Почему так много религий?

Очень серьезное противоречие возникает, когда человек осознает разнообразие религий, а соответственно и разнообразие Богов, как бы странно это не звучало, ведь Бог один, а религий много. На самом деле, считать что Богов множество это очень серьезное заблуждение, которое порождено простым непониманием базовых принципов религий и то, на чём она строиться.

Один и тот же объект разные чувства воспринимают по-разному, поскольку он обладает разнообразными качествами. Подобно этому, Верховный Господь един, но разные люди, следующие различным предписаниям священных писаний, воспринимают Его по-разному.

Шримад-Бхагаватам, 3.32.33

Бог – главная цель религии и веры

Религия и вера – это разные понятия, которые представляют собой восприятия божественного и духовного с двух разных сторон. Вера человека не противиться тому факту, что во всех священных писаниях написано о том, что Бог един. И это кажется логичным. Однако, религия проповедует такие изречения как:

..ибо Я Бог, и нет иного Бога, и нет подобного Мне.

Ис. 46,9

Или:

«Ла илаха илла ллах» – «Нет Бога, кроме Аллаха»

Такие изречения, я уверен, можно встретить и в других священных текстах, а также среди последователей других религий. Вера же человека, хотя и учитывает религию, все-таки больше склонна опираться на собственные, личные переживания взаимодействия с Богом, тогда как религия основана именно на общественном и обрядовом поклонению Богу.

То есть, вера – это личное восприятие Бога, а религия, как это не странно, – общественно-культурное. То есть, Бог воспринимается определенной религией исходя из исторических реалий в которых была взращена религия и нация, в которой и зародилась религия.

Для христианства воспринимать Бога свойственно как пример наивысшего милосердия, смирения и человеколюбия, который возвестил Иисус, позволив себя распять на кресте. Для ислама воспринимать Бога свойственно как Господина, Милосердного и Милостивого, но Могущественного и Строгого. В восприятии Бога дхармическими религиями всё не так просто, потому что восприятие Бога зависит не только от направления, которому придерживается определенный последователь дхармической религии, но и от школы и цепи ученической преемственности к которой принадлежит человек. Но в целом, для основополагающего направления дхармических религий, Бог – это объект любви и добровольного служения Ему.

Культура восприятия

Разное восприятие Бога порождено разными историческими предпосылками в которых возникала религия. Ислам возник в войне и распространялся именно таким образом достигнув Испании на западе и Малайзии на востоке. Христианство распространялось мучениками, которые жертвовали собой ради истинной веры. Вайшнавизм складывался очень продолжительный промежуток времени не выходя за пределы современной Индии.

Религия – это общественное и культурное восприятие Бога, то как нас учат другие познавать и воспринимать Его. Вера – это непосредственное переживание взаимодействия с Богом и общение с ним. Они взаимосвязаны и не противоречат друг-другу, но дополняют.

Религия без веры – это просто пустая мишура, которая не наполнена смыслом. Это суеверия, без понимания истинного значения, это праздники без осознания их важности и цели, это причисление себя к числу верующих без стремления к добродетели, это показная и напускная вера ради почёта и уважения, это оправдываете своих действий и откуп от грехов за деньги. В итоге, религия без веры – это простая мишура, которая заключается в механических и безжизненных действий, ради получения блага и избежания наказаний.

Вера без религии – это не ограниченный моральными и религиозными принципами полет ума человека, во время которого человек может придумывать очень странные и, откровенно, глупые вещи. Так возникают бунтари, которые не зная основ религии, стараются создать учение под себя, именно по причине того, что «Бог в их сердце велит им так». Хотя, к сожалению, это очень редко действительно Бог, а зачастую просто непомерные амбиции и желания самого человека, который стремиться оправдать собственную необузданность и безнравие «божественными чувствами». В итоге, мы получаем сектантов, фундаменталистов, радикалов и просто извращенцев.

Примеры и того и другого распространены в обществе и всегда на виду. С одной стороны сухие и черствы люди, которые набожны только на публику, а в тени совершают нелицеприятные поступки. С другой стороны, безумные в своём ничем не ограниченном стремлении к якобы Богу, считающие себя безупречными и абсолютно правыми, но при первом же пристальном взгляде становиться ясно – это простой грешник, который сам себе выдумывает правила.

