Рукоположение во диакона

Содержание

Чи́нъ, быва́емый на хїротоні́ю пресвѵ́тера

По е́же испо́лнитися Херувимской песни, име́яй поста́влен быти пресви́тер приводи́мь бывает архидиаконом или ины́м не́ким диаконов в царская врата́, ко святей трапе́зе пред архиереа с десны́я страны́. Архиерей же его осеня́ет рукою крестовидно, и води́мь бывает о́коло престола три́щи, якоже писано в хиротони́и диа́констей, поюще вси во олтари тропарь сей:

Святии́ му́ченицы, и́же до́бре страда́вше и венча́вшеся, моли́теся ко Го́споду спасти́ся душа́м на́шым. Еди́нощи.

Сла́ва Тебе́, Христе́ Бо́же, апо́столов похвало́ и му́чеников весе́лие, и́хже пропо́ведь Тро́ица Единосу́щная. Еди́нощи.

Таже: Иса́ие, лику́й: Де́ва име́ во чре́ве и роди́ Сы́на Емману́ила, Бо́га же и Челове́ка, Восто́к и́мя Ему́. Его́же велича́юще, Де́ву ублажа́ем. Единощи.

И приклоня́ет о́ба коле́на, и полагает дла́ни крестовидно на святую трапе́зу, приложи́т же и чело между́ рук ко святей трапезе. Архиерей полагает край омофориа на главу хиротонисуемаго и благословляет его по главс, трищи.

Возглашающу водя́щему иерею: Во́нмем,

Прочитает архиерей, возложи́в руку на главу его, в слух всех предстоящих во олтари́, возгла́сно:

Бжⷵтвеннаѧ бл҃года́ть, всегда̀ немощна̑ѧ врачꙋ́ющи и҆ ѡ҆скꙋдѣва̑ющаѧ восполнѧ́ющи, прорꙋчествꙋ́етъ, имⷬ҇къ, благоговѣ́йнѣйшаго дїа́кона во пресвѵ́тера: помо́лимсѧ ѹбѡ ѡ҆ не́мъ, да прїи́детъ на него̀ блгⷣть всест҃а́гѡ дх҃а.

И поют внутрь иере́е: Го́споди, поми́луй, три́щи, от десны́я страны. Та́же паки три́щи, от левыя страны.

Таже подобне певцы и вне, на правом и левом кли́росех: Ки́рие, еле́исон, по три́щи, косно, до́ндеже архиерей прочтет молитвы.

Архиерей паки благословляет его трищи, име́яй и руку на главс лежа́щу хиротонисуемаго. Протодиакон же глаголет: Го́споду помо́лимся, тихим гласом. Архиерей глаголет молитву тайно:

Бж҃е безнача́льный и҆ безконе́чный, всѧ́кагѡ зда́нїѧ старѣ́йшїй сы́й, нарица́нїемъ пресвѵ́тера почествова́вый во степе́ни се́мъ ѹ҆досто́ившыѧсѧ сщ҃еннодѣ́йствовати сло́во твоеѧ̀ истины! Са́мъ влⷣко всѣ́хъ, и҆ сего̀, є҆го́же бл҃говоли́лъ є҆сѝ прорꙋчествова́тисѧ ѿ менѐ, въ непоро́чномъ жи́тельствѣ и҆ некло́нной вѣ́рѣ, бл҃говолѝ под̾ѧ́ти вели́кꙋю сїю̀ бл҃года́ть ст҃а́гѡ твоегѡ̀ дх҃а, и҆ соверше́нна покажѝ раба̀ твоего̀, во всѣ́хъ бл҃гоꙋгожда́юща тебѣ̀ и҆ досто́йнѡ жи́тельствꙋюща дарова́вшїѧсѧ є҆мꙋ̀ ѿ твоеѧ̀ предзна́тельныѧ си́лы вели́кїѧ сеѧ̀ свѧще́нническїѧ че́сти.

