Роман сладкопевец житие

Святой Роман Сладкопевец

Много известно святых, служивших при жизни Господу монахами, епископами, архиереями, даже патриархами. Как правило, они владели даром исцеления, изгнания бесов, прозорливости. Но, оказывается, умение исполнять церковные песнопения — тоже талант от Бога. Им владел не слишком известный широким массам православных верующих святой. Имя ему — Роман Сладкопевец, день памяти — 14 октября.

Жизнь Романа Сладкопевца

Преподобный Роман жил на Земле в V-VI вв. н.э. Родился он в пятом столетии в сирийском городе Эмесса. Родители Романа были по одной версии сирийцами, по другой — греками, по третьей — иудеями. К единому мнению на данный счет историки не пришли по сей день. Однако точно известно, что Роман изъяснялся на сирийском языке.

Еще будучи младым отроком, будущий святой стремился исполнять христианские каноны. Он старался вести целомудренную и праведную во всех отношениях жизнь. Святое крещение Роман получил в юности. Повзрослев, преподобный стал служить пономарем. Первым местом его церковной деятельности явился город Берит (Бейрут). Когда у власти находился император Анастасий, Роман отправился в Константинополь, где по прибытии стал вести службу в церкви во имя Пресвятой Богородицы в Кирах. Преподобный строго соблюдал все посты, усердно и подолгу молился, часто не спал по ночам, воздавая хвалы Господу.

Неприятное происшествие

Прошло немного времени, и Роман получил назначение в храм Святой Софии. Здесь он продолжал со всей ответственностью трудиться пономарем. Не имея ни правильного слуха, ни красивого голоса, Роман никогда не участвовал в церковном пении. Из-за этого он нередко становился жертвой насмешек, но обиду переносил молча, без злобы в сердце, за что был вознагражден особым расположением и теплым отношением к нему самого патриарха Евфимия.

К сожалению, данное обстоятельство сослужило попервой святому плохую службу. Некоторые соборные клирики, видя доброту патриарху к простому, да еще и ничем не примечательному пономарю, исходили черной завистью. Сговорившись, они стали открыто выказывать Роману свое недовольство — начали всячески притеснять помощника храмового священнослужителя. Высказывали клирики протесты и патриарху, возмущаясь тем, что Евфимий платит своему любимчику наравне с ними при разном объеме обязанностей.

Как-то раз во время одной из церковных служб, проходивших аккурат перед праздником Рождества Христова, недруги силой спровадили Романа на амвон, дабы тот пел. Так они хотели отомстить юноше и, возможно, вовсе избавиться от него. А, надо сказать, на тот момент в церкви было народу видимо-невидимо, на богослужении присутствовал император с придворными, службу же правил сам патриарх. Оказавшись в столь затруднительном положении, не имея возможности скрыться, Роман запел и, конечно же, опозорился, как и рассчитывали клирики.

Получение дара

Произошедшее сильно огорчило святого. По окончании службы, когда кроме него никого не осталось в храме, Роман упал на колени перед образом Девы Марии и долго молился Пречистой со слезами, выплескивая всю боль и горечь, что накопились в его бедном чистом сердце. Излив душу, святой несколько успокоенный отправился домой. Там юноша сразу же лег и уснул, даже не потрудившись поужинать из-за расстройства. И увидел Роман странный сон, в котором сама Богоматерь явилась ему. Дева Мария подошла к сновидцу, сжимая в руках бумажный свиток, и велела тому открыть уста свои. Роман повиновался и тотчас же свиток оказался у него во рту, а Пресвятая Богородица рекомендовала съесть сей предмет.

Роман и этот приказ исполнил, после чего проснулся. Душу юноши переполняло чувство радости, умом он пытался вникнуть в суть тонкого видения. Но вместо этого преподобный Роман вдруг понял, что голова его полна книжных знаний, чего отродясь не было, ибо он, хотя и учился грамоте, плохо усваивал материал и понимал прочитанное. Пономарь уразумел, что явившись к нему во сне, Богородица в действительности оказала своему подданному помощь. Роман стал горячо молиться и благодарить Деву Марию за бесценный дар.

День клонился к вечеру. Близилось время всенощного бдения. Роман, все еще пребывая в радости духовной, пошел в церковь. Там оказалось, что помимо дара книжного разумения Владычица наградила юношу также еще и даром песнопения. Обнаружился последний, когда Роман, дабы исполнить праздничную песнь, пропел, стоя на амвоне, мгновенно составленный в уме кондак. Текст его сегодня известен всем православным христианам:

«Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит. Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради родися Отроча младо, Превечный Бог».

Данный кондак поют в храмах в ночь на Рождество Христово.

Голос Романа, к удивлению его самого и особенно присутствующих на богослужении, был силен и красив. Подивился услышанному и патриарх, после задав вопрос пономарю: откуда вдруг такие разительные перемены? В ответ Роман рассказал про свой сон, не утаив не единой детали, и в очередной раз воздал хвалы Пречистой. Поняв, что притесняемый ими пономарь избран самой Девой Марией, клирики устыдились и стали просить прощения у Романа. А патриарх Евфимий повысил святого до диакона.

С той поры жизнь преподобного сильно переменилась — разумеется, в лучшую сторону. Он вел службы в храме, да так, что паства заслушивалась, ловила каждое слово Романа; составлял кондаки, посвящая их Творцу, Богородице, разным святым на тот или иной праздник. Всего накопилось более тысячи торжественных песнопений, автором которых стал преподобный Роман, получивший, благодаря своему вымоленному у Матери Божьей дару, добавку к имени «Сладкопевец».

Следует отметить, что не только кондаки составлял святой Роман Сладкопевец. Его перу принадлежат также и икосы. Их преподобный сочинил, находясь у себя в доме, во время бессонных ночей. До него такой формы песнопения просто не существовало. У преподобного Романа пению учились другие служители церкви, в том числе и те, что когда-то смеялись над отсутствием у него таланта и разумения.

Святой Роман Сладкопевец являлся автором и более весомых песнопений — акафистов. Многие из них дошли до наших дней. Более всех акафистов, сложенных талантливым диаконом, славится таковой Благовещению Богородицы. Он стал образцом, по которому в дальнейшем были составлены прочие песнопения, поемые стоя.

Преподобный Роман трудился учителем пения, служителем церкви и церковным поэтом до самой своей смерти. Скончался он около 556 года.

Послесловие

Преподобный Роман Сладкопевец удостоился весьма громких титулов как невероятно плодовитый на произведения сочинитель. Буви называл его не иначе, как «Пиндар ритмической поэзии». Крумбахер именовал Романа одним из великих поэтов византийской эпохи. Но, несмотря на неприкрытое восхищение, адресованное преподобному, на смену созданному им стилю составления песнопений пришел другой, плодами которого явились каноны. Имя же автора известных и поныне кондаков и акафистов оказалось благополучно и совершенно незаслуженно забыто.

Мы сердечно поздравляем христиан с праздником, с Днем преподобного Романа Сладкопевца!

Статья защищена законом об авторских и смежных правах. При использовании и перепечатке материала активная ссылка на женский сайт www.inmoment.ru обязательна!

