Попова Ольга сигизмундовна

О развитии творческих способностей. Конспект лекции Л.М.Поповой.

Всем привет! Сегодня хочу поделиться конспектом лекции Любови Поповой, который я перенесла в Макбук с диктофона, пока готовилась к зачету в студии развития творческих способностей. Это вводная лекция об искусстве. О том, что такое искусство и как научиться его воспринимать. Развивать творческие способности, скажу вам нелегко. Если не сказать, что практически нереально. Все кому интересно, что происходит на лекциях в этом заведении — наслаждайтесь

Что такое искусство, и можно ли научиться его воспринимать?

Для того чтобы разобраться в этом, нам нужно ответить на следующие вопросы.

Что такое искусство?

Что такое художественный образ?

Как научиться воспринимать искусство? Есть ли возможность научиться воспринимать искусство, или это интуитивная способность пяти процентов населения, как говорит статистика? Или все же мы можем научиться воспринимать искусство, как научиться ездить на велосипеде? То есть, я говорю о практическом навыке.

Сразу хочу сказать, что этот навык можно воспитать. Дается он не просто, далеко не просто. Все зависит от того, какую жизнь вы прожили, и какую жизнь прожили ваши родители.

Но всеже, моя практика показывает, что есл ичеловек хочет. Если он пытается. Если он обладает двумя качествами, о которых я сейчас вам расскажу, у него начнет получаться.

Какие это качества?

  1. Вера в себя, свои возможности. Распространенное качество в нашем обществе. Однако, никто не гарантирует вам, что у вас все получится. И я вам не гарантирую, что у вас все получится. Отсюда следует второе качество.
  2. Смирение. Очень странно звучит в нашем обществе. Смирение, когда ты понимаешь, что ты не все можешь. Но ты понимаешь, что ты не все можешь и все равно пытаешься. Для этого нужно мужество, которого часто не хватает современным людям. Мужество, кагда ты понимаешь, что тебя может ожидать провал и ты все равно идешь.

Когда это возможно? Когда есть любовь, бескорыстная любовь к искусству, без выгоды для себя. Это очень важно для человека, который входит в пространство искусства. Тогда искусство откроется перед вами.

Искусство это мир человеческой души. Это не фраза- это реальность. И это не черное и белое. Это противоречиво. Это сложно. Это многосоставно.

Итак, первое что мы должны уяснить, что такое искусство. В нашем обществе существует совершенно неверное представление о том, что такое искусство и что такое знаток искусства.

Часто мы думаем, что знаток искусства это человек, который знает факты об искусстве, читал Вазари, знает, что такое Флоренция 14-15 века, и т.д.

Все то что я сейчас перечислила, это факты культуры или истории. Факты, безусловно важны для восприятия искусства. Для человека, который не владеет фактами искусства, искусство закрыто.

Фактами культуры вы можете овладеть самостоятельно. Список литературы есть у меня в ЖЖ.
Однако, факты культуры — это еще не искусство.

А что же такое искусство?

Искусство — это конкретное произведение, а точнее это много- много разнообразных конкретных произведений. И каждое произведение неповторимо. А если оно не повторимо, значит каждый раз стоя перед конкретным произведением у вас новая задача. Вы не можете сделать также как вчера, перед другим произведением.

Ядро произведения искусства — это художественный образ.

Художественный образ — это идея выраженная в яркой художественной форме.

Идея — это не мысль, это не результат логических размышлений.

Идея в художественном образе — это всегда чувство.

Идея — это не мысль.

На основе мысли строится не искусство, а наука. В основе любой науки логические построения. Итогом логических построения является мысль.

Мысль — это итог науки.

Итог искусства — это воплощенное чувство. Что значит воплощенное?

Чувство нельзя передать другому человеку. Мы не можем понять чувство другого человека. Мы можем только присоединиться к чувствам другого человека. Попытаться присоединиться. И в искусстве чувства воплощаются в художественной форме. Любые человеческие чувства, должны воплотиться в художественной форме.

