Реконструкторы

Что такое историческая реконструкция?

Историческая реконструкция — относительно молодой вид хобби. Это увлечение объединяет десятки и даже сотни тысяч людей самых разных возрастов во всем мире, включая Россию. Реконструкторы воссоздают значимые исторические события, стараясь делать это с максимальной исторической достоверностью.

Как появилась историческая реконструкция и чем она отличается от ролевой игры?

Предполагают, что историческая реконструкция пошла от французской традиции воссоздавать знаменитую битву при Ватерлоо. В СССР реконструкция как хобби пришла в 1970-х годах. Началом организованного движения реконструкции в России считается 1987 год: тогда в честь 175-летия Отечественной войны 1812 года реконструкторы прошли по местам боевой славы.

На первый взгляд, у исторической реконструкции много общего с ролевыми играми. В обоих случаях люди «отыгрывают» определенный сюжет в соответствующих костюмах на фоне соответствующих декораций. Однако есть одно значительное различие: в реконструкции ведущую роль играет правдоподобие и соответствие историческим реалиям, а условность, присущая ролевым играм, не допускается.

Реконструкторы тщательно изучают все имеющиеся сведения о событии или эпохе, которую собираются воссоздать. Учитывают все, что можно подтвердить документально, начиная от кроя одежды и состава тканей и заканчивая оригинальными кулинарными рецептами. Иногда реконструкторы позволяют себе отступить от истории. В таком случае они переходят в разряд ролевиков.

Какие есть популярные направления исторической реконструкции?

Наиболее популярными эпохами для исторической реконструкции являются:

  • Античность
  • Средневековье (VII–XV вв.)
  • Наполеоновские войны
  • Первая мировая война
  • Вторая мировая война.

Существует несколько направлений исторической реконструкции. Одно из самых популярных — историческое фехтование. Это фехтование с использованием холодного оружия, у которого есть аналог в прошлом. Как правило, для реконструкций используются незаточенные копии, а техника фехтования восстанавливается по сохранившимся историческим источникам.

Другое очень популярное направление — бытовая, или гражданская, реконструкция. Сюда относится воссоздание обрядов и праздников, отдельных невоенных событий, а также создание копий материальных предметов прошлого.

Также существуют кулинарная, музыкальная, танцевальная, игровая и другие направления в реконструкции, каждое из которых концентрируется на определенной сфере жизни. А все вместе они объединяются в самом масштабном виде исторической реконструкции, который называется «живая история». Этот тип реконструкции предполагает воссоздание повседневной жизни общества в определенном месте в определенный исторический период. Нередко организовывают целые музеи «живой истории».

Какие крупные фестивали исторической реконструкции проходят в России?

Сегодня фестивали исторической реконструкции проводят по всему миру, только в России ежегодно проходит более ста подобных мероприятий. Наиболее известные и масштабные из них:

  • «Белый город». Ежегодный фестиваль в пригороде Белгорода, проходит с 2006 года. Реконструкторы воссоздают быт жителей этой местности в XIII–XIV веках, проводят групповые сражения, конкурсы костюмов и доспехов, турниры лучников, игры и др.
  • «Былинный берег». С 2011 года ежегодно проводится в Тверской области. Его участники воссоздают образ жизни IX–XI веков.
  • «Русборг». Проводится в Липецкой области ежегодно с 2005 года. Является крупнейшим молодежным фестивалем военно-исторической реконструкции IX–XI веков — так называемой «эпохи викингов».
  • «Времена и эпохи». Проводится в московском парке «Коломенское» с 2011 года, с 2017 года проходит на нескольких площадках по всей столице. Каждый год фестиваль посвящен одной из эпох, от античности и до XX века.

Исторические клубы

Клубы исторической реконструкции

На территории России существуют с момента зарождения реконструкторского движения. Подобные объединения располагают собственным помещением для проведения тренировок, хранения разного рода снаряжения и одежды, мастерской и прочее. Внутри клубов может существовать своя иерархия, которая в той или иной степени повторяет иерархическую структуру реконструируемого периода. Кроме того, участники одного клуба могут иметь определенные отличительные знаки, которые позволяют идентифицировать их во время проведения крупных мероприятий (к примеру, щиты одного цвета или с определенным узором, нашивки и прочее).

Стоит отметить, что в первые годы своего существования участники исторических клубов одевались в костюмы, которые только внешне напоминали исторические, а вооружались либо современными винтовками, либо их муляжами. Сегодня клубы реконструкторов — это целая индустрия, начинающаяся с историков, которые занимаются поиском архивных материалов, а также подлинных вещей в различных музейных собраниях, портными, которые вручную шьют униформу и экипировку, и заканчивающаяся созданием реплик холодного и огнестрельного оружия.

Среди военно исторический клуб наибольшую популярность приобрели клубы, воссоздающие события Отечественной войны 1812 года, Второй Мировой войны, русское и европейское средневековье.

В среднем, численность клуба составляет 10-30 человек. Но на территории России существуют и крупные клубы с большим количеством людей, которые, как правило, имеют свои филиалы в других городах.

Молодежь, которая активно вступает в различные военно-исторические клубы, привлекает не только возможность надеть доспехи и взять в руки настоящий меч, но и использовать их на практике.

Исторический клуб принимает участие в крупномасштабных мероприятиях по реконструкции определенных исторических событий. Помимо участия в фестивалях, клубы также могут организовывать и свои собственные закрытые мероприятия (к примеру, походы, пиры и балы). Кинорежиссеры очень часто приглашают людей из КИРов для участия в съемках в исторических фильмах. Организаторы выставок, презентаций исторической направленности также не могут обойтись без реконструкторов.

Кроме собственно самих сражений, клубы исторической реконструкции воссоздают и обыденную жизнь (то есть «living history») солдат в полевых лагерях, в точности копируя палатки, утварь, а также сам процесс приготовления пищи. К тому же, на многие праздники участники, которые привезли с собой несоответствующее реконструированной эпохе имущество, могут вообще не допускаться ни в лагерь, ни на «поле».

33. Исторические реконструкторы, ролевики, толкиенисты, индианисты.

Историческая реконструкция — довольно молодой вид хобби. В России он появился в начале 90-х годов и сразу получил распространение в кругу людей, увлекающихсяисторией, романтическим духомсредневековьяиискусством. ВРоссиисуществует несколько федераций исторического фехтования. Регулярно проводятся спортивныетурниры.Фестивалии массовые постановки сражений проводятся, в основном,клубами исторического фехтования и реконструкциипри поддержке администрации областей и городов, где проводится мероприятие. Также существуют мероприятия государственного значения (например реконструкцияКуликовского сраженияилиБородинской битвыв России или реконструкцияГрюнвальдской битвыза границей).

Историческая реконструкция — воссоздание материальной и духовной культуры той или иной исторической эпохи и региона с использованием археологических, изобразительных и письменных источников.

Историческая реконструкция — это движение, ставящее перед собой научные цели и использующее метод ролевой игры и научного эксперимента для решения проблем и более глубокого изучения исследуемого вопроса.

Термин «историческая реконструкция» может употребляться в двух значениях:

Восстановление внешнего вида и конструкции объекта, теоретическое или практическое, основанное на его сохранившихся фрагментах, остатках, и имеющейся исторической информации о нём, с помощью современных методов исторической науки (в том числе, такого метода, как археологический эксперимент). Аналогично определяются историческая реконструкция процессов, событий и технологий. Также — его (восстановления) результат.

Деятельность, направленная на восстановление различных аспектов исторических событий, объектов и т. д.

