Причащение в пост

Содержание

Причастие в пост

Пост – это время, когда верующие стараются отодвинуть все суетные заботы, а освободившееся время посвятить заботам духовным. Кто молится обычно коротко, старается увеличить своё молитвенное правило. Кто не находит возможностей в течение года читать Священное Писание или труды святых отцов, находит их в этот период. И, конечно же, особое внимание верующие уделяют причастию в пост.

Есть ли причастие в пост

Причастие – это Таинство, установленное Самим Христом, через которое современный человек соприкасается с Господом. Это центр жизни Церкви, и потому Причастие есть всегда – и в пост, и в праздники.

Но нужно учитывать, что дни Великого поста – время для покаяния и размышления о своих грехах, а Литургия – это всегда большая радость и награда для христианина, потому в этот период она бывает только по субботам и воскресеньям, а в будние дни либо ее не бывает вовсе, либо совершается Литургия Преждеосвященных Даров. На ней нет приготовления и Преложения (изменения) хлеба и вина в Тело и Кровь Христову, но на этой особой службе, совершаемой только в пост, Причастие есть, так как Святые Дары сохраняются в алтаре с предыдущей полной Литургии. Таким образом, Церковь никогда не лишает верующего возможности приступить к Таинству Причастия, а вот подготовка к нему – это уже его личная задача.

Причастие во дни поста

Древние христиане причащались очень часто, так как не мыслили своей жизни в отрыве от Христа. Но со временем традиции менялись, поэтому сейчас можно встретить мнения о том, что причащаться нужно только несколько раз в год по большим праздникам или в посты. Как часто нужно причащаться, христиане обычно решают сами, посоветовавшись со священником. Но в дни поста, когда верующие стараются бороться со своими грехами, обращать взгляд внутрь себя, каяться и молиться, Причастие – это необходимое духовное лекарство. Кроме того, на Страстной неделе большинство верующих стараются причастится в Великий Четверг – день, когда Церковь вспоминает само установление Христом этого Таинства.

Причастие в пост: в какие дни возможно?

Причастие в пост возможно в любой день, когда в храме есть Литургия.

В дни Великого поста богослужебным уставом она предусмотрена не каждый день, а только в среду, пятницу, субботу, воскресенье и значительные праздники (день памяти Сорока Севастийских мучеников – 22 марта, Благовещение – 7 апреля и др.). Литургия в великопостные будние дни сильно отличается от привычной службы – это Литургия Преждеосвященных даров, но причаститься на ней, конечно, тоже можно. Более того, многие верующие стараются хотя бы раз в году посетить это особенное богослужение.

Во время поста, как и в дни подготовки к причастию, христианин воздерживается от скоромной пищи, больше молится, старается не грешить и примириться с теми, с кем в ссоре. Соответственно, если не произошло никаких событий, противоречащих тому, чтобы подойти к Таинству, прочитав накануне положенные молитвы и исповедавшись, верующие могут причащаться на любой Литургии в дни поста.

Подготовка к Причастию в пост

Подготовка к причастию в пост ничем не отличается от подготовки к Таинству в любое другое время. Необходимо соблюдать воздержание (в пище, супружеских отношениях, развлечениях), прочитать накануне положенное молитвенное правило, подготовиться к исповеди и покаяться. Очень желательно посетить вечернее богослужение. Как и всегда, непосредственно перед причастием нужен евхаристический пост: если богослужение утром, то от еды и питья отказываются с 12 часов ночи, если вечером (по древней традиции в некоторых храмах Литургию Преждеосвященных Даров в Великий пост служат во второй половине дня) – полное воздержание должно быть не менее 6 часов.

Но отказ от мяса и всяких лакомств – не гарантия готовности к причастию. В период поста, как и в любое другое время, у нас могут возникать конфликты с окружающими людьми, ссоры и недопонимания. Но нельзя подходить к Таинству, имея злобу и гнев в сердце. В дни поста нужно особенно внимательно относиться к тому, что происходит в душе, и идти к Чаше надо только очистив душу личным покаянием и прощением обид.

Пост перед Причастием

Вопрос:

Общая исповедь — это хорошо или плохо для кающегося? В каких случаях она допускается? Нужно ли еще раз исповедоваться после нее, чтобы причаститься?

Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:

Таинство Покаяния в богослужебных книгах называется Исповедь. Церковно-славянское слово «исповедаю» значит: открыто признаю, объявляю. Следовательно, уже по определению во время этого таинства человек должен с сокрушенным сердцем конкретно называть свои грехи. Такая практика берет начало уже с апостольского века: «Многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои» (Деян.19:18). Ученик св. апостола Петра священномученик Климент Римский пишет: «Итак, в чем мы согрешили по каким-либо наветам врага, должны мы просить прощения» (Первое послание к коринфянам. Гл. LI).