По этой причине, очень важно соблюдать святость принципов религии, которые на протяжении многих веков используются в рядах людей из которых происходят святые и мудрые наставники. При этом, не забывая о личных отношениях с Богом, которые очень важны для искренне верующего человека. Ведь только так можно достичь и удовлетворить Бога, что и является истинной целью любой религии и веры каждого человека.

После этого рассуждения, достаточно очевиден становиться ответ на вопрос: «Почему Бог один, а религий много?». Религия – это проявленное в обществе восприятие Бога, на которое был наложен очень сильный исторический и культурный отпечаток. Это объясняет внешние различия в различных религиях. Но суть всех религий одна – Бог. И Бог, во всех религиях, это одна и та же Личность. Каждая религия описывает Одного Бога по-разному именно потому что в мире живут разные люди, с разными взглядами и разной культурой.

Бог – Его качества и имена

Это очевидно, потому что описывая качества Бога каждая религия даёт одни и те же описания: Милосердный, Всемогущий, Непобедимый, Всевышний, Чистый, Прекрасный, Мудрейший, Совершенный, Могучий, Всезнающий, Вечный, Могущественный.

Например, «Вечный»:

  • Шашвата
  • Аль-Баки
  • Эл-Олам

Бог также во всех религиях занимает одни и те же роли: Творец, Господин, Друг, Защитник, Повелитель, Целитель, Первопричина, Даритель, Судья, Каратель.

Для «Творца», также в каждой религии есть имена:

  • Бхутабхавана
  • Элохим
  • Аль-Бадиʼ

Бог в каждой религии наделен одними качествами, занимает одни роли, Его власть простирается на мир вездесуще и полноценно, но в то же время незаметно для глаз человека, Он поддерживает и управляет миром, а также является его Создателем. Это, очевидно, даёт понять, что с точки зрения религии, Бог Единый и говориться во всех религиях о Нём одном.

Это также понятно в тех изречения, где сам Бог говорит: «Я Бог и нет другого Бога». Это очень важно понимать не только для того, чтобы понять Единоличную власть Бога, но и для того, чтобы не подвергнуться желанию поклоняться чему-то ещё, кроме самого Бога.

Также очень примечательно свидетельство веры ислама, которое гласит: «Нет Бога, кроме Аллаха». Однако, слово Аллах и переводиться как «Бог Единый». И с такой точки зрения это приобретает очень глубокий смысл, ибо звучит как: «Нет Бога, кроме Бога». В этом и заключается смысл религии. Бог – наивысшая цель жизни человека и истинный объект поклонения. Любая иная вещь, которой поклоняется человек – лишь указывает на его незрелость его веры и отдаленности от Бога. Объектом поклонения для человека может быть богатство, слава, могущество, красота, другой человек, семья, страна и так далее. Но поклоняться можно только Богу.

Так всё же, «Почему Бог один, а религий много?». Потому что люди разные и воспринимать Бога однозначно, значит не давать возможность познать Его с разных сторон. Разнообразие религий позволяет лишь ещё лучше узнать Его, раскрывая различные стороны и качества, создавая произведения искусства посвященные Ему. К единой культуре человечество вряд ли придет, ровно, как и к единой религии, а потому разнообразие религий – это способ Бога проявить себя наиболее многогранно в этом мире и в сердце каждого человека. Это ответ на вопрос. Удачи.

Действительно ли Бог создал зло: Ответ студента, который стал признанным гением

zloy.o 28.02.2018 12:19

Один умный профессор однажды в университете задал студенту интересный вопрос.
Профессор: Бог хороший?
Студент: Да.
Профессор: А Дьявол хороший?

