Православный театр

Цитаты о театре

Тот режиссер, который не видит всего лица спектакля, не имеет права прийти к актерам.

17473 минуты на осмысление

Публика ходит в театр смотреть хорошее исполнение хороших пьес, а не самую пьесу: пьесу можно и прочесть.

12795 минут на осмысление

Что же такое театр? О, это истинный храм искусства!

12733 минуты на осмысление

Театр для актера — храм. Это его святилище! Твоя жизнь, твоя честь — все принадлежит бесповоротно сцене, которой ты отдал себя. Твоя судьба зависит от этих подмостков. Относись с уважением к этому храму и заставь уважать его других, священнодействуй или убирайся вон.

11117 минут на осмысление

Театр есть искусство отражать.

8002 минуты на осмысление

Театр уж полон, ложи блещут, Партер и кресла, всё кипит, В райке нетерпеливо плещут, И, взвившись, занавес шумит

7805 минут на осмысление

Театр поучает так, как этого не сделать толстой книге.

7043 минуты на осмысление

Весь мир — театр. В нём женщины, мужчины — все актёры. У них свои есть выходы, уходы, И каждый не одну играет роль. Семь действий в пьесе той. Сперва младенец, Ревущий громко на руках у мамки… Потом плаксивый школьник с книжкой сумкой, С лицом румяным, нехотя, улиткой Ползущий в школу. А затем любовник, Вздыхающий, как печь, с балладой грустной В честь брови милой. А затем солдат, Чья речь всегда проклятьями полна, Обросший бородой, как леопард, Ревнивый к чести, забияка в ссоре, Готовый славу бренную искать Хоть в пушечном жерле. Затем судья С брюшком округлым, где каплун запрятан, Со строгим взором, стриженой бородкой, Шаблонных правил и сентенций кладезь,— Так он играет роль. Шестой же возраст — Уж это будет тощий Панталоне, В очках, в туфлях, у пояса — кошель, В штанах, что с юности берег, широких Для ног иссохших, мужественный голос Сменяется опять дискантом детским: Пищит, как флейта… А последний акт, Конец всей этой странной, сложной пьесы — Второе детство, полузабытье: Без глаз, без чувств, без вкуса, без всего. — пер. Т. Щепкиной-Куперник, 1937

6767 минут на осмысление

Если бы смысл театра был только в развлекательном зрелище, быть может, и не стоило бы класть в него столько труда. Но театр есть искусство отражать жизнь.

5897 минут на осмысление

Театр не отображающее зеркало, а — увеличивающее стекло.

5733 минуты на осмысление

Весь мир — театр, мы все — актеры поневоле, Всесильная Судьба распределяет роли, И небеса следят за нашею игрой!

5555 минут на осмысление

Театр должен просвещать ум. Он должен наполнять светом наш мозг Пусть же учат народ видеть вещи, людей, самого себя и ясно судить обо всем этом. Радость, сила и просвещение — вот три условия народного театра.

5057 минут на осмысление

Играй так, чтобы я не видел, что заучено.

4443 минуты на осмысление

Театр — высшая инстанция для решения жизненных вопросов.

4333 минуты на осмысление

У актера есть дух, но мало совести духа. Он всегда верит в то, посредством чего заставляет уверовать и других, — он верит в себя самого! По-новому верит он завтра, а послезавтра — вновь по-другому. Стремительны чувства его, как у толпы, и так же переменчивы настроения.

4277 минут на осмысление

Все то, что чувствует наша душа в виде смутных, неясных ощущений, театр преподносит нам в громких словах и ярких образах, сила которых поражает нас.

4045 минут на осмысление

Я не знаю профессии, которая требовала бы более изысканных форм и более чистых нравов, чем театр.

3665 минут на осмысление

Для детей нужно играть так же, как для взрослых, только еще лучше.

3573 минуты на осмысление

Сценичность я понимаю совсем не в нагромождении эффектов, а в том, чтобы происходящее на сцене трогало и вызывало сердечное участие зрителей.

3545 минут на осмысление

У театра великая будущность, как у всего, что имело великое прошлое.

3363 минуты на осмысление

Актера нельзя воспитать и обучить, если не воспитать в нем человека.

3293 минуты на осмысление

Никогда не забывайте, что театр живет не блеском огней, роскошью декораций и костюмов, эффектными мизансценами, а идеями драматурга. Изъян в идее пьесы нельзя ничем закрыть. Никакая театральная мишура не поможет.

3137 минут на осмысление

Сценарии театральных спектаклей неосознанно основываются на жизненных сценариях.

2983 минуты на осмысление

Мы никогда не должны забывать, что театральные подмостки служат всенародной школой.

2943 минуты на осмысление

Если двое разговаривают, а третий слушает их разговор, – это уже театр.

2933 минуты на осмысление

Театр наказует тысячи пороков, оставляемых судом без наказания, и рекомендует тысячи добродетелей, о которых умалчивает закон. Театр вытаскивает обман и ложь из их кривых лабиринтов и показывает дневному свету их ужасную наружность. Театр развертывает перед нами панораму человеческих страданий. Театр искусственно вводит в сферу чужих бедствий и за мгновенное страдание награждает нас сладостными слезами и роскошным приростом мужества и опыта.

2937 минут на осмысление

Театр — это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра.

2933 минуты на осмысление

Насколько живое воспроизведение действует сильнее, чем мертвая буква и холодный пересказ, настолько сцена производит более глубокое и длительное впечатление, чем мораль и законы.

2825 минут на осмысление

Актер прежде всего должен быть культурным и понимать, уметь дотягиваться до гениев литературы.

2773 минуты на осмысление

Жизнь в театре — всего лишь один сезон, а сезон —это целая жизнь.

2763 минуты на осмысление

Спектакль возникает только тогда, когда его играют.

2713 минуты на осмысление

По театральным понятиям, если пьеса быстро сошла со сцены, то это потому, что она провалилась и никуда не годится, если же выдержала много спектаклей, то потому, что это халтура, угождающая низменным вкусам.

2617 минут на осмысление

В первые минуты бываешь ошеломлен бездарностью и фальшью всего — и актеров и текста. И так на самом лучшем спектакле.

2605 минут на осмысление

Если театр посвящает себя исключительно классическому репертуару и совсем не отражает в себе современной жизни, то он рискует скоро стать академически-мертвым.

2585 минут на осмысление

Режиссерская работа несовместима с актерской: актер провалится, если будет критически смотреть на своих партнеров.

2533 минуты на осмысление

Нельзя достаточно объяснить публике, сколько усилий, сколько скрытой работы заключается в искусстве актера, с виду столь доступном и легком.

2525 минут на осмысление

Я иду в театр, чтобы развлечься. На сцене мне не нужны изнасилования, содомия, кровосмешение и наркотики. Все это я могу получить у себя дома.

2515 минут на осмысление

Велик тот артист, который зрителей заставляет забыть о деталях.

2503 минуты на осмысление

Сценическое искусство подобно искусству портретиста: оно должно обрисовывать характеры.

2433 минуты на осмысление

Красиво не то, что по-театральному ослепляет и дурманит зрителя. Красиво то, что возвышает жизнь человеческого духа на сцене и со сцены, то есть чувства и мысли артистов и зрителей.

2427 минут на осмысление

Приходят посмотреть, приходят, чтобы и на них посмотрели.

2363 минуты на осмысление

Хороший актер может, как мне представляется, прекрасно сыграть самые глупые вещи и тем усилить их вредное влияние.

2365 минут на осмысление

Скучен театр, когда на сцене видишь не людей, а актеров.

2343 минуты на осмысление

Пороки, злоупотребления, — они не меняются, но перевоплощаются в тысячи форм, надевая маску господствующих нравов, сорвать с них эту маску и показать их в неприкрытом виде — вот благородная задача человека, посвятившего себя театру.

2337 минут на осмысление

Театр — ткань более живая, способная к внутреннему восстановлению, чем собственно философская мысль.

2313 минуты на осмысление

Актер в обыденной жизни должен помнить, что он будет публично выступать в художественном зрелище.

2283 минуты на осмысление

Пьеса и «роль» для актера — только «текст». От «текста» же до «игры» — расстояние громадное.

2275 минут на осмысление

На сцене человек должен быть на ступеньку выше, чем в жизни.

2273 минуты на осмысление

Театр все равно что музей: мы туда не ходим, но приятно знать, что он есть.

2233 минуты на осмысление

Играемая актером роль — это не роль персонажа. Это — тема.

2173 минуты на осмысление

Актер стилизует все чувственные впечатления в единстве.

2153 минуты на осмысление

Сцена — это примечательного характера политическое учреждение.

