Православие в финляндии

Финляндская православная церковь насчитывает 60 тысяч членов, русскоязычных из них примерно 10%. Больше всего русскоязычных в приходах Лаппеенранты, Хельсинки, Турку и Тампере. Подробнее о ФПЦ читайте в материале «Фонтанки».

Как рассказал нашему изданию секретарь по богословским вопросам в канцелярии архиепископа Хельсинки и всея Финляндии Елисей Хейккиля, с финской стороны для прихожан РПЦ ограничений не будет, поскольку решение РПЦ о разрыве было принято в одностороннем порядке.

«Члены Русской православной церкви по логике РПЦ теперь не могут причащаться в приходах Константинопольского патриархата, но с финской стороны мы открыты и не видим проблемы в том, чтобы русские причащались в Финляндской православной церкви. Но чтобы причащаться и ходить на богослужения в приходах ФПЦ, члены РПЦ, конечно, должны в первую очередь обсуждать этот вопрос со своими духовниками», – пояснил секретарь. По его словам, если и будут какие-то изменения, которые отразятся на паломниках и верующих из России, они будут инициированы со стороны России.

ФИНЛЯНДСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

Успенский собор, Хельсинки

Финляндская Православная Церковь, автономная поместная Церковь в составе Константинопольского Патриархата

  • Официальный сайт:
  • Каноническая территория: Финляндия
  • Богослужебный язык: основной финский
  • Календарь: григорианский
  • Кафедральный собор: Успенский в г. Хельсинки (также в Хельсинки канцелярия архиепископа)
  • Предстоятель: Лев, Высокопреосвященнейший Архиепископ Хельсинкский и всея Финляндии
  • Состав: 5 архиереев; 3 епархии; 160 священнослужителей ; 24 прихода (cер. 2000-х) ; 2 монастыря (cер. 2000-х) ; 3 высших духовных школы; 61 218 человек (конец 2013)
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

Каноническое устройство

Высшей законодательной властью в Финляндской Церкви являются Поместный и Архиерейский Соборы. Поместный Собор созывается раз в три года архиепископом и состоит из 32 избранных на него клириков и мирян. Исполнительной властью, отвечающей за проведение принятых решений в жизнь, является Церковное управление, состоящее из епископов, асессора-юриста (секретаря) и двух членов, одного духовного звания и одного мирянина, избираемых на Поместном Соборе. Владыка Хельсинкский является архиепископом — предстоятелем Церкви. Другие епархиальные архиереи носят титул митрополитов. Все члены клира избираются прихожанами.

Наряду с Евангелическо-Лютеранской церковью Финляндии Финляндская Православная Церковь является второй государственной церковью. Приходы субсидируются из налоговых средств. Основы православного вероучения преподаются православным учащимся в начальной школе и гимназиях. За организацию православного школьного обучения отвечают комунны и руководство школ.

Устройство Финляндской Православной Церкви на 2006 г.

Епархии

  • Хельсинкская (Гельсингфорсская)
  • Куопиоская
  • Оулуская

Исторический очерк

Монашеская миссия

Предание Валаамского монастыря гласит, что апостол Андрей Первозванный, прибыв из Киева в Новгород, по реке Волхов достиг Ладожского озера, а затем Валаама, где благословил горы острова крестом. Житие святого Авраамия Ростовского свидетельствует, что уже в X веке на острове существовало монастырское братство. Нет единого взгляда на эти свидетельства, но ясно что не позднее XII века Христианство распространялось по Финляндии, как с Востока так и с Запада: из Новгорода и из Швеции. Вместе с отпадением Западной Церкви от Православия эти два потока сделались раздельными и в духовным отношении.

Центрами Православия в этих землях были монастыри, в большинстве небольшие, но также и великие обители как Валаамская, Соловецкая, Коневская и Свирская. На исходе первой трети XVI века преподобный Трифон, просветитель лопарей, основал близ берега Баренцева моря Печенгский Троицкий монастырь.