Студент: Нет.
Профессор: Верно. Скажи мне, сынок, существует ли на Земле зло?
Студент: Да.
Профессор: Зло повсюду, не так ли? И Бог создал все, верно?
Студент: Да.
Профессор: Так кто создал зло?
Студент: …
Профессор: На планете есть уродство, наглость, болезни, невежество? Все это есть, верно?
Студент: Да, сэр.
Профессор: Так кто их создал?
Студент: …
Профессор: Наука утверждает, что у человека есть 5 чувств, чтобы исследовать мир вокруг. Скажи мне, сынок, ты когда-нибудь видел Бога?
Студент: Нет, сэр.
Профессор: Скажи нам, ты слышал Бога?
Студент: Нет, сэр.
Профессор: Ты когда-нибудь ощущал Бога? Пробовал его на вкус? Нюхал его?
Студент: Боюсь, что нет, сэр.
Профессор: И ты до сих пор в него веришь?
Студент: Да.
Профессор: Исходя из полученных выводов, наука может утверждать, что Бога нет. Ты можешь что-то противопоставить этому?
Студент: Нет, профессор. У меня есть только вера.
Профессор: Вот именно. Вера — это главная проблема науки.
Студент: Профессор, холод существует?
Профессор: Что за вопрос? Конечно, существует. Тебе никогда не было холодно?
(Студенты засмеялись над вопросом молодого человека)
Студент: На самом деле, сэр, холода не существует. В соответствии с законами физики, то, что мы считаем холодом в действительности является отсутствием тепла. Человек или предмет можно изучить на предмет того, имеет ли он или передает энергию. Абсолютный ноль (-460 градусов по Фаренгейту) есть полное отсутствие тепла. Вся материя становится инертной и неспособной реагировать при этой температуре. Холода не существует. Мы создали это слово для описания того, что мы чувствуем при отсутствии тепла.
(В аудитории повисла тишина)
Студент: Профессор, темнота существует?
Профессор: Конечно, существует. Что такое ночь, если не темнота:
Студент: Вы опять неправы, сэр. Темноты также не существует. Темнота в действительности есть отсутствие света. Мы можем изучить свет, но не темноту. Мы можем использовать призму Ньютона, чтобы разложить белый свет на множество цветов и изучить различные длины волн каждого цвета. Вы не можете измерить темноту. Простой луч света может ворваться в мир темноты и осветить его. Как вы можете узнать насколько темным является какое-либо пространство? Вы измеряете, какое количество света представлено. Не так ли? Темнота это понятие, которое человек использует, чтобы описать, что происходит при отсутствии света. А теперь скажите, сэр, смерть существует?
Профессор: Конечно. Есть жизнь, и есть смерть — обратная ее сторона.
Студент: Вы снова неправы, профессор. Смерть — это не обратная сторона жизни, это ее отсутствие. В вашей научной теории появилась серьезная трещина.
Профессор: К чему вы ведете, молодой человек?
Студент: Профессор, вы учите студентов тому, что все мы произошли от обезьян. Вы наблюдали эволюцию собственными глазами?
Профессор покачал головой с улыбкой, понимая, к чему идет разговор.
Студент: Никто не видел этого процесса, а значит вы в большей степени священник, а не ученый.
(Аудитория взорвалась от смеха)
Студент: А теперь скажите, есть кто-нибудь в этом классе, кто видел мозг профессора? Слышал его, нюхал его, прикасался к нему?
(Студенты продолжали смеяться)
Студент: Видимо, никто. Тогда, опираясь на научные факты, можно сделать вывод, что у профессора нет мозга. При всем уважении к вам, профессор, как мы можем доверять сказанному вами на лекциях?
(В аудитории повисла тишина)
Профессор: Думаю, вам просто стоит мне поверить.
Студент: Вот именно! Между Богом и человеком есть одна связь — это ВЕРА!
Профессор сел.
Этого студента звали Альберт Эйнштейн.

Почему Бог один, а религий много?

