Рассказ об иконе

В этом мире всегда есть пространство для чуда, хотя скептики всячески стараются опровергнуть различные невероятные факты, практически каждый человек всегда хранит в себе допущение о чем-то удивительном. Как знает «друг Горацио» многое и «не снилось нашим мудрецам». Так или иначе, в мире много необъяснимого и верующие люди некоторые феномены относят к проявлению божественного в этом мире. В частности характерным примером является чудотворная икона, которую почитают в самых разных ветвях христианства. Конечно, некоторые христиане вообще не используют икон, но как минимум христиане и православные имеют такую традицию.

Чудотворные иконы в православии

По большей части следует говорить именно о православных чудотворных иконах, так как именно в этой традиции святой образ почитается особым образом и используется для молитвы. Католики тоже пользуются иконами, но часто они написаны художниками, которые могут даже не выполнять никакой религиозной практики. Поэтому о чудесах тут трудно говорить. В православии в свою очередь соблюдается строгий канон, который позволяет создавать своеобразный «портал» к миру Небесному. Именно поэтому через такой портал и может являться чудо.

Следует отличать такие понятия как чудодейственные иконы и мироточащие образы. Первые исполняют различные просьбы людей и помогают преодолевать различные невзгоды, вторые только являют знак, который привлекает внимание людей. Чаще всего миро начинает стекать по определенным иконам как предупреждение, к которому людям следует прислушаться и начать каяться для того чтобы Господь оставался к ним милостивым.

Тем не менее, икона, которая источает миро, тоже является в определенной степени чудом. Ведь такой феномен является необъяснимым (особенно, если учитывать наличие мироточения также у икон, которые изображаются на бумаге или фотобумаге) для простого ума. Например, есть некоторые свидетельства о том, как ученые исследовали состав мира и получали данные, которые указывали на идентичность этого состава человеческим слезам.

Чудотворная бюрократия

Современная церковь представляет собой не только пространство веры, но и религиозный институт с собственными учреждениями и подразделениями.

Как бы странно не звучало, но церковью измеряются чудеса, и есть определенные параметры, которые отделяют чудо от не чуда.

Безусловно, некоторые иконы стали чудотворным с давних времен в связи с некоторыми удивительными событиями, которые стали беспрецедентными. Таким образом эти иконы стали безоговорочно чудотворными и со временем только подтверждали собственный статус. Тем не менее, есть и другие.

Церковь требует определенного количества зафиксированных свидетельств о чудесах, к примеру, о чудесных исцелениях после обращения к той или иной иконе. Когда данное количество достигается и соблюдены некоторые другие параметры, икона объявляется чудотворной. В связи с этим существуют такие образа, которые формально чудотворными не являются, но фактически помогали и помогают многим людям.

Разнообразие чудотворных икон

На самом деле существует много разнообразных чудотворных образов.

Как правило, речь идет об оригинале, с которым связаны события чудесного исцеления или какие-то другие чудеса и копии данного изображения. Многие чудотворные иконы являются нерукотворными, то есть обретенными милостью Господа и не созданные людьми.

  • Казанская икона Божией Матери. Начать, безусловно, следует с этого образа, который считается одной из главных святынь Руси. Эта икона помогали стране на протяжении многих лет, ей молились о заступничестве Петр Первый и Кутузов, молятся до сих пор православные христиане от мала до велика.
  • Богоматерь Владимирская. Почитаема наравне с предыдущим образом, считается избавительницей от всяких невзгод.
  • Иконы Николая Чудотворца. Тоже высоко чтятся православными. Этот образ считается чудодейственным и есть немало свидетельств верующих, которым помогла молитва Николаю Угоднику.

Помимо этого к чудотворным иконам относятся и другие образы Богоматери, в частности нерукотворные, к примеру, Жировицкая. Также чудеса дают иконы святых подвижников и юродивых (Ксения Блаженная, Матрона Московская, Марфа Царицынская) и, конечно, иконы Спаса.

Молитва перед Казанской иконой Богоматери

О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Со страхом, верою и любовию припадающе пред честною иконою Твоею, молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе, умоли, Милосердная Мати, Сына Твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа, да сохранит мирну страну нашу, да утвердит Церковь Свою святую да незыблему соблюдет ю от неверия, ересей и раскола. Не имамы бо иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Пречистая Дево: Ты еси Всесильная христиан Помощница и Заступница. Избави всех с верою Тебе молящихся от падений греховных, от навета злых человек, от всяких искушений, скорбей, бед и от напрасныя смерти; даруй нам дух сокрушения, смирение сердца, чистоту помышлений, исправление греховныя жизни и оставление прегрешений, да вси благодарне воспевающе величия Твоя, сподобимся Небеснаго Царствия и тамо со всеми святыми прославим Пречестное и Великолепое Имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Рассказ об Иверской иконе Божией Матери

Празднования: февраль 12 (25), апрель 24 (7 мая), октябрь 13 (26)

Иверская икона Божией Матери

Икона Божией Матери, прославившаяся чудесами в уделах Богородицы — на Афоне, в Иверии (Грузии) и в России,- названа по имени Иверского монастыря на Святой горе Афон.