2143 минуты на осмысление

Для хороших актеров нет дурных ролей.

2093 минуты на осмысление

Театр. – Подумать только, что Бог, который видит все, обязан смотреть и это!

2053 минуты на осмысление

Поклоны — составная часть спектакля. От кометы в руках зрителя должен остаться хвост.

2053 минуты на осмысление

Единственный царь и владыка сцены — талантливый артист.

2023 минуты на осмысление

Будь у каждой пьесы в самом деле счастливая развязка, эти сочинения вызвали бы у меня недоверие.

2013 минуты на осмысление

Как далеко актеру, который только понимает какое-нибудь место, до актера, который в то же время переживает его!

1975 минут на осмысление

Истинный артист создает, даже копируя.

1975 минут на осмысление

Качество пьесы — это качество ее идей.

1973 минуты на осмысление

Разумный актер никогда не выдвинет свою роль, где это не является необходимым, в ущерб другим ролям.

1953 минуты на осмысление

Как срежиссировать полное отсутствие режиссуры?

1833 минуты на осмысление

Героическая эпоха нашей жизни требует и актера другого. В каждом артисте, слуге своего государства, любящем сыне своей Родины, должна быть та сила отрешения от личного, которая учит подниматься к героическому напряжению духа.

1727 минут на осмысление

Актер, который играет хромого, не должен хромать на каждом шагу. Достаточно хромать в надлежащий момент. Чем скупее, тем достовернее. Но все дело в надлежащем моменте. Если он хромает только тогда, когда знает, что за ним наблюдают, он производит впечатление симулянта. Если он хромает все время, мы забываем, что он хромает. Если же он иногда делает вид, будто совсем не хромает, и хромает, когда он один, мы верим этому.

1727 минут на осмысление

Актер не равен Богу, скорее он «анти-Бог».

1603 минуты на осмысление

Искреннее переживание — самое спорное в таланте актера. Оно может быть там, где его не замечают, и, наоборот, можно предполагать его там, где его совсем нет.

1593 минуты на осмысление

Нет конфликта, нет и драмы. Противник может быть на сцене и вне ее, за кулисами, но он непременно присутствует в драме.

1535 минут на осмысление

Театр должен просвещать ум. Он должен наполнять светом наш мозг…

1493 минуты на осмысление

В час, когда пьянеют нарциссы, И театр в закатном огне, В полутень последней кулисы Кто-то ходит вздыхать обо мне…

1195 минут на осмысление

Есть два способа живо заинтересовать публику в театре: при помощи великого или правдивого. Великое захватывает массы, правдивое подкупает отдельных лиц.

1155 минут на осмысление

Если тыпобывал закулисами, театр уженикогда небудет длятебя таким, какраньше. Если тызаметил трещинку навазе, ваза уженебудет такой, какраньше. Если твой друг поступил непорядочно иты обэтом узнал, ваша дружба уженебудет такой, какраньше. Этонезначит, чтотыперестанешь ходить втеатр, выбросишь вазу илипорвешь отношения сдругом. Выбор всегда – затобой.

1127 минут на осмысление

Весь мир лицедействует.

1092 минуты на осмысление

Театр живет не блеском огней, роскошью декораций и костюмов, эффектными мизансценами, а идеями драматурга. Изъян в идее пьесы нельзя ничем закрыть. Никакая театральная мишура не поможет.

1052 минуты на осмысление

Я не знаю профессии,которая требовала бы более изысканных форм и более чистых нравов, чем театр.

1032 минуты на осмысление

Меню кухмистера, висевшее в тяжёлой рамке над его дверью, буря поместила над входом в театр, мало посещаемый публикою. Забавная вышла афиша: «Суп из хрена и фаршированная капуста». Но тут-то публика и повалила в театр.

987 минут на осмысление

Сцена — лобное место театра.

987 минут на осмысление

Театр. — Подумать только, что Бог, который видит все, обязан смотреть и это!

973 минуты на осмысление

Театр всё равно, что музей: мы туда не ходим, но приятно, что он есть.

943 минуты на осмысление

В театр приходят не смотреть слёзы, а слушать речи, которые их исторгают.

923 минуты на осмысление

Скучен театр, когда на сцене видишь не людей, а актёров.

923 минуты на осмысление

У каждого человека под шляпой — свой театр, где развертываются драмы, часто более сложные, чем те, что даются в театрах.

925 минут на осмысление

Театр — это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра.

893 минуты на осмысление

Театральный критик — лицо, разъясняющее изумлённому драматургу смысл его пьесы.

873 минуты на осмысление

Не будем смешивать театр с церковью, ибо труднее балаган сделать церковью, чем церковь превратить в балаган.

823 минуты на осмысление

Кроме того, как я сказал, идут годы странствий, и я совсем не исключаю, что Эфрос поставит спектакль среди самой натуральной обстановки, и будет гореть керосиновая лампа и в зал доноситься запах керосина и горелого фитиля, а на подоконниках стоять живые фикусы, герань и цвести амариллисы. Я только мечтаю дожить до этого, потому что я очень люблю занавес в театре. Когда я вхожу в зал и занавес открыт (впервые я увидел это в театре Мейерхольда сорок с гаком лет тому назад), я испытываю какое-то чувство стыдливости. Но я с удовольствием смотрю спектакли и без занавеса…

787 минут на осмысление

Театр — не отображающее зеркало, а увеличивающее стекло.

783 минуты на осмысление

Темы цитат по буквам

Хлеба и зрелищ для христиан?..

На нашем сайте часто задают вопросы, связанные с так называемым миром культуры: кино, театром, просмотром спортивных матчей и передач. Вопрос для современного христианина, живущего в миру, естественный. Со всех сторон его атакуют концерты, фестивали и прочие увеселительные мероприятия, не говоря уже о телевизоре: там одно талант-шоу сменяет другое, крутится, как в калейдоскопе, бесконечная череда фильмов и сериалов…

Отдельные представители Православной Церкви сегодня очень лояльно относятся к театру вообще и профессии лицедеев в частности, хотя еще до революции актеров даже не хоронили в ограде кладбища. Но обратимся к правилам Церкив и наследию Святых Отцов — что говорят о о театрах, а значит, и современных нам зрелищах, правила Вселенских Соборов и отцы Церкви.

Правила Вселенских Соборов о театре, зрелищах

Шестой Вселенсий Собор, Трулльский (иначе Пято-Шестой) о театре

3-е правило гласит: «Такожде взявший в супружество вдову, или отверженную от супружества, или блудницу, или рабыню или позорищную (то есть актрису. — прим. отца Виктора), не может быти епископом, ни пресвитером, ни диаконом, ниже вообще в списке священнаго чина».

24-е правило говорит: «Никому из числящихся в священном чине, ни монаху, не позволяется ходити на конския ристалища, или присутствовати на позорищных играх. И аще кто из клира зван будет на брак: то при появлении игр, служащих к обольщению, да востанет, и тотчас да удалится: ибо так повелевает нам учение отец наших. Аще же кто обличен будет в сем: или да престанет, или да будет извержен».

51-е правило того же собора гласит: «Святый вселенский собор сей совершенно возбраняет быти смехотворцам, и их зрелищам, такожде и зрелища звериныя творити и плясания на позорищи. Аще же кто настоящее правило презрит, и предастся которому либо из сих возбраненных увеселений: то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет отлучен от общения церковнаго».

62-е правило Шестого Вселенского Собора запрещает мужчинам надевать женскую одежду, а женщинам — мужскую (что нередко встречается в актерской игре), а также использовать маски: «Не носити личин комических, или сатирических, или трагических». Если вдуматься, то речь идет не только о масках, но и о личинах, образах, гриме, которые, по сути, являются своего рода масками.

Арелатский собор о театре

«Актеры, коль скоро они продолжают свои занятия, отлучаются от причастия».

