Религиозные меньшинства

Содержание

Начало реформации в Англии

XVI век принес в истории Европы множество новшеств – первую научную революцию, новые географические открытия, первую буржуазную революцию и Реформацию в западном христианстве. В крупнейшем из островных государств Европы – Англии, Реформация имела свою специфику.

Реформация при Генрихе VIII Тюдоре

У Реформации в Англии были глубокие корни. Например, еще в 1380-ые годы богослов Джон Виклиф перевел Библию с латыни на среднеанглийсикй язык. Католическая церковь сочла его идее еретическими.

Рис. 1. Реформация в Англии.

В 1525 году ученый-гуманист Уильям Тиндейл напечатал перевод Библии на английский язык. К этому времени по Европе уже распространились типографии, которые способствовали увеличению доступности книг.

Однако, начало Реформации в Англии связано с именем короля Генриха VIII. По сути это была “революция сверху”. Сначала он стоял на католических позициях. В 1521 году король осудил учение Мартина Лютера и Папа Римский Лев X дал ему титул “Защитника веры”. Вскоре у короля и папы случился из-за желания Генриха развестись с женой. В 1532 году назначил Кентерберийским архиепископом Томаса Кранмера – сторонника протестантов.

Датой упразднения католичества в Англии можно считать 1534 года, когда был принят “Акт о супрематии”. Согласно ему, король становился главой церкви, а папство теряло свою власть в Англии. Король начал секуляризацию церковных земель и распространение Библии на английском.

Рис. 2. Король Генрих VIII.

Период с 1548 по 1559 год

После Генриха VIII королем шесть лет, с 1547 по 1553, был юный Эдуард VI. Регентом при молодом наследнике престола стал герцог Сомерсет. Он был протестантом, поэтому процессы реформации продолжились. В 1549 году введена в оборот “Книга общественного богослужения” – сборник тестов на английском языке. С 1553 года королевство пережило короткий период католической реакции. Это связано с деятельностью королевы Марии Тюдор – дочери Генриха VIII и Екатерины Арагонской. Она успела вступить в брак с испанским королем Филиппом II и формально на два года стала королевой Испании.

В годы правления Марии Тюдор участников английской Реформации преследовали. Около 300 человек казнили, а 800 сбежали из королевства. После смерти Марии трон заняла Елизавета I Тюдор. В 1559 были принятии акты о супрематии и единообразии.

Рис. 3. Королева Англии Елизавета I.

Что мы узнали?

Кратко о Реформации в Англии можно узнать из школьного курса истории 6-7 класса. Она прошла в XVI веке, в эпоху правления династии Тюдоров, при Генрихе VIII и Елизавете I, на стыке двух эпох – Средних Веков и раннего Нового времени.

Тест по теме

Оценка доклада

Права религиозных меньшинств

Понятие и общая характеристика религиозного меньшинства

В условиях формирования правовых и социальных государств, одними из базовых ценностей которых выступают гуманизм и человеколюбие, внимание социологии и многих иных профильных наук сосредоточено на изучении проблем социальных меньшинств и поиске путей их разрешения.

В наиболее общем виде группа меньшинств, в специальной литературе определяется следующим образом:

Определение 1

Группа меньшинств – это группа людей, выделяемая внутри социальной организации определенного общества, вес которой не является доминирующим среди населения в конкретных исторических и социальных условиях.

При этом необходимо обратить внимание на то, что социологическое меньшинство не обязательно должно быть меньшинством количественным – нередко меньшинство это в большей степени группа, ущемленная в своем социальном статусе, образовании, социально-экономических или политических правах, и т.д.

Также следует отметить, что одной из наиболее распространенных категорий социальных меньшинств выступают религиозные меньшинства, представители которых имеют веру, отличную от той, которую поддерживает большинство членов соответствующего общества.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Права религиозных меньшинств 460 руб.
  • Реферат Права религиозных меньшинств 240 руб.
  • Контрольная работа Права религиозных меньшинств 200 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Феномен существования религиозных меньшинств присущ для большинства современных стран, в том числе, в связи с тем, что в настоящее время базовым правом человека, признаваемым на уровне международно-правового регулирования выступает право выбора религии, право перехода из одной религии в другую, а также право отказа от какой-либо религии.

