Прокопий устюжский

Собор Прокопия Праведного (Procopius of Ustyug Cathedral)

Описание места

Собор Прокопия Праведного, построенный в честь небесного покровителя Великого Устюга, является одним из памятников Соборного дворища. Святой Прокопий, родившийся в XIII веке в Германии, принял православие и навсегда остался на Руси. В качестве своего духовного пути он избрал труднейший подвиг христианского благочестия – юродство Христа ради и стал знаменитым благодаря своим чудесам, таким, как спасение Устюга от уничтожения каменной тучей. В 1547 году Прокопий был причислен к лику святых.
Собор в честь Святого Прокопия был построен в 1668 году на средства купца Афанасия Гусельникова. Каменный храм возвели над местом упокоения мощей святого. В Писцовой книге 1676–1683 годов сохранилось подробное описание того собора, имевшего пять глав с позолоченными крестами и колокольню. Собор был построен местным мастером Петром Котельниковым, и в течение почти трех веков церковь не раз перестраивалась.
Главная ценность собора – роскошный резной пятиярусный иконостас, покрытый позолотой. Он был построен в 1-й половине XVIII века, а в 80–90-е годы XX века иконостас и настенная живопись были отреставрированы и продолжают радовать глаз многочисленных посетителей.

Собор Прокопия Праведного

Собор Прокопия Праведного

(Набережная, 57)

Вторым после Успенского собора по значению и по времени возникновения зданием соборного комплекса города Устюга стал храм, посвященный местному юродивому во Христе, чудотворцу, святому праведному Прокопию – небесному покровителю Великого Устюга, спасшему, согласно церковному преданию, город от «каменной тучи». Прокопий Устюжский, почитавшийся в Устюге, был причислен к местночтимым святых на Поместном соборе 1547 г. Он стал первым святым, прославленным Русской Православной Церковью в лике юродивых. День его памяти – 8 (21) июля.

В 1303 г. Прокопия похоронили на берегу реки в непосредственной близости к главному храму города под камнем, на котором он часто сидел. Над гробом Прокопия была построена скромная деревянная часовня, которую в 1471 г. заменили первой деревянной церковью, освященной в честь благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба. Храм стал памятником победоносного похода устюжан против казанских татар. Покровителям воинства Борису и Глебу, а затем и великомученику Георгию Победоносцу здесь были посвящены особые приделы. В 1495 г. после пожара эта церковь была отстроена заново и впервые освящена во имя Прокопия Устюжского. Деревянный храм неоднократно страдал от пожаров и времени, но после каждого восстановления храм сохранял величественную композицию «о пяти верхах». Завершение пяти шатрами в Устюге в этот период имели Успенский собор и ещё два храма, также имевшие значение памятников. К югу от холодного Прокопьевского храма существовала тёплая церковь Алексия, митрополита Московского, с приделом св. Василия Блаженного, позднее перестроенная в камне и включённая в комплекс Архиерейского дома. В описании 1620-х гг. при храме отмечена шатровая колокольня «о шести стенах».

В 1649 г. после очередного пожара оба придела Прокопьевской церкви были вынесены на Нижний посад, где при старой Архангелогородской дороге, «по конец Песьей слободы», были основаны две отдельно стоящие церкви: Борисоглебская и Георгиевская.

Над местом погребения святого в 1668 г. на средства устюжских «гостей» (купцов) братьев Василия и Афанасия Федотовичей Гусельниковых был возведён каменный храм Прокопия Устюжского. Редкий случай: известно имя создавшего храм мастера, это устюжанин Пётр Дмитриевич Котельников. Упоминание имени свидетельствует, что этот зодчий, видимо, был одним из творцов серии устюжских храмов середины XVII в. Храм стал третьей каменной постройкой на Соборном дворище.

В 1683 г. храм (как и соседний Иоанновский) приобрёл статус соборного.

