Почему родители не верят мне?

Почему родители не верят в детей и занижают их веру в себя

Мы все прекрасно знакомы с синдромом не реализовавшегося отличника у взрослых людей: родитель выжимает последние соки из своего ребёнка, чтобы тот был чемпионом, отличником, новым Паганини и так далее. Но есть и другой синдром, на мой взгляд, более тяжёлый, убивающий веру маленького человека в себя и всё вокруг. Я называю его фразой, которую постоянно слышала от матери: «А без тебя никак?».

Хотите называйте это гиперопекой, нелюбовью или трезвой оценкой возможностей ребёнка, но это самая страшная фраза, которую только может услышать человек в любом возрасте, находясь на старте нового пути.

«Зачем тебе художка? Поучилась — хватит. Всё равно такого таланта, как у Вани нет, ничего не выйдет». И вот я мирно бреду за мамой на тренировку по спортивной гимнастике, потому что важно учиться всему понемногу, а не углубляться в какую-то конкретную сферу. Таланта-то всё равно нет. Мне семь.

«Я сказала: никакой тебе гимнастики. Не пойдёшь ты на тренировку. Хватит. Нормальные дети учатся, а не по соревнованиям шляются». Я утираю льющиеся рекой слёзы в надежде вернуться в зал на любимые брусья. Тренер умоляла остаться. Мне 11. У меня нет ни одной четвёрки по учебным предметам и любимого дела. Теперь целыми днями я один на один дома с самым близким человеком, который в меня не верит.

«Вот завтра пойду в школу и прикрою всю твою общественную деятельность. Школу она где-то представляет, а без тебя никак?». У меня снова слёзы. Я нашла место, где во мне по-настоящему нуждаются. Мои идеи принимают всерьёз и даже дают что-то делать. Ну да, я самый молодой член городского школьного совета и попала туда не случайно, а благодаря пусть сейчас уже несущественным, но заслугам.

«Так, посмотри-ка, проектами она руководит! Не выросла ещё. Ты можешь сидеть спокойно и никуда не высовываться? Неужели никого постарше там нет?». Слёз уже нет, я привыкла. Мне 13. Подобные слова сродни шуму, но всё ещё задевают. Завтра первый раз провожу своё собственное мероприятие. Иду в детский дом делать праздник для детей из центра подготовки замещающих семей. Искренне хочется сделать для детей праздник. Делаю.

Всё тот же шум. Мне 16. За три года я была руководителем направлений одновременно в двух общественных организациях. Сбилась со счёту, сколько проектов написала и реализовала. Благодарности от всех органов власти лежат в отдельной папке, никто кроме меня и «коллег» о них не знает. Выигрываю учебные олимпиады, учусь, работаю в газете (пока мама думает, что я занимаюсь русским языком, но и эта история скоро вскрылась, комментарий можете себе представить.

— Мам, регион даёт возможность поехать в «Артек», можно?

— Нет, нечего тебе там делать. Без тебя обойдутся.

— Ну, мам, я же заслужила.

— Перед кем?

-…

Слёзы. Шанс, который даётся лишь раз в жизни, упущен. Спойлер: я всё-таки поехала.

— Мам, заполни, пожалуйста, документ на участие в конкурсе.

— «Ученик года»? А детей лучше нет что ли?

— Видимо, нет.

— Не пойдёшь, учиться надо.

Не пошла. Потом здраво оценила свои шансы — место в тройке было бы моим.

«Какая работа? Ты же ничего не умеешь, кроме как языком трепать! Начальство, что ли, слепое? Неужели в городе постарше никого нет?»

С последнего эпизода прошло полгода. Работа действительно серьёзная, всё по-взрослому: офис, график, ответственность, зарплата (тоже взрослая). Просто ставлю перед фактом: «Взяли». Сразу выросли крылья: новые задачи, возможности, интересные проекты. Совмещать с выпускным классом, правда, тяжеловато, но бывало и хуже.

«Какой ещё университет в столице? Да кому ты там нужна? Таких, как ты, миллионы туда приезжает и все домой назад едут. Без тебя обойдутся».

«Женщине главное удачно выйти замуж. Образование твоё, идеи твои. Ой, дура ты. Строишь из себя взрослую, а ума-то нет».

