Расстройство привязанности

Нарушения привязанности. Терапия у взрослых.

Ребенок, для того чтобы иметь свободу исследования мира, должен иметь комфортную базу, тыл. Если базы не было, то и исследования невозможны. А возможен сценарий роли жертвы чтобы привлечь того, кто все-таки придет и спасет и даст эту самую базу. Или волка-одиночки, в жизни которого база невозможно, и остаётся только на себя полагаться.

База формируется в детстве, при наличии принимающих, одобряющих, контейнирующих, находящихся в доступе взрослых.

К.Х. Бриш написал прекрасную книгу «Воспитание счастливых детей», где он наглядно на примерах показывает развитие разных типов привязанностей.

Основные модели развития типов привязанности

1. Безопасная привязанность. Когда ребенок плакал, мама искала причину, пока не находила. Была с ребенком добра приветлива, и терпелива. Если еда и памперс не помогали (смена), то просто укачивала. Была в доступе. Пусть не всегда сразу, но отзывалась в течение предсказуемого промежутка времени. И когда ребенок был спокоен, тоже время от времени навещала, проведывала, интересовалась, чем занимается. (пишу про маму, имею в виду обоих родителей, или значимых взрослых).
2. Избегающая привязанность (небезопасная). Маме было не до ребенка. Ребенок привык к тому, что он не нужен, что его потребности не удовлетворяются. Вырастает чуток аутистом, на помощь не рассчитывает, но и что делать сам не знает. Частая стратегия — замереть.
3. Амбивалентная привязанность. Мама начинала реагировать по первому типу, но если что-то не срабатывало, сердилась. Например, когда малыш плакал, считала что он голоден. И с готовностью шла на зов, пытаясь покормить. Но если ребенок отказывался, злилась, не зная что делать. Потом раскаивалась, начинала искать дальше, например памперс. Ребенок вырастет в непонятках. Маму активно зовет, но с ее приходом не успокаивается.
4. Дезорганизованная привязанность. Попеременные первый и второй тип реагирования мамы. Иногда была в доступе, и реагировала с нежностью и заботой. В другие же разы своими делами занималась, и не до ребенка ей было.

5. Симбиотическая привязанность. Мама очень сильно боится и переживает за ребенка. Процесс сепарации для неё выглядит как непереносимый. Сама же мама старается быть для ребенка идеальной.

Влияние типа привязанности на ребенка

Если взять пример малыша который гуляет с мамой:

Малыш в песочнице, мама на лавочке. Ребенок будет исследовать мир, время от времени удостоверяясь, что мама в доступе. Или обращаясь к ней по мере надобности (показать что слепил, пить, есть, туалет, устал, итд).

Таким образом, его деятельность можно условно разделить на два типа:

  • исследование мира (игра, сверстники),
  • обращение к базе (мама).

Обращение к базе в терминах теории привязанности называют «включением привязанности».
Соответственно, у ребенка будет либо исследование, либо привязанность (обращение к базе).

Влияние типа привязанности на взрослого и отношения с партнером

Если теперь рассматривать эти две деятельности: исследование и привязанность. То они всегда включаются по очереди. При включенном исследовании выключенная привязанность. Включенная же привязанность (поиск базы, к которой можно было бы обратиться) не позволяет происходить исследованию.

У взрослого, воспитанного в условиях безопасного типа привязанности, эти две деятельности будут органично чередоваться. Когда будет возникать потребность в базе, она будет удовлетворяться через имеющиеся возможности и ресурсы.

При избегающей привязанности исследование будет время от времени прерываться на неопределенное время, пока взрослый сам не успокоится. Потому что базы нет.

Предположу, что когда в книге «Мужчины с Марса, женщины с Венеры» описывается про мужскую потребность «быть в пещере», то это как раз про мужчин с избегающей привязанностью. (В хорошем же варианте, это проявится как потребность в исследовательской деятельности, которое проявляется как копание в гараже, или рыбалка). И уход в компьютерные игры, запои, и тд, сюда же.

Амбивалентная привязанность. База есть, но ненадежная, мерцающая. Даже при её обнаружении, не происходит успокоения, потому что в любой момент может уйти, пропасть. Поэтому надо продолжать поиск, даже после нахождения. Это может проявляться как патологическая ревность, тревога что бросят. Или как постоянный поиск всё новых партнеров. Или оказаться в браке «не с тем партнером», которому нельзя довериться, положиться на него.
Дезорганизованная привязанность в симптоматике будет похожа на амбивалентную.

