Проблемы в начальной школе

Научная статья проблемам начальной школы

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ НА ТЕМУ:

» ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ «

Автор :учитель начальных классов МКОУ «Аглобинская СОШ»Дербентского района

Сардарова Эльвира Пиралиевна

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Начальная школа в настоящее время переживает глубокие изменения. С одной стороны, это позитивные преобразования. За счет реализации национальных проектов осуществляется процесс инвестирования в образование, внедряются новые образовательные стандарты, анализируются результаты участия российских младших школьников в международных сравнительных исследованиях (с целью выстраивания процесса обучения с учетом мировых тенденций развития образования. С другой стороны, на первую ступень обучения оказывают влияние негативные обстоятельства, которые выступают своеобразным тормозом повышения качества обучения, усугубляют противоречия прошлого и проблематизируют нынешнее состояние начальной школы. Ряд таких проблем носит экономический характер: низкая заработная плата учителей, высокая стоимость учебных комплектов для учащихся, ветшание школьных зданий и т.д. Другие проблемы связаны с неспособностью педагогов адаптироваться в меняющейся образовательной ситуации, обладающей сегодня высокой степенью вариативности, а зачастую и неопределенности. Особую обеспокоенность медицинского и педагогического сообщества вызывает проблема уменьшения количества здоровых детей, как начавших учиться в школе, так и закончивших первую ступень обучения.

Проблемы современной начальной школы можно условно разделить на внешние и внутренние.

Внешние проблемы — это проблемы конкретного времени, обусловленные социальноэкономическими факторами, которые оказывают усиленное давление на существование и развитие начальной школы. Среди них можно назвать следующие:

* социально-политические изменения;

* экономический и экологический кризисы и, как следствие, ухудшение здоровья детей и уменьшение расходов на образование;

* демографические изменения (падение рождаемости, миграция, демографический бум), приведшие к трансформации ранее сложившейся мультиэтнической и мультикультурной среды и структуры общества;

кризис и изменение семьи как социального института, породившие дефицит диалога между детьми и взрослыми; развитие средств массовой информации и коммуникации, выступающих значимыми факторами социализации личности ребенка. Основной проблемой, непосредственно влияющей на эффективность образования школьников, является проблема кризиса института семьи. Сегодня, по данным Росстата, на 7 браков приходится 5 разводов. Численность детского населения, несмотря на улучшающиеся условия жизни, постоянно сокращается, сохраняется устойчивая динамика роста социального сиротства. Увеличивается число детей, рождающихся вне брака, сейчас это каждый третий ребенок. Положение усугубляет социальная и духовная деформация в детской и подростковой среде . Кризис современной семьи естественным образом влечет за собой проблемы в семейном воспитании. Во многих семьях доля воспитания детей родителями ничтожна мала по сравнению с влиянием на формирование личности ребенка средств массовой информации, компьютерных игр, сообщества сверстников. По данным официальной статистики, родитель в среднем тратит на общение с ребенком 15 мин в день. Значительной части родителей не о чем поговорить со своим ребенком, кроме как о выполнении домашних заданий . Характеризуя негативные тенденции, проявляющиеся в постиндустриальный период развития общества, авторы философских, социологических, культурологических работ указывают на нарастающую технологизацию всех сторон жизни, возникновение рационализированного техногенного человека, у которого вместо морали — расчет, вместо долга — программы, вместо счастья — успех и т.д. Название такого человека — гомутер (гомо+компьютер) . Появление такого человека происходит на наших глазах: он, как и 20 лет назад, ходит в школу, сидит за партой, отвечает на вопросы учителя. Это всем хорошо знакомый школьник, но толькодругой: «… ребенок стал не хуже и не лучше своего сверстника 20-летней давности, он просто стал другим!»]. У современного ребенка в большинстве случаев нет двора с его приключениями и живущей по своим драматическим законам компании сверстников, нет школьной организации с ее романтичной атрибутикой, традициями, единодушной верой в страну и светлое будущее… Происходит смещение ценностных ориентаций подрастающего поколения в сторону материально-прагматического подхода, вследствие чего деформируются такие нравственные качества, как честность, справедливость, долг, порядочность, ответственность, совесть, бескорыстие, трудолюбие, уважение к старшим. Окружающая действительность обусловила качественные психические, психофизиологические, личностные изменения школьника. Вот характерные особенности современных детей, имеющие опасные последствия для их роста и взросления: усиливающаяся ориентация на потребление; отрыв от культурных традиций общества и его истории; повышенный уровень тревожности и страхов, связанный со стремлением родителей ограничивать активность и самостоятельность детей; повышенная агрессивность под воздействием фактора милитаризации и развития компьютерных игр, снижающих контроль за собственным поведением и формирующих зависимость; экранная зависимость, потребность в готовых развлечениях; обеднение и ограничение общения детей со сверстниками, рост явлений одиночества; * недоверие к окружающему миру, особенно к миру взрослых, влекущее за собой формирование рафинированного инфантилизма . Ситуация усугубляется тем, что дети находятся под жестким прессингом ин- формационного пространства, беспредельно заполняемого сюжетами секса, жестокости, насилия, криминальными ситуациями. Практически бесконтрольный доступ детей к подобной информации наносит необратимый вред их нравственному развитию, деформирует психику и, в конечном счете, подрывает основы воспитания, здорового образа жизни . В этой связи большую обеспокоенность специалистов вызывают отношения ребенка со средствам ИКТ. Сегодня дети младшего школьного возраста — наиболее быстро растущий сегмент пользователей интернета. Они проводят большое количество времени перед экраном компьютера. При этом родителями и, соответственно, детьми не учитываются возрастные временные ограничения работы с ИКТ-средствами. Как считают медики и психологи, младшие школьники могут пользоваться компьютером во 2 классе — до 10 мин в день, в 3 — 4 классах — до 15 мин с последующим выполнением упражнений для снятия напряжения для тела и глаз. Статичная поза за партой в школе и длительное сидение перед экраном компьютера дома порождают еще одну проблему школьника — гиподинамию. Исходя из того, что 70% времени бодрствования ребенка — это школа и учебные занятия, одной из самых тяжелых нагрузок является снижение двигательной активности, на 50% меньшей по сравнению с дошкольным периодом. От того, как ребенок сможет длительное время усидеть за школьной партой, сохраняя обязательную позу, будет зависеть то, как он станет усваивать школьную программу. Важно отметить еще одну распространенную тенденцию, непосредственно влияющую на формирование личности современного ребенка: многие дети не посещают дошкольные учреждения. Это приводит, во-первых, к нехватке общения со сверстниками, отсутствию в жизни ребенка ролевой игры, в процессе которой тренируются навыки межличностного общения, расширяется жизненный опыт детей. Во-вторых, «домашний» ребенок, как правило, имеет дефицит способности к полноценной предметно-манипуляционной деятельности. Такие дети имеют катастрофически низкий уровень сформированности навыков тонкой ручной моторики (рисование, вырезание из бумаги и пр.), поскольку родители не уделяли этому аспекту развития должного внимания. А недостаточное развитие «ручного мышления», двигательной сферы оказывает серьезное влияние на развитие интеллекта вообще и практического интеллекта в частности, трактуемого как способность адаптироваться к повседневным условиям существования. Однако не следует идеализировать условия развития ребенка, посещающего детский сад. Одной из негативных тенденций развития дошкольного образования является низкий уровень профессиональной подготовки воспитателей. Выявлены факты слабого владения педагогами ДОУ русским языком, происходит сколяризация дошкольного детства, изменение направленности вектора воспитания детей от игры в сторону подготовки к школьному обучению. Считается, что ребенок, поступающий в школу, обязан уметь читать (как минимум по слогам), писать (как минимум печатными буквами), осуществлять счет в пределах сотни и производить вычисления в пределах двадцати. При этом заметим, что никаких психолого-педагогических оснований для подобной подготовки ребенка к школе не существует. Как известно, готовность ребенка к школе определяется совокупностью следующих составляющих: физической, психологической, эмоциональноличностной, интеллектуальной, социальной. Ни о какой знаниево-умениевой подготовке будущих первоклассников речи не идет. Описанные факты и условия жизни современного ребенка оказывают неблагоприятное влияние на его духовное и физическое здоровье. «Дети-хроники, — отмечает В. Р. Кучма, — у нас составляют среди школьников — 58%. И, к сожалению, эти тенденции сохраняются» . По данным западных исследователей, каждый шестой ребенок сегодня имеет диагноз «нарушение развития», один из шести страдает ожирением и у 14,3% из них диагностировано психическое расстройство . Распространенность основных форм психических заболеваний возрастает каждые 10 лет на 10 — 15%, примерно у 20% детей наблюдаются минимальные мозговые дисфункции. Приведенные примеры требуют осмысления состояния реальной ситуации, в которой оказался современный ребенок, незамедлительных действий со стороны общества и государства по ее глубокому изучению и преобразованию, принятию неотложных мер по сбережению прошлых и настоящих отечественных достижений в области мира детства, сохранению здоровья подрастающего поколения. Внутренние проблемы начального образования обусловлены современным состоянием организации обучения школьников. Противоречие между возрастающей потребностью общества в практико-ориентированной модели обучения и существованием не сдающей позиции академически-ориентированной модели сохраняется. Использование традиционного предметоцентристского подхода к конструированию содержания образования подвергается критике со стороны педагогов-исследователей, в работах которых обозначены проблемные позиции существующей модели содержания образования. Это: целевая ориентация на накопление «багажа» ЗУНов. «Коэффициент полезного действия» такого обучения оказывается низким, поскольку оно основано преимущественно на механическом запоминании огромных массивов информации и алгоритмов решения множества частных стандартных задач ;

