Продукты в церковь

Что приносят в церковь на поминальный стол — какие продукты питания

Возможно, не всем известно, для чего в каждой церкви расположен поминальный стол и когда нужно приносить туда продукты питания. Это необходимо как милостыня для поминания усопших близких людей тех, кто ее принес. Подаяния несут на панихиду, во второй вторник после Пасхи – поминальный день, или же можно сделать это, когда самому хочется просто помолиться об упокоении души умершего.


Из этого материала вы узнаете, что приносят в церковь на поминальный стол, а именно какие продукты следует приносить и какие не стоит нести в определенные дни или же вовсе не приносить. Также поинтересуйтесь, что подают в качестве напитков на стол во время поминок – одобряет ли в принципе церковь распитие спиртного во время такого процесса.

Какую роль несет данное действие

Мнения о том, что таким образом люди как бы «подкармливают» своих близких на том свете любимой при жизни едой или же это как плата-пожертвование Господу за место в раю для усопшего – ошибочны. Самое главное, что важно для покойника – это ваша молитва от чистого сердца. Бывает, что умерший прожил недостойно свою жизнь, мог совершать грехи и т. д. Тогда православная церковь советует родным молиться о прощении его прегрешений. А принесенные продукты – это милостыня от вас самих, не с конкретной целью «кому-то для чего-то», а как знак ваших добрых и чистых намерений, для всеобщего блага.

Не забудьте также раздать милостыню просящим при храме с просьбой помолиться об умершем близком вам человеке. Помните, что только искренность и чистота ваших побуждений даст возможность вашим молитвам о покойнике быть услышанными.

Что принято приносить на поминальный стол — какие продукты

Прежде всего, следует уточнить, не является ли день, когда вы хотите заказать службу о покойнике, днем во время поста. Если это так, то приносятся продукты по указанию церкви – только постные, то есть никаких продуктов животного происхождения (без молока и яиц). Мясо вообще не принято носить в храмы, так как оно несет в себе смерть, которой не должно присутствовать в доме Господа.

К принесенным продуктам, как правило, крепятся бумажки с именем усопшего, чтобы впоследствии те, кто будет это есть, смог помолиться о нем. Такими людьми являются священнослужители, работники прихода, многодетные семьи или семьи, которые попали в трудные жизненные условия и также находятся на попечении храма, а также инвалиды и бездомные при нем.

Перечень продуктов

Вот что обычно кладут на поминальный церковный стол:

  • хлеб, крупы;
  • сахар, мука;
  • овощи, фрукты;
  • подсолнечное масло;
  • молочные продукты;
  • рыба;
  • конфеты, печенье и пр.

Расположение поминального стола

Место для поминальной милостыни в каждой церкви находится возле кануна (большого подсвечника), где ставятся свечи за упокой. Это место иногда даже может быть подписано. Обычно канун квадратной формы, но иногда он может быть и круглым. Зачастую все это находится у распятия Христа. Если же у вас вызовет затруднение поиск такого места, спросите о его расположении у священнослужителей или других прихожан.

Можно ли употреблять алкоголь на поминках

Поскольку чистосердечная молитва, исполняемая в здравом уме, и опьяненное состояние – понятия несовместимые, то церковь отрицает распитие алкогольных напитков при поминовении усопших. Ведь суть поминок как раз-таки в том, чтобы помолиться об упокоении души умершего. Однако, у нашего народа отказ от спиртного на поминках, в том числе в день похорон, встречается крайне редко. В любом случае, подавать к столу вино и водку или нет – выбор остается за вами.

Стоит все же учесть, что если принято употреблять спиртное во время поминок, то весь процесс не должен стать шумным и веселым застольем. Конечно же, недаром бытует мнение, что о покойниках плохого не говорят, и часто собравшиеся близкие для умершего человека люди начинают вспоминать добрые или веселые моменты из его жизни. В этом нет ничего плохого, но главное – мера. Самое основное в данном процессе – молитва.

Напитки для поминального стола

Поминальную трапезу можно сопроводить разного рода напитками. Их можно приготовить самим, как например, домашний лимонад из имбиря и лимона, для которого нужно:

  • 3 л воды;
  • 6 лимонов;
  • 75 г сахара;
  • 75 г имбиря.

