Проблемы предоставления земельных участков многодетным семьям

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ МНОГОДЕТНЫМ СЕМЬЯМ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Право»

1.2. АСПЕКТЫ НОВОЙ ЭКОНОМИКИ

УДК: 349.412.22

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ МНОГОДЕТНЫМ СЕМЬЯМ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Воронина Н.П., канд. юрид. наук Вологодский институт права и экономики ФСИН, Вологда, Россия

Аннотация: В настоящей статье представлен анализ нормативных правовых актов субъектов РФ, регулирующих предоставление земельных участков многодетным семьям под индивидуальное жилищное строительство. Выявлены пробелы и коллизии, сформулированы правовые пути их решения

Ключевые слова: многодетные семьи, земельный участок, индивидуальное жилищное строительство

В соответствии с Государственной программой РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» одной из задач государственной политики в этой сфере является «вовлечение в оборот земельных участков в целях жилищного строительства». Более того, «стратегическая цель государственной политики в жилищной и жилищно-коммунальной сферах на период до 2020 г. — создание комфортной среды обитания и жизнедеятельности для человека, которая позволяет не только удовлетворять жилищные потребности, но и обеспечивает высокое качество жизни в целом».

В соответствии с Концепцией государственной семейной политики в РФ на период до 2025 года целями государственной семейной политики в современной России являются защита, укрепление и поддержка семьи и ценностей семейной жизни, создание необходимых условий для выполнения семьей ее функций, обеспечение прав членов семьи в процессе ее общественного развития, а также повышение качества жизни семей.

Одной из основных задач политики нашего государства в обозначенной сфере является создание механизмов поддержки семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Решение данной задачи, в свою очередь, включает в себя предоставление многодетным семьям земельных участков.

По состоянию на 1 января 2017 г. в 80 субъектах РФ заявление на получение

земельного участка подало более полумиллиона многодетных семей. Следовательно, вопрос о предоставлении земельных участков

многодетным семьям крайне актуален.

Правовое регулирование предоставления земельных участков многодетным семьям эволюционно получило свое развитие с уровня субъектов РФ. В частности, первый субъект РФ, принявший соответствующий нормативный правовой акт, — Кировская область. Признав этот опыт позитивным, в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ на 2011 г. отмечалось, что «регионам дано право бесплатно предоставлять многодетным семьям земельные участки из государственной муниципальной собственности» .

Анализ регионального законодательства позволяет сказать о многообразии правовых подходов в регулировании предоставления земельных участков многодетным семьям. В частности, различаются правовые условия предоставления земельных участков.

1. Возраст детей при принятии решения о постановке многодетной семьи на учет как нуждающейся в предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

Относительно этого критерия сформирована значительная судебная практика. В частности, возраст детей должен учитываться при приеме заявления граждан о постановке на учет, а достижение ребенком установленного возраста не является основанием для его пересмотра, и тем более, для снятия с учета .

На федеральном уровне данное условие не урегулировано. На региональном также крайне редко встречаются нормы, регламентирующие данный вопрос.

При этом применяются два подхода:

1) законодатель устанавливает определенный срок, по истечении которого граждане уже не могут реализовать право на предоставление земельного участка,

2) устанавливается, что факт достижения ребенком совершеннолетия не является основанием для снятия семьи с учета.

На наш взгляд, второй подход является законным, т.к. если граждане в установленном законом порядке встали на учет в уполномоченном органе и ждут реализацию своего права, а по каким-либо причинам органы государственной власти или органы местного самоуправления земельный участок не предоставляют, заинтересованные лица при этом должны быть защищены от произвола государства и его органов.

В Самарской области и Камчатском крае граждане, имеющие трех и более детей и вставшие на учет, не снимаются с учета в течение трех лет с момента достижения старшим ребенком установленного возраста. В Республике Бурятия в случае достижения ребенком (детьми) возраста 18 лет сохраняют право на приобретение земельного участка до достижения им (ими) 23 лет. В Ленинградской и Астраханской областях , Республике Адыгея , Ставропольском крае , Чувашской республике установлено, что достижение ребенком установленного возраста не является основанием для отказа постановки граждан на учет, снятия граждан с учета либо отказа им в предоставлении в собственность земельного участка.

Полагаем, что необходимо закрепить данное положение во всех законах субъектов РФ, т.к. это является гарантией недопущения произвола со стороны уполномоченных органов.