Симбиотическая привязанность может проявиться в том, что к партнеру высокая критичность, тревога.

Это про отношения.

Про деньги, работу, и реализацию себя

В безопасной привязанности человек занимается тем, что ему близко, и нравится.
В небезопасных типах привязанности все будет сложнее и запутаннее. Поскольку отсутствие базы не только мешает процессам исследования, но и требует все-таки эту базу найти. (Как рана, которая болит, и отвлекает постоянно на себя. Нельзя просто закрыть ее бинтом, и заниматься другими делами. Любое неловкое движение будет напоминать о ней в подходящие и неподходящие моменты).

И тогда будут возможны следующие проявления:

Работа как сублимация отношения. Погоня за деньгами или карьерой как главный смысл жизни, в надежде реализовать в них потребность в базе. «Только мои деньги могут обо мне позаботиться». «Моя любимая работа — главное и единственное дело моей жизни». (Не связано со здоровыми людьми, которые любят свою работу. Тут будет видна травма и неадекватность.)

  • Если же работа не смогла занять это место базы. А является частью окружающего мира. То с ней, и с деньгами будет беда. Поскольку при отсутствии надежной базы некому спасти и защитить от нехватки ресурсов, или посягательстве на них другими людьми.
  • Уровень тревоги будет повышенный. Все будут подозреваться в попытке обмануть, обойти, итд. И человек будет либо раниться. Либо перестраховываться, так что ничего ему не будет подходить.
  • И еще может на любой работе «косячить» опозданиями, и неадекватным исполнением должностных инструкций.

Также будет опасность переносов на работе с начальником и коллегами. (Родительский перенос — «ты правда меня любишь?», сиблинговый перенос — «вы хотите забрать себе всю любовь мамки/папки?»)

Работа с психологом про привязанности

Основные направления работы с клиентом про терапию нарушений привязанности можно разделить по следующим типам:

1. Клиент сам берет на себя заботу о своем внутреннем ребенке. Если слишком резко к этому подойти, то может подкрепить внутреннее ощущение: «ты никому не нужен, и только сам можешь о себе позаботиться». Но сама модель распространенная, эту идею часто можно встретить в психологических статьях.

Предполагает долгосрочную терапию, чтобы было время смириться с таким положением вещей, и даже начать находить в этом удовольствие — заботясь о себе самом, о своем внутреннем ребенке.

2. Терапевт создаёт клиенту безопасную привязанность, становится для него «значимым взрослым» в рамках их клиент-терапевтических отношений. — Более легкая для терапии модель, поскольку клиенту как правило сразу становится легче. Но сложная для самого терапевта. Сложно удержать границы, не всегда понятно, что и как делать, позволять или не позволять клиенту. Чревато тем, что клиенту хорошо в кабинете, но этот опыт не переходит на взаимодействие с другими людьми.

В практике часто можно встретить сочетание первой и второй модели.

3. Создание внутренней репрезентации безопасной базы (представления о хороших родителях) у самого клиента. Может быть создано через обсуждение детско-родительских отношений клиента с его родителями, и выправления их образов в его представлении. Что, почему, как они делали? О чем думали? Что старались сделать?

Тут могут быть использованы самые разные методы и техники, в зависимости от подхода. Очень полезны трансовые техники — «путешествие в детство, взаимодействие с образом идеальных родителей»: клиенту предлагается повзаимодействовать с образом идеальных родителей (образы приходят разные, может представиться и Багира с Мудрым Каа), делается акцент на том, что этим идеальным родителям важно что происходит с маленьким клиентом, что ему позволительно плакать, горевать, радоваться, итд, и что они всегда находятся в доступе — ведь это его собственный внутренний образ, к которому всегда можно обратиться.

Желательно, чтобы работа была долгосрочной, хотя может состоять и из нескольких краткосрочных этапов. И включает в себя три акцента:

  1. на образ внутренних родителей — это база.
  2. на восприятие себя в отношениях с другими людьми.
  3. на восприятие других людей в отошениях с ними.

Терапия нарушений привязанности у взрослого хорошо чтобы была долгосрочной. Поскольку речь о внутреннем ребенке, которого в свое время отвергли. То краткосрочные контакты могут восприниматься, как повторение прерываний привязанности в детстве. С другой стороны, тревога может быть уменьшена, если терапевт озвучивает, что работа может состоять и из более коротких серий встреч. И что терапевт готов будет продолжить работу и после перерывов. Что терапевт находится в доступе.

