Рязанские святые

Рязанская область

Россия

Православие в Рязанской области

Рязанская митрополия расположена в центре европейской части нашей страны. По сообщению справочников, город Рязань (бывший Переяславль) находится в 198 километрах к юго-востоку от Москвы.

В летописи повествуется, что в древности берега Оки были заселены вятичами, а в нижнем течении — муромой, черемисами и мордвой. Судя по летописям, в ХV в. черемисы заменяются мещерой. Примерно до Х в. район средней Оки был заселен неизвестным угро-финским племенем. До сих пор для ученых остается загадкой, по каким причинам и при каких обстоятельствах угро-финское население покинуло район средней Оки.

Первые свидетельства об утверждении власти Киевских князей на берегах Оки относятся к Х — началу Х века. Под 988 г. начальная летопись сообщает об определении сыновней князя Владимира на княжение в разные города. Отмеченное сообщение было лишь приурочено к 988 году. Направлялись же в эти земли князья в разное время.

Как явствует из Жития святых благоверных князей Бориса и Глеба, святой Борис был Ростовским князем, а святой Глеб — Муромским.

На первых порах после принятия христианства, при равноапостольном князе Владимире и Ярославе Мудром, немногочисленное, надо полагать, христианское население городов и селений бассейна реки Оки окормлялось или церковной иерархией Чернигова (Рязань и все земли к югу и западу от нее), или же Ростовским епископом (Муром). До конца ХI в. Муром и Рязань представляли собой лишь зависимые от черниговского князя уделы. Первая половина ХII в. — это время обособления Муромо-Рязанской земли от Приднепровья. Вторая половина ХII в. — формирование самостоятельного Рязанского княжества. Родоначальником всех муромских и рязанских князей считается святой благоверный князь Константин Муромский (память его 21 мая ст. ст.), в миру Ярослав Святославович ( 1129).

В церковном отношении Рязань и после выделения Мурома и Рязани в самостоятельное княжество, до конца ХII в., зависела от Черниговских епископов.

Известие 1187 г. о приходе во Владимир Черниговского епископа Порфирия с ходатайством в пользу рязанских князей, «зане же есть Резань Черниговская епископия», показывает, что в это время Рязань еще входила в состав Черниговской епархии.

Населённые пункты

Рязань

Святыни Рязанской области

Срезеново село Шиловского района. Казанский храм: мощи преп. исп. Анна Срезневская (ХХ в.), икона Божией Матери «Споручница грешных – Срезневская».

Поощупово село Рыбновского района. Иоанно-Богословский монастырь: оригинал иконы Божией Матери «Знамение-Корчемная», икона Апостола Иоанна Богослова.

Кадом. Кадомский в честь иконы Божией Матери «Милостивая» женский монастырь: икона Божией Матери «Милостивая».

Выша, село Шацкого района. Свято-Успенский Вышенский женский монастырь: мощи свт. Феофан Затворник (XIX в.).

Эммануиловка, дер (2 км. от Выши). Сергиевский храм: «Вышенская-Казанская» икона Божией Матери.

Польное Ялтуново село Шацкого района. Кладбище: чтимые могилы стариц Анны, Анисии, Матроны и Агафии Петриных и блаж. Василия, Евдокии и Андрея (не канонизированы).

Зимарово, село Новодеревенского района. Боголюбский храм: «Зимаровская-Боголюбская» икона Божией Матери.

Ижеславль, село Михайловского района. Рождественский храм: икона свт. Николая.

П. Полевой: Святое озеро апостолов Петра и Павла

С. Салаур: Святой источник Параскевы Пятницы

С. Ерахтур: Святой источник пророка Ильи

Монастыри Рязанской области

Все монастыри Рязанской области

Троицкий Рязанский мужской монастырь

Документальных данных об основании и первых десятилетиях существования монастыря не сохранилось. Легенды связывают его появление с именем Преподобного Сергия Радонежского, приезжавшего в Рязань в 1386 с целью примирения великого князя московского Дмитрия Донского с рязанским князем Олегом. По другой версии, не подтверждённой летописными данными, монастырь был основан в 1208 году рязанским епископом Арсением I (†1212) при князе Романе Глебовиче, как одно из укреплений, создаваемых вокруг Переяславля Рязанского. Во время татаро-монгольского нашествия монастырь неоднократно подвергался разорениям. Храм Святой Живоначальной Троицы монастыря упоминается в документах 1595—1597 и 1628—1629 годов.

Стольник Иван Иванович Вердеревский возобновляет монастырь (1695) и начинает его восстановление: в 1695 году строит на месте деревянного новый каменный храм во имя Пресвятой Живоначальной Троицы, в 1697 — церковь Иоанна Предтечи.

Адрес: 390013, г. Рязань, Московское шоссе, 10. Находится около места впадения речки Павловки в реку Трубеж, в 200 метрах от Московского шоссе.

Телефон: 8(4912)76-23-00, 8(4912)34-81-71, 8(915)615-21-94.

Иоанно-Богословский монастырь (Пощупово)

Считается, что обитель возникла в конце XII или начале XIII века и была основана греческими монахами-миссионерами, которые принесли с собой чудотворную икону апостола Иоанна, написанную в VI столетии в Византии мальчиком-сиротой. Образ этот стал главной святыней Богословского монастыря.

В XVI — первой половине XVII века монастырь неоднократно разорялся крымскими татарами, но неизменно возрождался (источники упоминают, в частности, разорения 1534 и 1572 годов). Поначалу монастырь располагался несколько южнее, но в XVI веке был перенесен на нынешнее место. Вплоть до середины XVII века все постройки в монастыре были деревянными. В 1764 году практически все земли, за очень небольшим исключением, были изъяты у Иоанно-Богословского монастыря, а сам он отнесен по штатам к разряду третьего класса и к середине XIX века пришёл в упадок.

Адрес: Рязанская область, Рыбновский район, с. Пощупово.

Телефон: 8(4912)24-04-33, 8(4912)24-04-19.

Успенский Вышенский женский монастырь

Монастырь основан как мужской в лесах у слияния Цны и Выши, на современное место переведён в 1625. Долгое время небогат и малолюден, начал развиваться в нач. XIX в. попечением строителя иером. Тихона, перешедшего сюда из Саровской пустыни. Большая часть построек, в т. ч. кельи и ограда выстроены в XIX в. Получил особую известность по жившему здесь в 1866-1894 в затворе еп. Феофану (Говорову), известному духовному писателю. Закрыт в 1920-х, занят лесхозом. С 1938 занят областной психбольницей. Восстановлен в 1990 на части территории как женский, но до кон. 1990-х сёстры жили вне монастыря. В настоящее время идет постепенный вывод больницы в новые корпуса.

Адрес: 391574, Рязанская область, Шацкий район, п. Выша, ул. Заречная, д. 20, Успенский Вышенский женский монастырь.

Телефон: 8 (49147) 2-73-73.

Храмы Рязанской области

Основные храмы Рязанской области

Рязанский Успенский собор

Сначала Успенским назывался Рождественский собор, построенный на рубеже XIV-XV веков. С годами храм пришел в ветхость, и стал мал для кафедрального собора. Ходатайствовать о строительстве нового Успенского кафедрального собора начал еще в 1677 году митрополит Иосиф, который просил у царя Федора Алексеевича дозволения построить новую соборную церковь на том месте, где была зелейная (пороховая) палата.

Постройка началась в 1684 году, но в ночь на 18 апреля 1692 г. чуть недостроенный собор рухнул по причине неправильных расчетов или слабости грунтов под фундаментом.

