Православные поляки

Содержание

Религия в Польше

Смотреть что такое «Религия в Польше» в других словарях:

  • Религия в Норвегии — Нидаросский собор, крупнейшая церковь в Норвегии. Религия в Норвегии. Государственной религией в Норвегии является лютеранство. Также су … Википедия

  • Религия в России — … Википедия

  • РЕЛИГИЯ — (лат. religio) одна из древнейших идеологич. форм; находит свое выражение в ритуальных и мифологич. системах, деятельности культовых орг ций, ориентации массового сознания и личности. В религ. представлениях и действиях фантастически… … Советская историческая энциклопедия

  • Международное общество сознания Кришны в Польше — Международное общество сознания Кришны (ИСККОН) известно в Польше своей миссионерской деятельностью. Устраиваемые кришнаитами киртаны в общественных местах и проводимая ими социальная работа привлекает к этой религиозной группе значительное… … Википедия

  • Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в Польше — В списке Всемирного наследия ЮНЕСКО в Республике Польша значится 13 наименований (на 2012 год), это составляет 1,4 % от общего числа (962 на 2012 год). 12 объектов включены в список по культурным критериям, причём 2 из них признаны шедеврами … Википедия

  • Спорт в Польше — популярен и развит. Польские спортсмены представляют свою страну в международных соревнованиях по большинству видов спорта. Польские горы удобны для проведения соревнований по зимним видам спорта, а побережье Балтики служит привлекательным местом … Википедия

  • Славянская религия — Традиционные религии Ключевые понятия Бог · Богиня мать · Божество · … Википедия

  • Фашизм и религия — Бляха армии вермахта. Надпись: «Gott mit uns» «Бог с нами» См. также раздел «Национал социализм и религия» в статье «Национал социализм» Фашизм и религия явление, при кот … Википедия

  • Украинцы в Польше — Это статья является частью серии статей о народе Украинцы … Википедия

  • Караимская религия — Статья по тематике Караимский народ Язык · Религия · Общины Персоналии Общественные деятели · Деятели культуры · Филантропы · Богословы · Фамилии … Википедия

История цивилизации в Польше. Принятие христианства

Действие первой картины цикла датируется 965 годом, и Матейко подчёркивает этим, что изображает он не собственно крещение народа, а момент прибытия в Польшу чешской княжны Дубравки. Через год после женитьбы на ней князя Мешко Первого и началась христианизация, так что Дубравка выступила в роли своеобразного культурного агента (примерно как Анна из Македонской династии). Роль совершенно естественная: Чехия в 10-м веке была более цивилизованным государством, чем её северный сосед, в силу уже свершившейся христианизации и налаженных связей с Римом и Германией.
Пясты только начинали встраиваться в европейскую систему. Чешский брак Мешко должен был этому помочь: помимо союза с Прагой он сулил дружбу с саксонцами, необходимую для экспансии в земли балтийских славян, и союз с Римом, чьё одобрение очень помогло бы в том же деле. Без принятия христианства поляки могли оказаться как раз в роли лютичей и прочих, должных подчиниться недавно учреждённой Магдебургской епархии: ведь восточные границы последней не были определены и могли простираться хоть до Полоцка…