В самом деле, даже людьми просвещенными монотеистические религии нередко интерпретируются как противоречащие друг другу и враждебные. Об этом замечательно сказано в Коране: «И говорят иудеи: «Христиане — ни на чем!» И говорят христиане: «Иудеи — ни на чем!» А они читают писание. Так говорят те, которые не знают писания. Аллах рассудит между ними в день воскресения относительно того, в чем они расходились» (Коран, сура 2, стих 107). А многие, менее просвещенные, даже уверены в том, что иудеи, христиане и мусульмане верят в разных богов.
Сравнительный анализ монотеистических религий не может быть проведен «внутри» какой-либо одной веры, отрицающей представления всех других, но вполне возможен «извне» — в русле философии религии или религиоведения. Он-то и позволяет установить удивительные универсальность и единство монотеистических представлений о сущности Бога, сотворенного им мира и человека.
Согласно любому монотеизму, существование мира определяется Божественным Бытием. В этом иудаизм, христианство и ислам полностью согласуются, чему способствует тот факт, что все они признают в качестве своего основания книги Ветхого Завета. Наиболее толерантным в этом смысле представляется ислам, который, имея свою священную книгу, не только признает Ветхий Завет и Евангелие богоданными, чтит всех ветхозаветных пророков и Иисуса Христа, но и не отрицает божественность иудаизма и христианства: «И ниспослал Он Тору и Евангелие раньше в руководство для людей» (Коран, сура 3, стих 2); «Скажите: «Мы уверовали в Аллаха и в то, что ниспослано Ибрахиму, Исмаилу, Исхаку, Йакубу и коленам, и что было даровано Мусе и Исе, и что было даровано пророками от Господа их. Мы не различаем между кем-либо из них, и Ему мы предаемся» (Коран, сура 2, стих 130); «Поистине те, которые уверовали, и те, кто обратились в иудейство, и христиане, … которые уверовали в Аллаха…- им их награда у Господа их, нет над ними страха, и не будут они печальны» (Коран, сура 2, стих 59).
Общей фундаментальной идеей, генетической для всех трех монотеистических религий, является догмат о существовании единого Бога. «Я Господь Бог твой …», «Я Иегова, Бог твой… Да не будет у тебя других богов перед лицом Моим»; «Аллах — нет божества, кроме Него». Идея единобожия, самая сложная и универсальная из всех, известных человечеству, признается богоданной, полученной в результате Божественного Откровения, поскольку полагается, что столь сложное, превосходящее сущность самого человека и окружающего его мира представление не может быть создано человеческим разумом самостоятельно, без Божественного участия.
Едины монотеистические религии и в своих представлениях о происхождении мира. Мир сотворен Божественной Волей, поскольку Бог не удовольствовался созерцанием Себя Самого и по переизбытку благости Своей захотел, чтобы возникло то, что в будущем пользовалось бы Его благодеяниями и было сопричастно Его Благу.
Согласны они и в том, что тварный мир структурирован, делится на природный (материальный) и духовные (идеальные) миры. Человек является особым видом творения, и он единственный из всего сотворенного имеет духовную и материальную составляющие. Природный мир относителен, преходящ, изучение его законов под силу человеку, и этим могут заниматься науки, но время, потраченное на его изучение, потрачено всуе, ибо с большей пользой могло бы пойти на изучение духовных миров. Суждения о духовном, нематериальном, мире в иудаизме, христианстве и исламе тоже не противоречат друг другу: Бог приводит из не-сущего в бытие и творит все без изъятия, как видимое, так и невидимое, он же и управляет всем.
Законы, управляющие тварным миром, тоже определяются монотеистическими религиями идентично. Существует представление о Божественном Предопределении: «Промысел есть Воля Божья, по которой все существующее целесообразным образом управляется» (Дамскин И. Точное изложение православной веры. С. 111). Однако существует свобода воли, дарованная человеку, «выбор того, что должно быть делаемо находится в нашей власти» (Дамскин И. Точное изложение православной веры. С. 113). Промысел Божий не может быть ни выражен словом, ни постигнут умом. Благо и зло, существующие в мире, представляются метафизическими сущностями, но Господь созидает лишь благо, которое представляется духовным светом. Зло же есть всего лишь удаление от Бога, лишение блага (христианство), тень, умаление Божественного света (иудаизм), т.е. является относительным, несамостоятельным.
Сходятся монотеистические религии и в отношении к познанию Божественного Бытия, практически повторяясь в Его описании. Непознаваемость внутренней природы Божественного постулируется Торой, Ветхим Заветом и Кораном. Тварную природу можно исследовать, Божественное Бытие сокрыто от человека. Но хотя Бог неизречен и непостижим, но знание о том, что Он существует естественным образом присуще всем. Однако о Себе открыл Он только то, «… что узнать нам было полезно, а что именно превышало наши силы и разумение, о том умолчал» (Дамскин И. Точное изложение православной веры. С. 2). Бог неизречим: «…должно ясно знать, что из относящегося учению о Боге и воплощении как не все неизреченно, так и не все может быть выражено речью; и не все недоступно познанию, и не все доступно ему… Поэтому многое из темно мыслимого о Боге не может быть соответственным образом выражено, но о предметах, превышающих нас, мы бываем принуждены говорить, прибегая к человеческому характеру речи, как, например, говорим о Боге: сон и гнев, нерадение и руки, и ноги, и подобными» (Дамскин И. Точное изложение православной веры. С. 3).