Цитаты Святых Отцов о театре и зрелищах

Праведный Иоанн Кронштадтский про театр:

  • «В театре многим приятно чувствуется, а в церкви — тяжело, скучно — отчего? Оттого, что в театре все прекрасно подлажено чувственному человеку, и диавола мы там не трогаем, а тешим его, и он нам делает удовольствие, не трогает нас: веселитесь себе, друзья мои, думает, только смейтесь да Бога не помните. В церкви же все приспособлено к возбуждению веры и страха Божия, благочестивых чувств, чувства нашей греховности, растленности; и диавол всевает в наше сердце сомнения, уныние, тоску, лукавые, скверные и хульные помыслы — и вот сам себе не рад человек и стоять не может, час трудно простоять. И бежит скорее вон. Театр и церковь — противоположности. То — храм мира, а это — храм Божий; то — капище диавола, а это — храм Господа».
  • «Театр при всем его восхвалении людьми светскими есть земное и греховное удовольствие, языческое, потому что предметом и целью имеет чисто земные удовольствия и к Богу никого не приводит, разве отрицательно, через сознание всей суетности театральных представлений и лицедейств».
  • «Театр усыпляет христианскую жизнь, уничтожает ее, сообщая жизни христиан характер жизни языческой. Задремали все и уснули (Мф. 25:5), — между прочим этот гибельный сон производит в людях и театр».
  • «Театр — школа мира сего и князя мира сего — диавола, а он иногда преобразуется и в Ангела света (см. 2Кор. 11:14), чтобы прельщать удобнее недальновидных, иногда ввернет, по-видимому, и нравственную пьеску, чтобы твердили, трубили про театр, что он пренравоучительная вещь и стоит посещать его не меньше церкви, а то, пожалуй, и больше, потому-де, что в церкви одно и то же, а в театре разнообразие и пьес, и декораций, и костюмов, и действующих лиц».
  • «Изнеживают, расслабляют и смущают душу образы житейской суеты, на которые мы с полным удовольствием и сочувствием сердца смотрели, лишают чистоты сердца и дерзновения перед Богом; потому благо не ходить в театры, не посещать светских, веселых, пышных собраний, не видеть кружащихся в вихре танца, не смотреть на мирские зрелища, представляющие многоразличную суету мира сего. Благо же непрестанно прилепляться сердцем к единому Богу, а в мире столько приманок, что не насытится око зрением (Еккл. 1:8)».
  • «Что вносят театры в сердца человеческие? Дух этого века, дух праздности, празднословия, пустословия, смехотворства, хитрости и лукавства, дух гордости, чванства, и никому нимало доброй нравственности не дают. Сочинители пьес и актеры передают народу то, что имеют в себе сами, свой дух, ни больше, ни меньше. А думают ли актеры о нравственности народной? Имеют ли они в намерении исправить народные нравы? Нет и нет».
  • «Нужно перестать быть рабом чрева, театра, карт, цирка, рабом различного кутежа, табачного зелья, рабом серебра и золота и затейливых мод. Вот ты, поклонник театра, оправдаешься ли на суде Божием в пристрастии к нему? Нет, потому что ты из-за него забыл Бога, храм Божий, Слово Божие, молитву, свое высокое назначение по душе своей, созданной по образу и подобию Божию, забыл о вечной жизни и о приготовлении к ней, о милостыне, девстве, целомудрии и воздержании».

Святитель Иоанн Златоуст про театр:

  • «Поистине, не столько грешит тот, который представляет в театре, сколько в сравнении с ним ты, который заставляешь это делать; и не только заставляешь, но и заботишься о том, радуешься и смеешься, хвалишь представление, всячески пособляешь демонской работ».
  • «Нам предстоит трудный подвиг, борьба с невидимыми Силами, брань с духами злобы, война с Началами, со Властями; и хорошо, если бы мы, при всем тщании, трезвенности и бдительности, могли устоять против этого свирепого полчища. Если же будем смеяться, играть и всегда предаваться лености, то еще прежде сражения падем от собственной беспечности. Не наше дело постоянно смеяться, забавляться и жить весело; это дело лицедеев, зазорных женщин и людей на то предназначенных, тунеядцев, льстецов; не званным на небо, не написанным в горнем граде, не приявшим духовное оружие свойственно это, но тем, которые обрекли себя дьяволу. Это он, он самый изобрел такое искусство, чтобы привлекать к себе воинов Христовых и ослаблять силы их духа. На то и построил он в городах театры и, обучив смехотворов, этою язвою поражает целый город. Чего Павел велел бегать (см. Еф. 5:4) — я разумею пустословие и шутки, — то дьявол убеждает любить; и что в этом есть самого худшего, то бывает поводом к смеху».

Преподобный Амвросий Оптинский (Гренков) про театр:

  • «Возьмите для примера две картины: одну духовного содержания, например, распятие Господа нашего Иисуса Христа, претерпевшего ужаснейшие страдания и самую поносную смерть для спасения погибшего рода человеческого, а другую картину светскую, из народной жизни, например, как рассорились и разошлись муж с женой. Какая картина будет иметь более благотворное влияние на нравственность человека. А что представляют зрителям в театрах, как не сцены из народной жизни? Прибавить к сему нужно, что сцены эти по временам бывают очень грязны. Кроме того, какая обстановка в театре? Светская музыка, не дающая возникнуть в душе человека ни одной духовной мысли, ни одному духовному чувству. А эти рассеянные лица зрителей, переглядывающихся, смеющихся, иногда пересмеивающих друг друга, а при некоторых сценических представлениях приходящих в негодование, выражающееся в бурных криках или увлекающихся сладострастными чувствами, сопровождающимися неумолкаемым смехом и азартными рукоплесканиями, и прочее. Это ли школа нравственности? Наоборот, это школа безнравственности, способная заморить в душе человека последние остатки доброй нравственности, если только она в нем есть».
  • «Приходилось слышать, что некоторые называют театр порогом Церкви. Пожалуй, с этим можно согласиться, что театр есть порог Церкви, только с заднего крыльца. Спросим еще: все, делающееся в театрах, какое должно иметь влияние на неиспорченную натуру молодого человека? Без сомнения, оно должно породить и укрепить в нем звериные чувства с низменными скотскими потребностями. О преимуществе же храмов Божиих перед театром я считаю и говорить излишним».

Так нам ли, православным христианам, подобно гражданам Рима, кричать «Хлеба и зрелищ!»?. Современный мир, этот «новый Рим», и так предлагает нам слишком много соблазнов. Будем беречь себя от суетных развлечений и искать полезного прежде всего для наших душ, что помогло бы нам в деле спасения, а не совратило бы с этого узкого пути. А даже если по нашей человеческой немощи и будем продолжать грешить смотрением всевозможных зрелищ, по крайней мере, будем осознавать греховность этого занятия, каяться и по возможности исправляться.