Исповедь должна быть обстоятельной не только для полного очищения души, но и в целях пасторского руководства. Долг священника помогать прихожанам, духовно возрастать и исправляться. Исполнить это пастырь лучше всего может во время исповеди. Среди кающихся почти всегда бывают люди, пришедшие впервые. К таким должно проявить особую чуткость и внимание. Священник должен помочь им освободиться от бремени грехов, которые они накапливали годами и десятилетиями. Многие из них исповедоваться еще не умеют. Наконец, надо указать и на канонические соображения. Большинство пришедших на исповедь желает причаститься. Только подробная исповедь дает возможность священнику определить, насколько человек готов приступить к святой Чаше. Если были смертные грехи, то от кающегося прежде причастия требуются плоды покаяния. Так нам заповедовали святые отцы.

Понимая высокую значимость таинства Покаяния, многие настоятели храмов стремятся начинать исповедь с вечера и использовать время перед началом Божественной литургии. Однако время и физические силы священников ограничены. Поэтому и приходиться проводить общую исповедь, поскольку в воскресные и праздничные дни бывает много причащающихся. В таких случаях обычно священник после молитв читает подробный перечь грехов и призывает всех пришедших на исповедь, каяться. Не должно сомневаться, что и такую исповедь, вызванную особыми обстоятельствами, милосердный Господь примет и простит грехи. Если не было смертных грехов, то еще раз каяться не надо.

Причастие во время Великого Поста: практические советы

Особенно остро стоит вопрос Причастия Тела и Крови Христовых во время Великого Поста. Это связано с тем, что в этот период значительно увеличивается количество людей, которые посещают храмы именно с целью исповедаться и причаститься. Характерно, что из тех, кто посещает храм в период Великого Поста, появляется немалое количество лиц, которые не находят возможности прийти на богослужение в другой период.

Естественно, что у таких людей возникает множество чисто практических вопросов, на которые необходимо отвечать. Не в последнюю очередь люди интересуются самим Таинством Причастия. Поэтому стоит сосредоточить своё внимание на этом важном аспекте жизни православного христианина.

Как часто можно причащаться во время Великого Поста?

Этот вопрос актуален не только для периода поста, но и для других дней нашей жизни. Известным является тот факт, что в первые века христианской истории каждый, кто находился на Божественной Литургии, причащался Тела и Крови Христовых. Подобная практика основана на словах Христа о Евхаристии: «Это творите в Мое воспоминание» (Лк. 22:19).

Однако с течением времени в Православной Церкви сформировалась традиция, несколько видоизменившая подход к вопросу о частоте причащения. Теперь зачастую можно встретить своеобразную инструкцию, которая указывает на то, что к Таинству Евхаристии православные христиане могут приступать: в дни четырёх длительных постов – Великого, Рождественского, Успенского, и Петро-Павловского; на день рождения; в день памяти небесного покровителя (день ангела).

Однако нигде нет чёткого запрета, который бы регулировал Причастие как некий механизм. Причастие – это не поход к дантисту, и не ежегодный медосмотр. Это духовная потребность верующего человека, которая возникает в силу тех или иных причин, в первую очередь – из-за желания быть ближе к Богу.

Поэтому лучше было бы регулировать данный вопрос, в первую очередь, находясь в компромиссе со своей совестью. Если же кому-то сложно самостоятельно определить частоту Причастия, за помощью стоит обратиться к духовнику.

В принципе, в период Великого Поста часто рекомендуют приступать к Таинству Евхаристии в начале и в конце Четыредесятницы. Даже с объективной точки зрения, это будет наиболее оптимальным вариантом в этом вопросе. Однако никто не может запретить приступать к Чаше хоть еженедельно.

В какие дни можно причащаться в течение Великого Поста?

В любой день, когда совершается Божественная Литургия! Интересно то, что в Великий Пост отправляются почти все известные Православной Церкви Литургии Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Двоеслова (Преждеосвящённых Даров).

Стоит помнить о том, что в период Великого Поста Литургии совершаются каждый день. В основном, главное богослужение Церкви служится в среду, пятницу, субботу и воскресенье. Среда и пятница – дни совершения Литургии Преждеосвящённых Даров, суббота – Иоанна Златоуста, воскресенье – Василия Великого. Отдельно стоят дни двунадесятых, престольных и особо почитаемых праздников, например, сорока мучеников Севастийских.