Итак, крещение было чисто политическим мероприятием, несмотря на рассказы хронистов об ангельском нраве Дубравки, склонившей в свою веру сурового язычника; брак наверняка заключался с определёнными намерениями. Теперь стоит взглянуть на картину ещё раз: Дубравка изображена в левой её части, это девушка в яркой одежде с большой свечой в руках, левее пахаря.
Кстати, насчёт невесты не все историки были одного мнения. Козьма Пражский, например, пишет: «»Будучи уже в преклонном возрасте, она вышла замуж за польского князя, сняла при этом со своей головы убор и надела девичий венец, что было большим безрассудством с ее стороны». Что такое преклонный возраст в этом случае, не совсем понятно: может быть, 35, а может, и 20. По крайней мере, рожать детей новая польская княгиня ещё могла. Есть мнение, что Козьма «ввернул» про преклонный возраст только из любви к риторике: сестру Дубравки звали Млада.
До замужества княжна была монахиней. Некоторые историки считают, что её биография была богаче, и основываются на тексте Титмара, четырежды назвавшего одного немецкого князя, Гинцелина Мейсенского, братом Болеслава Храброго. Это может означать, что Дубравка была замужем за Гюнтером Мерзебургским, родила ему трёх сыновей, потом по каким-то причинам этот брак был расторгнут, и она досталась уже поляку. Русская Википедия пишет об этом слишком уверенно, и верить ей не надо: подобные разводы были не в обычае, сыновья Гюнтера считались рождёнными от законной любви, а он сам точно пережил свою гипотетическую жену. Маркграф погиб в 982 году в Италии, сражаясь с сарацинами на стороне своего сюзерена императора. И ещё одно соображение: одна из жён Болеслава была внучкой Гюнтера, то есть должна была приходиться ему родной племянницей, а североевропейские нравы такое исключают. Скорее всего, Гинцелин и Болеслав просто были некоторое время женаты на родных сёстрах.
Князь Мешко изображён на картине стоящим на возвышении. Левой рукой он оперся на крест как на символ всего происходящего, правой — на меч как на символ своей власти. Подножие креста — хорошее место, с которого можно посмотреть на свою страну свежим взглядом… Матейко изображает Польшу как лесистый и богатый водой край: тут и пуща, и озеро (Ледницкое озеро в Великопольше); земледелие здесь только начинается с первой бороздой, тянущейся к левому углу картины, и города только думают появляться: мы видим крепостные укрепления на острове. Но орлы уже кружат в небе, предвещая великое будущее польскому народу.
Пахарь, кстати, совсем непростой (наверное): основатель династии Пястов, давший ей своё имя, был, согласно легенде, именно пахарем, а теперь его правнук выводил свой род на широкую арену европейской истории. Сын Мешко и Дубравки стал первым польским королём, один из внуков — правителем чуть ли не всего Севера (это я о Кнуде Великом), и даже это было только началом.
Кто ещё есть на картине? Чуть левее центра мужчина принимает крещение; это Сцибор, младший брат Мешко. А крестит его Войцех-Адальберт, знаменитый святой, один из самых почитаемых сейчас в Центральной Европе. В 965 году ему было всего 10 лет, так что Матейко изобразил Войцеха только как символическую фигуру, указывающую на приход христианства именно из Чехии, а не от немцев, и предсказывающую скорую самостоятельность. Правее нарисован его брат, Рахим-Гауденций, ставший тридцатью годами позже первым архиепископом гнезненским. Это человек с книгой в руках. Он тоже был совсем мал во время изображённых событий, так что выполняет функцию вестника из другой эпохи.

А на заднем плане у лодок возятся люди. Это новообращённые уже торопятся идти походом в земли язычников, чтобы нести им благую весть. Тоже символично: в последующие века поляки привыкли считать своей миссией распространение католичества на восток; и они немало в этом преуспели…

Католическая вера в Польше, и ее отличия от православия

Практически весь польский народ является верующим. Люди ходят на службы, придерживаются постов и стараются как можно меньше совершать греха. Какой же религии придерживаются поляки. В основном, а точнее от 75% до 90% (по разным данным) поляков, посещают Римско-католические храмы. Главная религия в Польше это христианство, но направление католицизм. Но это не единственное направление религии в стране. Помимо этого есть еще и другие религии и даже секты. Среди поляков можно встретить и иудеев и православных верующих и много других направлений вероисповеданий.

Чем отличается православная вера от католической

Особых различий между этими двумя вероисповеданиями, по сути, не так много. Отличительной чертой в католицизме является то, что к «символу веры» прибавлено филиокве: присутствие христианских догматов о целомудренном зачатии Святой девы Марии и об её телесном вознесении, также о том, что папа непогрешим (с обетом безбрачия). Филиокве (filiokue) это приложение, созданное в западно-христианской церкви о том, что святой дух исходил не только от бога-отца, но и от сына. А православная церковь отказалась от Филиокве, это и послужило основным поводом для разделения этих двух церквей. Вообще это разделение церквей произошло в 1054 году. Но также существует версия, что это случилось в 1204 году, в тот период, когда крестоносцы завоевали Константинополь.

Католиков от православных, можно отличить по тому, как они накладывают на себя крест. У них это происходит по-разному, православные крестятся справой стороны на левую сторону, а католики точно также, только, наоборот, с левой стороны на правую. Также есть различие в постановки пальцев, Православные верующие крестятся тремя пальцами, что означает единство отца, сына и святого духа, а католики крестятся всей ладошкой. Хотя это не строгие правила, все зависит от того какой обряд происходит.