Возглас:

Ꙗкѡ твоѧ̀ держа́ва, и҆ твоѐ єсть црⷵтво, и҆ си́ла, и҆ сла́ва, ѻ҆ц҃а̀ и҆ сн҃а и҆ ст҃а́гѡ дх҃а, ны́нѣ и҆ при́снѡ и҆ во вѣ́ки вѣкѡ́въ. Ами́нь.

Иерей же прочитаст ми́рная тихим гласом: Ми́ром Го́споду помо́лимся. Отвещают на ко́еждо прошение: Го́споди, поми́луй, единощи. О свы́шнем ми́ре: О ми́ре всего́ ми́ра: О архиере́и на́шем , свяще́нстве, защище́нии, пребыва́нии, ми́ре, здра́вии, спасе́нии его и де́ле рук его́ Го́споду помо́лимся. О рабе́ Бо́жием , ны́не проручеству́емом пресви́тере, и спасе́нии его́ Го́споду помо́лимся. Яко да Человеколю́бец Бог нескве́рно и непоро́чно ему́ свяще́нство да́рует Го́споду помо́лимся. О Вели́ком Господи́не и Отце́ на́шем: О Богохрани́мей стране́ на́шей: О гра́де сем: О изба́витися нам: Заступи́, спаси: Пресвяту́ю, Пречи́стую: Отвещают: Тебе́, Го́споди.

Архиерей, имея руку, лежа́щу на главе хиротонисуемаго, молится си́це:

Бж҃е вели́кїй въ си́лѣ и҆ неизслѣ́дный въ ра́зꙋмѣ, ди́вный въ совѣ́тѣхъ па́че сынѡ́въ человѣ́ческихъ, са́мъ гдⷵи, и҆ сего̀, є҆го́же бл҃говоли́мъ є҆сѝ на пресвѵ́терскїй воз̾ити степе́нь, и҆спо́лни ст҃а́гѡ твоегѡ̀ дх҃а да́ра, да бꙋ́детъ досто́инъ предстоѧ́ти непоро́чнѡ же́ртвенникꙋ твоемꙋ̀, вѣствова́ти є҆ѵⷢ҇лїе црⷵтвїѧ твоегѡ̀, сщ҃еннодѣ́йствовати сло́во истины твоеѧ̀, приноси́ти тебѣ̀ да́ры и҆ жє́ртвы дх҃о́вныѧ, возновлѧ́ти лю́дъ тво́й чре́зъ кꙋпѣ́ль пакирожде́нїѧ. ꙗкѡ и҆ се́й срѣ́тивъ во второ́мъ прише́ствїи вели́каго бг҃а и҆ сп҃са на́шего і҆и҃са хрⷵта̀, є҆диноро́днаго твоего̀ сн҃а, прїи́метъ мздꙋ̀ бл҃га́гѡ і҆коно́мства своегѡ̀ чи́на, во мно́жествѣ бл҃гости твоеѧ̀.

Возгла́с:

Ꙗкѡ бл҃гослови́сѧ и҆ просла́висѧ всечⷵтно́е и҆ великолѣ́пое имѧ твоѐ, ѻ҆ц҃а̀ и҆ сн҃а и҆ ст҃а́гѡ дх҃а, ны́нѣ и҆ прⷵнѡ и҆ во вѣ́ки вѣкѡ́въ. А҆ми́нь.

Таже воздвигнут его, и приносят епитрахи́лий, и взем ора́рий с хиротониса́ннаго, дает архиерей епитрахи́лий, благословив и́, и целует хиротонисанный епитрахилий и архиереову руку.

Архиерей же полагает на вы́ю его, глаголя велегласно: Аѯїосъ.

И поют во олтарй, три́щи: Аксиос. И вне певцы поют то́жде на оба лика. Подобно дает и пояс, и целует его, и архиереову руку, и опоясу́ется.

Архиерей же глаголет: Аѯїосъ. И поют во олтари́ и вне подобне.