В 1693 году строительство возобновилось, вчерне собор был окончен к 1699 году: к этому времени делали уже кровлю. Необходимо было только позаботиться об устройстве иконостаса, и в 1699 году приступили к его исполнению артели Сергея Христофорова. Полную же заботу об иконостасе принял на себя преемник удалившегося на покой митрополита Авраамия — митрополит Стефан (Яворский). Ко времени его прибытия в Рязань, Успенский собор не был отделан внутри, иконостас был сооружен в 1701 году.

Адрес: Россия, 390000, Рязань, Рязанский кремль

Троицкая церковь (Гусь-Железный)

По заказу предпринимателя Андрея Баташова на Гусевском заводе начали возводить величественный белокаменный Троицкий храм с трапезной и пятиярусной колокольней в 1802-1868 гг.

По предположению Г.К.Вагнера и С.В.Чугунова Троицкий храм построен по проекту архитектора В.И. Баженова. Но он не был первым храмом в Гусе. До Троицкой церкви здесь в 1766 г. Баташовы построили деревянную церковь во имя святого пророка Иоанна Предтечи. Это здание церкви сгорело в 1802 г. Тогда же началось строительство нового двухэтажного храма.

При А. Баташёве храм был только заложен (1802 г), но по смерти заказчика (1825г.) был доведен только до купола. Трапезная и колокольня — до карниза. Хотя в храме уже совершались богослужения, однако окончательно достроен он был в 1847-1868 гг.

Адрес: Рязанская область, Касимовский район, п.Гусь-Железный

Телефон: 8(960)566-10-28

Введенская церковь (Пёт)

Церковь была построена в 1912-1913 годах на средства местного промышленника Портного. Имя архитектора неизвестно. Строительство церкви было приурочено к трёхсотлетию дома Романовых.

После революции церковь была закрыта. Во время войны она использовалась под склад, а позднее была заброшена и начала разрушаться. Несмотря на плохое состояние церкви, в ней до сих пор сохранились некоторые фрески.

Сейчас храм восстанавливается.

Адрес: 391632, Рязанская обл., Пителинский район, с. Пёт

Телефон: 8-905-690-96-27 или 8-491-456-42-03 (священник Олег Трофимов)

Представитель в Москве: 8-901-518-26-01, Сергей Карапетян.

Где остановиться

Гостиница для паломников при Кадомском Милостиво-Богородицком женском монастыре

Принимает женщин. Может принять до 10 человек. Желательно заранее (по телефону) извещать о своем прибытии. Срок проживания не ограничен, но для длительного проживания требуется благословение настоятельницы. Оплата за проживание не взимается, но приветствуются добровольные пожертвования.

Адрес: Россия, Рязанская область, пгт. Кадом, пер. Октябрьский переулок, д.1

Телефоны: +7 (49139) 5-13-49, +7 (915) 613-36-91

Действует при монастыре: Кадомский Милостиво-Богородицкий женский монастырь

Свято-Никольский детско-подростковый лагерь при Иоанно-Богословском монастыре с. Пощупово

Действует с 2007.

Оздоровление детей, встречи со священнослужителями, проведение познавательных викторин, игр, экскурсий в музеи района.

Принимает детей от 7 до 16 лет, в. т. числе невоцерковленных. Проводится летом (июль), продолжительность — 21 день. Лагерь принимает до 60 человек, проживание в палатках. Стоимость путевки 1000 (одна тысяча) рублей. Для получения путевки необходимо обращаться в епархиальный отдел религиозного образования и катехизации (ул. Циолковского, 8).