  • Актуальные обсуждения
    • «Благочестивые» отговорки
    • «Благочестивые» отговорки. Окончание
    • «Благочестивые» отговорки. Продолжение
    • «Бог в душе» — НЕ СПАСИТЕЛЬ!
    • «Мы, христиане, – не от мира сего.»
    • «Помяни мя, господи, во Царствии Твоем!»
    • Cтать монахом на время поста
    • «А точно ли это печенье постное?» О фарисеях
    • «Вы не от мира сего» (Ин. 15: 19)
    • «Главная победа – это победа над собой»
    • «Ищите Христа в Церкви, только Его ищите!»
    • «Концентрированное Евангелие» Беседа о Страстной седмице
    • «Мы были такими же, как вы» Два взгляда на одну проблему
    • «Надобно трудиться для каждого человека»
    • «Пост дает возможность реализовать наивысшее право и свободу: право на святость и свободу от греха»
    • «Человек – это звучит…»
    • «Чем глубже скорбь, тем ближе Бог»
    • «Я вас научу, как надо!» О лжепастырях и пастырских заблуждениях
    • Аскетическая симфония
    • Без Христа спасенья нет
    • Безответственное крещение: об огласительных беседах и не только
    • Бес, покоя лишающий. О борьбе с беспокойством
    • Беседа о покаянном делании
    • Беседа о Таинстве Крещения
    • Беседы на святки
    • Бесстыдство изгоняет божественную Благодать
    • Библейский взгляд на причины и сущность болезней
    • Благочестие показное и подлинное
    • Бог врагов наших
    • Богослужебное пение и музыка
    • Борьба за пост
    • Брак даёт шанс научится истинной любви
    • Быть совершенным
    • В надежде «спрятаться» от Бога
    • В наших венах течет Христова кровь Беседа о Божественной литургии и Святом Причастии
    • В наших сердцах Богу нет покоя. Беседа о вИдении своих грехов
    • В разделе «Методика преподавания» размещен доклад С.Ю. Дивногорцевой «Православная педагогическая культура России: история и современность»
    • В чем заключается духовная польза чтения Псалтири?
    • В чем торжество Православия?
    • Вера — это шаг из лодки на воду
    • Возможно ли следование Христу вне Церкви?
    • Воля творить добро
    • Вопросы об аде и рае
    • Выбор веры
    • Выше – истина Христова
    • Граница фарисейства — противопоставление себя окружающим
    • День Обрезания Господня – это день Закона Божия
    • Дни особого поминовения усопших
    • Добродетели и пороки в семье
    • Дорасти(ть) до пастырства
    • Дружба, влюбленность, любовь
    • Дружба: труд и подвиг
    • Духовное бесплодие
    • Духовные советы и пожелания румынских старцев на Рождество Христово
    • Духовный опыт: истинный и ложный
    • Евангелие о совершенном милосердии
    • Евангелие — книга про каждого из нас
    • Евангелие: правда о вечной жизни
    • Если бы все, кто принимает крещение…
    • Если мы боги, то почему это незаметно?
    • Ещё немного о неофитских немощах
    • Живая связь с Богом Пастыри о важности догматов Церкви
    • Жизнь в тысячу рублей, или К чему приводит осуждение
    • Закон и Благодать
    • Закон любви
    • Зачем Бог сотворил мир?
    • Зачем становиться монахом.
    • Значение церковнославянского языка для духовного образования
    • Имеем ли мы право на обиду?
    • Исповедь и Причастие — вместе или врозь?
    • Исповедь – не роман, а борьба
    • К истории почитания святого благоверного князя Александра Невского
    • К чему приводит компромисс с совестью
    • Как быть с Ветхим Заветом как с Законом?
    • Как вырастить счастливого ребёнка
    • Как делиться пасхальной радостью с ближними
    • Как добродетели превращаются в карикатуру
    • Как мы будем жить после Пасхи?
    • Как отличить Крест Христов от самодельного? Ответы пастырей
    • Как понимать заповеди блаженства
    • Как правильно читать Библию
    • Как праздновать Новый год и как встретить Рождество
    • Как преобразить свой внутренний мир
    • Как сохранить духовную ревность Великого поста в пасхальные дни? Ответы пастырей
    • Как стяжать любовь к… ближним? Ответы пастырей
    • Каким нужно быть алтарнику
    • Каковы истинные ученики Христовы и сыны Воскресения
    • Каяться нужно — в прошедшем времени
    • Крест и крестное знамение: как использовать без заблуждений и суеверий
    • Крещенская вода: как правильно обращаться со святыней.
    • Крещенские морозы, или Как все было на самом деле?
    • Любовь христианская всегда – вопреки
    • Люди не постятся, потому что не знают смысла поста
    • Маловажен ли малый грех
    • Мамочкино богословие
    • Мера поста
    • Методические и практические рекомендации об организации воскресной школы
    • Минимум кары и безграничность любви
    • Миссия в большом городе Беседа с прот. Игорем Фоминым
    • Можно ли быть счастливым без Христа?
    • Можно ли верить снам?
    • Молитва — не долг, а кислород души
    • Монастыри русского севера
    • Монашество и жизнь в миру – единый путь
    • Мораль и нравственность.
    • Мы призваны к радости! Беседа с прот. Георгием Бреевым
    • Мы христиане в теории
    • Нападения на христиан
    • Научиться вмещать милость Божию
    • Не давать ничему ложной цены
    • Не любить – противоестественно для человека
    • Не только верить, но верить и служить
    • Невежество и безразличие
    • Непослушание – препятствие любви
    • Нужно ли бояться собственного страха?
    • О важности изучения церковной истории
    • О внешнем виде христианина
    • О выборе монашеского пути и мифах, связанных с ним
    • О крещении без катехизации. Чему научил нас 1917 год
    • О любви к ближнему
    • О мистической красоте церковного языка
    • О молитве на клиросе
    • О поминовении усопших
    • О последствиях греха
    • О православном романтизме
    • О реальной и мнимой грубости церковных работников
    • О свойствах Церкви и ее границах
    • О Священном Предании
    • О священстве
    • О семье и браке
    • О судьбе
    • О христианском отношении к собаке
    • О Царстве Божием
    • О чтении Священного Писания
    • Об иконопочитании и почитании святых
    • Об участии верных в Евхаристии
    • Образ Отцовства небесного
    • Общее Соборование: история смещения смысла
    • Община сегодня — это как костер в тундре
    • Окно в горний мир
    • Окунаться ли в крещенскую прорубь?
    • Оправдание Авраама верой
    • Освящение жилища
    • Основа оглашения – Любовь, а не Закон
    • Оставь ребенка в покое. Часть 1 Беседа о воспитании детей и психологическом давлении
    • Оставь ребенка в покое. Часть 2 Беседа о воспитании детей и психологическом давлении
    • Осуждение и греховность.
    • Осуждение, обличение и рассуждение
    • От «попросить» до помолиться. О наших отношениях со святыми
    • От крещения кровью до проверки временем
    • От слов твоих…
    • Ощутить в полноте пасхальную радость. Советы пастырей
    • Пастыри о духовном родоначальнике русского народа
    • Пасха в Евангелии и Апокалипсисе
    • Пасхальная радость — дар и труд
    • Патриарх Иосиф и бесплодная смоковница
    • По стопам самарянина,или Для кого я ближний
    • Подвиг постный: значение и важность Рождественского поста
    • Подделка Церкви христианством
    • Позволительное с полезным. Может ли христианин участвовать в протестах?
    • Покаяние как любовь
    • Полнота жизни в Церкви
    • Последняя заповедь блаженства
    • Почему мы отпадаем от любви?
    • Почему священство далеко от народа
    • Почему со временем охладевает вера?
    • Праведный Иов: образ надежды через страдание
    • Правильное отношение к посту
    • Правильное отношение к церковным проблемам
    • Православие и современность
    • Пребудьте в любви!
    • Проблемма происхождения мира
    • Путь пророка Илии
    • Пять правил о пасхальной радости По каким правилам живет пасхальная радость в душе, и что делать, если она уходит?
    • Раб, наемник или сын?
    • Радоница — общий праздник с усопшими
    • Размышление о собственных грехах
    • Размышления о древних и новых мучениках
    • Религия радости
    • Рождественский пост в вопросах и ответах
    • Рождество Христово в Евангелии — и в истории. Противоречит ли евангельский рассказ историческим данным?
    • Рождество Христово: как ощутить радость праздника
    • С самим собой собеседование
    • Сами себя, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим
    • Самостоятельность влечет за собой ответственность
    • Свобода совести и вероисповеданий
    • Связь с Богом – фундамент нашей связи с ближним
    • Святость – это не безгрешность и не совершенство
    • Святые отцы Церкви о войне и воинском служении. Часть 1
    • Святые отцы Церкви о войне и воинском служении. Часть 2
    • Семейная жизнь и аскеза
    • Сердце без тайности — пустая грамота
    • Слава Богу за всё» Святитель Игнатий (Брянчанинов) о благодарности Богу
    • Слово Божие всегда должно звучать в сердце
    • Слушаться — значит любить
    • Смысл анафемы
    • Совесть как категория нравственного сознания.
    • Современные христиане
    • Сограждане святым и свои Богу
    • Созерцая «Троицу» Икона Андрея Рублева. Самое известное и таинственное изображение Бога в истории иконописи
    • Стыдно грешить, а не каяться
    • Три корочки хлеба
    • Уйди от меня, Господи…
    • Участие в богослужении ― наша жизнь со святыми
    • Христианская святость
    • Христианство и экономика: дело не в «измах»
    • Христос и «Я»
    • Чаша двух Заветов
    • Человек, если бы ты знал свою ценность!
    • Человеческая воля
    • Что значит: «люби ближнего своего»
    • Что мешает нам прощать в прощенное воскресенье
    • Чтобы душа оставалась дома Размышления о добродетели терпения
