Престация

Толкования Священного Писания

А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас

Под врагами здесь подразумеваются те люди, которые нам словом или делом какие-либо причиняют обиды, которые проклинают нас, ненавидят нас, творят нам напасти и изгоняют нас. Этих нам Христос велит любить.

1) Хотя бы мы и не знали другой какой причины, по которой любить нам врагов наших, однако одно то, что Христос повелевает нам любить их, побудить к тому должно нас, – что и о всякой Его святой заповеди разуметь должно. Христос хочет и велит нам любить врагов наших. Христос – вечная Истина, волей Небесного Отца нам открывшаяся, Которого Небесный Отец повелевает нам слушать: Его слушайте (Мф. 17:5). Итак, что Христос, Сын Божий, повелевает, того воля Небесного Отца от нас хочет, вечная Божия правда требует, то нам полезно.

2) Если примем в рассуждение, что есть Христос, Который нам говорит: Любите врагов ваших, – то не только на это Его повеление, но и на саму смерть за имя Его всегда готовыми себя показать должны мы. Христианам должно знать, что Христос есть высочайшая Любовь к нам, какой больше быть может, Избавитель, Искупитель, Ходатай и Примиритель наш к Богу, вечная надежда и упование наше. Этот наш такой высокий Благодетель повелевает: любите врагов ваших.

Итак, христианская добродетель состоит не в том, чтобы только любящих любить, но всех без своей пользы. Не любить любящих себя есть грех такой, которым и язычники гнушаются. Ибо таковых любить и природный разум велит; и больший грех творит тот, который любящих не любит, нежели тот, который врагов не любит. Ибо такой и естественного лишился разума, и горший неверного, который, законом естественным наставляем, любящих себя любит: Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного, – говорит апостол (1 Тим. 5:8). О таком говорится: Кто воздает за добро злом, от дома того не отойдет зло (Притч. 17:13).

Об истинном христианстве.

Под врагами здесь подразумеваются те люди, которые нам словом или делом какие-либо причиняют обиды, которые проклинают нас, ненавидят нас, творят нам напасти и изгоняют нас. Этих нам Христос велит любить. Поскольку в главе о любви к ближнему, то есть ко всякому человеку, сказано, что есть любовь христианская и каковы ее плоды, поэтому здесь о том не предлагается; там смотри, читатель. Ибо между ближними нашими не только приятели и друзья наши, но и враги наши имеются в виду, которых Христос нам повелевает любить: «Любите врагов ваших» (Мф. 5:44). Но предлагаются здесь только причины, которые побуждают нас к любви к врагам нашим: 1) Хотя бы мы и не знали другой какой причины, по которой любить нам врагов наших, однако одно то, что Христос повелевает нам любить их, побудить к тому должно нас, — что и о всякой Его святой заповеди разуметь должно. Христос хочет и велит нам любить врагов наших. Христос — вечная Истина, волей Небесного Отца нам открывшаяся, Которого Небесный Отец повелевает нам слушать: «Его слушайте» (Мф. 17:5). Итак, что Христос, Сын Божий, повелевает, того воля Небесного Отца от нас хочет, вечная Божия правда требует, то нам полезно. 2) Если примем в рассуждение, что есть Христос, Который нам говорит: «Любите врагов ваших», — то не только на это Его повеление, но и на саму смерть за имя Его всегда готовыми себя показать должны мы. Христианам должно знать, что Христос есть высочайшая Любовь к нам, какой больше быть может, Избавитель, Искупитель, Ходатай и Примиритель наш к Богу, вечная надежда и упование наше. Этот наш такой высокий Благодетель повелевает: «любите врагов ваших». Если бы ты попал в такое несчастье, что по законам и монаршему определению следовала тебе смертная казнь, и нашелся бы такой добрый человек, который бы тебя не только от той казни избавил своим ходатайством и тем, что претерпел за тебя различные бедствия, но и в высокую монаршую милость привел, ты бы все, что тебе ни повелено от него было, по воле его без сомнения исполнял; разве бы только крайне неблагодарным захотел явиться такому великому благодетелю. Но эта любовь, это благодеяние, хотя и велико, однако в сравнении с Христовою любовью, которую Он нам показал, — как ничто, ибо это временное, и смерти этой по естественному закону никому миновать невозможно. Ибо Христос не от временной, но от вечной смерти избавил нас: «не тленным серебром или золотом, но драгоценною Своею Кровью» искупил нас от той вечной горести (1 Пет. 1:18-19). «Христос умер за грехи наши» (1 Кор. 15:3). И не только от того бедствия избавил, но «тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» (Ин. 1:12), и наследие вечного царствия отворил. Эта высочайшая Его к нам любовь требует от нас, чтобы не только друзей, но и врагов наших по заповеди Его любить старались, если хотим Ему благодарными быть. Открой Евангелие Его святое, и оно представит тебе любовь Его эту. Оно покажет тебе, что Он ради нас «образ раба принял» (Флп. 2:7), «обнищал» (2 Кор. 8:9), «не имел, где головы приклонить» (Мф. 8:20), трудился, из города в город, из села в село ходил, проповедуя Евангелие царствия, плакал, болел, гонение, поношение, хулы, заушение, оплевание, посмеяние, терновый венец претерпел, страдал, умер и погребен был. Все это неповинно и ради одной к нам любви претерпел, и так нас от смерти, ада и дьявола искупил, и Небесному Своему Отцу в милость привел. Эта Его такая любовь может и должна умягчить и убедить сердце наше к любви к врагам нашим. Человека-благодетеля, ежели бы от временной смерти избавил нас, во всем бы слушали мы, если бы хотели ему благодарными быть. Не тем ли более достоин того Сын Божий, Который нас смертью Своею от вечной смерти искупил и к вечному блаженству дверь нам отворил? Кто хочет любить Христа, Искупителя своего, тот слово Его соблюдать будет. «Кто любит Меня, — говорит Он, — тот соблюдет слово Мое» (Ин. 14:23). Иначе никакой любви ко Христу не имеет, что бы ни делал и ни исповедовал о себе. Итак, если любви ко Христу не имеет тот, кто врагов своих не любит, что же сказать о тех, которые не любят никакого зла не делающих им? О, как далеко отстоят таковые от христианства и Христа! 3) Сам Он нас, врагов Своих, так возлюбил, что и умер за нас, чтобы так с Небесным Отцом нас примирить и в вечное блаженство привести. Посмотри в книгу святого Евангелия, и увидишь, что Христос за грешников и нечестивых умер. «Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками». И еще: «Будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его» (Рим. 5:8-10). Итак, и мы должны, по примеру Его, врагов наших любить, если хотим учениками Его, то есть христианами, быть. Ибо христианин не иное что есть, как ученик Христа.