Очищенный имбирь следует натереть на терке и вместе с сахаром вскипятить в воде. После этого нужно добавить сок лимонов и дать лимонаду настояться. Данный напиток окажется ко всему еще и очень полезным.

Можно приготовить ягодный морс или сбитень. Для приготовления последнего используют:

  • 2 л воды;
  • 200 г сахара;
  • 2 щепотки корицы;
  • 10 сухих гвоздик;
  • 10 г имбиря;
  • 400 г меда.

Напитка по данному расчету должно хватить на немалое количество людей.

Также можно сварить узвар или другой обычный компот из свежих фруктов или сухофруктов. Если же нет возможности, времени или желания заниматься подготовкой напитков, то отлично сойдут для этой цели покупные соки и минеральная вода, которую предпочтительно брать не только газированную, но и без газа.

Поминальные традиции

После смерти

Традиционно о покойнике принято заказывать в церкви панихиду, которая читается на 3-й, 9-й и 40-й день после смерти. Накануне третьего дня следует прийти в церковь с набором продуктов для поминального стола, при этом не забыть оставить их вместе с запиской, на которой будет имя или имена тех, о ком будет служиться панихида. Затем нужно уведомить о своем намерении отслужить панихиду священнослужителя, а дальше они уже укажут, что и как делать.

Во время панихиды близкие умершему люди молятся и держат в руках зажженные церковные свечи, а затем устанавливают их на канун, сопровождая словами:

“Помяни, Господи, души усопших рабов твоих (имена), и всех сродников моих, и прости их все согрешения вольные и невольные, даруй им Царствие и причастие вечных твоих благ, и сотвори им вечную память”.

Данный текст повторяется трижды.

На поминках в 9-й день на столе должно быть то, чем можно угостить любого пришедшего помянуть усопшего. В этот день никого не созывают на поминки, все желающие приходят сами. Трапезу начинают с кутьи, затем едят щи, в остальном на стол подают пирожки и прочую скромную еду, которую также можно будет раздать тем, кто присутствовал или отнести нищим с просьбой помянуть умершего. Главное в этот день – недостойное кушанье, а искренняя молитва о покойнике.

На 40-й день важно поминать усопшего добрым словом и молиться Господу о прощении его грехов. Трапезу начинают также с трех ложек кутьи, а на стол ставят мясные, рыбные блюда, салаты и бутерброды, ну, и, конечно же, гарнир, зачастую в виде отварного или тушеного картофеля.

Годовщина смерти

В такой день близкие приходят на могилу усопшего, убираются на ней, зажигают свечу или ритуальную лампаду, тихо поминают умершего и молятся о нем. В этот день также можно пригласить священника на кладбище.

Есть на кладбище можно только освященную в церкви кутью, пить также не желательно. Принесенную на могилу еду «за Царство Небесное» лучше забрать с собой, чтобы потом раздать.

Радоница

Иначе этот день еще называют «родительским» или попросту поминками, и они припадают на 9-й день или же второй вторник после Пасхи. Но как бы грустна не была сама мысль о смерти, такой день считается праздником. Слово «радоница» образовано из корневого «рад», что подразумевает «радость» или же еще его могут трактовать как «род», что уже говорит само за себя. В этот день принято радоваться тому, что родные возродились в новой, вечной жизни.

Также это праздник считается Пасхой для усопших, а, как известно, Пасха – большой радостный праздник, восславляющий воскресение Христа, и в такой день предоставляется возможность разделить эту радость даже с теми, кто уже на том свете. На кладбище несут различного рода яства, в том числе пасхальные куличи и крашеные яйца. Продукты также забираются с могил и раздаются нуждающимся.

С самого утра данного дня православные христиане идут в церковь на утреннюю службу, оставляют на алтаре записку с именами усопших и служат панихиду. После этого можно посетить кладбище, убраться на могиле, поставить свечу и помолиться.

При этом не забывайте об элементарных правилах посещения храма и кладбища:

  • одеваться следует скромно и опрятно;
  • женщины в храме находятся с покрытыми платком головами, мужчины – без головных уборов;
  • на входе и выходе в храм и его территорию люди трижды крестятся и совершают легкий поклон;
  • ни в церкви, ни на кладбище не следует шуметь – громко разговаривать и уж тем более смеяться во весь голос, – имейте уважение к другим людям, кто посещает данные места, чтобы ваше действие не стало причиной какого-то негатива.

