Политеизм многобожие

Многобожие

Многобо́жие (ар. ُاَلشِّرْك ‎) — приравнивание к Всевышнему Аллаху сотоварища, в то время как только Он является Творцом, а также поклонение наряду с Всевышним кому-либо или чему-либо, будь то камень, человек, солнце, луна, пророк, джинн, звезда, ангел и т.д. Лексическое значение слова ширк — «участие двоих в праве на владение или управление чем-либо». В ша­ри­‘а­те ширк означает «уравнивание с Аллахом кого-либо или чего-либо в том, что присуще то­ль­ко Ему и достоин только Он». «Ширк» — самый большой грех в исламе. Тот, кто придавал Все­вы­ш­не­му Аллаху сотоварищей и умер многобожником попадет в Ад. А тот же, кто уверовал в Ал­ла­ха и умер верующим, войдет в Рай, даже если ему придётся понести наказание за свои гре­хи.

История появления многобожия на земле

Согласно исламским источникам, впервые многобожие появилось в народе пророка Нуха (Ноя) . От сподвижника Пророка Ибн ‘Аббаса передаётся, что между Нухом и Адамом было десять столетий. В течение этого времени люди были на истинном Единобожии, но после этого дьявол сбил их с этого пути, и появились первые проявления многобожия на земле.

В предании, упомянутом аль-Бухари рассказывается о праведных людях Вадд, Сува‘, Йагус, Йа‘ук и Наср. Когда они умерли, пришел шайтан к людям со словами: «Установите им памятники, ведь они были великими людьми. Останавливали вас, когда вы совершали плохое и призывали вас к лучшему. Поставьте им памятники, и видя эти памятники, вы будете вспоминать их праведность и будете стараться быть похожими на них». И люди установили им памятники. Прошли года, прошли столетия. Умерли те, которые знали зачем этим людям поставили памятники. И вновь пришел шайтан к людям со словами: «Воистину, эти памятники являлись божествами для ваших отцов, не отказывайтесь от религии ваших отцов, поклоняйтесь им также, как покло­нялись ваши отцы». И люди начали покло­няться этим памятникам. И Аллах захотел вывести этих людей из темноты многобожия к свету единобожия. Он послал к ним Нуха , который призывал их оставить идолов и покло­няться одному лишь Аллаху. Он призывал днём и ночью, скрыто и явно. Однако они ослушались, возгордились и сказали: Не отрекайтесь от ваших богов: Вадда, Сува‘а, Йагуса, Йа‘ука и Насра. . И призвал Нух Господа: Господи! Не оставь на земле ни одного неверующего жителя! . И ответил Аллах на призыв Нуха . Аллах погубил тех, которые не уверовали .

Затем на протяжении истории многобожие заново появлялось в разных местах. И не смог избежать этого народ Ибрахима (Авраама) . Начали они покло­няться идолам, планетам, луне, солнцу. Смилостивился Аллах над ними и послал к ним Ибрахима , которого он наделил праведным потомством. Ведь все остальные пророки и посланники от сына Ибрахима, Исхака (Исаака) . А из по­том­ства, второго сына Ибрахима, Исма‘иля (Измаила) Аллах вывел лучшего из посланников — пророка Мухаммада ﷺ.

Многобожие дошло до арабов, по причине человека, которого зовут ‘Амр ибн Люхай аль-Хуза‘и. Абу Хурайра рассказывал, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Я видел ‘Амра ибн Люхая аль-Хуза‘и в Огне, волочащим свои кишки». А также Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Он первый, кто изменил религию Ибрахима». Он первым принёс идо­лов на Аравийский полуостров. После этого идо­лов становилось всё больше и больше. Их начали устанавливать возле Ка‘бы, вокруг неё и внутри. Люди полностью оставили Едино­божие и перешли на поклонение камням. Передается от Абу Раджа‘ аль-‘Атариди , который сказал: «Во времена невежества мы поклонялись камням. Если мы находили камень лучше первого, то оставляли старый камень и начинали поклоняться новому. А если вообще не было камня, то делали холмик из песка, приводили овцу и доили её на этот холмик. После этого делали обход (таваф) вокруг этого холмика». И когда Аллах пожелал наставить людей того времени на прямой путь, Он послал к ним пророка Мухаммада ﷺ с призывом: «Поклоняйтесь одному лишь Аллаху, нет у вас другого божества (достойного поклонения). Ведь только Он достоин поклонения. А то, чему поклоняетесь вы, не слышит и не видит, и ничем не может помочь». И были среди людей те, которые возгор­дились и не последовали со словами: Неужели он обратил богов в Единственного Бога? Воистину, это — нечто удивительное! . Затем начали всячески препятствовать призыву Посланника Аллаха ﷺ и его сподвижников. Однако это ничего не прибавило мекканским язычникам и тем, кто их поддерживал, а наоборот сподвижники почувствовали вкус веры, стали более искренними в своей религии.

Коран о запрете многобожия

В Коране большое количество о многобожии, вот некоторые из них:

  • Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные (или менее тяжкие) грехи, кому пожелает. ;
  • Воистину, кто приобщает к Аллаху сотоварищей, тому Он запретил Рай. Его пристанищем будет Геенна, и у беззаконников не будет помощников. ;
  • Не приобщай к Аллаху сотоварищей, ибо многобожие является великой несправедливостью. .

Хадисы о запрете многобожия

Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Не поведать ли вам о самом великом грехе? Это приобщение к Аллаху сотоварищей!». Также Пророк ﷺ сказал: «Остерегайтесь семи губительных грехов», и упомянул среди них ширк. Хадисов Пророка ﷺ, в которых строго осуждается ширк также огромное количество.