Историческая реконструкция как хоббипоявилась в странахСНГ(тогда ещё —СССР) в конце1980-х годов. Как правило, увлечённым исторической реконструкцией интересно создание исторического комплекса, состоящего изкостюма,доспеха,оружияи бытовых принадлежностей на выбранный регион и исторический период. Каждый элемент комплекса должен быть подтвержден какими-либо научными источниками (археологическими, изобразительными, письменными). Основной идеей реконструкции такого комплекса костюма, доспеха и т. п. является применение на практике этого комплекса, в том числе для подтверждения или опровержения научных гипотез относительно возможностей использования тех или иных предметов.

В настоящее время наблюдается два наиболее популярных направления:

живая история;

турниры (бугурты) — в наполеоновской реконструкции не присутствует.

Живая история (или англ.living history) — научная дисциплина, находящаяся на пересечении таких дисциплин, как «экспериментальная археология» и «музейная педагогика». Живая история — это воссоздание повседневного быта жителей какого-либо места в определенный исторический период, обычно в форме организации «музея живой истории» и/или проведения «фестиваля живой истории», а также уроков «живой истории» в школах. Тут важно абсолютно все, начиная от кроя и внешнего вида носимой одежды и заканчивая аутентичными рецептами кухни. Подобные мероприятия интересны не только самим участникам, но и зрителям, которые могут воочию посмотреть на нехрестоматийную историю своей страны, на то, как жили их предки. Данное направление очень популярно и развито в Западной Европе, там существуют десятки «музеев под открытым небом», где живут и трудятся люди в обстановке былых времен.

Турниры (а также бугурты — реконструкция полевых сражений) — сутью этого направления является изучение и применение на практике военного искусства определенной эпохи. Многое берется из источников того времени, кое-что додумывается людьми исходя из здравого смысла. В результате получается зрелищное представление, посмотреть которое будет интересно каждому, ведь вблизи все воспринимается особенно остро. Турниры могут разделяться на постановочные (для зрителей или же просто эстетики) и спортивные, на которых люди хотят объективно оценить свои силы, умения.

Наиболее популярные эпохи исторической реконструкции:

Античность;

Раннее Средневековье(VII—XI век);Высокое Средневековье(XII—XIII века);Позднее Средневековье(XIV—XV века);Новое время(XVI—XVII века);Наполеоновские войны;Первая мировая война;Вторая мировая война;Холодная война(военные конфликты 1946—1991 годов)

В последнее время активно развиваются новые направления.

Это достаточно условное разделение, отражающее лишь наиболее характерные отличия. Внутри каждой эпохи существуют дифференциация по регионам и определенным историческим периодам (для каждой эпохи свои), например, для Высокого и Позднего Средневековья воссозданный комплекс должен укладываться во временные рамки 20 лет, что, понятно, для Второй мировой войны неприемлемо.

Исторические реконструкторы — фанаты исторических эпох, идеологии, духовности.

Реконструкторы — люди, занимающиеся воссозданием быта,ремёсел,традицийи боевого искусства конкретнойэпохиконкретного государства. Реконструкторы исследуют исторические материалы об изготовленииоружия,одежды, предметов быта для того, чтобы воссоздать эти предметы по тем технологиям, по которым они изготовлялись. Также исследуются и воссоздаются обычаи и нравы. Многие реконструкторы занимаются воссозданием военной истории и изготавливают себедоспехии оружие. Многие также занимаютсяисторическим фехтованием.

Благодаря тому, что многие ролевикитакже зачастую занимаются своего рода «частичной реконструкцией» исторических реалий наролевых играх, у реконструкторов часто складывается предвзятое, несколько ироничное отношение к ролевикам, как к неким «недореконструкторам». Вместе с тем, однако, многие реконструкторы одновременно являются также и ролевиками, либо были ими ранее. Зачастую ролевики, начиная серьёзно интересоваться историей, уходят из ролевых игр и переключаются на историческую реконструкцию и фехтование. Уход же реконструкторов в ролевики является гораздо более редким явлением.Впрочем случаются и неординарные случаи, когда в клубах реконструкторов организуются ролевые отделения, что позволяет и ролевикам и реконструкторам без особых усилий смешивать свою деятельность. Хотя, вследствие всё того же пренебрежения со стороны реконструкторов возникают внутренние конфликты, и подобные организации с легкостью разваливаются.

В отличие от ролевиков, реконструкторы пока ещё не успели полностью оформиться в субкультуру, несмотря на имеющиеся предпосылки к этому (историческая реконструкция как база субкультуры, наличие определённых музыкальных стилей, специфическихимиджевыхаксессуаровисторической направленности, таких, как историчные кольца иамулеты, и т. д.). Вместе с тем, историческая реконструкция зачастую не подразумевает наличия у реконструктора какого-либо специфическогомировоззрения, религиозных либо политических взглядов и т. д. При этом данное дистанцирование в ряде случаев специально подчёркивается. Особенно это актуально для реконструкторов, восстанавливающих исторически неоднозначные организации — такие, как войскавермахта.

В большинстве случаев, реконструкторы объединяются в «Клуб Исторической Реконструкции» (КИР) или «Клуб Исторической Реконструкции и Фехтования» (КИРиФ) и «Военно-Исторический Клуб» (ВИК), располагающие собственным помещением для тренировок, хранения снаряжения и одежды, мастерской и т. д. Численность клуба составляет, как правило, 10-30 человек (возможно больше). Крупные клубы могут иметь филиалы в других городах. Внутри клубов может существовать иерархия, в той или иной степени повторяющая иерархическую структуру реконструируемого периода (скажем, структура ранне-средневековой славянской дружины или пехотного полка Наполеоновской армии). Члены одного клуба в большинстве случаев имеют определённые отличительные признаки, позволяющие идентифицировать их на крупных мероприятиях (щиты определённого цвета или с определённым узором, цвет мундира, нашивки, особые погоны и т. д.).

Помимо участия в фестивалях, клубы могут организовывать собственные закрытые мероприятия, реконструирующие те или иные события, обряды и т. д. (например, пиры и балы). Члены КИРов часто приглашаются для участия в тех или иных мероприятиях исторической направленности, презентациях, выставках, участвуют в съёмках исторических фильмов (характерный пример — фильм «Александр. Невская битва»). Помимо «клубных» реконструкторов, существуют также реконструкторы, не принадлежащие к какому-либо конкретному клубу и занимающиеся реконструкцией самостоятельно. В среде реконструкторов таких людей иногда называют эсэсэрами (ССР — «Сам Себе Реконструктор»).

Движение Ролевых Игр (ДРИ), Ролевое движение, ролевики — неформальная общность людей, играющих в различные ролевые игры, в первую очередьролевые игры живого действия. Родственными ролевому являются движенияисторических реконструкторов,толкинистов,хардболистов,страйкболистовипейнтболистов. Ролевое движение выделяют и какхобби, и каксубкультуру, для которой характеренсвой жаргон, своя музыка (см.менестрели), своя литература (в основномфэнтези) и другие характерные элементы единой культуры.

Ролевое движение в России и СССР возникло в 80-е годы на базе Клубов Любителей Фантастики.

Кроме ролевых игр, ролевики собираются на Ролевые Конвенты— кратковременные собрания, посвящённые информированию игроков об играх будущего сезона, обсуждению прошедших игр, неформальному общению. На конвентах проходят турниры по историческому фехтованию, фото и художественные выставки, концерты авторов-исполнителей игровой песни, театральные постановки, видеопоказы.

В настоящее время существуют критики данного термина. Исходя из того, что слово «движение» в данном контексте понимается как общность людей, имеющих некоторую цель, они говорят о том, что данный термин приносит неверный смысл в пониманиеролевых игробщественностью, так как оные являются самоцелью и не преследуют каких-либо политических, социальных или иных целей.