Отличная статья 0
Читайте далее:

ХРАМ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВПЕТРА И ПАВЛА

Кануном в церковной среде именуется день, предшествующий тому или иному празднику. Но есть и выражение «милостыня на канун», и означает оно совсем другое: принесение в храм тех или иных продуктов для трапезы — в память об усопшем. В основном приходящие в Церковь люди воспринимают эту традицию интуитивно — в ней нет ничего сложного, она по-житейски понятна каждому. Но все же уточним некоторые моменты, чтобы те, кто только начинает церковную жизнь, могли избежать неправильного понимания и суеверий.

1. Как возникла традиция?

Традиция приносить в храм все необходимое для общей трапезы берет свое начало в первых веках христианства. Верующие собирались вместе для совершения Евхаристии, которая переходила затем в обычную вечерю, то есть в ужин. Известны с тех времен и поминальные агапы, то есть трапезы в память об усопших.

2. Что приносить?

На канун можно приносить любые продукты, кроме мясных и сырой рыбы. Не стоит, конечно, приносить и алкоголь — если есть желание пожертвовать в алтарь бутылку кагора для богослужений, лучше приобрести его в церковной лавке, так как далеко не всякое вино пригодно по качеству для совершения Литургии. Продукты должны быть плотно упакованы, не распространять никакого запаха, не пачкать ничего вокруг. Они не должны быть просроченными или на грани срока годности. В дни многодневных постов приносят только постное, соответствующее строгости поста по уставу.

На отпевание и в дни поминок в храм приносится кутья. Ее, в отличие от других приношений, затем забирают домой, на поминальный стол. Но можно оставить отдельное блюдо с кутьей и для храмовой трапезы.

3. Когда приносить?

Обычно продукты в храм приносят тогда же, когда заказывают об усопшем панихиду (во время служения которой пища и освящается для общего стола). Как правило, это девятый и сороковой день по кончине, годовщины рождения и смерти покойного, день его именин, а также дни, когда совершаются так называемые вселенские панихиды, именуемые в народе родительскими субботами, и Радоница. Однако ничто не мешает нам творить такую милостыню в любое время, когда у нас есть возможность и этого желает наша душа. При этом можно заказать поминовение усопшего на Литургии, сорокоуст о упокоении или просто помолиться сердцем.

В Церкви есть периоды, когда поминовение усопших по уставу не совершается: дни Великого поста (кроме суббот), Страстная седмица, время от Пасхи до Радоницы, от Рождественского сочельника до Крещения Господня, двунадесятые праздники. Приношения в храм в эти дни обычно тоже не совершаются.

Приносят продукты обычно в утренние часы, когда служится Литургия.

4. Куда приносить?

Чаще всего в храме есть панихидный стол, который нетрудно заметить по уже лежащей на нем снеди. В небольших церквях это может быть тумбочка, коробка или корзина. В некоторых храмах продукты для общей трапезы можно принести непосредственно в трапезную, снабдив запиской с именами усопших для поминовения.

5. Куда потом деваются продукты?

Употребление продуктов с кануна зависит от того, какова приходская жизнь храма и его деятельность. Практически везде они используются для приготовления трапезы после Литургии, раздаются священникам, сотрудникам храма и малоимущим прихожанам. Если социальное служение прихода включает в себя сотрудничество с центром для бездомных, кризисным приютом для женщин и т.п., часть приносимого периодически передается туда. Если при храме действует своя просфорня, мука высшего сорта отдается для выпекания просфор.

6. Распространенные заблуждения

Некоторые считают, что поминать усопших нужно, обязательно жертвуя какие-нибудь сладости. На самом же деле род и вид пищи не имеет значения. С практической точки зрения — для приготовления общей трапезы — ценнее порой бывают банка рыбных консервов или бутылка масла, чем килограмм карамели. Грешат суеверием те, кто обязательно подкладывает в приношение луковицу — «чтобы слезы лились здесь, а не на том свете». А вот обычай приносить любимую еду покойного нельзя назвать ни суеверным, ни каноническим: если это делается из тех же соображений, по которым некоторые кладут в гроб любимые вещи усопшего, то это проявление язычества, если же мы просто готовим какие-то блюда, вспоминая об усопшем с любовью, ничто не мешает принести их и в храм.

