Православие и медицина

Избавление от недугов

Современная медицина решает многие сложные проблемы, спасает больных, избавляет от страданий, но и нередко создает почву для новых ятрогенных заболеваний. От лекарственных осложнений погибают ежегодно в мире сотни тысяч людей. Переосмысление опыта народной медицины, возрождение отечественной научно-обоснованной фитотерапии позволяет найти новые подходы как к терапии труднокурабельных заболеваний, так и к коррекции возможных лекарственных осложнений. К сожалению, до настоящего времени в образовании врачей и провизоров не уделяется должного внимания вопросам традиционной медицины вообще и фитотерапии в частности. Поэтому всякий врачебный труд в этой области самоценен. Особенно привлекает данное издание тем, что автору удалось соединить в органичное целое свой духовный опыт и опыт врачебный.

    Русский Православный медицинский проект

  • Проблемы «новой» психотерапии
  • Некоторые выводы
  • Проблемы терапии
  • Каинова медицина
  • Катамнез и терапия
  • Некоторые выводы
  • Геронтология
  • Проблемы педиатрии
  • Некоторые выводы
  • Проблемы организации здравоохранения
  • Православный взгляд на проблемы медицины
  • Русский Православный медицинский проект
  • Исторический поворот 21-го века
  • Взаимодействие православной и каиновой медицины
  • Некоторые итоги
  • Библиография
    Недуги органов дыхания

  • Избавление от недуга простуды
  • Избавление от недуга аденоидов
  • Избавление от недуга воспаления миндалин
  • Избавление от недуга герпеса
  • Избавление от недуга воспаления пазух носа
  • Библиография
    Избавление от недугов сердечно-сосудистой системы

  • Избавление от недуга высокого кровяного давления
  • Избавление от недуга закупорки вен (тромбофлебита)
  • Избавление от недуга почечуя (геморроя)
  • Библиография
    Недуги органов пищеварения

  • Избавление от недуга слабого желудка (гипоацидного гастрита)
  • Избавление от недуга язвенной болезни
  • Избавление от недуга воспаления печени и желчного пузыря
  • Избавление от недуга запоров
  • Избавление от недуга слабого кишечника (поноса)
  • Избавление от недуга воспаления кишечника
  • Библиография
    Недуги мочевыделительной системы

  • Избавление от недуга воспаления почек и мочевого пузыря
  • Избавление от недуга мочекаменной болезни: общие принципы
  • Библиография
    Прочие недуги

  • Избавление от недуга воспаления женских органов
  • Избавление от недуга женского климактерия
  • Избавление от недуга дисбактериоза
  • Избавление от недуга кожных сыпей
  • Избавление от недуга малокровия
  • Избавление от недуга глистной инвазии
  • Библиография
    Ключ к методикам

  • Скорость развития эффектов фитодиетотерапии
  • Сила эффектов фитодиетотерапии
  • Приготовление лекарственных форм
  • Проведение процедур
    Пост и лечебное голодание

  • Духовный пост, телесный пост и лечебное голодание
  • Особенности лечебного голодания
  • Правила выхода из лечебного голодания
  • Ошибки проведения лечебного голодания
  • Признаки очищения плоти
  • Постная пища и лечебная диета
  • Особенности диеты беременных, кормящих матерей и детей
    Врачующие и болящие

  • Встреча двоих
  • Размышления о месте приходской медицины в здравоохранении
  • Экстрасенсы, целители, йоги и колдуны
  • Заключение от автора
  • Послесловие

Источник: Общество православных врачей Санкт-Петербурга

Протоиерей Сергий Филимонов

– Отец Сергий, расскажите, пожалуйста, в чем особенности православного отношения к болезням.

– В отличие от других тварей, человек органично сочетает в себе два мира – материальный и духовный. Разделите их, и человек перестанет быть человеком. В своей земной жизни душа так же нуждается в теле, как тело в душе.

В личностной структуре человека Церковь выделяет три уровня организации: телесный, душевный и духовный. В соответствии с ними и болезни подразделяются на телесные (соматические), душевные (психические) и духовные. Но поскольку болезни – это проявление общей греховной поврежденности человеческой природы, такое деление достаточно условно. Медицина облегчает, главным образом, телесные страдания.

Душевными болезнями занимается психиатрия, при том, что большинство психиатров даже не признает существования души. А ведь есть еще духовные болезни, при которых страдают и дух человека, и душа, а нередко и тело. К ним относятся грехи, страсти, пороки, отделяющие нас от Бога, например, гордость, тщеславие, гневливость, лень, чревоугодие, блудная страсть. Такие болезни лечатся только под покровом Церкви.

Когда здоровый дух повреждается, душа становится одержима нечистыми страстями, а тело наследует через это различные болезни. Понимание этой взаимосвязи отличает православного врача.

– Должен ли православный больной в процессе лечения подчиняться требованиям официальной медицины или ему позволено искать другие подходы?

– Все врачи работают на основании положений закона об охране здоровья граждан. Эти положения по многим пунктам отличаются от социальной доктрины Русской Православной Церкви в области медицины и биомедицинской этики, в частности, по вопросам экстракорпорального оплодотворения, лечения бесплодия, стерилизации и т.д. Официальная медицина представляет широкий спектр медицинских услуг, которые по некоторым пунктам находятся в противоречии с православной религиозной моралью, другие – с мусульманской или иудейской и т.д.

То, что устраивает одних, не подходит другим. Например, сроки беременности, при которых еще допустим аборт. В христианской традиции считается, что жизнь начинается с момента зачатия, поэтому с этого момента нельзя применять даже абортивных быстродействующих оральных контрацептивов, потому что возникает мини-аборт. Следовательно, верующий человек должен не покоряться любым требованиям Минздрава, а выбирать из них те, которые соответствуют его религиозным убеждениям.

– Расскажите, пожалуйста, о православном отношении к тем направлениям медицины, которые, так сказать, не лежат в ее «официальном» русле: гомеопатии, рефлексотерапии, биоэнергетике, йоге и т.д.

– Как православный врач, я приветствую любые методы лечения, если они не противоречат православной вероучительной истине. Это гомеопатия (за исключением использования препаратов зарубежных фирм, стоящих на по зициях антропософской или аюрведической медицины и враждебных православному христианству), фитотерапия – лечение травами, мануальная терапия, музыко- и цветотерапия (при условии, конечно, что они совершаются профессионально). К иглорефлексотерапии тоже следует относиться положительно, если ее проводят, во-первых, врачи-профессионалы, игло-рефлексотерапевты, которые не являются одновременно биоэнергетиками или экстрасенсами, а во-вторых, когда процедура проводится в рамках чистой физиологии – на основании знаний меридианов и амплитуды потенциалов биологически активных точек.

Никакие мантры или заклинания при этом недопустимы. Любые оккультные, биоэнергетические, экстрасенсорные, магические методы лечения, йога, все методы, связанные с активным внедрением в психику человека (то есть включающие гипноз, самогипноз, внушение, аутогенную тренировку, кодирование и т.п.), для православного христианина запрещены.

– Как Церковь относится к психиатрии, психологии, психотерапии, которые, судя по названию, тоже имеют дело с душой (“психэ” – по-гречески душа), как и религия?

– Психиатрия, психология и психотерапия – эти три науки вышли из лона Церкви.