Суждение ислама о ширке и его виды

«Многобожие» (ширк) является антонимом слова «единобожие» (тавхид), также как слово «неверие» (куфр) является антонимом слова «вера» (иман). Многобожие делится на два вида: большое многобожие (ширк акбар) и малое многобожие (ширк асгар). Когда говорят о многобожии без уточнения вида, обычно подразумевают большое многобожие.

Большое многобожие является самым тяжким грехом, из-за которого человек вечно будет гореть в Аду. В Коране сказано: Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные (или менее тяжкие) грехи, кому пожелает. А кто приобщает к Аллаху сотоварищей, тот впал в глубокое заблуждение. . Всевышний Аллах сотворил человека, облагоде­тель­ствовал его разными видами Своей милости, такими как разум, зрение, слух, здоровье, способность говорить, формулировать мысли и т. д. Всевышний Аллах окружил человека красотой и пользой окружающего мира, Он даровал ему любимых и любящих его родственников, близких друзей, имущество и возможность созидать. Единобожник благодарит за это Всевышнего Аллаха и покло­няется только Ему, а многобожник пользуется всеми этими благами и вместо того, чтобы признавать Милостивого Аллаха, благо­дарить Его и поклоняться только Ему Одному, приравнивает к Нему сотоварищей.

Малое многобожие также является грехом, однако в отличие от большого многобожия оно из религии не выводит. Но из-за того, что малое многобожие может в конечном итоге привести к большому многобожию, этот грех стал разновидностью многобожия. По этой причине малое многобожие считается одним из тяжких грехов в исламе. Следует также помнить, что большое многобожие становится причиной аннулирования всех благих дел, в отличие от малого многобожия, которое делает тщетным только тот поступок, который связан с этим грехом.

Формы большого многобожия

К сожалению, большое многобожие (ширк акбар) имеет разные формы приобщения к Аллаху сотоварищей:

  • К одной из форм многобожия относится приписывание особенностей Господа кому-либо, помимо Аллаха. Примером такой формы многобожия является убеждение человека в том, что кто-либо (или что-либо), кроме Всемогущего Аллаха способен оживлять или умерщвлять, творить или воскрешать, принести пользу или причинить вред.
  • К другой форме многобожия относятся такие случаи, когда человек приравнивает кого-либо (или что-либо) к Всевышнему Аллаху в Его Прекрасных именах или совершенных качествах. Примером такого многобожия служит приписывание одного из Имён Аллаха, например аль-‘Алим («Всезнающий»), кому-либо из Его творений, вкладывая в это Имя то, что присуще только Всевышнему Аллаху. Другой пример такого многобожия: слова человека, который говорит: «Слух Аллаха такой же, как и слух кого-либо из его творений». Или, наоборот, если человек говорит, что качества людей похожи на качества Аллаха, то это тоже относится к этой форме многобожия.
  • Но самой распространенной формой многобожия является приобщение к Аллаху сотоварищей в поклонении. Осуждение этой формы ширка было одной из основных задач всех пороков. Даже арабские язычники признавали Аллаха как Господа, но придавали Ему сотоварищей в обожествлении. Наряду с Аллахом они поклонялись идолам и истуканам, которых они считали посредниками между ними и Всевышним Аллахом и которые якобы приближали их к Нему. К примерам такой формы многобожия относится поклонение помимо Аллаха Солнцу, Луне, звёздам, человеку, джинну, ангелам, животным или камням. Посвящение молитв, поста, обета, жертвоприношения такого рода творениям является проявлением многобожия. Если человек возвеличивает кого-либо подобно Аллаху, уповает на него как на Аллаха, боится его как Аллаха, повинуется ему как Аллаху, любит его как Аллаха, то это тоже приводит к многобожию и выводит из Ислама. В случае, когда человек совершает молитву, посвящая её могиле, камню, дереву или совершает обход вокруг них; посвящает им обет или жертвоприношение; взывает помимо Аллаха, такие действия также считаются проявлением многобожия.

Формы малого многобожия

Малое многобожие (ширк асгар) также имеет разные формы. К малому многобожию относятся такие грехи, которые в некоторых первоисточниках ислама получили название многобожия, но в целом, в свете всех текстов ислама, к большому многобожию не относятся. Такие деяния можно разделить на три вида:

  1. Малое многобожие совершаемое сердцем, как совершение намерения получить за свои слова или дела уважение, славу или мирское благо. Это то, что совершается не ради Аллаха, а совершается ради людей, и называется рийа‘ («показуха»). Если тот, кто совершает рийа‘ является верующим в Аллаха, то он всё же не выходит из лона ислама, но считается грешником, а если человек совершает благие деяния ради довольства людей и у него нет веры в Аллаха в сердце, то это называется нифаком («лицемерие») и такой человек считается неверующим.
  2. Второй формой малого многобожия является многобожие, совершаемое языком. К нему относится клятва кем-либо или чем-либо кроме Аллаха, как слова произносящего клятву: «Клянусь хлебом», «клянусь жизнью родителей», «клянусь здоровьем своих детей» и т. д. К этому виду многобожия можно отнести и слова: «Это то, что было угодно Аллаху и тебе». Вместо этого следует сказать: «Это то, что пожелал Аллах, а после этого пожелал такой-то человек».
  3. К третьей форме малого многобожия относится многобожие в некоторых делах. Примером такого многобожия служит ношение нити на руке или талисманов на шее, в виде камня, кости или бусинок при условии, что человек считает, что эти предметы помогают в избавлении от проблемы или достижении какой-то цели только с дозволения Аллаха. А если он считает, что такие предметы могут приносить пользу и без дозволения Аллаха, то есть самостоятельно, то это приводит к большому многобожию.

