Село цахур

Цахуры

Цаху́ры (самоназвание — йихъбы, цIaIхбы) — один из коренных народов Кавказа, исторически проживающий в юго-западном Дагестане и северо-западном Азербайджане, один из титульных народов Дагестана. Говорят на цахурском языке, который относится к лезгинской семье нахско-дагестанской группы северо-кавказских языков.

Цахуры, как и другие народности лезгинской языковой группы, в этнокультурном отношении близки с другими народами Дагестана. Предки этих народностей исторически входили в состав многоплеменного государственного объединения — Кавказскую Албанию, и были известны под общим именем «албанов (агванов)».

По официальным данным, общая численность цахуров составляет около 30 тыс. человек, в основном в России (13 тыс. человек, в том числе 10 тыс. в Дагестане) и Азербайджане (12,3 тыс.). По неофициальным оценкам, общая численность цахуров может составлять 50 — 100 тыс.

Цахуры проживают в Рутульском районе Дагестана, где занимают высокогорную зону и верховья р. Самур, а также расселены на южных склонах Главного Кавказского хребта — в предгорных и равнинных селениях Закатальского и Кахского районов Азербайджана.

В семи населённых пунктах Закатальского (Загаталского) и Кахского (Гахского) районов Азербайджана представлено смешанное население: Джимджимах (азербайджанцы и цахуры), Чардахлар (аварцы и цахуры), Тала (азербайджанцы, цахуры и аварцы), Гюллюк (азербайджанцы и цахуры), Зарна (азербайджанцы и цахуры). По данным переписи 1999 года 83 % азербайджанских цахуров проживали в сельской местности.

В части входивших в Цахское вольное общество селений говорят на азербайджанском языке Список исторических и современных цахурских сёл и городов, с указанием языка, на котором говорят жители.

Цахуры относятся к одному из коренных народов Кавказа и являются титульной народностью Республики Дагестан. Вместе с предками других народов лезгинской семьи, цахуры входили в многоплеменное государственное объединение Кавказская Албания. У них было общее название «албаны», или «агваны».

Где живут

Проживают цахуры в России, на территории юго-западного Дагестана, в Махачкале, Рутульском, Кизлярском, Кумторкалинском районах, на северо-западе Азербайджана, в Закатальском, Гахском районах, Волгоградской, Тюменской, Ростовской областях, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах, Свердловской, Саратовской областях, Краснодарском крае, Калмыкии. Малое количество проживает на Украине, в Белоруссии, Казахстане.

Численность

В соответствии с официальными данными, в мире проживает около 30 000 цахуров, по неофициальным — их от 50 до 100 000. Основная часть живет на территории России в Дагестане и Азербайджане.

Название

Этноним «цахур» (или «цах») произошел от названия аула Цахур. Сам народ именует себя йыхъбы, цIaIхбы. Лезгины называют цахуров «цыахурар», аварцы — «хъалтагъал», рутулы — «гъалтахъар», лакцы — «цІахъюр». Азербайджанцы именуют их лезгинами или сахурами.

Язык

Народ говорит на цахурском языке, который относится к нахско-дагестанской группе северокавказских языков и входит в лезгинскую ветвь. Цахурский более всего близок к рутульскому языку и делится на три диалекта:

  1. гельмецко-курдульский
  2. цахурско-сувагильский
  3. сапучинский (сабунджинский)

Народ для письма использовал арабскую модифицированную письменность. В 1930-х годах на основе латинской графики был разработан алфавит. В местных школах с 1935 по 1938 годы велось обучение на цахурском. В 1990 году был создан новый алфавит на основе кириллицы. Сегодня язык считается одним из официальных в Дагестане.

Религия

Цахуры на протяжении всей своей истории исповедовали три религии:

  • ислам
  • христианство
  • зороастризм

Все эти религии оставили свой след в жизни народа. В древности цахуры поклонялись огню. Многие культовые древние постройки на территории, где проживают представители народа, связаны напрямую с зороастризмом. В цахурском селе Мамрух расположен храм хозяина земли Спента Армайти, в селении Гьаласкьар сохранились руины храма божества Аша Вахушта, управляющего огнем. В селении Юхары Чардахлар есть руины храма бога неба Ншара Ваирйя. Народ, исповедующий зороастризм верил, что существует один главный бог и шесть богов светочей, которые подчиняются ему. Все вместе они правят миром.

Христианство цахуры приняли в 313 году. 4-7 века считаются расцветом Кавказской Албании. Христианство в этой стране было государственной религией, большое внимание уделялось строительству храмов, церквей, часовен, монастырей. Ислам народ принял неравномерно. В Азербайджане этот период пришелся на начало 8 века, в Дагестане — на 10-11 века. Сохранилось в этих местах много связанных с исламом сооружений.

Еда

У народа преобладают в рационе мучные и мясные блюда. Проживающие в Азербайджане цахуры питаются более разнообразно. В кухне присутствуют продукты земледелия и животноводства, блюда из пшеничной, кукурузной муки, рис, овощи, фрукты. Из орехов делают халву, используют съедобные травы.

Хлеб пекут в печах двух видов:

  • тандур, печь круглой формы со стенками, высотой в 1 метр. Иногда располагалась в яме, в земле;
  • кульба, прямоугольная печь, высотой 1,5 метра.

Печи обычно расположены во дворе дома. Хлеб пекут овальной и круглой формы. От того, какой вид муки и состав теста, зависит, какую печь будут использовать.

Важное место в питании народа занимает сушеное мясо. Его заготавливают в ноябре из целой туши барана, которую засаливают, после сушат на ветру. Делают на зиму разные сушеные колбасы. Из молочного употребляют творог, молоко, айран, гатык, простоквашу. Хорошо готовят цахуры коровий и овечий сыр. Масло делают в специальной маслобойке из дерева.

Много существует у народа самобытных блюд. Одним из вкуснейших и лучших считается цахурский хинкал. Готовят его на пару и подают с сушеным мясом. Тесто используется очень тонкое, как листок. Примечательно, что не каждая хозяйка может приготовить правильно это блюдо.

Другие блюда цахурской кухни:

  • сюргьюллю, из тонко раскатанного теста формируются закрученные листочки или лодочки. Варят в кипящем бульоне, подают с сушеным мясом;
  • цыинт, похожи на сюргьюллю, только меньше размером. Подают с фасолью и мясом;
  • гырц, пельмени с творогом или мясом. Для начинки еще используются сушеные травы: мать-и-мачеху, крапиву, подорожник, щавель;
  • маххвара, блинчики со рваными краями;
  • быджак, лапша с молоком;
  • кьуцяр’-чуду, лепешка с мясом, творогом или тыквой;
  • тыелебы, тонкие хинкалы разной формы, подаются с различной начинкой.

Внешность

Цахуры считаются молчаливыми, гордыми и суровыми людьми с подтянутой стройной фигурой. Они гостеприимны и всегда хорошо встретят гостей и накроют для них стол.