Собрание сочинений. Том III. Глава 13. О любви к врагам. § 267.

Что такое прощение

Прощение — это расслабление, это отпускание обиды, отпускание вины, сожалений и боли. Отпускание любого напряжения. Позволение всему быть таким, какое оно есть. В том числе и событиям прошлого, которые нам не нравятся. Без желания их изменить. Прошлое не вернуть, мы только в настоящем носим то, что мешает нам полноценно жить. Прошлое можно оставить в памяти, вынув из него заряд негатива и получив опыт.

Прощение — это отпускание своих фантазий о ситуации, желания мести, желания исправить, угрызений, страха, избегания, подавления, горя, печали, уныния, неприязни, ужаса и так далее, любых эмоциональных состояний. Мы принимаем тот момент, что они были и мы их чувствовали, мы их помним, но перестаём за них цепляться. Через прощение мы ни в коем случае не обесцениваем себя и свои чувства. В каждый момент жизни мы имели полную свободу поступать и чувствовать так как это происходило.

Прощение не имеет ничего общего с легализацией и признанием негативных и деструктивных действий (своих или в отношении себя). Мы не говорим себе: «Вот, этот человек, на самом деле, был прав, а я виноват». Мы понимаем, что в данных обстоятельствах и в данный момент времени все действовали так, как могли тогда, и никак иначе. И принимаем это, позволяем этой ситуации занять своё место в прошлом, прекращаем её отталкивать и отпускаем свои «руки» и чувства от ней. Но не забываем её. Точно так же и с другим человеком: прощение — это не оправдание его поступков и не признание их правыми. Это осознание и понимание, что он такой, что не мог поступать иначе, а мы подвернулись, потому что в нас есть что-то, какое-то качество, на котором негатив можно выместить или которое энергетически комплементарно тому человеку, его качествам и его действиям. Прощение и приятие того человека состоит не в оправдании его и согласии с его поступками, а в осознании, что он такой, какой он есть, он действует исходя из своих омрачений. Мы же не злимся на маленьких несмышлёных детей?