Правоприменительная практика встает на сторону многодетных семей в случае, когда уполномоченный орган самовольно снимает

семью с учета при достижении одного из детей совершеннолетнего возраста. В тех случаях, когда решением о постановке многодетной семьи на учет на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства комиссия при администрации муниципального района признала, что заявитель соответствует всем требованиям, указанным в Законе Московской области от 1 июня 2011 г. № 73/2011-ОЗ, имеет право на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства. Факт проживания на территории Московской области более 5 лет подтвержден.

2. Требование к многодетной семье касательно времени, момента рождения детей.

В Законе Республики Саха (Якутия) определено, что действие закона распространяется на граждан, имеющих трех и более детей, достигших возраста 18 лет в период с 17 июня 2011 г. . В Законе Республики Северная Осетия установлено, что третий или последующий ребенок должен быть рожден (усыновлен) после вступления в силу Федерального закона от 14 июня 2011 г. № 138-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «О содействии развитию жилищного строительства» и Земельный кодекс Российской Федерации» .

Также в Законе Пензенской области «О регулировании земельных отношений на территории Пензенской области» установлено, что приобретение в соответствии с ЗК РФ земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального

жилищного строительства на территории Пензенской области в собственность гражданами, имеющими трех и более детей, проживающими на территории Пензенской области, осуществляется бесплатно в случае рождения (усыновления или удочерения) начиная с 1 января 2011 г. третьего ребенка или последующих детей, при наличии совместно проживающих с ними двух несовершеннолетних детей.

Гражданин обратился с заявлением о признании недействующим приведенного законоположения Пензенской области в части слов «начиная с 1 января 2011 года». В обоснование требований заявитель ссылался на то, что оспариваемое предписание противоречит положениям ч. 2 ст. 28 ЗК РФ, поскольку содержит ограничение по дате рождения детей в многодетных семьях для предоставления им бесплатно участков для жилищного строительства, в связи с чем созданы неравные условия в получении льготы для граждан одной социальной категории.

3. Ограничение права многодетных семей на бесплатное предоставление земельных участков в тех случаях, когда члены многодетной семьи уже приобрели земельный участок на праве собственности, пожизненного наследуемого владения либо постоянного (бессрочного) пользования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Верховный Суд РФ установил, что федеральный законодатель предоставил полномочия по определению оснований и условий для бесплатного предоставления земли законодателю субъекта РФ и иного правового регулирования вопроса предоставления земельных участков многодетным семьям бесплатно на федеральном уровне не предусмотрено. Учитывая, что ЗК РФ не содержит обязательных предписаний о порядке предоставления бесплатно земельных участков многодетным семьям на основании п. 2 ст. 28 ЗК РФ установление в оспариваемом региональном нормативном правовом акте такого основания предоставления земельного участка, как рождение (усыновление или удочерение) начиная с 1 января 2011 г. третьего ребенка или последующих детей, является элементом порядка предоставления земельного участка указанной категории граждан бесплатно, а также правомерным и обоснованным.

4. Запрет на осуществление сделок по отчуждению земельного участка, принадлежавшего многодетной семье на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения и расположенного на территории рассматриваемого субъекта РФ, размер которого (которых в сумме) превышает минимальный размер, установленный в соответствии с законом субъекта РФ.

Такое требование закреплено в Пермском крае , Московской области , Хабаровском крае .

5. Условие о постоянном проживании членов многодетной семьи на территории субъекта РФ, в котором семья претендует на получение земельного участка, на протяжении определенного количество лет.

Исходя из судебной практики, данное условие должно соблюдаться как условие постановки на учет лишь в отношении одного родителя многодетной семьи.

В Кабардино-Балкарской республике предоставление земельных участков в собственность граждан осуществляется при условии их проживания по месту постоянной регистрации не менее трех лет. В законе субъекта РФ нет запрета на постановку на учет семьи, в случае если один из супругов не зарегистрирован с другими членами семьи по месту постоянного проживания.

Как правило, законы субъектов РФ устанавливают срок проживания либо в три года (Белгородская область, Кабардино-Балкарская Республика, Хабаровский край, Кемеровская область, Амурская область) либо в пять лет (Нижегородская область, Самарская область, Пермский край, Республика Дагестан, Республика Адыгея, Московская область, Ленинградская область), либо в десять лет (Ненецкий автономный округ, Оренбургская

область, Сахалинская область), либо в пятнадцать лет (Республика Северная Осетия).

