Предела совершенству

Крылатые выражения и пословицы

Ниже приводятся 170 латинских крылатых выражений и пословиц с транслитерацией (транскрипцией) и ударениями.

Знак ў обозначает неслоговой звук .

Знак гх обозначает фрикативный звук , которому соответствует г в белорусском языке, а также соответствующий звук в русских словах Господи, ага и т. п.

  1. A mari usque ad mare.
    .
    От моря до моря.
    Девиз на гербе Канады.
  2. Ab ovo usque ad mala.
    .
    От яйца и вплоть до яблок, т. е. от начала и до конца.
    Обед у римлян начинался яйцами и заканчивался яблоками.
  3. Abiens abi!

    Уходя, уходи!

  4. Acta est fabŭla.
    .
    Представление окончено.
    Светоний в «Жизни двенадцати цезарей» пишет, что император Август в свой последний день спросил вошедших друзей, находят ли они, что он «хорошо сыграл комедию жизни».
  5. Alea jacta est.
    .
    Жребий брошен.
    Употребляется в тех случаях, когда говорят о бесповоротно принятом решении. Слова, произнесенные Юлием Цезарем при переходе его войск через реку Рубикон, отделявшую Умбрию от римской провинции — Цизальпийской Галлии, т. е. Северной Италии, в 49 г. до н. э. Юлий Цезарь, нарушив закон, по которому он в качестве проконсула мог командовать войском только за пределами Италии, возглавил его, оказавшись на территории Италии, и тем самым начал гражданскую войну.
  6. Amīcus est anĭmus unus in duōbus corporĭbus.
    .
    Друг — это одна душа в двух телах.
  7. Amīcus Plato, sed magis amīca verĭtas.
    .
    Платон мне друг, но истина дороже (Аристотель).
    Употребляется, когда хотят подчеркнуть, что правда превыше всего.
  8. Amor tussisque non celantur.
    .
    Любовь и кашель не скроешь.
  9. Aquĭla non captat muscas.
    .
    Орел не ловит мух.
  10. Audacia pro muro habētur.
    .
    Храбрость заменяет стены (досл.: храбрость имеется вместо стен).
  11. Audiātur et altĕra pars!

    Пусть будет выслушана и другая сторона!
    О беспристрастном рассмотрении споров.

  12. Aurea mediocrĭtas.
    .
    Золотая середина (Гораций).
    О людях, которые в суждениях и поступках избегают крайностей.
  13. Aut vincĕre, aut mori.
    .
    Или победить, или умереть.
  14. Ave, Caesar, moritūri te salūtant!

    Здравствуй, Цезарь, идущие на смерть приветствуют тебя!
    Приветствие римских гладиаторов,

  15. Bibāmus!

    <Давайте> выпьем!

  16. Caesărem decet stantem mori.
    .
    Цезарю подобает умереть стоя.
  17. Canis vivus melior est leōne mortuo.
    .
    Живая собака лучше мертвого льва.
    Ср. с рус. пословицей «Лучше синица в руках, чем журавль в небе».
  18. Carum est, quod rarum est.
    .
    Ценно то, что редко.
  19. Causa causārum.
    .
    Причина причин (главная причина).
  20. Cave canem!

    Бойся собаки!
    Надпись на входе римского дома; употребляется как общее предостережение: будь осторожен, внимателен.

  21. Cedant arma togae!

    Пусть оружие уступит место тоге! (Пусть на смену войне придет мир).

  22. Clavus clavo pellĭtur.
    .
    Клин клином вышибается.
  23. Cognosce te ipsum.
    .
    Познай самого себя.
    Латинский перевод греческого изречения, начертанного на храме Аполлона в Дельфах.
  24. Cras melius fore.
    .
    <Известно,> что завтра будет лучше.
  25. Cujus regio, ejus lingua.
    .
    Чья страна, того и язык.
  26. Curricŭlum vitae.
    .
    Описание жизни, автобиография.
  27. Damnant, quod non intellĕgunt.
    .
    Осуждают, потому что не понимают.
  28. De gustĭbus non est disputandum.
    .
    О вкусах не следует спорить.
  29. Destruam et aedificābo.
    .
    Разрушу и построю.
  30. Deus ex machĭna.
    .
    Бог из машины, т. е. неожиданная развязка.
    В античной драме развязкой служило появление перед зрителями из специальной машины бога, который помогал разрешиться сложной ситуации.
  31. Dictum est factum.
    .
    Сказано — сделано.
  32. Dies diem docet.
    .
    Один день другой учит.
    Ср. с рус. пословицей «Утро вечера мудренее».
  33. Divĭde et impĕra!

    Разделяй и властвуй!
    Принцип римской завоевательной политики, воспринятый последующими завоевателями.