  • Центры по работе с населением г. Хабаровска
  • Консультации по детской стоматологии
  • Обо всем на свете
  • Обратная связь и помощь по форуму
  • Новости
  • Власть, политика, общество
  • Беседка
  • Форум-опросник
  • Тайны судьбы
  • Автоледи
  • Бизнес
  • Женская красота и мода
  • Путь к идеальной фигуре
  • Косметика
  • Все о волосах
  • Все о коже
  • Хобби
  • Шитье
  • Вязание
  • Вышивка
  • Цветы
  • Домашние любимцы
  • Досуг: книги, кино, театр
  • Фотография и живопись
  • Мастер-классы
  • Дом и быт
  • Компьютеры и интернет
  • Телефоны, цифровая техника, гаджеты
  • Бытовая техника
  • Кухонная техника
  • Уборка
  • Одежда и обувь
  • Ремонт и дизайн
  • Внутренняя отделка
  • Оформление и дизайн
  • Мебель
  • Частные дома, коттеджи, дачи
  • Недвижимость
  • Вкусная жизнь
  • Кухни мира
  • Салаты и закуски
  • Супы
  • Вторые блюда
  • Выпечка и десерты
  • Напитки
  • Заготовки и консервирование
  • Идем за покупками
  • Кухонная утварь
  • Шоппинг
  • Где купить …?
  • Шоппинг в Китае
  • Женщина + Мужчина
  • Исповедальня
  • Любовь и брак
  • Секс
  • Дневники Хабмамочек
  • Религия
  • Мемориал
  • Подвал
  • Архив форума
  • Наша поздравлялка
  • В центре внимания
  • Отдых, развлечения, праздники
  • Новый год
  • Наши встречалки
  • Культурная жизнь, проекты, акции, мероприятия
  • Конкурсы
  • Отдых и путешествия
  • Отдых на природе
  • Отдых в Приморье
  • Путешествия по России
  • Страны АТР
  • Отдых за рубежом
  • Праздники
  • Свадьба
  • Форум для хорошего настроения
  • Страна ЧАТландия
  • Юмор
  • Добрые дела: волонтерское движение
  • Волонтерское движение: поможем детям!
  • Неотложная помощь
  • Помощь детским домам
  • Консультации специалистов
  • Консультации специалистов Фонда социального страхования Российской Федерации
  • Консультация по гинекологии
  • Консультации врача ЛФК (по лечебной физкультуре)
  • Консультации по безболезненной косметологии
  • Консультации по грудному вскармливанию
  • Консультации педиатра
  • Консультации оториноларинголога (ЛОРа), сурдолога
  • Консультации дерматолога
  • Консультации по логопедии
  • Консультации по стоматологии
  • Взрослая стоматология
  • Детская стоматология
  • Защита прав потребителей
  • Консультации специалистов Пенсионного Фонда Российской Федерации
  • Бухгалтерский учет, налогообложение, трудовые отношения
  • «Сам себе бухгалтер»
  • Консультации по психологии
  • «Сам себе психолог»
  • Консультации семейного психолога
  • Консультации по кредитованию и ипотеке
  • Архив консультаций
  • Архив консультаций кардиолога и невролога
  • Архив консультаций онкогинеколога
  • Архив консультаций по недвижимости
  • Архив консультаций по вопросам защиты прав детей
  • Архив консультаций медицинского центра «Клиник-А»
  • Архив консультаций логопеда
  • Архив консультаций рефлексотерапевта
  • Архив консультации гастроэнтеролога
  • Архив консультации ортопеда
  • Архив консультаций ЛОРа
  • Архив консультаций педиатра
  • Архив консультаций врача-гастроэнтеролога
  • Архив консультаций по сексологии
  • Консультации мастера ногтевого сервиса
  • Консультации по дизайну интерьера
  • Консультации по получению образования за рубежом
  • Консультации по профориентации
  • Консультации по изучению иностранных языков
  • Консультации врача-физиотерапевта
  • Консультации по косметологии и трихологии
  • Консультации логопеда
