Почему Николай святой?

Часовня Святого Николая Чудотворца

20 июля 1914 года в Новониколаевске была заложена на пересечении Николаевского проспекта и улицы Тобизеновской, ныне Красного проспекта и улицы Горького, часовня св. Николая. В 1913 году по всей России пышно отмечалось 300-летие Дома Романовых. По такому случаю городские власти Новониколаевска заказали в столице 25000 альбомов с видами города, а городское реальное училище стало именоваться реальным училищем имени 300-летия Дома Романовых.

Фундаментально решило увековечить эту дату благотворительное общество «Ясли». Оно начало ходатайствовать перед властями о разрешении построить часовню им. св. Николая. В октябре 1913 года Томское епархиальное управление уведомило городские власти о том, что оно разрешает обществу «Ясли» строительство часовни.

Несколько слов об обществе «Ясли». Это было благотворительное общество, которое ставило своей целью заботу о детях-сиротах. Работа велась на базе Покровской церкви, а в 1909 году рядом с ней было построено специальное здание. Руководителем приюта стала супруга известного городского врача и общественного деятеля М.В. Востокова М.П. Востокова. Существовал приют, в основном, на пожертвования горожан и церкви.

Для строительства часовни был создан общественный строительный комитет. Его членами были известные новониколаевские купцы: Вишняков, Маштаков, архитектор Ромман. План и смету на постройку составил архитектор А.Д. Крячков, а городской архитектор Ф.Ф. Рамман осуществлял наблюдение за строительством. Вишняков жертвовал кирпич на её строительство, а вся постройка должна была обойтись в 9 тыс. рублей. Она была выстроена в модернизированных стилистических формах новгородско-псковской архитектуры XII-XIVвв.

20 июля 1914 года состоялась закладка часовни (это событие было запечатлено местными фотографами, и снимки показывались затем в кинотеатре Махотина), а 27 октября 1915 года был подписан акт о приёмке здания. Часовня пользовалась большой популярностью у горожан. Если первоначально она была приписана к Александро-Невской церкви, то из церковной ведомости 1920 года видно, что это была самостоятельная часовня с приходом в 5 тысяч горожан.

Стоит отметить, что часовня, судя по документам, создавалась в память 300-летия Дома Романовых, а не потому, что в точке пересечения двух городских улиц якобы находился географический центр Российской империи. Легенда о географическом центре Российской империи на месте часовни появилась в советское время.

Не просуществовав и 15 лет, часовня была закрыта и сломана. Первый мощный удар по экономическому могуществу церкви новая власть нанесла, воспользовавшись голодом 1921 года, когда были изъяты церковные богатства. В конце 20-х годов, когда сталинское руководство начало свои страшные эксперименты по индустриализации и коллективизации, церковь ожидал новый сокрушающий удар. Была организована кампания по закрытию церквей и репрессиям против священнослужителей. В качестве примера можно привести протоколы собрания женщин в пригородном селе Бугры, которое постановило закрыть церковь как рассадник дурмана и одурачивания трудящихся масс, противника бурного роста коллективизации. Колокола было решено снять и отдать промышленности. Более решительно призывало действовать собрание граждан в селе Сенчакском: «Попа Рафаила как контрреволюционера немедленно расстрелять. Граждан старого и нового церковного совета передать следственным органам, церковь переоборудовать в клуб». Подобные постановления принимались и на собраниях рабочих и служащих в Новосибирске. Так, протокол общего собрания рабочих-строителей от 12.01.1930 года утверждал, что «вокруг церкви сгруппировался сброд бывших, которые ведут под прикрытием религии бешеную борьбу с Советской властью». Рабочие требовали передать культовые здания под культурные учреждения, а весь религиозный «актив» взять на учёт.

Из переписки между руководством Новосибирского окрисполкома и Сибкрайисполкома в начале 1930 года видно стремление властей как можно быстрее удовлетворить подобные требования, не останавливаясь перед нарушением советских же законов. Власти понимали, что в противном случае может наступить спад в настроениях масс. И вот здесь на пути совпарторганов вставал даже такой отобравший у церкви все права закон, как постановление ВЦИК от 1929 года «О религиозных объединениях». Согласно этому постановлению закрытие церкви представляло довольно длительную процедуру. Поэтому местные власти требовали упростить процедуру закрытия церквей. Для этого, по их мнению, хватило бы только ходатайства бедняков. Такого же мнения придерживалось и НКВД.

