Прокудин горский фотографии

1904-1916. Фотографии С.М. Прокудина-Горского (1863-1944)

1909, Russua. Three generations. A.P. Kalganov with son and granddaughter. The last two work in the shops of the Zlatoust plant.
Я тут недавно делал подборку фотографий Прокудина-Горского для своего англоязычного блога. Пусть уж тогда и тут повисит, раз работу проделал. Единственное, на что у меня не хватит сил, это на переделывание подписей по-русски. Уж простите, но подписи будут по-английски. Зато по-русски я добавлю небольшой спроводительный текст.
***
Вот вроде все слышали про Прокудина-Горского, особенно после фильма Парфёнова «Цвет нации» (любопытно, конечно, было наблюдать ажиотаж вокруг того, что итак давно известно). А хороших подборок фотографий одного из первых в мире, между прочим, цветных фотографов я не встречал. Понятно, что Сергей Михайлович был в первую очередь химиком. Однако он столько лет посвятил любимому делу, что со временем у него начали получаться неплохие снимки, а не просто фиксация реальности.
Если говорить про историю, то формально Прокудин-Горский не был первым фотографом, снимающем в цвете. Как минимум, до него были Джеймс Кларк Максвелл, Габриель Липман, Фредерик Айвис, Герман Фогель, Луи Дюко дю Орон, Шарль Кро, Джон Джоули, а параллельно с ним Рудольф Фишер, Джордж Истман, Леопольд Манне, Леопольд Годовский, братья Люмьер и Адольф Мите, которого Сергей Михайлович считал своим учителем и у которого позаимствовал конструкцию уосвершенствованной им затем камеры.
Однако никто из перечисленных людей не оставил фотографического наследия, почти все они были в первую очередь учеными, химиками, физиками и первооткрывателями. Они создавали теорию цветоделения, разрабатывали и усовершенствовали технологию, открывали сенсебилизатры, светочуствительные пластинки и химикаты. Но никто из них не фотографировал.
Прокудин-Горский не просто усовершенствовал наработки предшественников с технологической точки зрения (на его счету не мало химических изобретений), но и сделал более 4000 фотографий в разных уголках планеты. К сожалению, благодаря событиям 1917 года до нашего времени дошли чуть менее 2000 пластин, причем сохранены они исключительно благодаря тому, что были вывезены из России и в настоящее время находятся в Библиотеке Конгресса США.
Когда демонстриуют снимки Прокудина-Горского, чаще всего речь идет о фотографиях России. Не все знают о том, что кроме этого Сергей Михайлович снимал на Украине, в Белорусии, на территориях современной Грузии и Узбекистана, Таджикистана, Кыргизстана, Азербайджана, Турции, Латвии, Финляндии, Франции, Швейцарии, Германии, Дании, Италии и Австрии. Но большая часть дошедших до нас снимков действительно сделана в в пределах территории тогдашней России.
Обычно подборки фотографий Прокудина-Горского состоят из видовых картинок и привлекают внимание скорее любителей истории, чем фотографии. Существуют специальные сайты, где люди изучают оставленное им наследие, находят места, где были сделаны фотографии, делают снимок с того же ракурса и создают библиотеку сравнений «100 лет спустя». Все это, наверное, весьма любопытно, но лично мне никогда не было интересно. Точнее, интерес к видовым открыткам довольно быстро угасает, стоит посмотреть пару десятков. А вот фотографии людей я могу разглядывать очень долго, и многократно к ним возвращаться.

Несмотря на то, что фотографий с людьми у Прокудина-Горского не так уж и много, они есть. В этой подборке из 64 фотографий я решил собрать лучшие из них, плюс добавил буквально пару пейзажей для дополнения общей картины. Все фотографии в достаточно хорошем качестве (1800 px по длинной стороне). Часть я подкорректировал по цвету, но в основном удовлетворился репродукциями с сайта www.prokudin-gorsky.org.

1907, Uzbekistan. Chained prisoners, Bukhara

1911, Uzbekistan. Emir of Bukhara. Bukhara

1911, Russia. Dagestani types, village of Arakani

1907, Uzbekistan. Prison of the town of Bukhara.

1907, Uzbekistan, Bakery in the town of Bukhara

1916, Russia. On the handcar outside Petrozavodsk on the Murmansk railway

1910, Russia. Work at the Bakalskii mine, Tiazhelyi iron mine. Irkuskan hill near Bakal

1907, Kyrgyzstan. At the Saliuktin mines.