Такожде творят и на фело́нь, и на Служебник. Архиерей же глаголет на ко́еждо: Аѯїосъ.

И поют по обычаю. И, целовав омофорий и архиереову руку, иерей хиротонису́емый отходит и целует архимандриты и сослужители вся в ра́мена, и стои́т со иере́и.

Таинство хиротонии

Одно из семи Таинств церковных, в котором дается Божественная Благодать на важное служение людям через священство. Оно совершается исключительно в алтаре, поэтому женщины не имеют права участвовать в нем.

Что такое хиротония в православии

Хиротония – это Таинство, в котором совершается возложение рук архиерея или патриарха на человека, собирающегося принять священный сан.

Хиротония бывает:

  • в чтеца;
  • в иподиакона;
  • в диакона;
  • в иерея;
  • архиерея.

Рукополагать во все чины, кроме архиерея, может епископ, митрополит или патриарх. Архиерейскую хиротонию совершает только патриарх. Равный священный чин не может совершать хиротонию, но только высший.

Таинство берет начало с апостольских времен. В Евангелии описан случай насыщения нескольких тысяч людей пятью хлебами и двумя рыбами. Здесь ведётся аналогия с евхаристией, где апостолы – прообраз священников, раздающих причастие верующим.

Апостолы были первыми священнослужителями.

Требования к ставленникам

Человека, которого рукополагают, называют ставленником. Чтобы стать священником, надо пройти все хиротонии, начиная с рукоположения в чтеца.

Апостол Павел в послании пишет, каким должен быть человек, желающий стать священником, епископом и диаконом. На этом основании составлены апостольские правила, которые учитываются перед рукоположением.

Желающий стать диаконом или священником должен быть:

  • единожды женат;
  • трезвым;
  • целомудренным;
  • честным;
  • не склонен к пьянству;
  • не сребролюбец;
  • странноприимец (любящий принимать странников);
  • миролюбив;
  • не убийца;
  • хорошо управляющий домом своим (ибо кто не может управлять своей семьей, не сможет управлять и церковью).

Кто не может быть священником:

  • женщина;
  • человек младше 18 и старше 75 лет;
  • имеющий физический недостаток для служения (эпилепсия, глухота, немота, слепота, нехватка пальцев на руке);
  • склонный к пьянству и наркомании;
  • бесноватые;
  • самовольно оскопленные;
  • новообращенный;
  • маловерующий;
  • имеющие смертные грехи (убийство, половые извращения, прелюбодеяние, блуд, ересь и т.д.);
  • женатые во второй раз;
  • женатый на блуднице, вдове, разведенной, актрисе, неверующей, родственнице;
  • находящийся в рабстве;
  • неокончивший службу в армии;
  • находящийся в тюремном заключении;
  • занимающий важный государственный пост;
  • имеющий долги или кредиты.

Такие строгие ограничения налагаются на ставленников потому, что они должны стать примером остальным верующим. На иерейском наперсном кресте написаны такие слова: «образ буди верным чистотой, верою, житием».

Если чтец согрешит блудом (интимной жизнью до венчания) или другими смертными грехами, согласно апостольским правилам, не может стать ни иподиаконом, ни диаконом, ни священником. Тоже самое касается иподиакона и диакона. Жениться можно только чтецам и иподиаконам. Диаконы и священники уже вступать в брак не должны.

Как проходит иерейская хиротония

Все хиротонии происходят в разное время на Божественной литургии. Иерейская хиротония совершается после пения Херувимской. Два диакона берут ставленника, находящегося перед Царскими вратами, под руки и возглашают: «Повели. Повелите!».

Все трое входят в алтарь Царскими вратами, подходят к Престолу. Архиерей в это время сидит перед Престолом. Во время пения венчальных тропарей («Исайя ликуй») все трое обходят Престол трижды. При этом ставленник кладет земные поклоны перед алтарем и перед архиереем, целует Престол. Это повторяется трижды. Затем ставленник встает на колени перед Престолом, и архиерей читает специальную молитву, возложив на него руки.