Художественная форма делает человеское чувство зримым и доступным восприятию. Мы можем его увидеть это чувство в визуальном искусстве. Мы можем это чувство услышать в музыке. Мы можем почувствовать запах этого чувства в парфюмерном искусстве. Мы можем попробовать это чувство на язык в кулинарном искусстве. Это все художественная форма.

Идеи во всех видах искусства черпаются из одного источника — из человеческой души, это человеческие чувства. и поэтому страсть или нежность могут быть воплощены в музыке, в колористической композиции, в цветовых пятнах, но это будут страсть и нежность. Могут быть воплощены в модном образе, а точнее в искусстве великих модельеров, воплощается страсть и воплощается нежность. Воплощается отчаяние и воплощается гордая вера, разнообразные чувства. У Вивьен Вествуд, у Готье, у Гольяно у Ив Сен Лорана, Макуина в основе лежит Чувство. Но чувство не постижимо, значит это чувство нужно научиться воспринимать.

Прежде чем перейти к этой теме я хочу привести вам пример. Мы немножко остановимся на художественной форме.

Итак, еще раз, художественный образ это идея(человеческое чувство) выраженная в художественной форме.

Идеи черпаются из одного источника — человеской души.

А художественная форма специфична для разнообразных видов искусства. То есть у каждого вида искусства своя художественная форма. В музыке это звуки, мелодические ритмы, громкость звучания. Тихая мелодия, или громкая наполняющая все пространство — это определенные чувства. И выбор громкости- это работа над воплощением чувства в музыке. Ритмы размеренные плавные мелодическкие или рваные с ударными инструментами- это разные чувства.

Точно также в парфюмерии, кулинарном искусстве и конечно определенная специфика в визуальных искусствах.

Что такое художественная форма в визуальных искусствах?

Художественная форма состоит из отдельных элеменотов и связей между этими элементами.

Художественная форма имеет отдельные части и связи между этими частями.

Структура — это построение художественной формы: какие части и как они связанны между собой- это есть структура.

Элементы художественной формы, то есть то что мы видим. Какие это элементы?

  1. Это в первую очередь линия. В первую очередь потому, что так развивался глаз человека, сначала мы видили контурную линию. так говорят ученые, и скорей всего так и было. Ведь многие люди видят линии, а оттенки цвета не различают. У зеленого сотни оттенков, но хотябы десяток названий надо знать. А многие люди и не понимают, что это разные цвета.
  2. Цветовое пятно(колорит-соотношение цветовых пятен)
  3. Фактура — характер поверхности. Все предметы в искусстве, в реальном мире имеют какую-то поверхность. Например, в искусстве комстюма фактура ткани меет колоссальное значение для создания образа. Одно дело Санджен. эткань и по цвету очень сложная, она меняется при разном освещении. Фактура ее шероховатая и выделяются даже разные ниточки и эта шуршащая фактура содает определенный образ.

Совсем другое дело сукно. Сукно не отражает цвет, шелк(санджен) отражает цвет. с

совсем другой Атлас, там другое переплетение (через пять ниток). здесь создается совершенно другая фактура, поверхность. И атлас востребован в определенном стиле Барокко. В Чувственном, ярком стиле.

тоже самое в декоративно прикладном искусстве мебели. тоже самое в Архитектуре как обрабатывается камень. Все это создает художественный образ.

Это три основных элемента. Но структура это не только отдельные элементы, но и связи между ними. То есть не просто характер линии, не просто колорит, не просто цветовые пятна, не просто характер фактуры, а связи между ними. Эти элементы не должны существовать отдельно в художественном образе, они связаны и связаны не умом, не в результате размышлений, а в результате прозрений.

Это пока для вас слова, но вы их запоминайте, они вам пригодятся в последствии, потому что Вы будете присутствовать при этих прозрениях.