1909, Russia. Peasant girls, Topornya village

1909, Russia. Dagestan, village of Arakani, Lezgian

1912, Georgia. Georgian women, in the park of Borzhom

1912, Georgia, Cotton. In Sukhum Botanical Garden

1912, Azerbaijan. Mugan. Settler’s family. Settlement of Grafovka, Grafskii

1911, Uzbekistan. Sart types. Samarkand

1911, Uzbekistan. Nazar Magomet. Golodnaia Steppe

1911, Uzbekistan, Nomadic Kirghiz. Golodnaia Steppe

1910, Russia. Spinning yarn. In the village of Izvedovo

1911, Russia. His Highness Khan of Khiva in Winter Palace, Saint Petersburg

1912, Russia. Laying concrete for the dam’s sluice. Near the village of Beloomut

1911, Uzbekistan. Doctors. Samarkand

1912, Turkey. Mullah with his female students near the Artomelinskaia mosque in Artvin

1910, Russia. Bashkir switchman. Near Ust-Katav station

1912, Turkey. Armenian woman in holiday attire, Artvin

1909, Russia. Ostrechiny. Study. Svir River

1912, Georgia. Mullahs in mosque. Aziziia. Batum

1912, Azerbaijan, Mugan Steppe. Georgian woman in a folk costume

1916, Russia. Group of railroad construction participants. On the pier in Kem-Pristan

1916, Russia. Baling machine for hay. Near Kondopoga village

1916, Russia. Austrian prisoners of war near a barrack, near Kondopoga village

1916, Russia. Group. Near the lake of Vygozero

1911, Uzbekistan. Bukhara bureaucrat. At the palace In the Emir’s Shir-Budun garden near Bukhara

1911, Uzbekistan, Shepherd. Samarkand

1911, Uzbekistan. Sentry at the palace, and old cannons. In Registan square. Bukhara

1911, Uzbekistan. At work on the upper reaches of the Syr-Darya. Golodnaia Steppe

1912, Russia. Night camp by a rock on the bank of the Chusovaia

1911, Uzbekistan. Camel caravan carrying thorns for fodder. Golodnaia Steppe

1904, Ukraine. In Little Russia. Near the town of Putivl in Kursk Province

Study with boy. Western Europe

1912, Belorussia. Harvested field. Vitebsk Province

1909, Russia. Haying at the Leushinskii Monastery

1911, Uzbekistan. Group of Jewish children with a teacher. Samarkand

1908, Switzerland. At veranda in Lugano

1912, Georgia. Packaging department. Borzhom

1911, Uzbekistan. On the Registan. Samarkand

1911, Turkmenistan. Supplying cotton to cotton-processing manufacture in the Murgab Estate. Bairam-Ali

1911, Uzbekistan. Prime Minister of Bukhara (Kush-Beggi)

1907, Uzbekistan. Students. Samarkand

1911, Uzbekistan. Carpenter. Samarkand

1911, Uzbekistan. Trader in the Registan. Samarkand

1909, Russia. Northwest part of the town of Zlatoust

1916, Russia. Group of railroad construction participants. On the pier in Kem-Pristan

1911, Uzbekistan. Kebab restaurant. Samarkand

1911, Uzbekistan. In the court of Shir-Dor mosque. Samarkand

1909, Russia. Pinkhus Karlinskii. Eighty-four years old. Sixty-six years of service. Supervisor of Chernigov floodgate

1911, Turkmenistan. Tekin with his family. Bairam-Ali area

1911, Turkmenistan. Supplying cotton to cotton-processing manufacture. Bairam-Ali area, Murgab Estate

1911, Uzbekistan. Water-carrier. Samarkand

1911, Uzbekistan. Policeman in Samarkand

1911, Turkmenistan. Workers packing oil cake. Bairam-Ali

50 фотосравнений — «По следам Прокудина-Горского: 100 лет спустя»

В начале ХХ века пионер цветной фотографии в России Сергей Михайлович Прокудин-Горский отправился по заказу императора Николая II в путешествие по Российской империи. В задачу фотографа входила съемка мест, которые он будет посещать. Результатоем стала знаменитая коллекция из множества высококачественных фотографий по методу цветоделения.

Через сотню лет по тому же маршруту отправилась группа энтузиастов, которые решили воссоздать кадры Прокудина-Горского. В результате на сайте международного проекта «Наследие С. М. Прокудина-Горского» в рамках акции появилось более 700 изображений.