  34. Dixi et anĭmam levāvi.
    .
    Сказал — и облегчил душу.
    Библейское выражение.
  35. Do, ut des; facio, ut facias.
    .
    Даю, чтобы ты дал; делаю, чтобы ты сделал.
    Формула римского права, устанавливающая правовые отношения между двумя лицами. Ср. с рус. выражением «Ты мне — я тебе».
  36. Docendo discĭmus.
    .
    Обучая, мы учимся сами.
    Выражение происходит от высказывания римского философа и писателя Сенеки.
  37. Domus propria — domus optĭma.
    .
    Свой дом самый лучший.
  38. Dónec erís felíx, multós numerábis amícos.
    .
    Пока ты будешь счастлив, у тебя будет много друзей (Овидий).
  39. Dum spiro, spero.
    .
    Пока дышу, надеюсь.
  40. Duōbus litigantĭbus, tertius gaudet.
    .
    Когда двое ссорятся, третий радуется.
    Отсюда еще одно выражение — tertius gaudens ‘третий радующийся’, т. е. человек, выигрывающий от распри двух сторон.
  41. Edĭmus, ut vivāmus, non vivĭmus, ut edāmus.
    .
    Мы едим, чтобы жить, а не живем, чтобы есть (Сократ).
  42. Elephanti corio circumtentus est.
    .
    Наделен кожей слона.
    Выражение употребляют, когда говорят о бесчувственном человеке.
  43. Errāre humānum est.
    .
    Человеку свойственно ошибаться (Сенека).
  44. Est deus in nobis.
    .
    Есть в нас бог (Овидий).
  45. Est modus in rebus.
    .
    Есть мера в вещах, т. е. всему есть мера.
  46. Etiám sanáto vúlnĕre, cícatríx manét.
    .
    И даже когда рана зажила, шрам остается (Публий Сир).
  47. Ex libris.
    .
    «Из книг», экслибрис, знак владельца книги.
  48. Éxēgí monumént(um)…

    Я воздвиг памятник (Гораций).
    Начало знаменитой оды Горация на тему бессмертия произведений поэта. Ода вызвала в русской поэзии большое количество подражаний и переводов.

  49. Facĭle dictu, difficĭle factu.
    .
    Легко сказать, трудно сделать.
  50. Fames artium magister.

    Голод — учитель искусств.
    Ср. с рус. пословицей «Голь на выдумки хитра».

  51. Felicĭtas humāna nunquam in eōdem statu permănet.
    .
    Человеческое счастье никогда не бывает постоянным.
  52. Felicĭtas multos habet amīcos.
    .
    У счастья много друзей.
  53. Felicitātem ingentem anĭmus ingens decet.
    .
    Великому духом подобает большое счастье.
  54. Felix criminĭbus nullus erit diu.
    .
    Никто не будет долго счастлив преступлениями.
  55. Felix, qui nihil debet.
    .
    Счастлив тот, кто ничего не должен.
  56. Festīna lente!

    Спеши медленно (делай все не спеша).
    Одна из обычных поговорок императора Августа (63 г. до н. э. — 14 г. н. э.).

  57. Fiat lux!

    Да будет свет! (Библейское выражение).
    В более широком смысле употребляется, если речь идет о грандиозных свершениях. Изобретателя книгопечатания Гуттенберга изображали держащим развернутый лист бумаги с надписью «Fiat lux!».