* приоритетная роль знаний информационного характера в ущерб освоению опыта решения жизненных проблем («… сам факт наличия знаний не задает пространства жизненного пути, не задает перспективы»;

* непрерывное экстенсивное изменение как содержания любого предмета, так и числа самих предметов;

* предметная разбросанность материала, препятствующая формированию целостной картины мира учащегося;

* сохранение объекта оценки школьников в виде знаний, умений и навыков;

* отсутствие преемственности между ступенями образования. Говоря о недостатках существующей модели содержания образования, нельзя обойти вниманием попытки разработчиков учебно-методических комплектов (УМК), направленные на улучшение создавшейся ситуации в начальном образовании. Это, прежде всего, стремление к обеспечению непрерывности и преемственности образования на границах этапов «детский сад»-«начальная школа». В рамках ряда образовательных моделей («Школа 2100», «Перспективная начальная школа», «Начальная школа XXI века») с целью сохранения единой организации названных этапов в рамках целостной системы создаются комплексные программы для детей старшего дошкольного возраста по подготовке к обучению на первой ступени общего образования. Сегодня обучение по программам предшкольного образования активно используется на базе дошкольных учреждений и учреждений дополнительного образования для детей, не посещающих детский сад. Осуществление непрерывности и преемственности образования также находит свою реализацию на этапах «начальная школа»-«средняя школа». Некоторые образовательные модели начального образования («Школа 2100», «Гармония») продолжают разработку учебно-методических комплектов для средней школы. При этом следует отметить, что в общей своей массе авторы ограничиваются разработкой УМК только для первой ступени обучения. На сегодняшний день в начальном образовании существует 12 целостных образовательных программ для обучения младших школьников,

а также отдельные предметные курсы по математике, русскому языку, литературному чтению, иностранному языку и пр. Несовершенство подходов к конструированию содержания образования влечет за собой объективные и субъективные проблемы в организации процесса обучения. Проблемыобъективного характера являются следствием недостаточного учета авторами УМК новых тенденций в развитии образования, требований нового стандарта для первой ступени обучения. Обозначим эти проблемы:

1) трансляция знаний учащимся в так называемом «готовом виде»;

2) ориентация аппарата организации усвоения учебного материала на его воспроизведение и получение некоего «единственно правильного» ответа;

3) пренебрежение многообразием организационных форм и пространств для применения теоретического «багажа» школьников на практике;

4) несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям детей младшего школьного возраста;

5) преобладающее использование субъективных, зависящих от конкретного человека, форм оценивания учащихся.

Проблемы субъективного характера напрямую связаны с осуществлением конкретным учителем учебно-воспитательной деятельности. К таким проблемам отнесем:

1) «тотальный вербализм» (Н. В. Конышева) в обучении;

2) приоритетное использование репродуктивных методов обучения;

3) явное и завуалированное подавление самостоятельности и инициативы учащихся;

4) опору на «принцип отложенного понимания» (А. В. Боровских, Н. Х. Розов);

5) отсутствие учета индивидуальных особенностей учащегося и исходного уровня его развития.