В конце XIX века уже обсуждались проблемы пастырской психиатрии, психотерапии, психологии. Рассматривались формы взаимоотношений священнослужителя с пациентами, которые страдают шизофренией, маниакально-депрессивным психозом и другими заболеваниями.

Наиболее крупные душевные лечебницы (они назывались именно душевными лечебницами, а не психиатрическими больницами) находились при самых крупных монастырях и храмах. Там проходило сочетанное лечение – как духовное, так и медицинское. Когда произошла секуляризация и Церковь была запрещена, психиатрия получила сильный толчок как медицинское направление, как наука, но без церковного осмысления. В результате психиатрия до сих пор не признает явления нечистых духов, нечистой силы, не признает бесоодержимость. Считается, что это различного рода галлюцинации – слуховые, зрительные, обонятельные, то, что все это может происходить на самом деле и что существует потусторонний мир, современная психиатрия отрицает.

– Как соотносятся между собой исповедь и психотерапия?

– Конечно же, в исповеди обязательно присутствует психотерапевтический компонент. Священник при проведении исповеди может найти те или иные слова утешения, совета, построить свой разговор так, что в нем уже будет момент рациональной психотерапии. Но психотерапевт никак не может заменить священника, потому что исповедь – это не только психотерапия, это прежде всего таинство, в котором человек общается с Богом, испытывает глубокое покаяние, глубокие духовные переживания, и Бог отпускает ему грехи.

– Мы часто слышим о чудесах исцеления – по молитве, от чудотворной иконы и т. д. Стоит ли об этом всем рассказывать, сообщать в газете, давать советы болящим, что надо делать?

– Церковь всегда отрицательно относилась к афишированию чудес. Каждый акт чуда требует проверки и перепроверки, что бы не было всякого рода фальсификаций и т. д. Второе: Господь, когда исцелял, часто советовал исцеленным скрывать этот факт. Обычно, когда происходит исцеление, молящиеся скромно извещают об этом, оставляя цепочки, крестики, украшения свои на самой иконе, и уже другой верующий, подходя потом к иконе, видит, что икона чудотворная.

Разумеется, в каком-то своем узком кругу люди рассказывают, что с ними произошло, но чтобы везде звонить о чуде, афишировать и печатать – это нонсенс. Конечно, Бога надо прославлять и благодарить за свое излечение, но разумно, чтобы не было обратного результата.

– А как относиться к рекомендациям от такой-то болезни молиться такой-то иконе или такому-то святому?

– Да, этот подход популярен сегодня, он, так сказать, магический. Хотя, конечно, есть иконы, которые больше помогают при определенных болезнях. То есть та или иная икона, тот или иной святой получают свою особую благодать исцеления. Это известно и даже расписано во многих православных книгах и справочниках. Например, иконе Казанской Божьей Матери рекомендуется молиться при болезнях глаз. Св. Амвросий Оптинский в течение 50 лет практически был обездвижен, и он получил особую благодать исцеления именно при заболеваниях ног. У св. Серафима Саровского был асцит: вся брюшная полость заполнена жидкостью. Из Жития известно, что Божия Матерь прикоснулась к нему, и вся жидкость вытекла, поэтому он имеет особое заступление при подобных болезнях. Примеров можно привести много.

Однако в болезни с молитвенной просьбой надо прибегать прежде всего к Спасителю, к Божией Матери, к своему тезоименному святому, Ангелу Хранителю и св. целителю Пантелеймону, а потом уже к тем святым, которые ходатайствуют перед Богом об исцелении той или иной болезни.

Святой великомученик и целитель Пантелеимон

– Некоторые верующие отказываются лечиться, ссылаясь на слова св. Серафима Саровского: «Если Богу будет угодно, выздоровлю».

– Я бы продлил этот тезис:

«Если Богу будет угодно, выздоровлю, но к своему выздоровлению приложу все возможные усилия». Жизнь и здоровье – Божий дар, поэтому человек, заболев, обязан побеспокоиться, чтобы его тело, в котором он совершает добрые дела и молится, было в нормальном состоянии. Говорят «мое тело», но тело – это не достояние человека. Оно создано Богом и дано нам «в аренду» на время жизни.

Потом душа возвращается к Богу, а арендованное тело – туда, куда ему положено. Поэтому пренебрегать медициной, избегать возможности лечиться, проявлять халатное отношение к своему здоровью – это большой грех перед Богом и перед своими близкими, которые могут заразиться, остаться без кормильца, осиротеть и т.д. Святые Отцы осуждали пациентов, прибегающих только к помощи Божьей, и считали это знаком очень большой гордыни. Потому что человек не пользуется теми средствами, которые создал Бог в природе, то есть лекарствами -минералами, травами, водами, грязями и т.д., и не прибегает к помощи людей, которым Господь дал соответствующее медицинское образование. Об этом мы читаем и в «Добротолюбии», и в 38-й главе книги Премудрости Иисуса сына Сирахова. Людей, которые по их глубокой вере получают благословение духовника отказываться от медицинского лечения и целиком полагаться на волю Божию, очень немного.

Источник: Общество православных врачей Санкт-Петербурга

Православие и медицина

Многоуважаемый Петр Васильевич,

почтенные члены профессорско-преподавательской корпорации,

досточтимое студенчество!

Благодарю вас за высокую честь быть избранным почетным доктором Гродненского государственного медицинского универ­ситета.

Поскольку врачевание душ человеческих было и остается одной из основных миссий Церкви Христовой, постольку я как служитель Церкви также имею определенные основания относить себя к числу врачевателей.

Ваше доверие и признание моих скромных трудов побуждает меня поделиться с вами некоторыми мыслями о взаимопроникновении таких областей служения людям, какими являются христианская духовная нива и медицинское поприще.

Медицина как наука о здоровье

Медицина как наука о здоровье уделяет внимание человеку в его болезненном состоянии. От нее также неотъемлемо постоянное попечение о предупреждении болезней.

Медицина обращается прежде всего к телу человека, то есть к физическому организму. Но в не меньшей степени науку интересует душевная сторона человеческой жизни, ибо она чем дальше тем больше сталкивается с расстройствами психики и нервной системы человека.

Медицина имеет отношение и к сфере человеческого разума, поскольку ей приходится сталкиваться с травмами или аномалиями деятельности головного мозга. Иначе говоря, медицинская наука как таковая обращена ко всей совокупности жизненных проявлений человека, к “целому” существу, которое единственное в природе имеет тройственный состав: дух, душу и тело.

Сегодня профессиональная и научная специализация в медицине многократно возросла, но вместе с тем можно говорить и о другой особенности этого рода деятельности. Человек все больше рассматривается не только как биологический механизм, который призваны ремонтировать врачи, заменяя или исправляя отдельные детали и узлы. Все чаще причины многих болезней человека специалисты пытаются обнаружить в сфере сознания и воли, то есть в том, что составляет его духовные основания. Именно в нынешнем технологичном мире человек при всей сложности его трехсоставной природы требует отношения к себе именно как к взаимосвязанному и единому целому, в котором физические, психические и духовные начала невозможно рассматривать в качестве неких изолированных областей жизнедеятельности. Следовательно, и лечение его уже не может иметь сугубо местного характера.

Исходя из такого совокупного взгляда на человека, хочу поделиться некоторыми соображениями относительно важности и полезности религиозного понимания человеческого феномена и видения человека с точки зрения богословской антропологии.

