Православные цитаты святых отцов

Любите врагов ваших

«Любите врагов ваших…»
(Мф.5:43-48)
«Вы слышали, что сказано: “люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего”. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гоняющих вас, да будете сынами Отца вашего небесного…» Мф.5: 43-45
Я хочу задать вам вопрос. Кто для нас является врагом? Или кого мы считаем своими врагами? Враг для нас это тот, кто нам причинил или причиняет боль, страдания, обиды, тот, кто желает нам зла, изводит нас ревностью, оскорбляет и т.д. и т.п.
Заповедь «любите врагов ваших» всегда была, пожалуй, самой трудной из всех заповедей Христа. Некоторые люди искренне верили, что в реальной жизни она невыполнима. Легко любить тех, кто любит тебя, но как любить тех, кто причиняет нам боль, завидует нам, обижает и ненавидит нас?
Иисус хорошо понимал, что любовь — это ключ к решению всех существующих в нашем мире проблем. Также Он понимал и всю сложность, связанную с практическим исполнением заповеди «любите врагов ваших». Он так же говорил, что если мы хотим быть сынами Отца Небесного, мы обязаны исполнять Его слова, но как? Что нужно делать, чтобы любить своих врагов?
1. Мы должны учиться прощать. Кто не умеет прощать, тот не умеет любить! В нашем сердце не найдется места и капли любви к врагам, если мы не поймем того, что необходимо научиться прощать вновь и вновь тех, кто приносит нам несчастья и мучения. И прощение не должно заканчиваться словами: «Я прощаю вас, но отныне не желаю вас знать». Прощение означает примирение и восстановление отношений.
Где взять нам силы прощать своих обидчиков? Источник силы прощения находится в молитве: «Господи, помоги мне простить моего врага!».
Почему Иисус учит молиться и благословлять своих врагов?
Потому что, если мы молимся за людей, причинивших нам зло, в нас самих происходят изменения! Примиряются наши чувства, эмоции, исчезают негативные мысли, мы находим мир и покой в Боге, меняется наше отношение к человеку. Когда же мы благословляем, мы даем Богу возможность действовать в этом человеке и изменять его.
2. Мы должны понять, что зло, творимое нашим врагом, никогда не отражают всей его сущности. Можно посмотреть на Ап. Павла, который в своё время сказал: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которое не хочу, делаю». Что это значит для нас? Это означает, что даже в лучших из нас есть частица зла, и в наихудших из нас есть частица добра! Когда мы понимаем это, то становимся менее склонны к мести и ненависти.
Размышляя о поступке человека, мы начинаем понимать, что его ненависть является результатом каких-то процессов: страха, гордыни, незнания, предубеждения, отсутствия взаимопонимания и т.п. И тогда, несмотря на все его зло, мы понимаем, что его душа несет в глубине печать Божью, он – образ и подобие Бога. Мы начинаем любить его, и надеемся, что когда-нибудь любовь Господа нашего коснется и его сердца и души.
3. Мы должны не мстить за проявленное к нам зло, а желать добра, искать дружбы и взаимопонимания. Не зря Христос говорит: «благотворите ненавидящим вас». Бывают минуты, когда нам хочется унизить своего обидчика, ответить ему тем же, показать, что он на самом деле проиграл в этой ситуации и т.д.
Мы не должны так поступать! Поверьте, что мы не получим морального удовлетворения от этого и не будем чувствовать себя победителем! Только любовь может дать нам чувство полного морального удовлетворения и чувство победы. Каждое сказанное слово и каждый сделанный нами шаг должны нести добро и любовь и приближать нас к взаимопониманию. Не зря Бог в книге Исход 23:4-5 говорил: «Если найдешь вола врага твоего, или осла его заблудившегося, приведи его к нему; если увидишь осла врага твоего упавшим под ношею своею, то не оставляй его; развьючь вместе с ним».
И только поступая по любви со своими врагами, мы можем стать настоящими детьми Отца нашего Небесного.
Аминь!

СВЯТЫЕ ОТЦЫ ОБ ИСТИННОЙ ЛЮБВИ

И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря: Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки. Когда же собрались фарисеи, Иисус спросил их: что вы думаете о Христе? чей Он сын? Говорят Ему: Давидов. Говорит им: как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему? И никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его (Мф. 22, 35-46).