Часто под прощением понимается то, что нужно признать свою вину — это тоже не так. Вина и прощение — нечто разное. Мы просто отпускаем любые состояния и качества, включая вину. Мы не оправдываем себя или других, но не продолжаем винить. Мы извлекаем урок и получаем опыт, но не позволяем себя цепляться за то, чего уже нет. Более того, прощая других и прощая себя, прося прощения у других и у себя (это всё комплексно и в каждом прощении надо обращаться ко всем сторонам, включая себя, иначе возникает ловушка гордыни — то есть, прощаем и себя, просим прощения и у себя), вовсе не обязательно это делать в реальности. Тут суть в нашем внутреннем комке напряжений. У других есть полное право оставаться в своих чувствах и напряжениях. Правда, когда мы отпускаем из себя постоянно носимое напряжение непрощения (а оно в нас постоянно, как и все травмы, начиная с детства и далёкого далёко), часто другие тоже меняют своё отношение к нам.

Прощение позволяет гармонизировать наш нижний земной поток, усилить связь с родом и обществом (с землёй) и глубже внутренне расслабиться. Чем больше мы простили, тем меньше мы в себе держим, тем больше в нас расслабления, тем больше в нас света и тем сильнее у нас заземление. Со всеми вытекающими из этого феномена последствиями (осознанная центрированность, проживание жизни из потока, из открытого Хара-центра, реализация, трансформация себя, гармоничная связь с миром, космосом, социумом).

Через прощение мы обнаруживаем в себе те наши неосознанные качества и стороны, которые цепляются непрощением, непримиримостью, гневом, ненавистью, мстительность. и прочим. Соответственно, обнаружение даёт шанс их проработать и тем самым осознать. И увеличить заземление, расслабление и поток. Так получается, что носимая обида блокирует потоки, особенно, нижний поток. И чем больше мы эту обиду из себя достали, отпустили и осознали, тем сильнее наша связь с миром. Тем мы сами сильнее.

Что поможет простить? Осознание того простого факта, что мы почём зря носим в себе огромный ком обид, вины, сожалений и неприятия. При этом, речь не только о каких-то сильных обидах, но часто о сотнях тысяч каких-то неважных мелочей, на которые мы ещё и не можем повлиять никак или изменить. Часто такие обиды «вклеиваются» нам через воспитание, пропаганду, социальное программирование. Например, национальные обиды или неприязнь к мясоедам. Мы часто даже обижены на людей (как массово, так и конкретных) из-за шаблонов обид, полученных давным-давно и без связи с этими людьми вообще.

Повторимся: нам не обязательно это всё оправдывать, нам достаточно не нести в себе неприязни и просто признать, что мир такой, каков он есть. Что в нём есть и такое, и эдакое, и противоположности, и разные уровни, и разные туннели судьбы. Что мы можем действовать не по шаблонам, а исходя каждый раз из реальности настоящего.

Что даст прощение? Лёгкость, парение, жизнь в потоке, радость, свет. Однако, не ставим это себе целью, прочитав заметку. Иначе вмешается выгода и корысть. Хотелось бы, чтобы необходимость прощение проистекала из осознания (или, хотя бы, понимания) тяжести внутри. Тогда прощение будет самоценным состоянием (или гранью), как и расслабление, и заземлённость, и осознанность. Тогда оно будет одной из граней одного и того же процесса просветления, роста осознанности. Тогда принесённая им лёгкость сама гармонизирует любую ситуацию до самых мелких нюансов и это будет зримо и сильно видно.

Связано ли прощение с покаянием? Да. Это одно и то же. И как истинное покаяние, прощение — это осознание чего-то в себе и полное его отпускание. А следовательно, невозможность повторения. Покаяние — это не ритуал в храме, после которого можно опять идти грешить и причинять неприятности, покаяние — это осознание своих качеств, после чего становится полностью невозможными жизнь и действия по-старому. К прощению это тоже относится. Прощение помогает нам не только осознать некоторое качество, приведшее к негативной ситуации, но и разорвать негативные связи со всеми участниками (не потеряв отношений или гармонизировав их ещё больше). А следовательно, дорога жизни никогда больше не приведёт нас к подобным ситуациям и отношениям. Над этим стоит помедитировать немного: истинное прощение — это процесс единоразовый (нельзя всё время прощать одно и то же — значит, прощения не было или оно было не окончательным). А «накопление» таких небольших прощений по разным поводам — ещё и кумулятивный, который как снежный ком однажды захватит и приведёт к тотальному приятию всего Существования. Что есть просветление.