Первое известие о ней относится к IX веку — временам иконоборчества, когда по приказу еретической власти в домах и храмах уничтожали и предавали поруганию святые иконы. Некая благочестивая вдова, жившая недалеко от Никеи, хранила у себя заветный образ Богоматери. Скоро это открылось. Пришедшие вооруженные воины хотели отнять икону, один из них ударил святыню копьем, и из лика Пречистой потекла кровь. Со слезами помолившись Владычице, женщина пошла к морю и опустила икону в воду; образ стоя двинулся по волнам.

Об иконе с пронзенным ликом, пущенной по морю, узнали на Афоне: единственный сын этой женщины принял монашество на Святой горе и подвизался рядом с тем местом, где когда-то причалил корабль, везший на Кипр Саму Божию Матерь и где впоследствии, в Х веке, грузинский вельможа Иоанн и византийский полководец Торникий основали Иверскую обитель.

Однажды насельники Иверского монастыря увидели на море огненный столп высотой до неба — он поднимался над образом Богоматери, стоящим на воде. Иноки хотели взять икону, но чем ближе подплывала лодка, тем дальше в море уходил образ. Братия стали на молитву и усердно просили Господа даровать икону обители.

В следующую ночь Пресвятая Богородица явилась во сне старцу Гавриилу, отличавшемуся строгой подвижнической жизнью и детски простым нравом, и сказала: «Передай настоятелю и братии, что Я хочу дать им Мою икону в покров и помощь, потом войди в море и с верой иди по волнам — тогда все узнают Мою любовь и благоволение к вашей обители».

Наутро монахи с молебным пением отправились на берег, старец безбоязненно пошел по воде и сподобился принять чудотворную икону. Ее поставили в часовне на берегу и трое суток совершали пред ней молитвы, а потом перенесли в соборный храм (на том месте, где стояла икона, открылся источник чистой сладкой воды).

На другой день икону обнаружили над монастырскими воротами. Ее отнесли на прежнее место, но она вновь оказалась над вратами. Так повторялось несколько раз. Наконец Пресвятая Богородица явилась старцу Гавриилу и сказала: «Передай братии: Я не хочу, чтобы Меня охраняли, но Сама буду вашей Хранительницей в этой жизни и в будущей. Я испросила вам у Бога Мою милость, и до тех пор, пока будете видеть Мою икону в обители, благодать и милость Сына Моего к вам не оскудеет».

Иноки построили надвратную церковь в честь Богоматери, Хранительницы обители, в которой чудотворная икона пребывает по сей день. Икона называется Портаитисса — Вратарница, Привратница, а по месту своего явления на Афоне — Иверская.

По преданию, явление иконы совершилось 31 марта, во вторник Пасхальной недели (по другим сведениям, 27 апреля). В Иверском монастыре празднование в ее честь совершается во вторник Светлой седмицы; братия с крестным ходом идет на берег моря, где принял икону старец Гавриил.

В истории обители известно много случаев благодатной помощи Божией Матери: чудесного восполнения запасов пшеницы, вина и елея, исцеления болящих, избавления монастыря от варваров. Так, однажды персы осадили монастырь с моря. Иноки взывали к Божией Матери о помощи. Внезапно поднялась страшная буря и неприятельские корабли затонули, в живых остался один лишь военачальник Амира. Пораженный чудом гнева Божия, он раскаялся, просил молиться о прощении его грехов и пожертвовал много золота и серебра на постройку монастырских стен.

В XVII веке об Иверской иконе узнали на Руси. Архимандрит Новоспасского монастыря Никон, будущий Патриарх, обратился к архимандриту Иверского Афонского монастыря Пахомию с просьбой прислать точный список чудотворного образа. «…Собрав всю свою братию… сотворили великое молебное пение с вечера и до света, и освятили воду со святыми мощами, и святою водой обливали чудотворную икону Пресвятой Богородицы старую Портаитиссу, и в великую лохань ту святую воду собрали, и собрав, паки обливали новую доску, что сделали всю от кипарисного древа, и опять собрали ту святую воду в лохань, и потом служили Божественную и святую литургию с великим дерзновением, и после святой литургии дали ту святую воду и святые мощи иконописцу преподобноиноку, священнику и духовному отцу господину Иамвлиху Романову, чтобы ему, смешав святую воду и святые мощи с красками, написати святую икону».

