Семейные детские сады

Как открыть семейный детский сад

Семейный детский сад в Москве — это одна из форм дошкольного образования для детей из многодетных семей, зарегистрированных по месту жительства в столице. Родители открывают семейный детский сад у себя дома и обеспечивают воспитание, обучение, присмотр, уход, оздоровление и питание детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет.

Устроен семейный детский сад следующим образом:

  • семейный детский сад является дошкольной группой образовательной организации, которая оказывает помощь в открытии и методическую поддержку;
  • воспитанники семейного детского сада могут использовать инфраструктуру образовательной организации, в частности посещать музыкальные и физкультурные занятия, заниматься с педагогами, обучаться плаванию, принимать участие в общих праздниках;
  • воспитателем в семейном детском саду работает один из родителей, имеющий соответствующее образование. Для него семейный детский сад становится основным местом работы, он получает заработную плату;
  • питание в семейном детском саду оплачивается из бюджета города Москвы.

«Свои дети — своя ответственность». Кто и зачем открывает семейные детские сады

Семейные детские сады прикреплены к школам, соответствуют нормам безопасности и санитарии, но отличаются количеством детей в группе. Организовать их имеют право многодетные родители в первую очередь для собственных детей. В эфире программы «Радиошкола» директор школы № 2065 Наталия Файдюк и помощница воспитателя семейного детского сада Даниэль Титова объясняют, чем и для кого хороши такие организации.

Рассылка «Мела» Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Как появляются и исчезают семейные детские сады

Наталия Файдюк. Семейные детские сады давно существуют в Москве: первые начали появляться уже в 2007 году. Сейчас в нашей школе их 14, всего в них ходит порядка 50 детей.

Примерно каждый месяц в школе открывается новый сад. Мы развиваем это направление, потому что оно востребовано многодетными родителями. Это очень удобная форма: мама получает возможность быть дома, а дети включены в образовательный процесс. К доходу семьи прибавляются зарплата и компенсация на питание.

Семейные детские сады не оторваны от школы: это часть дошкольного образования, которая включена в структуру. Семейный детский сад обязательно прикреплён к какой-нибудь дошкольной группе. При этом организовать его может только многодетная семья, в которой есть минимум три ребёнка. В противном случае дошкольное образование идёт вне образовательной системы.

У родителей существует несколько опций для открытия сада:

  • приводить детей на занятия в детском саду;
  • полноценно воспитывать самостоятельно;
  • осуществлять только присмотр и уход.

Вот три основных вида семейного детского сада, которые могут быть реализованы в зависимости от желания мамы, образования, возможностей. Самое простое по форме — последнее, только присмотр.

Прийти в семейный детский сад могут дети из любой семьи. Главное, чтобы в группе не было больше пяти человек. Сад прекращает работу, когда младший в группе идёт в первый класс. Бывают такие ситуации, когда в саду остаётся один ребёнок самой мамы, а трое-четверо приходят из другой, не обязательно многодетной семьи.

Родители, которые хотят отдать ребёнка в семейный сад, часто не знают тех, кто их организует. Поэтому мы начинаем общаться с теми семьями, которые могут принять в группу чужого ребёнка и открыты к диалогу с другими мамами и папами. Это история о взаимопонимании. Договор-то подписывается трёхсторонний: одной семьёй, другой семьёй и школой. Самое важное тут — как они друг другу подойдут.

Требования к любому сотруднику образовательного учреждения одинаковые. Для семейных детских садов исключений не делается. Если у человека есть педагогическое образование и в штатном расписании школы предусмотрен воспитатель, то один из родителей может быть им. Если педагогического образования нет, то подойдёт должность «помощник воспитателя» — она вполне соответствует среднему специальному образованию.

Иногда родители готовы тратить время и силы на переподготовку: один папа упорно учится второй год, потому что хочет быть воспитателем

Он пока не открыл сад, но стремится к этому. Но вообще переподготовка — серьёзная история, на которую, имея минимум трёх детей, ещё нужно решиться.