Предлагаем вашему вниманию 50 таких фотосравнений

1. Собор Рождества

Автор современного снимка В. Ратников
Датировка снимков 1912/2018

2. Вид на Крохино с плотины Императрицы Марии Федоровны

Автор современного снимка Антон Соляев
Датировка снимков 1909/2018

3. Вид на Волгу с городища у Старицы

Автор современного снимка В. Ратников
Датировка снимков 1910/2013

4. стена Спасо-Ефимиевского монастыря.

Автор современного снимка В. Ратников
Датировка снимков 1912/2018

5. Входные врата Преподобенского Ризположенского монастыря. Суздаль.

Автор современного снимка В. Ратников
Датировка снимков 1912/2018

6. Крым. У Ай-Тодора. Виноградники в имении Великого Князя

Автор современного снимка В. Ратников
Датировка снимков 1905/2017

7. Церковь во имя Св. Петра и Павла.

Автор современного снимка В. Ратников
Датировка снимков 1909/2013

8. Ласточкино гнездо.

Автор современного снимка В. Ратников
Датировка снимков 1904/2018

9. Севастополь. Бульвар

Автор современного снимка В. Ратников
Датировка снимков 1905/2018

10. Общий вид гор. Белозерска с крепостного вала.

Автор современного снимка Антон Соляев
Датировка снимков 1909/2018

11. Вид на Суздаль по р. Каменке

Автор современного снимка В. Ратников
Датировка снимков 1912/2018

12. г. Владимир. Вид с Пушкинского бульвара с восточной стороны

Автор современного снимка В. Ратников
Датировка снимков 1911/2018

13. г. Владимир на Клязьме. Вид от Успенского собора с юго-запада

Автор современного снимка В. Ратников
Датировка снимков 1911/2018

14. Алтарная сторона Дмитриевского собора.

Автор современного снимка В. Ратников
Датировка снимков 1911/2018

15. Правый берег Иртыша у Тобольска с юго-востока

Автор современного снимка Вадим Разумов
Датировка снимков 1912/2018

16. Набережная г. Тобольска с севера

Автор современного снимка Вадим Разумов
Датировка снимков 1912/2018

17. Вид на г. Тобольск от Успенского собора с северо-западной стороны

Автор современного снимка Вадим Разумов
Датировка снимков 1912/2018

18. г. Зубцов. Волжская и Вазузская стороны с мостом через Волгу

Автор современного снимка В. Ратников
Датировка снимков 1910/2008

19. г. Зубцов. Слияние Вазузы с Волгой

Автор современного снимка В. Ратников
Датировка снимков 1910/2008

20. Общий вид Покровского женского монастыря с юга

Автор современного снимка В. Ратников
Датировка снимков 1912/2016

21. Вид на Екатеринбург от дачи Начальника Горного Округа

Автор современного снимка Антон Азовцев (to4et)
Датировка снимков 1909/2012

22. Кирилло-Белозерский монастырь

Автор современного снимка В. Ратников
Датировка снимков 1909/2013

23. Вид на г. Златоуст с запада

Автор современного снимка Сергей Смирнов
Датировка снимков 1909/2018

24. Скалы у железнодорожного переезда близ Юрюзанского завода

Автор современного снимка Антон Азовцев (to4et)
Датировка снимков 1910/2016

25. Запруда на реке Юрюзань. Буны.