В ходе этой кампании, основываясь на так называемом мнении трудящихся, президиум Новосибирского окрисполкома 9 ноября 1929 года принял решение о сносе часовни. 27 декабря 1929 года это решение Новосибирского окрисполкома было утверждено президиумом Сибкрайисполкома. 30 января 1930 года газета «Советская Сибирь» в статье «Конец часовни» сообщила: «Вчера в 4 часа дня началась ломка часовни на Красном проспекте». Затем на месте часовни стояла статуя «Комсомолец», но недолго. Она была заменена статуей «вождя народов», которую в 50-х годах убрали.

21 сентября 1991 г. состоялся крестный ход от Вознесенского кафедрального собора и освящение закладного камня в основании восстанавливаемой часовни. В июле 1993 года часовня была отстроена заново. Новый проект выполнил архитектор П. А. Чернобровцев. Правда, расположение и ориентация часовни несколько изменились. Раньше часовня была ориентирована по сторонам света. Теперь ориентация — по линии Красного проспекта.

Часовня святителя Николая Чудотворца (Новосибирск, Красный проспект). Фото: Туаев Дмитрий

Часовня святителя Николая Чудотворца (Новосибирск, Красный проспект). Фото: Степанов Слава

Кто такие святые угодники?

Бывает, что мы обращаемся к Богу с молитвой, но Он нас не слышит, потому что наши грехи как стена, через которую ничего не слышно. Тогда мы и обращаемся с мольбой к святым угодникам, чтобы они донесли нашу молитву к Богу, просили за нас, молили простить нас и помиловать. Святыми угодниками их называют потому, что при жизни на земле они угодили Богу своей праведной жизнью. А теперь, пребывая на небе с Богом, они молятся о нас.

Святые угодники Божии имеют разные названия: пророки, апостолы, мученики, святители, преподобные, бессребреники, блаженные и праведные.

Пророки– это святые, жившие еще до пришествия Спасителя на землю. Они по внушению Святого Духа предсказывали будущее, преимущественно о Спасителе, возвещали волю Божию, учили людей истинной вере и благочестию, творили разные знамения и чудеса. Из пророков особенно известны Илия, Иона, Иезекииль, Даниил и др.

Апостолы– это ближайшие ученики Иисуса Христа, которых он во время своей земной жизни посылал на проповеди, а после сошествия на них Святого Духа они проповедовали по всем странам христианскую веру. Апостолов сразу было двенадцать, а потом еще семьдесят.

Апостолов Петра и Павла называют Первоверховными, так как они больше других потрудились, распространяя христианскую веру.

Апостолы Матфей, Марк, Лука и Иоанн Богослов написали Евангелие (учение Иисуса Христа), и их называют Евангелистами.

Святых, которые подобно апостолам распространяли Христову веру в разных местах, называют равноапостольными, т. е. равными апостолам. Это Мария Магдалина, благоверные цари Константин и Елена, благоверный князь Владимир, святая Нина, просветительница Грузии, и др.

Мученики– это те христиане, которые за веру в Иисуса Христа приняли жестокие мучения и даже смерть. Если после мучений они скончались мирно, их называют исповедниками. Первыми пострадали за Христову веру архидиакон Стефан и святая Фекла и поэтому их называют первомучениками. Если они умирали после особенно тяжелых страданий, их называют великомучениками, как например: святые Варвара и Екатерина, святой Георгий и др.

Святители – это епископы или архиереи, угодившие Богу своей праведной жизнью, например: святой Николай Чудотворец, святой Алексий, митрополит Московский, и др. Святителей, претерпевших мучения за Иисуса Христа, называют священномучениками. Святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста называют вселенскими учителями, т. е. учителями всей Христианской Церкви.

Преподобные– это праведные люди, которые удалились от мирской жизни и угодили Богу. Они не вступали в брак, молились и постились, жили в пустынях и монастырях. Например: Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Анастасия, Ксения Римляныня и др. Преподобных, претерпевших мучения, называют преподобномучениками.

Бессребреники– это врачеватели болезней, как телесных, так и душевных, которые за свою помощь не брали платы, как например: Косма и Дамиан, великомученик и целитель Пантелеимон и др.

