Почему ребенок игнорирует просьбы?

Если ребенок не реагирует на обращение и просьбы

На прошлой неделе в рассылке я задала вопрос: “Что вас беспокоит больше всего в ребенке, себе, семье?”

После этого на меня обрушилась лавина писем с ответами на этот вопрос. И они продолжают поступать :).

Чтобы ответить всем — мне понадобится время, поэтому большая просьба набраться терпения. Сейчас я структурирую ваши письма, чтобы подготовить ряд статей. У нас получится нечто в форме письменного марафона :).

И сейчас вы уже можете прочитать ответ на первый вопрос от мамы Юлианы:

“Больше всего меня сейчас беспокоит развитие моей дочки.
Ей 1,5 года. Дело в том, что она практически не реагирует, когда ее зовут, на свое имя, просьбы что то дать, подойти, посмотреть. Мне это кажется странным, особенно когда я вижу, как отличаются в этом плане ее сверстники.
Когда ей что-то объясняешь, она вообще не смотрит в сторону говорящего, ну может в 80-90 % случаев. Но со слухом у нее все в порядке и говорит она уже несколько слов, как мама папа, кать, пить, кака, около 10 слов наверно.
И если например, сказать ей что-то, что я как понимаю, она хочет делать — пойдем смотреть мультики, например, то она быстро туда направляется… А одеваться на улицу или кушать, одевать памперс — ее приходиться тащить буквально.
На запреты реагирует, но часто выражает недовольство криком или плачем, если куда-то не пускаю ее или что то не даю делать. Рвать цветы на клумбе, например.
Это вообще нормальное поведение ребенка или стоит что-то делать по этому поводу??”

Добрый день, Юлиана!

Спасибо за ваш вопрос и описание ситуации!

Для 1,5 годовалого малыша вполне нормально явление протеста во время переодевания или сопротивления предстоящим событиям (еда, сон, прогулки, лечение, путешествия и т.д.). Этот период нужно просто спокойно переждать, параллельно корректируя свой подход к ребенку.

В этом возрасте впервые начинает проявляться понимание причинно-следственных связей, т.е. ребенок видит, что на его протесты родители ведут себя странно: прежде милые и ласковые, они вдруг злятся и кричат. И малыш как бы думает: «Интересно… А что будет, если я…?» «А что потом?» «А вот это что такое?»

Здесь на первый план выступает осознание у малыша своего психологического отделения от вас, мамы (физическое отделение совершилось еще в роддоме )).
Итак, если раньше он был вашей частью, и вам было легко с ним общаться. А теперь что ни каждое действие — сразу трение: «Не-е-т!» и неизбежная ломка прежнего поведения.

Итак, вам по этому поводу волноваться не стоит. Нужно просто приглядеться к крохе и немного изменить свой стиль общения: где-то предоставить свободу больше, чем было, где-то схитрить, вовлечь в увлекательную игру, а где-то просто переключить.

Чем меньше получает кроха запретов (они должны быть продуманными) в этот активный период исследования окружающего мира — тем реже возникают ситуации «стычек» и капризов.

Чем чаще ребенок получает возможность что-то делать руками, ногами и всем телом (пересыпать, перебрать, поставить, потянуть, бросить, поднять, подползти, схватить и т.д.) — тем лучше восполняется его жажда к исследованию и легче направляется общее поведение в нужное русло.

И наоборот, малыш, получающий слишком мало сенсорных впечатлений, будет беспокойным и капризным, чаще ныть т.к. базовые потребности в связи с его возрастом — не удовлетворяются.

Очень хорошо помогает в этом плане:

  • владение собой (персонально каждому родителю предписание иметь мешок терпения и колодец любви))
  • преобразование окружающего пространства и его адаптация под подрастающего малыша (все опасное, нежелательное убираем, а все, что способствует физическому и психическому развитию — даем продуманно и дозировано).
  • стабильный режим и предсказуемость в течение всего дня (бессистемность и хаос — частый спутник капризам).
  • разбор промахов и выстраивание оптимальной стратегии (анализ помогает учитывать ошибки и достижения).

По каждому пункту можно очень много говорить, так или иначе, эта тема бездонна 🙂

На тренинге «Как преодолеть капризы у ребенка» мы разбираем этот период, начиная с 1-1,5 года. Анализируем себя, поведение ребенка, его соответствие общим нормам психического развития и ищем пути, чтобы смягчить и преодолеть возникающие сложности в поведении и капризы. Наши мамы выполняют домашки и получают обратную связь от меня индивидуально. Очень рекомендую этот материал для изучения.

Что касается вашего второго вопроса о дочери («не реагирует, когда ее зовут, на свое имя, просьбы что то дать, подойти, посмотреть; не смотрит в сторону говорящего»).