  • Консультации психотерапевта
  • Архив. Охрана прав при получении медицинских услуг
  • Консультации взрослого невролога
  • Консультации по страхованию жизни, здоровья (в том числе и детей), имущества, ответственности, ипотеки».
  • Консультации по нетрадиционной медицине
  • Консультации пульмонолога-педиатра
  • Консультации по гастроэнтерологии (взрослый)
  • Консультации терапевта
  • Беременность
  • Планирование
  • Здоровье будущей мамы и плода
  • Беременность. Ожидаем чуда вместе
  • Роды
  • Ведение беременности и родов
  • Консультации и роддома
  • Мой ребенок
  • Мамочкины посиделки
  • Поговорим о питании
  • Грудное вскармливание
  • Искусственное вскармливание
  • Консультант по ГВ — MEDMAMA — Архив
  • С рождения до 1 года
  • Слинги
  • От 1 до 3 лет
  • Дошколята (4-7 лет)
  • Школьники и подростки
  • Воспитание и образование
  • Детские сады
  • Отзывы о муниципальных садах
  • Частные и мини-сады
  • Одногруппники
  • Школы
  • Отзывы о школах
  • ВУЗы и СУЗы
  • Дополнительное развитие
  • Центры развития дошкольников
  • Все о воспитании
  • Особые детки
  • Приемный ребенок
  • Найди меня, мама
  • Детский дом «Тополево»
  • Дом ребенка №1
  • Детский дом №2
  • Детский дом «Виноградовка»
  • Консультации органов опеки и попечительства
  • Как растут наши детки
  • Ровесники
  • Дневники развития Ровесников
  • Поздравлялка Ровесников
  • Двойняшки и их мамашки
  • У меня их трое… У меня немного…
  • Погодки
  • Здоровье и спорт
  • Здоровье взрослых
  • Гинекология
  • Архив консультаций акушера-гинеколога
  • Стоматология
  • Медучреждения, специалисты для взрослых
  • Здоровье детей
  • Детская стоматология
  • Детские инфекции и паразиты
  • Детская неврология
  • Детская офтальмология
  • Детская дерматология
  • Детская урология и гинекология
  • Детская гастроэнтерология, аллергия
  • Все о вакцинации
  • Детская ортопедия
  • ЛОР-заболевания у детей
  • Младенческое здоровье
  • Медучреждения, специалисты для детей
  • Лечение за границей
  • Лекарственные препараты и медтехника
  • Нетрадиционная медицина
  • Спорт
  • Детский спорт
  • Юридические и правовые вопросы
  • Имею право!
  • Защита прав потребителей
  • Льготы, пособия, компенсации
  • Семейное право
  • Трудовые отношения
  • Жилищно-коммунальные вопросы
  • Имущество, наследство
  • Финансы (банки, кредиты)
  • Районы и Регионы
  • Хабаровск
  • ТСЖ
  • Микрорайон «Флегонтова»
  • Микрорайон «Рабочий городок»
  • 1 микрорайон, Кубяка, пер. Трубный
  • Центр
  • Южный, ХФЗ, Амуркабель, Красная речка
  • Топограф, Северный, База КАФ
  • Хабаровск-2, ДОСы
  • Пос. им. Горького
  • Пос. Березовка
  • Хабаровский край
  • Ближайшие регионы
  • Краснодарский край
  • Другие города и страны
  • Закупки на Хабмаме
  • Проект «СП в Хабаровске»
  • Пункты выдачи заказов
  • Обсуждение СП
  • Пристрой от Организаторов
  • Продажа товаров и услуг
  • Зарубежные аукционы и интернет-магазины
  • Материнство и детство
  • Детские сады, няни, доп. образование
  • Красота и здоровье
  • Интерьер, товары и услуги для дома
  • Хэндмейд и все для рукоделия
  • Праздники, фото, видео
  • Строительство, ремонт, интерьер, быт. услуги
  • Семинары, тренинги, занятия для взрослых
  • Продукты питания и кулинарные услуги
  • Прочие товары и услуги
  • Прочее
  • ХАБМАРКЕТ — объявления форума Хабмама
  • Пункт проката и обмена
  • Коллективные закупки