Блаженные– это люди, взявшие на себя подвиг во имя Иисуса Христа казаться безумными. За свои труды, постоянные молитвы, пощение, насмешки, а то и побои они получали от Бога дар прозорливости и чудотворения. Юродство во Христе – редкий, трудный, но высокий христианский подвиг. Блаженные добровольно отказывались от всех удобств жизни, от выгод общественного положения или звания, от родства, дружбы, семьи. Днями, а то и неделями они могли обходиться без пищи, одеждой им служило ветхое рубище, большую часть жизни они проводили под открытым небом. Они обличали людские пороки, вразумляя власть имущих, утешали страждущих. Это, например, Василий Блаженный, Ксения Петербургская, Паша Саровская и др.

Праведные– это люди, которые вели праведную, угодную Богу жизнь, будучи семейными: святые праведные Иоаким и Анна и др.

Родоначальники человеческого рода – первые праведники на земле. Их называют праотцами, как например: Адам, Ной, Авраам и др.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Руководя мастерской № 2 ЛенНИИпроекта, Николай Илларионович Апостол активно участвовал в разработке детальной планировки района Коломяги, в проектировании ряда индивидуальных объектов, призванных завершить застройку кварталов Шувалово-Озерки, Гражданского пр., а также жилых районов севернее Муринского ручья. Под его руководством реализованы проекты застройки кварталов 33А Озеро Долгое, 12А, Б, В и 13А и Б в Коломягах. Совместно с югославской фирмой RAD спроектированы и построены жилые дома АО «Ленинградский металлический завод» в Новодевяткино и на Светлановском проспекте.
Будучи человеком очень активным, быстрым в решениях, Николай Илларионович Апостол принимал активное участие в открытых конкурсах. В начале 1990-х гг. совместно с архитектором Михаилом Анатольевичем Садовским он победил на открытом конкурсе на проект Российско-австрийского делового центра «Аврора» на Васильевском острове. Проект разрабатывался в сотрудничестве с австрийскими коллегами, при участии фирмы «Чакман» (1990–1992 гг.), и только серьезные экономические трудности тех лет не позволили воплотить его в жизнь.
Для любого архитектора очень важно то, как создаваемый им проект будет воплощен в жизнь, как воспримут его окружающие, как оценят специалисты, коллеги. Николаем Илларионовичем Апостолом в соавторстве с М. А. Садовским были разработаны проект банка «Санкт-Петербург» и план воссоздания Перинного ряда на Думской ул., а также деловой центр «Петр Великий» на Васильевском острове. Эти работы получили одобрение архитектурной общественности и деловых кругов города.
Увенчалось победой участие этого творческого дуэта – Н. И. Апостол и М. А. Садовский – еще в одном конкурсе: на проект жилого дома на Неве, на наб. Робеспьера. Хорошо знакомый горожанам элитный «Дом на Неве» стал украшением города. Тот факт, что владельцами квартир в нем являются многие известные петербуржцы, выдающиеся деятели искусств, лишний раз подчеркивает мастерство авторов проекта и высочайший уровень их работы.
Николай Илларионович Апостол является автором целого ряда домов в исторической части города. Его работы отличаются бережным отношением к созданной предшественниками архитектурной среде. Соразмерность элементов, их гармоничное ансамблевое соединение, безупречность художественного вкуса позволили его работам стать украшением исторического центра Петербурга.
Доказательством вышесказанного служат примеры уже существующих строений в старой и новой частях города: ул. Чапыгина, 3а; ул. Профессора Попова, 27; Мончегорская ул., 5; ул. Мира 28-30, жилые дома Военно-медицинской академии на пр. Энгельса, 50, и на Костромском пр., 48; жилой дом ЗАО «Жилстрой Ленэнерго» на ул. Рашетова, 18; жилой дом ЗАО «ЛенСпецСМУ» на ул. Курчатова, 6, корп. 5; жилой дом АОЗТ «Трест-36» в квартале 6-335А пр. Энгельса (на пересечении с Гаврской ул.); жилой дом ООО «Океан Трейдинг Компани» в Щербакове пер., 4; жилой дом завода «Пирометр» на Большой Монетной ул., 5; жилой дом СПАРЗ-2 на Ораниенбаумской ул., 21, жилой дом МВД России на Костромском пр., 24.
