Родительские проклятия

Слово о проклятии

1. Прежде беседуя с вами о познании непостижимаго Бога и предложив много собеседований об этом1, я доказывал как словами Писания, так и разсуждениями естественнаго разума, что совершенное познание Божества недоступно и для самых невидимых сил, – для тех сил, которыя ведут невещественную и блаженную жизнь, и что мы, живущие во всегдашней безпечности и разсеянности и преданные всяким порокам, (напрасно) усиливаемся постигнуть то, что неведомо и для невидимых существ; мы впали в этот грех, руководствуясь в таких разсуждениях соображениями собственнаго разума и суетною славою пред слушателями, не определяя благоразумием границ своей природы и не следуя божественному Писанию и отцам, но увлекаясь, как бурным потоком, неистовством своего предубеждения. Теперь же, предложив вам надлежащую беседу о проклятии и показав важность этого зла, считаемаго ничтожным, я чрез это загражду необузданныя уста и открою вам недуг тех, которые употребляют проклятие, как случится. У нас дошло дело до такого бедственнаго состояния, что, находясь в крайней опасности, мы не сознаем этого, и не преодолеваем гнуснейших из страстей, так что на нас исполнилось пророческое изречение: «несть пластыря приложи́ти, ниже́ еле́а, ниже́ обяза́ния» (Ис 1.6). С чего же я начну говорить об этом зле? С постановлений ли заповедей Господних, или с вашей неразумной невнимательности и безчувственности? Но, когда буду говорить об этом, не станут ли некоторые смеяться надо мною, и не покажусь ли я изступленным? Не возопиют ли против меня, что я намереваюсь беседовать о таком прискорбном и достойном слез предмете? Что же мне делать? Я скорблю и сокрушаюсь душою и терзаюсь внутренне, видя такую безчувственность, когда наши дела превзошли преступления иудеев и нечестие язычников. Я встречаю на дороге людей, не имеющих ума, научившагося божественному Писанию, и даже вовсе ничего не знающих из Писания, и с великим стыдом молчу, видя, как они беснуются и пустословят, «не разумеют ни яже глаголют, ни о нихже утверждают» (1Тим 1.7), невежественно дерзают преподавать одно только свое учение и проклинать то, чего не знают, так что и чуждые нашей вере смеются над нами, – людей не заботящихся о доброй жизни, ни научившихся делать добрыя дела.

2. Увы, какия бедствия! Увы мне! Сколько праведников и пророков «вожделеша видети, яже видим, и не видеша, и слышати, яже слышим, и не слышаша» (Мф 13.17); а мы обращаем это в шутку! Вникните в эти слова, увещеваю вас, дабы нам не погибнуть. Ибо, если чрез ангелов возвещенное учение было твердым, и всякое преступление и преслушание получало справедливое наказание, то как мы избежим его, нерадея о таком спасении? Какая, скажи, цель евангелия благодати? Для чего совершилось явление Сына Божия во плоти? Для того ли, чтобы мы терзали и снедали друг друга? Заповеди Христовы, которыя во всем совершеннее повелений закона, особенно требуют от нас любви. В законе говорится: «возлю́биши ближняго своего, яко сам себе» (Лев. 19.18); а в Новом завете повелевается и умирать за ближнего. Послушай, что говорит сам Христос: «человек некий схождаше от Иерусалима во Иерихон, и в разбойники впаде, иже совлекше его, и язвы возложше, отидоша, оставлше едва жива суща. По случаю же священник некий схождаше путем тем, и видев его, мимоиде. Такожде и Левит, быв на том месте, пришед и видев, мимоиде. Самарянин же некто грядый прииде над него, и видев его, милосердова; и приступль обвяза́ струпы его, возливая масло и вино; всадив же его на свой скот, приведе его в гостинницу, и прилежа́ ему. И наутрия изшед, изъем два сребренника, даде́ гостиннику, и рече ему: прилежи ему; и, еже аще прииждивеши, аз, егда возвращуся, воздам ти. Кто убо от тех триех ближний мниттися быти впадшему в разбойники? Он же рече: сотворивый милость с ним. Рече же ему Иисус: иди, и ты твори такожде» (Лк 10.30–37). О чудо! Не священника, не левита назвал Он ближним, но того, кто, по учению, был отвержен от иудеев, т. е. самарянина, чуждаго, во многом богохульствовавшаго, этого одного Он назвал ближним, потому что он оказался милостивым. Таковы слова Сына Божия; то же показал Он и делами Своими, когда пришел в мир и принял смерть не за друзей только и близких к Себе, но и за врагов, за мучителей, за обманщиков, за ненавидевших, за распявших Его, о которых Он прежде сотворения мира знал, что они будут такими, и которых предвидя сотворил, победив предведение благостию, и за них Он пролил собственную кровь, за них принял смерть. «Хлеб, – говорит Он, – плоть моя есть, юже аз дам за живот мира» (Ин 6.51). И Павел говорит в послании: «аще бо врази бывше примирихомся Богу смертию Сына Его» (Рим 5.10); также и в послании к Евреям говорит, что Он «за всех вкусил смерти» (Евр 2.9). Если же сам Он так поступал, и Церковь следует этому образцу, каждый день совершая молитвы за всех, то как ты осмеливаешься говорить свое? Ибо, скажи мне, что значит то, что ты называешь проклятием (αναθεμα)? Вникни в это слово, разсуди, что ты говоришь; понимаешь ли ты силу его? В богодухновенном Писании найдешь это слово произнесенным об Иерихоне: «и будет град сей проклят… Господу сил» (Нав 6.16). И у нас до настоящаго дня господствует всеобщий обычай говорить: такой-то, совершив это, сделал приношение (αναθεμα) такому-то месту. Итак, что значит слово «анафема»? Оно говорится и о каком-либо добром деле, означая посвящение Богу. А изрекаемое тобою «анафема» не то ли значит, чтобы такой-то был предан диаволу, не имел участия во спасении, был отвержен от Христа?

