Религии ирана

Статья опубликована во втором номере иранского журнала Dialogue, 1999 (стр. 120-140). Сокращенный перевод Али Тургиева (цитаты из Корана – в оригинале в переводе Юсуфа Али – сверены с переводами Саблукова, Крачковского и Османова).

Сеид Абд-уль-Маджид Мирдамади

ХРИСТИАНСТВО В ИРАНЕ

История

Вопреки распространенному мнению, благая весть о грядущем пришествии Иисуса Христа была впервые открыта в книге Джамасп-наме, а не в иудейских источниках. Мудрец Джамасп, которому приписывается авторство, умер до рождения Моисея; он был зятем и преемником Зороастра.

Во второй главе Евангелия от Матфея, где рассказано о поклонении младенцу Иисусу трех царей с востока, они называются волхвами или магами, т.е. зороастрийскими жрецами. О магах как касте жрецов редко говорят вне иранского контекста. Подношения Иисусу (золото и ладан) типологически схожи с предметами, которые было принято дарить в древнем Иране. Более того, в старейшем комментарии на Евангелия, датируемом IV в., о магах говорится: “Это были люди с востока, выходцы из Ирана, где маги – не колдуны-обманщики, а ученые мужи”. Евангельский рассказ и Джамасп-наме дополняют друг друга, не оставляя сомнений относительно аутентичности обоих документов.

Знакомство иранцев с христианством имеет давнюю историю, и именно они сыграли ключевую роль в его распространении. Когда родился Иисус, в Иране правили Ашканиды, а территория страны включала в себя Месопотамию, Вавилон, Элам, Мидию, и Парфию. Распространение христианства началось при Ардаване III (12–40 гг. Р.Х.). Иранцы присутствовали при снисхождении Святого Духа на апостолов, о чем прямо сказано в Деяниях (2:1-9).

Апостол Иуда Фаддей (св. Татевос) основал церковь и начал проповедовать христианство в Карахе, где в конце концов и принял мученическую смерть. Храм, воздвигнутый над могилой этого ученика Христа – старейший в Иране (I в. Р.Х.). Другой апостол, Иуда Фома, дошел в своих странствиях до южной Индии, проповедуя боговдохновенную религию христианства по всему Востоку. Совершенно определенно, христианство распространялось в восточном направлении через территорию Ирана: в пехлевийских надписях на крестах и других эпиграфических памятниках встречаются имена христианских проповедников и священников. Центром публичной проповеди христианства был город Эдесса (ныне Урфа, Турция), один из старинных очагов иранской цивилизации. В Урфе был построен первый христианский храм, и именно из этого города шло распространение христианства в Азербайджан и области, лежащие к востоку от Амударьи.

При Ашканидах в Иране не было государственной религии. С воцарением Сасанидов официальной религией Ирана стал зороастризм, что в значительной мере явилось реакцией на международную политическую ситуацию. Приблизительно полтора века спустя христианство было провозглашено государственной религией Римской империи, давнего политического противника Ирана. В 399 г. Яздгард I разрешил иранцам принимать христианство. Таким образом, исповедание христианской веры было узаконено, а христианство получило статус официальной религии (как до того – зороастризм). По смерти Яздгарда I (420 г.) к власти пришел Бахрам V (Бахрам Гур), и между двумя империями начались кровопролитные войны. В этот период иранские христиане были дезорганизованы, и община понесла тяжелый урон.

Подозрения в политической нелояльности, которые в течение многих лет являлись поводом для гонений на христиан, были сняты после провозглашения автокефалии Иранской церкви. В 424 г. на поместном соборе епископы иранских городов объявили о полной административной независимости Иранской церкви; её глава, католикос Иешу, получил статус патриарха Ирана.

В правление Ануширвана (535-579 гг.) между империями был заключен 50-летний мир. Одна из статей подписанного мирного договора предусматривала бóльшую свободу исповедания христианства в Иране. Ключевая роль, которую суждено было сыграть христианским духовным владыкам в искоренении маздакитской ереси, предпринятом Ануширваном, свидетельствует о том, что их могущество достигло самой высокой степени. Факт вынесения христианского вопроса в отдельную статью межгосударственного соглашения указывает на предшествующие ограничения. Однако их очевидная политическая мотивированность делает несущественным вопрос о том, были ли они наложены зороастрийскими жрецами или правительственными чиновниками. Важно другое – санкции никогда не были обусловлены религиозным чувством и настроениями народа, ибо миссия Зороастра не состояла в том, чтобы призвать людей к зороастризму. История не знает ни одного провозвестника новой веры, который не преследовал бы политических или экономических целей, налагая ограничения на свободомыслие в государственном масштабе.

Переход Ирана под власть мусульман создал в регионе новые условия для представителей различных конфессий. В священном Коране говорится: Уверовавшим , и иудействующим, и христианам, и сабеям – всем, кто уверовал в Бога и последний день и творит благое, – им воздаяние у Господа их: не будут они объяты страхом и не изведают скорби (2:62). Ислам с необыкновенным почтением относится к другим боговдохновенным религиям, но даже на этом фоне пророческая миссия Иисуса Христа и высокое предназначение пресвятой Марии, одной из четырех наиболее почитаемых среди мусульман женщин, отмечены особым уважением.

В Коране сказано, что более всех любят уверовавших те, кто говорит: “Мы христиане”  ибо среди них есть священники и отшельники, и они лишены гордыни (5:82). Имена Иса (Иисус) и Масих (Христос) с величайшим почтением упоминаются в священной книге мусульман 61 раз. Кроме того, святейшим пророком ислама сказано: “Преследовать исповедующих боговдохновенные религии – все равно, что преследовать меня”. В трудах духовных владык шиизма и непогрешимых имамов Иисусу Христу отводится весьма почетное место. В качестве примеров можно привести 159-ю проповедь имама Али в цикле Нахдж-уль-Балага, а также рассуждения имама Садыка и имама Резы.

