Протоиерей Николай рагозин

Протоиерей Виктор Дорофеев — Правовые основы для преподавания знаний о религиозной культуре в школе

Правовые основы преподавания знаний о религиозной культуре и обучения в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях.

Настоящая справка подготовлена заведующим Методическим кабинетом при Епархиальном отделе религиозного образования и катехизации протоиереем Виктором Дорофеевым.

В настоящее время существуют следующие варианты реализации преподавания знаний о православной религиозной культуре в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях.

1. Преподавание православной культуры в рамках эксперимента по введению комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики»

Комплексный учебный курс для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – курс ОРКиСЭ) был введен в соответствии с поручением Президента РФ от 02.08.2009 № Пр-2009. Так была реализована инициатива Президента России Д.А. Медведева от 21.07.2009 о введении в школах изучения основ религиозных культур и двух альтернативных предметов, поддержанная Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и лидерами других традиционных российских конфессий.

Распоряжением Правительства РФ от 29 октября 2009 года № 1578-р был утвержден План мероприятий по его апробации в 2009–2011 годах.

В состав курса вошли шесть предметов: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики». Курс рассчитан на школьников в четвертой четверти четвертого класса и в первой четверти пятого класса.

Апробация началась с апреля 2010 года в школах 19-ти российских регионов. В 2011 году к этому числу субъектов РФ прибавилось еще несколько.

Для организации исполнения вышеозначенного Плана мероприятий был утвержден состав Межведомственного координационного совета по реализации плана мероприятий по апробации в 2009–2011 годах комплексного учебного курса (Приказ Министерства образования и науки РФ от 24.11.2009 № 667). Указанный совет 07.12.2009 рассмотрел и одобрил примерную программу комплексного учебного курса и структуру учебных пособий для школьников .

Академией повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования в несколько потоков были проведены курсы подготовки так называемых «тьюторов» (учителей тех учителей, что должны учить непосредственно детей) в рамках эксперимента ОРКиСЭ, которые в последующем в субъектах РФ приступили к подготовке учителей, задействованных в эксперименте.

К сожалению, Русская Православная Церковь оказалась полностью отстранена от участия в такой подготовке, как и от участия в разработке учебных пособий для учителей православной культуры (протодиакон Андрей Кураев был допущен к подготовке ряда глав учебника для школьников).

В целом, по мнению ряда экспертов, проведение эксперимента сопровождается множеством глубоких нарушений .

Недавно Святейший Патриарх Кирилл заявил о необходимости расширения временного интервала изучения православной культуры с 2 четвертей до хотя бы одного года (и на несколько классов в перспективе).

2. Преподавание вне рамок эксперимента

Федеральный закон от 01.12.2007 № 309-ФЗ, внесший существенные изменения в Закон РФ «Об образовании», исключил региональный (национально-региональный) и школьный компоненты государственного образовательного стандарта общего образования, в рамках которых ранее реализовывалось преподавание православной культуры в школах целого ряда субъектов Российской Федерации.

Однако, согласно заключению д.ю.н. Н.А. Михалевой и д.ю.н. И.В. Понкина, внесенные Федеральным законом от 01.12.2007 № 309-ФЗ нововведения в Закон РФ «Об образовании», изменив понятие и структуру государственного образовательного стандарта, ликвидировав его региональный компонент, по сути, оставили школьный компонент, существенно изменив его наименование, понятие, содержание и процедуры формирования, трансформировав его в часть основной образовательной программы, которая определяется подпунктом 1 пункта 4 статьи 7 указанного Закона РФ как «формируемая участниками образовательного процесса». Основным субъектом (участником) образовательного процесса, формирующим содержание соответствующей части (помимо обязательной части) основной образовательной программы является образовательное учреждение. Имеются все необходимые и достаточные правовые основания считать, что правовая норма подпункта 1 пункта 4 статьи 7 Закона РФ «Об образовании» (в ред. ФЗ от 01.12.2007 № 309-ФЗ), устанавливающая (помимо обязательной части основной образовательной программы) часть основной образовательной программы, формируемую участниками образовательного процесса, является, по сути, новой формой правового закрепления частичной вариативности основной образовательной программы посредством установления части основной образовательной программы, формирование которой отнесено к ведению образовательного учреждения и других участников образовательного процесса на уровне образовательного учреждения .