Некоторые люди считают, что от сглаза их оберегают определённые предметы, которых они вешают в доме или на себя. А другие совершают какие-либо дела или отказываются от их совершения следуя приметам, как вера в то, что чья-то рука легкая в торговле, или в то, что чёрная кошка, перебежавшая дорогу или цифра тринадцать являются поводом для отказа от совершения дел. Если человек считает, что с дозволения Аллаха какие-то предметы помогают в избавлении от сглаза или какие-то приметы являются поводом для оптимизма или пессимизма, то это приводит к малому многобожию в делах. Причина этого заключается в том, что человек хоть и считает, что всё происходит с дозволения Аллаха, всё же связывает надежду и с этими предметами или приметами, или, наоборот, опасается чего-то, в то время как только на Аллаха нужно надеяться и только Его нужно бояться. А если он считает, что такие предметы или приметы могут избавить от вреда или причинить вред и без дозволения Аллаха, то это тоже приводит к большому многобожию.

Свидетельства Единобожия в Христианстве

Alex Aquarius21.11.2015 в 19:54#32420
Для представителей иудаизма и ислама великим камнем преткновения является Божество Спасителя нашего Иисуса Христа. Они соблазняются, несмотря на убедительные доказательства, которые имеются в новозаветных священных книгах.
Святой апостол Фома отсутствовал при первом явлении воскресшего Спасителя ученикам. Другие апостолы, которых встретил Фома, с радостью возвестили о воскресении Учителя. Он сказал: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20: 25). На сомнение Фомы Спаситель ответил его же словами, точно повторяя требование, которое высказывал сам Фома. Это не могло не поразить сомневающегося ученика: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои» (Ин. 20: 27). В ответ на это апостол Фома исповедал Иисуса Христа как Бога: «Господь мой и Бог мой!» (Ин. 20: 28).
О Божестве Иисуса Христа свидетельствует апостол и евангелист Иоанн Богослов: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1: 1). В тексте Слово (Логос) прямо названо Богом. Возражение, которое обычно делают на это место, очень слабое. Говорят: Феос стоит без артикля, и потому, мол, говорится не о личностном Боге. Но ведь и в 6-м стихе этой главы: «Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн» (Ин. 1: 6) в греческом тексте перед словом Феос тоже нет артикля. А речь идет о личностном Боге. Приведем другие свидетельства. Апостол и евангелист Марк назвал Иисуса Сыном Божиим: «Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия…» (Мк. 1: 1).
Апостол Иоанн Богослов говорит в своем Первом соборном послании: «Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» (1 Ин. 5: 20).
О Божестве Иисуса Христа неоднократно в своих посланиях пишет святой апостол Павел: «Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу; ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно» (Кол. 2: 8–9). В другом послании читаем: «А о Сыне: престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего – жезл правоты. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих» (Евр. 1: 8–9). Сын Божий дважды назван Богом. В греческом тексте в обоих случаях стоит Феос – Бог. И еще. Апостол Павел пресвитерам города Ефеса сказал: «Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян. 20: 28). Основатель Церкви Иисус Христос совершенно определенно назван Богом. В Послании к Титу читаем: «Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа…» (Тит 2: 11–13). Что может быть более определенно: «великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа»?
Божество Иисуса Христа, а, следовательно, монотеизм христианства, пытаются отрицать представители иудаизма и ислама. Одна из главных причин – неспособность вместить в узкое и искаженное религиозное сознание учение о Пресвятой Троице, Боговоплощении, Воскресении и другие богословские истины. Несмотря на антагонизм между иудаизмом и исламом, обе религии сходятся в том, что они критикуют не христианство, богословскую высоту и духовное богатство которого они понять не могут, а созданный ими ложный образ новозаветной религии.
Разница между ветхозаветной религией Закона и исламом не только в том, что последний появился более 2 тысяч лет спустя после того, как Бог на горе Синай дал десять заповедей и другие предписания, определяющие жизнь избранного народа. Самая главная разница в том, что Моисеев Закон имеет Божественный источник. Книга «Исход» повествует о величественном Богоявлении: «И вывел Моисей народ из стана в сретение Богу, и стали у подошвы горы. Гора же Синай вся дымилась от того, что Господь сошел на нее в огне; и восходил от нее дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась; и звук трубный становился сильнее и сильнее. Моисей говорил, и Бог отвечал ему голосом. И сошел Господь на гору Синай, на вершину горы, и призвал Господь Моисея на вершину горы, и взошел Моисей» (Исх. 19: 17–25).
Основатель же ислама не имел Божественного откровения.
