Религиозный фанатик

Фанатизм (религиозный)

См. раздел ИСКАЖЕНИЯ ХРИСТИАНСТВА

  • Зачем каждое воскресенье ходить в храм свящ. Даниил Сысоев

Фанати́зм — ревность не по разуму (Рим. 10:2), в основе которой — вера без любви и рассуждения. В патристике в этом смысле обычно употребляется выражение ревность не по разуму, основанное на словах Апостола Павла (Рим. 10:2).

Термин религиозный фанатизм, наряду с прямым смыслом, часто используется:

  • нецерковными людьми для осуждения христиан, которые ответственно относятся к вере, практически выражают её в своей жизни.
  • атеистами для пропаганды безбожия. При этом делается акцент на преступления, совершенные под знаменами религии. Контраргумента здесь два: 1) фанатизм противоречит заповедям Христа; 2) атеистический фанатизм (в России, Франции, Испании, Мексике…) привёл к значительно бо́льшим жертвам, чем религиозный.

Что такое фанатизм? Кого можно назвать фанатиком?

иеромонах Иов (Гумеров)

Фанатиками (лат. fanaticus – исступленный; связано с корнем fanum – капище) в древности называли служителей языческих культов, действия которых часто сопровождались проявлением неистовства. В 3-й книге Царств содержится рассказ, как жрецы Ваала отправляли свой культ на горе Кармил: И взяли они тельца, который дан был им, и приготовили, и призывали имя Ваала от утра до полудня, говоря: Ваале, услышь нас! Но не было ни голоса, ни ответа. И скакали они у жертвенника, который сделали. И стали они кричать громким голосом, и кололи себя по своему обыкновению ножами и копьями, так что кровь лилась по ним (3Цар. 18:26,28).

Святые отцы не применяли к христианам этот термин, как генетически чуждый началам христианской веры и имеющий определенную семантическую обусловленность. Различным уклонениям от здоровой христианской веры они всегда давали точные названия. Часто в патристике употребляется выражение ревность не по разуму, неразумная ревность. «О всяком деле, если делаешь оное без размышления и исследования, знай, что оно суетно, хотя и благоприлично, потому что Бог вменяет правду по рассудительности, а не по действованию нерассудительному» (Преп.Исаак Сирин. Слова подвижнические. Слово 89. О вреде неразумной ревности, прикрывающейся личиною ревности Божественной, и о помощи, какая бывает от кротости и других нравственных качеств).

Причины ревности не по разуму бывают разные: гордость, тщеславие, самомнение. Особо опасно такое неразумное рвение, когда ее питает демонская лесть: «Так, иного научает он жестоко изнурять тело свое постом, бичеванием, спанием на голой земле и другими подобными озлоблениями плоти для того, чтобы он или впал в гордыню, возмечтав, что великие совершает дела» (Преп. Никодим Святогорец. Невидимая брань. Гл. 44).

Святые отцы пишут также о разрушительных последствиях подобных уклонений от здоровой христианской веры: «Бог наш есть Бог мира, и все Божие мир приносит. И ревность по правде, когда она от Бога, бывает мирна, кротка, ко всем сострадательна, даже и к тем, кои нарушают правду. Посему уразумеете, что разжигавшая вас лютость ретивая не от Бога. Враг подсел к сердцу вашему и распалил его так неестественно…» (Святитель Феофан Затворник. Письма к разным лицам о предметах веры).

Слово фанатизм стало активно применяться с XIX века людьми неверующими и либерально настроенными христианами, отпавшими от многовековой традиции, против тех, чья религиозность не ограничивается холодным исполнением обрядов. В 20 веке в атеистическом лексиконе оно стало одно из самых употребительных понятий. Неопределенное и расплывчатое по смыслу, оно оказалось очень удобным в эпоху массового неверия для осуждения всякой религиозной активности, не укладывающейся в рамки привычного сознания. Стоит человеку, который три-четыре раза в год заходит в храм (получить крещенскую воду, освятить кулич и поставить свечку, когда на работе неприятность), начать посещать церковь каждый месяц, знакомые начинают говорить, что он стал фанатиком…

Священное Писание научает нас с великой ответственностью относится к слову. «Не одинаковое слово скажешь: иное оживит, а иное убьет душу твою и, может быть, душу ближнего твоего. Потому и сказано: слово ваше да бывает всегда во благодати, солию растворено (Кол. 4:6) (Св. прав. Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе).