Вместе с тем, в ряде субъектов РФ это условие вообще не предусматривается (Астраханская, Воронежская, Иркутская, Мурманская, Брянская, Кировская, Курганская область, Магаданская области, Краснодарский, Ставропольский, Забайкальский, Камчатский края, республиках Бурятии и Саха (Якутии), Чувашской и Удмуртской республиках).

6. Минимальные и максимальные размеры земельных участков.

В Белгородской области, Республике Саха (Якутия) установлено, что размеры устанавливаются равными соответственно предельным (максимальным и минимальным) размерам земельных участков, установленным градостроительными регламентами в отношении этих земельных участков.

В Воронежской области и Краснодарском крае предельные размеры предоставляемого земельного участка устанавливаются в пределах норм, установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований для соответствующего вида землепользования.

В Хабаровском крае, Кемеровской области, Брянской области отсутствуют нормы о размерах предоставляемого земельного участка многодетным семьям.

Довольно часто устанавливаются

незначительные размеры земельного участка. В Оренбургской области и Самарской области минимальный размер земельного участка в городских округах на семью составляет 0,03 гектара; в Курганской, Кировской и Иркутской областях, Республиках Бурятия и Дагестан- 0,04 гектара; в Республике Северная Осетия и Чувашской Республике — 0,05 гектар.

Наиболее часто минимум в размере предоставляемого земельного участка устанавливается в размере 0,06 гектар. Такой размер земельного участка для ИЖС присущ Сахалинской области, Магаданской области, Удмуртской Республике, Республике Алтай, Ленинградской области, Кабардино-Балкарской

Республике, Астраханской области, Республике Адыгея, Нижегородской области.

В Камчатском крае предельные минимальные размеры земельных участков для осуществления индивидуального жилищного строительства составляют в городских округах, городских поселениях — 0,08 гектара; в сельских поселениях — 0,15 гектара. Минимальный размер в Ненецком автономном округе — 0,08 гектар. В Еврейской автономной области, Мурманской области, Московской области минимальный размер — 0,1 гектар. На территории Пермского края минимальный размер предоставляемого земельного участка — 0,14 гектар.

Также есть подход исчисления размера земельного участка, исходя из количества детей. В Нижегородской области минимальный размер предоставляемого земельного участка дифференцирован по количеству детей в многодетной семье. Так, если в семье три-пять детей, минимальный размер земельного участка — 0,06 гектара, если шесть и более детей — 0,1 гектара. Дифференциация размеров земельного участка, исходя из количества детей, является наиболее оптимальным вариантом правового регулирования данного вопроса.

7. Наличие инженерной и транспортной инфраструктуры.

Несмотря на наличие в Методических рекомендациях положения о необходимости наличия такой инфраструктуры, нормативные правовые акты не всех субъектов РФ содержат это требования.

В Московской, Ленинградской,

Астраханской, Воронежской, Нижегородской, Самарской, Белгородской областях,

Краснодарском крае, Республике Адыгея, Кабардино-Балкарской Республике это требование не содержится.

В Ненецком автономном округе и запрещается предоставлять многодетным семьям земельные участки, не обеспеченные объектами инженерной и транспортной инфраструктуры (включая сети инженерно-технического обеспечения). В Пермском крае предоставляемые земельные участки должны

иметь инженерную инфраструктуру

применительно к условиям соответствующего муниципального образования. В Республике Саха (Якутия) проведение инженерного обустройства земельных участков,

предоставляемых гражданам, осуществляется в рамках реализации государственных программ Республики Саха (Якутия) и муниципальных программ инженерного обустройства территорий населенных пунктов Республики Саха (Якутия) для жилищного строительства. В Иркутской области при предоставлении земельных участков в собственность граждан бесплатно организация электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, строительство и ремонт автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории осуществляются органами местного

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

самоуправления в соответствии с полномочиями, установленными

законодательством. В Мурманской области определено, что для целей жилищного строительства предоставлению подлежат земельные участки, в отношении которых определены разрешенное использование такого земельного участка, а также технические условия подключения (технологического присоединения) объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и плата за подключение (технологическое присоединение).

В Амурской области в случае отсутствия на территории муниципального образования свободных от прав третьих лиц и прошедших государственный кадастровый учет земельных участков орган местного самоуправления проводит работы по формированию земельного участка, включающие в том числе определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения.