Характер связи в визуальных искусствах выполняют ритмы.

Ритм- это повтор чего либо. бывают простые ритмы когда идет повторение одной и тоже формы. Где мы можем это встретить? Например в Египте. Колонада состоит из совершенно одинаковых колон — это простой ритм. В искусстве костюма в пятидесятых годах когда красная сумочка сочеталась с красными туфлями. Ничего подобного нет в современном искусстве на смену простому ритму приходит сложный ритм, нюансированный ритм. Когда при повторении происходит изменение этого элемента который повторятся. Часто нюансированное изменение не большое, а подчас и сложное не видимое изменение.

Пример. Возьмем красную сумку, открытого алого цвета. Красный пигмент лежит в основе красного открытого цвета. еслимы к этому красному пигменту добавим синий пигмент, то можем добиться разных градаций от малинового до фиолетового и туфли к этой сумке могут быть малиновыми, а могут быть густого фиолетового цвета. Это нюансированный ритм, он не открытый, не явный. Это второй вид ритма.

Но бывает и другой ритм, скрытый. Это смысловой ритм. Об этом я не буду расказывать сейчас. Но вы сейчас запишите. чтобы вы знали, что в искусстве вообще нет ничего простого. Если вы жили в мире где у вас все черное и белое, забудьте про это. Потому что в мире на самом деле нет черного и белого, это в ваших головках все черное и белое. И в искусстве тоже ничего простого быть не может. Искусство это духовный опыт великих художников, который отражает человеческую душу и все сложное, подчас недоступное для понимания и восприятия.

Обучение любое это всегда упрощение. Нельзя обучить не упростив. Поэтому я стараюсь упростить, но дать вам понять, что я упрощаю. Есть очень много того, что вы не поймете. Это нужно понимать. Я посвятила жизнь искусству, я иду вперед, я пытаюсь понять, то что недоступно сегодня. Я пытаюсь, чтобы мне это было доступно завтра. и этот процесс бесконечный до моей гробовой доски. Если есть чему у меня поучиться это моему пути, когда я никогда не успокаивалась и не говорила ах ты специалист. Я всегда смотрела с удивлением и восторгом и я понимала, что каждый день передо мной открываются новые миры. И эта моя способность позволила мне расти всю мою жизнь.

Вы должны четко представлять, что искусство это огромный котлован, и на наших занятиях мы будем пытаться снимать с него верхний слой, самый доступный. Я выбираю примеры чтобы они были доступны для вас. Но вглубь идут сотни и сотни слоев. И где-то очень глубоко находится Рембрандт, Веласкес, Макуин, в отличие от Шанель, которая на поверхности.

Итак, мы выяснили, что самое главное в произведении искусства — это художественный образ. Художественный образ — это чувство, воплощенное в художественной форме. И не просто в форме, а этот образ всегда имеет структуру. Не просто отдельные элементы художественной формы, а связанные сложными связями друг с другом. Эти связи не рождаются в результате размышлений «я одену эту сумочку такого цвета с туфлями такого цвета». Так не бывает никогда.

Душа художника и есть человеческая душа. Душа есть не у всех людей.

У древних японцев есть блистательные слова, которые многое раскрывают в искусстве: «Когда душа художника наполняется до краев впечатлениями, то что переливается через край души и есть произведение искусства». Но мы живем в обществе людей без души. Система воспитания и образования в нашем обществе, уничтожает чувства. В ребенке до шести лет есть чувства, но к шести годам общество и образование справляются с этой проблемой. Чувства уничтожаются. А с утратой навыка чувствовать утрачивается душа.

Стиль это высота в искусстве. Самый высокий образ в искусстве — это стиль. От куда он явится, если нет души?

Восприятие искусства требует опыта чувств. Если люди принимают решения от ума и не дают себе возможности видеть окружающий мир. Если вы живете в рамках представлений общества потребления, когда ценно только то что дает деньги.