Ярослав Лазарев

Дополнение

Используйте тег «прощение» для более глубокого понимания этого состояния и качества.

Приложение

На частый вопрос по заметкам «Хорошо, а что с этим делать?» сообщаем: практиковать.

Статья-описание сайта «Кратко»

Заметка «Что делать? Общий план»

Заметка «Что делать? Конкретные планы»

Прощение

Смотреть что такое «Прощение» в других словарях:

  • ПРОЩЕНИЕ — ПРОЩЕНИЕ отказ от возмездия за обиду и нанесенный ущерб. Требование прощения исторически формируется как конкретизация более широкого требования непричинения зла в ответ на совершенное зло и снисхождения к обидчику, широко представленного в… … Философская энциклопедия

  • прощение — Извинение, помилование, милость, пощада, пардон, амнистия. Ср … Словарь синонимов

  • ПРОЩЕНИЕ — ПРОЩЕНИЕ, прощения, мн. нет, ср. 1. Действие по гл. простить в 1 и 2 знач. прощать (книжн.). Прощение грехов. Прощение обид. Прощение долга. 2. Помилование, отмена наказания за какую нибудь вину, за какой нибудь проступок. Просить прощения.… … Толковый словарь Ушакова

  • Прощение — Прощение ♦ Pardon Прощение не означает признания невиновности, как не означает и желания забыть о причиненной обиде, сделать вид, что ее не было, – это невозможно и неправильно. Прощение – не забвение, иначе оно было бы нарушением верности… … Философский словарь Спонвиля

  • прощение — ПРОЩЕНИЕ, извинение, устар. отпущение ПОВИННЫЙ, извинительный ПРОЩАТЬ/ПРОСТИТЬ, извинять/извинить, миловать/помиловать ИзвинЯтьсЯ/извинитьсЯ, устар. виниться/повиниться … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

  • ПРОЩЕНИЕ — ПРОЩЕНИЕ, я, ср. 1. см. простить. 2. То же, что извинение (во 2 знач.). • Прошу прощения (разг.) виноват, извините. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

  • ПРОЩЕНИЕ — «ПРОЩЕНИЕ», Россия Украина, ЮПИТЕР 4, 1992, цв., 110 мин. Мелодрама. Юная пара, не желая того, оказывается перед фактом рождения ребенка. Им предлагают продать его богатой бездетной семье. Обманутая возлюбленным, мать соглашается, но при родах… … Энциклопедия кино

  • ПРОЩЕНИЕ — Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете. Евангелие от Луки, 6, 37 Легче простить врага, чем друга. Уильям Блейк Святое Писание велит нам прощать врагов, но о друзьях там ничего такого не… … Сводная энциклопедия афоризмов

  • прощение — извинение человеческих грехов и недостатков А.Темы в Библии ПРОЩЕНИЕ как тема послания к Филимону: Флм 17 Б. Прощение у людей 1. Примеры прощения Исав своего брата Иакова: Быт 33:4 Иосиф своих братьев: Быт 50:15 21 отец блудного сына: Лк 15:17 24 … Библия: Тематический словарь

  • ПРОЩЕНИЕ — Сон, в котором у вас слезно просит прощения блудный муж, предвещает напрасные хлопоты, ваше опасение окажется напрасным и все обернется к лучшему. Если просят прощение дети – это благоприятный знак, ваш авторитет возрастет и вам поручат… … Сонник Мельникова

Непрощение: самый высокомерный грех

Photo — photos.icons8.com

Трэй родился свыше. Он обрёл славное спасение в Иешуа. Его грехи прощены – все до единого, нет их! Он в восторге – свобода! Он рассказывает всем, как милостив Бог был к нему. В течение следующих месяцев и лет он возрастает в своей вере. Он даже начинает учить в своей общине. И вот, однажды, он натыкается на Рика, своего старого знакомого. Они когда-то были друзьями в колледже. Ну, до тех пор, пока Рик на своем авто не зацепил машину Трэя. Что еще хуже, он сбежал. Некоторые люди видели, как это произошло, и рассказали Трэю. Однако, Рик все отрицал. Этот конфликт так и не был разрешен, и Трэй не видел Рика с тех пор, как они окончили колледж.

Трэй чувствовал, как нарастает напряжение. Он не смог прийти в себя после этого. Трэй почувствовал, как его сердце начало напрягаться. Рик должен мне! В то же время он почувствовал, что его радость начинает рассеиваться. Трэй сделал свой выбор: он не простит Рика.