СВТ. ФЕОФАН ЗАТВОРНИК

Мысли на каждый день года

Предложил Господь заповедь о любви к Богу и ближним, и тотчас дополнил ее учением Своем сыновстве Богу и Божестве. Для чего же это? Для того, что истинная любовь к Богу и людям не иначе возможна, как под действием веры в Божество Христа Спасителя, в то, что Он воплотившийся Сын Божий. Такая вера возбуждает любовь к Богу, ибо как не любить столь возлюбившего нас Бога, Который и Сына Своего Единородного не пощадил, но предал Его за нас? Она же доводит эту любовь до полноты совершения или до того, чего она ищет, а любовь ищет живого союза. Чтобы достигнуть этого союза, надо победить чувство правды Божией, карающей грех; без этого страшно приступать к Богу. Чувство же это побеждается убеждением, что правда Божия удовлетворена крестною смертью Сына Божия; убеждение такое от веры; следовательно, вера открывает путь любви к Богу. Это первое. Второе, вера в Божество Сына Божия, нас ради воплотившегося, страдавшего и погребенного, дает образец любви к ближним; ибо то и любовь, когда любящий полагает душу свою за любимых. Она же дает и силы к проявлению такой любви. Чтоб иметь такую любовь, надо стать новым человеком, вместо эгоистического — самоотверженным. Только во Христе человек становится нова тварь; во Христе же бывает тот, кто верою и благодатным возрождением через св. таинства, с верою принимаемые, соединяется со Христом. Отсюда выходит, что чающие без веры сохранить у себя, по крайней мере, нравственный порядок напрасно ожидают этого. Все вместе; человека разделить нельзя. Надо всего его удовлетворять.

СВ.ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ

Моя жизнь во Христе, часть 1

Грех вместо всяких доказательств, которых не имеет на своей стороне, действует насилием, уязвлением, ужалением внутренностей, разлитием жгучего яда греха.Блажен, кто презрел все земное и уязвился любовью Божией, любовью небесною.Но как мало таких людей из падших сынов Адама. Жало сластей, корысти, чести в ком не действует, кого не жалит? И наоборот, в ком есть жало истинной любви к Богу и ближнему? Жало страстей и сластей изгнало жало Божией любви, места не дает ему. В иных ежедневно эти два начала борются и попеременно вытесняют друг друга, а в других и борьбы нет; жало земное в иных вполне господствует, подавляя жало небесное, например: в корыстолюбцах, сластолюбцах, честолюбцах, пьяницах, обманщиках, убийцах, блудниках и прелюбодеях и т.п. О, когда сердца наши возгорятся всецелою любовью к Отцу и Сыну и Святому Духу, Животворящему, Триипостасному Божеству, заповедавшему сохранить заповеди Его?

***

Обращайся с ближним совершенным сердцем, т.е. истинно и с любовью, какую имеешь к самому себе, да и ближний твой возлюбит тя, а если и не возлюбит, то по крайней мере да почтит в лице твоем добродетель твою и проникнется к ней уважением, сам да возревнует о ней.

***

Все мечта, кроме любви истинной. Холодно обошелся брат, невежливо, дерзко, злобно, говори: это — мечта диавола; чувство вражды тревожит тебя из-за холодности и дерзости брата, говори: это — мечта моя; а вот истина: я люблю брата, несмотря ни на что; я не хочу видеть в нем зла, которое есть мечта бесовская в нем, и которое есть и во мне я снисхожу его недостаткам, ибо они есть и во мне: в нас — одна греховная природа. — Грехи, говоришь, есть в брате и — большие недостатки? В тебе есть тоже. Не люблю его, говоришь, за такие и такие недостатки. Не люби и себя: ибо те же самые недостатки, какие в нем, есть и в тебе. Но помни, что есть Агнец Божий, Который приял на Себя грехи всего мира. Кто же ты, осуждающий ближняго за грехи, за недостатки, за пороки? Всякий своему Господеви стоит или падает . Но тебе, по любви христианской, надо всячески снисходить к недостаткам ближнего, надо врачевать его зло, его немощь сердечную (всякая холодность, всякая страсть есть немощь) любовью, ласкою, кротостью, смирением, как этого желаешь себе от других сам, когда бываешь в подобной ему немощи. Ибо с кем всяческие немощи не бывают. Кого пощадит всезлобный враг? — Господи! разруши в нас все козни вражии.

***

Истинная любовь охотно терпит лишения, беспокойства и труды, сносит обиды, унижения, недостатки, погрешности и неисправности, если нет от них вреда другим; терпеливо и с кротостью переносит низости и злобу других, предоставляя суд всевидящему Богу, праведному Судии, и молясь о том, чтобы Бог вразумил омраченных неразумными страстями.

***

Диавол обыкновенно вселяется в нас чрез один лживый помысл или мысль ложную и вожделение греховное и потом действует в нас и беспокоит нас: так он прост. Не паче ли Господь Бог духов вселяется в нас чрез единую мысль и любовь истинную и святую и с нами бывает, и в нас действует, и бывает для нас всем? Итак, молись без сомнения, просто, т.е. в простоте сердца, без сомнения: как мыслить легко, так и молиться должно быть легко.