Однажды я поняла, что когда я стою перед разными картинами, мое тело живет своей жизнью. Я поняла, что дышу по разному, что мышцы в разном состоянии. И потом я поняла, что это я откликаюсь на цвет, линию, композицию, масштаб, пропорцию и т.д. Я поняла, что мое тело откликается на эти вещи. Оно живет жизнью того произведения искусства перед которым я стою.

Без живого тела, невозможно восприятие мира и искусства. Нет отклика тела — нет восприятия.

По сути, если вы видите нежный колорит картины, ваше дыхание должно стать более мягким.

Восприятие образа- это отклик на скрытую структуру художественного образа. Этому вообще научить нельзя. потому что структура это очень сложная вещь. Восприятие ее это интуитивный процесс. Любому интуитивному процессу научить нельзя. это плохая новость. А тепереь хорошая — можно научить откликаться и воспринимать отдельные элементы структуры.

Когда у вас накопится опыт личного восприятия отдельных эелементов структуры, то может неожиданно открыться весь образ.

Интуиция это всегда результат опыта. Чем больше опыта тем скорее интуитивные процессы прийдут в движение. А когда опыта нет, стилю не от куда взяться.

Умение откликаться на смыслы в искусстве, раскрывает перед нами миры и не только искусства, а окружающий мир. Мир вашего мужа, ребенка. Часто женщины воспитывают ребенка исходя из своих эгоистических представлений, совершенно не пытаясь воспринимать ребенка. Не пытаясь открыть его душу, ведь это не ваша душа. Он другой.

А разве много жен которые вопринимают своих мужей, понимают их, отказываясь от своих предствалений, какими они должны быть. И любят их, а не свои фантации. Любят реальных людей.

Не женитесь и не выходите замуж если не видите окружающий мир. Это значит обязательно разочарование. Учитесь видеть мир.

Искусство, это духовный опыт. Искусство не развлекает. Искусство не дарит наслаждения. Искусство учит жить. Искусство учит откликаться вашей душой и формировать вашу душу. Искусство учит быть человеком или учит, как стать человеком.

«Она один из русских интеллигентов-праведников»

Лекции, которые Ольга Сигизмундовна читала в Московском университете более пятидесяти лет, открыли для многих поколений студентов красоту христианского образа и остались незабываемым духовным переживанием, отмечается на сайте исторического факультета МГУ. Она вырастила поколения специалистов по византийскому, древнерусскому и средневековому искусству. Её ученики работают в музеях, университетах, научно-исследовательских институтах по всей стране и за рубежом.

«Для нас это большая утрата. Ольга Сигизмундовна – не просто замечательный учёный, замечательный человек, прекрасная православная христианка, это ещё и знаковая фигура, – сказал священник Георгий Кочетков, ректор Свято-Филаретовского православно-христианского института, в жизни которого Ольга Сигизмундовна участвовала много лет, будучи одним из попечителей вуза. – Такие люди уходят – и всегда остаётся ощущение какой-то невосполнимости, потери. Конечно, мы как христиане понимаем: “Хочу разрешиться и быть со Христом”, – говорил апостол Павел, и, наверно, у Ольги Сигизмундовны тоже были такие мысли. Но для нас её уход – это печальное событие, её некому заменить, такие люди незаменимы, уникальны. Это наша гордость, продолжение настоящей русской гуманитарной научной традиции – ответственной, компетентной, скромной и при этом могучей. Это то, что сейчас далеко не везде и не всегда увидишь, даже следы этого иногда теряются».

«Она настоящая христианка, не поддельная, не стилизованная православная, она человек необыкновенной трезвенности, необыкновенной ясности ума, – добавил отец Георгий Кочетков. – Она неслучайно вошла в попечительский совет нашего института. Она понимала истинное положение вещей, была человеком с открытыми ушами и открытыми глазами. Это редкость в наше время. Это круг Сергея Сергеевича Аверинцева. Сейчас осталось совсем мало людей, которые так близко его знали. Его близким другом был и супруг Ольги Сигизмундовны Юрий Николаевич Попов».