Я хочу организовывать фестивали и создать своё арт-пространство. Готовлюсь к экзамену. Посылаю вселенной аффирмации на бюджет. Работаю. Редко появляюсь дома, потому что там меня ждёт самый близкий человек, который, несмотря ни на что, в меня не верит (или просто не хочет этого показывать и для образа создаёт сопротивление любому моему начинанию).

Возвращаясь к художке, иногда делаю афиши мероприятиям и логотипы проектам на заказ. Получаю плюсом к основной работе мелкие, но хоть какие-то для несовершеннолетнего фрилансера денежки.

Да, безусловно, где-то подобные фразы меня злили, закаляли. Возможно, из-за того, что каждый раз на вопрос: «А без тебя никак?» я отвечала: «Никак». Это двигало меня вперёд. Но тот, кто спрашивал, хотел слышать другой ответ.

Сколько возможностей я упустила не по своей вине? Мне просто не дали ими воспользоваться. Сколько поддержки я не получила и сколько сил из-за её отсутствия у меня не появилось. Тяжело идти против течения реки, которая должна направить тебя в нужное русло, подпитывая своими водами.

Пожалуйста, верьте и поддерживайте своих детей. Им это действительно нужно.

И да, помните: то, что социологи называют задатками, способностями и талантами — лишь в нашей голове. Когда человек придёт в свою сферу, вы это поймёте. Всё решают желание и упорство.

А ещё главное — верить.

На мой взгляд, Ваша вера в успех, в талант и способности Вашего любимого ребенка играет главнейшую роль в его будущей судьбе. Приведу слова моего товарища, выдающегося писателя современности Владимира Мегре: «Поверь, пойми, Христа родить лишь та способна мать, которая поверит, что Христос у ней родится. И если отношение родителей к младенцу будет, как к Христу иль Мухаммеду, последует за мыслью и младенец. И стать таким он устремится».

Абсолютно точно — есть прямая связь между Вашими ожиданиями, верой в своего ребенка и достижениями Вашего ребенка. Приведу лишь только два примера из миллиона существующих на свете.

Все, наверное, слышали о великом изобретателе мультимиллионере Томасе Эдисоне. Тем, кто не слышал, поясню: это тот самый парень, который изобрел лампочку и еще тысячи полезных и нужных вещей. Томас Эдисон стал богатым, успешным, очень знаменитым человеком, основавшим компанию General Electric, которая и сегодня радует жителей нашей планеты огромным количеством полезной и нужной продукции. Многие слышали об успехах Томаса Эдисона, но мало кто знает, как тяжело начинал этот великий человек. Томас Эдисон в обычной школе смог проучиться всего два месяца. Через два месяца его маму вызвал директор школы и безапелляционно жестко заявил: «Ваш сын умственно недоразвит, Ваш сын идиот. Он не может учиться с нормальными детьми!» На что великая мать великого человека ответила: «Это вы идиоты! Вы болваны! Мой сын — самый гениальный и самый умный человек на свете!»

Несмотря на то, что Томас Эдисон перенес в детстве серьезное заболевание среднего уха и практически оглох, он стал действительно — как и верила в это его замечательная мать — великим человеком.

Второй пример, который хочется привести, произошел в семье Стивена Кови. Одного из величайших философов успеха в мире, автора бестселлеров, которые разошлись десятками миллионов тиражей. В каких бы странах я ни бывал — Японии, Китае, Латинской Америке, Европе, Северной Америке — везде я находил узнаваемые книги Стивена Кови. Я абсолютно уверен: мнению этого выдающегося мудреца можно доверять.

Эта история очень поучительна для всех родителей в мире. Один из детей Кови отставал в школе, был слабым ребенком, у него ничего не получалось.

Он нигде не мог себя проявить, за ним закрепился имидж отсталого, слабого, несчастного. Стивен Кови вместе с супругой видели, что в интеллектуальном и физическом развитии их ребенок отстает от других. Но они старалась ему помочь, поддержать его, утешить, вдохновить. Переживали за его неудачи, поражения, за его слабость — и никак не могли изменить ситуацию, никак не могли помочь своему закомплексованному, страдающему мальчику. Они консультировались с разными специалистами, пробовали самые разные подходы и методики. Но им никак не удавалось вырвать малыша из отстающих по всем показателям: мальчик показывал плохие результаты и в школе, и в спортивных упражнениях. Одним словом, в семье великого философа рос неудачник, который страдал сам и приносил огромное страдание своим родителям.