3. Но кто ты, присвояющий себе такую власть и великую силу? «Тогда сядет Сын Божий, и поставит овцы одесную.., а козлища ошуюю» (Мф 25.31, 33). Почему же ты присвояешь себе такую честь, которой удостоен только сонм апостолов и истинные и во всем точные их преемники, исполненные благодати и силы? И они, строго соблюдая заповедь, отлучали еретика от церкви, как бы исторгая этим у себя правый глаз, чем доказывается их великое сострадание и соболезнование, как бы при отнятии поврежденнаго члена. Посему и Христос назвал это исторжением праваго глаза (Мф 5.29), выражая сожаление отлучающих. Поэтому они, будучи строго исполнительными как во всем другом, так и в этом деле, обличали и отвергали ереси, но никого из еретиков не подвергали проклятию. И апостол, как видно, по нужде в двух только местах употребил это слово, впрочем не относя его к известному лицу; именно в послании к Коринфянам он сказал: «аще кто не любит Господа нашего Иисуса Христа, да будет про́клят» (1Кор 16.22); и еще: «аще кто вам благовестит паче, еже приясте, анафема да будет» (Гал 1.9). Почему же, тогда как никто из получивших власть не делал этого или не смел произносить такого приговора, ты осмеливаешься делать это, поступая вопреки (цели) смерти Господней, и предупреждаешь суд Царя? Хотите ли знать, что сказал один святой муж, бывший прежде нас преемником апостолов и удостоившийся мученичества? Объясняя тяжесть этого слова, он употребил такое сравнение: как облекший себя в царскую багряницу простолюдин – и сам и его сообщники предаются смерти, как тираны; так, говорит он, и злоупотребляющие определением Господним и предающие человека церковной анафеме подвергают себя совершенной погибели, присвояя себе достоинство Сына Божия2. Или вы считаете маловажным – прежде времени и Судии произнести на кого-нибудь такое осуждение? Ибо анафема совершенно отлучает от Христа. Но что говорят люди, способные на всякое зло? Он еретик, говорят они, имеет в себе диавола, произносит хулу на Бога и своими убеждениями и суетною лестию ввергает многих в бездну погибели; посему он отвержен отцами, особенно учитель его, произведший разделение в церкви, – разумея Павлина или Аполлинария. Различия между тем и другим они но большой части не касаются, ловко избегая новаго разделения и служа доказательством того, что заблуждение усилилось в недрах грубейшаго предубеждения. Но ты поучай, «с кротостию наказующе противныя, еда́ како даст им Бог покаяние в разум истины, и возникнут от диавольския сети, живи уловле́ни от него в свою его волю» (2Тим 2:25–26). Простри сеть любви, не для того, чтобы храмлющий погиб, но лучше, чтобы он исцелился; покажи, что ты по великому добродушию хочешь собственное благо сделать общим; закинь приятную уду сострадания, и таким образом, раскрыв сокровенное, извлеки из бездны погибели погрязшаго в ней умом. Научи, что принимаемое по пристрастию или по неведению за хорошее – несогласно с преданием апостольским, и если человек заблуждающийся примет это наставление, то, по изречению пророка, он «жизнию поживет, и ты избавиши душу твою» (Иез 3.21); если же он не захочет и останется упорным, то, дабы тебе не оказаться виновным, засвидетельствуй только об этом с долготерпением и кротостию, чтобы Судия не взыскал души его от руки твоей, – без ненависти, без отвращения, без преследования, но оказывая искреннюю и истинную любовь к нему. Ее ты приобретай и, хотя бы ты не получил никакой другой пользы, это – великая польза, это – великое приобретение, чтобы любить и доказать, что ты – ученик Христов. «О сем, – говорит Господь, – разумеют вси, яко Мои ученицы есте́, аще любовь и́мате между собою» (Ин 13.35), а без нея ни познание таин Божиих, ни вера, ни пророчество, ни нестяжательность, ни мученичество за Христа не принесут пользы, как объявил апостол: «аще…, – говорит он, – вем тайны вся, и весь разум, и и́мам… веру, яко и горы преставляти, любве́ же не и́мам… ни кая польза ми есть. …И аще языки… ангелскими глаголю, и аще раздам вся имения моя, и аще предам тело мое, во еже сжещи́ е́, любве́ же не и́мам… ничтоже есмь… Любы́… милосердствует… не гордится… не ищет своих си, вся покрывает, всему веру е́млет, вся уповает, вся терпит» (1Кор 13.1–7).

