Преступление и наказание роман

Лизавета

Лизавета – второстепенный персонаж в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Ее героине отводится совсем небольшая роль в произведении. Так, кто же такая Лизавета, и какова ее характеристика?

Внешность Лизаветы

Лизавета – сводная сестра старухи-процентщицы. О ее внешности известно, что она не была красивой, но обладала обворожительной улыбкой, которая многим нравилась: «Да, смуглая такая, точно солдат переряженный, но знаешь, совсем не урод.У нее такое доброе лицо и глаза. Очень даже. Доказательство — многим нравится. Тихая такая, кроткая, безответная, согласная, на всё согласная».

Вот как автор описывает внешность Лизаветы: «…девица, и собой ужасно нескладная, росту замечательно высокого, с длинными, как будто вывернутыми ножищами, всегда в стоптанных козловых башмачках, и держала себя чистоплотно.»

Елизавете было 35 лет, фигура ее была нескладная, а ноги будто вывернуты назад. Вид у нее всегда был опрятный, хотя носила она старую и заношенную одежду.

Характеристика Лизаветы

Лизавета была взрослой женщиной 35 лет. Однако у нее наблюдалось слабоумие, и она была вынуждена жить с сестрой – старухой процентщицей Аленой Ивановной. Характер у героини был покладистый и безотказный, она день и ночь работала на сестру, которая позволяла себе физическое насилие по отношении к бедной женщине. Лизавета готовила, стирала и убиралась, стараясь угодить своей привередливой старшей сестре. Противная старуха же вместо того, чтобы с благодарностью принимать такое услужливое отношение к себе, практически ничего не завещала родному человеку.

Раскольникова удивлял тот факт, что Лизавета постоянна находилась в положении. Доверчивой девушкой часто пользовались, а она не зная и не понимая, что происходит, никогда не сопротивлялась.

Как смерть Лизаветы повлияла на Раскольникова?

Лизавета – самое невинное существо в произведении. Она никому ничего не сделала плохого. Однако именно она становится невинной жертвой преступного замысла Раскольникова. Родион не хотел убивать героиню и даже рассчитал, когда Лизаветы не будет дома, но она к своему несчастью неожиданно вернулась домой. Родиону Романовичу не остается выбора, и он убивает девушку вместе со старухой-процентщицей. Главный герой раскаивается в непреднамеренном убийстве Лизаветы, ведь она совершенно не вписывается в его теорию об обычных и необычных людях. В отличие от старухи к Лизавете все относились хорошо, жалели ее. Она часто чинила рубашки Раскольникову, никогда не отказывала в помощи. Лизавета была тем, кто сделал для Родиона, возможно, самый главный подарок в его жизни – Евангелие, которое он заберет с собой на каторгу.

Лизавета была дружна с Соней Мармеладовой. Эти две несчастные обделенные женщины находили утешение друг в друге. Однажды они даже обменялись крестиками.

Незаметная и кроткая Лизавета становится жертвой человеческих амбиций Родиона Раскольникова. Но, убив ее, он не стал счастливее и не удовлетворил свое эго. Герой страдает и мучается, теперь он себя не ощущает «сверхчеловеком», понимает, что методы и идеалы, которые его увлекали, оказались ложными.

Данная статья поможет школьникам написать сочинение на тему «Лизавета» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Здесь дается описание внешности героини, ее характер и судьба. Лизавета – человек, к которому все относились хорошо, невинная жертва обстоятельств.Также рассматривается влияние внезапной смерти Лизаветы на Раскольникова.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

  • для самых рациональных — Краткое содержание «Преступление и наказание»
  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Преступление и наказание»
  • для самых компанейских — Главные герои «Преступление и наказание»
  • для самых любопытных — Анализ «Преступление и наказание» Достоевский
  • для самых крутых — Читать «Преступление и наказание» полностью

Тест по произведению

«Не верю!»: главные цитаты Константина Станиславского

80 лет назад скончался великий Константин Сергеевич Станиславский. Его имя на слуху свыше века, и недаром: актёр и режиссёр, теоретик и реформатор театрального дела, он основал Московский художественный театр и создал систему актёрского искусства, которая названа в его честь.

С помощью науки о творчестве артиста он сформулировал законы поведения актёра на сцене, главным из которых считал успешную иллюзию живой действительности. На сцене, утверждал блистательный педагог, нет маленьких ролей: как и в жизни, здесь ценен каждый человек.