Представляют интерес и критерии наличия инженерной и транспортной инфраструктуры. В

частности, в Республике Бурятии пригодность эксплуатации определяется отсутствием оврагов, а обеспеченность инфраструктуры -наличием воды, электричества и дорог.

Таким образом, анализ нормативных правовых актов, регулирующих предоставление земельных участков многодетным семьям, свидетельствует об отсутствии

унифицированных подходов. С одной стороны, это позволяет субъектам РФ реализовать свои региональные особенности при предоставлении земельных участков. Но с другой стороны -нарушаются требования статьи 19 Конституции РФ, согласно которой все граждане обладают равными правами и возможностями. Дифференциация правовых подходов нарушает требования равенства статусов. Поэтому правовые условия предоставления земельных участков многодетным семьям должны быть унифицированы и предусмотрены Земельным кодексом РФ.

Список используемых источников

1. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 323 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» // СЗ РФ. 2014. № 18 (часть III). Ст. 2169.

2. Распоряжение Правительства РФ от 25 августа 2014 г. № 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года» // СЗ РФ. 2014. № 35. Ст. 4811.

3. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 22.12.2011 // Российская газета. 2011. № 290.

4. Апелляционное определение Московского областного суда от 5 октября 2016 г. по делу № 33-27434/2016 . Доступ из справ.-прав. системы.

5. Закон Самарской области от 11 марта 2005 г. № 94-ГД (ред. от 17 апреля 2017 г.) «О земле» // Волжская Коммуна. 2005. № 44.

6. Закон Камчатского края от 02 ноября 2011 г. № 671 (ред. от 10 марта 2015 г.) «О

предоставлении земельных участков в собственность гражданам Российской Федерации, имеющим трех и более детей, в Камчатском крае» // Официальные Ведомости. 2011.№ 229-230.

7. Закон Республики Бурятия от 16 октября 2002 г. № 115-111 (ред. от 27 ноября 2015 г.) «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности» // Собрание законодательства Республики Бурятия. 2002. № 11.

8. Закон Ленинградской области от 14 октября 2008 г. №105-оз (ред. от 27 июля 2016 г.) «О бесплатном предоставлении отдельным категориям граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Ленинградской области» // Вести. 2008. № 203.

9. Закон Астраханской области от 04 марта 2008 г. № 7/2008-0З (ред. от 26 декабря 2016 г.) «Об отдельных вопросах правового регулирования земельных отношений в Астраханской области» // Сборник законов и нормативных правовых актов Астраханской области. 2008. № 11.

10.Закон республики Адыгея от 28 декабря 2011 г. № 59 (ред. от 04 августа 2016 г.) «О реализации права граждан, имеющих трех и более детей, на бесплатное приобретение в собственность земельных участков» // Советская Адыгея. 2011. № 249-250.

11. Закон Ставропольского края от 09 апреля 2015 г. № 36-кз (ред. от 10 апреля 2017 г.) «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений» // Ставропольская правда. 2015. № 69.

12. Закон Чувашской республики от 01 апреля 2011 г. № 10 «О предоставлении земельных участков многодетным семьям в Чувашской республике» // Республика. 2011. № 13.

13. Апелляционное определение Московского областного суда от 5 октября 2016 г. по делу № 33-27434/2016 . Доступ из справ.-прав. системы

«КонсультантПлюс».

15. Федерального закона от 14 июня 2011 г. № 138-ФЗ (ред. от 23 июля 2014 г. № 171-ФЗ) «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «О содействии развитию жилищного строительства» и Земельный кодекс Российской Федерации» // СЗ РФ. 2011. № 25. Ст. 3531; 2014. № 26 (часть I). Ст. 3377.

16. Определение Верховного суда Российской Федерации от 3 июня 2015 г. № 29-АПГ15-1 . Доступ из справ.-прав. системы «КонсультантПлюс».

17. Закон Пермского края от 1 декабря 2011 г. № 871-ПК (ред. от 5 сентября 2016 г.) «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Пермском крае» // Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края. 2011. № 48.

18. Закон Московской области от 1 июня 2011 г. № 73/2011-ОЗ (ред. от 14 ноября 2013 г.) «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области» // Ежедневные новости. Подмосковье. 2011.

19. Закон Кабардино-Балкарской Республики от 20 декабря 2011 г. № 121-РЗ (ред. от 24 апреля 2014 г.) «О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Кабардино-Балкарской республики и о внесении изменений в статьи 14 и 17 Земельного Кодекса Кабардино-Балкарской Республики» // Официальная Кабардино-Балкария. 2011. № 51.