  58. Finis corōnat opus.
    .
    Конец венчает дело.
    Ср. с рус. пословицей «Конец — делу венец».
  59. Gaúdia príncipiúm nostrí sunt saépe dolóris.
    .
    Радости часто являются началом нашей печали (Овидий).
  60. Habent sua fata libelli.
    .
    Книги имеют свою судьбу.
  61. Hic mortui vivunt, hic muti loquuntur.
    .
    Здесь мертвые живы, здесь немые говорят.
    Надпись над входом в библиотеку.
  62. Hodie mihi, cras tibi.
    .
    Сегодня мне, завтра тебе.
  63. Homo doctus in se semper divitias habet.
    .
    Ученый человек в самом себе всегда имеет богатство.
  64. Homo homĭni lupus est.
    .
    Человек человеку волк (Плавт).
  65. Homo propōnit, sed Deus dispōnit.
    .
    Человек предполагает, а Бог располагает.
  66. Homo quisque fortūnae faber.
    .
    Каждый человек — творец своей судьбы.
  67. Homo sum: humāni nihil a me aliēnum (esse) puto.
    .
    Я человек: ничто человеческое, как я думаю, мне не чуждо.
  68. Honōres mutant mores.
    .
    Почести изменяют нравы (Плутарх).
  69. Hostis humāni genĕris.
    .
    Враг рода человеческого.
  70. Id agas, ut sis felix, non ut videāris.
    .
    Поступай так, чтобы быть счастливым, а не казаться (Сенека).
    Из «Писем к Луцилию».
  71. In aquā scribĕre.
    .
    Писáть на воде (Катулл).
  72. In hoc signo vinces.
    .
    Под этим знаменем ты победишь.
    Девиз римского императора Константина Великого, размещенный на его знамени (IV в.). В настоящее время используется как торговый знак.
  73. In optĭmā formā.
    .
    В наилучшей форме.
  74. In tempŏre opportūno.
    .
    В удобное время.
  75. In vino verĭtas.
    .
    Истина в вине.
    Соответствует выражению «Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке».
  76. Invēnit et perfēcit.
    .
    Изобрел и усовершенствовал.
    Девиз Французской Академии наук.
  77. Ipse dixit.
    .
    Сам сказал.
    Выражение, характеризующее позицию бездумного преклонения перед чьим-нибудь авторитетом. Цицерон в сочинении «О природе богов», цитируя это изречение учеников философа Пифагора, говорит, что он не одобряет манеры пифагорейцев: вместо доказательства в защиту мнения они словами ipse dixit ссылались на своего учителя.
  78. Ipso facto.
    .
    Самим фактом.
  79. Is fecit, cui prodest.
    .
    Сделал тот, кому выгодно (Луций Кассий).
    Кассий, идеал справедливого и умного судьи в глазах римского народа (отсюда еще одно выражение judex Cassiānus ‘справедливый судья’), в уголовных процессах всегда ставил вопрос: «Кому выгодно? Кто от этого выигрывает?» Характер людей таков, что никто не хочет становиться злодеем без расчета и пользы для себя.
  80. Latrante uno, latrat statim et alter canis.
    .
    Когда лает одна, тотчас же лает и другая собака.
  81. Legem brevem esse oportet.
    .
    Следует, чтобы закон был кратким.
  82. Littĕra scripta manet.
    .
    Написанная буква остается.
    Ср. с рус. пословицей «Что написано пером, то не вырубишь топором».
  83. Melior est certa pax, quam sperāta victoria.
    .
    Лучше верный мир, чем надежда на победу (Тит Ливий).
  84. Memento mori!

    Помни о смерти.
    Приветствие, которым обменивались при встрече монахи ордена траппистов, основанного в 1664 г. Употребляется и как напоминание о неотвратимости смерти, о скоротечности жизни, и в переносном смысле — об угрожающей опасности или о чем-либо горестном, печальном.

  85. Mens sana in corpŏre sano.
    .
    В здоровом теле — здоровый дух (Ювенал).
    Обычно этим изречением выражают идею гармоничного развития человека.
  86. Mutāto nomĭne, de te fabŭla narrātur.
    .
    Сказка рассказывается о тебе, изменено только имя (Гораций).
  87. Nec sibi, nec altĕri.
    .
    Ни себе, ни другому.
  88. Nec sibi, nec altĕri.
    .
    Ни себе, ни другому.
  89. Nigrius pice.
    .
    Чернее дегтя.
  90. Nil adsuetudĭne majus.
    .
    Нет ничего сильней привычки.
    Из торгового знака сигарет.
  91. Noli me tangĕre!

    Не тронь меня!
    Выражение из Евангелия.

  92. Nomen est omen.
    .
    «Имя — знамение, имя что-то предвещает», т. е. имя говорит о своем носителе, характеризует его.
  93. Nomĭna sunt odiōsa.
    .
    Имена ненавистны, т. е. называть имена нежелательно.
  94. Non progrĕdi est regrĕdi.
    .
    Не идти вперед — значит идти назад.
  95. Non sum, qualis eram.
    .
    Я уж не таков, каким был прежде (Гораций).
  96. Nota bene! (NB)

    Обрати внимание (букв.: заметь хорошо).
    Пометка, служащая для того, чтобы обратить внимание на важную информацию.

  97. Nulla dies sine lineā.
    .
    Ни дня без штриха; ни дня без строчки.
    Плиний Старший сообщает, что знаменитый древнегреческий живописец Апеллес (IV в. до н. э.) «имел обыкновение, как бы он ни был занят, ни одного дня не пропускать, не упражняясь в своем искусстве, проводя хоть одну черту; это послужило основанием для поговорки».
  98. Nullum est jam dictum, quod non sit dictum prius.
    .
    Ничего уже не говорят такого, чего не было сказано раньше.
  99. Nullum pericŭlum sine pericŭlo vincĭtur.
    .
    Никакая опасность не преодолевается без риска.
  100. O tempŏra, o mores!