Обозначенные внутренние проблемы начальной школы приобрели в школьной практике угрожающий массовый характер. Они обсуждаются как в широкой среде педагогического сообщества, так и среди специалистов начального образования. Ученые выражают озабоченность в связи с исключением из учебных планов большинства школ (элитных, «повышенного уровня»), предметов, основанных на активной творческой деятельности самих учеников: ручного труда (технологии), изобразительного искусства, музыки. При этом не существует и никогда не существовало никаких научных данных, на основании которых их следовало бы относить к предметам «низшего уровня». Более того, эти уроки могли бы реально решить целый ряд важнейших задач в системе общего образования:

1) активизации познавательной деятельности и интенсификации развития интеллекта (за счет соединения различных форм познания и видов деятельности);

2) социальной адаптации личности (через формирование практических умений, социально ценных качеств личности и развитие творчества);

3) гармонизации развития личности (на основе более реалистического учета в образовательном процессе функциональных возможностей ребенка и природных закономерностей развития) .

Отмечается тенденция завышения возрастных возможностей ребенка младшего

школьного возраста в сфере развития мышления в области целей образования, выдвигаемых в системах развивающего обучения: «При склонности младших школьников к усвоению общих способов деятельности, к теоретическому мышлению, к общим подходам решения задач (в самом широком смысле) в практике (особенно в математике в силу ее специфики) может возникнуть опасность ориентации лишь на вербальнологическую (что имеет место сегодня) составляющую интеллекта» .

Ставка на избыточную теоретизацию учебного материала, предназначенного для усвоения в начальной школе, приводит к тому, что ученики, воспроизводящие без запинки теоретический материал, не могут применить его для решения конкретных практических задач. Преобладание репродуктивного обучения над продуктивными методами (практическая работа, лабораторный опыт, экскурсия, эксперимент), тенденция к игнорированию в обучении этапа материализации действия приводит к снижению уровня усвоения материала, тормозит формирование практических жизненных навыков, а также повышает уровень общего переутомления и невротизации учащихся.

Обозначая проблему завышения возрастных возможностей ребенка младшего школьного возраста, нельзя обойти вниманием и другую крайность, называемую психологами симплификацией и понимаемую как чрезмерное упрощение и обеднение учебного материала, когда развитие ребенка отождествляется лишь с накоплением знаний, навыков и умений.

Негативные тенденции, связанные с разработкой содержания образования и процессом обучения на первой ступени обучения, приносят неутешительные плоды, зафиксированные в различных сравнительных исследованиях качества образования в России. О значительных пробелах учащихся в прикладной составляющейматематической подготовки за курс начальной школы было заявлено экспертами еще в 1999 г.: «Обращает на себя внимание беспомощность младших школьников в ситуациях, близких к реальным. Они затрудняются в определении времени, не могут выполнить несложные измерения и др., что говорит об оторванности полученных ими знаний от их повседневной жизни. Итоги проверки выявили недостатки в формировании общеучебных умений, которые сохраняются и в старших классах, в частности, умений провести анализ условия задачи, проконтролировать выполненные действия и оценить полученный результат» .

«Болевые точки» отечественного образования еще отчетливее обозначились в ходе участия российских школьников в международных сравнительных исследованиях (PIZA, TIMSS, PIRLS). Несмотря на то, что российские четвероклассники подтвердили свой статус лидеров в чтении и понимании текстов, самые высокие российские результаты по чтению все же ниже лучших результатов детей из Гонконга, Финляндии и Сингапура. В 2011 г., как показало исследование TIMSS, Россия продемонстрировала подъем уровня

знаний школьников по математике и естественным наукам по сравнению с тестированиями предыдущих лет. Однако выявлено, что большие трудности при решении задач вызывает привлечение собственного опыта учащихся или сведений из других областей знаний.

Таким образом, анализ динамики результатов международных исследований выпускников начальной школы показывает, что проблема учебного дисбаланса в областях активного самостоятельного применения знаний, например в незнакомой ситуации, остается нерешенной. Дети выучивают решения задач и вполне успешно воспроизводят их. Но стоит, к примеру, изменить формулировку задачи или применить ее к реальной жизненной ситуации — и результаты школьников сразу снижаются.

Зубрежка и привычка решать по шаблону в России, по мнению экспертов, — «почти культурная традиция» .

Приведенные факты инициируют меры в области активных преобразований первой ступени образования. Потребностью в модернизации начальной школы вызвано создание нового Федерального государственного образовательного стандарта ФГОС второго поколения. По словам авторов, новый стандарт должен научить ребенка не только читать, считать и писать, но привить группы новых умений. Речь идет об универсальных учебных действиях, составляющих основу умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.

Однако, несмотря на декларации разработчиков, сам документ и последующие за его внедрением реальные изменения в практике начальной школы подвергаются критике. Кратко представим перечень проблемных вопросов, касающихся содержания нового стандарта и условий его введения:

* незавершенность разработки большинства вопросов ФГОС до уровня, необходимого для внедрения: содержания и формы основной образовательной программы (ООП) школы, программы формирования универсальных учебных действий (УУД), учебных программ и программ воспитательной работы; заданий для оценки образовательных достижений учащихся;

* неразработанность вопросов управления введением ФГОС на всех уровнях системы общего образования;

* наличие устаревшей, не соответствующей ФГОС системы педагогического образования;

* неподготовленность кадров к реализации заявленного в материалах ФГОС системнодеятельностного подхода, формированию УУД и новой системы оценки знаний;

* необходимость значительного обновления материально-технической базы и учебного оборудования школ согласно требованиям стандарта.

Таким образом, ситуация с введением стандарта является достаточно проблематичной как на уровне его разработки, так и на уровне внедрения в массовую практику начальной школы. До сих пор пересматриваются многие положения стандарта, вносятся поправки в

текст документа. На местах решаются проблемы разного характера: от формирования и оценивания нового образовательного результата учащихся (УУД) до поиска средств для улучшения материально-технического оснащения школ.

Возвращение в ад: 10 типов учеников, которые были в каждом классе

Задроты делились на две условных категории.

Первые были в целом довольны своим задротством. В школе для них главным было удовлетворить учительницу охренеть каким оригинальным сочинением про хлеб, и сдать лабораторную работу лучше остальных. С ними даже можно было общаться, но всегда оставалась какая-то черта, за которую они бы не зашли.