Венчальные тропари поются в знак того, что происходит как бы венчание ставленника с церковью. Это образ того, что он теперь не принадлежит своей семье, но должен служить Богу и верующим ко спасению. В подтверждение тому он снимает с руки своей обручальное кольцо и больше не надевает его.

Архиерей призывает Божественную Благодать, «немощные врачующую и оскудевающия восполняющую». Это означает, что с этого момента Бог Сам будет подавать священнику силы для служения Церкви.

После прочтения молитвы архиерей выводит новоиспеченного священника Царскими вратами на амвон. Вопрошая народ: «аксиос?», что значит: «достоин?», он надевает на него по очереди элементы иерейского облачения (епитрахиль, поручи, фелонь), наперсный крест и дает в руки служебник. При этом хор должен ответить трижды «Аксиос», иначе рукоположение будет считаться недействительным.

Потом архиерей говорит новорукоположенному иерею: «Христос посреде нас» и целует его трижды братским целованием. Облачение у нового иерея должно быть только белого цвета. Это знак чистоты, святости.

Архиерей в алтаре поздравляет рукоположенного иерея и дает ему наставление к предстоящему служению. Священник стоит всю оставшуюся часть литургии возле алтаря и молится. Затем обычно он выходит читать заамвонную молитву.

С этого момента пресвитер может совершать все Таинства, кроме Хиротонии.

Может ли быть снят сан

Сан священный сан с человека не может никто кроме Ангелов и Бога. Но по совершении иереем тяжких грехов, несовместимых со священническим служением, архиерей может запретить священника к службе на некоторое время. Если же он упорствует в грехах, запрет может быть наложен навсегда.

Коротко о Таинстве Священства от иерея Василия Куценко

Таинство Священства (Рукоположение)

Как и все остальные Таинства, Священство имеет свою внешнюю и внутреннюю сторону.

Установление Таинства

Неизменными с апостольских времен остаются и основные литургические тайнодействия Таинства.

Степени церковной иерархии

Клир (греч. клэрос — жребий), духовенство, причт — это совокупность всех священнослужителей и церковнослужителей одного храма. К клиру Русской Православной Церкви относятся священнослужители и церковнослужители всех ее храмов.

Сейчас в обязанности алтарника входит:

1) возжигание свечей и лампад в алтаре и перед иконостасом к началу богослужения;

6) необходимая помощь священнику при совершении Таинств и треб;

Алтарнику запрещается касаться Престола, жертвенника и их принадлежностей; переходить с одной стороны алтаря на другую между Престолом и Царскими вратами.

Церковнослужители (нынешние алтарники) делились на несколько групп, имевших определенные обязанности:

1) иподьяконы (в древней Церкви — субдьяконы);

4) певцы (канонархи) церковного хора.

Священнослужители — лица, получившие в Таинстве Священства благодать совершать Таинства (архиереи и священники) или непосредственно участвовать в их совершении (дьяконы).

В Православной Церкви существуют три степени священства.

2. Пресвитер (священник, иерей).

1) иеродьяконом, если он состоит в монашеском чине;

3) протодьяконом (первым дьяконом), если он несет должность старшего дьякона в белом (женатом) духовенстве;

Пресвитера, в зависимости от обстоятельств его служения, называют:

1) иеромонахом (греч. иеромнúхос — священник-монах), если он состоит в монашеском чине;

3) протоиереем или протопресвитером (первым иереем, первым пресвитером), если он является старшим из пресвитеров белого духовенства;

6) схиигуменом или схиархимандритом называют игумена или архимандрита, принявшего схиму.

К священнослужителям принято обращаться следующим образом.

1. К иереям и монашествующим священникам (иеромонахам): «Ваше Преподобие».

К архиерею принято обращаться следующим образом.

2. К архиепископу или митрополиту: «Ваше Высокопреосвященство».

