моей жизни!

Помилуй мя, Боже, помилуй мя!
Ты, Господи, поражаешь и исцеляешь, умерщвляешь и оживляешь. Оживотвори и меня Твоею милостию, даруй благодать тех, коим прощены грехи, чьи прегрешения покрыты Твоим милосердием; да превозношу благость Твою во веки!
ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦЕ, СПАСИ МЯ!
Радуйся, Святейшая всех святых, Матерь Жизни Вечной, радование Сил Небесных, веселие праведных, отрада кающихся! Утверди меня Твоими молитвами в покаянии и утешь радостию вечного спасения, да величаю Тебя во веки. АМИНЬ.

Старец последних времен

На Архиерейском соборе Русской Православной Церкви, состоявшемся в феврале с. г., было принято решение благословить общецерковное почитание тридцати трех местночтимых святых, включив их имена в месяцеслов РПЦ. В этом духоносном ряду стоит и имя «угодника Божия последних времен» почаевского старца схиигумена Амфилохия (Головатюка), прожившего 96 лет и почившего 45 лет назад, то есть фактически нашего современника.

Как ни удивительно нам осознавать, что великие духовные подвижники жили и живут среди нас, грешных и суетных, милость Божия такова, что в среде нашего народа и в новые времена рождаются и подвизаются прозорливцы и целители, чьими молитвами и деяниями спасется, быть может, и весь народ.

Сам батюшка Амфилохий говорил: «В городе истинно верующих десять, а на селе два-три». Эти слова в полной мере можно отнести и к самому подвижнику, ко всей его праведной жизни, представшей перед жителями города Почаева и окрестных селений, в которых на севере Тернопольщины живут малороссы, то есть русские люди, прихожане Украинской православной церкви Московского Патриархата, встречавшие несколько лет назад Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Почаевской лавре пятидесятитысячным сонмом.

При жизни старец был известен тем, что изгонял бесов, и многие ехали к нему за помощью. Его все помнят как батюшку Иосифа — за свою жизнь он трижды менял имя: при cвятом крещении его назвали Яковом в честь мученика Иакова Персянина, в монахи постригся с именем Иосиф, а в конце своей жизни принял схиму и стал для всего мира схимонахом Амфилохием.

Решение о причислении к лику святых почаевского старца-схиигумена Амфилохия (Головатюка) было принято Священным Синодом УПЦ 23 апреля 2002 г. Чин прославления преподобного Амфилохия в лике святых был совершен в престольном Успенском храме Почаевской лавры 12 мая 2002 г. при огромном стечении народа.

Есть фото, запечатлевшее момент, когда во время прославления святого в небе над лаврой появились два креста — в виде облаков. В течение часа верующие наблюдали знамение из белой облачной дымки, не колеблемое ветром. Паломники говорили: «Ну вот, теперь их будет двое — батюшка Иов и батюшка Амфилохий».

Во время чина канонизации был момент, когда впервые запели «Ублажаем…», и десятки бесноватых, которые оказались в многотысячной толпе паломников, прибывших на прославление, подняли такой вой, что заглушали местами громадный монастырский хор и колокольный звон.

Мы помним, что Иов, «игумен святой горы Почаевской», урожденный Иван Железо, проживший 101 год, пятьсот лет назад крепко-железно стоял здесь против экспансии униатов, а ныне покоится близ своей пещерки в святой горе. С 2002 г. с ним рядом упокоились и честные мощи преп. Амфилохия.

Почаевская лавра — одна из духовных точек в цивилизационном разломе Востока и Запада Европы. Тем ценней и весомей усилия и заслуги героев здешнего антизападного стояния; и тысяч безымянных, и двух прославленных Русским миром — преподобных Иова и Амфилохия Почаевских.

Как выразился известный русский церковный писатель и паломник А.Н. Муравьев, первоначальную историю горы Почаевской следует искать «не на высоте скалы» ее, а в глубине ее пещер.

Вспоминаю свои паломнические записки августа 2004-го: «К храмовой пещере, где покоятся в раках мощи двух столпов Почаевских — прпп. Иова и Амфилохия — ведет длинная колоннада, украшенная написанными в рост святыми, в русской земле просиявшими. Ряд начинается с равноапостольной княгини Ольги, даже с ее предшественников, мучеников Федора и Иоанна, а заканчивается святыми XIX и XX вв. — преп. Серафимом Саровским, святителем Николаем Японским.