Более того, несмотря на то, что атеизм является формой категорического отказа от исповедания какой-либо из существующих религий, в некоторых современных государствах атеисты относятся к числу религиозных меньшинств.

Пример 1

Так, например, в результате опросов, проведенных в Соединенных Штатах Америки, было выяснено, что атеисты представляют собой религиозное меньшинство – их рейтинг находится ниже всех иных групповых меньшинств (в том числе религиозных, например, мусульман), и американцы в наименьшей степени хотели бы видеть атеиста в качестве будущего супруга своих детей.

Регулирование прав религиозных меньшинств в Международном праве

Международная защита прав социальных меньшинств, объединенных, в том числе, по религиозному признаку, выступает одним из базовых принципов современного международно-правового регулирования надгосударственных отношений.

При этом подобная ситуация существовало не всегда, поскольку формирование обозначенного начала правового регулирования происходило на протяжении длительного исторического периода, значимым этапом которого выступило активное распространение международной практики защиты религиозных меньшинств и предоставления таковым свободы совести и вероисповедания.

Основы международного обеспечения прав религиозных меньшинств заложены в Уставе Организации объединенных наций, в котором, во-первых, обращается внимание на необходимость предотвращения любого рода дискриминации и обеспечение защиты прав религиозных меньшинств.

Во-вторых, подчеркивается, что лица, принадлежащие к религиозным меньшинствам обладают тем же объемом прав человека, что и представители большинства.

Исходя из обозначенного свойства можно сделать вывод о том, что вся сфера прав религиозных меньшинств представляет собой совокупность двух обширных категорий:

  1. Общие права и свободы личности;
  2. Права, защита которых обуславливает необходимость предоставления представителям религиозных меньшинств особых гарантий. То есть права, обеспечивающие религиозную самобытность меньшинства, и сохраняющие его идентичность.

Проводя характеристику международно-правового регулирования прав религиозных меньшинств следует также обратить внимание на то, что Генеральной Ассамблеей ООН в 1952 году был принят самостоятельный акт, посвященный правовому регулированию отдельных аспектов рассматриваемой проблемы – Декларация ООН о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным или языковым меньшинствам.

В названном документе отмечается, что поощрение и защита прав, принадлежащих, в том числе, религиозным меньшинствам, уважение их самобытности имеют исключительно важное значение, поскольку способствуют политической и социальной стабильности государств, в которых такие меньшинства проживают.

Правовой статус религиозных меньшинств в Российской Федерации

Анализ действующей российской системы правового регулирования позволяет сделать вывод о том, что легальное определение понятия «меньшинство» в настоящее время не выработано и не закреплено законодателем в нормативно-правовых актах.

Тем не менее, Российская Федерация является членом многих международно-правовых документов, направленных на защиту прав и законных интересов меньшинств. При этом анализ специальной литературы позволяет сделать вывод о том, что многие отечественные исследователи утверждают необходимость обеспечения прав, принадлежащих религиозным меньшинствам для всех религиозных групп, кроме православных христиан.

В числе основных доводов в пользу обозначенного подхода называют:

  • Значительное численное преобладание представителей православного населения над всеми иными религиозными группами;
  • Проживание представителей иных конфессий на территории Российской Федерации и их стремление к сохранению собственных устойчивых религиозных характеристик;
  • Отнесение последователей конфессий, отличных от православия, к числу религиозных меньшинств по критерию «недоминирования».

Замечание 1

Иными словами, в Российской Федерации права религиозных меньшинств, направленные на сохранение самобытности и конфессиональных особенностей, должны гарантироваться последователям всех существующих религиозных течений.

Реформация и королевская власть в Англии XVI в.

Эпоха правления Тюдоров (1485–1603) характеризуется тремя важнейшими процессами: Реформацией, усилением королевской власти и завоеванием морского господства.

Предыстория

После окончания в 1453 г. Столетней войны Англия оказалась охвачена внутренними распрями – так называемой войной Алой и Белой розы. За королевскую власть боролись род Йорков и род Ланкастеров при поддержке приверженных им аристократических кланов. Война закончилась в 1485 г., когда королем стал Генрих Тюдор, соединивший брачным союзом Йорков и Ланкастеров. Генрих проводил последовательный курс на укрепление королевской власти (см. урок «Образование централизованных государств в Западной Европе»).