Петропавловский листок, №29 август 2017

29 марта — Родительская поминальная суббота

Братья и сестры! В этот поминальный день приглашаем посетить наш храм, где будет совершаться: 8.30 – Божественная литургия. 9.30 – Заупокойная панихида. В родительскую субботу закажите о своих умерших близких, родных обедни, поминовение на Проскомидии и заупокойной панихиде. Не забывайте, что нельзя на Проскомидии поминать усопших (умерших) от абортов, самоубийц, еретиков, некрещеных. За них подайте милостыню, не называя их имени, Господь знает, за кого подана милостыня. Чтобы священник помянул усопших родных ваших на Проскомидии или заупокойной панихиде, вам необходимо заполнить листок с заголовком “Об упокоении”, перечислив имена умерших (смотри как подавать записки в церкви Проскомидия является первой частью Литургии и совершается до нее, поэтому, чтобы помянуть усопших родных и близких ваших во время Проскомидии, придите в церковь заранее. Помолитесь во время Панихиды об упокоении умерших, посетите могилы, дома почитайте 17-ю кафизму (Псалтирь), помяните умерших во время трапезы, раздайте милостыню за упокой.

ЧТО НАДО ЗНАТЬ О ПАНИХИДЕ.

Кроме ежедневного поминовения Панихида в Столыпино Панихида в Столыпино Панихида в Столыпино Панихида в Столыпино Панихида в Столыпино

усопших на службах суточного круга Церковь установила целый ряд заупокойных поминовений. Среди них первое место занимает последование панихиды. ПАНИХИДА — заупокойная служба, Богослужение по умершим. Сущность панихиды состоит в молитвенном поминовении усопших отец и братий наших, которые хотя и скончались верными Христу, но не вполне отрешились от слабостей падшей человеческой природы и унесли с собой во гроб слабости и немощи свои. Совершая панихиду, Святая Церковь сосредоточивает наше внимание на том, как души усопших восходят от земли на Суд к Лицу Божию и как со страхом и трепетом предстоят на этом Суде и исповедуют свои дела пред Господом. «Упокой» — поется во время панихиды. Физическая смерть человека еще не означает полный покой для умершего. Его душа может страдать, не находить себе покоя, ее могут мучить нераскаянные грехи, угрызения совести. Поэтому мы, живые, молимся об усопших, просим Бога дать им покой, облегчение. Церковь не предвосхищает у Господа всеправосудного тайны Его Суда над душами наших усопших близких, она возвещает основной закон этого Суда — Божественное милосердие — и побуждает нас на молитву об усопших, давая полную свободу нашему сердцу высказаться в молитвенных воздыханиях, излиться в слезах и прошениях. Панихида служится перед кануном — особым столиком с изображением распятия и рядами подсвечников. Здесь же можно оставить приношение на нужды храма в память об усопших близких. Во время панихиды и отпевания все молящиеся стоят с зажженными свечами, в ознаменование того, что душа умершего перешла от земли в Царство Небесное — в Невечерний Божественный Свет. По установившемуся обычаю свечи гасят по окончании канона, перед пением «Со духи праведных…».

О ЦЕРКОВНЫХ СВЕЧАХ Самый простой, но действенный вид жертвы за усопшего — свеча, которая ставится за его упокоение «на канун». КАНУН — это четырехугольный стол с мраморной или металлической доской, на которой расположены ячейки для свечей. На кануне стоит Распятие со Спасителем и с предстоящими Пресвятой Богородицей и апостолом Иоанном Богословом. Когда мы ставим свечу за упокой, надо вознести Господу молитвы за усопших, которых хотим помянуть: «Помяни, Господи, души(у) усопших(его) рабов(а) Твоих(его) (имена их), и прости их вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царство Небесное». Полезно в память об умершем жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой помолиться об усопшем.