Одежда во многом схожа с традиционным костюмом народов Дагестана, но отличается по отделке, покрою, цвету и способу носки. Шили одежду в основном из шерсти и кожи. Мужчины носили туникообразную рубаху, штаны, бешмет на подкладке «алхалыг», распашную длинную черкеску, островерхую шапку конусообразной формы, пошитую из овчины, башлык, каракулевую шапку. Зимой надевали шубу-накидку со сложным рукавом, шубу с рукавами, бурку. Чабаны носили войлочный плащ. На ноги надевали вязаные носки, поршни-чарухи, которые представляли собой кусок кожи, стянутый по форме ноги, чувяки, сафьяновые сапоги, шерстяную вязаную обувь с загнутым вверх носком. Обязательными элементами костюма были кинжал и кожаный пояс.

Одежда женщины состояла из штанов, рубахи туникообразного покроя, широкой юбки, кофты на подкладке, бешметов различного кроя (катиба, алхалыг), фартука-передника. На голове носили платок, чухту. Способ носки головного убора зависел от возраста. В холодное время года надевали безрукавку, овчинную шубу. На ногах носили шерстяные пестрые носки, башмаки, поршни, вязаные сапоги, сафьяновые чувяки. Широко использовали женщины украшения в одежде: нарядный капор «дугмаче», налобник, пояс, серьги, браслеты, серебряные цепочки, нагрудные подвески. Украшали одежду вышивкой, монетами, трубочками, бляшками. Сегодня носят в основном городскую одежду, сохранились шубы, носки, вязаная обувь, шапки из каракуля.

Жилище

Цахуры населяют высокогорье и верховья реки Самур, южные склоны Главного Казахского хребта, предгорные и равнинные селения в Азербайджане. Издавна строили жилище (дега), которое состояло из большого помещения, где жила вся большая семейная община. В этом помещении ели, проводили семейные обряды, занимались домашним трудом. Углы и отсеки просторной комнаты использовались для производственных и хозяйственных нужд. Дега одновременно была кухней и кладовой, здесь перерабатывали и хранили животноводческие и растительные продукты.

Для увеличения площади жилья к задней стене пристраивали открытые отсеки, которые делили на два этажа. На верхнем хранился инвентарь, сельскохозяйственные орудия, постельные принадлежности, на втором — хранили продукты, в большей степени молочные.

Жизнь

Основными занятиями цахуров издавна было скотоводство и земледелие. Разводили мелкий, крупный рогатый скот, в основном доминировало овцеводство. Летом овец держали в Самурской долине Дагестана, осенью перегоняли на зимние пастбища в Азербайджан. Когда распался СССР, хозяйственный уклад цахуров претерпел изменения. В начале 90-х овцеводство пришло в упадок, сейчас оно постепенно восстанавливается. Сегодня стада уже не перегоняют. В некоторых селениях есть овцеводческие крупные фермы.

Цахуры, проживающие на территории Дагестана, занимаются в основном скотоводством. В Азербайджане цахуры занимаются земледелием, садоводством, огородничеством, выращиванием бахчевых культур. Выращивают табак, кукурузу, пшеницу, овес. В садах растут орехи, хурма, яблони. В Дагестане мало посевных площадей, поэтому раньше, проживающие там цахуры обменивали и покупали зерно на равнинах Азербайджана. Издавна народ занимается пчеловодством. Мед на Кавказе очень ароматный и вкусный. Очень ценится мед из горных частей региона. Широко используют цахуры продукты пчеловодства в лечебных целях.

Из промыслов и ремесел распространена обработка шерсти, из которой изготавливают сукно. Это сукно идет на изготовление одежды, шалей, ковров, мешков, носков «турсбы» и «хурджуны». Шерсть пряли на ручных прялках. Большим спросом пользовались изделия и войлока: чопуз, кече-бурка, полушубок. Ковры ткали различных видов: килим, паласы, хирсак. Пряжу окрашивали натуральными красками из хны и марены.

Занимались цахуры обработкой кожи. Из обработанной овчины делали шубы, папахи, бурдюки для хранения сыра. Из кожи крупного рогатого скота изготавливают ремни, кнуты, уздечки, седла, веревки, сумки.

Широко распространена работа по дереву. Изготавливают предметы домашнего обихода, кухонную утварь, ложки, корыта, черпалки, кадки, маслобойки, сундуки, люльки, лари, грузовые арбы, музыкальные инструменты.

Цахурские мастера украшали опорные столбы, потолки мечетей и богатых домов узорами, изготавливали мебель, окна, двери. Широко распространены у народа и другие ремесла: кузнечное, сапожное, лудильное, ювелирное, портное, гончарное дело. Развита была торговля, свои товары цахуры продавали в Грузии, России, Турции, Иране.

У народа существует две формы семьи: большая неразделенная и малая. Неразделенная семья состоит из нескольких поколений родственников, среди которых работоспособными являются несколько женщин и мужчин. Все члены такой семьи сообща пользуются скотом, землей, хозяйственными и жилыми постройками, продуктами.

При разделе имущества все сыновья обладали равными правами на наследство. Незамужние дочери получали в два раза меньше. Женщинам принадлежали только личные вещи: приданое и одежда, но при дележе имущества у матери были равные с сыновьями права. Инвентарь, скот, земельные владения и продукты делились поровну, хозяйственные и жилые постройки по жребию. По адату старый отцовский дом оставался самому младшему сыну, который оставался жить с родителями.

В малой и большой семье главным был старший мужчина, он выполнял многие сложные обязанности, связанные с бытом и ведением хозяйства, разделял между членами семьи работу, строго следил, чтобы каждый исполнял свои обязательства. Все имущество и доходы семьи были в его полном распоряжении. Глава семьи решал судьбы домочадцев. Обращались к такому мужчине не по имени, а уважительно «абаттей».

Из женщин в семье главной была «абай» — жена старшего брата. Она отвечала за сбережение съестных припасов, занималась обработкой продуктов земледелия и животноводства, готовила еду. Абай контролировала расход продуктов, следила чтобы все женщины в доме были бережливы и экономны, особенно те, кто отвечает за кормление скота и работает на кухне. Мужчины в женские дела не имели права вмешиваться, поэтому все споры женской части семьи решала абай. Без ее разрешения даже самый главный мужчина в доме не может распоряжаться ничем из женского хозяйства.

Так как в больших семьях было несколько свекровей, абай за каждой из них закрепляла ее невестку. Молодая жена должна была облегчить работу матери своего супруга, помогать ей, но и в полной мере выполнять свою работу по хозяйству. Нередко молодые невестки в неразделенных семьях оказывались под двойным подчинением у свекрови и абай.

Фольклор

Древние музыкальные инструменты цахуров:

  • дюттек
  • сипсий
  • балабан
  • баян «накьра»
  • тампур
  • дам-дам (дяф)
  • зурна
  • кос

Цахурский традиционный ансамбль называется «кьаварчер» и состоит из 4 человек, которые играют на разных инструментах. Народ отдает предпочтение быстрой ритмичной музыке, которая вдохновляет, поднимает настроение, дает жизненные силы. Они не любят грустные мелодии.

Музыка сопровождает цахуров на протяжении всей жизни. Она поддерживала их на войне и в периоды суровых испытаний. Во время Кавказской войны Имам Шамиль запрещал горцам петь печальные песни.

Самые любимые народные произведения цахуров: «Бег гаъяна», «Издагъ алэеъэна», авторские песни: «Аман ед’ Алшанын», «Къаджуна».