Шведское владычество

Однако в ходе продолжавшихся на протяжении столетий русско-шведских войн многие монастыри оказались разорены до тла. В начале XVI века карельские земли оказались под шведским владычеством. Шведский епископ в Выборге занялся энергичным обращением в лютеранство православных финнов и карел. Часть начеления, не желавшая изменять вере, бежала в Среднюю Россию, в то время как другая осталась в Карелии и была по большей части обращена. Из-за государственного давления число православных в Финляндии сокращалось, и к концу XVII века они имели всего семь погостов и несколько церквей в городах. Эти приходы, продолжавшие действовать в Восточной Карелии и на Карельском перешейке, по-прежнему подчинялись митрополитам Новгородским.

В то же время, хотя Финляндия оставалась под властью Швеции, после завоевания Петром I Приладожья в начале XVIII века начался новый период в истории Православия в Карелии. Были возрождены Валаамская и Коневецкая обители на Ладоге. Т.н. «Старая Финляндия» и Карелия оставались в подчинении Новгородского владыки, управляясь викарными епископами Корельскими (позже Кексгольмскими) и Ладожскими до 1764 года, после чего вошла в ведение Санкт-Петербургской епархии. Большинство паствы в «русской Финляндии» составляли чины гарнизонных войск.

Русская Финляндия

В 1809 году в результате русско-шведской войны за передел сфер влияния в Финляндии между Россией и Швецией был заключен Фридрихсгамский мир, по которому бывшие шведские земли в Финляндии отошли к Российской Империи. В результате этих перемен число православного населения в Финляндии выросло в десять раз. В крупных городах селилось православное купечество и чиновничество, а также размещались гарнизоны. В 1823 году для православных Финляндии было создано в Выборге духовное правление, возглавляемое протоиереем местного собора, а в 1841 году — Выборгское викариатство с епископом, подчиненным митрополиту Санкт-Петербургскому.

При этом, почти все православные жили на востоке Великого Княжества: в Выборгской и Куопиоской губерниях. Немалую долю составляли военные, многие храмы в Финляндии в XIX веке возводились именно для нужд гарнизонов. Положение изменилось лишь в царствование Александра III, когда русское население в стране начало постепенно увеличиваться. К 1885 году относится основание Братства прпп. Сергия и Германа Валаамских. В 1886 году началось восстановление Трифоно-Печенгской обители.

В то же время, вторая половина XIX века отмечена пробуждением национального самосознания у православных карел. К 1850-м годам относятся первые переводы богослужебных текстов на финский, согласно имеющимся сведениям уже в 1870-е на нем иногда свершались церковные службы, а 1880-е финский стал все сильнее проникать в церковный обиход.

Финская епархия Русской Церкви

В 1892 году была основана самостоятельная епрахия Выборга и всей Финляндии, первым архиереем которой стал известный архиепископ Антоний (Вадковский). Православное население страны в те годы составляли карелы, русские, финны и лопари. За время его правления были построены новые храмы, была основана Свято-Троицкая женская община в Линтула, позднее получившая статус монастыря. Архиепископ Антоний поощрял процесс утвержения финского в церковной жизни, в его правление была учреждена Комиссия для перевода богослужебных книг на финский язык. Стали выходить журнал «Aamun Koitto» («Утренняя заря») на финском и «Рождественские» и «Пасхальные» листки на русском.

С 1905 по 1917 год епархию возглавлял архиепископ Сергий (Страгородский), позже патриарх Московский и всея Руси. Он активно посещал приходы и стремился узнать нужды верующих и духовенства. 4 декабря 1905 года Высочайше был утвержден приходской устав для православных приходов в Финляндии, что содействовало упорядочению их внутренней жизни.

Автономная Церковь

В результате переворота 1917 года в России Финляндия обрела независимость. Общение между местной епархией и священноначалием почти полностью прекратилось. В независимой Финляндии Православная Церковь сохранила статус государственной Церкви меньшинства. В это время большая часть православных прихожан по-прежнему проживала на востоке страны. В декабре 1920 года патриарху Московскому Тихону было отправлено прошение о даровании автономии Финляндской Православной Церкви, на которое 11 февраля 1921 года был дан положительный ответ.

Ввиду царящего в государственной жизни Советской России хаоса и затруднений, связанных с поддержанием связей с Москвой, а также под государственным нажимом, в ноябре 1922 Православное Церковное Управление обратилось во Вселенский Патриархат с просьбой принять Финлядскую Православную Церковь под омофор Константинопольского патриарха Мелетия IV. В соответствии с Томосом от 6 июля 1923 Финляндская Православная Церковь была принята под омофор Вселенского патриарха как автономная архиепископия. Патриарх Мелетий также рукоположил во епископа Сортавалского настоятеля прихода Эстонской Автономной Православной Церкви, вдового протоиерея-финна Германа (Аава).