Итак, что представляет собой Бог по существу, по природе Своей, совершенно непостижимо. Невозможно сказать что-либо о Боге или вообще подумать что-либо вопреки тому, что по Божескому определению объявлено нам или сказано и открыто Божественными изречениями. Поэтому то, что «говорим о Боге утвердительно, показывает не природу Его, а то, что — около природы» (Дамскин И. Точное изложение православной веры. С.8), т.е. то, как он проявляет себя в мире благодаря этой природе, его околоприродные качества. «Назовешь ли ты Его благим или праведным, или мудрым, или чем бы то ни было другим, ты скажешь не о природе Бога, но о том, что около природы» (Дамскин И. Точное изложение православной веры. С. 9). Постулируется, что Бог «безначален, бесконечен, как вечен, так и постоянен, несотворен, непреложен, неизменяем, прост, несложен, бестелесен, невидим, неосязаем, неописуем, беспределен, недоступен для ума, необъятен, непостижим, благ, праведен, Творец всех тварей, всемогущ, Вседержитель, все надзирающий, Промыслитель обо всем, имеющий власть, Судья…» (Дамскин И. Точное изложение православной веры. С. 3.). Но любые мыслимые характеристики Божественного не показывают Существа Его, и сказать о Боге, что Он есть по существу, невозможно. А все то, что говорится о Боге, обозначает не то, что Он есть Сам по Себе, а всего лишь некоторое отношение к чему-либо; то, что сопровождает Его природу или деяния; то, что противопоставляется Его качествам.
Вот именно тут и начинаются расхождения монотеистических религий — они связаны с попытками христианства познать внутреннюю сущность Божественного Бытия, исследовать его «устройство». Если иудаизм и ислам не только в принципе отрицают возможность такого познания, но и не пытаются сделать это практически, то христианская теология, нарушая имеющийся запрет, пытается познать «структуру» Божественного, вводя и объясняя догмат о Божественной Троице.
Почему христианство, вопреки провозглашенному запрету, так сосредоточилось на «исследовании» Божественной «структуры»? Догмат о Троице, в первую очередь, направлен на обоснование факта богоявления Христа, на утверждение Его божественности и вечности, тождественности Его Отцу, Его боговоплощенности. Именно поэтому Сын отождествляется со Словом, Божественным законом, Откровением, и именно поэтому столь значительные усилия христианской теологии направлены на обоснование сложного триединства Божественных Ипостасей, гарантирующего соблюдение основного принципа монотеизма.
Согласно христианству, Бог есть единая сущность «в трех совершенных Ипостасях» (Дамскин И. Точное изложение православной веры. С. 14.), «неслитно соединенных и нераздельно различаемых» (Дамскин И. Точное изложение православной веры. С. 15.). Все три Ипостаси не сотворены, определяются как тождественные, причем каждая «не в меньшей степени имеет единство с другими, чем Сама с Собой» (Дамскин И. Точное изложение православной веры. С. 25.), однако, несмотря на тождественность, различаются своими качествами. «Ибо мы знаем единого Бога, но замечаем мыслию различие в свойстве отечества, сыновства и исхождения» (Дамскин И. Точное изложение православной веры. С. 25).
В православии различимые качества Ипостасей характеризуются так: Отец не рожден, потому что Его Бытие не происходит от другой Ипостаси; Сын рожден, безначально и безлетно происходит от существа Отца; Дух не рождается, а исходит из существа Отца, однако образ этого рождения и исхождения непостижим. Бог Отец не первенствует над Сыном или Святым Духом по времени или природе или в каком-либо другом отношении, кроме причины. Что касается «способа организации» этого тождественного Единства, то и здесь многое остается неясным и даже противоречивым. Согласно Иоанну Дамсакину, Ипостаси находятся одна в другой, но не в слиянии, а в соединении, в тесном примыкании.
Так описываемое единство трудно обосновать теологически, вот почему в интерпретациях сущности Ипостасей даже среди отцов церкви можно обнаружить заметные расхождения. Трудности в прояснении сущности Троицы оказались столь значительными, что послужили одним из важнейших оснований разделения христианства на католичество и православие.
Но характер единства Троицы, споры о котором породили многочисленные ереси и церковные расколы, напрямую не следует из Священного Писания и является результатом осмысления, интерпретаций христианских теологов. Тем самым нарушается другой принцип, декларированный Иоанном Дамаскином: «Он открыл знание о Себе: прежде чрез закон и Пророков, а потом и через единородного Сына Своего, Господа и Бога, и Спасителя нашего, Иисуса Христа. Поэтому все, переданное нам как через закон, так и Пророков, и Апостолов, и Евангелистов, принимаем и разумеем, и почитаем, не разыскивая ничего свыше этого… Да удовольствуемся этим и да пребудем в нем, не прелагая предел вечных» (Дамскин И. Точное изложение православной веры. С. 2).