Вместе с тем, вышеуказанные возможности, предоставляемые действующей редакцией Закона РФ «Об образовании», по мнению ряда экспертов , оказались существенно ограничены недавно принятыми Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования от 06.10.2010 (с изменениями от 26.11.2010 ) и Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования от 17.12.2010 .

Тем не менее, эти возможности полностью не исключены и могут быть использованы при сохранении имеющейся в регионах практики преподавания православной культуры в школах вне рамок эксперимента «ОРКиСЭ».

3. Обучение религии (т.е. катехизация и воцерковление) в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях вне рамок образовательных программ

Федеральный Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (пункт 4 статьи 5) устанавливает, что по просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, администрация указанных учреждений по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления предоставляет религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы. Приказ Министерства образования Российской Федерации № 2833 от 01.07.2003 несколько уточнил этот порядок.

Как комментирует указанную норму д.ю.н. И.В. Понкин, эта норма устанавливает порядок обучения детей религии, хотя и в помещениях государственных или муниципальных образовательных учреждений, но не самими такими учреждениями, а непосредственно религиозными организациями, вне рамок образовательных программ, реализуемых указанными учреждениями, просто в помещениях этих учреждений. Главное отличие обучения религии от других форм преподавания знаний, касающихся религий и религиозных объединений, состоит в том, что обучение религии предполагает и включает в себя обучение религиозной практике и саму религиозную практику – отправление религиозного культа, совершение богослужений и иных религиозных обрядов и церемоний. Именно этим, а также направленностью на привлечение обучаемых в религиозное объединение и обусловлены несветский характер этой формы преподавания знаний, касающихся религий и религиозных объединений.

4. Преподавание знаний о религиозной культуре в рамках дополнительного образования

Может вестись по следующим направлениям:

4.1. Преподавание православной культуры в рамках культурно-образовательных программ (паломнические поездки, экскурсии, фестивали, конференции, тематические вечера, концерты).

4.2. Преподавание православной культуры во внеурочное время на дополнительных занятиях (во внеурочной форме): лекции, диспуты, посещение монастырей, храмов, музеев.

4.3. Преподавание православной культуры как метод гражданско-патриотического воспитания детей и подростков.

4.4. Преподавание православной культуры как метод профилактики наркомании, употребления алкоголя и табакокурения среди детей и подростков и как метод пропаганды здорового образа жизни.

4.5. Преподавание православной культуры как метод профилактики экстремизма и правонарушений среди детей и подростков.

Вспомогательными документами здесь могут являться:

Договор о сотрудничестве Министерства образования РФ и Московской Патриархии Русской Православной Церкви от 2 августа 1999 г.

Договор о сотрудничестве между Московской епархией Русской Православной Церкви и Министерством образования Московской области от 12 ноября 2001 г.

Соглашение о сотрудничестве между Московской епархией Русской Православной Церкви и Комитетом по физической культуре, спорту, туризму и работе с молодежью Московской области от 19 ноября 2009 г.

Соглашение о сотрудничестве между Московской епархией Русской Православной Церкви и Министерством культуры Московской области 22 июля 2010 г.

Соглашение о сотрудничестве между Московской епархией Русской Православной Церкви и Управлением Государственной инспекции безопасности дорожного движения ГУВД по Московской области от 25 сентября 2007 г.

Примечания:

1. Стенографический отчёт о совещании по вопросам преподавания в школах основ религиозной культуры и светской этики и введения в Вооружённых Силах Российской Федерации института воинских и флотских священнослужителей (21 июля 2009 года, Московская область, Барвиха) // <http://news.kremlin.ru/transcripts/4863>.

2. Письмо Министра образования и науки А.А. Фурсенко № МОН-П-612 от 19.03.2010; письмо начальника Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России И.М. Реморенко от 30.04.2010 № 03-831.

3. Как исказили инициативу Президента России. Перверсивное религиоведение вместо религиозной культуры: Сборник материалов. – М.–Таруса, 2010. – 166 с.

4. Понкин И.В., Михалева Н.А. О правовой возможности продолжения реализации учебных курсов религиозной культуры и национально-культурного образования // Юрист вуза. – 2008. – № 6. – С. 10–15.

5. Понкин И.В., Кузнецов М.Н., Гребнев Л.С. О содержании и направленности федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 // Как исказили инициативу Президента России. Перверсивное религиоведение вместо религиозной культуры: Сб. материалов. – М.–Таруса, 2010. – 166 с. – С. 144–165.

6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 22 декабря 2009 г. № 15785).