Семьи турок-месхетинцев получили помощь в Рамадан от американской диаспоры

Диаспора турок-месхетинцев в США «Ahiska Turkish American Council» по случаю Рамадана организовала акцию по раздаче продуктовых наборов нуждающимся семьям в России, Грузии, Азербайджане и еще пяти странах, сообщили организаторы.

Как писал «Кавказский узел», мусульмане юга России в священный для верующих месяц Рамадан из-за ситуации в регионе по коронавирусу отказались от коллективных молитв в мечетях. Верующие молятся дома и проводят вечерние разговения в Рамадан в семейном кругу.

В этом году священный для мусульман месяц Рамадан начался 24 апреля, а завершится 23 мая, перед праздником Ураза-байрам. Во время Рамадана мусульмане должны воздерживаться от пищи и питья в течение светового дня. В разделе «Справочник» на «Кавказском узле» размещены справочные материалы о Рамадане и Ураза-байраме. На главной странице «Кавказского узла» в течение суток обновляется карта с данными по числу зараженных коронавирусом в странах Южного Кавказа, а также на юге России. О динамике распространения вируса и принятых властями мерах рассказывается в обновляемой справке «Кавказского узла» «Коронавирус добрался до Кавказа».

Диаспора американских турок-месхетинцев (самоназвание «ахыска», — прим. «Кавказского узла») «Ahiska Turkish American Council» инициировала акцию по сбору помощи для нуждающихся представителей своей этнической группы по всему миру, рассказал корреспонденту «Кавказского узла» пресс-секретарь организации Шараф Аскаров.

«В Рамадан мусульмане организовывают угощения, на которые приглашают близких. Но в связи с коронавирусом у нас отсутствует такая возможность, мы не можем проводить ифтары ни в мечетях, ни у себя во дворе. В этом году решили собрать средства, пожертвования и оказать помощь семьям турок-ахыска. В акции принимают участие Казахстан, Узбекистан, Киргизия, Грузия, Россия, Украина, Турция, Азербайджан», — рассказал он. По словам Аскарова, во всех этих странах помощь оказывается нуждающимся семьям. «Собирают деньги и отправляют их волонтерам в регионы, а они закупают продовольствие. В пакет помощи входит мука, рис, масло, халяльное мясо, томат-паста, финики — в среднем, по 90-100 килограммов на один семейный пакет. Предварительно в страну отсылаем запрос о том, какие виды продуктов там наиболее востребованы, и формируем стандартный пакет. Активисты-волонтеры на местах помогают в приобретении и раздаче продуктов», — рассказал пресс-секретарь.

Турки-месхетинцы (тур. Ahıska Türkleri) – этнические турки, исторически проживавшие в Месхетии – области на юго-западе Грузии. Были выселены в 1944 году в период сталинских депортаций малых народов Кавказа в Среднюю Азию. В настоящее время турки-месхетинцы проживают в Киргизии, Узбекистане, Казахстане, России, Азербайджане, Украине, Грузии, Турции и США. Их называют также «ахыска», «турки-ахыска», «ахалцихские турки», «кавказские турки». В 2004–2005 годах часть турок-месхетинцев, живших в Краснодарском крае, под давлением местных властей выехала в США, сообщается в материале «Турки-месхетинцы», размещенном в «Справочнике» на «Кавказском узле».

Он отметил, что акция продлится месяц и ее основными адресатами станут неимущие семьи, в которых есть вдовы, сироты, тяжело больные люди, старики. «Рамадан в этом году сопряжен с пандемией коронавируса. Из-за нее многие остались без работы и, как следствие, без средств к существованию. Особенно сильно это отразилось на представителях небольших этносов, традиционно занятых сельскохозяйственной деятельностью, к которым относятся и ахыска-турецкие диаспоры. Из-за пандемии многие не смогли собрать выращенный урожай, а те, кто смог собрать хоть какую-то часть, не могут реализовать свою продукцию на рынках», — рассказал Аскаров.

Он отметил, что акция стартовала 23 апреля, к 13 мая она проведена уже в семи странах, последней страной в той акции станет Узбекистан. Финансируют кампанию турки-ахыска, проживающие в Соединенных Штатах Америки, среди которых бизнесмены и сотрудники некоммерческих организаций, рассказал Аскаров.

По его словам, на Украине помощь получили более ста семей, в России помощь была оказана 200 семьям. «В каждом регионе по стоимости и весу продовольственные наборы были примерно одинаковыми», — сказал Аскаров.

В Курской, Ростовской областях, Краснодарском и Ставропольском краях организаторы акции насчитали около двухсот нуждающихся семей, сказал он.

По словам Аскарова, 8 мая акция проводилась в Краснодарском крае, в Белореченском и Апшеронском районах, помощь там получили 42 семьи. В Ростовской области помощь получила 91 семья, а численность турок-ахыска в регионе примерно 45 тысяч, сказал он.

На Ставрополье проживает около 16 тысяч турок-месхетинцев, помощь получили 45 нуждающихся семей, рассказал корреспонденту «Кавказского узла» представитель общины Курбанали Алиев. «На средства, что прислали наши братья, мы купили и раздали в среднем по 95 килограммов продуктов 45 семьям. Кроме этого, двум семьям купили дом, 14-летнему парню помогли получить квоту на лечение и собрали деньги», — сказал он. По словам Алиева, продукты купили в Моздоке на оптовом рынке, привезли в Ставрополье, упаковали, раздали. «Также один из наших фермеров выделил по 400 килограммов морковки и свеклы, и мы также разделили их между этими 45 семьями», — сказал он.

По словам Аскарова, в акциях по всем регионам участвует до 40 волонтеров. «Где-то сталкиваемся и со сложностями В Грузии, в частности, местные законодательные акты регламентируют любую продовольственную помощь проводить при участии администрации. Ночью нам пришлось поднимать одного из глав администрации Ахалцихского района и с ним решать проблему», — сказал он.

Представитель диаспоры турок-ахыска в Грузии Диляра Джафаридзе рассказала корреспонденту «Кавказского узла», что акция по раздаче помощи началась 1 мая в Батуми. «Благотворительные пакеты были переданы 205 семьям по всей Грузии: в Батуми, Самтредиа, Озургети, Наруче, Цецхлаури, Гори, Адигени и Тбилиси. Благодарность бенефициаров не знала границ, особенно в такой сложный период Мы очень надеемся, что эта благотворительность послужит примером для людей, чтобы они как можно больше помогали друг другу», — сказала она.

Триста нуждающихся семей получили помощь в Азербайджане, рассказал корреспонденту «Кавказского узла» председатель азербайджанского общества ахыска-турок «Ватан» Исмаил Рагимов. «На сегодня 300 семей получил продуктовые наборы. В Азербайджане проживает около 75-80 тысяч ахыска-турок, это 17,2 тысячи семей Каждый продуктовый набор весил 70 килограмм», — рассказал он.

Советы специалистов о том, как избежать заражения, опубликованы в справке «Кавказского узла» «Врачи про коронавирус: что делать?». В справке «Коронавирус. Горячие линии» можно найти номера телефонов для консультаций по коронавирусу. Информация о штрафах за нарушение карантина собрана в статье «Кавказского узла» «Сколько стоит побег из карантина».