Когда мы получаем заявления от родителей, которые хотят открыть семейный детский сад, то создаём специальную комиссию. Она приходит на тот адрес, который указан в заявлении, и проверяет условия на соответствие нормам безопасности и санитарии. Строгих норм о площади помещения нет: всё-таки количество детей ограничивается пятью. Но квартира остаётся квартирой, и все понимают, что 15 человек внутри — перебор.

Почему семейные сады набирают популярность

Наталия Файдюк. Семейные детские сады очень востребованы в ЮВАО, ЮАО, районах массовой застройки. Дома строятся, квартиры заселяются, люди едут. Молодёжь не боится заводить много детей. Если брать контингент нашей школы, то не меньшая, а даже большая часть детей в ней из многодетных семей. Мои заместители достаточно молоды: всем мужчинам около 30–40 лет, и у троих из четверых больше двух детей. Они всё успевают, работают на неплохих должностях. Словом, семейные детские сады — закономерный отклик на естественное городское развитие. И создать его можно в любом московском округе.

Были случаи, когда наша комиссия не открывала семейный детский сад. На территории Москвы есть частные дома, например. Есть семьи, которые хотят открыться в них, но так делать нельзя. Но подобные случаи происходят нечасто: у нас было всего два прецедента, когда семейный сад не открыли. Тогда это было связано с бытовыми условиями. Родители, получив отчёт, всё поняли. Их дети пошли в обычные группы.

Представим, что в доме живёт некая тётя Валя с огромной квартирой и педагогическим образованием. Она готова принять семейный детский сад у себя. Но если тётя Валя не многодетная мама, такой возможности у неё нет. Зато она может стать индивидуальным предпринимателем, который будет оказывать образовательные услуги. Это уже другая история нестандартного частного сада, вне образовательной организации.

Если мы обнаружим, что правила трудового договора или тройственного договора об образовании нарушаются — например, вместо многодетной мамы в саду работает кто-то ещё, — он быстро закроется. Но пока у нас ни один семейный сад не закрылся.

Зачем это многодетным мамам

Даниэль Титова. Став мамой в первый раз, я не задумывалась об открытии семейного детского сада и даже не знала, что такие существуют. Когда я пришла регистрировать ребёнка, женщина в ЗАГСе посоветовала мне встать в очередь на место в государственном детском саду. Я подумала: «Как это? Детский сад? Я отдам своего ребёнка?» Я только родила, слушала классическую музыку, ходила по театрам и музеям, чтоб он внутри меня развивался, и вдруг я его отдам какой-то тёте на воспитание? Я приняла решение воспитывать детей самостоятельно, без нянь, бабушек и дедушек.

На мой взгляд, лучше, чем мама, воспитать ребёнка не сможет никто

Только мама знает, какие у него есть недостатки. Только она видит, когда он действительно устал, когда ещё может учиться или уже нет. Какой воспитатель проследит за каждым ребёнком, когда в группе 20–30 детей?

Когда детей стало трое, я узнала о возможности открыть семейный детский сад. Я пошла в школу, рассказала о своём желании, прошла определённые процедуры и стала полноценным сотрудником. Помощником воспитателя я работаю уже пять лет. В нашем саду пять детей, все они мои. Я люблю заниматься с ними и даже жалею, что не получила образование педагога начальных классов. Мне нравится вместе читать, ставить руку при письме. Я вижу, как они учатся складывать эти буковки и звуки в слова, и я прямо-таки балдею от этого.

Как родители из семейных садов общаются с администрацией

Наталия Файдюк. Говорить, что мы взяли сотрудника, открыли сад и забыли про него, неправильно. В любом образовательном учреждении есть программа, которую принимает педагогический совет, и любой сотрудник школы, в том числе и сотрудник семейного детского сада, обязан её придерживаться. Если педагогический совет принимает решение всей школой перейти на систему Монтессори, то каждый сотрудник должен будет его реализовывать.

В штате школы есть специальный человек, который занимается дошкольной ступенью образовательного центра. У нас это Ольга Назаровна, которую точно знает каждая мама-воспитатель. Она приходит в гости и смотрит, как проходят режимные моменты, соблюдаются санитарные нормы, меры безопасности. Ольга Назаровна организует специальные праздники для семейных детских садов, поэтому дети приходят к нам и в детские сады, и в школы.