Православие.ру

игумен Игнатий (Душеин)

Религиозный фанатизм. Еще недавно это понятие ассоциировалось лишь со школьным курсом истории времен СССР. Но что-то изменилось. И не только у нас, но и во всем мире. Теперь словами “экстремизм”, “фанатизм”, “фундаментализм” пестрят все газеты, а каждый второй политик говорит о “терпимости” и “толерантности”.

Однако очень часто одни и те же понятия для разных людей могут означать совсем разные вещи. Что же такое религиозный фанатизм?

Для нерелигиозного человека проявлением религиозного фанатизма может казаться любое проявление религиозности вообще. Пошел в Церковь и стал соблюдать посты – фанатик; говорит о том, что аборты – грех – экстремист; ну а если помянул добрым словом Царскую Россию – то просто великодержавный шовинист.

Таким образом, для людей нецерковных понятия “верующий” и “фанатик” практически тождественны. Напротив, для православного человека обвинение в фанатизме звучит по меньшей мере оскорбительно.

Что означает само слово “фанатизм”? “Фанатикос” – с латинского переводится как “исступленный”. Воспитанные на западных фильмах современные россияне именно такими и представляют верующих – нетерпимыми, исступленными, запостившимися, с горящими от нездорового экстаза глазами.

Однако подобное состояние с точки зрения православной аскетики может оцениваться только отрицательно. Православие – вообще религия трезвости. Трезвости духовной. Оно не зовет человека к возвышенным духовным состояниям, не приглашает взлетать с помощью воображения или эмоций в заоблачные дали для общения с ангельскими чинами и ликами святых угодников. Напротив, от таких “полетов” оно категорически предостерегает.

Православие всего лишь предлагает человеку трезво, без розовых очков взглянуть на себя. Присмотреться внимательно к тому, что внутри, в сердце. Увидеть то, что там реально происходит.

Фанатизм совершенно чужд, противоестественен нормальной православной духовности. В Православии есть понятие о “ревности по Боге”. Пример людей, проливших свою кровь за веру – мучеников – всегда был и остается славой и похвалой Церкви. Не есть ли это проявления фанатизма?

Ведь во всех народах и во все времена прославлялись те, кто отдал жизнь за свой народ, страну, просто за ближнего. Да и вообще, если у человека в жизни нет чего-то, что сам он ценит выше своей жизни, то это означает лишь то, что он еще не возвысился над уровнем только животного состояния.

Вопрос в другом: человек сам готов умереть за свою веру, или он готов за это убить других людей, пусть даже ценой своей жизни? И вот здесь христианин и видит границу между готовностью к самопожертвованию и фанатизмом.

Для христианина неприемлема сама мысль о насилии над чужой свободой. Это органически вытекает из христианского учения о Боге: Бог Сам по отношению к людям не допускает со Своей стороны никакого насилия. Христианин будет защищать свою свободу, в том числе и с оружием, но он никогда не будет посягать на свободу другого. Фанатизм же как раз и стремится путем насилия утвердить во всем мире свои “истины” .

Фанатизм равнодушен к духовному совершенствованию человека, его цели находятся в этом, “земном” измерении. Совсем не то в Православии. Духовная жизнь православного человека вся направлена внутрь себя. Христианин все свои проблемы видит в себе, именно там – центр его борьбы, там, в его сердце “диавол с Богом борется” , и там, в глубине сердечной, под завалами грехов и страстей скрыто то сокровище – Царство Божие – ценнее которого нет ничего в мире. В этом главное отличие “религиозного рвения”, “духовной ревности” от фанатизма.

Это не означает, что все происходящее вокруг абсолютно не беспокоит православных. Просто главный фронт борьбы за спасение души именно в душе, а не в Думе и не в окопах. Апостол Павел писал: “… наша брань (борьба – и.И.) не против крови и плоти (то есть людей – и.И.), но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной” . А духи злобы не угрожают нам автоматами или “поясами шахидов”, они врываются в наши сердца вместе с гневом, ненавистью, гордостью, похотью, алчностью, другими страстями.

Там, где теряется правильный вектор духовной брани, и начинается борьба не с духами злобы, не с собственными страстями, а с “плотью и кровью” – с людьми, там и возможно возникновение религиозного фанатизма.

Возможны ли такие явления в Христианстве? При нормальной духовной жизни – нет. При ее искажении – да. Именно поэтому исторические примеры религиозного фанатизма мы находим не только в иных религиях, но и во многих христианских сообществах, отпавших от полноты Православной Церкви.

Ислам, зародившись в Аравии, огнем и мечем покорил пол мира. Католицизм пытался утвердить свое господство с помощью крестовых походов. Протестанты, колонизируя Америку, осуществляли геноцид туземного населения. Различные секты часто устраивали кровавые расправы над теми, кто не спешил искать спасения души у их лидеров .