Материалы о распространении коронавируса на юге России и в странах Южного Кавказа «Кавказский узел» размещает на тематической странице «Коронавирус рвется на Кавказ».

Сухум.net

Георгий Дмитриевич Чачба в своем письме к Гяргю Лаша (Георгий Михайлович Чачба) с горечью писал: «… из 437 тысяч Большой Абхазии до исторического присоединения к его императорскому величеству Александру I, осталось сегодня не менее 60 тысяч…».
По турецким данным, абхазов было выселено в общей сложности от 400 до 500 тысяч.
Еще в 30-х годах XIX века в Турции уже проживало 20 тысяч абхазов. Кроме трёх крупных волн переселений абхазов (1864) тогда только выселилось 74 тысячи. 1867 (свыше 20 тысяч), 1877 (от 50 до 100 тысяч).
У абхазов было ещё несколько этапов эмиграции, так например в 1859 году было выселено 2.130 семей, в 1863 — 900 семей, 1869 — 579 семей, в 1873 — 800 семей, в 1879 — 800 семей…
Турецкое правительство решило с помощью кавказцев укрепить свои позиции в стране, где национальные меньшинства составляли тогда 45%. Организовать расселение горцев Кавказа было поручено турецкому генералу Нусрет-паша. В сущности, османское правительство преследовало три цели:
1. По стратегическим причинам кавказцами заселяли регионы, отягощенные конфликтами, чтобы с помощью введения в действие их воинственного потенциала достичь умиротворения повстанческих групп.
2. На фоне быстрой ассимиляции расселить кавказцев как можно рассеяннее.
3. Путём смешения крови облагородить и возродить одряхлевшую оттоманскую нацию.
Горцы были расселены вначале в Европейской Турции, Болгарии, Румынии, Югославии, Албании между славянскими и греческими поселениями, образуя непрерывную цепь вдоль больших дорог и важных горных проходов. Также они были расселены в Арабистане и Курдистане.
Непривычный климат, беспрерывные боевые действия с местным населением вначале довольно резко сказывались на численности переселенцев. Известный турецкий писатель С. Пазиф в рецензии на роман первой убыхской писательницы Хай-рие Мелек Хундже отмечал, что там, где на окраинах Турции поселялись черкесы, кладбища возникали раньше деревень.
После войны 1877-1878 гг. абсолютное большинство абхазов и убыхов было переселено вновь уже с Балкан в Анатолию и арабские страны, т.е. в места их нынешнего проживания.
Турецкое правительство делало большую ставку на кавказцев, зная их менталитет, что они предпочитали смерть бесславию и нищете, и десятки тысяч молодых горцев пополнили ряды османской армии. «Черкесские полки были повсюду на линии огня. Они мужественно сражались, но дорого заплатили за свою победу, — отмечает Ж. Дюмезиль «Часто из десяти мобилизованных возвращался лишь один».
Корреспондент одной из английских газет в 1912 году спрашивал командира одного из убыхcких отрядов: «Чем объяснить неслыханную доселе дерзость и храбрость, проявленную убыхами в боях?».
Убых ответил: «Храбро дрались наши отцы там, на Кавказе, защищая свою родину. Но… проиграли войну. Мы потеряли самое святое, чем жив человек — Родину. И теперь нам остаётся только умереть».
«Так вы погибаете за интересы чужой страны?»
«Это неважно. Для нас главное быть честным перед самим собой и умереть на поле битвы честно, как подобает убыху. Так нас учили».
«Ведь турки предали вас в Кавказской войне», — не отставал назойливый журналист.
«Да, сэр! И не только они…. Теперь у меня к вам вопрос. Наша храбрость от Бога. Скажите, от кого у вас предательство и двурушничество?».
Ведущую роль сыграли кавказцы в кемалистской революции, об этом в последнее время издан ряд книг на турецком языке. Мы не будем останавливаться на этой теме, но отметим, что самыми ближайшими сподвижниками Кемаля Ататюрка в самое трудное время являлись: абхаз Хусейн Рауф бей, осетин Бекир Сами бей, адыг Хаккы Бехич бей, абхаз Ибрахим Сюрейй бей, абхаз Емир Маршан паша, абхаз Хикмет бей, кабардинец Омер Муитаз Танбий, дагестанец Осман Нури Туфан бей, адыг Юсуф бей, кабардинец Камил Полат, абхаз Музаффер Ачба. Все они были делегатами Сивасского конгресса, откуда и пошел мощный импульс, давший начало национально-освободительному движению в Турции, которое возглавлял шапсуг Етем-бей (из рода Пшау).
Фактически вначале ядро движения составляли горцы Кавказа, но впоследствии, как и все великие диктаторы, Кемаль-паша расправился почти со всеми торцами Кавказа, а народ подверг жёсткому преследованию, не выполнив своих обещаний. Это была величайшая трагедия горцев Кавказа после изгнания.
Английский консул, полковник Чарльз Уильсон в связи с этим отмечал, что «… горцы (абхазы, кабардинцы, абадзехи, шапсуги)… красивое племя; оно сильнее, мужественнее, смышленее местных крестьян и способны к образованию… вообще они могли сделать много для развития края, если бы турецкое правительство более заботилось о них». Это подчеркивает ряд консулов, в том числе и российских.
В начале XX века, перед первой мировой войной, создается «Черкесское культурно-просветительное общество», которое функционировало с 1908 по 1923 гг. (с перерывами). Появляются первые кадры «черкесской» (абхазской и адыгской) интеллигенции, создаются буквари на родном языке, делаются попытки создания школ, вводится кое-где обучение на родном языке в начальных классах, издаются книги по истории Кавказа. Но после 1923 года, в рамках новой национал-турецкой внутренней политики, культурная деятельность нетурецких народов была запрещена.
Зэн отмечает, что: «После официального запрета черкесского благотворительного общества в Стамбуле начались преследования и аресты членов общества; кавказские публикации были сожжены. Турецкие власти препятствовали приему черкесских учащихся в общеобразовательные школы повышенного типа и университеты».
«Черкесский язык был запрещен в 1930 году вместе с языками других меньшинств», фамилии абхазов и адыгов были заменены на турецкий лад. Население во многом сознательно начало противиться тогдашним националистским устремлениям и ассимиляции. Кавказские горцы до 50-х годов XX века Жили совершенно изолированно, сохраняя свои традиции и быт.
В 50-ые и особенно в 60-ые годы после изменений в конституции Турции были восстановлены кавказские общества, начали издаваться периодические издания..
В общей сложности ныне кавказская диаспора составляет свыше 3,5 миллиона человек, разбросанных более чем в 50-ти странах мира.
Наиболее компактными местами проживания их являются Турецкая республика и страны Ближнего Востока, в том числе и Израиль. Кавказцы в Турции проживают в 59-ти из 67-ми вилайетов Турции.
Абхазов, по оценочным данным, в Турции свыше 300 тысяч, их могло быть, исходя из естественного прироста, гораздо больше, но войны, революции и ассимиляция сделали свое…. Исходя из естественного прироста, абхазов должно насчитываться там от 700 до 800 тысяч человек, неблагоприятные условия, особенно на первых порах, да и значительно позднее, сделали, как было отмечено выше, свое дело.
В остальных странах Европы и Азии их проживает несколько десятков тысяч, практически они проживают во всех странах Европы, есть даже небольшие колонии кавказцев в Китае, Японии, Корее. Австралии…
В последнее время процесс урбанизации охватил всё население Турции, в том числе и абхазское, многие из них переселились в города, хотя в сельских местностях насчитывается свыше 800 сёл, где проживают абхазы, черкесы, убыхи. По-прежнему очень остро стоит вопрос о связях с Родиной, в этом отношении у нас проведена определённая работа, но до сих пор не поставлен и не решен вопрос:
ПОЧЕМУ ДО СИХ ПОР НАСИЛЬСТВЕННО ИЗГНАННЫЕ С РОДИНЫ ГОРЦЫ КАВКАЗА НЕ ИМЕЮТ СТАТУСА БЕЖЕНЦЕВ?
Ведь правильно отметил еще в 1990 году Заур Зантария:
«Представление о наших соотечественниках за рубежом, как о добровольных изгнанниках — следствие тоталитарной пропаганды, но не только её. Как ни тяжело нам в этом сознаваться, тот факт, что большая часть наших народов ушла, а осталась меньшая — есть следствие раскола, который произошел внутри горского единства в последний момент войны. Остались мирные, а ушли непокорные, и мы должны их больше любить и сочувствовать представителям нашей диаспоры. И при этом надо помнить, что как бы хорошо они там себя ни чувствовали, все же, наша диаспора лишена в той же Турции, Сирии и Иордании общепринятых прав и свобод. Юридически они поставлены, например, ниже армян, греков или евреев. У них нет свободы совести, возможности национального самоопределения, они не могут даже носить своих национальных имен и фамилий. А это касается одинаково и простолюдина, и министра».
В заключение хочу отметить, что где бы ни находились абхазы, они должны помнить, что Родина у них одна — это наша свободная Апсны, независимость которой завоевана кровью, и души ушедших в национально-освободительной борьбе призывают нас воссоединить рассеченные временем, политикой и историей изгнанников с их исторической Родиной.
Руслан Гуажба
научный сотрудник Абхазского Государственного музея тел. (10995122) 2-43-15