Моя жизнь во Христе, часть 2

Боже, имя Тебе — Любовь! научи Ты меня истинной любви, как смерть крепкой. Вот я преизобильно вкусил сладости ее от общения в духе веры, яже в Тя, с верными рабами и рабынями Твоими, и преизобильно умиротворен и оживотворен ею. Утверди, Боже, сие, еже соделал еси во мне! О! если бы это так было во вся дни! Даруй мне чаще иметь общение веры и любви с верными рабами Твоими, с храмами Твоими, с Церковью Твоею, с членами Твоими!

СВ.ФИЛАРЕТ МОСКОВСКИЙ

Собрание сочинений, том 1

Удерживать мстительный удар, но не простирать руки для помощи, проливать с языка сладкую лесть и носить желчь во внутренности сердца, не значит любить врагов.Любовь есть живое и деятельное участие в благосостоянии другаго. Аще алчет враг твой, ухлеби его, аще ли жаждет, напой его (Рим. XII. 20). Вот образ истинной любви! Не называйте себя напрасно готовыми к услугам вашего соперника, – будьте такими в самом деле. Говорите к нему сердцем и подтверждайте ваши уверения делами. Вкрадывайтесь нечувствительно в душу его, употребите сию благочестивую хитрость, дабы отнять у него желание делать зло, дабы возвратить невинность и спокойствие сердцу возмущенному злобою. Любите враги ваша и благотворите!

Мудрость мира находит здесь затруднение, представляя такую любовь не естественною; ибо она должна основываться на представлении видимых или воображаемых совершенств своего предмета: но как можно любить тех, в которых мы ничего не видим, кроме коварства и злобы? Конечно, мы не можем любить зла, да и кто сего требует? Чувствуйте все омерзение к порокам, какое они заслуживают, – сего не запрещают, но еще требуют; только не смешивайте их с самими людьми, в которых замечаете их: отделив оные, вы еще найдете в них то, что достойно любви вашей. Сколько бы ни казалось неестественным любить врага, – разве менее противно природе ненавидеть человека?

Том 2

…истинная любовь к Богу и ближнему облегчает труд служения страждущему человечеству, она же производит от сего труда обильные плоды. Не любящий, как сам пребывает в смерти (1 Иоан. III, 14), так и всякое дело его, хотя бы имело наружный вид добродетели, есть мертво и безплодно, и слово, как кимвал (1 Кор. XIII, 2), бездушно. Но когда истинная Христианская любовь пронзает и отверзает сердце: тогда в нем, и во всех его излияниях являются исходища жизни (Прит. IV, 23). Слово утешения, от сердца, исполненнаго Христианскою любовию, как поток жизни, проливается в сердце страждущаго; самый взор с таким сердцем, как луч света, проникает в душу, омраченную печалию.

***

Божественной сказал: имеяй заповеди Моя, и соблюдаяй их, той есть любяй Мя (Иоан. XIV, 21). Но вникай, и разумей поистине то, что говорит Истина. Как любовь собственно есть чувствование сердца; и как испытующий сердце Наставник провидит, что некоторые слабые ученики помыслят, будто чувство сие может быть сохранено и без помощи деятельности, с сим чувством сообразной: то, предупреждая сие превращение истинной любви во мнимую, и поучая любить делом и истиною (1 Иоан. III, 18), Он говорит, что любящий Его есть тот, кто имеет заповеди Его, и соблюдает их. А того совсем не мог сказать исполненный любви Наставник, будто для учеников Его довольно только внешно исполнять дела Его заповедей, и будто сие вменится им вместо любви к Нему, хотя бы они ея и не чувствовали: подобно как любящему детей родителю не свойственно сказать к своим детям, что он позволяет и не любить себя, только бы они делали, что он прикажет. И что значит без любви соблюдение заповедей? Кто столь не сведущ о самом себе, или столь не искренен, чтобы не признаться, что он иногда, в чем-нибудь, погрешает против заповедей? Если же таким образом здание собственной правды, созидаемое на основании заповедей, имеет слабыя места: то найдет гром проклятия законнаго, и одним ударом разрушит все здание: проклят всяк, иже не пребудет во всех писанных в книзе законней, яко творити я (Гал. III, 10). И еще сильнее: иже весь закон соблюдет, согрешит же во едином: бысть всем повинен (Иак. II, 10). Где же теперь спасение в исполнении заповедей? Оно есть; но для тех, которые исполняют заповеди не по писмени, а по духу: дух же закона есть любовь. Хочешь ли избежать проклятия законнаго? Желаешь ли иметь краткий и верный способ исполнить весь закон? Сей краткий и верный способ есть любовь. Любяй, говорит Апостол, закон исполни; исполнение закона любы есть (Римл. XIII, 8–10). Не в том разуме сие сказано, будто любовь позволяет оставить закон без исполнения; нет! Она есть исполнение закона потому, что она есть душа закона; а душа и все тело оживляет и движет: так любовь исполняющему закон дает силу, и заповеди творит легкими к исполнению. Сын, который бежит увидеть возлюбленнаго родителя, чувствует ли усталость от пути? Так сынове Божии, любящие Бога человеки, не утомляются никакими подвигами на пути жизни, поспешая к вечным обителям, где надеются узреть Отца, от Котораго рождение дало им столь высокую область, – чадами Божиими быти (Иоан. I, 12), и Котораго в них любовь сильнее всякой любви, земной и небесной.