Для Православия же наоборот характерно терпимое отношение к людям другой веры. Твердо настаивая на том, что именно Православная Церковь обладает полнотой Истины, Православие не призывает уничтожать тех, кто так не считает. Православная Россия за тысячу лет освоила огромные территории, но нигде не пылали костры с язычниками, буддистами или мусульманами . Многие народы обратились в Православную веру, но всегда силой проповеди, а не силой оружия. Те же народы, которые вошли в состав Российской империи со своими верованиями, никогда не притеснялись по религиозному признаку. Более того, из казны Православной Империи строились мечети, содержались ламы и муллы.

Когда хотят обвинить православных в фанатизме, то обычно вспоминают старообрядческий раскол XVII-го века. Действительно, трагические события, связанные с расколом, произошли не без вины высших иерархов. Но можно ли рассматривать старообрядческий раскол как явление органически характерное для Православия? Скорее наоборот. Отсутствие элементарного духовного образования у народа, излишнее обрядоверие, пристрастие к мертвой букве и к преданиям человеческим – все это искажения, а не нормальное состояние Церкви. А ведь именно это послужило причиной раскола. Репрессии против старообрядцев осуществляло правительство, а не Церковь. Достаточно вспомнить, что протопопа Аввакума казнили тогда, когда сам патриарх Никон уже был низложен и сослан. Преследование старообрядчества было вопросом актуальным для государства, и именно под его давлением церковная иерархия их оправдывала. Церковные же прещения на раскольников были наложены не Российскими епископами, а Восточными Патриархами.

Как уже было сказано, фанатизм для Православия не характерен вообще. Он возникает в результате неправильной духовной жизни. В сектах же, где о правильной духовной жизни не может быть и речи, для фанатизма самая питательная среда. Не ушли еще из памяти газовые атаки адептов “АУМ Синрике”, воинственные призывы “Белых братьев”, регулярно появляются в прессе сообщения о преступлениях сатанистов.

Только правильные духовные ориентиры, правильная духовная жизнь, могут уберечь человека от фанатизма. И Православная Церковь предлагает средства, способные уберечь общество от опасности эскалации религиозного экстремизма.

“Вы – соль земли ”, – сказал Господь апостолам, первоначально составлявшим Церковь. Церковь – соль земли. Что такое соль? Первый из известных людям консервантов. То, что препятствует гниению. Чем дальше люди уходят от Церкви, тем явственнее запах тления. Без Церкви мир протухнет, растлится в своих беззакониях. Одно из следствий духовного гниения – фанатизм, и только Церковь может без ОМОНа и Спецназа противостоять ему.

В этом смысле Марксизм-Ленинизм, с его идеей “перманентной революции” – один из ярчайших примеров фанатизма и нетерпимости в мировой истории.

По точному замечанию Ф.М.Достоевского.

Фанатизм

Фанатизм является страшнейшим бедствием как для общества в целом, так и для отдельной личности. Фанатик неизменно предстаёт перед нами психически нездоровым человеком, который не способен отвечать за свои поступки. А поступки эти могут быть губительны для всей нашей планеты или отдельных её частей, чуть только фанатик будет допущен до власти.

Что такое фанатизм

Фанатизм – это слепое следование каким-либо убеждениям с обязательным навязыванием этих убеждений другим; радикальное следование каким-либо идеям, обычно сопровождающееся нетерпимостью ко всем прочим идеям и их носителям. Фанатизм – это также серьёзное психическое заболевание, выражающееся как отсутствие критического восприятия своих убеждений.

Чаще всего о фанатизме говорят в религиозном контексте; чуть менее фанатики распространены в политической, общественной и национальной сфере. Это имеет своё объяснение. Термин происходит от латинского слова «фанум», которое означает «храм» или «священное место» вообще. В древние времена религия имела высший авторитет, а любая сильная власть держалась исключительно на религиозном страхе. В отдельных частях мира это распространено и поныне; так, в африканских странах президенты и диктаторы всерьёз считаются богами или имеющими прямую связь с божествами и духами, их портреты развешиваются в католических храмах в качестве икон.

Часто можно слышать о фанатиках и в других сферах: в спорте, музыке, вообще в искусстве; фанатиками вполне можно именовать приверженцев молодёжных субкультур. Однако всерьёз говорить о фанатизме в этом контексте начинают лишь тогда, когда такие настроения перерастают в угрозу. Так, футбольные фанаты устраивают потасовки друг с другом, избивают и случайных прохожих, бьют стёкла в зданиях, ломают сиденья на стадионе и т. д. Представители молодёжных движений также организуют вооружённые столкновения друг с другом, а ради того, чтобы купить билет на концерт любимой группы, человек совершает кражу или распродаёт семейное имущество.