С точки зрения сравнительного анализа монотеизма и политеизма, введение в христианстве трех Ипостасей генетически связано с политеистическими представлениями о Божественном. Сам Иоанн Дамаскин так определял связь догмата о Троице с предшествующими религиями: «Через единство Их (Ипостасей — В.А.) по природе уничтожается признающее многих богов заблуждение эллинов; через принятие же Слова и Духа ниспровергается догмат иудеев и остается то, что в той или другой секте есть полезного: из иудейского мнения остается единство природы, из эллинского же учения — одно только разделение по ипостасям».
Отметим, что и в иудаизме существование Божественного Слова и Божественного Духа тоже не отрицается, о чем существуют многочисленные упоминания в тексте Ветхого Завета. С упоминания о Духе Божьем начинается Книга Бытия. А в псалмах Давида мы читаем: «Во веки, Господи, Слово Твое пребывает на небеси», «…посла Слово Свое, и исцели я», «Послеши духа твоего и созиждутся», «Словом Господним небеса утвердишася, и духом уст его сила их». Однако попыток проникнуть в природу соотнесения Божественного Слова и Духа, в их отношения с Богом иудаизм не предпринимает, избегая тем самым и непременных ошибок. Итак, самое существенное отличие в представлениях монотеистических религий сосредоточено именно в догмате о Троице, конкретизирующим скрытое Бытие Божие, причем с точки зрения, иудаизм и ислам оказываются более последовательными в соблюдении монотеистических представлений.
Таким образом, несмотря на то, что монотеистические религии значительно отличаются по канонам, культам, теологическим интерпретациям, они имеют очень близкие взгляды на все, что касается мироустройства. Главное — они едины в основном своем принципе, поскольку постулируют Единство Божественного Существования. Иудеи, христиане, мусульмане верят в единого (одного и того же!) Бога, даже называют его одними и теми же именами (достаточно сравнить: Элохим и Аллах). Все они почитают общую священную книгу Тору, Ветхий Завет. Они соглашаются в том, что касается происхождения мира и человека, законов и цели мирового развития, будущего мира, даже его конца.
Однако христианство, введя догмат о Троице, расходится с иудаизмом и исламом в представлениях о непостижимом Божественном «устройстве», а также в том, христианский Мессия, Спаситель, уже приходил в этот мир, в то время как иудеи еще только ждут своего Мошиаха, а мусульмане — своего Махди. Что касается теологических расхождений православия и католицизма, то любому не богослову, не фанатику, просто холлисту они могут показаться очень незначительными и даже не заслуживающими внимания.
Но откуда же берутся религиозные расхождения монотеистических религий? Неужели Господь, благословен Он, открыл истину только некоторым людям, а всех остальных оставил в заблуждении? О причинах этих расхождений проще всего сказано в Коране: «Люди были одной общиной, и послал Аллах пророков вестниками и увещевателями и ниспослал с ними писание, чтобы рассудить между людьми в том, в чем они разошлись. А разошлись только те, которым оно было даровано, после того, как пришли к ним ясные намерения, по злобе между собой. И Аллах вывел тех, которые уверовали, к той истине, относительно которой они разошлись по Его дозволению (курсив мой — В.А.)» (Коран, сура 2, стих 209).
Получается, что каждая из монотеистических религий, построенных на единых и универсальных основаниях, является особенной лишь потому, что Господь по-разному открыл знание о Себе в разное время и различным народам. И именно таким образом, каким Он посчитал благим, полезным и доступным эти людям и в этих условиях. Иудеи смогли принять идею единого и незримого, бестелесного, невоплощенного Бога. Для того, что римские язычники смогли уверовать, познать Божественное Единство, стать христианами, им, испорченным многобожием и неспособным принять незримое, необходимо было увидеть воплощенного Христа и жертву, которую Господь принес недоверчивому человечеству. Мусульмане, спустя века, имея опыт осмысления иудаизма и христианства, вновь смогли принять Бога незримого и непостижимого. Люди знают о Боге ровно столько, сколько Он им дозволил узнать о Себе. Злоба же между ними вызвала религиозную нетерпимость ко всем иным учениям, церковные расколы, религиозные войны, фанатизм, религиозный террор. Неразумения и недоразумения, заблуждения, а иногда и корыстные, связанные с властью, политикой и деньгами побуждения не дают людям принять Господа одинаково.
Но есть надежда — нет, вера. Рано или поздно люди, несмотря на тысячелетние религиозные разногласия, сойдутся в своем представлении о Божественном, ибо, как сказано в Коране: «Разве вы станете препираться с нами из-за Аллаха, когда Он — наш Господь и ваш Господь?» (Коран, сура 2, стих 209). И тогда станет так, как написано у пророка Захарии: «И Господь будет Царем над всею землей; в тот день будет Господь един, и имя Его едино» (Захария, 14:9). Надо только дождаться этого дня.