20. Закон Ленинградской области от 14 октября 2008 г. №105-оз (ред. от 27 июля 2016 г.) «О

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

бесплатном предоставлении отдельным категориям граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Ленинградской области» // Вести. 2008. № 203.

22.Закон Хабаровского края от 29 июля 2015 г. № 104 (в ред. от 21 декабря 2016 г.) «О регулировании земельных отношений в Хабаровском крае» // Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru. 2015.

23.Закон республики Дагестан от 29 декабря 2003 г. № 45 «О земле» // Дагестанская правда. 2003.

24. Закон республики Северная Осетия — Алания от 16 февраля 2012 г. № 3-РЗ «О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков на территории республики Северная Осетия -Алания» // Северная Осетия. 2012. № 35.

25.Закон Камчатского края от 02 ноября 2011 г. № 671 (ред. от 10 марта 2015 г.) «О предоставлении земельных участков в собственность гражданам Российской Федерации, имеющим трех и более детей, в Камчатском крае» // Официальные Ведомости. 2011.№ 229-230.

26. Закон Амурской области от 10 февраля 2015 г. № 489-ОЗ «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков на территории Амурской области» // Амурская правда. 2015. № 25 (28069).

27. Закон Оренбургской области от 22 сентября 2011 г. № 413/90-У-ОЗ «О бесплатном предоставлении на территории Оренбургской области земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей» // Оренбуржье. 2011. № 163 (спец. выпуск № 178).

28. Закон Пермского края от 1 декабря 2011 г. № 871-ПК (ред. от 5 сентября 2016 г.) «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Пермском крае» // Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края. 2011. № 48.

29. Закон Московской области от 1 июня 2011 г. № 73/2011-ОЗ (ред. от 14 ноября 2013 г.) «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области» // Ежедневные новости. Подмосковье. 2011.

30. Закон Хабаровского края от 29 июля 2015 г. № 104 (в ред. от 21 декабря 2016 г.) «О регулировании земельных отношений в Хабаровском крае» // Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru. 2015.

ОТКАЗАЛИ! ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК МНОГОДЕТНЫМ!!! ВОПРОС!!!!!

В июне 2011 года Дмитрий Медведев подписал закон , согласно которому многодетные семьи будут безвозмездно получать земельные участки для различных целей, включая строительство индивидуального дома. Более того, право на получение участков земли распространяется не только на граждан, состоящих в зарегистрированном браке, но и на одиноких матерей (отцов), имеющих трех и более несовершеннолетних детей, включая усыновленных детей, падчериц, пасынков.

Предоставляются из тех, что находятся в собственности государства или муниципалитета. При этом размер земельного участка, его местонахождение и условия предоставления определяются в соответствии с нормами, которые установлены органами местного самоуправления в том или ином регионе. В среднем по регионам минимальный размер выделяемого земельного участка должен быть не менее шести — десяти соток, а максимальный — 15 соток. Предоставлять участки в черте города смогут не в каждом регионе, к примеру, в Москве и Санкт-Петербурге такая возможность отсутствует, поэтому земля многодетным будет выделяться в области.

Претендовать на выделение бесплатного земельного участка многодетные семьи могут при соблюдении следующих условий:

*условия могут быть дополнены или урезаны в зависимости от региона

  • В семье воспитывается трое и более несовершеннолетних детей;
  • семья должна официально проживать на территории того или иного региона, как минимум в течение пяти лет;
  • брак родителей детей должен быть официально зарегистрированным (если родитель не является единственным);
  • земля выдаётся только тем семьям, у которых нет в собственности другого земельного участка.

Чтобы воспользоваться своим правом на бесплатное выделение земли, многодетной семье необходимо обратиться в администрацию муниципального образования по месту жительства, написать соответствующее заявление и приложить к нему необходимые документы

Документы, необходимые для получения земельного участка многодетной семье:

  • копия свидетельства о рождении каждого несовершеннолетнего члена семьи;
  • копия свидетельства о браке. Это условие касается только полных семей;
  • выписка из домовой книги или документ, подтверждающий, что члены многодетной семьи зарегистрированы по месту их проживания;
  • справка, демонстрирующая состав семьи;
  • справка, предоставленная органами опеки и попечительства, согласно которой родители не лишены своих родительских прав;
  • копия паспорта каждого из родителей.
  • В случае если в семье есть усыновлённые дети необходимо предоставить также копии документов, свидетельствующие об усыновлении (удочерении) каждого из несовершеннолетних членов семьи. Также нужно получить справку из органов опеки и попечительства, подтверждающую, что в отношении тех или иных усыновленных (удочеренных) детей усыновление (удочерение) не было отменено.