Как зародился ислам? Об этом читаем в хадисе «Аль-Джами ас-Сахих». Мухаммеда стало посещать таинственное существо. Он спал в пещере на склоне горы Хира. В ночь 24-го числа месяца рамадана 610 года ему явился некто в человеческом облике. Это событие считается началом ислама. Рассказ о нем приводим по сунне: «К нему явился ангел и сказал: “Читай!” На что он ответил: “Я не умею читать!” Пророк сказал: Тогда он взял и сжал меня так, что я напрягся до предела, а затем он отпустил меня и сказал: “Читай!” Я снова сказал: “Я не умею читать!” Тогда он сжал меня во второй раз так, что я опять напрягся до предела, а потом отпустил меня и сказал: “Читай!” – и я в третий раз сказал ему в ответ: “Я не умею читать!” И он сжал меня в третий раз, а затем отпустил, сказав: “Читай!” Во имя Господа твоего, который сотворил человека из сгустка. Читай! И Господь твой щедрейший…»
Мухаммед недоумевал: кто посещал его: демон или ангел? Он поделился своими переживаниями с женой Хадиджой. Далее рассказ привожу по общепринятому мусульманами жизнеописанию Мухаммеда: «Она сказала Посланнику Аллаха: “О сын моего дяди! Сможешь ли ты сообщить мне, когда придет к тебе тот, который приходит к тебе обычно?” Сказал: “Да”. Она сказала: “Когда придет, скажи мне!” Пришел к нему Джабраиль, как обычно. Посланник Аллаха сказал Хадидже: “О Хадиджа! Вот Джабраиль пришел ко мне”. Сказала: “Встань, о сын дяди, и сядь на мое левое бедро”. Посланник Аллаха встал и сел на ее левое бедро! Сказала: “Обойди вокруг и сядь на мое правое бедро!” Посланник Аллаха обошел и сел на ее правое бедро. Спросила: “Видишь ли ты его?” Ответил: “Да” Сказала: “Обойди вокруг и сядь мне на лоно!” Посланник Аллаха обошел вокруг и сел на ее лоно. Спросила: “Видишь ли ты его?” Ответил: “Да”. Тогда она раскрылась и сбросила свое покрывало, а Посланник Аллаха сидел на ее лоне. Потом спросила его: “Видишь ли ты его?” Ответил: “Нет”. Сказала: “О сын дяди! Крепись и радуйся! Клянусь Аллахом, он ангел, а не дьявол”» (Ибн Хишам. Жизнеописание пророка Мухаммада).
Удивляет, как легко и, мягко говоря, наивно решился вопрос с помощью жены, который в духовном плане является вопросом жизни или смерти. Прежде всего, Ангел – существо бесплотное, и для его взора нет вещественных преград: он может видеть и через одежды. Одежды прикрывают наготу только от человеческих глаз. Да и само тело человеческое не является чем-то порочным или постыдным. Оно есть творение Божие. Греховна человеческая похоть и плотское вожделение, а не тело. В раю прародители были наги и не стыдились (см.: Быт. 2: 25). Природа Ангела неповрежденная. Им чужды человеческие страсти. А если это был демон, то он легко мог прибегнуть к хитрости. Зная, каким способом его испытывают, специально мог бы удалиться, чтобы его приняли за Ангела.
Согласно Корану, человек сотворен из воды: «И Он – тот, который создал из воды человека и сделал ему родство мужское и женское. Господь твой – могуч!» (25: 54). В другой суре говорится: «Читай! Во имя Господа твоего, который сотворил – сотворил человека из сгустка» (96: 1–2). Еще в одном месте сказано о глине: «Он сотворил человека из звучащей глины, как гончарная» (55: 13).
В Коране, в отличие от Библии, не говорится о том, что человек сотворен по образу и подобию Божию. Это расхождение весьма принципиальное. Имея в себе образ Божий и подобие, человек призван к прямому общению со своим Творцом. Он может соединиться с Господом. Этого нет в исламе.
В книге Бытия повествуется, что вся семья патриарха Ноя (араб. Нух) спаслась в ковчеге. В Коране говорится о гибели сына Ноя: «И он плыл с ним в волнах, как горы. И позвал Нух своего сына, который был отдельно: “О сын, плыви вместе с нами и не будь с неверными”. Он сказал: “Я спасусь на гору, которая защитит меня от воды”. Нух сказал: “Нет защитника сегодня от повеления Аллаха, кроме как тем, кого Он помиловал”. И разделила их волна, и был он среди потопленных» (11: 44–45). В другой суре говорится несколько иначе: «Нуха, когда он воззвал раньше, и Мы ответили ему и спасли его и его семью от великого горя» (21: 76).
Нет необходимости умножать примеры. Особенно искаженно в Коране говорится об евангельских событиях. Здесь расхождения сугубо принципиальные. Отрицаются: Боговоплощение, Крестная смерть на Голгофе, Воскресение. Даже известное всему миру событие Рождества Христова описано крайне странно. Утверждается, что Марйам удалилась в далекое место и родила Сына под пальмой (19: 23). В этой же суре («Майрам») Она названа «сестрой Харуна», то есть Аарона. У него, действительно, была сестра Мариам, но она жила за 15 веков до Рождества Христова.
Наверно, по причине такого количества ошибок и искажений многие представители ислама, чтобы выйти из затруднения, утверждают, что современное Священное Писание христиан подверглось искажению (tahrif). Сразу же возникает вопрос: какие выдвигаются доказательства? Доказательств никаких. Характерно, что взгляд мусульман на Библию за несколько веков претерпел существенные изменения. Ранние исламские писатели (аль-Табари, ар-Рази) считали, что искажение сводится к tahrif bi’al ma’ni, то есть искаженному пониманию без изменения текста. Но более поздние авторы (ибн-Хазм, аль-Бируни) выдвинули идею tahrif bi’al-lafz, то есть искажение самого текста. Причем обе эти позиции сохранились до настоящего времени. Поэтому степень приятия мусульманином Библии зависит от того, как он понимает tahrif. Уже сам факт наличия этих существенно отличающихся позиций говорит о том, что никаких конкретных доказательств нет.
