Последний летчик

Небесный тихоход: 90 лет назад состоялся первый полёт легендарного кукурузника

7 января 1928 года состоялся первый полёт многоцелевого биплана У-2, получившего впоследствии неофициальное название «кукурузник». Первые испытательные полёты осуществил пилот Михаил Громов.

Самолёт был создан под руководством легендарного конструктора Николая Николаевича Поликарпова — одного из основоположников отечественного самолётостроения.

У-2 (учебный второй. — RT), переименованный в 1944 году в честь своего создателя в По-2, выпускался вплоть до 1953 года. Всего было построено 33 тыс. машин — биплан стал одним из самых массовых самолётов в мире. По этому показателю У-2 опережают только американский лёгкий самолёт «Сессна-172 Скайхок», производство которого после перерыва было восстановлено в конце 1990-х, советский штурмовик Ил-2 и германский фронтовой истребитель «Мессершмитт» Bf.109. К примеру, известно, что к 1943 году численность авиаполков, укомплектованных У-2, достигла семи десятков.

  • Авиаконструктор Николай Поликарпов
  • © Wikimedia Commons

Недостатка в пилотах тоже не было: до войны в стране под эгидой Общества содействия обороне, авиационному и химическому строительству (ОСОАВИАХИМ) была развёрнута целая сеть аэроклубов и широкая общественная кампания по приобщению молодёжи к авиаспорту. Чаще всего обучение проходило именно на неприхотливом У-2. Всего к началу войны лётному делу были обучены порядка 50 тысяч человек.

Хотя изначально У-2 планировался как учебный самолёт, машина оказалась столь функциональной, что снискала широкую славу в качестве боевого бомбардировщика в годы Второй мировой войны.

Ночной дозор

Во время войны самолёт не раз модернизировался для расширения областей применения. В частности, был выпущен У-2ЛШ — лёгкий штурмовик, вооружённый пулемётом ШКАС и способный нести бомбы массой 120 кг. Однако главным предназначением биплана была разведка и связь. Для связи был построен У-2ВС — основной самолёт связистов. Применялся У-2 и для эвакуации раненых. Под эти задачи были созданы модификации С-1, С-2 и С-3.

Самолёт оказался незаменим для связи с партизанами и доставки им медикаментов и оружия благодаря своей способности взлетать с практически любой площадки.

Именно У-2 вывозили детей из зоны карательной операции «Зимнее волшебство», проводимой на севере Белоруссии и в Псковской области прибалтийскими и украинскими коллаборационистами под руководством обергруппенфюрера СС Фридриха Еккельна. Тогда карателями были убиты тысячи мирных жителей, включая стариков и детей, многие из них были сожжены заживо. Выживших угнали в Саласпилсский концлагерь.

Одно из главных достоинств У-2 — дешевизна производства, простота ремонта и эксплуатации. Эти качества были незаменимы в условиях масштабной войны и даже нашли отражение в песне «Служили три пилота».

Тихоходность У-2 также сослужила свою службу. Напомним, максимальная скорость самолёта составляла всего 150 км/ч. Благодаря этому бипланы могли передвигаться на сверхмалой высоте, не попадая в поле зрения ПВО противника. Вес пустого самолёта составлял порядка 600 кг, гружёный снарядами биплан весил до 1400 кг. У-2 мог развивать скорость до 130—150 км/ч, потолок полёта составлял 3,8 км.

Также по темеВоздушный щит: 105 лет со дня основания военной авиации России 12 августа в России отмечается День Воздушно-космических сил. 105 лет назад указом российского императора Николая II был сформирован…

«Самолёт По-2 — лёгкий матерчатый двухместный биплан далеко довоенной постройки, — отметил в интервью RT главный редактор портала Аviaru.net Роман Гусаров. — Нужно отметить, что он устарел уже к моменту начала Великой Отечественной войны. Сначала он использовался как учебный, а также для доставки почты. В качестве ночного бомбардировщика самолёт стали использовать, потому что он мог планировать и бесшумно подлетать к целям. Второй пилот в это время вручную сбрасывал бомбы. Главным его преимуществом была дешевизна и простота эксплуатации».

В основном У-2 использовались для ночных бомбардировок: днём самолёты становились слишком уязвимы. Зато по ночам «швейные машинки» (так их назвали немцы) разворачивали бурную активность. Именно на У-2 совершались «беспокоящие налёты», доставившие немало хлопот противнику.

Самолёт нёс на борту преимущественно осколочные малые бомбы и пулемёт, над немецкими позициями пилот сбрасывал снаряды и поражал из пулемёта все движущиеся объекты. Часто У-2 подбирался к цели бесшумно, выключив двигатели.

Хотя сбрасываемые У-2 бомбы не приводили к масштабным разрушениям, постоянные авианалёты подтачивали моральный дух солдат противника.