Затем органы местного самоуправления выносят решение о принятии многодетного гражданина на учет либо об отказе в постановке на учет.

Такое решение принимается, как правило, в течение 30 дней, однако, например, в Ивановской области, после подачи документов до вынесения решения о предоставлении земельного участка проходит всего три дня. Далее при положительном решении, семье будет присвоен определенный порядковый номер, так как распределение земли происходит в соответствии с очередностью. Период ожидания может быть разным и зависит от конкретного региона. В целом, согласно закону, после вынесения решения участок должен поступить в распоряжении семьи не позднее, чем через год.

Участки земли для многодетных семей предоставляются для разных целей, например, под жилищное или дачное строительство, для животноводства, садоводства, огородничества, ведения фермерского или личного подсобного хозяйства и так далее. Многодетные жители того или иного региона должны сами сделать выбор в пользу определённого вида использования участка земли.

При этом стоит учесть, что бесплатно земельный участок многодетной семье может быть выдан только один раз. И предоставляется земля заявителю на территории муниципалитета, где он проживает. Выданные многодетным семьям участки могут быть проданы собственником, или на них может сразу начаться строительство. Если участок по каким-то причинам не устроит заявителя от него можно отказаться, однако, потом придется заново подавать заявление, опять вставать на учет, ждать решения и так далее.

Основными причинами отказа в выдаче земельного участка многодетной семье

могут стать случаи, когда устанавливается факт представления недостоверных сведений, когда один из членов семьи сменяет гражданство или семья меняет место жительства за пределы определённого региона. В целом в регионах закон о предоставлении многодетным семьям земельного участка реализуется по-разному, что предусмотрено федеральным законодательством.

Примером тому является Ивановская область, где семьям, в которых третий ребенок родился после первого января 2011 года, будет предоставлено не менее 12 соток земли. Другой пример, Волгоградская область, где депутаты областной Думы внесли в закон поправки, согласно которым земельные участки будут равняться 10 соткам. Более того, было предложено предоставлять , получившим землю для жилищного строительства единовременную денежную выплату, размер которой 200 тысяч рублей. Таким образом, условия, по которым осуществляется выделение земли в разных регионах, сроки ожидания и перечень необходимых документов могут существенно отличаться. Чтобы узнать подробно об условиях предоставления участков и о своих правах, стоит изучить постановления, законы, установленные в своем регионе.

Читать подробнеена сайтеОтветить: 4D-МАМКА

Как написать жалобу на нарушение прав многодетных семей

Конкретного определения для многодетной семьи, единого во всех регионах РФ, законодательством не установлено. Обусловлено это тем, что каждый регион самостоятельно определяет основные параметры, исходя из сложившейся демографической ситуации.

В большинстве областей многодетными считаются семьи, воспитывающие трех и более детей. При этом не имеет значения, рождены дети родителями или усыновлены в законном порядке.

Самостоятельность регионов в вопросах предоставления льгот и других привилегий создает предпосылки для нарушения прав многодетных семей. Родители вправе подать жалобу, если их права нарушаются, а чиновники на местах бездействуют.

На что жаловаться

Многодетные семьи вправе обратиться в компетентные ведомства, если им отказано в государственной помощи в части:

  • налоговых и коммунальных льгот;
  • льготного медицинского обслуживания;
  • помощи в трудоустройстве на постоянную или временную работу;
  • выделения земельного участка;
  • досрочного выхода на пенсию;
  • предоставления дополнительного выходного и дополнительного ежегодного отпуска;
  • предоставления бесплатной путевки в детский лагерь или санаторий;
  • бесплатных завтраков и обедов в школе;
  • оформления дошкольников в детские сады вне очереди;
  • предоставления бесплатной школьной и спортивной формы;
  • первоочередного предоставления садовых участков;
  • бесплатного проезда в общественном транспорте (трамвай, троллейбус, городской автобус, метро);
  • бесплатного проезда школьников в пригородных и внутрирайонных автобусах;
  • предоставления государственного жилья в собственность или квартир с удобствами по договору социального найма;
  • выделения жилищной субсидии на строительство дома.