    • Чтобы любить Бога, нужно быть беззащитным
    • Чтобы не уйти…
    • Широкое сердце Православия
    • Язык Церкви для детей. Изучение церковнославянского — обогащение или проблема?
  • Жития святых
    • Авва Зосима Палестинский
    • Апостол Андрей Первозванный
    • Апостол от 70-ти Дионисий Ареопагит, Афинский, епископ
    • Апостол от 70-ти Ерм (Ерма) Филиппопольский, епископ
    • Апостол от 70-ти Кодрат Афинский и Магнезийский, епископ
    • Бессребреники и чудотворцы Косма и Дамиан Асийские, и мать их преподобная Феодотия
    • Благоверная Тама́ра Грузинская, царица
    • Благоверный князь Алекса́ндр (в схиме Алекси́й) Невский
    • Благоверный князь Дими́трий Донской
    • Благоверный князь Михаи́л Черниговский и боярин его мученик Фео́дор
    • Благоверный князь Яросла́в Мудрый
    • Блаженная Ксения Петербургская, Христа ради юродивая
    • Блаженный Августин Аврелий, Иппонийский, епископ
    • В разделе «Методика преподавания» размещена статья «Зачем ходить в воскресную школу?»
    • Великомученик Гео́ргий Победоносец
    • Великомученик Дими́трий Солунский (Фессалоникийский), Мироточивый
    • Исповедник Иоа́нн Васильев
    • Исповедник Иоанн Блинов
    • Мученик Гавриил Фомин
    • Мученик Димитрий Власенков
    • Мученик Димитрий Спиридонов
    • Мученик Иустин Философ
    • Мученик Михаил Новоселов
    • Мученик Никифор Зайцев
    • Мученица Евдокия Сафронова
    • Мученица Матрона Солунская (Фессалоникийская)
    • Мученица Пелагия Балакирева
    • Мученицы Ольга и Феоктиста
    • Праведный Алексий Мечёв, протоиерей
    • Праведный Па́вел Таганрогский
    • Праведный Фео́дор Ушаков, воин
    • Праведный Филаре́т Милостивый, Пафлаго́нянин
    • Преподобноисповедник Арефа (Митренин), иеромонах
    • Преподобноисповедник Гаврии́л (Игошкин), архимандрит
    • Преподобноисповедник Гавриил (Игошкин), архимандрит
    • Преподобноисповедник Ираклий (Мотях), схимонах
    • Преподобноисповедник Лео́нтий (Стасевич), Михайловский, архимандрит
    • Преподобноисповедник Севастиа́н (Фомин), Карагандинский, архимандрит
    • Преподобноисповедница Матро́на (Власова), инокиня
    • Преподобномученик Валентин (Лукьянов), иеромонах
    • Преподобномученик Филаре́т (Пряхин), игумен
    • Преподобномученица Ирина Фролова, послушница
    • Преподобномученица Мария (Цейтлин), монахиня
    • Преподобномученица Пелагия (Тестова), инокиня
    • Преподобные Спиридон и Никодим, просфорники Печерские
    • Преподобный Алекса́ндр Свирский, игумен
    • Преподобный Алексий Зосимовский (Соловьев)
    • Преподобный Антоний Великий
    • Преподобный Варсонофий Оптинский
    • Преподобный Вонифатий Феофановский, Киевский, игумен
    • Преподобный Дими́трий Прилуцкий, Вологодский, игумен
    • Преподобный Ефрем Сирин
    • Преподобный Зосима (Верховский)
    • Преподобный Ио́сиф Песнописец, пресвитер
    • Преподобный Иоа́нн Дамаскин, песнописец
    • Преподобный Иоа́нн Рыльский
    • Преподобный Иоанн Лествичник, Синайский, игумен
    • Преподобный Иов Почаевский, игумен
    • Преподобный Иосиф Волоцкий (Волоколамский), игумен
    • Преподобный Иосиф Оптинский
    • Преподобный Исаа́к Сирин, Ниневийский, епископ
    • Преподобный Исаа́кий Далматский, игумен
    • Преподобный Иустин (По́пович), Челийский
    • Преподобный Кассиан (Иоанн Кассиан) Римлянин, иеромонах
    • Преподобный Косма Маиумский, епископ, творец канонов
    • Преподобный Макарий (Глухарев), Алтайский
    • Преподобный Макарий Великий, Египетский
    • Преподобный Макарий Оптинский
    • Преподобный Максим Грек
    • Преподобный Нектарий Оптинский
    • Преподобный Нестор Летописец, Печерский
    • Преподобный Паисий Величковский
    • Преподобный Роман Сладкопевец
    • Преподобный Серафим Вырицкий (Муравьев)
    • Преподобный Сергий Радонежский
    • Преподобный Симеон Новый Богослов
    • Преподобный Три́фон Печенгский, Кольский, просветитель лопарей
    • Преподобный Феодосий Печерский, игумен
    • Равноапостольный Николай (Касаткин), архиепископ Японский
    • Равноапостольный Николай Японский (Касаткин), архиепископ
    • Святитель Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Крымский
    • Святитель Алексий, митрополит Московский, всея Руси, чудотворец
    • Святитель Антоний (Смирницкий), Воронежский, архиепископ
    • Святитель Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский, исповедник и песнописец
    • Святитель Афанасий Великий, Александрийский, архиепископ
    • Святитель Варсоно́фий Тверской, епископ
    • Святитель Василий Великий, Кесарийский (Каппадокийский), архиепископ
    • Святитель Геннадий Новгородский, архиепископ
    • Святитель Григо́рий Палама, Солунский (Фессалоникийский), архиепископ
    • Святитель Григорий Антиохийский, патриарх
    • Святитель Григорий Нисский, епископ
    • Святитель Григорий Чудотворец, Неокесарийский
    • Святитель Димитрий, митрополит Ростовский
    • Святитель Иннокентий (Борисов), Херсонский, архиепископ
    • Святитель Иннокентий Пензенский (Смирнов), епископ
    • Святитель Иоанн (Максимович), архиепископ Шанхайский, Сан-Францисский, Чудотворец
    • Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский
    • Святитель Иоанн Тобольский (Максимович), митрополит
    • Святитель Иоасаф Белгородский, епископ
    • Святитель Иона, Ханькоуский Чудотворец
    • Святитель Кирилл Александрийский, архиепископ
    • Святитель Кирилл Туровский, епископ
    • Святитель Кирилл, архиепископ Иерусалимский
    • Святитель Лев I, папа Римский
    • Святитель Макарий (Невский), Московский, Алтайский, митрополит
    • Святитель Митрофан (в схиме Макарий) Воронежский, епископ
    • Святитель Некта́рий Э́гинский, Пентапольский, митрополит
    • Святитель Николай Мирликийский, чудотворец, архиепископ
    • Святитель Петр (Могила), митрополит Киевский
    • Святитель Петр, митрополит Московский, всея России, чудотворец
    • Святитель Серафи́м (Соболев), Богучарский, архиепископ
    • Святитель Симеон Солунский, архиепископ
    • Святитель Спиридон Тримифунтский, епископ
    • Святитель Тара́сий Константинопольский, архиепископ
    • Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси
    • Святитель Феофан, Затворник, епископ Вышенский
    • Святитель Филарет Московский (Дроздов), митрополит
    • Святитель Фотий, патриарх Константинопольский
    • Святой праведный Иоанн Кронштадтский, протоиерей
    • Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий, учителя славянские
    • Священноисповедник Алекса́ндр Орлов, пресвитер
    • Священноисповедник Владимир Хираско, пресвитер
    • Священноисповедник Николай (Могилевский), Алма-Атинский, митрополит
    • Священноисповедник Петр Чельцов, пресвитер
    • Священноисповедник Сергий Правдолюбов, Касимовский, пресвитер
    • Священномученик Алекса́ндр (Петровский), Харьковский, архиепископ
    • Священномученик Алекса́ндр (Щукин), Семипалатинский, архиепископ
    • Священномученик Алекса́ндр Лихарев, пресвитер
    • Священномученик Александр Гневушев, пресвитер
    • Священномученик Анатолий (Грисюк), Одесский, митрополит
    • Священномученик Аркадий (Остальский), Бежецкий, епископ
    • Священномученик Васи́лий (Зеленцов), Прилукский, епископ
    • Священномученик Василий Измайлов, пресвитер
    • Священномученик Влади́мир Введенский, пресвитер
    • Священномученик Владимир (Богоявленский), Киевский, митрополит
    • Священномученик Владимир (Медведюк) и преподобномученица Татиана (Фомичева)
    • Священномученик Горазд (Павлик) Богемский и Мораво-Силезский, епископ
    • Священномученик Дионисий Александрийский, епископ
    • Священномученик Евгений Васильев, пресвитер
    • Священномученик Ермоген Московский и всея Руси, патриарх
    • Священномученик Зинон Веронийский, епископ
    • Священномученик Иларион, архиепископ Верейский
    • Священномученик Илия Громогласов, пресвитер
    • Священномученик Иоа́нн Честнов, пресвитер
    • Священномученик Иоанн (Поммер), Рижский, архиепископ
    • Священномученик Иоанн Кочуров, Царскосельский, пресвитер
    • Священномученик Иоанн Фрязинов, пресвитер
    • Священномученик Ипполит, Мученики Кенсорин, Савин, Хрисия дева и другие 20 мучеников
    • Священномученик Ириней Лионский, епископ
    • Священномученик Константин (Голубев) Богородский, пресвитер и иже с ним два мученика
    • Священномученик Лаврентий, епископ Балахнинский, мученик Алексий, пресвитер и мученик Алексий
    • Священномученик Никола́й Розов, Петроградский, пресвитер
    • Священномученик Николай Виноградов, пресвитер
    • Священномученик Николай Восторгов, пресвитер
    • Священномученик Николай Искровский, пресвитер
    • Священномученик Николай Попов, пресвитер
    • Священномученик Николай Тохтуев, диакон
    • Священномученик Павел Добромыслов, Рязанский, пресвитер
    • Священномученик Петр (Зверев), Воронежский, архиепископ
    • Священномученик Пимен, епископ Семиреченский и Верненский
    • Священномученик Поликарп Смирнский
    • Священномученик Се́ргий Орлов, пресвитер
    • Священномученик Се́ргий Рохлецов, пресвитер
    • Священномученик Се́ргий Увицкий, пресвитер
    • Священномученик Серафим (Чичагов), митрополит
    • Священномученик Сергий Лавров, пресвитер
    • Священномученик Сергий Мечев, пресвитер
    • Священномученик Сергий Увицкий, пресвитер
    • Священномученик Фаддей (Успенский), Тверской, архиепископ
    • Священномученик Феодосий Беленький, пресвитер
    • Священномученик Феофан, епископ Пермский и Соликамский