4. Никто из вас, возлюбленные, не показал такой любви ко Христу, как эта святая душа (Павла); никто из людей, кроме его, не осмелился произнести таких слов. Сама душа его горела, когда он говорил: «исполняю лишение скорбей Христовых во плоти моей» (Кол 1.24); и еще: «молил бых ся сам аз отлучен быти от Христа по братии моей» (Рим 9.3); и еще: «кто изнемогает, и не изнемогаю» (2Кор 11.29)? И однако, имея такую любовь ко Христу, он никого не подвергал ни обиде, ни принуждению, ни анафеме: иначе он не привлек бы к Богу столько народов и целых городов; но, подвергаясь сам унижению, бичеванию, заушению, посмеянию от всех, он делал все это, оказывая снисхождение, убеждая, умоляя. Так, прибыв к афинянам и нашедши всех их преданными идолопоклонству, он не стал укорять их и говорить: безбожники вы и совершенные нечестивцы; не сказал: вы все почитаете за Бога, одного только Бога отвергаете, Владыку и Творца всех. Но что? «Проходя, – говорит он, – и соглядая чествования ваша, обретох и капище, на немже бе написано: неведомому Богу; Его же убо неведуще чтете́, сего аз проповедаю вам» (Деян 17.23). О дивное дело! О отеческое сердце! Он назвал богочтительными еллинов – идолопоклонников, нечестивых. Почему? Потому, что они, подобно благочестивым, совершали свое богослужение, думая, что они чтут Бога, быв сами уверены в этом. Подражать этому увещеваю всех вас, а вместе с вами и самого себя. Если Господь, предвидящий расположение каждаго и знающий, каков будет каждый из нас, сотворил этот (мир) для того, чтобы вполне показать дары и щедрость Свою, и, хотя сотворил не для злых, но удостоил и их общих благ, желая, чтобы все подражали Ему; то как ты делаешь противное, ты, который приходишь в церковь и приносишь жертву Сына Божия? Разве вы не знаете, что Он «трости сокрушены не преломил и льна куря́щася не угасил» (Ис 42.3)? Что это значит? Послушай: Иуду и подобных ему падших Он не отверг, доколе каждый не увлек сам себя, предавшись заблуждению. Не за неведение ли народа мы приносим моления? Не за врагов ли, ненавидящих и гонящих, нам заповедано молиться? Вот мы и совершаем это служение, и увещеваем вас: рукоположение не к властолюбию ведет, не к высокомерию располагает, не господство предоставляет; все мы получили одного и того же Духа, все признаны к усыновлению: кого Отец избрал, тех Он сподобил со властию служить братиям своим. Итак, исполняя это служение, мы увещеваем вас и заклинаем отстать от такого зла. Ибо тот, кого ты решился предать анафеме, или живет и существует еще в этой смертной жизни, или уже умер. Если он существует, то ты поступаешь нечестиво, отлучая того, кто еще находится в неопределенном состоянии и может обратиться от зла к добру: а если он умер, то – тем более. Почему? Потому, что он «своему Господеви стоит или падает» (Рим 14.4), не находясь более под властию человеческою. Притом опасно произносить суд свой о том, что сокрыто у Судии веков, который один знает и меру ведения и степень веры. Почему мы знаем, скажи мне, прошу тебя, за какия слова он подпадет обвинению или как оправдает себя в тот день, когда Бог будет судить сокровенныя дела людей. Поистине «не испытани су́дове Его, и не изследовани путие́ Его: кто бо разуме́ ум Господень, или кто советник Ему бысть» (Рим 11.33–34; Ис 40.13)? Неужели никто из нас, возлюбленные, не думает, что мы сподобились крещения, и никто не знает, что будет некогда суд? Что я говорю: суд? О самой смерти и исходе из тела мы не помышляем от ослепившей нас привязанности к предметам житейским. Отстаньте, увещеваю вас, от такого зла. Вот я говорю и свидетельствую пред Богом и избранными ангелами, что в день суда оно будет причиною великаго бедствия и невыносимаго огня. Если в притче о девах людей, имевших светлую веру и чистую жизнь, Господь всех, видевший дела их, отверг от чертога за недостаток милосердия (Мф 25.11); то как мы, живущие в совершенной безпечности и немилосердно поступающие с единоплеменниками своими, удостоимся спасения? Посему увещеваю вас, не оставляйте без внимания этих слов. Еретическия учения, несогласныя с принятым нами, должно проклинать и нечестивые догматы обличать, но людей нужно всячески щадить и молиться об их спасении. О, если бы все мы, питая любовь к Богу и ближнему и исполняя заповеди Господни, удостоились встретить небеснаго Жениха с елеем и горящими светильниками в день воскресения, и представить Ему многих, обязанных славою нашему состраданию, благодатию и человеколюбием Единороднаго Сына Божия, с Которым Отцу, вместе со Святым Духом, слава ныне и всегда и во веки. Аминь.