    О времена, о нравы! (Цицерон)

  101. Omnes homĭnes aequāles sunt.
    .
    Все люди одинаковы.
  102. Omnia mea mecum porto.
    .
    Все свое ношу с собой (Биант).
    Фраза принадлежит одному из «семи мудрецов» Бианту. Когда его родной город Приена был взят неприятелем и жители в бегстве старались захватить с собой побольше своих вещей, кто-то посоветовал и ему поступить так же. «Я так и делаю, ведь все свое ношу собой», — ответил он, имея в виду, что только духовное богатство можно считать неотъемлемым имуществом.
  103. Otium post negotium.
    .
    Отдых после работы.
    Ср.: Сделал дело — гуляй смело.
  104. Pacta sunt servanda.
    .
    Договоры следует соблюдать.
  105. Panem et circenses!

    Хлеба и зрелищ!
    Возглас, выражавший основные требования римской толпы в эпоху Империи. Римский плебс мирился с утратой политических прав, удовлетворяясь бесплатной раздачей хлеба, денежными раздачами и устройством бесплатных цирковых зрелищ.

  106. Par pari refertur.
    .
    Равное равному воздается.
  107. Paupĕri bis dat, qui cito dat.
    .
    Бедному вдвойне оказывает благодеяние тот, кто дает быстро (Публий Сир).
  108. Pax huic domui.
    .
    Мир этому дому (Евангелие от Луки).
    Формула приветствия.
  109. Pecunia est ancilla, si scis uti, si nescis, domĭna.
    .
    Деньги, если умеешь ими пользоваться, — служанка, если не умеешь, — то госпожа.
  110. Per aspĕra ad astra.
    .
    Через тернии к звездам, т. е. через трудности к успеху.
  111. Pinxit.
    .
    Написал.
    Автограф художника на картине.
  112. Poētae nascuntur, oratōres fiunt.
    .
    Поэтами рождаются, ораторами становятся.
  113. Potius mori, quam foedāri.
    .
    Лучше умереть, чем опозориться.
    Выражение приписывается кардиналу Иакову Португальскому.
  114. Prima lex historiae, ne quid falsi dicat.
    .
    Первый принцип истории — не допускать лжи.
  115. Primus inter pares.
    .
    Первый среди равных.
    Формула, характеризующая положение монарха в государстве.
  116. Principium — dimidium totīus.
    .
    Начало — половина всего (всякого дела).
  117. Probātum est.
    .
    Одобрено; принято.
  118. Promitto me laboratūrum esse non sordĭdi lucri causā.
    .
    Обещаю, что буду трудиться не ради презренной выгоды.
    Из присяги, которую произносят при получении докторской степени в Польше.
  119. Putantur homĭnes plus in aliēno negotio vidēre, quam in suo.
    .
    Считается, что люди в чужом деле видят больше, чем в своем собственном, т. е. со стороны всегда видней.
  120. Qui tacet, consentīre vidētur.
    .
    Кажется, что тот, кто молчит, соглашается.
    Ср. с рус. пословицей «Молчание — знак согласия».
  121. Quia nomĭnor leo.
    .
    Ибо я называюсь лев.
    Слова из басни римского баснописца Федра (конец I в. до н.э. — первая половина I в. н.э.). Лев и осел после охоты делили добычу. Одну долю лев взял себе как царь зверей, вторую — как участник охоты, а третью, объяснил он, «потому что я лев».
  122. Quod erat demonstrandum (q. e. d.).

    Что и требовалось доказать.
    Традиционная формула, завершающая доказательство.

  123. Quod licet Jovi, non licet bovi.
    .
    Что позволено Юпитеру, не позволено быку.
    По древнему мифу, Юпитер в образе быка похитил дочь финикийского царя Агенора Европу.
  124. Quod tibi fiĕri non vis, altĕri non fecĕris.
    .
    Не делай другому то, чего не хочешь самому себе.
    Выражение встречается в Ветхом и Новом завете.
  125. Quos Juppĭter perdĕre vult, dementat.
    .
    Кого Юпитер хочет погубить, того лишает разума.
    Выражение восходит к фрагменту трагедии неизвестного греческого автора: «Когда божество готовит человеку несчастье, то прежде всего отнимает у него ум, которым он рассуждает». Приведенная выше более краткая формулировка этой мысли, по-видимому, впервые дана в издании Еврипида, выпущенном в 1694 г. в Кембридже английским филологом У. Барнсом.
  126. Quot capĭta, tot sensūs.
    .
    Сколько людей, столько мнений.
  127. Rarior corvo albo est.
    .
    Более редкий, чем белая ворона.
  128. Repetitio est mater studiōrum.
    .
    Повторение — мать учения.
  129. Requiescat in pace! (R. I. P.).

    Пусть покоится в мире!
    Латинская надгробная надпись.