Брак католических верующих с православными

Если ваш избранник либо избранница принадлежит к православной вере, а вы к католической, либо наоборот, и вы решаетесь связать свою жизнь узами брака, то особых проблем на вашем пути возникнуть не должно. Об этом говорил сам Папа Римский Иоан Павел II. В том случае если представители разных вероисповеданий, католицизма и православия решать вступить в брак друг с другом, то никому из них менять свое вероисповедание нет необходимости. А обряд самого венчания может проходить как в католическом костеле, так и в православном храме. И та и другая церковь признает такие браки.

Главные католические праздники в Польше

Рождество Христово и Пасха. Также отмечаются День Всех Святых, Новый год, Три короля, Пепельная среда, Великая Неделя, Вознесение, День Божьей Матери Королевы Польской, Праздник Тела Господнего и Праздник Божьей Матери.

Существующие обряды католической церкви

Первым католическим обрядом в жизни человека является крещение. Этот религиозный обряд проводиться малышу, спустя небольшое время после его рождения, заключается он в обмывании дитя святой водой.

Затем некоторое время спустя, перед Причастием проводиться Первая Исповедь. Во время Причастия преломляется хлеб, и ребенок должен съесть небольшой кусочек от него. Этот обряд делает его настоящим католиком, но и накладывает на верующего обязательства блюсти Господни заповеди, а также посещать служения по воскресным дням.

История перехода костёла на польский язык

Ранее служба в католических костелах проходила на латинском языке, это происходило еще до начала военных действий. Поэтому не все верующие улавливали смысл читаемого во время этих служб. Первые изменения в католической церкви произошли в пятидесятых-шестидесятых годах. Второй Ватиканский собор принял решение о том, что с этих пор все службы в католических костелах должны проходить на польском языке. Но даже после этого решения некоторые службы продолжали вестись на латинском языке. И только когда Папой Римским становиться Иоан Павла II, все католические церкви полностью переходят на польский язык.

Папа Римский Иоан Павел II, сделал очень много для церквей и для верующих в Польше. Со слов известной фразы сказано, что Римский Папа для Польши больше чем Папа Римский. Это на самом деле так и есть. Поляк Иоан Павел II становиться Папой Римский в период Советской Власти. В то время костел являлся одной альтернативой официальным пропагандам.

Лагерь социализма, в то время был отделен от внешнего мира «железным занавесом». Коммунисты, которые находились тогда у власти, творили, то что им вздумается. Обо всех событиях, которые происходили, не знал никто за пределами Польши. Но уже в, то время был информационный канал, по которому передавались честные новости о происходящих событиях в стране. Это была дипломатическая почта Ватикана.

Происходило это так, любой польский житель мог отправиться в костел и рассказать своему ксендзу о любых новостях. Затем ксендзу отправлял эту информацию дальше, по своим церковным каналам. Тогда существовал закон о том, что дипломатическую почту не имеют право проверять на границе. Это давало ксёндзу, который ехал в Ватикан решать дела костела, перевести на запад новости об истинном положении вещей. Именно так обо всех новостях, которые происходили в стране, было известно на западе.

Вообще жизнь поляка сложно представить без костела и без веры. У них у всех принято по воскресным дням посещать служения в костеле. Для них это также привычно, как и пожелать соседу доброго утра. У детей в школах существует урок под названием «Религия», на этих занятиях детей обучают основным понятиям католической веры. По окончанию всего курса таких уроков, ребенок сдает экзамен на знание этого предмета, и только после успешной сдачи, может проходить церемонию венчания в католической церкви. Но в том случае если ребенок, относиться к какому, либо другому вероисповеданию, имеет право пропускать эти занятия.

Конечно же, в Польше существуют и атеисты, но их в стране совсем не много. И в наше время поляков, считают одним из самых верующих народов в мире.

Вероисповедание в Румынии: православие фактически считается государственной религией

Скачать эту статью

Христианство в Румынии признано господствующей религией. Появилось в стране оно много веков назад и поэтому имеет свой национальный колорит. Так, например, во всем мире известна церковь деревни Бьертан в Трансильвании её специальная церковь. В ней устроена «комната примирения разводящихся». Сюда приходят перед тем, как получить документ о расторжении брака.