Теги: Святой Роман Сладкопевец, 14 октября

Преподобный Роман Сладкопевец

День памяти: 1 октября
Роман Сладкопевец

Преподобный Роман, прозванный «Сладкопевцем», был по происхождению греком и родился в середине V столетия в сирийском городе Емесе. Получив образование, он стал диаконом в Воскресенс-ком храме в городе Бейруте. При императоре Анастасии Дикоре (401-518 гг.) он переехал в Константинополь и стал клириком при патриаршем храме Святой Софии. Он усердно помогал при богослужениях, хотя не отличался ни голосом, ни слухом. Однако патриарх Евфимий любил Романа и даже приблизил его к себе за его искреннюю веру и добродетельную жизнь.

Расположение патриарха к святому Роману возбудило против него нескольких соборных клириков, которые стали его притеснять. На одном из предрождественских богослужений эти клирики вытолкнули Романа на амвон храма и заставили петь. Храм был переполнен богомольцами, служил сам патриарх в присутствии императора и придворной свиты. Смущенный и напуганный, святой Роман своим дрожащим голосом и невнятным пением всенародно осрамился. Придя домой совершенно подавленным, святой Роман ночью долго и напряженно молился перед иконой Божией Матери, изливая свою скорбь. Богородица явилась ему, подала бумажный свиток и велела съесть его. И вот совершилось чудо: Роман получил красивый, мелодичный голос и одновременно поэтический дар. В приливе вдохновения он тут же составил свой знаменитый кондак праздника Рождества Христова: «Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит; Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют; нас бо ради родися Отроча Младо, Превечный Бог».

На следующий день святой Роман пришел в храм к всенощной под Рождество Христово. Он настоял, чтобы ему разрешили снова спеть на амвоне, и на этот раз так прекрасно спел составленный им гимн «Дева днесь», что вызвал всеобщий восторг. Император и патриарх благодарили святого Романа, а люди назвали его Сладкопевцем. С тех пор святой Роман украшал богослужения своим дивным пением и вдохновенными молитвами.

Любимый всеми, святой Роман стал учителем пения в Константинополе и высоко поднял благолепие православных богослужений. За свой поэтический дар он занял почетное место среди церковных песнописцев. Ему приписывают более тысячи молитв и гимнов на различные праздники. В особенности славится акафист Благовещению Божией Матери, который поется в пятую субботу Великого поста. По его образцу составлялись прочие акафисты. Скончался преподобный Роман в 556 году.

Роман Сладкопевец: в чем помогает?

Биография этого святого собрана, или, если точнее сказать, реконструирована на основе первичных источников – прижизненных свидетельствах и составленных им же кондаков. Известно, что он проживал на рубеже конца V и середины VI веков.

Преподобный Роман Сладкопевец прославился как один из величайших византийских гимнографов. Сведения о нем сохранились в ветхих синаксарях – Менологий Василия II (X в.); также стоит упомянуть Берлинский, Иерусалимский и Патмосский талмуды или кодексы, которые тоже связаны с недошедшим до наших дней житием святого.

Составление жития святого

Прежде чем узнать в чем помогает Роман Сладкопевец, подробно изучим те сведения, которыми располагают церковно-христианские архивы.

Вот, например, в Патмосском кодексе существуют сведения о том, что он был родом из Сирии и города Эмессы и родился в еврейской, но уже христианизированной семье. По прошествии некоторого времени он начал служить диаконом в святой Божией церкви (Воскресения) в Бейруте. А дальше его ждал Константинополь, где на то время правил царь Анастасий. В Кирах он начал служить в храме Божией Матери, где получил благодать от Самой Матери Божией. Она явилась к нему в тонком сне и дала пергаментный свиток, который повелела съесть.

Когда святой поглотил его, то сразу проснулся и, взойдя на амвон, стал возглашать благозвучное пение: «Дева днесь Пресущественного рождает». После Роман Сладкопевец, икона которого часто изображается с огромной грамотой, составил Господские праздники и дни памяти Святых кондаки, число которых оказалось около тысячи. Написанные его рукой, они и до сих пор хранятся в Кирах.

Новые свидетельства

Менологий Василия II к этим сведениям добавляет еще некоторые. Что, пребывая в благоговейном состоянии и непрестанных молитвах на бдении в церкви Богородицы в константинопольском поместье Влахерны, святой Роман Сладкопевец неоднократно возвращался в сирийские Киры. Еще один ранний источник — житие святого Артемия — имеет эпизод времен правления Ираклия, в котором описывается, что с юного возраста святой Артемий молился и воспевал «стихи иже во святых смиренного Романа».

Таков на первый взгляд Святой Роман Сладкопевец. В чем помогает его святой образ? Этот вопрос интересует многих православных христиан. Церквные певчие молятся этому святому в помощи именно в певческом искусстве.

Служба святому Роману — другая группа свидетельств — канон, был опубликован в Минее и подписан именем Епифания в Богородичных. В нем тоже есть некоторые сведения о жизни святого Романа, в частности, указывается: «от юности святой Роман всего себя возложил Христу» (песнь 1,2), в Константинополе жил как аскет. В этом каноне описывается и чудо явления ему Богородицы (песнь 5, тропарь 2).

Еще некоторые сведения о святом дает канон Феофана Грапта, в котором говорится, что он был наилучшим диаконом (6 песнь, 1 тропарь), который служил как проповедник через свои гимны. В этом каноне (песнь 4,2). Также говорится, что он изучал Писание с раннего детства, и, когда прибыл в Константинополь, постоянно посещал церковь Богородицы во Влахерне.

Но самый интересный фрагмент кондака преподобному Роману издан кардиналом Питра и Гродидье де Матоном. До наших современников дошли всего три икоса, где восхваляется житие святого Романа, и особенно — во втором и третьем икосе.

Роман Сладкопевец

К третьей группе относятся кондаки, составленные самим Романом Сладкопевцем. Он был современником землетрясения 527-529 годов, а также свидетелем восстания «Ника» 532 года и построения храма Святой Софии 537 года. Святой также застал ужасные катастрофы 551-554 годов. Хронисты сообщают, что землетрясение 551 года привело к тому, что море отступило более, чем на милю. В 554 году землетрясения чувствовались и в Константинополе, и в Александрии. Это означает, что в это время святой был еще жив.

Молитва Роману Сладкопевцу начинается со слов: «Преподобный Отче Романе!» или «О, священное главо!».

Год его смерти можно датировать не позднее 562-м. Он пришел в Константинополь в правление царя Анастасия (518). В Бейруте начал служить в церкви Вознесения диаконом, когда ему было не менее 25 лет. Рождение святого Романа следует отнести к периоду между 480-490 годами. И наверняка он был хорошо знаком с медицинским искусством, так как в его кондаках достаточно часто можно встретить специфическую медицинскую лексику.

Судя по тому, что в кондаках упоминаются имена великих ученых Платона, Арата, Пифагора, Гомера, Демосфена (кондак на Пятидесятницу, 17 строфа), он получил великолепное и наиболее полное классическое образование. Не менее интригующе выглядят нападки святого Романа на врачей (кондак на Иоанна Евангелиста), что характеризует его как прекрасного знатока медицинской терминологии. Роман Сладкопевец инкриминировал врачам, что они берут мзду чрезмерную со своих пациентов, которые, оставаясь без средств, обрекали себя на голодную смерть. Некоторых врачей он называл «растленным собранием лжеврачей» и подчеркивал их жадность.

Врачебная практика святого

Роман Сладкопевец прожил долгую жизнь. Его еврейское происхождение говорит о том, что, кроме ростовщического дела в византийском мире, евреи часто занимались медицинской практикой, и, скорее всего, и его семья относилась к этой среде. Он конфликтовал с врачебной корпорацией Эмессы, сбивал цену за лечебные услуги и часто лечил безвозмездно.