Стоило какой-нибудь профурсетке из категории “Красивая девочка” расцвести по весне, как задроты этого типа понимали, что контрольная по дискриминанту не решает всех проблем.

Вторые – задроты с внутренним конфликтом. Они также были очень зависимы от родителей и оценок, заворачивали тетрадки в аккуратные обложки, ручки хранили в пенале и почти никогда не теряли. Но стоило какой-нибудь профурсетке из категории “Красивая девочка” расцвести по весне, как задроты этого типа понимали, что жизнь – это боль. И что контрольная по дискриминанту не решит всех проблем. Иногда они бунтовали, но, как правило, сразу возвращались на землю благодаря конфликтности людей из категории “Хулиган, который нравился девочкам” (см. ниже).

В особенности любили точные предметы, не слишком доверяя истории и литературе.

Отсутствующий

В каждом классе был человек, о котором было известно крайне мало. Его персона была чем-то вроде городской легенды. Кто-то говорил, что он живет только с бабушкой, кто-то – что он чем-то всерьез болеет. О некоторых из них знали только учителя, но некоторым из них это не мешало все-таки проявлять свои садистские наклонности, заваливая “отсутствующего” неудобными вопросами по программе. Даже несмотря на то, что было очевидно – он живет жизнью, не слишком похожей на жизнь остальных детей.

Тупой

Помните, как учителя заставляли читать на уроках стихи с выражением? Так вот, в какой-то момент очередь обязательно доходила до фриковатого молчаливого паренька, сидящего за последней партой крайнего ряда.

После каждого слова он забывал следующее. Учительница разочарованно называла ему новую строчку, а он тупо и беспомощно повторял. Повторял настолько жутким скрипучим голосом, будто это была древняя языческая молитва, а римляне и греки никогда не придумывали никакой риторики.

“Тупой” не мог запомнить и понять ничего. Абсолютно ничего. Сложность и количество поставляемой информации не имело никакого значения. А может, он был просто нон-конформистом, не желавшим идти на компромисс с системой.

Хулиган, который нравился девочкам

Гений идиотского юмора, аккуратной турецкой одежды, имитирующей Armani и Cavalli, с характерной розовинкой на щеках. Вопрос того, почему вот это нечто так нравится красивым девушкам, хихикающим рядом с ним на переменках, мучил задротов гораздо больше рациональных дробей и “Анны Карениной”.

Это и правда был парадокс.

Когда он открывал рот, из него сыпались жуткие банальности и идеально плоские шутки.

Вместо стихотворения он мог прочесть песню Децла и стоять перед всем классом, расплывшись в довольной улыбке. Сперва на несколько секунд воцарялось молчание, но потом (парадокс!) красивые девочки начинали хихикать.

В пререканиях с учителем он мог позволить себе гораздо больше, чем остальные. И ему всё сходило с рук.

Хулиган, который не нравился никому

В большинстве случаев, он был таким не от хорошей жизни. Пьющая мать-одиночка, безденежье, брата забрали в армию, отец лупит ремнем.

Впрочем, существовали и отморозки, которые просто ходили, скажем, на борьбу. Они могли подойти и безо всякой причины ударить тебя в латеральную мышцу бедра. Или бросить жвачку в волосы девочки. Или двадцать минут привселюдно унижать задрота, пользуясь всеобщей запуганностью.

А потом звонко застонать от смеха и прокричать “А-а-а, не гони-не гони!”. С фрикативной “г”, естественно.

Девочка с дурной репутацией

В каждом классе была девочка, о которой ходили слухи.

Судя по ее внешнему виду, довольно часто они могли быть правдой.

Поговаривали, что кто-то зажимал ее в туалете. Она могла быть не слишком красивой, но стабильно перебарщивала с макияжем. Ее, о ужас, частенько можно было увидеть смеющейся в компании школьников постарше, или, что еще страшнее, не школьников.

Средненький

Самый распространенный вид школьной фауны.

“Средненькие” либо не имели собственного мнения, либо имели, но предпочитали присоединиться к общественному.

Время от времени проявляли и хорошие, и плохие качества. В вопросе того, прогуливать ли массово урок, соглашались, только если набиралось абсолютное большинство. Были в общем-то неплохими ребятами и девчонками, но тут же могли всерьез расстроиться от того, что сосед получил оценку выше. Учились неплохо, но никогда ни в чем выделялись.

Сейчас вы наверняка вспомнили парочку таких лиц. Но вряд ли вспомните имена.

Статья. Развитие познавательных способностей учеников начальных классов

Развитие познавательных способностей учеников начальных классов

  • Корнеева Виктория Адольфовна учитель начальных классов

Разделы: Общепедагогические технологии

Развитие познавательных процессов — это развитие таких психических процессов, как восприятие, память, внимание, без которых невозможно успешное обучение ребенка в школе. Поэтому нужно знать информацию о том, что такое восприятие, внимание, память, каковы особенности этих психических процессов у детей младшего школьного возраста, уметь оценить уровень сформированности познавательных способностей у детей и с помощью игр, занятий, упражнений можно их развивать. Проблема психического развития и становления человеческой личности на протяжении многих десятилетий привлекает внимание широкого круга исследователей и теоретического, и практического направлений. Исследователи обращают внимание на формирование и развитие личности. Они изучают различные стороны протекания психических процессов, их формы, особенности, функции, основные изменения, которые происходят с познавательными процессами в развитии личности и многие другие вопросы.

ВОСПРИЯТИЕ

Основу восприятия составляет работа наших органов чувств. Восприятие — это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности, ее предметов и явлений при их непосредственном действии на органы чувств. Оно является основой мышления и практической деятельности, как взрослого человека, так и ребенка, основой ориентации человека в окружающем мире, в обществе. На основе восприятия человека человеком строятся отношения между людьми.
В структуре восприятия выделяют две основные подструктуры: виды деятельности и свойства восприятия.

Виды восприятия: простые, сложные, а также специальные. К специальным видам относится восприятие пространства, времени, движения. К более простым видам относятся восприятие величины, форм предметов, их цвета.

Свойства восприятия: объем, целостность, структурность, осмысленность.

Восприятие следует рассматривать как интеллектуальный процесс. В основе его лежит активный поиск признаков, необходимых для формирования образа предмета.

Последовательность данного процесса можно представить следующим образом:

    1. выделение из потока информации какой-то определенной группы сигналов и вывод, что эти сигналы относятся к одному предмету;

    2. поиск в памяти близкого по составу ощущений комплекса признаков, затем сравнение с ним воспринятого предмета;

    3. последующий поиск дополнительных признаков предмета, который позволит подтвердить правильность результата восприятия или опровергнуть решение.