Дагестан. Село Цахур — центр зарождения ислама в России

Наши представления о планах поездки в Дагестан были весьма условные. Мы хотели посмотреть определенные места, но по опыту понимали, что запросто может что-то изменится. Так оно и получилось. Наше утро в Дербенте началось снова с ремонта Нивы. Ну как ремонта? Антом заметил, что потекла раздатка и что-то случилось по мелочи. Купив на рынке запчасти, он пришел в ближайший сервис и договорился с ними, что он поставит машину на яму и сам все сделает.
По мере ремонта нашей Нивы все познакомились и Антон рассказал, что мы едем в Куруш. Мастера очень изумились, что мы при этом не едем в Цахур. Для них это было просто не понятно, как так, быть там и не доехать до Цахура?! Один из них тут же позвонил какому-то знакомому, который знает другого знакомого, а вон тот уже знает Вагифа Алиева — главу села. В общем, к вечеру нас уже ждали в Цахуре к ужину.
Осталась небольшая загвоздка. Село находится в погранзоне и не было понятно, пустят нас туда или нет. Так как пропусков в этом место у нас, естественно, не было. Тут же решаем, что надо ехать в любом случае и решать вопросы на месте. Мужики в сервисе наш план одобряют и говорят, что мы проедем. Ну так, они местные, понятно, что они проезжают-то.
Думаем, где ночевать, если не доедем — дорога не близкая. Мужики делают удивленные лица — ну что вы как маленькие? В любом селе останавливаетесь и стучитесь в первый же дом. Вас примут. Не смогут в нем, направят в тот, где смогут принять. Гость — это всегда праздник. В общем, загрузились в машины и поехали. В какой-то момент дорога идет вдоль реки, где на другой стороне уже Азербайджан…
Процитирую Диму, уж больно он хорошо написал:
Проезжая последний крупный населенный пункт — административный центр Рутульского района, Саша Попов предложил попробовать заглянуть к главе района — познакомиться, узнать про пограничников и спросить про село Цахур. Вдруг примет? Для этого мы переговорили с языком:
— Здравствуйте! А где нам можно найти главу района?
— В администрации он должен быть, вот там она, здание белое.
— А как зовут его?
— Амаевич его зовут.
— Это имя или фамилия?
— Не знаю, Амаевичем все его зовут.
На деле оказалось, что уже четыре дня, как Амаевич сменился на Джабраиловича. Об этом нам рассказал тучный охранник в здании администрации, который сопроводил нас на второй этаж к кабинету начальника.
Нас принял Магарамов Магомед Джабраилович, глава Рутульского района. Без предварительных звонков, без предупреждений. Просто принял гостей. Он поприветствовал нас, выслушал небольшой рассказ про наше путешествие, рассказал, что с пограничниками не должно быть никаких проблем. «Вы же все россияне?» Потом добавил: «Вы можете смело ехать в любое место района и идти к главам сел или директорам школ — вас везде примут, поселят и накормят. Скажите, что Магарамов распорядился. Хотя вас итак везде примут — у нас народ гостеприимный. Если что, запишите мой мобильный».
Как оказалось, там существует три погранзоны. В первую можно въехать только по российскому паспорту всем желающим. Во вторую — по пропуску. В третью — уже никак. Цахур находится в первой зоне и у нас проблем, действительно, не было никаких. А дорога там… дорога там прекрасна… Как и везде в горах.
1. Одна из многочисленных заправок. На еще более стремной заправке мы видели там нулевый Бентли. Чего только не увидишь в горах. И да, как сказал Дима: «Чем выше горы, тем ниже октановое число».
2. В целом дорога до Цахура вполне себе хорошая и проезжается на любой пузотерке.
3. Нет, это не опарыши. Это пасутся овечки.
4. Безусловно, такая дорога — родная стихия нашей Нивы. Здесь она чувствует себя прекрасно и показала нам все, на что способна.
5. Наша команда. Антом, Дима, Коля и Яна. Видите на ремне у Коли 70-200 с дыркой 2,8? Это один из последних кадров этого объектива. На следующий день из-за невнимательности Коли он весело скатился с горы бзынькая линзами. 🙁 Но даже это не омрачило поездки!
6. Живность. Кто это?
7. На первой погранзаставе немного удивились нашему приезду. Но быстро все оформили, записали паспортные данные и номера машин. Командир заставы — молодой лейтенант из Москвы. Меня поразил его очень грамотный язык, вежливость и в то же время строгость. Мое уважение пограничникам.
8. Позитивная Яна.
9. А мы едем все дальше в горы… Видите село?
10. Наконец-то к вечеру показался Цахур. Мы потихоньку забрались на высоту 2000 метров в невероятно красивую долину.
11. Хотелось останавливаться около каждого поворота, обрыва и снимать-снимать-снимать. Но надо все же ехать.
12. Устроили небольшую фотосессию Ниве. Несмотря не некоторую кондовость на трассе, в горах она показала себя только с хорошей стороны. И, кажется, здесь она забыла, что у нее там что-то течет и отваливается.
13. Цахур это село (аул) в Рутульском районе Дагестана. Центр Цахурского сельского поселения.
14. Село расположено на северном склоне Главного Кавказского хребта, в долине реки Самур.
15. Недалеко от границы с Азербайджаном. Он буквально вот за этой горой.
16. По мнению некоторых исследователей, топоним Цахур образован из двух компонентов: «Ца» — огонь (на языке цахуров и некоторых соседних этносов) и «хур» — селение (на лезгинском языке). Первый луч света утром освещает в долине это село, а вечером, на закате, он так же дольше всех освещает его.
17. В селе нас встречали чуть ли не все. Не часто сюда туристы заезжают, конечно… Мы расположились в доме матери главы села Вагифа Алиев. Невероятно длинный вечер с бесконечными разговорами обо всем на свете. Спасибо вам за ваше гостепреимство!
18. Периодически мы выскакивали вечером что-нибудь поснимать. В какой-то момент прибежали местные мальчишки с воплями, что медведь пришел. Оказалось, что косолапый пришел на другую сторону долины— через реку. Честно, я его так и не увидел. 🙂