С 1925 года в Финляндии существовали две епархии — Выборгская и Карельская. В этом году, после вынужденного отъезда архиепископа Серафима (Лукьянова), епископ Герман был избран на Церковном Соборе архиепископом Карельским и всея Финляндии. В довоенное время деятельность церкви была особенно активной именно в Карелии, где функционировала бо́льшая часть приходов Церкви.

В результате «зимней войны» СССР и Финляндии в 1939-1940 годах Финляндская Православная Церковь лишилась трех монастырей (Валаамского, Коневецкого и Линтульского) и многих храмов. Согласно финским источникам, более 50.000 прихожан, т. е. 60 % православных христиан страны, были вынуждены покинуть родные места; кафедра из Выборга переехала в Хельсинки. Так как беженцы рассеялись по всей Финляндии, постепенно стало расти число смешанных браков и крещение детей от них в лютеранство. В этих условиях первоочередное значение приобретало православное воспитание детей и молодежи. В 1943 году был основан Союз православной молодежи, в 1958 году — Православная студенческая ассоциация. Они открыли кружки и летние лагеря. Была также налажена издательская деятельность. Государство в 1949 году взяло на себя обязательство возвести для переселенцев новые храмы, и к началу 1960-х в разных городах были построены 14 церквей, 44 часовни и 19 домов для причта.

При архиепископе Германе, управлявшем Церковью до 1960 года, произошло окончательное обустройство жизни Православной Церкви в Финляндии. Владыка был надежным кормчим Церкви и привел ее к восстановлению молитвенного общения с Русской Православной Церковью, утраченного вследствие революции и ее последствий. В 1979 году последовало создание Оулуской епархии и Йоэнсууского викариатства. 1 января 2018 года архиепископская кафедра Финляндии была перенесена из Куопио в Хельсинки.

Предстоятели

Исторические титулы предстоятеля

  • архиепископ Карельский и всея Финляндии (упом. 1925 — 1 января 2018)
  • архиепископ Хельсинкский и всея Финляндии (с 1 января 2018)

Святые и святыни

Существующие в Финляндии православные храмы были построены в течение трех периодов: до присоединения Финляндии к Российской Империи, во времена Великого Княжества Финляндского (1809-1917), и после обретения независимости. Самые интересные постройки относятся ко второму периоду, ибо в межвоенный период их возводилось мало, а послевоенные храмы — в силу исторических причин в большинстве своем не отличаются художественными достоинствами.

Статистика

Средства массовой информации

  • Aamun Koitto
  • Ortodoksiviesti Paimen-Sanomat
  • Ortodoksia
  • Tuohustuli
  • Ortodoksinen kulttuuri

Учебные заведения

  • Йоэнсууская духовная семинария (ранее находилась: в Сортавале, с 1940 — в Хельсинках, с 1961 — в Куопио)
  • Отделение православного богословия на Богословском факультете Йоэнсууского университета (с 1988)
  • Валаамский народный университет

Организации

  • Братство прпп. Сергия и Германа Валаамских
  • Союз Православной Молодежи
  • Православная Миссия
  • Союз Православного Студенчества
  • Союз Православных Учителей Финляндии
  • Союз Православного Духовенства
  • Союз Православных Регентов
  • Иконописцы Финляндии
  • Центр диаконии Православной Церкви Финляндии

Использованные материалы

  • Страницы официального сайта Финляндской Православной Церкви:
  • «Начало обители на Валааме», официальный сайт Валаамского монастыря:
  • Куркимиес, И. Н., «Православные храмы в Финляндии», Невский архив: Историко-краеведческий сборник, вып. 5, СПб.: Лики России, 2001, 472-507:
  • Страница портала Иерархия церквей:

110 священников, 50 диаконов. Членская страница на сайте Всемирного совета церквей,

Данные официального сайта Церкви, извлеченные 24.II.2008. См. .