На кого упадет камень

Олег, проклятие вошло в жизнь человечества так давно, что если бы каждое злобное слово и пожелания бед исполнялись, мы бы с вами сейчас бесед не вели по причине того, что род человеческий точно бы уже прекратил свое существование. Тем не менее феномен проклятия существует — и проклятия человеческого, и проклятия Божьего. Но надо четко понимать, что благословение возникло не просто раньше, оно первичней. А значит, сильнее. Так же как добро первичней и сильнее зла, и Господь только попускает злу торжествовать из целей воспитательных по отношению к человеку, а не в качестве наказания. С проклятием, считают святые, то же самое. А теперь будем разбираться детально.

1. Начнем с проклятья Божьего. Как пишет святитель Филарет Московский, это осуждение греха праведным судом Божьим. Только не надо наделять Бога мстительностью: мол, Он, проклиная, наказывает человека за то, что тот осмеливается нарушать Его волю, выраженную в данных человеку заповедях. Грех саморазрушителен. Совершая грех, человек отчуждает себя от Бога, ведь Бог — это свет, в Нем нет никакой тьмы, поэтому ничто темное, греховное, злое не может находиться в присутствии Бога, пребывать в общении с ним. Первое проклятие в адрес человека звучит из уст Божьих за грех братоубийства: Господь проклинает Каина. Но — и это крайне важно! — проклятие звучит не сразу после убийства Каином Авеля, а после того, как ожесточившийся Каин отвергает возможность покаяться перед Господом в содеянном. Святые учат, что цель Божьего проклятия не отмщение, а шанс на исправление человека через смирение и приведение его к покаянию. Давайте задумаемся, почему, проклиная Каина, отлучая его от Лица Своего, Господь накладывает на Каина знамение, «печать», запрещавшую кому-либо убивать первого братоубийцу рода человеческого.

2. Проклятие Божье — это реакция на вопиющие нарушения духовных законов, данных нам в виде заповедей. Возникшее позже, чем Божье благословение, проклятие Божье своего рода отрицательное эхо благословения, его грозный отголосок, но оба они, благословение и проклятие, с разных сторон очерчивают для нас грань, за которой с нами происходит катастрофа, границу, за которой может произойти самоотлучение человека от Бога как Источника жизни. Например, пятая заповедь гласит: «Почитай отца и мать, чтобы тебе было хорошо и продлились дни твои». Перед нами условие Божьего благословения: «почитай отца и мать». А в другой книге Библии уже предупреждение: «Проклят злословящий отца своего или матерь свою!» Вот она грань — отношение к родителям, старшим, старости. Будь тут осторожен, будь внимателен, иначе нарушишь глобальный духовный закон, и все, дни твои сочтены. Неслучайно пятую заповедь толкуют еще так: «Пока почитаешь родителей, живешь, перестал — гибнешь».

3. То есть при всей грозности Божьих проклятий не слова проклятия делают человека проклятым, но сам грех, содеянный им, оскверняет, губит, проклинает. Не Бог бросает грешника в пропасть погибели, а сам человек, нарушая духовные законы, заповеди, отчуждает себя от Божьей милости и благословения. Подчас только смерть может остановить и грешника, и распространение зла, казалось бы, вот она — жестокая необратимость расплаты. Но ведь жизнь человека не ограничивается кратким отрезком пребывания на земле. И посмертная участь даже самых закоренелых грешников в руках Божьего милосердия. Другое дело, что покаяние можно принести только в этой жизни. А только искреннее раскаяние способно спасти нас и от наших грехов, и от чужой злобы.