В интерьере Прокопьевского собора сохранился прекрасный золочёный резной пятиярусный иконостас, созданный в XVIII в., после перестройки храма 1720-х гг. В нём в местном ряду – 11 икон XVII–XVIII вв.; в праздничном ряду – 19 праздничных икон конца XVII – начала XVIII в.; в деисусном ряду – 15 икон в рост, в среднике – Христос Вседержитель; в пророческом ряду – 15 икон в рост, в среднике – Коронование Богоматери; в праотеческом ряду – 15 поясных икон, в среднике – Бог Саваоф. Известно, что живописное Распятие, шесть клейм страстного цикла и восемь клейм на цокольной части иконостаса созданы иконописцем Прокопием Крыловским в конце XVIII в. Особую ценность представляют иконы местного ряда с изображением чтимого Христа ради юродивого: «Св. Прокопий в житии», которую датируют 1602 г., и икона, изображающая святого Прокопия, молящегося перед иконой Богоматери, – яркий памятник живописи строгановской школы, которая выделяется миниатюрным, декоративным письмом.

В стену трапезной храма к северу от крыльца заложен тёмно-серый камень (валун диабаза), принадлежавший, согласно преданию, к числу выпавших по молению Прокопия из «каменной тучи» за пределами города в местечке Котовалово.

В советское время в Прокопьевском соборе экспонировался также ряд реликвий, прежде украшавших другие великоустюжские церкви, например, царские врата из иконостаса собора Михайло-Архангельского монастыря.

В ХХ в. собор стал центром церковной жизни Великого Устюга. В советское время собор долгое время оставался одним из двух действовавших храмов и был закрыт позже других храмов, в 1940 г.; в 1946 г. был вновь открыт, и вновь закрыт в 1964 г. и передан музею. В части здания был размещён планетарий. Рака Прокопия временно находилась в единственной действовавшей церкви города – кладбищенской во имя святителя Стефана Пермского. В 1960 г. собор поставлен на государственную охрану как памятник истории и культуры федерального значения.

С 1994 г. службы были возобновлены в Тихоновском приделе, а с 1995 г. весь Прокопьевский собор находится в совместном пользовании Великоустюгского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника и прихода собора святого праведного Прокопия Вологодской епархии Русской Православной Церкви. В 2008 г. на Рождественской службе в соборе, проведённой архиепископом Вологодским и Великоустюжским Максимилианом, присутствовал Президент России В.В. Путин.

Здание представляло собой один из характерных для XVII в. типов холодного храма: пятиглавый и трёхапсидный. Фасады Прокопьевского храма делились лопатками: восточный и западный – на три прясла, а северный и южный – на два, завершавшихся тремя декоративными закомарами с каждой из сторон. С трёх сторон главный объём окружала невысокая паперть, к юго-западному углу которой примыкала шатровая колокольня. Эта компоновка была свойственна устюжским соборным храмам XVII в. В отличие от крупных монастырских соборов, Прокопьевский храм был скромнее по размерам и не имел подклета. Внешне первоначальный Прокопьевский собор был, видимо, близок сохранившейся до наших дней устюжской Спасо-Преображенской церкви, построенной в 1696 г. как холодный собор одноимённого женского монастыря.

Оригинальность Прокопьевскому собору придавало решение внутреннего пространства: два столба в центре интерьера поддерживали сложную систему сводов и подпружных арок, на которые опирался световой барабан средней главы.

Оформление фасадов XVII – начала XVIII в. сохранилось у алтарной части собора и, частично, у его центрального объёма. Окна имеют лучковое завершение и скромное обрамление из фигурного кирпича. Над окнами апсид расположены треугольные сандрики. Карнизы декорированы валиками и поребриком – орнаментальной кирпичной кладкой.

После перестройки 1720-х гг. храм увенчивают дополнительно сооружённый второй ряд более мелких кокошников и пять глухих барабанов в виде восьмериков, в основании каждой грани которых расположен кокошник. Рёбра восьмериков украшены трёхчетвертными колонками, несущими раскрепованный городчатый карниз. На каждой грани барабанов помещены ниши с имитацией окон. Барабаны завершены восьмигранными главами с перетяжками. Оформление завершения храма близко приёмам, использованным при сооружении церкви Дмитрия Солунского в селе Дымково (1709 г.).