Без дополнительного анализа ситуации ответить на этот вопрос невозможно. Пока навскидку что могу предположить — по какой-то причине у вашего ребенка недостаточно сформирован тесный эмоциональный контакт с близким и значимым Взрослым (мамой, папой).

Ребенок может:

  • или уходить от зрительного контакта, проявлять аутистические черты характера, погружаться в предметный мир больше, чем нацеливаться на вербальное общение.
  • или просто упрямиться и делать вид, что не слышит, хотя все прекрасно понимает и чувствует, и с общением все в порядке.
  • или же это особенности характера и темперамента (любит игру с самим собой, малообщителен, интровертирован по отношению к окружающим).

Чтобы получить полный ответ и, тем самым, исключить все тревоги касательно общего поведения и сенсорного развития соответственно текущему возрасту, проще всего обратиться к психологу, чтобы провести несколько диагностических заданий по этим сферам и определить, где и что «проседает»:

  • зрительное восприятие
  • слуховое восприятие (не в плане слышит-не слышит, а в плане понимания обращенной речи и соответствующей реакции)
  • тактильное восприятие, чувство равновесия, телесный контакт
  • эмоционально-волевая сфера
  • мелкая, крупная моторика
  • речевое развитие
  • уровень мышления
  • характер игровой деятельности

Также следует проанализировать анамнез жизни ребенка (как прошли роды, были ли осложнения, заболевания, реакции на прививки и т.п.). И семейный срез (семейный климат, стиль воспитания, внутренние отношения между родителями и ребенком).

Вы можете самостоятельно найти хорошую литературу по диагностике, например, отличный вариант: “Стимульный материал для диагностического обследования детей раннего и младшего дошкольного возраста” под ред. Н.В. Серебряковой, почитать книги по эмоциональному развитию детей, например: Баенская Е.Р. “Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием. Младший дошкольный возраст”, поиграть в эмоциональные игры (тактильные объятия, потешки, пальчиковые игры, массаж со смешными стишками) и т.д.

Если нет возможности все это находить самой — можем провести данную диагностику и, если понадобится, наметить путь к коррекции на нашей индивидуальной консультации.

Формат: общение в скайпе или по е-мейлу, на этапе диагностики я подготавливаю чек-листы и даю обратную связь по каждому пункту. Вы получите ряд заданий, чтобы в естественных условиях дома протестировали малышку и определили ее текущий уровень.
Понадобится около недели в среднем: на проведение диагностики, чтобы не перегружать ребенка.

После консультации вы увидите общую картину развития по ключевым пунктам. Вы поймете, куда нужно двигаться дальше в плане коррекции, на что сделать акцент, если выявится несоответствие, чтобы помочь ребенку развиваться правильно.

Что делать, если ребенок игнорирует

Ребенок игнорирует взрослых — это тот фактор, который должен насторожить родителей. Некоторая замкнутость не является отклонением от нормы. Однако откровенный игнор свидетельствует о том, что в семье назревает конфликт. Чтобы избежать разлада между старшим и младшим поколением, следует всерьез заняться воспитанием своего отпрыска.

Почему ребенок игнорирует взрослых

Капризные дети стали довольно распространенным явлением в социуме. При этом стоит различать желание отстоять свое собственное «Я» и отказ реагировать на просьбы или требования родителей. Истоки подобного поведения маленьких строптивцев следует искать в следующих факторах-провокаторах:

  • Поиск личного пространства. Взрослея, ребенок начинает понимать, что он является самостоятельной личностью в мире взрослых. При осознании данного факта дети иногда начинают сооружать барьер между собой и родителями, которые продолжают их опекать как малыша. Подобный этап взросления может пройти без каких-либо серьезных последствий, но папам и мама стоит помнить об опасности деформации личности их ребенка из-за недостатка внимания к нему.
  • Чрезмерное любопытство. Как ни странно это звучит, но часто дети игнорируют своих родителей, потому что не успевают замечать суть их нравоучений. Исследование окружающего мира настолько поглощает ребенка, что он перестает реагировать на просьбы взрослых. Любимое чадо просто витает в небесах, поэтому ему нет дела до пространных речей папы или мамы.
  • Защита от мира взрослых. «Я в домике» — ответ таких детей на неудобные для них вопросы. Игнорирование в данном случае является попыткой уйти от требований родителей, которые выполнять не хочется. Легче всего прикинуться слепо-глухим ребенком, чем исполнить просьбу взрослого.
  • Отсутствие силы воли. Выражается это в нежелании отвечать за свои поступки. Подобная безответственность довольно распространена среди детей. Ребенок игнорирует просьбы зачастую по той причине, потому что слаб духом и не может откровенно признаться папе и маме в том, что ему данное указание не по силам.
  • Деспотичное поведение родителей. Излишний натиск на психику ребенка, которая не сформировалась, в дальнейшем может проявиться в виде игнорирования старшего поколения семьи. В данном случае речь идет о своеобразном протесте, когда дети самостоятельно пытаются избавиться от деспотизма родителей.
  • Обида на взрослых. Неосторожным словом реально серьезно снизить самооценку собственного ребенка. В ответ он не может предпринять какие-либо существенные действия, поэтому просто игнорирует своего более сильного обидчика.
  • Двойная тайна. Довольно часто дети перестают видеть и слышать своих близких, когда узнали о чем-то запретном, которое связано со старшим поколением семьи. Не желая причинить боль папе или маме, ребенок в дальнейшем замыкается в себе и игнорирует любые попытки общения с ним.
  • Обида на сверстников. В любом возрасте больно осознавать тот факт, что тебе нанесли оскорбление незаслуженно. Если при этом близкие люди не поддержали ребенка, то они автоматически входят в зону тех особ, кому нельзя доверять и нужно игнорировать.