  130. Sapienti sat.
    .
    Для понимающего достаточно.
  131. Scientia est potentia.
    .
    Знание — сила.
    Афоризм, основанный на высказывании Фрэнсиса Бэкона (1561–1626) — английского философа, основоположника английского материализма.
  132. Scio me nihil scire.
    .
    Знаю, что ничего не знаю (Сократ).
  133. Sero venientĭbus ossa.
    .
    Поздно приходящим (остаются) кости.
  134. Si duo faciunt idem, non est idem.
    .
    Если двое делают одно и то же, это не одно и то же (Теренций).
  135. Si gravis brevis, si longus levis.
    .
    Если боль мучительная, она не продолжительна, если продолжительна, то не мучительна.
    Приводя это положение Эпикура, Цицерон в трактате «О высшем благе и высшем зле» доказывает его несостоятельность.
  136. Si tacuisses, philosŏphus mansisses.
    .
    Если бы ты молчал, остался бы философом.
    Боэций (ок. 480–524) в книге «Об утешении философией» рассказывает, как некто, кичившийся званием философа, долго выслушивал молча брань человека, изобличавшего его как обманщика, и наконец с насмешкой спросил: «Теперь ты понял, что я действительно философ?», на что получил ответ: «Intellexissem, si tacuisses» ‘я понял бы это, если бы ты промолчал’.
  137. Si tu esses Helĕna, ego vellem esse Paris.
    .
    Если бы ты была Еленой, я хотел бы быть Парисом.
    Из средневекового любовного стихотворения.
  138. Si vis amāri, ama!

    Если хочешь быть любимым, люби!

  139. Sí vivís Romaé, Romā́no vívito móre.
    .
    Если живешь в Риме, живи по римским обычаям.
    Новолатинская стихотворная поговорка. Ср. с рус. пословицей «В чужой монастырь со своим уставом не суйся».
  140. Sic transit gloria mundi.
    .
    Так проходит мирская слава.
    С этими словами обращаются к будущему папе римскому в ходе церемонии возведения в сан, сжигая перед ним кусок ткани в знак призрачности земного могущества.
  141. Silent leges inter arma.
    .
    Среди оружия законы безмолвствуют (Ливий).
  142. Simĭlis simĭli gaudet.
    .
    Похожий радуется похожему.
    Соответствует рус. пословице «Рыбак рыбака видит издалека».
  143. Sol omnĭbus lucet.
    .
    Солнце светит для всех.
  144. Sua cuīque patria jucundissĭma est.
    .
    Каждому своя родина самая лучшая.
  145. Sub rosā.
    .
    «Под розой», т. е. по секрету, тайно.
    Роза у древних римлян была эмблемой тайны. Если розу подвешивали к потолку над обеденным столом, то все, что «под розой» говорилось и делалось, не должно было разглашаться.
  146. Terra incognĭta.
    .
    Неведомая земля (в переносном смысле — незнакомая область, что-либо непонятное).
    На древних географических картах этими словами обозначались неисследованные территории.
  147. Tertia vigilia.
    .
    «Третья стража».
    Ночное время, т. е. промежуток от захода до восхода солнца, делилось у древних римлян на четыре части, так называемые вигилии, равные продолжительности смены караулов в военной службе. Третья вигилия — промежуток от полуночи до начала рассвета.
  148. Tertium non datur.
    .
    Третьего не дано.
    Одно из положений формальной логики.
  149. Theātrum mundi.
    .
    Мировая арена.
  150. Timeó Danaós et dóna feréntes.
    .
    Боюсь данайцев, даже дары приносящих.
    Слова жреца Лаокоона, относящиеся к огромному деревянному коню, сооруженному греками (данайцами) якобы в дар Минерве.
  151. Totus mundus agit histriōnem.
    .
    Весь мир играет спектакль (весь мир — актеры).
    Надпись на шекспировском театре «Глобус».
  152. Tres faciunt collegium.
    .
    Трое составляют совет.
    Одно из положений римского права.
  153. Una hirundo non facit ver.
    .
    Одна ласточка не делает весны.
    Употребляется в смысле ‘не следует судить слишком поспешно, по одному поступку’.
  154. Unā voce.
    .
    Единогласно.
  155. Urbi et orbi.
    .
    «Городу и миру», т. е. Риму и всему миру, к общему сведению.
    Церемониал избрания нового папы предписывал, чтобы один из кардиналов облачил избранника мантией, произнеся такую фразу: «Облачаю тебя римским папским достоинством, да предстоишь ты городу и миру». В настоящее время с этой фразы начинает свое ежегодное обращение к верующим папа Римский.
  156. Usus est optĭmus magister.
    .
    Опыт — лучший учитель.
  157. Ut amēris, amabĭlis esto.
    .
    Чтобы тебя любили, будь достоин любви (Овидий).
    Из поэмы «Искусство любви».
  158. Ut salūtas, ita salutabĕris.
    .
    Как ты приветствуешь, так и тебя будут приветствовать.
  159. Ut vivas, igĭtur vigĭla.
    .
    Чтобы жить, будь настороже (Гораций).
  160. Vade mecum (Vademecum).
    .
    Иди со мною.
    Так называлась карманная справочная книга, указатель, путеводитель. Первый дал это название своему сочинению такого характера новолатинский поэт Лотих в 1627 г.
  161. Vae soli!