Kirkkoon liittyi enemmän kuin siitä erosi («К Церкви присоединилось больше, чем вышло»), официальный сайт Финской Православной Церкви:

Финляндия глазами русского паломника

Православная Финляндия

Собор Успения Божией Матери в Хельсинки Что знаем мы о своем северном соседе – Финляндии? Родина финского Деда Мороза Йоулупукки, живущего в Лапландии, и мобильников Nokia, композитора Яна Сибелиуса и политика Маннергейма, муми-троллей, сауны, бумаги, краски, колбасы… Можно до бесконечности перечислять национальные бренды, ставшие достоянием мировой общественности. Хотя, например, мало кто знает, что очень певучим финский язык делает полное отсутствие шипящих и явное преимущество гласных – и именно из-за этой особенности автор «Властелина колец» Толкиен взял финский за основу языка эльфов.

Да, чуть не забыла: Финляндия – излюбленное место отдыха россиян, давно соперничающее по популярности с Турцией и Египтом. Авторитетная газета «Хельсингин Саномат» сообщает, что в этом году российские туристы уже оставили в Финляндии около 1 миллиарда евро. И что интересно: русские дворяне во времена Николая I наезжали в Гельсингфорс (Хельсинки) потому, что по политическим соображениям их выезд за пределы империи был затруднен (почти как мы недавно ездили в «советскую заграницу» – Прибалтику). А теперь россияне устремились в Финляндию потому, что, наоборот, границы открыты. Впрочем, не только.

Действительно, у россиян и финнов гораздо больше общего, чем кажется на первый взгляд. Начнем с того, что 100 лет назад мы все были жителями одной страны: с 1809 по 1917 год Великое княжество Финляндское входило в состав Российской империи. За этот срок, кстати, в России сменилось пять императоров.

И во многом потому государственной религией Финляндии является не только лютеранство (Евангелическо-лютеранская Церковь Финляндии), как можно было бы подумать, но и Православие (Финляндская Православная Церковь). Да-да, Православие такая же государственная религия этой балтийской страны, как и куда более распространенное лютеранство. Ныне лютеранство здесь исповедуют около 85% населения (а живут здесь 5,5 млн. человек), а Православие – 1,1% (русское население – 26 тыс. человек и карелы – 35 тыс.). При 80-кратной разнице такое положение дел можно было бы назвать абсурдным. Но есть факторы, препятствующие такому выводу. Во-первых, Финляндия – страна во многом необычная; например, у нее два государственных языка – финский, на котором говорит 95% населения страны, и шведский – с 5,5% населения. Аналогия, как говорится, налицо. Во-вторых, признание за двумя религиями статуса государственных, как и двуязычие страны, объясняется теми самыми историческими особенностями. С 1809 по 1917 год страна была под покровительством православной империи, и хоть что-то общее с бывшей метрополией должно же у нее остаться. Лютеранская же Церковь здесь так прижилась благодаря другой стране – Швеции.

Православие в Финляндии распространено преимущественно в восточной части страны, поближе к России, где я и побывала. Так, столицей финского Православия считается город Куопио, где находится кафедральный собор святого Николая (1806–1815) и, кстати, православный музей – один из самых значительных в Западной Европе. Основан музей был в 1957 году и подчиняется Православному Церковному Управлению Финляндии. Музей представляет собой холл и 12 экспозиционных залов на двух этажах. В верхних выставлены утварь и иконы, внизу – литургический текстиль. Все экспонаты XVIII и XIX столетий.

Православное кладбище в Хельсинки Здесь же, в Куопио, располагается и резиденция архиепископа Карельского и всей Финляндии Льва. Службы в храме идут на финском, церковнославянском и русском языках. Из религиозных праздников, как мне рассказывали, широко празднуются Пасха, Рождество и Иванов день. Именно в эти праздники в основном можно застать православного финна в церкви. Причем, говорят, они не сильно утруждают себя частыми молитвами: помолиться раз-два в месяц считают вполне достаточным.

Финляндская Православная Церковь является автономной (автокефалию Вселенский Патриархат, несмотря на обращение к нему в 1980 году, ей не предоставил) Церковью, подчиняющейся с 1923 года напрямую Константинопольскому патриарху. До этого она оставалась в составе Русской Православной Церкви. В 1940 году восточные финны вновь перешли к России. Сейчас Православная Церковь в Финляндии насчитывает 25 приходов, 50 церквей и 100 часовен.