В 1724 г. интерьер церкви и алтарь украшены живописью по штукатурке.

Украшением собора является пятиярусный резной золоченый иконостас, возведённый после перестройки собора. Обилие и пышность объёмной резьбы свидетельствует о влиянии московского барокко.

Вид собора с Набережной определяет обширная трапезная (1901–1902 гг.) в псевдорусском стиле, свойственном местной гражданской архитектуре этого времени. Гладь стен разделяют лопатки, декорированные ширинками, несущие карниз с сухариками. Окна с арочными перемычками обрамлены массивными наличниками с полуколонками и ширинками с кладкой в виде четырёхконечных крестов. В центре западного фасада трапезной и у её юго-западного угла расположены два одинаковых крыльца-сени, каждое из которых увенчано тремя треугольными фронтонами с П-образным завершением, в тимпанах которых кладкой имитируется крыльцо с гирькой. Пилоны крылец повторяют оформлением лопатки стен. На западном фасаде по обе стороны крыльца расположены небольшие арочные фронтоны, увенчанные миниатюрными главками, упрощенно повторяющими оформление глав собора.

До наших дней Прокопьевский собор дошёл в значительно изменённом виде.

В 1695 г. по распоряжению епископа Александра была разобрана колокольня, кирпич использовали для строительства зданий Архиерейского двора.

В 1720–1724 гг. завершение собора было перестроено и приобрело сохранившийся до наших дней вид. Первоначальные своды вместе с несущими их столбами были разобраны. Надстроены стены, получившие второй ряд кокошников, сооружён четырёхлотковый сомкнутый свод, несущий новые восьмигранные главы.

Пол в соборе был выложен чугунными плитами.

В 1867–1868 гг. к храму с юга пристроили обширный придел, освящённый во имя святителя Тихона, епископа Воронежского, а с севера – ризницу.

В нижнем ярусе закомар собора снаружи были выполнены росписи, сохранившиеся до наших дней со значительными утратами. Декор фасадов был подчёркнут отводками красного и чёрного цветов.

В 1901–1902 гг. с запада вместо паперти возвели обширную трапезную с крыльцом в псевдорусском стиле. По линии западного фасада к трапезной с юга и севера пристраивается каменная ограда с воротами, частично сохранившаяся до наших дней.

В 1980–1990-е гг. выполнена реставрация фасадов, иконостаса и настенной живописи интерьера.

Житие Прокопия Устюжского, Христа ради юродивого

Тропарь Глас 4:

В терпении твоем от Бога мзду дарований пророчества / принял еси, блаженне, / молитвами, бдением и пощением, / тело изнурив, душу же возвысив на Небесная, / Царя всех Христа Бога славы узрети сподобися / и неувядаемым венцем увязеся. Ему же с лики святых предстоя, / за люди своя моление предлагая, / тепле пролия слез источник, / избавил еси град Великий Устюг и люди своя / от труса страшнаго, и огня, и напрасныя смерти./ Темже и мы, к честней раце твоей припадающе, вопием ти: / о Прокопие чудесне, ходатай нам буди ко Господу / во дни нашедших печалей, рабом твоим, / и молися, спасет души наша.

Кондак 1

Избранный и дивный в житии и чудесех угодниче Божий, святый блаженный Прокопие, песньми духовными любовию восхваляем тя, небеснаго заступника нашего и молим ти ся прилежно: яко имеяй дерзновение ко Господу, молитвами твоими от всяких нас бед освобождай, да зовем ти: Радуйся, святый блаженный Прокопие, великий и преславный Чудотворче.

Наша церковь носит имя святого Блаженного Прокопия Устюжского и Любекского, который является особо чтимым святым как на устюжской земле в России, так и среди русских православных в Северной Германии.

Немец по происхождению он принял Православие и остался на Руси, избрав один из труднейших и великих подвигов христианского благочестия — юродство Христа ради. Первый Христа ради юродивый на Руси, прославившийся многочисленными чудесами.