Мусульмане утверждают, что Евангелие (Injil), которое упоминается положительно в Коране, не есть нынешнее Четвероевангелие. Мы уже говорили, что никаких доказательств они не приводят. Ложность обвинений христиан в искажении Писания вытекает из внутренней непоследовательности самих исламских авторов, пишущих на эту тему. Согласно Корану, изначально Евангелие было истинным священным текстом: «И отправили Мы по следам их Ису, сына Мариам, с подтверждением истинности того, что ниспослано до него в Торе, и даровали Мы ему Евангелие, в котором – руководство и свет, и с подтверждением истинности того, что ниспослано до него в Торе, и руководством и увещанием для богобоязненных» (5, 50/46). Приведу еще место: «Скажи: “О люди Писания! Вы ни на чем не держитесь, пока не установите прямо Торы и Евангелия и того, что низведено вам от вашего Господа”. Но у многих из них низведенное тебе от твоего Господа увеличивает только заблуждение и неверие» (5, 72/68). Эта цитата ясно показывает, что в самом Коране говорится не об искажении Писания, а о «заблуждении и неверии», связанных с неправильным пониманием.
В Коране есть место (10: 94), которое вызывает крайнее затруднение у исламских комментаторов: «Если же ты в сомнении о том, что Мы ниспослали тебе, то спроси тех, которые читают Писание до тебя. Пришла к тебе истина от Твоего Господа; не будь же из колеблющихся!» Данный аят отсылает «колеблющегося» мусульманина к авторитету библейского Священного Писания. Абдулл-Хакк пишет: «Ученых мужей ислама этот стих приводит в грустное недоумение, ведь он, похоже, отсылает пророка к людям Книги, которые могли разрешить его сомнения» (Abdul-Haqq Abdiyah Akabar. Sharing Your Faith With A Muslim. Minneapolis: MN; Betheny, 1980; цит. по: Гайслер Н.Л. Энциклопедия христианской апологетики. СПб., 2004. С. 117). По логике этого стиха, библейское Писание в VII веке (время создания Корана) не было искаженным. Тогда надо признать и сегодняшний текст верным, ибо мы пользуемся манускриптами, написанными за несколько веков до Корана.
Истинная религия не ограничивается требованием поклонения Творцу. Высшая ее цель – духовное соединение человека с Богом. Об этом говорит Спаситель в молитве к Отцу перед Своими крестными страданиями: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, и они да будут в Нас едино» (Ин. 17: 21).
Из указанных выше Божественных свойств органично вытекает идея истинного христианского монотеизма. Всемогущий и Всеправедный Бог может быть только один.
Понятие о Боге в исламе не имеет Богооткровенного источника. Оно выработалось на основе древнеаравийского культа. Словом «Аллах» назывался «бог» в политеистическом пантеоне арабов: Allah (al – определенный артикль; ilah – бог). У арабов-язычников до принятия ими ислама Аллах было верховным лунным божеством, почитавшимся в Северной и Центральной Аравии. Отец Мухаммеда, который был язычником, носил имя Абдаллах («Раб Аллаха»).
В доисламские времена у арабов полумесяц был символом культа лунного бога. Это подтверждается археологическими данными. Полумесяц перешел в ислам как главный символ.
У арабов Сирийской пустыни женой Аллаха считалась ал-Лат, а на юге Центральной Аравии – Узза. В других областях Аравии они вместе с Манат почитались как дочери Аллаха. Генетический след этот сохранился в Коране. Об этом есть упоминание в 53-й суре: «Видели ли вы ал-Лат, и ал-Уззу, и Манат, третью, иную? Неужели у вас – мужчины, а у Него – женщины? Это тогда – разделение обидное!» (53: 19–22).
Аллах в исламе – созданный человеческим сознанием религиозный образ. Он не выражает реальной всемогущей Божественной Личности. Следовательно, монотеизм в исламе мнимый. В ряде мест Корана он наделен присущими человеку свойствами и чертами. Аллах говорит:
– «Поистине, тех, которые не веровали в Наши знамения, Мы сожжем в огне! Всякий раз, как сготовится их кожа, Мы заменим им другой кожей, чтобы они вкусили наказания» (4: 59);
– «Помощь – только от Аллаха, великого, мудрого, чтобы отсечь какую-либо конечность у тех, которые не веровали или низвергнут их, так чтобы они обратились без успеха» (3: 126–127);
– «Поистине, лицемеры пытаются обмануть Аллаха, тогда как Он обманывает их!» (4: 141);
– «И хитрили они, и хитрил Аллах, а Аллах – лучший из хитрецов» (3: 47);
– «Мы сотворили для геенны много джиннов и людей: у них сердца, которыми они не понимают, глаза, которыми они не видят, уши, которыми не слышат. Они – как скоты, даже более заблудшие» (7: 178/179).
Какая великая разница! Христианство учит, что Бог «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2: 4), а ислам утверждает, что Аллах многих людей сотворил для геенны.
Идея монотеизма (ат-таухид; от глагола ваххада – считать что-либо единственным) сформулирована в «Коране» в нескольких сурах. Так, в 16-й суре («Пчелы»): «Мы послали к каждому народу Посланника, чтобы они сказали: “Поклоняйтесь Аллаху, и сторонитесь тагута”» (16: 36). В терминологии шариата всё, чему люди поклоняются помимо Аллаха, является «тагут». Поскольку ислам не знает ни прямых Богооткровений, ни Богоявлений миру, ни соединения человека с Богом на началах любви, то монотеизм в нем мнимый – формальный и абстрактный, который не требует от человека ни изменения себя, ни образа жизни, а поклонения и ежедневных молитв.
Иеромонах Иов (Гумеров)