    • Сщенномучеников Александра Смирнова и Феодора Ремизова, пресвитеров
  • Заблуждения и ошибки
    • «Знамения на небе». Объяснение феномена НЛО
    • «Отмененный» чемпионат
    • 500 лет победе и поражению Мартина Лютера
    • Cжигала ли Церковь книги?
    • «20 лет я соблюдал все обряды и законы ислама» Бывший мусульманин об исламе и пути в Православие
    • «Волшебные способы» и «чудодейственные таблетки»
    • «Всё то, что говорили о христианстве неоязычники, – враньё» Беседа с бывшим неоязычником Иваном Лисковым
    • «Исповеди бывших» — новая форма атаки на Церковь
    • «Ищите Бога-Личность!» Интервью с отцом Серафимом Маджмударом
    • «Небесное гражданство»: не будем самоуверенны
    • «Нести свет во тьму, но самим не становиться тьмой…» Беседа с протоиереем Николаем Погребняком
    • «Самый счастливый человек в Европе» и его путь к Православию
    • «Свидетели Иеговы», или Как братья Стругацкие изобрели велосипед
    • «Я не подумал», «я просто подумал…» Об одном редком умении
    • «Я пришла к Православию, потому что это Христова Церковь». Беседа с бывшей мормонкой
    • Авторитет Церкви и наша интеллигенция
    • Актуальность симфонии Церкви и государства
    • Апофеоз восточного папизма
    • Атеизм в ассортименте
    • Атеизм тогда и сейчас
    • Безумие нашего времени
    • Берегись… игрушки!
    • Бесы, или Почему не спасают «отчитки»
    • Битва за семью – дело спасения мира
    • Благовестие и прозелитизм
    • Благодарность
    • Благодатно ли инославное священство?
    • Бог — изгнанник на земле
    • Бог. Народ. Писание
    • Богословское осмысление вопросов экологии
    • Божественный дар веры и атеистическое мировоззрение
    • Братские отношения
    • В секты попадают из-за проблем, комплексов и тщеславия
    • Вавилонская башня нашего времени
    • Вам кто-то «сделал»? Да это вы сами все сделали…
    • Вера и естественнонаучное знание
    • Вера и неверие: тайна обращения человека к Богу
    • Вера и нравственность как основа научного познания
    • Вечно юная и вечно древняя. Как меняется Церковь?
    • Виртуальный тур по духовным мирам. О молитве и медитации
    • Возвращаясь в покинутый дом: Православная жизнь в современной Германии
    • Возможна ли реинкарнация?
    • Возможно ли добро без Христа?
    • Воскресный листок. Неделя 27-я по Пятидесятнице
    • Воспитать воспитателей в семье
    • Встреча патриарха и римского папы
    • Встреча современного Запада с восточной сотериологией
    • Встреча учености и святости
    • Выбор веры
    • Гламур и наши дети
    • Гражданский брак – не брак?
    • Грех как форма любви
    • Дата католической Пасхи
    • Две лжи о Церкви как основа для филетических расколов
    • Демонизация детского сознания
    • Диалог с атеистом
    • Женщина спасается чадородием?
    • Живет ли Бог в моей душе?
    • Жить как хочется
    • За Фрейдом – бред. Психоанализ и оккультизм, как вера в ложь
    • Зачем вы придумали Пасху?
    • Зачем жить по заповедям? Или три заблуждения о христианской жизни
    • Зачем нужны догматы?
    • Иконография Святой Троицы. Можно ли изображать Бога Отца?
    • Индульгениция или покаяние?
    • Иноверие и инославие
    • Интернет, вечность и Страшный суд
    • Искушение экстримом
    • Испытание Новым годом
    • Истоки богохульства в современной культуре
    • Историческое оправдание поста, или преодоление повсеместного заблуждения
    • История возникновения календарного вопроса.
    • История есть Промысл Божий о каждой стране и каждом народе
    • Как быть?
    • Как вывести бытие Бога через понятие Бога?
    • Как не попасть в секту
    • Как общаться с чужими?
    • Как относится к чудесам в других вероисповеданиях?
    • Как относиться к ереси и еретикам
    • Как пережить предательство?
    • Как побороть зависимость от компьютерных игр? Советы пастырей
    • Как распознать секту и самому не стать сектантом
    • Как чужому стать своим, а своему не стать чужим
    • Как я перешел из католицизма в Православие
    • Какое время – наше?
    • Когда толерантность становится предательством? Ответы пастырей
    • Кришнаиты как они есть
    • Кто завяжет нам шнурки? Немного об околоцерковных суевериях
    • Кто, когда и зачем нас крестил?
    • Куда ведет погоня за Лилит?
    • Культ наслаждения
    • Курение – это грех? Ответы пастырей
    • Латинское ложное учение о Деве Марии
    • Лютеров догмат
    • Магия и магизм: как они проявляются в нашей жизни
    • Мертвых душ не продадите?
    • Можно ли молиться вместе с католиками?
    • Можно ли представить себе райское блаженство?
    • Можно ли прощать не прощая?
    • Можно ли совершать зло ради добра?
    • Над мудростью эллинов и чудесами иудеев Раннехристианские апологеты о вере и разуме, философии и Откровении
    • Народные целители и их «молитвы»
    • Неверие и суеверие.
    • Недочеловечество
    • Нужна ли православному христианину йога?
    • Нужны ли Православию монашеские ордена?
    • О «святочных гаданиях» и картах
    • О богохульстве
    • О браках с инославными
    • О вере, неверии и нашем выборе
    • О Воздвижении, толерантности и Юлиане Отступнике
    • О добродетели, искаженной до неузнаваемости
    • О злых духах
    • О йоге и прочих восточных практиках
    • О колдовстве и порче
    • О крещении без веры
    • О ложной ревности и внутрицерковной полемике
    • О мнимой праведности
    • О Православии и католичестве
    • О Православном Предании и отступлении от Него
    • О Предании Церкви и сектантских преданиях
    • О предметности и продажности
    • О предопределении
    • О предопределении
    • О протестантизме, католичестве и «латинском пленении»
    • О различии между счастьем и удовольствием
    • О хорошести без Церкви
    • О чем говорят и о чем умалчивают проповедники «нового стиля»
    • Об отношении Церкви к эстрасенсам и природе «паранормальных явлений»
    • Огнем и мечом? Миф неоязычников о кровавом крещении Руси
    • Одиночество: беда? вина? роскошь?
    • Одному ли Богу поклоняются мусульмане и христиане?
    • Ориген и либерализм в Церкви
    • Осторожно, неоязычество!
    • Отношение католиков к Благодатному огню
    • Первые шаги в Православной Церкви: двенадцать фактов, о которых нужно знать
    • Перевоплощение или воскресение в Вечную жизнь?
    • Переход православных в ислам. Интервью диакона Георгия Максимова
    • Плен многоликой Индии. Беседа со специалистом по истории религий протоиереем Олегом Корытко
    • Повсеместное заблуждение о посте
    • Поиск истины, или Обретение истинной веры
    • Пока есть время
    • Полезна ли йога для бессмертной христианской души?
    • Полемика с католицизмом в творениях священномученика Горазда, епископа Чешского и Моравско-Силезского
    • Помощь нашим усопшим
    • Последний человек
    • Почему не стоит бояться конца мира
    • Правда без любви
    • Православие и иконопочитание
    • Православие и инославие. Вопросы единения
    • Православие или протестантизм?
    • Православие – это прошлое и будущее Европы
    • Праздник ли масленица?
    • Празднование Пасхи. Ответ сектантам
    • Праотец Авраам в христианской, иудейской и мусульманской традициях
    • Предательства, папизм и мы
    • Причины неверия
    • Прогулки по воде: как поверить в невозможное?
    • Проповедь Евангелия Христова в современном мире
    • Пророчества не от Бога
    • Протестантское отношение к кресту
    • Протестантское учение о спасении только верой
    • Пустота вместо счастья.
    • Раскол как болезнь
    • Рассказ об одном чуде.
    • Реинкарнация: почему Православие не может её принять?
    • Религия сильного человека: христианство или ислам?
    • Сайентология — угроза миру
    • Самое важное, что получает протестант в Православии, – это Церковь
    • Сбываются ли астрологические прогнозы
    • Свобода воли и «либеральные ценности»
    • Святитель Игнатий (Брянчанинов) о подлинном лице протестантизма
    • Святоотеческое учение о догмате и ереси
    • Священное Писание – часть жизни Церкви
    • Священное Писание, Церковь и наука
    • Священное Предание
    • Священное Предание и человеческая самодеятельность
    • Скука вдвоем
    • Смена языка для народа – это катастрофа. О сквернословии и не только
    • Смерть и Промысл Божий
    • Смерть, которой ждут
    • Современные иконоборцы
    • Современный протестант
    • Сознательное богохульство
    • Споры о Чистилище на Ферраро-Флорентийском соборе
    • Стоит ли еврею креститься?
    • Субкультура — не детские забавы
    • Торжество Православия
    • Трудно быть человеком
    • Ультиматум Церкви
    • Учение о человеке в христианстве и неоязычестве
    • Филиокве — это хула на Святого Духа.
    • Хоронить нельзя кремировать: взгляд Церкви
    • Хочешь обратить? Выслушай! Протоиерей Олег Стеняев о современном язычестве и законах миссии
    • Христианство и демократия
    • Христос без Креста. Рассуждения о современном протестантизме
    • Церковные суеверия
    • Церковь и всемирное государство.
    • Церковь и проблема эвтаназии
    • Что значит Воскресение Христа в нашей жизни?
    • Что нужно знать о гаданиях на Святки?
    • Что препятствует стать православным
    • Что такое каббала?
    • Что такое оккультизм
    • Что Христос оставил людям
    • Чудо: что это такое, и есть ли чудеса в наши дни
    • Эволюционное мудрование
    • Этот бесконечный конец света. Об адвентистах и их «пророчествах»
    • Являются ли инославные членами Церкви?
    • Яйца с образами О новом виде иконоборчества