«Она человек высокого достоинства, достойно живший и достойно пришедший к концу своей земной жизни, – сказал ректор СФИ. – Ольга Сигизмундовна – один из тех русских интеллигентов-праведников, для которых работа – не работа, а служение Богу и людям, культуре, народу. Это очень высокие ценности, их важно не терять следующим поколениям».

В своих научных трудах Ольга Сигизмундовна стремилась прежде всего раскрыть смысл художественных форм тех произведений, которые она изучала, отмечают её коллеги по историческому факультету. Ею разработано более десяти учебных курсов, написано более ста научных работ и десять монографий, среди которых «Мозаики и фрески святой Софии Киевской», «Пути византийского искусства», «Византийская миниатюра второй половины X – начала XII века», «Византийские и древнерусские миниатюры», «Искусство Новгорода и Москвы первой половины XIV в. Его связи с Византией», «Древнерусские миниатюры XI-XV вв.» и другие.

Ольга Сигизмундовна родилась 13 июля 1938 года в Москве в Бутырской тюрьме – её родители были поляками по национальности, и её мать, работавшая в газете «Труд», была за несколько месяцев до рождения дочери арестована по обвинению в антисоветской деятельности, но затем освобождена. Отец, политэмигрант, журналист, погиб осенью 1941 года на фронте под Ельней, пишет Артгид. В 1960 году Ольга Сигизмундовна окончила отделение истории и теории искусства исторического факультета МГУ, защитив диплом о фресках Старой Ладоги у В.Н. Лазарева. В 1960–1965 годах работала в Отделе рукописей Государственной библиотеки им. В.И. Ленина. В 1968 году окончила аспирантуру на кафедре всеобщей истории искусства исторического факультета МГУ и начала там же преподавательскую деятельность, в 1973 году защитила кандидатскую диссертацию «Искусство Новгорода и Москвы первой половины четырнадцатого века, его связи с Византией», в 2004-м – докторскую «Византийские и древнерусские миниатюры». С 2002 года заведовала отделом истории византийского искусства в Государственном институте искусствознания.

Она была постоянным членом редакционной коллегии журнала «Византийский временник» – главного российского издания по византинистике, почётным членом Христианского археологического общества Греции, в 2009 году была награждена премией имени М.В. Ломоносова.

Отпевание Ольги Сигизмундовны Поповой состоится 19 января в 13:00 в храме Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках по адресу: Софийская набережная, д. 32, стр. 14.

Пути византийского искусства

Предлагаемый вниманию читателя труд представляет собой итог многолетней исследовательской и преподавательской деятельности автора — одного из ведущих российских византинистов, профессора МГУ имени М.В. Ломоносова, доктора искусствоведения О.С.Поповой. В книге прослеживается многовековая история стиля византийского искусства, получившая воплощение в архитектуре храмов, в их мозаиках и фресках, в иконах и миниатюрах рукописных книг. Стилистические особенности рассматриваются при этом как символическое выражение смысла образов византийского искусства, сформированного христианским миросозерцанием и традициями античной культуры. Это наследие стало той основой, на которой выросла художественная культура Древней Руси и других православных стран. В этом богато иллюстрированном научном издании история византийского искусства излагается в форме, доступной не только специалистам, но и самому широкому кругу читателей.

***

Данный труд пока не переведён в текстовый формат. В виде сканированного документа вы можете ознакомиться с ним по ссылке ниже.

Читать в формате pdf

Предлагаем помочь распознать текст этой книги и открыть его для тысяч читателей. Это можно сделать самостоятельно или привлечь профессионала. Предварительно просим уточнять, не взята ли эта книга на распознавание, написав по адресу otechnik@azbyka.ru