Государственная поддержка по направлениям, перечисленным выше, оказывается в соответствии с президентским указом № 431.

Это важно! Продлить статус многодетной семьи после того, как старший ребенок достиг совершеннолетия, можно, подтвердив его финансовую несамостоятельность. Основанием для этого является студенческий билет.

Куда обращаться

Заявления, касающиеся нарушения прав многодетных семей, адресуются в контролирующие, надзорные ведомства в рамках их компетенции:

  • Руководству проблемного учреждения, ведомства, организации.
  • Территориальному управлению социальной защиты.
  • Департаменту труда и социальной защиты.
  • Министерству труда и социальной защиты.
  • Уполномоченному по правам ребенка.
  • Прокуратуре.
  • В суд.

Жалоба составляется в свободной форме – обычно образцы вывешиваются в информационных уголках профильных ведомств или на официальных сайтах. Есть сведения, которые заявитель указывает обязательно:

  • Полное и точное наименование ведомства, которому адресовано обращение.
  • Ф.И.О., адрес, контактный телефон, электронная почта заявителя.
  • В чем конкретно и кем нарушены права?
  • Требования обратившегося.
  • Подпись и дата.

Обратите внимание на размер интернет-обращения. На сайтах большинства государственных учреждений установлен лимит в 2000 знаков.

К письменному и электронному заявлению желательно приложить документы (или их копии), на которые автор ссылается в тексте. Они подтверждают доводы в содержании, упрощают процесс рассмотрения вопроса.

Основания для отказа в рассмотрении

Порядок рассмотрения регламентируется статьей 12 ч.1 закона «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» от 02.05.06 № 59-ФЗ. Причинами для отказа в рассмотрении и подготовке ответа являются жалобы:

  • В тексте которых содержатся оскорбления, угрозы жизни и здоровью, ненормативная лексика.
  • Без предоставления контактных данных и точных сведений о себе, достаточной информации для рассмотрения вопроса по существу.
  • Дубликаты предыдущих обращений, на которые заявитель получил ответ ранее.
  • Текст обращения написан неразборчиво, прочитать его невозможно.

Руководству учреждения

Водитель автобуса или трамвая отказал многодетным родителям в бесплатном проезде? Жаловаться на нарушение прав нужно директору АТП, в штате которого работает водитель и на балансе которого числится транспортное средство.

Детям отказали в льготном медицинском обслуживании или внеочередном приеме в детский сад? Тогда письменные претензии следует адресовать главному врачу больницы или руководителю детского сада.

Проблемы с предоставлением налоговых льгот решает ФНС и ее подразделения на местах. Несвоевременное назначение пенсионных выплат, отказ многодетной матери в досрочном выходе на пенсию – в компетенции Пенсионного фонда РФ.

Порядок подачи документа заявителем руководству любого проблемного органа одинаков. Рассмотрим его на примере ПФР.

Обращение в ПФР:

  • Регистрируется в установленном порядке и подается на личном приеме в территориальном управлении ПФР.
  • Направляется почтой России по адресу: 119991, Москва, улица Шаболовка, 4. Получатель – Пенсионный фонд РФ.
  • Составляется на официальном сайте es.pfrf.ru.

Для отправления обращения через интернет пользователю необходимо зарегистрироваться, войти в личный кабинет гражданина и заполнить все поля предложенной формы.

Вся электронная корреспонденция регистрируется и рассматривается в соответствии со ст.7 ч.3 закона «О порядке рассмотрения обращений граждан».

По итогам рассмотрения заявитель получает ответ на электронный адрес или по почте – способ он выбирает самостоятельно.

Это важно! На сайте ПФР указано, что ответы, в которых содержатся данные о пенсионных выплатах, другая конфиденциальная финансовая или имущественная информация направляются заявителю только почтой России.

Управление социальной защиты

Жаловаться в управление социальной защиты можно на действия или бездействие отдельных должностных лиц, повлекшее нарушение прав и законных интересов многодетной семьи.

Корреспонденция подается в письменной форме на имя начальника управления лично через канцелярию или приемную или заказным письмом с уведомлением.

Автор указывает в содержании:

  • конкретные нарушения;
  • Ф.И.О и должность нарушителя;
  • обстоятельства, при которых они были допущены;
  • другие сведения, которые считает необходимыми.