В отличие от Русской Православной Церкви, использующей юлианский календарь, Финляндская Православная Церковь живет по григорианскому летосчислению. Есть в стране и православные приходы, находящиеся в юрисдикции Московской Патриархии. Так, часть Русской Православной Церкви в стране – Покровский и Никольский приходы и часовня блаженной Ксении Петербургской в Хельсинки, домовый храм Казанской иконы Божией Матери в Пори и храм-часовня Успения Пресвятой Богородицы в Турку. По сведениям самого многочисленного Никольского прихода, членами его являются свыше 1,5 тысяч человек. После распада СССР и падения «железного занавеса» много православных переехало в Финляндию из стран бывшего Союза. И с 1990-х годов прошлого века вообще количество прихожан православных храмов постоянно растет.

В Йоэнсуу, на улице Церковной

В первый свой приезд в Финляндию я также побывала в губернии Северная Карелия, которая на востоке граничит с другой Карелией – республикой в составе России. Административным центром губернии является город Йоэнсуу с населением свыше 70 тысяч человек – это двенадцатый по численности город страны. Основан этот уютный тихий городок (переводится его название как «Устье реки»), кстати, в 1848 году императором Николаем I.

Православный храм святителя Николая в Йоэнсуу Вообще Йоэнсуу как будто выныривает из средней полосы России. Очень похож на Тарусу или Переславль-Залесский. Невысокие дома (есть улицы со старинными одноэтажными деревянными домиками), чисто прибранные улицы, неяркие тона и множество сосен и берез – они повсюду. Окраина города вообще находится в лесу. Через дорогу скачут белки и зайцы, грибы растут прямо под окнами домов, и трава пробивается сквозь асфальт – осторожно так, почти не давая трещин.

– У нас примерно 30 км общей границы с Россией. Эта близость во все времена сильно сказывалась не только на укладе нашей жизни, но и на вероисповедании. И сегодня это влияние прослеживается в религии, песнях, кухне, – сказал мне мэр Йоэнсуу Кари Карьялайнен.

Надо отметить, что православная община Северной Карелии – самая многочисленная по всей Финляндии. Вообще Йоэнсуу можно назвать культурным и учебным центром Финляндской Православной Церкви. В городе создан Центр православной культуры с постоянно действующей выставкой. Главные экспонаты – церковный календарь и различные сакральные предметы. Представлено здесь и более 150 работ финского художника Пентти Оксанена, на которых он запечатлел все православные храмы, часовни и молельные дома Финляндии.

Работает в городе и православная семинария (ректор – протоиерей Рауно Пиетаринен), активно сотрудничающая, как мне говорили, с Санкт-Петербургской духовной академией. Рядом с семинарией построена в традициях византийской церковной архитектуры совсем новая каменная церковь святого Иоанна Богослова, прекрасные фрески которой поразили меня. В Университете Восточной Финляндии в Йоэнсуу, где я тоже побывала, на кафедре теологии изучают Православие, готовят священнослужителей для православных храмов Финляндии.

На улице Церковной Городок этот также известен своими замечательными церквями – целая улица называется Кирккокату, что значит Церковная. Она проходит по центру города между двумя его основными храмами – православной деревянной церковью святителя Николая на севере и евангелическо-лютеранской на юге. Самой значимой частью изумительной деревянной православной церкви святителя Николая (1887 года постройки) является иконостас, расписанный в Санкт-Петербурге, в Александро-Невской лавре. Кстати, в городе популярны легенды о кошках, облюбовавших эту церковь. Впрочем, подтвердить не могу – сама я их не видала…

Сегодня между Россией и Финляндией активно развиваются паломнические связи. Две государственные Церкви страны нередко проводят совместные семинары, где православные и лютеранские священники обсуждают общее духовное наследие и понимание института Церкви. «У наших Церквей много общего, – сказал митрополит Хельсинкский Амвросий после одного из семинаров. – И не только единые корни и научное наследие. У нас одни и те же этические идеалы, хотя и доносим мы их с разными нюансами».

Финская православная церковь

Suomen ortodoksinen kirkko, Финская автономная православная Церковь (ФПЦ), наряду с лютеранской, является государственной Церковью в Финляндии.