Детская психика является довольно пластичным материалом, но не стоит устраивать эксперименты на проверку ее прочности. Игнор со стороны ребенка — это серьезный признак того, что намечаются существенные проблемы среди близких людей.

Разновидности игнора со стороны ребенка

Прежде чем собирать семейный совет, родителям необходимо изучить детскую психологию. Разновидности игнора со стороны ребенка специалисты классифицируют следующим образом:

  1. Провокация. В некоторых случаях дети стараются посредством игнора достучаться до близких им людей. Они молча кричат о том, что им не хватает тепла их родителей. В итоге такой ребенок игнорирует папу и маму, совершая при этом довольно непростительные поступки.
  2. Шантаж. Некоторые дети являются довольно хитрыми особами. Они могут встать в позу безмолвного игнорирования только для того, чтобы получить от взрослых вещь, которая приглянулась. После овладения заветным презентом они начинают видеть и слышать своих родителей.
  3. Протест. В данном случае речь пойдет о серьезной обиде, которую родители нанесли своему ребенку. Если ее не проанализировать и затем ликвидировать, то ребенок может игнорировать своего папу и маму долгие годы.
  4. Отчаянье. Игнор в этой ситуации имеет форму того же протеста, но выражается в более активной форме. Дети, попавшие в кризисную ситуацию, могут закрыться в себе, если не видят поддержки со стороны взрослых.
  5. Демонстративность. Игнорировать иногда можно настолько громко, что реально перекрыть все сказанные в гневе слова. Вставая в подобную позу, ребенок пытается показать свою значимость посредством агрессивного молчания.

Что делать, если ребенок игнорирует взрослых

Повлиять на свое потомство, которое откровенно не хочет идти на контакт, довольно сложно. Дети игнорируют родителей, что делать, куда обращаться — любимый вопрос многих взрослых. В данном случае лучше всего прислушаться к мнению специалистов.

Как вести себя родителям, если их игнорирует ребенок

Именно папа и мама виноваты в том, что их чадо отказывается идти с ними на прямой контакт. Им необходимо изменить свою модель поведения, которая должна быть скорректирована следующим образом:

  • Посещение врача. Некоторые родители бывают поражены до глубины души, когда со временем понимают истинную причину странного поведения их ребенка. При вопросе, что делать, если ребенок игнорирует взрослых, необходимо проконсультироваться у специалиста. Возможен тот факт, что любимое чадо является аутистом или имеет проблемы со слухом.
  • Разговор по душам. В любом случае стоит узнать о проблемах своего отпрыска до того, как принять решение его наказать. Холод с его стороны и нежелание подчиняться указаниям взрослых довольно легко устранить при помощи беседы на те темы, которые интересуют ребенка.
  • Небольшая хитрость. Чтобы вывести своих детей из состояния игнора, необходимо проявить мудрость. У строптивца однозначно имеется какая-либо слабость, которой нужно воспользоваться. Психологи рекомендуют обратиться к игнорирующей стороне с вопросом, на который она однозначно ответит. После такой хитрой стратегии завяжется диалог, который приведет к примирению сторон.
  • Проявление твердости. В особо тяжелых случаях не нужно прибегать к физическому наказанию, которое только усугубит ситуацию. Следует сказать упрямцу, что он не получит тот же десерт, если по первой же просьбе не сядет за стол. Можно отказать ему в предоставлении карманных денег, что тоже эффективно срабатывает.
  • Установление тактильной связи. Не нужно бояться лишний раз проявить свою любовь к отпрыску. В данном случае речь идет не о бесконечных объятьях (которые, кстати, тоже не помешают), а о поглаживании по голове, прикосновениях к плечу. Таким образом ребенок почувствует, что дорог своим родителям, и перестанет игнорировать их.
  • Четкое разъяснение своих слов. Некоторые взрослые не желают понять тот факт, что дети их игнорируют, потому что просто не понимают требований взрослых. Необходимо в самой доступной для ребенка форме говорить о своих намерениях по отношению к нему.
  • Озвучивание мыслей вслух. Если дети игнорируют вопросы или просьбы, то следует организовать театр одного актера. Не стоит стесняться рассуждать о своих переживаниях вслух. Ребенок должен слышать, что своим поведением он причиняет боль своим родителям. При этом напрямую обвинять его не нужно, потому что подобное поведение вызовет у него очередную волну агрессии.
  • Применение актерского мастерства. Дети всегда оценят хороший юмор, когда он исходит от их родителей. Если ребенок обижен и играет в молчанку, то необходимо удачной шуткой рассмешить его. Именно позитивное настроение сможет помочь ему начать диалог со взрослыми. Каждую фразу стоит обыгрывать, предлагая ребенку вместо «пошли домой» вариант в виде «давай наперегонки до подъезда».
  • Обозначение приоритетов. Не нужно демонстрировать свою авторитарность в вопросах, которые можно решить мирным путем. Ребенок начинает в знак протеста игнорировать родителей, которые не уважают его как личность. Следует показать своему чаду, что конкретно в уставе семьи первостепенно. Он должен понимать, что за выполнение именно этих правил с него будет спрос.
  • Отказ от повторений. Понятия, которые навязываются изо дня в день, перестают осознаваться ребенком. Одну и ту же просьбу можно озвучить по-разному. Принцип, что повторение — это мать учения, в данном случае не подойдет.
  • Устранение всех конфликтов между взрослыми. В семье, где родители не могут поладить друг с другом, в первую очередь страдают именно дети. Не имея возможности повлиять на папу и маму, они замыкаются в себе. Необходимо выяснять свои отношения так, чтобы свидетелем горячих разборов полетов не стал ребенок.
  • Совместный досуг. Трудно игнорировать тех взрослых, которые желают быть постоянно рядом с маленьким строптивцем. Если при этом ребенок получает максимум положительных эмоций, то его хандра и игнор по отношению родителей пройдет. Психологи рекомендует систематически организовывать походы в кино, детское кафе и пикники.
  • Совместное занятие спортом. Здоровый образ жизни, который пропагандируют взрослые, поможет развить у ребенка чувство коллективизма. Не обязательно при этом всем членам семьи посещать тренажерный зал. Если ребенок игнорирует взрослых, достаточно предложить ему пойти в плавбассейн или на водные аттракционы. Вода имеет свойство расслаблять мышцы человека, поэтому в таком состоянии легче завязать диалог с упрямцем.
  • Ведение дневников. Ребенку, который встал в позу, необходимо предложить заняться чем-либо конструктивным. В данном случае рекомендуется записывать свои позитивные и негативные эмоции, которые произошли в течение дня. После запечатления на бумаге подобных воспоминаний необходимо озвучить их на общем семейном совете. В идеале такие дневники нужно вести всем членам семьи.
  • Совместное прочтение книг. Довольно часто специалисты рекомендуют ознакомление с такой литературой, как стихотворение Владимира Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». На примере данного произведения довольно легко показать, что можно по всем существующим вопросам обращаться к родителям без игнора по отношению к ним.
  • Просмотр кинофильмов. В данном случае подойдет кинолента «Один дома», когда в большой семье не видели и не слышали своего сына. Исключительно в самолете мама поняла, что одного ребенка у нее не хватает. Юмор юмором, но при этом не стоит удивляться тому факту, что дети начинают игнорировать своих родителей. После данного примера стоит предложить своему ребенку ознакомиться с сериалом «Папины дочки», где отец с большим количеством детей уделял внимание каждому из них.
  • Разрешение игнора. В некоторых случаях следует выдержать паузу для того, чтобы строптивец понял свое неправильное поведение по отношению к близким людям. Необходимо также игнорировать его вопросы и просьбы до тех пор, пока он не извинится.
  • Предоставление возможности почувствовать взрослую жизнь. Если покладистый ребенок превратился в бунтующего подростка, то необходимо немного его проучить. Если он игнорирует своих родителей, значит, вполне может обойтись без их помощи. Пусть какой-то период готовит, гладит и стирает себе сам. Через определенное время ему это однозначно не понравится, и конфликт разрешится сам по себе.

Все озвученные рекомендации не могут применяться к одному ребенку, потому что каждая маленькая личность индивидуальна. Исключительно наблюдение за поведением своего отпрыска поможет выбрать правильную стратегию относительно устранения его проблем и комплексов.