Также особой является структура Литургии Преждеосвящённых Даров, которая, по своей форме, существенно отличается от традиционных – Иоанна Златоуста и Василия Великого. Стоит помнить о том, что на этой Литургии не причащают детей, которые не принимают твёрдой пищи.

Как готовиться к Таинству Причастия в Великий Пост?

Подготовка к Причастию в Великий Пост должна сопровождаться собственно постом и усиленным молитвенным правилом. В Украинской Православной Церкви сложилась добрая традиция, когда Предстоятель УПЦ Блаженнейший Митрополит Онуфрий благословляет верующим усилить свою молитвенную практику, прибавив к своему ежедневному правилу то или иное молитвословие.

Что касается молитвенной подготовки к Причастию в Великий Пост – она состоит из нескольких этапов. Первый – три канона: покаянный (ко Спасителю), ко Пресвятой Богородице и Ангелу-хранителю. Часто к этим трём канонам также прибавляется чтение акафиста. Второй этап – канон и молитвы перед Причастием. В Великий Пост к этому молитвенному правилу прибавляется чтение особого тропаря «Егда славнии ученицы…» и 50-й псалом.

Итоговая рекомендация

Не откладывайте Причастие в Великий Пост в «долгий ящик»! Как показывает практика, на последних неделях Четыредесятницы в храмы приходит невероятное количество людей. Это столпотворение затягивает богослужение на часы, потому что каждый из присутствующих желает ещё и исповедаться. Лучше причаститься в период между первой и четвёртой неделями Великого Поста.

То, с каким настроением и в каком моральном состоянии мы подходим к Чаше, также играет огромную роль. Ведь возмущение от того, что кто-то в храме, например, наступил на ногу, может перечеркнуть все предыдущие труды на благо собственного спасения. Постимся Постом приятным!

Может ли человек, который не держал пост причащаться в пост (завтра)

и ещё, чем причащают — вином или виноградным соком? нашла вот в интернете по этому поводу статью — если не сложно, скажите , что по этому поводу думаете….

(я осознаю, что «крошкой хлеба, пропитанной кагором споить невозможно.Тот же эффект если ребенка напоить кефиром,который кстати содержит алкоголь.») дело не в том, что я так вина боюсь, просто интересует — как всё-таки правильнее причащать — вином или соком…..