В настоящее время церковь, не стесняясь, проповедует явное и неприкрытое многобожие, по сути ничем не отличающееся от пантеона языческих богов Древней Греции или Древнего Рима. Там, помимо верховного бога, например греческого Зевса, существовали и боги рангом пониже, отвечавшие каждый за свою «епархию». Афина, входившая в семью 12 главных олимпийских богов Греции, например, покровительствовала мудрости, науке, искусству, Аид руководил подземным царством мёртвых, Амфитрита отвечала за морские дела, Арес был богом войны и покровительствовал воинам, Артемида помогала деторождению, покровительствовала флоре и фауне, Гера хранила семейные устои, покровительствовала браку и супружеской любви, помогала беременным и матерям и так далее.

Даже при не очень внимательном рассмотрении обнаруживается традиционное использование христианской церковью старых языческих богов в новом культе и вместе с этим элементарное идоло- и духо-поклонничество пантеону божеств. Например, языческий бог Дионис превращается в христианского святого Дионисия, бог Деметрий – в святого Дмитрия, богиня Афина Паллада – в святую Палладию, бог Гермес стал святым Гермесом, Никон – святым Никанором, нимфа Аура Плацида раздвоилась на святую Ауру и святую Пласиду. Языческие богослужебные формулы античного мира породили других христианских святых: «rogare et donare» превратилась в имена святых Рогациана и Донациана, «flore et lux» стали святыми Флором и Люцией, пожелание «perpetuum felicitate» послужило основой для имён святых Перепетуи и Фелицитаты.

Этот факт осознал ещё греческий философ Порфирий (232-304 годы). Он писал: «Если вы (христиане) говорите, что при боге стоят ангелы, недоступные страстям, бессмертные и по природе своей нетленные, которых мы (язычники) называем богами вследствие их близости к божеству, то стоит ли спорить об имени, и не приходится ли думать, что разница только в названии?»

Христианство сегодня говорит, что бог един. Но при этом «единый бог» распадается на «святую троицу» — отца, сына и святого духа. Где-то рядом, но чуть обособленнее и ниже, стоит дева Мария. Кроме них можно набрать целую роту богов и божеств рангом ещё ниже — порок Илия, например, — а так же бесчисленное множество «святых» и «угодников», «мучеников» и «великомучеников», «новомучеников» и «страстотерпцев» и т.д. т.п. У них, как и у античных богов второго ряда, у каждого своя «епархия»: кто покровительствует военным, кто конкретно только десантникам, кто морякам, кто роженицам, кто путникам и так далее, и так далее, и так далее…

Христианство целиком унаследовало от иудаизма всю ту многосложную иерархию небесных обитателей, которая встречается в Ветхом завете. Наиболее подробно христианское учение об иерархии «высших сил» изложено в сочинении псевдо-Дионисия Ареопагита «О небесной Иерархии». Под влиянием его учения возникли многие христианские обычаи и литургии. Дионисий называет девять ангельских чинов, три класса по три чина в каждом. Первый класс: серафимы, херувимы и престолы. Второй класс: господства, силы и власти. Третий класс: начала, архангелы и ангелы. Тем не менее, это не окончательная градация, поскольку Дионисий говорит, что «сколько чинов небесных Существ, какие они и каким образом у них совершаются тайные священноначалия, — в точности знает это, как я думаю, один Бог, Виновник их Иерархии». Многоступенчатую надземную иерархию признаёт и Ириней Лионский в своём труде «Доказательство апостольской проповеди». Он пишет: «Мир окружён семью небесами, на которых обитают силы и ангелы и архангелы, совершая служение поклонения Богу вседержателю и творцу всего».

О многообразии богов и специфике использования их имён инструктирует нас отец церкви Ориген из далёкого 3-го века нэ. «Эти имена (сил, архангелов, ангелов), если они изрекаются в надлежащем и свойственном им порядке и последовательности, имеют особенную силу. Но и другие имена, если они произносятся по-египетски, имеют своё воздействие на известных даймонов (полубогов), сила которых простирается на одни только им определённые предметы; и ещё иные имена, если они изрекаются на персидском языке, имеют силу уже над совершенно другими духами, и так у всякого народа имена приноровлены для каких-либо потребностей. А в таком случае оказывается, что даймонам на земле и получившим в свой удел различные места, усваиваются (устанавливаются) имена соответственно местным и племенным наречиям». Но что за удел получают полубоги в своё владение? И Ориген отвечает на этот вопрос, ссылаясь на знаменитую цитату из библии (Второзаконие 32:8-9).

Церковь давно осознала, что проповедует многобожие и, не афишируя этот прискорбный для неё факт, всячески пытается затушевать его словоблудием. Ещё на заре христианства богослов Макарий писал: «Почитая святых как верных слуг, угодников и друзей божиих, святая церковь вместе с тем призывает их в молитвах не как богов каких, могущих помогать нам своею собственною силой, а как представителей наших перед богом – единственным источником и раздаятелем всех даров и милостей тварям, как предстателей и ходатаев наших, имеющих силу ходатайства от Христа». Как говорят, те же яйца, только вид сбоку. Эти слова нисколько не умаляют божественного характера упомянутых «святых». Ведь и римские и греческие низшие боги назывались advokati (ходатаи), tutelares (покровители) и interctssores (посредники). Посредником между богом и человеком апостолом Павлом назван и Иисус (1Тим 2:5).

Но решающим является не название божества, а его функции и воздаваемый ему культ. В этом отношении христианские «святые» – те же боги. Их иконы висят в церквях рядом с иконами Иисуса. Они такие же бесплотные, сверхъестественные существа, обладающие особым влиянием на судьбы людей. Им воздвигают алтари и храмы, они получают свечи, ладан, им поют церковные гимны и обращают молитвы, преподносят дары. В их честь устраивают церковные праздники. В день их памяти в церквях приносится «бескровная жертва». В их честь назначаются ночные бдения. Следовательно, сегодня принципиальной разницы между богом и «святым» нет. Думаю, читатель со мной согласится.