Том 4

…любовь к Богу есть душа истинной любви к ближнему.

Том 5

Приидите ко Христу. Он един может утолить вашу жажду истинной любви. Потому что мы любим Его, яко Той первее возлюбил есть нас (1 Иоан. IV. 19). Потому что Он дарует Духа Святаго, и любы Божия изливается в сердца наша Духом Святым данным нам (Рим. V. 5), – любовь, которая объемлет и врагов, и потому не стесняется ничем, ей противным.

СВТ. ИГНАТИЙ БРЯНЧАНИНОВ

Аскетические опыты, том 1

Истинная любовь к ближнему основана на вере в Бога: она — в Боге. Вси едино будут, вещал Спаситель мира ко Отцу Своему: якоже Ты, Отче, во Мне, да и Аз в Тебе, да и тии в Нас едино будут.

Смирение и преданность Богу убивают плотскую любовь. Значит: она живет самомнением и неверием.

Делай, что можешь полезного и что позволяет закон, твоим любимым; но всегда поручай их Богу, и слепая, плотская, безотчетливая любовь твоя обратится мало-помалу в духовную, разумную, святую.

Если же любовь твоя — пристрастие противозаконное, то отвергни ее, как мерзость.

Когда сердце твое не свободно,— это знак пристрастия.

Когда сердце твое в плену, — это знак страсти безумной, греховной.

Святая любовь — чиста, свободна, вся в Боге.

Она действие Святого Духа, действующего в сердце, по мере его очищения.

Отвергнув вражду, отвергнув пристрастия, отрекшись от плотской любви, стяжи любовь духовную; уклонися от зла, и сотвори благо.

Воздавай почтение ближнему как образу Божию,— почтение в душе твоей, невидимое для других, явное лишь для совести твоей. Деятельность твоя да будет таинственно сообразна твоему душевному настроению.

Воздавай почтение ближнему, не различая возраста, пола, сословия, — и постепенно начнет являться в сердце твоем святая любовь.

Причина этой святой любви — не плоть и кровь, не влечение чувств, — Бог.

Лишенные славы христианства не лишены другой славы, полученной при создании: они — образ Божий.

Если образ Божий будет ввергнут в пламя страшное ада, и там я должен почитать его.

Что мне за дело до пламени, до ада! Туда ввергнут образ Божий по суду Божию: мое дело сохранить почтение к образу Божию, и тем сохранить себя от ада.

И слепому, и прокаженному, и поврежденному рассудком, и грудному младенцу, и уголовному преступнику, и язычнику окажу почтение, как образу Божию. Что тебе до их немощей и недостатков! Наблюдай за собою, чтоб тебе не иметь недостатка в любви.

В христианине воздай почтение Христу, Который сказал в наставление нам и еще скажет при решении нашей участи вечной: Еже сотвористе меньшему сих братий Моих, Мне сотвористе.

В обращении твоем с ближними содержи в памяти это изречение Евангелия, и соделаешься наперсником любви к ближнему.

Наперсник любви к ближнему входит ею в любовь к Богу.

Но если ты думаешь, что любишь Бога, а в сердце твоем живет неприятное расположение хотя к одному человеку: то ты — в горестном самообольщении.

Аще кто речет, говорит святой Иоанн Богослов: яко люблю Бога, а брата своего ненавидит, ложь есть… Сию заповедь имамы от Него, да любяй Бога любит и брата своего.

Явление духовной любви к ближнему — признак обновления души Святым духом: Мы вемы, говорит опять Богослов, яко преидохом от смерти в живот, яко любим братию; не любяй бо брата пребывает в смерти.

Совершенство христианства — в совершенной любви к ближнему.

Совершенная любовь к ближнему — в любви к Богу, для которой нет совершенства, для которой нет окончания в преуспеянии.

Преуспеяние в любви к Богу — бесконечно: потому что любовь есть бесконечный Бог. Любовь к ближнему — основание в здании любви.

Возлюбленный брат! Ищи раскрыть в себе духовную любовь к ближним: войдя в нее, войдешь в любовь к Богу, во врата воскресения, во врата царства небесного. Аминь.