Таким образом, термин «фанатизм» обычно имеет чёткую негативную коннотацию. Тем не менее, иногда говорят о фанатическом поведении и без негативного контекста: например, учитель или врач может быть фанатично предан своему делу и жертвовать ради него другими интересами и благами жизни (например – не заводит семью или детей, поскольку это будет мешать его работе).

Психология фанатизма: признаки и причины

Фанатическое поведение имеет характерные черты, отличающие фанатика от обычного поклонника:

  • Фанатизм предполагает нарушение имеющихся социальных норм, тогда как поведение поклонника таких норм не нарушает.
  • Фанатикам свойственно идеализировать предмет своего поклонения, тогда как поклонник придерживается определённых рамок почитания и способен выделять сильные и слабые стороны своего предмета обожания.
  • Американский философ Джордж Сантаяна отмечал, что фанатизм проявляется в повышенных усилиях при том, что «забыта цель». Фанатики зачастую не способны получать удовольствие от своих занятий – их занимает идея именно служения своему кумиру, вплоть до самопожертвования. Для поклонника же какое-либо увлечение – лишь средство для достижения определённой цели, и оно обязательно приносит ему удовольствие.

Занятия и увлечения поклонников обычно безобидны, тогда как фанатики зачастую увлекаются социально опасными идеями, сводящимися к разрушению. Между тем нередко поведение поклонников кажется окружающим довольно странным; их занятия не совпадают с интересами «нормальных» людей, из-за чего поклонники пользуются репутацией чудаков. А вот предмет поклонения фанатиков в глазах окружающих часто воспринимается как «нормальный», и лишь степень увлечённости считается «ненормальной». К примеру, поклонник может быть поглощён просмотром аниме, чем он занимается круглые сутки до старости лет, — явное чудачество, на взгляд «нормальных» людей. А другой человек может до исступления верить в бога – это «нормальный» тип поведения, несмотря на то, что этот человек идёт убивать всех, кто в бога не верит.

Из-за чего же возникает фанатизм? Считается, что его истоки лежат в тотальном контроле, диктаторстве. Это не обязательно государственный режим: диктаторским может быть, к примеру, воспитание в семье.

Также фанатическое поведение характерно для некоторых типов личности:

  • Неуверенных в себе;
  • Испытывающих потребность в подчинении кому-то;
  • Имеющих трудности в самореализации;
  • Не доверяющих окружающим и самому себе;
  • Необразованных, верящих в мифы, предрассудки, испытывающих иррациональный страх;
  • «Пустых», то есть не имеющих собственных идеалов, представлений, вкусов и т. д.

Фанатиками также становятся шизофреники, больные шизотипическими расстройствами, а также шизоидные, истеричные и «застревающие» типы личности.

Отмечено, что фанатизм закладывается в детстве вследствие авторитарного, диктаторского воспитания, излишней требовательности со стороны родителей других взрослых. Ребёнок ощущает себя забитым, ненужным, слабым и беспомощным, и это прямой путь к развитию фанатизма.

Фанатическое поведение может сформироваться во взрослом возрасте, если с детства человек был объектом чьих-то манипуляций. Такое нередко характерно и для больших групп людей. Возникает массовый фанатизм, который гораздо опаснее, чем индивидуальный. Толпы одичавших фанатов какой-либо «химеры», руководимые харизматичным лидером, устраивают массовые погромы и убийства, разграбляют и разрушают города, устраивают чудовищные пожары. Известны в истории и массовые самоубийства, совершавшиеся исступлённой толпой верующих.

Формы фанатизма

Фанатическое поведение может проявляться в разных видах и формах, хотя формальной классификации этого явления пока нет.

Общеизвестно, что фанатизм может существовать чаще всего в следующих сферах:

  • Религия;
  • Политика;
  • Национальные, расовые теории, сексизм;
  • Спорт (особенно активны футбольные фанаты, которых иногда относят к отдельной субкультуре).

Фанатизм, в принципе, может проявляться в чём угодно. Свои фанатики существуют в науке, музыке, потребительской культуре и др.

Выделяют также разные степени опасности этого явления:

  • Средняя. Приверженцы какой-то идеи в данном случае жёстко придерживаются её и отрицают альтернативные мнения, поэтому закрываются от окружающего мира и продолжают общение в основном только с себе подобными.
  • Тяжёлая. В этом случае приверженцы идеи активно пытаются убедить в ней тех, кто придерживается других мнений, переманить на свою сторону как можно больше людей. При этом они не стесняются в средствах: в ход идёт физическое и психологическое насилие, угрозы, пытки, наказания.