4. Но что происходит, если проклинает человек? Понятно, что такое проклятье субъективно, человек, в отличие от Бога, не всегда способен вершить праведный суд и уж точно не так могуществен, как Творец Вселенной. И все-таки, как учат святые, проклятие человека тоже может иметь последствия. В каких случаях? Для кого? Проклинающего или проклинаемого? Как объяснял святой Паисий Святогорец, проклятие имеет силу в случае, если оно является реакцией на несправедливость. То есть когда мы делаем кому-то зло и нас в порыве обиды проклинают, это может исполниться. Бог попускает таким проклятиям иметь силу. Однако если несправедливости не было, то проклятие возвращается назад — к тому, от кого оно изошло. Тот, на кого направлено проклятие, мучается в этой жизни. А вот тот, от кого исходит проклятие, мучается в этой жизни и будет мучиться в жизни иной, потому что если он не покается и не поисповедуется, то там будет наказан Богом как преступник. Ведь проклиная обидевшего, ты словно берешь пистолет и его убиваешь. Особенно страшно, если люди идут на это намеренно. Ведь если человек проклинает кого-либо вопреки Божьему закону, он сам преступает закон. В таком случае проклятие необратимо падает на голову самого проклинающего: «неизвинителен ты, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя…» — читаем у апостола Павла.

И проклятие, и сглаз теряют свою власть над теми, кто раскаялся в своих грехах

5. Как освободиться от проклятия? Исповедью. «Если люди, пострадавшие от проклятия, осознав, что их прокляли, потому что они были в чем-то виновны, покаются, то все их беды прекратятся. Если тот, кто виновен, скажет: «Боже, я сделал такую-то и такую-то несправедливость. Прости меня», — и с болью, искренностью расскажет о своих грехах священнику на исповеди, то Бог простит его, ведь Он — Бог. Это касается и невинно пострадавших от чужой злобы, и тех, кого коснулся завистливый взгляд, называемый в народе сглазом», — учит святой Паисий Святогорец.

6. «Страждущих завистью почитают еще более вредоносными, нежели ядовитых зверей. Те впускают яд чрез рану, и угрызенное место предается гниению постепенно; о завистливых же думают, что они наносят вред одним взором, так что от их завистливого взгляда начинают чахнуть, будто из завистливых глаз льется губительный, вредоносный поток. Я отвергаю такое поверье», — учит святой Василий Великий и объясняет: когда ненавистники добра демоны находят в человеке произволение к злу, то есть склонность совершить его, они начинают использовать несчастного завистника как марионетку, бездумного и безумного проводника своей злой воли. В таком случае зависть, сконцентрированная во взгляде, язвительном слове, может и смутить другого человека, и навредить ему. Но только если жертва завистника не защищена твердой верой и Таинствами Церкви — Исповедью, Причащением. И уж конечно, пытаясь оградить себя от чужой злобы, не надо бежать к магам и прочим расплодившимся жуликам от суеверия.

7. О пагубности суеверий, колдовства и волхований предупреждал еще Ветхий Завет. А уж в новозаветные времена Церковь чрезвычайно строго наказывала за следование суевериям. Потому что, доверяясь магам и иным обладателям «сверхъестественных способностей», мы фактически вверяем самое ценное, свою бессмертную душу, в волосатые лапы врага рода человеческого. Получается бег по кругу: пугаясь якобы всесильной порчи и сглаза, мы, как неразумные дети, добровольно устремляемся в объятия, «заботливо» распахнутые для нас дьяволом. Но ведь спасение можно найти только у Бога. И разве Он не сильнее любых завистников, чью бы злую волю они ни ретранслировали?

Продолжение следует

Молитва о благополучии семьи Пресвятой Богородице

«Не бойся, малое стадо! Аз есмь с вами и никтоже на вы». Владычице Преблагословенная, возьми под Свой покров семью мою. Всели в сердца супруга моего и чад наших мир, любовь и непрекословие всему доброму; не допусти никого из семьи моей до разлуки и тяжкаго расставания, до преждевременныя и внезапныя смерти без покаяния. А дом наш и всех нас, живущих в нем, сохрани от огненнаго запаления, воровскаго нападения, всякаго злага обстояния, разнаго страхования и диавольскаго наваждения. Да и мы купно и раздельно, явно и сокровенно будем прославлять имя Твое Святое всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Пресвятая Богородице, спаси нас!

Из первых уст

Святой Паисий Святогорец о силе родительского проклятия и благословения

Знайте, что проклятие и даже просто негодование родителей действуют очень сильно. И даже если родители не проклинали своих детей, а просто пришли из-за них в возмущение, то у последних нет потом ни одного светлого дня: вся их жизнь сплошное мучение. Помню, у одной матери было четверо детей. Никто из них не женился и не вышел замуж. Мать плакала: «Умру от горя, никто из моих детей не женился. Помолись за них». Она была вдовой, ее дети сиротами. Мне стало за них больно. Молился я за них, но безрезультатно, и тогда я спросил детей, может, ваша мать проклинала вас. «Верно, отче, — отвечают, — в детстве мы шалили, и она с утра до вечера твердила: «Да чтоб вам обрубками быть!» — «Идите, — говорю, — к матери и скажите ей истинную причину вашей неустроенности, чтоб она пришла в чувство. Скажите, чтобы покаялась и с сегодняшнего дня, не переставая, благословляла вас». И за полтора года все четверо создали семьи.