    Горе одинокому! (Библия).

  162. Vēni. Vidi. Vici.
    .
    Пришел. Увидел. Победил (Цезарь).
    По свидетельству Плутарха, этой фразой Юлий Цезарь сообщил в письме к своему другу Аминтию о победе над понтийским царем Фарнаком в августе 47 г. до н. э. Светоний сообщает, что эта фраза была начертана на доске, которую несли перед Цезарем во время понтийского триумфа.
  163. Verba movent, exempla trahunt.
    .
    Слова волнуют, примеры увлекают.
  164. Verba volant, scripta manent.
    .
    Слова улетают, написанное остается.
  165. Verĭtas tempŏris filia est.
    .
    Истина — дочь времени.
  166. Vim vi repellĕre licet.
    .
    Насилие позволено отражать силой.
    Одно из положений римского гражданского права.
  167. Vita brevis est, ars longa.
    .
    Жизнь коротка, искусство вечно (Гиппократ).
  168. Vivat Academia! Vivant professōres!

    Да здравствует университет, да здравствуют профессора!
    Строка из студенческого гимна «Gaudeāmus».

  169. Vivĕre est cogitāre.
    .
    Жить — значит мыслить.
    Слова Цицерона, которые в качестве девиза взял Вольтер.
  170. Vivĕre est militāre.
    .
    Жить — значит воевать (Сенека).
  171. Víx(i) et quém dedĕrát cursúm fortúna perégi.
    .
    Я прожила жизнь и прошла путь, назначенный мне судьбой (Вергилий).
    Предсмертные слова Дидоны, которая покончила жизнь самоубийством после того как Эней, покинув ее, отплыл из Карфагена.
  172. Volens nolens.
    .
    Волей-неволей; хочешь — не хочешь.

Латинские крылатые выражения взяты из учебника:

Скачать:

«» Размер: 18 мб.

Подготовил К. Тананушко, graecolatini.bsu.by

Non est terminus или нет предела совершенству

6 апреля 2018 года доцент кафедры русского языка Антипина Елена Сергеевна в рамках дисциплины «Русский язык и культура речи» провела первое открытое занятие в группе 1-2, на котором присутствовала заведующая кафедрой Михеева Любовь Николаевна.

Тема «Официально-деловой стиль в профессиональной речи» была выбрана неслучайно, она отвечает целям и задачам дисциплины. Практические задания, предложенные студентам, способствовали формированию умений и навыков эффективного использования средств родного языка при устном и письменном общении в жизненно актуальных сферах деятельности, в частности, при составлении и оформлении деловой документации, а также при ведении служебной и коммерческой переписки.

Занятие по данной дисциплине имело и большое воспитательное значение, поскольку было направлено на формирование бережного и внимательного отношения к родному языку и способствовало повышению общей культуры студентов-будущих специалистов.

Наряду с традиционными, связанными с определением стиля текста и его языковых особенностей, составлением и редактированием деловых бумаг, учащимся были предложены творческие задания, предполагающие стилистическую трансформацию текста, направленные на формирование общекультурной компетенции ОК-6 (способность работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия).

Работа проводилась в форме командной игры, между собой соревновались две команды: «КРя» и «Таня и Ко». В одном из заданий ребятам было предложено трансформировать стихотворение А. Барто «Мячик» (с детства знакомые строки: «Наша Таня громко плачет//Уронила в речку мячик//Тише, Танечка, не плачь// Не утонет в речке мяч) в текст официально-делового стиля. Следует отметить, что ребята серьезно подошли к поставленной задаче и с успехом справились с ней. Вот, что получилось у ребят: 27.03.2018 г. на берегу реки Уводь несовершеннолетняя гражданка Российской Федерации Соколова Татьяна Ивановна 30.06.2008 г.р., проживающая по адресу: г. Иваново, ул. Строителей, д.15, кв. 32, получила психологическую травму в связи с утратой ценной вещи, по причине неосторожного обращения. Прибывшая служба спасения присвоила данной ситуации 3 степень опасности. Потерпевшей была оказана психологическая помощь.

Команда «КРя» одержала победу. Поздравляем победителей!

«Нет предела совершенству». Кому принадлежит эта фраза и как ее понимать?