КГАОУ ЦПМСС г.Чайковского

Нарушение привязанности у детей-сирот и ее восстановление в замещающей семье

«Привязанность-это стержень, на который надевается вся личность человека»

(Из выступления Л.Петрановско 1 июня 2012года на лекции в Сахаровском центре г.Москвы)

Привязанность — это стремление (и способность) к длительной эмоциональной близости с другим человеком и потребность эту близость сохранить.

Потребность в привязанности — т.е. в устойчивых позитивных отношениях со значимым взрослым и ближайшим окружением — является жизненно необходимой для нормального развития ребенка. Если привязанность сформирована, ребенок нормально развивается, учится различать свои чувства и чувства других, мыслит логически, развивает социальные связи, развивает сознание, испытывает базовое доверие к миру, становится уверенным в себе, лучше справляется со стрессом и переживаниями; меньше завидует, не подвержен страхам; развивает чувство собственной значимости и проявляет любовь и нежность к другим.

Глубокие эмоциональные связи со значимыми людьми служат основой и источником жизненных сил для каждого из нас. Отвергаемые дети неблагополучны эмоционально — и это гасит их интеллектуальную и познавательную активность, ведь вся их внутренняя энергия уходит на борьбу с тревогой и приспособление к поискам эмоционального тепла в условиях его жесткого дефицита. Младенцы, оставленные без эмоционального тепла, могут умереть в буквальном смысле этого слова.

Кроме того, в первые годы жизни именно общение со взрослым служит источником развития мышления и речи ребенка. Отсутствие адекватной развивающей среды, плохая забота о физическом здоровье и недостаточность общения со взрослыми приводит к отставанию в интеллектуальном развитии у детей из неблагополучных семей. Так как развитие совести тоже основано на общем развитии мозга, при нарушении привязанности совесть тоже формируется недостаточно или вообще не формируется.

В результате, дети, подвергшиеся жестокому обращению в раннем детстве, не только лишаются детства и теряют способность устанавливать и поддерживать близкие, теплые отношения с другими людьми, но не получают и базовых социально-моральных принципов, демонстрируя агрессивность, страсть к разрушениям и антиобщественное поведение.

К сожалению, нарушение привязанности проявляется в поведении ребенка даже тогда, когда он находит новую семью, готовую дать ему заботу и любовь. Более того, такие дети вырастают во взрослых, которые глобально не доверяют миру и окружающим, так как уверены, что никто не сможет и не захочет позаботиться о них.

Как формируется привязанность

Привязанность — это глубинный и всегда взаимный процесс, в котором участвуют и ребенок, и мать (или любой другой постоянно ухаживающий за ребенком взрослый).

Как известно, для выживания младенцу необходимы постоянный уход и внимание со стороны взрослых. Под «уходом» в данном случае следует понимать не только кормление и базовый гигиенический уход, но и прикосновения, взгляды и улыбки, движение вместе со взрослым и первые «разговоры» родителя с ребенком.

В полноценной семье в первые два года жизни ребенок многократно проходит через здоровый цикл формирования привязанности. В чем заключается этот цикл? Как только у ребенка появляется какая-то потребность (голод, холод, одиночество и пр.), он проявляет ее беспокойством или плачем. Услышав плач, заботливая мама подходит к ребенку и успокаивает его, тем самым удовлетворяя его потребность. Если этот цикл повторяется много раз и соответствующие потребности ребенка каждый раз удовлетворяются нужным образом одним и тем же взрослым, то ребенок начинает доверять ему. И это доверие становится основой его дальнейшего развития. Кроме того, у ребенка формируется тесная эмоциональная связь с мамой, которая следит за его благополучием и безопасностью.

Схематически цикл формирования привязанности в первый год жизни можно изобразить так:

Если ребенок успешно прошёл цикл формирования привязанности на первом году жизни, то скорее всего на втором году цикл (который тоже будет повторяться многократно) будет выглядеть так:

Только при условии успешного завершения цикла второго года ребёнок может научиться принимать ограничения, установленные извне. И только пройдя оба цикла — как первого, так и второго года, — ребёнок по-настоящему научиться доверять, отвечать взаимностью и управлять своими эмоциями. Это именно то время, когда закладывается совесть, самооценка, способность к состраданию и логическому мышлению. Нарушения в каком-либо из циклов будут иметь последствия на всю последующую жизнь ребенка, если он не получить своевременной педагогической и терапевтической поддержки.

Что может нарушить привязанность

Реактивное расстройство/нарушение привязанности (англ. reactive attachment disorder — RAD) – это серьезное психологическое расстройство. Оно развивается у тех детей, которые в раннем детстве подвергались заброшенности, жесткому обращению или каким-то другим негативным воздействиям со стороны родителей или других взрослых. В частности, реактивное расстройство привязанности может быть вызвано одним или сочетанием следующих факторов:

  • Преждевременные роды.
  • Внутриутробное отравление алкоголем и/или наркотиками (если биомать употребляла их во время беременности).
  • Беременность, которая была крайне нежеланна для биоматери.
  • Послеродовая депрессия у биоматери.
  • Ранняя разлука с биоматерью.
  • Эмоциональная отрешенность биоматери из-за психических расстройств, алкогольной или наркозависимости.
  • Жестокое обращение или крайняя запущенность в первые годы жизни ребенка.
  • Крайняя педагогическая некомпетентность биородителей (например, если биомать была слишком молода и не интересовалась воспитанием ребенка).
  • Частая смена («калейдоскоп») взрослых, ухаживающих за ребенком (например, частая смена воспитателей или нянь в доме ребенка, либо переводы из группы в группу внутри одного учреждения, либо перевод из одного учреждения в другое).
  • Госпитализация ребенка, даже на относительно недолгий (с точки зрения взрослых) срок.
  • Не диагностированная и поэтому не излеченная острая боль или хроническая болезнь (например, особо сильные колики или ушная инфекция у младенцев).
  • Серьезная травма.
  • Болезненные и/или обширные медицинские процедуры.

Нарушение привязанности может развиться даже в самые первые месяцы жизни, когда ребенок вроде бы не осознает себя. Дело в том, что если уже в грудном возрасте ребенок подвергается заброшенности или жесткому обращению, его организм вырабатывает постоянно повышенное количество гормонов стресса. В итоге урок о том, что мир — это страшное и жестокое место, закрепляется в мозгу младенца на биохимическом уровне. Если вернуться к схеме формирования привязанности из предыдущего раздела, то его нарушенный вариант выглядит так:

Сравнив этот цикл с нормальным, можно заметить, что «сбой» происходит на этапе реакции родителя на плач ребенка. Допустим, мать ребенка страдает алкоголизмом и поэтому каждый раз, когда ребенок плачет от голода, она либо не реагирует (если сильно пьяна), либо реагирует каждый раз по-разному (или кричит и бьёт ребенка, или просто выходит из комнаты). Бывает и так, что хотя за ребенком ухаживает сразу несколько взрослых по очереди (как в случае нянечек в роддоме или воспитательниц в доме ребенка), ни один из них не прислушивается к ребенку и не заинтересован в его благополучии, поэтому на его плач реакция либо непоследовательная, либо никакая вообще. И в том, и в другом примере базовые потребности ребенка не будут удовлетворены. Даже хуже того: в ответ на призыв о помощи вместо утешения ребенок часто получает не просто безразличие, а удар.

Естественно, что ребенок укрепляется во мнении, что мир — это очень опасное, полное боли и одиночества, что никто из взрослых не может и не хочет защитить его, что никому нельзя доверять. Ребенок стремится к полному контролю происходящего, потому для него контроль — это синоним самой жизни. Вместо доверия и привязанности к взрослым он чувствует гнев — и этот гнев так велик, что вытесняется в подсознание.

Конечно, не всегда нарушение привязанности носит столь радикальный характер. Расстройство привязанности может быть как сильно выраженным, так и легким и сравнительно просто корректируемым. Специалисты выделяют четыре типа нарушенной привязанности:

  • При пренебрежении либо гиперопеки со стороны родителей обычно развивается негативная (невротическая) привязанность. Такой ребенок постоянно «цепляется» за родителей, ищет «негативного» внимания, провоцируя родителей на наказания и стараясь раздражить их.
  • Если родители были непоследовательны и истеричны: то ласкали, то взрывались и били ребенка — каждый раз бурно и без объективных причин, лишая тем самым ребенка возможности понять их поведение и приспособиться к нему (типично для алко- и наркозависимых родителей), у ребенка может развиться амбивалентная привязанность. В этом случае ребенок постоянно демонстрирует двойственное отношение к близкому взрослому: «привязанность-отвержение», то ластится, то грубит и избегает. При этом перепады в обращении являются частыми, полутона и компромиссы отсутствуют, а сам ребенок не может объяснить своего поведения и явно страдает от него.
  • Если имел место болезненный разрыв отношений с близким взрослым, и ребенок «застрял» в состоянии горя; либо если разрыв воспринимается ребенком как «предательство», а взрослые — как «злоупотребляющие» детским доверием и своей силой, то ребенок может проявить избегающую привязанность. Ребенок с этим типом нарушенной привязанности угрюм, замкнут, не допускает доверительных отношений со взрослыми и детьми, хотя может любить животных. Основной мотив — «никому нельзя доверять».
  • У детей, подвергавшихся систематическому жестокому обращению и насилию, и никогда не имевших опыта привязанности, развивается дезорганизованная привязанность. Дело в том, что жизнь научила таких детей выживать, нарушая все правила и границы человеческих отношений, отказываясь от привязанности в пользу силы: им не надо, чтобы их любили, они предпочитают, чтобы их боялись. Это особенно тяжелый тип нарушения привязанности с точки зрения возможной коррекции.