Поскольку Коран называет зороастрийцев, иудеев, христиан и сабеев “людьми Книги”, отношение к ним с приходом ислама в Иран стало определяться мусульманским правом. При этом особые права были оставлены за христианами. В эпоху Аббасидов, особенно в правление халифов Харуна и Мамуна (766-833), проницательно поощрявших диалог двух религий, христианство в Иране вступило в период расцвета.

В большей или меньшей степени отношения взаимной терпимости преобладали на протяжении всей последующей истории Ирана. Христиане всегда занимали важное место в научной, общественной и политической жизни страны, каким бы ни было ее мусульманское правительство. Даже во времена Крестовых походов, начало которых совпало с правлением султана Мухаммада из династии Сельджуков – который оказывал ограниченную военную помощь мусульманам Сирии и Ливана, – права христиан в Иране не были ограничены.

Вторжение монголов в Иран и Месопотамию стало трагедией, разорившей культурные достижения Ирана. Хотя в правление ханов Абаки (1265) и Аргуна (1291) христиане оказались в лучшем положении, чем мусульмане, в целом отношение к приверженцам обеих религий было одинаково плохим.

Эпоху Сефевидов можно назвать периодом оживления христианства. Этот период отмечен появлением миссионеров и массовыми миграциями христиан из Оттоманской империи в Иран. Подобные вынужденные переселения лиц немусульманского вероисповедания имели место и гораздо ранее. Например, христиане и иудеи находили в Иране убежище как от политических притеснений, так и от преследований соисповедников, вызванных разногласиями доктринального характера. При Сефевидах численность армянской диаспоры в Иране достигла 170000 человек, среди которых было несколько тысяч католиков. В Исфахане вели активную работу все основные католические ордена, в том числе кармелиты, августинцы, иезуиты и доминиканцы. Ставший исторической достопримечательностью Ванский храм был построен в этот период (1606 г.).

С падением Сефевидов начались гражданские войны, за которыми последовали войны с сопредельнывми государствами (следует особо отметить вторжение афганцев). Тем не менее, ни тогда, ни в последующем (при Афшаридах, Зендах, Каджарах и Пехлеви) христиане в Иране не подвергались гонениям.

Особое место в социально-политической истории Ирана занимают миссионеры. Если воздействие их на иранцев-нехристиан можно оценить как положительное, подлинные христиане Ирана (несториане и представители армянской церкви) скорее пострадали от активности миссионеров. Гуманитарная поддержка, культурно-просветительская работа, перевод на фарси священного писания и литературных памятников, а также медицинская помощь – вот то хорошее, что дали Ирану английские, американские, французские, русские, немецкие и итальянские миссионеры. С другой стороны, религиозная пропаганда (в особенности миссионеров-протестантов) имела только деструктивные последствия. Если современники рассматривали протестантов как возмутителей спокойствия, а их активность – как фактор дестабилизации, сегодня мы можем констатировать, что итогом их миссионерской деятельности явилась внутринациональная межконфессиональная конфронтация.

Американская миссия не только не преуспела за сто лет своего пребывания в Иране, но сосредоточила все усилия на обращение в протестантизм православной ассирийской общины. В результате произошел раскол ассирийцев-христиан на приверженцев традиции и “обновленцев”, враждебные отношения между которыми заставили многих покинуть родные места и положили конец мирному сосуществованию христиан в Иране. К сожалению, та же самая ошибка сейчас вновь совершается в Средней Азии. Очевидно, что для западного христианства последствия этого могут быть только отрицательными.

Ниже мы кратко рассмотрим христианские церкви сегодняшнего Ирана, многообразие которых отражает как модернизаторскую активность миссионеров, так и расколы внутри древних церквей.

Согласно последней переписи, население Исламской республики Иран составляет около 61 млн. человек, из которых мусульманами являются 99.56%. Из 300000 человек (менее 0.5% населения) представителей религиозных меньшинств христианами являются примерно 215000 человек.

Восточные церкви

Армянская григорианская церковь признает установления трех первых вселенских соборов – Никейского, Константинопольского и Эфесского, – но не Халкедонского собора 451 г. В V в. литургическим языком церкви стал армянский (вместо сирийского); ее догматы вполне соответствуют Православию. Исповедующие григорианство принадлежат к одной из двух равновеликих церквей, не имеющих между собой догматических разногласий – Эчмиадзинской, или северной (Армянской апостольской церкви), и Киликийской, или южной (т.н. католикосат Антелиаса, города в Ливане). Три исторических епархии Армянской григорианской церкви на территории Ирана находятся в Тегеране, Исфахане и Табризе. Армянской общине принадлежит ряд памятников культурного наследия Ирана, в частности храмы в Карахе и Ване.

Ассирийская церковь Востока (иначе Персидская церковь) следует учению Нестория, бывшего в 428-431 гг. патриархом Константинополя. Духовный глава несториан ежегодно проводит в Иране от двух до трех месяцев.

Русская православная церковь и Греческая православная церковь, в прошлом открывшие в Иране епархии для своих граждан, сохраняют активность и сегодня. До сих пор Московская патриархия назначает в русскую церковь св. Николая в Тегеране иерея, который является духовным владыкой для русских (инженеров, бизнесменов и членов их семей), живущих в Иране и странах Персидского залива.

Католические церкви

История католической церкви в Иране может быть прослежена до XVI в., когда часть несториан приняла католицизм, и была создана т.н. Халдейская церковь; отличием её от других католических церквей является ведение службы на ассирийском языке. Армянской католической церкви четыреста лет; она образовалась при Сефевидах. Приходы Римской католической церкви были впервые открыты иностранцами (1630 г.), чтобы иметь возможность совершать религиозные обряды своей веры. В настоящее время, все католики Ирана объединены в три общины и управляются епископским советом из 13 священников.

Протестантские церкви

В Иране существуют три отдельные пресвитерианские общины, каждая с собственными культовыми сооружениями, – по числу языков, на которых читаются молитвы (ассирийская, армянская и персидская). Общины имеют по 6 представителей в Соборе, который является высшим органом управления пресвитерианской церкви.

Англикане активны в Иране с XIX в., адвентисты седьмого дня и пятидесятники – соответственно с 1911 г. и 1958 г.