Поэтому есть предположения, что именно с этими вопросами и связан переезд святого Романа из Эмессы в развивающийся Бейрут, который в VI веке был крупным культурным центром восточного Средиземноморья, где всегда было много соблазнов и хвастливо выставляемого богатства. В таком большом и искушенном городе еврею-провинциалу было очень нелегко пробиться. Для этого надо было обладать незаурядными способностями. И святому Роману, несмотря на все сложности, это все же удалось.

Вероятнее всего, внимание церковных властей привлекло его поэтическое дарование. И тогда его посвятили в диаконы для служения в Бейрутской церкви Воскресения, которая была очень величественной. Положение здесь его как диакона было связано с благотворительными обязанностями.

Познание в праве

На его творения повлияло и пребывание его в центре правоведения. В своих творениях он часто несет правовую мысль, где чувствуются его неплохие адвокатские и следовательские навыки.

Неизвестно, почему покинул Бейрут святой Роман и отправился в Константинополь, но есть некоторые предположения, что он переселился туда в 512 году, когда низложили православного патриарха Антиохийского Флавиана, и на его место пришел богослов и монофизит Севир Антиохийский.

Во время его правления начинаются серьезные притеснения православных служителей. Бейрут был заметным центром вместе с церковью Воскресения. А святой Роман, ваявший кондаки и всегда исповедовавший православие и про-халкедонские взгляды, наверняка, сразу мог обратить на себя внимание и стать изгнанной жертвой монофизитских церковных управителей. Или, возможно, он сам уехал, не выдержав притеснений. Косвенное подтверждение этому — кондак «Трех отроков».

Константинополь

Переехав в Константинополь, он поселился в Кирах вблизи церкви Богоматери (Кириотисса). В ней и произошло видение, о котором говорится в синаксари. Доказательством этого могжет послужить постоянное пребывание святого Романа в Кирах (в этом скромном квартале его тело погребли возле церкви), хотя он мог претендовать и на большее.

А все потому, что Кириотисса стала для него святым местом. Еще одним доказательством видения является возникновение кондака на Рождество. Значит дарование поэтического таланта с благословения Богородицы все же свершилось.

Кроме краткого варианта этого события, есть еще и гораздо поздний распространенный вариант (XIII-XIV вв.). Преподобный Акадий Савваит повествует о том, что святой Роман не имел голоса и совсем не умел читать, за что его собратья часто подвергали насмешкам. Он молился Богородице, и тогда Она явилась к нему во сне и просила, что печалит его и дала ему свиток, взамен он обещает стать монахом. Роман поглощает свиток и вскоре принимает монашеский постриг в обители Авассу. Однако признания того, что Роман стал монахом из повествования Акакия стали ошибочными, да и сама обитель Авассу в ранних источниках почти неизвестна.

Другие исследования

Никифор Каллист, например, об этом видении пишет, что в церкви Богоматери хранилась икона, которая мироточила. И как-то раз святой Роман во время бдения под Рождество задремал на шестой песни канона. В тонком сне к нему явилась Богородица и дала ему свиток, который он съел по Ее велению. Перед седьмой песнью он вышел на амвон и запел «Дева днесь». Но и здесь есть некоторые неточности: в Константинополе в VI веке не было канона. Поэтому этот рассказ можно назвать анахроничным, то есть, созданным, опять же, на основе синаксарей. Рассказы Акакия и Ксанфопула не опровергают информацию синаксарей.

Из тех же синаксарей можно узнать, что святой Роман занимался и политикой. Чего только стоит эпизод с восстанием «Ника» 532 года, весь константинопольский императорский двор готов был покинуть столицу в страхе и ужасе. Он пишет гимн, где есть слова сочувствия правящей власти императора и враждебная настроенность к бунтовщикам, которых автор называет безумцами. Получается, что святой Роман был сторонником жестких мер к бунтовщикам, и это не лишено основания.

Святость

Из жития святого Артемия можно узнать, что Роман Сладкопевец почитался как святой уже со времен Ираклия, так как сочиненные им гимны пелись на бдении. И могила его сохранялась веками, даже в XIII веке ее показывали Антонию Новгородскому, который потом записал, что в церкви Благовещения Пресвятой Богородицы погребен святой гимнограф.

Роман Сладкопевец, храм которого можно посетить в Киеве и Нижнекамске, стал преподавать пение в Константинополе. Благодаря его трудолюбию, любви к Богу и, конечно же, таланту, было высоко поднято благолепие православных служб. Благодаря своему поэтическому дару, он занял особую нишу среди церковных песнописцев.

Святой сочинил более тысячи молитв и гимнов на разные церковные праздники. Особенно знаменит его акафист Благовещению Богородицы, который поется в пятую субботу Великого поста. Его творения стали образцами, по которым потом составлялись и прочие акафисты. Этот святой очень высоко поднял благолепие православного служения и поэтому занимает почетное место среди церковных песнописцев. Дата его смерти 14 октября (1 октября по старому стилю), где-то между 555 и 562 годами.

Святой Роман Сладкопевец. В чем помогает

С ранней своей юности проводил жизнь богоугодную, подвизавшись в девстве и целомудрии, святой Роман Сладкопевец. Икона с его образом имеет и самостоятельное существование, где он изображен со свитком в руке, обращенным к лику Богородицы, как ознаменование его церковной поэтической деятельности, и на иконе в честь Покрова Пресвятой Богородицы 14 (1 октября), где по центру он изображен в обличие диакона, а рядом Матерь Божия подает ему тот же свиток.

В 1902 году царь Николай II в Московском Ново-Спасском монастыре в поклети Преображенского собора в родовой усыпальнице Романовых устроил храм Романа Сладкопевца, но в годы советского лихолетья, он был поруган и разрушен.

Ему так же молятся те, кто стремится уразумить Священное Писание, молитвы, богослужебные тексты и песнопения. Церковные служители просят его защитить от напраслин и козней завистливых врагов.

Кондаки св. Романа Сладкопевца

Св. Роман Сладкопевец – талантливейший христианский песнописец первой половины VI века. С его именем связано появление песнопе­ний – кондаков.

В современном значении кондак – это краткое песнопение в честь праздника или святого, по величине и литературному построению не отличающееся от тропаря, седальна, стихиры. Мы узнаем его по надписанию «кондак» и по месту его употребления во время богослужения. Но не такими были кондаки св. Романа. Это были многострофные про­изведения. В начале такого произведения полагался так называемый кукулион, или проимион ( προοίμιοῦ),– своего рода предисловие, вво­дящее слушателей в содержание данного произведения. Заканчивался кукулион рефреном – краткой фразой, которая в дальнейшем служила окончанием для всех строф. В некоторых кондаках имеется не один, а два и даже три кукулиона. Количество строф в кондаке могло быть различно – в среднем от 18 до 24. В отдельных случаях встречается количество строф более 24. Начальные буквы строф составляли акростих, в котором указывалось имя автора – Роман, например, του ταπεινού Ρωμανοῦ – «смиренного Романа».