Завершая обзор проектов, осуществленных в мастерской Апостола за прошедшие одиннадцать лет, можно с уверенностью сказать, что успех этого коллектива был обеспечен незаурядным талантом и опытом основателя мастерской и активной работой его единомышленников. В разное время рядом с Николаем Илларионовичем Апостолом работали: В. М. Тверье, В. В. Иванова, Ф. Н. Апостол, А. И. Наумов, М. П. Антонов, Н. И. Антонова, Ю. М. Песоцкий, С. М. Зельцман, В. И. Кострюкова, П. Ф. Панфилов.
Профессиональная творческая деятельность Николая Илларионовича Апостола высоко оценена Правительством РФ – в 1997 г. ему было присвоено звание «Заслуженный архитектор Российской Федерации».
Сейчас для проектирования крупных объектов в мастерской применяются самые современные методы. В работе используется компьютерная техника последнего поколения и новейшие системы автоматизированного проектирования. Такой подход, в сочетании с многолетним опытом и авторитетом, позволяет мастерской Апостола привлекать к сотрудничеству ведущие строительные компании Петербурга. Совместную работу с такими фирмами, как ЗАО «Строймонтаж» (жилой дом в квартале 47А Озеро Долгое), ЗАО «ТОР» (жилые дома в квартале 23А Шувалово-Озерки, лоты 3, 5), ЗАО «Фирма Петротрест» (жилой дом в квартале 23А Шувалово-Озерки, лот 6), ООО «Океан Трейдинг Компани» (жилой дом в квартале 15А Гражданского пр. – угол Тихорецкого пр. и ул. Веденеева), ООО «ИнКоСт» (жилой комплекс в квартале 30 района Шувалово-Озерки, корпуса 33, 33а, 33б, 33в), ЗАО «Компания Русский Мультимаркет» (жилой дом на пятне объекта ГО № 1411 в квартале 53 севернее Муринского ручья «Муромская усадьба»), ЗАО «ПРЭТС» (комплекс жилых домов коттеджного типа, корп. 157 в квартале 11Б района Коломяги), ЗАО «Торус» (жилой дом в квартале 41 Шувалово-Озерки, корп. 33), ЗАО «Компания Артель» (жилой дом на Камской ул., 6) можно с полной уверенностью назвать удачной и результативной. Сейчас все вышеперечисленные объекты находятся на стадии проектирования и строительства.
В настоящее время работа в мастерской ведется под руководством Филиппа Николаевича Апостола, сына Николая Илларионовича. Филипп Николаевич начал свою деятельность в мастерской в должности архитектора в 1995 г., сразу после окончания СПбВХПА им. В. И. Мухиной (факультет интерьера и архитектуры). С 1997 г. Филипп Николаевич – зам. руководителя мастерской, соавтор всех проектируемых объектов, с мая 2002 г., после безвременной кончины Николая Илларионовича, – генеральный директор мастерской Апостола. Работая долгие годы под руководством своего отца, Филипп Николаевич сумел не только воспринять основные идеи в решении архитектурно-композиционных задач проектирования и обеспечения инженерно-технической документации рабочего процесса, но и стал продолжателем традиций, заложенных его отцом.
Мастерская Апостола ориентируется на создание жилья повышенной комфортности, полностью соответствующего современным требованиям и пожеланиям будущих новоселов. Узнаваемая творческая манера, яркая индивидуальность, высокое качество, оригинальность и выдержанность стиля – эти качества отличают все творения мастерской Апостола. Архитектура Петербурга, созданная выдающимися мастерами прошлых столетий, предъявляет высочайшие требования к тем, кто сейчас формирует архитектурный облик города. Яркий талант и многолетний опыт Николая Илларионовича Апостола, его сына и тех, кто работал и работает в мастерской Апостола в течение долгих лет, позволяют с уверенностью говорить о том, что и в дальнейшем потомки будут гордиться красотой и гармонией архитектуры Петербурга.

Культовые достопримечательности Евпатории – храм Святого Николая

В Евпатории огромное количество мест, заслуживающих особого внимания курортников. В их список вполне можно внести культовое сооружение позапрошлого века собор, Святого Николая Чудотворца, выполненный в византийском стиле.