Установленный законом статус христиан

Ислам защищает свободу вероисповедания и совершения обрядов, безопасность посещения культовых сооружений и честь особ духовного звания. Права представителей религиозных меньшинств определяются в пяти статьях конституции Исламской республики Иран, выдержки из которых привведены ниже.

Статья 13: “Статус религиозных меньшинств, представителям которых в рамках закона разрешено соблюдать религиозные обряды, имеют только зороастрийцы, иудеи и христиане. В частной жизни и воспитании они могут руководствоваться требованиями свой веры.”

Статья 14: “Правительство Исламской республики Иран и все мусульмане Ирана обязаны в отношении немусульман справедливо и беспристрастно придерживаться принципов соблюдения прав человека.”

Статья 15: “Разрешается использование местных и племенных диалектов” в церкви (что не разрешалось в период, предшествовавший победе Исламской революции).

Статья 26: “Людям предоставляется свобода учреждения религиозных, политических и профессиональных партий и ассоциаций… Нельзя ни препятствовать, ни силой принуждать к вступлению в такие организации.”

Статья 64 определяет представительство религиозных меньшинств в парламенте. Независимо от численности прихожан, “зороастрийцы и иудеи должны иметь по одному представителю, христиане-ассирийцы и христиане-халдеи – одного общего представителя, а армяне – по одному представителю для северной и южной церквей”. (Для справки: один депутат-мусульманин в среднем представляет 150000 избирателей.)

Заключение

В распоряжении 60 миллионов мусульман Ирана находится 57855 мечетей, т.е. одна мечеть на 10 тысяч человек. На каждые 750 прихожан Армянской григорианской церкви, представляющей наибольшее по численности религиозное меньшинство Ирана, приходится один храм. В целом по стране обеспеченность местом для свершения молитвы в 16 раз выше у немусульман, чем у мусульман (в относительном исчислении).

Будучи прекрасно осведомленными об историческом прошлом своих соисповедников и об их положении в сегодняшнем мире, представители религиозных меньшинств в Иране мирно сосуществуют с другими гражданами в обстановке полного взаимопонимания. Они делят с мусульманами Ирана радости и горести. И нужно признать выдающимся их вклад в политическое и социальное восстановление страны.

Перевод Али Тургиева

Религии Ирана

1. Основные религии в Иране

Прочитав статью, вы охватите всю религиозную структуру Ирана, за 15-19 минут.

Знакомство с культурой и историей любого народа не обходится без изучения его духовных устоев и верований. Во многих азиатских странах на поведение людей в быту и деятельность руководителей государств на международной арене огромное влияние оказывает религия.

Иран – многонациональная страна, соответственно, религий и верований среди его населения несколько. Какие же основные религии в Иране?

Перечислим их кратко:
  • Ислам, разделенный на шиитов и суннитов;
  • Суфизм (мистический вариант ислама);
  • Иудаизм;
  • Христианство;
  • Зороастризм;
  • Бахаизм.

1.1. Иран: коротко о самом главном

История земель, на которых находится современный Иран, за 5 тысяч лет представляет собой сплошную череду войн, смен правящих династий, разрастания завоеваний во все стороны света и сужения до современных границ.

Первое, документально подтвержденное государство в пределах современной территории – Элам, возникло 5000 лет назад. Его захватила северная соседка Мидия, которая впоследствии в союзе с Вавилоном ликвидировала древнейшее Урарту.

Кир Великий и его потомки из династии Ахеменидов за 200 лет правления расширили завоевания от греческих земель на западе до Тибета на востоке, от северного Причерноморья до Египта и Нубии на юге. Это был наибольший расцвет персидского царства. Победить его смог только Александр Македонский. При Ахеменидах зороастризм стал государственной религией.

Интересно, что имя родоначальника династии на персидском звучит «Куруш», Киросом его обозвали греки. При переводе греческих имен и названий на русский язык отбрасывалось окончание «ос». «Кир» на персидском языке обозначает мужской половой орган. Что это: ирония истории или месть завоевателю?

После быстрого распада империи Александра новые династии персидских правителей в 5-7 веках нашей эры с переменным успехом боролись за власть и с соседними государствами, все более ослабляя страну.

1.2. Государственная религия Ирана

Ислам в Иране: становление государственной религии Ирана началось в 7 веке нашей эры. В 652 году Персидское царство завоевали арабы из династии Омейядов, вооруженные не только материально, но и духовно — новой исламской религией. Они за короткий период расширили Халифат от Индии и Средней Азии на востоке, до Марокко и Испании на западе. На завоеванных землях население насильственно обращалось в мусульманство, фактически превращаясь в рабов. Новая династия халифата Аббасиды учли, что персы – достаточно крупная нация (недовольство в тылу чревато мятежами), и позволили им иметь равные права с арабами, а также наместников из своей знати.

В средних веках персидские правители чередовались с захватчиками: турками-сельджуками, правителями Хорезма, монголами Чингисхана, Тамерланом. Не менялось только одно – религией оставался ислам.

С 1501 года по наши дни Ираном управляли только коренные правители. До 19 века они вели собственную политику, а потом она превратилась в «качели» между влиянием России (СССР) и Великобритании (вечными соперниками за контроль над Ближним и Средним Востоком).

В 1979 году Исламская революция свергла последнего шаха. Иран превратился в исламскую республику, где власть духовенства выше светской. Главным религиозным культом страны, закрепленным в Конституции, является ислам шиитского (джафаритского) толка.

2. Господство ислама в Иране

Чтобы понять, какой ислам в Иране, события середины 7 века нашей эры стоит рассмотреть подробнее, углубившись в те времена, когда Иран принял ислам.

2.1. Зарождение ислама в Иране и его раскол

В 610 году некий Мухаммед, пастух и торговец из племени куйрашитов объявил себя пророком единого бога Аллаха после видения ему Архангела Джабраила и стал проповедовать новую религию «ислам» (в переводе «смирение»). Через 11 лет его последователи собрались в Медине, а в 630 году завоевали Мекку. Новое арабское государство – Халифат оказалось весьма агрессивным и стало завоевывать соседей, обращая покоренных в мусульман.