Но сначала несколько слов о взаимоотношении религии и медицины.

Медицина в Ветхом Завете

Медицина относится к одной из древнейших наук и практик. За много веков до начала христианской эры мы встречаемся с ней в древних цивилизациях. В соответствии с образом мысли и строем жизни древних обществ медицина не была изолированной областью знания и его практического применения. Всеми религиозно-этическими системами древности здоровье или болезнь человека связывались с его поведением, с нравственным состоянием личности; в иных случаях причину болезни искали в нарушении соответствия души определенным космическим ритмам и законам мироздания. Но при всех обстоятельствах болезнь соотносили с нарушениями определенного свыше порядка жизни. В тех случаях, когда для лечения, как правило, душевных болезней использовалась магия, происхождение заболеваний объяснялось демоническими влияниями.

Ветхий Завет, однако, не разделяет это последнее представление. Согласно ветхозаветному пониманию, болезнь посылается Богом, а точнее — попускается Им за грехи, и Он же может даровать исцеление, если человек обращается к своему Творцу. Так, например, иудейский царь Аса (кстати, его имя переводится как ‘врач’) в старости заболел, но, как говорится в книге Паралипоменон, он в болезни своей взыскал не Господа, а врачей. И почил Аса с отцами своими (2 Пар 16:12–13).

В то же время в Ветхом Завете, который почти не уделяет внимания теме врачей и весьма сдержан в отношении медицины, мы находим фрагмент, который является примером очень сбалансированного понимания того, как соотносятся религия и врачебное искусство. В книге премудрости Иисуса, сына Сирахова читаем:

“Почитай врача честью по надобности в нем, ибо Господь создал его, и от Вышнего — врачевание, и от царя получает он дар. Знание врача возвысит его голову, и между вельможами он будет в почете. Господь создал из земли врачевства, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими. Не от дерева ли вода сделалась сладкою, чтобы познана была сила Его? Для того Он и дал людям знание, чтобы прославляли Его в чудных делах Его: ими он врачует человека и уничтожает болезнь его. Приготовляющий лекарства делает из них смесь, и занятия его не оканчиваются, и чрез него бывает благо на лице земли” (Сир 38:1–8).

Но непосредственно за этими словами следует такое поучение:

“Сын мой! в болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу, и Он исцелит тебя. Оставь греховную жизнь и исправь руки твои, и от всякого греха очисти сердце. Вознеси благоухание и из семидала памятную жертву и сделай приношение тучное, как бы уже умирающий; и дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен. В иное время и в их руках бывает успех; ибо и они молятся Господу, чтобы Он помог им подать больному облегчение и исцеление к продолжению жизни. Но кто согрешает пред Сотворившим его, да впадет в руки врача!” (Сир 38:9–15).

Таким образом, молитва об избавлении от болезней никоим образом не противоречит использованию врачебного искусства. Но при этом Писание призывает помнить, что корень болезней — в грехах перед Богом. А потому и врачевание не будет эффективным, если оно не сопровождается возвращением души на пути Божии.

Медицина в Новом Завете

В Новом Завете Господь Иисус Христос подтверждает ветхозаветное представление о том, что болезни связаны с грехом. Так, Он говорит исцеляемому Им больному: Прощаются тебе грехи твои (например, Мф 9:2). Однако Спаситель являет иное отношение к причинам физического недуга, когда говорит о слепорожденном: Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии (Ин 9:3). В ветхозаветной книге Иова Многострадального содержится подобное весьма глубокое и подробное объяснение причины страшной болезни, постигшей человека для испытания его духовной крепости.

В Евангельском рассказе о кровоточивой жене евангелист Марк говорит о том, что эта женщина много потерпела от многих врачей (Мк 5:26), которые не смогли ее исцелить. А евангелист Лука сообщает, что женщина обратилась ко Господу, издержав на врачей все имение, но ни одним не могла быть вылечена (Лк 8:43). Более мягкие выражения апостола Луки, возможно, связаны с тем, что он сам, по преданию, был врачом.

Христианское понимание медицинского воздействия на человека определяется своеобразной диалектикой религиозного и врачебного отношения к болезни и здоровью.

По своему существу болезни и страдания вообще являются следствием общей греховности человеческого рода, восходящей, согласно библейской книге Бытия, к первородному греху праотцев Адама и Евы, совершенному в Раю. Бог обратился к праматери Еве с суровыми словами: Умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою (Быт 3:16). Эти слова указывают на психофизические условия, которые после отпадения от Бога воспринимаются человеком как “естественные”, хотя на самом деле — с библейской и святоотеческой точки зрения — являются противоестественными.

Страдания и подверженность болезням стали своего рода “нормой” бытия. И причина кроется не только в личных грехах, но также и в той общей греховности, дисгармонии человеческого существования, которая ныне является его характерной особенностью. Эта дисгармония в конце концов достигает своей высшей точки в последней, уже никакими человеческими средствами не излечимой болезни — телесной смерти. Апостол Павел называет смерть последним врагом (см. 1 Кор 15:26).

Восприятие смерти как последней болезни и даже более того, — как экзистенциальной катастрофы, — составляет отличительную черту христианского понимания жизни. Врачи в данном случае говорят о “терминальном состоянии”, но с христианской и даже с философской точки зрения пограничное и предельное — это не отрицание бытия, но глубочайший бытийный кризис, который порождает решительное вопрошение о смысле жизни.

Бог не сотворил смерти, но всякому человеку желает спастись и иметь вечную жизнь. Постоянно пребывая в мировоззренческом кризисе, людям не следовало бы пренебрегать христианским представлением о вечной жизни, ибо это не мифология и не религиозная архаика. И это совсем не то, с чем боролись Фейербах и Маркс: вечная жизнь во Царствии Божием — далеко не проекция здешней жизни в некое иллюзорное “потустороннее пространство”.

Проблема всех идеологов и мыслителей Нового времени состоит в том, что они не удосужились вникнуть в существо христианского учения о человеке и о мироздании. В своем отрицании, как они выражались, “средневекового” мировоззрения они оказались всецело зависимыми от него, хотя и рассматривали это мировоззрение упрощенно, в соответствии с собственными идеологическими задачами. Иначе говоря, они прошли мимо существенного, полемизируя с тем, что является второстепенным.

Первостепенным же в христианстве является призвание человека к вечной жизни. И только сообразуясь с этим можно рассуждать о церковном понимании земной жизни человека и его бытия как образа и подобия Божия.

Вечная жизнь человека

Именно упование на вечную жизнь определяет суть христианской антропологии.

Человеческая природа парадоксальна. Будучи частью физического мира и, с точки зрения физиологии, одним из животных, человек бесконечно превышает весь мир, поскольку является образом и подобием Бога-Творца. Человек — это разумное, свободное, личностное существо, способное к бесконечному совершенствованию. Целью этого совершенствования является не приобретение каких-то сверхвозможностей, но достижение внутренней целостности духа, души и тела, или целомудрия.

Однако эта целостность невозможна в том мире, где царствует смерть. Каков может быть смысл свободы, разумности, жертвенности, если жизнь отождествляется лишь с биологическим существованием, которое неминуемо заканчивается смертью?