Метр стихосложения кондаков св. Романа сложный и своеобразный. Как известно, в античной греческой поэзии употреблялись количествен­ные размеры: ямб, хорей, дактиль и др., в основу которых полагалось различное звучание долгих и кратких гласных. Ко времени св. Романа в греческом языке разница между теми и другими исчезла: омега ста­ла звучать как омикрон, ита, эпсилон с йотой и омикрон с йотой зву­чали как короткая йота, альфа с йотой – как эпсилон. Новая система стихосложения, которой пользовался не один св. Роман, но и другие песнописцы, заключалась в том, что все строфы произведения во всех строках стихосложения должны были иметь одинаковое количество слогов и акцентация сильных слогов должна была быть во всех стро­фах на том же месте.

Исполнялся кондак таким образом, что кукулион и все строфы пел солист – сам св. Роман, а рефрен после кукулиона и каждой строфы – все слушатели. Современный рождественский кондак «Дева днесь Пресущественнаго раждает» представляет собой кукулион кондака св. Ро­мана на этот праздник, а икос «Едем Вифлеем отверзе» – это первая строфа кондака. Следующие за ней 23 строфы давно исчезли из бого­служения.

Сам св. Роман, как видно из акростихов его кондаков, давал послед­ним разные названия: гимн ( ὕ μνος), эпос ( ἔπος), хвала ( ὁ ἔπαινος), псалом ( ψαλμός), поэма ( ποίημα), песнь ( ή ώοή), моление ( ή δέήσις), прошение (ή προσευχή). По-видимому, в этом разнообразии названий св. Роман исходил не столько из их содержания, сколько из сооб­ражения больших возможностей при сочинении акростихированных строф его произведений. Но св. Роман не называл и не мог называть своих произведений кондаками. Почему? – Контакионом ( κοντάκιον), откуда происходит слово кондак, греки называли свитки, нама­тываемые на палочку ( ό κοντός),– в отличие от книг, где пергамент складывался в четвертку, или τό τετρχόίογ. Таким образом, контакион мог содержать самые различные тексты, до богослужебных чинопоследований включительно. Только в IX веке, по мере того как происходила стабилизация состава богослужебных книг и уточнялись названия пес­нопений в зависимости от места их в богослужебных чинопоследова- ниях, появилось название кондак1.

Всякое творчество, самые гениальные произведения создаются на основе достижений культуры предшествующего времени. Талант откры­вается не в создании нового из ничего, а в более высоком художест­венном претворении уже существовавшего. Зрелость стиля поэзии св. Романа, его мастерство в решении задач, которые форма предъяв­ляла к мелодии, со всей убедительностью показывают, что Роман Слад­копевец обладал солидной школой литературных и музыкальных зна­ний и техники письма, унаследованных им от бывших до него песнописцев.

Тематика произведений Романа Сладкопевца была заимствована им главным образом из Евангелия и частично из других книг Священного Писания, а также из сказаний о мученичествах и из житий святых. Касаясь вопросов вероучения и христианской нравственности, он ис­пользовал творения отцов Церкви – Василия Великого, Григория Нис­ского и др. Особенно близок ему был Иоанн Златоуст, что вполне по­нятно. В прозаических гомилиях Златоуста постоянно встречаются яр­кие, образные параллели и антитезы, его язык смел и красочен. Более того, по-видимому, «смиренному» Роману (так называл себя поэт- Сладкопевец) импонировали воззрения св. Иоанна Златоуста на нрав­ственное учение Евангелия как на основу всей жизни и деятельности христиан, а не как на идеал, к которому люди должны только стре­миться. Наконец, близок был Роману Сладкопевцу и экзегес Злато­уста, вытекающий из его воззрений на христианскую нравственность. Так, первый кондак на притчу о десяти девах был написан св. Романом под непосредственным влиянием толкования этой притчи Златоустом2, а во втором кондаке на ту же тему св. Роман приводит слова Господа: «Ибо, где будет труп, там соберутся орлы» (Мф. 24, 28; ср. Л к. 17, 37) -так, как толковал их св. Иоанн Златоуст: «Под орлами он (т. е. евангелист Матфей) разумеет ангелов, мучеников и всех святых»3. Ис­пользовал св. Роман и «отреченные» источники, например, евангелие Никодима, а в 18-й строфе второго кондака об Иосифе цитирует Нестория4. Столь свободное отношение Сладкопевца к источникам своей поэзии может быть объяснено тем, что «живший в добродушии» «сми­ ренный» Роман не был учителем богословия, от которого требуется фи­ лософская отточенность мысли и аргументация текстами Священного Писания и словами отцов Церкви. Это был поэт, призванный «глаго­ лом жечь сердца людей».

В современном понимании значения искусства св. Роман был художником-реалистом. Его творчество не было абстрактным. Он со­чинял свои произведения не для эстетического наслаждения любителей поэзии и музыки. Это был отклик художника на волновавшие его современников проблемы церковной и общественной жизни. На бушевав­шую монофизитскую ересь он отвечает поэмами «Мария и волхвы»5 и «Мария у креста»6, в которых создает глубоко психологический об­ раз Марии-Матери и, тем самым, утверждает совершенную человече­скую природу Богочеловека. Роман видит отрицательные стороны нравственной жизни общества: увлечение одних внешним благочестием, разврат других и отчаяние в исправлении у третьих. В обличение пер­вых он пишет поэму на тему «О десяти девах»7, в которой указывает своим слушателям на христианское милосердие как добродетель, пре­восходящую все другие пути благочестивой жизни. Для целомудрен­ных он дает урок во второй поэме «Об Иосифе»8, а падшим внушает надежду на спасение поэмой «На отречение Петра»9. Не только вопро­сы веры и нравственности, но и события церковного и государственного значения были предметом внимания св. Романа как художника – реали­ста. Так, на последовавшее в 529 г. закрытие имп. Юстинианом языче­ской философской школы в Афинах Сладкопевец отвечает поэмой «На Пятидесятницу»в (современный кондак Пятидесятницы «Егда снисшед» – ее кукулион).

На изданный имп. Юстинианом закон о принудительном крещении нехристиан, под угрозой наказания их за уклонение, Роман откликается поэмой «На крещение Христа»10 (современный кондак праздника Бо­гоявления «Явился ecu днесь вселенней» – это кукулион упомянутой поэмы).

На происшедший в 532 г. в Константинополе мятеж «Ника», при подавлении которого в один день погибло около тридцати тысяч чело­век, Роман отозвался поэмой «На землетрясения и пожары»11 .

Под впечатлением происшедшего великого землетрясения Сладко­певец обращается к евангельской притче о десяти девах и пишет на эту тему вторую поэму, в которой обращается с призывом к по­каянию12.