Иконописец только в субботу и воскресенье употреблял пищу, а братия дважды в неделю совершала всенощное бдение и литургию. «И та (новонаписанная) икона не рознится ничем от первой иконы: ни длиною, ни широтою, ни ликом…»13 октября 1648 года икону встречали в Москве царь Алексей Михайлович, Патриарх Иосиф и толпы православного народа. (Этой иконой владели царица Мария Ильинична и ее дочь царевна Софья Алексеевна; после кончины царевны образ пребывал в Новодевичьем монастыре. В настоящее время он находится в Государственном Историческом музее.)

По преданию, у иноков, везших святыню с Афона, не хватило денег на переправу через Дунай. Они уже решили возвратиться в обитель, но Сама Божия Матерь помогла им — Она явилась богатому греку Мануилу и велела ему заплатить за монахов перевозчикам-мусульманам.

Другой список по повелению Патриарха Никона был доставлен с Афона в Москву, украшен драгоценной ризой и в 1656 году передан на Валдай, в новоустроенный Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь (после революции икона бесследно исчезла).

С иконы, находившейся в царской семье, был сделан еще один список; в 1669 году его установили в часовне у ворот, выходящих на главную — Тверскую — улицу Москвы. Вратарница стала одной из самых чтимых святынь, Матушкой-Заступницей москвичей.

Через Воскресенские ворота въезжали на Красную площадь победители; цари и царицы, прибыв в старую столицу, первым делом отправлялись поклониться Иверской — как и все, кто приезжал в город. Москвичи шли в часовню помолиться о всякой насущной потребе; икону возили по домам, служили перед ней молебны — и получали по вере: Иверская Вратарница прославилась исцелениями больных, многими чудесами.

В 1929 году часовню уничтожили, в 1931-м снесли Воскресенские ворота. Икона была передана в храм Воскресения Христова в Сокольниках, где пребывает и поныне.

В ноябре 1994 года Святейший Патриарх Алексий II освятил закладку Иверской часовни и Воскресенских ворот на прежнем месте, и меньше чем через год они были восстановлены. 25 октября 1995 года с Афона в Москву прибыл новый список чудотворной Иверской иконы, написанный монахом-иконописцем с благословения иверского игумена. Благая Вратарница вернулась на главные ворота Своего города.

Тропарь, глас 4: От святыя иконы Твоея, о Владычице Богородице, исцеления и цельбы подаются обильно с верою и любовию приходящим к ней; тако и мою немощь посети и душу мою помилуй, Благая, и тело исцели, благодатию Своею, Пречистая.

Икона Казанской Божьей Матери – одна из наиболее почитаемых в православном мире. Это доказывают огромное множество существующих нынче списков (копий).

Прообраз ее был обретен в 1579 году после того, как в Казани произошел сильнейший пожар, практически уничтоживший все деревянные постройки города.

Согласно легенде, девятилетней девочке Матрене, дочери одного из пострадавших местных купцов, во время сна явилась Пресвятая Богородица и повелела разыскать ее образ, который, будто бы, находился на пепелище.

Родители послушали девочку и в указанном ею месте действительно обнаружили не тронутую огнем икону, завернутую в рукав от нарядки вишневого сукна. Написана она была на кипарисовой доске и предстала перед своими «археологами» сияющая свежими красками.

Помимо неимоверной красоты, икона оказалась чудотворной. Согласно свидетельствам, слепым она возвращала зрение, страдающие мигренью обретали успокоение от головных болей.

Тогда же было решено сделать копию образа и послать его ко двору московского царя Ивана Грозного с приложением подробных описаний истории появления и произведенных чудес. Государь был настолько очарован рассказанным, что приказал на месте приобретения иконы построить девичий монастырь. Туда же было велено доставить для сохранения чудодейственный лик.

Кроме многочисленных исцелений, икона Казанской Божьей Матери неоднократно даровала защиту от нападения врагов. С ее прообразом связывают освобождение Москвы от захвативших город поляков в 1612 году, победу русских войск в битве под Полтавой в 1709 году, а также победу в войне с Наполеоном в 1812 году.

Немалую роль сыграл чудодейственный образ и в истории Великой Отечественной Войны. Согласно историческим документам икона была доставлена в окруженный фашистами Ленинград. Здесь ее пронесли по окраинам блокадного города – и он выстоял. Затем икону перевезли в Москву – и немцы были разгромлены. После этого пред нею отслужили молебен в Сталинграде – и битва была выиграна Красной Армией.

Насколько же сильной должна была быть вера людей в чудодейственность образа. А ведь, как ни странно, это была всего лишь прекрасно написанная копия. Оригинал был утрачен еще в начале XIX века. По одной из версий считается, что икона была похищена из Богородицкого монастыря вместе с образом Спасителя. По показаниям одного из пойманных похитителей, деревянная часть божьего лика была изрублена на куски и сожжена, а драгоценности ризы были вырваны в надежде на скорую продажу.