7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 г. № 1241 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки российской федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (зарегистрирован в Минюсте РФ 4 февраля 2011 г. № 19707).

8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 1 февраля 2011 г. № 19644).

Наверное, самая большая боль любого отца – это не когда сын отказывается учится той же профессии, что и отец. Это когда твои дети отвергают даже все твои ценности, все, что ты считал важным и святым в жизни. Именно так произошло в жизни отца известного писателя Варлаама Шаламова – священника Тихона.

О детстве писателя и его тяжелых отношениях с отцом известно из автобиографической повести «Четвертая Вологда». Местами ее очень тяжело читать – Шаламов рассказывает о том, как и почему он стал неверующим. Главным виновником он называет родного отца – священника Тихона Шаламова, служившего в кафедральном соборе Вологды. В чем, по мнению сына, ошибался отец Тихон?

Варлаам Шаламов, младший ребенок в семье, стал одним из самых известных русских писателей, рассказавшем о ужасах советских лагерей. Он был кем-то вроде второго Солженицина, с той разницей, что в отличии от более известного автора «Архипелага ГУЛАГА» Шаламов нигде не занимается поучением или выводами. Просто рисует с натуры. Бог дал ему талант рассказчика и тем обиднее, что писатель так и не стал христианином.

В детстве Варлаам тянулся к отцу. Вспоминая его, Шаламов перечисляет множество деталей. Кажется, что он запомнил все привычки отца и его предпочтения. Утренний чай, шелковые рясы лучшего покроя, занавески на всех окнах, потому что «отец не любил штор». Фразу «царство отца» он употребляет и по отношению к аптечке отца и к книжному шкафу. То ли для маленького Варлаама отец был сверхважной фигурой, то ли отец просто доминировал в этой семье. Как бы там ни было, но контакт не сложился. Вот одна из фраз писателя: «Старший мой брат Валерий был ничтожеством, — и дальше объяснение Шаламова, — Отец совершенно подчинил его волю своей».

Откуда такая злоба? Судя по всему, все началось с насмешек со стороны отца. Ребенок болел насморком, как выяснилось потом – из-за врожденной аномалии: неправильно сросшейся перегородки в носу. Отец же считал его насморк следствием невнимательности сына, который не обувается, когда это нужно. И обзывал его сопляком. Может, другой мальчик, более жесткого характера, воспринял бы это спокойно. Но Варлаам был ребенком, как сказали бы теперь «тонкой душевной организации». К тому же, оскорбления отца были постоянным спутником его взросления. Он рос с пониманием того, что человек, благодаря которому он появился на свет, презирает его. Слишком тяжелая ноша для ребенка.

Отношения с женой

Муж – глава семьи. Все православные знают это, а мужчины особенно любят цитировать своим женам слова апостола Павла «жена да убоится своего мужа». Восприятие власти не как ответственности, а как права помыкать приводит к очень тяжелым последствиям.

Отец Тихон относился к своей жене Надежде как к обслуживающему персоналу. Может, это преувеличение, ведь их брак продлился всю жизнь и они воспитали четверых детей. Но именно таким было впечатление ребенка: «Для матери тут не было места. Она только носила посуду, подавала самовар, успевала все нужное сварить и приготовить». Дальше он опишет те же впечатления более красноречиво. И станет ясно, что восприятие отцом своей жены как кухарки и уборщицы было очень тяжелой травмой для ребенка. «Я никогда не видел маму красивой, хотя и прожил с родителями целых семнадцать лет. Я видел распухшее от сердечной болезни безобразно толстое рабочее животное, с усилием переставлявшее опухшие ноги и передвигающееся в одном и том же десятиметровом направлении от кухни до столовой, варящей пищу, ставящей опары, с опухшими руками, пальцами, обезображенными костными панарициями».

Эта суета не была призванием Надежды Шаламовой. «Но мама не любила печь, мама любила стихи, — с явной горечью пишет ее сын, — но не рецепты поэтической кухни довелось ей выполнять, а самые важные — из поваренной книги». В другом месте он вспоминает предпочтения своей матери подробнее. «У мамы всегда были наготове какие-то стихотворные строки, соответствующие ее настроению, размышлениям, проблемам, требующим ее решения».

В других главах есть и такие пронзительные слова «С мамой моей отец никогда ни в чем, даже в мелочах, не считался, — все в семье делалось по его капризу, по его воле и по его мерке». И делает вывод – «судьба ее была растоптана отцом».