Местные супружеские пары живут здесь две недели в тесноте и спят на одной кровати, питаются за одним столом, довольствуются одной ложкой, одно тарелкой и одним столом. В результате за 300 лет здесь только один раз зафиксирован случай развода.

Румыния — это православная страна

Какая вера у румын главная жители соседних стран прекрасно знают. Дело в том, что большинство румын, а это 86,7% относят себя к православным. При этом большинство из них принадлежит к Румынской православной церкви.

При этом отвечая на вопрос: какая религия в Румынии самая распространённая, необходимо помнить о том, что существует неурегулированный вопрос взаимоотношений Румынской православной церкви с Молдавской церковью.

Именно поэтому по данным переписи 2002 года православных в стране почти что 90%, но цифра может меняться в большую или же меньшую сторону. Всё зависит о того, входят ли в это число православные Молдавии или же нет.

Патриарший собор в Бухаресте. Несмотря на то, что в Румынии присутствуют все христианские концессии, больше всего здесь проживает православных

Католики — это вторая по численности религиозная деноминация в стране. Их количество составляет 1 028 401 или 4,7%, при этом 191 556 или 0,9% принадлежит к греко-католикам. Подавляющее большинство католиков латинского обряда сосредоточенно в Трансильвании, на западе страны.

Из 1,2 миллионов католических верующих 770 000 человек — это этнические венгры, 360 000 происходит из этнических румын и ещё 70 000 составляли этнические немцы. Греко-католики проживают в северо-западных районах Румынии. Их количество, по данным переписи 2002 года, составляет 191 556 человек.

В Румынии присутствуют: православные, католики, протестанты.

В Румынии также присутствуют протестанты. Это англикане, баптисты, адвентисты, евангельские христиане, пятидесятники и т.д. Крупнейшими протестантскими конфессиями являются реформаторы 560 000 и пятидесятники 450 000.

В стране также действуют приходы баптистов 140 000, адвентистов 67 000, унитариан 57 000, лютеран 44 000 человек. Крупнейшими же протестантскими конфессиями в Румынии признаны реформаторы — 560 000 человек и пятидесятники — 450 000 человек.

Герб Армянской апостольской церкви. Кроме православия и католицизма в Румынии можно встретить представители практически всех ветвей христианства

Кроме того, религия Румынии также представлена Армянской апостольской церковью. Количество верующих составляет 1 200 000 человек размещённых в 6 приходах. Также насчитывается 70 000 представителей маргинального христианства различных направлений. Это последователи Церкви Иисуса Христа святых последних дней, мормоны, Свидетели Иеговы и т.д.

Религия в Румынии отделена от государства, при этом православная церковь им поддерживается

Румынских мусульман в стране немного. В основном это этнические турки, проживающие в районе Добружи. Их насчитывается 67 тысяч человек. Есть в стране и последователи иудаизма, число их не превышает 7 000 человек.

Стоит также сказать о том, что в стране живут также люди, не относящие себя ни к какой религии. Их количество составляет 23 105 человек и это последствия господства в течение длительного времени в стране коммунистического режима.

Мечеть в Констанце. Практически все мусульмане в Румынии — турки

Вероисповедание в Румынии основывается не только на религиозных предпочтениях её граждан, но и регулируется законом. Так в румынской конституции закреплено, что Румыния представляет собой светское государство.

В ней задекларирован принцип свободы совести, а также равенство все официально признанных религий перед законом. При этом статья 7 Закона о свободе вероисповедания говорит о том, что:

«Румынское государство признает важную роль Румынской православной церкви и других церквей и культов, признанных в национальной истории Румынии и в жизни румынского общества».

Ст. 7 «Закона о свободе вероисповедания»

Так Церковь поддерживает государство, а высокопоставленное духовенство получает зарплату из государственной казны.

Румынская православная церковь — это основная форма организации православных в стране

Румынская православная церковь удерживает первенство в стране по числу паствы. На 2011 год их количество составляет 86,45% населения или 16 307 004 человека. Это автокефальная поместная церковь, занимающая 7-е место в диптихе автокефальных поместных церквей.

По версии Московского патриархата это место восьмое. Её юрисдикция — территория Румынии и румынская диаспора. Она, как и прочие официально зарегистрированные религиозные организации в Румынии, имеет де-факто государственный статус: жалованье духовенству выплачивается из государственной казны.