Автор современного снимка Антон Азовцев (to4et)
Датировка снимков 1910/2016

26. Бухарская тюрьма

Автор современного снимка Рахмат Шарифов
Датировка снимков 1907/2017

27. Харитоновский дом в Екатеринбурге

Автор современного снимка Антон Азовцев (to4et)
Датировка снимков 1909/2012

28. Общий вид Оршского монастыря с дороги от Волги

Автор современного снимка Валентина Буркова
Датировка снимков 1910/2017

29. Долина р. Сочи

Автор современного снимка В. Ратников
Датировка снимков 1912/2017

30. Река Сочи

Автор современного снимка В. Ратников
Датировка снимков 1912/2017

31. Общий вид на Сочи с востока с батареи

Автор современного снимка В. Ратников
Датировка снимков 1912/2017

32. Общий вид Колочского монастыря

Автор современного снимка В. Ратников
Датировка снимков 1911/2016

33. Станция Бородино

Автор современного снимка В. Ратников
Датировка снимков 1911/2016

34. Рязань. Общий вид с севера

Автор современного снимка Кинелёв Геннадий
Датировка снимков 1912/2011

35. Рязань. Общий вид с колокольни Успенского собора с сев.-

Автор современного снимка Кинелёв Геннадий
Датировка снимков 1912/2011

36. Рязань. Вид с востока

Автор современного снимка Кинелёв Геннадий
Датировка снимков 1912/2011

37. Вид на р. Миасс в Челябинске

Автор современного снимка Антон Азовцев (to4et)
Датировка снимков 1909/2014

38. Река Москва от Ферапонтовского монастыря. У Можайска

Автор современного снимка В. Ратников
Датировка снимков 1911/2012

39. Вид с горы на ст. Миас

Автор современного снимка Пястолов Александр
Датировка снимков 1909/2014

40. Мельница близ г. Луги С-Петербургской губернии

Автор современного снимка Студия «Намедни»
Датировка снимков 1905/2013

41. Водоспуск на 3ей версте от г. Шлиссельбурга

Автор современного снимка Шаров Сергей
Датировка снимков 1909/2014

42. Деревня Каменка. Общий вид.

Автор современного снимка Антон Азовцев (to4et)
Датировка снимков 1912/2012

43. Погост

Автор современного снимка Студия «Намедни»
Датировка снимков 1904/2013

44. Батум. Нобелевский городок с форта II

Автор современного снимка Шота Гуджабидзе
Датировка снимков 1912/2013

45. Торжок. Лагерь и казармы

Автор современного снимка В. Ратников
Датировка снимков 1910/2010

46. Церковь во имя Рождества Христова в Крохине

Автор современного снимка В. Ратников
Датировка снимков 1909/2013

47. Остановка плотов на ночь у г. Старицы

Автор современного снимка В. Ратников
Датировка снимков 1910/2013

48. Село Илемсельга

Автор современного снимка В. Ратников
Датировка снимков 1916/2012

49. г. Екатеринбург. Центральная часть с прудом

Автор современного снимка Антон Азовцев (to4et)
Датировка снимков 1909/2012

50. Набережная в г. Череповце

Автор современного снимка В. Ратников
Датировка снимков 1909/2011

Прокудин-Горский — русский фотограф, химик (ученик Менделеева), изобретатель, издатель, педагог и общественный деятель, член Императорского Русского географического, Императорского Русского технического и Русского фотографического обществ.

Прежде всего Прокудин-Горский стал широко известен благодаря тому, что внёс значительный вклад в развитие фотографии и кинематографии. Он был пионером цветной фотографии в России, создателем «Коллекция достопримечательностей Российской империи».

Сергей Михайлович Прокудин-Горский родился (18 (30) августа 1863, Фуникова Гора, Покровский уезд, Владимирская губерния. О первых двадцати годах жизни С. М. Прокудина-Горского практически никаких сведений нет.

О начальном образовании Сергея Прокудина-Горского также ничего не известно, возможно, оно было домашним. Когда мальчик подрос, его отправили воспитываться в Петербург, в знаменитый Александровский лицей, откуда через три года по какой-то неизвестной причине забрал отец.

Дальнейшая история молодых лет Сергея Прокудина-Горского до настоящего времени является собранием мифов и заблуждений, идущих от книги Роберта Оллсхауза «Фотографии для царя» («Photographs for the Tsar», 1980 г.), в которой изложена самая первая версия биографии Сергея Михайловича.

Но с того времени как он уже приобрел известность расхождений в биографии практически нет. В 1897 году Прокудин-Горский сделал доклады о технических результатах своих фотографических исследований Пятому отделу Императорского Русского Технического общества (ИРТО) (и продолжил эти доклады вплоть до эмиграции 1918 года).

В 1898 году Прокудин-Горский стал членом Пятого фотографического отдела ИРТО и выступил с сообщением «О фотографировании падающих звёзд (звёздных дождей)». Уже в то время Prokudin-Gorskiy являлся российским авторитетом в области фотографии, ему была поручена организация курсов практической фотографии при ИРТО.

В 1898 году Прокудин-Горский опубликовал первые книги из серии работ по техническим аспектам фотографии: «О печатании с негативов» и «О фотографировании ручными фотоаппаратами».

В 1900 году Русское техническое общество показало чёрно-белые фотографии Прокудина-Горского на Всемирной Парижской выставке. А 2 августа 1901 года в Петербурге открылась «фотоцинкографическая и фототехническая мастерская» С. М. Прокудина-Горского, где в 1906—1909 годах располагалась лаборатория и редакция журнала «Фотограф-любитель», в котором Прокудин-Горский опубликовал серию технических статей о принципах воспроизведения цвета.

В 1902 году Прокудин-Горский в течение полутора месяцев обучался в фотомеханической школе в Шарлоттенбурге (около Берлина) под руководством доктора Адольфа Мите. Последний в том же 1902 году создал свою модель камеры для цветной съёмки и проектор для демонстрации цветных снимков на экране.