Раскол внутри верующих произошел сразу после смерти Мухаммеда при выборе преемника. Одни сподвижники считали, что избрать духовным лидером нужно «лучшего среди равных», другие хотели передать главенство по наследству. Большинство избрало лидера Абу Бакра Ас-Сиддика, тестя пророка, он был старше, а значит, мудрее и опытнее. Другая группа настаивала на зяте пророка Али ибн Абу Талиба, женатом на Фатиме, любимой дочери Мухаммеда.

Раскол наступил при дележе наследства: Абу Бакр посчитал, что у посланника божия не может быть собственного имущества, значит, и наследства. При этом отказ был подтвержден толкованием сунн (норм и правил, заведенных пророком по примерам из собственной жизни). Поддерживающие Абу Бакра стали называться суннитами. Сподвижники Али – шиитами (последователями).

2.2. Шииты и сунниты

За века раскола набралось немало противоречий между двумя течениями:

  • Для суннитов имам – настоятель в мечети, шиитам – духовный лидер и руководитель общины;
  • Сунниты в жизненных вопросах ориентируются на рекомендации сунн, шииты считают, что догматический подход рождает радикальные течения вроде ваххабизма;
  • Шииты веруют в непогрешимость имамов, а в аятолл – как в посланников Аллаха, сунниты относятся к этому, как к ереси;
  • Шииты отрицают разводы, а сунниты – временные браки;
  • Траурные празднования памяти погибших особо чтимых имамов-мучеников шииты проводят строже. В день памяти имама Хусейна некоторые занимаются нанесением себе ритуальных ран.

Кроме перечисленных есть еще множество других различий.

2.2.1. Шиитский ислам в Иране — 89% верующих

Из общего числа мусульман, шиитов в стране 89 процентов (около 70 млн чел.). По степени святости для этого течения ислама после бога Аллаха и пророка Мухаммеда третьими являются 12 имамов, потомков пророка, замученных за веру. Главный почитаемый из них – мученик Хусейн, погибший от рук суннитов. Ему посвящен траур в течение 10 дней первого месяца года – мохаррама.

Положительным праздником наряду с Новым годом является день рождения 12-го имама.

Объектами паломничества кроме традиционной Мекки стали местные города Мешхед с гробницей 8-го имама и Кум с захоронением Фатимы, сестры имама Резы, а также Каземейн, Кербела и Неджеф в Ираке.

Шиизм исповедуют персы, азербайджанцы, туркмены (те, кто живет в Иране).

2.2.2. Суннитский ислам в Иране

Официальные данные свидетельствуют о 9% суннитов (примерно 5 млн чел.). Сколько фактически представителей этой ветви ислама в стране неизвестно, другие источники выдают иные цифры. К суннитам относятся арабы, курды, турки, афганцы, луры, белуджи. Территориально они проживают в приграничных районах страны.

2.3. Суфизм

Мистическое крыло ислама – возникло чуть позднее самой религии. Дервиши-суфии исповедуют отказ от бытовых благ (аскетизм), единство Творца и Творения (пантеизм), а достижения истины ищут в особых медитациях. Многие персидские поэты прошлых веков исповедовали именно суфизм, донося до почитателей своего таланта красоту окружающего мира и проникновенность человеческих чувств.

3. Другие религии Ирана

Кроме ислама в Иране существуют религиозные меньшинства. С некоторыми из них государство мирно сосуществует, с другими идет непримиримая борьба.

3.1. Зороастризм в Иране — древняя религия страны

Религию, зародившуюся в Иране, не смогли искоренить ни время, ни агрессивное внедрение ислама. Ее последователи почитают бога Ахура-Мазду и его пророка Заратуштру (греки переиначили его имя в Зороастра). До ислама зороастризм был государственной религией.

3.1.1. Основы зороастризма

Суть верований в непрерывной борьбе добра и зла, в том числе внутри самого человека, исходя из его совести и разума. Главная идея – творение добра людьми для получения его ответно.

Главное божество являлось почитателям в виде света, поэтому и молитвы возносились в сторону Солнца или открытого огня. За эту особенность зороастрийцев называли огнепоклонниками.

Природа в понимании зороастрийцев – священна, поэтому физические тела людей недостойны упокоения в недрах земли.

3.1.2. Священная книга древних иранцев «Авеста»

Верующие считают, что в «Авесте» изложены древние знания народа ариев, переданные потомкам. Главный экземпляр книги из 21 части, записанный на 12 000 шкурах волов золотыми чернилами, по преданию уничтожил Александр Македонский. Списки попроще спалили арабы при завоевании Ирана в 7 веке. Сохранились только крупицы древних знаний.

3.1.3. Обряды и служение

Храмы служили хранилищем священного огня, который различался для обрядов церковных и домашних.

Праздники посвящались природным сезонам и окончанию сельскохозяйственных работ: середина весны, лета, зимы; окончание уборки хлеба, пастбищного сезона и другие.

Интересный факт: праздник Нового года – Новруз (Навруз), приходящийся на весеннее равноденствие, древнее ислама, он возник в древней Персии при зороастризме.

Практически вся жизнь адептов состояла из обрядов очищения: огня, души и тела. При стряпне капли еды не должны попадать в огонь. Тяжело приходилось раненым с кровотечениями, больным с проблемами желудочно-кишечного тракта, женщинам в критические дни и после родов: все они длительное время считались нечистыми.

Человеческие останки в древние времена сжигались, позднее для них стали строить особые пустые башни. После похоронных церемоний тела сбрасывали внутрь, где они подвергались воздействию природных факторов: дождя и солнца, а также поеданию птицами. Башня, заполненная костями доверху, запечатывалась специальным веществом, изготовленным из нефти, похожим на асфальт.

Основная масса современных зороастрийцев проживает в столице и городах Керман и Йезд, где сохранились башни и храмы, в которых священный огонь поддерживается столетиями. В Тегеране заново выстроены культовые здания на улице Фирдоуси и в районе Техран-Парс. Общее число приверженцев древней религии – около 25 тыс. чел.