Особенности восприятия детей младшего школьного возраста.

У учащихся младших классов процесс восприятия часто ограничивается только узнаванием и последующим называнием предмета. В начале обучения учащиеся не способны к тщательному и детальному рассматриванию предмета. Восприятие учащихся 1-2 классов отличается слабой дифференцированностью. Часто первоклассники путают предметы, сходные между собой в том или ином отношении. Например, цифры 6 и 9, буквы З и Э и др. Частой ошибкой является зеркальное перевертывание фигур, букв, цифр при изображении. Чтобы младшие школьники не допускали таких ошибок, необходимо их научить сравнивать сходные предметы, научить находить различия между ними.

С возрастом дети должны овладеть техникой восприятия, научиться смотреть, слушать, выделять главные, существенные признаки предметов, видеть в предмете много разных деталей. У школьников, в среднем звене восприятие превращается в целенаправленный, управляемый, сознательный процесс.

В развитии произвольного восприятия огромное значение имеет слово. У учащихся 1-го класса слово завершает процесс восприятия. Назвав предмет, дети перестают его детально анализировать. Учащиеся 2-3-го класса, назвав предмет, продолжают описывать его в словесной форме. Если в 1-2-м классах восприятие словесного материала нуждается в наглядности, показе, то уже в 3-4-м классах это требуется в меньшой степени.

У младших школьников возрастает точность различения и правильность называния геометрических фигур (квадрата, круга, треугольника). Но они испытывают затруднение в назывании объемных фигур. В развитии восприятия формы и пространства существенную роль играют уроки природоведения, труда, физической культуры.

В младшем школьном возрасте идет совершенствование восприятие сюжетной картинки. Дети уже могут устанавливать пространственные связи между частями картины. Немецкий психолог В.Штерн выделил три стадии восприятия детьми картинки:

  • перечисление (от 2 до 5 лет),

  • описание (от 6 до 9-10 лет),

  • интерпретация, или объяснение (после 9-10 лет).

Эти стадии, зависят от опыта детей, от степени развития восприятия.

Очень важно, с каким вопросом при рассмотрении картинки взрослые обращаются к ребенку. Если задан вопрос “Что на картинке?”, то ребенок начинает перечислять предметы. А если задан вопрос, “Какие события изображены на картинке?”, то требуется более высокое восприятие, объяснения, толкование.

В процессе обучения школьника в начальной школе “восприятие становится думающим” (Эльконин Д.Б.). Восприятие становится:

  1. более анализирующим;

  2. более дифференцирующим;

  3. принимает характер организованного наблюдения;

  4. изменяет роль слова в восприятии предметов и явлений.

Развитие восприятия не может происходить само собой. Очень велика роль учителя, родителей, которые могут организовать деятельность детей по восприятию тех или иных предметов или явлений, учат выявлять существенные признаки, свойства предметов и явлений.

Психологические исследования показали, что одним из эффективных методов организации восприятия и воспитания наблюдательности является сравнение. Восприятие при этом становится более глубоким, количество ошибок уменьшается.

В начальной школе дети начинают более правильно воспринимать время. Причем восприятие минуты от класса к классу становится более правильным. По данным психолога Шабалина Н.С., большинство учащихся преуменьшают реальную длительность минуты, а вот длительность таких промежутков времени, как 10-15 минут, преувеличивают. Необходимо учить младших школьников воспринимать такие промежутки времени, как час, сутки, неделя, месяц.

В результате игровой и учебной деятельности восприятие само переходит в самостоятельную деятельность, в наблюдение.

Наблюдение является осмысливающим и целенаправленным восприятием. У ребенка младшего школьного возраста наблюдение носит схематический, целостный характер. В подростковом возрасте наблюдение за предметами и явлениями начинает строиться на внутренней взаимосвязи частей и сторон, ребенок учится объяснять воспринимаемое.
Упражнения для развития восприятия: Приложение 1

ПАМЯТЬ

Особенно большое значение имеет такой познавательный процесс как память. Тема актуальна потому, что сознание человека не ограничивается только формами непосредственного отражения. Отражаемые воздействия реального мира оставляют своеобразные образы, накопление которых памятью лежит в основе опыта учащихся, обеспечивая ему возможность приобретать новые сведения, учиться и овладевать профессиональным мастерством.

Память младших школьников по сравнению с памятью дошкольников более сознательна и организована, однако в ней имеются недостатки.

У младших школьников более развита память наглядно-образная, чем смысловая. Лучше они запоминают конкретные предметы, лица, факты, цвета, события. Это связано с преобладанием первой сигнальной системы. Во время обучения в начальных классах даётся очень много конкретного, фактического материала, что развивает наглядную, образную память.

Но в начальной школе необходимо готовить детей к обучению в среднем звене, необходимо развивать логическую память. Учащимся приходится запоминать определения, доказательства, объяснения. Приучая детей к запоминанию логически связанных значений, учитель способствует развитию их мышления.

К недостаткам памяти младших школьников относится неумение правильно организовать процесс запоминания, неумение разбить материал для запоминания на подгруппы, выделять опорные пункты для усвоения, пользоваться логическими схемами.

У младших школьников имеется потребность в дословном запоминании, что связано с недостаточным развитием речи. Учителя, родители должны поощрять смысловое запоминание и бороться с неосмысленным запоминанием.

Следует также отметить не критичность детской памяти, с которой сочетается неуверенность в заучивании материала. Именно неуверенностью часто объясняются случаи, когда младшие школьники предпочитают дословное запоминание пересказу.

От класса к классу в начальном звене память становится лучше. Чем больше знаний, тем больше возможностей образовывать новые связи, тем больше навыков заучивания, следовательно, и прочнее память. Учителям начальной школы и родителям надо много работать над совершенствованием памяти детей, побуждая их к организованности и осмыслению учебного материала.

В процессе обучения в начальном звене школы “память ребёнка становится мыслящей” (Эльконин Д.Б.). Под влиянием обучения в младшем школьном возрасте память развивается в двух направлениях:

  • усиливается роль и увеличивается удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания (по сравнению с наглядно-образным);

  • ребёнок овладевает возможностью сознательно управлять своей памятью, регулировать её проявления (запоминание, воспроизведение, припоминание).