Поэтому христианское понимание человека исходит из Божественного замысла о нем: люди были призваны Творцом к вечной жизни в гармонии с Отцом Небесным, с физическим и духовным миром и друг с другом. Причем “вечное” в данном случае означает причастность к Божественному бытию, которое не имеет ни начала, ни конца, но есть Альфа и Омега всего.

Осуществление этого замысла было нарушено грехопадением, через которое в мир вошла смерть. Однако спасительное деяние Бога во Христе открыло для каждого человека путь к конечной победе Жизни над смертью. Об этом говорится в Символе веры: Чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века.

Действительно, вечная жизнь в Боге, которую проповедует Церковь и приготовление к которой составляет практическое содержание церковной деятельности, — это не только безграничная жизнь духа и бесконечная протяженность биологического существования тела. Это — восстановление целостного бытия, духовного и телесного.

С библейской и христианской точки зрения, человек “состо­ит” из тела, понимаемого, по слову апостола Павла, как храм… Святаго Духа (1 Кор 6:19), и из души, понимаемой как совокупность личностных качеств и установок. И весь этот состав оживотворяется дыханием Бога: Создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою (Быт 2:7). Человек, таким образом, является цельным, или целомудренным существом. Нарушение пропорциональной целостности этого тройственного состава произошло в момент грехопадения праотцев. Это неминуемо привело бы к деградации человечества, если бы лучшие представители человеческого рода не восстанавливали целомудрия силою Святого Духа. Подвиг бесчисленного сонма святых во многом состоит в том, что они своим бытием поддерживали жизнеутверждающие пропорции в рамках всего земного сообщества и оставили после себя великое множество последователей, к числу которых может присоединиться каждый человек. Когда же последователей останется критически мало, человеческая история завершится так, как это было открыто святому Иоанну Богослову и записано в последней книге Библии.

В ветхозаветной книге Левит говорится, что душа тела в крови (Лев 17:11). Это очень точная формулировка, смысл которой состоит в том, что душевное и телесное в человеке не просто взаимосвязаны, но проникают одно в другое. Можно сказать, что тело — духовно, а душа — телесна. Иными словами, здесь идет речь о фундаментальном психо-соматическом единстве человеческого существа. Как говорит один из древних христианских писателей, “тело есть орган души”. А поэтому и душа полноценна в первозданном смысле только с телом, ибо является его частью. С христианской точки зрения, душа возникает вместе с телом, и смерть тела является подлинной трагедией потому, что разрывает единство человеческого состава.

Церковь исповедует, что физическая смерть не является окончательным завершением существования человеческой личности. Эту смерть она образно называет успением, то есть своего рода сном, — ведь состояние сна тоже можно понимать как временный разрыв “жестких” связей психического и физического.

Следует особо подчеркнуть, что, говоря о бессмертии души, христиане имеют в виду вовсе не бесконечное существование некоей “легкой”, бестелесной субстанции, бессмертной самой по себе. Согласно святоотеческому пониманию, душа человека бессмертна не по природе, а по благодати, то есть по причастности спасающему действию Бога. Поэтому с уверенностью можно сказать, что выражение вечная жизнь указывает вовсе не на потустороннее существование, но на глубинное качество человеческой жизни, человеческой личности. Это качество состоит в добровольном определении своего бытия в рамках Закона вечной жизни, Единственным Источником которого является Сам Господь, Творец мира.

Именно поэтому вечная жизнь человека начинается здесь, на земле, и определяется добровольным подчинением Божественному Закону. Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие, — говорит Господь устами боговидца Моисея. — Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое (Втор 30:19).

Согласно своему богословию и своим антропологическим воззрениям, Церковь верует в то, что некогда силою и действием Божиим свершится телесное воскресение всех, умерших физической смертью. И человек в единстве своего духовно-душевно-телесного состава обретет новое небо и новую землю, о которых благовествует Священное Писание (Ис 65:17; 66:22; 2 Пет 3:13; Откр 21:1).

Церковь и медицинское искусство

В земном мире невозможна абсолютная гармония. И, в отличие от других религий, христианство не стремится к достижению душевно-телесной гармонии в ее медицинском понимании как к высшей цели духовной практики. Напротив, Церковь осмысливает терпеливо переносимое страдание как путь духовного исцеления. Но это не значит, что Церковь проповедует самоистязание! Напротив, начиная от Евангельского описания служения Спасителя и по сей день, Церковь свидетельствует о множестве исцелений, в том числе и от физических болезней, вплоть до воскрешения из мертвых. К тому же христианин призван не только к личному спасению, но также к служению миру и ближнему, которое требует сил и, разумеется, здоровья.

А потому Церковь никогда не приветствовала отказ от лечения и пренебрежение медицинской помощью. Она лишь напоминала и напоминает о том, что корни болезней, первопричины заболеваний — всегда глубже их физиологических поводов.

Подтверждением разумного и уважительного отношения Церкви к медицинскому искусству является и тот факт, что многие врачи, теоретики и практики, соединяли и соединяют в своей личности глубокую христианскую веру и медицинскую деятельность. Яркие примеры этого — прославленный со святыми архиепископ-хирург Лука (Войно-Ясенецкий), ныне здрав­ствующий митрополит Сурожский Антоний (Блум), ректор Санкт-Петербургских духовных школ епископ Тихвинский Константин (Горянов); в Белорусском Экзархате профессиональными врачами являются священники Игорь Соловей, Георгий Неверович, Николай Марьянский, Николай Владыко, диакон Михаил Перец.

Кроме того, сегодня многие врачи, работающие в самых разных областях медицины, являют собой образ гармоничного сочетания и взаимодействия личных христианских убеждений и верности долгу врачевания больных. В известном социальном проекте Белорусской Православной Церкви — Доме Милосердия в Минске существует и весьма динамично развивается Братство православных врачей. На протяжении последних лет в рамках традиционных Минских Епархиальных чтений рассматривались различные аспекты взаимодействия Церкви с медицинской наукой и практикой. Особенно широкое поле совместной церковно-медицинской деятельности открывается в области врачевания и профилактики психических заболеваний.

Может возникнуть вопрос: есть ли профессиональное преимущество у врача, который является христианином, перед его безразличными в духовном плане коллегами?

Конечно, объективного преимущества нет. Хороший врач — это всегда не только специалист в своем деле, но и человек, с особым вниманием и участием относящийся к пациенту, а последнее не имеет прямой связи с религиозными убеждениями.

И все же определенное различие несомненно присутствует. Ибо верующий врач, если он не только хороший специалист, но и хороший христианин, не просто облегчает страдания и прилагает усилия для того, чтобы победить болезнь. Его отношение к больному является более глубоким и всеобъемлющим. Он видит перспективу жизни, над которой не властна физическая смерть. Он знает, что отношение к лечению как к внешнему средству, позволяющему человеку освободиться от болезни, словно от назойливой помехи или напасти, — эгоистично и не может быть достаточным основанием для подлинного исцеления. Наконец, он помнит, что болезнь — это своего рода призыв к углублению духовной жизни, к поиску более верного жизненного пути.

Болезнь как потенциальная возможность

С духовной точки зрения болезнь как состояние нарушенной целостности нельзя определить однозначно. Она существует в каждом человеке как потенциальная возможность. И знаменитая формула “в здоровом теле — здоровый дух” вряд ли выражает существо дела. Равно как и обратная формула, так как не всегда духовное здоровье автоматически порождает здоровье телесное.