Константин Сергеевич — автор книг «Работа актёра над собой» и «Моя жизнь в искусстве», которые популярны и сегодня. Как и легендарная фраза «Не верю!» — её Станиславский употреблял на репетициях в качестве режиссёрского приёма. Реплика до сих пор в ходу в мире кино, театра и в быту, как и выражение-аксиома «Станиславский сказал бы: не верю!». Вот другие великие изречения мэтра театрального и киноискусства.

Самое интересное — в нашем канале Яндекс.Дзен

Статья Раскольникова «О преступлении»: краткое содержание, смысл и суть

В романе «Преступление и наказание» главный герой, Родион Раскольников, однажды пишет статью и посылает ее в одну из петербургских газет.
Ниже представлено краткое содержание статьи Раскольникова «О преступлении», суть и смысл статьи, ее роль в развитии сюжета романа.
Смотрите:
— Все материалы по «Преступлению и наказанию»
— Все статьи о Раскольникове

История написания и публикации статьи Раскольникова

За полгода до совершения преступления бедный студент-юрист Раскольников пишет статью под названием «О преступлении». Молодой человек относит статью в одну из петербургских газет — «Еженедельная речь». Однако эта газета вскоре закрывается и Раскольников теряет надежду, что статью опубликуют:
«…я действительно написал, полгода назад, когда из университета вышел, по поводу одной книги, одну статью, но я снес ее тогда в газету «Еженедельная речь», а не в «Периодическую».» За два месяца до преступления статья Раскольникова неожиданно появляется в газете «Периодическая речь» (это издание объединилось с закрывшейся «Еженедельной речью» и унаследовало ее материалы). Судя по всему, редакторам понравилась смелая статья Раскольникова, поэтому они решили ее напечатать:
— Да ведь «Еженедельная речь» перестала существовать, потому тогда и не напечатали… — Это правда-с; но, переставая существовать, «Еженедельная речь» соединилась с «Периодическою речью», а потому и статейка ваша, два месяца назад, явилась в «Периодической речи». В это время сам Раскольников не догадывается, что его статья опубликована. Он также не подозревает, что статью уже прочитал следователь Порфирий Петрович. Конечно, статья не могла не насторожить такого тонкого психолога и опытного следователя, как Порфирий:
«Два месяца назад имел удовольствие в «Периодической речи» прочесть.» (Порфирий о статье) Вскоре после преступления Раскольников и Порфирий встречаются на квартире у последнего. Именно в эту встречу Раскольников узнает от самого Порфирия о том, что его литературный труд опубликован. И хотя статья Раскольникова не была подписана, Порфирий Петрович установил личность автора:
— А вы почему узнали, что статья моя? Она буквой подписана. — А случайно, и то на днях. Через редактора; я знаком… Весьма заинтересовался. В ходе первой встречи Порфирий Петрович расспрашивает Раскольникова о сути его публикации. Молодой человек понимает, что его статья вышла очень невовремя и может вызвать подозрения.

Краткое содержание статьи Раскольникова «О преступлении»

Текст статьи «О преступлении» в романе не приводится. Однако смысл и краткое содержание статьи можно понять из первой беседы Раскольникова и Порфирия Петровича. Текст этой беседы читайте .
В статье «О преступлении» Раскольников описывает психологическое состояние преступника в ходе преступления, а также излагает свою теорию о двух рязрядах людей.
По мнению Раскольникова, люди делятся на два разряда — «низший разряд» («обыкновенные люди», «материал») и «людей, которые двигают мир» («собственно люди», «Наполеоны»). Именно эта теория становится причиной преступления Раскольникова.
Вот как следователь Порфирий Петрович пересказывает суть статьи Раскольникова:
«Одним словом, если припомните, проводится некоторый намек на то, что существуют на свете будто бы некоторые такие лица, которые могут… то есть не то что могут, а полное право имеют совершать всякие бесчинства и преступления, и что для них будто бы и закон не писан.» «Всё дело в том, что в ихней статье все люди как-то разделяются на «обыкновенных» и «необыкновенных». Обыкновенные должны жить в послушании и не имеют права переступать закона, потому что они, видите ли, обыкновенные. А необыкновенные имеют право делать всякие преступления и всячески преступать закон, собственно потому, что они необыкновенные.» Вот как сам Раскольников передает краткое содержание своей статьи «О преступлении»:
«…Я только в главную мысль мою верю. Она именно состоит в том, что люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово. » «…первый разряд, то есть материал, говоря вообще, люди по натуре своей консервативные, чинные, живут в послушании и любят быть послушными.» «Второй разряд, все преступают закон, разрушители, или склонны к тому, судя по способностям. Преступления этих людей, разумеется, относительны и многоразличны; большею частию они требуют, в весьма разнообразных заявлениях, разрушения настоящего во имя лучшего. Но если ему надо, для своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, по совести, может, по-моему, дать себе разрешение перешагнуть через кровь, — смотря, впрочем, по идее и по размерам ее, — это заметьте. В этом только смысле я и говорю с моей статье об их праве на преступление…» «Первый разряд всегда — господин настоящего, второй разряд — господин будущего. Первые сохраняют мир и приумножают его численно; вторые двигают мир и ведут его к цели. И те, и другие имеют совершенно одинаковое право существовать. Одним словом, у меня все равносильное право имеют…» Вот как Разумихин понимает главную мысль статьи Раскольникова:

«…но что действительно оригинально во всем этом, — и действительно принадлежит одному тебе, к моему ужасу, — это то, что все-таки кровь по совести разрешаешь, и, извини меня, с таким фанатизмом даже… В этом, стало быть, и главная мысль твоей статьи заключается. Ведь это разрешение крови по совести, это… это, по-моему, страшнее, чем бы официальное разрешение кровь проливать, законное…» Следователь Порфирий Петрович считает статью Раскольникова нелепой, фантастичной и мрачной, но при этом искренней и смелой:
«Статья ваша нелепа и фантастична, но в ней мелькает такая искренность, в ней гордость юная и неподкупная, в ней смелость отчаяния; она мрачная статья-с, да это хорошо-с. Статейку вашу я прочел, да и отложил, и… как отложил ее тогда, да и подумал: «Ну, с этим человеком так не пройдет!» Ну, так как же, скажите теперь, после такого предыдущего не увлечься было последующим! Ах господи!» (Порфирий — Раскольникову) Статья Раскольникова становится одной из «косвенных улик», помогающих Порфирию Петровичу расследовать дело:
«А как начали мы тогда эту вашу статью перебирать, как стали вы излагать — так вот каждое-то слово ваше вдвойне принимаешь, точно другое под ним сидит! Ну вот, Родион Романыч, таким-то вот образом я и дошел до последних столбов…» (Порфирий — Раскольникову) Это было краткое содержание статьи Раскольникова «О преступлении», суть и смысл статьи, ее роль в развитии сюжета романа, история написания и публикация статьи.
Смотрите:
Все материалы по «Преступлению и наказанию»
Все статьи о Раскольникове

Система диалогов в романе «Преступление и наказание»

Для понимания человека у Достоевского очень важную роль играют речевые характеристики персонажей. Каждый персонаж выделяется своей манерой говорить. Что же узнаем мы о герое Достоевского посредством речевой характеристики? Проследить это попробуем в романе «Преступление и наказание».

Речевая характеристика персонажей складывается из двух аспектов. Во-первых, из пояснений, которые даются самим автором сразу же после прямой речи и в которых речь персонажей характеризуется автором прежде всего с эмоциональной стороны. Например: «Э, черта еще этого недоставало,, — бормотал он, скрипя зубами, — нет, это мне теперь… некстати… Дура она, — прибавил он громко». Или Раскольников «проговорил нехотя и сурово». Или: «Это правда», — процедил Зосимов. «Врешь ты, деловитости нет», — вцепился Разумихин». Во-вторых, это собственно прямая речь: построение фраз, использование стилистически окрашенных слов, восклицания, междометия, повторы, типы обращений, использование различных частиц (типа -с: «Да, нумера-с», -то: «Алена-то Ивановнатко: «Приходите-тко» и т. д.) .

В романе «Преступление и наказание» диалоги занимают центральное место. Именно в диалогах раскрываются характеры героев, их душевное состояние и мысли.

Важно то, что Достоевский высказывает свои мысли, свои идеи не через авторскую речь, а через речь своих героев. Он как бы проверяет истинность этих идей, заставляя своих героев вести «словесные поединки». Ведь роман Достоевского — это роман идей, и каждый герой является носителем определенной идеи, воплощением определенной темы.

Основная тема романа, как нам кажется, — борьба добра и зла. В диалогах Раскольникова с Свидригайловым проходит основное развитие идейной линии романа. Наиболее отчетливо идейная борьба проявляется в разговорах Порфирия Петровича и Раскольникова. Именно в речевой характеристике проявляется идея Порфирия и Раскольникова.

С Порфирием Петровичем Раскольников старается расчетливо и точно играть, но Порфирий, пожалуй, единственный персонаж романа, который до конца понимает Раскольникова. Порфирий пытается свести Раскольникова к его идеям. Достоевский три раза сталкивает Раскольникова и Порфирия. В первом диалоге происходит столкновение идей. Раскольников и Порфирий как бы изучают друг друга. Порфирий начинает понимать, что Раскольников близок ему, и пытается вызвать Раскольникова на откровенность, в то время как Раскольников, чувствуя, что Порфирий способен проникнуть в его тайну, стремится всеми силами «закрыться» и не дать Порфирию проникнуть в его идейный мир. Посмотрим, как это выражается в их речи.