  • 22 Октября, 2018
  • Психология личности
  • Oksana Fedorenko

Большинство людей стремится достичь совершенства в какой-то сфере своей жизни. Кто-то хочет быть совершенным внешне, другой стремится достичь совершенства в познании каких-либо наук или быть идеальным супругом и родителем.

Очень часто нам приходится слышать фразу: совершенству нет предела, что это значит? Для одних приговор, для других — мотивация двигаться вперед.

Кто первый из живущих понял, что совершенству нет предела, и что он имел в виду?

Такое выражение достаточно давно используется в обиходе многих людей в разных странах. Но кто же первый понял эту простую истину? Сегодня уже сложно определить, кто стал ее автором. В трактатах Ницше можно встретить эту фразу, она прозвучала из уст Заратустры. Другие полагают, что ее озвучил Сократ, но подлинно этот факт уже вряд ли удастся установить. Эта фраза имеет глубокий смысл, и понимать его можно двузначно, каждый вкладывает в нее свою философию в зависимости от своих взглядов на жизнь и своего мировоззрения. Мы и сами время от времени говорим, что совершенству нет предела. Что значит эта фраза?

Стоит ли искать то, чего нет?

Для кого-то эта фраза может стать оправданием для пассивности своей жизни. Они точно уверены, что совершенству нет предела, а потому нет смысла идти к нему. Можно говорить о том, что невозможно достичь самого лучшего, самого желанного, самого ценного, ведь нет реальной границы этого самого-самого. Ее не существует. Потому и не стоит пытаться, не стоит пробовать и прилагать максимум усилий к тому, чтобы стать самым лучшим, потому что нет грани того, где можно определить, что ты стал этим лучшим. Невозможно стать совершенным, потому что пика совершенства нет. Это мираж, к которому невозможно дойти.

Если смотреть с этой позиции, то действительно достаточно глупо искать то, чего нет, и стремиться к тому, чего достичь невозможно. Это приведет лишь к потере времени и сил. Если совершенству нет предела и дойти до него невозможно, то зачем на это тратить свою жизнь? Можно довольствоваться малым, пользоваться случайными подарками судьбы и тихо и безмятежно, в спокойствии, проводить свою жизнь. Такая теория имеет право быть. Есть люди, которые активно применяют ее в своей жизни, их устраивает то, что есть, и они не хотят напрягаться для того, чтобы получить что-то большее.

Ты всегда можешь двигаться вперед

Иная категория людей придерживается другой философии жизни: они постоянно в движении, постоянно в саморазвитии и ищут новые пути для того, чтобы жить лучше. Для них совершенно иначе звучит фраза: совершенству нет предела. Кто сказал об этом, совершенно не важно, главное, что сегодня многие люди стремятся воплощать это в своей жизни.

Чаще всего люди употребляют ее именно в значении того, что они не желают ограничивать себя каким-то форматом. Они понимают, что никаких ограничений в жизни нет, а поэтому им всегда есть куда стремиться, и есть куда расти. В любой сфере всегда есть возможность для развития, есть возможность для того, чтобы совершенствоваться и достигать самых лучших результатов. Фразу о том, что совершенству нет предела, можно слышать от людей именно тогда, когда их хвалят за какие-то достижения или за смелую попытку. Именно когда им говорят о том, что они добились определенного результата и выполнили что-то хорошо, и им пора на этом остановиться. В этот момент и сами счастливцы вдруг понимают, что это не предел их мечтаний, и есть к чему стремиться.

Сегодня цитата «нет предела совершенству» звучит как определенный лозунг, как мотивация к какому-то новому делу или начинанию, как стимул к тому, чтобы пройти определенный путь.

Все зависит от твоего взгляда на жизнь

Мы видим, что фразу о том, что совершенству нет предела, можно использовать как в положительном, так и в отрицательном смысле. Это говорит лишь о том, что два человека с двумя разными взглядами совершенно иначе могут смотреть на эту фразу. Это то же самое, когда два человека смотрят на стакан, и один видит его наполовину полным, а второй — наполовину пустым. Взгляд на внешние обстоятельства исходит изнутри человека и является лишь проявлением и лакмусовой бумажкой того, что человек несет внутри себя. Всю окружающую действительность каждый пропускает через призму своего видения реальности, и это становится для него либо оправданием, либо стимулом.

Никто не обречен на пребывание в исходной точке

Если сегодня человек имеет пессимистичный взгляд на жизнь, это не значит, что в таком положении он будет оставаться до конца своих дней. Личность — это подвижный живой материал, пластичный и способный к трансформации. Это не застывшая каменная глыба, которую нельзя изменить. Усилием воли каждый способен менять направление и течение своих мыслей, своей жизни. Самая приятная новость в том, что любой человек может быть лучше. Как говорится, нет предела совершенству. Нет той грани, за которую человек бы не смог перейти, нет того барьера, который не позволил бы ему выйти за пределы своих способностей и возможностей. Если ты разрешил себе что-то сделать, если поверил в то, что у тебя есть на это силы и права, то непременно добьешься желаемого и достигнешь намеченной цели.