3.1.4. Завоевание Ирана арабами: смена религии

К 636 году страна была ослаблена войной с Византией, поэтому все сражения с Арабским халифатом были проиграны одно за другим в течение 16 лет. В результате Персидское царство полностью оказалось в оккупации. Завоеватели были мусульманами-суннитами. Жителям пришлось принять ислам, так как несогласные убивались целыми селениями и городами. Зороастризм остался только в глухой провинции.

В 1501 году власть в Иране захватил шах Измаил (основатель династии сефевидов). Он происходил из Иранского Курдистана и исповедовал шиитский вариант религии. После воцарения с титулом падишаха властитель ввел шиизм в качестве государственной религии, разрушил суннитские святыни и памятники.

3.2. Христианство в Иране

Христианские конфессии Ирана разнообразны так же, как и в остальном мире. Ассирийцы и армяне исторически жили на территории современного Ирана, их церкви устояли при переменах в политике и религии страны. Кроме них присутствуют православные и католики.

Общее число христиан в Иране по разным источникам от 110 до 250 тыс. чел.

3.3. Иудаизм в Иране

Иудеи попали в Персию после неоднократных захватов древнего Израиля и пленений народа. На новом месте они занимались той же деятельностью, что и на родине: ремеслами и торговлей.

До исламской революции 1979 года евреев в Иране было около 60 тысяч. В 21 веке их осталось около 8 тысяч. При этом сохраняется 25 действующих синагог в разных городах, крупная библиотека, госпиталь, дом престарелых и кладбище в Тегеране. В городе Хамадан сохранился мавзолей библейской царицы Эсфирь.

3.4. Бахаизм в Иране

Адепты новой религии, образованной в 19 веке проповедуют, что все конфессии мира описывают одного и того же единого Бога. Правду о себе он открывал через разных пророков: Будду, Авраама, Иисуса, Мухаммеда, Кришну.

Додумался до этого Саид Аль Мухаммед (Баби), выходец из шиитской семьи. Себя он назвал очередным пророком божиим. Его идеи продолжил некий Бахаулла, почитаемый, как реинкарнация Кришны. От его имени пошло название нового учения.

Количество верующих не уменьшается и составляет минимум 350 тыс. чел.

4. Религия древнего Ирана — зороастризм

Маздаизм или зороастризм – древнейшая религия, существовавшая на территории современного Ирана до зороастризма, по именам богов и их «ответственности» сходная с некоторыми индуистскими верованиями. Название она получила от бога Ахура-Мазды, который в последующем зороастризме превратился в Единого Бога. А раньше он был одним из главных, равным по значимости другому божеству – Митре.

5. Свобода вероисповедания

5.1. Возможна ли свобода вероисповедания в Иране?

23 статья III главы Конституции страны формально разрешает свободу убеждений, а фактически ни о какой свободе религии в Иране речи не идет. «Зеленый свет» дан только государственному вероисповеданию да еще немногочисленным поклонникам зороастризма. Остальные испытывают различного рода давление или прямые гонения.

5.2. Равны ли религии в Иране?

  • Суннитам запрещено проводить молебны в отсутствие представителей спецслужб, проповедовать особенности своей религиозной ветви, строить новые мечети и медресе вне территорий компактного проживания.
  • Исламское государство не приемлет методов общения с богом дервишей-суфиев и проводит на них масштабные гонения.
  • Христианам разрешено иметь храмы и учебные заведения, вино для культовых нужд и продукты питания, неупотребляемые мусульманами, проводить службы, но не проповедовать среди мусульманского населения. Их священнослужители обязаны отчитываться о своей деятельности.
  • Репрессии проводятся в отношении «протестантов» – перешедших в христианство из ислама и проводящих службы на родном языке.
  • Периодические конфликты Ирана с Израилем автоматически приводят к гонениям на иудеев внутри страны.
  • Бахаиты в Иране преследуются государством, которое считает их отступниками от Корана.

При этом общины зороастрийцев, христиан-ассирийцев, иудеев имеют право на 1 представителя в парламенте каждая, армяне – на 2-х депутатов.

5.2.1. А как же в Иране относятся к атеистам?

Для государства их не существует. Они не имеют вообще никаких прав, так как не упомянуты ни в одном государственном документе.

Категория:Иран

Исла́мская Респу́блика Ира́н (перс. جمهوری اسلامی ایران‎ — Джомхури-́йе Эслɒми́-йе Ирɒ́н), сокращенно — Ира́н (перс. ایران‎ ), до 1935 также Пе́рсия — государство в Передней Азии. Столица — город Тегеран.

На западе граничит с Ираком, на северо-западе — с Азербайджаном, Арменией, Турцией и непризнанной Нагорно-Карабахской Республикой, на севере — с Туркменистаном, на востоке — с Афганистаном и Пакистаном. С севера Иран омывается Каспийским морем, с юга — Персидским и Оманским заливами Индийского океана.

История Ирана по письменным источникам охватывает почти пять тысяч лет. Первое государство на его территории — Элам — возникло в Хузестане в III тысячелетии до н. э. Персидская империя при Дарии I Ахемениде простиралась уже от Греции и Киренаики до реки Инд. На протяжении многих веков господствующей религией был зороастризм. К XVI веку государственной религией Ирана становится ислам.

В 1979 году в Иране произошла Исламская революция под предводительством аятоллы Хомейни, в ходе которой была свергнута монархия и провозглашена исламская республика.

Иран обладает четвёртой по размеру ВВП (по ППС) экономикой в исламском мире и второй по размеру в Западной Азии (после Турции). Иран является одним из наиболее технологически развитых государств региона. Иран располагается в стратегически важном регионе Евразии и располагает крупными запасами нефти и природного газа.

В 2012 году Иран становится лидером Движения неприсоединения, став в августе на 3 года страной-председателем этого движения, являющегося второй по величине после ООН международной структурой.