Почаевская лавра зимой

В пещерку Иова вход — через маленькое отверстие в скале, кажется, что размером с два кулака. На деле, оно немногим-то и больше. И поначалу ты не понимаешь, как туда может проскользнуть взрослый человек. Но — протискиваешься и ныряешь в полный мрак. Головой вниз, руками вперед. Но дыхание перебивается, грудь сжимается при вползании во тьму, сердце колотится от неизвестности, словно хочет выпрыгнуть. Внутри тебя поддерживает невидимый служитель. Ты нащупал иконку, прикоснулся губами, с трудом собрался с духом и прочитал три молитвы.

Ощущение в молитвенной пещерке преподобного Иова — будто ты упал в десницу Господа, она сжала тебя, как кусок сыра, выжала все лишнее, и вновь возвращает в реальный мир.

Прямое, полное, ясное ощущение, что пребываешь пред Лицем Господним, на высокой ступеньке близости к Престолу Его

О, любознательная радость! Монахи не велят никому говорить о том, что на самом деле ты видишь в пещерке. И я не буду. Скажу лишь, что успел рассмотреть икону, стоявшую в нише: преподобный Иов молится Богородице Почаевской. Он молится вместе с каждым, входящим в пещеру»…

* * *

Святой Амфилохий как мог — то ли юродством, то ли своей простотой — скрывал от людских глаз наибольшую часть своих подвигов во имя Господа. Однако то, что собрано по крупицам, наглядно показывает, каким пасты­рем и чудоцелителем был старец.

Яков родился 27 ноября 1894 г. в селе Малая Иловица на Тернопольщине. У Варнавы Головатюка росло 10 детей, ремесленник брался за любую работу — делал колеса, колодки, спицы, сани. Мать Якова Анна была богобоязненной женщиной, «любившей Божий храм и молитву». Варнава был хорошим костоправом, и молодым парнишкой Яков помогал отцу ставить на ноги больных, вправлял позвоночник, лечил переломы.

В 1912 г. Яков Головатюк был призван в Императорскую армию. Во время Первой мировой войны служил в 165-м стрелковом полку в Луцке, затем вместе с полком был направлен в Томск. Биографы и составители жития ишут: «Санчасть в Сибири, где молодой солдат исполнял обязанности фельдшера, затем фронт, передовая, на которых лицом к лицу встретился с жизнью и смертью, где лучшие друзья погибали в бою, и, затем — плен.

Немцы отправили его в Альпы, где Яков три года работал у фермера. Исполняя всякую работу с великим усердием и христианской покорностью, Яков заслужил доверие и любовь своего хозяина, так что тот даже намеревался женить его на своей дочери.

Но юноша, тоскуя по родному краю, в 1919 г. осуществляет заветное желание своего сердца и совершает побег. С помощью добрых людей переходит границу и возвращается в родное село».

Вернувшись из армии, Яков собрался жениться и пошел к приходскому священнику за благословением. Но тот сказал, чтобы Яков шел в Почаевскую лавру — поскольку там ему место.

Семь лет был послушником, 8 июля 1932 г. пострижен в монашество с именем Иосиф. Окончил полный курс Иноческо-Богословской школы при Почаевской лавре.

Выполняя различные работы и послушания, отец Иосиф стал известен как костоправ, денег не бравший. Поток страждущих не прекращался круглосуточно, порой вдоль улицы стояло до сотни подвод. Настоятель сказал Иосифу: «Хороший ты монах. Но из-за тебя покоя братии нет». И благословил о. Иосифа поселиться в церквушке на монастырском кладбище.

Там он и прожил двадцать лет.

Принимал каждый день до пятисот человек, которые жаждали исцеления — кто телесного, кто духовного. Говорил: «Знаю, хто до мене йде, що у нього болить й скiльки йому жити».

Местные рассказывают, что во время Великой Отечественной войны к Амфилохию приходили женщины и спрашивали прозорливца: придет ли муж с фронта. Иногда он благословлял и говорил: придет, придет. А иногда говорил: а ты не плачь, не придет. Так и бывало.

Имел батюшка и дар изгонять бесов. К нему везли одержимых из самых дальних республик Советского Союза. Демонов старец видел наяву, и часто, проходя по храму, строго повелевал им выйти из церкви и из людей. Традиция вычитки одержимых сохраняется в лавре и сегодня.

В советские времена власть запрещала ездить к батюшке, даже автобусы отменили — но люди шли пешком.