Величайшее сокровище для людей, живущих в миру, родительское благословение. Подобно тому, как в жизни монашеской величайшее благословение то, которым благословил тебя твой старец. Поэтому и говорят: «Не упусти родительское благословение».

Пишите: 125993, г. Москва, ул. Правды, д. 24, «Российская газета», или pisma-maria@mail.ru

В старые времена русские люди, и особенно крестьянство, отличались чувствами глубокой привязанности, и уважения к своим родителям. Родители, имели не только право, но и обязанность поучать, наказывать и вразумлять своих детей. Но при этом, любить и беречь своих детей. Учить их блюсти честь свою и доброе имя от всякого греха. Содержать в сытости и чистоте.

Дети обязаны были старшим воздавать честь, повиноваться и правдою служить во всем своим родителям. Слушаться беспрекословно, без дерзости. Во взрослом возрасте чтить старость и немощь пожилых родителей. Словом и делом угождать им. И тому же учить своих детей. На этих простых заповедях держались крепость и благополучие семьи. Считалось, что дом, в котором соблюдаются такие правила, будет всегда и вовеки крепок и нерушим.

Однако, такие отношения бывали не всегда, и не в каждой семье. Крупные ссоры, или даже драки между родителями и взрослыми их детьми случались крайне редко. Особенно такие, которые повлекли бы за собой проклятия детей их родителями. Каждый подобный случай страшно возмущал и долго волновал окружающее общество. Детей, которые непочтительно, неуважительно относились к своим родителям, могли быть жестоко наказаны.

Родительское проклятие

Например, есть поверья о превращениях таких детей в деревья или животных. Тех кто обижал своих родителей, не давал им должного содержания, считались большими грешниками перед Богом и людьми. Тех, кто родителей своих смел бить, отлучали от церкви, от всех святынь. Их считали нечистивыми. И даже подвергали гражданской смертной казни.

Все поверья и старинные сказания рассказывают о страшных для детей последствиях родительского проклятия.

Существовали такие пословицы и присказки:

– «Всё купишь, а батька та матери не купишь!»
– «Батькова та материна молитва со дна моря спасет, а проклёны в луже тонут!»
– «Отче благославление дом утвердит, а материна молитва от напастей избавит»

В имущественном и хозяйственном значении влияние отца имело перевес над идеей материнства. Но зато в нравственном и душевном отношении, сила уз связывающих детей с матерью были более сильными. Всегда признавалось, что мать к детям ближе чем отец, что она им «роднее». Так, по древним поверьям, мать ближе к детям чем отец, то и молитва и проклятие матери имеют большую силу чем отцовские.

– «Пуля минет, а материно слово не минет!»
— » Отчая клятва иссушит, а материна и искоренит!»

В случае сильных конфликтов, когда родители проклинают своих детей, это делает их несчастными.
Но особенно ужасно материнское проклятие. Оно часто исполняется немедленно. Проклинаемые могут делаться сильно больными, умирают, душа их поступает во власть черных дьявольских сил.

И проклятие родителей, если не сразу, то впоследствии ни за что не пройдут бесследно. Проклятые родителями дети не будут видеть счастья, и не будут долго жить. Тоску свою они топят в алкоголе. Проклятые часто не умирают своей смертью. Считалось, что они не доживут своих дней. Среди них встречаются самоубийцы. Зачастую, после смерти, земля их не принимала.

Если такие дети уже сами женаты, то не будут иметь ладу в семье. И их дети либо не родятся вовсе, либо родятся больными и слабыми.
Вместе со страшными последствиями для проклинаемых, проклятия тяжелым грехом и негативом ложатся и на души таких родителей. Которые в гневе или в страшной злобе и раздражении свершают такое страшное преступление против своих детей.

Происходит самое страшное, что могло случиться в представлениях людей в прошлые века. Это разрушение дома, семьи, всего того, что было воплощением народного духа, общечеловеческих ценностей того времени.

Что делать?

Но что же делать, если такие страшные события произошли, и слова проклятия были произнесены в гневе и озлоблении.
Самое важное и главное, это молитвы матери. Слова о прощении и раскаянии о свершившемся. Считалось, что только родная мать, своим материнским словом, материнской молитвой может отмолить своё дитя от проклятия. Слова молитвы, прошения о прощении, должны быть непременно искренними, и идти от сердца.