4. К некоторым восточным Патриархам (иногда и к другим епископам) обращаются — «Ваше Блаженство».

Сан епископа в административном отношении имеет несколько степеней.

2. Епископ управляет всеми приходами целой области, которая называется епархией. К имени епископа, которое он имеет в монашестве, прибавляется наименование управляемой им епархии.

4. Митрополит — это епископ большого города и прилегающей области. При митрополите могут быть наместники в лице викарных епископов.

Хиротония и хиротесия

1. Хиротония дьякона — после освящения Даров, вслед за произнесением слов «и да будут милости великого Бога…».

Посвящают в церковнослужители в следующие моменты богослужения.

Условия действительности хиротонии

1. Акт хиротонии должен осуществляться в храме (в алтаре) в собрании молящегося народа, который символически свидетельствует о достоинстве рукополагаемого: хор от лица присутствующих поет «аксиос» (то есть «достоин»).

6. 29-е Апостольское Правило гласит: «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, деньгами сие достоинство получит, да будет извержени он, и поставивший, и от общения совсем да отсечется».

Диакон: служитель

Как известно, в Православной Церкви три степени священства: диаконы, священники епископы. Самая первая, низшая степень — диаконы. Они помогают в совершении Таинств священникам и архиереям, но не могут совершать их самостоятельно.

На вспомогательную и, казалось бы, несамостоятельную роль диаконов указывает и этимология этого слова. По-древнегречески ὁ διάκονος (diakonos) значит «слуга», «служитель». Оно является однокоренным с глаголом διακονέω (diakoneō) – «служить», «делать для кого-либо что-либо», и существительным ἡ διακονία (diaconia) – «служба», «служебная обязанность», «прислуживание».

Во время богослужения диакон совершает каждение (обходит весь храм с кадилом, которое разжигается при помощи раскаленного угля. На уголь который кладется ладан — душистая смола восточных деревьев. При сгорании он образует благовонный дым — фимиам), дает определённые указания молящимся, читает вслух Евангелие. Возможна служба и без диакона, когда все эти действия совершает сам священник, но все же Церковь стремится к тому, чтобы диаконы принимали участие в богослужениях.

Это стремление объясняется тем, что диаконат на самом деле не является лишь промежуточной ступенью, которую нужно как можно быстрее пройти, чтобы достичь чина священства. То есть, в церковной иерархии диаконская роль помощников и служителей имеет самостоятельное значение. Интересно, что диаконов на богослужениях сравнивают с летающими ангелами, которые поддерживают связь мира горнего и дольнего. Это сравнение особенно наглядно потому, что во время пения ектений (молитвенное прошение на богослужении) диаконы поднимают вверх свой орарь (принадлежность богослужебного облачения диакона – длинная узкая лента, которую он носит через левое плечо), что напоминает «трепетанье ангельских крыльев, несущих на себе молитвы к Богу». Великий русский писатель Н. Гоголь в своих «Размышлениях о Божественной литургии» пишет, что «званье диакона, что званье ангела на небесах, и самым сим на него воздетым тонким лентием, развевающимся как бы в подобие воздушного крыла, и быстрым хождением своим по церкви изобразует он, по слову Златоуста, ангельское летание».

В древней Церкви одной из главных обязанностей диаконов были занятия благотворительностью, то есть распределение милостыни и провизии среди нуждающихся. Тем самым они давали священникам возможность беспрепятственно заниматься пастырским служением. О самых первых диаконах рассказывают «Деяния апостолов» в шестой главе. Апостолы, чтобы их ничто не отвлекало от проповеди Слова Божия, призывают выбрать из народа «семь человек изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости», чтобы те «заботились о столах» (Деян. 6, 2-3). Апостолы возложили на избранных руки и поставили их на службу, сказав про себя: «А мы постоянно пребудем в молитве и служении слова» (Деян. 6, 4). Со временем, особенно после легализации Церкви, когда умножилось число даяний и благотворителей, диаконы стали заведовать своего рода «социальными центрами» при храмах.