Православные составляют 1% населения Финляндии, что делает ФПЦ во многом зависимой от помощи государства и международных структур. На протяжении своей истории ФПЦ следовала сначала националистическим, а после войны – космополитическим либеральным установкам правительства и настроениям общества.

ФПЦ в настоящее время находится в юрисдикции Константинопольского Патриархата. В 20-е гг. XX в. Константинопольский Патриархат воспользовался послереволюционными гонениями на Русскую Церковь в СССР и произвел раскол, отторгнув ФПЦ от Русской Церкви, несмотря на протесты св. Патриарха Тихона и русских архиереев за границей.

Под влиянием обновленческих реформ Константинопольского Патриарха Мелетия Метаксакиса и под давлением финского правительства, ФПЦ, возглавляемая Германом Аавом, проводит целый ряд преобразований в духе модернизма и экуменизма. ФПЦ принимает новый календарный стиль, и – единственная из Православных Церквей – западную Пасхалию. В 1924 г. Герман Аав впервые совершил пасхальные богослужения по западному календарю в нарушение канонов Вселенских соборов о правилах празднования Пасхи.

С тех пор ФПЦ следует курсом все большего обмирщения, экуменизма и космополитизма. Процесс особенно ускорился после избрания в 2001 г. архиеп. Льва (Макконена) главой ФПЦ. Среди иерархов ФПЦ выделяется известный предатель Православия митр. Хельсинкский Амвросий, один из подписавших Баламандское соглашение (унию) в 1993 г.

Архиеп. Лев вручает Бенедикту XVI «икону» еп. Генриха-Мученика, почитаемого святым в католической церквиАрхиеп. Лев, католический епископ Теему Сиппо и лютеранский «архиепископ» Юкки Парма. Турку, 5.9.2009Экуменические будни ФПЦ
Часовня Св. Марии (Леви, округ Киттила). Женщина-«пастор» благословляет собравшихся на фоне иконы Господа Вседержителя, подаренной в 1999 г. в эту лютеранскую часовню архиеп. Иоанном, тогдашним первоиерархом ФПЦ.В часовне Tahko Spa – центра развлечений в Тахко (Финляндия). Слева направо: коммерческий директор Ново-Валаамского монастыря Вейкко Халонен, архиеп. Лев, известный защитник права гомосексуалистов лютеранский «епископ» Вилле Риеккинен, пастор Симо Коркалайнен, Ярмо Перттила. 26.11.2005

Сближение с западными конфессиями делает ФПЦ практически неотличимой на фоне господствующей в Финляндии лютеранской церкви.

Экуменические контакты, молитвы и совместные богослужения с иноверцами являются повседневной нормой для ФПЦ. ФПЦ активно участвует в диалоге с католической церковью, с лютеранскими конфессиями, участвует в межрелигиозном диалоге. Начиная с 1985 г., 19 января в Риме в католическом костеле Santa Maria sopra Minerva проходит ежегодное экуменическое богослужение с участием католического епископа, главы ФПЦ и лютеранского «архиепископа». В самой Финляндии организуются ежемесячные экуменические богослужения для лютеран.

Даже церковные визиты архиеп. Лев совершает вдвоем с главой лютеран Финляндии, в частности, в 2008 г. в Ватикан, в Элладскую Православную Церковь. В январе 2010 г. архиеп. Лев был принят папой Бенедиктом XVI в составе финской делегации, в которую входили глава финских католиков еп. Теему Сиппо и лютеранский «архиепископ» Юкки Парма. Визиты в аналогичном составе являются традиционными.

Еще с 70-х гг. в Финляндии православные иерархи освящают экуменические «часовни» совместно с представителями иных конфессий, чаще всего лютеран. В ФПЦ существует еще одна экуменическая «традиция»: православные священнослужители дарят православные иконы в лютеранские кирхи и часовни (см. фото ниже).

В одной из епархий ФПЦ, наряду с епархиальным архиереем, за православным богослужением поминается местный лютеранский епископ. Целью такого беззакония объявляется удобство лютеран, которые могут находиться в храме. Известно, что в отдельных приходах явочным порядком практикуется интеркоммюнион, т.е. иноверцам подается Святое Причастие. Митр. Амвросий Хельсинкский является сторонником этих беззаконных действий и считает, что в качестве первого шага Церковь должна благословить неправославных членов смешанных семей приступать к Причастию (Aamun Koitto 17/2005).