играют в полигонные игры и ролевые игры живого действия. Это своеобразный театр, где люди перевоплощаются в героев книги, легенды, истории, сказки или выдуманных героев и проживают их жизнь. Полигонные игры, как правило, проводятся в несколько дней, и все их участники за эти дни должны организовать лагерь, крепость (если нужно), спланировать игру и прожить, чаще всего, в лесу, игровой период.

Вообще началом ролевого движения считается далёкий 1989 год, когда члены Клуба любителей фантастики решили инсценировать действие, описанное в одной из книг Дж.Р.Р. Толкиена. Идея понравилась, и вскоре возник ежегодный фестиваль, на котором проводились игры именно по произведениям Дж.Р.Р. Толкиена. Поэтому смело можно сказать, что первыми ролевиками на отечественных просторах были толкиенисты. С развитием ролевого движения выяснилось, что кроме Толкиена есть ещё великое множество писателей, по чьим произведениям можно ставить игры. Костюмы для ролевых игр сначала делались из подручных материалов, но со временем создание ролевых костюмов вышло на качественно новый уровень. Сегодня не проблема найти специализированные места продаж реконструкторского оружия, украшений, одежды и обуви. Изготавливаются все эти диковинки вручную в специальных мастерских, доспехи делаются индивидуально для каждого заказчика.

С развитием ролевого движения появлялись различные ролевые клубы, создавались целые школы фехтования. Сейчас разработан стандарт для проведения ролевых фестивалей, рыцарских турниров и поединков. Внутри ролевого сообщества начали выделяться отдельные группы со своей специализацией. К примеру, кто-то занимается исключительно фехтованием и борьбой, участвует в поединках; кто-то занимается реконструкцией определённой исторической эпохи и старается точно воспроизвести одежду и быт своего периода, кто-то специализируется на реконструкции только танцев – танцоры могут показать своё искусство на тематических балах. Мужчины на играх воюют, обучаются фехтованию на мечах, устраивают поединки. Женщины обустраивают лагерь, готовят и танцуют, некоторые также участвуют в «битвах» наравне с мужчинами и часто не хуже их орудуют мечом. Со специализацией всё теперь ясно, но кто занимается непосредственно организацией игры, продумывает ход действия и распределяет роли? Это уже дело мастера. Тут тоже всё понятно – мастер «мастерит» игру. Как правило, мастер относится к ролевикам старшего поколения, в свою бытность отыгравший бессчётное количество игр.

Ни одно ролевое мероприятие не обходится без человека с гитарой. В ролевой среде приветствуется фолк (особенно ирландский и шотландский), средневековая музыка, фолк-рок, авторская песня и немного хэви-метала. Людей, исполняющих песни под гитару (другие инструменты встречаются гораздо реже, но тоже имеют место быть), называют менестрелями. Примерно треть менестрелей – женщины и девушки с большими грустными глазами. Ролевая тематика специфична, и часто слова песен непонятны непосвящённому слушателю. Но в основном героями менестрельских песен становятся дамы и рыцари, эльфы и гномы, феи и драконы. Тут уж нужно блюсти законы жанра, иначе ролевая песня превращается в обыкновенную бардовскую.

По некоторым данным, число ролевиков на постсоветском пространстве приближается к полумиллиону, и эта цифра неуклонно растёт. Что движет людей на полигоны, турниры и балы? Скорее всего, это бегство от серых будней, возможность пообщаться с интересными людьми, встретить старых знакомых и найти новых, прожить жизнь сказочного героя, получить новые ощущения в экстремальных условиях. Причин здесь немало, как немало среди ролевиков поистине талантливых, разных и интересных людей. Здесь можно встретить программистов, учёных-физиков и химиков, писателей, рабочих с завода (и такое есть), учителей и врачей. Все они стремятся окунуться в волшебный мир, где есть магия и сказочные герои. Возможно, это бегство от реального суетливого мира, а может и путь к себе, ведь все мы в душе немножко дети, которые втайне верят в чудо и волшебство.

Сущность.

Главенствует, конечно, безусловная страсть к средневековью и фэнтэзи. Ролевики живут там, где селятся драконы, демоны, эльфы, гномы и прочие магические существа. Это их образ жизни, но не стоит думать, что реальность отвернулась от них. Ведь такие люди прекрасно находят себе работу, друзей, семью… Что интересно, по статистике, большая часть ролевиков либо психологи, либо программисты. Разумеется, любой из них любит костры, леса, природу, песни под гитару. Ролевое движение, прежде всего, строится на дружеских отношениях – без них в нашем мире не прожить, поэтому каждый знает, что попади он в трудную ситуацию – ему будут рады помочь. Музыка. Как говорит старая истина: «Не каждый металлист – ролевик, но каждый ролевик – металлист», Отсюда следует, что всем ролевикам без исключения присуща любовь к рок-музыке, в основном к heavy metal. Ну, и конечно, к фолк-року, стилизованному под старинную музыку… В России это либо кельтские, ирландские или славянские национальные мелодии, а также песни на ролевую тематику, которые все равно сопровождаются музыкальными деталями средневековья и фэнтэзи. Внешность.

В первую очередь, конечно, длинные волосы. Независимо от пола, 90% ролевиков носят длинные волосы. Также им присуще всяческая атрибутика исторического типа – металлические браслеты, кольца, перстни, использование различных рун, кожаные наплечники, шнурок на волосы поперек лба, ну, и все, что связано с их образом жизни. В повседневной одежде они мало чем отличаются от обыкновенных неформалов. А вот если проводиться отыгрыш или тренировка, то идут в ход древнерусские рубашки, кольчуги, доспехи, плащи, длинные красивые платья, меховые и кожаные кирасы, все это вкупе с оружием, типа меча, лука, кинжала, алебарды и т.д. Классификация. В первую очередь хотелось бы сказать, что существуют ролевики традиционные и техногенщики. Первые выступают за фэнтэзи, вторые за оружие и игры XX-XXI веков. Обычно, между ними идет легкая, почти незаметная конкуренция, даже пренебрежение друг другом. Эта статья написана о первом типе. Их как только не принято делить, но основной группой являются толкиенисты – они, в основном представляют мирный класс, который просто играет по книгам Дж. Толкиена. Основные занятия. Обычно, ролевики делятся на кланы (команды), в которых выстроена своя иерархия, есть свои плюсы и минусы, разработан свод законов, герб, устав, форма единой одежды. Каждая команда проводит тренировки, обычно на природе. В них входят упражнения в бое на различных видах средневекового оружия. У кого нет профессионального меча или посоха, могут пойти и срезать себе палку где-нибудь в лесу, чтобы упражняться в технике. Отсюда и идут постоянные усмешки над ролевикам, что, дескать, бегают с палками по лесу и колотят друг друга. Кроме физических тренировок, ролевики еще любят отыгрыши различных миров. Например, кто-то становится демоном, которому «мастер» (человек, который следит за выполнением правил и определяет ход игры), дал задание выкрасть принцессу из одного людского поселения. Соответственно принцессу охраняют другие игроки – воины-люди. Так начинается увлекательная игра с боями, разборками, договорами, соглашениями. У всех определяются плюсы и минусы, магия и сила, ловкость и здоровье. Еще одна вещь, которая у ролевиков стоит не на последнем месте, это так называемая DnD (Dungeons and Dragons) – словесная ролевая игра, в которой игрок не действует активно физически, а на словах объясняет свои действия, контактирует с другими игроками и от его поступков зависит ход игры, которую собственно и ведет «мастер». Ну, и, конечно, любой ролевик не пропустит хорошего флэшмоба! 🙂 Вообще, ролевое движение сейчас приобретает все большие обороты. Да и вообще здорово, когда люди отвлекаются от повседневных будней и занимаются чем-то отвлеченным и необычным.