Возможно, это преувеличение. Ребенок мог не замечать других важных вещей. Но важно не то кем считал себя отец Варлама, а каким его воспринимал сын. Это восприятие, даже если искажает реальность, все равно важнее. Потому что именно это впечатление остается в сердце ребенка. Именно это отношение к матери стало одной из причин ненависти сына.

Согласитесь, очень тяжело полюбить Бога, если Ему служит человек, который тебя и твою мать презирает. Можно невольно прийти к мысли о том, что если я тоже буду верующим, то стану таким же. Может, в этом корни неверия младшего Шаламова?

Вера и молитва отца

Рассказывая о том, что не верил в Бога, писатель добавляет » я горжусь, что с шести лет и до шестидесяти я не прибегал к его (Бога) помощи ни в Вологде, ни в Москве, ни на Колыме».

Любой священник всегда молится. Видел молитву своего отца и Варалаам Шаламов. Вот как он ее описывает. «Отец молился всегда очень мало, кратко — минуту, не больше, что-то шептал привычное, пальцы обеих рук не прекращали свой вечный, бешеный бег, ладони вращались, кружились в обычном своем вращении и было видно, что светские мысли не оставляли его мозг. Это — молитва на ночь. Никаких утренних молитв, да еще громких, дома я не видел никогда. И почти не слыхал, ни раньше, то есть во время спокойной жизни, ни позже. Возможно, когда-нибудь он и молился. Возможно, что он считал, что его служба в церкви — достаточное свидетельство его смирения, усердия. Возможно. Дома, во всяком случае, он сообщал Богу в двух словах собственные проблемы, а перед сном и вовсе не мог оторваться от мирских дневных мыслей».

Бывает иначе. К примеру, митрополит Евлогий Георгиевский, тоже выросший в священнической семье, вспоминает о домашней молитве своего отца без тени презрения или обиды. «Бывало, засыпаешь, и в полусне видишь: отец перед иконами молится. Проснешься утром – он уже на молитве, правило свое читает». Отец-священник брал его с собой в храм и учил церковным песнопениям. В его мемуарах «Путь моей жизни» нет обидных слов в адрес отца.

В мемуарах Шаламова описан эпизод, больно его ранивший. Одно время мальчика отправили присматривать за скотиной. Но потом выяснилось, что он не может, к примеру заколоть козленка – обычное для крестьянского быта занятие. С Варлаамом начиналась истерика. Даже позже, когда Варлаам уже стал подростком, ему пришлось все-таки зарезать козла по кличке Мардохей, случайно упавшего с забора и удавившего себя веревкой. «Надо зарезать его быстро! Вот тычь сюда! — отец нащупал сонную артерию козла. — Режь, режь! Надо кровь ему спустить, тогда можно будет съесть. Ощупью отцу удалось прирезать козла — из перерезанной артерии синеватая кровь почти не текла. — Повесь его на заборе вверх ногами и сними шкуру, пока еще теплая. Я снял шкуру. — Голову отруби! — Я отрубил голову. Вот это охотничье искусство, с которым действовал отец, меня поразило. Это и есть одна из причин, почему я потерял веру в Бога. В моем детском христианстве животные занимали место впереди людей».

Конечно же, не один этот эпизод привел к неверию писателя. Но все вместе – третирование матери, постоянные насмешки над сыном, формальное отношение к вере и культ успеха – все это вместе привело сына к убеждению, что вера – это нечто формальное.

В «Четвертой Колыме» есть множество и других семейных сцен. Всех их объединяет одно: Варлаам считал, что отец презирает его и помыкает матерью. А вера и церковь для него – некое хобби, которое помогало делать карьеру в жизни.

Неужели священник Тихон Шаламов действительно был таким черствым и деспотичным человеком, каким его описывает сын? Скорее всего, он заботился и своих детях и о своей жене, молился о них.

Но, повторюсь, повзрослевшие дети – строгие судья, они запоминают не то, какими мы хотели стать, а какими мы были в их глазах.

Как же воспитать ребенка христианином? Истории семьи Шаламовых дает нам негативный пример, в чем позитивная программа? Мне кажется, что нужно вспоминать, как делал отец Тихон и поступать наоборот. Если он помыкал своей женой, и это стало травмой для его сына, значит нужно вспомнить слова Апостола, который советовал обращаться с женщинами как «с немощнейшими сосудами». То есть – бережно, с заботой и вниманием. Если он уделял молитве одну минуту и совершал ее небрежно, — то нужно молится искренне, уделяя беседе со Всевышним больше времени. Если он третировал сына, оскорблял его, то, значит, нужно уважать ребенка, поддерживать его, быть ему опорой.