Флавий Пётр Савватий Юстиниан I, византийский император. Юстиниан учредил в городе Юстиниана Первая центр церковной администрации, которая управляла Дакией (территория будущей Румынии)

Христианская религия у румын известна с IV века. Ранее на территории страны существовала римская провинции Дакия, входившая в область Иллирика. Именно поэтому дакийские епископы находились в ведении архиепископа Сирмийского, который подлежал юрисдикции Римского епископа.

В V веке гунны разрушили Сирмию и церковная область Дакии перешла в юрисдикцию архиепископа Солунского. Позже она подчинялась то Риму, то Константинополю. В VI веке император Юстиниан I учредил в своём родном городе — первой Юстиниане, центр церковной администрации, при этом Дакию подчинили ему.

1359 в этом году на территории Валахии учредили митрополию Константинопольского патриархата

Митрополия Валахии входила в состав Охридской архиепископии, а затем Тырновского патриархата (1234—1393), вследствие чего восприняла кириллический алфавит и церковнославянский язык в качестве литургического. В 1324 году Валалахия приобрела статус самостоятельного государства.

В 1359 году в неё учреждена митрополия Константинопольского патриархата. При этом её деятельность до XVIII века носила в основном формальный характер.

Османская империя завоевала Румынию, но богослужения проводились там по-прежнему

После завоевания румынских земель Османской империей, В Валахии и Молдове сохранилась полная свобода богослужения. Так дозволялось строить новые храмы и основывать монастыри, а также созывать церковные Соборы.

Так как местные господари покровительствовали православной церкви, восточные Патриархаты, а также Афонские монастыри приобретали здесь имения и открывали. Их имения и подворья — это основная статья доходов православной церкви в то время.

Амвросий (Серебреников), 3-й архиепископ Екатеринославский и Херсонско-Таврический. Амвросий — первый экзарх вновь учрежденной «Молдо-Валахской экзархи»

В 1711 году Молдавия, а в 1716 году Валахия перешли под управление князей, назначаемых султаном из нескольких семей греков-фанариотов. В результате церковная жизнь Румынии значительно эллинизировалась, церковнославянский язык в городах заменили на греческий, а в деревнях его вытеснил румынский язык.

В 1776 году Валашскому митрополиту был пожалован титул «Наместника Кесарии Каппадокийской» — самой старшей по чести кафедры Константинопольского патриархата, которую в IV веке возглавлял святитель Василий Великий.

После победы России в XVIII веке в русско-турецкой войне русские стали покровительствовать православным, проживающим, на завоеванных территориях. В результате в 1789 году российский Святейший синод учредил «Молдо-Валахскую экзархию».

1789 в этом году Святейшим Синодом учреждена «Молдаво-Валахская экзархия»

Её местоблюстителем 22 декабря этого года стал бывший архиепископ Екатеринославский и Херсонеса Таврического Амвросий (Серебреников). 1792 году митрополитом Молдо-Влахийским с титулом экзарха Молдавии, Валахии и Бессарабии назначен Гавриил (Бэнулеску-Бодони).

В 1793 году его заточили в тюрьму в Константинополе и после осуждения Синодом Константинопольской церкви его назначили на Екатеринославскую кафедру, при этом его сохранили титул «экзарха».

В 1859 году князь Александр Куза, осуществил реформы против Православной церкви

Вначале XIX прославился Митрополит Молдавский Вениамин (Костаки). Он выступал против фанариотов и приветствовал переход Молдавии под власть в России.

В 1808—1812 году территории княжеств переподчинили, а когда был заключён в 1813 году Бухарестский мирный договор, в отошедшей к России Бессарабии учредили Кишневскую и Хотинскую епархию, во главе которой стал митрополит Гавриил.

Митрополит Молдавский Вениамин (Костаки). Господарь Молдавии, выступал за присоединение Молдавии к России

В 1859 году княжества Валахия и Молдовы объединились в составе Молдавского княжества. Правившей в то время Румынией князь Александр Куза, под влиянием

Франции осуществил реформы, направленные против Православной церкви. Им быль создан новый орган церковного управления «Генеральный национальный синод», включавший всех румынских епископов и по три депутата от духовенства и мирян каждой епархии. Синод мог собираться всего лишь один раз в год и светская власть его полностью контролировала.

Князь осуществлял также назначение архиерея. Закон 1863 года установил полную конфискацию (секуляризацию) все церковного и монастырского имущества. Против этого активно выступили такие представители Православной церкви как: братья Скрибаны: епископ Филарет; постриженик Киево-Печерской лавры и епископ Неофит.