Работа психологов, если дети игнорируют родителей

При особо тяжелых случаях необходимо обратиться за помощью к специалисту. Именно он может помочь найти выход из лабиринта, когда родители уже опустили руки. В данном случае психолог предоставляет помощь следующего плана:

  1. Анализ. Перед тем как приступить к решению проблемы, необходимо обозначить пути ее разрешения. Прежде всего, ребенка, который игнорирует родных, тестируют на совместимость с социумом. Делается это для того, чтобы исключить у него наличие такого понятия, как аутизм.
  2. Игра в виртуальный мяч. После того как было проведено диагностирование, психолог предлагает своему маленькому пациенту немного поэкспериментировать. Для этого он задает ему каверзные вопросы о его семье, на которые ждет интересные ответы. В данном случае допускается некоторая провокация в виде вопроса «ты любишь маму?». Игнорировать специалиста ребенку не удастся, но задуматься над своим отношением к семье малышу придется.
  3. Фонематические игры. Подобная методика помогает детям слышать то, что им говорят. При ней используются игры «Города» (начать новое слово на последнюю букву предыдущего), «Эхо» (повторить сказанное много раз) и «Имена» (назвать как можно больше названий). Такие упражнения помогают ребенку не только развить свою речь, но и отрабатывают рефлекс немедленного ответа на озвученный вопрос.
  4. Арт-терапия. Довольно часто психологи предлагают своим пациентам нарисовать цветок. Дети, которые игнорируют своих близких, обычно изображают растение, которое лишено корня и стебля. Специалисты затем предлагают своему маленькому пациенту дорисовать все недостающие детали и озвучить их необходимость.

Что делать, если ребенок игнорирует взрослых — смотрите на видео:

Если ребенок игнорирует маму или папу, следует задуматься над тем, в какой среде воспитывается их чадо. Проблемы детей обычно заключаются в неумении прислушаться к ним взрослым. Игнор ребенка является тем сигналом, от которого отмахиваться однозначно не стоит. Молчаливая битва характеров приведет в итоге к тому, что исчезнет взаимопонимание между старшим и младшим поколением семьи.

Игнорирование: Самое страшное в воспитании ребенка

Статья о таком феномене контакта, как игнорирование. Игнорирование, как механизм формирования ложного Я, — не единственный, но гораздо менее описанный в психологической литературе, чем, скажем, обесценивание или сравнение. Но не менее важный. Судите сами…

Знаете, что самое страшное в семейном воспитании? Нет, не оценки, не крики, не угрозы и даже не физическое наказание… Самое страшное в воспитании ребенка – это игнорирование. Игнорирование, исходящее от самых близких и значимых людей – родителей. Весь опыт людей с проблемами в привязанности красноречиво говорит об этом. «Лучше бы наорали, даже бы отлупили ремнем – только бы не эта подчеркнутая холодная отстраненность!», «Хоть знал бы, что получу за дело и все, «дело закрыто», а так чувствуешь себя пустым местом!», «Тяжелее всего было выносить безразличие родителей, демонстрируемое ими в воспитательных целях». Примерно такие фразы часто слышу от моих клиентов.

Типы родительского игнорирования

Есть три типа игнорирования:

  • Игнорирование в воспитательных целях.
  • Игнорирование как следствие отсутствия привязанности к своему ребенку.
  • Игнорирование. как неспосбность матери к близости с ребенком, вследствие ее проблем психологического плана.

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

Игнорирование первого типа манипулятивно по сути. Оно опаснее даже прямой агрессии, так как осуществляется «для блага ребенка». Осуществляемое под такой «приправой», оно способно обезоружить любого. Ребенок в результате таких воспитательных действий родителей получает следующий урок: Будь удобным. Такой как ты есть, ты здесь не нужен! Твои желания, чувства, мысли никому не интересны!

Наказание и игнорирование – это не одно и тоже. Наказывая ребенка, мы обращаем на него внимание, включаемся в ребенка эмоционально. Когда игнорируем – не замечаем, либо делаем вид, что не замечаем. В игнорировании скрыто послание «Меня нет для тебя, а тебя нет для меня! Я тебя не знаю! Кто ты такой вообще?». В случае игнорирования ребенок сталкивается с леденящей пустотой Ничто!

Игнорируется, не принимается, как правило, все спонтанное, непосредственное, живое – неудобное для родителей. Поддерживается же все удобное – предсказуемое, социально приличное. Так постепенно «стирается» подлинное, живое Я, замещаясь фальшивым, чуждым для Я.

Такой «педагогический прием» используется родителями, как правило, вследствие незнания, низкого уровня психологической грамотности и здесь есть еще шанс все исправить. Иногда достаточно даже психологического просвещения.