Адрес: Россия, Рязанская область, с. Пощупово, Рыбновский р-он

Телефоны: +7 (4912) 44-05-64

Действует при монастыре: Иоанно-Богословский монастырь с. Пощупово

Фото

Видео

Рязанская область

Скопин Рязанская область — видеоэкскурсия

ort_palomnik

Успенский собор Рязанского Кремля
Путь на автобусе от московского автовокзала рядом со станцией метро «Выхино» до Рязани занимает три часа. Уже сама дорога через древние русские города Коломну и Голутвин, созерцание из автобусного окна наших родных полей, лесов и деревушек настраивают душу на высокий лад, становятся как бы прелюдией к встрече с этим замечательным городом – Рязанью. Его богатая и во многом трагичная история исполнена примеров необычайного героизма и святости. Достаточно указать, что лишь только за время княжения святого благоверного князя Олега город Переяславль Рязанский (так Рязань называлась в древности) разорялся татаро-монголами двенадцать раз, но вновь и вновь восстанавливался и возрождался.
Как только наш автобус прибыл к конечному пункту назначения, мы направились в центр города. И вот перед нами старинные кирпичные ворота – вход в Свято-Троицкий монастырь. Одно из первых упоминаний об этой древней обители связано с преподобным Сергием Радонежским. Здесь он останавливался на ночлег, когда приходил в Рязань мирить благоверного князя Димитрия Донского с рязанским князем Олегом Иоанновичем.
Самая известная святыня этой обители – мощи святителя Феодорита Рязанского. Именно при нем в 1609 году был прославлен в лике святых святитель Василий Рязанский (см. о нем ниже) и обретены его нетленные мощи. Он же благословил рязанского воеводу Прокопия Ляпунова и его ополчение на подвиг освобождения Москвы от польских оккупантов, стоял во главе Земского собора 1613 года, избравшего Михаила Феодоровича Романова на Русское Царство, и возглавил посольство собора в Костромской Ипатьевский монастырь, где 16-летний Михаил Феодорович пребывал со своей матерью, инокиней Марфой. Почил святитель в 1617 году, а в лике местночтимых Рязанских святых был прославлен в 1999-м.
По благословению святителя Феодорита было создано два списка с главной святыни Рязанской земли – чудотворной иконы Божией Матери Феодотьевской (Одигитрии Рязанской), принесенной в Старую Рязань с Афона епископом Ефросином около 1225 года. Первоначально образ находился в Кафедральном соборе Старой Рязани. Во время нашествия хана Батыя собор горел, но икона чудом уцелела и спустя почти два века, в1483 году, была обретена близ села Феодотьева в окрестностях Рязани, после чего явила множество чудес. Сейчас она хранится в Кремле, в краеведческом музее. А в кремлевском Успенском соборе можно увидеть современный чудотворный список с Феодотьевской иконы, замироточивший 18-го сентября 2005 года.
Справа от этой иконы в том же соборе под великолепной сенью находится другая величайшая святыня – ковчег с частицей Ризы Господней. А слева, на солее, почивают мощи самого почитаемого небесного покровителя Рязани – святителя Василия.
Святой Василий происходил из Муромских пределов, которые в то время составляли с Рязанью одно княжество. Там он возрос телесно и духовно, получил образование, был пострижен в монашество, рукоположен в священный сан и хиротонисан во епископа. Это было время татаро-монгольского ига, и святой Василий призывал паству к стяжанию добродетели терпения, утешал и наставлял примером своей благочестивой жизни к благодушному перенесению всех несчастий, скорбей и огорчений. Но его ревностное служение стало невыносимо врагу рода человеческого, и тот, чтобы опорочить святого и отвести от великого пастыря многих спасающихся людей, явился перед народом в образе блудной девицы, выходящей из кельи святителя. Неразумные легомысленные муромцы поверили сатанинскому обольщению и положили изгнать святого из города. Совершив последнюю Литургию, святитель Василий взял на руки Муромский чудотворный образ Божией Матери, разостлал на воде свою архиерейскую мантию, взошел на нее, словно на плот, и быстро поплыл по Оке против ее течения – в сторону Старой Рязани. Жители города, узрев столь дивное чудо, уразумели свою неправоту, раскаялись и стали просить у святителя прощения, но он был взят невидимой силой от их очей. В это время в Рязани готовились к вечерней службе, но диакон никак не мог произнести возглас: «Благослови, Владыко». Народ был в изумлении. Затем, словно разрешившись от тайных уз, он сказал: «Не могу начинать. Владыка идет. Владыку встречайте». Тогда весь народ во главе с князем, неся пред собой кресты и хоругви, вышел на берег Оки и с великой честью и радостью принял святого Василия. Это случилось около 1285 года.
В 1288 году хан Элортай окончательно опустошил Старую Рязань, и святитель Василий также на мантии по Оке и Трубежу приплыл в Переяславль Рязанский, где основал новую епископскую кафедру. Здесь же впоследствии упокоились его святые мощи, от которых по сей день проистекает множество чудес. Известен случай исцеления крестьянина Порфирия Ивановича Копенкина, пятнадцать лет страдавшего болезнью ног. Однажды во сне Порфирию явилась Царица Небесная и повелела молиться святителю Василию. После молебна святому больной приложился к раке с его мощами и стал совершенно здоров.
Перед солеей в Успенском соборе почивают мощи еще одного Рязанского святителя – Гавриила. Святой Гавриил, в миру Георгий Иванович Городков, родился в 1785 году в селе Городковичи Спасского уезда Рязанской губернии. Мальчик рос добрым и кротким, но проявлял твердую волю. По окончании Рязанской Духовной семинарии он поступил в Московскую Духовную академию, где ректором в то время был святитель Филарет Московский, а инспектором – святитель Филарет Черниговский. Молодой академист благоговел перед своими великими наставниками и на протяжении всей жизни поддерживал с ними связь. Приняв монашество и рукоположение в священный сан, святой Гавриил трудился на ниве духовного образования, а в 1828 году был хиротонисан во епископа Калужского и Боровского. Будучи архипастырем Калужской земли, он приезжал в Оптину Пустынь и общался с преподобными старцами Львом, Макарием, Моисеем и Антонием. В 1831 году Преосвященного перевели на Могилевскую кафедру, где он принял в лоно Православной Церкви 60 тысяч отошедших ранее от веры предков униатов. Впоследствии владыка Гавриил был Рязанским архиереем и запомнился пастве особым милосердием, благоговением перед святынями и учеными трудами. Блаженно почив 7-го апреля 1862 года, он был прославлен в Рязанской епархии в 1999 году.
Не меньше святого Гавриила в миссионерском деле потрудился святитель Мелетий, чьи мощи почивают справа от амвона, перед солеей. Михаил Кузьмич Якимов, так его звали в миру, родился в 1835 году в семье священника Вятской губернии Космы. Образование Михаил получил в Вятском Духовном училище и семинарии. В 1858 году он поступил в Казанскую Духовную академию, где принял постриг с именем Мелетий. В 1861 году Господь призвал его к апостольскому подвигу в Сибири. Иеродиакон Мелетий успешно вел миссионерскую работу среди бурятов. За десять лет его трудов многие язычники приняли Крещение и воздвигли истинному Богу не один святой храм. Будущий святитель проповедовал слово Божие и тунгусам, кочевавшим вдоль границы с Монголией. В 1872 году он стал начальником Иркутского отдела духовной миссии с возведением в сан архимандрита и настоятелем Ниловой пустыни в Саянских горах. В это время отец Мелетий побывал и в Казани, где встретился с известным миссионером «апостолом татар» Николаем Ивановичем Ильминским, который перевел на татарский язык книги Священного Писания. Эта встреча вдохновила святого на начало работы над серией книг на бурятском языке, первая из которых – «Учение о Святой Православной Христианской вере». За время его управления Иркутской миссией ко Христу обратились 11 тысяч язычников. В 1878 году отца Мелетия хиротонисали во епископа Селенгинского, викария Иркутской епархии, и назначили начальником Забайкальской духовной миссии. В период его управления этой епархией к свету истинной веры от мрака шаманизма и ламаизма пришли четыре тысячи человек. 27 лет святитель трудился в Иркутской епархии, после чего был переведен на Якутскую кафедру, где продолжил свой апостольский подвиг. В 1896 году Преосвященный Мелетий занял Рязанскую кафедру, где активизировал работу противомусульманской миссии в Касимовском уезде. Святитель Мелетий почил 14-го января 1900 года, а уже в 1984 году был прославлен в Соборе Сибирских святых.
При входе в Кремль взглядам паломников предстает памятник святому благоверному князю Олегу, правившему Рязанскими землями на закате периода татаро-монгольского ига. Он был современником святого благоверного великого князя Димитрия Донского. Сначала князья соперничали, и их противостояние иногда переходило даже в междоусобные конфликты. Однако после беседы с преподобным Сергием Радонежским могущественный Рязанский князь склонился к миру с Димитрием Иоанновичем, и святые стали союзниками. Вскоре же благоверный князь Олег по благословению преподобного Сергия принял иноческий постриг с именем Иона, но не оставил и княжеский престол, почти до конца дней своих исполняя возложенные на него обязанности, и блаженно почил в 1402 году. Его святые мощи упокоились в основанном им Солотчинском Рождества Богородицы монастыре, где пребывают и ныне.