19. Ранее утро… Мы все вещи, кроме самых необходимых, оставили в машинах. Когда вечером мы думали, что надо их забрать, то наши опасения развеял Вагиф: «Во-первых, вы можете хоть телефоны и камеры оставить на самом видном месте. У нас в селе никто этого не возьмет. В крупном городе, да, надо быть осторожным, а здесь или в любом другом горном ауле, просто не думайте об этом. Нас мало и все друг друга знаем. Если даже кто-то у вас что-то украдет, вы обидетесь и уедете. На новую вещь заново заработаете… А вот нам здесь жить с вором. Так что не бойтесь что либо оставлять».
20. Дагестан является той землей в составе России, куда первыми пришли все три основные мировые религии: христианство, иудаизм и ислам. При этом на протяжении тысячелетнего совместного проживания Дагестан не знал ни национальных, ни религиозных войн…
21. Сам же Цахур в средние века стал центром распространения ислама на Северном Кавказе. Именно здесь в 1075 году визирем государства сельджуков Низам аль-Мульком было основано первое на Кавказе медресе университетского типа (открылось на 13 лет раньше знаменитого университета в итальянском городе Болонья, который считается древнейшим в Европе), где готовили мусульманских ученых и учителей, а также переводили на местные языки книги мусульманских богословов.
22. Первыми профессорами здесь стали цахуры, обучавшиеся в Сирии и Ираке, которые, окончив учебу, вернулись на родину, чтобы распространять ислам на Кавказе.
23. Имам Джалалутдин Гаджи. Книгам, которые он нам показывал уже более 400 лет!
24. Мечеть.
25. В этот день мы хотели погулять по окрестностям. На самом деле, мы думали, что приедем в Цахур на чуть-чуть, но в итоге задержались на три дня. Это было место, из которого очень трудно было уехать.
26. Увы, осилить подъем на ближайшую гору я не смог. Организм сказал «ша» и попросился обратно. Потом я без проблем скакал по высотам и бегал на перегонки с закатом, но в тот день не получилось.
27. Поэтому в одиночку отправился гулять по селу.
Обои: 1024×768 | 1280×1024 | 1280×800 | 1366×768 | 1440×900 | 1680×1050 | 1920×1080 | 1920×1200 | 2560×1440 | 2880×1800
28. Встретил телочек. 🙂
29. По переписи 2002 года в селе проживало 326 человека — моноэтническое цахурское село. В 2010 чуть больше. Но это в основном старики и их внуки. Молодых крайне мало.
30. Ни один город, ни один населенный пункт Дагестана в древности не имел такого расположения хозпостроек, как в Цахуре, они расположены отдельно от жилых кварталов. До настоящего времени в Цахуре сохранились коммуникации жизнеобеспечения — это подземная канализация (бытовая и ливневая), водопроводы. Сохранились также развалины 12 мечетей. Сохранились подземные ходы-сообщения крепости с караванными дорогами. Сохранились в своем архитектурном изяществе развалины общественных бань. Лишь одни кладбища вокруг Цахура занимают около 15 га земли.
31. Овечка.
32. Невероятно красивое место. И очень душевное.
.::кликабельно::.
33. Новая школа. Старое здание смыло ночью селем и пришлось ее отстроить на новом месте.
34. По своей структуре Цахур делился на три квартала — магала, каждый магалов носит территориальные и топографические названия: Алибна-магьла (верхний квартал), Йыкьнен-магьла (средний квартал), Дагъайия-магьла (нижний квартал) — во второй половине ХХ — начале ХХI в. образовался ещё один квартал — Авгъана-магьла.
35. Раньше считалось, что нельзя выйти замуж или взять жены не со своего магала. А сейчас рады любой свадьбе… Так они стали редки.
36. Любопытные овцы.
37. Утеплитель и топливо для печей — кизяк.
38. Приехал грейдер, который поддерживает дорогу в хорошем состоянии.
39. Цахурцы.
40. Жизнь здесь весьма неспешная…
41. Торопится не куда.
42. Пока гулял, увидел, что у нашего дома остановился участковый. Я помахал ему рукой и неспешно дошел до него. Он представился по форме, все как положено. Спросил о цели нашего визита, как мы ехали, что видели. Много раз извинился за вопросы, но кивнув в сторону Азербайджана, сказал, граница рядом, всякое бывает… Переписал наши паспортные данные. А вечером он пришел в гости к Вагифу и мы с ним продолжили общение за столом с шашлыком и чаем.. На редкость интереснейший человек оказался.
43. Это были незабываемы три дня в живописнейшем месте.
44. В это место хочется еще раз приехать и просто там отдохнуть от всего.

Что за народ албанцы: история, культура, традиции, религия

  • 24 Ноября, 2018
  • Направления
  • Алекса Локтионова

В мире примерно 2000 национальностей и более 100 вероисповеданий. Помимо прочего, важной отличительной чертой каждого является менталитет. Познакомиться хотя бы с некоторыми из них – это важно. Ведь только так можно иметь представление о том, как живет и чем в буквальном смысле дышит другой народ. Наконец, это просто интересно.

Сегодня мы поговорим о том, что за народ албанцы. Это интересно еще и потому, что говорят о них достаточно редко. Исправим такую печальную несправедливость, представив вам полноценную информацию о государстве и религии, а также о культуре, традициях, происхождении, языке и многом другом.

Что за народ албанцы?

Их можно назвать уникальными. Впрочем, как и любой другой народ. Ведь каждый имеет свои особенности, даже странности. Например, у албанцев положительный кивок головой означает отрицание. А если вы откажетесь выпить с ними кофе, то очень сильно обидите их. Ведь для албанцев это очень важно. Для них выпить кофе – целый ритуал и добрая традиция.

Что за народ албанцы? Это добрые, отзывчивые и общительные люди, которые выделяются многогранной бытовой культурой. В этногенезе до сих пор кроется много тайн, недомолвок, а также активно ведутся споры относительно происхождения народа. Поэтому еще более удивительным кажется тот факт, что им удалось накопить столь необычные, интересные и разнообразные традиции, касающиеся народных костюмов, обустройства жилья, кухни, архитектуры и, конечно, процесса бракосочетания и семьи в целом. Эти все мелочи как нельзя лучше отражают, что за народ албанцы.