Избранные или верящие в себя?

Как доказывает практика, необязательно иметь какие-то феноменальные способности для того, чтобы добиться поставленных целей. История знает немало личностей, которые стали как негативным, так и положительным примером в этой области. Когда-то Наполеон решил, что он имеет право на большее, чем у него есть. Также и семья Медичи добилась огромной власти и богатства, потому что была уверена в том, что имеет на это право. А когда человек на что-то имеет право, он свободно это берет. Подобное мышление имеют многие люди, находящиеся у власти. Часть из них, еще будучи простыми людьми, говорили себе, что они будут двигаться вперед, и для них нет никаких барьеров и преград. Что они будут идти к намеченной цели и прилагать к этому максимум усилий и стараний, и они достигали желаемого.

Приятная новость заключается в том, что человека никто не ограничивает. Он сам может загнать себя в рамки, и сам способен вывести себя оттуда. Все зависит только от его виденья жизни.

Нет предела совершенству?

Юноша соблюдал заповеди, которые Господь перечисляет: «не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою» (Лк. 18:20). Именно соблюдал «все это сохранил я от юности моей» (Лу. 18:21), а не как мы лишь стремимся исполнить.

И даже при столь удивительной праведности он все же чувствует, понимает и осознает, что этого мало, что надобно большее.

Не буду хвалить юношу за его четкое, «взрослое» разумение в молодом еще возрасте, другой вывод есть, хотя фраза, его определяющая, еще от Сократа начало берет. На латыни она звучит следующим образом: «non est terminus», то есть «Нет предела совершенству».

Стремление к совершенству в полной мере возможно, если есть объект данного совершенства.

Если то, к чему стремишься, имеет законченный, не изменяющийся вариант, то достигнуть его вполне возможно, тем паче, что существует масса практических советов, да и опыта иных предостаточно. Вот только «совершенство» ли это? Как говорится: Если уж ты — само совершенство, значит, совершенство уже не то …

По иному виден этот путь, когда понимаешь, что все, и даже то, что нас приводит в восторг, далеко от совершенства, когда пред тобою есть Беспредельный, Самобытный, Неизмеримый, Вездеприсутствующий, Вечный, Неизменяемый, Всемогущий, Всеведающий, Премудрый Бог.

Тогда совершенствование бесконечно, познание вечно и ты – Подобие.

Эка, куда хватил, скажут некоторые.

Да вполне нормальное желание. Для верующего человека вполне понятное, желаемое и достижимое. Надо лишь стараться соблюдать, то, что заповедано и регулярно интересоваться, чего еще не хватает.

Для соблюдения – есть Заповеди, а для узнавания необходимое место имеется, где Бог всегда пребывает, то бишь Церковь.

Иной путь бесперспективен.

Будет, как у знаменитого Дали, который восклицал: «Не бойтесь совершенства. Вам его не достичь». И тут же опровергал сам себя: «Тем более, что в совершенстве нет ничего хорошего!».

Так что – молодец юноша, хоть и жалко ему богатства собственного. Он нам дорожную карту прописал, как к совершенству стремится….

uCrazy.ru

46-летняя тату-мастер, известная под псевдонимом Китти Инк, из Вены, Австрия, с детства испытывала любовь ко всему странному и не вписывающемуся в рамки. Её всегда не устраивала собственная внешность, но на какие-либо изменения Китти решилась лишь в 36 лет, сделав первую операцию. Теперь, спустя 10 лет, женщина потеряла им счёт.


“Вы говорите: “Ну, это слишком, это ненатурально”. И мне сразу становится интересно. Для вас это чересчур, но для меня — в самый раз.”
В общей сложности на пластику женщина потратила 52 тыс. фунтов (около 5 млн рублей). Она увеличила себе грудь, поставив самый большой и возможный в Европе размер. Сделала несколько липосакций, подтяжек кожи, колола ботокс. Китти была готова на всё, лишь бы стать настоящим произведением искусства.
“Я становлюсь счастливее после каждого изменения, будь то пластика, тату или макияж — результат меня всегда радует. Я шедевр в процессе создания.”
Тату-мастер призналась, что ей всё равно на мнение окружающих, хотя её раздражает, что оно варьируется в зависимости от обстоятельств. Зачастую мужчины в кругу друзей и рядом со своей девушкой говорят совершенно разные вещи. Если я вам не нравлюсь, считает Китти, то не смотрите, но дело в том, что на неё всегда смотрят. В этом и была цель — выделяться из толпы и быть непохожей на всех.