Таким образом, вопрос о здоровье и его нормативах, решаемый медициной в соответствии с ее собственными медицинскими критериями, в духовной перспективе видится по-иному, как бесконечно более сложный. Состояние человека зависит не только от дисциплины питания или от так называемого “здоро­вого образа жизни”, но и от того, как он распоряжается своей свободной волей, какие цели ставит перед собой и какими средствами их достигает.

Возьмем пост, который Церковь предлагает верующим как средство духовно-нравственного исцеления. Многие воспринимают его как своего рода диету, как форму “лечебного голодания”. Однако одно из главных требований поста — это милость, помощь ближнему. Пост не в том, чтобы съесть в два раза меньше обычного, но чтобы отдать половину своего рациона нуждающемуся. Именно к этому призывает Церковь в своих богослужебных текстах в первые же дни Великого поста.

Так же и болезнь: ведь ее можно рассматривать не только как физическую или психическую патологию, но и как индивидуальное событие, которое насильственно изымает нас из обычной жизненной суеты. Она дает нам возможность, а иногда и заставляет задуматься о себе, о своем душевном и духовном состоянии, переосмыслить те житейские устремления, часто меркантильные и эгоистичные, которые поглощали большую часть усилий нашего здорового организма.

С другой стороны, опыт страдания опровергает самоуверенное представление о том, что человек — властитель мира, обладатель всех возможных средств к благоденствию, хотя бы и в этой временной жизни. Собственное страдание человека открывает ему глаза на страдания других людей, состояние которых он порою просто не замечал или не понимал. Страдание — это личный опыт сострадания другим, школа милосердия, училище сочувствия. Таковым оно может быть, если воспринимать его в духовном плане.

Медицина как служение и подвиг

Христианское отношение к здоровью и болезни, к медицинской практике и врачебному подвигу имеет множество других аспектов, коснуться которых невозможно в кратком выступлении. Нужно было бы рассказать и о церковном служении в больницах, и о проблемах биоэтики, и об опасностях чрезмерного радикализма, который проявляют некоторые верующие и пастыри, когда заходит речь о современной медицине и лечении вообще, а также о многом другом.

Думаю, что самое главное состоит в том, что сегодня мы — священнослужители и врачи — открыты друг другу, готовы к сотрудничеству и совместному разрешению существующих проблем. Скажу больше: это особая форма сотрудничества, потому что нас объединяет общее понимание нашей деятельности, если хотите, нашей работы. В обоих случаях речь идет о служении и о подвиге. Эти слова — из религиозного лексикона, но они в полной мере применимы к врачам и вообще к тем медицинским работникам, кто непосредственно заботится о здоровье людей, пришедших к ним за помощью. Ведь в нынешних нелегких условиях служение врача — это зачастую действительно подвиг.

Позвольте же в завершение моего выступления пожелать всем вам духовной, душевной и телесной крепости, профессионального мастерства и чуткого сердца, по которому в конечном счете простые люди — ваши пациенты — всегда безошибочно узнают в вас истинного врача, оберегающего их душу и тело.

Помощь Божия да сопутствует всем добрым делам вашим!

Благодарю за внимание.

Алексей Мигальников 13.11.2017 6641

Это завершающая статья нашего цикла о болезни. Ранее мы рассказали о причинах существования болезней, их значении для духовной жизни и способах врачевания души и тела. Сегодня — об отношении Православной Церкви к медицине.

Два типа отношения к медицине

Христианство и медицина, предлагая разные способы, решают одну задачу — исцеление и спасение жизни. Тем не менее, в христианской литературе можно встретить два противоположных отношения к светской медицине.

а) Игнорирование медицины в основном встречается в трудах и жизнеописаниях святых монахов-аскетов, таких как преподобные Макарий Великий, Варсонофий Великий, Серафим Саровский: «Многие из них не считали даже нужным лечиться при болезнях» (Пестов Н. Е. Современная практика православного благочестия. Том 2). Своим ученикам они также советовали «при наличии достаточной веры, при болезнях не лечиться у земных врачей, а предавать себя всецело Господу — Врачу душ и телес наших» (Там же).

Однако сами святые отцы признавали, что такое отношение к медицине не является абсолютным и общеобязательным для всех христиан — это «идеал, которого могут достигнуть только обретшие совершенство и который поэтому не может быть вменен другим» (Ларше Ж.-К. Болезнь в свете православного вероучения). Отказаться от медицины может только человек, достигший духовных вершин, потому что он всего себя предает в волю Божию, способен терпеть болезнь или получить исцеление от Бога и, отказываясь от медицины, способен сохранять смирение. Большинству же современных христиан благоразумнее применять медицинские средства, потому что они «более доступные, более простые, не спрашивающие с человека той целостности, той глубокой веры, которая требуется для обращения к таинствам и действиям Церкви» (Антоний Сурожский, митр. Ступени. О болезни душевной и телесной).

б) Положительное отношение Церкви к медицине встречается чаще. Оно выражено в словах Священного Писания: Почитай врача честью по надобности в нем, ибо Господь создал его, и от Вышнего — врачевание, и от царя получает он дар. Господь создал из земли врачевства, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими… Дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен. (Сир. 38:1-2,4,10). Стоит обратить внимание, что обращение к врачу является признаком благоразумия и одобряется Богом. Христианин не должен за медицинскими советами идти к священникам, тем более к тем, которые не имеют медицинского образования и опыта работы врачом (Иоанн (Крестьянкин), архим. Письма. Промысл Божий).

Пользование медициной не является грехом и само по себе не препятствует духовной жизни человека. Медицинскими средствами пользовались многие святые Русской Православной Церкви, в том числе святитель Игнатий (Брянчанинов), преподобный Амвросий Оптинский, старец Иоанн Крестьянкин и другие.

Пользование медициной не является грехом и само по себе не препятствует духовной жизни человека.

Обращение к медицине может иметь пользу для души, поскольку смиряет человека и предохраняет от грехов, связанных с осложнением болезни. Святитель Афанасий (Сахаров) советует: «Надо терпеливо переносить болезни, но должно не пренебрегать и медицинские средства, чтобы в болезни не ослабеть, не прийти в уныние, не возроптать» (Афанасий (Сахаров), свт. Твой есмь аз: Сборник писем). Напротив, сознательный отказ от обращения к врачам может оказаться греховным, если происходит от высокого мнения человека о своих духовных силах, гордости и неразумия.

Многие представители медицины причислены к лику святых, и часто они делали явной благодать Божию, действующую в них, именно посредством врачебного искусства. Среди этих святых наиболее почитаемыми в Русской Православной Церкви являются апостол Лука, великомученик Пантелеимон, бессребреники Косма и Дамиан Римские, святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Последний никогда не противопоставлял свое архипастырское и медицинское служение, но подчеркивал их единство как двух составляющих единого врачевания души и тела человека.

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) был хирургом и провел множество успешных операций

Хотя внешним образом излечение происходит от действий врачей и лекарств, источником исцеления является Бог: Для того Он и дал людям знание, чтобы прославляли Его в чудных делах Его: ими он врачует человека и уничтожает болезнь его (Сир. 38:6,7). Потому употребление медицинских средств должно сочетаться с верой в то, что именно Бог подает через них исцеление. Н. Е. Пестов пишет, что «святые отцы предлагают освящать принимаемое лекарство (как и все, чем пользуется христианин). Так преподобный Варсонофий Великий рекомендовал одному ученику принимать лекарство — розовое масло со святой водой» (Пестов Н. Е. Современная практика православного благочестия. Том 2). То же советует архимандрит Иоанн (Крестьянкин): «Купите лекарство, осените его крестным знамением, как и пищу осеняете, и лечитесь».