Чтобы не утомлять читателя, в подтверждение сказанного приведу очень кратко «житие» одного только «святого», Георгия Победоносца. Согласно церковной легенде, Георгий родился около 280 года нэ в городе Каппадокии, в Малой Азии, в знатной христианской семье. Поступил на военную службу к римлянам. В войнах с персами командовал когортой и проявлял удивительную отвагу. Когда император Диоклетиан стал бороться с христианством, Георгий не отказался от своей веры, за что претерпел «великие муки». Его придавливали тяжёлым камнем, засыпали на трое суток в яме негашёной известью, надевали на ноги раскалённые железные сапоги и т.д. и т.п. Но это не главное. Намучавшись вдоволь, Георгий чудесным образом приобрёл способность воскрешать мертвецов, излечивать больных. Он даже изгнал демонов их храма Аполлона (языческого!!!). В конце концов, по приказу Диоклетиана ему отрубили голову. Но, как говорят, «ничто на земле не проходит бесследно». Верный слуга Георгия, Пасикрат, до конца сохранивший верность своему господину, лично присутствовавший при его подвигах, мучениях, совершении чудес и смерти, «достоверно» описал всё виденное. Он же перенёс тело Георгия в Палестину и похоронил в городе Лидда (Лод). Но и это не всё! От святых мощей Георгия (значит кто-то раскопал его могилу, вытащил и расчленил разлагающийся труп?!) множество людей получило исцеление и помощь. Ну, скажи, уважаемый читатель, чем не мини-Иисус? И таких «святых» в христианском пантеоне не роты, а батальоны и дивизии! Начитавшись такого, как-то с подозрением начинаешь относиться к евангельскому повествованию об Иисусе Христе.

Параллельно в Византии, на Руси и в других странах существовала и отдельная легенда «Чудо Георгия о змие».

Надо сказать ещё об одной стороне мифа о «святых», точнее, — о «святых мощах». Читатель, думаю, не раз и не два видел по телевизору попа или «демократа», которые с ангельскими лицами говорили о бесчеловечном отношении коммунистов к своему вождю: не похоронили, а выставили на всеобщее обозрение; похоронить, надо, предать бренное тело земле. А что делают сами? Сегодня христиане не просто выставляют напоказ, а целуют и таскают по городам и весям мумифицированные части человеческих трупов, выдавая их за «святые мощи». Причём, святую церковь нисколько не смущает тот прискорбный факт, что частей трупов, приписываемых тому или иному «святому», намного превышает все мыслимые пределы. Приведу подсчеты исследователя Лаланна, проведённые им ещё в 1847 году. По его сведениям на то время в христианском мире насчитывалось тел: Георгия Победоносца — 30, пророка Исаии – 3, Иоанна Крестителя – 10, апостола Петра – 16, евангелиста Луки – 8, евангелиста Матфея – 5, апостола Андрея – 5; голов: евангелиста Луки – 9, евангелиста Матфея – 8, апостола Андрея – 6; других частей тела: апостола Павла – 18, апостола Андрея – 17, Иоанна Златоуста – 15, Иоанна Крестителя – 11, евангелиста Матфея – 12 и так далее, и так далее, и так далее… В этом неполном перечне я привёл только имена наиболее известных «святых». Естественно, церковь категорически против генетического анализа останков: надо верить, а не идентифицировать! Как и в случае с Туринской плащаницей.

Надо заметить, что иудеи поступили намного порядочнее: если их Авраам, Иаков, Исаак, Моисей и великие пророки похоронены безвестно, то и не устраивают они мышиной возни с их «мощами».

Кто такие многобожники?