«\Вино в Библии для причастия ( причащения, Вечери )
Размышляя об евхаристии, отдельно стоит остановиться на вине. В обряде причастия популярные конфессии используют алкогольное вино. Однако, согласно Библии Иисус и апостолы на Вечери причащались виноградным соком – новым вином:
«Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего» (Мф. 26:29, см. также Мар. 14:25).
Дело в том, что словом «вино» в библейское время в странах Малой Азии, Палестины и Восточного Средиземноморья назывался не только алкогольный напиток, но и виноградный сок и виноград. Несброженный виноградный сок именовался молодым или новым вином.
Из текста Евангелия следует, что Вечерю Иисус с учениками справляли в Пасху 14 Нисана (ранее Авива) (см. Мар. 14:12, Лук. 22:7). В Писании же Богом дано четкое наставление, чтобы в этот день в домах Его народа не было ничего квасного, то есть сделанного при участии дрожжей, а значит и алкогольного вина. Ведь в производстве «квасного» хлеба и алкогольного вина действует один и тот же принцип брожения — процесс, когда сахар с помощью определенных грибков – дрожжей разлагается на спирт и углекислый газ. Согласно Химической энциклопедии (www.xumuk.ru) на спиртовом брожении основаны производство хлеба, пивоварение и виноделие. Вот почему хлеб пышный. Его делают таким газы, выделяющиеся в процессе брожения, а спирт затем просто испаряется при выпечке.
«Это — Пасха Господня … И да будет вам день сей памятен … Семь дней ешьте пресный хлеб; с самого первого дня уничтожьте квасное в домах ваших, ибо кто будет есть квасное с первого дня до седьмого дня, душа та истреблена будет из среды Израиля … С четырнадцатого дня первого месяца, с вечера ешьте пресный хлеб до вечера двадцать первого дня того же месяца; семь дней не должно быть закваски в домах ваших» (Исх. 12:11,14,15,18,19).
Именно поэтому неделя после Пасхи называлась праздником Опресноков (см. Исх. 23:15, Исх. 34:18, Лев. 23:6). Я думаю, Вам, дорогой читатель, сложно сразу поверить новой информации о том, что ранее виноград и виноградный сок именовались тоже вином. Поэтому я предлагаю доказательства данному утверждению:
1. В тексте Библии описано, что вино висит на виноградной лозе и находится в точилах (приспособление для выжимания сока из виноградных лоз):
«Cобирайте вино и летние плоды, и масло и убирайте в сосуды ваши, и живите в городах ваших, которые заняли. И возвратились все сии Иудеи из всех мест, куда были изгнаны, и пришли в землю Иудейскую к Годолии в Массифу, и собрали вина и летних плодов очень много» (Иер. 40:10,12).
«И наполнятся житницы твои до избытка, и точила твои будут переливаться новым вином» (Прит. 3:10, см. также Иер. 48:33).
2. Во всех текстах Писания, где в современном Синодальном переводе употреблено словосочетание «виноградный сок» в оригинале на иврите используется понятие «молодое вино», а в Септуагинте (перевод Писания с иврита на греческий, II в. до н.э.) применяется слово «вино» οινος (например, Ос. 9:2, Иоил. 1:10, Иоил. 2:24, Мих. 6:15, Агг. 1:11 и др.).
3. Священное Писание говорит, что младенцы пили вино, значит, речь идет о виноградном соке:
«Дети и грудные младенцы умирают от голода среди городских улиц. Матерям своим говорят они: «где хлеб и вино?», умирая, подобно раненым, на улицах городских, изливая души свои в лоно матерей своих» (Плач Иер. 2:11,12).
4. Знаменитая фраза Христа о молодом вине и ветхих мехах имеет глубокий смысл и доказывает, что в те времена молодым вином назывался виноградный сок.
«Никто не вливает молодого вина в мехи ветхие; а иначе молодое вино прорвет мехи, и само вытечет, и мехи пропадут; но молодое вино должно вливать в мехи новые; тогда сбережется и то и другое» (Лук. 5:37, см. также Мф. 9:17, Мар. 2:22).
В Интернете на сайте «Все для домашнего виноделия», (www.vinodelie.com) я ознакомился с процессом брожения и мысль Иисуса стала мне понятна. Оказывается, брожение имеет две стадии — бурную и тихую. Во время бурного брожения идет активное превращение сахара в спирт и углекислый газ. Бурное брожение продолжается примерно от 5 до 14 дней в зависимости от многих факторов, в том числе от крепости приготовляемого вина, которая регулируется количеством и видом дрожжей. Затем вино осторожно, чтобы не потревожить осадок, переливается в новую тару и наступает фаза тихого брожения. В это время вино подвергается специальной обработке — осветлению. Процесс осветления занимает до 3 суток. Во время тихого брожения (осветления) газ уже практически не выделяется. Маленький пузырек образуется лишь изредка — один за 15 и более минут. После осветления алкогольное вино готово, его можно употреблять сразу или подвергнуть выдержке для получения более тонкого вкуса и превращения запаха фруктов в букет. Выдержка может длиться несколько лет.
Таким образом, под молодым вином, вливаемом в мехи (мешок из шкуры животного), Иисус, естественно, подразумевал виноградный сок сразу после точила. Ведь у него еще впереди был первый процесс брожения, при котором обильно выделяется газ, способный разорвать мехи. Сейчас же «молодым» называется вино прошедшее как минимум бурный этап брожения, после которого оно уже представляет из себя хмельной напиток. То есть современное «молодое» вино не способно не то, что мехи, но даже целлофановый кулек прорвать: активный процесс брожения в нем прошел и уже не вернется, вино лишь может прокиснуть.