Даниэль Титова. Приходит Ольга Назаровна, всё проходит очень дружно и мирно. Она не ходит и не говорит: «Ой, это не так, то не так». Все понимают, что это квартира. У нас не было такого, что обнаруживались антисанитарные условия. Ведь любая мама хочет, чтобы её ребёнок находился в чистоте и безопасности. Вся мебель у нас куплена по возрасту, по росту ребёнка. Все углы имеют специальные сглаживающие накладки, розетки закрыты, на окнах обязательно поставлены специальные замки. Ты ставишь их один раз, но потом это никуда не исчезнет.

С Ольгой Назаровной мы находимся в очень тесном контакте. Она всё время подбрасывает какие-то идеи: «Посмотрите, вышла нейропсихологическая гимнастика. Как вы к ней относитесь?» Это очень полезная методическая помощь. Кроме того, она поддерживает школьное комьюнити, помогает не выпадать из структуры школы № 2065.

Ольга Назаровна проводит общие мероприятия для всей школы. Мы вместе организуем, например, выставку. Все скидывают общие идеи в чат, делятся тем, что можно сделать. Вместе проводятся праздники, в том числе и выезды на общегородские мероприятия.

Зачем семейные сады нужны школе

Наталия Файдюк. В первую очередь нас заботит образование детей, его наиболее удобная организация. Школа остаётся школой, а не коммерческим предприятием, которое думает о сверхприбыли.

Есть дети, которым тяжело в коллективе на 30 человек. Есть дети со слабым иммунитетом: в большом коллективе им тоже не очень удобно

Есть дети с разными специфическими чертами характера, которым лучше в небольшой компании. Семейный детский сад помогает подготовить к школе детей с такими особенностями: пусть и в небольшой группе, они общаются, адаптируются, готовятся к переходу в первый класс. Это лучше, чем оставлять ребёнка дома в одиночестве, когда он приходит в школу полностью неподготовленным и впервые узнаёт о том, что бывают классы на 30 человек, с правилами, дисциплиной и чужими взрослыми людьми.

У детей, которые ходят в семейный детский сад, абсолютно те же условия поступления в школу, что и у тех, кто посещает обычный детский сад при учреждении. Родители пишут заявления, и их дети переходят на следующую ступень образования. Большинство детей из семейных садов поступают в первый класс нашей же школы.

Даниэль Титова. В государственных детских садах есть определённый режим дня, и он не совпадает с тем, который существует в семейных детских садах. Наш распорядок подстроен под график, поэтому детям с особенностями здоровья и характера комфортнее в таком «отрегулированном» детском саду.

У меня в школу пошли уже два ребёнка. Они отлично вписались в огромный коллектив из 20–30 человек в классе. Никаких проблем не было. Дома они оказались подготовлены лучше, чем в обычном саду. Мой сын сразу поступил в гимназию, а дочь пошла в английскую частную школу. Отдавать детей в ту же школу, к которой привязан детский сад, не обязательно.

Я решила не оставлять детей на семейном обучении, потому что школьное образование — ещё и путь к полноценному общению с большим количеством людей. У ребёнка появляются первые трудности, которые он должен преодолевать сам, — это важная подготовка к взрослой жизни.

Как питаются дети в семейных садах

Наталия Файдюк. Кроме фиксированной зарплаты, воспитатели и помощники воспитателей получают компенсацию затрат на питание. Но никаких специальных жёстких требований к меню в семейном детском саду нет. Когда комиссия смотрит условия в помещении, а затем приходит с контрольными визитами, она также изучает стол и качество блюд. Те отчёты о питании, которые семейный сад присылает, также демонстрируют набор используемых продуктов. Поэтому контролировать, из чего и что готовит мама, очень даже возможно.

Даниэль Титова. К отчётам по кухне мы не прикладываем чеков: определённая сумма заранее рассчитана на каждого ребёнка. Плюс в том, что мама действительно может с лёгкостью учесть особенности диеты каждого ребёнка. У моих детей, например, непереносимость глютена. Соответственно, они его не едят. Это одна из причин, почему семейные сады прекрасно подходят аллергикам.