диакон Андрей

Интервью для журнала «Театр»

– Отец Андрей, как Вы относитесь к театру? Вообще, входит ли театр в сферу ваших интересов?

Мое отношение к театру оказалось искалеченным моей юностью. В 70–80-е годы театр воспринимался скорее в качестве политического оппонента власти, нежели художественного учреждения (любимовская «Таганка» ценилась за смелость более, нежели за художественность). Там ценились резкость реплики, жеста, мастерство создания подтекста, а не собственно эстетика. И, к сожалению, тогда не нашлось человека, который отучил бы меня смотреть на театр сквозь призму политики. А когда политическая конъюнктура изменилась, переучиваться было уже поздно. То, что мог бы дать мне театр, я, кажется, уже научился получать в других местах…

И в Церковь я пришел, по-своему бунтуя против театра. Понимаете, однажды в человеке просыпается жажда подлинности. Ему становится душно в мире культуры, в бесконечных взаимных отражениях образов, аллегорий, взаимных отсылок и цитат, скрытых и явных аллюзий…

Был такой замечательный православный проповедник архиепископ Сан-Францисский Иоанн, в миру – князь Дмитрий Шаховской. В эмиграции он был одним из друзей Марины Цветаевой, издавал с ней журнал… А затем ушел на Афон. Принял монашество. И спустя годы пояснил в своей биографии, почему он ушел в монахи: «Я затосковал в своих правдах и захотел истины». Однажды такая тоска просыпается в сердце человека, и он понимает, что культура, конечно, вещь замечательная, но нельзя не признать ее условность и вторичность. Наиболее глубокие человеческие состояния – то, что на языке философии называется экзистенциалами человеческого бытия, глубже и выше культуры. И именно это приводит человека в религию.

– Можно понять Ваши слова как утверждение, что человеку воцерковленному искусство, театр, в частности, оказывается ненужным?

– Не совсем так. Дело в том, что после ухода людей от мира им надо в него вернуться, принеся с собой хотя бы послевкусие от той Чаши, к которой удалось прикоснуться Там. А с людьми надо говорить на языке людей. И потому Церковь, ее проповедники вынуждены обращаться к языку культуры, в том числе и к языку театра, вынуждены пользоваться именами предметов видимых для изображения невидимого. Но очень важно признать, что Церковь видит в этом не более чем обряд, то есть нечто обряжающее, не являющееся сутью. Так складывается парадокс церковно-культурных отношений: Церковь рвется за рамки культуры и в этом самопорыве порождает ее. Фундаментальное убеждение Церкви – в том, что мир материи, в том числе и культурной материи, может быть открыт для присутствия Иного.

– В искусстве с помощью изображения, знака пытаются прорваться к невыразимому, через слова – к неизреченному. Вы не могли бы определить сущностное отличие попыток прорыва к тайне, предпринимаемых в сфере культуры и религии?

– В Ваших словах это отличие выражено настойчивым повторением слова «прорваться». Все же христианин не прорывается к Богу. Он выступает восприемником. Существует радикальное различие храмовой архитектуры Востока и Запада. Готические храмы действительно – «взметнувшиеся ввысь», убегающие с земли. Совсем иное – громадный византийский купол, спускающийся на землю, сживающийся с ней. Не случайно готика возникает после раскола Церкви. Не случайно Герцен ехидно и, я думаю, небезосновательно заметил: «Западные храмы взметнулись ввысь, и своими шпилями, лишенными крестов, они словно колют небо, как бы мстя ему за пустоту своих алтарей». После раскола с православным Востоком на Западе рождается то, что Шпенглер позднее назовет «фаустовским духом». Дух мятежности и беспокойства.

Православие пришлось впору нашему народу, создало ощущение найденности, обретенности. В православной традиции Бог выходит на поиски человека. Зов Бога: «Адам, где ты?» – проходит через всю Библию. Мы – найденышы.

Аскетика, человеческое молитвенное делание, пост не есть нечто самодостаточное – это лишь средства для раскрытия себя перед Богом, входящим в нашу жизнь. А Он уже принесет Свои дары.

– А культура делает излишний акцент на усилии самого человека?

– Да, фаустовская, европейская культура.

– А как, в таком случае, Вы оцениваете сегодняшние антизападные настроения?

– Хорошо. Но не следует забывать, что это все-таки семейный спор. Россия принадлежит европейской культуре, и сегодняшний наш спор – это спор двух эпох западной культуры: эпохи суперпостмодерна современного Запада и того, чем Запад когда-то жил, и жил вместе с православной Россией.

То, что отстаивает Россия – классическая христианская система ценностей, классическая церковность, классическая семья. Мы – «старообрядцы Европы». Антизападная настроенность есть бунт людей, воспитанных на классической системе западных ценностей. И я очень надеюсь, что наш театр в этом смысле останется консерватором.

– Сегодня есть повод обсуждать противостояние Церкви и театра?

– Сегодня невозможно говорить о противостоянии Церкви и театра, так как сам театр очень многолик.

Я бы не советовал церковным проповедникам при беседе с современными актерами ограничиваться цитированием суждений древних святых отцов о театре. Это не формулы на все времена. Дело в том, что театр в эпоху поздней античности и средневековья был одним из главных оплотов языческой культуры. Вполне понятен гнев древних проповедников на какую-нибудь женщину, которая причащалась Христовой Крови, а потом шла в театр и изображала там богиню Минерву, падающую на колени перед Зевсом. В ту пору театр был слишком консервативен: он хранил языческую речь, когда уже настала пора христианской новизны…

И я бы хотел, чтобы инерционность, консервативность театра, которая когда-то сделала его врагом Церкви, сегодня помогла бы ему стать одним из хранителей христианской культуры.

Сейчас, я уверен, нас ждет торжество язычества, и в Православии останутся только люди думающие, умеющие сопротивляться массовой моде. Но мода всего лишь мода. У этого слова есть антоним – традиция, классика. Так вот, поскольку мы живем уже не в пятом веке христианской истории, а в двадцать первом, не стоит забывать, что за истекшие полтора тысячелетия возник феномен христианской культуры, у Церкви появились дети, и среди них – театр.

В условиях нынешнего примитивизирования массового сознания, всеобщей макдональдизации нашей жизни театр Чехова необходимо сохранить.