Александру Ион Куза, князь Объединённого княжества Молдавии и Валахии. Князь активно выступал против Православной церкви, строго регламентировав церковную жизнь

В 1865 году местная Церковь провозгласила себя автокефальной, но Константинопольский патриархат признал это только в 1885 году.

После того, как Румыния аннексировала Бессарабию в 1918, через год Состоялся Собор. Он объединил епархии Румынии, Трансильвании и Буковины. 1 февраля вновь образованная церковь, а за ней и вся страна перешла на григорианский календарь.

Конституция Румынии 1923 года признавала Румынскую православную церковь национальной церковью страны. В 1924 году Румынская православная церковь официально перешла на новоюлианский календарь.

В 1925 году Румынской православной церкви дарован Патриарх

4 февраля 1925 года Румынская православная церковь решением Священного синода провозглашена Патриархатом. Оно признанно каноническим, о чем свидетельствует томос Константинопольского патриарха от 30 июля 1925 года.

Тогда же торжественно возвели митрополита–примаса Мирона в сан Блажейнешего Патриарха всей Румынии, наместника Кесарии Каппадокийской, митрополита Унгро-Влахийского, архиепископа Бухарестского. Когда в июне 1940 года Бессарабия вошла в состав СССР, церковные структуры переподчинили Московскому патриархату. На Кишинёвскую епархию направили епископа Алексия (Сергеева) с возведением в сан архиепископа.

Патриарх всея Румынии, наместник Кесарии Каппадокийской, митрополит Унгро-Влахийский и архиепископ Бухарестский Мирон (Кристя). Отец Миро стал первым Патриархом Румынии

Королевство Румыния вместе с гитлеровской Германией 22 июня 1941 года напало на СССР. В результате в Бендерах 30 августа 1941 года было заключено румыно-германское соглашение, согласно которому ей отходила область, расположенная между реками Днестр и Южный Буг.

Новая область получила название Транснистрия. Здесь открыли православную миссию во главе с архимандритом Юлием (Скрибаном). В Транснистрии запретили деятельность иных православных организаций, включая Украинскую автокефальную церковь. После восстановления советского контроля над Транснистрией в августе 1944 года территория перешла под юрисдикцию Московского патриархата.

При коммунистах православие в Румынии не подвергалась особым гонениям

После установления в 1948 году коммунистического режима Румынская Православная церковь не подверглась значительным гонениям, при этом государство жёстко контролировало церковную жизнь. Так Церковь была обязана исполнять указания государственного Министерства культов.

При этом юридически Румынская православная церковь не была отделена от государства. Коммунисты также платили жалование румынскому духовенству. С 1948 по 1977 год Церковь возглавлял патриарх Юстиниан.

Герб Министерства культов Румынии. Во времена коммунистической власти в Румынии представители всех религий должны были исполнять распоряжения Министерства культов

После падения я 1990 году коммунистического режима восстановлена запрещенная Грекокатолическая церковь. 30 июля 2002 года правительство Владимира Воронина предоставило Бессарабской митрополии официальный статус.

Митрополия в составе Румынского патриархата признана правопреемницей Бессарабской митрополии, существовавшей в Бессарабии со времени её аннексии Румынией в 1918 году до вхождения в состав СССР в 1940 году.

1992 году бывший епископ Московского патриархата Петр (Пэдурару) возглавил восстановленную Бессарабскую митрополию в качестве местоблюстителя; в 1995 году был возведён в сан митрополита. В 2018 году Вселенский патриарх Варфоломей освятил новый кафедральный собор Румынского Патриархата — собор Национального спасения.

Патриарх Феоктист (Арэпашу). С именем Патриарха Румынской православной церкви связанно её возрождение в посткоммунистические времена

В наше время Румынская Православная церковь имеет трения с Московским патриархатом из-за политики Румынского патриархата на территории Молдовы. РумПЦ насчитывает в своих рядах 1 425 044 человек и 13527 культовых сооружений. Церковь разделена на 10 митрополий. Высший орган власти — Священный Синод, состоящий из Предстоятеля (Патриарха) и всех архиереев Церкви.

Наиболее распространенное в Румынии православие представлено и за рубежом среди румынской диаспоры. Существует, например, Австралийская и Новозеландская епархия РумПЦ.