Том 2

Он требует от человека любви, но любви истинной, духовной, святой, а не мечтательной, плотской, оскверненной гордостью и сладострастием. Бога невозможно иначе любить, как сердцем очищенным и освященным Божественной Благодатью. И Любовь к Богу есть дар Божий: она изливается в души истинных рабов Божиих действием Святого Духа…

***

Священное Писание, научающее нас, что страх Господень чист, пребываяй в век века, говорит также, что страха несть в любви, но совершенна любы вон изгоняет страх, яко страх муку имать: бояйся же не совершися в любви. Это представляющееся при поверхностном взгляде разногласие святые Отцы объясняют так: «Два — страха: один вводительный, другой — совершенный; один свойствен начинающим, так сказать, благочествовать, другой составляет принадлежность совершенных Святых, достигших в миру любви. Например: кто исполняет волю Божию из-за страха мук, тот, как мы сказали, еще новоначальный: он еще не делает добра для самого добра, но по страху наказания. Другой же исполняет волю Божию из-за самой любви к Богу, любя собственно волю Божию, исполняет ее, чтобы благоугодить Богу. Таковой знает, что — существенное добро! Таковой познал, что значит быть с Богом! Таковой имеет истинную любовь, которую Святой называет совершенной. Эта любовь приводит его в совершенный страх: потому что таковой страшится и соблюдает верность воле Божией не из-за страха казней, не для того, чтобы избегнуть (вечной) муки, но потому что, как мы сказали, вкусив самой сладости пребывания с Богом, боится отпасть, боится лишиться ее. Этим страхом совершенным, действующим по причине любви, изгоняется вводительный страх. «Поэтому и сказано: Совершенная любы вон изгоняет страх. Однако невозможно достигнуть совершенного страха иначе, как только страхом вводительным». Самое величие Божие наводит святой, благоговейный страх на те разумные создания Божии, которые, по причине чистоты и святости своей, удостоились ближайшего предстояния Богу. Бог прославляем в совете святых, велий и страшен есть над всеми окрестными Его.

Неужели же нам, потому что мы грешники, вовсе не любить Бога? Нет! Будем любить Его, но так, как Он заповедал любить Себя; будем всеусильно стремиться к достижению святой любви, но тем путем, который указан нам Самим Богом. Не будем предаваться увлечениям обманчивым и льстивым самомнения! Не будем возбуждать в сердце пламени сладострастия и тщеславия, столько мерзостных перед Богом, столько пагубных для нас! Бог повелевает любить Себя следующим образом. Будите в любви Моей, говорит Он. Аще заповеди Моя соблюдете, пребудете в любви Моей: яко же Аз заповеди Отца Моего соблюдох, и пребываю в Его любви. Сам Сын Божий, вочеловечившись, показал образ этого жительства и подвига, смирив Себе и послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя. Отвергнем гордость, приписывающую нам достоинства; облобызаем смирение, открывающее нам наши падение и греховность. Любовь ко Христу докажем послушанием Христу; любовь к Отцу Богу докажем послушанием Сыну Богу, Который от Себя не глаголал к нам, но возвестил нам то, что заповедал возвестить Отец, Которого заповедь есть живот вечный. Имеяй заповеди Моя, сказал Господь, и соблюдаяй их, той есть любяй Мя. Аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет. Не любяй Мя, словес Моих не соблюдает. Исполнение заповедей Спасителя — единственный признак любви к Богу, принимаемый Спасителем. «По этой причине все благоугодившие Богу, благоугодили не иначе, как оставив свою правду, поврежденную грехопадением, и устремясь к исканию правды Божией, изложенной в учении и заповеданиях Евангелия. В правде Божией они обрели любовь, сокровенную от падшего естества. И Господь, заповедав многое о любви, повелел прежде искать правды Божией, зная, что она — мать любви». Если желаем стяжать любовь к Богу, возлюбим евангельские заповеди: продадим наши похотения и пристрастия, купим ценой отречения от себя село — сердце наше, которое без этой купли не может принадлежать нам; возделаем его заповедями и найдем сокровенное на нем небесное сокровище — любовь.

Слово Божие (цитаты из Библии)

От составителя

О книге

Тематический указатель

А

Агнец • Ад • Адам (ветхий) • Адам (новый) • Алчность • Анафема, проклятие • Ангелы • Антихрист, сатана, лукавый • Апостолы •

