Последование службы наряду

Богослужебные указания

Богослужебные указания за 16 мая 2020 года

Суббота 4-й седмицы по Пасхе. Мчч. Тимофе́я и Ма́вры. Прп. Феодо́сия, игумена Киево-Пече́рского.

Пече́рской-Нерукотворной и Све́нской-Пече́рской икон Божией Матери. Иконы Божией Матери, именуемой «Све́нская-Пече́рская»16.

Прпп. Иулиани́и и Евпракси́и Московских.

Служба мчч. Тимофе́я и Ма́вры не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Триоди (А). Приводим также порядок совершения полиелейной службы прп. Феодо́сия Киево-Печерского в соединении со службой Триоди (Б).

Порядок чтений, согласно календарю:

Утр. – Лк.6:17–2334. Лит. – Деян.12:1–11. Ин.8:31–42. Прп.: Евр.13:7–16. Мф.11:27–30.

А. На вечерне кафизма 18-я.

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: праздника Триоди (Преполовения), глас 1-й – 3, и мучеников, глас 4-й – 3. «Слава» – праздника Триоди, глас 1-й: «Пятдеся́тницы наста́ дней преполове́ние…», «И ныне» – догматик, глас 3-й: «Ка́ко не диви́мся…».

Входа нет. Прокимен дня.

По Трисвятом – тропарь мучеников, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь Преполовения, глас 8-й.

На утрене на «Бог Господь» – тропарь Преполовения, глас 8-й (дважды). «Слава» – тропарь мучеников, глас 4-й, «И ныне» – тропарь Преполовения, глас 8-й.

Кафизмы 16-я и 17-я17. Малые ектении. Седальны Триоди. «Воскресение Христово видевше…» (единожды). Псалом 50-й.

Каноны:

В храме Господском или Богородицы: праздника Преполовения 1-й со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды) и мучеников на 4.

В храме святого: праздника Преполовения 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), храма на 4 и мучеников на 4.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи (мучеников).

По 6-й песни – кондак и икос Преполовения, глас 4-й (см. в среду Преполовения).

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен Преполовения: «Ча́шу име́яй…» (см. в среду Преполовения). «Слава, и ныне» ­– тот же светилен.

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры Триоди (воскресные), глас 3-й – 4. «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 4-й: «Просвети́вшеся, бра́тие…».

«Тебе слава подобает…» не читается, но сразу чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры праздника Триоди, глас 2-й. «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 4-й: «Го́споди, пре́жде Честна́го Твоего́ Креста́…».

По Трисвятом – тропарь мучеников, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь Преполовения, глас 8-й.

На часах – тропарь Преполовения. «Слава» – тропарь мучеников. Кондак только Преполовения.

На Литургии блаженны 1-го канона Преполовения, песнь 5-я – 6 (со ирмосом).

По входе – тропарь Преполовения, тропарь храма Богородицы или храма святого, тропарь мучеников; кондак храма святого. «Слава» – кондак мучеников, «И ныне» – кондак Преполовения.

Прокимен, аллилуиарий и причастен – Преполовения (см. на Литургии в среду Преполовения).

Апостол и Евангелие – дня.

Задостойник Пасхи.

Б. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.

Вход. Прокимен дня. Паримии преподобного – 3.

На стиховне стихиры Триоди (воскресные), глас 3-й (с припевами воскресными)20. «Слава» – преподобного, глас 8-й: «Мона́хов мно́жества…», «И ныне» – праздника Триоди, глас 1-й: «Во святи́лище прише́л еси…».

По Трисвятом – тропарь преподобного, глас 8-й. «Слава, и ныне» – тропарь Преполовения, глас тот же.

На утрене на «Бог Господь» – тропарь Преполовения, глас 8-й (дважды). «Слава» – тропарь преподобного, глас тот же, «И ныне» – тропарь Преполовения, глас тот же.

Кафизмы 16-я и 17-я21. Малые ектении. Седальны Триоди22.