В Рязанском Кремле все напоминает о святом Олеге. В его княжеском дворце ныне располагается областной краеведческий музей, в котором хранится отличающаяся высокой степенью портретного сходства реконструкция главы святого Олега, выполненная по методу М. Герасимова. Скульптурный портрет св. блгв. князя Олега Рязанского
Почтив святыни Кремля, мы вскоре уже оказались на подворье Иоанно-Богословского монастыря, в храме святителя Николая в Ямской слободе, где находится список с чудотворной иконы Божией Матери «Знамения-корчемной». Ее первообраз, созданный неизвестным иконописцем для одной рязанской семьи, был списком с другой чудотворной иконы Божией Матери – «Знамение» Новгородской. В середине XIX века он оказался у некой вдовы, страдавшей от страсти винопития. Однажды, омраченная действием этого недуга, она решилась заложить в корчму свою икону Божией Матери – родительское благословение. Но корчемник, убоявшись гнева Божиего, стал отговаривать женщину, однако она сказала: «Пусть икона останется у тебя, а потом я ее выкуплю». Когда у вдовы появились средства, она действительно отдала их корчемнику за икону, однако ночью святыня вновь оказалась у корчемника. Тогда несчатная уразумела, что своими грехами так прогневала Матерь Божию, что Она предпочла остаться в корчме вместо ее дома. Горячее раскаяние охватило душу женщины, и с того момента она навсегда оставила пагубный грех винопития, а от иконы вскоре начали происходить многочисленные чудеса. В настоящее время святой образ пребывает в Иоанно-Богословском монастыре Рязанской епархии, и многие молящиеся перед ним исцеляются от алкоголизма, наркомании и прочих страстей и болезней.
Рядом со списком с чудотворной иконы, на солее храма святителя Николая в Ямской слободе почивают мощи святой блаженной Любови Рязанской. Любовь Семеновна Сухановская родилась 28-го августа 1852 года в семье бедного мещанина и с детства была лишена способности самостоятельно передвигаться. Но она не теряла надежды и веры и молилась святителю Николаю Чудотворцу об исцелении. Когда Любушке исполнилось пятнадцать лет, ей явился святитель Николай и сказал: «Вставай, Люба, ходи и юродствуй», после чего она стала здоровой. Духовник Любы подтвердил благословение святителя, и девушка утвердилась в намерении взять на себя этот тяжелый крест. Господь даровал ей дары прозорливости и чудотворения. Часто она брала ножницы, вырезала из бумаги различные фигурки и давала их людям. Паровоз или лошадка означали, что человека ожидает дорога, венок – замужество, гроб – смерть. Любушка предсказала революцию и во время гражданской войны укрепляла сестер Казанского женского монастыря в монашеском подвиге. Почила подвижница 21-го февраля 1920 года, а 12-го января 1987-го была причислена к лику местночтимых святых Рязанской епархии.
К сожалению, нам не удалось поклониться мощам еще одного великого святителя Рязанской земли – священномученика Мисаила, просветителя мордвы и татар. Находясь под духовным руководством Патриарха Никона, он был поставлен им во епископа Рязанского и Касимовского. По вступлении на Патриарший престол Святейший Никон продолжил начатое его предшественниками исправление богослужебных книг. Личные враги Патриарха воспользовались этим, чтобы оклевать его, и смутили народ, так что некоторые воспротивились богоугодным трудам по исправлению вкравшихся в книги ошибок. Были такие противники и в городе Муроме Рязанской епархии, но святитель Мисаил искусно погасил там очаг раскола. В XVII веке мордовский народ, проживавший в пределах Рязанской епархии, еще пребывал во мраке язычества. Священномученик Мисаил совершил два миссионерских путешествия, в результате которых крестилось 4200 человек из мордвы и два татарских царевича с семействами. Но во время второго миссионерского путешествия язычники напали на святителя, и он, раненный стрелой, погиб. Это случилось 1-го апреля 1656 года. Священномученик Мисаил был погребен в Архангельском соборе Рязанского Кремля, а в 1987 году прославлен в лике местночтимых святых.
На Рязанской земле жила и блаженная Матрона Анемясевская, но место ее погребения неизвестно. Мы приложились к иконе святой в Успенском соборе. Святая Матрона родилась и всю жизнь прожила в родном селе Анемясево Касимовского уезда Рязанской губернии. Еще в детстве она ослепла, а быв жестоко наказана матерью, совсем перестала ходить и расти, до самой кончины оставшись ростом с десятилетнего ребенка. За кроткое и мужественное терпение скорбей Господь даровал ей дары прозорливости и чудотворения. Скончалась старица в Доме хроников в Москве 29-го июля 1936 года и была погребена, вероятно, на Владыкинском кладбище. К лику святых ее причислили в 1999 году, и по сей день святая Матронушка Анемясевская не перестает совершать чудеса, подобно своей более известной тезке, блаженной Матроне Московской.
Памятник Евпатию Коловрату на Почтовой площади Рязани
Завершая наше паломничество, мы побывали у памятника легендарному русскому воеводе Евпатию (Ипатию) Коловрату, установленному у здания рязанского Главпочтамта. Скульптура, вероятно, изображает момент, когда Евпатий отдает дружине приказ седлать лошадей и догонять вражью орду. Конь вздыбился, а всадник, встав в седле, одной рукой держит вожжи, а другой в воздухе словно разрывает на части врагов Руси.
В 1237 году к стенам Старой Рязани подступила орда хана Батыя. Рязанский князь Юрий Игоревич вместе с союзными князьями вступил в бой с превосходящими по числу силами противника, но в итоге князья потерпели поражение, нанеся, однако, существенный урон монгольскому войску. Тогда разъяренные иноплеменники бросились на штурм и овладели городом, жестоко убив всех его жителей, не пощадив ни младенцев, ни женщин, ни стариков.
Вскоре из Чернигова на родное пепелище приехал брат князя Юрия Ингварь Игоревич с рязанской дружиной, которую возглавлял воевода Евпатий Коловрат. На месте некогда великолепного города они увидели сожженные дома и развалины оскверненных храмов, устланные телами защитников города. Как рассказывает «Повесть о разорении Рязани Батыем», Евпатий «воскрича в горести души своея и распалаяся в сердцы своем» и тут же вместе со своей дружиной из 1200 витязей, вскочив на коня, помчался вслед за Батыевым войском. Русские настигли татаро-монголов под Суздалем на привале. Не медля ни минуты, малое, но храброе войско налетело на врагов и всех их безжалостно посекло. По свидетельству автора «Повести…», дружинники Евпатия так отчаянно сражались, что даже притуплялись их мечи, но они выхватывали оружие врагов и продолжали бой. От неожиданности нападения татаро-монголы не смогли понять, что происходит, и некоторые подумали, что это восстали и мстят им мертвые рязанцы. Особенно рьяно сражался Евпатий. Батый бросил на рязанского воеводу отборный полк во главе со своим шурином Хостоврулом, но Хостоврул пал, разрубленный Евпатием до седла, и ватага его рассеялась. Однако по причине малочисленности русское войско потому почти все полегло на поле боя, навечно вписав свой подвиг в историю. С самим же отважным – Евпатием – монголы долго не могли справиться и одолели его только при помощи каменометных орудий.
Когда бой был окончен, из нашей дружины уцелело лишь несколько человек, которых привели к Батыю. К шатру хана, дивясь храбрости и мужеству русских, татаро-монголы принесли и тело рязанского воеводы. Батый, глядя на него, сказал: «О, Коловрат Евпатий! Хорошо ты мое войско погромил со своей малой дружиной, многих батыров сильной орды перебил и многие полки уложил. Если бы у меня такой воевода служил, держал бы его при своем сердце». А затем он повелел отдать тело Евпатия русским воинам и отпустил их с миром.
Отрадно сознавать, что непобедимый дух Евпатия Коловрата сохраняется в Рязани: именно здесь находится единственное в России Высшее воздушно-десантное командное училище. Рязанцем был и Герой России гвардии капитан Роман Соколов, один из 90 десантников легендарной 6-й роты ВДВ, принявшей бой с 2000 ваххабитов под Улус-Кертом. Рязанской школе, в которой учился герой, теперь присвоено его имя.
С детства Роман мечтал быть десантником. Став офицером, попал на службу в 76-ю воздушно-десантную дивизию. В 6-й роте он отвечал за воздушно-десантную подготовку. В 1995 году участвовал в Первой чеченской войне, был награжден орденом Мужества и медалью «За боевые заслуги». Затем в составе миротворческого контингента служил на Косове. Во время боя в Аргунском ущелье Роман с двумя взводами десанта отошел на высоту 776.0, организовав оборону, благодаря чему остальные силы гвардии сумели выйти из-под огня. После смерти майора Молодова герой-десантник принял командование на себя. Во время боя ему оторвало руку и ноги, осколки мины порвали тело. После сражения рядом с погибшим Романом Соколовым были найдены пятнадцать убитых им чеченских бандитов. Воистину, такой воин достоин именоваться дружинником Евпатия Коловрата! И, слава Богу, что у нас еще есть такие богатыри!
К вечеру мы покинули Рязань, изобилующую святыми местами и мощами угодников Божиих, с надеждой вернуться сюда еще не раз.Александр МАЛИНИН
Оригинал взят у gazeta_pkrest в ИСТОРИЯ РЯЗАНИ ПОЛНА ПРИМЕРОВ НЕОБЫЧАЙНОГО ГЕРОИЗМА И СВЯТОСТИTags: Рязань