События

Реформация в Англии началась по воле короля (а не по инициативе снизу), поэтому ее называют королевской. Реформация церкви способствовала укреплению королевской власти. Она проходила одновременно с формированием абсолютизма.

Внешним поводом для начала Реформации и разрыва с папой римским стал развод Генриха VIII Тюдора с Екатериной Арагонской и женитьба на Анне Болейн, которые папа не хотел признавать.

1534 г. – парламент издал закон, согласно которому король и его преемники становятся главой церкви в Англии. В стране было закрыто три тысячи монастырей. Церковные земли были секуляризированы (объявлены принадлежащими королю). Богослужение переведено на английский язык. Король получил право назначать епископов и высшее церковное должностное лицо – епископа Кентерберийского. Реформированная церковь получила название англиканской.

1553–1558 гг. – Мария Кровавая, дочь испанской принцессы (Испания – оплот католицизма в Европе) проводит политику Контрреформации. Восстановлен католицизм. В 1554 году была создана комиссия для борьбы с ересью. Противников католицизма сжигали на кострах.

1558 г. – Елизавета I Тюдор провозглашает англиканскую церковь государственной. Королева получила титул верховной правительницы церковных и светских дел. Службу снова стали вести на английском языке. При Елизавете обостряются противоречия между протестантской Англией и католической Испанией. Англия поддерживает движение гёзов в Нидерландах, испанском владении.

1577–1580 гг. – Френсис Дрейк, обогнув Южную Америку, грабит испанские корабли и города на тихоокеанском побережье. Возвращается в Англию через Тихий океан с огромной добычей, привозит первые в Европе клубни картофеля. Это было второе после Магеллана кругосветное плавание в истории.

1587 г. – бывшая королева Шотландии, убежденная католичка Мария Стюарт казнена по приговору королевского суда (после раскрытия серии заговоров против Елизаветы, в которых она участвовала).

1588 г. – испанский король Филипп II собрал огромный флот из 134 кораблей (Непобедимая армада) и направил его к берегам Англии. Имея меньшее количество кораблей, англичане одержали победу.

В период правления Елизаветы I Тюдор Англия вступает в период экономического роста. Возникли первые паевые товарищества по добыче полезных ископаемых и производству металла, развивалось сукноделие, производство оружия, стекла и судостроение. Лондон стал крупнейшим портом. Англичане плавали по всему миру, чтобы закупить дешево сырье и сбыть выгодно товар. Стали возникать торговые компании. Московская компания торговала с Московией (Россией), Гвинейская с Африкой, Ост-Индская с Индией и т.п. Происходит мощный расцвет английской культуры, в первую очередь литературы и театра (эпоха великих елизаветинцев, самый знаменитый из которых Уильям Шекспир).

Участники

Тюдоры – династия английских королей, которые правили в 1485–1603 гг.

Генрих VII Тюдор – первый король из династии Тюдоров, правил в 1485–1509 гг. Заложил основы абсолютизма в Англии.

Генрих VIII Тюдор – король Англии, правил в 1509–1547 гг. Второй король из династии Тюдоров. Проводил Реформацию.

Екатерина Арагонская – испанская принцесса, первая жена Генриха VIII.

Анна Болейн – вторая жена английского короля Генриха VIII. Мать королевы Елизаветы I Тюдор. Казнена мужем.

Эдуард VI – король Англии, правил в 1547–1553 гг.

Мария I Кровавая – королева Англии, правила в 1553–1558 гг. Дочь Генриха VIII и Екатерины Арагонской. Проводила политику Контрреформации.

Филипп II – король Испании из династии Габсбургов (c 1558). Ярый сторонник католицизма, своей задачей считал искоренение протестантизма. В 1554–1558 гг. муж Марии Кровавой.

Елизавета I Тюдор – королева Англии, правила в 1558–1603 гг. Дочь Генриха VIII и Анны Болейн. В период ее царствования в Англии была завершена Реформация, Англия добилась морского господства, развитие получили промышленность и торговля.

Мария Стюарт – королева Шотландии. Правнучка Генриха VII Тюдора.

Яков I Стюарт – король Англии, вступил на престол в 1603 г. Сын Марии Стюарт.

Фрэнсис Дрейк – руководитель пиратских экспедиций. В 1588 г. был назначен Елизаветой вице-адмиралом королевского флота.