ЧТО МОЖНО ПРИНОСИТЬ В ЦЕРКОВЬ В ПАМЯТЬ ОБ УСОПШИХ Жертва на церковь — это не только деньги. Древние христиане приносили на могилы умерших хлебы и вино. Это делалось не для того, чтобы умилостивить Бога или насытить души усопших, как злословили язычники, — хлеб и вино предназначались церковнослужителям и нищим, которых призывали молиться за усопших. Этот благочестивый обычай дошел до наших времен. На поминальные столы, которые стоят возле канунов, приносят кутию, хлеб, крупы, блины, фрукты, конфеты, муку, кагор. То, что принесено в храм, надо оставить на столе: вкушая принесенное, священнослужители творят поминовение тех, за кого принесена жертва (для этого в принесенное можно положить записку с именем усопшего). Во время постов не следует приносить скоромное. Во дни мясоеда на поминальный стол в храм нельзя приносить мясную пищу.

ЧТО ТАКОЕ ЦЕРКОВНОЕ ПОМИНОВЕНИЕ Поминовение — это молитвенное упоминание имен живых и умерших в православной церкви за Литургией, на молебне, на панихиде, основанное на вере в силу и действенность этого поминовения пред Богом для вечного блага и спасения поминаемых. Поминовение делается или самим причтом (по помянникам, диптихам), или же по запискам «О здравии» и «О упокоении». Если мы хотим, чтобы наших усопших помянули по именам, следует подать записку «О упокоении». В записках пишутся имена только тех, кто был крещен в Православной Церкви. В записках нельзя писать имена некрещеных, самоубийц, безбожников, вероотступников, еретиков.

КАК НАПИСАТЬ ЗАПИСКУ ОБ УПОКОЕНИИ Вверху записки обычно помещают восьмиконечный православный крест. Затем указывается вид поминовения — «О упокоении», после чего крупным, разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»), причем первыми упоминаются священнослужители и монашествующие с указанием сана и степени

монашества (например, митрополита Иоанна, схиигумена Саввы, протоиерея Александра, монахини Рахили, Андрея, Нины). Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Татианы, Алексия) и полностью (Михаила, Любови, а не Миши, Любы). Количество имен в записке не имеет значения; надо только учесть, что не очень длинные записки священник имеет возможность прочитать внимательнее. Поэтому лучше подать несколько записок, если хочешь помянуть многих своих близких. Подавая записки, прихожанин вносит пожертвование на нужды монастыря или храма. Во избежание смущений следует помнить, что различие в ценах (заказные или простые записки) отражает лишь разницу в сумме пожертвования. Не стоит смущаться также, если вы не услышали упоминания имен ваших родственников на ектении. Как было сказано выше, главное поминовение происходит на проскомидии при вынимании частиц из просфор. Во время же заупокойной ектении можно достать свой помянник и помолиться о близких. Молитва будет действеннее, если поминающий сам в тот день причастится Тела и Крови Христовой.

ЗАЧЕМ ПИШУТСЯ ИМЕНА В ЗАПИСКАХ «ОБ УПОКОЕНИИ» Имена пишутся не для того, чтобы напомнить Господу Богу о наших усопших. Господь предвечно знает всех, кто жил, кто живет, кто будет жить на земле. Имена в записках напоминают нам самим, о ком мы должны молиться, в память кого должны совершать добрые дела. Общаясь с живыми, мы постоянно помним о них; усопшего же мы помним только в первое время после смерти. Постепенно чувство скорби, острота разлуки ослабевает, и мы забываем своих усопших. Об усопших нужны более частые напоминания — и поэтому имена усопших при Богослужении возглашаются гораздо чаще, чем имена живых.

НАДО ЛИ ОГОРЧАТЬСЯ, ЕСЛИ СЧИТАЕШЬ, ЧТО ТВОЯ ЗАПИСКА НЕ БЫЛА ПРОЧИТАНА

Подача поминаний об усопших — это выражение нашей любви к ним. Но истинная любовь не в том, чтобы только подать поминание, заказать молебен или панихиду и затем успокоиться или даже уйти из храма. Подавшие поминание должны и сами, по возможности одновременно со священнослужителями, молитвенно поминать своих близких и во время проскомидии, и по освящении Святых Даров, и в других случаях гласного или тайного поминовения живых и умерших