Проходят игры следующим образом:

большая группа участников — с оружием, обязательно в костюмах — едет куда-нибудь в лес. Там, согласно сюжету, придуманному мастером (или мастерами-устроителями игры) распределяются роли. Игры проводятся по книгам, историческим эпохам или по придуманной мастером ситуации. Ролевухи могут идти от нескольких часов до несколько дней. За это время можно прожить целую жизнь, или даже несколько — жизнь героя или предателя, короля, менестреля или воина. Однако сценария в ролевых играх не бывает. Сюжет представляет собой только вводную информацию и более или менее определенные задачи у игроков — команд или отдельных личностей. Игра включает не только боевые действия, но также экономику и магию. По правилам игры-Нуменорки игрок обязан иметь на одежде кусок ткани, цвет которой указывает на принадлежность к одному из народов Средиземья: синий — эльфы, красный — люди, зеленый — гномы, коричневый — орки. В каждой команде по несколько крестьян и бойцов (файтеров), а также ремесленники — ткачи, кузнецы и т.д. и, как минимум, один аристократ и, возможно, маг. У всех свои функции. Для нормальной жизни все они нуждаются в определенном количестве чипов (от английского chip) — игровых эквивалентов еды и питья. Если в «стране» развито сельское хозяйство, то чипы выдает Мастер команды, если же нет, чипы покупают у соседей. Например, если в деревне гномов есть только огороды, а условия для содержания скота отсутствуют, то мясные чипы могут достаться в качестве платы за услуги умелого гномьего кузнеца — хотя бы за «усиление» доспеха. По окончании цикла каждый игрок обязан сдавать Мастеру необходимое количество чипов, подтверждающих, что он не умер с голода. В случае голодной смерти (или гибели на поле брани) игрок отправляется в Мандос (в просторечии мертвятник), где проводит три часа, а затем возвращается уже другим персонажем — каким именно, решают Мастера по согласованию с игроком. У каждого участника игры определенное количество хитов (от английского hit) — жизней. Доспехи и уровень воинских навыков увеличивают их число. Оружие должно удовлетворять жестким требованиям безопасности и иметь сертификат Мастера. Каждый вид оружия обладает оговоренной в правилах поражающей силой и при нанесении удара снимает некое число хитов. Игрок считается убитым, если все хиты с него сняты и ему нанесен еще один удар. Любое магическое умение также должно быть заверено сертификатом на бланке. Например, весьма полезный дар — так задавать вопросы, что отвечающий обязан говорить правду. Правда, другие игроки могут потребовать предъявить сертификат. Поверить на слово — возможное право, но блеф не запрещен. Особое место, и очень важное, в играх занимают бои. Драки бывают трех видов: стенка, когда в ратном бою сходятся две группы товарищей, поединок один на один и, наконец, волчарник. Это когда собираются больше двух человек и «мочат» друг друга, при этом каждый сам за себя. Девушки в стенках и волчарниках участвуют редко, разве что самые грозные. Но от поединков между собой не отказываются. Серьезные увечий, как правило, никто никому не наносит. Самое страшное — это травма пальца с последующим синяком: в тусовке действует святое правило — «По голове не бить». Толкинисты (от Толкин) —фэндом(неформальное(как правило)субкультурноесообщество, участники которого объединены единым интересом, связанным с произведениями искусства — пристрастием к определённому фильму, книге, сериалу и т.д.) поклонников книгДж. Р. Р. Толкина, имеющий тесную связь с субкультуройролевиков.

Исследователи считают, что можно даже установить точное время начала толкиеномании: лето 1965 года, когда американской аудитории не хватило миллионного тиража «Властелина колец». Студенты Гарварда обзавелись значками: «Да здравствует Фродо!», «Гэндальфа — в президенты!», и т.д. Это было время, когда даже в газетах встречались названия статей типа «Еще немного Мордора!» — и люди это понимали!

Полные переводы Толкиена появились впервые в России только в начале девяностых. Именно тогда начали появляться в России первые толкиенисты. Но массовость это явление получило только в середине нашего десятилетия. Тогда только немногие ходили на игры в лес. Под Санкт-Петербургом в Заходском проходили РХИ (Региональные Хобитские Игры), участники которых разбивались на несколько лагерей и жили как хиппи, кто хотел сражался, кто-то просто отдыхал, не обошлось и без алкоголя, но дух ролевой игры витал повсюду.

В чем была (и есть) цель толкиенистов? Рискну предположить, что, в первую очередь, — в приобщении. Ролевая игра по Толкиену не просто позволяет «продлить пространство книги», к великому сожалению дочитанной, перечитанной, и выученной наизусть. Hе только в очередной раз встретиться с дpyзьями-товаpищами, главное — можно почувствовать себя равным автору.

Толкиенистов отличает:

Бережное отношение к игре, к литературе фэнтези, вплоть до филологического интереса к изучению эльфийских языков, большой интерес к истории, преимущественно раннего средневековья, боевые искусства, фехтование и пр. Жизненное мировосприятие в сочетании с весьма юмористической оценкой собственных занятий (человек способен горячо, с жаром и на полном серьезе спорить о родословных хоббитов, но спустя минуту те же хоббиты станут объектом его насмешки — вообще плох тот толкиенист, который всегда относится к себе серьезно);

Сами толкиенисты выделяют в структуре своей тусовки несколько типов людей, пришедших сюда, в соответствии с причинами, приведшими в толкиенизм. Во-первых, это люди, которые по какой-либо причине не сумели утвердить себя в большом мире, либо сумели, но то, что у них получилось, им не нравится. Они держатся за новый мир, как полярники за радиостанцию, поскольку потеря означает окончательное крушение жизни. Со временем такие люди составляют элиту толкиенизма; они замыкаются в своем узком кругу, и тут уже действительно вырастает религия, но направленная внутрь — потому крайне нежелателен приток новой паствы, ибо система герметична, свежая кровь может её погубить. Другая часть толкиенистов — это те, кому просто нравится играть. Ролевая игра позволяет человеку оказаться в шкуре другого, оставаясь в то же время собою — а это интереснейший эмоциональный опыт. В отличие от театра, игра дает практически неограниченную возможность для действия. В большинстве своем такие индивидуумы ведут нормальную «цивильную» жизнь, а игры рассматривают как хобби, средство отдохнуть от суровых будней. Третья категория — те, кому надо ощутить свою инаковость. В самом деле, толкиенист с его причудливыми костюмами, мечами подмышкой, средневековым стилем поведения действительно привлекает внимание. Как правило, подобные личности увлекаются параллельно еще уймой вещей и недолго, в целом, задерживаются в толкиенистском обществе.

Обычно толкиенисты выделяются из толпы экзотическими нарядами. Многие ходят в плащах, некоторые — в средневековых нарядах. Здесь весьма популярны хайратники (ленты вокруг головы, прихватывающие волосы). Диапазон — от простых до плетеных из ниток с бисером. Почти обязательный атрибут — меч. Мечи — деревянные или текстолитовые — не пустое украшение. Поединки (или, как их называют, маньячки) занимают едва ли не центральное место в жизни Эгладора. Некоторые «существа» предпочитают другие виды оружия — копья, луки, кистени, кинжалы и т.д. Все оружие — самодельное или купленное у местных мастеров. В арсенале также щиты, кольчуги и доспехи. Хорошая кольчуга стоит недешево — до нескольких тысяч рублей. Изготовить ее можно и самостоятельно, раздобыв достаточное количество шайб или проволоки. Толкиенисты часто встречаются на концертах. Концерты устраивают толкиенистские певцы — менестрели. Как правило, они исполняют собственные песни, аккомпанируя себе на гитарах. Иногда попадаются студийные записи. Темы песен, как и интересы исполнителей, разнообразны. Одни из них связаны с литературными произведениями, другие — с историческими событиями, третьи затрагивают насущные темы.