Заключение

В период правления Тюдоров в Англии сложился особый вариант абсолютизма, при котором существовал сословно-представительный орган – парламент. Реформация была не столь радикальной, как в Германии, Швейцарии, Нидерландах, но привела к долгому противостоянию Англии с католическими государствами Европы. Англия становится одной из первых морских держав в Европе. В экономике активно развиваются капиталистические отношения. В эпоху Тюдоров начинается превращение Англии в ведущую морскую и промышленную державу Европы.

Конспект

На сегодняшнем занятии вы узнаете о так называемой королевской Реформации, которая привела к созданию в Англии собственной англиканской церкви.

В XVI в. в экономике Англии бурно развивались капиталистические отношения, росту которых покровительствовала королевская власть. Англия богатела за счет экспорта шерстяных тканей, которые производили английские мануфактуры. Наряду с сукноделием развивалось производство стекла, бумаги и других товаров. Росли города, Лондон стал главным портом Европы, его население составляло примерно 200 тысяч человек.

Важные изменения происходили в английском обществе. Новые дворяне — джентри богатели, активно занимаясь предпринимательской деятельностью. В то же время доходы дворян, собиравших платежи с крестьян, заметно сокращались.

В деревне под воздействием растущего спроса на шерсть произошел аграрный переворот — болезненная ломка традиционных отношений между крестьянами и сеньорами. Лендлорды стремились захватить крестьянские земли под пастбища для овец — этот процесс получил название огораживания. Вместо крестьян на полях теперь трудились наемные работники. Правительство жестоко преследовало бродяг (пауперов). Бродяги были вынуждены искать работу на любых условиях, обеспечивая сельских и городских предпринимателей дешевой рабочей силой. Тем самым создавались условия для быстрого развития капитализма и в промышленности в сельском хозяйстве Англии.

Английский абсолютизм сформировался и достиг расцвета в период правления династии Тюдоров (1485–1603 гг.). Королевская власть заметно усилилась при Генрихе VIII (1509–1547 гг.). Парламент полностью подчинялся воле монарха. Унаследовав полную казну, Генрих VIII быстро ее опустошил, но зато престиж Англии заметно вырос.

Рис. 1. Генрих VIII (Источник)

Когда в страну стали проникать идеи Реформации, король сначала отверг их, но позже его позиция изменилась, и Реформация в Англии началась по его воле; поэтому ее называют королевской. Поводом для начала реформ стали обстоятельства семейной жизни монарха. Король был женат на испанке Екатерине Арагонской, но не имел от этого брака сына — наследника престола. Он решил развестись и заключить новый брак с англичанкой Анной Болейн. Для развода требовалось согласие папы римского, но тот отказался, опасаясь гнева могущественного племянника Екатерины, императора Карла V. Взбешенный Генрих VIII начал принимать меры против папы, решив использовать идеи Лютера. Правда, из них он воспринял лишь то, что могло укрепить его власть. Король решил подчинить себе английскую церковь и конфисковать ее обширные владения. Под его давлением парламент в 1534 г. принял «Акт о супрематии» (то есть о верховенстве), провозгласив монарха верховным главой английской церкви. Монастыри были закрыты, а их земли перешли в руки короля и его приближенных. Все, кто не одобрил развод короля и новую церковную политику, подверглись преследованиям. Король-деспот не щадил никого. Сложил голову на плахе даже Томас Мор, знаменитый гуманист и лорд-канцлер Англии.

Рис. 2. Анна Болейн (Источник)

Реформированная церковь приняла идею Лютера об «оправдании верой» и отвергла часть католических таинств, но в остальном осталась близка к католической. Новая вера, получившая название англиканской, быстро укоренилась в Англии, хотя многие втайне остались католиками; были и сторонники более глубокой реформы церкви.

Выбор новой веры принес стране важные политические выгоды: Англия возглавила европейских протестантов. Но это неизбежно делало ее врагом католической Испании.

Новая вера подверглась тяжелым испытаниям в правление дочери Генриха VIII и Екатерины Арагонской — Марии Тюдор (Кровавая). Она восстановила в стране католицизм и жестоко расправлялась с протестантами. Но после ее смерти на престол взошла дочь Генриха VIII и Анны Болейн Елизавета I Тюдор (1558–1603 гг.), окончательно утвердившая новую веру. Сторонница умеренной Реформации, Елизавета отвергла крайности католицизма и кальвинизма и восстановила англиканство, стремясь избежать кровавых религиозных распрей.