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Рязанские Святители с 1198 по 1917 гг.
Епископы Муромские и Рязанские

1.АРСЕНИЙ управлялв 1198-1213гг.
Рукоположен во епископа 26 сентября 1198 года из игуменов некоего монастыря. В летописях о нем говорится много хорошего: энергичный, заботливый о пастве, горячий патриот и радетель земли рязанской.
Епископ Арсений был инициатором строительства крепости в городе Переяславле-Рязанском. Точная дата смерти епископа Арсения неизвестна, предполагают скончался он в 1213 году.

1214-1223 гг. достоверных сведений нет

2. ЕВФРОСИН I Святогорец уп. в 1224 — 1237 гг.
В 1224 году упоминается епископ Евфросин I (Святогорец). Предполагают, что он пришел со св.горы Афон или Святогорского монастыря близ Владимира Волынского. Евфросин благословил на битву с Батыем Рязанского князя Георгия (Юрия), а сам покинул город.
Вдень 16 декабря 1237 года, татаро-монгольские полчища хана Батыя подступили к Старой Рязани. В течение пяти дней и ночей жители героически отражали непрерывные атаки. На шестой день захватчики ворвались в город и жестоко расправились с уцелевшими защитниками не щадя ни женщин, ни детей, ни стариков.
Старая Рязань и многие города Рязанского княжества были разграблены и сожжены, храмы осквернены. В боях с татаро-монголами в 1237 году погибли шесть Рязанских князей. Князь Олег Ингваревич Красный был захвачен в плен и угнан в Орду. Уцелел князь Ингварь Ингваревич, находившийся во время нападения врагов в Чернигове.
В сожженной Старой Рязани епископ Евфросин I и Князь Ингварь Ингваревич погребли тела погибших рязанцев, служа панихиды. Останки Юрия Игоревича, Олега Игоревича, Глеба Ингваревича и Давида Ингваревича были захоронены в соборном Борисо-Глебском храме Старой Рязани. Останки Федора Юрьевича, его супруги Евпраксии и их сына Ивана захоронили в их вотчине в селе Красном, на месте которого впоследствии вырос город Зарайск.
Евфросин I помогал Князю Ингварю в делах возрождения Рязанского княжества.

1238 -1283 гг. достоверных сведений нет.

З.ФИЛИПП

4.ЕВФИМИЙ

Оба епископа упомянуты в Синодиках рязанского Спасского монастыря. Других сведений нет.

5. ИОСИФ I уп. в 1284 -1285 гг.
Рукоположен во епископа в 1284 году митрополитом

Максимом. Рязанскую кафедру занимал недолго.

6. ВАСИЛИЙ рязанский уп. в 1285 — 1295 гг. Святой.
Основатель Рязанской епископии.
Василий родился в начале 1200-х годов и в юношеские годы решил посвятить себя служению Богу. Он принял постриг в одном из монастырей, и в 1284 году был рукоположен во епископа митрополитом Максимом (1283-1305). Епископская кафедра Муромско-Рязанской епархии находилась тогда в городе Муроме.
Во время татаро-монгольского порабощения Руси Василий собирал паству. Ободрял и укреплял отчаявшихся, вселял надежду. Василий был мудрым пастырем, столпом чистоты и целомудрия, являлся примером в молитвенных подвигах.
Благочестивая жизнь святителя омрачилась злой клеветой на него. Епископа заподозрили в делах, несовместимых с высоким саном. Разгневанные жители города Мурома хотели убить Василия, но он просил отложить расправу до следующего дня.
Всю ночь молился праведник в Борисо-Глебском храме города.Мурома, а утром, отслужив Божественную литургию, Василий перешёл в Благовещенскую церковь и совершил молебен пред чудотворной иконой Муромской Божией Матери, которой обращены были в Христианство первые муромские язычники в начале 1100-х годов.

Забрав икону Богоматери с собой, епископ Василий подошел к берегу реки Оки с намерением покинуть город Муром. Святитель снял с себя мантию, разостлал

на воде и, встав на нее, поплыл чудесным образом против, течения в город Переяславль-Рязанский (Рязань). По преданию жители Рязани с великой радостью встречали епископа Василия, у Борисо-Глебской церкви.
В городе Переяславле-Рязанском святитель Василий в 1285 году основал новую Рязанско-Му-ромскою епископию, 10 лет управлял ею, сделав Борисоглебский храм соборным.

Скончался Первосвятитель Василий 3 июля 1295 года и был погребён в Борисо-Глебском соборе. В1609 году честные мощи его перенесены архиепископом Феодоритом в Старый Успенский (Христорождственский) собор. Память о св.Василии епископе Рязанском — 3 июля (16 июля ).

Епископы Рязанские и Муромские

1296 -1302 гг. достоверных сведений нет.

7. СТЕФАН управлял в 1303 г.
Епископ Стефан упоминается в 1303 году. Он современник Рязанского князя Михаила Ярославича. Год кончины Стефана неизвестен.

1304-1353 гг. полных сведений нет.

8. КИРИЛЛ

9.МИТРОФАН уп. в 1304 г. Ю.КИРИЛЛ П.ФИЛИПП

12. ГРИГОРИЙ уп. в 1325 г.

Епископ Григорий рукоположен и назначен на рязанскую кафедру митрополитом Петром (1308 -1326). Григорий упоминается в 1326 году среди участников погребения московского князя Юрия Даниловича, убитого тверским князем Дмитрием Михайловичем. Ко времени управления Григория относится спор о южных границах рязанской епархии с епископом Зарайским. Спор разрешен в пользу Рязани. Год кончины Григория неизвестен.

13.ЕВФИМИЙ

14. ФЕОДУЛ

Значатся в Синодиках рязанского Спасского монастыря и кафедрального собора.

15. МИХАИЛ Значится в Синодиках.

16. САВВА

17. КИРИЛЛ уп. в 1334 г.

Рукоположен во епископа митрополитом Фе-огностом (1328 — 1353). Упоминается в 1334 году. Год кончины Кирилла III неизвестен.

18.ВАССИАН

19. ИОСИФ уп. в 1340 г.

20. ГЕОРГИЙ уп. в 1340 г.

21. ВАСИЛИЙ уп.в 1354-1360 гг.

Рукоположен во епископа митрополитом Московским Алексием (1354 — 1378) в 1354 году, вручившим Василию II грамоту о южных границах Рязанской епархии. Год кончины неизвестен.

22. АФАНАСИЙ уп. в 1360 -1378 гг.

Других сведений об епископе Афанасии нет.

23. ФЕОКТИСТ уп. в 1385 — 1387 гг.

Рукоположен во епископа в 1385 году митрополитом Московским Алексием. Принимал участие в судьбоносных переговорах игумена Сергия Радонежского в Княжеском дворце на Кремлёвском холме в Пе-реяславле-Рязанском о заключении вечного мира между Рязанским князем Олегом Ивановичем и Московским князем Дмитрием Донским.

24. ФЕОГНОСТ уп. в 1387 -1389 гг.
Рукоположен во епископа митрополитом Пименом

(1385 — 1390) 15 августа 1387 года во Владимире на Клязьме. Год кончины неизвестен.

25. ИЕРЕМИЯ (Грек) уп. в 1389- 1392 гг.
Рукоположен во епископа в Царьграде митрополи

том Киприаном в 1389 году. Год кончины неизвестен.

26. ФЕОГНОСТ уп. в 1393- 1408 гг.

Рукоположен во епископа митрополитом Киприаном в 1393 году. Феогност II в числе святителей присутствовал в Москве в 1394 году при посвящении епископа Ростовского Григория. Скончался в 1408 году.

27.ЕВФРОСИН уп. в 1410 г.

28. СЕРГИЙ АЗАКОВ уп. в 1423 -1427 гг.
Рукоположен во епископа в 1423 году митрополитом Фотием (1410- 1431). До 1423 года Сергии был архимандритом Симонова монастыря.