Из Любека в Новгород (правая фреска,

сев.придел)

В 13-м веке он прибыл на на корабле, груженном очень большим богатством, с целью торговли из ганзейского Любека в Великий Новгород по поручению своего отца. И видит он в Великом Новгороде истинную христианскую православную веру, множество прекрасных церквей, поклонение святым иконам, слышит великий звон и святое пение, и чтение святых книг, множество монастырей, построенных около Новгорода и весьма обилующих монашеским чином. И после того, что увидел, он и понял, снизошла на него Божья благодать. И с тех пор всей душой и сердцем своим устремился к истинной Христовой вере и начал печься о ней и радеть всем существо своим день и ночь, как бы ему свершить истинный подвиг Бога ради.

Возлюбив землю Новгородскую и веру православную, ушел он от своих спутников, спрятавшись от них. Потом начал ходить по городу и монастырям, искать себе учителя, мудрого и разумного, истинного наставника в вере Христовой. И пришёл он в один монастырь, где игуменом был преподобный Варлаам, который стал для Прокопия учителем и наставником в вере Христовой. Он становится монахом и живёт в монастыре у преподобного Варлаама, начинает пост и великое о Боге терпение, принимает святое крещение и раздает всё своё имущество нищим и неимущим, Христа ради, и в монастырь преподобного Варлаама на церковное строительство храма боголепного Преображения Господа нашего Иисуса Христа.

С той поры он принял житие юродствующего Христа ради, перешел в буйство, по апостолу, глаголющему: «Братия, Бог избрал житие простодушных в мире этом, чтобы посрамить власть сильных и рассудочных мира сего, и для этого выбрал людей покорных и неимущих, дабы изничтожить имущих людей» . Многие люди Новгорода стали восхвалять его за житие и стойкость, говоря, что человек этот велик перед Богом, ибо пришел с Северной страны, из немецкой земли кораблем с большим богатством, а здесь все свое имущество роздал нищим и сиротам и в монастырь Христа ради, сам же превратился в юродивого и облекся в разодранные и непотребные одежды, став блаженным Христа ради. Блаженный Прокопий всегда слышал эти слова от людей, обращающихся к нему и весьма восхваляющих его. Но когда блаженный приходил к преподобному Варлааму, он передавал ему все похвальные слова, сказанные людьми, и затем говорил преподобному: «Я, отче, совсем не требую этого и не хочу тленной этой славы видеть и слышать от людей, ибо хочу будущей вечной жизнью наслаждаться и твоим великим учением и назиданием. И поэтому хочу, отче, отсюда удалиться и отправиться в путешествие в Восточные страны, где повелевает мне быть Господь». Преподобный же Варлаам, слыша от Прокопия такие слова, стал говорить ему: «Чадо Прокопий, не подобает тебе исходить из монастыря в мир, пока не прекратится о тебе людская молва, но побудь здесь хотя бы в течение одного года в затворничестве». И блаженный Прокопий ответил ему: «Я, отче святой, не нуждаюсь в этом и не хочу здесь оставаться. Сотвори обо мне, грешном, молитву ко Господу Богу и благослови меня на путешествие».

По благославлению преподобного Варлаама он отправился из Великого Новгорода в путешествие в восточные страны. И проходил блаженный многие города, и села, и страны, и непроходимые леса, и топи, и болота непроходимые, и все это с радостью терпел святой Христа ради, желая отыскать прежде потерянное небесное отечество. В пройденных городах и окрестных землях блаженный Прокопий перенес много оскорблений и позора, и побоев, и тычков от неразумных людей. Святой представлялся им юродивым или безумным и ничего не отвечал, а только говорил про себя: «Господи, помилуй!» — и молился за них: «Господи, не поставь им это во грех, ибо не ведают, что творят!» Великое свое терпение явил: от зимнего мороза замерзал, а в летнее время сгорал от солнечного зноя; днем ходил как юродивый, а ночью пребывал без сна и молился непрестанно Господу Богу, оплакивая грехи свои, а про себя говорил, утешая свою душу: «О Прокопий, подобает тебе, претерпев многие муки, войти в Царствие Небесное, ибо только прилагающие усилия достигают его». И утешая себя такими милосердными словами, блаженный Прокопий переходил из города в город, из страны в страну и пришел к достойному месту, которое было ему уготовлено.