Естественно ветхие меха быстрее прорвутся от напора газа, чем новые, которые способны растягиваться, поэтому Христос советовал для хранения нового вина использовать новые мехи. Но, я думаю, Иисус в эту притчу вкладывал более глубокий смысл: в ветхих мехах сок сразу «заразится» активной винной палочкой брожения, оставшейся в них от предыдущего вина, то есть молодое вино (сок) начнет бродить и прорвет мехи. Таким образом, говоря о ветхих мехах, Иисус предупреждал об опасности «заразиться» закваской неверного учения фарисеев и книжников. Принятие (закваска) даже малой части лжедоктрин может погубить всего человека — заквасить все тесто:
«Разве не знаете, что малая закваска квасит все тесто? Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны … Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины» (1 Кор. 5:6-8, см. также Мф. 16:6,11,12, Гал. 5:9, Мар. 8:15, Лук. 12:1).
С одной стороны, кажется, нет существенной разницы — пить на Вечери ( в рамках обряда причастия ) вино или сок. Однако вопрос этот очень важен. Христиане должны следовать учению Христа. И здесь не может быть мелочей. Вопрос принятия вина или сока более глубокий, чем может показаться изначально. Ведь то, как мы понимаем Вечерю Господню, показывает, как мы понимаем характер Бога. Если следовать доктринам традиционных церквей, получается, что кровь Христа представляет собой дурманящий напиток, затмевающий разум: «Вина … не пей ты и сыны твои …, чтобы вы могли отличать … нечистое от чистого» (Лев. 10:9,10, см. также Ис. 19:14, Ав. 2:15, Пр. 20:1, Пр. 23:29-35). Между тем виноградный сок — это питательный и вкусный напиток, наличие которого в семьях южных стран олицетворяло их благополучие.
Сегодня многие введены в заблуждение тем, что вино, мол, полезно для организма. Отчасти это так. Но полезные свойства в нем связаны не с процессом брожения, а с составом. То есть натуральный виноградный сок благотворнее влияет на человека, чем вино, ведь полезный состав винограда в них практически одинаков, но вино в отличие от сока имеет вредный компонент – этиловый спирт, который по утверждению многих ученых является наркотическим ядом.
Итак, хлеб символизирует тело Иисуса, ведь Христос в Библии назван хлебом жизни (см. Ин. 6:35,48,51), а виноградный сок безусловно символизирует кровь Иисуса, так как Христос назван в Священном Писании духовным питием (см. 1 Кор. 10:4), благодаря Которому верующие не будут жаждать (см. Ин. 6:35). Христиане должны задуматься над тем, какое новое вино они будут пить с Иисусом, когда станут небожителями в Царствии Божьем — алкогольное или сок?
«Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего» (Мф. 26:29).
Популярные конфессии подтверждение принятия на Вечери для причастия первыми христианами алкогольного вина видят в тексте послания Павла к Коринфянам:
«Всякий поспешает прежде других есть свою пищу, так что иной бывает голоден, а иной упивается. Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить? Или пренебрегаете церковь Божию и унижаете неимущих?» (1 Кор. 11:21,22).
Однако, если задуматься, то данный стих Библии указывает на другое. Здесь речь идет не о том, что алкогольное вино находилось в той чаше (см. 1 Кор. 11:26, Мф. 26:27, Мар. 14:23, Лук. 22:17,20), из которой совершали причастие (пригубляли вино) участники евхаристии. Задумайтесь, даже если бы в чаше было алкогольное вино, то как могли верующие упиться лишь от его пригубления? Также ответьте, о какой своей пище говорится в тексте? На самом деле, ситуация с едой и упиванием некоторых верующих, объясняется просто. Известно, что во многих общинах первых христиан была практика обряд евхаристии, включающий причастие, совмещать с «трапезой любви», так называемой «вечерей любви» — «Агапэ», то есть «праздничным» ужином. Об этом писал апостол Иуда: «Таковые (некоторые люди. – Прим. авт.) бывают соблазном на ваших вечерях любви; пиршествуя с вами, без страха утучняют себя» (Иуд. 12). Именно во время таких застолий, продукты на которые приносили сами верующие, некоторые «горе-христиане» упивались. Таким образом, апостол Павел, вторя апостолу Иуде, в исследуемом тексте (1 Кор. 11:21,22) обличает тех верующих Коринфа, которые неверно понимали Вечерю Господню, воспринимая ее как возможность наесться и выпить:
«Это не значит вкушать вечерю Господню… Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить?» (1 Кор. 11:20,21).
Наверное, нередко на такие «трапезы любви» более обеспеченные христиане приходили раньше и не дожидаясь менее обеспеченных братьев, которые естественно дольше работали, начинали застолье — съедали приносимое с собой, утучняя себя, а некоторые и упивались, всем этим унижая неимущих. Поэтому далее Павел рассказывает о правильном обряде евхаристии:
«Я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание» (1 Кор. 11:23-25).
Историческая справка
В библейские времена для того чтобы длительное время иметь возможность пить безалкогольный напиток из плодов винограда, люди пытались сберечь сок от процесса брожения. Делалось это разными способами: консервированием — герметичным закрытием и хранением в прохладном месте, кипячением, выпариванием воды и др. Абсолютно понятно, что в новых мехах сок дольше сохранялся от процесса брожения.
Исследование исторических документов подтверждает широкое толкование термина «вино» в библейские времена. Анализ древних свидетельств сделан в книге «Вино в Библии» Самуэля Баккиоки. Отметим, что и сегодня в некоторых местностях, где выращивается виноград, его и виноградный сок называют вином.»