Хотя в святоотеческой литературе нет ни одного сочинения, посвященного теме диаконата, из «Деяний апостолов» мы видим, что диакония – самый древний чин в Церкви после апостольского.

И самый первый мученик в истории Церкви – это Стефан, один из тех самых «семи мужей», рукоположенных апостолами «печься о столах». История его мученичества описана в седьмой главе «Деяний апостолов». Стефан, как и апостолы, проповедовал в Иерусалиме Слово Божие, за что был привлечен к суду вступившими с ним в спор представителями синагоги.

В конце обращенной к ним проповеди они «устремились на него, и, выведши за город, стали побивать камнями» (Деян. 7, 57). Мученическую смерть Стефана приветствовал в числе прочих Савл – будущий апостол Павел, до своего обращения бывший одним из самых ярых гонителей Церкви.

Интересно также, что в древней Церкви были и диакониссы – «служительницы», которые ухаживали за больными женщинами и помогали готовить женщин к Крещению. Со временем их служение в Церкви полностью прекратилось.

Однако в начале 20 века вопрос о возрождении института диаконисс был поднят и в нашей Церкви. В 1911 году даже собирались открыть первую общину диаконисс в Москве. Этот вопрос обсуждался и на Поместном Соборе Русской Православной Церкви в 1917-18 гг., но никакого решения Собор так и не принял.

Иллюстрация: Диакон. А. Рябушкин, 1888 г.

ТРЕБОВАНИЯ К КАНДИДАТАМ В СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛИ И ПРЕПЯТСТВИЯ К РУКОПОЛОЖЕНИЮ

Священнослужитель как духовный пастырь, учитель и наставник народа Божия должен обладать определенными качествами и вести определенный образ жизни, соответствующий духу Церкви. Кандидат в священнослужители должен глубоко знать и понимать учение Православной Церкви и обладать крепостью христианской веры, вести безупречный образ жизни в соответствии с заповедями Господа Иисуса Христа и учения Церкви. Как показывает опыт Церкви далеко не все люди, считающие себя христианами, могут быть рукоположены в церковно- и священнослужители.

Неспособность к священству

В Православной Церкви существует понятие о двух видах неспособности к священнослужению: абсолютная неспособность, когда рукоположение недопустимо в любом случае; а если оно и было совершено, то считается Церковью недействительным. Существует еще относительная неспособность к священству, ввиду какого-либо недостатка, являющегося препятствием к священству, но допускающего возможность рукоположения, если на это будет дано разрешение (благословение) со стороны высшей церковной власти.

С точки зрения Церкви абсолютно неспособны к священству некрещеные лица и женщины. Некрещеный человек, по определению не может быть священнослужителем, так как он не является членом Церкви, а, следовательно, и не может быть духовным пастырем народа и выполнять священнодействия Церкви. Женщины, конечно же, могут исполнять различные обязанности в храме: хозяйственные дела, пение на клиросе, работа в церковных учреждениях, помощь в храме по различным вопросам. Но, с другой стороны, быть священнослужителями женщины не могут и в этом мнении Церковь основывается на свидетельстве Св. Писания. Во-первых, Сам Господь Иисус Христос, когда выбирал Себе учеников, остановился только на мужчинах, тем самым дав образец для подражания при выборе кандидатов в священнослужители. Во-вторых, Церковь отталкивается и от слов апостола Павла, который по поводу места женщины в храме писал: Жены ваши в церквах да молчат; ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит (1 Кор. 14: 34). Стоит также отметить тот факт, что в древней Церкви существовали должности диаконисс и пресвитерисс, но данные лица все же не являлись членами церковной иерархии.

Что касается основных видов препятствий для священства, то в настоящее время, исходя из церковного права, все препятствия можно разделить на три группы: препятствия физического, духовного и социального характера.