Результатом такого родительского воспитания является формирование у ребенка фальшивого Я. Это, как правило, клиенты с нарциссической структурой личности.

Во втором случае все выглядит гораздо печальнее: родители здесь не способны к близости, безусловной любви. Они вследствие своего неблагополучного опыта взаимодействия со значимыми людьми сами имеют проблемы с привязанностью и неспособны эмоционально присутствовать в жизни ребенка. Результатом такого родительского воспитания является формирование у ребенка пустого Я. Таких клиентов иногда называют пограничными.

В этом случае родителям показана глубокая терапия. Потенциальным родителям, которые не способны на такие «жертвы» для своего ребенка, я бы рекомендовал вообще не заводить детей, дабы не калечить их психику. Пусть это звучит и жестко.

Третий вариант игнорирования описан психоаналитиком Грином, как феномен мертвой матери. Мать, которая находится в состоянии депрессии оказывается не способной быть в близком контакте со своим ребенком. Чаще всего это результат не пережитой ею потери (смерть ребенка, абортированные дети, потеря супруга). В этом случае необходима терапия по переживанию матерью утраты.

Последствия родительского игнорирования

В случае родительского игнорирования ребенок сталкивается со следующими последствиям:

  • Ситуация с проступком ребенка оказывается незавершенной и формирует у него чувство вины. Вина, которую невозможно искупить, она всегда остается в человеке, суммируется и накапливается. Человек чувствует себя «без права искупления». Такие люди и живут впоследствии с постоянно хронической виной, лишающей их возможности делать выбор.
  • Ребенок получает от родителей следующее послание: «Тебя нет, ты пустое место». Такого рода послание отнюдь не способствует формированию Я ребенка и его индивидуальности.

Это примеры ситуации острого игнорирования ребенка. Они болезненны, травматичны. Не менее опасна ситуация хронического игнорирования, возникающая вследствие формального, функционального присутствия родителей в жизни ребенка. Ребенок в этой ситуации по сути не важен, он мешает, отвлекает, «путается под ногами». Это, как правило, второй тип игнорирования.

О важности другого

Человеку, для того чтобы чувствовать себя психологически живым, переживать себя как Я, формировать Я, нужен Другой. Ему постоянно нужно, как в зеркалах, отражаться в Других, уточнять и корректировать свое Я. Наше сознание, наше Я, для того чтобы функционировать постоянно, должно отражаться о «плотность бытия». В противном случае это будет как луч фонарика, направленный в бездну. Неотраженное Я Другими Я не подтверждается, теряет свои границы и плотность и сливается с миром.

Подписывайтесь на наш канал Яндекс Дзен!

Так происходит, когда родители:

— игнорируют плачущего ребенка;

— не слышат его «Хочу»;

— наказывают его своим безразличием;

— формально (функционально) присутствуют в его жизни.

— пренебрегают им, не обращают внимания.

Подчеркнутое игнорирование, социальная изоляция, холодное равнодушие – механизмы «убивающие» индивидуальное Я. Такая ситуация нелегко переживается даже взрослым человеком. Не говоря уже о ребенке.

Чем меньше ребенок, тем важнее ему это отражающее присутствие. Маленький ребенок воспринимает мир через посредника – свою мать. Мать для ребенка и есть мир. Мать это делает через телесный, визуальный и эмоциональный контакт. Позже все большее значение начинает приобретать контакт вербальный. И если мать игнорирует ребенка – мир безмолвствует, и его Я не отражается, его просто нет. Далее таким отражающим, подтверждающим и наполняющим Я ребенка становится и отец. Если же значимые взрослые отстраненные, игнорирующие, неприсутствующие – Я ребенка оказывается пустым.

Подлинное и Ложное Я

Ложное Я – фальшивое либо пустое. Пустое Я нуждается в наполнении. Ложное – в признании своей ценности. Но и то, и другое испытывает сильную нужду в Другом. Человек с ложным Я оказывается неспособным опираться на себя, становится болезненно зависимым от Другого, пытаясь получить любые незначительные подтверждения своего существования, цепляясь за Другого, жадно всматриваясь в его глаза.

Он оказывается зависимым от навязываемых общественных ценностей – модное, престижное, крутое.

Подлинное Я – фундамент индивидуальности. Опираться можно только на подлинное. Терапия в каком-то смысле позволяет восполнять дефицит индивидуальности в обществе.

Психотерапия при первом рассмотрении может показаться антисоциальным проектом, так как приводит человека к встрече со своим Я, со своей индивидуальностью. Но если смотреть глубже, то становится очевидным, что общество движут именно индивидуальности.опубликовано econet.ru.