Эта ситуация продолжалась до тех пор, пока Стивен Кови со своей супругой не осознали, что, одной из причин неудач их мальчика является их же вера, их отношение к нему как к слабому, неуспешному, неумному, отстающему в развитии малышу. Умные родители поменяли свое отношение и стали относиться к ребенку как к успешному, сильному, преуспевающему ученику. Они первые на Земле стали верить, что их «неудачник» — замечательный, талантливый, сильный, перспективный, одаренный человек. И — о, Боже — произошло чудо! Малыш стал лучше учиться в школе, у него появились достижения в спорте, у него каким-то волшебным образом стали исчезать комплексы в общении с другими детьми. Очень быстро из неудачника, слабого неумехи ребенок превратился в лидера, в прекрасного, успевающего, успешного ученика!

Примеров, когда отношение родителей к своему ребенку определяет его успехи или неуспехи, вокруг нас миллионы. Но, может быть, кому-то покажется это случайностью. Для того чтобы Вы, дорогие родители, поверили раз и навсегда, что именно вера и ожидания в большей степени определяют судьбу Ваших детей, я с радостью хочу привести одно из многочисленных исследований Роберта Розенталя и Ленор Джекобсон.

Цель исследования этих замечательных ученых была поистине важнейшая — определить, как влияют ожидания учителей на результаты развития ребенка. С согласия администрации одной из школ ученые приступили к исследованию. Перед началом учебного года при помощи сложнейшего гарвардского теста в школе были обследованы все ученики. Истинные результаты этого тестирования не были известны учителям, ученые представили список якобы «самых одаренных школьников». На самом деле в этот список включили учеников, которых выбрали случайным образом. Учителя думали, что случайно выбранные ученики и есть самые гениальные, самые талантливые ученики в их школе. По окончанию учебного года стало ясно, что случайно выбранные дети, в отношении которых были сформированы высокие ожидания учителей показали самый высокий рост IQ. Учителя верили, что эти дети по-настоящему талантливы, они ожидали от них выдающихся результатов в обучении. И получили эти результаты!

Подобных исследований проводилось в последние годы огромное множество. Известны даже такие случаи, когда в результате банальных ошибок педагоги считали самых умных детей отсталыми и переводили их в класс, в котором обучались дети с наихудшей успеваемостью. И наоборот — показавших худший результат при тестировании переводили в класс, где обучались школьники с повышенным потенциалом. В конце учебного года отсталые ученики, к которым относились как к умным, перспективным, показывали максимальный интеллектуальный рост. А вот умные и перспективные — при отношении к ним как к отсталым — показывали наименьший прирост успеваемости.

Хочу обратить Ваше особое внимание, дорогие родители, на то, что Ваше ожидание должно быть искренним, Ваша вера должна быть абсолютной. Только так Вы можете помочь своему ребенку добиться высочайших результатов. Если в сердце, в душе Вы жалеете свое чадо, думаете: «Какой же он у меня несчастный, какая же она у меня слабая!», а словами будете внушать детям, что они перспективные, сильные, талантливые, такой метод ничего хорошего не даст. Это все равно, что в ювелирном магазине вместо бриллиантов продавать стекляшки. Ничего хорошего из этого не получится.

Мудрость родителей — это, прежде всего, искренняя вера в своего ребенка. Пусть Вам все учителя мира говорят, что Ваш ребенок бездарный, отсталый, неталантливый. Вы же искренне и непоколебимо верьте в талант, гениальность своего ребенка. Только настоящая вера, которая идет из глубины души, от сердца, помогает детям добиваться выдающихся результатов.

Вера творит чудеса! В этом согласны все религии мира.

Всем сердцем, всей душой, всем разумом верьте в своих детей, творите чудеса!

10 способов, как научить ребенка верить в себя и ничего не бояться

Сильная мама не только оберегает и любит свое чадо, несмотря ни на что, но также передает ему свою силу. Как же помочь малышу быть уверенным в себе и ничего не бояться?