«Эти самолеты не дают нам жить, мы не можем зажечь огонь ни в печке, ни в маленьком костре: экипажи У-2 тут же обнаруживают их и сбрасывают бомбы. Они находят нас постоянно, поэтому мы должны всю ночь сидеть в траншеях, чтобы избежать потерь», — так отзывались о работе У-2 немецкие пехотинцы.

Многие советские лётчицы воевали в годы Великой Отечественной именно на У-2. К примеру, именно этими самолётами был укомплектован знаменитый 588-й ночной легкобомбардировочный авиационный полк под командованием Евдокии Бершанской. Полк был полностью женским, включая техников и штурманов. За боевые заслуги полк удостоился в 1943 году звания гвардейского и был переименован в 46-й гвардейский Таманский ночной бомбардировочный полк.

  • «Ночные ведьмы» из женского авиационного полка
  • © Минобороны России

Немцы же прозвали формирование «ночными ведьмами»: полк совершал вылеты только по ночам. Известно, что до 1943 года лётчицы не брали с собой парашюты, предпочитая взять на борт дополнительные снаряды.

Но 1 августа 1943 года взбешённое постоянными атаками У-2 немецкое командование бросило на лётчиц ночные истребители Messerschmitt Bf.110. Немецкий ас, кавалер Рыцарского креста Железного креста Йозеф Коциок подбил тогда три советских самолёта. За годы Великой Отечественной войны десятки советских лётчиков, воевавших на У-2, удостоились звания Героя Советского Союза.

У-2 и его пилотам посвящено множество фильмов и песен: «Небесный тихоход», «В бой идут одни старики» и другие.

Спорт — в массы

Однако у легендарного У-2 (По-2) не только героическое боевое прошлое, но и заслуги перед народным хозяйством. Ещё до войны самолёт активно применялся в агросекторе для распыления химикатов и аэросева. Для этих целей была построена модификация У-2АП.

Кроме того, биплан использовался для борьбы с вредителями: саранчой, малярийными комарами, наносившими серьёзный ущерб людям и сельскохозяйственным угодьям. После войны на сельхозработы были направлены многие боевые бипланы, переделанные под мирные цели. Именно тогда самолёт и получил своё название «кукурузник».

Впрочем, военная «карьера» У-2 продолжилась и в последующие годы: тактику советских ночных бомбардировок в 1950-х годах переняли северокорейские военные.

В СССР же самолёты стали важным компонентом системы регионального авиасообщения, значение которого в отечественных условиях сложно переоценить.

В СССР действовала целая сеть регулярных пассажирских перевозок, в которых использовалась малая авиация, включая кукурузники. Самолёты могли добираться до самых отдалённых районов. Кроме того, такие авиалинии позволяли соединять регионы, минуя крупные авиаузлы.

Преемником По-2 стал ещё один популярнейший многоцелевой лёгкий биплан — Ан-2, запущенный в производство уже после войны. В 1950-х годах По-2 начал постепенно выводиться из эксплуатации, в 1953 году серийное производство машины было остановлено.

  • Советский плакат «Комсомолец, на самолёт»

По мнению абсолютной чемпионки мира по высшему пилотажу, лётчика-инструктора первого класса ПАО «Компания «Сухой» «ОКБ Сухого» Светланы Капаниной, сегодня Россия нуждается в таком же доступном и демократичном самолёте, каким был в своё время У-2.

«К сожалению, на сегодняшний день у нас в стране почти не производятся доступные малые самолёты, не говоря о спортивных. Аналогом У-2 долгое время был учебно-тренировочный самолёт Як-52. Ещё эксплуатируются остатки самолётов «Сухого» — Су-26 и Су-31, но они сейчас тоже не производятся, — отметила Капанина в интервью RT. — Сейчас, к сожалению, выпуск малых спортивных самолётов закрыт, и, соответственно, нет поддержки молодёжного авиаспорта. Поэтому сегодня не летают не только женщины, но и мужчины. Если взять нашу команду, то её средний возраст уже под 50 лет, а молодёжи нет».

По словам эксперта, в советское время, после войны, очень много женщин занимались пилотажем. Сегодня же молодёжный авиационный спорт нуждается в государственной поддержке, и выпуск столь же демократичного самолёта, каким был У-2, может стать ключевым шагом в этом направлении.

«Для этого необходимо либо восстановить производство прежних моделей, либо создать новые машины. Также важна доступность спорта. На первом этапе такие занятия должны быть бесплатными. В этом случае мы получим большое преимущество в масштабах страны: если вложиться в молодёжь, в результате получим уже хотя бы на четверть готовых специалистов, которые придут в авиационные училища, как военные, так и гражданские. России нужны и пилоты-любители, потому что при наших расстояниях сложно переоценить роль авиатранспорта. Мы должны летать», — подвела итог Светлана Капанина.