Рис. 3. Елизавета I (Источник)

Долгое правление Елизаветы I ознаменовалось важными успехами в развитии экономики, укреплением государства, блестящим расцветом культуры. Елизавета была умна и прекрасно образована, обладала актерскими способностями, не знала равных в дипломатической игре. И если в других странах при абсолютизме представительные органы теряли свое значение, тоанглийский парламент, состоявший из палаты лордов и палаты общин, сохранил свое влияние. Ведущую роль в нем играла палата общин, в которой преобладали представители буржуазии и нового дворянства. Они нуждались в поддержке королевской власти и сами до определенного времени поддерживали ее. Елизавета в своих действиях опиралась на дворянство, но в то же время проводила дальновидную политику протекционизма — покровительства развитию национального производства и торговли. В стране заметно выросло производство товаров, особенно сукна. Чтобы выгодно сбыть их, дешево закупить сырье и необходимые товары, англичане плавали во все уголки мира. С целью уменьшить риск дальних путешествий они объединялись в торговые компании. Так, Московская компания торговала с Россией, Ост-Индская — с Южной и Юго-Восточной Азией.

В области внешней политики Елизавета старалась лавировать между сильнейшими державами тогдашней Европы — Испанией и Францией. Однако отношения с Испанией были достаточно напряженными, поскольку королева негласно поддерживала контрабандную торговлю английских купцов с испанскими колониями и действия пиратов, нападавших на испанские корабли. Испанцы, в свою очередь, организовали в Англии мятежи и заговоры католиков, самым громким из которых был заговор с участием шотландской королевы Марии Стюарт, бежавшей в Англию от начавшейся в Шотландии Реформации. Поскольку Мария была родственницей и наследницей Елизаветы, ее католическая вера делала ее опасным орудием в руках Испании. Мария была вовлечена в католический заговор, его раскрыли, шотландскую королеву казнили по приговору суда.

Испанский король Филипп II негодовал и в 1588 г. нанес ответный удар. Испанцы собрали огромный флот — армаду — в составе 134 кораблей. Испанский флот должен был высадить в Англии 18-тысячное войско. Когда армада подошла к берегам Англии, испанский адмирал проявил нерешительность и утратил шансы на успех, в то время как англичане действовали удачно. А потом испанский флот был уничтожен жестокими бурями. Враги Испании ликовали, в насмешку окрестив побежденную армаду «непобедимой». Англия же праздновала победу. Она отстояла свою независимость и готовилась стать великой морской державой.

Рис. 4. Разгром «Непобедимой армады» (Источник)

Список литературы

1. Булычев К. Тайны Нового времени. — М., 2005

2. Ведюшкин В. А., Бурин С. Н. Всеобщая история. История Нового времени. 7 класс. — М., 2010

3. Кенигсбергер Г. Европа раннего Нового времени. 1500–1789 гг. — М., 2006

4. Соловьев С. Курс Новой истории. — М., 2003

Какая вера у англичан наиболее популярна в XXI веке: протестантизм или католичество?

Скачать эту статью

В XVI веке король Англии Генрих VIII хотел «аннулировать» свой брак с Екатериной Арагонской для того, чтобы жениться на своей любовнице Анной Болейн. Католическое духовенство категорически отказалось исполнять просьбу короля, считая её кощунственной.

Видя это, король объявил государственной религией в стране англиканство. Священники Английской Церкви, которая существовала в стране более 900 лет, исполнили просьбу монарха, в результате чего Анной Болейн стала второй из шести его жен.

Каждый гражданин Великобритании имеет право исповедовать свою религию

Великобритания декларирует свободу вероисповедания для своих граждан. При этом она преимущественно христианская страна. Это необходимо знать, для того, что бы сказать, какую религию исповедуют англичане.

Так на сегодняшний день 16% граждан принадлежат к Римской католической церкви, а 26 миллионов британцев являются прихожанами Англиканской церкви, которая официально имеет статус государственной религии Англии.

16% столько англичан принадлежат к Римской католической церкви

Таким образом, государственная религия Великобритании — англицизм. Однако в Шотландии насчитывается 1,1 миллиона членов Пресвитерианской церкви, являющейся государственной церковью Шотландии.