Б

Бдительность, бдение • Бедность, бедный • Безбожие • Безверие • Безгрешность мнимая • Безделье (см.лень) • Бездна • Беззаконие • Безопасность • Безмолвие • Безначальность Божия • Безрассудочность, безрассудство • Безумие • Бережливость • Беседы • Беспечность • Бесполезность • Бессилие (см.Сила) • Бессмертие • Бесстрастие (см. Беспристрастие) • Бесцельность (никчёмность) • Бесчестие • Бесчинство • Бесы, бесчинство • Благо, Блага истинные • Благовествование (см.Евангелист, Евангелие) • Благовещение • Благоволение • Благодарность, благодарение • Благодать(Божья милость). • Благодеяние • Благодушие • Благоразумие • Благородство • Благословение Богу • Благотворительность • Благочестие (богопочитание). • Блаженство ( см. Заповеди блаженства) • Благоугождение Богу • Блуд • Бог • Богатство • Богоугодие, Богоугодность • Богопочитание • Богобоязненность • Богоединение • Богоненавистник • Богооставленность (см. Безбожие) • Богословие (см. Писание) • Богоугождение • Богоуподобление (подражание) • Богохульство • Бодрствование • Божие величие (см. Величие Божие) • Божия благодать • Божие всеведение • Божие всемогущество • Божия премудрость • Божия любовь • Божие милосердие • Божия милость • Божие долготерпение • Божия верность, Правдивость • Божие забота, помощь и защита (см. Упование на Бога) • Божие дела • Божий промысл, намерения, помысл • Божия воля • Божие дарование • Божие правосудие • Божий гнев • Божий суд • Божие наказание • Болезни • Болтливость (см. Пустословие) • Бремя • Боязнь • Боязнь Бога • Брань (ругательные слова) • Братолюбие (см.Любовь) • Братья • Будущие времена •

В

Вдохновение • Вежливость (дружелюбие) • Вездесущность Божия • Величие Божие • Вера, верование • Вера и дело • Верность • Вероломство • Веселье • Вечеря тайная • Вечность • Видение • Вино • Взирание на Бога • Власть (начальство, начальствующие) • Властолюбие • Влияние ( см. Подражание) • Внешность, украшение тела • Возвращение • Воздержание • Возмездие • Возможности (мера необходимого) • Возрождение • Водительство Божие • Воздаяние • Воздержание • Воин Христов • Войны • Волнение • Воля человека • Воля Божия • Вооружение • Воровство • Воскресение- воскресение мёртвых • Восхищение (вознесение на небо) • Во Христе Иисусе • Воскресение Иисуса Христа • Воспитание • Враг • Вражда • Вразумление • Врач, врачевание • Временные блага • Время • Всеведение Божие • Вселенная (см.Мир) • Всемогущество Божие (см. Величие Божие) • Вспыльчивость • Второе пришествие Иисуса Христа • Выбор • Выдержка (терпение) • Вымысел • Высокомерие •

Г

Гадание (см. Чародеяние) • Глаза • Глас Божий • Глупость, глупый • Гнев, суд Божий, кара Божия • Гнев, гневливый • Гонение • Гордость, гордыня ( см. Прелесть духовная) • Горе • Гостеприимство • Государство (страна) • Грех, греховность, грешник • Грехопадение • Грешник • Грубость •

Д

Дар Божий • Дарование • Дары ( подарки) • Дела добрые • Дерзновение • Дерзость • Дети • Дети Божии • Диавол, сатана • Диакон • Добро, доброта, доброделание, добротолюбие • Добродетель • Доверие • Довольство • Долг ( обязанность) • Долготерпение • Дом • Дом молитвы, Церковь • Достоинство • Доступность Бога • Долги • Дочь • Друг, дружба • Дружба с миром • Дружелюбие • Дух Божий • Дух человека ( см. Человек духовный ) • Дух Святой ( Утешитель), ( см. Святой Дух) • Духовность • Душа •

Е

Евангелие • Евангелист • Единство, единое, единодушие, единоверие • Епископ •

Ж

Жадность • Жажда • Жалоба • Желание • Жена • Женщина • Жертва • Жертва Христа • Жестокость • Жизнь • Жизнь вечная • Жизнь духовная • Жизнь Иисуса Христа • Жизнь во Христе, жизнь со Христом • Жизнь земная •

З

Забава • Заблуждение • Забота • Завет (завещание) • Завет Новый • Зависть • Закон Божий (см. Заповедь) • Закон (Моисеев) • Замыслы • Заповеди Блаженства • Заповеди Божии • Звание • Здоровье • Земля • Земные блага • Зло, злодеяния,злоумышленник,злодейство • Злоба • Злонравие • Злопамятность • Злорадство • Злословие • Знамения • Знание •

И

Идол, идолопоклонство, идолослужение (см. Язычество) • Иерархия • Избрание • Излишество • Иисус Христос • Искренность • Искупление • Искушение • Исповедание • Испытание • Изучение Слова Божьего • Истина • Исцеление •

К

Кара Господня • Клевета (ложь) • Клятва • Коварство • Корыстолюбие • Красота • Красноречие • Крест • Крещение • Кровопийца • Кротость • Круговорот • Крылатые выражения •

Л

Лень, леность • Лесть • Лжепророки, лжеучителя • Лжесвидетельство • Лжеучение • Лихоимство • Лицемерие • Лицеприятие (см. Предвзятость) • Ложь • Лукавство • Любезность • Любовь • Любовь к Богу • Любовь к ближним • Любовь к врагам • Любовь Иисуса Христа • Любостяжание • Люди •