1. Учиться думать своим умом

Сильная мама не навязывает ребенку мнение, которое считает правильным или удобным. Она учит чадо тому, как думать самостоятельно: узнавать информацию, выяснять разные точки зрения, а затем анализировать и делать свои выводы. Ее не пугают неудобные и сложные темы и вопросы. Она не накажет за неудачу или ошибку, ведь через это нужно пройти, чтобы чему-то научиться.

2. Выражать свое мнение

Сильна та мама, которая честна и откровенна с малышом. Того же она ждет от своего чада. Эта женщина учит ребенка высказывать свою точку зрения, анализировать свои мысли, эмоции, ощущения и не бояться открыто об этом говорить.

3. Осознавать ценность образования

Она пытается донести до ребенка, насколько важно образование, ведь оно открывает множество дорог. И речь не столько о престижной школе и отличных отметках, сколько о развитии мышления и воображения, способности грамотно выражать собственные мысли, расширении кругозора.

4. Дорожить близкими

Любовь и взаимопонимание в семье, друзья, на которых можно положиться – базовые ценности сильного человека. Детям очень нужны родители, но и родители не меньше нуждаются в детях. Сильная мама акцентирует внимание на важности взаимного доверия, готовности помогать, делиться и умении прощать.

5. Стремиться к финансовой независимости

Сильная женщина добивается независимости и самодостаточности. Те же качества она мечтает увидеть в ребенке. Способность зарабатывать деньги, рационально их тратить и достижение в итоге финансовой независимости – все это крайне важно для выживания в современном обществе, а потому в числе приоритетов сильной мамы.

Читаем также: Дети и карманные деньги. Как научить ребенка правильно относиться к деньгам

6. Испытывать эмпатию

Сильной маме хватит мудрости и любви, чтобы принять ребенка со всеми его недостатками, странностями, проблемами – таким, каков он есть. В то же время она не станет отталкивать друзей, тех, кто появляется в жизни чада в определенные периоды его жизни. Доброта, понимание, сопереживание, сочувствие – эти качества очень важны, и сильная мама учит им ребенка на собственном примере.

7. Быть собой

Если мама сильная, она не пытается сломать личность своего чада. Пусть одевается, как хочет, красит волосы в странные цвета, самовыражается через украшения. Не стоит бояться путешествий, новых хобби и интересных знакомств, необычного опыта – сильная мама поддержит своего ребенка во всем этом.

8. Преодолевать себя

Главная победа – это победа над самим собой. Пусть преследуют провалы и неудачи, но важно не останавливаться и продолжать идти к цели. Сильная мама поддерживает ребенка, когда он хочет стать лучше, исправить свои недостатки. Ей важно, чтобы малыш не пасовал перед трудностями и учился самостоятельности.

9. Либо принимать обстоятельства, либо изменять их

Критика и неприятие – части нашей жизни, но сильная мама на этом не зацикливается. Обладая гибким мышлением и умея учиться, человек сможет принять практически любую ситуацию. Не нужно жаловаться, этим все равно ничего не исправишь. Есть только 2 варианта: принимать те обстоятельства, которые есть, или пытаться их изменить.

10. Отстаивать независимость

Сильную маму радует, когда ребенок самостоятельно принимает решения, не ища поддержки и одобрения окружающих, и она всячески поощряет это умение. Для нее важно думать своим умом, принимать решения независимо и нести полную ответственность за свои слова и поступки. Учась этому с самого детства, ребенок вырастет сильной, уверенной в себе личностью. Он не будет ничего бояться и сможет помогать другим – точно так же, как ему когда-то помогала его мама.

Читаем также:

  • 12 советов по воспитанию уверенного в себе ребенка
  • Как правильно пройти кризисные периоды детства и юности и воспитать в ребенке уверенность и независимость. Советы родителям
  • Неуверенный ребенок: как помочь ребенку стать увереннее
  • Как воспитать и вырастить ребенка-оптимиста?

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал, страницу в Facebook, или группу ВКонтакте.

Мы в Яндекс.Дзен — присоединяйтесь!

Похожие статьи


Екатерина Ушахина

Подростки очень уязвимы и ранимы, им непросто справляться со своими чувствам, брать на себя ответственность. Они часто чувствуют себя непонятыми и неуверенными в себе.