Крупнейшие города

  • Тегеран
  • Мешхед
  • Кередж
  • Тебриз
  • Шираз
  • Исфахан
  • Ахваз

Православие в Иране

Подавляющее большинство иранцев исповедуют ислам. 90 % населения — шииты, 8 % — сунниты. В числе оставшихся — религиозные меньшинства бахаи, христиан, иудеев, зороастрийцев, мандеев, сикхов, индусов и других. Христиане, иудеи и зороастрийцы официально признаются меньшинствами и пользуются такими привилегиями, как зарезервированные места в Меджлисе. Имеет место ограничение прав бахаи.

Иранские христиане (перс. مسیحیان ایران‎ от перс. مسیحی‎ «христианский», «христианин») составляют 0.2-0.5 % от общего числа верующих, что равняется около 169 тыс. человек. В 1975 году христиан насчитывалось около 1,5 % от общей численности населения. Относительно динамики численности христиан существуют противоречивые данные. Одни источники утверждают, что христианство в Иране переживает расцвет, другие, напротив, утверждают, что христианству в Иране грозит исчезновение. Официально христианство в Иране разрешено, однако им запрещено заниматься проповеднической деятельностью. Таким образом, большую часть христиан Ирана составляют этнорелигиозные общины армян и ассирийцев.

Иранских христиан можно разделить на две категории: этнические и не этнические. К этническим можно отнести армян и ассирийцев, которые обладают своей собственной лингвистической и культурной традицией. Не этнические христиане Ирана преимущественно состоят из протестантов, которые когда-то перешли из ислама в христианство и рассматриваются властями, как вероотступники.

После Исламской Революции 1979 года этническим христианам были дарованы базовые религиозные права: ведение служб, содержание религиозных школ, соблюдение праздников и т.д. Армянская община имеет два кресла в парламенте, а ассирийская одно. Тем не менее, этнические христиане подвергаются различным репрессиям со стороны властей Ирана. Христианам запрещается вести службы на персидском языке, строить новые церкви, а также они регулярно должны докладывать правительству о своей деятельности. Наряду с этим, они подвергаются более серьезным уголовным наказаниям за совершенные преступления, чем мусульмане.

Что касается протестантов, то официально они признаны Тегераном. Несмотря на это, они подвергаются гораздо более суровым репрессиям и ограничениям со стороны властей, по сравнению с армянами и ассирийцами. Это объясняется тем, что они используют персидский язык, а также отличаются своим стремлением к прозелитизму. Верховный лидер Ирана Али Хаменеи и многие иранские чиновники считают новоиспеченных протестантов богоотступниками, работающими под прикрытием Запада.

В 2005 году одновременно с приходом к власти Махмуда Ахмадинежада, гонения на новообращенных протестантов и домашние церкви усилились. Все это происходит до сих пор под предлогом того, что евангелизм — это инакомыслящая форма христианства, связанная с Западом и Сионизмом, чья деятельность направлена против существующего в Иране исламского режима.

История

Первые христиане ступили на землю Ирана (Персия) не позже II века, если не считать легендарной миссии апостола Фомы. В списке епископов сирийской церкви 224 г. упоминается уже епископ Дайлама – области к югу от Каспия. К IV веке у них уже имелся собственный епископ в Ктесифоне. Первоначально к христианам относились подозрительно, видя в них агентов Рима, однако после раскола V века, персидские христиане становятся известны как несториане занимаются активной миссионерской деятельностью, обращая в свою веру целые племена. Расцвету персидского христианства кладет конец арабское нашествие VII века.

Современное состояние

Христианство исповедуется представителями национальных меньшинств — армянами, грузинами и ассирийцами. Христиане обладают определенной свободой вероисповедания — они могут производить и употреблять нехаляльную пищу, употреблять алкогольные напитки, они имеют своих представителей в маджлисе(по одному представителю от Халдейской и Ассирийской Церквей, два представителя от Армянской Церкви).

Православие в Иране (перс. کلیسای ارتدوکس شرقی در ایران‎) — является одной из христианских деноминаций страны. Восточные христиане в Иране принадлежат к Древневосточным церквам и к Халкидонскому православию. В Иране действуют Ассирийская церковь Востока, Грузинская Православная Церковь, Армянская Апостольская Церковь, а также приходы Русской Православной Церкви.

Данные о количестве православного населения Ирана не точные и разнятся.

  • Армянская апостольская церковь в Иране имеет от 110 000 до 250 000 последователей.
  • Ассирийская церковь Востока в Иране имеет до 11 000 последователей.
  • Грузинская православная церковь в Иране имеет около 60 000 последователей.

Общее число христиан всех деноминаций в Иране на 2006 год составляло 109 415 человек (0,15 % от населения страны).

Идея о создании в Персии храма Русской Православной Церкви принадлежит Петру Великому. Впервые она была высказана в послании русского императора к персидскому шаху Солтану Хусейну.

По данным игумена Александра, до начала Первой мировой войны общее количество русских православных храмов в Персии было более 50. В настоящее время в Иране действуют три храма — Свято-Николаевский собор в Тегеране, построенный в 1945 году на деньги русских эмигрантов, новая Свято-Николаевская церковь в портовом городе Энзели, освященная в 2008 году. На русском православном кладбище в Тегеране стоит построенная в 1908 году Свято-Троицкая церковь, единственный из дореволюционных православных храмов, сохранившихся до настоящего времени. Но богослужения здесь совершаются крайне редко. В городе Бушере — в поселке российских специалистов, строящих АЭС, — действует часовня Казанской иконы Божией Матери, расположенная не в храмовом здании.

Тегеранская русско-православная община не превышает 100 человек. Она состоит из потомков русских эмигрантов, командированных в Иран работников российского посольства и российских бизнесменов. Церковь посещают приезжающие в Тегеран украинцы, белорусы, сербы, греки, болгары, грузины. Также сюда приходят и русские жены иранцев, хотя официально все они приняли ислам — этого требует закон страны.