Таким образом можно сделать вывод, что Толкиенизм как субкультура имеет право на существование и оказывает огромнейшее влияние на современную культуру и молодежь. Мы рассмотрели убеждения, выразительные средства и ценности толкиенистов. Сложно не заметить, как сильно влияет на современный мир эта культура, ведь она породила множество других произведений как печатных, так и кинематографических и музыкальных, что в свою очередь повлияло на умы людей, воспитав несколько поколений людей. Многие члены общества и общественные организации уже объективно не могут не признавать существование толкиенизма. Недавно даже православная церковь высказала свое отношение к толкиенизму (интервью одного подмосковного священника в газете «Православная Москва»): «Сказки, написанные Толкиеном, имеют право на существование… Они могут быть даже полезны, ведь смысл их сводится к борьбе сил добра и зла. Это, может быть, приведет некоторых к поискам смысла жизни, к вопросу о бытии Бога. Если же использовать эти произведения только как повод потусоваться, тогда и говорить не о чем…. В играх я тоже ничего не вижу дурного. Даже человек верующий, серьезный не чужд игры, особенно в юности. Правда, здесь есть некоторые нюансы, на которые следует обратить особое внимание. Дети вживаются в роль, чаще всего злую. Это проще, ведь пробуждение в себе сил добра требует воли. Иногда молодые люди идентифицируют себя с темными силами — с девятью злыми героями — и даже называют друг друга этими именами. Заигравшись, они могут и в жизни оставаться в этой роли. Трудно и тяжело порой бывает вернуть их в реальный мир…» Но тут есть и некоторые проблемы. Как и многие субкультуры, толкиенизм изменяется с приходом новых членов. Множество молодежи приходит сейчас к этой культуре, следуя все более простым и «низким» побуждениям, и создается угроза вырождения толкиенизма, но основания для оптимизма все равно остаются.

Молодежной субкультурой, относимой нами к числу романтическо-эскапистских, являются индианисты. Они изучают культуры индейцев, преимущественно североамериканских, стремясь к точному воспроизведению их обычаев и обрядов. По наблюдению Т. Щепанской, индианисты — нечто среднее между клубом любителей американских индейцев и религиозно-мистическим движением. При всей «этнографической» атрибутике индианистской субкультуры ценности ее: коллективизм (общинность), экологизм, космизм.

Они изучают культуру индейцев, стремясь к точному воспроизведению их обычаев и обрядов. В 70-80 гг. Казань была одним из центров зарождавшегося индеанистского движения. Позже инициатива перешла к более многочисленным группам индеанистов Ленинграда и Москвы. Пик индеанистского движения приходится на 90-е г. К настоящему времени эта субкультура представлена слабо .

Основатель движения военно-исторической реконструкции в России Олег Соколов: «Военная реконструкция — это машина времен»

13—14 июня череповчан вновь ждет большое историческое действо. Около усадьбы Гальских в рамках фестиваля «Стать Севера» будут реконструированы батальные сцены средних веков. Череповчане, побывавшие на прошлой исторической реконструкции, наверняка заметили колоритного генерала, который командовал войсками. Им оказался президент общероссийского военно-исторического общественного движения, доцент Санкт-Петербургского государственного университета, кавалер французского ордена Почетного легиона Олег Соколов, он же родоначальник исторических клубов в России. Как стать реконструктором и дослужиться до генеральского звания, Олег Соколов рассказал cherinfo.ru.

— Олег Валерьевич, вы основоположник исторической реконструкции в России. С чего все началось?

— Это было в 1976 году, мне было 19 лет. Я тогда был под впечатлением от повести Шарля Нодье «Инес де лас Сьеррас». Действие там разворачивалось в заброшенном замке. В сотне километров от Ленинграда находится полуразрушенная крепость Копорье. Там я предложил друзьям «повторить» подвиги героев книги. Нас было пятеро. Мы одолжили костюмы и реквизит в местном театре и провели две ночи на развалинах, беседуя о событиях наполеоновской эпохи, фехтуя на шпагах. С пяти человек, которые, по сути, нелегально занимались реконструкцией, движение стало огромным. Сейчас военной реконструкцией разных эпох в России занимается 80 тысяч. Эпохи самые разные — от Древнего Рима, викинги и до Второй мировой войны. Войной 1812 года занимается порядка полутора тысяч человек. Очень многие уходят во Вторую мировую войну. Многие занимаются средними веками, потому что там бои ведутся в реальном контакте, что привлекает молодежь.

— Почему вы выбрали войну 1812 года?

— Я не выбирал — я этим живу. Я влюбился в историю, прочитав роман «Три мушкетера». Эта книга полна рыцарского духа Франции, причем совсем не обязательно XVII века. Прообразами трех мушкетеров стали генералы наполеоновской армии, которые были приятелями отца Александра Дюма. Чуть позже, в 12 лет я увидел у одного человека огромную коллекцию рисунков о русской и французской армиях, информацию по войне 1812 года. После этого меня захватило окончательно. В 15 лет начал самостоятельно изучать французский язык, который стал для меня вторым родным. Затем поступил на исторический факультет.

— Членами исторических клубов обязательно становятся люди с историческим образованием?

— Каждый клуб — это мир с разным духом, разным составом. Есть клубы, где вообще нет людей с историческим образованием. Есть клубы молодежные, а есть людей солидного возраста. Каждый клуб основан кем-то, кто задает ему стиль и облик. В средневековых реконструкциях требуется большая физическая сила, потому что там основательно бьют друг друга мечами, топорами, бывает очень много раненых, пострадавших. Там без физической подготовки не выжить, поэтому очень много молодежи. В клубах люди разного возраста, образования и социального статуса — и художники, и врачи, и инженеры, и учителя, и студенты, и пенсионеры. Единственное, нет миллиардеров, миллионеров и совсем уж нищих, потому что это увлечение требует хоть и не обязательно больших, но все же расходов.

— Клубы получают поддержку от государства?

— Сейчас создано так называемое военно-историческое общество. Я был одним из инициаторов. Но инициативу захватили другие, и, к сожалению, его развитие пошло по иному направлению. Я занимаю в этой организации незначительную роль, а руководят чиновники, которым практически безразличны реконструкции. Я надеялся, что государство будет нам помогать, а получается, что Российское военно-историческое общество практически монополист, что сильно сузило перспективы тех, кто не имеет его поддержки. А помогает оно в основном себе и лишь избранным клубам. Получается, мы работаем полулегально. Я всю жизнь мечтал о помощи государства. В свое время писал Ельцину, Путину. Достучался, все сделали, но не так, как надо. Стучаться по второму разу уже не имеет смысла. Как говорится, хотели как лучше, получилось как всегда.

— Кто занимается пошивом обмундирования и во сколько это обходится?