Альтернативный пример

Чтобы понять, как воспитывать иначе, пригодятся другие авторы. Дети и внуки писателя Николая Пестова (автора популярной в советские времена книги «Путь к совершенной радости») оставили о нем очень трогательные воспоминания. В них мы видим совсем другого отца. «От папы всегда веяло лаской, тишиной и покоем, — вспоминает его дочь – он подолгу беседовал с нами, троими детьми. Отец никогда не уклонялся от нашего воспитания, никогда не отговаривался занятиями и работой и уделял много времени детям, борясь за наши души, как за свою собственную».

Дочь рассказывает о ласковом обращении отца – маленькой она всегда хотела подольше сидеть у него на руках, и он никогда не отказывал ей в этом, хотя мать считала это излишним. Николай Пестов отвечал жене: «Нельзя прогонять от себя ребенка, если он просит ласки».

Вроде бы, мелочь – обнимать ребенка и держать его на руках. Но именно такие проявления любви и дают правильный ответ на вопрос – как воспитать ребенка верующим. Вот что пишет дочь Пестова: «Через ласку отца я познала Божественную Любовь – бесконечную, терпеливую, нежную, заботливую. Мои чувства к отцу с годами перешли в чувства к Богу: чувство полного доверия, чувство счастья – быть вместе с Любимым; чувство надежды, что все уладится, все будет хорошо; чувство покоя и умиротворения души, находящейся в сильных и могучих руках Любимого».

Николай Пестов подавал и пример горячей молитвы, учил молиться своих детей, а потом и внуков. В мемуарах он описан как очень хороший отец и дедушка. Все его дети выросли христианами и никто не сказал дурного слова в его адрес. Ему удалось самое главное – создать атмосферу любви и заботы, стать для своих детей отражением единственного истинного Отца – Бога.

Храм иконы Божией Матери «Утоли моя печали» в Марьино, г. МоскваСтраница приходаРусская Православная Церковь, Московская епархия (городская), Юго-Восточное викариатство, Влахернское благочиние

Контактная информация

vlahernskoe@bk.ru +7 (499) 784-88-60 Адрес: г. Москва, Марьинский бульвар, д. 2

  • Статус:действующий
  • Язык богослужений:церковнославянский
  • Настоятель:Протоиерей Родионов Анатолий Анатольевич
  • Расписание богослужений (общее кратко):Ежедневно — утреня и Литургия в 9 час, вечернее Богослужение: в 17 час, по средам — акаф. перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша», по пятницам — акаф. перед иконой Божией Матери «Утоли моя печали».
  • Престольные праздники:
    • иконы Божией Матери «Утоли моя печали» — Февраль 7
    • иконы Божией Матери «Избавительница» — Апрель 30 , Октябрь 30
    • иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» — Май 18
  • Деятельность:При храме действует Воскресная школа
    миссионерство
    работа с молодежью
    образование и катехизация
    работа с военными учреждениями
  • Краткая историческая справка:Малый храм построен в 1996 г., первое богослужение совершено 5 января 1997 г.
    Основной (каменный) храм был заложен 2 сентября 1999 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в присутствии мэра г. Москвы ЮМ. Лужкова.
    28 августа 2000 г. архиепископом Истринским Арсением были освящены кресты и колокола для нового храма.
    24 февраля 2001 г. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил чин малого освящения храма и подарил образ святителя Алексия, митрополита Московского, чудотворца. На освящении присутствовал мэр г. Москвы, префект Юго-Восточного округа Зотов В.Б. С этого дня начались регулярные ежедневные Богослужения в новом каменном храме.
    Настоятелем был назначен протоиерей Анатолий Родионов, который взял на себя все труды по возведению храмового здания. Несмотря на то, что сам храм был возведен московскими властями за год, настоятель и причт храма продолжали заниматься его благоукрашением и в дальнейшем.
    К 2009 году была завершена внутренняя роспись храма.
    27 февраля 2011 года, в неделю мясопустную, о Страшном Суде, и день памяти святого равноапостольного Кирилла, учителя Словенского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое освящение храма и Божественную литургию в новоосвященном храме.
    Его Святейшеству сослужили: архиепископ Истринский Арсений; председатель Синодального отдела по делам молодежи епископ Бронницкий Игнатий; руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий; председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством епископ Павлово-Посадский Кирилл; секретарь Патриарха Московского и всея Руси по городу Москве протоиерей Владимир Диваков; благочинный Петропавловского округа Москвы, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» в Марьине протоиерей Анатолий Родионов; руководитель личного секретариата Патриарха Московского и всея Руси иеромонах Антоний (Севрюк); настоятели храмов Петропавловского благочиния и столичное духовенство.
    На богослужении присутствовали префект Юго-Восточного административного округа города Москвы В.Б. Зотов и глава управы района Марьино А.В. Сморяков.
    На малом входе Предстоятель Русской Церкви удостоил протоиерея Анатолия Родионова права ношения митры.
    По окончании Божественной литургии Святейшего Владыку приветствовал протоиерей Анатолий Родионов, который поблагодарил Его Святейшество за высокую награду. В своем слове отец Анатолий, в частности, отметил, что великое освящение храма в Марьине состоялось в дни празднования его десятилетия ― 24 февраля 2001 года приснопамятный Святейший Патриарх Алексий II совершил чин малого освящения храма. От лица священнослужителей и прихожан протоиерей Анатолий Родионов поздравил Святейшего Патриарха с днем памяти его небесного покровителя и преподнес икону святого равноапостольного Кирилла и образ Божией Матери «Утоли моя печали».
    Затем Предстоятель Русской Церкви обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом. В дар храму Святейший Владыка передал старинный образ Святой Живоначальной Троицы.