Как-то к старцу прибыл первый секретарь Тернопольского обкома партии. Без надежд привез единственного сына с саркомой колена, которого врачи лечить отказались. Через неделю забрал сына от старца здоровым. После этого дал личное распоряжение, чтобы к батюшке пустили рейсовый автобус, для удобства людей.

Сохраненные народной памятью случаи — поразительны и поучительны.

Из Москвы военный привез расслабленного четырехлетнего сына. Старец попросил оставить ребенка у него, и через несколько дней мальчик уже бегал по двору. Счастливый отец со слезами упал в ноги батюшке, предлагал и деньги, и машину хотел оставить. «Нэ трэба», — ответил старец.

Исцелялись даже те, чьи болезни были запущены, и врачами неизлечимы. Отец Иосиф исцелял разные недуги и утверждал, что половина больных исцеляются, а половина уезжают от него не исцеленными. Объяснял: «Богу не угодно, бо це тщетне зцiлення пiде не на користь, а на погибель душi».

…Молодая Татьяна, жительница Почаева, была неверующей, в церковь не ходила. В результате закупорки вен у нее началась гангрена. Врачи настаивали на ампутации. Женщина тянула, сколько могла. А потом, узнав о батюшке, пошла к нему. Старец вышел из келии, позвал ее из толпы. Выслушав, сказал, что операции делать не надо, дал мазь, святую воду и сказал, какие молитвы читать. Женщина смущенно протянула 25 рублей. Старец не взял: «В тебе самой немае грошей». И, достав из шкафчика 50 рублей, отдал плачущей женщине. Вскоре Татьяна исцелилась, стала ходить в церковь.

Привез мужчина свою слепую дочь, просил вылечить. «В дитинствi по деревах лазив? Очи пташкам виколював? От тепер маеш…».

Приехала женщина с пятилетней больной девочкой, батюшка велел принести нож и протянул его посетительнице: «На, зарежь!». Та испуганно прижала к себе девочку. «Жалко? А тех, которых убила во чреве, не было жалко? За твой грех теперь твое дитя мучается…».

Тяжело было людям слышать обличение своих грехов. Плакали многие, а вместе с ними плакал и батюшка. Говорил, что земля в его дворе была пропитана слезами молящихся. А иногда говорил так: «Что вы идете ко мне? Вы думаете, я святой? Я грешник. А исцеления вы по молитвам своим, по вере своей получаете».

В период хрущевских гонений на Церковь Почаевская лавра переживала не лучшие времена: магазинам было запрещено продавать монахам продукты, даже паломников тщательно обыскивали, чтобы не проносили в монастырь съестное. Самих насельников по ложным обвинениям выгоняли, выселяли, отправляли домой без права возвращаться, определяли в психбольницы.

Попал туда и батюшка, его очень жестко арестовали в келии, едва не удушив, побрили и остригли, поместили в палату для буйных, где держали долгое время, мучая уколами, осмотрами и циничными расспросами. Он, конечно же, отказался снять крест.

Из жития: «Тогда санитары сами сорвали его, и ночью раздетого повели в палату буйных душевнобольных. Палата освещалась слабой электролампочкой. Сорок человек (все нагие) спали, когда старец вошел. Бесы говорили из сонных: “Зачем ты сюда пришел? Здесь не монастырь!”. Он им ответил: “Ви самі мене сюди привели”. А еще вводили отцу Иосифу лекарство, от которого распухало все тело и трескалась кожа на теле. Вспоминая все это, закрывал старец руками лицо».

Кондак 7-й акафиста преп. Амфилохию гласит: «…прямо из келий в руки предерзых богоотступников, палачей, истязателей, предан был еси. И ими нещадно за власы и браду влачимый, биенный, в дом умалишенных иже в Буданове близ Тернополя, отправленный. И тамо дивными чудесы прославляя и благодаря Бога, сподобившаго Тя за Христа и Церковь Его мучения претерпети, и за терпение еще большую силу благодатную восприяти, и исцеленный Им, в радости духовней воспевал страстоположнику Христу благодарственную песнь: Аллилуиа».

В течение трех месяцев пребывания батюшки в больнице люди писали по инстанциям письма в защиту, и старца, наконец, привели в кабинет главного врача «на консилиум», где спросили, может ли он лечить тех больных, которые находятся в больнице. Получив утвердительный ответ, предложили вылечить. Сцена — поразительна: «Отец Иосиф предложил им отпустить его в монастырь или послать кого-нибудь, чтобы привезти святое Евангелие, крест и облачение (ризу, епитрахиль, поручи), чтобы он смог служить водосвятные молебны, и бесы сами уйдут. И еще добавил, что через две недели ни одного больного здесь не останется (их было более 500 человек). — Нет! Вы нам без молебнов лечите. — Так неможливо вилікувати. — А почему? Старец ответил, что, когда солдат идет в бой, ему дают оружие: винтовку, патроны, гранаты, а наше же оружие против невидимого врага — святой крест, святое Евангелие и святая вода.