И всё же в начальной школе у детей лучше развита механическая память. Это объясняется тем, что младший школьник не умеет дифференцировать задачи запоминания (что надо запомнить дословно, а что в общих чертах). Этому надо учить.

К переходу в среднее звено у учащихся должна сформироваться способность к запоминанию и воспроизведению смысла, существа материала, доказательств, аргументации, логических схем, рассуждений. Очень важно научить учащихся правильно ставить цели для запоминания. Именно от мотивации зависит продуктивность запоминания. Если ученик запоминает материал с установкой, что этот материал понадобится в скором времени, то материал запомнится быстрее, будет помниться дольше, воспроизводиться точнее.

Говоря о типах памяти необходимо иметь в виду, что особенности процессов запоминания (быстрота, прочность его и т.д.) зависят от того, кто и что подлежит запоминанию. Характер запоминания и ход забывания существенно зависят от того, что господствует у данного субъекта: смысловое содержание и его речевое оформление в их единстве или преимущественно одно из них с недоучетом другого.

У младших школьников в первое время недостаточно развит самоконтроль. Первоклассники проверяют себя с чисто внешней стороны (повторили ли они материал столько раз, сколько велел учитель), не задумываясь над тем, смогут ли они рассказать материал на уроке.

Приёмы запоминания служат показателем произвольности. Сначала это многократное прочитывание материала, затем чередование прочитывания и пересказа. Для запоминания материала очень важно опираться на наглядный материал (пособия, макеты, картины).

Повторения должны быть разнообразными, перед учениками должна становиться какая-то новая учебная задача. Даже правила, законы, определения понятий, которые надо выучить дословно, можно не просто “зазубривать”. Для запоминания такого материала младший школьник должен знать, зачем он ему нужен.

Установлено, что дети значительно лучше запоминают слова, если они включены в игру или какую-либо трудовую деятельность. Для лучшего запоминания можно использовать момент дружеского соревнования, стремление получить похвалу учителя, звёздочку в тетради, хорошую отметку.

Продуктивность запоминания повышает также осмысливание запоминаемого материала. Пути осмысления материала различны. Например, для удержания в памяти какого-то текста, рассказа, сказки большое значение имеет составление плана.

Самым маленьким доступно и полезно составлять план в виде последовательного ряда картин. Если нет иллюстраций, то можно называть, какую картину следовало бы нарисовать к началу рассказа, какую потом. Затем картины следует заменить перечнем основных мыслей: “О чём говорится в начале рассказа? На какие части можно разделить весь рассказ? Как назвать первую часть? Что главное? и т.д. Запись названий частей рассказа является опорой для его воспроизведения. Дети, таким образом, учатся запоминать не только отдельные факты, события, но и связи между ними.

Среди школьников нередко встречаются дети, которым для запоминания материала достаточно один раз прочитать раздел учебника или внимательно прослушать объяснение учителя. Эти дети не только быстро запоминают, но и длительно сохраняют заученное, легко его воспроизводят.

Есть и такие дети, которые быстро запоминают учебный материал, но и так же быстро забывают выученное. Обычно на второй-третий день они уже плохо воспроизводят выученный материал. У таких детей, прежде всего, нужно формировать установку на длительное запоминание, приучать контролировать себя.

Наиболее трудный случай — медленное запоминание и быстрое забывание учебного материала. Этих детей надо терпеливо учить приёмам рационального запоминания. Иногда плохое запоминание связано с переутомлением, поэтому необходим специальный режим, разумная дозировка учебных занятий. Очень часто плохие результаты запоминания зависят не от низкого уровня памяти, а от плохого внимания.
Упражнения для развития памяти: Приложение 2

ВНИМАНИЕ

Преобладающим видом внимания младшего школьника остаётся непроизвольное, физиологической основой которого является ориентировочный рефлекс. В этом возрасте всё ещё сильная реакция на всё новое, яркое, необычное. Ребёнок не может ещё в достаточной степени управлять своим вниманием. Это можно объяснить и тем, что преобладает наглядно-образный характер мыслительной деятельности. Учащиеся всё своё внимание направляют на бросающиеся в глаза отдельные предметы.

Непроизвольное внимание в период обучения ребёнка в школе развивается. Младший школьник быстро реагирует на то, что его интересует, поэтому очень важно воспитывать познавательные интересы и потребности учащихся.

В начальной школе происходит развитие произвольного внимания учащихся. У детей с различной успеваемостью внимание на протяжении с 1 по 4 классы развивается по-разному. У средне — и хорошо успевающих учащихся внимание развито средне, у отличников — хорошо, а у неуспевающих школьников исходно низкий уровень внимания. От класса к классу у хорошо успевающих учащихся происходит интенсивное развитие произвольного внимания, а у слабоуспевающих показатели внимания в 1-м и 2-м классах примерно одинаковы, и лишь к 3-му классу наблюдается небольшой рост.

Развитие произвольного внимания у младших школьников тесно связано с развитием ответственного отношения к учению. Ученики без чувства ответственности внимательно работают только с интересным материалом.

Произвольное внимание в младшем школьном возрасте развивается вместе с развитием мотивов учения. Возможности волевого регулирования внимания в младшем школьном возрасте ограничены. Младший школьник обычно может сосредоточенно работать лишь при наличии близкой мотивации (перспективы получить “5”, заслужить похвалу учителя). Воспитание у младших школьников далёкой мотивации произвольного внимания должно происходить в соответствии с возрастными особенностями детей, путём связывания друг с другом близких и всё более отдалённых целей. Например, наиболее далёкая мотивация (стать полезным для общества человеком) должна связываться с более близким мотивом — успешно перейти в следующий класс. А последний мотив, в свою очередь, должен связываться с ближайшим мотивом — получить высокую оценку учителя.

Объём внимания младшего школьника меньше, чем у взрослого человека, распределение внимания — слабее. Младший школьник не может распределить внимание между различными видами работы, например, между своим чтением и слушанием товарища.

У учащихся 1-х классов небольшая устойчивость внимания, что связано с возрастной слабостью процесса торможения. Устойчивость внимания первоклассники могут сохранить в течение 30-35 минут. А вот уч-ся 3-х классов могут сохранять внимание в течение всего урока. Но важно периодически менять вид работы, чтобы не наступило переутомление.

Младшие школьники также не умеют быстро переключать своё внимание с одного объекта на другой. Но к окончанию начальной школы это свойство внимания совершенствуется.