Из Новгорода — в Устюг (левая фреска,

сев.придел)

И дошел блаженный Прокопий до Великого и славного града Устюга и вошел в него. И опочил после своего путешествия в верхнем конце города в ветхой часовне. Затем встав, пошел по городу и увидел в городе красоту церковную, и пожелал блаженный Прокопий тут жительствовать. Тогда все горожане увидели его и, вообразив, что он юродивый и убогий умом, вознаградили градом ударов, тычков, оскорблений, обид и ранили его. Блаженный же Прокопий, как будто чужим телом, воспринимал с благодарностью и переносил все эти оскорбления от них, неразумных людей, взирая и уповая на предстоящий подвиг, на главу веры и свершителя, Иисуса. А досаждающим ему людям не хотел причинить никакого зла и лишь мысленно молился за них, говоря: «Владыка, Царь Небесный, не посчитай им это за грех, ибо не сознают, что творят».

Когда он молился Господу Богу, то был невидим людям; Божьей помощью и благодатью был прикрываем. Житие блаженного Прокопия было таково. Славу мира суетного и мимотекущего он ни во что не ставил. Днем оскорбляемый и избиваемый людьми был истязаем многими обидами, а ночью не давал себе никакого покоя, а ходил по городу и по всем божьим церквям и молился Господу с обильными слезами, стоя на коленях, прося у Бога помощи городу и людям. С утра же опять весь день блаженный Прокопий ходил по городским улицам, пребывая в юродстве. Когда же святой хотел обрести покой от многих своих трудов или немного уснуть, тогда он ложился на улице, на помойке, или на куче мусора, или в ветхой некрытой часовне, не прикрывая свое нагое тело. И зимний мороз, и снег, и летний солнечный жар, и зной и дождь — все это переносил блаженный Прокопий с радостью и благодарностью Бога ради. И так проходили дни его жизни, И как блаженный Прокопий возлюбил Бога всей своей душою и телом, так и Бог его возлюбил и прославил в мире с юного возраста не только в наш век, но и в будущем царствии, сторицею воздав ему превеликую Свою благодать. И принял от Него блаженный Прокопий пророческий дар, а также дар чудотворения.

Затем блаженный Прокопий изволил жительствовать на паперти у соборной апостольской церкви пресвятой Богородицы, честного и преславного Ее Успения. Соборная же церковь тогда была деревянной и весьма высокой. Здесь, при церкви Пресвятой Богородицы, блаженный Прокопий бывал постоянно: зимой и летом, днем и ночью, тут же, не входя ни к кому в дом и не беспокоясь о пище и одежде, принимал немного пищи от богобоязненных прихожан и тем питал свое тело (и то не всякий день); от богатых же не принимал никакой пищи. Вот такой была жизнь этого блаженного.

Следует вспомнить важнейшие из множества чудес святого преподобного и блаженного Прокопия;

-Прокопий предвидит и предупреждает нежелающих покаяться в своих грехах горожан о надвигающейся каменной туче на Устюг. Благодаря усердным молитвам с обильными слезами и посту удаётся спасти город , но последствия этого камнепада можно увидеть и сегодня — неподалеку от города гигантский кратер, который образовался с тех пор.

-После страстной молитвы святого Прокопия перед иконой Богоматери, от образа брызнул благовонный источник мирра и потек по земле и полил многих стоящих тут людей.

-Случилось идти со своими родителями дочери некоего посадского человека Марии (трех лет от роду) во время вечерни мимо церкви Пречистой Богородицы честного и славного Ее Успения. Тогда множество людей стояло у соборной церкви, слушая вечернее пение. В это время блаженный Прокопий встал и сошел с церковной паперти. По обыкновению, святой являлся людям как безумный и юродствующий, а в этот раз, вопреки обычаю, блаженный Прокопий отдал той девочке земной поклон и сказал во всеуслышанье людям, что это идет девица Мария, будущая мать Великого отца святого Стефана, архиепископа и учителя Пермского. Тогда на церковной паперти это видели и слышали многие люди, и они стали дивиться тем словам и пророчеству блаженного Прокопия: в то время еще не было в пермской земле ни единого верующего во Христа, ибо все живущие там были язычниками.