В Северной Ирландии примерно половина населения относит себя к протестантам, а почти 40 % жителей составляют католики. В Уэльсе Англиканская церковь утратила статус государственной церкви в 1920 году.

Договор об Унии привел к единому объединённому королевству, собравшему всю Великобританию. Церковь Англии (англиканство) — это государственная религия Англии (Великобритания). Фото: upload.wikimedia.org

Из этого можно сделать вывод, о том, что Англиканская церковь фактически утратила государственный статус в Великобритании.

В наши дни наиболее многочисленными конфессиями в стране являются другие протестантские течения, наиболее авторитетной из которых является Пресвитерианская Церковь Уэльса (методизм «левого», кальвинистского толка).

При этом священнослужители официально признанных церквей Великобритании могут получать заработную плату от государства, если они работают в тюрьмах или больницах.

Известны случаи массового перехода прихожан из англицизма в католичество.

В течение всей истории сосуществования католической и англиканской церквей зафиксировано множество случаев перехода из англиканской в католическую церковь, в частности.

Так, например, это сделала Екатерина, герцогиня Кентская — жена герцога Кентского, в 1994 году с позволения королевы Елизаветы II. Это первая с конца XVIII века представительница английской аристократической фамилии, принявшая католицизм.

Несмотря на массовые случаи перехода англикан в католицизм, конфессии поддерживают прекрасные отношения и находятся в постоянном экуменистическом диалоге.

Официально Церковь Англии — это государственная церковь Великобритании

Несмотря на различные изменения, Церковь Англии до сих пор считается государственной церковью в Англии (Соединённое Королевство). Поэтому на вопрос: какая вера у англичан главная можно смело ответить: англиканство.

Церковь Англии или Матерь-Церковь (англ. The Mother Church) всемирного Англиканского сообщества.

Распространяет свою юрисдикцию также на Остров Мэн через Диоцез Содор и Мэн, в то время как Нормандские острова являются частью Диоцеза Винчестер.

Ряд англиканских общин на территории континентальной Европы, бывшего Советского Союза, Турции и Марокко объединены в Диоцез Гибралтара в Европе.

Томас Кранмер (1489—1556), Доктор богословия в Кембриджском университете, затем архиепископ Кентерберийский (с 1533). Томас Кранмер — инициатор реформации в Церкви Англии. Фото: upload.wikimedia.org

Церковь Англии считается одновременно кафолической и реформированной. Кафолической потому, что она рассматривает себя как часть всемирной Церкви Христа, являющуюся непрерывным продолжением ранней апостольской и средневековой церкви.

Она признает Никео-Цареградский и Афанасьевский Символ веры. Реформированной же она считается, потому, что она сформировалась под влиянием некоторых доктринальных и институциональных принципов Протестантской Реформации XVI века.

Это касается порядка литургии в этой Церкви, которые в наибольшей степени подверглись такому влиянию.

70 млн столько людей считают себя прихожанами Церкви Англии

Англиканство ближе всего к католицизму и православию, особенно — так называемая Высокая Церковь. Низкая Церковь — более типичный протестантизм. Широкая Церковь – более экуменична.

В состав Англиканского содружества входят 25 автономных церквей и 6 церковных организаций. Высшие иерархи этих фактически независимых церквей встречаются на периодических Ламбертских конференциях.

Кентерберийский собор с юго-западной стороны. В нём находится кафедра Архиепископа Кентерберийского. Собор — главный храм Английской Церкви. Фото: upload.wikimedia.org

Общее число приверженцев англиканской церкви на конец XX века (включая епископальные церкви) – около 70 миллионов человек, преимущественно в Великобритании и ее бывших колониях и протекторатах.

На 2000 год Церковь Англии пользовалась огромным влиянием в обществе: двадцать шесть епископов являлись членами Палаты лордов, 27 тыс. священников, имевших право на пасторскую деятельность, осуществляли свои функции в храмах.

2000 в этом году Церковь Англии пользовалась огромным влиянием и имела 27 тыс. священников

1100 капелланов несли свою службу в школах, колледжах, университетах, больницах, тюрьмах и воинских подразделениях. Кроме того, она также поддерживала более чем 4700 школ: каждая четвёртая начальная и каждая шестнадцатая средняя находились под её опекой (в этих школах обучалось около 1 миллиона детей).