20 тысяч лет по сравнению с 3 месяцами!

Сам Иешуа рассказывает историю, похожую на описанную выше. В 18 главе Евангелия от Матфея Он говорит о царе, которому задолжали большую сумму денег — 1000 талантов, что равнялось заработной плате за 20 тысяч лет! Когда слуга, который был ему должен, не смог заплатить, царь угрожал продать его и всю его семью. Человек умолял о пощаде. Царь проявил сострадание и простил его.

Радостный, он покидает царя и сталкивается с человеком, который должен ему сумму, которую можно заработать за три месяца. Он хватает этого человека и бросает его в тюрьму.

Когда царь узнал об этом, он не мог поверить своим ушам. Он схватил человека, который был должен ему 1000 талантов, и распорядился бросить его в тюрьму. Иешуа заканчивает эту историю такими словами:

«Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его» (Матфея 18:35)

Делайте выводы

Почему непрощение является самым отвратительным грехом? Очень просто. Сколько грехов Бог простил вам за вашу жизнь? Это можно сравнить с 20 тысячами лет заработной платы. И затем добавьте, сколько раз кто-то согрешил против вас — максимум три месяца зарплаты. Когда мы фокусируемся на том, насколько много нам прощено — каждый грех, каждый день (в моем случае, в течение 53 лет) — трудно держать что-то против другого человека. Их согрешения против меня такие маленькие, по сравнению с моим грехом против Бога.

Одна из причин того, что мы склонны не прощать других, несмотря на то, что нам прощены грехи, заключается в том, что мы не считаем, что наш грех причиняет Богу такую же боль, какую мы ощущаем, когда другие люди грешат против нас. Действительно, Бог не сидит понурившись, оскорбленный, жалея Себя и сердясь на кого-то из-за того, что они согрешают. И никто не может оскорбить Бога. Я думаю о тех, кто подвергался сексуальному или словесному оскорблению. Но можете не сомневаться, наш грех беспокоит Бога. Наш грех причиняет Ему боль. Именно грех отделяет нас от Бога (Исход 59:2). Просто подумайте, из-за нашего греха Иешуа должен был покинуть небесные дворцы, смирить Себя как человек, а затем позволить грешным людям пытать и распинать Его. Наш грех привел к тому, что Иешуа, Который никогда не знал разделения с Отцом, был разделен с Ним. Наш грех стоил очень дорого Богу!

Суровое наказание

Бог однозначно ожидает от нас прощения. Есть последствия для верующих, которые получают прощение, но отказываются прощать других. Это центральный принцип в Молитве Господней.

«… и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» (Матфея 6:12).

Прежде чем Иешуа закончил обучать нас тому, как молиться, Он добавил:

«Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.» (Матфея 6:14-15)

И затем есть заключительные слова Иешуа из притчи в 18 главе Евангелия от Матфея:

«Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его» (Матфея 18:35)

Вау! Кажется, что Бог делает прощение предпосылкой к рождению свыше. Это вполне разумно: как мы рассчитываем получить прощение, равное заработной плате за 20 тысяч лет и не желаем даровать другим прощение, равное оплате за 3 месяца? По крайней мере, этот отрывок означает, что если мы спасены, мы не сможем наслаждаться радостью спасения или радостью прощения до тех пор, пока не простим других. Как мы можем радоваться прощению, когда мы удерживаем других в тюрьме?

В конце концов, если мы не прощаем, мы сами остаемся в тюрьме.

Это важно для Бога!

Этот вопрос настолько важен для Бога, что Он включает этот момент в молитву «Отче наш», которой мы должны молиться каждый день (Мф. 6:9-13). Каждое утро мы должны исповедовать прощение тем, кто согрешил против нас и даже тем, кто сделает это в будущем.

Примечание: Я понимаю, что для тех, кто страдает от регулярного насилия — в особенности, сексуального характера — путь к прощению не так уж прост, и чтением статьи тут не обойтись. Может потребоваться либо общение с профессиональным служителем консультирования, который поможет вам пройти через всю эту боль, либо сверхъестественное освобождение от непрощения. Если это касается вас и вашей жизни, пожалуйста, сделайте шаг к тому, чтобы получить необходимую помощь. Когда вы сможете простить — тогда сможете исцелиться, и ваш обидчик более не будет иметь никакой силы над вами.