Помощь ассоциации

В.В. Путин попросил правительство подумать о «материнской зарплате» © ОНФ

Президент России, лидер Общероссийского народного фронта Владимир Путин утвердил перечень из шести поручений по итогам работы медиафорума ОНФ региональных и местных СМИ «Правда и справедливость», состоявшегося 4–7 апреля в Санкт-Петербурге. Об этом сообщается на официальном сайте Кремля.В том числе правительству РФ поручено рассмотреть совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации вопросы о возможности установления выплат пособий гражданам, воспитывающим троих и более несовершеннолетних детей и не имеющим доходов от трудовой, предпринимательской или иной деятельности, а также о возможности осуществления денежных выплат за деятельность по воспитанию детей и о создании в рамках предусмотренных бюджетных обязательств механизма государственной поддержки семейных дошкольных групп. Представить соответствующие предложения до 1 июля 2016 г. должны премьер-министр Дмитрий Медведев и высшие должностные лица субъектов РФ.

Межрегиональный форум ОНФ в Ставрополе, 25 января 2016 года

В столице семейные детские сады появились после принятия 30 октября 2007 года Правительством Москвы Постановления № 951-ПП «Об утверждении примерного положения об организации деятельности семейного детского сада».

В соответствии с этим положением СДС в г. Москве может организовать у себя дома многодетная семья, имеющая трех и более детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Также в СДС могут быть приняты дети из других семей. СДС является структурным подразделением государственной образовательной организации, а мамы-воспитатели – её штатными сотрудниками.

СДС решают сразу несколько проблем. Это и создание рабочих мест для многодетных матерей, у которых появляется возможность без отрыва от семьи иметь занятость, достойную зарплату, повышать свою квалификацию, что, в свою очередь, изменяет в положительную сторону статус многодетной семьи в обществе. Воспитанники СДС могут заниматься со специалистами-педагогами из образовательных организаций, что повышает возможность всестороннего развития детей. При создании СДС сокращается потребность в строительстве новых детских садов, соответственно отпадает необходимость проводить текущий и кап. ремонт, тратить деньги на коммунальные платежи, материально-техническую базу, так же сокращаются транспортные расходы. Все это, несомненно, может быть выгодно для бюджета нашего города.

На сегодняшний день семейные детские сады являются самым удачным и продуманным проектом, направленным на поддержку многодетных семей, имеющих детей дошкольников, и наиболее востребованным этими семьями! Почему это так? По статистике, семейные детские сады организуют социально активные родители, которые мотивированы на полноценное родительство. Для этих людей ребенок — одна из основных жизненных ценностей, значимая часть их самореализации. Семейный детский сад немногочисленен, соответственно, воспитателю-маме легче использовать преимущественно личностно-ориентированный уровень общения. Как подтверждают исследования, личностно-ориентированное общение в отличие от учебно-дисциплинарной модели взаимодействия в детских многочисленных группах в практике дошкольного воспитания используется довольно редко. Уже давно замечено, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньшее влияние, чем предыдущий. Уникальность домашнего воспитания объясняется, прежде всего его первичностью, силой и глубинной значимостью. Таким образом, семейные детские сады открывают большие возможности для наиболее естественного и гармоничного развития дошкольников, а так же являются механизмом поддержки семейных ценностей ,что очень важно для многодетных родителей, поскольку именно семья и дети для них являются наиболее значимыми!

С сентября 2014 года воспитатели семейных детских садов объединились в Ассоциацию, которая насчитывает на сегодняшний день около 350 членов. Основной целью деятельности Ассоциации является объединение на территории РФ семейных детских садов и содействие развитию и повышению качества семейного образования и воспитания.

Не так давно в рамках нашей Ассоциации был проведен опрос воспитателей в результате которого обозначилась еще одна очень важная составляющая этого проекта. Выяснилось, что СДС играют заметную роль в преодолении демографического кризиса! Как показал опрос, В каждой семье имеющей СДС более двух лет, в среднем за время функционирования, родилось еще двое детей. Это пятые, шестые и даже девятые дети в своей семье!