Об Албании

Государство располагается в западной части Балканского полуострова. Площадь Албании сравнительно маленькая. Она составляет 28 748 км². Для сравнения: это почти в 600 тыс. раз меньше, чем площадь России.

Столица Албании – Тирана. Также к крупнейшим городам относятся Дуррес, Влера, Эльбасан и Шкодер. Всего в государстве образовано 12 областей. Население Албании – 2 876 591 человек.

Считается, что оригинальное название – Shqipëria – происходит от слова shqip, которое переводится как «излагать мысль». Однако славист А. М. Селищев находит и другое объяснение. Он утверждает, что название государства происходит от слова shqe – «славяне» и является следствием славянской колонизации Балкан в VI-VII вв.

С 2009 года Албания является членом НАТО.

Население разговаривает на албанском языке. Далее мы подробно познакомимся с этой страной, людьми, узнаем о религии, традициях, истории и многом другом.

Исторические сведения

Эта информация как нельзя лучше позволит понять происхождение албанцев. Поэтому с исторических сведений мы и начнем.

Еще во времена неолита территорию заселяли пеласги. Они считаются древнейшим населением Албании. Следы иллирийских племен датируются в источниках вторым тысячелетием до нашей эры. Они жили здесь самоуправляемыми общинами вплоть до VI века.

В южной части государства некогда были образованы греческие поселения, которые также внесли свою лепту в албанскую культуру. Первые государственные формирования были образованы в IV-III вв. до н. э. иллирийскими племенами.

В период с 229-го по 9 г. до н. э. происходила борьба между иллирийскими пиратами и Римской империей. Когда император Тиберий окончательно разбил их, он создал на этом месте область – Иллирию. А уже в I в. н. э. сюда стало постепенно проникать христианство.

Когда Римская империя пала, Иллирия подвергалась нашествию варваров, а именно аваров, гуннов и славян. Они переселялись сюда с востока. В IX-X вв. некоторые части современной Албании, где ранее располагалась византийская фема Диррахий, были захвачены Болгарским царством. Но в 998-1019 гг. оно само оказалось в подчинении Византии.

В 1050 г. северная часть современного государства входит в состав Сербского княжества. В 1180 г. сербы захватили Шкодер, а в 1200-м восточную часть страны покорили болгары. Начиная с 1204 г. в Албании постоянно шли войны, в ходе которых нескончаемое менялась власть: венецианцы, Сербское и Неаполитанское королевство, Эпирское царство.

В период с 1336 по 1355 г. вся территория Албании перешла во власть Сербского королевства под управлением Стефана Душана. В 1381 г. это же попыталась сделать Османская империя. Собственно, и сделала. Под ее властью территория Албании находилась на протяжении пяти столетий. Однако албанцы героически сражались против введения турецких традиций методом периодического проведения народных восстаний.

Султан был свержен в 1908 г. Восстания продолжали проводиться населением, так как албанцы задались целью получить автономию для своего государства. В 1912 году они захватили Эльбасан, Дибру, Пермети и Скопье. Вскоре было объявлено перемирие, в ходе которого албанский народ получил определенную автономию, но закреплена она так и не была. Только в 1912-1913 гг. Великобритания, Италия, Германия, Россия, Австро-Венгрия и Франция признали сначала автономию, а затем и независимость Албании от Турции.

В 1939 году Албания была оккупирована Италией, но в 1941-м создала единую структуру, миссией которой стало ведение освободительной борьбы. А к 1944 г. в качестве временного правительства на данной территории был избран Антифашистский национально-освободительный комитет и введено всеобщее избирательное право. Возглавляемый коммунистами демократический фронт получил 97,7 % голосов – парламентские выборы состоялись в 1945 году. Так, постепенно власть сосредоточилась вокруг Энвера Ходжи. Он был крайне жесток по отношению к своим политическим соперникам.

До 1956 г. Албания с СССР в тандеме действовали в противовес Югославии. Но после XX съезда КПСС было принято решение о политической изоляции. СССР поддерживали отношения только с Румынией и КНР.

В 1968 г. Албания вышла из Варшавского договора из-за своего протеста против советской интервенции в Чехословакию. Таким образом, государство в течение определенного времени находилось в состоянии ожидания войны. Это поспособствовало запрету религии и ношению бороды. Как следствие, в 1967 году Албания была названа атеистическим государством.

В 1985 г. умер Энвер Ходжи, а на его место пришел новый лидер – Рамиз Алия. Свою деятельность он начал с экономических реформ и резкого расширения отношений с другими странами. Коммунистический режим в стране падал в период с 1990-го по 1992 г. У власти попеременно сменялись Социалистическая и Демократические партии.

Население Албании

По статистике, 57 % жителей государства исповедуют ислам. Еще 6,75 % – христианство. Католиков здесь примерно 10,03 %. Отсюда видно, какую религию исповедуют албанцы: большая их часть — мусульмане.

Около миллиона местных жителей уезжают работать за границу, поэтому основным источником доходов являются именно те средства, которые были переведены из другой страны. В Албании сохраняется высокий уровень эмиграции.

Что касается этнического состава:

  1. Албанцы – 95 %.
  2. Греки – 3 %.
  3. Другие – 2 %. Среди них — цыгане, румыны, македонцы, сербы и др.

Также до 1990 года здесь существовала еврейская диаспора. Она прекратила свое существование по той причине, что последние 11 человек отбыли на родину – в Израиль.

Этногенез

Это достаточно сложная тема, которой посвящено огромное количество литературы, но которая не перестает вызывать массу споров среди ученых по сей день. Этногенез албанцев – истинная проблема. Местные ученые подходят к изучению данного вопроса комплексно, а именно учитывают все данные смежных наук, включая языкознание, культуру, историю, археологию и пр. Между тем специалисты привязывают эти данные к территории, на которой проживают албанцы. Географически данная область находится там, где в свое время обитали южные иллирийские племена.

Определенную роль в данном вопросе играют находки, которые удалось обнаружить в Комане, в долине реки Дрин. Это различные металлические украшения одежды, очень похожие на те, которыми сегодня украшены традиционные костюмы албанцев. Утверждение о том, что имеет место переход от иллирийской культуры в албанский этнос, имеет право на существование. Эти украшения не идентичны ни римскому, ни византийскому стилю. Поэтому сложилось именно такое мнение.

Многочисленные археологические раскопки и многие другие сведения, полученные в ходе других мероприятий, дают возможность судить о том, что предки албанцев – это иллирийские племена. У них, в свою очередь, были собственные традиции, касающиеся всех аспектов, начиная со способа погребения и заканчивая стилем одежды. С одной стороны, это позволяет утверждать, что албанская культура не входит в список более обширных мировых традиций. С другой стороны, она является уникальной, подчеркивается преемственность именно на территории современного ареала.

Справедливости ради следует отметить, что существует и фракийская теория. Она связана с албанским языком. Однако здесь есть свои нюансы. Учитывая, что наиболее основательно вопрос этногенеза прорабатывается путем изучения материалов языкознания, исследователи определяют его значительное сходство как с элементами иллирийского, так и фракийского языка. Но сделать это достаточно сложно ввиду отсутствия достаточного количества документированных источников.