Почему из множества религий правильная только одна?

Мы можем чувствовать правоту своей веры, но не всегда можем ее объяснить или доказать человеку неверующему, в особенности тому, у кого наше мировоззрение почему-то вызывает раздражение. Разумные вопросы атеиста могут поставить в тупик даже самого искренне верующего христианина. О том, как и что отвечать на распространенные аргументы атеистов рассказывает наш постоянный автор Сергей Худиев в проекте “Диалог с атеистами: православные аргументы”. Смотрите очередной прямой эфир на странице «Фомы» в Facebook по вторникам в 20.00, во время которого вы сможете задать свои вопросы.

Православный журнал «Фома» #Апологетика #Худиев_видео

Опубликовано Sergey Hudiev Вторник, 30 мая 2017 г.

На свете есть очень много религий, каждая из которых претендует на истину — с не меньшей уверенностью, чем вы. Чем мучиться вопросом о том, в какого из множества богов уверовать, не лучше ли оставаться атеистом?

Нет — потому что атеизм это тоже всего лишь один из претендентов на истину, не лучше других, у нас нет оснований принимать его как позицию по умолчанию. Действительно, у людей есть очень разные представления о том, как устроена реальность, какова конечная судьба человека, в чем причина нашего существования — и атеизм это просто одно из них. Многие из нас учились в советской школе, где нам внушили атеизм как своего рода стартовую позицию, но это уникальная особенность той культуры и эпохи, в большинстве стран мира это было не так.

Конечно, человек воспитанный в определенной религиозной традиции может оказаться перед вопросом «почему я привержен именно ей»; христианин должен быть готов ответить на вопрос о том, почему он привержен именно христианству. Но на такой же вопрос должен быть готов ответить и атеист. Атеизм — это тоже одно из человеческих верований, одна из традиций осмысления мира и места человека в нем. Иногда говорят, что атеизм — это просто воздержание от веры в Бога, но это не так — атеизм неизбежно делает позитивные утверждения об устройстве реальности, и мы их рассматривали, когда говорили о материализме. «Разум явился результатом длительного развития материи и сам полностью сводится к материальным процессам» — это определенное верование, которое, по меньшей мере, не очевидно. Даже если вас смущает разнообразие религий, это никак не повод становиться атеистом.

Но существует почти бесконечное число религий. Как предполагается делать правильный выбор из такого множества вариантов?

Ответ состоит в том, что мировоззрения довольно легко классифицировать. В наших религиозных поисках мы не хватаем произвольный предмет с полки — мы проходим через несколько развилок, на каждой из которых совершаем определенный выбор.

Нам стоит уточнить, из каких критериев мы исходим, делая тот или иной поворот. Если очень коротко — то из нашего опыта как людей, обладающих мышлением, свободной волей и нравственным чувством.

На первой развилке мы оказываемся перед вопросом — «существует ли духовная реальность, или все сводится к движению материи, подчиненной вечным, неизменным и безличным законам природы?» Если существует только материя, то Бога нет — но также нет свободной воли и мысли, поскольку в этом случае все наши акты мышления и произволения полностью детерминированы процессами, происходящими в головном мозге, которые, в свою очередь, детерминированы законами природы. Чтобы быть материалистами, нам пришлось бы объявить иллюзией (как последовательные материалисты это и делают) не только Бога, но и наш повседневный опыт свободной воли. Если мы считаем наше мышление и свободу реальностью, это уже выводит нас за рамки материализма. Существует духовная реальность.