13 декабря 1902 года Прокудин-Горский впервые объявил о создании цветных диапозитивов по методу трёхцветной фотографии А. Мите, а в 1905 году запатентовал свой сенсибилизатор, значительно превосходивший по качеству аналогичные разработки иностранных химиков, в том числе сенсибилизатор Мите.

Состав нового сенсибилизатора делал бромосеребряную пластину одинаково чувствительной ко всему цветовому спектру.

В 1903 году Прокудин-Горский опубликовал брошюру «Изохроматическое фотографирование ручными фотоаппаратами». Точная дата начала цветных съемок Прокудиным-Горским в Российской империи до сих пор не установлена.Наиболее вероятным является, что первая серия цветных снимков была сделана в ходе поездки по Финляндии в сентябре-октябре 1903 года

3 мая 1909 г. состоялась судьбоносная встреча Проскудина-Горского с царем Николаем II, которую Проскудин-Горский подробно описал в своих воспоминаниях 1932 г.

Очарованный увиденными цветными снимками, Николай II представляет Прокудину-Горскому дает разрешение снимать в любых местах, с тем, чтобы фотограф мог запечатлеть «в натуральных красках» все основные достопримечательности Российской империи от Балтийского моря до Тихого океана.

Прокудин-Горский также получает разрешение на использование необходимые для путешествий транспортные средства. Всего было запланировано сделать 10.000 снимков за 10 лет. Эти уникальные фотоматериалы Прокудин-Горский, прежде всего, хотел использовать, с целью просвещения – установить в каждом училище проектор и показывать на цветных слайдах-диапозитивах всё богатство и красоту бескрайней страны. А новый учебный предмет должен был называться «Родиноведение».

Уже через несколько дней после встречи с царем Прокудин-Горский отправляется в первую экспедицию – по Мариинскому водному пути от Петербурга до Волги. Съемка были приурочены к 200-летнему юбилею открытия этой водной магистрали. Того же года, 1909, осенью, проводится съемка по северной части промышленного Урала.

В 1910 г. Прокудин-Горский совершает два путешествия по Волге, запечатлев её от самых истоков до Нижнего Новгорода, а летом, он также снимает южную часть Урала. Летом 1911 г. Проскудин-Горский проводит фотосъемку в Костроме и Ярославской губернии, а к предстоящему юбилею 1812 г. проводится съемка мест вокруг Бородино. Весной и осенью 1911 г. фотограф успевает ещё дважды посетить Закаспийскую область и Туркестан.

Насыщенным становится и 1912 г., когда с марта по сентябрь Прокудин-Горский совершает две фото-экспедиции на Кавказ, где снимает Муганскую степь, совершает поездку по планируемому Камско-Тобольскому водному пути, и проводит съемки местностей, связанных с памятью об Отечественной войне 1812 г. – от Малоярославца до литовской Вильны, также фотографирует строительство Кузьминской и Белоомутской плотин на Оке. и города Рязань и Суздаль

Однако в самый разгар проект прекращается. Предполагают, что у фотографа просто кончились деньги, так как вся работа, кроме транспортных расходов, производилась за его личный счет. С 1910 г. Прокудин-Горский вел переговоры с правительством о приобретении его уникальной коллекции, с целью обеспечить финансирование дальнейших экспедиций. После долгого рассмотрения его предложение получило поддержку на самом высоком уровне, но в итоге коллекция так и не была выкуплена.

Возможно, именно ввиду финансовых проблем с 1913 г. Прокудин-Горский стал уделять внимание предпринимательской деятельности, делая упор на привлечение к своим проектам крупных бизнесменов. В январе 1913 г. он учреждает товарищество на вере «Торговый дом С.М.Прокудин-Горский и К0».

В марте 1914 г. организуется Акционерное общество «Биохром» (услуги по цветной фотографии и по печатанию фотографий) с основным капиталом в 2 миллиона рублей, которому передаётся вся собственность «Торгового дома». Прокудин-Горский с весьма скромным пакетом акций входит в состав правления. Возможно, именно в качестве своего вклада в уставный капитал он передает «Биохрому» права на коллекцию своих снимков.

В 1913-1914 гг. Прокудин-Горский со всей присущей ему страстью занимается созданием цветного кинематографа, патент на который он получает совместно со своим коллегой и компаньоном Сергеем Олимпиевичем Максимовичем. Изобретатели поставили перед собой задачу создать такую систему цветного кино, которую можно будет использовать в широком прокате.