Индивидуальные особенности личности младших школьников оказывают влияние на характер внимания. Так, у детей сангвинического темперамента кажущаяся невнимательность проявляется в чрезмерной активности. Сангвиник подвижен, непоседлив, разговаривает, но его ответы на уроках свидетельствуют о том, что он работает с классом. Флегматики и меланхолики пассивны, вялы, кажутся невнимательными. Но на самом деле они сосредоточены на изучаемом предмете, о чём свидетельствуют их ответы на вопросы учителя.

Некоторые дети невнимательны. Причины этого различны: у одних — леность мысли, у других — отсутствие серьёзного отношения к учёбе, у третьих — повышенная возбудимость центральной нервной системы и др. Упражнение на развитие внимания: Приложение 3.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Младшим школьникам предстоит очень важный момент в их жизни — переход в среднее звено школы. Этот переход заслуживает самого серьёзного внимания. Это связано с тем, что коренным образом изменяет условия учения. Новые условия предъявляют более высокие требования к развитию мышления, восприятия, памяти и внимания детей, к их личностному развитию, а также степени сформированности у учащихся учебных знаний, учебных действий, к уровню развития произвольности.

Однако, уровень развития значительного числа учащихся едва достигает необходимого предела, а у довольно многочисленной группы школьников уровень развития явно недостаточен для перехода в среднее звено.

Задача преподавателя начального звена и родителей заключается в проведении комплекса коррекционной работы с детьми, используя игры, задания упражнения.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

1. Упражнение для развития восприятия у детей младшего школьного возраста.
Для тренировки скорости и точности восприятия ребенка младшего школьного возраста можно использовать таблицу с геометрическими фигурами различной формы.<Рисунок 1>

Задания школьнику:
Постарайся как можно быстрее сосчитать:
1. колько раз встречается круг?
2. сколько раз встречается квадрат?
3. сколько раз встречается треугольник?
4. сколько раз встречается ромб?
5. сколько раз встречается прямоугольник?
Время выполнения каждого задания можно фиксировать с помощью секундомера.
Точность восприятия можно определить по формуле:

n
N Х 100 %

n — количество фигур данного вида по результатам исследования;
N — истинное количество фигур данного вида.
Таблица может быть с набором букв, геометрических фигур разного размера, графическими изображениями.

2. Упражнение «Треугольники» для развития восприятия формы предметов.
На рисунке изображены треугольники <Рисунок 2>

Вопрос к ребятам: Сколько треугольников изображено на рисунке?(32)
Рисунки могут быть с разными геометрическими фигурами.

3. На развитие восприятия форм и мышления направлено следующее упражнение: «Что общее между геометрическими фигурами?» <Рисунок 3>

4. Для развития восприятия геометрических фигур можно использовать следующие практические задания:

• составьте из 12 палочек 5 квадратов.

Далее задание ребенку:

• убери 4 палочки так, чтобы 2 квадрата осталось;

и т.д.

Игровой тренинг для развития восприятия и наблюдательности у учащихся младших классов.

Игра «Измеряем на глазок»
Данная игра развивает восприятие величины предметов. Хороший глазомер пригодится в жизни каждому человеку.
Участники разбиваются на две команды. Ведущий предлагает учащимся посмотреть внимательно на какой-либо предмет.
По 2-3 человека из каждой команды зарисовывают контуры данного предмета на доске в полную величину.
Ведущий оценивает результаты, сравнивая рисунки с предметом.
За почти точное воспроизведение — 5 баллов.
За увеличение или уменьшение предмета почти вдвое очки не начисляются.
Если ведущий отмечает небольшую разницу между предметом и его изображением, каж-дая команда получает 3 балла.

Игра «Делим на части»
Все участники игры делятся на две команды. Каждому участнику игры дается полоска бе-лой бумаги. Ведущий дает задание: не сгибая лист, разделить его на 4 части ручкой.
При помощи сгибания ведущий проверяет правильность разделения полоски на части на глаз. Те участники у кого отметки ручкой и места сгибов совпадают, приносят в копилку своей команды по 5 баллов.

Игра «Развиваем наблюдательность»
Эту игру можно проводить во время экскурсии, а также в обычном помещении.
Играющие делятся на две команды, и участникам игры предлагается в течении 10 минут записать как можно больше предметов, группируя их по следующим признакам: форме, цвету, сделанные из одного материала, начинающиеся с одной буквы.
Ведущий дает задание:
Составьте списки предметов:
1. красного цвета,
2. черного цвета,
3. зеленого цвета,
4. круглых,
5. прямоугольных,
6. деревянных,
7. металлических,
8. каменных,
9. начинающихся с буквы К,
10. начинающихся с буквы М?
За более длинный список предметов по каждому из признаков команде начисляется по 5 баллов.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

1. Упражнения, направленные на развитие вербальной памяти детей.
Память человека устроена, как сосуд, но количество входящей и выходящей информации ограничено. Количество воспроизводимых слов составляет наиболее усвоенные знания, следовательно, увеличение их количества будет повышать уровень успешности обучения.
Игра «Слова»
Направлена на развитие вербальной памяти детей младшего школьного возраста.
Инструкция ребёнку: Запиши как можно больше слов, относящихся к теме: 1) школа, 2) математика, 3) осень, 4) этика и др.
На каждую тему даётся 5 минут. Эту игру можно проводить в несколько приёмов, пред-лагая для работы школьникам по 2-3 слова.

2. Можно развивать слуховую память детей, используя методику 10 слов.(если 6 слов написали, память хорошо развита)
«Воспроизведение рассказа» также можно использовать для развития памяти у младших школьников.
Инструкция: Вам будет прочтён рассказ, прослушайте его внимательно, затем в течении 3 минут запишите основное содержание рассказа.
Для развития логической, или смысловой памяти учащихся можно использовать следующие упражнения:
Прочитать уч-ся три слова, объединённых по смыслу, при этом обратите внимание на логическую связь, существующую между словами. Например: лес-медведь-берлога
Затем учитель читает вслух следующие 6 строк, по три слова в каждой. Прочитав вслух 6 строк, учитель предлагает школьнику карточку, на которой написаны лишь первые слова из каждой строки. Ребёнок должен дописать 2 3 слова в строке.