Видеоролик: https://www.youtube.com/watch?v=emd6NBrZUoU
В переводах Корана можно встретить слово «многобожник», которым переводят слово «мушрик», и Коран велит вести с ними войну в суре № 9 «Покаяние». Отсюда делается вывод, что многобожники – это любой, кто придерживается иной веры. То есть, это могут быть и христиане, и иудеи, и буддисты, и так далее. По сути это так, но относится ли это к сегодняшним иноверцам?
Помимо слова «многобожник», «мушрик» переводят еще как «язычник», «идолопоклонник», «сотоварищ», «участник». Означает человека, придающего Богу сотоварищей (равных), или поклоняющегося чему-либо помимо Бога. Является величайшим грехом, которого Бог никогда не простит:
«Поистине, Аллах не прощает, чтобы Ему придавали сотоварищей (йушрака), но прощает то, что меньше этого, кому пожелает. А кто придает Аллаху сотоварищей (йушрик), тот измыслил великий грех» (Коран, 4:48).
Критики Ислама и радикальные течения считают, что Коран призывает воевать с «мушриками», то есть, с «многобожниками». Но и те и другие не учитывают два аспекта. Первый: аяты о войне с «мушриками» были ниспосланы по конкретному случаю, и ко всем мусульманам и во все времена они не относятся. Об этом я уже говорил в статье «Коран призывает убивать неверных?» Второй: не все иноверцы являлись «мушриками», и войну вести Аллах велел не со всеми «мушриками», а лишь с теми, кто занимался геноцидом мусульман.
Также считается, что многобожник – это кафир, или «неверный»/»неверующий», как принято переводить это слово (по факту «кафир» — «отрицающий»). Но читая следующий аят, понимаем, что речь идет не о всех многобожниках:
«Не хотели бы те из обладателей писания и многобожников (алмушрикина), которые не веруют (кафару), чтобы вам ниспосылалось благо от вашего Господа, а Аллах избирает Своим милосердием, кого пожелает: ведь Аллах — обладатель великой милости!» (Коран, 2:105).
Как видно из аята, многобожники не являются кафирами. То же самое относится к обладателям писания (христианам и иудеям). Их аят тоже не ставит в один ряд с кафирами. И не все они являются многобожниками. В предыдущей статье я уже говорил, что слово «кафир» — это не неверный/неверующий, а отрицающий. Тогда становится понятным, о чем говорится в аяте. Речь идет о тех обладателях писания и придающих сотоварищей, которые отрицают божественное Откровение.
Войну вести Коран призывал лишь с теми многобожникам в аяте № 9″Покаяние», кто нарушил мирный договор с мусульманами:
«Отречение от Аллаха и Его посланника — к тем из многобожников (мушрикина), с кем вы заключили союз» (Коран, 9:1).
Некоторые считают, что под словом «многобожники» в суре имеются в виду христиане и иудеи. Читаем аят 9:17:
«Не годится многобожникам (лилмушрикина) оживлять мечети Аллаха, свидетельствуя о неверии против самих себя. У этих тщетны деяния их, и в огне они вечно пребывают!» (Коран, 9:17).
Что делали в мечетях христиане и иудеи? Разве у них не церкви и синагоги? Понятно, что война велась не с ними.
Разделение мушриков, кафиров и иноверцев есть также в следующих аятах:
«Поистине, те, которые уверовали, и те, которые стали иудеями и сабии, и христиане, и маги, и те, которые придают сотоварищей (ашраку), — ведь Аллах различит их в день воскресения. Поистине, Аллах о всякой вещи свидетель!» (Коран, 22:17).
«Те, которые не веровали (кафару) из людей писания (алкитаби) и многобожников (уаалмушрикина), не отделялись, пока не пришло к ним ясное знамение» (Коран, 98:1).
«Поистине, те из обладателей писания и многобожников (уаалмушрикина), которые не уверовали (кафару), — в огне геенны, — вечно пребывая там. Они — худшие из твари» (Коран, 98:6).
В итоге приходим к выводу, что мушрики – это не кяфиры, не люди писания и не любой иноверец. Это те, которые придавали соучастника Богу. Слово «придавали» я не случайно написал в прошедшем времени. Во-первых, мушрики времен пророка Мухаммада отличаются от мушриков нынешних. Иудеи, например, считали Узайра – сыном Аллаха. Сегодня они так не считают. Они считаются монотеистами. Аравийские христиане почитали богами святую Троицу – Аллаха-Ису-Марям. Нынешнее христианство отличается от аравийского. С самими мусульманами тоже не все так просто. Есть течения в исламе, которые почитают умерших людей, пророков, и даже поклоняются им. Поэтому со стороны мусульман не справедливо называть людей писания многобожниками, поскольку у них самих есть грешки. Во-вторых, под словами «мушрики» имелись в виду конкретные люди, относящиеся ко времени пророка Мухаммада. Все зависит от контекста. В Коране мушрики в основном упоминаются как возмутители спокойствия. Это те, что выступали против пророков и верующих, устраивали геноцид против верующих, уничтожали их. До прихода Ислама многобожники имели дикие нравы, погрязли в разврате, устраивали голые пляски вокруг Каабы, занимались работорговлей, делали из женщин наложниц, убивали своих детей, вели завоевательные войны. Это в основном касалось идолопоклонников. Более подробно об аятах с упоминанием «мушрик» смотрите по ссылке:
drive.google.com/open?id=1SSTN-ucgskqtipzI0-
dbSXDOfTdxE19B
Помимо понятия «многобожник», в Коране есть слово, производное от «шарик», то есть, «товарищ». Из контекста аятов становится понятным, что речь идет о приобщении сотоварища Аллаху:
«запретил вам ваш Господь: чтобы вы не придавали Ему ничего в сотоварищи (тушрику)» (Коран, 6:151).
Теперь давайте разберемся, кого именно «мушрики» придавали Всевышнему в сотоварищи. Читаем следующие аяты:
«Ибрахим не был ни иудеем, ни христианином, а был он ханифом (единобожником) предавшимся, и не был из многобожников (алмушрикина)» (Коран, 3:67).
«И когда покрыла его ночь, он (Ибрахим) увидел звезду и сказал: «Это — Господь мой!» Когда же она закатилась, он сказал: «Не люблю я закатывающихся». Когда он увидел месяц восходящим, он сказал: «Это – Господь мой!» Когда же тот зашел, он сказал: «Если Господь мой меня не ведет на прямой путь, я буду из людей заблудившихся». Когда же он увидел солнце восходящим, то сказал: «Это – Господь мой, Он — больший!» Когда же оно зашло, он сказал: «О народ мой! Я не причастен к тому, что вы придаете Ему в сотоварищи (тушрикуна)» (Коран, 6:76-78).
«И устроили они Аллаху сотоварищей (шурака1а) из джиннов» (Коран, 6:100).
«Устраняйтесь же скверны идолов, устраняйтесь слова лживого ханифами пред Аллахом, не придающими Ему сотоварищей (мушрикина)» (Коран, 22:30-31).
И так, согласно этим аятам, многобожием является придание сотоварища Аллаху, будь то приобщение Аллаху сына (аят 3:67), поклонение небесным светилам (аят 6:76-78), поклонение джиннам (аят 6:100), поклонение идолам (аят 22:30-31), а также поклонение умершим людям (13:16, 16:20-21), как сегодня делают некоторые мусульмане, почитая устазов (учителей) и святых, прося у них помощи, защиты и ища в них посредника между человеком и Аллахом.