Летом 1914 г. во Франции было построено всё необходимое оборудование для съемки и показа цветных фильмов, но развитию этого нового проекта помешала начавшаяся Первая мировая война. Ни одна из экспериментальных цветных кинолент Прокудина-Горского, включая съемку выхода царской процессии в 1913 г., до сих пор не найдены.

Как писал в своих воспоминаниях 1932 г. сам Сергей Михайлович, с наступлением войны ему пришлось отдать свой специально оборудованный вагон, а самому заниматься цензурой прибывающих из-за границы кинематографических лент, обучением съёмкам с аэропланов русских летчиков

В 1915 г., Прокудин-Горский возвращается к «делу всей своей жизни», как о называл цветную фотографию, и с помощью акционерного общества «Биохром» пытается наладить массовый выпуск недорогих диапозитивов со снимков своей коллекции. В том же 1915 г. эти диапозитивы поступают в открытую продажу, но, дело не получает коммерческого успеха.

В 1915 г. Прокудин-Горский создаёт два замечательных юбилейных фотопортрета Федора Шаляпина, в сценических костюмах Мефистофеля и Бориса Годунова. Эти снимки были опубликованы сразу в нескольких изданиях, благодаря чему мы можем их и сейчас видеть. К сожалению, негативы бесследно исчезли.

Летом 1916 г. Прокудин-Горский совершает свою последнюю фото-экспедицию по России, снимает только что отстроенный южный участок Мурманской железной дороги, в том числе лагеря австро-германских военнопленных. По чьему приказу и в каких целях делалась эта съемка секретных военных объектов – до сегодняшнего дня остается загадкой.

После Октябрьской революции 1917 г. Прокудин-Горский ещё несколько месяцев ведёт активную деятельность в России: входит в состав оргкомитета Высшего института фотографии и фототехники, а в марте 1918 г. демонстрирует свои снимки в Зимнем дворце для широкой публики в рамках «Вечеров цветной фотографии», организованных по инициативе Внешкольного отдела Наркомпроса РСФСР.

С вступительным словом перед этим показом выступил нарком Луначарский, который к удивлению многих оказался большим ценителем и знатоком фотографии.

Надо заметить, что знания и опыт Сергея Михайловича были востребованы советской властью, как большого специалиста по цветной печати. Поэтому, 25 мая 1918 г. В. И. Ленин дал указание о включении Прокудина-Горского в состав коллегии Экспедиции по заготовлению государственных бумаг.

С того времени типография на Б. Подъяческой, 22, принадлежащая обществу Проскудин-Горскому стала получать заказы от советских властей. К примеру, в 1918 г. издательство «Коммунистъ» заказывало там клише для книги В. М. Величкиной «Швейцария».

В августе 1918 г. Прокудин-Горский по поручению Наркомпроса отправился в командировку в Норвегию с целью закупки проекционного оборудования для низших школ, и у фотографа опять появилась надежда, что новая власть позволит ему осуществить мечту, так и не состоявшуюся при прежней царской власти: чтобы его цветные снимки увидели миллионы школьников и студентов по всей России.

Но к великому разочарованию, фотографу уже было не суждено вернуться на Родину. В стране началась гражданская войн и, командировка превратилась в эмиграцию. В мае 1919 г. Прокудин-Горский собрал в Норвегии группу для продолжения работы над цветным кинематографом. Однако приготовления столкнулись с огромными трудностями, о чём он сам писал впоследствии: «Норвегия является страной, совершенно не приспособленной для научно-технических работ».

Поэтому, в сентябре 1919 г. фотограф перебирается из Норвегии в Англию, где продолжает работу по созданию цветного кино. Всю аппаратуру пришлось делать заново, буквально «на коленке», так как денег не хватало катастрофически. Привлеченные к проекту компаньоны не могли удовлетворить в полном объеме необходимые средства, да и имеющиеся не всегда могли предоставить вовремя.

К тому же в это время, к началу 1920-х гг., началась конкуренция, так как цветной кинематограф в Европе активно осваивали уже несколько фирм, хотя до широкого коммерческого применения было ещё далеко.

С 1921 г. и до самой смерти в 1944 г. Прокудин-Горский жил во Франции, куда в 1923-25 гг. из России перебрались члены его семьи. Последними, в марте 1925 г., из СССР выехали его первая жена и дочь Екатерина со своим сыном Дмитрием. В 1920 г. Сергей Михайлович женится на своей сотруднице Марии Федоровне Щедриной и в 1921 г. у них родилась дочь Елена.