История диалога Московского Патриархата с шиитским духовенством берет начало в 1995 году, когда Иран впервые посетил митрополит Смоленский и Калининградский, ныне — Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Его визит был связан с переходом Свято-Николаевского собора в Тегеране, находившегося с момента основания в 1945 году в ведении Русской Зарубежной Церкви, а затем перешедший под юрисдикцию Московского Патриархата.

В конце 2010 года вниманию иранских властей был предложен документ, посвященный взаимоотношениям Церкви и общества, переведенный на фарси, — «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». На его презентации, проходившей на кафедре россиеведения Тегеранского университета, все иранские представители отметили сходство подходов РПЦ и исламских лидеров Ирана ко многим вопросам современности.

По словам заместителя председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата епископа Егорьевского Марка, власти в Иране с уважением относятся к представителям Московского Патриархата, никак не ограничивают перемещения священника храма в Тегеране. При православном храме в Тегеране существует дом престарелых, о которых заботятся прихожане. Как отметил епископ, беспрепятственно совершаются также богослужения в Бушере и Исфахане, где служат священник РПЦ из Тегерана.

Притеснения протестантов в Иране

В отличие от традиционных христианских конфессий, к протестантским деноминациям иранские власти относятся настороженно. Их деятельность находится под постоянным наблюдением спецслужб. Власти подозревают их в активном прозелитизме, подрывной деятельности и связях с западными спецслужбами. Большинство скандалов с арестами христиан в Иране, связаны именно с протестантами, хотя их всего 10 тысяч из 200—300 тысяч иранских христиан.

Святые

  • свмчч. Иоанн, Саверий, Исакий и Ипатий, епископы Персидские
  • мчч. Акиндин, Пигасий, Аффоний, Елпидифор, Анемподист и иже с ними
  • прп. Маруф, епископ Месопотамский
  • свмчч. Нирс, епископ, и Иосиф, ученик его, Иоанн, Саверий, Исаакий и Ипатий, епископы Персидские; мчч. Азат скопец, Сасоний, Фекла, Анна и многие другие мужи и жены, в Персиде пострадавшие
  • свмч. Садок Персидский

Святыни

ХАМАДАН

  • Гробница прав. Есфири и Мардохея.

ТУЙСЕРКАН (25 км. к юго-западу от Хамадана)

  • Гробница Пророка Аввакума.

Храмы

Ссылки

  • Христианский Иран. Фото
  • Истина безначальна. ХРИСТИАНСТВО В ИРАНЕ
  • В Иране растет число христиан
  • А.Б.Никитин ХРИСТИАНСТВО В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
  • Равны ли религии в Иране? Интервью с послом Ирана в России (+ мнения экспертов)
  • Диалог «Ислам – Православие» в Иране
  • «Мусульманские» мученики за Христа в ХХI веке
  • История русского Православия в Иране
  • Христиане под властью шариата
  • Как живут православные в Иране
  • Религиозные меньшинства в Иране
  • Христианство в Иране и гонения на него в доисламские времена

Какие религии исповедуют в Иране

В Иране звучат разные молитвы: от пятничного намаза до «Отче наш». Странно? Едва ли. Ведь на каком языке ни обращайся к Всевышнему, «в начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Так не все ли равно, на какой лад. Рассказываем, какие крупные религии распространены в Иране.

Православная церковь в Казвине (построена в 1905 году) / источник фото: kojaro.com

«Неверный» штамп

Несмотря на доступность информации в современном мире, широко бытует мнение, что в Иране за чадрой ничего не разглядишь. Может, стоит присмотреться? Вот, на севере страны, в небольшом городе Казвине, высится православная церковь Кантур, построенная в начале XX века для нужд русских специалистов, прокладывающих шоссейную дорогу Энзели-Тегеран. «Нуждающихся» в христианской церкви и сегодня не мало: по разным оценкам, от 200 до 500 тысяч человек.

А вот в Хамадане один из важнейших иудейских памятников — мавзолей царицы Есфирь и ее двоюродного брата Мордехая. В библейской Книге Есфирь говорится, что будучи супругой персидского царя Ксеркса I (486-465 гг. до н.э.), она предотвратила массовую резню евреев. Этот подвиг повторил в годы Второй Мировой и вполне реальный человек — иранский дипломат Абдул-Хусейн Сардари (1914-1981), спасший в оккупированном Париже общину иранских евреев. Впрочем, защищали не религию или этнос, а иранцев: хоть в чадре, хоть с кипой…

«Есфирь разговаривает с Мордехаем», картина голландского художника Арента де Гелдера (1675) / источник фото: wikipedia.org

Закон в вере

Лицо современного Ирана — неоднородно и разнообразно. Однако в общих описать его все же реально. По данным бывшего посла ИРИ в России Резы Саджади, в стране проживает примерно от 300 до 500 тысяч христиан, около 20-25 тысяч иудеев, а также приблизительно 20-25 тысяч зороастрийцев.

Вместе с исламом эти три конфессии упоминаются в Конституции ИРИ, где за исламом закреплен статус официальной религии государства. Другим религиям гарантировано место в парламенте, свобода отправления культов, формирования партий и обществ, а также ряд других привилегий.

Ислам

Подавляющее большинство населения страны — мусульмане (около 98%). При этом шиитов примерно 89%, а суннитов — около 9 %.

Молитва в мечети / источник фото: sahebkhabar.ir

В 12 статье Конституции ИРИ говорится: «Официальной религией Ирана является ислам джафаритского толка, признающий существование 12 имамов, и этот принцип навсегда останется неизменным. Другие исламские верования, в частности ханафитское, шафиитское, маликитское, ханбалитское и зейдитское , пользуются полным уважением». Так, курды, белуджи и туркмены исповедуют суннизм. А персы, азербайджанцы, талыши и арабы Ирана отдают предпочтение шиизму имамитского толка.

Христианство

История христианства в Иране стара как мир. Ведь по версиям некоторых историков, первые христиане начали проповедовать на землях Персии еще во II веке. Другие же ученые, полагают, что именно отсюда пришли волхвы, первыми почтительно склонившиеся над яслями младенца Христа. Так или иначе, здесь и сегодня много христиан, представленных в основном армянской, ассирийской, католической и православной общинами.