Разделяются также социально допустимый и недопустимый фанатизм. К первому относятся, например, молодёжные субкультуры и футбольные фанаты; эти движения воспринимаются настороженно, но общество более-менее лояльно к ним. Вторая группа включает религиозные секты и терроризм.

Кто такой фанатик

Поведение фанатика резко выделяет его из группы других людей. Это не только максимальная увлечённость собственным делом, идеей или кумиром. Так, фанатически настроенный человек часто проявляет агрессию едва ли не ко всему окружающему. Ведь в любом случае большинство людей не придерживаются его убеждений, да и само устройство окружающего мира разубеждает фаната в его идее. Такой человек проявляет повышенную замкнутость, стремясь общаться только с теми, кто разделяет его мнение.

Став фанатиком, человек утрачивает интерес к прежним занятиям, даже если они приносили ему максимум удовольствия. Нередко способность получать удовольствие вообще утрачивается – человек становится «верным псом» своего кумира. Навязчивая идея фанатов порождает особую культуру, в которую входят характерные ритуалы и сленг.

Поскольку человек, впавший в фанатизм, перестаёт интересоваться окружающим миром, то для него исчезает само понятие истины. Отныне он готов отстаивать только своё мнение, независимо от того, соответствует оно реальности или нет. Можно сказать, что такой человек с головой погрузился в свой внутренний мир и утратил всякую связь с миром внешним. А это уже явные признаки психического заболевания.

Некоторые типы фанатов готовы преследовать своего кумира, наблюдать за каждым его шагом, проявляют ревность. Они могут убить любого за фотографию со своим кумиром, в том числе и самого кумира. Такое поведение навязчивых поклонников какого-нибудь актёра или певца, в принципе, характеризует любой фанатизм. Получается, что исступлённо верующие в бога не любят своего бога и готовы при первой же возможности его уничтожить, если он не исполнит какие-то обязательства по отношению к ним.

Как избавиться от нездорового фанатизма

Вообще надо сказать, что любой фанатизм является нездоровым явлением. Поэтому перед обществом и каждым отдельным человеком стоит задача – избавиться от фанатизма. Практика показывает, что легче избавиться от самого носителя этого явления, чем от его нездоровых убеждений; но это, мягко говоря, не совсем законный метод.

Лучший способ избавиться от фанатизма – это, конечно, просвещение. Но эта задача совсем не лёгкая. Просвещение практически недоступно человеку, у которого начисто выключен разум и отсутствует критическое мышление. Так что сперва нужно научить человека рассуждать.

А рассуждать многим людям попросту лень. Строение окружающего мира настолько сложное, что неподготовленный человек теряется и не знает, какие выводы делать и за что держаться. А вот всякая идеология (хоть религиозная, хоть политическая или ещё какая) предоставляет человеку сильно упрощённую, искажённую и предельно понятную картину мира, этакую готовую информацию со всеми выводами, что избавляет человека от необходимости думать самому. То, что эта готовая информация может не соответствовать реальности, приверженца фанатизма не волнует: он в принципе не желает жить в реальности, ему приятнее маленький аквариум, предоставленный идеологией. В этом кроется сущность фанатизма. Зная это, можно попытаться избавиться от фанатизма посредством некоего психоанализа.

Если вы и есть тот человек, который впал в фанатизм, то уже хорошо, что вы осознаёте это. А значит, вам легче будет обуздать себя.

Вот несколько советов, способствующих избавлению от фанатизма:

  • Если вы приверженец какой-то религии, политической или общественной идеологии (расовой, сексистской), то вы должны понять, что это именно идеология, то есть сильно упрощённая модель мира, снабжённая ложными выводами. Начните изучать интересующую вас проблему всесторонне, с привлечением современных научных источников, исследуйте иные точки зрения. Даже если сторонники альтернативных версий и ошибаются, то уж точно они ошибаются не больше вашего: ведь нет большей ошибки, чем верить в идеологию.
  • Если вы столкнулись с человеком, впавшим в фанатизм, то можно попробовать просветить его. Если это не получается, то значит, что этому человеку не нужна правда – он хочет жить в своём внутреннем мире. Следует оставить его в покое. Если он при этом совершает противозаконные деяния, то следует воспрепятствовать этому – вызвать полицию, скорую помощь, лично обезвредить безумца.