Подавшие поминание должны и сами, по возможности одновременно со священнослужителями, молитвенно поминать своих близких и во время проскомидии, и по освящении Святых Даров, и в других случаях гласного или тайного поминовения живых и умерших. «Поминовение родственников, — пишет святитель Игнатий (Брянчанинов), — одинаково слышит Бог как из алтаря, так и с того места, где ты стоишь». Поминовение при Богослужении одинаково полезно и плодотворно, произносит ли имена священник, читают ли поминовения прислуживающие в алтаре или же сами богомольцы про себя поминают своих усопших, каждый стоя на своем месте. Все молитвовословия, даже и тайно произносимые в храме во время Богослужения, возносятся к Престолу Божию чрез священнодействующего предстоятеля. При служениях общих панихид, особенно в родительские субботы, когда увеличивается число поминаемых, священнослужители иногда не имеют физической возможности прочитать хотя бы по разу все поминовения и принуждены бывают ограничиваться прочтением лишь нескольких имен в каждом помяннике. Долг самих богомольцев — разделить и восполнить труд священнослужителей. Каждый богомолец может во время каждой ектении, во время каждого возгласа, во время панихиды или заупокойной утрени помянуть своих близких, прочитать свой помянник.

Святитель Афанасий Великий, когда его спросили, что ощущают души успопших, когда их поминают, ответил: «Они причащаются некоего благодеяния от безкровной жертвы и благотворений, которые творятся в память их, причащаются так, как ведает и повелевает Сам обладатель живых и мертвых. Господь и Бог наш».

КАК ЗАВЕСТИ ПОМЯННИК Уже в древней Церкви по Святительминовение производилось по так называемым диптихам, которые представляли собой две соединенные таблички (сперва их покрывали с внутренней стороны воском, надписи делали особым прутиком-стилем, а затем стали делать из пергамента или бумаги). На одной стороне таблицы писали имена живых, а на другой — усопших. Поминовение по диптихам (помянникам) считалось большой честью. В эти церковные помянники вносились только христиане безупречного образа жизни — сперва епископы, затем священники, а затем миряне. Имела свой домашний помянник и каждая христианская семья.

Это разделение на два рода диптихов дошло до наших дней — и сейчас в церкви существуют общие, или церковные, диптихи (так называемые синодики), и частные, домашние помянники. Синодики ведутся в монастырях и храмах, в них вносятся имена людей, по которым совершается поминовение вечное или заказанное на определенное время; свои помянники подают для поминовений прихожане. Простейший помянник — это записка, которая пишется перед каждой службой. С апостольских времен чтение помянников входит, как непременная часть, в состав важнейшей из дневных служб — Литургии. Чтение помянников соединяется с принесением Святейшей Жертвы Тела и Крови Христовых, по силе Которой возносится ко Господу прошение смыть грехи поминавшихся. Купить помянник можно в храме. Как и древний диптих, он состоит из двух частей — перечня имен живых и перечня имен усопших. Помянник удобен не только в церковной молитве (он подается вместо записки), но и в домашней — здесь можно указать дни ангелов тех, о ком молитесь, другие памятные даты. В помянники записываются имена всех живых и усопших — и таким образом помянник становится своеобразной родовой книгой.В некоторых семьях в помянники вносятся имена почитаемых подвижников благочестия, еще не канонизованных Церковью.

СИМВОЛИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ КУТИИ При погребении усопших и поминании их в храм приносится коливо, или кутия. то есть сваренная пшеница, приправленная медом. Пшеница означает, что умерший воистину снова восстанет из гроба: так пшеница, брошенная в землю, сперва истлевает, а потом возрастает и приносит плод. Поэтому и Господь Иисус Христос — Воскресение наше — сказал: «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Ин. 12, 24). Мед, употребляемый в кутии, означает, что после воскресения православных и праведных ожидает не горькая и прискорбная, но сладкая, благоприятная и блаженная жизнь в Небесном Царствии.

Весьма важно после кончины заказать в храме СОРОКОУСТ — непрестанное поминовение за литургией в течение сорока дней. По его окончании сорокоуст можно заказать вновь. Существуют и длительные сроки поминовения — полгода, год. Некоторые монастыри принимают записки на вечное (пока стоит обитель) поминовение или на поминовение во время чтения Псалтири (таков древний православный обычай). Чем в большем количестве храмов будет возноситься молитва, тем лучше для нашего ближнего! Весьма полезно в памятные дни усопшего жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молиться о нем. На канун можно приносить жертвуемую снедь. Нельзя лишь приносить на канун мясную пищу и спиртное (кроме церковного вина). Самый простой вид жертвы за усопшего — свеча, которая ставится о его упокоении. Понимая, что самое большее, что мы можем сделать для наших усопших близких — это подать записку о поминовении на литургии, не стоит забывать молиться о них дома и совершать дела милосердия.