РОДИОНОВ АНАТОЛИЙ АНАТОЛЬЕВИЧ

Протоиерей Анатолий Родионов

Анатолий Анатольевич Родионов (род. 1952), митрофорный протоиерей, настоятель Московского храма иконы Божией Матери «Утоли моя печали» в Марьине, благочинный Влахернского округа города Москвы, клирик Московской (городской) епархии

Родился 3 апреля 1952 года в семье священника Анатолия Родионова (1927 — 2000).

В 1974 году окончил строительный факультет Тульского политехнического института.

Служил в армии, завершил службу в звании старшего лейтенанта.

В 1979 году окончил Московскую духовную семинарию, в 1983 году — Московскую духовную академию, а в 1986 году — аспирантуру при той же академии. Кандидат богословия.

15 февраля 1986 году рукоположен в сан диакона митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием (Поярковым). 27 сентября 1987 года — в сан священника тем же архиереем.

25 марта 1991 года назначен настоятелем храма во имя святой Марии Магдалины в Веймаре Берлинской епархии .

26 декабря 1995 года освобождён от пастырского послушания в Берлинско-Германской епархии, в связи с истечением срока командировки и направлен в распоряжение митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия .

В 1996 году возведён в сан протоиерея.

Служил клириком храмов бывшего Николо-Перервинского монастыря .

Был назначен настоятелем московского храма иконы Божией Матери «Утоли моя печали» в Марьине.

15 декабря 2000 года назначен благочинным нового Петропавловского округа города Москвы, включающего в себя православные храмы и часовни, расположенные в границах Юго-Восточного административного округа города Москвы.

9 апреля 2012 года назначен благочинным Влахернского округа города Москвы, в который входят храмы находящиеся на территории районов: Некрасовка, Выхино-Жулебино, Кузьминки, Люблино, Марьино, Капотня Юго-Восточного административного округа города Москвы .

День тезоименитства — 23 апреля по старому стилю.

Награды

Церковные:

Светские:

Использованные материалы

  • «Храм «Утоли моя печали» в Марьино». «Священнослужители», официальный сайт Юго-Восточного Московского викариатства:
  • «Страница Благочинного», официальный сайт Влахернского благочиния города Москвы:

«Духовенство Храма Утоли моя печали в Марьино», официальный сайт Влахернского благочиния города Москвы, —

«Определения Священного Синода от 25 марта 1991 г.», —

«Определения Священного Синода от 26 декабря 1995 г.», —

«Храм иконы Божией Матери «Утоли моя печали» в Марьине отметил престольный праздник», официальный сайт Московского Патриархата, 7 февраля 2008, —

«История благочиния», официальный сайт Влахернского благочиния города Москвы, —

«Чествование юбилея отца Анатолия», официальный сайт Влахернского благочиния города Москвы, —