1428-1429 гт. достоверных сведений нет.

29. ИОНА уп. в 1430 -1448 гт. Святой общецерковный.
Иона I родился в городе Галиче в благочестивой крестьянской семье. В 12 лет поступил в монастырь послушником, потом принял постриг. Спустя время перешел в московский Симонов монастырь, ревностно исполнял различные послушания. Он пребывал в непрерывных трудах и молитвах, в суровом посте. Любимым занятием инока было чтение и переписывание книг.
Митрополит Фотий. посетив Симонов монастырь, заметил молодого монаха и пророчески предсказал ему великое будущее. Строгая иноческая жизнь, глубокое знание Священного писания сделали Иону известным.
В 1431 году митрополит Фотий рукоположил Иону во епископа Рязанского и Муромского. На Рязанской кафедре известна его миссионерская деятельность: многих из неславянских народов обратил в Христианскую веру.
15 декабря 1448 года Иона I вступил на Русскую Митрополию и от него начался новый порядок избрания пер-восвятителей-митрополитов. Теперь они избирались в Москве Собором русских епископов с согласия великого князя московского. Исчезала зависимость от константинопольских патриархов. Словом и делом митрополит Иона I укреплял Православие в стране, отвергая любые попытки Ватикана насаждать Унию в Святой Руси.
Из жития св.Ионы I известно, что в 1451 году татары неожиданно подступили к Москве и готовились к штурму. Митрополит Иона I с духовенством совершал крестный ход по стенам города, моля Бога о спасении столицы.

Встретив известного своей благочестивой жизнью старца Чудова монастыря Антония, митрополит сказал:

«Сын и брат мой Антоний! Помолись Милостивому Богу и Пречистой Богородице об избавлении города и всех православных христиан!» Антоний ответил: «Великий святитель! Благодарим Бога и Пречистую Его Матерь! Услышала Она твои молитвы и умолила Сына Своего, город и все православные христиане будут спасены по твоим молитвам. Только я один буду убит врагами!»
Едва старец произнес это, как татарская стрела пронзила его. Вскоре, в праздник положения Ризы Пресвятой Богородицы (2 июля), в рядах татар произошло смятение, они в неведомом страхе обратились в бегство.
Скончался св.Иона I в 1461 году. При гробе его стали совершаться многочисленные исцеления. А 27 мая 1472 года мощи митрополита были обретены нетленными и положены вУспенском соборе московского кремля. Общецерковный святой.

Память о святом митрополите Ионе I 27 мая (9 июня) и 15 июня (28 июня).

30. ЕВФРОСИН Звенец уп. в 1448 — 1462 гг.
Рукоположен во епископа в 1448 году. В 1459 году Ев-

фросин присутствовал на Соборе, созванном митрополитом Ионой и имевшем большое значение для Русской Православной Церкви. Собор отверг предложение польского короля Казимира IV поставить на Митрополию вместо Ионы униата Григория, митрополита Литовского. Евфросин скончался в конце 1462 года.

31. ДАВИД уп. в 1462-1471 гг.
Рукоположен во епископа 1 февраля 1462 года

митрополитом Московским Феодосией (1461 -1464). При митрополите Ионе I Давид был казначеем Митрополичьего дома. Скончался в 1471 году.

32. ФЕОДОСИИ уп. в 1471 -1481 гг.
Рукоположен во епископа 8 декабря 1471 года

митрополитом Московским Филиппом (1464 — 1473) из архимандритов Чудова монастыря. Управлял Рязанской епархией до 1481 года и по болезни отказался от кафедры. Скончался в том же году. Похоронен в Архангельском соборе Рязанского кремля.

33. СИМЕОН уп. в 1481 — 1496 гг.

Рукоположен во епископа в 1481 году митрополитом Ге-ронтием (1473 -1489). После смерти митрополита Терентия более года Митрополичья кафедра оставалась не занятой. Новый митрополит Зосима (1490 — 1494) был из архимандритов Симонова монастыря и тайным последователем Новгородско-Московской ереси. Епископ Симеон присутствовал на Соборе 1490 года, который осудил новую ересь, а еретиков отлучил от церкви и предал анафеме.
В1485 году Рязанской княгиней Анной Васильевной в Старый Успенский (Христорождественский) храм передана пелена, где на тафте с помощью шитья разноцветными шелковыми и золотыми нитями изображена Тайная вечеря.
Помимо художественных качеств, на пелене шитьем сделана надпись ценная как документ, и как свидетельство высокого уровня образования местной высшей власти:
«В лето 6993 (1485) Индикта 3, сей воздух создан бысть в церковь Успенье Святой Богородицы в граде Пере-славле Рязанском замышленьем Благородныя и Благо-верныя и Христолюбивыя Великия Княгини Анны, и при ея сыне Благородном и Благоверном к Христолюбивом Князе Иоанне Васильевиче Рязанском, и при Епископе Симеоне Рязанском и Муромском; а кончен сей воздух в лето 94 (1486) Сентемврия 30 дня на память Святаго Священномученика Григория Великия Армении».

При епископе Симеоне в 1487 году произошло важное событие: явление чудотворной иконы Божией Матери Фе-одотьевской. Епископ Симеон скончался в конце 1496 года и похоронен в Архангельском соборе Рязанского кремля.

34.ПРОТАСИЙ уп.в 1496-1516 гг.
Рукоположен во епископа в 1496 году митрополитом Московским Симоном (1496 -1511). В 1500 году скончался Великий князь Рязанский Иван Васильевич, а в 1501 году скончалась мать его, Великая княгиня Анна Васильевна. Погребение их в Старом Успенском (Христорождествен-ском) соборе и отпевание совершал епископ Протасий.
Он присутствовал на Соборе 1503 года, который подтвердил возрастной ценз для белого духовенства при постановке их на службу (священник должен быть не моложе 30 лет, диакон -25 лет, иподиакон — 20 лет).
Постановление Собора запрещало священно-служе-ние всем вдовым священникам и диаконам. Им дозволялось исполнять должности чтецов и певцов в церкви. В этом же постановлении говорится о лишении сана священно-служителей, ведущих недостойную жизнь.
На Соборе 1504 года, созванном Великим князем Московским Иваном III, епископ Рязанский Протасий вместе с епископами Суздальским и Пермским поддержали Иосифа Волоцкогов вопросе осуждения и наказания последователей новгородско-московской ереси.

Если раньше к еретикам принимались мягкие меры, то Собор 1504 года пошел на крайние: несколько человек было казнено, остальные высланы в дальние монастыри.

После смерти митрополита Симона Протасий присутствовал при поставлении Московского митрополита Варлаама летом 1511 года. Рязанскую кафедру Протасий оставил в 1516 году по старости, а скончался в апреле 1520 года.

35. СЕРГИЙ уп. в 1517 -1521 гг.
Рукоположен во епископа из архимандритов Андроникова монастыря 12 февраля 1517 года митрополитом Варлаамом (1511 -1522).
При епископе Сергии в 1521 году Рязанское княжество теряет самостоятельность и присоединяется к Москве. В Рязань направляется наместник — окольничий Хабар Симский.
Последний Рязанский князь Иван Иванович стоял за самостоятельность княжества, настраивая своих бояр против Москвы, и вступил в тайный сговор с крымским ханом Магмет-Гиреем. Вызванный хитростью в Москву, Иван Иванович был взят под стражу. Позднее он бежал в Литву, где следы его теряются.
При нападении в 1521 году крымских татар,Хабар Симский собрал рязанских бояр к епископу Сергию и велел поклясться на кресте в верности Великому князю Московскому.