М

Маловеры • Малодушие • Материальное служение • Мать • Месть • Милосердие • Милосердие Божие • Милостыня • Милость • Милость Господня • Мир, миролюбие • Мир (вселенная) • Мир Иисуса Христа, Мир Божий • Мир сей, мир лукавый, мир дьявола, мир во тьме • Миротворчество • Многословие • Моисей • Молитва • Молитва к Богу • Молчаливость, немногословие • Мстительность • Мудрость • Мудрость человеческая • Мудрствование • Мудрый • Муж • Мужество • Музыка • Мученичество • Мысли •

Н

Награда • Надежда, Надежда на Бога • Надменность • Надоедливость • Назидание • Назначение человека • Наказание • Намерения (см. Помышление, Помысл) • Напыщенность • Народ, люди • Нарушение заповедей (см. Отступление) • Насилие • Наслаждения • Наследие, наследство, наследники • Наставление в праведности • Наставник (духовник) • Насмешка • Наука • Наушник (ябедник) • Неблагодарность • Небо • Небрежность • Невежество • Неверие (см. Безбожие) • Недоверие • Недостатки • Немощь, немощность (человеческая) • Немногословие • Ненависть • Ненадёжность • Непокорность • Непослушание • Непостоянство • Неправда • Неправедность • Нерадение • Неразумие (см.Скудоумие) • Несправедливость • Нестяжательность • Несчастье • Неторопливость • Нечестие, нечестивый • Нежность • Нищета (бедность) • Нищие духом • Нрав • Нравственность • Нужда •

О

Обет, обещание • Обетование • Обличение • Обман • Обольщение • Обращение к людям • Обращение к Богу (см. Прошение) • Общение с Иисусом • Общение с людьми • Обжорство • Одежда • Одиночество • Одобрение • Ожидание • Опасность, опасение • Оправдание • Оскорбление • Остережение • Осторожность • Осуждение • Отец • Отец и Сын -одно, едины • Ответственность • Откровение Божие • Отмщение • Отречение • Отступление, отход от веры • Отчаяние • Очищение • Ошибка •

П

Память • Пастырь • Пасха • Пастырство (см. Наставник) • Пение • Первенство • Печаль • Писание (Библия) • Пища • Плач • Плод • Плоть • Плотский верующий • Победа • Поведение • Повиновение • Подарки • Подаяние, даяние • Подвижничество • Подлость • Подражание • Пожелание • Познание Бога • Познание • Поиск Бога • Покаяние • Поклонение Богу • Покой • Покорность • Польза • Помилование • Поминание • Помощь • Помощь Божия • Помыслы • Помышление • Пробуждение • Попущение Господа • Пороки • Поручительство • Последние дни и времена • Послушание • Покорность (см.Смирение) • Поспешность • Посредник • Пост • Постижение Бога (см.Поиск Бога) • Постоянство • Потребность • Похвала, хваление • Похоть • Почитание • Почитание Бога • Почитание родителей • Почтительность • Правда, правда Божия • Праведник • Праведность • Праздники • Празднословие • Праздность • Предание священное • Предвзятость (лицеприятие) • Предопределение • Предрассудок (см. Язычество) • Предубеждение ( ошибочное мнение) • Презрение ( пренебрежение) • Прелесть духовная (см. Гордыня) • Прелюбодеяние, прелюбодействие • Премудрость • Преобразование себя • Привередничание (разборчивость) • Приветствие (Благословение) • Привычка • Призвание • Пример (влияние, подражание, образец) • Примирение • Природа человека • Пристрастие • Приходящее • Причащение • Приятель • Пробуждение • Прогресс (духовный рост) • Проклятие • Промысл Божий • Проповедь, проповедник • Проповедование • Пророк • Пророчества • Просвещение • Простота • Простодушие • Противление • Прошение к Господу • Прощение • Пустословие • Пути Господни • Путь к Богу, путь с Богом • Путь человека • Пьянство •

Р

Раб • Раб греха • Раб Божий • Раб идола • Работа • Равенство • Равнодушие (теплохладность) • Радость • Разделение • Раздражительность • Размышления • Разочарование • Разум, разумность • Разумение • Рай • Раны • Распри • Рассудительность • Расточительность • Ревность • Родители • Рождение свыше • Ропот (недовольство) • Роскошь •