Значение душевного и социального здоровья для здоровья тела

Тело и душа человека неразрывно связаны, поэтому телесное здоровье во многом зависит от его душевного состояния. Убежденность в этой связи положительно повлияла, в частности, на повсеместное применение в светской медицине суггестивной терапии (терапии внушения): «С XVI века врачебное сообщество было убеждено, что успешность лечения во многом определяется верой пациента в Бога и его доверием врачу» (Силуянова И. В. Антропология болезни).

Хотя внешним образом излечение происходит от действий врачей и лекарств, источником исцеления является Бог.

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) поясняет, что на успех лечения влияют «доверие или недоверие врачу, глубина веры и надежды на исцеление или, наоборот, психическая депрессия, вызванная неосторожными разговорами врачей в присутствии больного о серьезности его болезни» (Лука (Войно-Ясенецкий), свт. Дух, душа и тело). Старец Иоанн (Крестьянкин) советовал людям, отправляющимся на операцию, помимо применения уже названных духовных средств постараться надеяться на Бога и ничего не бояться.

Претерпевающий болезнь рано или поздно испытывает чувство тоски и скорби. Человек, «изнывающий в скорби», предающийся чрезмерному плачу, вредит и своей душе, и телу, не находя при этом утешения. Игумен Никон (Воробьев) в качестве средства от тоски предлагает помимо молитвы читать Псалтирь, вставляя в чтение благодарение Господа, «молитву Иисусову, молитвы Божией Матери и всем святым» (Никон (Воробьев), игум. Болезни и скорби).

Объятия необходимы для душевного и телесного здоровья детей

Телесное здоровье зависит также от того, как человек общается с другими людьми. С сожалением приходится признать, что в настоящее время «новые технологические достижения в области медицины… игнорируют межличностные отношения и фундаментальные гуманитарные ценности» (Ларше Ж.-К. Болезнь в свете православного вероучения). Поэтому для улучшения отношений со своим окружением (в смысле следования Божией заповеди о любви к ближним) человек может использовать уже названные духовные средства, в первую очередь — переосмысление своей жизни и отношений, покаяние в грехах, примирение с ближними и неосуждение.

Поиск исцеления вне Православной Церкви

Русская Православная Церковь, подчеркивая положительное отношение к врачебной деятельности, призывает отличать исцеляющую благодать Святого Духа, подаваемую по вере человека через медицинские средства, от «заклинаний, заговоров, иных магических действий и суеверий», которые представляют собой обращение к бесовским силам (Основы социальной концепции Русской Православной Церкви).

Телесное здоровье зависит также от того, как человек общается с другими людьми.

Демоны имеют силу исцелять, потому что обладают, хотя и падшей, но ангельской природой и соответствующими способностями. Обращение к демонским силам иногда действительно приносит видимое исцеление тела. Но это результат человеческой «договоренности» с бесами, которая была заключена в момент грехопадения Адама и Евы и которую человек может возобновить. Игумен Митрофан (Баданин) подробно описывает механизм этой договоренности, начиная с ветхозаветных времен, когда среди язычников «существовало твердое убеждение, что болезни посылаются… “богами” за нарушение вышеупомянутых “эдемских” договоренностей и правил языческого богопочитания. Соответственно, избавиться от болезней можно было лишь умилостивив демонов жертвоприношениями, или же с помощью иных магических приемов. И, действительно, оккультный опыт древности ясно свидетельствует о “реальности” этой помощи, бесспорной силе “богов” и их власти над людскими немощами и болезнями. Эти исцеления демонстрируют нам и современные экстрасенсы, целители, парапсихологи и иные служители сил князя тьмы, соработники все тех же “богов” древности» (Митрофан (Баданин), игум. Взгляд святителя Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Крымского на здоровье и болезни человекас христианской точки зрения).

Опасность этих практик заключается в том, что они подвергают «волю и сознание людей воздействию демонических сил», даже если человек этого не осознает (Основы социальной концепции Русской Православной Церкви). Наличие такой опасности подтверждает Архимандрит Иоанн (Крестьянкин): «Обращение к биоэнергетику — есть обращение к врагу Божьему, а значит ничего хорошего от этого ждать не приходится. Будет временное улучшение, а потом станет еще хуже» (Иоанн (Крестьянкин), архим. Письма. Болезнь и лечение). Причина опасности в том, что «все эти, привлекаемые с помощью магических приемов, силы тьмы по своей природе абсолютно злы. Демоны, являясь творением в свое время проклятым Богом, не способны делать добро по определению», и любое исцеление от демонов, проклятых Богом (Быт. 3:14), «должно неукоснительно компенсироваться превосходящим злом и страданиями в ближайшем будущем… в виде еще более тяжкой болезни или же трагических жизненных обстоятельств» (Митрофан (Баданин), игум. Взгляд святителя Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Крымского на здоровье и болезни человекас христианской точки зрения).

Применение духовных и медицинских средств должно сопровождаться молитвой, послушанием священнику и врачу, а также верой в то, что только Бог подает исцеление.

В частности, несовместимы с духовной жизнью обращение к тибетской медицине, врачам-«биоэнергетикам», «провидцам-ясновидящим» и уринотерапии (Иов (Гумеров), иером. Духовная жизнь современного христианина в вопросах и ответах. Том 1).

Напротив, согласно письмам архимандрита Иоанна (Крестьянкина), допустимым является лечебный массаж, операции по исправлению недостатков внешности, лечение гомеопатическими средствами, иглоукалыванием, а также прием, при необходимости, успокоительных средств.

Примерный порядок врачевания

Мы увидели, что для исцеления тела необходимо исправление своей жизни, врачевание души в молитве и таинствах Церкви, обращение и медицине. Однако может возникнуть вопрос, как применять указанные средства. Можно предложить следующий примерный порядок, который отражает мнение рассмотренных авторов, хотя и не является абсолютным, то есть в каждом конкретном случае он может быть свой:

1. При острой необходимости следует в первую очередь обращаться к врачу. Но если характер болезни позволяет — сначала обращаются к таинствам Церкви, а затем к медицинским средствам (Иоанн (Крестьянкин), архим. Письма. Семейная жизнь).

2. Рассмотрение своей духовной жизни. Раскаяние в совершенных грехах, в первую очередь, в тяжких и тех, которые вероятнее всего привели к болезни. Благодарение Богу за болезнь как средство к духовному преображению. Подготовка к встрече со священником и исповеди.

3. Если человек не крещен — таинства Крещения и Миропомазания.

4. Исповедь. По возможности — совет у священника о том, какие духовные средства применить для исцеления.

5. Частое причастие. Минимум, раз в месяц.

6. Соборование, которое может предварять собой причастие.

7. Подача записок о здравии и заказных молебнов как просьба о церковной молитве.

8. Последовательные деятельные усилия по изменению своей жизни в соответствии с Божиими заповедями.

9. По совету духовника — применение других духовных средств с неизменным упованием на помощь Божию.