— У нас не костюмы, а самые настоящие мундиры, которые не берут в прокат, а заказывают в индивидуальном порядке. Есть и те, кто делает их самостоятельно. Но одно дело сшить рубашку викинга из домотканого холста. И другое дело, когда вы заказываете мундир русского или французского офицера эпохи Наполеона. Если вы не профессиональный портной, то это вам не под силу. Учитывая, сколько сейчас народу занимается реконструкцией, то уже сложился огромный рынок услуг этой сферы. Есть люди, которые занимаются пошивом обмундирования. Есть те, кто специализируется на изготовлении доспехов, экипировки, амуниции. Сейчас можно заказать экипировку любого солдата, офицера любой армии, любого времени. Что касается сумм, то по генеральскому мундиру я даже не буду озвучивать. Они безумные. Если говорить о солдате, то полная экипировка обходится порядка 1—1,5 тысячи евро. Если делать что-то самому из подручных средств, например, кожу заменить крашеной клеенкой или дерматином, то выйдет значительно дешевле. Но в серьезных реконструкциях это не приветствуется. Там требуется, чтобы все было сделано из тех же материалов, что и в далекие времена. Когда на биваке приходится ночевать в палатке под дождем, находиться в форме два-три дня, не переодеваясь, ходить по грязи, прорываться во время марша через какие-нибудь колючки, скакать на коне, то все, что сделано не из настоящих материалов, мгновенно расклеится, развалится, сломается и потеряет вид. Это в театре костюм надевают для десятиминутного выхода на сцену, а затем аккуратно убирают в шкаф. У нас все иначе.

— А где берете иной реквизит: посуду, мебель, лошадей, оружие?

— С посудой сложностей не возникает — она деревянная, можно купить где угодно. Что касается обстановки генеральского шатра, то воссоздать ее не по силам даже мне. В Европе есть люди, миллионеры, которым это доступно. В июне состоится реконструкция битвы при Ватерлоо, там я буду жить в одной палатке с генералом, итальянцем по происхождению. У него огромный шатер, полностью антикварная мебель, посуда, слуга, который обслуживает его. Но мне, как и многим российским участникам реконструкций, такое не потянуть, потому что это стоит сотни тысяч евро. Даже офицерский быт того времени воссоздать очень сложно. Поэтому мы воссоздаем солдатский: котелок, плошка, ложка. Самый сложный вопрос — лошади. Раньше в походе реквизировали, так и мы, в зависимости от мероприятия, начинаем поиск. Например, при Бородине в радиусе 100 километров все лошадники знают, что можно заработать прокатом лошадей. И так везде рядом с полями крупных сражений. При Ватерлоо за одну лошадь на три дня придется заплатить до 500 евро. По сути, грабеж, но другого выхода нет.

— Как присваиваются ранги и звания в реконструированной армии? Любой, кто имеет средства, может стать генералом?

— У нас не театр, и никаких ролей нет. Есть солдаты, унтер-офицеры, офицеры и генералы. Чтобы стать солдатом, нужно просто поступить в клуб. При необходимости руководство производит в капралы, сержанты и унтер-офицеры. Например, человек создал клуб в 30 человек, соответственно, он должен иметь офицерское звание, чтобы этим клубом руководить. Никто ничего себе не придумывает. В России в наполеоновской армии всего два генерала — я, командир дивизии, и мой помощник, который живет в Москве и руководит московским гарнизоном. Все это очень похоже на феодальную армию, где есть король, который призывает вассалов. Среди них есть верные и не очень, мятежные, они между собой обязательно соперничают, часто интригуют. Кого-то приходится по политическим соображениям наделять титулами, которых они не заслуживают, кто-то берет популистскими методами. Я бы сказал, это своеобразная военно-политическая организация.

— Военно-исторические клубы России и зарубежных стран различаются?

— Нет, различия практически стерлись. Единственное, у них проще с обмундированием, нет проблем с оружием. У нас этот вопрос до сих пор не решен. Например, во Франции кремневое ружье вообще не считается оружием. На военно-исторических мероприятиях стрелять из него можно сколько угодно. С точки зрения криминала оно опасности не представляет. Не было еще прецедентов, чтобы человек пошел на грабеж с кремневым ружьем. Это абсурд. Любые ножи, которые продаются в лавках на каждом углу, в сотни раз опаснее. Но у нас старые законы. На мероприятиях, организуемых официальными властями, мы пользуемся подобными ружьями, а как везти их — непонятно. В общем, сплошные юридические парадоксы. Мы надеялись, что Российское военно-историческое общество этот вопрос разрешит, но пока ничего не сделано. Поэтому на Западе проще иметь хорошее оружие.

— Как разворачиваются события во время реконструкций? Каждый раз пишется сценарий сражения?

— Это зависит от организаторов, чаще всего они сами пишут сценарий, потому что ни киносценаристы, ни театралы не понимают нашей специфики. Представьте, в июне в битве при Ватерлоо будут участвовать пять тысяч человек, 400 коней, 80 орудий. Причем битву будем делать без репетиций, сразу! Так как участники подчиняются армейским законам. Дисциплина в этой добровольной армии обеспечивается только тем, что из 12 тысяч желающих отобрали всего пять тысяч. Каждый боится, что за любую провинность его могут отстранить от участия. Поэтому команды выполняются беспрекословно, дисциплина жесткая. В один день будут сформированы сводные батальоны, эскадроны и батареи, будет проверяться слаженность армии. Под моим командованием будет 700—800 человек, среди которых почти нет русских. У меня в подчинении командиры батальонов, а я буду подчиняться главнокомандующему. Так что никакого сценария особо не требуется. Его 200 лет назад написала история. Единственное, нам нужно за два часа и на ограниченной территории сделать то, что тогда длилось целый день и на большей площади.

— Что испытываете, когда участвуете в таких масштабных сражениях?

— Для нас это как машина времени, возможность перенестись в то время, которое нравится, ощутить себя в той эпохе. Когда сижу в мундире на коне во главе батальонов, у меня просто сердце поет. Чтобы испытать это удовольствие, мы трудимся годами, тратим огромные деньги, нервы. Вечером на биваке будет потрясающая атмосфера. Категорически запрещен вход с любыми современными вещами: никаких мобильных телефонов, никаких машин, сигарет, баночек с пивом. Только лошади, оружие, сверкающие костры, песни той эпохи. Хочешь курить — набивай трубку. Вино только из старинных бутылок или глиняных кувшинов.

— А что дают небольшие реконструкции, как, например, в Череповце?

— Все делается в конечном итоге для больших реконструкций. Но ребята, которые занимаются в исторических клубах, должны на практике осваивать тонкости военного дела той эпохи. Такие небольшие сражения — это своего рода тренировка, чтобы иметь представление о грандиозности сражений. Кроме того, они поддерживают у ребят интерес. Если на Ватерлоо из Череповца никто не едет, то в реконструкции у Бородино многие будут участвовать.

— Военно-исторические клубы одинаково популярны по всей России или больше в центральной ее части?

— Конечно, в центральной. Важна близость к Европе, важны выезды, международное общение. Основные поля сражений находятся больше в этой части. Проблема маленьких городов в том, что у ребят слишком мало средств, они не могут себе позволить многое из того, что могут москвичи. И последние часто выказывают снобизм, даже позволяют себе насмешки в отношении тех, кто не может иметь такого же качественного исторического мундира или экипировки. Это не очень хорошо. Но в Череповце ребята делают все, что могут, стараются. Я специально приезжаю сюда, чтобы показать, что испытываю уважение к тем людям, которые, несмотря на трудности, не бросают свое дело.

— Вы награждены орденом Почетного легиона Франции. За что удостоены награды?

— С конца 90-х меня трижды приглашали в Сорбонну. Я читал аспирантам лекции о русско-французских отношениях эпохи Наполеона. Они об этом очень мало знают, особенно русскую сторону взаимоотношений. Это тема, по которой я работаю много лет, написал ряд книг, которые вышли в России и во Франции, сейчас выходят в Польше. Но французское правительство отметило мою деятельность в области военно-исторической реконструкции, как способствующей дружбе между Россией и Францией.