Геннадий Малейчук

Что делать, если ребенок игнорирует родителей и их просьбы

Здравствуйте, уважаемые читатели. Давайте выясним, что нужно делать, если ребенок игнорирует просьбы родителей. В этой статье вы узнаете, по каким причинам малыш так себя ведет, особенности возраста, а также получите полезные советы решения ситуации.

Возможные причины

  1. Желание обрести личное пространство. Такая ситуация наблюдается в семьях, где ребенка держат в строгом контроле. Рано или поздно наступает момент, когда малыш начинает упорно сопротивляться всем просьбам, поступающим от мамы или папы.
  2. Попытка быть самостоятельным. Особенно остро возникает в возрасте трех лет и с наступлением подросткового периода. Ребенок не хочет кому-то подчиняться, он уверен, что знает, как будет лучше.

Моему сыну почти 12 лет. На сегодняшний день он все больше пытается идти мне наперекор. Все чаще слышны фразы по типу «не хочу», «не буду» или «я уже взрослый», «сам знаю, как себя вести и что мне нужно».

  1. Ребенок игнорирует просьбы, когда на него взвешивают сразу много поручений. Он не способен одновременно все выполнять, а выбирать что-то одно — еще не научен. Вот и получается, что он не слушает родителей.
  2. У малыша повышенное любопытство. Возможно, ваш карапуз так сильно увлечен тем, что происходит вокруг него, что просто не слышит ваши просьбы.
  3. Увлеченность игрой. Часто дети, заигравшись не слышат, что мамы к ним обращаются. И причина не в плохом поведении, а в том, что малыш действительно не слышит ваших просьб.

Я лично знакома с подобной ситуацией. Мне сложно привлечь внимание сына, когда он смотрит телевизор или играет в компьютерные игры.

  1. У малыша не хватает сил противостоять искушению. Ребенок находится в таком возрасте, когда ему сложно себе отказать в лишней шоколадной конфетке или печенье перед обедом.
  2. Непонимание необходимости выполнять мамину просьбу. Особенно часто так происходит, если малышу поручают выполнить то, что ему не нравится.
  3. Ребенок плохо слышит или вовсе отсутствует восприятие звуков. Как правило, родители о такой проблеме узнают с раннего возраста малыша.

Возрастные особенности

Родители должны понимать, что поведение ребенка, в частности игнорирование родителей, может обуславливаться разными причинами и требует различных подходов в решении образовавшихся проблем. Давайте, более детально рассмотрим эти особенности.

Малыш до двухлетнего возраста

  1. Если ваш карапуз не обращает внимания на погремушки, не поворачивает голову в вашу сторону, когда вы к нему обращаетесь, никак не реагирует на доносящиеся шумы или хлопки — пришло время обратиться к врачу и сделать аудиограмму.
  2. Если доктор не выявит отклонений, то, скорее всего, всему виной несформировавшееся внимание. В таком случае карапуз отреагирует на ваш голос, если в конкретный момент времени не будет заниматься другими делами.
  3. Если ваш малыш обычно слышит вашу речь, но делает вид, что не слышит просьбы, например о том, что нужно возвращаться домой, попробуйте изменить интонацию и обратиться к ребенку веселым или смешным голосом.
  4. Будьте готовы к тому, что возникнет необходимость тактильного контакта. Очень часто малыш может действительно не слышать вас из-за увлеченности игрой. Поэтому появится надобность потрогать его по спинке или погладить по голове, и при этом произносить свою просьбу.

От трех до шести лет

В такой возрастной период дети часто осознают, что, не слыша просьбы мамы или папы, бабушки бывает очень полезным и значительно облегчает жизнь. Так малыш может уже осознанно пользоваться хитрыми приемами, например, делать вид, что не слышит, как его зовут и при этом продолжать смотреть любимый мультик.

  1. Однако, зная об этом, родителям под силу перехитрить своего карапуза. После того, как малыш сделал вид, что не слышит вашу просьбу, предложите ему какое-то излюбленное лакомство. Поверьте, он сразу вас услышит. Вот только после того, как он обратит внимание, произнесите свою первичную просьбу.
  2. Покажите ребенку, что вам известно, что он все услышал. А теперь скажите, что просьба больше повторяться не будет, а за невыполнение в короткий срок, малыш будет лишен, например, просмотр мультфильма.
  3. Хорошо работает прием, когда родители поставить ребенка на свое место. Для этого достаточно, когда малыш придет к вам с какой-либо просьбой, сделать вид, что вы его тоже не слышите. Он несколько раз повторит то, что хочет и начнет нервничать. Тогда самое время объяснить, что он также само себя ведет, когда вы к нему обращаетесь.
  4. Также стоит не забывать о возможной недоразвитости фонематического слуха у ребенка. В таком случае малыш не может разобрать, что вы ему говорите. У него складывается впечатление, что вы изъясняетесь на непонятном языке. Также у таких малышей может наблюдаться спутанность слов, схожих по звучанию.