Симптомы нарушения привязанности

Можно говорить о том, что у ребенка в той или иной степени нарушена привязанность, если налицо все или большая часть симптомов реактивного нарушения привязанности, перечисленных ниже:

1.Ребенок поверхностно обаятелен. При инициативе со стороны родителей нежность не проявляет. Если и проявляет ласку, то обычно только потому, что хочет что-то получить.

2.В отношениях с посторонними и незнакомыми людьми ребенок неразборчиво ласков и привязчив.

3.Не испытывает привязанности и не проявляет доверия к человеку, который ухаживает за ним на ежедневной основе (особенно к приемной матери).

4.Не смотрит в глаза при общении с родителями, кроме тех случае, когда лжет.

5.Склонен к интригам и манипулированию другими людьми. Стремиться командовать и полностью контролировать любую ситуацию.

6.Часто действует из противоречия, постоянно нарушает установленные правила.

7.Склонен к вспышкам гнева или истерикам, особенно в ответ на попытку взрослых ввести какие-либо правила или запреты.

8.Проявляет повышенный интерес к темам смерти, огня, крови, разрушения.

9.Жесток к животным, портит вещи, агрессивен по отношению к другим людям.

10.Склонен к членовредительству («ауто-агрессия»), к «несчастным случаям».

11.Лжет об очевидном, притворяется, ворует. Не испытывает раскаянья, бессовестен.

12.Не способен отвечать за себя. Вину за свои поступки и проблемы обычно перекладывает на других.

13.Повышенно импульсивен, не умеет контролировать себя и не способен оставаться в границах поведения, установленных другими людьми.

14.Страдает сильными перепадами настроения. Часто находится в пониженном настроении или в депрессии.

15.Не понимает или плохо понимает причинно-следственные связи.

16.Проявляет необычные пищевые привычки, например, склонность в чрезмерных количествах запасать или прятать еду, склонность к обжорству или голоданию, поедание несъедобных вещей и т.д.

17.Страдает недержанием моги (энурез) и/или недержанием кала (энкопрез).

18.Мало или совсем нет постоянных друзей, отношения со сверстниками неустойчивые.

19.Плохо учится.

20.Постоянно задает бессмысленные вопросы и «трещит языком».

21.Болезненно преувеличивает собственную значимость.

22.Самого себя чувствует беспомощной жертвой, а окружающих воспринимает как источник опасности.
Некоторые специалисты дополняют вышеперечисленные базовые симптомы такими:

  • Ребенок проявляет неадекватное возрасту сексуальное поведение.
  • Ребенок требователен или «прилипчив», но только когда ему этого хочется («на своих условиях»).
  • Ребенок страдает нарушениями сна.
  • Ребенок гиперактивен, сверхбдителен даже по мелкому поводу.
  • У ребенка наблюдается задержка или нарушения речевого развития.
  • Ребенок часто становится объектом травли со стороны сверстников.

Как восстановить привязанность?

Идеальной средой для формирования привязанности является семья. Только в полноценной семье ребенок находится в постоянном физическом и эмоциональном контакте с любящими взрослыми, к которым он особенно привязан. Несмотря на то, что число таких взрослых невелико, именно они дают ребенку чувство защищенности и безопасности, являются источником его развития, дают ему опыт переживания чувств, поддержку в трудную минуту и радость разделенного успеха. Вне семейного окружения, без «только своей» мамы или другого значимого взрослого установление привязанностей крайне затруднено.

Если ребенок имел положительный опыт воспитания в родной семье, но неожиданно теряет мать или другого человека, выполнявшего ее роль, то последствия такого перерыва в формировании привязанности могут быть сглажены быстрой заменой фигуры привязанности на новую. Напротив, помещение ребенка в приют или детский дом с «обезличенным» типом воспитания только усиливает отрицательные последствия.

Бывает и так, что у ребенка не появляется никакого опыта привязанностей, и это наиболее непростые для коррекции случаи. Например, если ребенок с самого рождения воспитывался в доме ребенка, где не оказалось ни одного взрослого, способного стать для него эмоционально близкой фигурой; или если отношения в родной семье были таковы, что вместо минимальной заботы и душевного тепла, ребенку доставались только побои, издевательства, а порой голод или многодневное одиночество.