Препятствия физического характера

Препятствия физического характера можно, в свою очередь, разделить на две группы: препятствия, связанные с возрастными ограничениями, и препятствия по состоянию здоровья или при наличии телесных недостатков.

В связи с тем, что священническое служение дело ответственное и серьезное, за исполнение которого священник будет давать ответ Самому Богу, то вполне естественно, что кандидат в священнослужители должен иметь определенный возрастной показатель. Именно возраст определяет в человеке наличие зрелого ума, крепости веры и определенного жизненного опыта.

По канонам Церкви, выработанным на Трулльском Соборе (14-е правило), для поставления в диаконы определяется возрастной ценз равный 25 годам, а в священника – 30 годам. Это связано с тем, что Сам Господь Иисус Христос вышел на Свою проповедь достигнув 30 лет. По 15-му правилу этого же Собора в иподиаконы можно поставлять не ранее достижения кандидатом 20 лет. Стоит, однако, отметить, что в опыте Церкви часто случается отступление от этих правил. Поставление во епископа не имеет четко определенных возрастных рамок. Так, например, по Апостольским постановлениям, возраст для епископского рукоположения определен в 50 лет. При патриархе Фотии в книге «Номоканон» был установлен минимальный возрастной ценз для поставления во епископы – в 35 лет, а в исключительных случаях – в 25 лет. Самое раннее служение в Церкви можно начать с чина чтеца, для которого нет жестких возрастных ограничений. По ныне действующему Уставу Русской Православной Церкви в чины диакона и пресвитера (священника) можно поставлять с 18 лет (гражданское совершеннолетие), в епископа можно поставлять кандидата не моложе 30 лет.

Что касается вопроса о физических недостатках, то здесь Церковь указывает на два обстоятельства. С одной стороны, сам по себе физический недостаток еще не может быть препятствием для рукоположения во священство. С другой стороны, не могут быть священнослужителями те лица, чьи физические недостатки могут непосредственно затруднить служение Богу. Так, например, по 77-му Апостольскому правилу священнослужителями могут быть лица имеющие повреждения ока (глаза), а также имеющие болезни ног. Но по 78-му правилу не могут быть священнослужителями лица страдающие глухотой или слепотой. По 1-му правилу Первого Вселенского Собора разрешено быть в клире людям, ставшим скопцами в результате не зависящих от них причин, но для тех, кто оскопился добровольно, предусмотрено исключение из состава клира. На основании 79-го Апостольского правила не могут быть рукоположены и душевнобольные, как лица несвободные в своем разуме и действиях.

Препятствия духовного характера

К препятствиям духовного характера относятся три вида обстоятельств: недостаточная вера у кандидата, отсутствие необходимых для служения знаний, наличие нравственных пороков.

Кандидат в священнослужители должен исповедовать строго православную веру в Господа Иисуса Христа и Его Церковь. Вера кандидата должна быть твердой и крепкой. Недостаток веры у кандидата может быть выявлен в результате следующих обстоятельств произошедших с ним.

Во-первых, не могут быть рукоположены лица уже отпадавшие от Церкви. 10-е правило Первого Вселенского Собора по этому поводу гласит: «Аще которые из падших произведены в клир, по неведению, или со сведением произведших: сие не ослабляет силы правила церковнаго. Ибо таковые, по дознании, извергаются от священнаго чина».

Во-вторых, лица обратившиеся к вере в результате крайних стечений обстоятельств, также не могут быть рукоположены во священство. Однако, по 12-му правилу Неокесарийского Собора, если данные лица после своего обращения доказали свою веру добродетельной жизнью и духовными подвигами и если нет других достойных кандидатов, то эти лица могут быть рукоположены во священство.

Еще две категории людей не могут быть рукоположены без особого на то позволения – это перешедшие из ереси и новокрещеные (неофиты). Так, например, апостол Павел писал в своем Послании к Тимофею по поводу требований к кандидату в епископы: Не должен быть из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом (1 Тим. 3: 6).