Художник – реалист в своем творчестве не ограничивается откликами на злободневные вопросы его времени. Он создает жизненно правдивые художественные образы и раскрывает глубокие психологические кол­лизии. Таким был и Роман Сладкопевец. Примерами его художествен­ного реализма могут быть названные выше поэмы «Мария и волхвы» и «Мария у креста». Как было сказано выше, они были написаны в об­личение монофизитов. Чтобы показать своим слушателям наличие у Иисуса Христа совершенной человеческой природы, Роман Сладкопе­вец в этих поэмах прибегает к раскрытию материнских чувств Богоро-­ дицы. Известно, что природа наградила женщину-мать «шестым» чув­ством. Во сне женщина-мать чувствует заболевание лежащего с ней ребенка; ей свойственно предчувствие, когда ее ребенку грозит беда. Она на далеком расстоянии переживает тревогу и гнетущее чувство, когда с ее сыном или дочерью случается несчастье. Если же матери приходится терять свое детище, то она в это время, словно безумная, лишается рассудительности и хаос мысли туманит ее сознание. Это-то «шестое» чувство женщины-матери Роман и показывает своим читате­ лям в поэмах, посвященных Богоматери. В теме «Мария и волхвы» он картинно изображает поклонение последних Богомладенцу и беседу их с Его Матерью. Волхвы рассказывают, как они, водимые звездой, при­шли из Вавилона в Иерусалим. Но уже при этих словах в душу Марии закрадывается предчувствие приближающейся беды и страх за жизнь Младенца. Под влиянием этого чувства Она с свойственным женщине любопытством и хитростью старается выведать у волхвов, не знают ли они о каких-либо злых умыслах Ирода по отношению к Ее Младенцу. Сначала Она делает вид сомневающейся в правдоподобности сообще­- ния волхвов о посещении ими Иерусалима и заводит разговор об Иро­де: «Подлинно ли, что вы обошли кругом весь Иерусалим, этот пророкоубийственный город? И как вы безопасно прошли этот для всех зло­ получный город? И как вы теперь скроетесь от беззаконного Ирода, дышащего убийствами?»13 Краткий ответ волхвов: «Мы не скрылись от него, но посмеялись над ним; мы обошли всех, спрашивая, где роди­лось новое дитя, превечный Бог»14 – не успокаивает душевное волнение Марии. Материнским сердцем Она чувствует, что Ирод что-то замышляет против Ее ребенка, и поэтому Она задает волхвам новый вопрос: «О чем спрашивал вас царь Ирод и фарисеи?»15 Далее следует рассказ волхвов о беседе их с Иродом16. Хотя в этом рассказе не было никакого намека на коварство и пре­ступные замыслы Ирода, однако он не успокоил Марию. Когда волхвы, закончив свой рассказ, поклонились Младенцу и положили перед Ним дары, Пресвятая Дева обращается к Своему Сыну как к Спасителю мира с молитвой о всем мире. Она молит Его о благорастворении воз- духов, о изобилии плодов земных и спасении всех живущих на земле17, заканчивая молитву вдохновенными словами: «Спаситель, спаси мир, ибо ради него Ты пришел; утверди все целым, ибо Ты воссиял ради Меня, и волхвов и всей твари». Но и при этой возвышенной молитве за весь мир Она не перестает быть Матерью лежащего перед нем Младен­ца, и в этот момент «шестое» чувство не покидает Ее и заставляет Ее сказать:

«Вот волхвы, которых просветил свет лица Твоего.

Припадая Тебе, дары приносят,

Золотые, прекрасные, очень изящные.

Я нуждаюсь в них, потому что задумываю В

Египет идти и бежать с Тобою ради Тебя,

Путеводитель Мой, Сын Мои, Творец Мой, Искупитель

Мой, Новое дитя, превечный Бог»18 .

В поэме «Мария у креста» св. Роман описывает тяжелые пережива­ния Пресвятой Богородицы как матери, теряющей сына. Сладкопевец изображает Богоматерь следующей за Христом, ведомым на распятие. Она подавлена горем настолько, что не может владеть Своими мысля­ми. Светлые воспоминания доброго прошлого, что Она видела как магь от сына, перемешиваются с мыслью об ужасе предстоящих Ему стра­даний. В таком душевном состоянии Богородица, рыдая, вопит:

«Куда Ты идешь, Чадо? Для чего так быстро шествуешь?

Не другой ли брак опять в Кане,

И Ты теперь спешишь, чтоб из воды им сотворить вино?

Не идти ли с Тобой, Чадо, или лучше Тебя подождать?

Дай Мне слово, Слове. Не пройди, молча, мимо Меня»19.

В дальнейшем поэма представляет диалог между Иисусом Христом и Богородицей. Христос успокаивает Свою Мать:

«Отложи, о Мать, печаль, отложи,

Ибо не прилично Тебе плакать, Которая Благодатной названа.

Посему не омрачай плачем имя,

Не будь подобна неразумевающим, Всемудрая Дева»20.

Но ласковый ответ идущего на казнь Сына еще более волнует стра­ дающую за Него Мать:

«Зачем Ты, Чадо, говоришь: не уподобляйся другим женщинам?

Разве не подобно им во утробе Сына,

Тебя, Я выносила и вскормила молоком груди Моей?

Как же Ты хочешь, чтобы не оплакивала Я Тебя, Чадо,

Идущего принять смерть несправедливо?21

Вот, Чадо, Ты, желая от очей Моих

Слезы отогнать, сердце Мое удручаешь еще более»22.

Христос вновь ласково успокаивает Свою Мать и объясняет Ей ве­ликое значение Его добровольных страданий для прародителей Адама и Евы. Эти слова Его успокаивающе действуют на Пресвятую, но мысль, что Он уходит к Адаму и Еве в шеол- место вечного мрака и что Она больше Его не увидит, мучительно устрашает Ее. Всякий, кто герял близких, знает, как в тот момент хочется, чтобы они дали нам весть о себе из загробной жизни, и как тяжела и страшна бывает мысль о потере этой духовной связи. Это чувство показывает св. Ро­ман и у Богородицы в конце Ее диалога со Христом:

«Господи Мой! Если Я еще скажу, не прогневайся;

Я скажу Тебе, что на сердце у Меня:

Чтобы Я знала от Тебя то, что Я желаю.

Если пострадаешь Ты, если Ты умрешь, явишься ли Мне?

Если Ты пойдешь к Адаму с Евой, то увижу ли Я Тебя опять?»23

Потеря такой духовной связи страшит Богородицу, как женщину-мать, и Она говорит:

«Я боюсь того, что из гроба

Не посмотришь, Чадо, Ты, и буду Я, стараясь Тебя видеть,

Плакать и взывать: где есть Сын и Бог Мой?»24

Предлагаемый вниманию читателей кондак «О десяти девах» был написан св. Романом под влиянием взглядов св. Иоанна Златоуста на милосердие как на добродетель, превосходящую все другие христиан­ские подвиги. Толкуя притчу о десяти девах, св. Иоанн Златоуст гово­рит: «Поелику девство есть дело великое и многие имеют о нем высо­кое понятие, то дабы кто-либо, храня оное, не предался беспечности, так как будто уже все исполнил, и дабы не стал нерадеть о прочем, Иисус Христос приводит сию притчу, которая может убедить в том, что девство и другие добродетели, чуждые дел милосердия, осуждаются вместе с людьми прелюбодейными»25 . В другом месте Златоуст гово­рит еще более категорически: «Без девства можно видеть Царствие; а без милостыни нет никакой к тому возможности… Милостыня всего нужнее; в ней заключается все»26.

Кукулион I

Жениха, братне, возлюбим,

Лампады наши приготовим,

Сияющие добродетелью и правой верой,

Чтоб как мудрые, когда Господь придет,

Мы готовыми вошли вместе с Ним на брак.

Ибо Милосердный, как Бог, дар

Всем раздает

НЕТЛЕННЫЙ ВЕНЕЦ.

Кукулион II

Жених спасения, надежда прославляющих Тебя, Христе Боже,

Даруй нам, просящим Тебя,

Непорочно совершать течение на брак Твой,

Да примем, как девы,

НЕТЛЕННЫЙ ВЕНЕЦ.

Кукулион III

Ныне время добродетелей явилось

И при дверях Судия. Не будем ненавидящими.