Как научиться получать и отдавать любовь и нежность рядом с матерью-алкоголичкой, которая в ответ на голодный плач ребенка либо бьет его, либо невнятно мычит что-то в пьяном угаре? Как можно оставаться ласковым и слабым, если только агрессия отпугивает собутыльников родителей, задумавших жестокий розыгрыш или травлю самого беззащитного участника «посиделок»? Но если во младенчестве все эти навыки помогли ребенку выжить физически, в эмоционально-душевном плане они превратили его в «маугли». И чем старше становится ребенок, тем больше они начинают тормозить его физическое и эмоциональное развитие, ведь когда все внимание уходит на постоянный контроль и борьбу с окружающими, не остается ни времени, ни сил на саморазвитие, на игру, на радость жизни.

Естественно, такое поведение создает в приемной семье атмосферу постоянного напряжения и конфликтов, и рано или поздно бессилие, раздражение или чувство вины в отношении приемного ребенка достигает такого уровня, что родители начинают задумываться о его возращении в детский дом. Другим сценарием развития событий может быть уход одного из приемных родителей из фактически разрушенной этим ребенком семьи.

Чтобы сохранить покой в доме и исцелить своего ребенка, приемным родителям важно не только хорошо понимать истоки нарушения привязанности у их ребенка, но и владеть особыми методами «терапевтического воспитания».

Основные принципы «терапевтического воспитания»:

1.Главное правило «терапевтического воспитания» для родителей — сначала позаботьтесь о себе!

2.Не ждите проблем, но предвосхищайте их, действуйте на опережение.

3.Все взрослые в семье, в школе, на терапии должны работать в команде. Не позволяйте ребенку с нарушением привязанности настраивать вас друг против друга.

4.Обстановка в вашем доме должна быть безопасна для ребенка как в эмоциональном, так и в физическом плане.

5.Чтобы помочь ребенку извлечь действенные уроки из своих проступков, создавайте «естественные последствия». Но когда такие последствия «наступают», проявите сочувствие к вашему ребенку.

6.Избегайте саркастичности и раздражения в общении с ребенком, говорите с ним в доброжелательной, даже когда не довольны его поведением. Даже если ругаете, используйте слова, побуждающие ребенка к размышлению, а не оскорбляющие его достоинство.

7.Поощряйте ребенка выражать любые свои чувства словами, а не разрушительными поступками.

8.Телевизор должен быть очень редким явлением в жизни вашего ребенка.

9.Предлагайте ребенку на выбор только такие варианты, из которых для вас приемлем каждый.

10.Будьте последовательны.

11.Избегайте споров с ребенком о том, «кто главнее».

12.Трезво оцените возможности вашего ребенка и давайте ему права и обязанности в том объеме, с каким он сможет справиться.

13.Не теряйте чувства юмора.

Воспитание ребенка с нарушением привязанности требует особого настроя, стойкости, творчества и сил. Конечно, приемный родитель не несет ответственности за те проблемы, с которыми ребенок появился в его семье, но именно он отвечает за то, чтобы создать условия для исцеления своего ребенка.

Материал подготовил педагог-психолог КГАОУ ЦПМСС г.Чайковского Шамарданова Е.А.

Расстройство привязанностей в детском возрасте по расторможенному типу — синдром, характеризующийся нарушением способности устанавливать социальные отношения у детей младше 5 лет, проявляющийся неразборчиво дружественным поведением.
В основе лежит неадекватное воспитание (игнорирование эмоциональных и физических потребностей ребенка) или частая смена воспитателей. Чаще возникает у детей, имеющих низкий социально-экономический статус. К факторам риска также относят изолированность, подавленное состояние матери, насилие по отношению к ней в прошлом.
Выделяют реактивное расстройство привязанностей в детском возрасте по заторможенному и расторможенному типу.

Клиническая картина

Проявляется неразборчиво дружественным поведением по отношению ко всем, с кем ребенок контактирует; может сопровождаться пассивностью, апатией, отсутствием способности к визуальному слежению. Характерна задержка темпа физического развития. Расстройства требуют дифференциальной диагностики с умственной отсталостью и аутизмом.

Диагностика

Диагноз основывается на данных о том, что ребенок проявляет необычную степень диффузности в избирательных привязанностях в первые 5 лет жизни, и это сочетается с общим прилипчивым поведением в младенчестве и/или неразборчиво дружеским, претендующим на внимание поведением в раннем и среднем детстве. Обычно отмечаются трудности в формировании доверительных тесных взаимосвязей со сверстниками. Они могут сочетаться или не сочетаться с эмоциональными или поведенческими расстройствами частично в зависимости от обстоятельств, в которых находится ребенок.