Семейный детский сад: как получить деньги за воспитание собственных детей

С 2007 года в Москве многодетные мамы, сидящие дома с детьми, могут оформиться в районный детский сад, и получать зарплату за воспитание своих собственных детей. Как устроена эта система?

Рисунок Дмитрия Петрова

«Раньше была воспитателем, потом понизили до няни»

«В 2010 году от своих многодетных друзей я узнала, что, если у тебя есть трое детей дошкольного возраста, можно оформить семейный детский сад. В тот момент у меня их было 4, и мы пошли в ближайший к дому садик, чтобы договориться об оформлении.

Надо было сделать медицинские карты – мне и детям, собрать еще некоторые бумаги, но, в общем, оформление не было очень сложным. Меня взяли на работу воспитателем, стали платить зарплату – 25-27 000 в месяц, а также деньги на питание детей – около 2 500 рублей на каждого.

Детей в семейном детском саду должно быть не менее трех

В тот время почти не было отчетов, мы лишь собирали чеки из продуктовых магазинов на ту сумму, которую детям выделяли на питание.

Затем правила изменились, стали требовать отчеты о том, чем я занимаюсь с детьми дома, и выяснилось, что у меня нет высшего образования. Воспитателем я быть не могла. Мне предложили стать нянечкой и понизили зарплату до 20 000 рублей. Но отчеты требовать перестали. Кстати, год назад отменили и продуктовые чеки». (Алена, 7 детей)

В каких-то садиках заведующие охотно оформляют мамочек в качестве сотрудников, в каких-то – не очень. Где-то требуют ежемесячные отчеты, ходят с проверками в квартиру и чуть ли не запрещают увозить детей на все лето на дачу, а где-то вообще не интересуются тем, чем занят ребенок дома.

Но даже при самых строгих заведующих, многодетные мамы (а домашний детский сад рассчитан, прежде всего, на них) активно пользуются этой возможностью – получать деньги за воспитание детей.

Дневник воспитателя, чеки, цели и задачи

Рисунок Дмитрия Петрова

У Дарьи 9 детей, дошкольников – 4. С 2008 года у Дарьи оформлен семейный детский сад. В прошлом году заведующая предупредила, что с будущего года воспитателем детского сада может быть только человек с высшим профильным образованием – вступает в силу единый педагогический стандарт. То, что у Дарьи диплом МГУ и кандидатская степень, не дает ей права работать у своих детей воспитателем.

Как и некоторые другие ее подруги-матери больших семей, Дарья поступила в Свято-Тихоновский гуманитарный университет, чтобы получить второе высшее образование. За 2 года она стала дипломированным воспитателем – слушала лекции, участвовала в семинарах, писала эссе (одно их них – «Злословие как болезнь души» стало своего рода бестселлером) и как раз недавно защитила диплом на тему «Духовно-нравственное воспитание на базе семейного детского сада».

Придется получить второе высшее образование — педагогическое

Но необходимость получить профильного образования – не единственная сложность, с которой столкнулась Дарья.

Каждый месяц (до 5 числа) она должна сдавать в детский сад «дневник воспитателя» — он отправляется по электронной почте. Здесь Дарья пишет, чем она занимается с детьми каждый день. Все должно соответствовать плану – два раза в неделю надо рисовать, один раз в неделю лепить. И никак не наоборот.

Если вдруг в «Дневник воспитателя» закралась лишняя лепка, могут сделать замечание. Рисунки и поделки надо фотографировать, сканировать и прилагать к записям.

Раз в полгода требуют отчеты о проделанной работе

Дарья должна в краткой форме – на одной странице – написать о том, какие цели и задачи ставит, как собирается их решать. Чего ее дети достигли за полгода, а что им не удалось, и главное – над каким проектом они сейчас работают. Иногда требуют презентацию с фотографиями.

Комиссия из сада также может прийти домой – проверить условия проживания детей, их спальные места, рабочие столы. «Ко мне, — говорит Дарья, — приходят нечасто — за 8 лет были всего раз пять». Но, на самом деле, такие проверки возможны только если семья сама готова принимать представителей детского сада.