Богородецкий монастырь

Впрочем, это лишь одна из версий исчезновения. Существует предание, что воры вынесли из монастыря лишь копию иконы. Прообраз же находился в тот момент в покоях настоятельницы монастыря, куда она каждый вечер относила святой лик, боясь кражи.

Согласно сведениям историка Хафизова, во время Гражданской войны прообраз Иконы Казанской Божьей Матери был вывезен из России и в 1920 году продан на аукционе одному из лондонских коллекционеров. Впоследствии, у нее несколько раз менялись владельцы. В конце концов, она была выкуплена организацией «Blue Army» и передана в Ватикан, откуда и вернулась в Россию в 2004 году.

Согласно же третьей, последней версии, оригинал иконы никогда не покидал пределов России, а был попросту спрятан в неизвестном месте, которое и по сегодняшний день является неведомым.

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.

Православная студия «Зёрнышко»

Обучаться иконописи может далеко не каждый. Иконопись искусство особое — церковное. Поэтому на обучение иконописи нужно чтобы благословил священник. Икона не похожа на привычные картины, поэтому и иконописцы не похожи на простых художников. Это люди, обязательно глубоко верующие и благочестивые. Сегодня, как и много веков назад иконописи учатся с детства, понемногу постигая тайны старых мастеров. Все приёмы иконописи можно перенять только от опытного учителя — иконописца. В иконописи совершенно особые технические и живописные приемы, поэтому чтобы писать иконы этому нужно много учиться.

Иконописцы соблюдают множество очень строгих правил, о которых можно узнать только от своего учителя. Это правила об образе жизни и творчестве иконописца. Одно из них заключается в том, что иконописцы никогда не придумывают сюжеты своих произведений. Это строго запрещается. На протяжении веков сюжеты икон не изменялись, так как многие иконы являются чудотворными. Иконописцы выполняют «списки», можно сказать, копируют иконы старых мастеров, написанных в древности.

Тем не менее, творчество иконописца огромно и увлекательно, а соблюдение правил (канона) это словно дорога, по которой следует иконописец. Чем ближе иконописец подошел к древним традициям, тем более отточено его мастерство, глубже его работа, тем выше она оценивается людьми в духовном и художественном плане.

Кроме того, преподавать иконопись — большая ответственность и, прежде всего, духовная. Педагог иконописи должен сам превосходно писать иконы и иметь художественно-педагогическое, искусствоведческое и богословское образование. А также такие занятия должны проходить при храмах или монастырях под чутким окормлением священников. В процессе обучения учащимися соблюдаются церковные обряды — например, прочтение молитв в начале и в конце занятия, лекции по Закону Божьему и т.п.

Техника иконописи хранит в себе много приёмов. Икона создается не спеша, долго и тщательно. Сначала заготавливается иконная доска. Она делается из разных пород деревьев, но чаще используется липа. Некоторые считают, что липа — это обязательное условия для создания иконной доски. Это не так. Используются разные породы деревьев, такие как дуб, кипарис, сосна и другие. Иконная доска делается определенной конструкции, которая позволяет иконе долгое время оставаться прямой и ровной, не изгибаться, не высыхать. На доску затем наклеивают специальную ткань – паволоку, после чего покрывают иконным грунтом — левкасом. Грунт иконописцы делают сами, он состоит из клея и мела. Затем на иконе выполняется золочение. Золотятся нимбы, фон и некоторые другие детали в зависимости от сюжета. Золото используется настоящее — сусальное.

Все в иконе имеет свою символику. Например, золото — символизирует сияние Бога, Божественное свечение, а иконная доска символизирует крест, на котором был распят Иисус Христос. Техника письма иконы — станковая темперная живопись. Краски используются специальные, они называются пигменты. Это краски в виде сухих порошков минерального и органического происхождения. Иконописцы вручную добавляют в них специально приготовленный раствор яичного желтка — таким образом, происходит «творение красок».

Пишут икону строго в определенной последовательности: сначала элементы пейзажа, если таковой имеется в сюжете, одежду, какие-то предметы, а потом приступают к написанию лика святого. В завершение наносят обозначения имени святого. Эта подпись — своего рода освящение иконы, иконописец после этого уже ничего не меняет. После покрытия работы специальным защитным слоем (лаково-масляной пленкой или олифой) ее можно считать завершенной.

Настоящий иконописец не должен изображать других сюжетов кроме религиозных. Как уже подчёркивалось, иконописцы это не просто художники. В иконописи есть свой очень важный смысл, иконы посвящены Божественным образам — Спасителю Иисусу Христу, Пресвятой Богоматери, и Святым, а художники изображают окружающий нас мир.