Полиелей. Величание преподобного и избра́нный псалом. Седален преподобного по 1-м стихословии, глас 4-й: «Зва́нию Го́спода…»; седален преподобного по 2-м стихословии, глас 8-й: «Сле́зными тече́ньми…». «Слава» – седален преподобного по полиелее, глас тот же: «От утро́бы освяще́н быв…», «И ныне» – седален праздника Триоди, глас тот же: «Пра́зднику преполови́вшуся…» (см. в седальнах по 2-м стихословии). Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен преподобного, глас 4-й: «Честна́ пред Го́сподем смерть преподо́бных Его́»; стих: «Что возда́м Го́сподеви о всех, я́же воздаде́ ми?». Евангелие – преподобного. «Воскресение Христово видевше…» (единожды). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами преподобнаго…». Стихира преподобного, глас 8-й: «На не́бо теку́щее возше́д…».

Каноны: праздника Преполовения 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), и преподобного (два канона) на 8.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия Пасхи: «Воскресения день…».

По 3-й песни – кондак и икос Преполовения, глас 4-й (см. в среду Преполовения); седален преподобного, глас тот же. «Слава» – ин седален преподобного, глас тот же, «И ныне» – седален Преполовения, глас 8-й (см. в среду Преполовения, по 3-й песни канона).

По 6-й песни – кондак и икос преподобного, глас 3-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен преподобного (дважды). «Слава, и ныне» – светилен Преполовения: «Ча́шу име́яй…» (см. в среду Преполовения).

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь преподобного, глас 8-й. «Слава, и ныне» – тропарь Преполовения, глас тот же.

На часах – тропарь Преполовения. «Слава» – тропарь преподобного. Кондаки Преполовения и преподобного читаются попеременно.

На Литургии блаженны 1-го канона Преполовения, песнь 5-я – 4 (со ирмосом), и преподобного, песнь 6-я23 – 4.

Примечание. В службе преподобного в Минее указаны блаженны святого, 1-го канона песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и 2-го канона песнь 6-я – 4. Такой вариант, согласно Уставу, возможен (ср.: Типикон, 25 мая), однако при подобном распределении тропарей на блаженнах пропускается рядовая песнь канона праздника Триоди (Преполовения).

По входе – тропарь Преполовения, тропарь храма Богородицы или храма святого, тропарь преподобного; кондак храма святого. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – кондак Преполовения.

Прокимен, аллилуиарий и причастен – Преполовения (см. на Литургии в среду Преполовения) и преподобного.

Апостол и Евангелие – дня и преподобного.

Задостойник Пасхи.

16 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 15 июля 2016 года была утверждена и рекомендована к общецерковному богослужебному употреблению служба иконе Божией Матери, именуемой «Све́нская-Пече́рская». Текст службы размещен на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru (http://www.patriarchia.ru/db/text/4562190.html), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви (https://nbt.rop.ru/?q=texts/sluzhba/368). Ср.: Минея-Май. М., 2002. Ч. 1. С. 114–130.

17 На 17-й кафизме иерей совершает полное каждение храма, как на «Господи, воззвах»; царские врата остаются закрытыми (ср.: Типикон, гл. 12).

18 Пение 8 стихир на «Господи, воззвах» – особенность полиелейной субботней службы периода пения Цветной Триоди (ср.: Типикон, гл. 50, «О субботах Пятдесятницы», 2-е «зри»).

20 На стиховне поются стихиры воскресные гласа из Триоди (с воскресными припевами: «Господь воцарися…»), даже если случится память полиелейного святого (ср.: Типикон, гл. 50, «О субботах Пятдесятницы», 3-е «зри»).

21 Каждение на 17-й кафизме не совершается, так как переносится на полиелей (ср.: Типикон, гл. 15).

22 По субботам периода Пятидесятницы седальны по кафизмах поются только из Триоди (ср.: Типикон, гл. 50, «О субботах Пятдесятницы», 5-е «зри»).

23 Если в субботы Пятидесятницы случится святой, которому на блаженнах назначена особая песнь (3-я или 6-я), то по Уставу вместе с рядовой праздничной песнью (на 4) должна петься только 6-я песнь святого (на 4) (ср.: Типикон, гл. 50, «О субботах Пятдесятницы», 14-е «зри»).