Согласно митр. Амвросию, Финляндия является образцом межцерковного сотрудничества. Если бы Финская Церковь не была связана обычаями иных (православных. – Ред.) стран, такое сотрудничество могло бы быть еще более тесным. Мы внимаем тому, что происходит в лютеранской церкви: в отношении рукоположения женщин, и в этом отношении мы отличаемся от всего остального Православного мира.

Следуя этому направлению, в 2007 г. митр. Амвросий поднял вопрос о «женском» священстве в связи с постановлением православно-англиканской комиссии. Он заявил крупнейшей финской газете Helsingin Sanomat 1 февраля 2007 г., что вопрос о женском священстве не разделяет церкви. У православных широкий взгляд на этот вопрос, но посвящение женщин в епископы является проблематичным для нас с точки зрения Церковного учения. 6 апреля 2007 г. та же газета цитирует митр. Амвросия, заявившего, что он не видит ничего невозможного в рукоположении женщин в Православной Церкви. Однако этот вопрос, по его словам, еще не стоит на повестке дня и пока не был исследован ни на одном из православных совещаний.

Развитие в ФПЦ модернизма и аморализма с их терпимостью ко греху практически устранило представления о благочестии. Как отмечают издания ФПЦ, на практике ее прихожане почти не соблюдают пост и не считают необходимой исповедь.

Особенно ярко аморализм проявляется в вопросе о содомском грехе и его допустимости для членов Церкви. Согласно докладу «О спорах вокруг гомосексуализма в Финской Православной Церкви», точкой отсчета стал 1990 г., когда вышел номер финского молодежного «православного» журнала Logos, посвященный теме «Церковь и сексуальность». В нем редактор Тапани Карккайнен поместил интервью с «православным» извращенцем.

После признания в 2002 г. Финским правительством юридической силы «союзов» между извращенцами, ведущие клирики и миряне ФПЦ сочли возможным открыто выступить в поддержку терпимости содомского греха в Церкви. В 2003 г. они приняли активное участие в учреждении экуменического движения «Единение», которое ставит своей целью добиться равноправия содомитов в Церкви, вплоть до доступа в члены иерархии.

Среди участников движения «Единение» несколько священников: Хейки Хуттунен (генсек Финского экуменического совета), Тимо Лемукоски, Маркку Салминен (член правления ФПЦ), протодьякон Юха Лампинен; а также — журналист Юрки Харконен (секретарь по богословским вопросам архиеп. Льва Финляндского), Тапани Карккайнен (редактор «Логоса», а впоследствии главный редактор журнала Aamun Koitto, главного издания ФПЦ), Пия Валконен (нынешний редактор Aamun Koitto), «православный» журналист Хеллеви Матихалти и др.

Движение «Единение» намерено добиться того, чтобы 1) дома извращенцев могли быть «освящены» по их просьбе, 2) извращенцы-сотрудники приходов получили право вступать в «законные союзы», 3) церкви обеспечили возможность «благословения» союзов между извращенцами.

В особом заявлении православных участников также говорится: Мы, нижеподписавшиеся члены Православной Церкви, принимаем ценности движения «Единство» и будем защищать их в нашей Церкви в рамках Священного Предания и канонов. Мы надеемся, что представители сексуальных меньшинств найдут духовный дом в своих приходах и что открытая и деловая дискуссия будет способствовать терпимости и любви к ближнему в нашем церковном окружении.

В 2006 году с теми же участниками возникает уже чисто «православное» «Общество радуги» для борьбы за равноправие извращенцев в Православной Церкви.

31 июля 2006 г. архиеп. Лев (Макконен) заявляет, что решение лютеранской церкви Швеции о церковном «освящении» союзов между извращенцами никоим образом не повлияло на экуменическое сотрудничество между ФПЦ и шведскими лютеранами. Я встречался с архиепископом Швеции ранее и собираюсь делать это в будущем, — заявил архиеп. Лев.