В случае, если дети, которые своими неблаговидными поступками против родителей, заслужили проклятия, должны так же искренне признать свою неправоту. Покаяться, и попросить прощения у родителей.

В случае, если родители уже умерли, либо категорически отказываются понимать, факт того, что их ненависть и проклятия к своим детям это страшный грех, и приносят много горя, существуют обрядовые методы снятия родительских, и особенно материнских проклятий. Бывают такие случаи, когда родители не только не признают своей страшной неправоты, но и продолжают осыпать своих детей проклятиями.

В таких случаях, стоит крепко задуматься, и принять меры для ограждения себя от такого горя. Потому, что родительские проклятия имеют большую силу. И могут полностью погубить человека, и весь его Род.

Сейчас мы живем в современном динамичном обществе. Мир вокруг нас стремительно меняется. Но традиции и проблемы в отношениях между родителями и их детьми, всегда остаются актуальными. С этим согласится всякий человек, который имеет семью. И нравственные проблемы не могут оставлять никого равнодушными. Нельзя, в жизненной спешке, становиться безумно озлобленным против своих родных и близких.

Невероятно трудно жить, когда осознаешь тот факт, что родной человек стал врагом. И вековая мудрость нашего народа напоминает нам об этом, своими поверьями, преданиями и памятниками литературы.

Отцовское проклятие. Как жить?

Вопрос от Ольги, г. Волгоград:

Папа сказал: «Сдохни, дура!» Это как жить дальше мне… Я заболела

Отвечает Татьяна Сосновская, педагог, психолог:

Здравствуйте, Ольга!

К сожалению, не всем детям достаются идеальные родители. Не редкость, когда самые дорогие для ребенка люди – мама и папа – кричат, бьют, издеваются над собственными детьми или даже желают им смерти! Но ведь не все дочери начинают болеть после того, как неуравновешенные отцы в гневе пожелают им смерти! Давайте разберемся, почему так происходит, вместе с Системно-векторной психологией Юрия Бурлана.

Конечно, ребенку труднее всего понять, что его родители не идеальные существа, а всего-навсего обычные люди со своими недостатками и проблемами, в свое время воспитанные такими же обычными людьми. Ему хочется верить, что его мама и папа – лучшие в мире, и что они защитят его от всех бед и несчастий.

С точки зрения Системно-векторной психологии Юрия Бурлана, самое главное условие для нормального роста и развития ребенка – это чувство защищенности и безопасности, которое он получает от родителей – напрямую от матери и опосредованно от отца. Каждый ребенок по-своему реагирует на потерю этого чувства в зависимости от своих врожденных свойств, которые в Системно-векторной психологии называются векторами. Но наиболее чувствительны в этом отношении дети со зрительным вектором.

Нуждающиеся в защите

С детства они имеют сверхчувствительную психику, их легко обрадовать и так же легко испугать. В силу своей особой чувствительности и впечатлительности, психика ребенка со зрительным вектором нуждается в особенных условиях для своего развития. Прежде всего, это благоприятная атмосфера в семье, свободная от страха. Страх – самая древняя и самая сильная эмоция, больше всего ей подвержены именно люди со зрительным вектором. В процессе воспитания они постепенно учатся преобразовывать страх в любовь: учатся любить и перестают бояться. Но для того, чтобы это произошло, маленького зрительника нельзя пугать страшными сказками и историями, покойниками и тем более проклятиями в его адрес.

Даже во взрослом возрасте люди со зрительным вектором, не избавившиеся от страхов, бывают внушаемы, верят в приметы, сглазы и порчу, подвержены влиянию чужих слов. И заболеть от страха могут именно люди со зрительным вектором. Тренинг по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана помогает осознать свои страхи, их причины, и, самое важное, избавиться от последствий!
Есть еще категория людей, на которых слова, вернее даже не сами слова, а их смысл, имеют большое влияние. Это люди со звуковым вектором. Погруженность в себя и поиски смысла часто отрывают их от окружающей действительности. А негативные смыслы, которые такой человек слышит от родителей, еще более усугубляют его одиночество и могут провоцировать глубокие депрессивные состояния.

«Сдохни, дура!» – кто мог такое сказать?

Такие слова способен произнести своему ребенку не каждый родитель. Системно-векторная психология Юрия Бурлана точно определяет тип таких людей. Каждому человеку от природы даны определенные свойства, которые он призван развить и реализовать в течение жизни среди людей, называются они векторами. Всего векторов восемь, у одного человека может быть от 1 до 8 векторов, в среднем 3-5.

Есть среди них один вектор, который в развитом и реализованном состоянии наделяет своего обладателя такими великолепными качествами, как честность, справедливость, преданность семье и своему делу, порядочность и прямолинейность. Это знаменитый анальный вектор. Если человек длительно находится в состоянии фрустрации, обиды, чувства несправедливости или если вектор неразвит, то именно он «повинен» в вербальном и физическом садизме.