Светлана Долгова

СТАРКА

Бытуют мнения, что историческая реконструкция — это хобби, вид активного отдыха и досуга и способ молодёжного воспитания. Эти определения верны, но только отчасти, потому что отражают взгляд на историческую реконструкцию не самих реконструкторов.

Историческая реконструкция, прежде всего, это образ мысли и образ жизни, включающий в себя немалый труд по изучению исторического материала и кропотливому воссозданию элементов быта и культуры, это путь проб и ошибок.

Начинающему реконструктору: Путь от человека в «дурацком» до Реконструктора (Тарасов Д.А.)

На создание одного комплекта уходит от нескольких месяцев до нескольких лет. Часть элементов изготавливается самостоятельно. Но далеко не всё возможно изготовить своими руками из-за больших затрат времени на освоение процесса аутентичных технологий и средств на исходные материалы.

Историческая реконструкция: женщина за пряжей. Фото предоставил Тарасов Д.А.

Поэтому, чтобы заказать у мастеров реконструкцию какого-либо предмета быта и культуры, нужно чётко знать, чего вы хотите, и прежде всего — от исторической реконструкции. Если вы хотите просто приобщиться к движе- нию, переодеться в одежду другой эпохи, побывать на фестивале — это одно, но если вы хотите стать Реконструктором — это совсем другое. Взглянув на бывалых реконструкторов, первое, что бросается в глаза, — они естественны, потому что уже «вросли» в реконструируемую ими эпоху. Они много знают, потому что много читали. Они многое умеют, потому что овладели ремёслами.

Путь от человека в «дурацком» до Реконструктора долгий и трудный, он может занять от нескольких лет до всей жизни. Это поиск новых научных материалов, создание и доработка комплекта, скорее всего, не единственного, а также совершенствование своих умений в ремёслах. И всё это потребует немалых затрат времени и денежных средств, — конечно, к этому тоже нужно быть готовым. Но если подойти с умом, определиться с мотивациями и правильно расставить приоритеты, то затраты времени, сил и средств можно минимизировать. Об этом мы и будем беседовать в данной статье.

Минимальный комплект — первые шаги

Историческая реконструкция: милые дамы. Фото предоставил Тарасов Д.А.

Немного теории и терминологии, которые будут использоваться в тексте:

  • ИР — Историческая реконструкция
  • КИР — Клуб исторической реконструкции
  • ККА — комплекс костюма и аксессуаров
  • КДВ — комплекс доспеха и вооружения

Минимальный комплект — это, прежде всего, минимальный набор костюма и аксессуаров (ККА), соответствующий требованиям к аутентичности и составу минимального комплекта, вы- двигаемым фестивалем исторической реконструкции, а так же клубом исторической реконструкции (КИР), объединением клубов и т.п. Требования различных фестивалей и клубов к минимальному комплекту могут отличаться, но в эпоху интернета они быстро уравниваются. Другими словами, минимальный комплект — это нижняя граница требований (допусков) к аутентичности и составу комплекта. Верхней границы допусков попросту не существует, так как нет предела совершенствованию аутентичности комплекта. Но при этом не стоит забывать, что полная ре- конструкция невозможна в принципе. Здесь стоит особо отметить, что комплекс доспеха и воору- жения (КДВ) не входит в состав комплекса костюма и аксессуаров (ККА), на него существуют отдельные допуски. Комплекс доспеха и вооружения (КДВ) мы не будем рассматривать в данной статье, потому что это следующий шаг после того, как вы собрали уже не минимальный, а достойный комплекс костюма и аксессуаров (ККА).

Сколько шагов отделяют «человека в дурацком» от Реконструктора?

Историческая реконструкция. Фото предоставил Тарасов Д.А.

Шаг 0. Мотивации. В самом начале нужно задуматься над мотивациями, это определит в дальнейшем ваш путь. Что вы хотите получить от исторической реконструкции (ИР)? Приятную компанию, знание истории, владение ремёслами, навыки работы с оружием и т.д. На первых порах очень трудно определиться, чего именно вы хотите. Но если есть сильное желание стать участником движения исторической реконструкции (ИР), то это прямой путь в ближайший клуб исторической реконструкции (КИР).

Шаг 1. Выбор клуба исторической реконструкции.

Обязательно посетите несколько Клубов Исторической Реконструкции (КИР), если таковые имеются в вашем городе. Если КИР в вашем городе не нашлось, а в ближайшем музее и городской администрации о наличии клуба в вашем городе ничего не знают, то интернет вам в помощь. Большинство КИР имеют странички в социальных сетях или сайты. Чтобы их найти, наберите в поисковике фразу «историческая реконструкция» или «клуб исторической реконструкции» + <название города>. Если сходу через интернет-поисковик КИР в вашем городе найти не удалось, то попробуйте подставить в поисковый запрос названия близлежащих городов, областных или районных центров. Если вы найдёте хотя бы один КИР в своей области, то высока вероятность, что его участники подскажут, где находится ближайший к вам КИР.

Исторической реконструкцией можно заниматься, не являясь членом КИР. Но для начинающих клубная среда даст базовый набор знаний и навыков, поможет быстро влиться в движение и избежать некоторых ошибок.

Историческая реконструкция. Фото предоставил Тарасов Д.А.

Шаг 2. Выбор направления и периода для реконструкции.

Сразу узнайте, какой период реконструирует КИР. Количество реконструируемых народов и племён большое, а деление на периоды условно и связано с расцветом той или иной культуры или военными конфликтами. Ниже представлено примерное деление. Историческая реконструкция развивается, появляются новые направления, например, направление реконструкции неолита появилось сравнительно недавно.

Историческая реконструкция. Фото предоставил Тарасов Д.А.

— Неолит.

— Античность, Древний Рим.

— Раннее Средневековье, V—X вв. (в него входит «Эпоха викингов» IX—XI вв).
• Славянские племена;
• Скандинавские народы;
• Балты, финно-угорские племена;
• Кочевые племена, половцы, хазары;

— Высокое Средневековье, XI—XIII вв.
• Киевская Русь и славянские племена;
• Монголо-татары (Золотая Орда), кочевые племена;
• Европейское рыцарство (Крестовые походы);
• Балты, финно-угорские племена;

Творческая семейная группа профессиональных реконструкторов «СТРУЖОК» (город Алексин, Тульская Область, Россия): Денис Тарасов и Людмила Гайдукова

— Позднее Средневековье, XIV—XVI вв.
• Московская Русь;
• Европейское рыцарство;
• Монголо-татары (Золотая Орда);

— Эпоха Петра I, XVII век.

— Наполеоника, конец XVIII века — начало XIX века.

— Первая мировая война, 1914—1918 гг.

— Великая Отечественная война, 1941—1945 гг.

— Локальные конфликты XX века.

Если в КИР нет единого направления по периоду, региону и этнической принадлежности, то вам будет сложнее определиться. Тут можно дать совет: выберите период и регион, которые вам ближе по духу и местности проживания (в последнем случае вы сможете быстрее найти в местных библиотеках и музеях информацию о регионе и его истории).

Шаг 3. Вас приняли в клуб. Сразу отыщите в клубе, назовём их условно, «историков» и «ремесленников» — это будущие ваши помощники.

«Историки»— это, как правило, люди с историческим образованием либо музейные работники и т.п., то есть те, кто сможет проконсультировать по научному материалу (где взять, что почитать).

«Ремесленники» — это люди, занимающиеся изготовлением реконструкций предметов быта и культуры, они помогут по вопросам аутентичных материалов и технологий изготовления.