Рязанскую кафедру Сергий II возглавлял до 1521 года, но погребен не в Рязани. Дата смерти и место захоронения его неизвестны.

36. ИОНА уп. в 1522 -1547 гг.

Рукоположен во епископа из игуменов Юрьев-Новгородского монастыря 23 марта 1522 года митрополитом Даниилом (1522-1539). Присутствовал на Соборах 1525 и 1531 годов созванных митрополитом Даниилом. Эти Соборы через споры и полемику осудили Максима Грека.

Новый митрополит Макарий (1543 -1563) в феврале 1547 года провёл Собор, причисливший к лику святых 14 просиявших на Руси чудотворцев: 5 чтимых повсеместно и 9 местночтимых. Рязанской епархии принадлежат новые святые: Князь Константин Муромский с чадами Михаилом и Федором, Князь Петр и княгиня Феврония Муромские. Собору предшествовал огромный труд Макария и епископо-в,том числе и Ионы II, по сбору материалов и доказательств прав на канонизацию представленных святых.
Иона II перевёл Рязанскую епископскую кафедру из Борисо-Глебского собора во «Владычной слободе» в Старый Успенский (Христорождественский) собор на Кремлёвский холм. Борнсо-Глебский храм стал приходским.

В Рязанском кремле, на бьюшем Княжеском дворе, Иона II построил каменные палаты и церковь Усекновение главы Иоанна Предтечи. Обращался епископ Рязанский к царю Ивану Васильевичу Грозному с просьбой о помощи: «В большой и малой Мещере многие церкви от татарской войны запустели». Скончался Иона II в начале 1548 года и похоронен в Архангельском соборе Рязанского кремля.

37. МИХАИЛ уп. в 1548-1551 гг.
Рукоположен во епископа из архимандритов Чудова монастыря 22 апреля 1548 года митрополитом Московским и Всея Руси Макарием. В 1550 году участвовал в Соборах — церковном и Земском, созванных царем Иоанном Васильевичем Грозным. Пока Владыка Михаил пребывал в Москве, в Рязани произошел небывалый случай самовольного, без его благословения, построения рязанскими священниками деревянных: Входоиерусалимс-кой, Воскресенской и Вознесенской церквей в городе.

Скончался Михаил в конце 1551 года и похоронен в Архангельском соборе Рязанского кремля.

38.КАССИАН уп. в 1551 -1554 гг.
Рукоположен во епископа в начале 1551 года из иноков одного из заволжских монастырей митрополитом Макарием. В том же году Кассиан участвовал в «Стоглавом Соборе» (Стоглав), поставившем задачу обновления русской церкви.
Кассиан участвовал в Соборе 1553 года по поводу ереси Башкина. Сам Кассиан, воспитанник заволжских старцев, на еретиков смотрел не очень строго, и критически относился к труду Иосифа Волоцкого «Просветитель».

Рязанскую кафедру покинул по болезни (был разбит параличом) и удалился в Кирилло-Белозерский монастырь на покой, где скончался 21 октября 1556 года Похоронен там же.

39. ГУРИЙ Лужецкий уп. в 1554- 1562 гг.
Рукоположен во епископа из игуменов Троице-Сёргиева
монастыря 17 марта 1554 года митрополитом Макарием.
В 1555 году по велению царя Ивана Грозного Гурий направился из Переяслвля-Рязанского в город Муром. Там в 1553 году начат, а в 1555 году закончен был новый каменный Благовещенский храм.
Иван Грозный, для храма послал иконы, книги, колокола, ризы и другие предметы церковной утвари. Епископ Гурий освятил новый храм и установил там раку с мощами св.князя Константина и чад его Михаила и Федора. Некоторое время Гурий жил в Муроме и служил в храмах.

Год смерти епископа Гурия неизвестен, похоронен он в Архангельском соборе Рязанского кремля.

40. АКАКИЙ уп. в 1562 -1563 гг.

41. ФИЛОФЕЙ уп. в 1563 -1570 гг. Рукоположен во епископа из архимандритов Симонова
монастыря в 1563 году по желанию царя Ивана Грозного. Осенью 1564 года крымский хан Давлет-Гирей осадил Рязань. Среди горожан, мужественно оборонявшихся, находился епископ Филофей, который воодушевлял рязанцев.
Оборону возглавлял боярин Алексей Басманов с сыном Федором и 5 октября хан Давлат-Гирей отступил. В начале 1565 года в составе делегации Филофей ездил в Александровскую слободу упрашивать Ивана Грозного вернуться в столицу, которую Государь покинул с учреждением опричнины.
Филофей присутствовал на Соборе 1568 года, осудившем митрополита Филиппа II (1566 — 1569). Митрополит неоднократно обвинял в жестокости царя Ивана Грозного и поплатился за правду. Царь сослал Филиппа II в заточение в Тверской монастырь, где 23 декабря 1569 года митрополит был задушен Малю-той Скуратовым. Филипп II причислен к лику святых.

За поддержку Филиппа II епископ Филофей был лишен Рязанской кафедры. Где и когда он скончался, неизвестно.

42. СЕРГИЙ уп. в 1570 — 1572 гг.

Точной даты поставления Сергия III на Рязанскую кафедру нет. Предполагают, что рукоположен он во епископа осенью 1569 года. Известна его миссионерская деятельность в Шацком крае. О годе и месте кончины епископа Сергия III сведений нет.

43. ФЕОДОСИИ Вятка.

С 1566 года Феодосии — архимандрит Спасо-Анд-рониевского монастыря. В ноябре 1570 года переведен в Троице-Сергиев монастырь и назначен духовником царя Ивана Грозного. О епископском служении Феодосия в Рязани сведений нет, однако имя его находится в рязанских Синодиках.

44. ЛЕОНИД Протасьев уп. в 1574-1584 гг
Рукоположен во епископа из игуменов Иосифо-Волоколам-
ского монастыря в 1573 году митрополитом Антонием (1572 -1581). При Леониде иеромонахом Матфеем продолжалась миссионерская деятельность в отдалённом Шацком крае.

В 1573 году Матфей крестил много мордвы, а в 1584 году основал Николаевский Чернеев монастырь. Обитель основана для утверждения Православия среди неславянских народов. Леонид присутствовал на Соборе 1578 года, причислившего Иосифа Волоцкого к лику святых. Присутствовал на Соборе 1581 года при постановке на кафедру нового митрополита Дионисия (1581 -1586). В 1588 году Леонидом составлено житие Василия Блаженного и похвальное слово ему. Сведений о дате кончины и месте захоронения епископа Леонида нет.

Архиепископы Рязанские и Муромские

45. МИТРОФАН уп. в 1585 -1598 гг.
Рукоположен во епископа в 1584 году митрополитом Дионисием. Предполагают, что Митрофан был архимандритом Троице-Сергиева монастыря.
В январе 1589 года он присутствовал на Соборе при постановке патриарха Иова (с 1586 г. — митрополит, с 26 января 1589 г. по 1605 г. — патриарх). В 1589 году Митрофан возведен в сан архиепископа.

В Рязани он начал перестраивать обветшавший Старый Успенский (Христорождественский) кафедральный собор.Скончался Митрофан в начале 1598 года.

46.ВАРЛААМ уп. в 1598-1601 гг.
Рукоположен во архиепископа в июне 1598 года патриархом Иовом. В августе 1598 года Варлаам подписал вместе с другими церковными иерархами и боярами Соборную грамоту об избрании на царство Бориса Годунова. Присутствовал на коронации в Успенском соборе.
В 1600 году Варлаам обратился к царю Борису с просьбой о расширении Рязанского архиерейского двора в Коломне. При частых поездках в Москву этот двор был необходим для отдыха. Борис Федорович исполнил просьбу Варлаама. Архиепископ Варлаам скончался 17 февраля 1601 года, но где погребён неизвестно.