Религиозный фанатизм

Смотреть что такое «Религиозный фанатизм» в других словарях:

  • ФАНАТИЗМ — (от лат. fanaticus исступленный) ..1) доведенная до крайней степени приверженность к каким либо верованиям или воззрениям, нетерпимость к любым др. взглядам (напр., религиозный фанатизм)2)] В переносном смысле страстная преданность чему либо … Большой Энциклопедический словарь

  • ФАНАТИЗМ — ФАНАТИЗМ, фанатизма, мн. нет, муж. Образ мыслей и действий фанатика, крайняя нетерпимость. Религиозный фанатизм. Он ослеплен фанатизмом. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

  • Фанатизм — (лат. fanurn храм, жертвенник) 1) полная поглощенность какой нибудь идеей, мировоззрением, религией, страстная и слепая приверженность делу, идеологии. 2) доведенная до крайней степени приверженность к каким либо верованиям или воззрениям,… … Политология. Словарь.

  • Фанатизм — (лат. fanaticus – исступлённый, от fanum – храм) – 1. изуверство, доведённая до крайности, до исступления преданность своей или обычно чужой вере, убеждениям, какому то человеку, сочетающаяся с нетерпимостью и агрессивностью к иным верованиям,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Фанатизм — Запрос «Фанатик» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Фанатизм (лат. fanatismus от fanaticus «фанатик» от fanum «храм») слепое, безоговорочное следование убеждениям, особенно в области религиозно философской,… … Википедия

  • ФАНАТИЗМ — страстная привязанность к какому либо мнению, как правило, религиозному или политическому. Именно фанатизм лежал у истоков религиозных войн и инквизиции, а сегодня может привести к войнам идеологическим. Его принцип в том, чтобы не причислять к… … Философский словарь

  • Фанатизм — (лат. – исступленный, неистовый) – слепая преданность своим взглядам и убеждениям, приверженность каким либо идеям, а также стремление им неукоснительно следовать в своей практической жизни. При этом фанатизм проявляется как нетерпимость к другим … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • фанатизм — а; м. 1. Образ мыслей и действий фанатика (1 зн.). С фанатизмом следовать чему л. Дикий ф. Религиозный ф. Ф. коллекционера. 2. Страстная преданность чему л., приверженность каким л. идеям, взглядам. ◁ Фанатический; Фанатичный… … Энциклопедический словарь

  • фанатизм — ФАНАТИЗМ1, а, м Чувство исступленной преданности своей религии, соединенное с крайней нетерпимостью к иным верованиям. Религиозный фанатизм порождает войну. ФАНАТИЗМ2, а, м Чувство страстной преданности чему л., приверженность каким л. идеям,… … Толковый словарь русских существительных

  • Фанатизм — Датский футбольный фанат. ФАНАТИЗМ (от латинского fanaticus исступленный), 1) доведенная до крайней степени приверженность к каким либо верованиям или воззрениям, нетерпимость к любым другим взглядам (например, религиозный фанатизм). 2) В… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Психология религиозного фанатика