Отца Иосифа увели снова в палату, где он продолжал нести свой мученический крест, “чаях Бога спасающего от малодушия и от бури” (Пс. 54)».

Его страдания закончились с приездом в больницу Светланы Аллилуевой, дочери Иосифа Сталина, которой старец когда-то помог в болезни. Она и увезла батюшку от принудительного «лечения». После этого отец Иосиф жил у своего племянника в родной Иловице.

Считают, что отношение Сталина к православию изменилось после того, как почаевский старец исцелил его дочь.

Отцу Иосифу сельсоветом под огород был выделен земельный участок, где сажали картошку. Народ закупил стройматериалы и пожертвовал батюшке для постройки дома, однако власти села дом строить запретили. Старец огорчился, поскольку предполагал в новом доме устроить церковь, нередко повторял: «Мене не буде, а церква буде, а потім і монастир».

Спустя пятнадцать лет после кончины подвижника в селе действительно была поставлена церковь, так как приходская деревянная церковь в селе Антоновцы, в четырех километрах от Малой Иловицы, сгорела от молнии в 1970-х. (Там же находится и старое кладбище, где похоронены родители и родичи отца Иосифа. Он часто посещал их могилы и служил панихиды).

Очевидцы рассказали, что у себя во дворе старец ежедневно служил водосвятные молебны и исцелял людей. Как известно, «сей род» (демоны) изгоняются только молитвой и постом, поэтому отец Иосиф многим не благословлял вкушать пищу в среду и пятницу. «Якби ви знали, який піст солодкий», — говорил старец. И велел во дни строгого поста до начала утренних молитв класть три земных поклона с молитвой «Богородице Дево, радуйся», чтобы легко выдерживать пост в этот день.

До последних дней жизни за подвижником наблюдала приставленная к нему сотрудница КГБ, не скрывавшая своего дурного отношения к батюшке. Но он все кротко терпел, а на просьбы духовных чад выгнать ее, отвечал: «Така воля Божа».

Предвидя близкую кончину, старец Амфилохий произнес: «Як страшно буде, коли мерзлу землю стануть на гроб кидати».

Так все и произошло. Почил батюшка 1 января 1971 г., и был погребен на монашеском кладбище. Хоронили отца Иосифа 4 января, за три дня до праздника Рождества Христова.

Когда через 31 год после кончины старца Амфилохия по решению Священного Синода УПЦ была раскопана его могила, разнеслось чудное благоухание и открылось: гроб и «мощи его полностью нетленны, он сохранился в теле, как будто только что закрыл глаза».

Рака преп. Амфилохия в Почаевской лавре

Еще при жизни батюшка говорил: «Як я помру, приходьте до мене на могилку, я почую ваши молитвы. Берiть з могилки песочек, вин буде цiлющiм». На его могиле действительно происходило и происходит множество исцелений.

Почаевской лаврой издано подробное житие старца. По слову архимандрита Владимира, наместника Свято-Успенской Почаевской лавры, епископа Почаевского, викария Киевской митрополии, «внимательный читатель жизнеописания подвижника Свято-Успенской Почаевской лавры, Преподобного Амфилохия, сравнивая его жизнь со своей, невольно почувствует, до какой степени каждый из нас не совершенен в развитии собственной духовной жизни. Дай Бог, чтобы земля наша полнилась подвижниками, а мы, наши дети, внуки и правнуки крепко держали знамя Христово и равнялись на них, до конца своей зем­ной жизни соблюдали заповеди Господни».

Преподобный Амфилохий являет собой пример духовного сопротивления злу века нынешнего. И если посмотреть на почаевскую пару великих бойцов с тьмой, — преподобных Иова и Амфилохия — на этих Пересвета и Ослябю нашего западного православного форпоста, покоящихся теперь рядом друг с другом, в одной пещере Почаевской горы, то становится понятно, что происки ада не ослабевают, а порой и усиливаются, что антирусский поход Запада длится и длится.

«Ублажаем тя, преподобне отче наш Амфилохие, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов. Моли Бога о нас!».