Современная католическая Церковь Англии и Уэллса находиться в тесном общении с Английской Церковью

Говоря о том, какая религия у англичан необходимо в обязательном порядке вспомнить о католичестве. В настоящий момент Католическая Церковь в Англии и Уэльсе является частью всемирной римско-католической церкви, находится в подчинении папе римскому.

Что касается истории католицизма в Англии, то в 597 году по распоряжению папы Григория I Великого в Королевство Кент прибыла первая официальная апостольская миссия, которая установила связи с Римом. В 598 году Августин Кентерберийский, монах-бенедиктинец, стал первым католическим Архиепископом Кентерберийским.

Король Англии Генрих VIII. Генрих VIII провел Реформации Английской Церкви в результате чего она отделилась от Римскокатолической. Фото: upload.wikimedia.org

В 1534 году английский король Генрих VIII провел Реформацию церкви. В результате Римскокатолическая церковь Англии отделилась от всемирной католической церкви и образовала новую Церковь Англии. Её возглавил британский монарх.

Во время правления сына Генриха VIII, Эдуарда VI, церковь Англии начала все более подвергаться влиянию Протестантизма. После смерти молодого короля, к власти пришла его сестра, Королева Мария I, воспитанная на традициях католицизма, она вернула церковь Англии в лоно всемирной католической церкви в 1555 году.

Однако период воссоединения продлился недолго, так как следующая королева Англии, Елизавета I, разорвала связь церкви Англии и Рима в 1570 году. Католическая церковь сохранила своё присутствие в Англии и Уэльсе, но ушла в подполье вплоть до 1832 года.

1850 в этом году в Англии была восстановлена католическая церковь

Папа Пий IX в 1850 году восстановил католическую иерархию в Англии и Уэльсе. Кроме того, он также основал 13 новых диоцезов вместо викарных областей.

В настоящий момент на территории Англии и Уэльса существует пять провинций: Бирмингема, Кардиффа, Ливерпуля и Саутворка, включающие 22 диоцеза, и экзархат греко-католической церкви Украины в Великобритании.

В соответствии с последней переписью населения (2001 год) 4.2 млн человек определяют себя как католиков, что соответствует 8 % исповедующих к численности населения Великобритании.

При этом большинство британских католиков — ирландцы, так как в Ирландии католическая традиция никогда не прекращалась. Современная католическая Церковь Англии и Уэллса находиться в экуменистическом общении с Английской Церковью. Экуменизм — это идеология всехристианского единства.

Великобритания — один из мировых центров распространения протестантизма

Крупнейшим направлением христианства в Великобритании является протестантизм. На 2010 в стране проживало 33,82 млн протестантов, которые составляли 54,5 % населения этой страны.

33,82 млн или 54,5% англичан, по данным на 2010 год — протестанты

Таким образом, процентное соотношение протестантов к населению страны таково, что Великобритания находится на шестом месте в мире и на первом месте в Европе по этому показателю. Этнически, протестантами являются большинство верующих англичан, шотландцев, валлийцев, корнцев и т.д.

Евангелист неопятидесятнической «Армии Иисуса» проповедует на улице. Пятидесятники — самая крупная протестантская деноминация в Англии кроме Английской Церкви. Фото: upload.wikimedia.org

В XIX веке Великобритания была мировым центром глобального распространения протестантизма.

В наше время 10,7 тыс. британских поданных служат миссионерами в 198 странах и территориях мира, что делает Британию самой «миссионерской» страной Европы.

10,7 тысяч столько британцев служат миссионерами в 198 странах мира

Что же касается протестантских деноминаций, то самой быстрорастущий из них являются пятидесятники. В их рядах находиться около 1 000 000 человек. Отдельную группу составляют независимые британские харизматические церкви и движения. Их количество незначительно — 285 тысяч человек.

Ислам и иудаизм в Великобритании представлен достаточно крупными общинами

Община британских мусульман считается одной из самых крупных в Западной Европе. По некоторым оценкам её численность составляет от 1,5 до 2 миллионов человек. Община имеет 600 мечетей и молитвенных центров.

Наибольшее значение при этом имеет Центральная мечеть в Лондоне и находящийся при ней Исламский культурный центр. Мусульманская община страны стала активно расти в 19-го века, когда моряки и торговцы-мусульмане начали прибывать в Великобританию из её колоний.