Церковь учит также о том, что только те лица, которые обратили ко Христу всю свою семью (всех своих домашних), могут быть рукоположены в священнослужители. В 45-м каноне Карфагенского Собора по этому поводу говорится: «Епископы и пресвитеры, и диаконы не прежде да поставляются, разве когда всех в доме своем соделают православными христианами». Также не могут быть рукоположены во священство невольные убийцы (43-е правило Василия Великого).

Необходимо также отметить, что сама жизнь кандидата в священнослужители должна быть наполнена добродетельными поступками, любовью к ближнему, крепкой верой во Христа и не должна быть запятнана порочными делами. Целый ряд порочных дел является препятствием для рукоположения в священническое служение. В данную группу препятствий для священнического служения Церковь относит: убийство, святотатство, кражу, гробокопательство (6-е правило св. Григория Нисского), блуд, прелюбодеяние, содомию (61-е Апостольское правило).

Необходимые качества, которыми должен обладать кандидат в священнослужители, включают в себя: смирение, кротость, миролюбивость, а также учительство и способность наставлять паству в вере. Об этом подробно писал апостол Павел: Епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец, но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан (Тит. 1: 7 – 8).

Что касается вопроса об образовании, то в настоящее время кандидаты в священнослужители должны иметь соответствующее духовное образование, но, в крайнем случае, могут рукоположить и без него. Однако, в любом случае, кандидат в священство должен обладать знаниями о своей вере, разбираться в догматах и в литургических текстах, знать богослужебный устав.

Препятствия социального характера

Социальные требования к кандидату в священство в свою очередь делятся на три группы: семейное положение, ответственность перед государством и общественная репутация.

Происхождение кандидата во священство не может быть препятствием для его рукоположения (8-е правило Никифора Исповедника). Таким образом, лица являющиеся незаконнорожденными, или рожденными в результате второго и третьего браков имеют право быть рукоположенными. По поводу семейного положения стоит также отметить, что Церковь не рукополагает во священство второбрачных (и в целом всех тех, кто состоял более чем в одном браке) (17-е Апостольское правило). Таким образом, для кандидата во священство обязательным требованием является моногамия (единобрачие). Пассивная бигамия, т. е. женитьба на вдове или брошенной, также является препятствием для рукоположения в священнический сан (18-е Апостольское правило). По целому ряду церковных канонов препятствиями для рукоположения являются также следующие обстоятельства: жизнь с женой, уличенной в прелюбодеянии (8-е правило Неокесарийского Собора), брак с близкой родственницей – племянницей (19-е Апостольское правило), брак с нехристианками и с неправославными женами (36-е (45-е) правило Карфагенского Собора). При всем вышесказанном следует отметить, что все эти требования касаются только кандидатов в чины диакона и пресвитера, а для епископов (13-е правило Трулльского Собора) обязательным является безбрачие.

В отношении к государству кандидат в священнослужители также должен соответствовать определенным требованиям Церкви. Так, по канонам Церкви, не может быть рукоположено лицо, занимающееся «делами народного управления» (81-е Апостольское правило), а также лицо, состоящее на военной службе (83-е Апостольское правило). Лица, частично или полностью утратившие гражданскую свободу, также не могут быть рукоположены в священнические чины: рабы и крепостные (в различные исторические эпохи), лишенные свободы по приговору суда (в настоящее время).

Кандидаты в священнослужители должны обладать хорошей репутацией в обществе, а, следовательно, по канонам Церкви, не могут быть рукоположены, такие лица, как ростовщики (14-е правило Василия Великого и др.), актеры (55-е правило Карфагенского Собора), содержатели игорных домов и т. п.

В целом, следует заметить, что лишь требования, касающиеся крещения и пола, являются безусловными для исполнения их Церковью. По остальным моментам Церковью могут быть допущены отступления от правил (диспенсации), ввиду выдающихся качеств кандидата в священнослужители, и это не будет являться нарушением учения Церкви.