Пасхальная литургия в церкви Сурб Саркис в Тегеране / источник фото: mehrnews.com

Как и другим официально признанным религиозным меньшинствам, христианам гарантирован целый ряд прав. К примеру, помимо уже упомянутых прав, — им предоставлена возможность производить и продавать нехаляльные продукты и напитки, в том числе вино (для нужд общины). Налажена среди иранских христиан и система собственных школ и клубов, а так же газет. Наиболее многочисленны в христианском сообществе Ирана — приверженцы Армянской апостольской церкви.

Иудаизм

В Иране живет самая многочисленная на Ближнем Востоке еврейская диаспора (если не считать Израиля). На сегодняшний день действует не менее 25 синагог, 11 из которых расположены в столице. Все в том же Тегеране можно отыскать и Центральную библиотеку еврейской ассоциации с богатым фондом, включающим в себя исследования по истории и богословию. Столичная община организовала и собственный дом престарелых, а также обустроила кладбище.

Еврейское кладбище в Тегеране / источник фото: payvand.com

Направления работы подобных общин в Иране в принципе довольно широкие. Особенно в социальной сфере. Так, иранское сообщество иудеев организовало Еврейский госпиталь доктора Сапира, крупнейшую на сегодняшний день благотворительную больницу из всех аналогичных учреждений прочих религиозных меньшинств.

Зороастризм

Зороастризм — древнейшая религия откровения на территории Ирана. На протяжении столетий это религиозное учение занимало статус главной конфессии Персии, и лишь натиск Арабского халифата пошатнул и привычный уклад, и привычную систему взглядов. На передовые позиции вышел ислам .

Зороастризм в Иране, хотя и превратился из религии большинства в религиозное меньшинство, все же сохранил свои традиционные «очаги» — города Йезд и Керман. Здесь, как и много лет назад, сохраняются древние храмы огня, а так же древние «башни молчания», использовавшиеся когда-то для зороастрийских похоронных обрядов. Более современные адреса зороастрийцев расположились уже в столице: храм (атешкаде) неподалеку от улицы Фердоуси и зороастрийский комплекс в районе Техран-Парс.

Религия в Иране

Подавляющее большинство иранцев исповедуют ислам. Согласно Всемирной книге фактов ЦРУ, 90-95 % населения составляют шииты, 5-10 % — сунниты, оставшиеся 0,6 % — религиозные меньшинства бахаи, христиан, иудеев, зороастрийцев, мандеев, сикхов, индусов и других.

Христиане, иудеи и зороастрийцы официально признаются меньшинствами и пользуются такими привилегиями, как зарезервированные места в Меджлисе. Имеет место ограничение прав бахаи.

Ислам

Ислам пришёл в Иран с арабскими завоевателями в VII веке, что привело к вытеснению из Персии зороастризма. Некоторое время, по свидетельству аль-Бируни, большинство персов исповедовало несторианство, а после притеснений многие из бывших христиан перешли в ислам суннитского толка, однако в 1501 году шах Исмаил I утвердил шиитский ислам государственной религией Империи Сефевидов. В первой половине XX века значение ислама в политике Ирана было минимальным, однако Белая революция, вестернизация и насильственная деисламизация, проводимые шахом Мохаммадом Резой Пехлеви с участием министров — этнических азербайджанцев из общины бахаи, привели к радикализации иранского общества и Исламской революции 1979 года. Иран был преобразован в исламскую республику, и к власти в Совете Исламской Революции и в должности главы государства — рахбара — пришли представители духовенства шиитов-двунадесятников. В то же время меджлис и глава исполнительной власти — президент — избираются демократическим путём, и неоднократно и президент, и большинство меджлиса выбирались из числа людей, не одобрявшихся рахбаром.

Другие религии

Христианство

Христианство в Иране исповедует от 300 до 370 тыс. человек. Главным образом христианами являются армяне и ассирийцы (халдо-католики, несториане). Есть небольшие группы православных. Протестанты представлены тремя пресвитерианскими общинами, которые разделены по языковому принципу: персы, армяне и ассирийцы. Помимо них есть англикане, адвентисты седьмого дня и пятидесятники.

Иудаизм

Иудаизм исповедуют иранские евреи, численность которых составляет около 10 000 человек, компактно проживающих в крупных городах: в Тегеране, Исфахане и Ширазе. При этом в Иране проживает большее число иудеев, чем в какой-либо другой мусульманской стране.

Зороастризм

Иран — родина зороастризма, первой монотеистической религии, господствовавшей в стране до прихода арабов. Дарий I Ахеменид покровительствовал зороастрийцам и принял их учение в качестве государственной религии. В настоящее время численность их невелика.

Свобода вероисповедания

Иран является исламской республикой. Конституция Ирана устанавливает, что государственной религией является ислам джафаритского толка. Полное уважение оказывается и другим школам ислама, и их последователи могут действовать согласно своим обычаям. Другие религии или нерелигиозность запрещены законом, за исключением религиозных меньшинств, к которым Конституция относит зороастрийцев, иудеев и христиан.

Как правило, к религиозным притеснениям в Иране относят гонения на веру бахаи, неравноправие иных религий, а также запрет на переход из ислама в другую веру. В Иране бахаизм официально не признан и, по некоторым сведениям, подвергается преследованиям. Так, были сообщения о запугиваниях, дискриминации, тюремных заключениях и убийствах бахаи.

  • Зороастризм
  • Шииты

Словари и энциклопедии

Страны Азии: Религия

Независимые государства

Зависимые территории

Непризнанные и частично
признанные государства

  • ¹ Частично в Европе или полностью в Азии, в зависимости от проведённой границы
  • ² Также в Африке
  • ³ Также в Океании
  • ⁴ Также в Европе

Культура

Литература • Музыка • Кухня • Изобразительное искусство • Кинематограф • Театр • Архитектура • Имена • Танец • Костюм • Алфавит • Спорт • Свадебный обряд

Отношение к религии

Персидский язык

Разное