Просмотры (721)

Панихида по усопшим

Это богослужение, схожее по своему складу с обрядом погребения и утренней. Такая служба проводится на третий, девятый и сороковой дни после смерти. Чтобы заказать её, необходимо:

  1. Прийти в храм заранее;
  2. Положить продукты на панихидный стол;
  3. Написать записку священнику с именем или именами тех, кого вы хотите помянуть;

Затем сказать служителю церкви о том, что вы хотите отслужить панихиду.

Панихида на 9 дней

На девятый день душа умершего ждёт прихода к девяти ангельским чинам и представления перед Господом. Церковь и родные молятся за усопшего и просят Всевышнего помочь приблизиться к святым ангелам.

Молитвы родственников, которые обязательно читаются перед самой панихидой, имеют очень большое значение для души покойного, так как до сорокового дня она мытарствует и ищет себе новое пристанище.

Во время панихиды все держат в руках зажжённые свечи, с помощью которых выражают свою искреннюю любовь. Такой обряд можно проводить как в одном, так и в нескольких храмах.

Так же читайте про: поминки 9 дней как считать

Панихида на 40 дней

На сороковой день душа усопшего после хождений по аду третий раз возносится к Богу, где решается её участь – пребывание до Страшного суда. Это решение зависит от того, какими были земные дела человека.

И здесь молитвы, просьбы и мольбы родных не менее важны. Они просят Господа простить все прегрешения покойного и пустить его в рай. Непосредственно перед самой панихидой также совершается молитвенный обряд.

Так же читайте про: 40 дней после смерти традиции

Панихида на годовщину смерти

Также церковь поминает усопших и в годовщину смерти, так как год – это литургический цикл, по исходу которого повторяются все основные даты. В этот день, если нет возможности посетить храм, можно вспомнить умершего и сердечным поминовением. Считается, что это время рождения новой жизни, которая не имеет конца и будет длиться вечно.

Панихида по усопшим, текст

Когда во время панихиды в церкви ставится свеча за упокой на канун (панихидный мраморный стол, на котором расположены ячейки для свечей и Крест), Господу возносится молитва:

“Помяни, Господи, души усопших рабов твоих (имена), и всех сродников моих, и прости их все согрешения вольные и невольные, даруй им Царствие и причастие вечных твоих благ, и сотвори им вечную память”.

Текст повторяется трижды.

Панихида — что нести в церковь

Когда человек заказывает в церкви панихиду, он обязательно несёт туда продукты. Они являются милостыней в честь умершего.

В церковь можно нести:

  • муку и хлебобулочные и кондитерские изделия;
  • всевозможные крупы;
  • фрукты и овощи;
  • яйца;
  • вино;
  • сахар;
  • растительное масло.

Не в коем случае нельзя нести мясные изделия. Также все приносимые продукты не должны быть испорчены.

Помните: всё приносимое в храм – это дар Богу. Обязательным блюдом на панихиде является кутья – вареная пшеница с мёдом. Зерно символизирует рост и новую жизнь, а мёд делает её сладкой.

Сейчас пшеницу часто заменяют рисом, а вместо мёда используют изюм, выкладывая его в виде Креста. После панихиды кутью и другие приношения благословляет священник, и затем они раздаются всем пришедшим на поминание либо на кладбище, либо дома. Обычно же умерших принято поминать чем-нибудь сладким.

Панихида на кладбище

Поминание на могиле – обязательный и нужный обряд. Прибрав её от пыли и сора, нужно зажечь свечу. Можно пригласить священника. Если такой возможности нет, родные могут сами прочесть молитву за упокой души, и тихо вспомнить умершего.

Кроме кутьи, которую освятили в церкви, на кладбище нежелательно ничего есть и пить. Это оскорбляет память покойного. Еду на могиле также нельзя оставлять, лучше раздать её голодным и нищим.

Все вышеизложенные обряды – это исторически сложившиеся правила православной религии. И человеку верующему их нужно выполнять неукоснительно, дабы его родной, которого уже нет на этом свете, смог праведно жить на небесах и даровать оставшимся за Земле покой и умиротворение.

Пусть хранит Вас Господь!