Работа по созданию цветного кино к 1923 г. потерпела финансовый крах. К этому моменту относится идея переезда в Соединенные Штаты для продолжения работы, но скорее всего из-за болезни Сергея Михайловича эта поездка не осуществилась. Не реализовав идеи Проскудин-Горский вместе с сыновьями стал заниматься привычным для себя делом фотографированием.

Что стало с знаменитой коллекцией? Вот, что удалось узнать JuicyWorld.org . Согласно записям Сергея Михайловича, «благодаря удачно сложившимся обстоятельствам» ему удалось получить разрешение на вывоз наиболее интересной её части. Когда и при каких обстоятельствах это произошло – до сих пор остаётся загадкой.

Первое упоминание о нахождении коллекции во Франции относится к концу 1931 г., когда её показали соотечественникам-эмигрантам. В 1932 г. была составлена записка о коммерческой эксплуатации коллекции, которая перешла в собственность сыновей Прокудина-Горского Дмитрия и Михаила.

Предполагалось закупить новый проекционный аппарат (взамен оставленного в России) и проводить демонстрации снимков в цвете, а также издавать их в виде альбомов. Но, осуществить этот замысел не удалось, скорее всего, из-за отсутствия необходимых средств.

До 1936 г. Прокудин-Горский выступал с лекциями на различных мероприятиях русской общины во Франции, демонстрируя свои снимки, в том же году он опубликовал свои воспоминания о встрече с Львом Толстым в Ясной Поляне.

Скончался Сергей Михайлович 27 сентября 1944 г. в «Русском доме» на окраине Парижа, вскоре после освобождения города союзниками. Могила Сергея Михайловича находится на русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.

Сергей Михайлович Прокудин-Горский (Prokudin-Gorskiy)

Редчайшие цветные фотографии Прокудина-Горского (70 фото)

17 Ноября 2012

И всё же откуда сто лет назад взялся цвет?
Как это было сделано?
Ведь ещё совсем недавно — лет 30-40 назад цветное фото было экзотикой. Ещё на моей памяти псевдо цветные раскрашенные снимки…

За время этой работы было отснято несколько тысяч пластин. Отработана технология вывода цветного изображения на экран.

А самое главное — создана галерея прекрасных фотографий, беспрецедентная по качеству и объёму. И впервые подобная серия снимков была разложена на цвета. Тогда лишь с целью вывода с помощью диапроектора на экран.

Коллекция фотопластин пережила и многочисленные переезды семьи Прокудина-Горского, и немецкую оккупацию Парижа.

В 1948 году представитель Рокфеллеровского фонда Маршалл приобрел у Прокудиных-Горских около 1600 фотопластинок за сумму 5 000 долларов. С тех пор пластины долгие годы хранились в библиотеке Конгресса США.

Недавно только кому-то пришла в голову мысль попробовать отсканировать и совместить 3-пластиночные фотоработы Прокудина — Горского на компьютере. И случилось почти чудо — казалось, потерянные навсегда образы ожили.»

Автор Сергей Михайлович Прокудин-Горский

Розыгрыш на стройплощадке >

Прокудин-Горский — этапы пути

Сергей Михайлович Прокудин-Горский родился 30 августа 1863 года в Муроме. Сегодня 155 лет со дня его рождения. Опустим его детство и юность и перейдем сразу к главному событию.

Прокудин-Горский демонстрирует цветные слайды

Зимой 1905 года в Москве и Петербурге произошли знаменательные события. А именно, демонстрация фотографических изображений в цвете. Изображения эти проектировались на большой экран при помощи специального оборудования. Демонстрации проводил Сергей Михайлович Прокудин-Горский.

Прокудин-Горский

Несколько лет он ездил по Российской империи, запечатлевая красивые места. Он побывал на Карельском перешейке, в грозных горах Дагестана, в Гаграх, в Курской губернии, а также в Новом Афоне,

Зрители были в восторге. Они сопровождали демонстрацию бурными овациями. Так в Россию пришла новая эра — эра под названием «цветная фотография».

Кстати, оборудование было построено по специальному заказу именно для Прокудина – Горского. Выполнено оно было по чертежам его учителя А Митте в 1903 году. На протяжении 1902 года он трудился в лаборатории Адольфа Митте в Германии. Он даже смог превзойти своего учителя. Дело в том, что Прокудину-Горскому удалось создать рецептуру состава для покрытия пластин. Эта его эмульсия была очень чувствительна. Она воспринимала все цвета спектра. Это была одна из вех на пути к получению качественной цветной фотографии.