А между тем вера в себя вселяет любовь к жизни, дает четкое понимание, что правильно и важно именно для нас. И еще дарит незаменимое чувство, что возможно все.

Блокноты «Дыши. Как стать добрее» и «Дыши. Как стать смелее» помогут ребятам от 12 лет справиться с проблемами переходного возраста и стать увереннее в себе.

Предлагаем вам несколько полезных советов, которые помогут подросткам поверить в себя.

Прочитайте эти советы вместе с подростком и обсудите их.

Подходи с умом к выбору друзей


Дыши. Как стать добрее
Старайся, чтобы тебя окружали люди, с которыми хорошо. Очень часто самовосприятие зависит от отношения других. Поэтому не трать время на людей, которые мыслят негативно, но и не зацикливайся на лайках и хвалебных комментариях в социальных сетях.


Здесь и далее иллюстрации из книги «Дыши. Как стать смелее»

Будь добрее к себе

Когда внутренний голос вредничает и заставляет думать о плохом, остановись и скажи себе что-то хорошее. Если он нашептывает: «Я не смогу», скажи: «Я справлюсь», а вместо «У меня никогда это не получится» думай: «Если я очень постараюсь, научусь этому».

Не сравнивай себя с другими

У каждого человека есть свои преимущества и недостатки. Именно этим ты и отличаешься от своих друзей. Прими себя со всеми тараканами и не переживай из-за непохожести на других.

Будь собой

Чтобы быть собой, требуется смелость. И чем честнее ты по отношению и к себе, и к другим, тем больше будешь верить в себя. Доверяй себе во всем, что ты делаешь, не старайся, чтобы твое поведение соответствовало неким нормам. Не смущайся желанию выложиться на все сто и никогда не переживай после неудачной попытки. Пусть другие видят, что ты за человек — со всеми ошибками, комплексами и слабостями.

Мы не должны быть одинаковыми


Дыши. Как стать смелее
Тебе приходила в голову мысль, что твои тараканы — и есть твои сильные стороны?

Многих величайших мыслителей и ученых, например Альберта Эйнштейна, в молодости считали чудаками. Над другими же издевались за то, что они пытались как-то выделиться, отличиться (очевидно, что именно школьные обидчики подтолкнули Тейлор Свифт писать песни). Другие люди могут чувствовать себя неуверенно, чего-то бояться или просто не понимать тебя. Именно поэтому они критикуют или достают тебя по самым разным поводам, а иногда и вовсе без.

Почему так происходит? Вероятно, потому что ты не соответствуешь их представлениям. Но это естественно. Люди не обязаны быть одинаковыми, мир прекрасен разнообразием, в том числе и личностей.

Свежие идеи, новое видение, отличный от других способ мышления — все это помогает нам проявить творческие способности и оригинальность.

Быть странным — нормально. Здесь важно любить и признавать свои особенности и продолжать быть не от мира сего. Никогда не знаешь, куда это приведет.

Узнай себя получше

Внимательно слушай, за что тебя хвалят, и постарайся принять это и согласиться с тем, кто делает тебе комплимент. Возьми большой лист плотной бумаги и яркими ручками нарисуй на нем дерево или цветок. Каждый раз, когда ты проявляешь свои таланты, сильные стороны характера, используешь навык или понимаешь, что именно для тебя важно, записывай на ветке или на лепестке. Приколи этот лист на стену, чтобы видеть, как постепенно преобразуется рисунок.

Самокритика и сомнения — это тоже часть «игры». Рядом окажутся и те, кто будет критиковать, отпускать в твой адрес негативные, даже неприятные комментарии или злобно подшучивать. Как ты знаешь, игнорировать их не всегда получается.

Но можно делать так: каждый день представляй у себя в голове стул, на котором сидят такие вот критики (внутренние и пришлые). Говори им, что знаешь об их существовании, но все равно будешь поступать по своему усмотрению.

Сила визуализации

При появлении проблем или в непривычной ситуации уверенность в своих способностях и возможности достичь успеха может улетучиться. Однако, независимо от цели, правильно настрой себя. Отличный способ — визуализация, или создание мысленного образа.