«Я тебя породил, я тебя и убью!»

Помните Тараса Бульбу, который, несмотря на то, что искренне любил своего сына, своими руками убил его, не простив тому любовь к польской панночке и предательство Родины.

Для человека с анальным вектором честь семьи является одной из важнейших ценностей, но понимают они ее по-разному. Кто-то не может простить измену Родине, а кто-то измену своим представлениям о том, какой следует быть и как поступать собственной взрослой дочери. А так как психика человека с анальным вектором ригидна и упорство часто граничит с упрямством, то изменить свое отношение, принять другой выбор ему крайне трудно. Возникают обиды, тяжелейшие состояния, которые провоцируют такого рода вербальную агрессию.

На тренинге по Системно-векторной психологии становятся понятны мотивы подобных проявлений. Поймите, Ольга, отцовские слова не приговор и не проклятие! Это вы по детской привычке восприняли их, как команду. Поняв себя, поняв своего отца, возможно, ваши отношения изменятся, и вы сможете простить его. Груз обид и проклятий упадет у вас с плеч, и вы сможете спокойно и свободно строить свою жизнь. Вот, например, как в этих отзывах:

«И я могу сказать, что я простила папу, который меня бил все детство. Я посмотрела на него другими глазами и счастлива, что я его простила. Я не могла его простить всю жизнь».

Ольга, Москва

«В детстве мама меня часто наказывала и тогда била, чем ни попадя: шнуром от утюга, кожаным ремнем и просто всем, что попадало под руку. Бывало, что мама на меня кричала и обзывала, не стесняясь в выражениях. Сыпала на мою голову разные проклятия, приправив свою брань отборным матом…

Пройдя тренинг, я вдруг поняла, что если даже мама передо мной в чем-то виновата, было бы глупо всю жизнь жить под знаком этих обид, жалеть себя и чувствовать себя несчастной… Остаются лишь приятные воспоминания о тех светлых моментах, которых было в избытке, но которых я раньше не замечала, не умея понять свою маму.»

Елена А., экономист

Жить дальше можно и нужно. Освободиться от тяжких травм детства можно уже на бесплатных онлайн-лекциях по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Запись .

Автор Татьяна Сосновская, педагог, психолог

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана
Раздел: Ответы на вопросы

Толкования Священного Писания

Ст. 5–6 Так говорит Господь: проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою, и которого сердце удаляется от Господа. Он будет как вереск в пустыне и не увидит, когда придет доброе, и поселится в местах знойных в степи, на земле бесплодной, необитаемой

Так говорит Господь: проклят человек, который надеется на человека, и полагает плоть мышцею своею, и от Господа отступает сердце его. Ибо он будет, как вереск в пустыне, и не увидит, когда придет доброе; но будет жить в сухих местах, в пустыне, в земле солончаков и необитаемой. Если проклят человек надеющийся на человека, а Павел Самосатский и Фотин, хотя проповедуют о Спасителе, как о святом и выдающемся всеми добродетелями, но признают Его человеком: то значит будут прокляты надеющиеся на человека Если же нам возразят, что и мы веруем в Того, Который говорит: ныне же ищете мене убити, человека, иже истину вам глаголах, юже слышах от Бога: сего Авраам несть сотворил. Вы, творите дела отца вашего (Ин. 8:40–41): то мы ответим оным апостольским: Аще и разумехом по плоти Христа, но ныне к тому не разумеем (2 Кор. 5:16) и, далее, тот же апостол пишет в начале своего послания к Галатам: Павел апостол, ни от человек, ни человеком, но Иисус Христом и Богом Отцем, воскресившим Его из мертвых и, иже со мною вся братия (Гал. 1:1–2). Ибо, если смерть поглощена победою, то почему уничижение плоти принятое ради человеческого спасения не перешло в величие Божества, чтобы то и другое сделать одним, и мы покланяемся не твари а Творцу, Который благословен во веки? Итак, проклят не только тот, кто надеется на человека, но и тот, кто полагает плоть мышцею своею, то есть силою своею, и все, что ни делает, признает делом не милости Господа, а своей силы. Ибо, кто поступает так, у того сердце отступает от Господа, когда он уверяет, что он может делать то, чего не может. И он будет как вереск, что по — еврейски aroёr, или, как перевел Симмах, дерево неплодное в пустыне. И не увидит, когда придет доброе, что увидит множество из язычников; но будет жить в сухом месте в пустыне. Это говорится о народе Иудейском, который живет в пустыне, не творит плодов и находится в земле солончаков, которая не производит никаких плодов, в земле необитаемой, которая не имеет ни Бога обитающего, ни помощи ангелов, ни благодати Духа Святого, ни мудрости учителей.

Шесть книг толкований на пророка Иеремию.