На каждом этапе болезни, является ли она излечимой или нет, необходимо принимать ее с благодарностью и смирением, действовать в соответствии с новыми обстоятельствами жизни. Применение духовных и медицинских средств должно сопровождаться молитвой, послушанием священнику и врачу, а также верой в то, что только Бог подает исцеление.

На этом мы завершаем цикл статей о болезни. В заключение приведем основные тезисы.

Причины существования болезней:

1. В изначальном райском состоянии человек не был подвержен тлению, болезням и смерти.

2. Бог не создавал болезни. Они появились вследствие добровольного и сознательного отступления людей от Бога как источника жизни и здоровья.

3. Христос Своим пришествием не отменяет существование греховности и болезней в мире, однако Он дает возможность человеку очиститься от первородного греха, соединиться с Богом и, претерпев физическую смерть, после Второго Пришествия Христа воскреснуть к вечной жизни, где болезней уже не будет.

4. В современном мире болезни существуют по нескольким причинам: естественная тленность мира и человеческого тела; личные грехи человека и других людей; прямое воздействие бесовских сил; прямое воздействие Бога. Какова бы ни была непосредственная причина заболевания, любая болезнь попускается Богом для пользы души человека.

Значение болезней в духовной жизни:

1. В падшем мире не существует абсолютного здоровья. Каждый человек является лишь относительно здоровым или больным и рано или поздно умирает.

2. Телесное здоровье не обладает абсолютной ценностью. Несравнимо более важным является здоровье души, которое предполагает личную связь с Богом. Установлению этой связи может способствовать как здоровье тела, так и болезни.

3. Болезни способствуют тому, чтобы человек увидел свою духовную нищету, попросил помощи у Бога и начал перестраивать свою жизнь в соответствии с Его заповедями. Важным является терпеливое перенесение болезней с осмыслением их как лекарства для души и благодарением Богу.

Основные принципы исцеления от болезней:

1. Исцеление человеческой природы как единства души и тела происходит при сочетании духовных и медицинских средств.

2. Источником полноты здоровья и исцеления всегда является только Бог, какие бы видимые средства, церковные или медицинские, при этом не применялись.

3. Исцеление может происходить без обращения к Богу — посредством чисто медицинских средств или демонических сил — но при этом врачуется только тело, а душа и дух остаются в прежнем состоянии или получают вред.

Надеемся, что эти статьи о болезни хотя бы в малой степени помогут болеющему человеку духовно осмыслить свое состояние и действовать с пользой для души и тела. Будем рады, если наши труды окажутся полезны также священникам в духовном окормлении болеющих людей, их родственников и врачей.

Здоровья вам и вашим близким. Храни вас Господь!

Алексей Мигальников,

студент 4 курса

Ключевые слова: болезнь, Церковь, медицина, лечение.

Книги и статьи по теме болезни:

1. Антоний (Блум), митр. Сурожский. Жизнь. Болезнь. Смерть. — М., 2015.

3. Антоний (Блум), митр. Сурожский. Человек перед Богом. — М., 2000.

4. Афанасий (Сахаров), свт. Твой есмь аз: Сборник писем. — М., 2009.

6. Духанин В., свящ. О вере, неверии и нашем выборе // URL: http://www.pravoslavie.ru/80404.html (дата обращения: 01.05.2017).

7. Завершинский Г., прот. Привилегия одиночества: Старение, болезнь, смерть: православный взгляд. — М., 2015.

9. Иов (Гумеров), иером. Духовная жизнь современного христианина в вопросах и ответах: в 2-х т. — Т. 1. — М., 2011.

10. Ларше Ж.-К. Болезнь в свете православного вероучения. — М., 2016.

11. Леонов В., прот. Основы православной антропологии. — М., 2013.

13. Лука (Войно-Ясенецкий), свт. Дух, душа и тело. — Киев, 2016.

14. Лука (Войно-Ясенецкий), свт. Сила моя в немощи совершается. Духовные беседы. — М., 1997.

15. Лука (Войно-Ясенецкий), свт. Я полюбил страдание. — Киев, 2015.

17. Никон (Воробьев), игум. Болезни и скорби. — М., 2015.

18. Никон (Воробьев), игум. Как жить сегодня. — М., 2011.

19. Никон (Воробьев), игум. Письма о духовной жизни. — М., 2013.

20. Никон (Воробьев), игум. О началах жизни. — М., 2014.

22. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. — М., 2000.

23. Пестов Н. Е. Современная практика православного благочестия: в 2-х т. — Т. 2. — М., 2012.

24. Силуянова И. В. Антропология болезни. — М., 2011.

Классификация религий.

Учитывая огромное количество религий, возникает потребность в их упорядочении, типологизации. Существуют различные принципы и критерии классификации религий:

— географический по регионам распространения тех или иных религий, например, африканские, индийские, дальневосточные, американские и т.п.;

— этнолингвистический, по связям между языком и этносом (М.Мюллер), три семьи языков – тюркские, семитские, арийские, в соответствии с которыми квалифицируются религии;

— философский — по степени самореализации абсолютного духа (Г.Гегель), религии природы (китайская, индийская, египетская, персидская), религии духовной индивидуальности (древнегреческая, древнеримская, иудаизм), религии совершенной духовности (христианство);

— морфологический по стадиям, которые проходит религия в своём развитии (Э.Тайлор) – анимизм, фетишизм, тотемизм, политеизм, монотеизм;

— статистический — по количеству верующих и их удельном весе в общей численности населения;

— по государственно-правовому статусу, религии — государственные и религии национальных меньшинств;

— по уровню организации выделяют жёстко централизованные и децентрализованные религии.

Также можно говорить о религиях живых и мёртвых. Мёртвые религии – это те, которые когда-то существовали, но со временем исчезли (древнеегипетская, религии ацтеков, майя, греко-римская и т.д.). Многие из них оставили после себя много святынь, памятников, гробниц, легенды и мифы. Живые религии – это ныне существующие, оказывающие влияние на сознание и поведение людей.

Разделение религий на естественные и религии откровения опирается на принцип происхождения. Естественные религии возникли непосредственно в той или иной социально-экономической системе, например, родоплеменные религии, индуизм, синтоизм и т.п. Религии откровения связаны с личностью основателя, с фактом его сверхъестественного озарения, например, зороастризм, буддизм, христианство, ислам.

Из множества возможных критериев классификации религий чаще всего используется деление на первобытные, национально-государственные, мировые и нетрадиционные. Этот подход сочетает в себе несколько принципов классификации.

Медицина во все времена была тесно связана с религией. И это не случайно, поскольку и религия и медицина стоят у истоков жизни и смерти, а забота о человеческом здоровье — душевном и телесном — издревле является важной функцией религии. Первобытные целители основывали свою деятельность на предположениях о сверхъестественных истоках болезни, объясняя нездоровье воздействием злых духов. Поэтому лечение состояло из разнообразных сложных ритуалов: магических заклинаний, заговоров, песнопений.

В древних культурах – египетской, вавилонской, шумерской, греческой – способность врачевать свидетельствовала о «божественной» избранности человека и определяла его, как правило, жреческое положение в обществе. Например, первый египетский целитель Имхотеп был жрецом, а впоследствии был обожествлён. Храм в его честь был одновременно и госпиталем и медицинской школой. Медицинская практика была исключительным правом магов Персии и брахманов Древней Индии. Исследователи полагают, что отец Гиппократа был одним из жрецов храма Асклепия – бога врачевания у древних греков. Обряд жертвоприношения давал некоторые представления об анатомии животных: анатомия человека не существовала как наука, принимая во внимание обрядовые запреты- притрагиваться к мертвецу, не говоря уже о вскрытии трупа.