Что это такое? Мысленно ты помещаешь себя в будущую ситуацию и представляешь, как все хорошо проходит. Если ты хочешь выиграть на соревнованиях по теннису или выступить на конференции, сконцентрируйся и представь, как поднимаешь над головой кубок или как тебя поздравляют друзья и учителя.

Снова и снова проигрывая в голове успех, ты постепенно поверишь, что именно так все и будет.

Есть научные доказательства того, что визуализация поднимает самооценку и помогает улучшить качество работы. Многие профессиональные спортсмены, в том числе олимпийский гребец Стив Редгрейв и баскетболист Майкл Джордан, таким образом настраивают себя на успех в соревнованиях.

Известная медийная личность Опра Уинфри тоже доверяет визуализации и позитивному мышлению. Эти методы помогли ей выбраться из бедности и стать одной из самых богатых женщин в мире. В детстве Опра смотрела, как ее бабушка надрывалась на работе, и решила, что ее жизнь будет лучше.

Однажды на своем шоу Опра сказала: «Представьте себе лучшую, самую прекрасную жизнь, потому что мы становимся теми, кем себя видим».

Прочитайте эти советы своим детям и помогите им ценить себя такими, какие они есть.

По материалам блокнотов «Дыши. Как стать добрее» и «Дыши. Как стать смелее».

Обложка статьи — иллюстрация из книги Дыши. Как стать смелее».

Воспитание ребёнка

Продолжить самого себя в своем ребёнке – это великое счастье. Ты будешь смотреть на своего ребёнка как на единственное в мире, неповторимое чудо. Ты готов будешь отдать всё, лишь бы сыну твоему было хорошо. Но не забывай, что он должен быть прежде всего человеком. А в человеке самое главное – чувство долга перед теми, кто делает тебе добро. За добро, которое ты будешь давать ребенку, он переживёт чувство признательности, благодарности лишь тогда, когда он сам будет делать добро для тебя – отца, матери, вообще для людей старших поколений.

Помни, что детское счастье по своей природе эгоистично: добро и благо, созданное для ребёнка старшими, он воспринимает как нечто само собой разумеющееся. До тех пор пока он не почувствовал, не пережил на собственном опыте, что источник его радостей – труд и пот старших, он будет убеждён, что отец и мать существуют лишь для того, чтобы приносить ему счастье. Может получиться, что в честной трудовой семье, где родители души не чают в детях, отдавая им все силы своего сердца, дети вырастут бессердечными эгоистами.

Как же добиться, чтобы золотые крупинки, которые ты будешь дарить своему сыну, превращались в золотые россыпи для других людей? Самое главное – надо учить ребенка понимать и чувствовать, что для каждой искорки его радостей и благ кто-то сжигает свою силу, свой ум; каждый день его безмятежного и беззаботного детства кому-то прибавляет забот и седин. Когда у вас родится ребёнок, учите его видеть, понимать, чувствовать людей – это самое сложное.

По В. Сухомлинскому (235 слов)

Грамматическое задание

1 вариант

  1. Из 1 абзаца выпишите слово(-а), которое(-ые) образовано(-ы): приставочным способом; 2. сложносуффиксальным способом.
  2. Из 1 абзаца 3 предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью примыкание; 2. из 1 абзаца 6 предложения со связью согласование.
  3. Среди предложений 2 абзаца найдите такое, в котором есть обособленное определение; 2. обособленное обстоятельство. Напишите его номер.
  4. Среди предложений 2 абзаца найдите сложное предложение с придаточным изъяснительным; 2. с придаточным определительным. Напишите его номер.

2 вариант

  1. Из 2 абзаца выпишите все притяжательные местоимения; 2. из 3 абзаца все определительные местоимения.
  2. Среди предложений 1 абзаца найдите сложные предложения, в состав которых входит односоставное безличное; 2. из 2 абзаца. Напишите номера этих сложных предложений.
  3. Среди предложений 3 абзаца найдите сложное предложение с последовательным подчинением придаточных; 2. из 1 абзаца с параллельным подчинением придаточных. Напишите номер этого сложного предложения.
  4. Выпишите фразеологизм из 2 абзаца; 2. выпишите контекстуальные антонимы из 3 абзаца.