Сегодня ученые утверждают о значительном влиянии на культуру, язык и традиции современных албанцев иллирийских племен. Они говорят, что спор относительно причастия к ним фракийских племен нецелесообразен. Безусловно, они сыграли определенную роль в становлении их языка, но не более того. Следовательно, решающими их назвать нельзя.

Этнографические группы

Албанцев можно разделить на две основные подгруппы. Они образованы в связи с тем, что этот народ разделяется по языку и обычаям.

  1. Геги – северные албанцы. Они проживают в Косово, Северной Албании, Македонии, Черногории. Это преимущественно мусульмане и католики. У этого народа до сих пор сохранена своеобразная традиция деления на фисы – племенные объединения.
  2. Тоски – южные албанцы. Они населяют Грецию, Южную и Центральную Албанию. Среди них — преимущественно мусульмане и православные.

В ходе политических событий на Балканах из албанского этноса выделились две крупные субэтнические группы, которые сегодня являются самостоятельными и слабо связаны с исторической родиной. Это арнауты – православные албанцы республики Греция и арбеши – албанцы-католики, проживающие на территории Сицилии и Южной Италии.

Учитывая всю полученную информацию, можно ответить на интересующий многих вопрос о том, славяне албанцы или нет. Их этногенез, конечно, запутан. Но не настолько, чтобы не понимать, что к славянам они не имеют отношения.

Традиции и обычаи

В албанском языке есть такая интересная особенность: многие имена и названия произносятся по-разному, что зависит от контекста. Из-за такой особенности часто даже профессиональные переводчики допускают ошибки.

Как уже говорилось, албанцы в знак отрицания кивают так, как мы соглашаемся. Однако в столице Албании и других крупных городах такой жест уже практически не используется. Видеть его можно лишь в поселках. Также в провинциальных районах еще пользуется популярностью вежливая форма обращения «шоку», что означает «товарищ». А в крупных городах сейчас говорят «зоти» или «зонья» – господин и госпожа соответственно.

Когда албанцы ходят в гости друг к другу, они обязательно берут какой-нибудь маленький подарочек – символический знак внимания. При этом сторона, принимающая его, не смотрит на то, дешевый ли он или дорогой – это неважно.

Принимать гостей – это тоже талант. Считается, что чем больше их, тем лучше, тем выше положение хозяина дома в обществе. Албанцы вообще очень любят собираться и вести беседы на самые разные темы. Например, для них нормальным явлением считается подсесть к другому человеку в кафе и просто поболтать.

Этот народ очень любит пить кофе. Для них это целая культура. Албанцы пьют кофе всегда и везде, была бы только возможность. Они подают его в день сватовства и других важных семейных событий, а также «отмечают» им совершение сделки.

В Албании широко распространены хорошие манеры. Это вежливый и добропорядочный народ, который всегда стремится помогать другим людям.

Наиболее часто можно встретить маленькие семьи. Большие тоже есть, но их значительно меньше. Глава дома – самый старший мужчина в семье. Поэтому он распоряжается и имуществом, и хозяйством.

Раньше жена была как бы собственностью мужа. То есть она находилась в полном его подчинении. Часто детей на усмотрение отца обручали еще в раннем возрасте. Ребенок тоже был своего рода собственностью отца. Например, если вдова выходила замуж второй раз, ее дети оставались в семье умершего супруга.

Сейчас все иначе. На это повлияло нововведение в Конституцию, которое приравняло женщин к мужчинам. То есть они теперь на равных. Да и дети, если они посчитают нужным, могут расторгнуть обручение, произведенное в раннем детстве.

Очень сложно в Албании с браками между представителями разных вероисповеданий. Они есть, но таких очень мало, так как с этим борется общество с устоявшимися обычаями. Причина в большей степени в том, что сами по себе брачные обычаи очень сложны и в полной мере зависят от социальной принадлежности, обычаев и местных традиций, вероисповедания и пр. Интересно, что обычай запрещает молодоженам обращаться друг к другу по имени, по крайней мере, в первый год и в присутствии посторонних. Молодая жена должна быть покорной, услужливой и выполнять все прихоти старших членов семьи и, конечно, супруга.

Касаются албанские традиции и материнства. Например, роженицу и новорожденного тщательно оберегали от посторонних глаз, а на третий день после рождения малыша устраивали праздник. Выбор имени был очень сложным процессом, в котором принимали участие все родственники. Однако в последнее время принимает решение кум.

Культура

В значительной степени повлияло на ее становление и развитие географическое положение, а также государства, которым в разные времена принадлежала территория современной Албании. В стране сегодня существует огромное количество исторических, культурных, архитектурных и других памятников, а также учреждений, которые способны поведать обо всем, что связано со страной. Например, обычаи и традиции зоны Шкодры очень схожи с итальянскими, юго-восточная часть гордится славянскими и французскими элементами, а на юге преобладают греческие культурные особенности.

Кухня Албании

Она является разнообразной и уникальной. И это тоже благодаря богатой истории Албании. Национальная кухня особенна тем, что была рождена на стыке восточной и западной культуры. Для приготовления блюд используются экологически чистые продукты. Кстати, здесь они стоят очень дешево.

Кухня этого государства состоит из разнообразных блюд. Например, запеченная рыба, бюрек, таве коси, традиционный рис и т. д. К традиционным блюдам Албании относятся:

  • сарма – голубцы с помидорами черри, пряными травами и лимоном;
  • чомлек – нежная говядина, тушеная с луком, черносливом и морковью;
  • таве-коси – сладкая запеченная или тушенная в йогурте баранина;
  • гювеч – говядина или баранина, тушенная с картошкой, стручковым горохом и перцем;
  • фэргаса-тирана – блюдо из жареного мяса, яиц, печени и помидоров.

Албания также славится винами и коньяком «Скандербег» собственного производства. Они обладают уникальным ароматом и являются очень вкусными. Не менее популярна ракия – традиционный албанский напиток.

Праздники и мероприятия

Новый год, Рождество Христово и День труда в Албании празднуются, как и в России, 1, 7 января и 1 мая соответственно. А 11 января они отмечают День республики. На 29 ноября приходится День освобождения Албании, а 10 декабря – День Алехандро.

Разумеется, каждый из этих праздников сопровождается различными мероприятиями. Особенно важен для местных жителей День независимости Албании. А 5 и 6 декабря, когда празднуют День святого Николая, принято держать пост. Целый день албанцы голодают, а поздней ночью подают на стол целого жареного ягненка.

Образование и наука

В Албании есть государственные и частные образовательные учреждения. Главный из них – Государственный университет Тираны. Он был основан в 1957 году. В состав вуза входило четыре института: педагогический, политехнический, экономический и медицинский. Сейчас он охватывает 8 колледжей, 50 академических департаментов, 41 учебную программу. Здесь получают образование более 14 000 студентов.

Помимо этого в Албании 11 частных и 13 государственных вузов. Начальное образование – это 9 классов. Они считаются обязательными. Часто подростки отправляются в другие страны для получения высшего образования. Например, в Италию, Германию, Францию, Польшу, Румынию, США и т. д. В Россию ежегодно приезжает не менее 40 человек.

Албанцы – это народ, который, как и многие другие, имеет собственный менталитет. Пусть их традиции и обычаи отличаются в зависимости от области, люди везде отзывчивые, приветливые и толерантные.