В Библии очень мало ссылок на анатомические и физиологические факты. В библейские времена естественных причин болезни даже не ищут, кроме тех, которые очевидны: ранения, падения, одряхление и слепота при старости. Однако в любом случае считается, что болезнь ниспослана Богом за грехи или как испытание и исцелять сначала нужно душу.

Так, Иисус Христос, проповедуя словом и делом, врачевал людей, заботясь не только об их теле, но и о душе, а в итоге о целостном составе личности. По слову Спасителя, он врачевал «всего человека». Исцеления сопровождали проповедь Евангелия как знак власти Господа прощать грехи.

Изучать медицину полезно и похвально и перед Аллахом. Ведь когда человек болен он не в состоянии должным образом выполнять возложенные на него Аллахом обязанности, и не может принести пользу ни самому себе, ни окружающим его людям. Конечно, в Коране нельзя найти подробное освещение медицинских тем, но там содержаться сведения о строении человека, продолжении рода, анатомии, физических и психических заболеваниях.

Некоторые исследователи установили, что в Коране содержится боле 40 аятов, связанных с медициной. Коран несёт информацию о беременности и бесплодии, грудном вскармливании детей, причинах и протекании болезни. Коран предостерегает от переедания и несбалансированного питания.

Физическое исцеление невозможно без исцеления духовного. Пророк Мухаммад совершал «рукья» (исцеление молитвой) с помощью Корана.

Многие религиозные культовые предписания также способствуют сохранению здоровья человека. В большинстве религий разрешается воздержание от поста больным и ослабленным людям. Запрещается употребление в пищу мяса с кровью, свинины. Ритуальные омовения способствуют гигиене и профилактике инфекционных заболеваний.

Ритуальные телодвижения укрепляют сердечную мышцу и улучшают циркуляцию крови, эластичность сухожилий и связок.

Медицинские исследования последнего времени свидетельствуют о благотворном влиянии молитвы на излечение больного. Лауреат Нобелевской премии в области медицины французский профессор Алексис Каррель писал:» Внутренние органы человека лучше всего работают во время молитвы и совершения религиозных обрядов. Мои оппоненты могут опровергать это столько, сколько им заблагорассудиться. Но я был свидетелем того, как много больных, которых нельзя было вылечить привычными медицинскими средствами, выздоравливали при помощи молитвы». (Гаджиев М. Ислам и здоровье // Ислам. 2003.№5.С.7.)

Первые лечебницы открывались при храмах и монастырях. Даже слово «лазарет» обязано своим происхождением религии – ведь так назывались убежища для прокажённых, которые создавались по инициативе монашеского ордена святого Лазаря, учреждённого крестоносцами. Но в средние века церковь мешала развитию медицины. Апологеты религии противодействовали внедрению в практику таких открытий как вакцинация против оспы, переливание крови, наркоз.

Православная церковь с неизменно высоким почтением относилась и относится к врачебной деятельности, в основе которой лежит служение любви, направленной на предотвращение и облегчение человеческих страданий. Можно выделить четыре периода взаимодействия религии и медицины сначала на Руси, потом и в России.

Во время первого периода основной организационной формой взаимодействия медицины и религии были больницы при монастырях, например, при Киево-Печерском, Ново-Девичьем, Пафнутиево-Боровском и многих других.

Позже развились несколько форм сотрудничества, в котором ведущее место принадлежало общинам сестёр милосердия. Также сохраняются больницы при монастырях, появляются храмы при лечебных учреждениях, священнослужители занимались пастырским душепопечением в госпиталях действующей армии.

В советское время не было внешних проявлений взаимодействия, но наверняка священники посещали в больницах своих болеющих чад, а люди молились о здоровье для себя и своих близких.

И, наконец, в 1988 г. активные отношения между медициной и религией возобновились. В современной России можно выделить следующие основные направления взаимодействия:

— сотрудничество лечебно-профилактических учреждений с храмами;

— уход за больными;

— борьба с алкоголизмом и наркоманией;

— просветительская деятельность;

— взаимодействие в сфере помощи инвалидам и терминальным больным;

— реабилитация лиц, пострадавших в тоталитарных сектах (православная психотерапия).

Особую актуальность представляет позиция Русской Православной Церкви по отношению к проблемам, порождённым бурным развитием биомедицинских технологий. Их развитие значительно опережает осмысление возможных духовно-нравственных и социальных последствий их бесконтрольного применения, что не может не вызывать у Церкви глубокой озабоченности. Широкое распространение и оправдание абортов в современном обществе Церковь рассматривает как угрозу будущему человечества и явный признак моральной деградации. Нравственно недопустимым являются также «суррогатное материнство» и все разновидности экстракорпорального оплодотворения, предполагающие заготовление, консервацию и намеренное разрушение «избыточных» эмбрионов. Священное Писание и Церковь не может признать нравственно приемлемой эвтаназию. Привлекая внимание к нравственным причинам недугов, Церковь, вместе с тем, приветствует усилия медиков, направленные на лечение наследственных болезней. Однако целью генетического вмешательства не должно быть искусственное «усовершенствование» человеческого рода и вторжение в Божий промысел. Новые возможности медицины, связанные не столько с лечением, сколько с управлением человеческой жизнью (например, генетическая коррекция особенностей человека, прекращение медицинской помощи безнадёжному больному), вступают в противоречие с установившимися моральными ценностями и принципами. Религиозные убеждения людей сегодня остаются одним из основных способов защиты общества от разрушительных последствий использования новых биомедицинских технологий.

Литература

1. Девятова С.В. Религия и наука: шаг к примирению? — М., 1998.

2. Гаджиев М. Ислам и здоровье. // Ислам. 2003. №5.С.7

3. Мюллер М. Введение в науку о религии // Классики мирового религиоведения. — М., 1996.

4. Кураев А. Традиция. Догмат. Обряд. – М., 1995.

5. Кислюк. К.В. Религиоведение: учеб. Пособие для высш. учеб. заведений / К.В.Кислюк, О.И.Кучер. – Ростов н/Д., 2003.

6. История религии: учебник. / Ф.М. Ацамба (и др.); под общ. Ред. И.И. Яблокова. – 3-е изд., испр. и доп. Т.1. – М., 2007.

7. Религиоведение. Хрестоматия. / Под ред. Красникова. – М., 2001.

Введение в общее религиоведение: учебник / под ред. И.Н.Яблокова. – М., 2001.

8. Радугин А.А. Введение в религиоведение: курс лекций / А.А.Радугин. – 2-е изд. – М., 1999.

9. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви // Православное слово. – 2000. – 18 сентября.

10. Тайлор Э. Первобытная культура: пер. с англ. / Э. Тайлор. – М., 1989.

11. Богословы и естествоиспытатели на пути к мудрости // Наука и религия. 2010. №12.

12. Аксючиц, В. Светское не значит атеистическое. // Наука и религия. 2010. №4.

13. Семёнов, В.С. Наука и религия: взаимоотношения, противоборство, перспективы / В.С. Семёнов // Вопросы философии. – 2006.- №12.