Фанатик — это глухой как пень оратор (Халиль Джебран)
Там, где нет знания, полученного через непосредственный опыт, происходят ожесточенные и — самое главное — бесполезные сражения идей — битвы и диспуты представителей разных религий.
В то же время, без той или иной системы верований и убеждений (не исключая и атеистических) человек оказывается в этой жизни как путник без компаса в непроходимом лесу, полном опасностей, когда непонятно даже в каком направлении двигаться и за что ухватиться.
Можно и даже нужно придерживаться той или иной системы воззрений. Главное — не стать ею одержимым. Она должна помогать жить и двигаться вперед, как компас, а не стать предметом зацикленности.
Было бы абсурдно целыми днями разговаривать про какой-то там компас, и тем более доказывать другим, что он у тебя самый правильный…
Абсурдно-то абсурдно, но для некоторых это не очевидно.
Так человек становится религиозным фанатиком.
Опишем основные черты религиозного фанатика.
— Синдром ретранслятора —
Главная проблема фанатика в том, что он перестает думать рационально и логически. Он просто утрачивает способность здраво рассуждать, и вместо обычных человеческих рассуждений из его уст постоянно льются цитаты из «священных писаний» или иных религиозных изданий. Это похоже на заезженную пластинку, которую невозможно выключить. Такой человек становится ходячим ретранслятором учения своей религии. При этом он сам относится без малейшей критики к тому, что пишут в религиозной литературе, а многие из них даже не удосуживаются полностью изучить — а тем более осмыслить — священные книги, которые так часто цитируют, бездумно повторяя расхожие фразы за другими. Если это православное — значит истинное, значит так и есть на самом деле.
— Кто не с нами — тот против нас —
Для мышления фанатиков характерно деление людей и явлений на черное и белое. У них в голове чётко прописана простая формула: «Моя религия — добро, любовь, свет; другая религия — зло, от дьявола». Исходя из этой формулы, происходит деление людей на «друзей» и «врагов». Друзьями, естественно, являются люди его же религии, а врагами — все остальные, включая неверующих. Образ врага постоянно очерняется, доходя до откровенного абсурда. Фанатики просто не способны увидеть никакие положительные стороны в иноверце, каким бы замечательным на самом деле этот человек ни был. С другой стороны, своих единоверцев они идеализируют настолько, что могут не замечать их отрицательных сторон или даже подвох с их стороны.
— Черно-белое мышление распространяется и на различные явления —
На любые предложения — к примеру — попить лекарственные травы или использовать эффективный метод народной медицины, фанатики заявляют, что это колдовство и это от дьявола. Служителями дьявола он также объявляет психологов и психотерапевтов, ибо «душу исцелить может только Бог».
— Делай как я —
Фанатикам неуютно и тревожно, если рядом с ним находятся люди, верящие во что-то отличное от его веры. И самоуспокоения ради, для собственного же комфорта, фанатики начинают навязчивую миссионерскую деятельность по «обращению заблудшего ко свету Истины».
— Носитель абсолютной истины» и «спасатель заблудших» —
То что эта «истина» является таковой только для фанатиков, их обычно не смущает, так как они ощущают себя носителем «абсолютной истины», обязанными донести ее до каждого.
Внимание фанатиков постоянно обращено на окружающих. Вместо того, чтобы работать над собственной душой, они мнят себя спасателями заблудших и учителями невежественных. Они постоянно делают замечания окружающим, тычут их носом, читают мораль и требует от них, чтобы они выполняли предписания их религии. Они попросту не понимают, что другим их религия может быть просто безразлична. Неудивительно, что со стороны иноверцев фанатики нередко получают закономерный отпор, их попросту ставят на место, прося «не лезть со своим уставом в чужой монастырь».
— Не хочешь — заставим! —
В ответ на отпор иноверца, фанатики еще больше убеждаются в его «бедственном» состоянии, заявляя, что он одержим злыми духами, раз не хочет слышать «слово истины». Подобное «несчастье» приводит к тому, что фанатики начинают даже молиться своему богу за несчастного иноверца как за «болящего», засовывать в его вещи свою религиозную атрибутику (например, кресты, иконы, молитвы на бумаге), разбрызгивать в его жилище или тайком подливать в его пищу святую воду, и т.д.
— Чем больше, тем лучше —
Фанатики дотошно соблюдают все без исключения каноны своей религии. У них в доме обычно огромное множество религиозной атрибутики. Им кажется, что чем ее больше, тем они более защищены от сил зла. У них в доме обычно огромное множество религиозной атрибутики — икон, свечей, книг. Количество икон может достигать баснословных количеств — например, нескольких сотен, при этом среди них множество одинаковых. Но фанатика это не заботит — ему кажется, что чем больше икон, тем более он защищен от сил зла.
Количеству его книг также можно позавидовать — их хватило бы на целую церковную лавку. Несмотря на то, что многие из них прочитаны, тем не менее сей факт, к сожалению, нисколько не прибавляет духовности такому человеку… всё благочестие так и остается на бумаге.
— Мания преследования —
Фанатики очень боятся колдовства. Им может постоянно мерещиться, что другие хотят навести на них порчу или наслать злых духов. Этот страх заставляет их еще больше молиться, хотя во многих случаях количество ежедневного времени, посвященного посещению храма и домашним молитвам, уже и так превышает все возможные пределы. Некоторые, наиболее «набожные», считают своей обязанностью посещать храм каждый день.
— Беседовать — бесполезно —