Но зачастую именно этих людей труднее всего застать в КИР, либо их вовсе нет, тогда их роль выполняют бывалые реконструкторы или руководитель клуба. Здесь необходима ваша коммуникабельность и чёткость в формулировании вопросов.

Фестиваль — Куликово поле, 2014 год. Фото предоставил Тарасов Д.А.

Шаг 4. Исходные данные, состав комплекта и сбор первичной информации. Основные исходные данные при создании комплекта это:
• Регион;
• Период;
• Этническая принадлежность;
• Социально-возрастной статус.

Если с возрастом всё более-менее понятно — это ваш реальный возраст, то при выборе социального статуса необходимо учитывать, что средневековые народы и племена имели социальные расслоения. Не стоит сразу хвататься за статус знати (об этом будет ниже), а лучше начать со статуса крестьянина или горожанина.
Ниже мы будем рассматривать пример минимального комплекта ККА периода Киевской Руси. При создании вашего первого минимального комплекта ККА его принадлежность к определённому славянскому племени будет не столь ярко выражена, но нужно чётко помнить, что у каждого племени имелись свои характерные особенности, именно они в дальнейшем и будут определять облик вашего комплекта.

Историческая реконструкция. Фото предоставил Тарасов Д.А.

Этот список является ориентировочным и может быть изменён или дополнен сообразно требованиям (допускам) к аутентичности и составу комплекта в КИР. Эти допуски к аутентичности, в свою очередь, определяются в зависимости от допусков фестивалей, в которых участвует клуб. Поэтому необходимо узнать у руководства КИР, на какие именно фестивали выезжает клуб, и на какие из них подходят выбранные вами Регион, Период и Этническая принадлежность. А затем обязательно самостоятельно изучить требования к аутентичности комплекта, которые выставляют оргкомитеты фестивалей.

Практически у каждого фестиваля есть своя страничка в социальных сетях или сайт, где указано название фестиваля, исторический период и т.д., а самое главное — допуски и требования к минимальному комплекту ККА.

На этом этапе сразу появится много вопросов. Поэтому, собрав по каждому из фестивалей некий набор допусков и требований к ККА, необходимо уточнить у руководства клуба все нюансы и тонкости допусков, а главное, узнать, какие из этих фестивалей выставляют более мягкие требования, а какие — более жёсткие. Затем разложить наборы допусков по различным фестивалям в порядке возрастания требований к аутентичности и составу комплекта — это будет ваш ориентир на ближайшие год, два и ваша программа пошагового повышения аутентичности комплекта. Но нужно помнить, что допуски к аутентичности и составу минимального комплекта ККА могут меняться год от года в сторону ужесточения требований, поэтому примерно через год процедуру сбора допусков различных фестивалей необходимо повторить и ориентироваться уже на них.
Теперь, согласно исходным данным, социально-возрастному статусу и составу минимального комплекта ККА, можно приступать к сбору информации о каждом из элементов вашего будущего комплекта. Здесь вам могут помочь «Историки» клуба (о которых мы упоминали в Шаг 3.) — люди либо с историческим образованием или музейные работники, либо бывалые реконструкторы или руководитель клуба, те, кто поднаторел в работе с научной информацией.

Творческая семейная группа профессиональных реконструкторов «СТРУЖОК» (город Алексин, Тульская Область, Россия): Денис Тарасов и Людмила Гайдукова

Перед тем, как приступить к поиску и сбору информации, желательно на компьютере создать папку, например , куда будете складывать скачанные в цифровом формате материалы, книги, иллюстрации, сохранённые интернет страницы и т.п. И уже внутри папки создать подпапки сообразно составу комплекта, например , , , и т.п. В каждую из подпапок, отдельно по каждому из элементов вашего комплекта складывать найденную информацию, иллюстрации, сканы статей из книг, сохранённые страницы сайтов и т.п. Особенно здесь хочется отметить, что рисунки и иллюстрации, сохранённые из интернета, необходимо обязательно подписывать: какой предмет изображён, датировка и место находки, в каком музее хранится, а если изображение взято из публикации, то название издания с номером страницы и(или) рисунка, это же относится к сканам из книг. Это в дальнейшем пригодится и очень облегчит составление паспорта исторической реконструкции минимального комплекта ККА.

Шаг 5. Паспорт реконструкции — это упорядоченный перечень элементов реконструируемого комплекса с обоснованием к каждому из элементов в виде набора археологических, письменных, изобразительных источников и списка научных изданий и публикаций, интернет ресурсов, откуда эти источники были взяты.

Историческая реконструкция. Фото предоставил Тарасов Д.А.

• Начните создание минимального комплекта ККА от паспорта реконструкции. Но не наоборот. Когда накопится куча вещей, подгонять под них паспорт будет гораздо сложнее и дольше. На первых порах паспорт реконструкции кажется пустой тратой времени. Но работа над паспортом минимального комплекта ККА уменьшит количество ошибок, затрат на покупку ненужных аксессуаров и материалов, сбережёт ваши силы, а может и несколько лет драгоценного времени. Примеры паспортов реконструкции можно поискать в интернете, задав в поисковый запрос «Паспорт реконструкции» или «Паспорт костюма» + <Этническая принадлежность> + <Период>.
• При сборке даже минимального комплекта ККА нужно продумать себе «зазор» для его модернизации до более высокой степени аутентичности, возможно и социального статуса. Ниже для примера мы будем рассматривать рубаху без отделки, но стоит заранее продумать цвет, крой, пошив так, чтобы в дальнейшем, при наличии обоснования, имелась возможность добавить отделку. К примеру, вы нашли в научной литературе прорисовки элементов и описание находки мужского наборного пояса, подходящего по исходным данным к вашему комплекту. Мужской пояс — это полоска кожи с прикреплёнными накладками, пряжкой и хвостовиком на конце пояса. В базовом варианте для минимального комплекта это может быть только полоска кожи и пряжка, но нужно заранее продумать так, чтобы в дальнейшем можно было добавить накладки и прочие элементы, согласно описанию находки. Не стоит сильно надеяться, что на следующий год, учтя все ошибки, вы с нуля успеете собрать новый, то есть ещё один комплект более высокого уровня аутентичности и статуса, со всеми вытекающими затратами времени и средств. Более того, заранее продуманный «зазор» может оказаться спасительным при изменении требований к аутентичности фестивалей, на которые вы готовились поехать.

Нужно быть готовым, что при создании комплекта на сбор информации, внимательное чтение научных работ и интернет ресурсов уйдет значительная часть времени. И вот вы отобрали информацию для обоснования отдельно по каждому из элементов (разложили её по папкам на компьютере), после этого можно приступать к оформлению паспорта реконструкции…

Читать материал целиком или скачать бесплатно можно (размер: 1МБ; Формат: PDF).

🌍

🦋Благодарим ПОДДЕРЖИВАЮЩИХ 🌟 НАШ ПРОЕКТ 🇷🇺 Городища России: МедиАТЛАС-ЭНЦИКЛОПЕДИЯ на Планета.ру 🌍

Городища России, Мира и СНГ: Уникальный проект ⋆СТАРКИ⋆ для людей!

Поддержать РАзвитие Общероссийской Этнографо-Археологической Экспедиции ⋆СТАРКА ⋆
Сайт экспедиции www.STARKA.PRO

⋆ СТАРКА ⋆ Общероссийская Этнографо-Археологическая Экспедиция

Общероссийская Этнографо-Археологическая Экспедиция ⋆ СТАРКА ⋆

вступайте в социальные сети проект, чтобы быть в теме обновлений!