Что можно в пост?

На самые распространенные вопросы о посте отвечают протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма Александра Невского при МГИМО, и протоиерей Алексей Митюшин, настоятель храма Живоначальной Троицы в Косино.

Что можно и нельзя есть в пост?

Можно ли исповедоваться и причащаться в пост?

Можно ли целоваться и вступать в супружескую близость в пост?

Можно ли читать в пост светскую литературу?

Отвечает протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма Александра Невского при МГИМО:

Что можно и нельзя есть в пост?

В вопросе о том, что можно и нельзя есть в пост, две составляющие. Первая — сугубо гастрономическая, вторая — смысловая.
Что касается ограничений в еде во время Великого поста, на этот счет существуют определенные правила. Они прописаны в Типиконе (Уставе), их цель — воздержание плоти. Из рациона исключаются мясные и молочные продукты, а также яйца и рыба. В определенные дни поста запрещено даже приправлять еду растительным маслом.
Каждому человеку нужно опрелелить свою меру поста. Один может понести пост в полной объеме, и будет ему благо. Другому, наоборот, следует ослабить пост.

Поститься не так строго, как написано в Уставе, могут болеющие люди. Болезнь — тоже своеобразный пост, смирение плоти. Кроме того, при некоторых заболеваниях гастрономический пост может принести вашему здоровью вред. Прислушайтесь к себе, спросите совета у врача.
Своя мера поста у беременных; у военнослужащих; у тех, кто работает в напряженном ритме или учится.

Конечно, особая тема — детский пост. Иногда лучше договориться с детьми о том, что Великим постом они, к примеру, будут есть меньше конфет, чем накладывать на них ограничения в молочной и мясной пище. В любом случае, со всеми сомнениями и вопросами о посте я советую вам подойти к своему духовнику или священнику, которому вы доверяете.
Самое главное, что «нельзя есть в пост», — это своих ближних. Я говорю о гневе, о раздражении, о ссорах и любых других отрицательных поступках, которые разрушают мир между людьми. Ведь, поступая с ближними дурно, мы разрушаем и мост между нами и Богом.

Что можно пить в пост?

Типикон, богослужебный Устав, который регулирует также церковные посты, в определенные дни разрешает даже пить немного вина. Но тут, как и в еде, надо понимать свою меру. Одному «две красовули», то есть две определных емкости вина, о которых говорит Типикон, не принесут вреда. Другому стоит отказаться от алкоголя полностью. Мы все так или иначе знаем свои слабости, и должны сами или с помощью духовника решить, как с ними бороться в пост.

Что касается чая и кофе, вопрос неоднозначный. Мне нравится, что все больше и больше людей сегодня ведут здоровый образ жизни и, в частности, следят за тем, чтобы на стол к ним попадали как можно более натуральные и полезные продукты. Во время Великого поста мы специально немного ослабляем свой организм воздержанием, чтобы сосредоточиться на своей душе, на молитве и покаянии. Стоит ли в этот непростой период травить себя химическим растворимым кофе или давать излишнюю нагрузку сердцу употреблением кофеина (которого в чае, кстати, еще больше, чем в кофе)?

Если вы любите кофе и пьете его каждый день, попробуйте поставить эксперимент. Откажитесь от этого напитка полностью — дня на два. Если вам будет очень тяжело, значит вы не просто «любитель кофе», а зависимы от него. Любая зависимость — это грех, с которым нужно бороться.

Можно ли ходить в кафе в пост?

Пост — это время, когда мы отказываемся от того, что нам особо приятно. К примеру, любит человек черный хлеб с подсолнечным маслом, посыпанный солью. Любит настолько, что порой среди ночи бежит на кухню, чтобы себя усладить. Так вот, если ты от чего-то зависим настолько, попробуй отказаться от этого.
Можно не поститься ведерком картошки и поститься маленьким кусочком рыбы. Все зависит от того, что творится у нас внутри.
Что касается кафе, не вижу ничего дурного, если вы будете периодически есть там во время Великого поста. Многие заведения предлагают постное меню, и это очень хорошо. Кроме того, современный ритм жизни таков, что у некоторых горожан просто нет выхода. Либо ты ешь в кафе, либо весь день остаешься голодным.
Другое дело — «постные изыски». Если вы идете в кафе, чтобы вдоволь наесться постными блюдами, подчас еще более причудливыми, чем непостная еда, стоит задуматься, а пост ли это?

Можно ли расписываться и венчаться в пост?

Венчаться в пост нельзя. Значит, расписываться в ЗАГСе тоже не стоит. Это благочестивая традиция.
Конечно, в этом церковном правиле бывают исключения. Например, я знаю случай, когда молодой человек отправлялся на войну в Чечню, и правящий архиерей благословил пару на венчание в пост.
Почему в пост нельзя венчаться? Потому что венчание предполагает супружескую близость, а в период поста и некоторые другие дни церковного года на нее наложен запрет.
Если по каким-то жизненным обстоятельствам вам необходимо оформить брак в ЗАГСе во время Великого поста, сохраните себя в чистоте до венчания. А венчаться можно будет сразу после поста.