Собор Николая Чудотворца

Расположение, история основания и развития

Церковь находится в районе так называемой Старой Евпатории, недалеко от Набережной Терешковой и других не мене интересных, значимых мест популярного детского курорта. Первый камень фундамента святыни, заложен еще в 1893 году. Храм решили построить на месте греческой церкви. Инициатором процесса выступил протоиерей Чепурин, к сожалению, сам он до момента освящения не дожил. Но верующие люди всегда будут помнить, кому они обязаны.

Ищите где остановиться в Евпатории?

Жилье посуточно (отели и гостевые дома)

Величественное сооружение возвели достаточно быстро. Уже в 1899 году, освятили первое помещение. Автором проекта выступил архитектор А. Бернардассис, решивший сделать храм Св. Николая в византийском стиле. На строительство святыни средства собирали в прямом смысле слова — всем миром. Ощутимый вклад внес Александр III, пожертвовавший на благое дело 36 тысяч рублей, на то время баснословные деньги.

Кстати, это первое культовое сооружение, купол которого, на Руси вылили из бетона. Его диаметр 18 метров, а вес более ста пятидесяти тонн. За весь период своего существования храм пережил немало тяжелых времен. Советские власти его открывали, закрывали. Тут располагались конюшни, зернохранилища и разнообразные склады.

Собор Николая Чудотворца

Строение уцелело во время Великой Отечественной войны. Немцы хотели его взорвать, но к счастью не успели. Но в послевоенные годы (1955), власти Советского союза умудрились разрушить то, что уцелело в войну. Они снесли купола и организовали в здании склады и художественные мастерские. В девяностых годах прошлого века, собор Святого Николая Чудотворца был возвращен церкви и восстановлен.

Последняя основательная реконструкция проводилась в 2014 году, но и она не прошла без последствий. Уничтожили древние росписи, на их место поместили современные варианты и многих прихожан это не радует.

Собор Николая Чудотворца

Чем интересен собор

В первую очередь это, конечно же, его величественный вид. Многих туристов привлекают интересные факты. Так, например, местные прихожане уверенны: сам Святой Николай Чудотворец спас святыню от взрыва немецкими захватчиками.

Кроме того на территории храма, около северных ворот, похоронен знаменитый врач Н. Оже, первый доказавший пользу грязей Сакского озера. Не меньший интерес вызывает крест, восстановленный во внутреннем дворе храма, на месте той самой греческой церкви.

Собор Николая Чудотворца

Ищите чем заняться в Евпатории?

Развлечения

Что касается внутреннего убранства, то на стенах можно рассмотреть росписи преподавателей местной гимназии позапрошлого века В. Соколовского и С. Строева. Правда только их копии, оригиналы к сожалению не сохранились.

В то же время, на мой взгляд, это место вызывает особые чувства, оно наполнено положительной энергетикой. Георгиевские кресты не дают забыть события Крымской войны, в ходе которой, культовое сооружение лишилось не только практически всей своей ценной утвари, и даже колокольни. Описывать храмовый комплекс можно еще долго, но такие объекты лучше посещать самостоятельно.

Собор Николая Чудотворца

Как доехать до собора Святого Николая Чудотворца

Добраться сюда можно без проблем как пешком, так и на общественном транспорте. Выходите на остановке «Пансионат Орбита». Кстати, недалеко есть неплохой пляж «Солярис». По-моему неплохой вариант совместить культурную программу с развлечениями.

Тем, кто едет на своем автомобиле, рекомендую предварительно обзавестись точными координатами и следовать по ним. Карта с координатами достопримечательности ниже. Путешественникам, оставившим свое авто дома, но не потерявшим желание передвигаться с комфортом рекомендую рассмотреть вариант аренды. Поверьте это очень удобно и выгодно.

Ищите хороший пляж в Евпатории?

Вот вам список

Фото храма внутри

Точное место на карте, GPS координаты: 45°11’48.0″N 33°22’45.6″E (45.196670, 33.379320)

Собор Святого Николая Чудотворца в Евпатории сегодня является одним из самых популярных объектов курорта. Приходят сюда не только верующие люди. А и те, кто ценит памятники архитектуры, истории. Всем приятного и хорошего отдыха!

Все достопримечательности Евпатории

Все храмы Крыма (список)