Прокудин-Горский и Община святой Евгении

Фотограф загорается идеей запечатлеть разнообразные виды России и издать их в виде цветных открыток. Не имея своих достаточных средств для осуществления мечты, Прокудин-Горский излагает свою идею в Петербургском отделении Красного креста (Община Святой Евгении). Там ему выдали аванс, и он смог отправиться в экспедицию. Он успевает запечатлеть виды Петербурга, Севастополя, а также Курска, Сочи, Киева. Но далее община прекращает с ним сотрудничество.

Прокудин-Горский — деятельность с 1906 по 1908 годы

Сергей Михайлович с 1906 по 1908 годы занимается популяризацией цветной фотографии. Он является главным редактором журнала «Фотограф-любитель».

В декабре 1906 года он отправляется в Туркестан. Экспедиция эта организована Русским географическим обществом. Ему удается заснять многообразные памятники старины, а также колоритные типы населения Бухары и Самарканда.

В 1908 году Прокудин-Горский едет по предварительной договоренности в Ясную Поляну. Здесь он создает портрет 80-летнего Льва Толстого. Этот портрет и виды Ясной Поляны были изданы в виде открыток, а также опубликованы во многих журналах. Слава о фотографе, создающем цветные изображения, разошлась по России.

Благословение императора

Результатом пришедшей славы становится аудиенция с Николаем II. Государю императору настолько понравились цветные снимки фотографа, что он дает особое разрешение Прокудину-Горскому фотографировать везде на просторах России. Мало того, он снабжает его транспортом.

И фотограф едет в экспедицию по Волге, на северный, а затем и на южный Урал. Затем Ярославль, Кострома, Бородино, Туркестан, Закаспийская область.

Сложно перечислить все места, где со своим оборудованием успел побывать Прокудин-Горский. Но в 1913 году путешествия прекращаются. Скорее всего это произошло из-за нехватки финансовых средств. Ведь от правительства он получил только транспорт, все остальное было за его счет.

Правительство так и не выкупило его коллекцию, как предлагал Прокудин-Горский. Этим он хотел профинансировать дальнейшие экспедиции.

Судьба коллекции

В результате множественных жизненных перипетий, Прокудин-Горский оказался в Париже, где и скончался в 1944 году. Коллекция его пролежала во время оккупации Парижа в сыром подвале. В дальнейшем его сыновья продали коллекцию Библиотеке Конгресса США.

Только в 2001 году снимки Прокудина-Горского смогли стать доступными всему миру. Благодаря всемирной паутине. Они были отсканированы, а затем выложены в сеть.

И сегодня мы можем познакомиться с Россией начала 20-го века в цвете. И поблагодарить фотографа и ученого за его труд.

Фотографии России в цвете от Прокудина-Горского

Бакальский рудник. 1910 Крестьянки. 1905 г. Обед на покосе. 1909 г. Эмир Бухарский. Бухара 1911г. Художественное литьё Касли, 1910 год. Из альбома «Виды Уральских гор, обзор промышленных районов, Российская империя» Прокудин-Горский едет на дрезине по Мурманской железной дороге вдоль озера Онега близ Петрозаводска в 1910 году Доменные печи на Саткинском заводе Мальчик прислонился к деревянным воротам, 1910 год. Фото из альбома «Виды Уральских гор, обзор промышленных районов, Российская империя Ржев. Часть Князь-Федоровской и Князь-Дмитриевской сторон с Собором Успения Божьей Матери. Борисоглебский монастырь Русские дети сидят на склоне холма около церкви и колокольни близ Белого озера, Россия, 1909 год Профиль строящегося через Тобол железнодорожного моста Группа участников железнодорожной постройки. Строящийся причал, Кемь Крестьяне на сенокосе, 1909 год. Фото из альбома «Виды Мариинского водного пути, Российская империя» Гречанки на сборе чая в Грузии Сплав на Екатерининском канале, город Шлиссельбург Вид на заречную часть г. Тюмени от монастыря. С запада. Церковь Св. Георгия. Пароход “Тюмень” министерства путей сообщения Стрелочник позирует фотографу у Транссибирской магистрали близ города Усть-Катав на реке Юрюзань, около 1910 года Крестьянка мнет лен. Пермская губ Самарканд. Нищие За пряжей. В деревне Изведово Прокудин-Горский Мужчина и женщина позируют фотографу в Дагестане, около 1910 года Аварки. Дагестан Старица. Общий вид с Волгой Заливка бетона при строительстве шлюза дамбы, 1912 год. Рабочие и надсмотрщики позируют фотографу, готовясь залить бетонный раствор в фундамент дамбы на реке Ока близ Белоомута

Русские типы Вильяма Каррика — читайте на канале «Игра в минутки»