Русская Православная Церковь

Польская Православная Церковь

Дата создания: 1948 г. Описание:

Историческая справка

Начало распространению христианства на территории современной Польши было положено в середине X века князем Мешко I. В XIII в. были открыты православные епископские кафедры в Холме и Перемышле. Христианство восточной традиции господствовало в польских землях до конца XIV в., когда началось его вытеснение католичеством. До XIX столетия православные епархии на территории современной Польши находились в составе Киевской митрополии. В 1840 г. была образована самостоятельная Варшавская епархия. В 1875 г. в ее состав вошла униатская Холмская епархия, преобразованная в Люблинское викариатство (с 1905 г. — самостоятельная Холмская епархия). В связи с провозглашением в 1918 г. независимого Польского государства указом Святейшего Патриарха Тихона Православной Церкви в Польше в 1921 г. была дарована «широкая поместная автономия». В середине июня 1922 г. митрополит Варшавский Георгий (Ярошевский) под давлением польского правительства предпринял шаги, направленные на создание автокефальной Церкви в Польше. В 1924 г. Константинопольский Патриарх Григорий VII подписал Томос № 4588 о создании в Польше автокефальной Православной Церкви. Эта автокефалия не была признана Русской Православной Церковью.

В 1920-30-х гг. в рамках политики полонизации разрушено или конфисковано более половины православных храмов, был снесен кафедральный собор святого Александра Невского, на месте которого сегодня находится Памятник неизвестному солдату.

В июне 1948 г. делегация во главе с архиепископом Белостокским и Бельским Тимофеем обратилась к Русской Церкви с ходатайством о создании на территории Польши канонической автокефальной Православной Церкви. 22 июня 1948 г. был подписан «Акт о воссоединении Польской Православной Церкви с Русской Православной Церковью и о даровании ей автокефалии».

Епархии Польской Церкви

На сегодняшний день Польская Православная Церковь имеет 6 епархий на территории Польши:

  • Варшавская;
  • Белостокская;
  • Лодзинская;
  • Перемышльская;
  • Вроцлавская;
  • Люблинская.

Помимо Польши, Польская Церковь имеет две епархии в Бразилии: Рио-де-Жанейро и Ресифи.

Особым статусом обладает Православный ординариат Польской Церкви (возглавляет Георгий, епископ Семятичский, Верховный православный ординарий Войска Польского).

Количество приходов Польской Церкви на 2012 г. — 237 (226 — в Польше, 11 – за границей), численность клира — около 420 чел., численность верующих — около 500 тысяч.

Монастыри

В юрисдикции Польской Церкви находится 13 монастырей: 11 — на территории Польши, 2 — в Бразилии. Наиболее известные монастыри: ставропигиальный мужской монастырь святого Онуфрия в Яблечне, Супрасльский Благовещенский мужской монастырь, Марфо-Мариинский женский монастырь на горе Грабарке.

Духовное образование

Система высшего духовного образования Польской Церкви включает 3 учебных заведения: Православную духовную семинарию в Варшаве, Христианскую богословскую академию в Варшаве, а также кафедру православного богословия в Белостокском университете. Кроме того, в Польше действует Иконографическая школа, а также Школа псаломщиков и церковных регентов.

Социальная и благотворительная деятельность

В Польской Церкви действует Православный благотворительный центр «Элеос», основанный в 1996 г. Митрополитом Саввой для более эффективной организации помощи нуждающимся. Кроме того, социальная деятельность Польской Церкви включает содержание сестричеств, домов опеки, служб помощи бездомным.

В Польской Церкви распространена практика создания братств, действующих как на уровне отдельных приходов, так и на уровне всей Церкви. Наиболее значимыми и крупными являются «Братство православной молодежи» (основано в 1980 г., специализируется на работе с молодежью), «Братство святых Кирилла и Мефодия» (основано в 1989 г., специализируется на просветительской деятельности), «Братство святого Николая» (основано в 1995 г., занимается паломнической и благотворительной деятельностью).

Страна: Польша Город: Варшава Адрес: Al. Solidarności 52, 03-402 Warszawa — Poland Телефон: (022) 619-08-86 Факс: (022) 619-08-86 Web-сайт: www.orthodox.pl Предстоятель: Савва, Блаженнейший Митрополит Варшавский и всей Польши (Грыцуняк Михаил)