Сегодня театр может быть союзником Церкви. Как некогда Гомер хранил языческую традицию среди монастырей, так сегодня Шекспир и Гоголь хранят христианское наследие среди постмодернистских монстров.

Театр – это не Церковь. Но именно потому, что мы разные, мы можем быть в диалоге и сотрудничестве.

– Скажите, а в прошлом можно отыскать аналогию современной массовой культуре?

– Это очень новый феномен. Мы живем в эпоху массового производства, в том числе идеологии, с помощью радио, газет, телевидения…

В традиционном обществе мы находим народную культуру, а это, конечно, иное. Известно, что у Церкви были непростые отношения с фольклором, да и скоморошество ее не очень радовало, поскольку в те времена Церковь очень хорошо понимала, что даже скоморошество является религией, утверждением языческого сознания под видом забавы.

Например, празднование новогоднего цикла. Восприятие нового года в традиционной культуре совершенно особое. Дело в том, что главная боль, забота древнего человека – забота об уничтожении истории. Человеку архаического мышления тяжело жить в истории как в пространстве уникального поступка уникальной личности. Он чувствует себя надежно, только копируя чей-то поступок, отождествляя себя с героем, который совершил некий акт, и когда все было удачно. Скажем, полинезийцы, отправляясь с острова на остров, убеждают себя, что это не они плывут, а тот человек, который впервые переплыл океан. Поэтому архаический человек воспринимает историю как экологическую катастрофу. Новогодние ритуалы у всех архаичных народов – попытка возвращения в точку альфа, когда не было ни меня, ни космоса, когда мы еще не грешили и все было возможно.

Поэтому скоморошество, выворачивание всего наизнанку, смена социальных ролей, смешение мужского и женского, молодого и старого, было способом возвращения к докосмическому хаосу. Вот этот религиозный подтекст святочных или масленичных праздников и раздражал церковных проповедников в былые века.

Скоморошество было альтернативой крещения и исповеди, ибо норовило обновить жизнь без покаяния просто хохмами и переодеваниями…

Но сегодня, бесспорно, все иначе, и Церковь не протестует против театра как такового. Для Церкви сегодня главный вопрос в том, какое мировоззрение утверждается с помощью того или иного художественного метода.

– То есть сам факт актерской игры сегодняшней Церковью не воспринимается как грех?

– А это уже другой вопрос. Что касается актерской игры, то Церковь обязана предупредить актера, что занятие, им выбранное – духовно опасная вещь.

Работа в театре – это риск. Ведь актер должен уметь «перевоплощаться» в своего персонажа, в его не только мысли, но и страсти. И тут актера может поджидать та же опасность, что и буддистского монаха, старающегося в медитациях стереть свою личность1: он может раствориться в ином, потеряв самого себя.

Путь христианского подвига противоположный: собирание себя в «целомудрие». Это не просто образ сексуального поведения. Целомудрие – это «цельность мудрости». Это умение всегда действовать из своей глубины, не отдаваясь на волю поверхностных сиюминутных влечений («страсть» – это страдание, пассивность, причиненность, спровоцированность, несвобода).

Целомудрие – это умение никогда не быть равным сиюминутному «контексту» и его «нуждам». Это умение всегда помнить о главном. Это постоянная верность самым светлым минутам cвоей жизни.

Самое лучшее определение целомудрия дал псково-печерский современный подвижник отец Иоанн (Крестьянкин), еще в советские времена обращаясь к петербургскому христианскому философу Татьяне Горичевой: «Я знаю четырех Татьян. Одну знают все, другую друзья, третью – она сама знает, четвертую знает Бог. А нужно, чтобы была только одна Татьяна. Нельзя, чтобы слиток золота рассыпался в песок».2

– Я не совсем понимаю, как это возможно. Мне кажется, это искусственное усечение человеческой сложности.

– Это означает, что надо быть самим собой, жить из себя. Не играть социальную роль, а действовать и говорить из той глубины, которая в тебе есть. То, чему учит христианство, это восхождение на уровень, где игра исчезает.

– Мне не доводилось встречать человека не играющего. Сомневаюсь, что такой феномен вообще возможен.

– Но тот же отец Иоанн Крестьянкин одинаков со всеми. Или преподобный Серафим Саровский, который каждого встречал словами: «Радость моя, Христос воскресе…».

Так что это возможно. Другое дело, что актеру, пытающемуся жить чужими мыслями и страстями, тем более трудно сохранять целостность.

Церковь не запрещает работы актера, а лишь замечает, что его занятие стоит в ряду духовно опасных. Духовно опасных профессий много. Одна из них – служение судьи (ибо она связана с ежедневным нарушением буквального смысла евангельской заповеди «не судите»).

Еще одна зона риска – работа учителя («Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению» – Иак. 3.1).

А разве нет духовного риска в послушании епископа, которому приходится ежедневно выслушивать высокие слова, относящиеся к его сану, но при этом нужно научиться не относить эти знаки почтения к своей собственной личности и к своим собственным достоинствам, то есть – быть сияющим образом Христа на Литургии и просто монахом – в келье…

Рискует и богослов («зачем ты говоришь о Боге вместо того, чтобы говорить к Богу?»).

Быть экономом в монастыре – тоже дело, опасное для души, поскольку он встречается с разными спонсорами, закупает продукты, много времени проводит вне монастыря, а это для монаха довольно гибельно. Но, тем не менее, Церковь назначает такое послушание, так как это необходимо для других людей.

Просто христианин может и даже должен порою подвергать себя опасностям – ради того, чтобы послужить ближним. Служения епископа, судьи, учителя нужны людям. И мир культуры тоже людям нужен, а значит, нужны и те, кто мог бы работать в мире искусства, в том числе и актерского, принося с собою в этот мир весть о той глубине человеческой души, которая раскрылась только в Евангелии.

Актер рискует? – Значит, тем более он нуждается в помощи церковных Таинств, в молитве о нем и в молитве своей… Но страшно представить духовные последствия для актера, играющего Христа, пытающегося вжиться в образ Христа, говорить, действовать от Его имени…

– В процессе православного обряда бывает ряд моментов, когда священник становится Христом. Определите, пожалуйста, в чем принципиальное различие между актером, играющим Христа, и священником, повторяющим во время, например, Таинства Евхаристии жесты и слова Христа.

– Во-первых, священник это делает не по собственной воле, поскольку богослужение в Церкви для него послушание. Во-вторых, священник себя не ощущает играющим Христа, он очень четко понимает, что он не Христос.

– Театр, видимо, не способен забыть о своем происхождении из культа, и сегодня некоторые режиссеры пытаются воссоздать на сцене подобие обряда, стремятся добиться особого актерского бесстрастия, в каком-то смысле схожего с бесстрастием священника во время обрядового действа, освободить актера от личностного начала, создать пространство, в котором актеры, уходя от сюжета, характера, слова, дают шанс проявиться сверхреальной сущности.

– Мне пока кажется это очень искусственным.

– То есть в театре принципиально невозможно пробиться к тому, что происходит в Церкви во время обряда?

– Театр не может выполнить задачи Литургии. Он может подвести человека к молитве, даже до некоторой степени дать ему молитву.

Но есть все же Таинство – то, что дает Бог. Театр не может дать Христово Тело.

Но вот когда я жил в Румынии и очень тосковал по России, то ходил в клуб при советском посольстве на русские фильмы. И когда я выходил из зала, то на сердце было такое ощущение, как после хорошей всенощной в монастыре: хотелось молиться дальше.

– Как Вы оцениваете сегодняшние взаимоотношения интеллигенции и Церкви?

– На наших глазах проблема русской истории «Церковь и интеллигенция» оказалась исчерпанной. Этой проблемы уже нет. В одной Москве уже около ста священников, окончивших МГУ. Проблема становится более прозаичной: в самой интеллигенции возникает вопрос о взаимоотношениях ее церковной и нецерковной частей.

1 В буддизме для погашения потока жизни, действия и причин «требуется интенсивное самоотрицание». Нет ничего – «есть только скандхи, которые остаются на непродолжительное время, и нет ничего кроме них. Исчезновение скандх называют смертью. Бдительный взгляд гасит их. Так гаснет блеск бриллианта, когда стесывают его грани». Александра Давид-Ноэль, исследовательница тибетского буддизма, пишет, что именно «здесь мы вплотную подошли к сущности тибетского мистицизма, величайший принцип которого гласит: не надо ничего «создавать», надо «уничтожать созданное».

2 Горичева Т. Взыскание погибших. Логос. Брюссель; М., 1984, №41–44, с.80