Но придите, постящиеся, принесем

Слезы, раскаяние и сострадание,

Взывая: «Блуждаем во мгле морской».

Но прости все, Творче всех.

Да удержим

НЕТЛЕННЫЙ ВЕНЕЦ.

Строфа I

Услышав евангельскую священную притчу о девах,

Я смутился от дум, меня одолевших.

Как получилось, что из десяти, сохранивших добродетели девства,

У пяти этот труд оказался бесплодным?

5 Другие же держали лампады человеколюбия,

И Жених обращается к ним

И с радостью вводит в чертог.

Небеса открывает и раздает

Всем праведным

НЕТЛЕННЫЙ ВЕНЕЦ.

Строфа II

Итак, вникнем мы в благодатный смысл сего Божественного Писания,

Ибо оно предлагает всем путь в бессмертный брачный чертог.

Воистину богодухновенное и полезное Писание!

Христу же Спасителю, припадая, усердно воззовем:

5 Царь царствующих, Человеколюбец, даруй всем ведение,

Путеводи нас к Твоим заповедям,

Да познаем путь к Царству,

В которое мы желаем войти,

Да получим

10 НЕТЛЕННЫЙ ВЕНЕЦ.

Строфа III

По вере и обету очень многие люди,

Царствия Божня достигнуть желая,

Со тщанием добродетель девства хранят.

Всю жизнь строгий пост соблюдают,

5 Молитвы подолгу творят, догматов чистоту стерегут.

Но человеколюбие их оставляет,

И весь труд их напрасен бывает.

И всякий из нас, в ком нет состраданья,

Не примет

10 НЕТЛЕННЫЙ ВЕНЕЦ.

Строфа IV

Некие плаватели, всем оснащенные, но забывшие парус,

Не могут по морю свой путь совершать,

Ибо сам корабль их препятствует бегу,

Не помогает ни кормчего ловкость, ни руль.

5 Там же и все, плывущие к Царству Небесному,

И всякой добродетели груз на себя возложившие,

Но обнаженные милосердия,

Не могут достигнуть пристани неба

И не получат

10 НЕТЛЕННЫЙ ВЕНЕЦ.

Строфа V

Судия всех признал милосердие выше всех добродетелей

И передал людям сие, притчей их научив

О пяти мудрых девах, имевших елей,

И о неразумных, совершавших путь без елея.

5 Матфеи ее силу возгласил во услышание нам.

Вновь повторять все слова сии

Для знающих Писание, полагаю, не нужно,

Лучше исследуем смысл ее.

Да примем

10 НЕТЛЕННЫЙ ВЕНЕЦ.

Строфа VI

Много поучительного в притче сей, всякого человеколюбия

И смиренномудрия путь, и всем она путеводительница.

Начальникам дает пример обхождения, народных правителей учит состраданию.

И подобно тому, как построивший прекрасный дом и наполнивший всем,

5 Если его не покроет, понесет напрасный труд,

Точно так же добродетели собирающий

И кровлей сострадания

Их не покрывающий, губит приобретенное в поте лица,

Ибо не может иметь

10 НЕТЛЕННЫЙ ВЕНЕЦ.

Строфа VII

Мы можем познать смысл сей притчи Божественной, если разума

Очи недремлющие возведем ко Христу.

Посему прославим взором духовных очей всемирное воскресение

Христа Спасителя, грядущего всех Царя.

5 Он и ныне царствует и есть Господь и Владыка.

Если же некие незнающие восстают против Него,

То пламя и огонь всех сожжет.

Тогда противостать никто не в силах будет,

Ибо Он раздает

10 НЕТЛЕННЫЙ ВЕНЕЦ.

Строфа VIII

Все увидим, как внезапно труба возвестившего ангела звуком

Возбудит мертвых от века, ожидающих Христа,

Прекрасного Жениха, Сына Божия, Безначального Бога нашего.

С криком внезапно все выйдут навстречу,

5 И имеющие лампады, приготовленные и милостью наполненные,

Тотчас войдут с Женихом,

Как наследники Царства Небесного,

Ибо им вера с делами

Достойно дает

10 НЕТЛЕННЫЙ ВЕНЕЦ.

Строфа IX

Побеждает все добродетели милосердие, воистину сияющее,

Стоящее выше всех добродетелей пред Богом.

Оно рассекает воздух, шествует выше луны и солнца

И беспрепятственно достигает входа в пренебесные,

5 Не останавливается на этом, но достигает ангелов,

Пролетает хоры архангелов,

Достигает Бога, чтобы за людей,

Предстоять у трона Царя,

Испрашивая

10 НЕТЛЕННЫЙ ВЕНЕЦ.

Строфа X

Итак, взглянем и мы на пять мудрых, от сна восставших.

Как бы от дверей чертога, а не из гроба мертвых выходящих.

Имея елей, они тотчас лампады душ украсили.

Подобно им другие пять вместе встали,

5 Но с видом угрюмым и с лицами долу поникшими,

Ибо погасили светильники их.

Сосуды же их оказались пустыми.

Они взять елея пытались у мудрых,

Собирающих

10 НЕТЛЕННЫЙ ВЕНЕЦ.

Строфа XI

Отвечали неразумным мудрые: «А если не хватит

Того, что у нас заготовлено, нам всем и вам?

Мы не имеем и не смеем, чтобы взаймы дать.

Судилише праведных один раз собирается,

5 И неизвестность приговора устрашает нас.

О, если бы был слышен ясный камня звук

И нас освободили от неволи.

Ибо милость разделяет всех Творец,

Который дарует

10 НЕТЛЕННЫЙ ВЕНЕЦ.

Строфа XII

Ясно говорят им мудрые: «Идите, купите у продающих.

Быть может, и теперь сможете купить елей?»

А те заблуждаются, как всегда неумные,

Когда время действия для всех уже замкнулось,

5 Обойдя и сомкнув в неразумных шествие бесплодное.

Беспокойство теперь обвиняет их

И крик ясно обличает.

Ибо невозможного искали, как безумные,

И потому не получили

10 НЕТЛЕННЫЙ ВЕНЕЦ.

Строфа ХШ

Познав суетность шествия, наконец, возвратились пять

И нашли чертог Христов замкнутым.

Закричали все раздирающим голосом, со стоном и воплем:

«Твоего человеколюбия дверь открой. Бессмертный,

5 И нам, поработавшим Твоему владычеству девством».

А Царь им кричит:

«Не откроется вам Царство,

Не знаю вас. Удалитесь со средины,

Ибо не будете носить

10 НЕТЛЕННЫЙ ВЕНЕЦ.

Строфа XIV

Услышав Христа, всех Царя, кричащего 28

«Кто вы, не знаю», пять дев смущены были.

Плача, вопили они: «Праведнейший Судия, мы девство хранили,

Воздержание во всем соблюдали, с усердием

5 Постами себя изнуряли, в нищете пребывали,

Огненное пламя страстей И плотских желаний в себе победили,

Непорочное житие всегда проводили,

Да получим

10 НЕТЛЕННЫЙ ВЕНЕЦ.

Строфа XV

И после таких добродетелей и благодати девства, после отречения

Огня сладострастия и пламени наслаждений,

После множайших трудов и после того, как мы ревностны были о жизни на небе

И стремились подражать жительству бесплотных,

5 И то и другое таким образом сделанное оказывается неуваженным.

Мы подвиг несли добродетели многой,

И вся надежда осталась тщетной.