Гвардии майор Роман Филиппов похоронен в Воронеже. Ему присвоено звание героя России. Посмертно. Еще одно имя в пантеоне русских героев.

Самые опасные удары по народному духу, по народной памяти — те, которые пытаются взломать и стереть исторический код нации. Сколько их было за последние годы! Особенно целят в память о Великой Отечественной войне. Александр Матросов, когда лег на амбразуру, будто бы был пьян. А 28 панфиловцев вообще придуманы. А Зоя Космодемьянская сожгла что-то не то. Но выходят девятого мая десятки миллионов людей. Выходят на акцию «Бессмертный полк». И все эти попытки нас ослабить, разъединить выглядят просто жалко.

Гвардии майор Филипов, чей самолет был сбит в Сирии, бесстрашно принял последний бой, так же как герои Великой Отечественной войны. Роман Филипов сражался далеко от нашей страны, но он защищал Россию, защищал нас с вами. Он теперь в строю «Бессмертного полка». Через три месяца, девятого мая, мы его там увидим.

Тот, кто включил камеру на своем телефоне, наверняка, рассчитывал получить другие кадры. Ведь шансов на спасение у русского пилота не было. Один, за небольшим каменистым выступом, сколько он мог продержаться? Пару минут? Боевики наседали со всех сторон. У летчика было два выхода: либо сдаться, либо остаться непобежденным. Майор Роман Филипов выбрал второе. Майор подорвал себя гранатой после короткого, но ожесточенного боя.

Боевики выложили в Сеть фотографии его оружия. АПС — автоматический пистолет Стечкина. Стреляет не только одиночными, но и очередями. Один магазин пустой полностью. Два других — наполовину. Скорее всего, в какой-то момент оружие заклинило, и майор потерял несколько секунд, чтобы выбить перекосившийся патрон и сменить обойму. Он успел сделать 34 выстрела, и не исключено, что многие попали в цель.

Штурмовики Су-25 всегда работают в паре: ведущий и ведомый. Так было и на этот раз. Летчик, который шел за Романом Филиповым, видел, как в самолет командира попала ракета, выпущенная боевиками с земли.

— Голос у него не дрогнул, когда я предупредил: «По тебе работают! Выводи! Тангаж, тангаж! Маневрируй!»

— «Да, вижу», — ответил ведущий. А потом так спокойно, словно это было сказано о чем-то обыденном и второстепенном: «В меня попали». И следом: «Хорошо попали. Пожар правого. Тяну на юг». И левый становится. И секунд через двадцать крайнее: «Вызывай поисково-спасательный отряд». И дальше были слова «Уходи в облака». Конечно, я не ушел. Бросить командира — последнее дело.

Когда Роман Филипов спускался на парашюте, напарник, сколько мог, прикрывал командира огнем. Хотя понимал, что находится в зоне действия ПЗРК. Уничтожил два автомобиля с террористами. Сражался, пока не израсходовал боеприпасы и горючее. Топлива тогда едва хватило, чтобы дотянуть до базы. Уже на земле он узнал: это командир ушел в облака, навсегда.

По району, откуда боевики запустили ракету, был нанесен удар высокоточным оружием. Ликвидированы десятки террористов. Позже в результате совместной операции нашей военной разведки и турецких спецслужб тело героя было возвращено на родину.

Он еще в школе говорил, что хочет летать, по примеру отца — боевого летчика. Специально попросился в математический класс — подтянуть точные науки перед поступлением в летное училище.

«Очень часто у него домашнюю работу списывали. Никогда не было, чтобы он пришел и у него не сделано», — вспоминает Роман Дудин, одноклассник Романа Филипова.

В школе его уважали. С фотографий на нас смотрит светловолосый мальчик с твердым, упорным взглядом.

«Когда он обучался в военном училище, на новогодних каникулах он пришел в школу в форме, по всей школе прошел, всех учителей навестил, со всеми побеседовал. Очень светлые воспоминания об этом человеке», — говорит учитель школы №85 Воронежа, классный руководитель Романа Филипова Людмила Лазарева.

«Он не хотел быть героем, он просто так жил. Он убежден был, что так правильно делать. Наверное, так и становятся героями. Он поступил в своем духе, он по-другому не мог», — сказал Роман Дудин, одноклассник Романа Филипова.

У входа в Краснодарское летное училище — море цветов. Роман Филипов отучился здесь три курса. На крыло молодой летчик вставал уже в Борисоглебске.

Ответственный, целеустремленный. Роман Филипов и здесь оставил о себе добрую память. Пока бойкие однокурсники бегали пересдавать четверки, чтобы получить красный диплом, Роман все свободное время проводил у самолетов. Скромный и худенький парнишка с невероятным мужеством и силой духа.