По традиции, приступать к близости с супругом можно лишь в те дни, когда разрешается венчание. В дни поста венчаться не принято.
Но надо помнить, что Церковь, — это не свод запретов и нормативов. Это живой организм, наша родительница. Как мать, Церковь может сетовать на несоблюдение своих советов, но она относится к каждому своему ребенку с пониманием и любовью. Если физиология одного или обоих супругов не позволяет полное воздержание от близости в долгие 40 дней поста, то Церковь идет на уступки.
Если же ваш супруг неверующий, вам тем более будет трудно объяснить ему, почему пост — время воздержания. Ссоры по этому вопросу могут не только расшатать брак, но и подтолкнуть мужа или жену к серьезному греху — измене, блуду. Если этот грех свершится, виноваты будут оба.
Вообще в этом вопросе все должно быть, как говорит Апостол Павел, по согласию.
Что касается поцелуев, то, если у супругов есть чувство меры, поцелуи между ними вполне дозволительны. Это проявление нежности. Тем более если речь идет о так называемом «святом лобзании», когда христиане здороваются или прощаются друг с другом.

Можно ли заниматься спортом в пост?

В приходе, где я служу настоятелем, есть профессиональные спортсмены. Это благочестивые люди, которые делают много добрых дел. Спорт — их работа, и, конечно, они не имеют возможности отказаться от нее в период Великого поста. Кроме того, у спортсменов есть определенный график питания, связанный с большой физической нагрузкой, поэтому строгие ограничения в пище им противопоказаны.
Если вы не спортсмен, а просто занимаетесь физкультурой для поддержания физической формы, продолжайте на здоровье! Главное — не делать из тела культ.

Можно ли беременеть в пост?

К каждой ситуации стоит подходить индивидуально. Советоваться с духовником, читать церковную литературу, исходить из особенностей характера каждого из супругов.
Если вы можете воздержаться от зачатия чада в пост, это хорошо. Но если зачатие произошло, ни в коем случае не надо считать ребенка «обреченным на несчастье» и тем более делать аборт. Ребенок совершенно ни при чем, у него своя жизнь, в которой он будет отвечать перед Богом за свои поступки. Потому что, как пишет Священное Писание, не бывает так, чтобы «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах была оскомина».

Можно ли курить в пост?

Все зависит от того, как поставить вопрос. Пост — это время покаяния и молитвы. Можно ли курить, когда молишься? Почти все ответят: нет. Поставим вопрос иначе. Можно ли молиться, когда куришь? Конечно, да, потому что молиться можно всегда.
Курение — зависимость, а любая зависимость — это грех. Вопрос в том, что вы как верующий человек ставите во главу угла. Может быть, стоит попробовать испытать себя? К примеру, бросить курить на 40 дней Великого поста. Или курить не пачку в день, а в два раза меньше. Тогда станет понятно, вы владеете сигаретой или сигарета владеет вами.

Можно ли гадать в пост?

Если вы хотите свести счеты с жизнь, то гадание — верный способ сделать это. Потому что гадание — грех, а грех — шаг к духовной смерти.
Церковь запрещает гадать в любое время, будь то пост или любой другой период церковного года. Нам не дано знать будущее, нам достаточно знать прошлое и жить настоящим. Извлекать уроки из ошибок, встречать жизненные обстоятельства с открытым сердцем, верить в Господа и делать в любой ситуации выбор, достойный христианина.

Светская литература, особенно если речь идет о русской классике, — чаще всего глубоко христианская. Если вы сомневаетесь в этом, советую прочесть замечательный труд литературоведа Михаила Дунаева «Православие и русская литература».
Если вы хотите, чтобы Великий пост стал особым временем, то, конечно, стоит переосмыслить все стороны повседневной жизни, придать им новое измерение. Нет никакого запрета на светскую литературу, но будет полезно, если вы обратите свое внимание на духовные книги. Тем более, сейчас они легко доступны.
Если вы уже читали, к примеру, поучения аввы Дорофея, ничего страшного, если Великим постом вы их перечитаете. Еще не знакомы с «Лествицей» Иоанна Лествичника? Откройте ее для себя. Изучите в период Четыредесятницы «Слово на Святую Пасху» святителя Григория Богослова, и вы обнаружите, что это и есть Пасхальный канон.
В пост мы не отягчены едой и вообще всем своим существом устремлены к Богу, поэтому любое духовное произведение воспримем с особым вниманием.