Летний отдых воспитательниц

Рисунок Дмитрия Петрова

Отдельной сложностью для многих мам-воспитательниц становится лето. В некоторых случаях руководство сада ведет себя так, как будто они — следователи по особо важным делам.

Они могут не разрешить без проверки специальной комиссии вывозить детей в непонятные условия. Одной маме руководство сада сообщило, что если она хочет сохранить свою зарплату, то должна оставаться с детьми в Москве, а они могут «в любой день к ней прийти и посчитать детей по головам».

Во всех подобных случаях надо обязательно советоваться с юристами. Администрация сада может вести себя некомпетентно. Часто недоразумения возникают и в случаях расчета летней зарплаты мамы-воспитателя.

42 дня отпуска — то оплачивают, то нет

Например, если детский сад не работает в летнее время, то многодетных мам заставляют подписывать заявление об отпуске за свой счет на все лето. В других детских садах мамам оплачивают положенные 42 дня отпуска, а остальные дни они берут за свой счет. Или наоборот, сад работает все лето, но 42 дня отпуска воспитателя почему-то не оплачиваются. Когда спрашиваешь мамочек, почему так, что говорят в отделе кадров, они пожимают плечами – ссориться, ругаться и «качать права» почти никто их них не готов.

Хотя, на самом деле, добиваться правды можно. У Юлии 6 детей. Раньше она числилась в семейном саду «младшим воспитателем» и получала небольшую зарплату, но затем Юлия и некоторые ее подруги-многодетные мамы узнали, что такой должности не существует. Они стали писать письма депутатам, в Департамент образования и в итоге их должность была изменена на «воспитателя», а зарплата увеличена. Как и Дарья, Юлия получила недавно второе высшее образование, стала дипломированным воспитателем детского сада.

Дети выросли: прикрепляем соседских

Когда старшие дети в многодетной семье начинают посещать школу и дошкольников становится меньше трех, детский сад может продолжить свою работу. Но для этого многодетной маме-воспитателю надо найти маленьких детей в многодетных семьях своих подруг и прикрепить их к своему семейному садику.

Это на первый взгляд кажется сложным, но, на самом деле осуществимо.

А зарплату, как и обязанности, и дотацию на питание, можно делить пополам

Именно так поступила Ирина, мама 6 детей, 5 из которых уже учатся в школе. Когда ее четвертый ребенок должен был пойти в первый класс, она позвонила своей подруге, у который также старшие дети учились в школе и предложила ей присоединить двух своих дошкольников к ее саду.

Надо также иметь в виду, что дети из семейного детского сада имеют право посещать занятия в обычном садике, к которому они прикреплены, — музыкальные, спортивные, занятия логопеда. Если в садике есть свой бассейн, семейный детский сад также может заниматься там плаванием. Это касается всех детей, оформленных в семейном детском саду.

Многодетным родителям разрешили открывать детский сад у себя дома

Каждая мама — это и воспитатель, и психолог, и педагог в одном лице. Вряд ли кто будет с этим спорить. А если так, то почему бы не оформить ее на все эти должности официально или хотя бы мам, воспитывающих троих детей? И тем самым решить как минимум две государственные проблемы: помочь в трудоустройстве «неудобным» для работодателя родителям и активнее развивать малышей из многодетных семей, которые зачастую не пользуются услугами садиков. Именно такими мотивами руководствовался мэр Москвы Юрий Лужков, когда подписал постановление правительства о создании в городе сети дошкольных образовательных учреждений нового типа.

Каждая мама — это и воспитатель, и психолог, и педагог в одном лице. Вряд ли кто будет с этим спорить. А если так, то почему бы не оформить ее на все эти должности официально или хотя бы мам, воспитывающих троих детей? И тем самым решить как минимум две государственные проблемы: помочь в трудоустройстве «неудобным» для работодателя родителям и активнее развивать малышей из многодетных семей, которые зачастую не пользуются услугами садиков. Именно такими мотивами руководствовался мэр Москвы Юрий Лужков, когда подписал постановление правительства о создании в городе сети дошкольных образовательных учреждений нового типа.
Сегодня в столице детские сады на дому уже действуют, в том числе и в Центральном округе. «Такой формы, насколько я знаю, нет ни в одной стране мира, это, так сказать, наше ноу-хау, – утверждает социальный педагог Татьяна Волкова. – И поначалу, конечно, были сомнения: как все это организовать, как подготовить родителей, пожелавших официально взять на себя функцию воспитателя, как контролировать?»