Автор — Рон Кантор / messiahsmandate.org
Перевод — Оксана Бёрнс для ieshua.org

Портал ieshua.org полезен Вам? Поддержите наше служение!

Последнее: 7.05 (Россия). Спасибо!

§ 191. Предмет обязательственной престации

На основании любого обязательства у должника возникала обязанность исполнять что-либо по требованию кредитора. Действие, которое должен был предпринять должник на основании требования кредитора, называлось обязательственной престацией. Она всегда состояла из какого-либо dare, facere или praestare, т. е. в обязательстве должника дать нечто кредитору, что-нибудь сделать для него или, напротив, не сделать, воздержаться от чего-либо или претерпеть что-либо.
Обязательства должника, обязывающие его dare, назывались obligationes in dando. На основании этих обязательств должник должен был передать кредитору некую вещь или в собственность или в беспрепятственное владение, или в интересах кредитора установить на свою вещь какое-либо право (jus in re aliena).
При обязательствах facere должники обязывались что-либо сделать для кредиторов или наоборот, не сделать того, что они могли бы сделать, если бы не существовало обязательств. Эти обязательства назывались obligationes in faciendo или nоn faciendo. Obligationes in faciendo обязывали должника передать кредитору во временное пользование некую вещь, сохранять некую вещь кредитора, в определенное время восстанавливать некую принятую от кредитора вещь или употреблять собственные физические или интеллектуальные способности в интересах кредитора. Obligationes in nоn faciendo обязывали должника не совершать в собственных интересах того, что он мог бы совершить, если бы не существовало обязательств.

В источниках римского права не было достаточно точно выражено, в чем состояли обязательства praestare, называемые obligationes in praestando. Между тем, в связи с содержанием обязательств dare и facere (non facere), обязательствами praestare принято считать все другие обязательства, т. е. все те обязательства, при которых должники обязывались нечто претерпеть или не препятствовать кредитору в проведении определенных действий, против которых могли бы возражать, если бы не существовало обязательств (obligationes in patiendo).
Но шла ли речь об обязательствах in dando, in faciendo, in non faciendo или in patiendo (in praestando), любое обязательство должно было соответствовать некоторым существенным условиям, чтобы вообще выступать как престация в обязательственных отношениях. Условия были следующими:
а) обязательственная престация должна быть возможной, выполнимой (possibilis). Возможными считались престации, выполнение которых не противоречило физическим законам или физиологическим возможностям должников. Престации, выполнение которых в этом аспекте было невозможным (334), не приводили к установлению обязательственных отношений: impossibilium nulla est obligatio; (335)
б) обязательственная престация не должна оскорблять моральные чувства или bonos mores. Неморальные обязательства, т. е. обязательства, чья престация противоречила добрым нравам, были недействительными; (336)
в) обязательственная престация не должна быть противоправной или запрещенной законом. Обязательства с престациями, противоречащими предписаниям и общим принципам правопорядка были недействительными, если не шла речь о престациях, запрещенных предписаниями leges minus quam perfectae или leges imperfectae. В таких случаях, даже будучи противоправными, обязательственные престации могли иметь определенные правовые последствия;
г) обязательственная престация должна быть определенной или хотя бы определяемой (obligationes certae). Определенными были те престации, при которых уже в момент установления обязательств было точно определено, что и сколько должен должник; при определяемых престациях в момент их установления не было известно, что и сколько должен должник, но все же были даны все элементы для позднейшего определения предмета и величины долга (obligationes incertae). Неопределенные престации, т. е. престации при которых не было известно и не могло стать известно в дальнейшем, что и сколько должен должник, предопределяли недействительность обязательств;
д) обязательственные престации должны быть оценены в денежном отношении (pretio aestimatilis). Это не означало, что обязательственными престациями являлись лишь те акции, которые согласно законам экономического оборота имели утвержденную стоимость в деньгах. По предписаниям римского правопорядка, особенно по предписаниям obligationes in faciendo или in praestando, многие действия, которые сами по себе не обладали экономической ценностью, могли выступать как обязательственные престации, так как и они, в случае их неисполнения, сводились к денежной сумме, утверждаемой решениями римских судов. Точнее, по предписаниям римского права как престации, оцениваемые в деньгах, были определены и те действия, которые следовали экономическим законам обмена, и те, которые не обладали такой природой, но которые решениями римских судов могли быть трансформированы или в возмещение ущерба, или в poena poivata, которые должник должен был выплатить кредитору. (337)