В период Великого поста в храмах особенно много исповедников и причастников. Конечно, хотелось бы видеть столько же людей в другие дни церковного года, но в любом случае отрадно, что люди понимают значение Четыредесятницы. Ведь Великий пост — особое время для покаяния, молитвы и соединения с Господом через Таинство Причащения.
Как часто нужно причащаться в пост? Мнения по этому вопросы разнятся. Некоторые считают, что за 40 дней Великого поста достаточно два раза подойти к Чаше, другие говорят, что следует причащаться один раз в день. Каждый из нас должен решить этот вопрос для себя. Чтобы это было по потребностям и по силам. Потому что Таинство Причащение, когда мы принимаем Христа в свою душу как дражайшего гостя, требует не просто желания, но и усилий. Это молитва, покаяние, исправление себя.
Если у вас есть сомнения в вопросе, как часто вам следует причащаться, спросите совета у священника, который вас знает и которому вы доверяете.

Отвечает протоиерей Алексей Митюшин, настоятель храма Живоначальной Троицы в Косино:

Можно ли крестить в Великий пост?

По уставу церкви крестить в Великий пост не возбраняется. Тем более что в древней церкви желающие принять крещение в течение поста проходили особую подготовку, в том числе оглашение, а в конце поста, накануне праздника Пасхи, в Великую субботу крестились.

Можно ли крестить ребенка в Великий пост?

Соответственно, как и со взрослыми – детей в Великий пост крестить можно.

Можно ли расписываться в Великий пост?

Тем, кто считает себя членами церкви христианской, особенно православной, желательно выбрать другое время для совершения росписи. Но в то же время сама роспись – чисто технический момент, если после нее не последует никакого торжества и начала совместной жизни. По благословению духовного отца или приходского священника можно расписаться в ЗАГСе и Великим постом. А вот празднование свадьбы, то есть венчания следует совершить после Пасхи, начиная с Красной горки (первое воскресение после Пасхи или Антипасха).

Можно ли жениться/выходить замуж/играть свадьбу в Великий пост?

В Великий пост нельзя венчаться. Расписаться в ЗАГСе по благословению духовника можно, если сама свадьба планируется в день венчания. Это будет нарушением церковной традиции и церковных канонов.

Можно ли есть рыбу в Великий пост?

По церковному уставу рыбу в Великий пост есть нельзя. Но важно помнить, что устав формировался в первую очередь для монахов. Все-таки миряне живут другой жизнью, часто более сложной в бытовом плане. Люди очень устают на работе, много времени тратят на дорогу, жители больших городов дышат плохим воздухом. Поэтому в миру в приходах людям немощным благословляется кушать рыбу. Но в таком случает, как говорил апостол Павел: «кто не ест, ядущаго да не осуждает» (Рим. 14:3). Кто не ест рыбу по собственной воле, пусть не осуждает тех, кто ест.

Можно ли есть морепродукты в Великий пост?

Морепродукты в Великий пост кушать можно. Но чисто практический совет: не увлекаться.

Можно ли есть креветки и кальмары в Великий пост?

Креветки и кальмары в пост есть разрешается. Они относятся к морепродуктам.

Можно ли есть мед в Великий пост?

В Великий пост есть мед можно. Он освещается на Медовый спас в августе и вкушается целый год без всяких запретов. Тем более весной, во времена авитаминоза и простудных заболеваний, мед даже рекомендуется, чтобы праздник Пасхи Христовой встретить в силе и радости.

Можно ли заниматься сексом в Великий пост?

Стоит вспомнить слова апостола Павла: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор. 7:5). Вопрос очень тонкий, он всегда вызывает много толков. Желательно поговорить со своим приходским священником, со своим духовником.

Каждый христианин должен быть в идеале как монах. И в семейной жизни необходимы периоды воздержания. А время поста для этого – самое благоприятное, подходящее. Но воздержание одного не должно стать искушением для другого.

Можно ли курить в Великий пост?

Курить вообще нельзя никогда. Курение – это разрушение здоровья себя и окружающих. Курение – это зависимость. Нехорошо, когда христиане курят, к тому же вредя тем, кто не курит.

Можно ли зачинать ребенка в Великий пост?

В церкви нет собственно запрета зачинать ребенка в пост, есть традиция воздержания от супружеской близости в пост. Но если зачатие произошло, не нужно делать из этого катастрофу. Нужно вынашивать ребенка, просить у Господа помощи, регулярно причащаться Христовых Тайн.

Можно ли читать акафисты в Великий пост?

Читать дома акафисты мирянам Великим постом можно, ничто тому не препятствует. Так, например, ежедневно в Великий пост акафисты читаются на Красной площади в Иверской часовне, а также в Троице-Сергиевой лавре. В храмах же чтение акафистов прекращается, так как афкафситы – это особенно радостное молитвословие, а Великим постом весь богослужебный строй меняется на более строгий, покаянный.