1602 г. достоверных сведений нет.

47. ИГНАТИЙ Грек уп. в 1603-1605 гг.
Бывший епископ Кипрский. Назначен на Рязанскую кафедру патриархом Иовом в 1602 году. Сведений о его деятельности в Рязани нет. 24 июня 1605 года возведен Дмитрием Самозванцем в степень патриарха (лжепатриарха) без соборного избрания.
В 1606 году лжепатриарх Игнатий сведен с престола и заключен в Чудов монастырь. Скончался в 1640 году в Вильне, куда бежал от преследования русских.
48.ФЕОДОРИТ уп.в 1606-1617 гг. Святой мест-ночтимый. Рукоположен во архиепископа в 1606 году патриархом Гермогеном (1606-1612). В том же году Феодорит присутствовал при избрании и венчании на царство Василия Ивановича Шуйского. Участвовал в перенесении мощей убиенного царевича Димитрия из города Углича в Москву.
В Рязани в 1607 году Феодоритом освящен перестроенный Старый Успенский (Христорождественский) собор. В этот храм 10 июня 1609 года от Бори-со-Глебской церкви Феодоритом торжественно перенесены мощи св. Василия, епископа Рязанского.
По указанию Феодорита в 1611 году с чудотворной иконы Феодотьевской Божией Матери были сделаны два списка. Один список отправлен в село Феодотьево, где икона Богоматери чудесным образом явилась, а другой установлен в Борисо-Глебской церкви.

В феврале 1613 года в Москве архиепископу Рязанскому Феодориту поручалось взойти на Лобное место, и спросить собравшихся «Желает ли народ Государя Михаила Фёдоровича Романова?». Народ ответил утвердительно.
Шестнадцатилетний царь Михаил Фёрорович находился с матерью инокиней Марфой в Ипатьевском монастыре города Костромы. В марте 1613 года в составе послов Земского собора Феодорит направлен был в Кострому. В Ипатьевском монастыре послы объявили Михаилу Фёдоровичу о волеизъявлении народа.
На отказ Михаила Федоровича архиепископ Феодорит, стоявший перед царем с чудотворной иконой Фео-доровской Божией Матери, сказал: «Не противься воле Божией. Не мы предприняли сей подвиг, но Пречистая Бо-жия Матерь возлюбила тебя, устыдись пришествия Ея».
Этой иконой архиепископ Рязанский Феодорит благословил Михаила Федоровича на царство.По велению Феодорита в Костроме с чудотворной иконы был сделан список для Рязанского Троицкого монастыря.
В разгар смут, неустойчивости, волнений Феодорит открывал св.мощи Василия, епископа Рязанского, заботится о храмах и иконах, соединял и укреплял паству; пробуждал в народе дух патриотизма.

Скончался архиепископ Феодорит 10 сентября 1617 года и похоронен в Архангельском соборе Рязанского кремля. Местночтимый святой.

49. ИОСИФ уп. в 1617-1620 гг.
Рукоположен во архиепископа из архимандритов Пско-

во-Печерского монастыря в 1617 году. В июне 1619 года по указу Царя Михаила Федоровича Иосиф III встретил в Можайске Филарета Никитича Романова, отца нового Царя и будущего патриарха, который возвращался из польского плена. В этом же году Иосиф присутствовал на Соборе при возведении патриарха Филарета Никитича (1619-1633). Скончался Иосиф в 1621 году и похоронен в Архангельском соборе Рязанского кремля.

50. АНТОНИЙ уп. в 1621 -1637 гг.

Рукоположен во архиепископа в 1621 году патриархом

Филаретом. В день 21 апреля 1621 года Антоний дал письменный наказ боярскому сыну Лариону Озерову ехать в свою вотчину для наведения и поддержания порядка «Крестьян от посторонних людей и от всяких обид беречь» — записано в наказе и далее указывались правила взимания налогов, порядок разрешения споров и прочее. Других сведений об архимандрите Антонии нет. Скончался он 15 февраля 1637 года и похоронен в Архангельском соборе Рязанского кремля.

51. МОИСЕЙ уп. в 1638-1651 гг.
Рукоположен во архиепископа из иноков Троице-Сергиева монастыря 10 января 1638 года патриархом Иосифом I. Моисей часто бывал в храмах и монастырях Рязанской епархии на богомолье и при архиерейском служении. Летом 1638 года он был на богомольев Николо-Радо-вицком и Успенском Ольговом монастырях; в феврале 1639 года — на богомолье в Зарайске; в сентябре 1640 года — на богомолье в Троице-Сергиевом монастыре; в сентябре 1641 года — на богомолье в Солотчинском и Николо-Радо-вицком монастырях; летом 1643 года — на богомолье в Ни-коло-Радовицком и Богословском монастырях.

Скончался Моисей 15 февраля 1651 года, погребен в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры.

52. ДАВИД уп.в 1651г.

53. МИСАИЛ уп. в 1651-1655 гг. Священномученик местночтимый Рукоположен во архиепископа из иеромонахов новгородского Деревяницкого монастыря 13
апреля 1651 года патриархом Иосифом.
Родился Мисаил в Новгородском крае, принял постриг в Деревяницкой обители и ревностно нес послушание. Даровитого, благочестивого инока заметил митрополит Новгородский Никон (впоследствии патриарх). Приблизив Мисаила к себе, Никон рассказал о нем царю Алексею Михайловичу. По смерти владыки Моисея Мисаил рекомендован на рязанскую кафедру. После рукоположения и получения грамоты он прибыл в Рязань.
Свою деятельность Мисаил начал с грамоты Шацкому и Кадомскому духовенству о запрещении употребления крепких спиртных напитков. Во время служения на Рязанской кафедре Мисаил постоянно заботился об укрепле-нии нравственных и духовных основ жизни народа.
При архиепископе Мисаиле в 1653-1655 годах зодчим Ю.К.Яршовым в Переяславле-Рязанском на Архиерейском дворе построены каменные палаты с церковью Усекновения главы Иоанна Предтечи, ставшей домовой церковью Рязанских архиереев.
В 1654 году по царскому указу архиепископ Ми-саил начинал свои миссионерские поездки в города:-Касимов, Кадом, Шацк, где среди неславянского населения мудро и гибко проповедовал веру Христову. В первую поездку Мисаил крестил свыше 4 тысяч человек. И вторая поездка увенчалась успехом.
В 1655 году в начале марта Владыка отправился в Шацкий край для крещения мордвы. Продолжая свой нелегкий труд, он жил в селе Березове. В день 1 апреля 1655 года на пути к деревне Ямбирно его окружили язычники. Свита разбежалась, а Мисаил стал убеждать возбужденных людей, но один из них выстрелил во владыку излука.
Стрела угодила прямо в сердце. Истекающего кровью Мисаила посадили в сани и привезли в село Аг-ломазово, где он попросил поставить перед ним образ Спасителя и молился со слезами перед ним.
Скончался Владыка Мисаил 10 апреля, завещая похоронить себя близ Чернеева монастыря. Но по указу Государя мощи Мисаила были торжественно перенесены в Рязань, в Архангельский собор. Современник замечает, что при перенесении тело Мисаила было целым и невредимым, хотя прошел целый год со дня смерти.

Местночтимый святой.

14последняя » Средний: 0