— В зимнюю ночную стужу, когда никто не хотел впускать юродивого в дом, отгоняя палками, как пса, и его посиневшее тело начало уже замерзать на паперти церкви Пресвятой Богородицы, ему явился ангел-спаситель и чудесным образом наполнил его таким теплом, что спас его.

Об этом он доверительно рассказал будущему отцу святого Стефана Пермского юному Симеону, который рассказал об этом и других событиях лишь после

представления святого.

И наконец о постоянном знаке его проницательности и пророчеств, а также о непременном атрибуте на его иконах — кажущиеся бессмысленными — три кочерги, которые он носил в левой руке.

Когда кочерги святого бывали расположены прямо, это означало, что летом будет обильный урожай хлеба и изобилие других земных плодов, а когда его кочерги не были обращены главами вверх, означало, что ожидается хлебный неурожай и скудость других всяких плодов, и случался большой голод.

Свой день смерти святой также предвидел заранее, он умер 8-го июля 1303г. вблизи монастыря Пресвятой Владычицы честного и славного Ее Введения и святого великого архистратига Божьего Михаила и прочих небесных бесплотных сил, у святых ворот в конце помоста. Через три дня было найдено его мертвое тело под огромным сугробом, нанесенном снежной бурей.

С большими почестями он был похоронен в соборной церкви. В 1547 году был причислен к лику святых на Соборе.

Почитаниае юродивых Христа ради на Руси

Taкoв был путь святого праведного Прокопия, первым на Руси совершивший один из самых тяжелейших подвигов — юродство Христа ради, ради спасения своей души и служения ближним с целью их нравственного пробуждения.

Позже еще 35 человек на Руси добровольно последовали путем Юродства, совершили подвиг христианского благочестия ради служения Богу и были канонизированы Православной церковью.

Русский народ питает особую любовь к такому типу святых. На западе и в других православных странах такое явление, как парадоксальный вид духовного подвижничества, добровольное отречение от ума и добродетели, принятие на себя образа безумного при полном внутреннем самосознании во славу служения Богу — почти не встречается.

Из Устюга — в Любек и Гамбург

После второй мировой войны сотни тысяч людей, спасаясь от сталинской диктатуры и нищеты эмигрировали из бывшего Советского Союза, в поисках новой родины в Западную Европу, а также на север Германии. И здесь они всем сердцем приняли бывшего купеческого сына из Любека, который так же как и они покинул свою родину, стал эмигрантом. Но не по причине политических неурядиц и войны прибыл он тогда на север России, а из-за внутреннего беспокойства, поиска истинной веры, и именно здесь снизошла на него Божья благодать и он обрёл с Божьей помощью душевный покой.Добровольно оборвав все светские и родственные связи, отказавшись от благ жизни земной, немецкий юродивый Христа ради Прокопий стал образом, объединящий народы. Образ , который выражает стремление русской души к объединению с Богом, а также уверенность, что для Бога важно не географическое происхождение и культурный уровень, а истинное признание Его Господства. Поэтому и назвали православные русские свои новые церкви в честь святого блаженного Прокопия Любекского и Устюжского, открыли и открывают в чужом для них окружении ищущим людям другой веры защищенность на острове «святая Русь», объединяя со своим горячим желанием интегрироваться в иное для них культурное пространство.

Таким образом вернулся эмигрант по религиозным убеждениям святой Прокопий Устюжский, истинной родиной которого является Царство Божие на его мирское место рождения в Северную Германию.

Праведный Прокопий, Христа ради юродивый, Устюжский чудотворец

Святой Прокопий Устюжский, будучи еще богатым варяжским купцом, по торговым делам прибыв в Великий Новгород, был поражен красотой богослужений восточной Православной Церкви. Пожелав принять Православие, и для того, чтобы больше узнать о христианском учении, он удалился в Хутынский монастырь, где, проникшись духом евангельского учения и глубоко утвердившись в своем намерении, Прокопий принял святое Крещение.