«Не каждый способен на это. Роман смог поступить как настоящий мужчина, как настоящий офицер наших Вооруженных сил, как летчик. Я скажу, что наши выпускники, наши преподаватели будут только гордиться им и будут его вспоминать. Никогда мы его не забудем», — сказал начальник кафедры Краснодарского высшего военного училища летчиков им. А. К. Серова Николай Козин.

Однокурсники Романа говорят, что тогда из 35 выпускников в боевую авиацию пошли лишь 8 — настоящие энтузиасты, влюбленные в небо. Роман получил назначение на Дальний Восток.

«После выпуска очень был рад, что попал на боевой самолет, именно в полк, который летает», — говорит Александр Зубарев, однокурсник Романа Филипова.

На авиабазе «Черниговка», недалеко от Владивостока, Роман Филипов быстро станет одним из лучших. На первых армейских соревнованиях летчиков-асов «Авиадартс» его экипаж займет второе место.

1300 часов налета, 80 боевых вылетов. Это была его вторая командировка в Сирию. Первая пришлась на освобождение Пальмиры. Уже были готовы документы для поступления в академию. Дома его ждали жена и дочь. До конца боевой вахты оставались считанные дни. Он воевал в воздухе, но свой последний бой принял на земле.

Подвиг Романа Филипова привлек внимание и зарубежной прессы. Статью английской Daily Mail прокомментировали почти две с половиной тысячи читателей:

— Я ненавижу, когда наши медиа говорят о повстанцах. Они — террористы. И этот русский парень — герой! Пусть он покоится с миром.

— Настоящий храбрец. Военный летчик, который исполнил свой долг до конца.

— Молодец летчик! Герой, настоящий, смелый мужчина, любящий свою страну. С него могли бы брать пример наши диванные нытики, из-за которых стыдно быть британцем.

— Великая потеря. Он — настоящий герой для всех, кто сражается против ИГИЛ. США должны отправить его семье что-нибудь, чтобы выразить нашу благодарность за его доблесть, например, медаль Почета!

Бывший американский военный Стив Сол прислал письмо в телекомпанию RT. Он пишет, что потрясен подвигом российского офицера и хочет помочь его семье. Ветеран войны во Вьетнаме чуть не плача признается: не знаю, хватило бы мне смелости на такой поступок.

«Принять подобное решение очень сложно, и я отдаю должное его доблести. Он поступил так, как посчитал необходимым. Он знал, что его ждет в плену. Ему пришлось пожертвовать собой. Погиб замечательный человек. Жаль, что я не знал его лично», — сказал ветеран боевых действий Стив Сол.

Подвигом майора Романа Филипова восхищаются и в Сирии.

«Это высшая воинская доблесть. Мы восхищаемся и преклоняемся перед подвигом майора Филипова. И скорбим вместе со всей Россией», — сказал житель г. Латакия Амир Тензакли.

«Мы очень сожалеем. Поверьте, мы переживаем не меньше, чем россияне. Он защищал нас, наших детей. Мы этого никогда не забудем, будут благословенны его родители, воспитавшие такого героя», — говорит жительница г. Латакия Ляли Файяд.

На церемонию прощания с летчиком на его родине, в Воронеже, пришли 30 тысяч человек. Но фактически героя провожала вся страна. Траурные митинги прошли во Владивостоке, Твери, Севастополе, Краснодаре. И те, кто пришел почтить память героя, невольно примеряли на себя — а я бы так смог?

«Я очень горда его жизнью, его поступком, что такие люди есть среди нас. Это, считайте, поколение моих детей. Они достойно выросли, мы сумели пережить 90-е, мы многое преодолели и вырастили таких детей, за которых не стыдно. Светлая дань уважения его родителям», — сказала жительница Краснодара Анна Горланова.

Памятник «Они сражались за Родину» у здания Минобороны в эти дни превратился в народный мемориал в честь погибшего летчика.

«Мне офицеры, мои братья, шлют стихи, которые посвящены Роману», — сказал актер театр и кино Сергей Маховиков и зачитал:

Горит на склоне сбитый 25-й,

Осколок Родины среди сирийских скал.

Три магазина, АПС, граната —

И это весь мой грозный арсенал.

Очередями лупят, не прицельно,

Патронов, видимо, им некуда девать,

Но невдомек врагам, что офицера

Живого в плен они не смогут взять.

Я огрызаюсь выстрелом и матом,

Такая тактика, минутный перекур.

Уже готова на подрыв граната —

Успеть бы только выдернуть чеку.

Обидно, да… греха таить не буду,

Хотелось многое еще бы совершить,

Но здесь сейчас, за каменистой грудой,

Я знаю точно, братья, будем жить!

Мелькает ближе свора бородатых,

Нюх потерявшие, споткнутся невзначай.

Вот и настал черед моей гранаты…

Обратно в небо… Родина, прощай!