Почему не признаешь нас, раздающий

Всем, кому хочешь,

10 НЕТЛЕННЫЙ ВЕНЕЦ.

Строфа XVI

«Призри, Спаситель, на нас, Единый правосудный, открой Твою дверь!

Прими нас в чертог Твоих дев, Искупитель!

Не отврати лица Твоего, Христе, от призывающих Тебя,

Да не лишимся Твоей благодати бессмертия.

5 Да не будет нам стыда и укора пред ангелами.

Не оставь нас

Стоять вне чертога Твоего, Христе!

Разве кто из нас не соблюл чистоту, как те,

Которым Ты дал

10 НЕТЛЕННЫЙ ВЕНЕЦ.

Строфа XVII

Но когда так сказали неразумные Судии всех, Христос им ответил:

«Ныне настал суд праведный » истинный,

Человеколюбия время окончилось, нет теперь сострадания.

Уже не откроется людям дверь милосердия,

5 И нет больше места для покаяния.

Несострадателен Тот, Кто прежде был жалостлив,

И строг Судия, что раньше был милостив.

Вы, живя в мире, были немилостивы,

Как же теперь ищете ,

10 НЕТЛЕННЫЙ ВЕНЕЦ.

Строфа XVIII

«Ныне Я ясно вам говорю пред архангелами и всеми святыми,

Что получил Я от вшедших со Мной.

В скорби они посетили Меня и сильно голодавшего старались накормить,

И жаждущего напоили, опять же со всяким усердием.

5 Узнав, что Я без приюта, ввели к себе в дом, как знакомого.

Заключенному в узах помогали Мне,

Навещали Меня и больного.

Они строго сохранили всю заповедь Мою.

Посему и нашли

10 НЕТЛЕННЫЙ ВЕНЕЦ.

Строфа XIX

«Вы ничего этого не сделали в мире; хранили пост,

Соблюдали девство и добродетель на словах.

Без дел благочестивых и совершенных вы напрасно себя изнуряли.

Бездомных, нуждающихся и больных презирали,

5 Руку помощи голодным никогда не протянули.

Вами двигало одно лицемерие.

Вы всегда хвастались бесчеловечностью.

Даже стучавшимся нищим не помогали.

Как же вы ищете

10 НЕТЛЕННЫЙ ВЕНЕЦ.

Строфа XX

«Сострадание к ним было вам вовсе чуждо. Нагих, убогих

И бездомных вы под кров никогда не ввели.

Вы с гневом уши затыкали, чтоб о тех не слышать, кто в узы и темницы заключен.

Больных не навещали, на нищих

5 И бедных просящих неприветливым взглядом смотрели.

Вы всегда были бесчеловечны,

И вашим делом было пройти мимо вместо милосердия.

Как же, действовав так в жизни,

Вы теперь ищете

10 НЕТЛЕННЫЙ ВЕНЕЦ.

Строфа XXI

«Надменный взгляд вы всем бросали, бедных презирали.

Ко всем были несострадательны, немилосердны.

На согрешающих жестоко нападали, сами постоянно греша.

Даже к родным были бесчеловечны, будто сами не ошибались.

5 О себе много думали, хвалясь высокомерно.

Непостящихся считали отверженными,

Состоящих в браке – нечистыми.

Одних себя признавали праведными,

Еще не получив

10 НЕТЛЕННЫЙ ВЕНЕЦ.

Строфа XXII

«Соблюдая пост, вы не касались снедей, людей же

Вы чернили постоянно бранью и доносами.

Была у вас чистота, но она нечистая, ибо грязью слов

Вы каждый день ее сквернили. Какая польза в

5 Святости, если не свята душа?

Что лучше: есть и пить

И жить по совести или поститься

И не беречь себя от скверных дел?

Как же получить

10 НЕТЛЕННЫЙ ВЕНЕЦ.

Строфа XXIII

«Никогда поста не будет, если не избавиться

От болтливых слов и жестоких дел.

Не укрепится плоти воздержание, в неумеренности проводимое.

Основание поста утверждается, и крепко

5 Нужно водрузить его, как якорь, или как дом воздвигается.

Милосердие его весьма озаряет,

И страх Божий животворит.

Они его как стеной ограждают

И помогают получить

10 НЕТЛЕННЫЙ ВЕНЕЦ.

Строфа XXIV

«Какую пользу принесли вам пост и девство с хвастовством?

Кротость вы оставили, всегда гневу преданы.

Кроткий Сам, Я люблю кротких, им даю прощение.

Я отвергаю соблюдавших пост с немилосердием

5 И более предпочитаю ядущих с милосердием.

Бесчеловечных дев Я ненавижу,

А человеколюбивых почитаю, как замужних.

Честный брак целомудрен

И потому имеет

10 НЕТЛЕННЫЙ ВЕНЕЦ.

Строфа XXV

«Я не точил ножа для грешников, но всегда имел очи,

Кротко к людям обращенные, как Творец людей.

Рыдавшую блудницу Я принял благосклонно и прощенье дал.

Плакавшего мытаря помиловал и не оттолкнул,

5 Но, видя твердое раскаянье, к Себе вселил.

Ко всем как Творец имел состраданье.

Отрекшегося от Меня Петра простил,

Я сострадал ему, когда он плакал.

Ибо он искал

10 НЕТЛЕННЫЙ ВЕНЕЦ.

Строфа XXVI

«О вшедших со Мною в чертог скажу вообще:

Они тщательно хранили заповеди Мои на земле.

Всегда были вдов защитниками и сирот жалели.

Сострадали угнетенным

5 И никогда не закрывали дверь нищим или странникам.

Врачевали немощных,

Которых вы негодными считали.

Не знаю вас. Отрекаюсь бесчеловечных.

Тем же дам

10 НЕТЛЕННЫЙ ВЕНЕЦ.

Строфа XXVII

Хор ангелов удивился, услышав Христа-Царя,

Исповедавшего о пяти вшедших с Ним.

Как велико дерзновение святых у Христа, как велика слава их!

Пред столь многими народами получают они приговор бессмертия!

5 За ними и другие принимают последнее решение

И горько плачут, бесполезно рыдая,

Ибо видят хоры святых,

За милость имеющих дерзновение

И носящих

10 НЕТЛЕННЫЙ ВЕНЕЦ.

Строфа XXVIII

Итак, призывы для людей в Царство ясны.

Поспешим сохранить заповеди Христа.

Имеется в продаже, если хотим купить, на площадях елей,

Его продавцы – нуждающиеся в милосердии.

5 Каждый день они продают. Что же не заботимся?

Ведь за две лепты мы можем столько взять,

Сколько взял некто заплатив большие деньги!

Ибо меру определяет нам Создатель всех,

Так раздающий

10 НЕТЛЕННЫЙ ВЕНЕЦ.

Строфа XXIX

Заповедь Божня не тяжка, ибо не требует

Нести, что не можешь, но ищет намерения.

Ты имеешь на земле только два обола29 и другого ничего не собрал.

Всемилостивый и это примет, как Владыка.

5 И честь тебе воздаст, как давшему многие богатства.

А ты и обола не имеешь, чтобы принести?

Дан просящему чашу студеной воды.

Христос с благодарностью примет ее,

За все тебе воздающий

10 НЕТЛЕННЫЙ ВЕНЕЦ.

Строфа XXX

Малое принимая, Спаситель великое воздает. Вместо временных

Наслаждений дарует вечные блага.