Заявление рассматривается в течение 30 дней. По итогам рассмотрения обратившийся получает письменный ответ. Список органов социальной защиты по регионам здесь – gogov.ru/soc.

Важно! Если начальник (или его заместитель) местного управления проигнорировал письмо многодетной семьи или заявителя не удовлетворил полученный ответ, он вправе обратится в Департамент или Министерство социальной защиты и пожаловаться на работу районного, городского управления в целом.

Департамент труда и социальной защиты Москвы

При составлении жалобы в Департамент необходимо указать управление по месту жительства, в которое ранее обращались заявители, прикрепить копию полученного ответа. Поднимаемые гражданами вопросы, как правило, касаются неисполнения или превышения полномочий отдельным сотрудником и бездействием организации в целом.

Обращения отправляются письменно:

  • Почтой России.
  • Через электронную приемную на официальном сайте Департамента.

Адрес для отправления почтовой корреспонденции: 107078, Москва, улица Новая Басманная, дом 10, строение 1. Департамент труда и социальной защиты населения Москвы.

Ссылка на сайт для отправки электронной корреспонденции – www.dszn.ru

Совет юриста. Формулировки в тексте должны быть конкретным, все поля интернет-формы заполнены с обязательным указанием места, времени и события. Письма, в которых есть ссылки на прилагаемые файлы, но нет текста, не рассматриваются.

Связаться с руководством московского Департамента можно по телефону (495) 623-10-20. Прямая телефонная линия работает по понедельникам с 15 до 18 часов.

Министерство труда и социальной защиты

Обратиться с жалобой в Минтруд России граждане могут:

Электронная форма «Подать обращение» находится справа вверху.

Во вкладке «Общая» нужно выбрать интересующую категорию:

Затем – указать вариант получения ответа и составить текст обращения, не превышающий 2000 знаков.

Уполномоченный по правам ребенка

Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка Анна Кузнецова назначена на эту должность 9 сентября 2016 года. Адресовать письма уполномоченному можно через официальный сайт deti.gov.ru.

В электронной форме обязательно нужно выбрать регион проживания заявителя, так как поступающие обращения перенаправляются Уполномоченному в конкретном регионе.

Адрес для отправлений Почтой России: ГСП-3, 125993, Москва, Миусская площадь, дом7 строение 1.

Телефон: +7 (495) 221-70-65

Прокуратура

Органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением действующего законодательства в рамках Федерального закона «О прокуратуре РФ» № 2202-1 от 17.01.1992 года.

Жалоба является основанием для проведения прокурорской проверки и принятия мер реагирования по ее итогам. Она подается:

  • Самостоятельно или через представителя на личном приеме.
  • В канцелярию Генеральной прокуратуры РФ.
  • Заказным письмом по адресу: ГСП-3, 125993, Москва, улица Большая Дмитровка, дом 15а.
  • Через интернет-приемную на официальном сайте Генпрокуратуры ipriem.genproc.gov.ru/contacts/ipriem/.

Последний способ – самый быстрый и удобный.

Важно! Для оперативного рассмотрения рекомендуется адресовать жалобы непосредственно на сайт органов прокуратуры в субъектах РФ.

Субъект выбирается в соответствующей вкладке на официальном сайте Генпрокуратуры.

После того, как регион выбран, система автоматически переадресовывает пользователя на его сайт. Дальше необходимо заполнить форму, прикрепить файлы и отправить.

Заявления, по которым нижестоящие прокурорские органы не принимали решений, а также находящиеся в компетенции других учреждений, направляются им для проверки в течение 7 дней со дня поступления обращения. Заявитель уведомляется об этом письменно.

Суд

В ситуациях, когда нарушение прав многодетных семей повлекло моральный и материальный ущерб, являются основанием для подачи искового заявления в суд.

Иск подается:

  • лично истцом в канцелярию суда;
  • юристом (или иным лицом), представляющим интересы истца;
  • почтой.

К исковому заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие факты, изложенные в нем, обосновывающие суммы заявленного ущерба.

Законодательная база

  • Указ Президента РФ «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» № 431 от 05.05.1992 года.
  • Федеральный закон «О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей» № 256-ФЗ от 29.12.2006 года с последующими дополнениями.
  • Федеральный закон «О внесении изменений в ст. 16 ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» и Земельный кодекс Российской Федерации» № N 138-ФЗ от 14.06.2011 года.
  • Семейный кодекс РФ.
  • Трудовой кодекс РФ.