Детски от семи до двенадцатилетнего возраста

Причиной, по которой ребенок игнорирует родителей, может быть проявление обиды или способ привлечения внимания.

  1. В первую очередь, задумайтесь, возможно, ваш малыш копирует кого-то из родственников. Если в вашей семье в ответ на обиду кто-то молчит, делает вид, что не слышит — малыш повторяет его модель поведения.
  2. Иногда деткам сложно описать свои претензии, произнести их вслух, покажите, что понимаете сына или дочку.
  3. В напряженной ситуации, развеселите ребенка, проявите ласку, покажите, как сильно его любите. И только потом озвучивайте свою просьбу.
  4. Если дочь или сын вас отталкивают, не получается их вывести из обиженного состояния, оставьте ребенка одного в комнате. Скажите, пусть подумает и успокоиться, тогда и поговорите.

Ребята старше двенадцати лет

В таком возрасте никого не удивить непослушным, игнорирующим всех ребенком. Вы должны понимать, что наступил переходной возраст, и дети в данный период стараются быть независимыми и самостоятельными, умышленно пропускают ваши слова.

Как же можно достучаться?

  1. Это уже не возраст для сюсюканий и уговоров. Так вы только сильнее разозлите своего отпрыска. Очень важно разговаривать на равных и прислушиваться к мнению ребенка. Но не забывайте, что ваши доводы должны быть аргументированы и понятны.
  2. Нужно обращаться к взрослеющей девочке или мальчику с уважением. Никогда не указывайте им на малый возраст, недостаточность опыта.
  3. Идите на компромиссы, делайте уступки, но небольшие.
  4. Если ваш ребенок уже такой взрослый, то предложите ему самостоятельно выполнять ежедневные заботы, готовить себе есть, убирать в своей комнате, ходить за покупками.

Рекомендации

У родителей часто возникает вопрос, что делать, если ребенок игнорирует? Тут важно действовать правильно, с учетом детской психологии, чтоб не навредить, и доступно донести до него свою позицию.

  1. Всегда внимательно слушайте то, что вам говорит малыш. Очень важно прислушиваться к мнению ребенка и также выполнять его просьбы. Вы своим примером должны показывать модель правильного поведения.
  2. Не стоит применять повышенные тона, а лучше обратиться к ребенку вежливо и с уважением.
  3. Не начинайте произносить свою просьбу, если внимание малыша сконцентрировано на каком-то процессе или объекте. Сначала убедитесь в том, что он смотрит вам в глаза и готов слушать.
  4. Вы можете заранее предупредить о каком-то деле, например, сказать, что в магазин нужно будет пойти через пять минут.
  5. Иногда чтоб ребенок обратил на вас внимание необходимо снизить тон голоса. Помните, что кричать недопустимо.
  6. Ваши высказывания должны быть краткими и доступными для понимания малыша.
  7. Предъявляйте только те требования, которые ребенку действительно под силу.
  8. Если малыш делает вид, что не слышит вас, а в этот момент смотрит телевизор, способ обратить на себя внимание — уменьшить звук и озвучить просьбу.
  9. Если ребенку непонятно, почему он должен выполнить данное поручение, разъясните ему это в доступной форме.
  10. Забудьте о методе приказов или физическом наказании для выполнения ваших просьб. Нужно просить, но не приказывать.
  11. Не забывайте, как можно чаще общаться с ребенком на разные темы, а не только в те минуты, когда появляется необходимость что-то ему поручить.
  12. Хвалите карапуза за послушание.
  13. Вы можете предложить малышу какую-то награду за выполненное поручение, например, мороженое или просмотр мультфильма. Только не злоупотребляйте такими методами. Иначе ребенок будет всегда требовать какое-то поощрение, а просто так действовать не будет.
  14. Очень важно показывать детям, особенно в подростковом периоде, что они самостоятельны и являются таким же равноправными членами общества, как и вы. Не забывайте прислушиваться к их мнению, позволяйте самостоятельно принимать решения. Но также нужно высказывать и свои доводы и аргументы.

Не думайте, что ваш малыш один такой непослушный, игнорирует все ваши слова. Такое наблюдается у каждого ребенка, просто проявляется в разной степени и в различных ситуациях. Будьте чуткими, всегда учитывайте мнение малыша, несмотря на его возраст. Никогда не кричите, не обзывайте, не бейте своих детей — эти способы не только не станут решением проблемы, но и ухудшат сложившуюся ситуацию, негативно повлияют на психику.