Раздав все свое имущество нищим и презрев блага окружающего мира с его страстями, блаженный Прокопий принял обет юродства Христа ради, связанное с терпением бесчисленного множества различного рода лишений и оскорблений. С великой кротостью перенося удел юродивого, он удалился из Новгорода и нашел приют в Великом Устюге. В любое время года одетый только в грязное, дырявое рубище, святой Прокопий каждый свой день обычно проводил на открытом воздухе, а ночью горячо, со слезами молился, удалившись в один из местных храмов. Твердо следуя в своей жизни учению Христову, Прокопий нисколько не заботился о хлебе насущном: питался скудно, принимая пищу только от добрых, благочестивых людей, для краткого сна устраивался в каком-нибудь грязном строении под открытым небом или прямо на голой земле.

Блаженный Прокопий обладал чудесным даром пророчества. Так, увидев однажды в соборном храме некую трехлетнюю девочку по имени Мария, он поклонился ей до земли и во всеуслышание сказал: «Се идет мать великого Стефана епископа, учителя Пермского». Предсказание блаженного Прокопия впоследствии исполнилось: Мария стала матерью первого епископа Пермского – святителя Стефана.

Избрав местом своего постоянного пребывания паперть при Устюжском соборном храме Пресвятой Богородицы, блаженный Прокопий все свое время проводил в пламенных, коленопреклоненных молитвах.

Однажды, объявив своим согражданам, что за тяжкие грехи им грозит праведный гнев Божий, святой призвал устюжан к покаянию. Но призывы юродивого оставались тщетными, горожане лишь посмеивались в ответ на предостережения Прокопия о том, что Господь за грехи человеческие пошлет огненный град на город и погубит его. Все дни и ночи в неустанных молитвах и безутешных рыданиях проводил святой на церковной паперти.

Спустя неделю наступил для горожан Устюга страшный день: в полдень от надвинувшейся черной тучи наступил полный мрак, приведший в ужас и смятение устюжан. Со всех сторон сверкали молнии и раздавались страшные удары грома. Земля под ногами пришла в движение. Только теперь поняли горожане, как глубока пропасть их греховности, навлекшая Божий гнев, и осознали необходимость покаяния. Все стеклись в храмы и со слезами молили Господа о помиловании и отвращении несчастья. Блаженный Прокопий вместе со всем народом, падши перед иконой Божией Матери, усердно и горячо молился о всех согрешивших. И тогда в соборном храме Великого Устюга от святого образа Благовещения Пресвятой Богородицы было всенародно явлено чудное знамение – из иконы в изобилии источилось благоухающее миро, которым были наполнены все церковные сосуды.

По милосердному заступлению Божией Матери Господь избавил устюжан от верной погибели – грозная туча прошла мимо города и в отдалении на пустынном месте разразилась с ужасающей силой. Дождь из раскаленных камней полностью выжег лес в верстах двадцати от Устюга. В воспоминание этого чудесного избавления, произошедшего в 1290 году, и установлено ежегодное празднование чудотворное иконе Божией Матери.

Другом и собеседником блаженного Прокопия был преподобный Киприан, основатель Устюжского Архангельского монастыря. Еще один современник святого – клирик соборной церкви Симеон, который был свидетелем и очевидцем благочестивой во Христе жизни юродивого, смог усмотреть в нем великую духовную мудрость и почивающую на преподобном несомненную благодать Божию. Симеон записал и сохранил для потомков многие дивные события из жизни праведного Прокопия.

Чувствуя приближение кончины, блаженный пошел к обители святого Архангела Михаила и там мирно почил. Только на четвертый день по смерти его запорошенное снегом тело было найдено под мостом. Соборное духовенство, сопровождаемое народом, взяли тело святого угодника Божия и, с почестями препроводив его в храм, совершили отпевание. Святой Прокопий Устюжский, Христа ради юродивый, был погребен в указанном им самим месте, а на могилу его положили камень.

Впоследствии на этом месте была возведена церковь, в которой совершилось немало чудес и исцелений. К лику святых блаженный Прокопий был причислен Московским Собором в 1547 году.