Человек иной религии вызывает у фанатика настороженность, которая, ища разрядки, может вылиться:
— либо в разрыв контакта («нам с вами общаться запрещено»);
— либо в начало проповедей для обращения «заблудшего» иноверца.
Третьего варианта для фанатика не дано. Он просто не способен на конструктивный диалог с представителем иной религии.
При попытке иноверца поговорить с ним на темы духовного, у фанатика сразу же включается «ретранслятор» и отключается здравый смысл. Самый лучший выход — вообще не начинать с фанатиком разговоров о религии.
В общении фанатик использует множество недопустимых приемов спора, среди которых:
а) доказательство догмата через догмат.
Это ничто иное, как логическое обоснование одного недоказуемого тезиса через другой недоказуемый тезис. Таких тезисов множество, они замкнуты в некий псевдо-логический круг, где все они якобы обосновывают друг друга, а на самом деле ни один из них не является доказуемым, представляя собой просто предмет веры. Например: Бог создал всё из ничего (тезис А) — Но Бог же дух, как он может создать физическое, если он сам не физический! — Но он же всемогущий! (Тезис Б). Тезис А псевдо-обосновывается при помощи тезиса Б, при этом и А и Б являются ничем иным как предметом веры, догматами.
б) отсылка к «богодухновенному писанию»и авторитету бога.
Фанатик как правило сам уверен в богодухновенности этого писания, он просто не в курсе об истории написания «священной книги» множеством разных людей и о том что она писалась и заимствовалась из различных мифологий других народов, порой очень сильно искажая первоисточники.
в) переход на обсуждение личности собеседника.
Сюда входят унижения, оскорбления, в частности происходит обвинение собеседника в глупости, неспособности понять написанное, неспособности понять то, что ему объясняют. Он относится к собеседнику как к «заблудшей овце», у которой неправильное мировоззрение и которую срочно нужно «спасти, привести к Истинной вере». Возможны также обвинения в ненормальности или «одержимости бесами», которые-де и мешают понимать объяснения.
г) самовосхваление, попытки убедить в своей исключительности.
Говорится, что «мы знаем Истину», «сам бог открыл нам», «наша вера это Истина», «только мы знаем как правильно».
д) черный пиар другим религиям.
Другие религии и мировоззрения намеренно очерняются как «бесовские», «сатанинские», «дьявольские», их жрецы и последователи объявляются «колдунами» и «ведьмами», которые якобы наносят людям вред. Сюда же относятся и передергивания учений других религий, приписывание им того, что в них нет (например, утверждения что «нирвана — это смерть» или что «просветленные — это такие безразличные, равнодушные ко всем люди»).
е) псевдо-тождества,
такие как «Наша вера = добро, свет, бог, Истина».
ж) словесные запугивания иноверца.
Если все предыдущие способы не помогли, фанатик переходит к более радикальным способам. В их числе — запугивания: искусственное вызывание страха у иноверца. Запугивает фанатик как правило «божьим гневом», «божьим судом», «вечными адскими муками души», болезнями, смертью. Всё это якобы случится к иноверцем, если он срочно не примет веру, которую исповедует фанатик. Он также может обвинить собеседника в «богохульстве». Крайней степенью словесного запугивания являются выкрикивания проклятий.
з) применение силы.
Этот метод нам хорошо известен из истории крещения Руси… к сожалению, бывают трагические случаи и в наши дни, когда фанатики например могут схватить иноверца и насильно потащить в храм, как мешок с картошкой… обосновывая это тем что «он одержимый бесами, поэтому в церковь не идет, и мы должны ему помочь». Иноверец упирается руками и ногами, кричит, что они не имеют права так делать, но фанатики воспринимают его крики как дополнительные свидетельства его одержимости и продолжают насилие… (из жизни).
и) убийство иноверцев, терроризм.
без комментариев.
***
Почему человек становится религиозным фанатиком?
Как бы это парадоксально ни прозвучало — из-за низкой самооценки. Такие люди, в своем большинстве, — это люди, перенесшие глубокие психологические травмы, которые сильно подорвали их веру в себя самих.
Начиная исповедовать какую-то религию, такой человек, хотя еще сам является неофитом, сразу же начинает учить других. Этим самым, он самоутверждается в своих собственных глазах, тем самым компенсируя неуверенность в себе. Уча других, он ставит себя выше других и тем самым стремится поднять свою самооценку.
Немаловажную роль играет так же и его принадлежность к религиозной общине. Теперь он чувствует себя ее частью, и, будучи неуверенным в себе самом, переносит всё свое доверие на общину, растворяясь в ней и становясь «ретранслятором» ее идей.
У такого человека, на самом деле, еще больше подрывается вера в себя. Вместо того, чтобы верить в себя, он всё свое доверие отдает общине. И, закономерным образом, чувствует себя безопасно только среди своих единомышленников. Он как бы целиком и полностью растворяется в своей религиозной группе (с этим растворением связано и отсутствие критичности к получаемой информации) и отказывается формироваться как отдельная личность. В этом смысле, можно говорить даже о психическом регрессе (упрощении) психики такого человека.
Вырванный из своей религиозной группы, находясь лицом к лицу с уверенным в себе и здраво рассуждающим представителем другой религии, который нередко еще пытается логически показать несостоятельность тезисов его веры, такой человек испытывает панический страх и его собственная психика выдает защитную реакцию, немедленно включая «ретранслятор» ценностей группы и отключая собственное, и без того слабое, мышление.