Татьяна возглавляет направление «Семейный детский сад» при учреждении дошкольного образования комбинированного типа № 2634 в Замоскворечье. Первые домашние группы здесь появились осенью прошлого года, сейчас их шесть, а это – 19 воспитанников разного возраста.

– Татьяна, что было самым сложным при формировании семейных групп?

– Мы думали, что самым трудным будет убедить родителей в том, что это не просто какая-то дополнительная форма материальной помощи, а в первую очередь более активное участие родителей в воспитании детей. Но, как оказалось, люди были к этому готовы. Тем более что к началу эксперимента мы разработали алгоритм организации семейного детского сада и программу образовательных курсов для родителей, пожелавших участвовать в проекте. Труднее было убедить сотрудников нашего садика в том, что мы имеем дело не просто с родителями, а с коллегами – педагогами, которые работают в удаленном режиме, но при этом и они, и их дети должны принимать самое деятельное участие в жизни нашего учреждения.

– Удалось?

– У нас в программе очень разные семьи, но я бы назвала их продвинутыми. Все родители с большим энтузиазмом прошли необходимые обучающие курсы, потом участвовали в составлении методических программ – для каждой группы разработана своя. И сейчас многие уже готовы продолжить педагогическое образование. Мы готовим троих родителей на переаттестацию по 2-й квалификационной категории, а четыре мамы-воспитательницы решили поступить в МПГУ на факультет психологии.
По словам Татьяны Волковой, все родители-воспитатели относятся к участию в эксперименте не как к дополнительной нагрузке или увлечению, а как к полноценной педагогической работе: участвуют в общих мероприятиях, помогают в благоустройстве детского садика.

Наверное, самое время рассказать о том, что же такое семейный детский сад. Во-первых, организовать его могут мама или папа, воспитывающие троих и более малышей. Педагогическое образование не обязательно, но приветствуется. В любом случае, прежде чем оформить родителя на одну из ставок в семейную группу, с ним побеседуют специалисты – педагоги, социальные работники, психолог. Кроме того, придется пройти бесплатное обучение на специальных курсах. Само собой разумеется, в квартире, где планируется открыть семейный сад, должны быть созданы соответствующие условия. Правда, если требуется, родителям окажут необходимую помощь – предоставят мебель, посуду, игрушки и даже постельные принадлежности.

Семейная группа прикрепляется к муниципальному садику – по выбору родителя-воспитателя, которого оформляют на ставку. Помимо зарплаты он получает деньги на питание детей, методическую и консультационную помощь. Кроме того, согласовывается расписание посещения малышами из семейных групп занятий в «стационарном» детском саду. На практике получается, что дети спят, играют, едят дома, а в бассейн, к логопеду или психологу отправляются в сад.

Конечно, у этого эксперимента все еще впереди. Но многие считают начинание очень перспективным, сравнивая его с системой домашнего воспитания, принятой в дореволюционной России. Нельзя не учитывать и дефицит мест в обычных детских садах. Но, по мнению Татьяны Волковой, помимо всех этих, безусловно, важных задач, создание семейных групп помогает в решении не менее значимых в воспитании вопросов:

– Родители в условиях страшной загруженности очень мало общаются с детьми. Особенно это касается многодетных семей, где мамы и папы вынуждены еще и подрабатывать. А организация домашнего садика предоставляет им возможность заниматься воспитанием, сохраняя при этом трудовой стаж, имея зарплату и отпуск.
С осени семейных групп станет как минимум на две больше. Коллектив детского садика № 2634 готов оказать мамам и папам, решившим попробовать себя в новом качестве, любую помощь. Телефоны для справок: 959-8955, 320-1020.