Вторая волна массовой эмиграции мусульман пришлась на период после Первой мировой войны.

Тогда демобилизовавшиеся жители колоний остались в Великобритании, и третья большая волна прибыла после Второй мировой войны, чтобы заполнить недостаток рабочей силы на рудниках и фабриках.

В семидесятых мусульмане прибывали в основном из Кении и Уганды, а в конце место века большинство эмигрировало из Ирана, Ирака, Сомали, а также из Боснии и Косово.

Мечеть Шах Джахан — старейшая мечеть в Великобритании. Ислам принесли в Англию моряки и торговцы из мусульманских стран. Фото: upload.wikimedia.org

Что же касается евреев, то первые последователи иудаизма попали в Англию ещё во времена нормандского завоевания. Они были выселены королевским указом в 1290 году, но допущены снова во время гражданской войны 1642-51 годов.

Они прибыли в страну из Испании и Португалии. Современные еврейские эмигранты прибывают из европейских и восточноевропейских стран. Обычно это те, кто скрывались в Великобритании от гитлеровской оккупации и их потомки. Всего в стране около 300 000 последователей иудаизма.

Буддистов в Великобритании всего лишь 0,3% населения

Буддийское общество Великобритании относительно малочисленно. В стране насчитывается всего лишь 152 000 буддистов. Таким образом, соотношение исповедующих эту религию к количеству населения страны составляет 0,3%.

0,3% или 152 тысячи, столько от общего количества британцев, составляют буддисты

В соновном эту религию исповедуют некоторые англичане в крупных городах, а также выходцы из Азии и Южной Азии. Всего в Великобритании находится около 800 буддистских групп и центров и 750 монастырей и храмов

Лондонский буддийский центр. В Великобритании количество буддистов незначительно. Фото: upload.wikimedia.org

Наиболее крупной и влиятельной организацией в Европе считается Буддийское общество Великобритании (основано в 1924 г.).

Всего же различных буддийских организаций в королевстве около 40, они являются членами Буддийского общества Великобритании. Британские буддисты не занимаются активной миссионерской деятельностью, поэтому их число практически не растет.

Сикхизм, индуизм и другие религии

Кроме Мировых религий в Великобритании представлены также и другие религиозные течения и группы. Так, например, в королевстве существует достаточно крупная сикхская община. Она насчитывает от 400 000 до 500 000 членов.

Больше всего сикхов живёт в Большом Лондоне, Манчестере и Бирмингеме. Старейший сикхский храм открылся в Лондоне в 1908 году.

1908 в этом году в Лондоне открылся старейший сикхский храм

Сикхи прибывают в Великобританию из Восточной Африки, Индии и других бывших британских колоний. Необходимо отметить, что сикхи мирно сосуществуют с выходцами из этих стран, исповедующими другие религии.

Индуистский храм Бхактиведанта-мэнор, в графстве Хартфордшир, Великобритания. Наиболее распространено в Великобритании такое течение в индуизма как вишнуизм. Фото: upload.wikimedia.org

Кроме сикхов, в стране также живут и индуисты. Это выходцы из Индии и других британских колоний. Есть индуисты из Кении, Танзании, Уганды, Замбии, Фиджи и Карибских островов.

Среди течений индуизма наиболее распространён вишнуизм — Сознание Кришны. Индуистская община в Британии насчитывает 400 000 человек. Первый индуистский храм был открыт в Лондоне в 1962 году.

В настоящее время их более 120. Среди коренных англичан индуизм исповедуют жители крупных городов.

В Великобритании часты случаи продажи культовых сооружений (храмов).

Также в Великобритании присутствуют представители новых религий. Так, например, здесь иметься саентологи, Свидетели Иеговы и т.д. Они малочисленны и не имеют особого валяния на британское общество.

При этом в Великобритании много атеистов. Так на вопрос, к какой религии вы принадлежите, воздержались от ответа 4 289 000 человек или 7,3% от общей численности населения.

Этот показатель свидетельствует о том, что уровень религиозности в британском обществе падает, несмотря на то, что религия всегда играла в жизни Великобритании большую роль. Дело доходит даже до продажи католических или протестантских храмов из-за малого числа прихожан в них.