Игра «Запоминаем, рисуя»
Ведущий заранее готовит список из 20 слов. Каждый из участников игры заранее готовит ручку и листок бумаги.
Ведущий последовательно называет слова, после каждого названного слова считает до трёх. За это время участники должны успеть каким угодно рисунком зарисовать для за-поминания названное слово. Пусть рисунок будет не совсем понятен для других, лишь бы играющий мог потом по порядку назвать слова. Кто запомнил больше слов тот и выиграл.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Упражнения для развития внимания детей младшего школьного возраста.
«Найди отличия».
а) Сравни картинки между собой и назови отличия. Найди 10 отличий на этих картинках;<Рисунок 4>

Для развития внимания младших школьников может быть рекомендован игровой тренинг.

Игра «Числа»
Учащиеся встают в круг. Ведущий предлагает следующую игру: «Сейчас мы по очереди будем считать от1 до 30. Будьте внимательны, т.к. числа, содержащие 3 или делящиеся на 3, произносить нельзя. Вместо этого надо сделать хлопок. Тот, кто ошибается, выбывает из игры»
Можно предложить другой вариант задания. Игру можно проводить не один раз.

Игра «Часы»
В игре могут принимать участие 13 человек (из них один ведущий). Дети встают в круг. Ведущий предлагает им изображать циферблат больших часов, каждый ребенок стоит у определенного часа. Договариваются о том, где будут 12 часов. Один из участников игры встает в центре, он должен называть время. Ведущий объясняет участникам игры, что ребенок, стоящий там, где должна находиться часовая стрелка в это время, должен сделать один хлопок, а тот ребенок, который стоит там, где будет находиться минутная стрелка, должен сделать два хлопка. Тот из ребят, кто ошибается, становится в центр круга и будет называть время.

Игра «Поём вместе»
Дети удобно устраиваются на своих местах.
Ведущий предлагает хором спеть какую-нибудь песню. НАПРИМЕР, «Голубой вагон». Он объясняет, что надо делать при этом. Один хлопок — начинаем петь. Два хлопка — продолжаем петь, но мысленно. Один — хлопок — снова поем вслух. И так несколько раз, пока кто-нибудь не ошибется.
Тот из ребят, кто ошибся, сам становится ведущим.

Игра «Кто внимательней и наблюдательней?»
Один из ребят становится ведущим, он должен запомнить позы играющих, их одежду, затем выходит из комнаты. В это время играющие должны сделать 5 изменений в своих позах и одежде. Не у каждого игрока 5, а всего 5. После этого входит ведущий, он должен вернуть всех в исходное положение.
Если ведущий нашел все 5 изменений, то у него хорошая наблюдательность и высокий уровень внимания.
Каждый играющий должен побывать в роли ведущего.

Игра «Самый внимательный»
Участники игры встают полукругом. Затем определяют ведущего. Ведущий должен запомнить порядок расположения участников игры. Затем ведущий отворачивается. В это время игроки меняются местами. Ведущий должен сказать, как стояли его товарищи в начале игры.
На месте ведущего должны побывать все игроки.
Все, кто не ошибся, считаются победителями.

«Играем в считалки»
Участники игры делятся на пары, становятся друг против друга. По команде ведущего каждая пара начинает считать от 1 до 100, причем один партнер произносит нечетные числа, а другой — четные. Рядом стоят такие же участники игры, и они так же считают. В такой обстановке считать трудно. Но участники игры должны стараться не сбиться. Побеждает та пара, которая быстрее сосчитает до 100.

младший школьный возраст

Смотреть что такое «младший школьный возраст» в других словарях:

  • МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ — МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ. Возраст (6/7–10 лет) детей, обучающихся в I–III (IV) классах отечественной начальной школы. В М. ш. в. у ребенка формируется учебная деятельность, которая для него является ведущей деятельностью. Младший школьник… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Младший Школьный Возраст — период жизни ребенка от 6 7 до 10 лет, когда он проходит обучение в начальных классах (I IVклассы) современной школе. Для этого возраста характерно, что в качестве ведущей у ребенка формируется учебная деятельность , в которой происходит усвоение … Психологический словарь

  • младший школьный возраст — jaunesnysis mokyklinis amžius statusas T sritis švietimas apibrėžtis Amžius, beveik sutampantis su antrąja vaikyste. Tai 6(7)–10(11) gyvenimo metai. Šį amžių pradėta skirti, kai įvairiose šalyse buvo įvestas visuotinis pradinis mokymas remiantis… … Enciklopedinis edukologijos žodynas

  • младший школьный возраст — jaunesnysis mokyklinis amžius statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Amžiaus tarpsnis nuo 7 iki 11 metų, kuriame auga ir bręsta visi jauno žmogaus organai bei sistemos, lavėja intelektas. atitikmenys: angl. junior school age vok.… … Sporto terminų žodynas

  • Младший школьный возраст — Возраст 6–10 лет, соответствующий обучению ребенка в младшей школе (1–4 классы). В М. ш. в. он обладает большими потенциальными возможностями для обучения и физического совершенствования. Важным условием для этого является здоровый образ жизни,… … Адаптивная физическая культура. Краткий энциклопедический словарь

  • МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ — этап развития ребёнка, соответствующий периоду обучения в нач. школе. Хронологич. границы М. щ. в. различны в разных странах и конкретно ист. условиях. До 1943 в РСФСР и др. республиках дети поступали в школу в возрасте 8 лет, впоследствии… … Российская педагогическая энциклопедия

  • Младший школьный возраст — этап онтогенеза, границы которого (от 6 7 до 10 11 лет) приблизительно соответствуют периоду обучения в начальной школе. Основное содержание социальной ситуации развития в М. ш. в. составляет переход к систематическому школьному обучению. В М. ш … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Младший школьный возраст — этап развития ребёнка, соответствующий периоду обучения в начальной школе. Хронологические границы М.ш.в. различны в разных странах и конкретно исторических условиях. После 1943 граница М.ш.в. снизилась с 8 до 7 лет, с 1984 до 6 лет. Т.о.,… … Педагогический терминологический словарь

  • МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ — этап развития ребенка, соответствующий периоду обучения в образовательных учреждениях начального общего образования. Границы младшего школьного возраста могут быть условно определены в интервале от 6 7 до 10 11 лет; их уточнение зависит от… … Профессиональное образование. Словарь

  • МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ — период жизни от 6 7 до 10 11 лет, соответствующий периоду обучения в 1 4 классах; один из основных периодов психического и физического развития детей, в том числе формирования у них различных двигательных навыков, тонких координаций движений,… … Психомоторика: cловарь-справочник