Но (тут мы оказываемся перед второй развилкой) нам предстоит решить, является ли эта реальность безличной (как закон Кармы или «тонкая материя» оккультистов) или личностной. Тут мы можем обратиться к нравственному чувству — если существует подлинная, объективная разница между добром и злом, кто (или что) задает эту разницу? Какой-нибудь безличный закон Кармы не может справиться с этой задачей, потому что нравственные предпочтения бывают только у личности.

На третьей развилке мы выбираем между политеизмом и монотеизмом — богов много или есть только один Бог? В политеистических воззрениях боги могут иметь разные мнения и конфликтовать между собой — кто из них прав? Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны предположить над ними какого-то третейского судью, который один является источником морального закона и, таким образом, Богом в собственном смысле. У нравственного Закона не может быть ряда конфликтующих источников — только один.

На четвертой развилке нам предстоит выбрать между тремя религиями, проповедующими единого Бога — Иудаизмом, Христианством и Исламом. И тут нам предстоит рассмотреть притязания Иисуса Христа на то, что Он — Бог и Спаситель, и свидетельство Апостолов о том, что Он — воскрес из мертвых. Выбор веры это дорога с немногими поворотами, а не выбор из бесконечного количества вариантов.

Разве притязания на уникальную спасительную истину, которую провозглашает религия, не ведет к попыткам принудить всех эту истину признать, и, таким образом, к нетерпимости и диктатуре?

Один из часто возникающих моментов в атеистической критике религии — это то, что проблемы и пороки, свойственные человеческому роду в целом, приписываются исключительно религии. Конечно, мы можем найти массу примеров, когда верующие люди пытались железной рукой загнать своих ближних в Царство Божие. Конечно, мы можем найти примеры грубого высокомерия и нетерпимости со стороны адептов тех или иных религий — и христианства в том числе.

Но является ли такое поведение проявлением именно религии? Это можно проверить по простой и испытанной методике — рассмотрим, как ведут себя люди, если этот фактор, религию, убрать. У нас был случай это проверить — я напомню еще раз о грандиозном социальном эксперименте, когда значительная часть человечества — в СССР и зависящих от него странах, в Китае, в Кампучии — жила в условиях полностью или почти отсутствующей религии. Породил ли этот эксперимент более терпимые и открытые к диалогу общества? Как раз наоборот — он породил общества более закрытые и нетерпимые. Нетерпимость, фанатизм, начетничество, жестокое принуждение к «правильным» взглядам — все это отлично обходится и без религии. Царство, в которое загоняют железной рукой, вполне может быть чисто светским — и даже решительно атеистическим.

На уровне отдельных людей мы, конечно, можем встретить благожелательных, культурных, терпимых атеистов — а можем встретить атеистов грубых, агрессивных и нетерпимых. Последние (как и скандалисты вообще) привлекают больше внимания. Увы, агрессия, нетерпимость и стремление принудить других к согласию — это общая черта человеческого рода.

Парадоксальным образом, даже люди, на знаменах которых написано «терпимость» и «разнообразие», склонны ненавидеть и преследовать тех, кто не разделяет именно их версии разнообразия и терпимости — как мы и видим на примере судебных процессов против христианских предпринимателей, которые уклонялись от обслуживания некоторых мероприятий.

То, что атеистические режимы были в большей степени склонны к принуждению, связано с принципиальным различием в картинах мира. Для христианина окончательная победа добра и установление Царства Божия на земле произойдет в результате сверхъестественного вмешательства Бога, причем это вмешательство произойдет именно тогда, когда победа сил зла будет более всего казаться очевидной и окончательной. Христиане спокойно относятся к тому факту, что человеческими усилиями в этом мире совершенно царства добра и справедливости построить невозможно, и не предпринимают таких попыток. Люди, отвергающие христианское возвещение, никак не могут помешать ни Царству Божию открыться, ни желающим покаянием и верой в него войти.

Для атеистических идеологий дело обстоит иначе — единственное царство, которое они предлагают, может быть создано только людьми и только по эту сторону истории, причем те, кто отказываются участвовать в его строительстве — или, тем более, исповедуют взгляды, с этим строительством несовместимые, могут ему реально помешать. Соблазн подавить тех, кто не хочет строить светлое царство силой, в этом случае сильнее, и мы видим, как люди ему поддавались.