Автор, характеризуя речь Порфирия Петровича, употребляет такие выражения, как: говорит «с умишкой», «смеясь», «спокойно». Это говорит о том, что Порфирий чувствует некоторое превосходство по отношению к Раскольникову, он внутренне спокоен, уравновешен и методично изучает своего собеседника. Эти характеристики автора подчеркиваются самим построением речи Порфирия: она в основном правильная, плавная. В то же время нельзя сказать, что она эмоционально нейтральная. В ней достаточно много восклицаний. Иногда даже она прерывается:

«- Да зачем же стулья-то ломать, господа, казне ведь убыток! — весело закричал Порфирий Петрович».

«- Пожалуйте-е, напротив, на-а-против! если бы вы знали, как вы меня интересуете! Любопытно и смотреть и слушать… и «, признаюсь, так рад, что вы изволили наконец пожаловать…»

Однако эмоциональность речи Порфирия какая-то наигранная. Он говорит подчеркнуто весело, раскованно, а на самом деле напряженно изучает Раскольникова. Своей веселостью он пытается, как мне кажется, усыпить бдительность Раскольникова и подтолкнуть его к непроизвольной откровенности. Его речь полна намеков, он как бы поддразнивает Раскольникова, пытаясь вывести его из равновесия.

«- И неужели в совершенном бреду? Скажите пожалуйста, — с каким-то особым жестом покачал головой Порфирий»..

Иначе построена речь Раскольникова. Первое, что бросается в глаза, — это оценка Раскольниковым своих слов и слов собеседника. Почти все его высказывания, а также многие высказывания Порфирия сопровождаются внутренними репликами, в которых Раскольников как бы оценивает каждый отдельный шаг, отдельный этап беседы и прикидывает, как ему вести себя дальше.

«Хорошо ли? Натурально ли? Не преувеличение ли? — причитал про себя Раскольников». Или: «Знает! — промелькнуло в нем как молния». «Глупо! Слабо! Зачем я это прибавил!»

Эти внутренние реплики подчеркивают напряжение Раскольникова, его страх перед Порфирием. Внешняя речь также довольно напряженна и натянута. Раскольников не принимает веселый тон беседы, предложенный Порфирием. Он отвечает ему сдержанно, опасаясь произнести лишнее слово, иногда — видимо, когда напряжение достигает высшего предела, — Раскольников пытается его скрыть развязной речью.

«- Надоели они мне еще вчера, — обратился вдруг Раскольников к Порфирию с нахально вызывающей усмешкой…» Об огромном внутреннем напряжении свидетельствует неловкость речи Раскольникова: «- Как это вы так заметливы?.. — неловко усмехнулся было Раскольников…»

Борьба за идею, начавшаяся при первой встрече, продолжалась во второй встрече и завершилась в третьей признанием Раскольникова, то есть победой над ним Порфирия.

В последней встрече Порфирий снимает маску, в которой играл с Раскольниковым в предыдущих беседах. Он предлагает Раскольникову откровенный и серьезный разговор.

«- Я рассудил, что нам по откровенности теперь действовать лучше, *- продолжал Порфирий Петрович, немного откинув голову и опустив глаза, как бы не желая более смущать своим взглядом свою прежнюю жертву и как бы пренебрегая своими прежними приемами и уловками, — да-а, такие подозрения и такие сцены продолжаться долго не могут».

Это находит отражение и в речи Порфирия. Она становится более сбивчивой и прерывистой, это подчеркивает искренность его слов. Раскольников в начале встречи продолжает все так же оценивать ход борьбы, мы видим все те же внутренние реплики, он говорит как бы с оглядкой, но, поняв, что Порфирий все знает, Раскольников замолкает, и их диалог превращается в монолог Порфирия, который лишь изредка прерывается репликами Раскольникова, показывая его реакцию на услышанное. Внутренние реплики Раскольникова на протяжении всего романа обращают внимание на одну особенность данного персонажа. Он не мыслит о явлениях, людях, а говорит с ними.

«Гм… Так, значит, решено уж окончательно: за делового и рационального человека изволите выходить, Авдотья Романовна…»

Именно поэтому в своей внутренней речи он нередко говорит за других, как бы споря с самим собой .

В тексте романа внутренняя речь героя занимает не меньшее, а, может, даже и большее значение, чем речь, обращенная к людям, поэтому мы можем сделать вывод, что для Раскольникова главным оппонентом является он сам.