С

Самовоспитание • Самодовольство • Самоиспытание • Самомнение • Самонадеянность • Самообладание • Самообман • Самооправдание • Самоосуждение • Самоотречение • Самопознание • Самоуверенность • Самохвальство • Свет • Свидетели • Свидетельство о Христе • Свобода • Свободная воля • Своеволие • Святой Дух (см. Дух Святой) • Святость • Священник • Священное Писание (см. Писание) • Сдержанность • Семья • Сердце • Сеятель • Сила • Сила Божия • Сила веры • Сквернословие • Скорбь • Скромность (см.Смирение) • Скудоумие (см.Глупость) • Скупость • Скука • Слабоволие • Слава • Славословие (см.Хвала Господу) • Сластолюбие • Следование за Христом • Слёзы • Слово • Слово Божие • Слово и дело • Служитель Иисуса Христа • Служение • Служение Богу • Служение людям • Смелость • Смерть • Смерть и страдания Иисуса • Смех • Смирение (см.Скромность) • Смиренномудрие • Смысл и цель жизни • Снисходительность • Сновидения • Соблазн • Совершенство, совершенствование • Совесть • Совет • Советник • Согрешение • Созерцание • Сокрушение (огорчение) • Сомнение • Сострадание • Соотношение • Спасение, Спаситель • Спокойствие • Споры • Способность • Справедливость • Способность • Сребролюбие • Ссоры • Старость • Стойкость (см. Твёрдость веры) • Странники • Страдание • Страннолюбие • Страсти • Страх • Страх Господень • Стыд, стыдливость • Стяжание • Суд, суд Божий • Суеверие • Суета • Суждение • Счастье • Сын •

Т

Тайна • Тайна Божия • Твёрдость, твёрдость веры • Творец и Его творения • Тело • Терпение • Трезвение (см. Бдительность) • Труд, трудолюбие • Трудности Божии • Тунеядство (см. Лень) • Тупоумие (см.Скудоумие) • Тщеславие • Тьма •

У

Убийца, убийство • Убеждения • Уважение • Уверенность • Угождение • Угроза • Удовлетворение (см. Довольство) • Удовольствие • Укорение • Ум • Умствование • Уничижение • Уныние • Упование на Бога • Упорство • Упрёк • Упрямство • Усердие • Усилие • Успех • Усыновление • Утешение • Ученик Иисуса Христа • Учение • Ученик • Учитель •

Ф

Фарисейство • Философия •

Х

Характер • Хвала Богу • Хвала • Хвастовство • Хитрость • Хождение перед Богом • Храм Божий (см. Церковь) • Христианин • Христианство •

Ц

Царство Божие • Царство Небесное • Целомудрие • Цель жизни • Церковь (см. Дом Христов, Дом молитвы) •

Ч

Чародеяние • Человек • Человек духовный • Человек душевный • Человек и его воля • Человеколюбие • Честность • Честь • Чистота • Чревоугодие • Что посеешь…(см. Возмездие ) • Чудеса •

Ю

Юность, юноша • Юродство • Ябедник (см. Наушник) •

Я

Язык, речь • Язычество, язычники (см. Идолопоклонство)

От составителя

Извините меня грешного, что я дерзнул выполнить такую громадную и ответственную работу – собрать изречения, цитаты, высказывания, наставления, крылатые выражения из всех книг Ветхого и Нового Завета русского Синодального перевода.

О Слове Божием написано столько много, так разносторонне и многогранно, так вдохновенно и содержательно, что мне нет надобности что-нибудь добавлять или повторять.

“Всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен” (2Тим. 3:16–17), – пишет ап. Павел и этим всё сказано.

Эта книга собрала как бы в сжатом виде золотые зёрна Божественной мудрости, противостоящей «мудрости века сего». Здесь Божественное Слово в форме цитат и изречений, которые являются истиной, правдой. Поэтому эту книгу можно было бы назвать и по другому: «Истина в цитатах и изречениях».

Священное Писание есть начертанное Слово Божие. Оно содержит знание о Боге и Его воле, о пути нашего спасения, о нашей задаче человеческого бытия, о назначении человека и смысле его жизни. Пожалуй, нет такой темы, нет такого вопроса, которого бы не касалось Писание.Я же не претендую на выявление полного объёма тем, представленных в Библии, их полное осмысление, но постарался, насколько возможно ограниченному человеческому разуму, выделить основные темы и приложить к ним библейские цитаты и изречения.

Вместе с тем, содержание тематики, сами изречения показывают нам основы первоначальной, можно сказать самой древней веры в Православной Церкви.

Книга содержит свыше пяти тысяч (5125) изречений, которые распределены по 746-ти темам.

Гриценко Ким (Дмитрий) 2006 г.

О книге

– цитаты,

– афоризмы,

– поучения,

– наставления,

– высказывания,

– изречения,

– крылатые слова,

– притчи,

– назидания,

– выражения,

– поговорки,

взятые из Ветхого и Нового Завета.

Составитель – Гриценко К.В.

Научный консультант- кандидат богословия Чикунов А.В

Редактор – К.Павлов

Сыктывкар, 2006

ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ Его Преосвященства Преосвященнейшего Питирима, Епископа Сыктывкарского и Воркутинского.

Сыктывкар. 29.12.2006.

Тематический указатель

Примечание:

В октябре 2007 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в издательстве «Даръ» вышла книга «Библейская симфония по книгам Ветхого и Нового Завета» (309 тем). В основе её положена книга «Слово Божие» (цитаты из Библии), предлагаемая здесь читателю (474 темы).