Дай кусок хлеба – и получишь за него рай наслажденья.

Не вредит тебе бедность, ни нужда, если терпишь добровольно,

5 Ибо освобождает тебя от суда. Не ищи поэтому:

Кроткий получает прощение,

Сильных же сильно судят. Будь благомыслящим, чтоб найти Царство

И взять

10 НЕТЛЕННЫЙ ВЕНЕЦ.

Строфа XXXI

Прости мне, прости мне, Спаситель, виновному больше всех человеков,

Ибо я не делаю, что говорю и советую людям.

Посему к Тебе припадаю. Дай сердечное сокрушение и мне и слушающим, Да сохраним Твои заповеди в жизни

5 И не останемся плачущими и кричащими вне брачного чертога.

Помилуй нас Твоим благосердием,

Хотящий всегда всем спастись.

Призови нас, Спаситель, в Царство,

Да примем

10 НЕТЛЕННЫЙ ВЕНЕЦ.

Молитва Роману Чудотворчу о даровании детей

К сожалению, проблема бесплодия все чаще и чаще становиться причиной отсутствия беременности и искалеченных судеб людей. Однако, даже если вы активно проходите лечение, не лишним будет и обратиться в церковь. Ведь есть молитвы при бесплодии о даровании детей, которые действительно имеют силу.

Молитва роману преподобному

Не все знают про усердного молитвенника за бездетных — святого Романа Антиохийского. Сирийский святой жил в 4-5 веке и своей жизнью подражал пустыннику Феодосию. Много лет прожил он в тесной келии, никогда из нее не выходил, не зажигал светильников и носил власяницу с веригами. Святой был очень кроткий, любящий, сочувствующий каждой беде. За свои духовные подвиги преподобный Роман сподобился даров прозорливости и исцелений тяжких хворей, в том числе бесплодия.

Молимся отшельнику Роману о даровании детей

Читается молитва Роману Преподобному о даровании детей длительно. Желательно читать ее два раза в день, утром и вечером.

Молитва Роману Чудотворцу о даровании детей:

Перед тем, как начинать молиться, необходимо посетить православный храм. Можно найти опытного священника, и поделится своей проблемой. Он может подсказать, что лучше сделать, кому молиться для того, чтобы ребенок вскоре появился в семье.

Некоторые рекомендации от священников:

  1. Желательно чтобы пара была венчана. В Таинстве Венчания подается особое благословение на деторождение.
  2. Если супруги никогда не исповедовались, нужно это сделать. Бывает, что старые грехи несут последствия в виде бесплодия.
  3. После исповеди приступают Причастию.
  4. В получении сокровенного помогает обет, данный Богу. Например: никогда не ссориться с супругом, воспитать дитя в благочестии и христианской вере и пр.

Не стоит роптать и унывать в своем страдании. Всевышний благословляет детьми в самое подходящее время. Обязательно нужно молиться, просить помощи у святых, верить и ждать.​ Многие угодники Божии до старости не имели детей, терпеливо несли свой крест и были вознаграждены за свое упование.

Молитва о зачатии

Если супружеская чета взялась за молитвенный труд— первым делом читают прошение к Господу, а затем избранному святому или Богородице.

Молитва Господу о даровании детей:

Если возлагать свою печаль на Господа, поверить в Его благой Промысел о нас — исполнение заветного желания не за горами.

Молитва Роману Чудотворцу от бесплодия может быть выражена в таких словах: «Святой Роман Чудотворец, испроси у Господа милости к нам. Он знает о желании нашем иметь детей, походатайствуй о нас, и если угодно Богу, пусть исполниться оно».

Другая молитва Роману о даровании детей:

О священная главо, преподобне отче, преблаженне авво Романе, не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых и благоприятных молитвах к Богу: помяни стадо твое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад твоих. Mоли за ны, отче священный, за дети твоя духовныя, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю: не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя: поминай нас недостойных у Престола Вседержителева, и не престай молитися о нас ко Христу Богу, ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися. Не мним бо тя суща мертва: аще бо телом и преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребываеши, не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския и козней диавольских, пастырю наш добрый аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со Безплотными лики, с Небесными Силами, у Престола Вседержителева предстояши, достойно веселится, ведуще убо тя воистину и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся: молися о нас Всесильному Богу, о пользе душ наших, и испроси нам время на покаяние, да невозбранно прейдем от земли на небо, от мытарств же горьких, бесов воздушных князей и от вечныя муки да избавимся, и Небеснаго Царствия наследницы да будем со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу: Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Так как подвижник был великим постником, то логично будет испросить его расположение соблюдением поста и отказом от излишеств. Чтобы любое прошение был угодно Богу, и было исполнено, важно переосмыслить свой образ жизни. Бог может послать потомства в тот момент, когда родители изменились внутренне. Благочестивые супруги дадут гораздо больше ребенку, чем материально обеспеченные.​

Как правильно читать молитву?

Молитва о даровании детей читается перед образом святого. Желательно возжигать лампадку или свечу во время молитвы.

Для сугубой молитвы можно прибегнуть к множественным повторениям, например, читать прошение 3,12 или 40 раз. Неоднократное чтение помогает лучше сконцентрироваться, тренирует волю, укрепляет веру.

Икона отшельника Романа:

В русских храмах увидеть икону святого практически невозможно. Его имя несправедливо забыто, хотя на Руси ему усердно молились о зачатии. Есть такое поверье: чем меньше о святом знают, тем усерднее он исполняет просьбы молитвенников. Молитва от бесплодия поможет тем, кто обращается с твердой верой.

Отшельника Романа Антиохийского часто путают с другим Романом, Сладкопевцем. Этот святой прославился своими талантами певца и поэта. От рождения Роман был благочестив, помогал в храме и прислуживал Патриарху, но ни голоса, ни слуха у него не было. Святой усердно молил Богородицу о своем горе. Однажды в видении ему явилась Дева Мария и повелела съесть свиток. После чудесного явления голос Романа приобрел мелодичность, и его поэтический дар до сих пор заставляет умиляться красотой и глубиной текстов. Авторству Сладкопевца принадлежат сотни молитвословий и церковных гимнов.

Преподобный Роман Сладкопевец молитва:

Эта молитва святому Роману может подойти для прошения о даровании детей. Достаточно в конце от всего сердца добавить просьбу о зачатии.

Можно слушать молитву от бесплодия также на страницах интернета, посвященных данной теме

История чуда по молитве Роману Чудотворцу

Молитва преподобному Роману Чудотворцу исцелила от бесплодия супружескую пару. Супруги Игорь и Татьяна Рожковы сразу после свадьбы пытались зачать, но ничего не выходило. За 15 лет сменили десяток врачей, но все ставили диагноз — бесплодие. Явных причин никто не обнаруживал, все разводили руками. Пара уже стала подумывать об усыновлении, как вдруг Татьяна случайно нашла завалявшуюся на дне сумки записку. На ней была написана молитва Роману Антиохийскому от бесплодия, оставленная подругой несколько лет назад. Хотя супруги не были воцерковленными людьми, но христианские ценности им были близки. Молитва не похожа на заговор, но она молилась святому Роману о даровании детей по такой схеме: 3 дня подряд на рассвете. Через месяц она забеременела тройней. Счастливая женщина пообещала назвать сына в честь святого Романа. В декабре, после дня памяти святого, у них родились здоровые и красивые дети: две девочки и мальчик.