Построение речи способно показать не только внутренний мир героя, раскрыть его идеи, душевное состояние, отношение к другим людям, но и показать или подчеркнуть какие-то иные черты, характеризующие личность, например умственное развитие, степень образования, социальное положение и т. д.

Ярким примером того, как речь характеризует умственное развитие человека, является короткая сцена у харчевни, в которой подчеркивается некоторая умственная отсталость Ли-заветы.

Интересно, что Достоевский сначала характеризует персонаж, а потом иллюстрирует данную характеристику диалогом.

«Это была высокая, неуклюжая, робкая и смиренная девка, чуть не идиотка…»

«- Завтра? — протяжно и задумчиво сказала Лизавета, как будто не решаясь…»

«- Аль зайти?..»

«- Хорошо, приду, — проговорила Лизавета, все еще раздумывая, и медленно стала с места трогаться».

На живые и элементарные предложения мещанина Лизавета отвечала «протяжно, раздумчиво, как будто не решаясь».

Речь Сони подчеркивает ее набожность, смиренность перед Богом, верность религиозным принципам.

«- С Полечкой, наверное, то же самое будет…» — говорит Раскольников.

«- Нет! Нет! Не может быть, нет! — как отчаянная, громко вскрикнула Соня, как будто ее ножом ранили. — Бог, Бог такого ужаса не допустит». Соня очень боится, что Полечка может пойти по ее пути, но она верит, что Бог не допустит этого ужаса. Или: » — А тебе Бог что за это делает? — спросил Раскольников». Соня долго молчала, как бы не могла отвечать.

«Молчите! Не спрашивайте! Вы не смеете!..» По-моему, в этих двух принципах очень ярко показано благоговение перед Богом.

Также речь характеризует некоторых персонажей и с точки зрения их образованности. Например, Лужин. Он получает наслаждение от звука собственной речи. Говорит правильно, последовательно (разговор о молодежи), старается показать свою ученость: «…спешили отрекомендовать о своих познаниях…»

Речь является важным показателем социального положения героев. Достоевский дает яркие социальные характеристики практически всех персонажей романа, и эти характеристики иллюстрируются их речью.

Мармеладов говорит солидно, с достоинством. Маленький человек — тоже человек. Речь Лужина нарочно вежливая, высокомерная, подчеркивающая более высокое положение над Раскольниковым (из грязи в князи) .

Таким образом, анализ речи героев романа показывает, что речевая характеристика является одним из наиболее важных способов раскрытия внутреннего мира героев, их душевного состояния, социального положения, умственного развития и т. д.

Достоевский умело пользуется этим приемом для написания портретов своих героев. Можно сказать даже, что он в ряде случаев предпочитает этот способ описательному и поэтому строит свой роман в форме развернутой системы диалогов, где внутренняя речь сочетается с внешней, в репликах уточняются отдельные черты героев и показано отношение автора к своим героям.

Анализ эпизода «Раскольников и Соня читают Евангелие» в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание (*Общие критические статьи)

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Как стать экспертом?

То, что она искренне верит в Бога, не укладывается в голове Родиона.

Взяв книгу, Раскольников просит Соню прочитать о Воскресении Лазаря. Соня не решается читать, но резкость и настойчивость Раскольникова заставляют ее начать. Когда она начинает читать, Родион сидит, отвернувшись в сторону. Руки у Сони дрожат, слова с трудом выговариваются. Раскольников понимает, что она теперь хочет прочесть именно ему, чтобы он поверил: » Он прочел это в ее глазах, понял из ее восторженного волнения». Соня читает так, будто сама проповедует; вера придает ей силу. Слова Евангелие становятся ее собственными: «Так, Господи! Я верую, что ты Христос, сын божий, грядущий в мир». Раскольников оборачивается к ней. Ее голос становится звонче и сильней, «торжество и радость звучали в нем и крепили его». Соню охватывает радость, она ждет, когда Раскольников поверит. «И вышел умерший», — восторженно читает она, как будто сама это видит. Дальше Соня читать не может. Она отворачивается в сторону, потому что боится посмотреть на Раскольникова. Достоевский называет Соню и Раскольникова «убийца и блудница, странно сошедшиеся за чтением вечной книги».

Таким образом, мы видим, как вера в Бога помогает людям. Соне Мармеладовой вера придает силы жить дальше, несмотря на весь окружающий ее ужас. Она ждет, что если Раскольников поверит в Бога, то душа его переродится. В это же верит и сам Достоевский.

Анализ подготовила для Вас Strange

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id2682

Обновлено: 2011-10-27 Опубликовал(а): Strange