Летом 2007 г. Издательский совет ФПЦ публикует школьный учебник для старших классов, составленный секретарем архиеп. Льва Финляндского Юрки Харконеном. В нем, наряду с модернистскими и экуменическими лжеучениями, содержится совершенно аморальное учение о человеческом теле. В частности, Харконен утверждает, что человеческое тело в его нынешнем падшем состоянии является союзником на пути к Фаворскому Преображению. Согласно учению Харконена и Издательского совета ФПЦ, Христианство считает чувственность и страсть «положительными вещами», а признание «божественности тела» является основной вестью Христианства. Учение Святых отцов о нравственности объявляется обусловленным общественной моралью их времени. Православное учение о любви и сексуальности содержит в себе множество разнообразных путей,- завершает свою проповедь безнравственности автор школьного учебника.

На рубеже 2007-2008 гг. Синод ФПЦ отправляет запрос в Константинопольский Патриархат, в котором утверждает, что учение о нравственности, предлагаемое движением «Единение», не противоречит Православному Преданию, и поэтому нет необходимости запрещать священнослужителям участвовать в его деятельности.

Наконец, 13 ноября 2008 г. архиеп. Лев делает публичное заявление о том, что он признает законными союзы между «православными» содомитами. Архиеп. Лев утверждает, что зарегистрированные «союзы» между извращенцами не представляют для ФПЦ никакой проблемы: Допуская к участию в богослужениях Церкви, ни одного верующего не спрашивают о его семейной жизни. Человек, вступивший в зарегистрированный союз с человеком того же пола, не может быть священнослужителем. Перед церковными работниками-мирянами мы таких преград не ставим.

В мае 2009 г. «православное» «Общество радуги» выступает в качестве одного из организаторов Европейского форума «христиан» извращенцев «Мужество следовать закону любви» в городе Ярвенпяя под Хельсинки. Клирики ФПЦ активно участвовали в его работе. В ходе форума, например, 21 мая, читался «акафист» «Хвала Богу за все творение» (ответственный — «православный» регент Томас Сидоров). 22 мая выступил с основным докладом на форуме о. Хейкки Хуттунен «Человеческая сексуальность в православном богословии».

Во время церемонии открытия форума содомитов священник православного храма в городе Ярвенпяя о. Йоханнес Кархусаари приветствовал собравшихся извращенцев и выразил надежду, что члены сексменьшинств, ощущающие себя православными, найдут свой духовный дом в православных приходах и смогут полноценно участвовать в богослужениях, молитвах и таинствах.

Митр. Амвросий Хельсинкский, сам являющийся масоном с 80-х гг. XX в., открыто выступает за пересмотр отношения Православной Церкви к этому антихристианскому движению. В епархиальном центре «София» он несколько раз устраивал собрания для членов масонских лож Финляндии, как об этом сообщает официальный журнал финских масонов Koilliskulma (№ 2, 2009 г.). Согласно сообщениям финских СМИ, митр. Амвросий неоднократно выступал на масонских собраниях. Полумасонские организации типа Lions’ Club и «Ротари клуб» давно считаются вполне безобидными в ФПЦ, и большинство священнослужителей являются членами этих организаций.

С 20-х гг. XX в. в Русской Церкви известен масштаб модернистского отступления от веры и закона Божия в ФПЦ. Поэтому сегодня никого не могут удивлять тесные контакты ФПЦ с сектой о. Г. Кочеткова, который имеет широкие связи в Финляндии. О. Г. Кочетков рекомендовал кандидатуру своего последователя В. Максимовского на должность разъездного священника и подтвердил свое желание активно сотрудничать в будущем с иерархами и клириками ФПЦ, в частности, с митр. Хельсинкским Амвросием.

См. также

A Report on the Homosexuality Debate in the Orthodox Church of Finland (Доклад о спорах вокруг гомосексуализма в Финской Православной Церкви)

Призыв к сохранению Финской Православной Церкви под покровом Православного вероучения и Святой Традиции

12.12.2012 Извращенцы в “Финской православной церкви”

12.10.2011 В Хельсинки обсуждали вопросы модернистской индоктринации

Источники

Tradizionale celebrazione ecumenica finlandese 19.01.2005

Juha Malmisalo. In Pursuit of the Genuine Christian Image. Erland Forsberg as a Lutheran Producer of Icons. Helsinki, 2005

В Финляндской Православной Церкви (Константинопольский Патриархат) не считают практику освящения однополых союзов препятствием для продолжения контактов с Церковью Швеции // Патриархия.Ру. 31.07.2006